Понятие возраста в психологии развития. Смотреть значение Абсолютный Возраст в других словарях

Возраст – одна из фундаментальных и сложных категорий психологии. Можно выделить два уровня анализа этого понятия:

Абсолютный (или календарный, хронологический) возраст выражается количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т. п.), отделяющих момент возникновения объекта от момента измерения его возраста. Это чисто количественное, абстрактное понятие, обозначающее длительность существования объекта, его локализацию во времени. Определение абсолютного возраста называется датировкой.

Условный возраст (или возраст развития) определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционногенетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественных признаков. Установление условного возраста – элемент периодизации, которая предполагает выбор не только хронологических единиц измерения, но и самой системы отсчета и принципов ее расчленения.

Анализ индивидуального развития человека показывает, что категория возраста с точки зрения жизненного пути конкретного человека может быть рассмотрена с нескольких позиций.

Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со средним статистическим уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста, – за основу взяты те генетические, морфологические, физиологические и нейрофизиологические изменения, которые происходят в организме каждого человека. Благодаря полученным статистическим данным о том, в каком хронологическом возрасте какие изменения должны происходить, были установлены определенные возрастные нормативы. Соответственно если в данном возрасте у человека еще не наступили ожидаемые изменения, значит, он отстает в своем биологическом развитии, т. е. его биологический возраст меньше хронологического. Если, напротив, наступили изменения, которые должны произойти в более старшем возрасте, то говорят, что биологический возраст человека превышает его хронологический возраст.

Психологический возраст устанавливается путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т. д.) развития индивида с соответствующим нормативным уровнем.

Социальный возраст измеряется посредством соотнесения уровня социального развития человека (например, меры овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников.

Существует также субъективный возраст личности, имеющий внутреннюю систему отсчета. Под этим понятием подразумевается собственная оценка человеком своего возраста, возрастное самосознание, зависящее от напряженности, событийной наполненности жизни. Основой субъективного возраста является самоощущение. Следовательно, субъективный возраст относительно свободен от хронологического возраста. Человек может ощущать себя старше своих лет, младше или соответственно своему возрасту.

Предметом психологического исследования является психологический возраст человека, а основной задачей в связи с этим выступает поиск системы отсчета и хронологических единиц измерения, т. е. построение периодизации психического развития.

Цель любой периодизации – обозначить на линии развития точки, отделяющие друг от друга качественно своеобразные периоды. Вопрос заключается в том, что обусловливает качественное своеобразие. В истории психологии неоднократно предпринимались попытки построить периодизацию психического развития. Их систематизация была предпринята Л.С. Выготским в работе «Проблема возраста». Все существующие к тому времени периодизации ученый разделил на три группы, и сделал это настолько методологически удачно, что в предложенную систематизацию, как правило, успешно вписываются современные периодизации.

Первую группу составили периодизации, созданные не путем расчленения самого процесса развития на этапы, а по аналогии со ступенчатым построением других хронологических систем. Таковой является, в частности, известная периодизация С. Холла , созданная по аналогии с представлениями о ступенях развития общества. Он выделял стадию рытья и копания (0–5 лет), стадию охоты и захвата (5 – 11 лет), пастушескую стадию (8 – 12 лет), земледельческую стадию (11–15 лет), стадию промышленности и торговли (15–20 лет), соотнося их с животной стадией развития общества, периодом охоты и рыболовства, временем завершения дикости и начала цивилизации, порой романтизма и т. п.

Ко второй группе (самой многочисленной) Л.С. Выготский отнес периодизации, которые основаны на каком-либо одном (реже нескольких) отдельно взятом признаке развития. Пример периодизации такого типа являет собой схема П.П. Блонского , построенная с учетом дентиции (появления и смены зубов) и соответственно включающая в себя беззубое детство, молочнозубое детство, период смены зубов, стадии прорезывания премоляров и клыков, постояннозубое детство.

К этой же группе можно отнести и периодизацию психосексуального развития 3. Фрейда, предполагающую следующие фазы развития личности: 1) оральная фаза (1-й год жизни): эрогенные зоны – в области рта; формы поведения – захват, удержание, сосание, кусание; 2) анальная фаза (2 – 3-й годы жизни): эрогенные зоны – в области заднего прохода; формы поведения – интерес к функциям отправления; 3) фаллическая фаза (с 3-х до 6-ти лет): эрогенные зоны – в области первичных половых органов; формы поведения – исследование своих гениталий; 4) латентная фаза (с 5–6 лет до 11–12 лет, т. е. стадия полового созревания): эрогенные зоны не выделяются и специфические формы поведения отсутствуют; 5) генитальная фаза (фаза половозрелости): активизируются все эрогенные зоны и формы поведения.

Особое место в периодизациях второй группы занимает периодизация Ж. Пиаже , в основе которой лежит развитие интеллектуальных структур. Развитие интеллекта представляется в периодизации фактором достижения равновесия с окружающей средой и описывается посредством четырех стадий: 1) предоперациональной стадии мышления (сенсомоторного интеллекта) с его рефлексами и приспособительными реакциями; 2) стадии предпонятийного и интуитивного мышления (внутренних действий с образами, символами); 3) стадии конкретных операций и 4) стадии формальных операций.

По аналогии со стадиями, выделенными Ж. Пиаже, в основе периодизации Л. Колберга лежит становление морали. С этих позиций в периодизации выделяются доморальный уровень (связанный с ориентацией на избегание наказания и получение поощрения), уровень конвенциональной морали (связанный с ориентацией на образец или авторитет) и уровень автономной морали (связанный с ориентацией на общественный договор и общепринятые моральные нормы).

Вариантов периодизации второй группы множество. Все они названы Л.С. Выготским моносимптоматическими, поскольку в основании большинства из них лежит лишь один, хотя и важный, признак развития.

В третью группу Л.С. Выготский включил периодизации, связанные с выделением существенных особенностей самого психического развития. К этой группе можно отнести периодизацию Э. Эриксона, важным достоинством которой является охват всей жизни личности, а не только ранних возрастов. Э. Эриксон выделил 8 фаз развития: 1) первая фаза (младенчество, первый год жизни) характеризуется первичным доверием или недоверием ребенка к окружению; 2) вторая фаза (раннее детство: 2 – 3-й годы жизни) характеризуется автономией или стыдом и сомнением; 3) третья фаза (дошкольный возраст: 4 – 5-й годы жизни) характеризуется инициативой или чувством вины; 4) четвертая фаза (школьный возраст: с 6-ти до 11–12 лет, т. е. до половозрелости) характеризуется чувством ценности и трудолюбия или малоценности; 5) пятая фаза (юношество) характеризуется личностной индивидуальностью, идентичностью или диффузией идентичности; 6) шестая фаза (молодость: 20–30 лет) характеризуется близостью, интимностью и солидарностью или изоляцией; 7) седьмая фаза (зрелость: 30–40 лет) характеризуется творческим началом, интегративностью или застоем; 8) восьмая фаза (старший взрослый возраст (плюс старость): от 40 лет и старше) характеризуется целостностью личности или раздвоенностью и отчаянием.

Л.С. Выготский предложил также собственную периодизацию. Он выделил в развитии стабильные и критические возрасты (периоды). В стабильных периодах происходит медленное и неуклонное накопление мельчайших количественных изменений развития, а в критические периоды эти изменения обнаруживаются в виде скачкообразно возникших необратимых новообразований. По мнению Л.С. Выготского, стабильные и критические периоды в развитии чередуются: 1) кризис новорожденности, 2) стабильный период младенчества, 3) кризис первого года жизни, 4) стабильное раннее детство, 5) кризис трех лет, 6) стабильный дошкольный возраст, 7) кризис семи лет, 8) стабильный младший школьный период, 9) пубертатный кризис, 10) стабильный подростковый возраст, 11) кризис 17 лет, и т. д.

Линию Л.С. Выготского в современной отечественной психологии продолжили А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин. Их позиция в вопросе о периодизации может быть выражена в нескольких тезисах:

1) несостоятельность многих периодизаций психического развития связана с тем, что за их основания брались хотя и характерные, но внешне отдельные признаки развития, а не внутреннее существо этого процесса, в то время как основания периодизации надо искать только во внутренних противоречиях самого развития;

2) периодизацию психического развития необходимо строить с учетом смены одной целостной деятельности другой, личность ребенка изменяется как целое в своем внутреннем строении, и законами изменения этого целого определяется движение каждой его части;

3) при рассмотрении источников развития психики каждый период следует связывать с наиболее значимым для него типом целостной деятельности ребенка (ведущей деятельностью);

4) целостная деятельность ребенка, специфическая для каждого его возраста, определяет те психические изменения, которые возникают в нем впервые, – новообразования. Именно эти новообразования служат основным критерием для деления детского развития на отдельные возрасты; на каждой возрастной ступени всегда есть центральное новообразование, определяющее процесс развития в целом и характеризующее перестройку всей личности ребенка на новой основе.

С точки зрения А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина, основой психического развития является смена деятельности, детерминирующая возникновение новообразований; в то же время достигнутые новообразования являются предпосылкой становления нового типа деятельности, переводящего ребенка на новый этап развития.

Новый тип деятельности, который лежит в основе целостного психического развития ребенка в том или ином возрасте, называется ведущим. Ведущая деятельность – это 1) деятельность, в которой возникают и внутри которой дифференцируются другие новые виды деятельности; 2) деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы (например, в игре – воображение, в учении – логическое мышление); 3) деятельность, от которой зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения в личности ребенка. Таким образом, ведущая деятельность – это деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологические особенности личности на данной стадии ее развития.

В основе периодизации А.Н. Леонтьева лежит собственно тип ведущей деятельности. Соответственно в ней выделяются: 1) младенчество с непосредственно-эмоциональным общением ребенка и взрослого; 2) раннее детство с предметной деятельностью; 3) дошкольное детство с игрой; 4) школьный возраст с учением; 5) подростковый возраст с общественно полезной деятельностью и общением со сверстниками; 6) юношеский возраст с учебно-профессиональной деятельностью.

Д.Б. Эльконин, опираясь на опыт культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, предложил рассматривать каждый период развития на основе четырех критериев, в их числе: 1) социальная ситуация развития как система отношений, в которую вступает ребенок, и способ ориентации в этих отношениях; 2) основной (ведущий) тип деятельности; 3) основные новообразования развития; 4) кризис.

Разделяя каждый период на две стадии, Д.Б. Эльконин считал, что на первой стадии осуществляются изменения мотивационно-потребностной сферы личности, а на второй происходит освоение операционально-технической сферы. Ученым был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельности на каждом этапе: за деятельностью одного типа, ориентирующей субъекта в системе отношений между людьми, в нормах и правилах взаимодействия в социуме, обязательно следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации всегда возникают противоречия.

Этапы и стадии детского развития по Д.Б. Эльконину:

– этап раннего детства состоит из двух стадий: младенчества с кризисом новорожденности (мотивационно-потребностная сфера личности) и раннего возраста, начало которого знаменует кризис 1-го года жизни (операционально-техническая сфера);

– этап детства начинается кризисом 3-х лет, знаменующим начало дошкольного возраста (мотивационно-потребностная сфера). Вторая стадия открывается кризисом 7-ми лет и переходит в младший школьный возраст (операционально-техническая сфера);

– этап отрочества делится на стадию подросткового возраста (мотивационно-потребностная сфера), началом которого является кризис 11 – 12-ти лет, и стадию ранней юности (операционально-техническая сфера), связанную с кризисом 15-ти лет. По Д.Б. Эльконину, кризисы 3-х и 11 – 12-ти лет – это кризисы отношений, вслед за ними возникают новые ориентации в человеческих отношениях; а кризисы первого года, 7-ми и 15-ти лет – кризисы мировоззрения, меняющие ориентацию в мире вещей.

Отечественная возрастная психология в качестве основной периодизации психического развития ребенка принимает периодизацию Д.Б. Эльконина. Однако данная периодизация ограничивается рассмотрением только ранних возрастов. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что одной из наиболее актуальных проблем современной психологии является разработка подробной, научно обоснованной периодизации психического развития взрослого человека.


| |
  • - свободный от к.-л. отношений и условий, независимый, совершенный. Противоположность - относительный...

    Начала современного Естествознания

  • - в зависимости от контекста: 1) в биологии - человека возраст, рассчитанный в годах с момента рождения; понятие введено как противоположность биологического возраста...
  • - в палеодемографии и демографии представляет собой середину возрастной когорты, на которую приходится максимум смертности в популяции...

    Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь

  • - 1) безотносительный, безусловный...

    Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • - см. Радиологический возраст...

    Геологическая энциклопедия

  • - время, прошедшее от какого-либо геологического события до современной эпохи, исчисляемое "" млн. и тыс....

    Словарь геологических терминов

  • - горных пород, устанавливается по содержанию продуктов радиоактивного распада в минералах...

    Естествознание. Энциклопедический словарь

  • - возраст г. п., м-лов и руд, выраженный в единицах астрономического времени и устанавливаемый разл. радиологическими методами по накоплению в м-лах и г. п. продуктов распада радиоактивных элементов...

    Геологическая энциклопедия

  • - широко распространенный в радиологической лит. термин, означающий, что полученные значения возраста являются более древними, чем истинный возраст...

    Геологическая энциклопедия

  • - широко распространенный в радиологической лит. термин, означающий, что полученные значения возраста являются более молодыми, чем истинный возраст...

    Геологическая энциклопедия

  • - вычисленный по изотопному составу обыкновенного свинца; существует несколько вариантов его вычисления. Модельный возраст является “грубым”, приближенным. Син.: возраст геологический абсолютный условный...

    Геологическая энциклопедия

  • - син. термина возраст геологический абсолютный модельный...

    Геологическая энциклопедия

  • - обычно определяется ионий-ториевым, протактиний - ториевым и калий-аргоновым методами...

    Геологическая энциклопедия

  • - свободный от всех отношений и условий; независимый, совершенный. Противоположность – относительный...

    Философская энциклопедия

  • - означает то, что рассматривается само по себе, без отношения к чему-либо другому и потому противополагается относительному...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - безусловный, полный, совершенный, безотносительный, неограниченный...

    Большая Советская энциклопедия

"абсолютный возраст" в книгах

автора Еськов Кирилл Юрьевич

ГЛАВА 1 Возраст Земли и Солнечной системы. Абсолютный и относительный возраст. Геохронологическая шкала

Из книги Удивительная палеонтология [История земли и жизни на ней] автора Еськов Кирилл Юрьевич

ГЛАВА 1 Возраст Земли и Солнечной системы. Абсолютный и относительный возраст. Геохронологическая шкала Прежде всего заметим, что для ученых сама по себе постановка вопроса о возрасте Земли была некогда весьма революционной - ибо «возраст» подразумевает наличие «даты

Абсолютный вахтер

Из книги Как по лезвию автора Башлачев Александр Николаевич

Абсолютный вахтер Этот город скользит и меняет названья. Этот адрес давно кто-то тщательно стер. Этой улицы нет, а на ней нету зданья, Где всю ночь правит бал Абсолютный Вахтер. Он отлит в ледяную, нейтральную форму. Он тугая пружина. Он нем и суров. Генеральный хозяин

Абсолютный джентльмен

Из книги Элизабет Тейлор. Клеопатра Голливуда автора Бенуа Софья

Абсолютный джентльмен Вкус формируются постепенно. Лет двадцать назад мне случалось выходить замуж за мужчин, которых нынче я бы не пригласила к себе на обед. Элизабет Тейлор Обеспокоенные размерами и количеством пятен на репутации своей актрисы, публицисты из MGM (к тому

Абсолютный кошмар

автора

Абсолютный кошмар

Из книги Фабрика здоровья автора Смирнов Алексей Константинович

Абсолютный кошмар Медициню помаленьку.Может быть, кто-то помнит, как я рассказывал про страшную таблетку Цифран?У этой антимикробной таблетки в побочном послужном списке значатся ночные кошмары и галлюцинации. Сам я ее никогда, конечно, не ел, а жене дал однажды, когда с

Абсолютный слух

Из книги Расставание с мифами. Разговоры со знаменитыми современниками автора Бузинов Виктор Михайлович

Абсолютный слух – Как здорово поет Тимо! И это в два с половиной года. Ты, небось, в столь нежном возрасте еще не выступал?– Я начал позже – в три года. Читал стихи в клубе в Вилге.– Стало быть, внук пошел по стопам дедушки-артиста…– У Тимо, действительно,

Абсолютный слух

Из книги Сверхвозможности человека автора Мавлютов Рамиль

Абсолютный слух Стоит такому человеку услышать какой-то звук, как он может совершенно точно его воспроизвести. Специалисты считают, что такие люди сначала классифицируют звуки и запоминают их категориями, а потом определяют, к какой категории относится данный звук. Они

17. Возраст Христа и возраст Андроника

Из книги автора

17. Возраст Христа и возраст Андроника Согласно Евангелиям, Христу в момент распятия было от 30 до 50 лет, см. обсуждение выше. Напомним, что возраст от 40 до 50 лет по-видимому подразумевается в Евангелии от Иоанна и упоминается некоторыми старыми церковными писателями.

18. Возраст Фауста и возраст Андроника-Христа

Из книги автора

18. Возраст Фауста и возраст Андроника-Христа Вопрос - в каком возрасте Фауст продал душу дьяволу, интересен для оценки возраста Фауста-Христа, согласно германской версии. Как мы уже отмечали, срок его договора с Мефистофелем был равен 24 годам, с. 43. Согласно Юсту Кристофу

17. ВОЗРАСТ ХРИСТА И ВОЗРАСТ АНДРОНИКА

Из книги Царь славян автора

17. ВОЗРАСТ ХРИСТА И ВОЗРАСТ АНДРОНИКА Согласно Евангелиям, Христу в момент распятия было от 30 до 50 лет, см. обсуждение выше. Напомним, что возраст от 40 до 50 лет по-видимому подразумевается в Евангелии от Иоанна и упоминается некоторыми старыми церковными писателями.

19.4. Возраст князя Курбского и возраст бакалавра Карраско

Из книги Дон Кихот или Иван Грозный автора Носовский Глеб Владимирович

19.4. Возраст князя Курбского и возраст бакалавра Карраско Очень интересно сравнить данные о возрасте князя Курбского и бакалавра Карраско. Вот что сообщает Сервантес о бакалавре: «Сей ДВАДЦАТИЧЕТЫРЕХЛЕТНИЙ молодой человек был круглолиц, курнос, большерот», ч. 2, с. 28.

Абсолютный

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АБ) автора БСЭ

Глава 9 Подростковый возраст: дело не только в сексе Возраст: от двенадцати до двадцати лет

Из книги Тайны мозга вашего ребенка [Как, о чем и почему думают дети и подростки от 0 до 18] автора Амодт Сандра

Глава 9 Подростковый возраст: дело не только в сексе Возраст: от двенадцати до двадцати лет Начало подросткового возраста у вашего ребенка – бурного периода с гормональными всплесками и непредсказуемым поведением – может страшить вас. На деле в этом возрасте происходит

X. БОГ-АБСОЛЮТНЫЙ

Из книги Книга Урантии автора жители Небесные

X. БОГ-АБСОЛЮТНЫЙ Существует целый ряд свойств вечной реальности Божества-Абсолюта, которые невозможно в полной мере объяснить конечному пространственно-временному разуму, однако актуализация Бога-Абсолютного стала бы следствием объединения второй эмпирической

Возраст - одна из центральных категорий психологии развития, которая имеет два значения.

Абсолютный возраст (календарный, или хронологический) выражается количеством временных единиц (минут, дней, лет), начиная с момента зачатия до смерти. Определение хронологического возраста объекта называется датировкой.

Условный возраст (или возраст развития) определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественных признаков. Результатом определенного условного возраста является помещение объекта в определенную периодизацию. Признаки по которым определяется условный возраст называются возрастными свойствами, т.е. каждый период отличается своими свойствами (характеризуют среднестатистического человека).

У человека несколько условных возрастов: психологический, биологический, социальный, субъективно-переживаемый возраст личности

Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со статистически средним уровнем развития, характерным для хронологического возраста. Если в данном возрасте у человека еще не наступили ожидаемые изменения, значит, он отстает в своем биологическом развитии, т.е. его биологический возраст меньше хронологического. Если, наоборот, то биологический возраст превышает хронологический возраст.

Психологический возраст определяется соотнесением уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития индивида с соответствующим нормами. Если психические изменения отстают от хронологического возраста, то психологический возраст меньше хронологического, а при опережении хронологического возраста психологический возраст превышает хронологический.

Социальный возраст измеряется путем соотнесения уровня социального развития человека (например, овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников.

субъективно-переживаемый возраст личности за основу взято самоощущение человека, т.е. к какому хронологическому возрасту он сам себя приписывает. субъективный возраст может быть меньше, больше или равен хронологическому возрасту.

Жизненный путь индивида

Развитие индивида описывается в нескольких терминах: Время жизни (протяженность), жизненный цикл (жизнь индивида подчинена некоторой цикличности, этапы жизни представляют собой постоянный круговорот), жизненный путь (полно отражает жизнь человека).

В современной Ψ большое значение приобретает биографический метод - изучение человека идет через его биографию, принято изучать развивающегося индивида в изменяющемся мире. Жизненный путь характеризуется неравномерностью и гетерохронностью протекания возрастных процессов. неравномерность и гетерохронность возрастных процессов делают любую научную организацию жизненного пути и его отдельных этапов заведомо условным, допускающий любые вариации и отклонения от статистически средних, которые являются вполне нормальными, неустранимые, представляя собой разные типы развития.

(можно говорить то что выделено, а можно и нет. Смотря сколько время)

Американские ученые Шеррод и Брим сделали следующие выводы:

Ни процесс, ни конечный результат развития нельзя считать однонаправленным и ведущим к одному и тому же конечному результату.

Развитие происходит от зачатия до смерти, при этом пластичность и способность к изменениям сохраняется на протяжении всей жизни. Разные процессы развития могут начинаться, продолжаться и заканчиваться в разные моменты жизни. Развитие в разных областях не обязательно имеют сходные траектории или принципы.


Похожая информация:

  1. AFTER-POSTMODERNISM - современная (по­здняя) версия развития постмодернистской философии-в от­личие от постмодернистской классики деконструктивизма 1 страница
  2. AFTER-POSTMODERNISM - современная (по­здняя) версия развития постмодернистской философии-в от­личие от постмодернистской классики деконструктивизма 2 страница

Возраст - конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психологического развития индивида и его развития как вида, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических особенностей.

Абсолютный возраст - возраст, выражающийся количеством временных единиц (минут, дней, лет и т.п.), отделяющих момент возникновения объекта до момента его измерения.

Условный возраст (возраст развития) - определяется путем местонахождения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, на основании количественно-качественных признаков.

Хронологический возраст - возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия и до конца жизни.

Биологический возраст - определяется состоянием определенных свойств и функций организма по сравнению со среднестатистическим уровнем развития, характерным для данного хронологического возраста.

Психологический возраст - определяется путем соотнесения уровня психического развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом.

Социальный возраст - определяется путем соотнесения уровня социального развития человека со среднестатистической нормой для его сверстников.

Социальный возраст связан с социальными изменениями, которые происходят в психике и зависят от возраста. К ним относятся важнейшие жизненные события человека, так называемые социальные часы (время вступления в брак, начало и завершение обучения и т.д.), а также возрастные изменения, определяющие мировоззрение человека, его отношение к жизни.

Субъективный психологический возраст - переживаемый возраст личности, в основе которого лежит самоощущение человека; субъективный возраст определяется возрастным самосознанием, зависящим от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации личности. Субъективный возраст в некоторых пределах обратим, т.е. человек может не только стареть в психологическом времени, но и помолодеть в нем. Кроме того, субъективный возраст может не совпадать в различных сферах жизнедеятельности (например, в семейной и профессиональной). В рамках работ, посвященных изучению субъективного психологического времени, интересны исследования украинского ученого Цуканова Б. И. (Одесса), который проводил исследование зависимости между типом темперамента и восприятием единицы времени. Оказалось, что для холериков характерно опережение субъективно переживаемого времени по сравнению с реальным временем (t=0.7, где t - отношение субъективно переживаемого к объективному времени), что сопровождается устремленностью вперед, в будущее, острым дефицитом времени. Для сангвиников также свойственно опережение субъективно переживаемого времени, хоть и не столь сильное (t=0,8), постоянное стремление в будущее в совокупности с желанием успеть как можно больше, подвижность. Меланхолик «стоит во времени», отличительной чертой этого типа является то, что субъективная единица времени синхронизована объективной единицей (t=1.0). В отличие от предыдущих типов, субъективное время флегматика отстает от объективного (t=1.1), поэтому субъективно переживаемое время движется медленно и равномерно, в жизни флегматика всегда хватает, даже избыток времени; он ориентирован в прошлое, а к изменениям, приходящим из будущего, привыкает медленно и с большим трудом.

Индивидуальное развитие человека есть онтогенез заложенной в нем филогенетической программой, его периодизация основана на выделении ряда универсальных возрастных процессов (рост, созревание, развитие, старение), в результате которых формируются соответствующие индивидуальные возрастные свойства (различия). Возрастные свойства показывают, чем среднестатистический индивид одного возраста отличается от среднестатистического индивида другого возраста. Возрастные процессы, возрастные свойства, а так-же чередование периодов стабильности и кризисов, которым характеризуется жизнь человека, определяют возрастные стадии или стадии развития.

В современной отечественной и зарубежной психологии описаны многочисленные периодизации психического развития, авторы которых - Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Валлон, З. Фрейд, Э. Эриксон и др.

Одной из наиболее известных зарубежных периодизаций психического развития является периодизация Ж. Пиаже, который рассматривал также и возрастные особенности мышления.

ВОЗРАСТ. Понятие «возраст», на первый взгляд, выглядит простым и однозначным, как ответ на вопрос «Сколько тебе лет?» или «В каком году ты родился?» В действительности все значительно сложнее. Слово «возраст» обозначает длительность существования объекта, его локализацию во времени. Абсолютный, календарный или хронологический возраст выражается количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т.п.), отделяющих момент возникновения объекта от момента его измерения. Это чисто количественное, абстрактное понятие. Условный возраст или возраст развития определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественых признаков. Оба эти понятия широко применяются как в историко-биологических науках, так и в науках о неживой материи. Однако они не совпадают. Определение хронологического Времени объекта называется датировкой. Установление условного возраста – элемент периодизации, которая предполагает выбор не только хронологических единиц измерения, но и самой системы отсчета и принципов ее расчленения. Любая периодизация – попытка структурировать течение времени, выделив в нем определенные, имеющие какое-то содержательное значение хронологические отрезки. Хотя периодизация логически сложнее датировки, фактически любая датировка и самая потребность уточнить хронологический возраст объекта подразумевает какую-то периодизацию, в рамках и в связи с которой она осуществляется.

Характерно, что понятие хронологического времени и выражающие его термины исторически возникли значительно позже, чем членение человеческой жизни на такие этапы как детство, взрослость и старость, или представления о космических и социальных циклах. Этимология славянских терминов «возраст» и «век» показывает, что слова, восходящие к первоначальному значению «годы» или «время», возникли позже, чем слова, восходящие к значениям «рост» и «сила». Слово «возраст» происходит от корня «рост»; его семантика связана с понятиями «родить», «вскармливать», «растить», «воспитывать». Слова «старый», «пожилой» – позднейшие образования от этого корня: «старый» – значит выросший, поживший. Понятия, описывающие длительность, течение и собственное «время жизни» (англ, «life time», нем. «Lebenszeit») исторически наиболее поздние. Они возникли на базе нерасчлененного понятия «жизнь», в котором количественные характеристики (время, длительность) еще не отделялись от самих жизненных процессов. Древнейшие славянские хронологические понятия – те, что восходят к значению «вечность», «на век». А слово «век» первоначально означало «жизненную силу», восходя к индоевропейским глаголам с корнем veik – «прилагать силу», «мочь» и т.п.

Возрастные категории остаются многозначными и в современной науке. Поскольку индивидуальное развитие человека, как и всякого другого организма, есть онтогенез с заложенной в нем филогенетической программой, его периодизация основывается на выделении ряда универсальных возрастных процессов (рост, созревание, развитие, старение), в ходе которых формируются соответствующие возрастные свойства (различия) . То и другое обобщается в понятии возрастных стадий (фаз, этапов, периодов) или стадий развития (детство, переходный возраст, зрелость, старость и др.). Возрастные свойства – то, чем среднестатистический индивид данного хронологического возраста и/или находящийся на данной возрастной стадии, отличается от среднестатистического индивида другого возраста. Возрастные процессы показывают, как формируются возрастные свойства и каким путем (постепенно или резко, скачкообразно) происходит переход из одной возрастной стадии в другую.

Пятилетний ребенок всегда чем-то отличается от пятнадцатилетнего, а этот последний – от пятидесятилетнего человека. Но эти различия можно изучать и описывать по-разному.

Индивидуальное развитие описывается в таких понятиях, как «онтогенез», «течение жизни», «жизненный путь», «жизненный цикл», «биография», их составляющие («стадии развития», «возрасты жизни» и т.п.) и производные («возрастные свойства»). Его эталоны многомерны. Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со среднестатистическим уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста. Социальный возраст. индивида измеряется путем соотнесения уровня его социального развития (например, овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников. Психический возраст определяется путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития данного индивида с соответствующими нормативными, среднестатистическим показателями. Кроме того, существует субъективный, переживаемый возраст личности; речь идет о возрастном самосознании, на сколько лет человек себя чувствует, как он воспринимает свой возраст, считает ли он себя молодым или старым, ребенком или взрослым; субъективный возраст зависит от напряженности, событийной наполненности жизни и воспринимаемой степени самореализации лица.

Индивидуальное развитие, которое изучают возрастная физиология и возрастная психологии (сейчас ее более точно называют психологией развития), всегда происходит в определенной социальной системе. Поэтому вторая группа возрастных категорий – социально-возрастные процессы и социально-возрастная структура общества , описываемые в таких терминах, как «возрастная стратификация», «возрастное разделение труда», «возрастные слои», «возрастные группы», «поколения», «возрастные когорты» и т.д.

Третья система отсчета – возрастной символизм , отражение возрастных процессов и свойств в культуре. Возрастной символизм включает в себя нормативные критерии возраста, т.е. принятую культурой возрастную терминологию, периодизацию жизненного цикла с указанием длительности и задач его основных этапов; возрастные стереотипы – черты и свойства, приписываемые лицам данного возраста и задаваемые им в качестве подразумеваемой нормы; представления о том, как должны протекать рост, развитие и переход индивида из одной возрастной стадии в другую; возрастные обряды – ритуалы, посредством которых культура структурирует и оформляет взаимоотношения возрастных слоев, классов и групп, и возрастную субкультуру – специфический набор признаков и ценностей, по которым представители данного возрастного слоя осознают и утверждают себя в качестве отличного от всех остальных возрастных общностей «Мы».

Хотя каждый из этих предметов является по сути своей комплексным, в изучении индивидуального развития ведущую роль издавна играли физиологи и психологи; сравнительно недавно к ним присоединились социологи. Исследование возрастной стратификации общества – область социологии и демографии, тогда как возрастной символизм изучается преимущественно антропологами, фольклористами и историками. По мере развития науки возрастные категории все больше дифференцируются, обрастая системой специфических индикаторов. Так, биологический возраст подразделяется на скелетный (костный), зубной возраст, возраст полового развития и т.д. Социальный возраст представляет собой набор нормативно-ролевых свойств и идентичностей, производных от возрастного разделения труда и социальной структуры общества. Такие понятия, как дошкольный, школьный, студенческий, рабочий, пенсионный, брачный возраст или возраст гражданского совершеннолетия имеют смысл только в контексте социальных отношений определенного общества и изменяются вместе с ними.