Византия: какой была великая империя. Вторжение славян и их расселение на территории византийской империи

Больше тысячи лет Византия была связующим звеном между Востоком и Западом. Зародившись на закате античности, она просуществовала вплоть до окончания европейского средневековья. Пока не пала под натиском османов в 1453 году.

Знали ли византийцы, что они византийцы?

Официально годом «рождения» Византии считается 395 год, когда Римская империя разделилась на две части. Западная часть пала в 476 году. Восточная - со столицей в Константинополе, просуществовала до 1453 года.

Важно, что названа «Византией» она была уже позже. Сами жители империи и окружающие народы называли её «Римской». И имели на то полное право - ведь столица была перенесена из Рима в Константинополь в 330 году, ещё во времена единой Римской империи.

После потери западных территорий империя продолжала существовать в урезанном виде с прежней столицей. Учитывая, что родилась Римская империя в 753 году до нашей эры, а погибла под грохот турецких пушек в 1453 году нашей эры, она просуществовала 2206 лет.

Щит Европы

Византия находилась в перманентном состоянии войны: в любой век византийской истории на 100 лет едва ли наберётся 20 лет без войны, а иногда и 10 мирных лет не будет.

Нередко Византия воевала на два фронта, а иной раз враги теснили её со всех четырёх сторон света. И если остальные европейские страны воевали, в основном, с врагом более-менее известным и понятным, то есть друг с другом, то Византии нередко приходилось первой в Европе встречать неведомых завоевателей, диких кочевников, уничтожавших всё на своём пути.

Пришедшие в VI веке на Балканы славяне настолько истребили местное население, что от него осталась лишь малая часть - современные албанцы.

Византийская Анатолия (территория современной Турции) много веков в изобилии поставляла империи воинов и продовольствие. В XI веке вторгшиеся турки опустошили эту цветущую область, и когда византийцам удалось отвоевать часть территории, они не смогли собрать там ни воинов, ни продовольствие - Анатолия превратилась в пустыню.

О Византию, этот восточный бастион Европы, разбились многие нашествия с востока, мощнейшее из которых - арабское в VII веке. Не выдержи «византийский щит» удара, и намаз, как заметил британский историк XVIII века Гиббон, слышался бы теперь над спящими шпилями Оксфорда.

Византийский Крестовый поход

Религиозная война - отнюдь не изобретение арабов с их джихадом или католиков с их Крестовыми походами. В начале VII века Византия стояла на краю гибели - враги теснили со всех сторон и самым грозным из них был Иран.

В самый критический момент - когда враги подступили с двух сторон к столице - византийский император Ираклий делает неординарный ход: он провозглашает священную войну за христианскую веру, за возвращение Животворящего Креста и других реликвий, захваченных иранскими войсками в Иерусалиме (в доисламскую эпоху государственной религией в Иране был зороастризм).

Церковь пожертвовала на священную войну свои сокровища, тысячи добровольцев были снаряжены и обучены на деньги церкви. Впервые византийская армия шла на персов, неся впереди иконы. В тяжёлой борьбе Иран был повержен, христианские реликвии возвратились в Иерусалим, а Ираклий превратился в легендарного героя, которого даже в XII веке вспоминали как своего великого предшественника крестоносцы.

Двуглавый орёл

Вопреки распространённому мнению, двуглавый орёл, ставший гербом России, отнюдь не был гербом Византии - это была эмблема последней византийской династии Палеологов. Племянница последнего византийского императора София, выйдя замуж за московского великого князя Ивана III, передала лишь фамильный, а не государственный герб.

Также важно знать, что многие европейские государства (балканские, итальянские, Австрия, Испания, Священная Римская империя) считали себя наследниками Византии по тем или иным причинам, и имели на своих гербах и флагах двуглавого орла.[

Впервые же символ двуглавого орла появился задолго до Византии и Палеологов - в IV тысячелетии до нашей эры, в первой цивилизации на Земле, Шумере. Изображения двуглавого орла также встречаются у хеттов, индоевропейского народа, жившего во II тысячелетии до нашей эры на территории Малой Азии.

Россия - преемница Византии?

После падения Византии подавляющее большинство византийцев - от аристократов и учёных до ремесленников и воинов - бежало от турок отнюдь не к единоверцам, в православную Русь, а в католическую Италию.

Многовековые связи между средиземноморскими народами оказались сильнее религиозных разногласий. И если византийские учёные заполнили университеты Италии, а отчасти даже Франции и Англии, то на Руси учёным грекам заполнять было нечего - университетов там не было.

Кроме того, наследником византийской короны была не византийская принцесса София, жена московского князя, а племянник последнего императора Андрей. Он продал свой титул испанскому монарху Фердинанду - тому самому, для которого Колумб открыл Америку.
Россия может считаться преемницей Византии только в религиозном аспекте - ведь после падения последней, наша страна стала главным оплотом православия.

Влияние Византии на европейский Ренессанс

Сотни византийских учёных, бежавших от завоевавших их родину турок, взявших с собой свои библиотеки и произведения искусства, вдохнули новую энергию в европейское Возрождение.

В отличие от Западной Европы, в Византии изучение античной традиции никогда не прерывалось. И всё это наследие своей, греческой, цивилизации, намного более огромное и лучше сохранённое, византийцы принесли в Западную Европу.

Не будет преувеличением сказать, что без византийских эмигрантов Возрождение было бы не таким мощным и ярким. Византийская учёность оказала влияние даже на Реформацию: оригинальный греческий текст Нового Завета, пропагандировавшийся гуманистами Лоренцо Валлой и Эразмом Роттердамским, оказал большое влияние на идеи Протестантизма.

Изобильная Византия

Богатство Византии - факт довольно известный. Но насколько богата была империя - знают немногие. Один лишь пример: размер дани грозному Аттиле, державшему в страхе большую часть Евразии, равнялся годовому доходу всего лишь пары византийских вилл.

Иной раз взятка в Византии равнялась четверти выплат Аттиле. Иногда византийцам выгоднее было откупиться от вторжения неизбалованных роскошью варваров, чем снаряжать дорогостоящую профессиональную армию и полагаться на неизвестный исход военной кампании.

Да, бывали в империи и трудные времена, но византийский «золотой» ценился всегда. Даже на далёком острове Тапробана (совр. Шри-Ланка) золотые византийские монеты по достоинству были оценены местными правителями и купцами. Клад с византийскими монетами был найден даже на индонезийском острове Бали.

Враги беспрерывно атаковали Империю «по всем фронтам» - на Востоке по ее бывшим землям катилась всесокрушающая волна победоносного нашествия арабов-мусульман, - к середине 640-х годов Империей уже были почти или безвозвратно потеряны, в результате страшных поражений прежнего десятилетия, Сирия, Палестина, Месопотамия, Египет, Киренаика - арабские войска вторгались в земли Армении, Малой Азии и Триполитании.
На Западе остатки имперских владений в Италии периодически подвергались нападениям лангобардов, в конце VI века захвативших большую часть Апеннинского полуострова и создавших там свое королевство, расчленив тем самым, еще удерживаемые имперскими войсками территории, на полуизолированные анклавы, оборона и управление которыми было сосредоточено в руках «экзарха» - высшего военного и гражданского представителя власти Империи в Италии, с резиденцией в Равенне, обладавшего едва ли не императорской властью по отношению к населению и войскам подчиненных ему территорий.
При этом натиск лангобардов на эти имперские анклавы периодически возобновлялся с новой силой, - так в 640 г. они захватили Геную, а еще через три года нанесли тяжелое поражение войскам экзарха в Эмили, в результате чего Империя утратила ряд городов и крепостей. Последние остатки владений Восточной Римской Империи в Испании, некогда составлявшие особую провинцию «Спания», были утрачены еще раньше - в 625 г. они пали под сокрушительными ударами войск короля вестготов Свинтилы
(только отдельные крепости на самом крайнем юге полуострова в районе совр. Альхесираса имперские гарнизоны, по данным археологии, удерживали по крайней мере еще до начала - середины 630-х годов, но затем и они были оставлены).
На Севере, на Балканском полуострове, обстановка также продолжала оставаться для Империи крайне тяжелой - несмотря на то, что ее самый страшный противник здесь - Аварский каганат, после поражения понесенного под стенами Константинополя в 626 г., был до крайности ослаблен, буквально рухнув в череду внутренних смут и терпел поражение за поражением со стороны восставших против власти авар славянских племен и тем самым надолго утратил возможность воевать с Империей, но это, тем не менее, нисколько не улучшило для восточных римлян ситуацию в данном регионе.
Наоборот, славянские племена, за годы войн каганата с Империей, прорвавшие и уничтожившие дунайский лимес и во множестве расселившиеся на завоеванных землях бывших имперских провинций во Фракии, Иллирии, Греции, Эпире и Далмации, в течении 630-х - 640-х годов продолжали, то на какое-то время «замиряясь» с Константинополем, то вновь начиная против него военные действия, упорно уничтожать еще державшиеся кое где на Балканах римские крепости и города - последние оплоты военной и гражданской власти Империи на этих землях, попутно занимая все новые территории.
Более того, - славяне, обосновавшиеся на берегах Адриатики и на землях Греции к концу 630-х - началу 640-х годов «освоили» мореходство и перешли к активному морскому пиратству на имперских коммуникациях в Эгиде, начав совершать грабительские набеги и на тамошние острова и на побережье Италии (где от них правда доставалось и лангобардам тоже).
Этим, однако, неприятности Восточной Римской Империи далеко не исчерпывались, - огромной проблемой, во многом способствовавшей внутренней дестабилизации государства, являлся очень длительный и жесткий конфликт между последователями ортодоксального («халкидонского») христианства и последователями древних восточных церквей, признававших постановления и исповедующих вероучительные догматы только первых двух или трёх Вселенских соборов.
Попытка императора Ираклия в 630-х годах примирить враждующие стороны путем введения и насаждения, компромиссной, как ему казалось, доктрины монофелитства (зачастую эта деятельность осуществлялась довольно жестко и часто сопровождалось насилием, как например это делал в Египте Александрийский патриарх Кир, - с опорой на имперскую армию, он активно расправлялся со своим противниками из среды коптского духовенства), лишь еще больше ухудшила и без того тяжелую обстановку с религиозными противоречиями в Империи.
Поскольку монофелитство практически единодушно осудили как ересь, как представители одной, так и другой из враждовавших сторон, что в свою очередь посеяло семена ненависти и недоверия еще и к деятельности правительства, и это весьма скоро сказалось, например, в виде сотрудничества многих коптов с арабами, во время вторжения последних в Египет и в росте числа местных «сепаратистских» настроений в западных владениях Империи.
Подобные настроения, на западных территория Империи, подпитывались отнюдь не только (хотя и в значительной мере) противоречиями с «центром» в религиозных вопросах - к началу-середине 640-х годов продолжала накапливаться и «критическая масса», все более углублявшихся культурно-языковых различий, между окончательно перешедшим на греческий язык, в правление Ираклия, находившемся на Востоке центром Империи и ставшей «далекой окраиной» все еще преимущественно латиноязычным Западом.
В условиях крайней нестабильности государственной машины, постоянных военных поражений и разрушения экономики на протяжении всего VII столетия происходило и неизбежное ослабление контроля Константинополя за своими западными владениями, что в частности выражалось в проблемах с выплатой регулярного жалования воинским частям, расквартированным в Италии и являвшихся опорой власти Империи на этих территориях, тем самым, порождая проблемы с их лояльностью: пришедшие сюда в середине VI века регулярные византийские полки — “нумеры” постепенно натурализовались на Апеннинах.
Они стали пополняться, преимущественно за счет местных уроженцев, городских посессоров. Солдаты и офицеры — выходцы с Востока обзаводились в Италии имуществом, покупали и арендовали землю. Армия приобретала территориальный характер: сформировались ополчения (“милиция”) — Равеннское, Пентаполитанское, Римское. Войско все более утрачивало регулярность.
Речь не шла о снижении его боевых качеств или численности войск (по некоторым сведениям их «списочный состав» доходил до 32 тыс. чел.) - главной проблемой постепенно становилось то, что, как любое ополчение, оно было войском местным, с собственными локальными интересами, зачастую все более расходившихся с политикой проводившейся далекими константинопольскими властями. К тому же сохранявшаяся и в VII столетии и своеобразная «историческая память» о временах «старого Рима», о временах разделения Империи на Западную и Восточную и наличии в то время на Западе собственного императора или «императора для Запада» продолжала циркулировать в умах представителей местной элиты и чем хуже шли дела у центрального правительства в деле управления и обороны своих латиноязычных владений на Западе, тем более эти настроения усиливались.
В основном это «состояние умов» было справедливо для Италии, но оказывало определенное влияние и на латиноязычную же имперскую Северную Африку. В конечном итоге это не могло не привести к появлению попыток узурпации власти и попыткам восстановления в том или ином виде Западной Римской Империи - так в 619 г., своеобразным «пионером» в этом деле стал равеннский экзарх Элефтерий, провозгласивший себя императором и даже отправившийся для коронации в Рим, но вскоре убитый по дороге туда своими солдатами (тогда они еще получали жалование от Империи и ощущая себя воинами регулярной армии в основном хранили ей верность).
А в 640 г., хартуларий римского гарнизона Маврикий, попытался с помощью местных воинов поднять мятеж с целью захвата власти в Римском дукате, и хотя прибывшему из Равенны карательному отряду удалось навести порядок и зачинщик мятежа был в итоге казнен, «тревожные звонки» о том, что у центральной власти Империи большие проблемы с лояльностью войск и населения западных (в частности италийских территорий) уже прозвучали. [В последующий период имело место более «успешная» узурпация экзарха Олимпия, правившего владениями Империи в Италии независимо от Константинополя с 649 по 652 г.]
Единственной, более-менее относительно спокойной частью Империи в начале-середине 640-х годов являлась, отвоеванная в свое время у вандалов в правление императора Юстиниана, Северная Африка, за управление и оборону провинций которой, отвечал карфагенский экзарх (испанские владения империи, до их утраты ок. 625 г. юридически тоже были частью Карфагенского («Африканского») экзархата с особым статусом).
В ходе предыдущего столетия и эта территория Империи тоже пережила немало драматических событий, но однако к концу VI столетия в результате побед, одержанных имперскими полководцами Иоанном Троглитой и экзархом Геннадием (I), над окружавшими земли экзархата племенами берберов («мавров») и возникшими во второй половине V века независимыми романо-мавританским княжествами, обстановка на границах африканских владений Империи стабилизировалась и в начале VII столетия была довольно спокойной - побежденные берберы - «мавры» стали либо «федератами» Империи, либо находились в статусе ее союзников и среди них активно и успешно велась христианская миссионерская деятельность, да так, что например, расположенный довольно далеко от границ экзархата древний Кидамус (совр. Гадамес на границе Ливии и Туниса), где власти Империи не было со второй половины III в., к началу VII века являлся уже христианским городом, со своим епископом. Среди романо-мавританских княжеств на первое место к началу VII столетия выдвинулась Альтава (Джедар), во главе которой стояли латиноязычные христианские князья, ведущие свое происхождение от римских офицеров местного происхождения - препозитов лимеса и претендовавших на царскую власть и над маврами и над местными «римлянами», и покорив своей власти в той или иной степени все основные романо-мавританские княжества, так что их владычество простиралась от горных районов Нумидии на востоке и до древнего города Волюбилюса включительно в совр. Марокко на западе, они вступили на путь военных столкновений с Карфагенским экзархатом, однако после жестоких поражений от имперских войск, владетели Альтавы стали довольно

Вопрос 1. Докажите преимущества географического положения Константинополя. Какие ещё города империи процветали?

Ответ. Константинополь находился на пересечении торговых путей. Его не могли миновать те, что плыл в Чёрное море или обратно. А через Чёрное море вели торговлю не только ближайшие к нему государства. Со временем также и через него торговала Древняя Русь. Также через Константинополь проходил сухопутный путь из Европы в Азию и обратно. Товары, долгим путём пришедшие из Китая и Индии, провозили через этот город. В империи процветали и другие торговые центры: Александрия, Антиохия. Процветал также крупный религиозный центр Иерусалим.

Вопрос 2. Какой властью обладал византийский император?

Ответ. Император обладал абсолютной властью, которая опиралась на мощную систему чиновников и армию.

Вопрос 3. Как Юстиниан укреплял единство страны? Что из созданного в годы его правления сохранилось на многие века?

Ответ. Реформы.

1) Основным принципом Юстиниана был «единое государство, единый закон, единая религия». Потому он боролся с многочисленными церковными учениями, которые отличались от православия и звались ересями. Борьба с ними продолжалась и после Юстиниана. Это даже стало одной из причин успеха арабского завоевания – вражеские войска встречали с радостью и помогали им, потому что мусульмане обращались хорошо с людьми всех христианских конфессий, их власть оказалась лучше, чем власть православных чиновников.

2) Чтобы дать единый закон своей империи, Юстиниан собрал команду юристов, которые подытожили много веков развития римского права. Результат их работы известен под название «Свод гражданского права». Документ широко использовался не только в Византии, но со временем и в Европе ещё многие века. Благодаря нему сохранилось знаменитое римское право, к тому же систематизированное.

3) Чтобы укрепить православие, Юстиниан строил огромные красивейшие церкви. Самая лучшая и известная из них – Софийский собор в Константинополе. Он стоит до сих пор, хотя большая часть его внутреннего убранства времён Юстиниана уничтожена последующими поколениями самих византицев.

4) Юстиниан боролся с многочисленными бунтами (например, восстанием «Ника») и принимал меры, чтобы предотвратить выступления военно начальников (очень часто в истории Византии полководцы, используя верные им армии, свергали императоров). Результаты этих действий и не должны были остаться в веках. Но каждый раз они давали Юстиниану править дальше, а значит продолжать все остальные реформы.

Вопрос 4. Удалась ли попытка Юстиниана восстановить Римскую империю? Почему?

Ответ. Попытка не удалась. Византийские войска захватили многие территории Западной Римской империи, другие не успели. И речь не о Британии или Галлии, которые римляне не очень ценили, а об Испании (удалось вернуть лишь одно её побережье), которая была богатой римской территорией. А главное, не удалось организовать хорошую охрану этих земель. Создать систему против новых вторжений.

Вопрос 5. Какие народы вторгались на территорию Византии после смерти Юстиниана?

Ответ. Народы:

1) славяне (на Балканский полуостров);

2) болгары (на Балканский полуостров);

3) лангобарды (на Апеннинский полуостров);

4) иранцы (на восточную часть империи);

5) арабы (захватили большую часть византийских земель).

В первых веках нашей эры на территорию Европы двинулись дикие воинственные гунны. Двигаясь на запад, гунны привели в движение другие народы, кочевавшие по степям. Были среди них и предки болгар, которых средневековые хронисты называли бургарами.

Европейские хронисты, живописавшие о важнейших событиях своего времени, числили гуннов за злейших врагов. И неудивительно.

Гунны - зодчие новой Европы

Вождь гуннов Аттила нанес Западной Римской империи поражение, от которого она так и не смогла оправиться и вскоре прекратила свое существование. Явившись с востока, гунны прочно осели на берегах Дуная и дошли до сердца будущей Франции. В их войске покоряли Европу и другие народы, родственные и неродственные самим гуннам. Среди этих народов были кочевые племена, о которых одни хронисты писали, что они происходят из гуннов, а другие утверждали, что никакого отношения к гуннам эти кочевники не имеют. Как бы то ни было, в соседней с Римом Византии этих варваров держали за самых беспощадных и злейших врагов.

Первыми об этих ужасных варварах сообщил лангобардский историк Павел Диакон. По его словам, пособники гуннов убили короля лангобардов Агельмунда и увели в плен его дочь. Собственно, убийство короля и было затеяно ради похищения несчастной девушки. Наследник короля надеялся встретиться с противником в честном бою, но куда там! Едва увидев войско молодого короля, противник развернул коней и бежал. Королевское войско не смогло бы состязаться с варварами, воспитанными в седле с малолетства... За этим печальным событием последовало множество других. А после падения державы Аттилы кочевники осели на берегах Черного моря. И если мощь Рима подорвало нашествие Аттилы, то мощь Византии день за днем подрывали подлые набеги его «приспешников».

Причем сначала отношения между Византией и болгарскими вождями были замечательными.

Хитрые политики Византии думали в борьбе с одними кочевниками использовать других кочевников. Когда обострились отношения с готами, Византия заключила союз с вождями болгар. Однако готы оказались куда лучшими воинами. В первом же сражении они наголову разбили византийских защитников, а во втором бою погиб и вождь болгар Бузан. Очевидно, полная неспособность «своих» варваров противостоять «чужим» варварам возмутила византийцев, и болгары не получили каких-то обещанных даров или привилегий. Но буквально сразу после поражения от готов они и сами стали врагами Византии. Византийским императорам даже пришлось строить стену, которая должна была защитить империю от набегов варваров. Эта стана протянулась от Силимврии до Деркоса, то есть от Мраморного моря до Черного, и не зря получила наименование «долгой», то есть длинной.

Но и «долгая стена» не была для болгар помехой. Болгары прочно обосновались на берегах Дуная, откуда им было очень удобно совершать набеги на Константинополь. Несколько раз они наголову разбивали византийские войска и захватывали в плен византийских полководцев. Правда, византийцы плохо разбирались в этнической принадлежности своих врагов. Варваров, с которыми они то заключали союз, то вступали в смертельную схватку, они называли гуннами. Но это были болгары. А если еще точнее - кутригуры.

Хронисты, писавшие о народе, который современные историки идентифицируют как протоболгар, не отличали его от гуннов. Для византийцев все, кто воевал вместе с гуннами или даже заселил земли, оставленные гуннами, сами становились гуннами. Путаницу вносило и то, что болгары разделились на две ветви. Одна сосредоточилась по берегам Дуная, где потом возникло Болгарское царство, и в Северном Причерноморье, а другая кочевала в степях от Азовского моря до Кавказа, и в Поволжье. Современные историки считают, что в состав протоболгар входило на самом деле несколько родственных народов - савиры, оногуры, угры. Сирийские хронисты того времени были эрудированнее европейских. Они отлично знали, какие народы кочуют в степях за Дербентскими воротами, где прошла армия гуннов, оногуры, угры, савиры, бургары, кутригуры, авары, хазары, а также куласы, баграсики и абели, о которых в наши дни не известно ничего.

К VI веку протоболгар перестали путать с гуннами. Готский историк Иордан называет этих болгар племенем, посланным «за грехи наши». А Прокопий Кесарийский рассказывает о расколе в среде протоболгар такую легенду. У одного из гуннских вождей, осевших в стране Евлисия, что в причерноморских степях, были два сына - Утигур и Кутригур. После смерти правителя они разделили земли отца между собой. Подвластные Утигуру племена стали именовать себя утигурами, а подвластные Кутригуру - кутригурами. Прокопий считал и тех и других гуннами. У них были одна культура, одни обычаи, один язык. Кутригуры откочевали на запад и стали головной болью Константинополя. А готы, тетракситы и утигуры заняли земли восточнее Дона. Произошло это разделение, скорее всего, в конце V - начале VI столетия.

В середине VI века кутригуры заключили военный союз с гепидами и напали на Византию. Войско кутригуров в Паннонии насчитывало около 12 тысяч человек, и во главе его стоял отважный и умелый командир Хиниалон. Кутригуры стали захватывать византийские земли, так что императору Юстиниану тоже пришлось искать союзников. Его выбор пал на ближайших сородичей кутригуров - утигуров. Юстиниану удалось убедить утигуров, что кутригуры ведут себя не по-родственному: захватывая богатую добычу, они не желают делиться со своими соплеменниками. Утигуры поддались на обман и заключили союз с императором. Они внезапно напали на кутригуров и разорили их земли в Причерноморье. Кутригуры собрали новое войско и попробовали оказать собратьям сопротивление, однако их было слишком мало, основные военные силы находились в далекой Паннонии. Утригуры разбили противника, захватили в плен женщин и детей и увели их в рабство. Юстиниан не преминул сообщить дурную весть предводителю кутригуров Хиниалону. Совет императора был прост: уходите из Паннонии и возвращайтесь домой. Более того, он обещал устроить кутригуров, лишившихся крова, если те будут впредь защищать границы его империи. Так кутригуры поселились во Фракии. Это очень не понравилось утигурам, которые тут же снарядили в Константинополь послов и стали выторговывать себе привилегии такие же, как у кутригуров. Это было тем более актуально, поскольку кутригуры то и дело совершали набеги на Византию уже с территории самой Византии! Отправленные в военные походы с византийским войском, они тут же начинали нападать на тех, кто эти походы организовал. И императору приходилось снова и снова использовать лучшее средство против непослушных кутригуров - их сородичей и врагов утигуров.

Наследие Великой Булгарии

На исходе столетия кутригуры предпочли византийскому императору Аварский каганат, в состав которого они вошли. А затем в 632 году булгарскому хану Кубрату, кутригуру по происхождению, удалось объединить соплеменников в государство, получившее название Великая Булгария. В это государство вошли не только кутригуры, но и утигуры, оногуры и прочие родственные народы. Земли Великой Булгарии простирались по южным степям от Дона до Кавказа. Но просуществовала Великая Булгария недолго. После смерти хана Кубрата земли Великой Булгарии достались пятерым его сыновьям, которые не желали делить власть друг с другом. Этим воспользовались соседи-хазары, и в 671 году Великая Булгария прекратила свое существование.

Однако от пяти детей Кубрата взяли начало народы, упомянутые в русских летописях. От Батбаяна пошли так называемые черные болгары, с которыми приходилось воевать Византии и против которых ходил походами легендарный князь Игорь. Котраг, осевший на Волге и Каме, основал Волжскую Булгарию. От этих волжских племен позже образовались такие народы, как татары и чуваши. Кубер ушел в Паннонию, а оттуда в Македонию. Его соплеменники слились с местным славянским населением и ассимилировались. Альцек увел свое племя в Италию, где обосновался на землях принявших его народ лангобардов. Но более известен средний сын хана Кубрата - Аспарух. Он обосновался на Дунае и в 650 году создал Болгарское царство. Здесь уже жили славяне и фракийцы. Они смешались с соплеменниками Аспаруха. Так возник новый народ - болгары. И на земле не осталось более ни утигуров, ни кутригуров...


Рождение византийской цивилизации историки связывают с основанием ее столицы города Константинополя. Город Константинополь был заложен императором Константином в 324 году. И основан был на месте римского поселения Византии. В начале император Константин назвал этот город римским городом, а в обиходе население называло его просто городом. Затем он получил название царский город. А затем в связи с тем, что этот город основал император Константин, он обрел название по его имени.

Фактически история Византии как самостоятельного государства начинается в 395 году. Сами поданные называли свою цивилизацию ромейской, а себя ромеями. Лишь в эпоху Возрождения придумали название Византийская цивилизация. Константинополь, явившийся центром основания Византийской цивилизации, был удачно расположен. С одной стороны подступало Мраморное море, с другой Золотой Рог. Константинополь занимал важное военно-стратегическое положение, которое обеспечивало Византии господство над проливами. Здесь же пересекались главные торговые пути, которые шли в Европу с востока. Константинополь стоял на перекрестке торговых путей. Традиционно Византийская цивилизация оценивается как результат синтеза античных институтов и воззрений с восточно-христианской картиной мира. Византия включала территорию Балканского полуострова, Малую Азию, Северную Месопотамию, часть Армении, Палестину, Египет, острова Крит и Кипр, Херсонес в Крыму, Владику на Кавказе и некоторые области Аравии. Через Византию проходил шелковый путь идущий из Китая в Европу и путь благовоний через Аравию к портам Красного моря, Персидскому заливу и Индийскому океану.

Экономическое развитие областей входивших в Византию не одинаково. Регионы Греции переживали в это время упадок, житница империи была Фракия и Египет. Малая Азия представляла собой район, где было развито виноградство, садоводство, скотоводство. Приморские районы, долины рек и равнины Византии специализировались на выращивание зерновых культур оливковых и другие плодовых деревьях.

По уровню развития ремесла Византия опережала страны западной Европы. Особенно было развито горное дело. На добыче железной руды специализировался Кавказ. Меди и серебра - Армения. Предметы роскоши производил Константинополь. На первом месте стояло производство различных тканей. Внутренняя жизнь Византии была относительно устойчива, В отличие от Западной Европы, крупнейшими городами Византии были Александрия, Антиофия, Сирия, Эдесса, Кирт, Хесолонике.

Население Византии было многонационально. Большая часть населения это греки. Но в состав византийской империи входили сирийцы, армяне, грузины, евреи, кофты, римляне.

До 7 века византийцы говорили на латыни, после 7 века на греческом языке. Греческий стал государственным языком. Всего на раннем этапе до 10 века в Византии было примерно 20-25 миллионов человек. Если учесть то, что население мира в это время составляло, по условным подсчетам, 360 миллионов человек то это не очень много.

Византийская цивилизация также, в своем развитие, проходит несколько этапов. Первый период - ранний - это 4-7 века. Второй период - средний - это 7-12 века. Третий период - поздний - это 13-15 века. В ранний период формируется византийское государство, христианство превращается в главенствующую религию. В средний период оформилась симфония церкви и государства. Произошло разделение западной и восточной церквей. Завершилось кодификация права. Греческий язык стал официальным. Это период расцвета византийской цивилизации. В поздний период обнаруживаются черты стагнации и наступает закат цивилизации.

Как же складывалась история Византии?

Византия формировалась в условиях варварских вторжений. Имели место две волны вторжений которые пережила Византия. Первая это вторжение готов и гутов. Вторая волна это вторжение славян. Вторжение славян закончилось образованием первого Болгарского царства. Это произошло в 7 веке. И Болгарское царство надолго стало первым врагом Византии. Император Юстиниан правивший в 6 веке предпринял попытку воссоздания Римской Империи. Для этого он завоевал королевство вандалов в Африке. Затем королевство остготов в Италии. Император Юстиниан построил знаменитый софийский собор. Опасным врагом империи на востоке оставалось новое персидское царство. Это царство было единственным достойным противником у Византии равным ей по своей силе по экономическому и военному развитию. В состав новоперсидского царства входила территория нынешнего Ирана, Ирака, Афганистана. Новоперсидское царство приняло попытку захвата территорий Византии (5-6 век). В результате которой Византия потерял часть своих земель.

В 7 веке серьезными соперниками Византии выступали арабы. Которые к этому времени создали мощное государство. Арабы завоевали Сирию и Палестину.

В 9 веке начинается длительная борьба с долбарами. 9-10 века для Византии обозначены как походы на Константинополь неоднократно предпринимавшиеся князьями киевской Руси Олегом, Игорем, Святославом и Ярославом Мудрым.


В конце XII века пришедшие из приоралья турки сельджуки совсем вытеснили Византию из малой Азии.

В 13 веке в результате 4 крестового похода Византия распалась на 4 части. Латинская империя, Никийская, Трапезундская и Эфирское царство. Вскоре империя была восстановлена, но это уже было феодально раздробленное государство со слабой центральной властью. И в экономическом отношение Византия попала под власть итальянских городов республик Венеции и Генуи.


В 15 веке вокруг Византии прочно сомкнулось кольцо владений турок-османов. В 1453 году турки осадили Константинополь. Осада продолжалась 53 дня. Вход кораблям в бухту был перегорожен цепями, но турки намазав доски салом протащили корабли по суше. После падения Константинополя он стал центром османской империи и получил название Стамбул.

Византийская модель феодализма

Своеобразие Византийской цивилизации заключается в сочетании синтеза античных институтов и воззрений с восточно-христианской картиной мира. Византия сумела сохранить все основные элементы наследства доставшегося от Римской империи. А именно:
* крупные города (где преобладало ремесло и торговля)
* рабовладение в сочетание с общинным земледелием
* развитая культура

Византия получила сильное государство с развитым римским правом. Она включала в себя территорию некогда могущественных цивилизаций. Переход Византии к феодальной цивилизации был менее болезненным чем на Западе. Но переход совершался гораздо медленнее он завершился лишь в 11 веке. В основном это был долгий процесс изживания рабовладения внутри самого византийского общества. И такой же сложный процесс зарождения новых отношений.

На Западе варвары находившееся на уровне ранней государственности и разложения первобытнообщинных отношений ускорили разложение старых рабовладельческих порядков и способствовали развитию новых феодальные отношений. Такой путь развития феодализма называется синтезным.

В Византии переход к феодализму до 6 века не был синтезным. Шло медленное формирование феодальные отношений. Синтезное развитие феодализма началось в 7-9 веках.

5-12 веках в Византии стала складываться крупная феодальная собственность. Византийский феодал не был полным хозяином своих поместий. Государство контролировало количество земли, число зависимых крестьян; имело право конфисковать землю. Государство держало владение феодала под своим надзором. Само государство являлось собственником огромных земель. И феодалы были зависимы от государственной власти.

Особенность Византийского феодализма состояла в том, что сильная центральная власть сдерживала рост крупного землевладения; ограничивала автономность феодальной повинности. Феодализм в Византии не был полностью государственным так как в Византии сохранилось римское право которое узаконивало частную собственность.

Византия империя - роммеев

Во главе Византийской империи стоял император. Императором Византии назывался Василевс.

Василевс обладал почти не ограниченной властью. Он мог издавать, мог изменять законы, но ему было не позволено ставить себя выше закона. Император руководил армией, определял внешнюю политику империи. Он не являлся собственником тех земель которые входили в его владения. Управление империей осуществлялось из Константинополя. В подчинение у Василевса был огромный государственный аппарат который состоял из многочисленных судебных военных налоговых ведомств. Наряду с императором важное место в жизни Византии занимал сенат, который назывался симклид. Конечно он не играл такую роль в Византии как римский сенат в Римской империи. Членов сената называли семклидики. Сенат был совещательным органом при императоре. Чиновников и симклидиков представляли не только представители знати, но и выходцы из простолюдинов отличавшиеся талантом, они иногда даже оказывались на императорском троне.

Это не смущало византийцев ибо они как и римляне считали что все граждане империи равны между собой. А родовитость это частное дело каждого.

Идею империи укрепляло христианство. Именно оно придавало ей священный характер. В 4 веке сподвижник императора Константина Евкернй Кесарийский создал политическую историю. Согласно этой теории светская и духовная власть Византии сливалась в единое образуя симфонию. Император являлся не только мирским правителем, но и главой церкви. Обожествлялась не только императорская власть но и распоряжения конкретных императоров. Но сама личность императора не обожествлялась.

Обожествлялась только должность императора. Император был подобием отца небесного. Он должен был подражать богу. Согласно Евстерию Кесарийскому Византия стала оплотом христианства. Она находилась под божественным покровительством и вела к спасению другие народы. Царская власть в Византии не передавалась по наследству. И не смотря на то что личность императора считалась священной его могли смещать. В Византии правило 109 императоров. И лишь 34 из них умерли своей смертью. Остальные были смещены или убиты. Но сама императорская власть оставалась не прикосновенной.

В Византии правил император или еще его звали автократор (самодержец). Императорская идея помогла сохранить Византии целостность, мировую идею. Однако императорская идея ориентировала на сохранение традиций и обычаев, сковывала развитие. Феодалы в Византии так и не стали сословием. Положение аристократов было не устойчивым, и при дворе постоянно имели место интриги и заговоры.

Роль религии в византийской цивилизации

Одним из характерных признаков средневековых цивилизаций является господство мировых религий. Впервые идеология в её религиозной форме становится доминирующем фактором развития общества.

В Византии господствующей идеологией являлось христианство. Которое возникло в 1 веке. Христианство дало новое представление о мире. Мир состоит из двух частей:

* мир земной (греховный)
* мир небесный (идеальный, чистый)

В 4 веке Византия принимает христианство в качестве официальной религии. И можно сказать, что языческое сознание уступило христианскому. Христианское сознание обращено к внутреннему миру человека. Входе утверждения христианства в Византии появились сритски (иные толкования основных догматов), А каких же именно Церковь не допускала инакомыслия. Она стремилась укрепить свои позиции. И средневековое сознание было ориентированно на авторитеты. Церковь предписывала постигать божественные истины, а не менять их. Предметом споров на долгое время был догмат о святой троице. Которая включала Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого духа. Шли споры особенно на ранних этапах Византийской цивилизации природе Христа.

Какие же ериси возникли в это время. Основная ересь арианство. Ей были подвержены многие варварские, германские народы. Ариаие считали что Христос является человеком. А его божественность была передана ему Богом Отцом. На ряду с Арианами имела место в Византии такая ересь как меккорианство. Меккариане утверждали что имеется разница между Христом верхним человеком и сыном Божием и связь их была только временной. И наконец существовала такая ерссь как монофизитство. Монофизиты утверждали что природа Христа божественна. Византийская церковь утверждала что Христос совмещает в себе 2 сущности, и человеческую, и божественную. В этом была основа надежды на спасение. И византийцы получили возможность открыть в себе божественное начало.

Не только споры о сущности Христа вызывали ожесточённые дебаты и вызывали такие еретические движения как арианство, меккорианство, монофизитство. Но также существовали другие очень важные споры. Следующий из них это о соотношение духовного и физического человека. Эти споры до сих пор не утихают и в современном обществе. Но для Византии этот спор был очень важен. Появились такие идеи как павликианство в Армении и богомильство в Болгарии. И павлекиане и богомилы утверждали, что небеса это владения бога, а земля это владение сатаны, и что человека создавали вместе и бог и сатана (бог душу, а сатана тело). Они призывали верующие к верности яксикелю. Византийская церковь утверждала что тело не может помешать развитию в себе божественного начала. Оно создано богом ибо еще апостол Павел утверждал что тело это храм духа святого.

Именно христианство открыло дисгармонию человека (красота телесная, красота духовная).

В 11 веке окончательно сформировалось два ветвления в христианстве. Католическое на западе и православное на востоке. Произошел раскол церквей который называется схизма (1054 год - раскол церквей). Поводом послужила попытка католической церкви дополнить символ веры. На западе церковь решала свои дела по вопросам спасения души человека. Она отпускала грехи, оценивала добродетель и недостатки человека. Был выработан целый условно говоря кодекс исторических правил, форм поведения человека.

Таким образом происходила своеобразная регламентация жизни человека. Позитивным моментом в этом является то что человек выработал в себе внутреннею дисциплину и внутреннюю организованность.


Византия. Церковь Апостолов в Солониках
В Византии церковь утверждала что путь к спасению, путь к богу мог происходить и без участия церкви, человек мог и на прямую обратится к богу через молитву соединившись с ним. Таким образом в христианстве превалирует эмоциональное индивидуальное начало. Отсюда и система ценностей, и поведение, и несколько иной идеал личности. Он начал формироваться в Византии, а потом она передала эту систему России и таким образом формирование русского типа человека очень эмоционального человека с мистическими взглядами формировалось на протяжение многих столетий. Религия Византии выполняла также стабилизирующею функцию. Она являлась единой оболочкой формирования Византийской духовности и культуры. Культурные ценности языческой античности Византийской церковью не отрицались. Изучение античности, философии, литературы поощрялось. Византийская школа отличалась от западно-европейской школы. В отличие от запада обучение в Византии проходило под влиянием церкви, но оно не было так жестко привязано к церкви. Византийская наука развивалась под сильным влиянием античности и успехи, достижения византийцев были связанны с потребностями хозяйственного развития и управления страны.

Таким образом Византийская цивилизация это христианская цивилизация. Основными её достижениями можно считать следующие: доминирующим фактором в обществе становится религия. Православие выступает идеологической основой Византийской религии " исключительное сочетание жизни Византии с христианской религией, эллинистической культурой и римской государственностью сделали Византийскую цивилизацию не похожей ни на одну другую. " Византийская цивилизация оказала влияние на развитие русских, формирование русской идеи. Идеи всеединства, идеи государственности.