Как получать удовольствие от обучения. Думайте, где это можно применить

Прежде, чем пытаться ответить на этот вопрос, стоит определиться с тем, что именно вы хотите получить от учебы в университете, в чем именно должна заключаться "польза": в получении диплома, в приобретении профессиональных знаний, в расширении кругозора, в чем-то еще?

Дело в том, что хороший университет - это не просто место, где профессора передают определенные знания студентам на занятиях; это еще и "интеллектуальная площадка" для поиска истины, споров, общения с умными людьми и т.д.

Предыдущий ответ больше относится к тому, как именно стоит учить те предметы, которые вам преподают. Это, безусловно, важно (хотя и сильно индивидуально: у разных людей могут быть разные подходы к учебе, и важно найти тот подход, который будет работать для вас), но все же я бы не переоценивал значение обычных учебных курсов: всему вас в университете все равно не научат, и гораздо важнее, во-первых, заложить хорошую базу и научиться учиться, а во-вторых, использовать те уникальные возможности, которые университет предлагает в дополнение к стандартным курсам.

Если говорить о первом пункте, т.е. о том, как заложить базу и научиться учиться, я бы рекомендовал уделять наибольшее внимание базовым курсам (которые, казалось бы, зачастую имеют мало отношения к реальной жизни). Профессиональные навыки можно приобрести и потом, и, скорее всего, вам и так придется чему-то учиться самостоятельно (в каждой сфере деятельности нужны свои навыки и знания), а вот без хорошей основы учиться самостоятельно крайне сложно.

Но еще важнее, на мой взгляд, второй пункт: использование возможностей, которые открывает перед вами университет. Чему-то учиться, особенно при наличии головы на плечах и нормальной базы, можно и вне университета: всегда можно почитать учебник, послушать лекции на Курсере и т.п. Но при этом есть вещи, которыми можно заниматься только в университете: посещать конференции, научные семинары, круглые столы и т.п. (на какие-то из этих мероприятий могут приходить и люди, не связанные с университетом, но студенту на них попасть все равно проще).

Исходя из своего опыта, я бы настоятельно рекомендовал обратить большое внимание именно на подобные вещи: далеко не каждому человеку и не каждый день выпадает возможность послушать знаменитого ученого или бывшего министра, пообщаться с известным журналистом или общественным деятелем, и т.д. Несмотря на то, что это все имеет мало отношения к сдаче курсов и получению диплома, именно общение с умными людьми, участие в дискуссиях, расширение кругозора является, на мой взгляд, наибольшей ценностью учебы в университете и может существенно изменить вашу жизнь.

Дорогой читатель, сегодня я расскажу Вам о том, как можно учиться успешно, но при этом без особых усилий. Наверняка Вы сталкивались с таким интересным явлением в своем университете: у каждого есть такой одногруппник, который учится легко, и при этом успевает оставить время на личные развлечения. Если и Вы хотите последовать его примеру, больше успевать и меньше делать – значит, эти рекомендации Вам пригодятся.

Часто говорят, что лень – это двигатель человеческого прогресса. Не могу не согласиться с этим мнением: если бы древнему человеку не было так тяжело тащить повозку, то он бы никогда не придумал колесо. Что из этого следует? Все очень просто: свои недостатки можно запросто обратить в достоинства, и даже из лени можно извлечь выгоду. Раз Вы не особо хотите учиться, значит приложите все усилия к тому, чтобы придумать максимально легкий, но в то же время, действенный способ, как избежать зубрежки. Впрочем, придумывать Вам уже ничего и не надо: когда я учился в университете, я сам изобрел хороший способ, который и Вам должен помочь.

Знаете ли Вы что-нибудь о рычаге? Думаю, что школьные уроки физики не должны были пройти даром. Даже если и не знаете, главное, что нужно запомнить: с помощью рычага можно поднимать огромные грузы, прилагая минимум усилий. Как Вы понимаете, такая систему когда-то стала настоящим прорывом в науке, и привела к интенсивному развитию торговли и строительства. Но Мы сейчас не об этом.

Я привел пример рычага исключительно с той целью, чтобы показать Вам, как именно нужно работать для того, чтобы получать максимальные результаты. Рычаги у Вас должны быть внутренние, и заключаются они в самом обычном интересе к предмету. Что же собой представляет этот рычаг?

Объясню на примере, чтобы было наглядно: Вы прекрасно знаете, что к завтрашнему дню Вам нужно прочитать две толстые книги. Понятное дело, что занятие это не такое уж и веселое, да и времени маловато на то, чтобы книги прочесть и усвоить материал. Тем не менее, Вы садитесь за одну из них – и Вам неожиданно становится интересно. Вы читаете, и просто не замечаете, что проходит время. Таким образом, Вы смогли прочесть книгу и даже запомнить информацию, которая там была скрыта.

Принцип понятен, не так ли? Вам интересно – значит, Вы будете прикладывать усилия к тому, чтобы узнать что-то новое. Но что делать со второй книгой, которая оказалась не такой увлекательной? На самом деле, я могу открыть Вам маленькую тайну: если внимательно присмотреться, то скучной информации не бывает. Каждый материал можно изучить успешно, потому что он представляет собой определенную ценность. Хотел бы сказать, что в случае со второй книгой, Вам нужно просто почаще вспоминать первую. То, что было для Вас интересно там, обязательно найдется и в этой книге – если они написаны по одинаковым дисциплинам.

Как Вы понимаете, принцип рычага можно использовать и в повседневной жизни. Все, что от Вас требуется – минимальный интерес. Согласитесь, посидеть в Интернете любит каждый. Так почему бы не совместить приятное с полезным? В Интернете Вы сможете найти большое количество несложной работы, которая будет приносить Вам постоянный доход. Опять-таки, принцип рычага: мне интересно – я делаю.

Еще один небольшой примерчик. Ваша студенческая команда КВН помогает сохранить честь университета – и отлично выступает. Так почему бы не воспользоваться этим для собственного обучения? Если Вы настолько успешны, то преподаватели обязательно поставят Вам и хорошую оценку, и на пропуски внимания не обратят. А ведь Вы занимаетесь именно тем, что Вам нравится. Достаточно хороший метод, Вы не находите? Он помогает совмещать интересную деятельность с более скучной, более того, он превращает неинтересные занятия в яркие приключения. Просто нужно немного воображения с Вашей стороны.

Надеюсь, мои советы станут для Вас полезными, потому как я беру их исключительно из личного опыта. Сам когда-то был студентом, и потому знаю, сколько проблем может возникнуть на пути учащегося.

1 сентября – время хлопот и переживаний. Снова школа, снова уроки, снова стихи, повторение пройденного материала и… зубрёжка, зубрёжка, зубрёжка. И так весь учебный год.

Повторение – мать учения?

Большинство родителей помнят свои школьные годы, где всегда повторяли, что «Повторение – мать учения». Но настолько ли верно это высказывание? При постоянном повторении канал восприятия отказывается усваивать информацию, и в итоге задействованным остается лишь один вид памяти – зрительная или слуховая. Таким образом, усваивание новой информации происходит очень медленно, а извечные повторения приводят к негативному взгляду на учёбу.

Чаще учителя применяют механическое повторение, зубрёжку. Но существуют и более эффективные способы повторения. Педагоги ими, к сожалению, не пользуются. Но их стоит взять на вооружение родителям. Один из таких способов – систематическое повторение. Заключается оно в том, чтобы дать время мозгу ребёнка усвоить всю полученную информацию, а для закрепления повторять материал с оптимальным временным интервалом. Первое повторение –через 20 минут, второе – через 2 часа, третье – уже после 8 часов и последнее – через сутки. Таким образом, канал восприятия не будет отключаться в отличие от беспрерывного повторения, а окажется доступным и способным принимать и усваивать материал.

Тип восприятия информации и способность к обучению

Всем известно, что способность к обучению у всех людей разная. Было выделено 3 типа восприятия информации. И зная, какой тип у вашего ребёнка, можно активизировать внутренние резервы его мозга для достижения наилучшего результата.

Зрительный – люди с этим типом быстрее воспринимают информацию визуально, увидев или прочитав.

Слуховой – быстро усваивается услышанная информация.

Двигательный – канал восприятия быстрей принимает записанную или произнесенную информацию.

Определив тип восприятия информации, процесс обучения можно адаптировать под конкретного ребёнка. Так, например, для зрительного типа отличным способом тренировки мышления и памяти будет кодирование текстов в пиктограммы. Такой способ позволяет усваивать большие объёмы информации, что особенно важно для школьников старших классов и студентов.

Ребёнок-визуал

Если ребёнок имеет зрительный тип восприятия информации, то в игровой форме таблицу умножения можно выучить всего за месяц.

К примеру: 5х6=30. 5 – будет яблоко с листочком, цифра 6 – улитка, а 30 – горы и солнце.

В целом это выглядит следующим образом: взяв с собой яблоко, улитка направилась в горы позагорать под солнцем. Ребёнок запоминает эту историю, далее закрываются цифры, а ребёнок говорит, кто там – яблоко, улитка или горы с солнцем. После усвоения происходит отказ от картинок, и остаются только цифры.

Этот приём можно использовать практически во всём. Потренироваться можно, запоминая телефонные номера, например, составив из них портрет: 7 – брови, 3 – ухо, 1 – рот и т.д. Главное здесь помнить последовательность чтения портрета, слева – направо и сверху – вниз.

Приём можно применять и для словарных слов. Например, слово «кошка». Попросите ребёнка изобразить её в виде буковки «О» — допустим, кошка свернулась калачиком.

Ребёнок-аудиал и ребёнок-кинестетик

Следующий приём предназначен для людей со слуховым и двигательным восприятием. Для того чтобы быстрее запомнить стихотворение или рассказ, необходимо повторить его под музыку или, как вариант, пропеть его. Посторонний звук восприятию не мешает, а наоборот помогает быстрее усваивать получаемый материал. Такого же эффекта можно добиться с помощью жестикулирования или покачивания ногой во время повторений.

Для слухового типа отличным вариантом будет метод звуковой ассоциации. Например, слово «винегрет». В роли слуховой ассоциации — «вино пьют негры». Этот метод отлично себя зарекомендовал и при изучении иностранных языков. Например, английское слово «Take» — в переводе означает «брать». Созвучно слово с русским «тайком» — «тайком Вася унёс конфеты». В университете Англии было проведено интересное исследование. В нём принимали участие 2 группы учеников. Одна группа должна была запомнить 500 слов простым способом, а вторая – способом ассоциации. В итоге исследования было выяснено, что группа, применявшая ассоциативный метод, запомнила в 1,5 раза больше.

Эта статья будет расширяться и приводиться в порядок. А пока создается болванка. Весьма полезная.

Учеба...
Сложная штука. Особенно для тех, в чьей душе царит непостоянство.

Надо искать лучшие пути. Искать, то есть мозг должен быть подключен к этому поиску. Иначе говоря, постоянно думать об этом: о том, как же сделать обучение эффективнее.

Умственный труд, как и Восток, - дело тонкое.

Один из эффективных методов обучения - ориентироваться на самое-самое...

Известен такой старый классический прем как конспектирование. Кто-то думал и придумал его. Но этим не заканчиваются методы улучшения результативности.

Начинаем с самого малого и самого используемого. И этого самого-самого не так уж много. Надо лишь постараться овладеть им. Необходимым запасом.

Один из секретов успешного умственного труда - в умении сбрасывать напряжение. Если труд продолжается в том же направлении и начинает буксовать, то самое время поменять направление, так как однообразие утомляет. Так мы устанем гораздо позже.

К примеру, в изучении языка это - 2000 - 3000 слов.

Надо утвердить, закрепить начало, чтоб было продолжение, развитие. Не нужно спешить вперед так, как делал это Ахиллес, так и не сумевший догнать черепаху.

2014.
Учебы - дело тонкое. Надо уметь это делать - учиться. Я перепробовал разные методы. Надо экспериментировать. Поскольку все мы разные, то одного стандарта учебы быть не может. Каждый долен найти свой подход. Одни варианты, подходы, методы - рабоют, другие - не очень.
Откроею секрет полезной установки на хорошую учебу.
Не стоит мечтать поскорее закончить учебу (это превратит нас в "усталых учеников"). Наоборот: превратить учебу в наслаждение, в наркотик, в радость, в смысл, в то что наполняет жизнь содержанием. Влюбиться в учебники, и то и дело читать их. И не только читать, но и просто листать и просматривать. Процесс чтения должен стать похожим на процесс приема пищи. Мы должны наслаждаться этим, вкушать, пропитываться.

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Школа не должна быть тюрьмой. Если на уроках вам трудно и скучно, а посещение учебного заведения превращается в стресс, вы можете изменить ситуацию. Узнайте некоторые конкретные стратегии, которые помогут вам найти друзей, облегчить процесс получения знаний и получать от учебы удовольствие.

Шаги

Часть 1

Заведите новых друзей

    Найдите свою группу. Если у вас есть друзья, которые разделяют ваши интересы и с которыми вам нравится общаться, вы начнете получать удовольствие от посещения школы. Увлекаетесь ли вы музыкой, борьбой или верховой ездой, важно найти приятелей, с которыми можно обсудить свое хобби.

    • Перемена может быть отличным временем для общения. Если вы баскетболист, найдите других поклонников этого вида спорта. Обсудите игру ваших любимых команд, сходите вместе на спортплощадку. Вы и не заметите, как в скором времени станете друзьями.
    • Не стремитесь стать суперзвездой или дружить исключительно с популярными одноклассниками. Старайтесь тесно общаться лишь с теми, кто вам нравится!
  1. После уроков отправляйтесь в клуб. Это еще один замечательный способ найти новых друзей. Вы можете заняться музыкой, шахматами или же танцами. Узнайте, какие кружки или спортивные секции есть в вашей школе. Не исключено, что один из них будет соответствовать вашим интересам.

    • Ни один из клубов вас не заинтересовал? Попробуйте сами собрать вокруг себя единомышленников. Например, вы могли бы создать клуб любителей видеоигр. После того, как вы определились с направленностью деятельности вашего клуба, можете попробовать найти спонсора для вашего проекта.
    • Попробуйте вступить в клуб, деятельность которого никак не связана с вашим хобби. Там вы можете встретить интересных людей, с которыми вряд ли пересечетесь в других местах. Даже если вы не великий певец, школьный хор может помочь вам найти новых друзей. Занятия в нем дают вам шанс пообщаться и подружиться с ребятами.
  2. Попробуйте себя в командных видах спорта. Большинство ваших будущих товарищей по команде никогда не играли раньше, так что вы будете в более или менее равных условиях. Футбол, баскетбол, волейбол могут сделать так, что по утрам вы будете радостно бежать в школу.

    • Если вы не хотите заниматься спортом, можете просто посещать игры вашей команды. На трибунах вы тоже можете завести новых приятелей.
    • Спорт не для всех. Для одних он может быть отличным способом приобрести новые навыки, найти друзей и весело проводить время, для других же может превратиться в еще один источник стресса. Занимайтесь только тем видом спорта, который вам действительно нравится.
  3. Не будьте слишком серьезны. Вы можете болезненно воспринять розыгрыш ваших товарищей, а можете посмеяться вместе с ними и запланировать ответную шутку. Один из способов завести друзей – не быть чрезмерно серьезным. Школа может быть отличным местом, посещать которое вы будете с радостью. Ожидайте, что вы будете испытывать удовольствие, и тогда так оно и будет.

    • Дети и подростки предпочитают дружить с людьми веселыми, а не с теми, кто слишком серьезен и всегда всем недоволен. Если вы хотите иметь друзей, вы должны чувствовать себя комфортно и свободно.

    Часть 2

    Сохраняйте хорошее настроение
    1. Психологически настраивайте себя каждый день. Вы можете просыпаться каждое утро в плохом настроении, и каждое такое утро будет превращаться в плохой день. Или же вы можете прокрутить несколько бодрых песенок, съесть на завтрак что-нибудь вкусненькое и сделать свой школьный день незабываемым. Если вы решите, что день пройдет весело, так оно и будет.

      • Выберите песню, под которую вы будете просыпаться каждое утро перед школой. Можно даже установить эту мелодию в качестве сигнала будильника на своем телефоне. Тогда первое, что вы будете слышать по утрам, это не раздражающий звон будильника, а бодрая мелодия, повышающая настроение.
      • Не пренебрегайте завтраком, ведь вам нужно запастись энергией на весь предстоящий день. Сосредоточьтесь на фруктах и цельных зернах, избегая чрезмерно обработанные и сладкие продукты. Вместо сладких хлопьев, съешьте лучше яблоко.
    2. Придайте индивидуальность вашим школьным принадлежностям. Если это позволит вам чувствовать себя комфортно в вашей среде, попробуйте украсить свою школьную форму, рюкзак, ноутбук и так далее. Используйте для этого наклейки, ручку с блестками, эмблему вашей любимой музыкальной группы и любые другие материалы, которые помогут сделать ваши школьные принадлежности немного более интересными.

      Носите одежду, в которой вы чувствуете себя хорошо. Мода приходит и уходит, и трудно сказать, какая одежда будет самой крутой в следующий момент времени. Это отнюдь не самое главное для ощущения уверенности в стенах школы. Носите одежду, в которой вы чувствуете себя комфортно.

      • Заранее планируйте свой завтрашний школьный гардероб. Не дожидаясь наступления ночи, убедитесь, что у вас есть все, что вам нужно для завтрашнего дня, что вся одежда в опрятном состоянии. Научитесь сами пользоваться стиральной машиной и утюгом, и тогда вам не придется беспокоиться, успела ли мама постирать и погладить вашу любимую рубашку.
    3. Позвольте себе помечтать время от времени. Это факт: иногда в школе бывает очень скучно. Вам предстоит скоротать несколько унылых часов ожидания. Используйте свое воображение, чтобы сделать свое пребывание в школе более увлекательным.

    Часть 3

    Облегчите учебу

      Будьте организованным. Одной из самых напряженных и неприятных составляющих образовательного процесса является необходимость быть готовым к новому школьному дню. Где ваше домашнее задание по английскому? Решены ли задачи по математике? Вы наточили карандаши? Чем меньше вам придется беспокоиться об этих мелочах, тем больше у вас будет возможности сосредоточиться на учебе и получать от этого удовольствие. Будьте готовы к урокам, и вам будет от этого легче.

      • Заведите папку, которая поможет вам организовать необходимые заметки и текущие домашние задания. Помещайте в нее все важные документы по мере их получения. Не забывайте регулярно чистить папку от старых, ненужных бумаг.
      • Ежедневно просматривайте свой дневник и папку-органайзер, чтобы вы никогда не были застигнуты врасплох из-за того, что забыли выполнить домашнее задание. Внимательно следите за сроками, и тогда вы будете в выгодном положении.
    1. Будьте уважительны по отношению к своим преподавателям. Учителя – тоже люди, среди них встречаются хорошие и не очень. Но даже если вам скучно и неинтересно на том или ином уроке, будьте почтительны к своему педагогу, и тогда с большой вероятностью он будет хорошо относиться и к вам. Это существенно облегчит вам жизнь.

      • Вам может показаться, что так здорово поболтать и повеселиться с одноклассниками, в то время как учитель объясняет материал у доски. Но в таком случае будьте готовы к плохим оценкам и наказанию.
      • Если вы за годы учебы приобрели репутацию клоуна или смутьяна, вам, возможно, придется нелегко, но вы все же можете изменить ситуацию. Поговорите после занятий со своим учителем, расскажите, что вы твердо намерены попытаться исправить положение. Попросите у учителя совет, как вам стоит себя вести в той или иной ситуации, чтобы не попадать в неприятности. Ваш преподаватель начнет уважать вас за вашу позицию.
    2. Расходуйте ваше время более эффективно. Выполнение домашнего задания станет менее обременительным, если у вас на это будет достаточно времени. Чтобы избавиться от чувства беспокойства, принимайтесь за работу заранее, а не в последнюю минуту. Утро перед школой не будет стрессом, если вы вовремя успели закончить свою работу. Школьный день будет намного веселее, если вам не нужно будет беспокоиться, что вы получите плохую оценку.

    3. Обратитесь за помощью, если у вас возникли проблемы при выполнении домашнего задания. Посещайте факультативные и дополнительные занятия, если в вашей школе есть такая возможность.

      • Попросите о помощи ваших родителей или старших братьев и сестер. Так как они, скорее всего, проходили те же предметы, когда учились в школе, они смогут справиться с возникшей перед вами проблемой.
      • Попросите вашего учителя задержаться на 10-15 минут после окончания уроков, чтобы разъяснить вам некоторые моменты, если вы постеснялись задать вопросы во время занятия.
    4. Убедите ваших родителей позволить вам сменить школу. Ваши плохие оценки и отвязное поведение могут быть следствием того, что преподаваемый материал вам попросту неинтересен, и вы вместо вдохновения испытываете на уроках скуку. Школа может приносить больше удовольствия, если поглощение материала требует от вас умственного напряжение, если вашему разуму брошен вызов. Рассмотрите вопрос о переходе в школу с углубленным изучением тех или иных предметов или о возможности сдачи экзаменов за данный курс экстерном.

      • Частные школы могут быть вам не по карману, но вы можете попробовать претендовать на получение стипендии или иной финансовой помощи. Вы никогда не узнаете о существующих возможностях, пока попробуете найти подходящий вариант.
      • Если ваши родители не хотят помочь вам в поиске альтернативных вариантов обучения, поговорите со своим учителем, наверняка он посоветует вам что-нибудь дельное.
      • Избегайте ситуации, когда вы вынуждены учить материал в последнюю минуту перед тестом, будь то итоговый экзамен или обычная контрольная. Будьте готовы, по крайней мере, за две недели до его проведения.
      • Выбирая клуб, кружок или секцию, которые вы будете посещать после занятий в школе, отдайте предпочтение тому, который соответствует вашим интересам. Не забудьте предупредить родителей, что вы будете задерживаться после уроков.
      • Будьте активны и конкурентоспособны.
      • Заведите новых друзей, найдя точку пересечения ваших интересов.
      • Будьте в школе вежливым каждый день.

      Предупреждения

      • Не используйте слова и выражения, которые могут оскорбить кого-то. Это может привести к разрыву отношений или еще хуже.
      • Украсив свой рюкзак или сумку, вы можете получить нагоняй от родителей. Эти сумки стоят недешево, поэтому обязательно попросите разрешение.
      • Будьте осторожны с людьми, которые преследуют цель обидеть вас, причинить вам боль или манипулировать вами в своих интересах. Если вы чувствуете подобные намерения с чьей-то стороны, расскажите об этом взрослому, которому доверяете.