Коммунистка-нимфоманка коллонтай об эмансипации женщин. Самая сексуальная коммунистка в истории

Не все эти женщины поддерживали Октябрьскую революцию в том виде, в котором она произошла, не все дожили до неё. Но благодаря этим политически активным и неравнодушным женщинам революция стала возможна.

Российская революционерка, советская государственная партийная, общественная и культурная деятельница. С 1890 занималась пропагандой, была секретарем газеты "Искра", участвовала в подготовке Октябрьской революции. После революции занялась организацией пролетарского юношеского движения, стояла у истоков Социалистического союза рабочей молодёжи, комсомола и пионерской организации. С 1917 года являлась членом Государственной комиссии по просвещению.

Александра Михайловна Коллонтай (19 марта 1872 - 9 марта 1952)

Русская революционерка, государственная деятельница и дипломат. Чрезвычайный и полномочный посол СССР, первая женщина-министр в истории. К участию в социалистическом движении Александра Коллонтай пришла в 1890-х годах благодаря знакомству с Е. Д. Стасовой. Во время расстрела демонстрации 9 января 1905 года была на петербургских улицах. Во время Первой русской революции в 1905 Коллонтай инициировала создание «Общества взаимопомощи работницам». Будучи наиболее заметной женщиной в советском руководстве, Коллонтай была инициатором создания и заведующей (с 1920) женотделом ЦК РКП(б), целью которого была борьба за уравнение в правах женщин и мужчин, борьба с неграмотностью среди женского населения, информирование о новых условиях труда и организации семьи.

Теоретик марксизма, философ, экономист и публицист. Одна из наиболее влиятельных деятельниц немецкой и европейской революционной левой социал-демократии. В 1897 году защитила диссертацию, получив степень доктора государственного права. Роза проявила себя как талантливый журналист и оратор. на общалась с Плехановым, Бебелем, Лениным, Жоресом, вела с ними полемику. На Штутгартском конгрессе Второго интернационала (1907) Люксембург совместно с Лениным внесла поправки в резолюцию Августа Бебеля по вопросу об отношении к империалистической войне и милитаризму. В поправках, в частности, указывалось на необходимость использования, в случае возникновения войны, порождаемого ею кризиса в целях свержения господства буржуазии.

Немецкая политик, деятельница немецкого и международного коммунистического движения, одна из основательниц Коммунистической партии Германии, активистка борьбы за права женщин. Клара Цеткин сыграла важную роль в основании Второго интернационала и подготовила для его Учредительного конгресса речь о роли женщин в революционной борьбе. Считается, что она является автором идеи Международного женского дня - 8 марта.

Деятельница российского революционного движения. В 1904 году вступила в РСДРП. За активное участие в революции 1905-1907 годов власти отправили её в ссылку на север России в Мезень, откуда Арманд в 1908 году бежала сначала в Петербург, а затем с помощью эсеров по подложному паспорту выехала в Швейцарию. Переводила работы Ленина, издания ЦК партии. В 1912 году написала брошюру «О женском вопросе», в которой выступала за свободу от брака. В 1914 году, с началом Первой мировой войны, занялась агитацией среди французских рабочих, призывая их отказаться от работы в пользу стран Антанты.

Деятельница российского и международного социалистического движения, народница, террористка, писательница.

5 февраля 1878 года Засулич пришла на приём к Трепову (вынесшему нарушающий закон приговор) и выстрелила в него из револьвера, тяжело ранив. Была немедленно арестована, но суд присяжных 12 апреля 1878 года полностью оправдал Засулич. На следующий день после освобождения приговор был опротестован, и полиция издала приказ о поимке Засулич, но она успела скрыться на конспиративной квартире и вскоре, чтобы избежать повторного ареста, была переправлена к своим друзьям в Швейцарию.

Российская революционерка, террористка, член Исполнительного комитета «Народной воли», позднее эсерка. В сентябре 1884 года по «Процессу 14-ти» Фигнер приговорена Петербургским военно-окружным судом к смертной казни. После 9 дней ожидания исполнения приговора казнь была заменена бессрочной каторгой. В тюрьме начала писать стихи. Пыталась установить связь с политическими заключёнными в крепости, организовывать коллективные протесты против тяжёлых условий содержания. Февральскую революцию 1917 года Вера Фигнер встретила в качестве председателя Комитета помощи освобождённым каторжанам и ссыльным.

Российская политическая деятельница, террористка, одна из руководителей партии левых эсеров. 12 марта 1906 года приговорена за убийство советника тамбовского губернатора к смертной казни через повешение. 28 марта ей сообщили о замене смертной казни бессрочной каторгой, которую она отбывала на Нерчинской каторге. Одна из первых женщин, заявивших об изнасиловании в заключении. Большую часть жизни провела в тюрьмах.

Деятельница русского революционного движения, одна из создательниц и лидеров партии эсеров, а также её Боевой организации. Известна как «бабушка русской революции». Занималась организационной работой и распространением революционных идей среди крестьянства. Была сторонницей политического и аграрного террора, считая их одними из наиболее эффективных методов борьбы.

Мария Марковна Школьник (1885 - 1955)

Эсерка, участница революционного террора в Российской империи в начале ХХ века. Член Боевой организации партии социалистов-революционеров.

Эсерка, деятельница революционного движения России. В 1905 году застрелила генерал-адъютанта В. В. Сахарова, усмирявшего аграрные беспорядки в Саратовской губернии, приговорена к смертной казни, которую заменили на пожизненную каторгу.

Мария Григорьевна Никифорова (1885 - 1919)

Предводительница анархистов на территории Украины, соратница Нестора Махно. Примкнула к анархическому движению в 16 лет. Известна под именем Маруся. В годы Гражданской войны становится одним из самых заметных и уважаемых командиров анархистских отрядов на юге России. В декабре 1917 года Чёрная гвардия Маруси помогала устанавливать советскую власть в Харькове, Екатеринославле (Днепропетровск) и Александровске (Запорожье). Благодаря поддержке лидера большевиков в этом районе Антонова-Овсеенко, Маруся получила поддержку в организации «Вольная боевая дружина». Эта часть активно воевала с белой гвардией, немецкими оккупационными войсками и украинскими националистами при установлении советской власти в Елисаветграде (Кировоград).

Российская революционерка, активная участница Гражданской войны в 1918-1919 годах, единственная известная женщина - командир бронепоезда.

Народница, одна из руководителей «Народной воли», непосредственно руководившая убийством Александра II.
"Мы затеяли большое дело. Быть может, двум поколениям придется лечь на нём, но сделать его надо " - Софья Перовская.

Российская революционерка, агент Исполнительного комитета «Народной воли». Одна из первомартовцев.

Русская революционерка-народница, член Исполнительного комитета партии «Народная воля».

Участница российского революционного движения. До 1917 года, находясь на каторге, Каплан познакомилась с известной деятельницей революционного движения Марией Спиридоновой, под влиянием которой её взгляды изменились от анархистских к эсеровским. 30 августа 1918 года совершила покушение на Ленина.

Русская революционерка, народница, член партии «Народная воля». В феврале 1875 года участвовала в съезде народников в Москве, где был принят устав «Всероссийской социально-революционной организации».

Российская революционерка, представительница партии эсеров, организатор убийства командующего оккупационными войсками на Украине генерал-фельдмаршала Германа фон Эйхгорна в 1918 году. После революции 1917 года она совместно с Марией Спиридоновой приняла участие в создании Читинского комитета ПСР. Также участвовала расколе партии эсеров на левое и правое крыло, примкнув к первому. Стала единственной женщиной на II Всероссийском съезде Советов.

Русская революционерка, народница. Продала имение в с. Беломестном Новооскольского уезда, а деньги использовала на улучшение материальных условий и организацию побегов политзаключенных.

Надежда Дмитриевна Субботина (1855 - после 1930)

Русская революционерка, народница. В 1874 привлечена к дознанию по делу о пропаганде в империи (процесс 193-х) за «подозрительный образ жизни, распространение среди воспитанниц Орловской женской гимназии идей о необходимости пойти в народ и за привоз из-за границы запрещённых книг».

Русская революционерка, народница. Предана 30 ноября 1876 году суду Особого Присутствия Правительствующего Сената по обвинению в составлении противозаконного сообщества, имевшего целью ниспровержение и изменение порядка государственного управления, и в участии в нём (процесс 50-ти). Признана виновной и приговорена к ссылке.

Евгения Дмитриевна Субботина (1853 - после 1930)

Русская революционерка, народница. В 1875 привлечена по двум дознаниям: по делу о пропаганде в империи (процесс 193-х) и по делу о противоправительственной пропаганде (процесс 50-ти). По Высочайшему повелению 19 февраля 1876 года по первому делу освобождена от наказания за недостатком улик, а по второму - предана 30 ноября 1876 года суду Особого Присутствия Правительствующего Сената по обвинению в составлении противозаконного сообщества и в участии в нём (процесс 50-ти), признана виновной и приговорена к ссылке.

Лидия Павловна Езерская (1866 - 1915)

Эсерка, участница революционного движения в Российской империи в начале ХХ века.

Ревекка Моисеевна Фиалка-Рачинская (1888 - 1975)

эсерка, участница революционного движения в Российской империи в начале ХХ века. В 1904 году Фиалка вступила в подпольную организации партии социалистов-революционеров, по поручению которой вела агитационную работу. В начале 1905 года по поручению партии отправилась в Одессу, чтобы оказать помощь в изготовлении снарядов. Несколько раз она ездила за динамитом в Кишинев, и привозила его на конспиративную квартиру в Одессе, куда кроме этого доставили также запрещенную литературу и шрифты из раскрытой тайной типографии. Летом 1905 года Фиалку и ее товарища Александра Лаппе арестовали на конспиративной квартире в Одессе. Приговорена к 20 годам каторги, однако как несовершеннолетней дали 13. Находясь в ссылке, Фиалка содействовала товарищам в подготовке побегов, была членом нелегальной кассы взаимопомощи.

Российская политическая деятельница, террористка, член партии социалистов-революционеров. В 1901 году вступила в партию социалистов-революционеров. Участвовала в Революции 1905-1907 годов. Состояла в членах Летучего боевого отряда Северной области.

Эсерка, участница революционного движения в Российской империи. В 1906 году по постановлению Боевой организации эсеров осуществила покушение на главного командира черноморского флота адмирала Чухнина. Адмирал был ранен в плечо и в живот, но остался жив. По его приказу террористка была расстреляна матросским патрулем без суда и следствия.

Русская революционерка, советский деятельница международного коммунистического, женского, антивоенного и антифашистского движения. В 1934 году участвовала в создании Всемирного антивоенного и антифашистского женского комитета.

Русская революционерка, народница. Вела противоправительственную пропаганду среди крестьян. Оказывала помощь членам Всероссийской социально-революционной организации после ареста его руководителей.

Мария Аркадьевна Беневская (1882 - 1942)

Эсерка-террористка, участница революционного движения в Российской империи в начале ХХ века. В 1905 году Мария Беневская вступила в Боевую организацию партии социалистов-революционеров. Рекомендацию для вступления дал Борис Савинков, к тому времени уже один из руководителей организации. Она вела жизнь профессионального революционера, работала в качестве техника (изготавливала бомбы) и пользовалась партийной кличкой «Генриетта».

Революционерка, участница гражданской войны в России, журналистка, поэтесса, писательница. После Октябрьской революции некоторое время занималась работой, связанной с сохранением памятников искусства, была секретарём Луначарского. В 1918 вступила в РКП(б). В 1918-1919 годах была комиссаром Морского Генерального штаба, политработником Волжской флотилии. В 1921 году была в Афганистане в составе советской дипломатической миссии. Последнее крупное произведение Рейснер - исторические этюды-портреты, посвященные декабристам («Портреты декабристов», 1925).

Чувак, наверняка тебе знакомы такие известные женщины, как Мэрилин Монро, Маргарет Тэтчер, Коко Шанель, Майя Плисецкая – перечислять можно долго. Имена этих прекрасных дам всегда звучат на устах и гармонично украшают верхние строчки поиска Google. Но есть героини, о которых не слагают легенды.

Сегодня мы бы хотели рассказать тебе о менее известных, но крайне талантливых и удивительных представительницах прекрасного пола, которые дали этому миру ничуть не меньше своих более «раскрученных» сестер.

1. Жюли Рекамье (1777 – 1849)

Красота – страшная сила, а превосходная мадам Рекамье олицетворяла ее главное орудие в эпоху послереволюционной Франции. Поражая направо-налево сердца романтичных парижан и вдохновляя известных художников, красавица набирала известную славу, оказавшись самой «звездной» леди европейского масштаба того времени. К ее прекрасным ножкам склонялись герцоги и князи, писатели и поэты. Имя Жюли Рекамье звучало от Испании до России. Она разбила сердце Люсьену Бонапарту, брату известного императора, а такие живописцы, как Жерар и Давид, увековечили ее славный портрет.

Веселая и таинственная, наивная и недоступная – двоякость была ее неотъемлемой чертой. Помимо очарования, которое она несла людям, мадам Рекамье была одержима просвещением. Ее знаменитый литературно-политический салон стал интеллектуальным центром Парижа, впитав лучшие мысли и знания современников того времени.



2. Роза Люксембург (1871 – 1919)


Теоретик марксизма, философ, экономист и публицист в одном лице – все это о гениальной Розе Люксембург, ставшей одной из наиболее влиятельных деятелей немецкой и европейской революционной левой социал-демократии. Владимир Ильич Ленин называл её «орлом, великой коммунисткой, представителем нефальсифицированного, революционного марксизма», подчёркивая, что её работы будут полезнейшим уроком для воспитания многих поколений коммунистов всего мира.

Роза была одной из основательниц антивоенного «Союза Спартака» и Коммунистической партии Германии, изящно боролась против буржуазии, за что подвергалась репрессиям, суммарно проведя в заключении около 4 лет.

Умная женщина на грани гениальности. Ее неутолимое стремление работать, бороться и творить побеждало любые трудности на политическом и творческом пути.

В центре Берлина в ее честь названы площадь и станция метро, а улицы имени Розы Люксембург имеются во множестве европейских городов, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге.

А еще существует песня группы «Мумий Тролль», посвященная Розе:

3. Вера Игнатьевна Мухина (1889 – 1953)

Легендарная женщина-скульптор, оставившая заметный вклад в советском монументальном искусстве. Всемирную известность ей принес грандиозный монумент «Рабочий и колхозница» (тот самый, из заставок «Мосфильма»), представленный не где-нибудь, а на Всемирной выставке 1937 года в Париже.

Вера Игнатьевна создала памятник для Максима Горького, установленный у Белорусского вокзала, скульптуру «Наука» у здания МГУ, памятник Петру Чайковскому возле Московской консерватории, скульптуры «Земля» и «Вода» в Лужниках.

В 1947 году Мухина стала членом Президиума Академии художеств СССР. За долгие плодотворные годы работы получила звание народного художника СССР, стала лауреатом пяти Сталинских премий и неоднократно награждалась орденами.



4. Габриэла Мистраль (1889 – 1957)


Ее настоящее имя Лусила де Мариа дель Перпетуо Сокорро Годой Алькайяга, но по понятным причинам миру больше известно ее лаконичное и красивое прозвище – Гарбриэла Мистраль.

Она работала учительницей, а позже – дипломатом в Италии, Испании, Португалии и Бразилии. В 1903 году были опубликованы ее первые стихотворения: трагичные, чувственные, пропитанные духом страдания и любви; глубокие, проблемные – о мироощущениях индейцев и метущихся душах простых людей. В 1945 году Гарбриэла Мистраль стала Нобелевским лауреатом по литературе «За поэзию истинного чувства, сделавшую её имя символом идеалистического устремления для всей Латинской Америки».

Габриэла известна и своей борьбой за права женщин, занималась просветительской деятельностью. Ее изысканный образ красивой, умной, интеллигентной дамы с большим сердцем и чистой душой представляет собой общественный идеал, удивительно редкий в наше время.


5. Вера Васильевна Холодная (1893 – 1919)

Сравнительно недолгий период кинокарьеры, начавшийся всего за пять лет до ее смерти, принес Вере Васильевне славу самой известной актрисы немого кино своего времени. Ее по праву называли «королевой экрана». Лента «У камина», в которой актриса исполнила главную роль, стала рекордной по просмотрам для дореволюционного кинематографа. Фильм непрерывно демонстрировался на протяжении 90 дней в Одессе и 72 дня в Харькове.

За три года Вера Холодная приняла участие в съемках более 30 картин. Ее популярность не угасала во время революционных событий 1917 года и даже в годы Гражданской войны.

6. Симона де Бовуар (1908 – 1986)


Одна из наиболее выдающихся представителей литературного мира того времени. Своей книгой «Второй пол» Симона произвела настоящий фурор в видных кругах интеллигенции Европы и Америки. Книга писательницы стала настоящим символом сексуальной революции 1960-х годов, признанной (даже мужиками) и важнейшей работой по феминизму XX столетия.

Симона де Бовуар внесла значительный вклад в развитие философской мысли своего века, стала идеологом феминистического движения и заслуженно закрепила за собой звание талантливейшей французской писательницы. Как писала сама Симона: «Если во мне есть что-то от гения, то исключительно ясность мысли.»


Я оторвала себя от безопасного уюта надежной и определенной жизни ради моей любви к истине – и истина вознаградила меня.


Странный парадокс заключается в том, что чувственный мир, окружающий мужчину, состоит из мягкости, нежности, приветливости, – словом, он живет в женском мире, тогда как женщина бьется в суровом и жестком мире мужчины.


Психоаналитики определяют мужчину как человеческое существо, а женщину – как самку; каждый раз, когда женщина поступает как человеческое существо, они говорят, что она подражает мужчине.

7. Элла Джейн Фицджеральд (1917 – 1996)


Мадам Элла была одной из величайших вокалисток в истории джазовой музыки: обладательница блистательного голоса диапазоном в три октавы, мастер скэта (это когда голос исполнителя имитирует джазовый инструмент), искусница голосовой импровизации и 13-кратный лауреат премии «Грэмми».

Фицджеральд окрестили «первой леди джаза». За свое удивительное творчество вокалистка получила Президентскую медаль в США, стала кавалером Ордена Искусств и литературы во Франции и была осыпана множеством других почетных наград.

За свою 50-летнюю карьеру в джазе Элла выпустила около 90 альбомов и сборников, продав в общей сложности более сорока миллионов своих пластинок:

8. Розалинд Франклин (1920 – 1958)


Как подсказывает здравый смысл, женщин-биофизиков в мире было не так уж много. Розалинд Франклин оказалась одной из немногих подобных ученых.

Розалинд – скромная англичанка, имя которой никогда не было на слуху. Тем не менее, фактическое открытие ДНК принадлежит именно Розалинд. Пускай вся слава досталась ее коллегам – Джеймсу Уотсону и Фрэнсису Крику, но именно точнейшие лабораторные опыты женщины-ученого позволили получить рентгеновское изображение ДНК, демонстрировавшее известную и привычную сегодня извилистую структуру молекул.

В 1962 году ученые мужи получили Нобелевскую премию за свое открытие. Розалинд Франклин умерла от рака за 4 года до этого события, которое могло бы принести ей заслуженный триумф.

Коммунистка

КОММУНИСТКА и, ж. communiste . 1 . устар. Член коллектива лиц, объединившихся для совместной жизни и работы, . Мне приходится остановиться на этом потому что когда нам было объявлено, что пока наборщиц этим и ограничится, и надо было искать помещение для коммуны, то я, Шимбот и Горская над этой болтовней сослуживицы нашей призадумалась и, боясь погубить зря только что начинающееся дело. решили только в число коммунисток не принимать, но и по возможности пореже ее к себе приглашать. Козлинина За полвека 39.

2. О женщине-члене коммунистической партии . Сердечный и горячий привет мой всем женщинам - коммунисткам и коллективисткам, которые поняли свое равенство с мужчиной и дружно, товарищески, честно работают рука об с . Горький "Работнице и крестьянке". Валентина - коммунистка, - со всех сторон подходящая и стоящая женщина. Николаева Жатва. Ваше поле с нашим рядом, Наше каменистее. Ваши девки - коммунистки, Наши - коммунистее. Астафльева 1998 124. | перен . Нет, милый краснобай, тебе нас не уверить, Как там не горячись в напыщенных словах, Что наша матушка природа коммунистка: Нет, есть и у нея свой выбор и очистка. Единство видим в ней, но равенства в ней . Таков был искони и есть и будет свет. Как почву ни равняй насильственной лопаткой, Природа кое-где глядит аристократкой. Вяземский Стар. зап. кн. // РА 1876 3 158. - Лекс . Даль-1: комуни/стка; Даль-3: коммуни/стка.


Исторический словарь галлицизмов русского языка. - М.: Словарное издательство ЭТС http://www.ets.ru/pg/r/dict/gall_dict.htm . Николай Иванович Епишкин [email protected] . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "коммунистка" в других словарях:

    КОММУНИСТКА - [ому] коммунистки. женск. к коммунист. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    коммунистка - КОММУНИСТ, а, м. Член коммунистической партии. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    коммунистка - сущ., кол во синонимов: 2 марксистка (1) партийка (4) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Коммунистка

    Коммунистка - I ж. разг. жен. к сущ. коммунист I II ж. разг. жен. к сущ. коммунист II Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    коммунистка - коммунистка, коммунистки, коммунистки, коммунисток, коммунистке, коммунисткам, коммунистку, коммунисток, коммунисткой, коммунисткою, коммунистками, коммунистке, коммунистках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

    коммунистка - коммун истка, и, род. п. мн. ч. ток … Русский орфографический словарь

    коммунистка - см. Коммунист … Энциклопедический словарь

    коммунистка - , и, ж. Женск. к коммунист. МАС, т. 2, 84. ◘ Дочку называй коммунисткой. Нов. мир, 1946, № 12, 8 … Толковый словарь языка Совдепии

    коммунистка - см. коммунист; и; мн. род. ток, дат. ткам; ж … Словарь многих выражений

Книги

  • Представьте 6 девочек. Сестры Митфорд: Писательница. Птичница. Фашистка. Нацистка. Коммунистка. Герцогиня , Томпсон Л.. Документальный роман о сестрах Митфорд, имя которых в середине прошлого столетия было в Англии нарицательным. Шесть сестер стали олицетворением самых разных сторон ХХ века. Выбранные сестрами…
В дополнение к про ранне-большевицкие понятия в половом вопросе.
В статье обращено внимание на то, что к падению морали толкали тяжёлые условия жизни при большевиках, особенно для женщин. А коммунисты-комсомольцы с радостью принимали такое "предложение" тела. Об этом же, кстати, которую за это расстреляли в 1937.

В жж статью уже перепечатывал Успокоитель .
Первого места издания этой статьи не нашёл - если кто знает, напишите.

http://www.ateismy.net/content/spravochnik/kritika/doloi%20stid.php
Долой стыд и срам!
О своеобразной морали некоторых атеистов.
Сергей Глезеров

Одной из форм послереволюционной борьбы за «освобождение женщины», за «новый быт», против отжившего «старого мира» являлось движение нудизма. Зародилось оно еще на рубеже XIX - ХХ веков в Европе, потом просочилось и в Россию, но воспринималось как благородный порыв к полному сближению с природой и попытка отбросить ханжеские нормы морали. Теперь же нудизму придали ярко выраженный политический характер.

Летом 1925 года в Москве появилось общество «Долой стыд!». Его участники решили бороться со стыдом как с буржуазным предрассудком. Группы людей по шесть-десять человек совершенно голыми маршировали по улицам, а на лентах, надетых поперек обнаженного тела, было написано: «Долой стыд - это буржуазный предрассудок». На дамах не было ничего, кроме обуви и сумочек для документов. Причем они ходили в таком виде в кино, в столовую для рабочих и даже ездили в трамвае. Правда, затея не вызвала понимания в обществе: говорят, бабушки, видя их, крестились, дети бросали в них камнями и гнилыми овощами.

Бельгийский консул в России Жозеф Дуйе впоследствии вспоминал: «В 1925 году при покровительстве советского правительства образовалось общество «Долой стыд!». Члены этого общества обязались отказаться от одежды и ходить голыми. Для пропаганды некоторые члены этого эксцентричного общества были посланы в поездки: в Харьков, Ростов, Минеральные Воды и т. д. Я видел их в костюме Адама и Евы в Ростове».

По воспоминаниям писателя Варлама Шаламова, «мальчишки, зеваки шли толпами за адептами этого голого ордена. Потом московская милиция получила указания - и нагие фигуры женщин и мужчин исчезли с московских улиц».

Народный комиссар здравоохранения Семашко от имени правительства осудил попытки ходить голыми «по московским изогнутым улицам». При этом он выдвигал главным аргументом следующий: «неподходящий климат, слишком низкая температура Москвы, грозящая здоровью населения, если оно увлечется идеями общества «Долой стыд!». Далее говорилось, что наркомат здравоохранения выяснил, что воздух городских улиц перенасыщен пылью и бактериями, вредными для человеческой кожи. Поэтому Наркомздрав рекомендовал не появляться на городских улицах без одежды, а полезный свежий воздух и солнечный свет искать на окраинах города и берегах водоемов...

Приложение:(Из статьи А.Бунге «Брак и положение женщины» в сборнике «Мир перед пропастью» под ред. И.Ильина (Берлин, 1931, на немецком языке). Русский перевод издан в Москве в 2001 г. Хотя в русском издании это прямо и не оговорено, все цитаты из советской прессы в русском издании даны, по-видимому, в обратном переводе с немецкого.)
«…Известная коммунистка Смидович кратко изложила суть сексуальной морали, царившей в то время среди коммунистической молодежи: «Кажется, наша молодежь уверена в том, что она призвана решать все вопросы, связанные с любовью, самым грубым и грязным способом; иначе она нанесет ущерб достоинству коммуниста. Нынешняя мораль нашей молодежи в кратком изложении состоит в следующем:

1.Каждый, даже несовершеннолетний, комсомолец и каждый студент «рабфака» (рабочий факультет) имеет право и обязан удовлетворять свои сексуальные потребности. Это понятие сделалось аксиомой, и воздержание рассматривают как ограниченность, свойственную буржуазному мышлению.

2.Если мужчина вожделеет к юной девушке, будь она студенткой, работницей или даже девушкой школьного возраста, то девушка обязана подчиниться этому вожделению, иначе ее сочтут буржуазной дочкой, недостойной называться истинной коммунисткой …» («Правда», 21 марта 1925 г.)


Правильность этих формулировок подтверждалась письмами, пришедшими в ответ на ее статью. Так, например, одна студентка пишет: «Студенты косо смотрят на тех комсомолок, которые отказываются вступить с ними в половые сношения. Они считают их мелкобуржуазными ретроградками, которые не могут освободиться от устаревших предрассудков. У студентов господствует представление, что не только к воздержанию, но и к материнству надо относиться как к буржуазной идеологии» («Правда», 7 мая 1925 г.). Другая студентка, по фамилии Рубцова, рассказывает, что коммунисты рассматривают любовь как нечто очень скоро преходящее, долгую любовь они считают скучной; а понятие «супруга» для них — буржуазный предрассудок. В ответ на вопрос: «Где работает ваша жена?» — они рассмеялись и спросили: «Какая?» «Один известный коммунист сказал мне: «В каждом городе, куда я езжу по работе, у меня есть временная жена». «Муж моей подруги, — продолжает Рубцова, — предложил мне провести с ним ночь, так как его жена больна и этой ночью не может его удовлетворить. Когда я отказалась, он назвал меня глупой гражданкой, которая не способна постичь все величие коммунистического учения » («Правда», 7 мая 1925 г.).

Следует заметить, что все эти женщины — настоящие коммунистки, которые никоим образом не сомневаются в правоте коммунистических взглядов, а жалуются лишь на ужасный цинизм в поведении коммунистов и ущемление их женского достоинства (См. также вышеупомянутый стенографический отчет пленарный заседаний ВЦИК, стр. 155, 169). (…) У коммунистической молодежи преобладает мнение, что между полами могут существовать лишь сексуальные отношения. Так, «Правда» пишет (9 января 1928 г.): «Между мужчиной и женщиной у нас существуют только сексуальные отношения» . И героиня популярного рассказа известного писателя Пантелеймона Романова «Без фигового листка» говорит: «Мы не признаем любви. Мы знаем только сексуальные отношения, потому что любовь презираема как нечто психологическое, а у нас имеет право на существование только физиология. Всех, кто видит в любви что-то кроме физиологии, высмеивают и считают импотентами и ненормальными».

Изнасилование женщин

Согласно этим взглядам коммунистов каждая женщина и каждая девушка, как говорилось, «обязана» удовлетворять сексуальный инстинкт мужчины. Конечно, это не всегда происходит беспрепятственно. В таком случае иногда прибегают к изнасилованию. Изнасилование стало просто бедствием в советском государстве. Суды полнятся соответствующими исками, число таких исков постоянно растет. Одним лишь Московским судом рассмотрено в 1926 году 547 случаев изнасилования; в 1927 году это число (для Москвы) увеличилось до 726; в 1928 году до 849. В других судах — то же самое. Это явление в советской жизни получило особое наименование — «чубаровщина», по названию Чубаровского переулка в Петербурге, где в 1926 году двух женщин насиловала целая банда молодых коммунистов. Тогда этот случай вызвал большой резонанс, так как в этом принимали участие исключительно рабочие и преимущественно члены партии и комсомольцы.

Этот процесс был весьма характерным для нравов коммунистов и их отношения к женщине. По показаниям обвиняемых и свидетелей на процессе было установлено, что у молодежи в Петебурге существует следующее главное мнение относительно женщин: «Женщина — не человек, а всего лишь самка . Каждая женщина — девка, с которой можно обходиться, как вздумается. Ее жизнь стоит не больше, чем она получает за половое сношение» («Комсомольская правда», 18 декабря 1926 г.). Главные обвиняемые упорно твердили, что ничем не отличаются от остальных членов комсомола. «Все комсомольцы так же настроены и живут таким же образом, как мы». «Самым скверным, — замечает по этому поводу «Комсомольская правда», — является то обстоятельство, что этот ужасный случай не представляет собой в нашей жизни никакого особого преступления, ничего исключительного, он — всего лишь обычное, постоянно повторяющееся происшествие» (там же).

Обыденность этого судебного дела ярко характеризуется и показаниями одного комсомольца, который видел, как совершается насилие, но спокойно прошел мимо. Вопроса прокурора, почему он не позвал на помощь, он просто не мог понять… Казалось, ему вполне достаточно, что он сам не участвовал в деле. Один из обвиняемых даже утверждал, что изнасилования и вовсе не было: дело происходило лишь без согласия женщины… Страницы коммунистической печати полны материалами о подобных случаях, красноречиво свидетельствующих о невероятном цинизме большевистских взглядов по отношению к женщине.

«Освобождение женщины»

… Положение освобожденной и уравненной во всем с мужчиной женщины в советском государстве и вправду тяжко и унизительно. Общее обнищание, безработица и тяжелейшие условия труда привели к возникновению в стране нового явления — полной зависимости женщины от начальства и вследствие этой зависимости — «взятке натурой», или как это там называют, «женским чаевым». Мы часто встречаем в советской печати описания таких требований и печальные последствия отказа в удовлетворении подобных амбиций (см. раздел «Коммунизм как господство чиновников» в ч. I данной книги). Коммунистические начальники стараются полностью использовать экономическую зависимость женщины и теорию свободного удовлетворения сексуального инстинкта. Верховный суд принимает в апреле 1929 года решение возбудить уголовные дела против тех мужчин, которые требуют от женщин «из благодарности» вступать с ними в половые отношения. По этому решению против председателя исполкома в Дербенте было возбуждено уголовное дело по 14 искам за принуждение к сожительству женщин, которые обратились к нему за работой («Известия», 6 июля 1929 г.). Один директор больницы, коммунист Гульбатов, под угрозой увольнения требовал от женщин, своих подчиненных, вступать с ним в половые отношения (там же).

Особенно тяжелым здесь представляется положение учительниц. «Следует положить конец “чубаровщине” на ниве народного образования. Работники комиссариата просвещения нередко забывают о своей ответственности, своей должности и своем авторитете и без всякого стыда накидываются на молодых учительниц. Вначале они пытаются уговаривать, затем требуют под угрозой увольнения; а если все это не помогает, прибегают к насилию. Так поступают все, от молодых комсомольцев до поседевших членов партии. Всякая юная учительница считается блудницей: это входит в ее обязанности. Коммунистическая партия по этому поводу отмалчивается, а отдельные ее члены участвуют в этих делах и требуют от молодых учительниц беспрекословного исполнения этой естественной повинности» («Труд», 23 декабря 1928 г.). Еще одна, «Рабочая газета», сообщает, что в Сибири внезапно уволено много учительниц. Восемнадцати из них удалось доказать, что их увольнение последовало лишь по причине непокорности домогательствам начальства; вслед за этим их вновь приняли на работу («Рабочая газета», 12 сентября 1929 г.). «Мы отмалчивались, так как жили в нужде и не хотели лишиться своего куска хлеба. Так как мне известно, что приходится выносить моим товаркам по несчастью, я, чтобы предотвратить новые жертвы, решилась открыто написать обо всем» , — пишет учительница Тарасова, руководитель начальной школы в Рязанской губернии («Известия», 6 июня 1929 г.).

Немногим лучше и положение работниц, женщин, принадлежащих к классу людей, которым в советском государстве оказывается особое предпочтение. На фабрике «Катушка» Смоленской губернии целому ряду мастеров и рабочих, а также председателю профсоюза, сплошь коммунистам, предъявлено обвинение в злоупотреблении служебным положением. Они требовали от женщин, чтобы те вступали с ними в половые отношения, а непокорных увольняли («Труд», 22 мая 1928 г.). Женщины, посещающие биржу труда, чтобы получить работу, должны соглашаться на сексуальные домогательства председателя («Труд», 15 июня 1928 г.). Коммунисты пытаются даже ввести кое-где феодальное право «первой ночи». Главная коммунистическая газета повествует о том, как директор одной из фабрик в Туркестане, коммунист Петровский, потребовал от вахтера фабрики, узбека, который собирался жениться, предоставить ему невесту на первую ночь после свадьбы. Так как он предупредил, что не простит и не забудет отказа, то жених после недолгого сопротивления согласился. Труднее было, пишет «Правда», получить согласие невесты, но в конце концов и это удалось («Правда», 25 апреля 1928 г.).

Проституция

Коммунисты любят указывать на то, что результатом свободных сексуальных отношений в советском государстве стало полное исчезновение совершенно позорного социального явления проституции. Это утверждение наивно повторяется и иностранцами. Однако официальные данные Советов полностью опровергают это утверждение. Да, исследованиями, проведенными Институтом венерических болезней, установлено, к сожалению, без приведения точных цифр, что проституция неизменно растет; это легко объяснить при чрезвычайно тяжелом положении в СССР вообще и женщин в частности. На вопрос, что, собственно, побудило их пойти на улицу, 95% этих женщин дали один и тот же ответ: безысходная нужда в результате долгой безработицы, сокращение, развод, бедственное положение родственников и т.п. Среди проституток — до 40% дочерей прежней аристократии, купечества и чиновников. В то же время до 27% здесь составляют дочери рабочих (данные Исследовательского института венерических болезней, см. также у Залкинда: Новая половая мораль, Москва, 1927 г.).

Резюме

Так выглядят итоги освобождения женщин и коммунистической борьбы с семьей. Эти итоги вынуждены признавать сами коммунисты. Так, например, центральная газета среди прочего пишет: «Есть люди, которые утверждают, что подобные итоги вызваны именно нами через нашу пропаганду свободных сексуальных отношений. Эти люди заявляют: “Вы пожинаете именно то, что сами посеяли! Вот вам ваша молодежь! Посмотрите на ваших молодых коммунистов”». Вслед за этим газета смущенно заключает: «Надо признать, что в здоровой пролетарской атмосфере подобные явления недопустимы» («Известия», 6 июня 1928 г.)".

======
В этом свете становится понятна ностальгия уцелевших и постаревших "первых комсомольцев", когда они в семидесятые годы вспоминали свою молодость: "Эх, весёлое было время, романтическое... Не то что сейчас..."
В комментах нашёл ссылку на сатирический рассказ 1927 года про пионеров: одного пионера поймали на том, что он ходит с пионеркой и пропесочивают на собрании-суде.
Пантелеймон Романов.

Ответ на женский вопрос, который предлагала "сексуально эмансипированная коммунистка" А.Коллонтай более радикален не только по сравнению с феминистским проектом, но, прежде всего, по сравнению с тем, что было в теоретическом запасе марксизма, безусловной сторонницей которого она была.

Что про-женского (феминистического) было к началу 20 в. у марксистов? Очень старая - платоновская, через французский социализм дошедшая до научногоко ммунизма - идея упразднения семьи ("общности жен"?) как одного их основных институтов угнетения женщины. Она хорошо вписывалась в более солидную идею классовой борьбы пролетариата за социализм посредством социалистической революции, автоматически упраздняющей и все социальные основы женского угнетения (Энгельс, Бебель, Лафарг, Цеткин, Ленин, Крупская). В большевистском варианте марксизма судьба женского вопроса была определена четко: он решался с победой социалистической революции. А.Коллонтай предложила более развернутый проект, радикальность которого состояла в том, что социалистическая революция есть лишь (необходимое) условие для дальнейших революционных преобразований в обществе. Соглашаясь, что социализм создает благоприятные условия для женского освобождения, Коллонтай в то же время считала, что новая (социалистическая) форма организации производства сама по себе не приведет к равноправию полов. То, что еще нужно сделать - это создавать новые "социальные отношения".

Еще в "Социальных основах женского вопроса" она писала, что до того как любые идеалистические идеи свободной любви будут реализованы, необходимы фундаментальные реформы всех социальных отношений между людьми. В этом реформистском процессе после победы революции именно мужчинам предстояло учиться жить по-новому, а ведущей силой в этом процессе будут организованные женщины, использующие государственно-партийные механизмы для достижения феминистских целей ("государственный феминизм"?). Может быть, поэтому Коллонтай боролась за женотделы, в распоряжении которых могли находиться те или иные рычаги госдарственной эмансипационной политики. Очень даже радикальный проект: избавиться посредством революции (при опоре на силу) от устаревших буржуазных структур, поддерживающих не только классовое и национальное неравенство, но также половое, и одновременно – при непосредственном и активном участии (лидерстве?) самих женщин – создавать новые социальные основы для коллективной жизни эмансипированных женщин и мужчин. Хотя сама Коллонтай так не считала (не писала, не говорила), но многие ее тексты “говорят”, что ее проект объединял марксизм и феминизм (в 70-е годы 20 века Хартман написала на эту тему). Марксистский дискурс пополняется понятиями "любовь", "дружба", "психология женщины", "свободный союз полов".

Рассуждая о семье, она подчеркивает необходимость для мужчин учиться быть внимательными к чувствам других, ценить личность женщины. "Женщины всегда учились этому, а мужчинам не было нужды; и покуда они не разовьют в себе способности к коллективной жизни, требующей этих качеств, не может быть хорошего социалистического брака". Правда, из концепции "новой женщины" Коллонтай следует, что женщинам также предстоит огромная работа по самоизменению. А.Коллонтай являлась автором довольно оригинальных идей относительно возможностей и препятствий женского освобождения, связанных с особенностями культурных представлений общества в целом и женщин в частности о природе "женского."

Так, например, по мнению Коллонтай, реальная сложность реализации культурной революции в отношении женщин не ограничивалась лишь необходимостью преодоления их более высокого уровня неграмотности, а была связана также со сложным и противоречивым процессом изменения их представлений о самих себе, своих возможностях и ответственности. Согласно Коллонтай, женщины в культурной революции имели особую качественную задачу, которая могла быть реализована только в результате их собственной активности, о чем фактически не упоминалось в выступлениях революционеров-мужчин.

Она писала, например: Эмоциональность была одним из типичных свойств женщины прошлого, она служила одновременно и украшением и недостатком женщины…. Чтобы отстоять у жизни свои еще незавоеванные права, женщине приходится совершать над собой гораздо большую воспитательную работу, чем мужчине (Коллонтай, 1919, с.17) “Эмоциональность” оказывается здесь чем-то близким к идеалистическим построениям философов, качеством, погружающим женщину в мир переживаний и препятствующим практической реализации ее желаний, преградой для овладения женщиной своими правами. Женская эмоциональность не может исчезнуть в результате превращения всех женщин, выходцев из трудящегося класса, в работниц, для ее преодоления необходима большая внутренняя работа, возможная лишь в процессе реального участия женщин в реализации политического управления. (Признание психологических сложностей “введения” женского равноправия, которые могут поставить под угрозу саму возможность существования этого равноправия, существенно отличают теорию женского освобождения Коллонтай от общих теоретических построений большевистских лидеров.

Однако, даже в случае Коллонтай, мы сталкиваемся с тем, что основное направление изменений "женского" сводилось прежде всего к отказу от качеств, считавшихся традиционно "женскими" и замене их "мужскими"). С точки зрения А.Коллонтай, в создаваемом путем социалистической революции государстве не могут автоматически исчезнуть и многие черты мужчин, приобретенные ими в исторических условиях господства частной собственности - ревность, уверенность в праве собственности на душу и тело женщины, мужской эгоизм, неумение заботиться о других, без которого невозможно жить в коллективе ("Половая мораль и социальная борьба"). Изменений в социальной структуре недостаточно, должны происходить личностные изменения и в женщинах, и в мужчинах. В этой работе по самоизменению А.Коллонтай видит ведущую роль государственных женских организаций - женотделов.

По сути, она возрождает идею Клары Цеткин и добивается легализации организованной женской деятельности: через женотделы женщины будут учиться социалистическим способам решения проблем ухода за детьми, труда, домашнего хозяйства, сексуальных отношений. Коллонтай делает эти и другие "женские " вопросы значимыми для социализма, достойными социалистической теории. Для нее было также важно, что изменения в социальных отношениях должны происходить "снизу", благодаря гражданской активности масс(женщин), а не с помощью бюрократических распоряжений "сверху". Феминизм, который А.Коллонтай носила в себе, проявился, когда не осталось феминистских организаций. А.Коллонтай уходит далеко за пределы официального марскистского взгляда на женский вопрос как вопрос, подчиненный задачам пролетарской борьбы за социализм. Она пытается раскрыть, что значит (для нее) социализм с точки зрения участия в нем обоих полов, соединить классовый подход к женскому вопросу с гендерным подходом к социалистической политике (?)

Коллонтай обращает внимание на различия женских и мужских характеров и отдает предпочтение женскому лидерству на пути к социализму. Особенно в более поздних произведениях она возвращается к образу "новой" (одинокой) женщины, лидирующей в процессе социалистического строительства). В начале 20-х гг. Александра Коллонтай написала несколько интересных статей и очерков (может быть, наиболее интересных и "феминистских" из всего ею написанного), посвященных женской эмансипации, проблемам семьи и сексуальных отношений. Среди этих работ: Тезисы о коммунистической морали в области брачных отношений, О "драконе" и "белой птице", Дорогу крылатому Эросу. Сегодня идеи, отраженные в этих статьях, воспринимаются как вполне умеренные, но в те годы - годы НЭПа - это был явно радикальный феминизм. Не интеграция женских требований в новую политику правительства, которую она не принимала, а радикальное освобождение женщин на фоне победившей мировой революции.

Освобождение от чего? Прежде всего, от семейно-бытового "буржуазного" наследства, от привязанности к мужчине (в лекции "Революция быта" особенно четко это показано); от буржуазной морали, ограничивающей женщину материнскими функциями. А.Коллонтай одна из первых теоретиков феминизма начала писать о психологии женской эмансипации. А.Коллонтай была убеждена, что полное женское равноправие требует коренной ломки семейных отношений, которое даст женщине экономическую независимость, участие в производстве. Задачу советской власти Коллонтай видела в том, чтобы поставить женщину в такие условия, когда бы её труд уходил не на непроизводственную работу по дому и уходу за детьми, а шел бы на создание новых благ, на государство, на трудовой коллектив. (“Надо сберечь силы женщин от непроизводительных затрат на семью, чтобы разумнее использовать их для коллектива”). Революция быта была одним из главных условий эмансипации женщин. Домашний труд, по мнению наркома, должен был замениться общественным сервисом, а государство должно взять на себя заботу о детях. “Кухни, закабалявшие женщину, - пишет Коллонтай, - перестают быть необходимым условием существования семьи”. Единственной обязанностью женщины оставалось рожать здоровых детей и вскармливать их до яслей.

При непосредственном участии Коллонтай в России в 1917 г были приняты самые революционные в мире на тот момент законы о семье: “Об отмене брака”, “О гражданском браке, о детях и о внесении в акты гражданского состояния”, которые устанавливали уравнение в правах супругов, признание всех детей законными, возможность женщине оставить после брака свою фамилию. Однако реальный процесс трансформации семейно-брачных отношений в России в 20-е гг оказался совсем не таким, каким он представлялся Коллонтай. Женщины не могли пользоваться своими правами из-за неграмотности, они не желали расторгать брак, отдавать государству детей. В “Тезисах о коммунистической морали в обществе”, А.Коллонтай признает “выделение брачной пары в обособленную ячейку” - семью. Ее "Тезисы о коммунистической морали в области брачных отношений" были опубликованы в 1921 г. в журнале "Коммунистка", и в этом же году она прочитала серию публичных лекций по проблемам женщин в экономике и в семье в университете имени Свердлова в Москве.

В самом начале 20-х официального отпора "освободительным" идеям А.Коллонтай не было (в 1920г. она возглавила Женотдел в партии), но уже в конце 1922 - начале 1923 г., после опубликования в журнале "Молодая гвардия""Писем к трудовой молодежи" на страницах этого же, очень популярного журнала и на страницах женского журнала "Коммунистка" появляются первые признаки официального сопротивления про-феминистским идеям Коллонтай. Так, публикация статьи "Дорогу крылатому Эросу" в рубрике "Вопросы жизни" сопровождается огромными знаками вопроса, а публикация статьи "О "драконе" и "белой" птице - редакционным примечанием, что статья публикуется в дискуссионном порядке, что "целый ряд мест в статье т.Коллонтай" считается спорным. В №4 журнала "Молодая гвардия" за 1923 публикуются сразу два ответа на обе статьи А.Коллонтай. В статье "Граж.Ахматова и тов. Коллонтай" некто Б.Арватов критикует теорию сексуальности А.Коллонтай, выступает против одобрительного отношения со стороны Коллонтай к творчеству Ахматовой, обвиняет Коллонтай в феминизме, который усматривает в акценте на психологическом развитии женской личности.

Там же еще одна критическая публикация - "Эрос из рогожно-симоновского района" (мысли вслух о статье тов.Коллонтай "Дорогу крылатому Эросу") . Но самым ярким примером критики в адрес идей А.Коллонтай является статья "Вопросы морали, пола, быта и тов. Коллонтай", написанная Полиной Виноградской, молодой коллегой А.Коллонтай по работе в Женотделе. Она обвиняет Коллонтай в анархизме, мелкобуржуазности, "жоржсандизме" и определяет ее как женщину-коммунистку "с солидной дозой феминистского мусора" .

Таким образом, А.Коллонтай не просто "увидела" несоответствие марксистской теории феминистическим целям, но предприняла попытку "расширения" классовой социалистической теории за счет включения в нее на равных категории "пол" и т.п., за счет теории сексуальной революции. Но ее феминистская и рабочая оппозиция, полагание на инициативу масс, на организованность женщин и их лидерство в процессе формирования новых социальных отношений (включая отношения полов), постановка нетрадиционных для марксизма вопросов (психологии женщин, изменения мужских установок, половая мораль) НЕ ОТВЕЧАЛИ ВОЗМОЖНОСТЯМ общества (войны, революции, разруха - "страшная" Коллонтай, отбирающая младенцев у матерей; отвлекающая общественной работой от привычных домашних забот); НЕ ОТВЕЧАЛИ ПОТРЕБНОСТЯМ нового, но старого патриархального государства, быстро осознавшего материальную выгоду от внедрения в практику концепции Коллонтай "новая женщина" ("трудящаяся женщина-мать"). Для того времени это был слишком радикальный проект, интересный и понятный разве что самой Коллонтай.

Насколько он радикален и интересен сегодня?