Реформы александра 2 урок. I

Урок по теме: « Реформы Александра II »

Данный урок целесообразно проводить в классе, имеющем навыки работы с историческими источниками. Урок проводится после изучения темы: "Отмена крепостного права" и рассчитан на два часа. Представлена первая часть урока.

Цели урока :

познакомить учащихся с реформами 60–70 гг., показать их либеральный характер с одной стороны и ограниченность с другой;

развивать умения строить аналогии, определять и объяснять понятия, анализировать исторические источники и иллюстративный материал;

на примере работы земств показать необходимость и важность существования подобных учреждений, самоотверженную работу людей, стремившихся сделать жизнь крестьян лучше.

Тип урока : комбинированный с элементами лабораторной работы.

Оборудование урока : раздаточный материал – документы, характеризующие либеральные реформы 60–70 гг. ХIХ века; репродукция картины Трутовского «Заседание земства».

План урока .

I. Проверка домашнего задания .

II. Изучение нового материала :

а) либеральные реформы 60–70 гг., их необходимость;

б) реформа местного самоуправления;

в) судебная реформа.

III. Закрепление материала .

Новые термины : земства, »гласные», курии, имущественный ценз, городская дума, городская управа, всеобщая воинская повинность.

Ход урока.

I. Вводное слово учителя и проверка домашнего задания. Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о преобразованиях, проведённых Александром Освободителем в 60–70 гг.

Какую первую реформу провёл Александр II? (отмена крепостного права).

Перечислите исторические термины и понятия, связанные с отменой крепостного права.

(Ученики работают в парах: один называет термины, другой даёт определения). (Редакционные комиссии, отрезки, прирезки, личная свобода, мировой посредник, уставная грамота и т.д.)

В поэме Н.А.Некрасова " Кому на Руси жить хорошо " есть строки:

В каком году – рассчитывай, в какой земле – угадывай,

На столбовой дороженьке сошлись семь мужиков:

Семь временнообязанных Подтянутой губернии,

Уезда Терпигорева, Пустопорожней волости,

Из смежных деревень – Заплатова,Дырявина, Разутого,

Горелова, Неелова, Неурожайна тож.

Следуя призыву Некрасова, рассчитайте время, когда могла произойти эта встреча. (1861 г. по 1881 гг.). Почему автор дал такие названия губернии, уезду, деревням? (бедственное положение крестьян после реформы).

В этой же поэме говорится о реформе:

Порвалась цепь великая, порвалась и ударила:

Одним концом по барину, другим по мужику!

Как вы понимаете слова Некрасова? (сложность, двойственность и противоречивость реформы)

Каковы плюсы и минусы этой реформы? Правомерно ли называть эту реформу Великой? (учащиеся дают аргументированные ответы)

II. Изучение нового материала .

Отмена крепостного права коренным образом изменила структуру общественных отношений. Изменившаяся ситуация требовала принятия новых законов, введения новых институтов управления. Эту задачу в определённой мере выполнили реформы 60-70 гг. Мы должны с ними познакомиться и дать им характеристику, выявив положительные и отрицательные стороны.

Первая реформа – земская, проведена в 1864 г. К началу 60-х гг. прежнее управление на местах показало свою несостоятельность, т.к. чиновники назначались в столице, а население отстранено от управления. Как следствие этого – запустение хозяйств. Надо было привлечь к решению местных проблем всё население. С другой стороны, Александр II должен был считаться с мнением дворянства, которое утратило прежнюю власть и было недовольно отменой крепостного права. 1 января 1864 г. последовал указ о введении Положения о губернских и уездных земских учреждениях, которое предусматривало создание в уездах и губерниях новых выборных органов местного самоуправления – земств. Распорядительными органами являлись уездные и губернские собрания, члены которых назывались гласными. Из состава гласных собрания избирали исполнительные земские органы – управы, в составе председателя и нескольких членов. Выборы проходили 1 раз в 3 года. Избиратели делились на 3 курии.

Вспомните, что это такое? (требование избирательного закона, согласно которому избирательное право предоставляется только гражданам, имеющим имущество определённой стоимости).

Подумайте, кто входил в первую курию, если известно,что для этого необходимо было иметь не менее 200 десятин земли, недвижимого имущества на 15 тыс. рублей и годовой доход свыше 6 тыс. руб.? (крупные землевладельцы – дворяне, владельцы крупных предприятий, крупная буржуазия).

Кто входил в курию городских избирателей, если известно, что для этого необходимо было владеть городской недвижимостью на сумму от 500 руб. в мелких городах и до 2-х тыс. в крупных? (купцы, владельцы средних и мелких предприятий).

Какие же вопросы решали земства?

Учащиеся работают с документом 1. "Положение о губернских и уездных земских учреждениях, Высочайше утверждённое 1 января 1864г." (Извлечение)

1.Для заведования делами,относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда,образуются губернские и уездные земские учреждения…

2. Дела,подлежащие ведению земских учреждений, в губернии или уезде по принадежности, суть:

I .Заведование имуществами, капиталами и денежными сборами земства.

II .Устройство и содержание принадлежащих земству зданий, сооружений и путей сообщения, содержимых на счёт земства.

III .Меры обеспечения народного продовольствия.

IY. Заведование земскими благотворительными заведениями.

Y. Управление делами взаимного земского страхования имущества.

YI .Попечение о развитии местной торговли и промышленности.

YII .Участие...в попечении о народном образовании,о народном здравии и тюрьмах.

YIII .Содействие к предупреждению падежей скота, а также по охранению хлебных посевов и других растений...

7. Земские учреждения в постановлениях и распоряжениях своих не могут выходить из круга указанных им дел...

8. Начальник губернии имеет право остановить исполнение всякого постановления земских учреждений, противного законам или общим государственным пользам...

Вопросы к документу для обсуждения с учащимися:

1.Какие дела находились в ведении земств?

2.С какой целью в Положение введены статьи 7, 8?

3. Какие вопросы не решали земства? (политические)

4.В чём сильные и слабые стороны земской реформы?

5. Где не было земств? Почему?

По такому же принципу разбирается городская реформа. Учащиеся работают с извлечением из Городового положения от 16 июня 1870 г.:

2. К предметам ведомства городского общественного управления принадлежит:

а) дела по устройству сего управления и по городскому хозяйству на основании правил, в настоящем положении изложенных;

б) дела по внешнему благоустройству города, а именно: попечение об устройстве города, согласно утверждённому плану; заведование на основании правил...устройством и содержанием улиц, площадей, мостовых, тротуаров,городских общественных садов, бульваров, водопроводов, в, сточных труб, каналов,прудов, канав и протоков, мостов, гатей и переправ, а равно и освещением городов;

в) дела, касающиеся благосостояния городского населения: меры к обеспечению народного продовольствия, устройство рынков и базаров; попечение в пределах,законом указанных...об сохранении народного здравия,о принятии мер предосторожности против пожаров и других бедствий и об обеспечении от причиняемых ими убытков; попечение об ограждении и развитии местной торговли и промышленности,об устройстве пристаней, бирж и кредитных учреждений...

г) устройство за счёт города благотворительных учреждений и больниц и заведование ими на основаниях,указанных для земских учреждений...участие на том же основании в попечении о народном образовании...а также устройство театров, библиотек,музеев и других подобного рода учреждений;

д) предоставление правительству сведений и заключений по предметам, касающимся местных нужд и польз города...

Вопросы к документу:

1. Какие проблемы городской жизни решало городское общественное управление?

2. Сравните земскую и городскую реформы. В чём значение этих реформ?

Самая последовательная реформа – судебная (1864 г.)

Учащиеся разбирают извлечение из Учреждения судебных установлений, Высочайше утверждённое 20 ноября 1864 г.:

1. Власть судебная принадлежит:

мировым судьям,

окружным судам,

судебным палатам и

Правительствующему Сенату –

в качестве верховного кассационного суда.

2. Судебная власть означенных в предшедшей 1-й статье установлений распространяется на лиц всех сословий и на все дела, как гражданские, так и уголовные.

Примечание. Судебная власть духовных, военных, коммерческих, крестьянских судов определяется особыми о них постановлениями.

3. Мировые судьи есть власть единоличная; съезды мировых судей, окружные суды, судебные палаты и Сенат суть установления коллегиальные...

4. Мировые судьи, их съезды и судебные палаты рассматривают дела по существу; Правительствующий Сенат в качестве верховного кассационного суда, не решая дел по существу в общем порядке судопроизводства, наблюдает за охранением точной силы закона и за единообразным его исполнением всеми судебными установлениями империи.

6. Для производства следствий по делам о преступлениях и проступках состоят судебные следователи.

7. Для определения в уголовных делах вины или невинности подсудимых к составу судебных мест в случаях,означенных в Уставе Уголовного судопроизводства, присоединяются присяжные заседатели.

8. Для прокурорского надзора при судебных местах состоят обер-прокуроры, прокуроры и их товарищи.

Вопросы к документу:

1. Кому принадлежала судебная власть в Российской империи по судебной реформе?

2. Какая статья уравнивает всех подданных Российской империи перед законом?

3. С какой целью вводились должности судебных следователей, присяжных заседателей, прокуроров?

Учитель комментирует ответы учащихся, при необходимости дополняет их. Коллективно составляется схема "Судебная система по реформе 1864 г.". В заключении этой части урока учитель объясняет новые принципы судопроизводства: состязательность, выборность мирового судьи и присяжных, независимость судей, гласность.

Учащиеся делают вывод о достоинствах и недостатках проведённой реформы.

III. Закрепление.

1. Почему изученные на уроке реформы: земскую, городскую, судебную - мы называем либеральными?

2. Какие вопросы не были решены этими реформами? Какие пережитки феодального строя не были ликвидированы?

Домашнее задание : текст параграфа;

Опережающее задание : вспомнив причины поражения России в Крымской войне, предположите, проведение каких мер в армии было необходимо.

На следующем уроке рассматриваются военная реформа и реформа в области народного образования, а также происходит обобщение знаний по всем изученным реформам, включая крестьянскую.

Делается вывод о положительном влиянии реформ на развитие страны и определяются те проблемы, которые не были решены в результате преобразований Александра II.

Тема.

Цель урока: выявить особенности преобразований в России в середине XIX века, охарактеризовать реформы Александра II, проанализировать их итоги и последствия, выяснить, в чем проявилась их незавершенность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План урока

Тема. Незавершенные преобразования в России: опыт и особенности.

Цель урока: выявить особенности преобразований в России в середине XIX века, охарактеризовать реформы Александра II, проанализировать их итоги и последствия, выяснить, в чем проявилась их незавершенность.

Ход урока

1. Мотивация учащихся.

2. Беседа с классом по изученному материалу.

В феврале этого года в России отмечалось 150-летие со дня отмены крепостного права. В Ульяновской области был открыт памятник Александру II – Освободителю. С именем Александра II связана новая полоса в жизни народов нашего государства.

Необходимость отмены крепостного права и проведения либеральных реформ была очевидна уже в 30 – 40-е гг. 19 века. Однако власть так и не решилась на это.

  • Вспомните, что говорил по поводу крепостного права Николай I. («Крепостное право - зло, однако внезапная его отмена явилась бы в настоящее время еще большим злом»).

Правительство опасалось, что освобождение вызовет массовые крестьянские волнения и недовольства помещиков. Перелом наступил после Крымской войны, когда стало очевидно: крепостное право угрожает интересам обороны страны.

  • Что представляла собой крепостническая экономика России? (Состояние серьезного кризиса. Рост крестьянских повинностей и платежей приводил к разорению крестьянских хозяйств).

В то же время уже складывался капиталистический уклад. В 50-е годы 19 века усилилось имущественное расслоение крестьянства. Начавшийся в 30-е годы промышленный переворот сдерживался слабым развитием рынка свободной рабочей силы. Крепостное право затрудняло отток рабочей силы в города. Дальнейшее развитие промышленности было невозможно без отмены крепостного права.

Сохранение крепостного права обрекало Россию на растущее экономическое отставание от ведущих держав. Кроме того, оно порождало крестьянские волнения. Их выступления были разрозненными и малочисленными, но постоянное недовольство крестьян беспокоило власть и дворянство, напоминая о возможности новой пугачевщины.

  • Изменилось ли что в России со вступлением на престол Александра II? (С постов были удалены наиболее консервативные сподвижники Николая I. Постепенно смягчалась цензура, расширялась гласность.)
  • Что сказал Александр II в марте 1856 года, выступая перед предводителями дворянства?

(«Слухи носятся, что я хочу объявить освобождение крепостного состояния. Это несправедливо, а от этого было несколько случаев неповиновения крестьян помещикам… Я не скажу вам, что я был совершенно против этого; мы живем в таком веке, что со временем это должно случиться. Я думаю, что и вы одного мнения со мною: следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу»).

Публичное заявление царя о неизбежности отмены крепостного права активизировало обсуждение этой проблемы. До сих пор все проекты освобождения держались в тайне.

  • Перечислите известные вам дворянские проекты освобождения?

1. Помещики плодородных черноземных губерний стремились сохранить в своих руках максимум земли, поэтому предлагали освободить крестьян без земли или с ничтожными наделами.

2. Помещики нечерноземных губерний соглашались предоставить крестьянам большие наделы, но рассчитывали получить максимальный выкуп.

3. Помещики малонаселенных многоземельных степных губерний, боясь нехватки рабочих рук, предлагали предоставить крестьянам большие наделы, но требовали на длительный срок обязать их выполнять повинности.

(При Главном комитете были созданы Редакционные комиссии при председательстве Ростовцева, которые должны были проанализировать и обобщить предложения губернских комитетов и выработать окончательный проект освобождения крестьян).

Вслед за крестьянской реформой в 1860-1870-х гг. были проведены еще целая серия либеральных буржуазных реформ, что позволило назвать этот период «Эпоха великих реформ».

Проблема. В чем состояла незавершенность «Великих реформ»?

Задания по группам.

Задание 1 группе.

Изучив содержание п. 49 по крестьянской реформе, Манифеста 19 февраля 1861года и Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости,

2.Каковы были условия освобождения крестьян?

3.Чьи интересы – помещиков или крестьян – соблюдались в большей степени?

4. Какие две основные цели преследовало наделение крестьян землей?

Задание 2 группе.

Изучив содержание п. 49 по Земской и Городской реформе и документы выполните следующие задания:

1. Раскройте основное содержание Земской реформы?

2. Сформулируйте главные задачи российских земств.

3. С какой целью была проведена Городская реформа?

4. Что нового внесла она в жизнь российских городов?

Схема. Органы земского самоуправления.

  • Представительство каких сословий, на ваш взгляд было наиболее урезано в данных органах?

На основании чего вы пришли к данному выводу?

Задание 3 группе.

Изучив содержание п. 49 по Судебной реформе и документы

Выполните следующие задания:

1. Раскройте основное содержание Судебной реформы?

2. Что нового появилось в Судебной реформе?

3. Судебную реформу считают самой последовательной из всех реформ 1860-1870-х гг. На чем основано это утверждение?

4. Что из введенного в систему судопроизводства в 1864 году применяется в современной системе судопроизводства?

Схема. Судебные органы.

Задание 4 группе.

Изучив содержание п. 49 по реформе образования

выполните следующие задания:

1. Раскройте основное содержание реформ образования?

2. В чем заключались изменения системы образования?

3.Какие новые типы учебных заведений появились в России?

4. Какие права получали высшие учебные заведения по Университетскому уставу 1863 года.

Задание 5 группе.

Изучив содержание п. 49 по Военной реформе и документы

Выполните следующие задания:

1. В чем состояла необходимость проведения данной реформы?

2. Раскройте основное содержание Военной реформы?

3. Кто явился главным разработчиком данной реформы?

4. Кто освобождался от службы в армии?

(См. уч. пособие с.355)

Выводы.

Решение проблемы.

Закрепление.

Решение теста.

Тест

1. Что явилось главной причиной, побудившей Александра II и его правительство провести реформы 1860-1870-х гг.

а) стремление большинства русских дворян к переменам

б) резкая критика крепостнической России в странах Западной Европы

в) опасность нового дворцового переворота

г) поражение России в Крымской войне

2. На каких условиях реформа 1861 года предоставила крестьянам землю

а) бесплатно

б) за выкуп при содействии правительства

в) полностью за счет государственной казны

г) за счет помещиков

а) сохраняло феодальные пережитки

б) ликвидировало помещичье землевладение

в) освобождало крестьян от телесных наказаний

г) предусматривало разрушение общины

4. С крестьянской реформой 1861 года связано понятие

а) вольноотпущенные крестьяне

б) выкупные платежи

в) крестьянская община, переделы земли

г) хутора, отруба

5. Органами местного самоуправления, созданными в ходе реформ 1860-1870-х гг. были

а) Земские соборы

б) Земства

в) соседская община

г) городское вече

6. В каком году была проведена городская реформа

а) 1861 б)1863 в) 1870 г)1874

7. Кому принадлежала распорядительная власть местного самоуправления по земской реформе

а) городской думе б) городским земским управам

в) городским и уездным собраниям г) городскому вече

8. Какое из перечисленных ниже преобразований относится к судебной реформе 1864 года

а) несменяемость судей

б) гласность, состязательность судебного процесса

в) трибуналы

г) ликвидация военных судов для революционеров

а) Земской б) Судебной в) Городской г) Военной

10. Согласно положению военной реформы срок службы в армии по призыву составлял

а) 3 года б) 5 лет в) 6 лет г) 25 лет

11. Какой тип учебного заведения стал основным на ступени среднего образования

а) лицей б) гимназия в) колледж г) приходская школа

12. Для кого устанавливался сокращенный срок прохождения военной службы

а) лица имеющие образование

б) представителей духовенства

в) единственного кормильца в семье г) неграмотных призывников


Александр II : человек и политик

Будущий император Александр II родился 17 апреля 1818 г. и был первенцем в семье Николая I и его супруги Александры Федоровны. Поэтому с младых ногтей его стали всесторонне готовить к занятию престола и окружили блестящими наставниками и учителями. Его воспитателем был назначен генерал-адъютант К.К. Медер , главным наставником стал В.А. Жуковский , а учителями стали видные русские ученые и государственные деятели М. Сперанский , К. Кавелин , Е. Канкрин, Ф. Брунов и другие.

По свидетельству современников, как личность Александр был гораздо привлекательнее своего отца - умнее, образованнее, мягче и сдержаннее характером. Однако, в отличие от сильной и волевой натуры отца, Александр II был чрезвычайно изменчив и с годами сохранил эту неустойчивость натуры и в личной, и в государственной жизни.

Рис. 1. Сцена купли-продажи крестьян ()

Свое образование Александр завершил в 1837-1839 гг. длительной поездкой по 29 губерниям Европейской России и Западной Сибири и практически всем странам Западной Европы. После возвращения в Россию Николай I стал активно привлекать своего старшего сына к участию в государственных делах. В начале 1840-х гг. цесаревич стал членом Государственного Совета, Сената и Синода , а затем, в 1846-1848 гг., в качестве председателя возглавил работу Секретных Комитетов по крестьянскому вопросу. Одновременно с этим наследник престола был назначен на высшие военные посты - сначала командующим всей гвардейской пехоты, а затем командиром Гвардейского и Гренадерского корпусов. На время своего отъезда из столицы Николай I оставлял Александра на хозяйстве и возлагал на сына все государственные дела. В 1850 г. наследник престола принимал активное участие в боевых действиях русских войск на Кавказе, где приобрел богатый и разнообразный опыт в военных делах.

По свидетельству многих современников и историков (Л. Захарова, В. Чернуха, Л. Ляшенко) , по своим внутренним убеждениям Александр II не был реформатором , и, в отличие от младшего брата Константина, никогда не увлекался либеральными идеями. Более того, будучи главой Секретных Комитетов , он всегда возглавлял консервативную партию, которая жестко отстаивала интересы помещиков-крепостников. Однако, вступив на престол после смерти своего отца, Александр II (1855-1881) нашел в себе мужество признать крах николаевской политической системы и необходимость проведения широкомасштабных реформ в стране.

Подготовка крестьянской реформы (1856-1861)

В середине XIX в. Россия оставалась единственной европейской страной, где сохранялось крепостное право, существенно тормозившее ее социально-экономическое и политическое развитие. Начиная со второй половины XVIII в., вопрос о ликвидации крепостного права постоянно находился в центре общественного внимания. Об этом говорили и депутаты екатерининской Уложенной Комиссии (А. Аленников, А. Маслов) , и просветители (Н. Новиков, А. Радищев) , и декабристы, и славянофилы, и западники, и революционные демократы. Даже правительство и многие идеологи дворянства не остались в стороне от этого острейшего вопроса. Достаточно вспомнить проекты М. Сперанского, Д. Гурьева, Н. Мордвинова, А. Аракчеева и П. Киселева, а также деятельность многочисленных Секретных Комитетов по крестьянскому вопросу и их законодательные акты, чтобы убедиться в этом. Однако все попытки правительства смягчить наиболее отвратительные черты крепостного права и убедить благородное сословие в выгодности его отмены, постоянно упирались в махровый консерватизм многих помещиков-крепостников.

Впервые о необходимости отмены крепостного права Александр II (рис. 2) официально заявил 30 марта 1856 г. , во время коронационных торжеств в Москве, где, выступая перед представителями московского дворянства, он прямо заявил, что лучше отменить крепостное право «сверху» , нежели ждать, когда оно будет отменено самими крестьянами «снизу».

Рис. 2. Александр II в период Крымской войны ()

Однако сами помещики не горели особым желанием решать назревший крестьянский вопрос, и власть в очередной раз взяла инициативу в свои руки. В январе 1857 г. был образован новый Секретный Комитет по крестьянскому вопросу , в который вошли граф А.Ф. Орлов , князь В.А. Долгоруков , граф М.Н. Муравьев , князь П.П. Гагарин и другие. Составленный из бывших николаевских сановников, в большинстве своем отъявленных крепостников, Комитет преднамеренно затягивал решение крестьянского вопроса. Однако напряженная социальная обстановка в стране заставила Александра II принять более действенные меры. Летом 1857 г. состоялась его встреча с генерал-губернатором Прибалтийского края В.И. Назимовым , в ходе которой он убедил друга своей юности подтолкнуть помещиков Виленской, Ковенской и Гродненской губерний проявить инициативу в решении крестьянского вопроса.

В июле 1857 г. член Секретного Комитета, министр внутренних дел, граф С.С. Ланской , на основании «Записки» своего заместителя, генерала А.И. Левшина, представил императору проект крестьянской реформы и предложил создать в каждой губернии дворянские комитеты для обсуждения этого проекта. В ноябре 1857 г. царь узаконил предложение С. Ланского в секретном рескрипте на имя генерала В. Назимова, а затем, в декабре 1857 г. , аналогичный рескрипт был дан петербургскому генерал-губернатору графу П.Н. Игнатьеву и чуть позже всем руководителям великорусских губерний.

С опубликованием первых рескриптов и началом работы ряда губернских комитетов подготовка крестьянской реформа впервые приобрела гласный характер. В связи с этим обстоятельством, в феврале 1858 г. Секретный Комитет был переименован в «Главный комитет по крестьянскому делу для рассмотрения постановлений и предположений о крепостном состоянии» , а его председателем назначен Великий князь Константин Николаевич , который был известен своими либеральными взглядами.

В апреле 1858 г. Александр II утвердил программу Главного Комитета на принципах, изложенных в рескрипте генерал-губернатору В. Назимову, которая предусматривала не ликвидацию, а лишь смягчение крепостного права.

Между тем опубликование царского рескрипта и создание Главного Комитета вызвало новый подъем крестьянского движения. По данным начальника III Отделения и шефа Корпуса жандармов, генерала, князя В. Долгорукова, в 1858 г. было зафиксировано около 530 крестьянских выступлений, более 100 из которых были подавлены войсками. Таким образом, крестьянское движение не только ускорило ход подготовки крестьянской реформы, но и вынудило царизм к более радикальному решению крестьянского вопроса.

В декабре 1858 г. была принята новая программа , которая, в отличие от старой, подрывала сами основы крепостничества. Основные положения этой программы, автором которой стал член Главного Комитета, генерал Яков Иванович Ростовцев , выглядели следующим образом: 1. Крепостные крестьяне получают личную свободу; 2. Все бывшие крепостные крестьяне обеспечиваются земельными наделами в постоянное пользование с правом их последующего выкупа в собственность через специальный кредитный банк; 3. Переходное, или временнообязанное, состояние крестьян по отношению к помещикам регламентируется специальным законодательным актом.

Новая аграрная программа требовала переработать многочисленные проекты губернских комитетов, которые были составлены по старой программе. С этой целью в марте 1859 г. при Главном Комитете были созданы две Редакционные комиссии , которые возглавил генерал Я. Ростовцев. Именно он собрал все законодательные акты о крестьянах, а также поступившие в комиссии проекты крестьянской реформы и материалы Секретных Комитетов и опубликовал их в 25-томном собрании «Материалов Редакционных комиссий».

В августе 1859 г. в недрах Редакционных комиссий был подготовлен проект «Положения о крестьянах» , который был обсужден с депутатами от губернских комитетов. Многие консервативно настроенные помещики (П. Гагарин, М. Позен) подвергли этот проект резкой критике, поскольку считали установленные в нем крестьянские наделы слишком завышенными, а повинности за эти наделы - явно заниженными. Руководство Редакционных комиссий вынуждено было пойти на ряд уступок консервативной части дворянства, в результате чего в черноземных губерниях страны были существенно понижены нормы крестьянских наделов, а в нечерноземных, напротив, повышены размеры оброка.

Тем временем, в начале 1860 г. скоропостижно скончался генерал Я. Ростовцев и новым председателем Редакционных Комиссий стал министр юстиции, окаменелый консерватор граф Виктор Никитич Панин. Однако, при всем своем желании, он не смог оказать серьезного негативного влияния на процесс подготовки реформы, поскольку фактическое руководство всей работой осуществлял председатель Земского отдела Министерства внутренних дел Николай Алексеевич Милютин - выдающийся государственный деятель и наиболее видный представитель правительственной партии либеральных бюрократов.

В начале октября 1860 г. отредактированное «Положение о крестьянах» поступило в Главный Комитет по крестьянскому делу , где оно обсуждалось вплоть до середины января 1861 г. Затем, в конце января 1861 г., проект этого документа поступил на рассмотрение Государственного Совета , и после его одобрения, 19 февраля 1861 г. , в шестую годовщину своего вступления на престол, Александр II подписал два исторических документа: Манифест «Об отмене крепостного права» и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» (рис. 4).

Текс самого Манифеста , который был опубликован 5 марта 1861 г. , первоначально был написан Н. Милютиным и Ю. Самариным. Однако затем, по личной просьбе императора, его отредактировал московский митрополит Филарет , которого в народе звали Филька. Поскольку этот текст был написан слишком витиеватым для большинства безграмотных крестьян слогом, то в народе Манифест получил неблагозвучное название «филькиной грамоты».

Рис. 4. Отмена крепостного права ()

Аграрная реформа 1861 г. и ее историческое значение

В «Положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» содержалось 17 законодательных актов , в том числе «Общее положение», четыре «Местных положения о поземельном устройстве крестьян», «Положение о выкупной операции» и другие. В соответствии с этими документами:

1. 23 млн владельческих крепостных крестьян получали личную свободу и целый ряд имущественных и гражданских прав «свободных сельских обывателей» : теперь они могли в качестве юридических лиц заключать всевозможные сделки, открывать торговые и промышленные заведения, выступать истцами и ответчиками в суде и т. д.

2. Вместе с личной свободой бывшие крепостные крестьяне получали усадьбу «в потомственное пользование» и полевой надел в «общинное пользование» , от которого не могли отказаться в течение первых девяти лет. В течение этого срока крестьяне должны были по-прежнему отбывать за свой земельный надел барщину и оброк.

3. Размеры земельных наделов и объем крестьянских повинностей четко фиксировались в уставных грамотах , которые должны были быть заключены всеми помещиками и крестьянами в течение ближайших двух лет, до января 1863 г. Составлять же эти уставные грамоты должны были сами помещики, и проверка их законности возлагалась на мировых посредников , которые назначались Сенатом из числа местных столбовых дворян-землевладельцев по представлению губернатора. При этом уставные грамоты заключались не отдельными крестьянами, а сельскими общинами, и таким образом сохранялась прежняя круговая порука и ответственность всей крестьянской общины за каждого крестьянина и его повинности.

4. При определении и фиксации размеров земельного надела в уставной грамоте помещики должны были исходить из установленных «Местными положениями» норм наделения землей. Для степных губерний размер земельного надела мог колебаться от 12 до 6 десятин земли , а для черноземных и нечерноземных губерний от 15 до 5 десятин земли. Таким образом, крестьяне не могли требовать надел выше установленного максимума, а помещики не могли урезать крестьянский надел ниже установленного минимума. Хотя реально это правило довольно часто нарушалось, и помещики чаще всего исходили из собственных имущественных интересов.

5. В результате всех этих манипуляций бывшие помещичьи крестьяне получили в среднем по 3,3 десятины земли на ревизскую душу, т. е. гораздо меньше пахотной земли, чем у них было до реформы. Так, по данным многих историков (П. Зайончковский, Л. Захарова, Б. Литвак), только в Казанской, Саратовской и Самарской губерниях помещики отрезали у крестьян почти 40% той надельной земли, которой они владели до отмены крепостного права. Кроме того, подлинным бичом крестьянских хозяйств стала чересполосица, поскольку довольно часто помещичьи земли клином вгонялись в крестьянские наделы, отчего крестьяне были вынуждены на крайне невыгодных условиях и под большой процент арендовать эти клинья у своих бывших владельцев.

6. Вся земля, которую крестьяне получали в постоянное пользование, юридически оставалась собственностью помещиков до заключения так называемой выкупной сделки. Пока эта сделка не была заключена, крестьяне считались временнообязанными, т. е. по-прежнему несли в пользу помещиков традиционные феодальные повинности. Правда, по новым правилам эти повинности были строго фиксированы : размер оброка, в зависимости от региона, колебался в пределах 8-12 рублей за год , а размер барщины сокращалось со 130-140 до 70 дней в году. Поскольку повинности временнообязанных крестьян почти не отличались от традиционных повинностей крепостных, то многие крестьяне не желали подписывать уставные грамоты. В итоге, по данным тех же историков (П. Зайончковский, Л. Захарова, Б. Литвак) до января 1863 г. уставные грамоты подписали только 42% бывших крепостных крестьян.

7. Заключительным актом крестьянской реформы должен был стать выкуп крестьянами своих земельных наделов в собственность . Однако под видом выкупа земли фактически был проведен выкуп феодальных повинностей. Надо сказать, что в исторической науке существуют разные оценки выкупной операции всей надельной земли. Одни историки (П. Зайончковский, Л. Захарова) считают, что рыночная стоимость земли, полученная крестьянами, составляла около 650 млн рублей , а реальная, или выкупная, составила более 860 млн рублей. Другие историки (Б. Литвак) , напротив, утверждают, что выкупные цены за землю были ниже, чем ее рыночная стоимость.

8. Размер выкупа земли и крестьянских повинностей определялся путем так называемой «капитализации оброка», которая в зависимости от региона составляла от 200 до 135 рублей в год.Только в том случае, если крестьянин выплачивал всю эту сумму помещику сразу и полностью, он мог стать собственником собственного надела земли. Однако у подавляющей части крестьян таких огромных денег просто не было, а помещик был заинтересован получить всю сумму сразу, чтобы, положив ее в банк, он мог по-прежнему получать традиционную сумму крестьянского оброка. Поэтому роль посредника между крестьянами и помещиками взяло на себя государство, которое в 1861 г. создало при Министерстве финансов Главное выкупное учреждение. Суть выкупной операции состояла в следующем: 20% требуемой суммы крестьянин платил (или отрабатывал) помещику сам, а 80% этой суммы за крестьянина платило государство. Таким образом, помещик получал все деньги разом, а крестьяне становились временнообязанными по отношению к государству. Теперь, в течение ближайших 49 лет они должны были выплачивать государству эти 80 %. Такая система получила название выкупных платежей и просуществовала до 1 января 1907 г. , когда только по однимпроцентам крестьяне выплатили государству астрономическую сумму в 700 млн рублей.

Надо сказать, что значительная часть бывших крепостных крестьян, заключив уставные грамоты с помещиками, не собирались переходить на выкуп земли, что подрывало суть самой аграрной реформы. Поэтому в конце декабря 1881 г. было издано специальное «Положение» , в соответствии с которым все временнообязанные крестьяне до января 1883 г. обязаны были перейти на выкуп земли.

В июне 1863 г. по аналогичному сценарию освободили 1,7 млн удельных крестьян , принадлежавших царской фамилии. Однако по их «Положению» удельные крестьяне переводились на выкуп земли в течение ближайших двух лет и средний размер их земельного надела составлял 4,8 десятин земли.

В июне 1866 г. аналогичное «Положение» было распространено и на 19 млн государственных крестьян , которые, будучи лично свободными сельскими обывателями, платили в казну феодальную ренту в форме оброка. Все они сохранили за собой земли, находившиеся в их пользовании, и могли по своему желанию либо, как и прежде, платить оброчную подать государству, либо заключить с казной выкупную сделку и стать собственниками своих земельных наделов. Средний размер наделов государственных крестьян составлял 5,9 десятин земли, т. е. почти в два раза больше, чем у бывших крепостных крестьян.

Подводя итоги аграрной реформы 1861 г., необходимо особо подчеркнуть два важных обстоятельства:

1. После отмены крепостного права помещики в полном объеме сохранили прежние права на земельную собственность, т. е. проблема помещичьего землевладения так и не была разрешена.

2. Даже после полного выкупа земли крестьяне лишь формально становились собственниками своих земельных наделов, поскольку практически во всех великорусских губерниях верховным собственником всей земли оставалась крестьянская община.

Параллельно с отменой крепостного права, летом 1861 г., во всех помещичьих деревнях и селах было введено крестьянское общественное управление , по образцу крестьянского самоуправления государственной деревни, созданного в 1837-1841 гг. графом П. Киселевым. Первичной ячейкой нескольких деревень и сел являлось сельское общество, которое управлялось сельским сходом, на котором избирались на три года сельский староста, сборщик податей и другие должностные лица. Сельский староста обеспечивал порядок в своей округе, следил за сбором подушной подати и т. д.

Несколько сельских обществ образовывали волость , управление которой осуществлялось волостным сходом. Этот орган местной власти избирал волостное правление во главе с волостным старшиной и волостной суд. Волостной старшина имел те же функции, что и сельские старосты , только в объеме волости, а сельские старосты подчинялись ему. Что касается волостного суда , то он разбирал тяжбы между крестьянами и судил их за незначительные проступки.

Однако эти органы сельского и волостного управления находились под жестким контролем со стороны мировых посредников , которые назначались губернатором с подачи предводителей губернских и уездных дворянских собраний.

Рис. 5. «Отмена крепостного права на Руси», Муха А. ()

Если в целом оценивать аграрную реформу 1861 г., то следует признать, что, несмотря на всю противоречивость и незавершенностьэтой реформы, онаявилась переломной гранью между Россией феодальной и Россией капиталистической, создав необходимые условия для утверждения новых общественных отношений в стране.

Историография Великих реформ

Надо сказать, что эпоха Великих реформ, начало которым положила аграрная реформа 1861 г. , нашла достойное отражение в отечественной историографии. До революции наибольший вклад в изучение этой темы внесли русские историки-либералы (С. Татищев, Г. Джаншиев, А. Корнилов, А. Кизиветтер) , которые оценивали их по большей части апологетически, как результат доброй воли царя-освободителя, а не как итог объективных закономерностей развития страны.

В советской историографии, напротив, стал делаться особый акцент на ограниченности этих реформ, при этом их изучение довольно часто подгонялось под резко критические ленинские оценки. Наиболее крупные работы, созданные в тот период, принадлежали перу Н. Дружинина, П. Зайончковского, Б. Литвака, Л. Захаровой, Н. Эйдельмана и Л. Ляшенко. В данных монографиях, насколько это было возможно в тех условиях, непредвзято были изучены и оценены буржуазные (определяющие) и крепостнические (остаточные) черты Великих реформ, а в ряде работ (Б. Литвак, Н. Эдельман) рассмотрены и возможные, но так и не реализованные альтернативы.

В настоящее время оформились три основных подхода в оценке Великих реформ и личности самого Александра II :

1. Одни историки (Н. Троицкий) считают, что Александр II и его окружение внутренне оставались противниками любых реформ и вынужденно пошли на их проведение под давлением растущего недовольства народных масс и угрозы окончательной потери статуса великой державы после поражения России в Крымской войне.

2. Другие историки (Б. Литвак) мене жестко оценивают позицию правящих кругов, однако и в их представлении Александр II выглядит человеком, помимо своей воли увлеченным потоком событий на путь реформ, которые вынужденно проводил для сохранения самодержавного режима.

3. Третьи историки (Л. Захарова, В. Чернуха, Л. Ляшенко, Е. Толмачев) считают, что Великие реформы являлись осознанным выбором правящих верхов и, прежде всего, самого Александра II , который ради блага своего Отечества отважился на поступок, свойственный настоящим государственным деятелям.

Список литературы для изучения темы "Александр II. Реформа 1861 г.":

  1. Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. - М., 1968.
  2. Захарова Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России: 1856-1861 гг. - М., 1984.
  3. Литвак Б.Г. Русская деревня в реформе 1861 года. - М., 1972.
  4. Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России. - М., 1991.
  5. Ляшенко Л.М. Царь-освободитель: жизнь и деяния Александра II. - М., 1994.
  6. Ляшенко Л.М. Александр II: победа и трагедия. - М., 2011.
  7. Миронов Б.Н. Социальная история России. - СПб., 1999.
  8. Пушкарев С.Г. История России в XIX веке. - М., 2003.
  9. Толмачев Е.П. Александр II и его время. - М., 1998.
  10. Троицкий Н.А. История Россия XIX века. - М., 2003.
  11. Чернуха В.Г. Великий реформатор и мученик. - СПб., 1995.
  12. Эйдельман Н.Я. Революция сверху в России. - М., 1989.
  1. i-Школа ().
  2. РИА Новости ().
  3. Русские мемуары ().
  4. Интернет-портал Adukov.ru ().
  5. Русские мемуары ().

Цель:

  • Формировать знания обучающихся о сущности и основных направлениях либеральных реформ Александра II и их значении.
  • Развивать умения анализировать исторический материал, обобщать, выделять главное.
  • Воспитывать любовь к истории, к своему государству, её прошлому.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Учебник: Сахаров А.Н. Боханов А.Н. история России XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов - М.: ООО “ТИД “Русское слово – РС”, 2011.

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте! Каково ваше настроение? Начнем урок с хорошего. Пожелаем друг другу успехов и удачи на сегодняшний урок. (Дети по очереди желают друг другу успехов и удачи). А теперь на этой хорошей ноте начнем наше путешествие во времена правления Александра II.

II. Актуализация прежних знаний

Задание: Сейчас, ребята, чтобы узнать тему сегодняшнего нашего урока, мы с вами решим кроссворд и по ключевым словам напишем тему. (Приложение1), (работаем в группах).

III. Формирование новых знаний

1. Итак, тема нашего урока: “Либеральные реформы Александра II”. (записывают тему урока в тетрадях учитель объявляет цели и задачи, знакомит с планом изучения нового материала ) Слайд 1

План

  1. Земская реформа.
  2. Городская реформа.
  3. Судебная реформа.
  4. Военная реформа.
  5. Реформа образования.
  6. Работа с высказыванием С.Платонова. (Слайд 2)

“... За императором Александром II навсегда останется имя великого преобразователя, принесшего русскому народу неведомые ему доселе блага гражданственности”.

Какие выводы, исходя из этого высказывания мы можем сделать?

2. Слово учителя

Время преобразования Александра II является переломной эпохой в истории России. В стране происходили преобразования, которые охватили все сферы жизни российского общества. Реформы должны были решить задачу создания в России необходимых условий для развития модернизации и перехода к капитализму.

3. Работа в группах.по плану

План

  1. Время проведения реформы.
  2. Цели реформ.
  3. Значение реформ.
  4. Составить кластер

4. Выступления групп и обобщение ответов учителем (Слайд 4-7)

5. Физкультминутка

6. Ролевая игра

Задание: Каждая группа должна подготовить небольшую сценку. (Приложение3) .

7. Выступление групп. Обобщающее слово учителя. (Слайд 8-11)

Работа в парах. По теме: реформы в образовании. Метод “Шесть шляп”.

  • 1 пара – “Красная шляпа” - участники должны выразить свои чувства по поводу прочитанного материала
  • 2 пара – “Чёрная шляпа” - участники должны выделить проблемы темы.
  • 3 пара – “Жёлтая шляпа” - участники должны обобщить все положительные аспекты темы.
  • 4 пара – “ Белая шляпа” - участники должны объективно перечислить события, факты, новые сведения.
  • 5 пара – “Зелёная шляпа” - участники должны представить результаты изученного.
  • 6 пара – участники должны сформулировать выводы, идеи на перспективу. (Слайд 12)

IV. Закрепление темы

Выполнение тестового задания. (Приложение 5)

V. Рефлексия (Слайд 13)

“Продолжить фразу”:

  • Мне было интересно...
  • Мы сегодня разобрались....
  • Я сегодня понял, что...
  • Мне было трудно...
  • Завтра я хочу на уроке...

VI. Итоги урока

Домашнее задание: Написать мини-сочинение “ Можно ли назвать реформы Александра II Великими...?”.

Используемая литература

  1. Баранов П.А. История России в таблицах и схемах: 6-11-й кл.: справ.материалы /П.А.Баранов. – М.: АСТ: Астрель: Политграфиздат, 2012
  2. История. 5-11 классы: Технология современного урока/ В.В. Гукова и др.- Волгоград: Учитель, 2009
  3. Колганова Е.В. Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории России XIXв. 8 кл. / Б.Н. Серова. – М.: ВАКО, 2005
  4. Саплина Е.В. Безносов А.Э. Материалы курса “ЕГЭ по истории и обществознанию”: лекция 1-4 - М.: Педагогический университетПервое сентября”, 2010
  5. Сахаров А.Н. Боханов А.Н. история России XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов- М.: ООО “ТИД “Русское слово – РС”, 2011

Повторительно – обобщающий урок на тему:

«Александр II – великий реформатор».

Цели и задачи:

  • закрепить знания о личности Александра II, его реформах и их значении на развитие России;
  • способствовать развитию гражданственности у учащихся;
  • формировать у учащихся устойчивый интерес к историческому прошлому»
  • создавать условия для развития учащихся интеллектуальных и практических умений в изучении истории.

Тип урока: урок-обобщение .

Оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор.

Используемые ЦОР:

  • мультимедийная презентация урока;
  • тесты.

Используемый учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России XIX в. М., Просвещение.


Ход урока.
Учитель: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Наш урок посвящен важному событию в истории России – великим реформам XIX в. Кто же был инициатором реформ, которые сравнивают по значению с реформами ПетрI?

Учащиеся: Александр II.

Сообщение учащегося:

Александр II вступил на престол в 1855 г. после неожиданной кончины отца, Николая I. К роли императора его готовили с детства. Он получил прекрасное образование, согласно плану, специально подготовленному В. А. Жуковским. Напряженные занятия продолжались на протяжении 10 лет. Некоторые экзамены, которые цесаревич сдавал дважды в год, принимал сам император: тяжелое испытание и для экзаменующегося, и для его учителей. В конце обучения Александр прослушал курсы лекций по государственному управлению, финансам, дипломатии. Их читали ему видные сановники империи. Кроме того, он совершил длительную поездку по России, первым из Романовых посетив Сибирь.

Как я уже сказала, что в 1855 году Александр Николаевич короновался на царство. Один из наиболее замечательных тогдашних москвичей, поэт и мыслитель Алексей Степанович Хомяков приветствовал императора такими стихами:

И верим мы, и верить будем,

Что даст он дар – венец дарам –

Дар братолюбья к братьям – людям

Любовь отца к своим сынам.

И даст года он яркой славы,

Победу в подвигах войны

И средь прославленной державы

Года цветущей тишины.

Александр II понимал необходимость реформ в стране. В своих реформаторских начинаниях император опирался на либеральных деятелей, которые в это время заняли высокие правительственные посты. Среди них можно назвать великого князя Константина Николаевича, братьев Н.А. Милютина и Д.А. Милютина, А.В. Головина, П.А. Валуева и др. Именно под их руководством в России состоялись реформы, которые позднее получили именование – Великие реформы.

Вопрос: Что такое реформа? (с лат. – преобразование, изменение, переустройство какой – либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры).


Причины либеральных реформ:

  • Отмена крепостного права.
  • Необходимость серьезной реорганизации системы управления на местах.
  • Необходимость пересмотра российской судебной системы.
  • Необходимость реорганизации военного дела в России.
  • В связи с началом капиталистического развития страны и претворением в жизнь либеральных реформ возникла потребность в специалистах.

Учитель: Александр II стал, по выражению А. И, Герцена, «царем-освободителем». Почетное звание, даруемое лишь избранным. Почему?

Учащиеся: при нем было отменено крепостное право.

Учитель: Александр II был сторонником отмены крепостного состояния крестьян. Он говорил: «Мы не желали, давая личную свободу крестьянам, сделать из крестьян людей бездомных. Мы хотели избегнуть того, что происходило за границей, где преобразование совершилось почти везде насильственным образом».

  • «Эта речь, - пишет современник, - поставила государя бесконечно выше всех его министров и членов совета. Отныне он приобретал себе бессмертие».

Вопросы:

  • Когда был подписан Манифест об отмене крепостного права? (19 февраля 1861 года). Перед подписанием Манифеста, Александр приказал всем выйти из кабинета. Ему хотелось перед подписанием этого великого закона «остаться, - как он сам говорил, - наедине со своей совестью».)

Основные положения крестьянской реформы 1861 года.

  • Что в результате реформы получили крестьяне? (личную свободу).
  • Что значит получить личную свободу? (Крестьяне получили возможность решать: где и как жить, можно было жениться, не спрашивая у помещика согласия; можно было самостоятельно заключать сделки, открывать предприятия, переходить в другие сословия).
  • На каких условиях освобождались крестьяне?

В результате крестьянской реформы:

  • введено крестьянское самоуправление, т.е. сельские и волостные сходы во главе с сельскими старостами и волостными старшинами;
  • община распределяла землю, раскладывала повинности, определяла очередность отбывания рекрутской повинности;

вводился волостной крестьянский суд по маловажным преступлениям и имущественным искам.

Значение крестьянской реформы:

  • она предоставила возможность развития крестьянского предпринимательства;
  • способствовала росту отхода крестьян на заработки;

давала сильный толчок развития капитализма в России.

Учитель:

Итоги крестьянской реформы 1861г. вызвали критику со стороны демократической общественности, радикалов – революционеров, представителей социалистической мысли. Поэт Некрасов так откликнулся на итоги реформы, ликвидировавшей крепостное право:

Распалась цепь великая,

Распалась и ударила

Одним концом – по барину,

Другим – по мужику.

Вопрос: как вы понимаете эти строки Некрасова?

А) что значит «распалась цепь великая?»

Б) что значит ударила «одним концом – по барину»?

В) что значит ударила «другим концом – по мужику»?

Исторический диктант?

Оценка по документу?

Реформа 1861 года стала величайшим политическим свершением XIX века.

Учитель:

Россия после отмены крепостного права превратилась в совершенно иную страну. Многие административные учреждения и правовые нормы устарели в один день. Возникла необходимость продолжить преобразования и привести в соответствие с новым социальным порядком государственное устройство.

Вопрос? Какие были проведены реформы?

Были проведены: земская, городская, судебная, военная, просвещения, финансовая.

Когда осуществлялась земская реформа? (Земская реформа 1 января 1864 года.)

  • К началу 60-х гг. XIX века прежнее управление на местах показало свою полную несостоятельность. Да и дворянам надо было как-то компенсировать утрату прежней власти.
  • создание органов местного самоуправления – земств;
  • организация медицинской и ветеринарной помощи;

появление образовательных учреждений.

Принципы.

Работа с документом в учебнике «Из положения о губернских и уездных учреждениях» стр. 155-156

Вопрос: №1 стр.157

Положительные последствия:

  • создание широкой сети земских больниц и школ;
  • улучшилась дорожная сеть;

земства оказывали агрономическую и ветеринарную помощь крестьянам.

Но:

  • У земств отсутствовали какие бы то ни было политические функции (т.е. они не влияли на правительство);
  • Преобладающее положение в земствах занимало дворянство;
  • Земства зависели от органов центральной власти;
  • Финансовые возможности земств были ограничены;

Медленно решались финансовые и хозяйственные вопросы.

Вывод: Земская реформа создала в России новый, современный институт местного самоуправления, приобщила к гражданской жизни ранее абсолютно бесправное крестьянство, способствовала развитию благоустройства. Описанный А.П.Чеховым земский интеллигент – врач и учитель, бескорыстный подвижник и знаток своего дела – стал олицетворением лучших черт русской интеллигенции.


Городская реформа 1870 г.

По типу земской была проведена и городская реформа.

Суть реформы: (она заменила прежние сословные городские думы всесословными выборными городскими учреждениями) :

  • Распорядительный орган – Городская дума.
  • Исполнительный орган – Городская управа.

Выборы по имущественному цензу, вследствие чего выборщики разбивались на 3 курии. (1 – крупные предприниматели, платившие в городскую казну 1/3 налогов; 2 - более мелкие налогоплательщики еще одной 1/3; 3 – все остальные налогоплательщики – рабочие, служащие, интеллигенция).

Вопрос? Какие вопросы решало городское общественное самоуправление?

Вопросы, которые решала городская власть:

  • благоустройство городов;
  • устройство рынков и базаров;
  • попечение о местной торговле и промышленности;
  • здравоохранение и народное образование;
  • принятие санитарных и противопожарных мер;

установление местных сборов.

Положительные последствия реформы:

  • значительное улучшение благоустройства городов;
  • улучшение системы здравоохранения и народного образования;

создание сети попечительских заведений.

Но:

Органы городского самоуправления были лишены значительной доли самостоятельности. (Кем контролировалась ее деятельность? Государством. Губернатор или министр внутренних дел утверждал городского голову – председателя управы. Они же могли наложить запрет на любое решение думы).

  • в них преобладала торгово-промышленная буржуазия;

рабочие, служащие, интеллигенция были отстранены от участия в городском самоуправлении.

Самым последовательным преобразованием Александра II стала судебная реформа.

Цель реформы : создание законодательства и судебно-исполнительной системы, отвечающей требованиям в обществе и ни в чем не уступающей подобным европейским институтам.

Принципы нового суда:

  • введение суда присяжных заседателей;
  • суды становились бессословными, гласными и состязательными, независимыми от администрации;

создан институт мировых судей.

Схема: Структура российского суда.

  • Суд мировой (рассматривал мелкие уголовные и гражданские дела).
  • Общий суд (включал) окружной суд(рассматривали сложные уголовные и гражданские дела); судебные палаты (рассматривали дела о должностных преступлениях чиновников).

Вопрос? В каких судах присутствовали присяжные заседатели? (в окружных судах при рассмотрении уголовных дел).

Высшей апелляционной инстанцией становился Сенат, он также рассматривал политические дела.

Российская судебная система стала самой передовой для того времени.

Либеральные преобразования в обществе вызвали необходимость проведения коренных реформ в армии.

Вопрос: Когда проводилась военная реформа? (1861-1874 г.г.)

1)Вспомните, какая система комплектования армии существовала в России?

Рекрутская повинность - способ комплектования вооружённых сил Российской империи (Русской императорской армии и флота ) до 1874 года . Рекрутская повинность введена в России Петром I в 1699 году .

2)Какие недостатки со временем обнаружились

В этой системе набора в армии?

Схема. Усиление экспансии европейских держав, поражение России в Крымской войне, военное развитие Западной Европы, образование милитаристской Германской империи, рост революционного движения в России – необходимость коренной реорганизации военного дела в России.

Вопрос: кто являлся руководителем военной реформы?

(Руководитель военной реформы Милютин Дмитрий Алексеевич – российский государственный и военный деятель, генерал-фельдмаршал, член-корреспондент, почетный член Петербургской АН. Военный министр с 1861 года).

  • 1864 г. Образование 15 военных округов со своим управлением, подчинением военному министру;
  • реорганизация системы комплектования армии: введена всеобщая воинская повинность; (вместо рекрутских наборов со времен Петра I переход ко всеобщей воинской повинности был серьезным ударом по сословной организации общества).
  • сокращение срока службы (6 и 7 лет действительной службы, 3 и 9 в запасе);
  • отмена телесных наказаний; (зависимости от рода войск).

техническое перевооружение армии и флота.

Вопрос: что такое воинская повинность?

Схема. Меры по техническому перевооружению армии и флота:

  • коренная техническая реконструкция военных заводов;
  • использование достижений ученых и конструкторов;
  • замена гладкоствольного оружия нарезным и скорострельным;

строительство парового флота.

Вопрос: Каково значение военной реформы? (Россия получила массовую армию современного типа. Поднят авторитет воинской службы).

В манифесте о всеобщей воинской повинности говорилось: «Дело защиты Отечества есть общее дело народа и священная обязанность каждого русского подданного».

Учитель:

Образование и просвещение были предметом особенных забот императора Александра Николаевича.

Вопросы: когда осуществлялась реформа в области народного образования? (1863-1864гг.)

Каковы изменения в системе образования?(начальное, среднее, высшее)

  • Система образования подверглась значительной перестройке, затронувшей все три ее ступени: начальную, высшую и среднюю.

Последствия реформы:

  • увеличилось число учебных заведений – гражданских, военных и духовных;
  • созданы начальные школы различных типов – государственные, земские, церковно-приходские, воскресные; (Александра II можно назвать создателем сельской школы).
  • в Сибири открыто первое высшее учебное заведение (университет в Томске);
  • увеличилось количество начальных сельских школ;
  • положено начало женскому образованию: открылись гимназии для женщин и высшие женские курсы;
  • в гимназии могли учиться дети любого сословия;
  • восстановлена автономии университетов.

Недостатки реформы:

  • был закрыт доступ в университеты для выпускников реальных гимназий и девушек, выпускниц гимназий;
  • в гимназиях устанавливалась высокая плата за обучение, так что не все могли себе это позволить.

Значение и последствия реформ:

Либеральные реформы изменили весь уклад жизни государства.

Созданы органы самоуправления и суда.

Реформы способствовали росту производительных сил страны её обороноспособности.

Выросло гражданское самосознание населения.

Быстрыми темпами стали распространяться просвещение, улучшилось качество жизни.

Россия сделала шаги в создании цивилизованных форм государства.

Вывод: Все эти «исправления» и «улучшения» имели свои причины. Александр II не мог позволить, чтобы проводимые им реформы привели к нарушению спокойствия и стабильности в стране. Он считал, что сохранить порядок в обществе можно, если строго соблюдать сложившееся в высших эшелонах власти равновесие. Именно поэтому разработкой реформ занимались одни, ярые сторонники перемен, а их проведением в жизнь, - другие, по сути дела, противники преобразований. Реформы 60-70-х г.г. – крупное явление в истории России. Россия подключилась к общеевропейскому процессу создания передовых, цивилизованных форм государственности, основанных на самодеятельности населения и его волеизъявлении. Основным итогом развития России в 60-70-е годы XIX века явилось коренное обновление общественно - политической и культурной жизни на либеральных началах. Но это были только первые шаги.

(В результате Великих реформ самые широкие слои населения Российской империи получили гораздо больше свобод, нежели имели ранее. Реформы не только пробуждали общественную инициативу. Но и вводили самоуправление в университетах, селах, волостях, городах, губерниях, демократизировали суд, создали новую армию. Великие реформы в значительной степени способствовали всесторонней модернизации страны, создали условия для экономических и социальных перемен.)

Заключительное слово учителя, подведение итогов, выставление оценок.

Домашнее задание:

Попробуйте нарисовать символ, эмблему России в эпоху реформ.

Тест.

б) отмена цензуры в России;

____________________________________________________________________

Тест.

1)Судебная реформа была проведена на принципах:

а) сословности; б) бессословности; в) гласности; г) недопущения гласности?

2)Главная причина отмены крепостного права:

а) недовольство помещиков; б) деятельность либералов; в) кризис крепостнической системы; в) правительственная инициатива?

3)Главное последствие земской реформы:

а) возможность открытой политической деятельности;

б) отмена цензуры в России;

в) возможность хозяйственной инициативы на местах;

г) формирование на местах политических партий?

4)Из либеральных реформ позже других проводилась:

А) земская; б) военная; в) городская; г) судебная?

5)Наиболее последовательной из буржуазных преобразований являлась реформа:

а) городская; б) земская; в) судебная; г) крестьянская?

6)К чему привели реформы 60-70-х гг.:

а) к исчезновению феодальных пережитков в России; б) к ликвидации самодержавия;

в) к ускорению развития общества; г) к уничтожению дворянских привилегий?

7) Либеральные реформы 1860-1870-х гг. привели к изменениям в области:

а) государственно-территориального устройства; б) центрального аппарата управления;

в) местного самоуправления; г) комплектования армии; д) судопроизводства?

Ответы на тест: 1) в; 2) в; 3) в; 4) б; 5) в; 6) в; 7) в, г, д

О чем или о ком идет речь?

Ответ:________________________________.

_________________________________________________________________

О чем или о ком идет речь?

  1. Крестьянин, освобожденный по реформе 1861 г. от крепостной зависимости, но не переведенный на выкуп.

Ответ:_____________________________.

  1. Договор помещика с крестьянами о размере надела и условиях выкупной операции.

Ответ:______________________________.

  1. Отторгнутые от крестьянских наделов в пользу помещика участки земли.

Ответ: ______________________________.

  1. 80% от стоимости надела, которые платило за крестьянина государство и которое тот должен был вернуть в течение 49 лет.

Ответ:_______________________________.

  1. Крестьянин, который после 1861г. нес повинности в пользу помещика.

Ответ: _______________________________.

  1. Земля, добавлявшаяся к крестьянскому наделу.

Ответ:________________________________.

  1. Преобразование в какой-либо сфере государства.

Ответ:________________________________.