Вечный троечник: как помочь ребенку? Почему отличник становится троечником.

В своем докладе я привожу несколько приемов работы с отстающими детьми, которые успешно применяю в своей практике. Готовые наборы слов по темам: «Безударные гласные», «Парные согласные», «Удвоенные согласные», «Непроверяемые гласные», «Непроизносимые согласные», «Правописание приставок», «Написание –ь и ъ – знаков». Письмо наоборот. Работа с копировальной бумагой. Конкурсы для троечников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сборник докладов 12-го Всероссийского интернет-педсовета

Помоги троечнику сегодня!

Бавина Людмила Ивановна , МОУ Новобатайская СОШ №9, учитель начальных классов, Ростовская область, Кагальницкий район, село Новобатайск.

Аннотация

В своем докладе я привожу несколько приемов работы с отстающими детьми, которые успешно применяю в своей практике. Готовые наборы слов по темам: «Безударные гласные», «Парные согласные», «Удвоенные согласные», «Непроверяемые гласные», «Непроизносимые согласные», «Правописание приставок», «Написание –ь и ъ – знаков». Письмо наоборот. Работа с копировальной бумагой. Конкурсы для троечников.

Я несколько лет работала над проблемой: «Одаренные дети в массовой школе на начальном этапе обучения». Следуя основным парадигмам развития одаренности- «Все дети одарены от природы и на развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор»- я применяла различные приемы и методы в своей работе ко всем детям одинаково. Ввела в своей школе несколько конкурсов для одаренных детей: «Ученик года», «Слет отличников и хорошистов», которые впоследствии стали традиционными.

Но тут появилась одна проблема. Из этого звена выпадают мои троечники. А также, когда мы участвуем в какой- либо олимпиаде, разумеется, тот, кто сильнее набирает много баллов и рад этому. А троечник, получается, не может праздновать победу. Я задумалась над этой проблемой, которую для себя обозначила так: «Помоги троечнику сегодня!»

Преодоление второгодничества и предупреждение неуспеваемости обязывают учителя проводить индивидуальную работу с отстающими в учебе школьниками.

  1. В начале учебного года в основном идут задания для повторения. Я выписываю по темам слова, наиболее часто встречающиеся в диктантах из различных печатных источников. И на этих примерах повторяю данные правила. Вот блоки слов за 4 класс по разным темам:

Безударные гласные.

Стояли, продвигались, остановились, расползался, река, извивалась, виднелись, освещенные, утопающий, снегирь, весной, уходила, уносила, темнота, тяжело, осмотрел, побежал, подошел, почитать, показать, подарила, протянул, красивый, надвигается, налетел, заглянул, захотел, вытащили, сохранять, не обижай, ломать, оглядел, свистит, молчаливый, скользит, тяжелый, появились, трещать, становилась, скрипело, вершина, охраняют, красота, наряжать, хлопушки, укрепили, свалилась, легла, крошился, выходили, копать, скворечник, наливается, стебельки, затрещали, прояснилось, задрожал, смолистый, доносились, закачались, выровняли, похвалили, выползает, пахучий, колосистый, взлетела, цепочкой, тянулась, выносил, стоял, дремать, тропинка, свистел, выглянул, окно, колючая, завалил, водящий, соскочил, взмахнул, удивительный, ладошки, разгребает, охраняют, пожалеть, слетаются, кормушка, помогайте, возвращались, зашагал, покраснел, показалось, снежинки, хотелось, затяжная, оставляет, лесник, освещал, спешит, долина, глядит, глухарей, замолчал, старик, махать, покормил, утонуть, прибавлять, догадался, встречают, мигают, щебетанье, отливает, посидеть, пастух, повар.

Парные согласные.

Площадка, исчез, опушка, ветки берез, полз, мороз, вылез, мягкий, снег, резкий, гладкий, лед, бедняжка, примерз, робко, загадка, отгадка, дорожка, ёж, грудка, чуткие, сережки, березки, вырубка, мягко, крепкая, ножка, гибкие, грядки, легко, глазками, легкий, крепкий, мягко, робко, труд, гладь, узкий, редкий, сладкий, когти, хрупкий, резко, флажки, сторожка, вниз, цепкий, овраг, низкий, дорожка, сторожка.

Удвоенные согласные.

Осенний, рассказ, ранний, Россия, весенний, длинный, рассвет, аллея, осинник, малинник, русский, утренний, жужжит, медленно, вверх, в классе, одиннадцать, мгновенно, особенно, группа, шоссе, суббота, Кирилл, Аннушка, аппетит, барабанная, коллекция.

Непроверяемые гласные.

Сегодня, впереди, лягушка, собираются, песок, быстро, балкон, лопата, ребята, команда, осина, ягода, засверкать, календарь, урожай, собирать, готовить, отдых, рябина, ромашка, багряный, человек, малина, морковь, богатый, палатка, комната, вместе, вдруг, завод, гирлянда, земляника, сосульки, синева, картофель, обед, собака, однажды, добыча, сверкает, охотник, барабан, жаворонок, природа, восток, песчаный, горизонт, воскресенье, здесь, вокруг, много, коричневый, опушка, улица, прошел, природа, нектар, отец, собирает, народ, мечтали, урожай, работа, агроном, километр, серебристый, вдали, воробей, черный, ветер, конура, заяц, овраг, товарищ, комната, мечтал, хорошо, решили.

Непроизносимые согласные.

Местность, прекрасное, окрестность, солнце, хрустнула, праздник, лестница, интересный, чудесный, счастливый, радостный, поздний, опасный, сердцевина, чувствовал, тростник.

Правописание приставок.

Сделать, сбегала, переходила, прогулка, достает, проспал, протягивает.

Написание –ь и ъ - знаков.

Ночь, рожь, сорвешь, разложишь, идешь, бросаешься, съест, пьют, съестное, подо льдом, вьется, подъезжают, ночью, мышь, вьется, льдина, съело, помощь, глушь, тишь.

  1. Написание контрольных работ в тетрадях с использованием копировальной бумаги. Контрольную тетрадь проверяю я, а лист из- под копирки ученик дома. Дети дома с родителями проверяют свою работу, объясняют и разбирают ошибки. На следующий день я работаю с учеником один на один, если ребенок объясняет свои ошибки и приводит проверочные слова, я могу повысить его оценку. Эта работа очень заинтересовывает детей и постепенно искореняет двойки.

Ребятам очень нравится эта работа, поэтому мы решили делать её каждый день. Придумали вместе с ребятами специальный значок для этой работы- смайлик. В конце урока пишем под диктовку 2- 3 предложения под копирку. Эти предложения я сочиняю сама, «начиняя» их большим количеством орфограмм. Например: Се г одня лу нн ая ноч ь с делала И вана П етровича сч ас т ливым и радос т ным. Поз д ней ноч ь ю он з а конч и л дел о – пр е кра сн ый п о д а рок для Анн ушки. Родители на собрании ознакомлены с этим видом работы и одобрили этот прием. Дома вместе с детьми они проверяют написанное, проводят работу над ошибками. Следующий урок я начинаю с проверки этой работы. Если ребенок хорошо ориентируется в своих ошибках, приводит проверочные слова и доказательства правильного написания слов, то смайлик у него в тетрадке будет улыбаться- небольшой стимул для того, чтобы не оставить ни одного смайлика грустить.

И это еще не все. Ребята собирают свои работы, в которых не было ни одной ошибки. А в конце каждой четверти мы выявляем «Самого лучшего знатока русского языка».

  1. Очень полезна работа «Письмо наоборот », особенно, для тех, кто пропускает буквы.

Например: крокодил- лидокорк. Ученик, написав слово наоборот, проверяет его, устанавливая наличие всех букв. Для ребенка это своего рода забавная игра, которая заставляет и приучает его проверять написанное. Для этой работы лучше использовать словарные слова или любые трудные слова, которые ученику нужно запомнить.

  1. В работе с отстающими учениками я всегда соблюдаю такт, доброжелательность, этим самым, вселяю уверенность в их силы. Обязательно провожу повторные контрольные работы по аналогичному материалу с неуспевающими. Для более плодотворной работы я подключаю родителей. И получается своеобразный тройственный союз: учитель – ученик – родители, которые активно помогают и словом и делом.

Думаю, что у некоторых читателей сейчас возникает вопрос: «Родителям всегда некогда заниматься своими детьми и не много ли работы для родителей?» Отвечаю. Тесный ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ контакт с родителями я налаживаю с самых первых дней появления детей в школе. Я никогда не говорю родителям, что их ребенок очень слабый (тем более на собраниях), я всегда говорю им, что нужно делать. Каждую пятницу я жду родителей для консультаций в наш совместный клуб помощи «Добро пожаловать».

  1. Великий мыслитель Г.Г.Нейгауз говорил: «Таланты создавать нельзя, но можно и нужно создавать среду для их проявления и роста».

Любой учитель видит способности каждого своего ученика. И если не дано ученику писать диктанты на «5», то у него можно найти другие «таланты». Я выявила таланты моих троечников: рисование, пение, спорт, выразительное чтение, творчество.

Тогда я нашла сайты с конкурсами в режиме «онлайн» по этим темам. Например: для тех, кто хорошо рисует, конкурс детского рисунка «О чем мечтают дети», «Это солнечное лето», «Святые заступники Руси». Тем, кто умеет голосом передавать прочитанное- конкурсы литературного мастерства. А для тех, кто творчески работает руками- конкурс «Мир моих увлечений». Отправила работы детей и ролики в оргкомитеты, и вот они первые грамоты и первые победы! Вот огромный стимул учиться лучше и стараться лучше! А некоторые работы даже напечатали в журнале «Талант с колыбели»!

  1. Я всегда помню, что целью работы с неуспевающими, является не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но, одновременно, и развитие их познавательной и творческой самостоятельности.

С этой целью использую игровую и практическую деятельность, приобщаю неуспевающих учеников старших классов к занятиям с отстающими учениками младших классов. В данном случае педагогическая деятельность заставляет учащихся понять ценности знаний, критически отнестись к своим занятиям в школе. Ведь при подготовке к совместным занятиям старшеклассники ищут дополнительный материал, изучают его, запоминают и доносят до малышей.

И я всегда помню слова В.А. Сухомлинского, который на вопрос как же учитель должен организовать свою работу с педагогически запущенными детьми ответил так: «Главное – не допустить переживания этими детьми своей «неполноценности», воспрепятствовать появлению у них безразличного отношения к учебному труду, не притупить чувство чести и достоинства».

Надеюсь, что мои советы кому- то будут полезны.


Слово «троечник» в русском языке имеет определенное и довольно емкое значение. Это не просто ребенок, получивший за что-то отметку «три», отметку, которая очень раздражает многих родителей. Это практически клеймо и школьный статус, некая социальная оценка ребенка, получить которую легко, а изменить трудно. «Что такое тройка, ни то, ни се – раздраженно восклицают многие родители, – уж лучше бы два получил, было бы ясно, что просто не выучил». Отметка «три» у нас часто ассоциируется с серостью и отсутствием каких-либо способностей, что само по себе очень травматично для ребенка, особенно если тройки у него – хроническое явление.

Конечно, это не так страшно, как быть двоечником и совершенно не успевать по школьной программе. Однако как и все мелкие хронические неприятности, постоянные тройки очень влияют на самооценку ребенка и отношение к нему школьного коллектива.

Вроде и учил, и занимался, и на всех уроках присутствовал, а в диктанте опять 3-4 ошибки, полно недочетов в контрольной по математике, и текст, который повторяли весь вечер, еле рассказан на уроке.

Причин такой ситуации, когда ребенок не столько не успевает по школьной программе, сколько не дотягивает до своих собственных возможностей, может быть несколько: неуверенность в себе, плохая зрительная память, невнимательность, усталость, сложные отношения с одноклассниками. Причиной «троек» может быть и банальная близорукость, о которой не подозревают ни сам ребенок, ни его родители: сидя на третьей или четвертой парте, он просто плохо видит то, что пишут на доске. Поиск и решение всех этих проблем требует много времени. И этим обязательно нужно заниматься. Однако, надо понимать, что чем дольше ребенок находится в состоянии «троечника», тем труднее ему будет выходить из этого состояния, поэтому меры к решению этой проблемы нужно принимать немедленно. Как известно, «спасение утопающих – дело рук самих утопающих» и помочь своему ребенку можете и должны, прежде всего, вы сами.

Правило 1. «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь»

Не боритесь с тройками по всем школьным предметам сразу. Выберите либо наиболее значимый для вас в данный момент предмет, либо предмет, который ребенок сам выберет. Возможно, лучше начать с предмета, в котором вы лучше разбираетесь. Начинайте регулярно и спокойно им заниматься, не обращая внимания на неудачи или то обстоятельство, что в результате ваших занятий никаких видимых изменений в школьных отметках не происходит. Хронические болезни быстро не лечатся, и результат обязательно будет. Иногда улучшение отметок по одному предмету автоматически влечет за собой изменения в успеваемости ребенка в целом.

Правило 2. Оценивайте работу ребенка по-своему

Любой, даже малейший успех очень влияет на самооценку и является мощным мотиватором. Но что делать, если в школе у ребенка постоянное «три»? Заведите свою собственную шкалу оценок, например, не от 1 до 5, как в школе, а от 1 до 10. Это позволит вам более точно отслеживать изменения в работах ребенка. Например, за диктант опять три, но это по школьной шкале, а по нашей, домашней, мы поднялись на один балл, т.к. ошибок уже не пять, а четыре, или они менее серьезные, на ваш взгляд. Если в плане ошибок улучшения нет, найдите его в чем-то другом: работа написана аккуратнее, чище и т.д., значит, по нашей шкале отметка повышается. Таким образом, вы уберете у ребенка ощущение полной неудачи.

Правило 3. Ставьте перед ребенком конкретные и реально выполнимые цели. Ребенок с трудом воспринимает общие пожелания родителей «учись хорошо, чтобы преуспеть в жизни». Ставьте перед ним конкретные задачи, например, сократить количество ошибок в диктанте с четырех до трех и т.д. Радуйтесь вместе с ним, если это получилось, несмотря на то, что школьная отметка не изменилась. Не ставьте заведомо невыполнимых в ближайшее время целей, как например, написать контрольную по математике на пять.

Правило 4. Учите ребенка оценивать свою работу

Учите ребенка адекватно оценивать собственную работу. Это вообще очень полезный навык в жизни. Попросите его самого поставить оценку за его же работу. Если вы считаете, что ребенок ее завысил, спокойно объясните ему, почему вы с ним не согласны. Если вы сделаете это тактично, он согласится с вами и поставит себе другую отметку. Если нет, не ругайте: в следующий раз он будет более объективен. Спокойно подумав и поставив самому себе отметку «три», ребенок потом не так болезненно воспримет ее от учителя в школе.

Правило 5. Меньше ругайте, больше хвалите

Это, пожалуй, самое известное и одновременно самое трудноисполнимое пожелание. Тяжело сохранять хладнокровие после родительского собрания, где каждый учитель говорил вам: плохо, не получается, не доучил, не смог, на уроках молчит и т.д.

Однако вспомним: еще Дейл Карнеги писал о малой эффективности прямой критики. Постарайтесь и найдите хоть что-то малое в учебе вашего ребенка, за что его можно похвалить. Пусть ваши школьные отметки не меняются, но зато вы с ребенком целую неделю писали домашние диктанты и ни разу не пропустили – это уже повод для совместной радости и гордости.

Правило 6. Установите «лимит» на критику

Совершенно не ругать и не критиковать ребенка, наверно, невозможно. Поэтому здесь очень важно знать определенную меру. Если ругаете за очередную тройку по математике, не замечайте тройку по чтению или музыке. Если ругаете за тройку по русскому, делайте это один раз, а не постоянно в течение дня и не напоминайте об этом в дальнейшем. Если вы критикуете и ругаете ребенка помногу, он просто перестанет воспринимать ваши речи (особенно это касается мальчиков) и станет нечувствительным к критике. Единственным же реальным результатом этого будут ваши расстроенные нервы.

Правило 7. Критикуйте работу, а не исполнителя

Это также хорошо известное, но редко выполняемое правило. Разбирая работу ребенка нужно следить за своим языком, за тем, как и какие слова вы при этом употребляете. После небольшой практики вы научитесь говорить на автомате « в работе сделано пять ошибок» вместо «ты сделал пять ошибок», «написано грязно и неразборчиво» вместо «ты написал грязно и неразборчиво» и т.д. Оценка должна относиться к конкретному объекту, например, к письменному заданию по истории, а не к ребенку, который ее делал. При этом, все вышенаписанное относится к отрицательным оценкам, положительные можете смело адресовать самому ребенку, который смог сделать что-то лучше, чем в прошлый раз.

Правило 8. Приучайте ребенка спрашивать у вас то, чего он не понимает

Считается, что умение спрашивать лежит в основе познания. Задать четкий, ясно формулирующий проблему вопрос дорогого стоит.

Поставьте себе за правило всегда спокойно и без лишних слов («как можно такое не понимать», «я тебе сто раз уже говорила», «ты, что, меня вообще не слушал» и т.д.) отвечать на вопросы ребенка по домашним заданиям. Лучше вы десять раз будете объяснять одно и то же, чем он один раз не спросит вас тогда, когда ему будет надо. Многие родители так раздражаются на глупые, как им кажется, вопросы ребенка или его непонятливость, что он избегает их задавать и остается один на один с непонятым материалом по школьной программе.

Многие трудности обучения и «тройки» в начальной школе связаны с дошкольным периодом. Плохое развитие речи ребенка мешает ему хорошо читать, а это, в свою очередь, оказывает влияние на всю учебу в целом. Недоразвитие мелкой моторики ведет к проблемам в письме, рисовании и чтении. В первом классе отметок детям не ставят и, когда вдруг в третьем-четвертом классе ребенок оказывается хроническим троечником, это очень удивляет некоторых родителей.

Если вашему ребенку учеба в первом классе дается не легко, возможно, стоит не только просматривать его текущие работы и наспех исправлять ошибки, а обратить на его учебу более пристальное внимание. Это поможет ему впоследствии не скатиться в постоянные тройки. Как известно, предупредить какие-то проблемы легче, чем потом их исправлять.

Успешный троечник

В данной статье речь пойдет о категории учащихся, которых можно назвать "успешные троечники". Сразу оговоримся, что здесь имеются ввиду троечники не на уровне начальной школы - там троечником быть опасно. А на уровне младшего подросткового возраста. Это 7- 8-й классы, может быть, 6-й. В чем особенность этих ребят? "Успешные троечники" - это троечники не по глупости. Просто они уже сделали свой выбор, определили, какие школьные предметы их интересуют, а какие - нет: "это мне надо и я буду это делать, а это мне не надо и я тоже буду это делать, но ровно настолько, чтобы меня не убили папа с мамой дома и не выгнали из школы".

Нормальный человек не может выполнить все требования, которые предъявляет школа - полностью делать объем домашних заданий, выполнять все предписания и пожелания педагогов, родителей... И если он стремится их выполнить на все 100 процентов, то, значит, лишается определенной свободы выбора. Таким образом, он из субъекта образования волей-неволей превращается в объект. А объект не способен принимать решения. Поэтому среди медалистов и круглых отличников не так уж много людей, которые социально состоялись. Не хотим сказать, что большинство, просто не так уж и много. Напротив, больших успехов в жизни стоит ждать от тех, кто в школе учился на "удов."

В дневнике вашего отпрыска все чаще проскальзывают "трояки"? Вы огорчаетесь? И зря! Сравнить психологические портреты крепкого троечника и круглого отличника мы попросили декана факультета социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, профессора Михаила Юрьевича Кондратьева.

Ой, как мне нравится, что вы про отличников и троечников спрашиваете, а не про отличников и двоечников! - довольно улыбаясь, потирает руки Михаил Юрьевич. - Понимаете, с последней парой все ясно. И те, и другие - порождение образовательной системы, жертвы отметочного обучения. А вот троечники для психологов - люди, интереснейшие для наблюдения. Это натуры, сохранившие свою цельность, свое "Я", несмотря на все наши гигантские педагогические усилия по их уничтожению.

Троечнику наплевать на общепринятую (в данном случае школьную пятибаллку) шкалу ценностей. Его интересы, которые он умело оберегает и по необходимости даже маскирует, простираются отнюдь не в школе, куда его привели в семь лет и оставили еще на десять. Ему не важно, какую отметку ему поставит учитель. Куда более ценно для него, какой балл выставит себе он сам. За умение цыкать зубом, свистеть без помощи пальцев, отжиматься на кулаках, втихаря от отца покуривать, успешно списывать на контрольных... То же и девочки. Пока мама не видит, надо быстренько сбегать на свиданку с "запрещенным" мальчиком, причем в самый мороз надеть юбку покороче и забыть про шапку. А ведь, как ни покажется парадоксальным, без всех этих вроде бы детских уловок мальчик не становится мужчиной, девочка - женщиной. А в целом ребенок - взрослым.

Пока троечники взрослеют, что происходит с отличниками?

А отличник в это время работает на публику. Это основное его занятие - зарабатывание очков. Побоку первая влюбленность, кайф ощущения безграничных возможностей молодости. Он находится в постоянном нервном напряжении: а оправдал ли я возложенное на меня доверие? Это очень зависимые от чужого мнения люди. И зачастую задачи, которые они перед собой ставят, формальны. Пятерка ради пятерки. Настоящего личностного роста не происходит. Именно поэтому многие бывшие отличники теряются и выпадают из жизни. Лично я бы не торопился брать на работу человека с красным дипломом, особенно если он "напоказ" принесет с собой еще и вкладыш. Ну не верю я, чтобы человеку в равной степени интересны были все предметы. Если он не Ломоносов.

Лишь редкие отличники, действительно одаренные ребята, учатся не ради высокой оценки, а ради какой-то своей большой идеи. И, как вы понимаете, их планка - вовсе не поступление в институт.

Но ведь у отличников есть прекрасный козырь против троечников - у них высокая самооценка. Должно быть, это лучший трамплин в начале жизни, какой только можно иметь...

Как раз все наоборот! Отличник привык к тому, что его постоянно оценивают со стороны, и постоянно нуждается в подтверждении своего статуса. А типичный троечник, как сказочный Иванушка-дурачок, совсе-е-ем не дурачок. Он великолепно знает цену себе. Учитель ему говорит: "Иванов, ты совсем дурак. У тебя за диктант "два". А наш крепкий троечник себе на уме: "Ан нет, Марьпетровна. Это работа у меня дурацкая, а сам я о-го-го".

Он умеет подлаживаться под ситуацию, когда надо - валять ваньку, в других обстоятельствах предельно концентрироваться и - как итог - одерживать победу малой кровью.

А отличник, который грыз гранит науки, когда другие по весне играли в футбол, неужели он не обладает волей к победе?

В том-то и дело, что он не наступает на горло собственной песне! Его не тянет весной погонять мяч. У него уроки! Отличники, как правило, люди прямолинейные и ограниченные. Они не готовы к поворотам судьбы. Я наблюдал множество студентов-пятерочников, которые на первом курсе, на первой же сессии вдруг получали впервые "три", и это была для них почти трагедия. Были даже такие, кто забирал документы из института. А кроме того, множество социсследований доказывает: о бывших школьных и студенческих "звездочках" после их выпуска, как правило, ничего не слышно. А большими делами заправляют именно не любимые учителями экс-троечники - мобильные, способные к нестандартному действию в предложенных обстоятельствах.

Кстати, большинство учителей - сами, увы, отличники...

Советы родителям.

Не ругайте ребенка за плохие отметки!

Троечник троечнику рознь. Приглядитесь внимательно к своему. Если ребенок просто "пофигист" и у него есть интересы помимо школы - спортивная секция, компьютерные курсы, - отстаньте от него с отметками и нравоучениями. Пусть живет спокойно. Бог с ними, с учебниками. Не дурак он: когда почувствует потребность в учебе, догонит.

Среди троечников бывают "серые мышки" и "тихие омуты". "Мышки" обычно ничем не увлекаются, у них не горят глаза, им скучно. И они действительно очень невысокого о себе мнения. Им надо обязательно найти занятие по душе. А с "тихонь" не спускайте глаз. Но и не давите. Важно понять, чем живут эти подпольщики, и вовремя скорректировать, если нужно, сферу их увлечений.

Как и любая мама, ты уверена, что твой ребенок самый умный. Однако любимое чадо не торопится соответствовать этому громкому званию: последнее время юный ученик приносит из школы одни тройки. Муж поглядывает на ремень, в вашем доме наложено табу на мультики, но, несмотря на эти меры, отпрыск до сих пор не порадовал ни одной пятеркой...

Самая распространенная причина появившихся у школьника троек - усталость. Поэтому в первую очередь обрати внимание на внеклассную нагрузку своего чада. Если твой вундеркинд ходит в художественную студию, играет в теннис, плавает в бассейне, а по вечерам занимается с репетитором английским, не стоит удивляться его плохой успеваемости. Специалисты уверены: ребенок, вне зависимости от возраста, может нормально учиться, только если посещает дополнительно не более двух кружков.

Идеально, если это спортивная секция и интеллектуальные занятия - например, карате и иностранный язык или лыжи и шахматы. Избыток физических нагрузок или, напротив, умственной активности может затмить собой школу, так как будет отнимать все силы и не позволит сосредоточиться на уроках. Исключением являются только занятия музыкой, с которыми невозможно переборщить, ведь они помогают структурировать полученные знания и, по мнению психологов, тренируют внимание. Играя с листа, ребенок решает сразу несколько задач: читает ноты, анализирует и воспроизводит увиденное, что учит концентрации и развивает мелкую моторику, которая, в свою очередь, влияет на развитие речи. Не сомневайся, все эти навыки школяр будет неосознанно переносить и на школьные уроки. Более того, сама музыка, неважно - вальс это или менуэт, успокаивает и благотворно влияет на нервную систему.

Купи ему компьютерную игру

Психологи уже на протяжении нескольких лет говорят о том, что телевизор и компьютер - главные проблемы современных «несостоявшихся отличников». Когда ребенок погружается в готовые жидкокристаллические картинки (мультики или игры - неважно), у него отключается часть головного мозга, отвечающая за творчество, - он не фантазирует, как при чтении книги или прослушивании аудиосказки. Ученые отмечают, что детям, не знающим меры в просмотре DVD, в школе не даются предметы, связанные с абстрактным мышлением: физика, сочинения по литературе и даже рисование. Кроме этого отсутствие необходимости думать и воображать, сидя у экрана, приводит к общей пассивности. Если ты не хочешь, чтобы подобная участь постигла и твоего малыша, включай телевизор не более чем на 1,5 часа в день. Тот же лимит установи и на компьютерные игры (причем школяр должен выбрать либо одно, либо другое развлечение).

Несмотря на все минусы телевизора и компьютера, не стоит навсегда придавать их анафеме. Существуют и полезные программы, способные помочь в учебе. В последнее время стало появляться все больше качественных фильмов о путешествиях, древних войнах и животном мире. Впрочем, и создатели хитовых компьютерных игрушек заметили пробел в тематике своих «стрелялок» и начали выпускать развивающие игры. В них твой троечник сможет построить цивилизацию и стать в ней царем. Что самое главное, для долгого существования страны ему придется научиться принимать правильные решения и быть ответственным. Согласись, это отличные навыки как для учебы, так и для жизни.

Как приучить ребенка понимать все с первого раза?

Мобильный тоже может стать причиной плохих отметок школяра, если ученик, вместо того чтобы впитывать знания, на уроках пишет эсэмэски приятелям или играет во встроенные игрушки. Психологи настаивают на том, что в младших классах телефон вообще не нужен, а в старших его лучше сдавать вместе с уличной одеждой. И не стоит волноваться, что в случае особых обстоятельств чадо не сможет до тебя дозвониться. Не забывай, ребенок находится под присмотром учителей, которые, если вдруг что-то случится, дадут школьнику возможность связаться с тобой.

Корми его ветчиной

Одним из самых важных факторов ученического роста является питание ребенка. Поэтому твоя главная задача - сделать меню любимого чада разнообразным: старайся готовить овощные супы, мясо и рыбу, покупать свежие овощи и фрукты. При этом помни, что питание отличника должно быть адекватно нагрузкам. Если, убегая на занятия, ребенок ограничивается полезным листом салата и стаканом витаминного сока, не ищи в дневнике пятерок. В завтраке обязательно должен присутствовать белок: ветчина, яйца или сыр. Именно эти продукты богаты витамином B12, положительно влияющим на нервную систему ребенка. А если с ней все в порядке, то и проблем с вниманием на уроках нет. В том случае если у твоего юного ученика нет аппетита, обязательно дай ему с собой дополнительный завтрак. Но не подумай, что речь идет о шоколадном батончике - питательном и калорийном! Известно, что сладости - это быстрые углеводы, то есть энергия. И, приняв ее, ребенок должен будет срочно от нее избавиться и уж точно не сможет сосредоточиться. Безусловно, на отметки по физкультуре это повлияет положительно, но что делать, если впереди русская литература?

По данным последних исследований, в рационе большинства детей, имеющих проблемы с успеваемостью, в избыточном количестве присутствует глютен: смесь двух растительных белков - глиадина и глютенина, содержащихся в пшенице и ржи.

Не ругайся с мужем

Психологи утверждают, что часто ребенку мешают учиться его личностные проблемы. Они могут быть связаны с непростой ситуацией дома или с отношениями со сверстниками. Так, например, если ребенок видит занятых маму с папой очень редко и общается с ними, только когда их вызывают в школу из-за его неуспеваемости, он подсознательно будет к этому стремиться. Ведь очередной неуд в дневнике - единственный способ получить родительское внимание. Также жди двоек, если ссоры с мужем стали частым явлением в вашем доме. Поверь, школяр не оставит незамеченным тот факт, что папа и мама объединяются, только когда надо поговорить о плохой учебе отпрыска. На подсознательном уровне чадо считает, что двойка - невысокая цена за возможность увидеть родителей в согласии. Рекомендация проста: никогда не ругайся с мужем при ребенке. Если вы все-таки повздорили на глазах у своего школяра, попросите с супругом прощения друг у друга. Чадо должно понимать, что ссора забыта и от него не требуется приносить в жертву свои хорошие отметки ради мира в доме.

Отсутствие контакта с одноклассниками или, наоборот, зависимость от них тоже могут стать причиной проблемы. Если ребенок комплексует из-за роста, внешности или невозможности одеваться от кутюр, он постарается «спрятаться» и стать незаметным троечником. К счастью, помочь ему несложно! Вместе найдите занятие, в котором твой школьник будет преуспевать, - это может быть изостудия или спортивная секция. Достижения на выбранном поприще поднимут его самооценку, а за ней подтянется и успеваемость.

Плати за пятерки

Иногда причиной плохой успеваемости становится отсутствие мотивации: зачем стараться, если мама с папой не рады хорошим отметкам? Поэтому всегда поощряй своего вундеркинда за четверки и пятерки. Ребенок, получающий похвалу от родителей даже за нечастое «отлично», станет снова к этому стремиться. Не исключай и материальные награды. Особенно за успеваемость по не дающимся твоему школьнику предметам. Но не переусердствуй: дорогие подарки могут привести к обману - ученик начнет скрывать проблемы и подделывать подпись классного руководителя. За хорошую успеваемость в течение недели достаточно карманных денег и скромного подарка, а ноутбуки и поездки за границу в качестве награды оставь на окончание года.

Возможно, причина плохих отметок твоего вундеркинда - банальная скука. В этом случае попробуй разнообразить обучение своего чада. Например, если он охладел к биологии, своди его в зоологический или палеонтологический музей. Что может быть интереснее возможности увидеть скелет настоящего динозавра?! А еще, по мнению педагогов и психологов, ребенку важно применять полученные знания на практике. Например, если твой сын увлекается «Формулой-1», попробуй объяснить ему законы физики на примере гоночного болида, а начинающей кокетничать дочке расскажи про расширение, возникающее при нагревании, используя щипцы для завивки.

Мнение специалиста

Наталия Михайлова, психолог:

Всегда проверяйте домашнее задание: ребенок должен понимать, что у него спросят выученный урок если не в школе, то дома. Только в этом случае у юного ученика начнет развиваться ответственность. Будьте в курсе всех школьных событий, интересуйтесь происходящим и обязательно спрашивайте, как разрешилась ситуация (конфликт мальчишек, предстоящий поход в музей всем классом и т. д.), которую вы вчера обсуждали. Уверенность в вашей искренней заинтересованности позволит ребенку доверять родителям и даст вам возможность помочь ему в нужный момент. Стоит ли говорить, что вам необходимо самим заглядывать в учебники и уметь решать уравнения? В противном случае вы рискуете лишиться родительского авторитета.

Организуй его

Составь список . Предложи ребенку составить список под названием «Что сделать». Заведи для этого специальный блокнот с яркой модной обложкой, чтобы твой школьник с удовольствием носил его с собой. По мере исполнения дел он будет их вычеркивать. Глядя на этот список, ребенок не забудет ни об одном задании и сможет правильно распределить свое время, что, безусловно, сделает его более организованным.

Пронумеруй задания . Прежде чем ребенок сядет за уроки, попроси его пронумеровать задания в том порядке, в каком он будет их делать. Не требуй, чтобы школяр решил все задачки и написал все упражнения за один раз: обязательно устраивай переменки. Небольшой отдых не отвлечет, а, напротив, позволит новым знаниям прочнее укрепиться в его голове.

Выключи телевизор . Найди ребенку спокойное место для занятий, где было бы наименьшее количество отвлекающих факторов (телевизор, телефон или компьютер). Если у вас однокомнатная квартира, тебе придется отложить просмотр любимого сериала до тех пор, пока школяр не сделает домашнее задание. Глупо требовать от ребенка пятерок, если ты сама мешаешь ему учиться.

Придерживайся режима . У твоего сокровища должен быть четкий режим дня: постарайся установить и придерживаться одного и того же времени для еды, сна, выполнения домашних заданий.

Не откладывай на завтра . Заведи традицию: прежде чем лечь спать, малыш должен собрать портфель и приготовить одежду на завтра. Это избавит и его и тебя от утренней спешки и настроит чадо на следующий учебный день.

Во-первых, троечником может быть просто ребенок со сниженным уровнем интеллекта, памяти, внимания или обучаемост и. В этом случае проблема носит медицинский характер и такому ученику требуется помощь психолога или дополнительные занятия с использованием индивидуального подхода, учитывающего его особенности.

Таким детям тяжело учиться наравне со всеми. У них повышен уровень тревожности, стресса, часто бывают невротические состояния и даже депрессия. Они вынуждены прикладывать все возможные усилия, чтобы не получать двойки, но результатом этого максимального напряжения становятся не отличные оценки, как удругих, а всего лишь удовлетворительные. Это резко снижает мотивацию учеников. Они перестают быть к себе требовательными, стремиться к каким-то достижениям, теряют амбиции. Вместе с тем, это нетребовательность к себе и окружающим помогает им потом в построении отношений в семье и на работе.

Бывает и так, что ребенок растет в неблагополучной семье . Он ходит в школу постольку, поскольку. Родителей не интересует его учеба, они никак не мотивируют его. Взрослые не помогают ему справиться с домашними заданиями, не объясняют непонятное. Что он смог сделать сам, если захотел, то и сделал. Такие дети едва дотягивают до конца девятого класса, а затем отправляются либо в армию, либо в ПТУ, либо на какую-то работу, не требующую специальных навыков и знаний.

Другой тип троечников, более распространенный, представляет из себя достаточно интересное явление. Чаще всего это те ученики, которые проявляют склонность и интерес к определенным школьным предметам, отлично их усваивают, но на остальные не считают нужным тратить свои силы. То есть они делают задания, слушают учителя, но все это – как будто вполсилы, чисто формально, чтобы не иметь больших проблем с родителями и учителями.

Честно говоря, хорошо учиться по всем школьным предметам все одиннадцать лет очень тяжело. Причем не только физически, но и морально. Особенно трудновыполнимо это становится, если ребенок понимает, что ему не нужен тот или иной предмет. Влюбленная в литературу ученица не хочет зубрить химию, она уверена, что не нуждается в этих знаниях, а в таком случае, зачем же ей напрасно напрягаться.

Думается, что если ребенок уже в школе способен сделать тот или иной выбор, а не строго следовать указаниям учителей и вбивать себе в голову всю школьную программу, это кое о чем говорит. В первую очередь, о том, насколько хорошо развита его личность. Он – не истукан, а индивидуум , готовый отстаивать свои взгляды. Психологи утверждают, что именно троечники максимально сохраняют цельность своей натуры, несмотря на систему, стремящуюся сделать всех одинаковыми.

Троечник не думает об оценках, которые он поучает от учителей. Ему достаточно тех, которые он выставляет себе сам. Отличники же, например, постоянно находятся в плену у этой школьной системы ценностей, работают ради поощрения и статуса. Они постоянно нервничают, а четверка для них – сродни стихийному бедствию. Троечник же спокойно относится как к двойкам, так и к пятеркам. Отличник нуждается в оценке со стороны, в то время как троечник прекрасно знает себе цену.

Важно, что троечник, обладающий хорошим интеллектуальным потенциалом, нормальной памятью и способный к обучению, запросто наверстает упущенное , если это станет ему действительно нужно.

Троечники, не слишком напрягавшиеся в школе по поводу учебы, обычно преуспевают в налаживании отношений со сверстниками. У них нет проблем с общением и взаимопониманием. Троечники хорошо умеют приспосабливаться , разрешать конфликты и находить компромиссы. Это – безусловное их преимущество, которое помогает им во взрослой жизни.

В отличие от других учеников, троечники не боятся пробовать новое и совершать ошибки. Благодаря этому у них больше шансов стать выдающимися в своей профессии людьми.

По мнению педагогов, те дети, которые делают работу над ошибками, лучше усваивают материал. Кроме того, им часто приходится «расхлебывать» заваренную ими же кашу, и потому они прекрасно научаются делать это и в жизни – находить пути выхода из трудных ситуаций. Отличникам же ведом только один, известный путь, который далеко не всегда удачен.

Интересно, что среди девочек-троечниц преобладают те, у кого эмоциональный тип личности, а мальчики-троечники отличаются непоседливостью и нежеланием делать то, что их не привлекает.

Итак, троечник – это либо ученик со сниженными способностями, либо ребенок из неблагополучной семьи, либо достаточно умный, но не считающий нужным выполнять все правила школьник. В любом случае детям нужна помощь взрослых – родителей, учителей или психологов.