Над пропастью во ржи фицджеральд. Над пропастью во ржи (роман)

Некоторые книги читаешь и думаешь, что это про тебя. Это точно про тебя. Селинджер в книге «Над пропастью во ржи» написал простую историю о простом юноше, которого терзают смутные сомнения по поводу своего будущего. С нами со всеми бывают такие ситуации, которые описаны в книге “Над пропастью во ржи”. Но я её прочёл поздно. Вот бывает такое, что прочёл книгу поздно или рано и ничего не понял. Селинджера нужно было прочесть раньше. Лет в 16. В том возрасте, котором находится главный герой.

Роман был переведен почти на все мировые языки. В 2005 году журнал Time включил роман в список 100 лучших англоязычных романов, написанных начиная с 1923 года, а издательство Modern Library включило его в список 100 лучших англоязычных романов 20-го столетия. Однако, несмотря на это, в то же время в США роман часто подвергался критике и запрету из-за наличия грубой речи, а также изображения различных подростковых страхов

Влияние на реальный мир книги Селинджера “Над пропастью во ржи”

  • Книгой был одержим Джон Хинкли мл. - человек, совершивший в 1981 г. покушение на 40-го президента США Рональда Рейгана.
  • Маньяк Роберт Джон Бардо (род. в 1970 году), три года преследовал, а затем в 1989 году убил актрису Ребекку Шеффер. В момент выстрела в актрису у Бардо была с собой книга «Над пропастью во ржи».
  • Убийца Джона Леннона, Марк Чепмен, после пяти выстрелов в кумира, в ожидании полиции, усевшись под уличный фонарь, стал читать эту книгу. Чепмен заявил в полиции, что зашифрованный приказ убить Леннона он нашёл на страницах «Над пропастью во ржи». Убийца был признан вменяемым.

Влияние на культуру книги Селинджера “Над пропастью во ржи”

  • Отсылки к данному произведению встречаются во множестве песен: у Ирины Аллегровой «Мы над пропастью во ржи», Сергея Калугина (группа «Оргия Праведников»), Николая Вдовиченко (группа «Западный Фронт»), Бориса Гребенщикова «Мама, я не могу больше пить», группы «Сплин» «Мне сказали слово», Макса Иванова (группа «Торба на круче»), Васи Обломова «УГ», ОдноНо «Цель», Вячеслава Малежика «Ты мне нравишься», Krec «Под Стук Колёс», Green Day «Who Wrote Holden Caulfield?», группы «Animal ДжаZ» «Давид», The Offspring «Get It Right», Bloodhound Gang «Magna Cum Nada», группы Ace of Base «No Good Lover», Spandau Ballet «Code of Love», Guns N’ Roses «The Catcher in the Rye», группы «Слот» «Над пропастью во лжи», группы Исток - «Холден Колфилд не стал старше», Сергея Трофимова «Когда окончится война», «Братьев Грим» «Место во ржи», трип-хоп группы «Стипл-чез» «Спасите души», Тимура Шаова «Отцы и дети». У рэпера Oxxxymironа в треках «Не от мира сего» и «В стране женщин» упоминается Холден Колфилд.
  • В популярном мультсериале «Южный парк» в серии «История о Скроти Макбугерболлзе» главные герои недовольные тем, что «Над пропастью во ржи» считают неоправданно непристойной, решают написать по-настоящему отвратительную книгу.
  • Известный английский писатель Джон Фаулз часто обращается в лице героев своих произведений к книге «Над пропастью во ржи». Например, в книге «Коллекционер» есть момент, когда Миранда, неверно истолковав поведение Фредерика, заставляет прочитать его «Над пропастью во ржи», так как ей кажется, что главный герой книги очень походит в своих суждениях об окружающем мире на ее похитителя.
  • В фильме «Теория заговора» книга «Над пропастью во ржи» выступает связующим звеном между группой специально подготовленных убийц, не знающих своих жертв.
  • Персонаж «Смеющийся человек» аниме-сериала «Призрак в доспехах: Синдром одиночки», ассоциируется с Холденом, главным героем «Над пропастью во ржи». Сам роман упоминается в сериале и некоторые элементы явно или прикрыто цитируются.
  • «Над пропастью во ржи» также была обнаружена при обыске у одного из главных героев книги Джоди Пиколт «Девятнадцать минут» - семнадцатилетний подросток Питер Хьютон застрелил 10 учеников в собственной школе.
  • В фильме «Плезантвиль» главный герой пересказывает окружающим сюжет книги.

Цитаты из книги Селинджера “Над пропастью во ржи”

Про подарки у меня так часто бывает:

Как-то грустно стало. И коньки она купила не те – мне нужны были беговые, а она купила хоккейные, – но все равно мне стало грустно. И всегда так выходит – мне дарят подарки, а меня от этого только тоска берет.

И снова тема, которая случалась со мной несколько раз:

Одни девчонки сидели, скрестив ноги, другие держались прямо, у одних девчонок ноги были мировые, у других – безобразные, одни девчонки с виду были хорошие, а по другим сразу было видно, что они дрянь, стоит их только поближе узнать. Вообще смотреть на них было приятно, вы меня понимаете. Приятно и вместе с тем как-то грустно, потому что все время думалось: а что с ними со всеми будет? Ну, окончат они свои колледжи, пансионы. Я подумал, что большинство, наверно, выйдут замуж за каких-нибудь гнусных типов. За таких типов, которые только и знают, что хвастать, сколько миль они могут сделать на своей дурацкой машине, истратив всего галлон горючего. За таких типов, которые обижаются как маленькие, когда их обыгрываешь не только в гольф, но и в какую-нибудь дурацкую игру вроде пинг-понга. За очень подлых типов. За типов, которые никогда ни одной книжки не читают. За ужасно нудных типов. Впрочем, это понятие относительное, кого можно считать занудой, а кого – нет. Я ничего в этом не понимаю. Серьезно, не понимаю.

Понимаешь, я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей, и кругом – ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И мое дело – ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи. Знаю, это глупости, но это единственное, чего мне хочется по-настоящему. Наверно, я дурак.

Отличная мысль:

«Признак незрелости человека – то, что он хочет благородно умереть за правое дело, а признак зрелости – то, что он хочет смиренно жить ради правого дела».

Отзывы о книге «Над пропастью во ржи» Селинджера

Раньше я была ужасным человеком – я,мягко говоря,не любила читать.Но,благодаря этой книге,вот уже,как 3 года,практически ни один вечер мой не обходится без толстой книги в руках.Если бы не Сэлинджер,сколько бы всего интересного прошло мимо меня!..Но,это немного не в тему.
“Над Пропастью Во Ржи” попала ко мне в руки,когда мне исполнилось 17 лет (т.е.,3 года назад).Честно говоря,эта книга преследовала меня с 9-ти лет – в том возрасте,я впервые услышала её название и оно настолько чем-то меня впечатлило,что я никак не могла,все эти годы,выкинуть его из головы.Но читать было лень.И вот,когда мне исполнилось 17,как-то,ужасно жарким,скучным и тихим июльским вечером я решила взять в руки эту книгу.План у меня был таким – прочитать 2-3 листа ради интереса и поставить книгу обратно,на полку.Но…не смогла.Буквально приросла к ней и читала всю ночь,а потом,еще целый месяц рассуждала над сюжетом и часто,мысленно возвращалась к нему.Дело в том,что эта книга поразила меня своей схожестью со мной.Вернее,поразил гл.герой – Холден Колфилд.Ей-богу,я читала Сэлинджера и видела в книге,практически своего двойника!Я думала точно так же,как Холден,все эти побеги из школы,неприятие к сверстникам,ненависть к фальшивому,всё это мне настолько знакомо,настолько близко,всё это было и в моей жизни.Порой,читала книгу и думала: “черт побери!Я же то же самое говорила,те же фразы,что и Холден!”.Это было удивительно!Быть может,потому что гл.герой так похож на меня,поэтому,я так искренно и люблю всей душой эту книгу.Не знаю,быть может,если бы я мыслила по-другому,мне бы не понравилась эта книга,тут я уже ничего сказать не могу.

Я благодарна еще этой книге за то,что она меня научила чему-то важному,вернее,она дала ответы на некоторые мои вопросы,на которые я сама никак не могла ответить и от этого душа у меня была,как говорится,не на месте.Это произведение,словно,открыло во мне что-то нужное для меня в настоящем и в будущем.Вот тут многие указывают на недостатки произведения,на язык книги,называя Холдена не очень приятными словами.А я вот,что скажу – положа руку на сердце,язык книги,меня,порой,тоже настораживал,но,весьма редко,т.к.я настолько была увлечена чтением,что не замечала ничего,в том числе,и стиль повествования.И всем тем,кто называет гл.героя,т.е.,Холдена Колфилда,больным,тупым,ленивым,мне хотелось бы ответить – дорогие мои,если вы считаете его таковым,то,увы,но вы и есть,то серое,нудное стадо,этакое слишком правильное,всё вам надо,чтобы было вокруг “причесанно” и идеально,как на картинке.Против таких,как вы и выступал гл.герой данного замечательного произведения.Уж извините,если кого обидела!

Сколько я уже прочитала книг,но “Над Пропастью Во Ржи” навсегда останется моим любимым произведением,это я знаю точно.Я безмерно благодарна Джерому Д. Сэлинджеру за эту книгу и,единственное,о чем я сожалею,так это то,что я никогда уже не смогу сказать Автору этого великолепного произведения одно-единственное слово – “спасибо!”.

После прочтения остались довольно смешанные чувства… Готовишься к прочтению культовой книги, а получаешь - да толком ничего. Так было со мной. Быть может я её не понял, не дорос, но мне кажется напротив - перерос. Уже внутреннее бунтарство не вдохновляет, всё это уже в прошлом. Быть может лет в 15-17 было бы интересно. А сейчас книга не вызвала активного сопереживания, она просто проскочила, лишь немного зацепив эмоции

Недавно перечитала “Над пропастью во ржи”… Эмоции переполняют! Эта книга о чутком подростке с чистой душой, еще не испорченнной жесткими законами мира взрослых. Кажется, вот оно – то, что ты так глубоко чувствовал, давно хотел сказать, но до сих пор не находил слов. вот она, твоя душа, здесь, над пропастью во ржи!… Не устаю сравнивать себя с главным героем, нахожу сходства персонажей с окружающими. Роман и реальность как-то неимоверно переплетаются…
В свое время книгу отказывались печатать из-за неоднозначной критики. Да и сам автор впоследствии отказался от своей работы. Роман запрещали в школах… И вместе с тем, это не помешало поколениям подростков зачитываться этой книгой.
Всем советую хотя бы раз прочитать этот шедевр мировой литературы! Всем советую непременно иметь это произведение на своей книжной полке! В выборе вы не ошибетесь! Уж поверьте!

Наверное, я прочитала слишком много положительных отзывов об этом романе, прежде чем взялась за него, и поэтому ожидала настоящего откровения, которого лично я не увидела. Но все равно книга мне понравилась: читалась очень легко и достаточно интересно.


Главный герой в романе – Холден Колфилд, молодой юноша 16 лет, которого отчислили из очередной школы. Он никак не может найти себе места в окружающем его мире, не может принять его таким, какой он есть, когда все нормы поведения поднимают внутри него бурю, и в каждом жесте, в каждом слове он чувствует фальшь, «липу». Такое острое восприятие действительности мешает ему стать частью общества. И он ищет, так как умеет, свой собственный путь в жизни, не желая подчиниться устоям.
Наверное, Холдену больше всего хотелось быть понятым. Поэтому книга будет очень полезной современным “Холденам” – старшеклассникам, которые подобно нашему бунтарю находится на распутье и не знают, какой дорогой пойти.
В целом: я рада, что прочитала эту книгу. Но жаль, что это случилось не в 16-17 лет.
Что касается качества печати книги: удобный размер, легкий вес, красивая и крепкая обложка (после того, как ее носили в сумках несколько человек, её вид не испортился и не потрепался), белая бумага и не очень мелкий яркий шрифт, что облегчает чтение в транспорте. Соотношение “цена-качество” на высшем уровне!

Джером Дэвид Сэлинджер - американский писатель XX века, жизнь которого, как и судьба его героев, окутана загадками.

Начало пути

Сэлинджер родился в 1919 году в Нью-Йорке в многонациональной семье. Его отец - Соломон Сэлинджер, еврей литовского происхождения, торговал дорогими копченостями и сырами, а мать, Мириам Сэлинджер, которая в девичестве носила имя Мэри Джиллик, была шотландкой ирландского происхождения. Дорис, единственная сестра Джерома, была старшего его на 8 лет.

Соломон Сэлинджер поставил за цель - дать сыну хорошее образование. Поэтому его ребенку удалось побывать в нескольких учебных заведениях. Джером окончил военное училище в штате Пенсильвания, где состоялся его литературный дебют. И по сей день в школьном гимне звучат строчки американского писателя. Следующие попытки Соломона Сэлинджера привить его сыну любовь к знаниям особо не увенчались успехом. Летом, в 1937 году Джером слушает лекции в Нью-Йоркском университете, в 1937—1938 едет в Австрию и Польшу по указанию отца, чтобы изучить производство колбас.

Вернувшись на родину, в 1938 году посещает лекции в Урсинус-колледже в Пенсильвании. В 1939 году поступает в Колумбийский университет, где слушает курс лекций о коротком рассказе, который читал редактор журнала «Стори» - У. Бернетт.


К глубочайшему сожалению Соломона Сэлинджера, ни одно из высших учебных заведений отпрыск так и не закончил, не проявив ни особых успехов, ни карьерных устремлений, чем вызвал неодобрение отца, с которым Джером в конце концов рассорился навсегда.

Военные годы

Когда началась Вторая мировая война, Селинджер добровольно ушел на фронт. В 1943 году в чине сержанта был переведен в контрразведку и направлен в город Нэшвилл, Теннеси. В 1944 писатель в составе 12-го пехотного полка 4-й пехотной дивизии участвовал в высадке десанта в Нормандии. В течение войны он работал с военнопленными и принимал участие в освобождении нескольких концлагерей. На фронте его свела судьба с военным корреспондентом и писателем Эрнестом Хемингуэем, чьи стиль письма и личностные качества произвели впечатление на Сэлинджера. В свою очередь, Хемингуэй оценил литературный талант своего товарища. Уже, будучи на фронте, он написал в своем дневнике: «Я чувствую, что нахожусь в нужное время в нужном месте, потому что здесь идет война за будущее всего человечества».


Впечатления, полученные в ходе войны, нашли яркое отражение в творчестве американского писателя и повлияли на восприятие жизни в дальнейшем.

Творчество

Первые рассказы автора публикуются в нью-йоркских журналах. Его рассказ «Хорошо ловится рыбка-бананка» принес Селинджеру первую славу и положительные отзывы критиков. Произведение рассказывает историю одного дня из жизни женатой пары. Нельзя не отметить, рассказ «Человек, который смеется», где осуждается неравноправие людей в обществе, а главным регулятором отношений является высокое положение в обществе. Стоит отметить, что Селинджер был автором в журнале Esquire, и именно в этом печатном издании впервые упоминается главный герой романа «Над пропастью во ржи» в рассказе 1945 года «Сельди в бочке».


Настоящее призвание Джером Сэлинджер получил благодаря единственному роману в его биографии - «Над пропастью во ржи». Жанр произведения получит название «роман-воспитание». Детище автора рассказывает историю о мальчике Холдене Колфилде, который не может принять общество вокруг него и сам не находит понимания у окружающих. Главный герой ведет себя свойственно 17-летнему подростку: бесшабашно, импульсивно, демонстрируя юношеский максимализм. Основной идеей романа является неприятие лжи, которое тонко прослеживается в образе главного персонажа. Роман носит такое странное название, потому что в мыслях Колфилда живет мечта - ловить детей над пропастью, если заигравшись они окажутся в опасности. На деле юноше придется смириться с обыденностью и пытаться подстроится под нее. Оригинальное название романа The Catcher in the Rye трактуется как "Ловец во ржи".

Критики неоднозначно отнеслись к роману, считая, что произведение пронизано депрессивным настроением. Кроме того, «Над пропастью во ржи» содержит бранную лексику, которая более полно описывает и характеризует события и героев. Из-за этого факта роман был запрещен в некоторых штатах, а сейчас он входит в школьную программу.

«Над пропастью во ржи» стал настоящим бестселлером, который разошелся в огромном количестве - больше 60 миллионов экземпляров.


Последние годы

После вспыхнувшей славы Селинджер предпочел жизнь затворника. Он не давал интервью, после 1965 года перестал печататься, сочиняя только для себя. А также наложил запрет на переиздание его ранних произведений и не одобрил экранизацию «Над пропастью во ржи».

В последние годы своей жизни он ограничил общение с внешним миром, живя в своем особняке в городе Корниш, штат Нью-Гэмпшир. Там он нашел себя в изучении разных духовных практик, таких как буддизм, индуизм и йога.

Джером Дэвид Сэлинджер умер в возрасте 91 года в своем доме 27 января 2010 года, оставив после себя литературное наследие, почитаемое и в наше время.


«Пропасть, в которую ты летишь, - ужасная пропасть, опасная. Тот, кто в неё падает, никогда не почувствует дна. Он падает, падает без конца. Это бывает с людьми, которые в какой-то момент своей жизни стали искать то, чего им не может дать их привычное окружение. Вернее, они думали, что в привычном окружении они ничего для себя найти не могут. И они перестали искать. Перестали искать, даже не делая попытки что-нибудь найти.»

Описание книги «Над пропастью во ржи»

У него ни малейшего почтения к богатым, сильным, знаменитым, ко всем классным игрокам жестокой игры, которую они называют жизнью и в которую, как им кажется, играют по всем правилам.Тринадцатилетний Холден среди них - явный "мазила". Поневоле или по призванию Мазила, которому все осточертело, и вся игра кажется "сплошной липой".Крик души главного героя не может никого оставить равнодушным, а его сарказм, как острое жало, не щадит никого и ничего. Ведь даже взрослому порой так хочется оказаться подальше от ненужных глупых разговоров, притворится глухонемым несчастным дурачком, и пусть все "оставят в покое".Об этом этот роман полный печали, тревоги и нежности. Книга большого мужества, большой любви.Перевод с английского Т. Райт-Ковалевой.

Описание добавлено пользователем:

Марина Сергеева

«Над пропастью во ржи» - сюжет

Роман написан от лица семнадцатилетнего Холдена Колфилда, находящегося на лечении в клинике (из-за туберкулеза): он рассказывает об истории, случившейся с ним прошлой зимой и предшествовавшей его болезни. События, о которых он повествует, разворачиваются в предрождественские дни декабря 1949 года. Воспоминания юноши начинаются со дня его отбытия из закрытой школы Пэнси, откуда он был отчислен за неуспеваемость.

Утром Холден связывается со своей подружкой Салли Хейс и приглашает её в театр, на пьесу с Альфредом Лантом и Линн Фонтэнн. После этого он покидает отель, сдаёт багаж в камеру хранения и отправляется завтракать. В ресторане он встречается с двумя монахинями, одна из которых - преподаватель литературы, и обсуждает с ними прочитанные книги, в частности, «Ромео и Джульетту». Позавтракав, он идёт в музыкальный магазин, надеясь купить для младшей сестры пластинку с понравившейся ему песней под названием «Крошка Шерли Бинз», и по дороге слышит, как какой-то маленький мальчик поёт: «Если ты ловил кого-то вечером во ржи…» Песенка мальчика немного поднимает ему настроение, он думает о том, не созвониться ли с Джейн Галлахер, о которой он хранит самые тёплые и трепетные воспоминания, но откладывает эту идею на потом. Спектакль, на который он идёт с Салли, его, однако, разочаровывает; он отмечает актёрское мастерство Лантов, но считает, что они играют напоказ, к тому же его раздражает «пижонская» публика. Вслед за спектаклем он идёт с Салли на каток, и после этого его «прорывает»: он импульсивно признаётся Салли в своём отвращении к школе и ко всему, что его окружает. В итоге он оскорбляет Салли, и та, расплакавшись, уходит, несмотря на его запоздалые попытки извиниться. После этого Холден пытается позвонить Джейн, но никто не берёт трубку, и он от нечего делать отправляется в кино, хотя фильм оказывается, на его взгляд, очень фальшивым. Ближе к вечеру он пересекается со своим знакомым Карлом Льюсом, высокомерным студентом, который считает Холдена слишком инфантильным и в ответ на его излияния советует ему только записаться на приём к психоаналитику. Холден остаётся один, напивается и направляется в Центральный парк проверить, что же в действительности происходит с утками зимой, но по дороге разбивает купленную для сестры пластинку. В итоге он всё же решает заехать домой. По счастливому стечению обстоятельств, дома никого не оказывается, кроме самой сестрёнки, Фиби; она, однако, вскоре догадывается, что её старшего брата исключили из школы, и очень из-за этого расстраивается. Холден делится с ней своей мечтой, навеянной подслушанной перед спектаклем песенкой (Фиби замечает, что это искажённое стихотворение Роберта Бёрнса):

Понимаешь, я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей, и кругом - ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И мое дело - ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи. Знаю, это глупости, но это единственное, чего мне хочется по-настоящему. Наверно, я дурак.

Тут возвращаются домой родители; Холден прячется и, выждав подходящий момент, покидает квартиру, так как не готов к встрече с ними. Он отправляется ночевать к своему преподавателю литературы, м-ру Антолини, который живёт с женой «в очень шикарной квартире на Саттон-плейс». М-р Антолини приветливо встречает юношу и обсуждает с ним его проблемы, хотя тот слишком устал, чтобы вдумываться в советы преподавателя. Ночью Холден просыпается от того, что м-р Антолини гладит его по голове и, испугавшись - он решает, что учитель пытается к нему «пристать», - в спешке собирает вещи. В голову ему приходит идея отправиться на Запад и притвориться глухонемым. Он пишет сестре записку с просьбой пересечься с ним перед его отъездом, чтобы он смог отдать ей занятые у неё деньги. Фиби, однако, узнав о планах брата, требует взять её с собой; он упорно не соглашается, но в итоге, увидев, как расстроена девочка, решает отказаться от своей затеи. Чтобы окончательно примириться с сестрёнкой, он ведёт её в Зоопарк Центрального парка. Брат с сестрой обнаруживают, что, несмотря на сезон, в парке работает карусель; видя, что девочка явно хочет прокатиться, Холден уговаривает её сесть на карусель, хотя она считает себя слишком большой для этого и немного стесняется. Роман оканчивается описанием карусели, кружащейся под внезапно хлынувшим ливнем: Холден любуется маленькой сестрёнкой и наконец-то чувствует себя счастливым. В коротком эпилоге Холден подводит итог всей этой истории и немногословно описывает последовавшие за ней события.

История

Первыми предшественниками «Над пропастью во ржи» стали ранние рассказы Сэлинджера, во многих из которых намечаются темы, впоследствии поднятые писателем в романе. Во время обучения в Колумбийском университете им был написан рассказ «Молодые ребята», одна из героинь которого описывалась исследователями как «едва очерченный прототип Салли Хейс». В ноябре 1941 года был написан рассказ под названием «Лёгкий бунт на Мэдисон-авеню», который впоследствии превратился в семнадцатую главу романа: в нём описывается ссора Холдена с Салли после катка и его встреча с Карлом Льюсом. «Лёгкий бунт на Мэдисон-авеню» стал первым произведением Сэлинджера, в котором появился персонаж по имени Холден Колфилд. Другой рассказ, под названием «Я сумасшедший», содержит в себе наброски двух эпизодов из «Над пропастью во ржи» (прощание Холдена с учителем истории и его разговор с матерью одного из одноклассников по дороге из школы в Нью-Йорк); его главный герой тоже носит имя Холдена Колфилда. В рассказе «День перед прощанием» (1944 год), к главному герою Джону Глэдуоллеру приезжает его друг, Винсент Колфилд, который рассказывает о своем младшем брате Холдене, «которого сто раз выгоняли из школы». Из повествования следует, что Холден служил в армии и пропал без вести, когда ему не было и 20 лет. В 1949 году The New Yorker принял к печати девяностостраничную рукопись под авторством Сэлинджера, главным героем которой был опять же Холден Колфилд, но впоследствии сам писатель отозвал текст обратно. Окончательный вариант романа был выпущен издательством Little, Brown and Company в 1951 году.

Рецензии

Рецензии на книгу «Над пропастью во ржи»

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить рецензию. Регистрация займет не более 15 секунд.

Юлия Олегина

Не до конца...

Пусть меня простят все почитатели этой несравненно великой книги, но я не нашла в ней того, чего искала. Дело в том, что я сама сейчас в том возрасте, который недалек от Холдена. И что? Мне разве близки его проблемы? Нет, я не болела этим. Неужели сейчас есть такие подростки, которые всю ночь просиживают в ночных барах, думают, про то, с кем и когда лечь в постель или за сколько можно вызвать "девушку на ночь". Может, слишком дерзкое заявление, но не об этом они думают в этом возрасте. Они думают о более серьезных вещах: о первой любви, о семье, о карьере. Я не знаю, конечно, образ жизни американцев, но за себя и за русских подростков скажу:"Книга не о нас!" Книгу стоит прочитать в качестве объяснеия психологии и поступков детей или для сравнения наций. Не более. Ещё раз извиняюсь, за свои столь неодобрительные суждения. Возможно, это я чего-то не поняла...

Полезная рецензия?

/

6 / 7

Вера Счастливая

Прыжок на месте

Ловить детей над пропастью, отказаться от гнилой родительской системы ценностей, искать новый смысл, строить великое и вечное - да, Сэлинджер пишет об этом красиво. Но только как мне реагировать на эти высокие речи, зная, что сам автор не стал главным героем, а спрятал голову в песок, закрывшись от внешнего мира в спальне? Как прабабушка Брэдбери, Сэлинджер лег и умер совсем молодым. И неважно, что кома его растянулась на шестьдесят лет - для детей, которые играют во ржи, Сэлинджер просто умер. Вместо того, чтобы организовать битников, он позволил им сбиться в стадо, найти тропинки к наркотикам и сексу и попрыгать в кому вслед за своим кумиром. Жестокость этой книги для меня очевидна, потому что она о той беспросветной действительности, что довлеет вокруг. Да, мир убог, сер и неприятен, но это еще больше стало заметно после того, как вспышка этой книги осветила мир, но погасла, не дав нам как следует разглядеть окружающее, чтобы найти все-таки выход из тупика, развернуться и побрести по ржаному полю в обратном направлении.

Полезная рецензия?

/

0 / 0

Future sailors

Вечно люди тебе всё портят

Трогательная история о противоречивых чувствах, обуреваемых главного героя, несравненного Холдена Колфилда. Гимн подростковому бунту. Парень, такой добрый и такой запутавшийся, ищущий свою дорогу и своё место в мире, немного мизантроп, неизменно вызывает симпатию. Честно говоря, мне ближе о симпатичнее "Маленький нью-йоркский ублюдок" Майкла Дилана Раскина, т.к. эту книгу я прочитала первой, но "Пропасть...", несомненно, тоже входит в ТОП-10 моих любимых книг. Это та же вселенная отчаявшихся аутсайдеров и неприятия мира. Романтика, мечты, грёзы и погружение в свой внутренний мир - порой бывает сложно порвать с детством и прошлыми идеалами и вступить в борьбу за выживание в жестоком мире взрослых, поняв, что всё, чему учили хорошему, надо забыть и воспитывать другие чувства - цинизм и жёсткость, наращивать зубы и когти. Но такие люди как Холден навсегда останутся непримиримыми борцами за свою внутреннюю свободу, пусть даже эта борьба заведомо обречена на поражение.

Полезная рецензия?

/

1 / 0

Дарья

Книгу мне удалось прочитать только со второго раза. Больше года назад я начинала читать, но тогда мне совершенно не понравился язык, которым была написана книга, какой-то резкий и грубоватый. Тогда я совершенно не понимала, почему знакомые так расхваливают эту книгу. Так я её и забросила, но почему-то эта книга не давала мне покоя, и я решила её всё-таки прочитать.

И знаете, я даже пожалела, что не прочитала её раньше. В книге толком и событий то никаких не происходит, а читать все равно интересно. Не важно, сколько вам лет, такие моменты бывают у каждого, когда хочется просто сбежать от реальности, забиться куда-нибудь подальше и переждать бурю. Что собственно и делает Холден. Он бежит, каждый раз в новое место, но каждый раз оно оказывается таким же, как и предыдущее: лживым, грязным и просто ненавистным для главного героя. Этой ненавистью прочитана вся книга от начала и до самого конца. Холден ненавидит решительно всё да и себя самого тоже. Он пытается найти хоть кого то, кто смог бы его понять, но люди либо слишком заняты собой, либо просто смотрят на него, как на сумасшедшего. Это ужасно тяжело - искать тех, кому ты нужен, кого ты можешь поймать во ржи, и кто сможет поймать тебя.

Идеи о побегах и всякие нелепые планы насчёт будущего - это, на мой взгляд, несусветная чушь, которая может придти в голову только подростку, но в этом мы все: в бредовых планах, с кучей амбиций, в постоянном поиске себя и тех, кто разделяет твои взгляды. Очень важно найти то, что тебе действительно по душе и посвятить этому жизнь.

Полезная рецензия?

/

1 / 0

Заира Теунова

Наверное, я прочитала слишком много положительных отзывов об этом романе, прежде чем взялась за него, и поэтому ожидала настоящего откровения, которого лично я не увидела. Но все равно книга мне понравилась: читалась очень легко и достаточно интересно.

Главный герой в романе – Холден Колфилд, молодой юноша 16 лет, которого отчислили из очередной школы. Он никак не может найти себе места в окружающем его мире, не может принять его таким, какой он есть, когда все нормы поведения поднимают внутри него бурю, и в каждом жесте, в каждом слове он чувствует фальшь, «липу». Такое острое восприятие действительности мешает ему стать частью общества. И он ищет, так как умеет, свой собственный путь в жизни, не желая подчиниться устоям.

Наверное, Холдену больше всего хотелось быть понятым. Поэтому книга будет очень полезной современным "Холденам" - старшеклассникам, которые подобно нашему бунтарю находится на распутье и не знают, какой дорогой пойти.

(Читается за 3 минуты)

Холден Колфилд находится в санатории на лечении. Воспоминания переносят его во время Рождества прошлого года. Ему вспомнилась феерическая история, которая и послужила причиной его болезни (даже чуть не смерти). В настоящее время Холден проходит курс реабилитации и мечтает о доме.

Автор вводит читателя в курс происходящего постепенно. А именно начинает повествование со времени, когда Холден покинул школу Пэнси, которая находится в Эгерстауне. Покинул он школу вынужденно – ввиду неуспеваемости по пяти учебным занятиям из девяти возможных.

Все бы ничего, но Пэнси – это далеко не стартовое учебное заведение, которое покидает главный герой. О каждом учебном заведении он отзывается нелестно, ищет виновных в сложившейся ситуации. В этом, наверное, и есть истинная причина того, что с ним неохотно общаются и герой даже наедине с собой нечестен.

Итак, Холден вспоминает свой финальный день в учебном заведении. Именно в этот день произошло большое количество различных конфликтных ситуаций: матч по фехтованию не состоялся ввиду собственной рассеянности и забывчивости; одноклассник обращается с просьбой написать сочинение – описание, но вместо этого герой пишет о бейсбольной перчатке, чем пробуждает обиду товарища; девушка, которая симпатична Холдену предпочитает другого…

Этот ряд можно продолжать до бесконечности и все в итоге решается дракой и расквашенным носом Холдена.
Следующее воспоминание Холдена переносит его вместе с читателем в Нью-Йорк. Юноша осознает, что просто не способен признаться в очередном исключении из образовательного учреждения родителям. Тогда, по его мнению, он принимает единственно правильное решение: нанять такси и мчаться на ночлег в гостиницу. По дороге он донимает водителя такси странным вопросом касающимся уток, зимы, пруда и парка. Водителю непонятно: издевка это или совершенно серьезный разговор? На самом деле главный герой просто пытается самоутвердиться, в первую очередь перед самими собой.

Если рассматривать взаимоотношения Холдена с действительностью, то можно заметить, что ему очень трудно. Он и не может без социума и в то же время социум тяготит его. По приезде в отель он спускается в ночной клуб, чтобы снять стресс, то ему не продают спиртное ввиду его юного возраста.

Наш герой не ищет легких путей. Он едет в бар, в котором нравится развлекаться его старшему брату – писателю, кстати, весьма талантлив. В такси ситуация с утками, прудом, зимой и парком повторяется, но Холдена, как и в предыдущем случае, никто не пытается понять.

По приезде в бар, он видит знакомую девушку, но она в сопровождении спутника, поэтому юноша снова разочарован в жизни и пешком идет к своему обиталищу.

В ночлежке происходит двусмысленная ситуация: лифтер предлагает герою развлечься с девушкой за пять долларов. Сначала Холден дает согласие, а когда девица оказывается рядом с ним, понимает, что не способен расстаться со своей девственностью. Он с ней разговаривает, но ее время – деньги. Когда герой не хочет заплатить большую сумму за разговор, она призывает лифтера на помощь и ситуация очень печально складывается в отношении Холдена.

Наступило утро. Холден выезжает из гостиницы, сдает багаж в камеру хранения и решает вести жизнь бездомного человека. Он одинок и как песчинка в этом огромном городе переходит с одной улицы на другую Ему одиноко, тоскливо и холодно.

Встреча с Салли Хейс вносит теплоту в его безрадостное существование. Они идут в театр, но там ему все не так. В конце концов Салли начинает его бесить. Их встреча заканчивается выяснением отношений. После катания на коньках в баре Холден говрит, что он ничего и никого не любит: «Я ненавижу... Господи, до чего я все это ненавижу! И не только школу, все ненавижу. Такси ненавижу, автобусы, где кондуктор орёт на тебя, чтобы ты выходил через заднюю площадку, ненавижу знакомиться с ломаками, которые называют Лантов „ангелами“, ненавижу ездить в лифтах, когда просто хочется выйти на улицу, ненавижу мерить костюмы у Брукса…»

После этой фразы Салли не поддерживает его и он оскорбляет девушку. Молодые люди расстаются совсем не на позитиве.

Следующий человек, с которым встречается Холден – это Карл Льюс. Он эгоист по натуре и ему глубоко плевать на чувства и переживания Холдена. Снова наш герой остается наедине с собой и решает позвонить Салли, чтобы извиниться перед девушкой. Он прощен и снова бредет по городу, доходит до пруда с утками и там разбивает пластинку – подарок младшей сестричке.

После Холден все-таки возвращается домой. На его счастье родители отсутствуют, и он дарит сестренке лишь осколки от того, что недавно было пластинкой. Девочка не высказывает никакой печали по поводу подарка. Ей радостно, что брат вернулся, но при этом она понимает, что что-то у него произошло. Холден разговаривает с сестрой и изрекает такую мысль: «Я себе представляю, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле во ржи. Тысячи малышей, а кругом ни души, ни одного взрослого, кроме меня... И моё дело - ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть».

Холден даже рад, что родителей нет дома и что никому ничего не надо объяснять. Он одалживает у сестрички денег из ее копилки и решает поехать к своему прежнему учителю по имени Антолини. Время позднее, но учитель принимает мальчика, дает ему ряд наставлений. Мальчик вымотан, поэтому засыпает и ночью обнаруживает, что его учитель сидит у кровать и гладит лоб Холдену. Мальчику кажется, что преподаватель хочет совершить с ним что-то дурное и не дожидаясь утра уходит на вокзал.

Спустя некоторое время Холден осознает, что вел себя неправильно и был неправ в некоторых поступках. От этого ему становится невыносимо тоскливо.

Размышляя таким образом, Холден принимает решение ехать на Запад, чтобы там начать жизнь с нового листа. Чтобы не быть подлецом в глазах сестры, он сообщает ей о желании вернуть деньги. Тогда девочка понимает, что задумал брат и на встречу с ним приходит с чемоданом. Она говорит, что больше не пойдет в школу и поедет с Холденом в путешествие. Невольно наш герой в поступке сестры узнает самого себя и осознает неправильность своих поступков. Таким образом, мальчик встает на позицию здравого отношения к жизни и ведет сестру покататься на карусели в зоосад. Он же старший и должен подавать правильный пример.

Отсюда следует, что произведение Сэлинджера учит о том, сколько опасностей и соблазнов таит в себе окружающий мир и как важно их избежать.

Картинка или рисунок Сэлинджер - Над пропастью во ржи

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание В овраге Чехова

    Автор повести знакомит с необычным расположением села Уклеево. Раскинувшись в овраге, на вид были выставлены лишь трубы его зданий. Село было известно одним событием, произошедшим на поминках местного фабриканта

  • Краткое содержание Рони-старший Борьба за огонь

    Племя уламров сразилось со своими врагами, но проиграли сражение, их вождь скрылся в неизвестном направлении. В сражении погибло множество людей, а самое главное - был утерян огонь

  • Краткое содержание Воробьев Крик

    Главным героем данной повести является Сергей Воронов, которого недавно приняли на должность командира взвода. До этого он был младшим лейтенантом.

  • Краткое содержание Казакевич Звезда

    Из-за весенней распутицы наступление советских войск было приостановлено. Среди бескрайних лесов Западной Украины застряли в грязи санитарные автобусы и машины с продовольствием, артиллерийский полк и обоз с боеприпасами.

  • Краткое содержание Макиавелли Государь

    На дворе эпоха Возрождения. Начались завоевания новых территорий. А вы - король, который отдавал все эти приказы, но почему-то все считают вас злым и очень плохим человеком. Народ не подчиняется, чувствуется, что скоро будет смута

«Над пропастью во ржи» (англ. «The Catcher in the Rye» , 1951) - книга американского писателя Джерома Сэлинджера . В ней рассказывается о подростке 17 лет, по имени Холден . Описывается его обострённое восприятие действительности, неприятие общих канонов и в какой-то мере их презрение. Произведение имело огромную популярность и оказало существенное влияние на мировую культуру XX века . Это песня обреченного, предвестник социальной трагедии, воспетой позднее писателями-«битниками», а также, вероятно, историей хиппи .

Переводы на русский язык

Долгие годы существовал один единственный перевод с английского, ставший классическим, выполнен он был известной переводчицей Ритой Райт-Ковалёвой . В 2008 году вышел новый перевод книги, выполненный Максимом Немцовым , при этом книга получила другое название - «Ловец на хлебном поле ».

Краткое содержание

Семнадцатилетний Холден Колфилд, находящийся в санатории, вспоминает «ту сумасшедшую историю, которая случилась прошлым Рождеством», после чего он «чуть не отдал концы», долго болел, а теперь вот проходит курс лечения и вскоре надеется вернуться домой.

Его воспоминания начинаются с того самого дня, когда он ушёл из Пэнси, закрытой средней школы в Эгерстауне, штат Пенсильвания. Собственно ушёл он не по своей воле - его отчислили за академическую неуспеваемость - из пяти предметов в ту четверть он завалил четыре. Положение осложняется тем, что Пэнси - не первая школа, которую оставляет юный герой. До этого он уже бросил Элктон-хилл, поскольку, по его убеждению, «там была одна сплошная липа». Впрочем, ощущение того, что вокруг него «липа» - фальшь, притворство и показуха, - не отпускает Колфилда на протяжении всего романа. И взрослые, и сверстники, с которыми он встречается, вызывают в нём раздражение, но и одному ему оставаться невмоготу.

Последний день в школе изобилует конфликтами. Он возвращается в Пэнси из Нью-Йорка, куда ездил в качестве капитана фехтовальной команды на матч, который не состоялся по его вине - он забыл в вагоне метро спортивное снаряжение. Сосед по комнате Стрэдлейтер просит его написать за него сочинение - описать дом или комнату, но Колфилд, любящий делать всё по-своему, повествует о бейсбольной перчатке своего покойного брата Алли, который исписал её стихами и читал их во время матчей. Стрэдлейтер, прочитав текст, обижается на отклонившегося от темы автора, заявляя, что тот подложил ему свинью, но и Колфилд, огорчённый тем, что Стрэдлейтер ходил на свидание с девушкой, которая нравилась и ему самому, не остается в долгу. Дело кончается потасовкой и разбитым носом Колфилда.

Оказавшись в Нью-Йорке, он понимает, что не может явиться домой и сообщить родителям о том, что его исключили. Он садится в такси и едет в отель. По дороге он задает свой излюбленный вопрос, который не дает ему покоя: «Куда деваются утки в Центральном парке, когда пруд замерзает?». Таксист, разумеется, удивлен вопросом и интересуется, не смеется ли над ним пассажир. Но тот и не думает издеваться, впрочем, вопрос насчет уток, скорее, проявление растерянности Холдена Колфилда перед сложностью окружающего мира, нежели интерес к зоологии.

Этот мир и гнетет его, и притягивает. С людьми ему тяжело, без них - невыносимо. Он пытается развлечься в ночном клубе при гостинице, но ничего хорошего из этого не выходит, да и официант отказывается подать ему спиртное как несовершеннолетнему. Он отправляется в ночной бар в Гринич-Виллидж, где любил бывать его старший брат Д. Б., талантливый писатель, соблазнившийся большими гонорарами сценариста в Голливуде. По дороге он задает вопрос про уток очередному таксисту, снова не получая вразумительного ответа. В баре он встречает знакомую Д. Б. с каким-то моряком. Девица эта вызывает в нем такую неприязнь, что он поскорее покидает бар и отправляется пешком в отель.

Лифтер отеля интересуется, не желает ли он девочку - пять долларов на время, пятнадцать на ночь. Холден договаривается «на время», но когда девица появляется в его номере, не находит в себе сил расстаться со своей невинностью. Ему хочется поболтать с ней, но она пришла работать, а коль скоро клиент не готов соответствовать, требует с него десять долларов. Тот напоминает, что договор был насчет пятерки. Та удаляется и вскоре возвращается с лифтером. Очередная стычка заканчивается очередным поражением героя.

Наутро он договаривается о встрече с Салли Хейс, покидает негостеприимный отель, сдает чемоданы в камеру хранения и начинает жизнь бездомного. В красной охотничьей шапке задом наперед, купленной в Нью-Йорке в тот злосчастный день, когда он забыл в метро фехтовальное снаряжение, Холден Колфилд слоняется по холодным улицам большого города. Посещение театра с Салли не приносит ему радости. Пьеса кажется дурацкой, публика, восхищающаяся знаменитыми актерами Лантами, кошмарной. Спутница тоже раздражает его все больше и больше.

Вскоре, как и следовало ожидать, случается ссора. После спектакля Холден и Салли отправляются покататься на коньках, и потом, в баре, герой дает волю переполнявшим его истерзанную душу чувствам. Объясняясь в нелюбви ко всему, что его окружает: «Я ненавижу… Господи, до чего я все это ненавижу! И не только школу, все ненавижу. Такси ненавижу, автобусы, где кондуктор орет на тебя, чтобы ты выходил через заднюю площадку, ненавижу знакомиться с ломаками, которые называют Лантов „ангелами“, ненавижу ездить в лифтах, когда просто хочется выйти на улицу, ненавижу мерить костюмы у Брукса…».

Его порядком раздражает, что Салли не разделяет его негативного отношения к тому, что ему столь немило, а главное, к школе. Когда же он предлагает ей взять машину и уехать недельки на две покататься по новым местам, а она отвечает отказом, рассудительно напоминая, что «мы, в сущности, ещё дети», происходит непоправимое: Холден произносит оскорбительные слова, и Салли удаляется в слезах.

Новая встреча - новые разочарования. Карл Льюс, студент из Колумбийского университета, слишком сосредоточен на своей особе, чтобы проявить сочувствие к Холдену, и тот, оставшись один, напивается, звонит Салли, просит у нее прощения, а потом бредет по холодному Нью-Йорку и в Центральном парке, возле того самого пруда с утками, роняет пластинку, купленную в подарок младшей сестренке Фиби.

Вернувшись-таки домой - и к своему облегчению, обнаружив, что родители ушли в гости, - он вручает Фиби лишь осколки. Но она не сердится. Она вообще, несмотря на свои малые годы, отлично понимает состояние брата и догадывается, почему он вернулся домой раньше срока. Именно в разговоре с Фиби Холден выражает свою мечту: «Я себе представляю, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле во ржи. Тысячи малышей, а кругом ни души, ни одного взрослого, кроме меня… И мое дело - ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть».

Впрочем, Холден не готов к встрече с родителями, и, одолжив у сестренки деньги, отложенные ею на рождественские подарки, он отправляется к своему прежнему преподавателю мистеру Антолини. Несмотря на поздний час, тот принимает его, устраивает на ночь. Как истинный наставник, он пытается дать ему ряд полезных советов, как строить отношения с окружающим миром, но Холден слишком устал, чтобы воспринимать разумные изречения. Затем вдруг он просыпается среди ночи и обнаруживает у своей кровати учителя, который гладит ему лоб. Заподозрив мистера Антолини в дурных намерениях, Холден покидает его дом и ночует на Центральном вокзале.

Впрочем, он довольно скоро понимает, что неверно истолковал поведение педагога, свалял дурака, и это еще больше усиливает его тоску.

Размышляя, как жить дальше, Холден принимает решение податься куда-нибудь на Запад и там в соответствии с давней американской традицией постараться начать все сначала. Он посылает Фиби записку, где сообщает о своем намерении уехать, и просит её прийти в условленное место, так как хочет вернуть одолженные у нее деньги. Но сестренка появляется с чемоданом и заявляет, что едет на Запад с братом. Вольно или невольно маленькая Фиби разыгрывает перед Холденом его самого - она заявляет, что и в школу больше не пойдет, и вообще эта жизнь ей надоела. Холдену, напротив, приходится поневоле стать на точку зрения здравого смысла, забыв на время о своем всеотрицании. Он проявляет благоразумие и ответственность и убеждает сестренку отказаться от своего намерения, уверяя её, что сам никуда не поедет. Он ведет Фиби в зоосад, и там она катается на карусели, а он любуется ею.

Примечания

Ссылки

  • «Над пропастью во ржи» в библиотеке Максима Мошкова

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Над пропастью во ржи (роман)" в других словарях:

    The Catcher in the Rye Обложка первого американского издания, 1951 г … Википедия

    Во ржи англ. The Catcher in the Rye Жанр: Роман Автор: Джером Сэлинджер Язык оригинала: английский Год написания: 1951 Публикация: 16 июля … Википедия

    Джейн Эйр героиня одноимённого воспитательного романа 1847 года Роман воспитания или воспитательный роман (нем. Bildungsroman) тип романа, получивший распространение в литературе немецкого Просвещения … Википедия

    Роман Рольбин Имя при рождении: Роман Маркович Рольбин Дата рождения: 13 февраля 1976(1976 02 13) (36 лет) Место рождения: Ленинград … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Сэлинджер. Джером Дэвид Сэлинджер Jerome David Salinger … Википедия