Секреты публичных выступлений ораторов древности. Основные аспекты работы с аудиторией

На курсах ораторского искусства учат, что эмоциональная связь с аудиторией не менее важна, чем умение хорошо говорить. Методы установления связи есть основные и дополнительные.

Основные методы для оратора:

  1. Выбирайте темы и подробности, которые воздействуют на эмоции.

У вас всегда есть выбор, с каких точек зрения подходить к теме выступления. Убедитесь, что хотя бы некоторые из них несут эмоциональную нагрузку.

Например, представьте, что вы подготовили 15 пунктов доводов в пользу того, почему ваши слушатели должны записаться на курсы ораторского мастерства . Но речь короткая, и вы сможете раскрыть только три или четыре пункта. Какие вы выберете? «Вы сможете победить страх публичных выступлений » пробуждает больше эмоций, чем «Научитесь ясно выражаться».

Страх, как одна из самых сильных эмоций, вызывает больший отклик и рисует в уме больше ярких картин.

  1. Подбирайте эмоционально окрашенные слова.

Одни слова звучат нейтрально, другие несут эмоциональную окраску. Подбирайте те, которые будут созвучны посылу вашего выступления.

Пример: Задумайтесь о разнице между словами, которыми разные воюющие стороны обозначают солдат-смертников.

Для одних это будут террористы-камикадзе, для других – мученики. Какое значение больше подойдет?

  1. Используйте содержательные аналогии и фигуры речи .

Если вы знаете, как создавать образы словами, это не только сделает речь живее и интереснее, но и образует эмоциональную связь, апеллируя к эмоциям, которые аудитория уже испытывала в прошлом.

Пример: Говоря о разбойных нападениях, можно сказать «В нашем городе есть проблема». А можно сказать «Это рак нашего города», апеллируя к сложившемуся отношению к раковым болезням.

  1. Рассказывайте истории.

Овладеть мастерством рассказа – кратчайший путь к эмоциональному отклику. Правильно подобранная история поможет вызвать почти любую нужную эмоцию. Поэтому истории – самая запоминающаяся часть любой речи.

  1. Используйте юмор.

Это перекликается с историями, ведь они нередко бывают смешными и поучительными. Однако у юмора своя цель. По-настоящему хороший юмор используется, чтобы вызвать удовольствие и удивить, поэтому часто связан с родственными чувствами – дружелюбием и спокойствием. Оратору нужно обязательно научиться шутить . Если аудитория смеется, значит, им весело. Если им весело, значит, им нравится вас слушать. Они внимательны. К тому же вы им нравитесь, иначе они бы не смеялись.

На своей пресс-конференции Владимир Путин не только ответил на вопрос журналиста, но и пошутил с ним, развеселив остальную аудиторию.

  1. Используйте наглядность.

Фото, картинка, наглядное пособие – все это будит эмоциональный отклик лучше, чем абстрактные слова.

Пример: Сравните части выступлений. Какая вызывает больше эмоций?

– Утверждение, что курение вызывает рак легких, и демонстрация фото пораженных легких.

– Утверждение, что окна в режиме проветривания смертельно опасны для кошек, и фото застрявшей между рамами кошки.

В первом случае аудитория видит только оратора. Во втором – им наглядно демонстрируют всю опасность.

  1. Вызывайте эмоции с помощью ораторских приемов .

Воздействие историй, шуток, картинок и прочего во многом зависит от манеры вашего выступления.

Например, вы можете подобрать грустные слова, показать соответствующее фото, но эффект усилится, если грусть будет еще и в вашем голосе, позе, выражении лица.

Дополнительные методы для оратора:

  1. Перед выступлением проводите анализ аудитории.

Все слушатели – люди. У всех людей есть эмоциональные крючки, за которые их можно зацепить. Выясните, в чем они могут заключаться. Это зависит и от возраста слушателей, и от профессии, и от жизненных обстоятельств. Данные анализа аудитории очень помогают улучшить выступление с учетом этой информации.

  1. Вызывайте интерес с помощью маркетинговых материалов.

Если человек испытывает эмоции, это мотивирует его к действию. Так, если его эмоция – жалость, он скорее пожертвует деньги на благотворительность.

Если заинтересовать аудиторию маркетинговыми материалами, она будет склонна действовать. Что делает заинтересованный человек?

– Видит презентацию.

– Уделяет ей внимание.

– Берет что-то на заметку.

– Увлекается словами оратора и следует его советам.

Заинтересуйте аудиторию ярким высказыванием или поразительной статистикой, тогда они заинтересуются и вашей речью.

  1. Удивляйте.

Как и любопытство, удивление мотивирует к действиям. Людям как минимум станет интересно, каким образом удивительный факт из начала речи соотносится с остальной ее частью. Поэтому им придется слушать внимательно.

Это не значит, что нужно сбивать аудиторию с толку. Удивительное должно быстро получать объяснение.

  1. Будьте искренни.

Чтобы заставить аудиторию почувствовать что-то, вы должны сами ощущать эти эмоции.

Не нужно дергать слушателей за эмоциональные ниточки, как марионеток. Людей отталкивает, когда они понимают, что вы играете с ними. Делитесь своими идеями так, чтобы слушатели прониклись ими вместе с вами.

Когда Владимир Путин прослезился во время своей речи на митинге, это подействовало лучше, чем слова. Люди видели, что он испытывает те чувства, о которых говорит.

  1. Модулируйте голос под стать эмоциям.

Тренировать голос очень важно. К примеру:

– Гнев нужно выражать громким вызывающим голосом.

– Грусть или отчаяние требуют более мягкого тона.

– Оптимизм или радостное возбуждение нуждаются в более быстром темпе речи.

  1. Подбирайте жесты и движения под стать эмоциям.

Это еще один способ донести идею и вызвать отклик. Используйте в выступлении 9 жестов и движений оратора-мастера . Если вы рассказываете историю о любви или радости, то не стойте, как манекен. Если рассказываете о разочаровании, плечи стоит опустить, а с лица убрать улыбку.

Хороший актер на сцене не притворяется, а вживается в роль и испытывает нужные чувства по-настоящему. Хороший оратор тоже должен не изображать, а заново пережить то, о чем рассказывает.

Некоторые ораторы находят это сложным, потому что говорят о прошлом, а все эмоции давно сгладились. Но аудитория слышит рассказ впервые, им важно показать, какие чувства бушевали в вас тогда.

  1. Поддерживайте зрительный контакт.

Зрительный контакт с аудиторией помогает передать взглядом разочарование, презрение или радость. В идеале тот человек, на которого вы смотрите, должен зеркально отразить эмоции. Это и будет признаком связи.

  1. Устраняйте физические барьеры между вами и аудиторией.

Выйдите из-за кафедры.

Кафедра – это барьер. Оратор словно закрывается ею от людей.

Подойдите к аудитории. Попросите их занять места в передних рядах. Если все же необходимо выступать за кафедрой , то делайте это правильно.

Чем ближе вы стоите к аудитории, тем более личным окажется для нее выступление. Чем более личным оно кажется, тем выше шансы установить сильную эмоциональную связь.

  1. Устраняйте эмоции-помехи.

Во время вашего выступления может происходить масса вещей, которые тоже вызывают эмоциональную реакцию у слушателей и соревнуются за их внимание. За окном может пройти шумный оркестр, который вызовет раздражение. Люди отвлекутся, связь с вами ослабнет. Нужно предусматривать возможные отвлекающие факторы, например:

– Голод и другие потребности организма. Если выступление длинное, следует делать перерывы.

– Шум, некомфортная температура (слишком жарко или холодно) и плохое освещение раздражают и злят. Заранее проверьте помещение для публичного выступления и постарайтесь по возможности улучшить условия.

– Если вы выступаете дольше, чем планировали, слушатели начинают нервничать, особенно если опаздывают куда-то. Следите за временем.

– Трудные слушатели, например, так называемые Снайперы в аудитории , могут раздражать, если вы слишком много времени тратите на пререкания. Научитесь справляться с ними.

  1. Избегайте больных тем.

Ситуации, когда аудитория вам не знакома, потенциально опасны. Вы можете выступать перед сотрудниками компании, в которой только что прошли массовые увольнения. Или перед людьми другой культуры. Нужно быть осторожным, чтобы не допустить фразы или жеста, которые окажутся спусковым крючком для негативных эмоций.

В лучшем случае аудитория посмеется, но если вы нечаянно обидите людей или наступите на больную мозоль, то эмоционального отклика достигнуть не удастся.

Лучшая подстраховка – анализ аудитории . Если такой возможности нет, будьте предельно внимательны к настроению людей, когда выступаете. Если случайно задели людей, нужно просто извиниться.

Облик руководителя компании, его лидерские качества и навыки продажи определяют успех предприятия. Это знают специалисты по пиару, которые пишут для руководителей речи, продумывают их внешний вид, учат выступать на публике и правильно расставлять акценты. Однако даже лучший пиар-специалист не сможет самостоятельно сделать из обычного человека яркую личность, героя публичных речей.

Книга Джеймса Хьюмса - известного писателя, бывшего спичрайтера пяти американских президентов - раскрывает некоторые секреты ораторского мастерства и создания харизмы. Освоив приёмы, предлагаемые автором, вы обретёте уверенность и научитесь легко и успешно справляться с публичными выступлениями.

1. Пауза

С чего должно начинаться любое успешное выступление? Ответ прост: с паузы. Неважно, какая у вас речь: подробное выступление на несколько минут или короткое представление следующего докладчика - вы должны добиться тишины в зале. Выйдя на трибуну, осмотрите аудиторию и зафиксируйте взгляд на одном из слушателей. Затем мысленно произнесите про себя первое предложение и уже после выразительной паузы начинайте говорить.

2. Первая фраза

Все успешные ораторы придают большое значение первой фразе выступления. Она должна быть мощной и обязательно вызывать положительный отклик у аудитории.

Первая фраза - это, выражаясь терминологией телевизионщиков, «прайм-тайм» вашего выступления. В этот момент аудитория максимальна по численности: каждый человек в зале хочет посмотреть на вас и узнать, что вы за птица. Уже через несколько секунд может начаться отсев слушателей: кто-то продолжит беседу с соседом, кто-то уткнётся в телефон, а кто-то и вовсе заснёт. Однако первую фразу будут слушать все без исключения.

3. Яркое начало

Если у вас нет в запасе яркого подходящего афоризма, способного приковать всеобщее внимание, начните с истории из своей жизни. Если у вас есть важный факт или новость, неизвестная слушателям, начните сразу с неё («Вчера в 10 часов утра…»). Чтобы аудитория воспринимала вас как лидера, нужно сразу брать быка за рога: выбирать сильное начало.

4. Главная мысль

Ещё до того, как вы сядете писать свою речь, вы должны определить её главную мысль. Этот ключевой момент, который вы хотите донести до аудитории, должен быть сжатым, ёмким, «помещаться в спичечный коробок».

Остановитесь, посмотрите и составьте план: в первую очередь выделите ключевые мысли, а затем уже можете дополнить и пояснить их примерами из жизни или цитатами.

Как говорил Черчилль, хорошая речь подобна симфонии: она может быть исполнена в трёх разных темпах, но в ней должна сохраняться основная мелодия.

5. Цитаты

Есть несколько правил, соблюдение которых придаст силу цитированию. Во-первых, цитата должна быть вам близка. Никогда не приводите высказывания автора, который вам незнаком, неинтересен, которого вам неприятно цитировать. Во-вторых, имя автора должно быть известно слушателям, а сама цитата должна быть короткой.

Вы также должны научиться создавать обстановку для цитирования. Многие успешные ораторы пользуются подобными приёмами: перед цитированием они делают паузу и надевают очки либо же с серьёзным видом зачитывают цитату с карточки или, например, газетного листа.

Если вы хотите произвести особое впечатление цитатой, выпишите её на маленькую карточку, достаньте во время выступления из бумажника и зачитайте высказывание.

6. Остроумие

Наверняка вам много раз советовали разбавить выступление шуткой или анекдотом. В этом совете есть доля правды, однако не стоит забывать, что шутка ради шутки только оскорбляет слушателя.

Не нужно начинать своё выступление с не имеющего отношения к ситуации анекдота («Кажется, принято начинать речь с анекдота, так вот. Приходит как-то мужик к психиатру…»). Лучше незаметно перейти к своей забавной истории в середине речи, чтобы разрядить обстановку.

7. Чтение

Чтение речи с листа с опущенными вниз глазами, мягко говоря, не вызывает восторга у аудитории. Как же тогда поступать? Неужели необходимо заучивать получасовое длинное выступление? Вовсе нет. Нужно научиться правильно читать.

Первое правило прочтения речи: никогда не произносите слова, если ваши глаза смотрят на бумагу.

Используйте технику СОС: смотреть - остановиться - сказать.

Для тренировки возьмите любой текст. Опустите глаза и мысленно сфотографируйте несколько слов. Затем поднимите голову и остановитесь. Затем, глядя на любой предмет в другом конце комнаты, расскажите то, что запомнили. И так далее: смотрите в текст, останавливайтесь, говорите.

8. Приёмы оратора

Известно, что Черчилль фиксировал свои выступления подобно стихам, разделяя их на отдельные фразы и записывая каждую в отдельную строку. Чтобы речь зазвучала ещё более убедительно, воспользуйтесь этим приёмом.

Используйте рифмы и внутренние созвучие во фразе, чтобы придать звучанию своей речи поэтическую силу воздействия (например, фраза Черчилля «Мы должны следовать принципам гуманИЗМА, а не бюрократИЗМА»).

Придумать рифмы очень просто, достаточно запомнить самые распространённые из них: -на (война, тишина, нужна), -та (темнота, пустота, мечта), -ч (меч, речь, течь, встреч), -озы / осы (розы, угрозы, слёзы, вопросы), -ание, -да, -он, -ция, -изм и так далее. Поупражняйтесь с этими простейшими рифмами, составляя звучные фразы.

Но помните: рифмованная фраза должна быть одной на всю речь, не нужно превращать своё выступление в поэму.

А чтобы рифма не пропала зря, выразите в этой фразе ключевую мысль речи.

9. Вопросы и паузы

Многие ораторы используют для установления контакта с публикой вопросы. Не забывайте об одном правиле: никогда не задавайте вопрос, если не знаете ответ на него. Только предсказав реакцию публики, вы сможете подготовиться и извлечь из вопроса максимальную пользу.

10. Финал

Даже если ваша речь была невыразительной, всё может исправить удачная концовка. Чтобы произвести впечатление в финале, настройтесь, призовите на помощь свои эмоции: гордость, надежду, любовь и другие. Постарайтесь передать эти чувства слушателям так, как это удавалось великим ораторам прошлого.

Ни в коем случае не заканчивайте свою речь на минорной ноте, этим вы просто уничтожаете свою карьеру. Используйте духоподъёмные цитаты, стихи или шутки.

Марина Цветаева говорила, что быть гениальным собеседником - значит не дать почувствовать другому человеку его нищенство. А мы говорим, что ораторское искусство есть ярко выраженная способность личности к самовыражению через речь!..

Как же понравиться незнакомому человеку? Смотреть в глаза (так называемый дозированный взгляд). Улыбаться, удерживать доброжелательное выражение лица. Чаще называть человека по имени. Делать косвенные комплименты (хвалить ружьё охотника, детей матери). Задавать вопросы и внимательно слушать. Больше слушать, чем говорить. Кстати, собственные комплексы тают, когда мы начинаем хвалить других людей, делая им комплименты. Речь не идёт о лести! Лесть - это лицемерное, угодливое восхваление. Будьте искренними, дарите любовь и радость. Жизнь слишком коротка, чтобы подпитывать свои и чужие комплексы, словно жирных, уродливых червей! Размышляйте о том, что вами движет, когда вы говорите то или другое. Какова ваша глубинная мотивация? Вы непременно справитесь. Если вы руководитель, то действовать в этом направлении вам нужно стремительно! От вашего душевного состояния зависит атмосфера в коллективе и даже состояние души наиболее приближенных к вам сотрудников. Вы, возможно, слышали, что у секретарши менструальный цикл синхронизизуется с циклом её руководительницы. Это лишь одна очевидная деталь, а сколько ещё менее очевидных! Руководитель распространяет волны, флюиды, идеи, мысли вокруг себя, «опыляя» ими свою команду. Происходит это, главным образом, через слова. Если вы правы по сути, то шлифуйте форму, всё же помня: риторика - это не столько форма, сколько суть.

Ораторское искусство - во многом умение слушать. Всю беседу вы можете молча кивать, а о вас скажут, что вы потрясающий собеседник! Для самовоспитания полезно активное слушание: уточнять, переспрашивать (не слишком часто) и кивать головой, даже если вы мужчина и слушаете женщину! Попробуем дать несколько определений ораторскому мастерству и подумаем, кто такой лидер.

Лидерство и ораторское мастерство

Нет ораторского искусства без личности; оратор - почти всегда лидер, как минимум ситуационный. Ораторское искусство - это умение вдохновлять людей речами, но не только вдохновлять, а также: успокаивать, утешать, подбадривать, веселить и направлять к цели. Не было ни одного великого лидера, который не был бы при этом великим оратором! Вспомним Робеспьера, Наполеона, Гитлера, Цезаря, Черчилля. Да взять хотя бы Фиделя Кастро! Разве кто-нибудь уйдёт, пока он не окончил своего выступления?! А у него бывает размах этого самого ораторского искусства, эдак часиков на 6-7. И надо же! Даже под дождём люди жадно слушают своего лидера и не расходятся.

Лидеру, как никому другому, необходимы коммуникативные навыки, пограничные между психологией и риторикой. Авраам Линкольн, Маргарет Тэтчер и Цицерон с удивительнейшим упорством изучали риторику, практикуясь и практикуясь в публичных выступлениях.

Риторика и наследственность

В вопросах риторики и лидерства не обошлось без генетики. Я лично убеждена в том, что лидеры имеют дар убеждения, закодированный в хромосомах. Это не значит, что не надо развиваться! Напротив, люди с лидерскими наклонностями достигают в ораторском мастерстве неслыханных высот. Врождённое усиливается приобретённым. Я бы так сказала: риторика - это золотые подковы лидерства, которое является сложнейшим феноменом жизни. Интересно: лидерство исключает комплексы неполноценности, как вы считаете? Нет, конечно же. Более того, наличие некоторых комплексов стимулирует развитие лидерского начала в человеке. Компенсаторная реакция! Преодолеть какой-нибудь собственный комплекс бывает сложнее, чем победить вражеские легионы! Великий полководец Суворов вёз Емельяна Пугачёва в клетке к императрице Екатерине. А почему в клетке? Вроде бы, в знак смирения перед монаршей властью. Но нет! Просто Пугачёв имел огромный рост. Стоя на земле, он выглядел куда внушительнее, чем крошечная, щуплая фигурка Суворова, восседавшего на лошади. Клетку смастерили так, что Пугачёв не мог встать в ней во весь свой великанский рост… Мотивация, основанная на комплексе маленького роста! Лидерское самолюбие Суворова страдало.

Очень интересно, что за последний год колоссально возросло число запросов в Интернете по таким словам как: мотивация, скорочтение, лидерство, комплексы, коммуникация, риторика и цель. Больше всего меня вдохновляет, что десятки тысяч запросов в месяц имеют отношение к словам руководитель и ответственность. Мы застали чудесное время, друзья!

Если вы руководитель, имеете ясные цели и хотите повести к ним команду людей, я могу посоветовать вам свою книгу «Риторика. Память. Интеллект.» Смотрите подробнее на странице CD и книги. И приходите, конечно же, на наш воскресный тренинг произнесения речей, поскольку практика - лучший учитель. С вами будет заниматься тренер международного класса Елена Анатольевна Цыплёнкова. Если же вам интересна не только риторика, но и психология успешной жизни, то оба эти направления объединены в курсе «Потенциал личности человека».

Ораторскому искусству суждено было стать и одной из форм защиты. Например, речь адвоката в суде. Поинтересуйтесь личностью Фёдора Плевако и почитайте самые короткие из его защитных речей, подивитесь остроумию. Так что, друзья мои, риторика - это ещё и остроумие!

Можно дать и такое определение ораторскому мастерству, которое часто звучит на курсах в нашей компании: способность рассказывать истории, ведь люди любят истории! Стоит только грамотно начать:

Одна моя знакомая поведала мне секрет обогащения, который помог мне разбогатеть! Такое начало куда интереснее, чем привычное занудство.

Ораторскому искусству можно дать и такие определения: умение спорить, грамотно вести беседу или переговоры. А ещё это - искусство шутить и быть критичным к себе. Один оратор как-то посетовал на своё выступление: «Я понял, что речь не удалась… Но беда не в том, что мне не хлопали и говорил я по бумаге. Беда в том, что если бы я не выступал, то в жизни слушателей ничего бы не изменилось!» Довольно самокритично, а мы подчеркнём, что важна не только способность говорить красивыми выражениями, но умение доносить смысл до умов и сердец.

А вот частые атрибуты тех, кто славится ораторским мастерством. (Лидеры, как правило, обладают многими из этих черт).

  • Экспрессия или эмоциональность. Естественные, живые жесты.
  • Оратор смотрит в глаза то нежно, то властно, то весело и легко.
  • Узнаваемая внешность, нередко с элементами эпатажа.
  • «Выпендрёж» оратора - чаще со вкусом, чем без.
  • Неожиданные выходки по ходу публичного выступления.
  • Чёткая дикция, красивый тембр, хорошая артикуляция. Ленин в плане дикции был одним из светлых исключений. Отчеканивал слова! Они слышались ясно! Этот великий лидер умел, несмотря на каГтавость, хватать аудиторию за жабры прямо с броневика. Брал энергетикой!
  • Способность говорить громко, не срываясь на визг. В ораторском мастерстве это называется поставленным на опору голосом. На какую такую опору? На диафрагмальную, конечно. Это достигается с помощью специальных упражнений и называется голосоречевым тренингом.

Сколько же всего! Использование демонстрации в звучащей речи - тоже имеет отношение к ораторскому искусству. И умение нравиться, обаяние - его составная часть. Нет риторики без гротеска и преувеличений. А как насчёт храбрости?.. И без неё в ораторском мастерстве - никак.

Из жизни знаменитых ораторов

Вот некоторые интересные моменты из истории ораторского искусства.

… Аристотель был первым автором учебника по риторике. В нём он назвал одно из важнейших условий успешности публичной речи - соответствие её сути внешнему виду выступающего. Вряд ли возымеет успех и вызовет доверие даже гениальная речь женщины лёгкого поведения на тему о целомудренном воспитании детей.

…Цицерон долго и тщательно заранее готовился к публичной речи, а без подготовки не мог произнести… ни слова! Нередко тексты речей ему готовила жена.

…Несомненно, величайшим оратором древности был Иисус Христос, который мог озвучить без микрофона аудиторию в несколько тысяч слушателей.

…Демосфен избавлялся от нервного подёргивания плеча, вставая под заострённый меч на репетициях. Кроме того, у него были вялая дикция и слабый голос, так что он набирал камешки в рот и говорил, пытаясь перекричать шум моря. Демосфен отлично понимал, что ораторское искусство - это практика, практика, практика. Физические усилия!

…Ломоносов из современных ему наук не был силён только в зоологии; носорога он называл бегемотом, в остальном же - какими науками он только не овладел, обучаясь в Германии. Как смог он за пять лет вместить большинство научных изысканий того времени? Чем он «взрыхлил» почву своего разума? Несколько лет до этого в России он систематически изучал риторику, считая её основой всех наук.

…Мирабо заучивал тексты публичных речей наизусть, да настолько хорошо, что они совсем не отдавали пересказом, а звучали как гениальная импровизация. Одной из таких речей он и призвал взять Бастилию. Я не сторонник того, что искусство публичного выступления - это искусство зубрежки, но не без этого. Когда есть пара клише на ситуацию - это узкомыслие, но вот когда есть двадцать пять тысяч клише, как говорит Караченцов, это здорово, просто гениально. Ораторское искусство совершенно немыслимо без великолепной памяти, а память тренируется систематической нагрузкой, постоянным использованием. Прежде, чем давать нагрузку на память, не мешало бы узнать, как она работает. Так что, добро пожаловать на курсы улучшения памяти и внимания! Ораторское искусство без памяти исчезает, как след на воде, сколь бы хорошо ни был подвешен язык.

…Владимир Ленин - безусловно, он обладал ярчайшим ораторским даром. Его ораторское искусство базировалось на экспрессии, утрированной эмоциональной выразительности. Публичные выступления Ильича могли служить настоящей энергетической батареей. Не секрет, что многие люди идут послушать даже не важно что, а важно, как. Идут, чтобы «подзарядиться».

…Маргарет Тэтчер от рождения имела визгливый, неприятно режущий ухо голос. Она терялась на публике и не знала, куда девать взгляд. Маргарет отлично осознавала, что её образование химика - отнюдь не помощник в риторике. Долгие месяцы работы над голосом и изучение актёрского и ораторского мастерства помогли ей избежать участи варить в колбе ядовитый бензол. Чтобы стать премьер-министром, Маргарет наняла консультантов по имиджу, тренера по постановке голоса на дыхательную опору и преподавателя театрального искусства. Вот и подумайте, какая связь между актерским мастерством и политическими интересами!

…Уинстон Черчилль говорил, что произнести публичную речь длительностью на час сможет любой простак, а к пятиминутному выступлению нужно начинать готовиться по меньшей мере за месяц и иметь базу под названием жизненный опыт. Под ораторским провалом (самоубийством) он понимал произнесение речи дольше, чем на 20 минут, когда за это не платят. История риторики может быть очень противоречива, но она не более противоречива, чем сама жизнь! Ищите то, чем сможете воспользоваться. Маленький совет: посмотрите фильм «Запах женщины». Там есть яркий пример воздействия на аудиторию с помощью ораторского искусства, не без элементов пафоса и актерского мастерства.

…От себя добавлю, что чаще всего умственные способности человека оценивают по его способности ГОВОРИТЬ, ибо за этим стоит способность мыслить!

Секреты оратора. Чем усилить публичную речь?

Как-то молодой священник спросил свою слишком честную бабушку, как ей его первая проповедь, на что та отвечала: - Я заметила в ней только три недостатка! Во-первых, ты читал. Во-вторых, читал не очень хорошо, а в-третьих, эта проповедь вообще не достойна того, чтобы её читали!

Как избежать таких комментариев в адрес своей речи и, напротив, порадовать слушателей и самому удовольствие от публичного выступления получить? Говорят, что если ты украл одну идею, то это - плагиат, а если много идей, то это образование, не так ли? Почему бы не воспользоваться чужими идеями о том, что делает речь талантливой? Что советуют люди, прошедшие тысячи публичных выступлений? Какие находки сделали они на ораторском поприще? Вот некоторые подсказки начинающим ораторам.

Никогда не говорите «в заключение», «и последнее» до тех пор, пока от финальной реплики вас отделяет не более минуты! Слушатели изнывают, когда после этих слов речь длится ещё полчаса! Зачем губить себя? Только гениальный оратор в силах удерживать внимание аудитории более часа.

Интрига. Стоит Вам сказать: «Однажды со мной произошло…», «Помню странный случай…», «Я знаю нечто, неизвестное слушателям, но необходимое им…», «Как-то раз…», как слушатели почувствуют интерес. Все эти фразы содержат интригу, без которой публичное выступление так же пресно, как мясо без соли. Интригуйте! Великие ораторы были мастерами интриги.

Экспрессия. Публичная речь - один из путей, при помощи которых вы дарите часть себя людям. Экспрессию иначе называют внутренней работой речи. Будьте эмоциональны, ведь эмоциональность - антипод занудства!

Юмор. Лучше пошутить или рассказать что-нибудь весёлое в самом начале публичного выступления. Если люди вам улыбнутся, считайте, что вы их к себе расположили. Юмор - своего рода эмоциональный аргумент, на который человек весьма падок. Однажды Фёдор Плевако защищал проворовавшегося священника, вина которого не вызывала сомнений. Он произнёс одну лишь фразу:

Господа присяжные заседатели! Cвятой отец столько лет отпускал нам наши грехи! Простим и мы его один раз, ведь все мы - грешники!

Подсудимого оправдали…

Правило «ППП» - практика, практика, практика. Если Вы впервые на футбольном поле, то вряд ли станете ведущим игроком. Используйте любую возможность выступить перед людьми. Практикуйтесь! Без практики нет оратора.

Могущество ПАУЗЫ. Моэм говорил, что уж если ты взял паузу, то держи её долго. Нейрофизиологи установили, что молчание (а отнюдь не крик) - мощное средство активизации сознания. Делайте паузы, в них слушатель размышляет. И уж никаких панических реакций перед аудиторией! Вот чего делать нельзя: оправдываться, что было мало времени на подготовку, впервые видите микрофон, волнуетесь и всё в таком роде! Это мощно снижает эмоциональный фон в аудитории, будет тяжело выступать. Напротив, шутите, а если сбились, то не бойтесь молчать. Молчите ГЛУБОКОМЫСЛЕННО - вами будут довольны, если вы после задумчивой паузы вдруг энергично продолжите речь. Контрасты завораживают внимание!

Вот вам и ещё один секрет (а на курсах ораторского искусства вы узнаете их десятки!). Слушатель всегда желал хлеба и зрелищ. Это вы знаете, но наверняка не догадываетесь, что есть «хлеб», а что - «зрелище» в риторике. Хлеб в звучащей речи - это конкретная практическая польза, которую слушатель извлекает для себя. Например, я могу произнести речь об искусстве нравиться. Четыре способа, как понравиться незнакомому человеку, и будут «хлебом». Хлеб даёт слушателю ощущение времени, проведённого с пользой. Есть мотивация слушать. А вот зрелище - это развлечение. Юмор, позитив, демонстрация, интрига, редкие интересные факты, спорное мнение. Всё это выводит слушателя из «спячки» и он дарит вам свои аплодисменты. Без них публичное выступление - как цветок без лепестков. Развлекательная часть публичной речи, то что составляет её шоу, реально мотивирует людей идти «на вас». Многое устали от нравоучений и пользы, а шоу всегда интересно. Поэтому люди и ходят на концерты, если вдуматься.

На курсах ораторского мастерства люди делают первые робкие шаги в публичном выступлении, хотя, казалось бы, они говорили всю жизнь! Не смущайтесь. Ораторское мастерство - увлекательнейшее путешествие. На наших курсах вы станете обучаться риторике с юмором, позитивом, в игровой манере. К вашим услугам - талантливейшие тренеры Петербурга. Даже одно выступление с комментариями специалистов прольёт свет на многие вещи: куда «деть» руки и ноги, как держаться во время публичного выступления, кому смотреть в глаза, а кому лучше не стоит. Вы сможете научиться парировать неожиданные вопросы и грамотно вести себя даже не в самой доброжелательной аудитории.

Ораторы, вооружайтесь!

Курсы риторики - это жизнь, это игра! Кстати, хорошо подвешенный язык изрядно облегчает существование. Подвесим - не проблема, было бы желание. Куём ораторов, настоящих Цицеронов и Робеспьеров. Звоните! Спешите! Мы совсем рядом с вами! Тренинговая Компания Натальи Грейс в Петербурге! Здравствуйте! Приходите! Хотите - говорите!

Как воспитать гения?

Первое весеннее солнце начинает нас радовать всё чаще и чаще, детские площадки наполняются громкими криками, заливистым смехом и лучезарными улыбками. Дети беззаботно проводят дни. Они не знают о том, что лет через десять в их памяти останутся лишь мельчайшие кусочки воспоминаний о самом прекрасном и, увы, недолговечном – о детстве. Им придётся шагнуть во взрослую жизнь и погрузиться в мир, где не поделятся конфетой за просто так. Как в этом мире воспитать ребёнка, готового трудиться и противостоять проблемам? Как научить его быть счастливым несмотря ни на что? Об этом мы поговорили с генеральным директором и учредителем тренинговой компании, писателем, автором методик развития памяти и речи, специалистом в области повышения самооценки, Натальей Евгеньевной Грэйс.

Какая была Ваша любимая сказка в детстве и почему?

Я не считаю любимой какую-то одну конкретную сказку. Мне, в принципе, очень нравится воспринимать информацию на слух. Люблю сказки Пушкина. В них есть некая лаконичность, завершённость и юмор. Получаю удовольствие, когда слушаю истории, рассказы о животных в исполнении разных авторов. Пробки меня не беспокоят – когда я сажусь в машину, то с удовольствием слушаю аудиокниги. Очень понравилось мне произведение «Божественный яд», Антон Чижъ – просто удивительно прочитано. Звучание голоса, музыкальное оформление аудиокниги, интрига в сюжете, богатство языка… этого я ждала с нетерпением, подходя к автомобилю.

Сказки вообще чему-то учат?

Сказки развивают образное мышление. Маленькому человеку профессиональный чтец подбрасывает сложные словесные конструкции, тем самым закладывая основы интуитивной литературной грамотности. Прекрасная прививка от бездарности! Скажем, если человек пустой, он может смотреть по телевизору какую-нибудь мыльную оперу, стрелялки, убивалки – и для него это источник эмоций, потому что полноценных эмоций не было, не развито образное представление, переживание за судьбу героя, путь которого при чтении возникает в сознании.

У Вас есть тренинг «Стратегии гениев», он рассчитан только на взрослых или и на детей тоже? Как воспитать гения?

Гениальность – это высшая мера творческой одарённости, тем не менее, очень важна «питательная» среда. Если с ребёнком учить одно стихотворение в неделю, получается 52 стихотворения в год. За десять лет такого воспитания – 520 стихотворений, многие ли дети столько знают?! У меня есть определённые намётки, условно скажем, как вырастить гения, но для этого должно быть много условий: родители, которые друг друга любят, ребёнок должен быть зачат в любви, ему необходимо слышать развитую речь, видеть богатство эмоций. В современном детском мире происходит эмоциональное оскудевание. Два-три часа в день, а то и пять, дети проводят в интернете. Фактически они видят плоское изображение, что-то себе домысливают, а когда в реальности встречаются с этим человеком, обнаруживают типичное «не то». Иногда даже фотографии чужие вывешены. Это общение в плоскости экрана приводит к тому, что дети разучились сопереживать, они не чувствуют чужую боль, довольно отстранённо смотрят на душевные терзания родителей. Многие подростки испытывают подобие эмоций, лишь когда мозги по стенкам летят при выстреле. Размышление, сопереживание, эмпатия, сочувствие, принятие, терпимость – эти вещи отсутствуют.

Рядом с подрастающим гением должен находиться человек эмоционально богатый, эмоционально щедрый. Фрейд, например, сказал: «Уверенными шагами идёт по жизни тот человек, который является безусловным любимцем своей матери». «Я люблю тебя за то, что ты есть» – это духовная любовь. А когда ребёнка любят для собственного самоутверждения, в продолжение самого себя – это любовь плотская, порочная, безнравственная.

Многие родители заставляют детей посещать секции, кружки и прочее против их воли. Как это влияет на детей?

Да, так бывает… Это своего рода «реабилитация» родителей. Они пытаются заставить своих детей выполнять то, на что сами были не способны. Заставить маленького человечка ходить в бассейн или в музыкальную школу всегда было проще, чем выполнить самому подобные вещи. Тем не менее, моё наблюдение с детства: чем больше себя нагружаешь, тем больше успеваешь. Если речь идёт о воспитании мальчика, то надо дать полгода, скажем, фехтования, полгода бокса, полгода карате, самбо, – каждые полгода менять систему тренировок физических навыков. И тогда к 16-18 годам сформируется молодой человек, который сможет почувствовать себя уверенным и сильным мужчиной.

Наталья Евгеньевна, сейчас у нас грандиознейший недостаток мужественности. В чём Вы видите причину?

Это проблема женского воспитания. Редкая мать бросит ребёнка, а вот отцы, бросающие детей – это частое, к сожалению, явление. Мальчика деформирует безотцовщина – рядом старшая сестра, мама, няня, воспитательницы, учителя средней школы, преподавательницы в ВУЗе. К 21 году молодой взрослый мужчина привыкает всецело подчиняться женщинам. Как ему потом иметь своё мнение, отстаивать его? Всё детство женщины шлёпали по попе, говорили «Замолчи! Отойди!», ставили в угол, выгоняли из класса, ругали за ошибки… Женское воспитание – это реальная опасность для мужчины. Женщина не должна бить мальчика, физически наказывать его, рядом должен находиться или отец, или старший брат, или отчим, то есть мужчина, вплоть до того, что приглашать наставника мужчину, проявляющего именно мужскую строгость. Женщина не может полноценно объяснить мальчику, что такое «хорошо», что такое «плохо». Не зря же «крошка сын к отцу пришёл».

Какой сейчас можно составить психологический портрет современного подростка?

Если говорить о богатых семьях, то это капризность, «я в семье главный». Происходит подмена ценностей. Детей скидывают на гувернантов, а на выходные их нехотя забирает отец. Потом ребёнок подрастает, ему покупают квартиру, оплачивают заграничную поездку, летний лагерь, но не дают общения. Среднестатистический отец в современном мире тратит на ребёнка около 8 минут в сутки. Соответственно, о какой близости, о каком тепле можно говорить? Откупаются от детей, я бы так это назвала. Дают деньги, но не дают тепла и любви.

В бедных семьях нет такой проблемы?

В бедных семьях другой перекос. Плодят нищету. Чем беднее семья, тем больше рожают детей в надежде на то, что хоть кто-нибудь из них поддержит родителей в старости. Бедные люди не хотят нести ответственность за финансовое положение, рожают такое количество детей, которым и дать-то нечего. Я считаю ненормальным, когда разнополые дети живут в одной комнате, когда в семье из восьми человек на шестидесяти метрах – один туалет. Моменты финансового взросления нашего общества очень важны. Американцы подсчитали, что для формирования нормальной психики человеку нужно не менее 60 кв.м. личной площади.

Что нужно преподавать детям помимо школьной программы?

Основы противостояния влиянию взрослых, умение отказывать, способы работы со своей самооценкой. Дети злые по природе своей – они хвастаются, отбирают игрушки, бьют друг друга, конкурируют за внимание. Их нужно обучать таким вещам, как принятие, терпимость. Дети разрушают, клеймят за то, что человек «не такой». А детей, которые не такие, нужно учить принимать себя, противостоять чужому влиянию, техникам психического самбо. Каждого человека следует приучать к тому, что кто бы рядом с ним рядом ни находился, он имеет право на существование. Над ним точно так же всходит солнце, как и над тобой, его точно также любит Бог, как и тебя, у него такие же права на уважение. Америка мне в этом плане нравится. У них в церковь зайдешь, и там запросто могут петь дауны в церковном хоре. Над ними никто не смеется. Их нормально принимают. Это культура общества. Детям нужно прививать чувство сострадания.

Влияет ли финансовый кризис на детей?

Он влияет на взрослых. Финансовый кризис и увольнения – следствие духовного кризиса, который постиг многие страны и нашу в том числе. У людей произошла подмена ценностей, они поставили деньги и карьеру на первое место, вознесли на пьедестал. Бог показывает, что общая мировая депрессия – процесс, который не в людской власти. Давно доказано, что пики покупки вина в Испании приходятся на пики солнечной активности. Аналогично и с пиками депрессий, революций, войн. А мы думаем, что сами на всё влияем! Понятно, что циклы солнечной активности влияют на наш выбор, поведение, ментальное состояние. Сейчас Бог показывает людям, что если они оскудели духовно, то, пока они не оскудеют финансово – не сделают выводов, не научатся расставлять приоритеты. Сейчас нас немного тряханёт – больное отомрёт, живое останется. Всё будет нормально. Люди только и говорят: «Проблемы, тяжелые времена». Какие «проблемы»? Школа и вуз – это вообще не проблемы. А мы этого не понимаем. Проблема – это когда что-то со здоровьем, с любимыми. Какие «тяжелые времена»? Наши деды блокаду пережили. Не снились нам тяжелые времена. Пока мы не пухнем с голоду и не свистят над нами пули, всё отлично. Здоровье, любовь есть, значит всё слава Богу!

Наталья Евгеньевна, каковы основные проблемы взаимодействия детей и взрослых?

Если говорить о детском воспитании, то одна из ошибок взрослых – гиперактивность в родительском воспитании, тотальный контроль над детьми. Как сказал один великий человек: «Любой гиперконтроль переходит в узурпаторство». Это одна из крайних точек воспитания. Вторая – полное наплевательство, полный пофигизм по отношении к ребенку. В его жизнь не вмешиваются, никто не смотрит, чем он занят, что делает. Ребенка надо воспитывать, но не ущемлять его свободу. У каждого человека есть личное пространство: его телефон, компьютер, кабинет, записные книжки. И когда родители не уважают личное пространство ребенка – роются в его дневниках, компьютере, в карманах. Страшное явление. Мне кажется, отношения должны строиться не на выведении на чистую воду и не на поимке, а на доверии. Когда ребенок перестает с тобой делиться – это горе. Захочет – сам покажет тебе личный дневник, не захочет – значит, ты плохо воспитываешь.

Что Вы думаете об ошибке выбора профессии?

Самый большой процент психологического надругательства над детьми происходит на стыке «школа-вуз», когда ребенок идет по стопам родителей. Твоя мама бухгалтер, бабушка бухгалтер и ты тоже должен быть бухгалтером. Если взять учителя, то его мама больше, чем в 70% случаев, учитель. Идет какое-то клонирование, нет своего выбора. Типичные ошибки: когда по стопам родителей, когда вуз близко к дому, выпускные экзамены в школе зачитываются как вступительные в университет. По принципу «чтобы только не париться». Потом наступает нарушение судьбы человека. Ему на роду написано быть музыкантом, а он получает образование юриста.

Но ведь многим мешает страх – «хочется и колется»… Выбирают, что попроще, чтобы с гарантией.

В самые ресурсные годы жизни человека, с 16-21, ребенок мечтает быть актером. Он должен пробовать, поступать, должен конкурировать. Пусть готовится, тренируется, проходит творческий конкурс. Вместо поддержки, ребёнку твердят: «Это не выгодно, экономически нецелесообразно, получай образование экономиста», а он отвечает: «Ну ладно, я выучусь для родителей, получу печать в диплом, а потом – второе высшее». А потом – извини, надо семью строить, детей рожать, думать о заработке, родителем помогать. Да и мозги уже не те. Поэтому, я считаю, ребенок должен пройти 5-6 профориентаций у разных специалистов, чтобы понять, чем ему заниматься. Я, например, занимаюсь профессиональным ориентированием больше со взрослыми, которые уже ошиблись, в 40 лет поняли, что не на той работе находятся. Бывает, студент на втором курсе понимает, что хочет бросить вуз, даже не в состоянии сдать сессию, настолько чужды ему предметы. Он действительно мечется, но обычно никто из родственников его не поддерживает. Все повторяют: «Ты закончи, диплом получи!» А он с каждым месяцем тает, теряет силы. Это настоящая проблема выбора. Родители не могут помочь сделать выбор, потому что они сами ошиблись с выбором профессии, работают на нелюбимых работах, мало зарабатывают, жизнью недовольны, уровень образования низкий. 95% людей в России работают наемными работниками, а ведь у многих есть предпринимательская жилка. А если твои родители не предприниматели, как они могут тебя научить отказаться от стези наёмника? Все, замкнутый круг. Книг не читаем, ничем не интересуемся, сидим в Интернете. Потом диплом получим, будем искать, на кого устроиться за 300$ работать.

Что можно посоветовать старшеклассникам, в таком случае?

Много полезных идей на тему поиска себя в профессии я собрала на сайте, который так и называется proforientation.ru. У нас работает клуб современной молодёжи для детей 9-11 классов, где мы занимаемя основами самопрофориентации, в том числе. Тема поиска своих талантов, тема самореализации освещена мной в книге «Работа, Деньги и Любовь», мы сняли учебные фильмы «Предназначение человека», «7 факторов, сдерживающих успех». Этот учебный материал очень популярен. Книги есть в магазинах, а вот диски можно приобрести пока только в нашем офисе. Фрагменты вывешены на сайте umapalata.ru.

В последние годы дети всё меньше задумываются о своём будущем, рассчитывая на папин кошелёк и хороших знакомых. Почему так происходит?

Нас в школе учат геометрии, физике, химии, но не объясняют, как стать счастливым, радостным, финансово независимым. Десятиклассник не задумывается о том, как он будет зарабатывать, как ему купить свою квартиру, куда он приведёт девушку, впоследствии – семью. Здоровый парень сидит на шее у родителей, приглашает девушку к себе домой, потом они живут все вместе в проходной комнате, рожая детей. Инфантильность современной молодёжи связана с тем, что так называемая «прусская система воспитания», внедрённая ещё Петром I, рассчитана на то, чтобы сделать из человека члена социума, который станет работать за три копейки на государство, регулярно платить налоги и особо ни о чём не задумываться. Никакого свободомыслия, никаких вольнодумческих идей! Поэтому 10 лет детей в школе дрессируют подчиняться, делают человека-систему. Выпускник в 21 год реально не в курсе, как ему жить и зарабатывать. Он не знает, откуда ему взять 3-5000$ на насущные ежемесячные нужды. Я считаю, что детям в школах необходимо обязательно преподавать слово Божие, танцы, три языка, как минимум, логику, правила хорошего тона, основы финансовой грамотности, минимум физики и химии.

Каждый из нас потратил на дискотеки, магазины кучу денег. На эти деньги каждый мог бы к 40 годам купить если не квартиру, так комнату точно. Эту комнату вы сдадите, и пенсия тогда вообще не нужна будет. Можно, например, сдавать однокомнатную квартиру и жить на Гоа всю жизнь, не работая. А так как основы финансовой грамотности никто не преподавал, мы страдаем. И когда в 40 лет человек прочитывает книгу Бодо Шеффера «Азбука денег», написанную для детей, он в ужасе рвёт на себе волосы и понимает, что всё делал неправильно, с финансовой точки зрения.

Всё время человек живёт будущим, жить настоящим нас никто не учил, поэтому искусство «жить счастливо» должно преподаваться в школе. Один из смыслов жизни – это быть счастливым. Мы обязаны быть счастливыми, чему и учим на курсах.

Беседу с Н. Грэйс провели студенты факультета журналистики СПбГУ

Многие профессии людей, что связаны с постоянным произношением речей, не могут обойтись без знания особого вида науки, как искусство красноречия. Можно смело утверждать, что ораторство наиважнейший рычаг культуры. Зная основы ораторского искусства, добиваются успеха в построении своей карьеры.

Публичное выступление сегодня рассматривают как своеобразное направление в науке и искусстве, ведь оно способно воздействовать как на ощущения, так и на мысли человека, менять его мировоззрение.

Такое понятие, как ораторское искусство признают направлением творческой деятельности публичного выступления, в котором наилучшим образом сочетаются, как риторика, так и приемы актерского мастерства и психологические техники, способствующие убеждению.

Каждый попадал в ситуации, когда для убеждения в своей позиции только слов недостаточно. Основы красноречия в таких ситуациях играют важную роль при достижении цели или доказательстве правильности своей позиции. Сегодня искусство убеждения играет важную роль.

Под ораторским искусством понимают вид диалога, который обращается к группе слушателей с четкой целью убедить и дать определенное понятие указанной проблемы. Сперанский писал: «красноречие есть дар потрясать души, переливать в них страсти и сообщать им образ своих понятий».

Факты о зарождении ораторства

Первое внимание искусству ораторства начали уделять еще в античной Древней Греции. История ораторского искусства возникла намного раньше. Но именно жители Эллады придавали такому искусству значение и определенное понятие. Чтобы добиться правильной и интересной для собеседника постановки речи многие философы использовали различные приемы.

Например, Демосфен набил полный рот камней и репетировал на берегу моря, пытаясь говорить громче прибоя. В основу этой науки положены принципы убеждения и эффективности речи.

Среди известных трудов Аристотеля, есть работа под названием «риторика», которая посвящена именно искусству красноречия.

Все достижения в искусстве ораторства древности переняли маститые теоретики средневековья. Для завоевания внимания и любви публики они использовали различные приемы, среди которых:

  • расположение;
  • нахождение;
  • запоминание.

Среди великих ораторов этого времени значатся Мартин Лютера, Фома Аквинский, Пьер Абеляра. Их цитаты и высказывания остались в истории и актуальны и сегодня.

История ораторского искусства имеет особые черты в каждом из государств. Иногда красноречие было направлено на достижение особых целей, убеждение. Ораторское искусство в России имело еще одно дополнительное назначение: используя красноречие, можно привести человека к добру.

Риторика и ораторство сегодня

В основе современного ораторского искусства лежат дисциплины. Это философия, психология, лингвистика, эстетика, риторика, этика. Они между собой тесно связаны. Четкая связь прослеживается в трио риторика-грамматика-логика:

  • знание риторики дает связность и последовательность мыслей в речи;
  • грамматика проявляется в правильном использовании слов и их форм;
  • логика обеспечивает основательность и смысловую связность речи.

С давних времен основой успеха считалась правильная речь. Подтверждали такие мысли и известные философы и ученые, например, Аристотель утверждал: «красноречие есть работница убеждения». Это утверждение справедливо и сейчас. Ведь достижения в построении карьеры во многих сферах деятельности зависит от способности уговаривать и убеждать своих покупателей, коллег и клиентов. Сегодня, как и раньше, ораторы уделяют значение следующим умениям:

  • моделировать интонации и тембр голоса в соответствии со сложившейся ситуацией;
  • правильность интонаций при произношении фраз;
  • улучшение культуры речи в целом.

При выборе профессии всегда стоит помнить, что ораторы не рождались с заложенным талантом, умение говорить и произносить убедительные речи следует постоянно тренировать и изучать существенные моменты и основные правила.

Риторика – наука, которая располагается на равных с химией или физикой, и, приложив усилия, можно ее освоить каждому человеку. Осилить основы ораторского искусства может каждый человек, а вот применять их на практике, вставляя нужные слова и цитаты, наверное, только целеустремленный и талантливый. Такая наука по силам всем.

Виды ораторства

Ораторское искусство и культура никогда не отличалось своей однородностью. В различные времена в зависимости от профессии и эпохи оно имело разные формы ораторства.

Современное учение ораторского искусства воспринимается как отдельная наука и классифицирует ее по признакам и подразумевает проявления и формы. Некоторые разделяют устные речи на монологические и диалогические речи, а некоторые подразделяют такое искусство на эмоциональные и рациональные выступления.

Существует классификация на роды и виды ораторского искусства в зависимости от сфер деятельности, в которой оно применяется. Каждая такая категория объединяет разные стили и виды речи, в зависимости в какой сфере жизни оно будет использовано. Одно понятно, что для общества важно ораторское искусство, как социальное явление.

Красноречие подразделяется на:

  • Социально-политическое красноречие, которое включает политические и дипломатические речи, доклады, что связаны с политикой, экономикой и социальной жизнью общества.
  • Академическое красноречие. В эту группу входят лекции, доклады и сообщения, которые разработаны для донесения слушателям познавательной и научной информации. Презентация научных работ выдерживается в определенном стиле.
  • Судебное красноречие представляет обвинительную и судебную речь. Такого типа ораторское искусство юриста залог его карьеры.
  • Социально-бытовое ораторское искусство включает поздравительные, юбилейные или поминальные речи.
  • Богословно - церковное искусство представлено проповедями в соборах и церквях.

Данная классификация отражает в полной мере искусство ораторства существующего мира, но это далеко не полная классификация. Роды и виды ораторского искусства в обществе представлены существенным списком.

Среди самых востребованных современных групп ораторства можно выделить красноречие, которое используется на радио и телевидении, рекламу, выступления политиков и дипломатов, ответы на пресс-конференциях и так далее. Не зная правила и понятие каждой группы, невозможно составить эффективное выступление. Культура и умение ведения разговора в таких случаях очень важны. В их основе всегда лежит риторика и культура разговора.

Ораторство и карьера

Как уже отмечалось, владение теорией ораторского искусства, играет роль в построении карьеры и продвижении по служебной лестнице. Знать такие правила полезно для любого человека, который работает в современных компаниях. Начиная от менеджера и заканчивая генеральным директором. Человек должен при деловом общении правильно и грамотно говорить, на это масса причин.

Менеджер компаний тратит массу времени на деловые переговоры с клиентами, а также с работниками других компаний и коллегами. Почему уходит столько времени?. Человек не может правильно, четко и лаконично донести нужную мысль и тратит много времени на объяснения. А ведь, зная основы ораторского искусства, можно быстро и четко донести мысль, и не нарушить взаимопонимания в коллективе из-за простого недопонимания.

Также стоит отметить, что у молодых руководителей иногда не складываются отношения с подчиненными по простой причине. Он не владеет основами этики и эстетики общения, вызывая шквал недовольств среди работников. Ораторское искусство, культура ведения диалога и риторика им обязательно для организации работы в коллективе подчиненных. Простые правила необходимы.

Существует масса ситуаций, с которыми сталкивается каждый работник офисов в течение рабочего дня, когда важно владение красноречием:

  • Выступление на заседаниях руководства с отчетом о проделанной работе или докладом. Графическая презентация результатов поддерживается понятной речью и объяснением. От произведенного впечатления зависит успех конкретной фирмы.
  • Доклад на совещании среди своих работников. От того, как хорошо работники умеют озвучивать задачи и формулировать мысли, зависит продуктивность работы и скорость принятия целесообразных решений. Презентация и доклад должны быть понятными и четкими.
  • Спонтанное деловое общение. Человеку на протяжении рабочего дня предстоят постоянные деловые беседы, кроме запланированных мероприятий. Разговоры стоит вести, как с клиентами компании, так и с работниками внутри коллектива. Культура и умение ведения таких бесед всегда сказывается на карьере. Руководители любят коммуникабельных, образованных и умеющих грамотно общаться работников, а не владея такими навыками можно с легкостью потерять работу.
  • Собеседование. При трудоустройстве огромную роль играет первое впечатление, а его важной составляющей считается умение говорить о себе, и культура речи.

Как видно, рядовые ситуации, которые связаны с деловым общением, требует от человека навыков правильной и грамотной реи, и красноречия. Но ведь огромное число профессий без ораторского искусства не существуют, и успех людей, выбравших такие специальности, зависит от владения ораторскими навыками.

Не владея ораторским искусством, успеха не добьется ни один юрист. Для него очень важно обладать умениями и навыками, которые помогут правильно, грамотно и лаконично излагать свою позицию, особенно во время судебной дискуссии. Значение имеет правильный эмоциональный окрас. Ораторское искусство юриста считается залогом его карьеры.

Хитрости и тонкости ораторского искусства

Все знают, что риторика предлагает секреты ораторского искусства, которые помогаю лучше воздействовать на аудиторию, чтобы добиться поставленных целей перед выступлением.

  • Выступление перед аудиторией не следует делать длительным и утомительным (это не касается лекций и других научных докладов). Информацию излагают четко и кратко. В среднем длина речи должна не превышать 20 минут.
  • Удержать и привлечь внимание помогает несложная хитрость из риторики, которая заключается в создании некоторой интриги. В начале выступления можно привлечь внимание словами «как-то раз я…» или «у меня как-то случилось так». Такие цитаты вызовут в глазах аудитории интерес к выступлению и оратору. Это наука. Неудивительно, что ораторы считались интриганами.
  • Несмотря на серьезность предстоящего выступления, научные термины или точные факты стоит всегда разбавлять легким юмором. Здесь важно знать меру, такие шутки не стоит делать плоскими или вульгарными, перед ними стоит цель поднять настроение слушателям.
  • Основополагающим моментом в выступлении считается эмоциональность. Риторика и культура разговора выделяет ей особую роль. Правильное ее применение это сложная наука, ведь если проявления эмоций покажутся слушателям наигранными и неестественными, то аудитория такому доклад не поверит, и человек не будет им внушать доверие.
  • Большое значения в выступлении играет молчание в нужный момент, пауза после высказанной полностью мысли. Такие моменты помогают слушателю включить мышление и задуматься над полученной информацией. Такой хитростью пользуются в моменты, когда сбился, чтобы собраться с мыслями и продолжить. Наука о красноречии рассказывает о таких моментах, и значимости их применения.
  • Полученная теория ораторского искусства и риторики всегда подкрепляется практическими навыками. При желании стать востребованным оратором и научиться произносить убедительные и грамотные речи. Не стоит отказываться от ситуации выступать публично даже, если слушателями являются родственники и гости за столом.

В заключение следует отметить, что ораторское искусство и риторика важны для каждого человека, как наука. Культура речи, ее правильность и грамотность помогают не только в работе, но и постоянном общении.

Гениальные мысли, облекаемые в удачные словоформы, способны перевернуть мир. Но что делать, если ваш потрясающий проект необходимо представить перед незнакомой аудиторией, а вы катастрофически боитесь публичных выступлений? Говорить публично так, чтобы не усыплять аудиторию, а вдохновлять ее, увлекать в лабиринт собственных идей, заставлять задумываться над важными вещами и искать ответы, как бы сложно это ни было, дано не каждому. Однако попробовать освоить ораторское искусство вполне возможно. Только начните – и, может быть, это превратится для вас не только в способ самопиара, но и в занимательную психологическую игру. 8 секретов успешного оратора для аудитории 2.0 вы найдете в этой статье.

Ораторское искусство 2.0, или Как иметь успех, выступая публично

Прочитав название статьи, у пытливого читателя наверняка сразу возникнет ряд вопросов: «А почему ораторское искусство 2.0?», «И что тогда такое ораторское искусство 1.0?», «Чем они отличаются друг от друга?» и т. д.

Подобно компьютерным программам, в процессе совершенствования получающих очередной номер версии, мы присвоим продвинутым принципам умения выступать публично номер 2.0.

Итак, современные успешные ораторы – это люди, которые с первой минуты говорят интересно и полностью захватывают внимание публики. Их голос звучит ритмично. Они активно жестикулируют. Успешные ораторы не строят длинных, сложных предложений. Они излагают свои мысли кратко и просто, буквально на уровне 3 класса. Их речь – не скучный часовой монолог, а интерактивное общение со слушателем, наполненное примерами, обсуждениями, иллюстрациями и презентационными материалами.

Таким образом, ораторское искусство 1.0 – это нечто, оставшееся в прошлом, когда речь выступающего звучала скучно, монотонно, сложно, долго. Яркий пример ораторского искусства 1.0 – это выступления лекторов, политиков во времена СССР. Ясно, что подобного рода стиль общения с аудиторией не будет иметь успеха сегодня.

Согласитесь, что умение эффектно выступать публично пригодится для самой разнообразной профессиональной деятельности - и для политиков, и для юристов, и для педагогов, и для менеджеров по продажам, и для управленцев при проведении переговоров и презентаций любого уровня.

Как же стать успешным оратором? Как освоить ораторское искусство 2.0?

Во-первых , не стоит забывать, что главное впечатление на слушателя производит не то, о чем мы говорим, и даже не то, как мы говорим, а то, как выглядим при этом. Оказывается, 55% успеха у собеседника или группы слушателей обеспечивает ваша визуальная составляющая: как вы одеты, как причесаны, открытость ваших жестов, добродушность мимики, уверенность движений и т. д. Успешный оратор должен выглядеть либо немного необычно в глазах публики (ультрамодные джинсы, контрастные украшения и т. д.), либо чуть лучше, пафоснее ее (сверхэлегантный костюм, блестящая лаковая обувь, дорогой аксессуар и т. д.).

Во-вторых , вы должны учиться активно жестикулировать. Большинство людей не умеют читать язык жестов, но подсознательно они воспринимают метасообщения, которые вы несете различными движениями. Так, чаще демонстрируя публике открытые ладони, вы тем самым говорите о добрых намерениях, открытость и располагаете к себе слушателей. Говоря о плюсах и положительных моментах предмета вашего выступления, вы можете усилить сказанное жестом «О-кей» или «Класс». Выслушивая оппонента, кивайте головой, даже, если в чем-то не согласны. Тем самым вы показываете свое подключение к человеку. Потом вы сможете возразить ему, но ваше первоначальное кивание уже смягчит ваше возражение. А вот держать руки за спиной или складывать их на груди не стоит. Таким образом вы демонстрируете свою закрытость или скрытность. Кроме того, вы должны быть конгруэнтны – т. е. ваши жесты, движения, мимика должны быть согласованы с теми словами, которые вы говорите, усиливать их смысл, а не противоречить им.

В-третьих , во время монолога говорите эмоционально: чаще меняйте темп речи, высоту и громкость голоса. 38% впечатления, которое вы произведете на аудиторию, зависит именно от того, как вы говорите. Вы не должны говорить быстро. Особенность женской речи состоит в том, что чем быстрее вы говорите, тем больше ваша речь начинает напоминать писк.

В-четвертых , в арсенале хорошего оратора должно быть много примеров, наглядной статистической информации, афоризмов, анекдотов, притч по теме. Все это подогреет интерес публики к выступлению, вернет внимание, заострит его.

В-пятых , будьте корректны при отработке возражений своих слушателей. Избегайте частицы «не». Лучше использовать при этом словесные конструкции «Да, и...» или «Да, и поэтому...».

В-шестых , учитесь парировать каверзный вопрос с юмором. Если же публика вялая и не задает вопросов, задавайте их сами, раскачивайте слушателей, обращаясь за советом, интересуясь мнением.

В-седьмых , не забывайте благодарить собеседника за заданный вопрос, а чтобы выиграть время на продумывание ответа, можно повторить вопрос, перефразировав, уточнив его.

В-восьмых , записывайте ваши выступления на видео. Это отличный инструмент для последующего анализа вашего выступления, работы над ошибками и самосовершенствования. Ни одна обратная связь не сослужит вам более качественной службы, чем просмотр на видео своего выступления.

Однако самым лучшим учителем ораторского мастерства является практика. Чем чаще вы выступаете публично, тем более матерым оратором становитесь. С практикой приходит уверенность в подаче материала, опыт качественной отработки возражений и непринужденная манера держаться на публике.

Успехов вам и хорошей аудитории!