Жизненный путь Андрея Болконского. Л

Задание № 17

Перечитайте главы XIX-XXXIX части второй третьего тома романа (эпизод Бородинского сражения).

«Свобода, соединенная с катастрофой, великим кризисом,- такова ситуация «Войны и мира». И для того, чтобы эту ситуа­цию выразить, Толстому стал нужен 1812 год. Но не чисто исторический интерес привел писателя к полувековой давности событию: Толстому необходимо было понять и выразить свою современность, свою в высшей степени катастрофическую и кризис­ную эпоху, которую открыли 60-е годы, когда был написан роман. <...>

«Распадение прежних условий жизни» - этими словами ха­рактеризует автор состояние своих героев в двенадцатом году. Из этого распадения возникают новые отношения людей и новое их самочувствие».

^ С. Бочаров. Роман Л. Толстого «Война и мир». 1978

«Эпитет новый главенствует в рассказе о душевных переживаниях основных героев. Отечественная война 1812 года оказывается именно поэтому не только тяжелым, порою мучительным, но и очистительным испытанием для любимых героев Толсто-

го-Наташи Ростовой, Пьера Безухова, Андрея и Марьи Болконских».

^ Л. Д. Опульская. Роман-эпопея Л. Н. Толстого

«Война и мир». 1987

С каким чувством едет Пьер в армию? Почему Бородин­ское сражение дано в романе глазами Пьера?

Что такое, по Толстому, чувство патриотизма («скрытая теплота патриотизма», гл. V, ч. III)? Что объясняет Пьеру Андрей накануне Бородинского сражения? Почему его объяснение было столь важным для Пьера? Как проявляется, по Толстому, «истинный патриотизм»? Приведите примеры из романа.

Что происходит в душе Пьера накануне и во время Бородинского сражения, что он понял на батарее Раевского? В чем эта сцена сцеплена со сценой на батарее Тушина в эпизоде Шен-грабенского сражения? Кто настоящие герои Бородинского сражения?

В чем противопоставлены Кутузов и Наполеон в эпизоде

Бородинского сражения?

Какие герои романа несут в себе «наполеоновское» нача­ло? В чем оно заключается?

В чем величие Кутузова для Толстого? Как вы понимаете такое утверждение: у Толстого «Кутузов - великий полководец потому, что он - великий человек» (В. Ермилов)? Подтвержда­ется ли оно изображением Кутузова в этом эпизоде?

«Еще в первые дни войны Наташа Ростова слышала в церкви слова, оказавшие на нее глубокое, проникающее впечатление: «Миром господу помолимся». «Миром, все вместе, без различия сословий, без вражды, а соединенные братскою любовью - будем молиться»,- думала Наташа».

Это новое соборное понятие - миром - появляется на страницах книги вместе с началом войны...»

С. Бочаров. Роман Л. Толстого «Война и мир». 1978

Как раскрывается в эпизоде Бородинского сражения содержание слова «миром»?

Почему для Толстого Бородино - великая победа русских? Как писатель объясняет причины этой победы?

Почему эпизод Бородинского сражения - композиционный центр романа?

Цели:

  • совместить анализ исторических событий и внутреннего состояния героев романа;
  • вызвать у учеников неприятие войны как противоестественного состояния для человека.

Задачи:

  • Наблюдая над текстом произведения, выявить авторское отношение к изображаемым картинам войны;
  • Проследить, как исторические события, изображенные в романе, воздействуют на духовный мир героев;
  • Увидеть художественные приемы, используемые писателем для создания психологических портретов героев;
  • Выяснить отношение героев романа к данному событию.

Оборудование:

1. Опорные понятия, используемые на уроке (карточки со словами учитель вывешивает на наборном полотне по ходу урока):

Мир Война
Естественно Противоестественно
Нравственность Безнравственность
Истинный патриотизм Мнимый патриотизм
Истинные герои Мнимые герои

2. Раскладка фотографий Музея-панорамы “Бородинская битва”.

3. Иллюстрации к роману “Война и мир” художника К. И. Рудакова; фрагменты из фильма “Война и мир” С. Бондарчука; портреты исторических деятелей и героев Отечественной войны 1812 года.

4. Цитаты из романа, оформленные на отдельных листах: “Нет величия там, где нет простоты, добра и правды”, “Цель войны - убийство”.

К концу первой половины романа-эпопеи “Война и мир” каждый из героев приходит со своим идейным, нравственным итогом. Обобщите итоги любимых героев Л. Н. Толстого накануне войны 1812 года, ориентируясь на жизненные позиции, которые определяют путь к истине (жизнь для себя, жизнь для других).

Учащиеся: (короткие выступления).

Итак, у А. Болконского, П. Безухова, Н. Ростовой эти итоги разные, но у всех горестные: разочарование, крушение мечтаний, надежд, иллюзий. “Распадение прежних условий жизни” - так характеризует автор психологическое состояние своих героев в 1812 году. Эпитет “новый” главенствует в рассказе о душевных переживаниях героев.

Проследим на страницах романа “новое”, что открылось князю Андрею и Пьеру Безухову накануне и во время Бородинского сражения.

Ещё в первые дни войны Наташа Ростова слышала в церкви слова, оказавшие на неё глубокое впечатление: “Миром Господу помолимся”. “ Миром, все вместе, без различия сословий, без вражды, а соединенные братской любовью – будем молиться”, - думала Наташа. Это новое понятие “миром” появляется в романе вместе с началом войны. Перед героями открывается новый путь к истине – вместе с другими, вместе со всем народом.

Как Пьер откликнулся на призыв помочь России?

Так же, как и другие состоятельные дворяне и купцы он снаряжает 1000 человек в ополчение.

И всё же Пьер сам едет в армию, с каким чувством?

Им движет “чувство необходимости предпринять что-то и пожертвовать чем-то”.

Какие приметы предстоящего сражения показывает Толстой?

Подводы с ранеными, все были на молебствии, когда приехал Пьер, мужики-ополченцы в белых рубахах, Пьер понял наконец мысль солдата о том, что “ всем народом навалиться хотят”. Глядя на панораму Бородинского поля перед началом сражения, мы видим крест, колокольню, дымящиеся костры, массы войск, сожженную деревню, “строгое и серьезное выражение” на лицах людей, церковное шествие за иконой Смоленской Божьей матери, возимой за армией.

Впечатление от окружающего мира глазами героя.

Накануне Бородинского сражения происходит последняя встреча Пьера и князя Андрея, проследим, что “новое” открылось каждому из них. Почему это было важно для Пьера?

Болконский предвидит конечное торжество русского войска на Бородинском поле. Он чутко подметил в солдатах ту волю к победе, которая потом обнаружилась в самом сражении. Своей верой он заразил и Пьера, который “понял теперь весь смысл и все значение этой войны и предстоящего сражения”.

Теперь для Пьера лица солдат, готовящихся к бою, “осветились новым светом”. Он понял ту скрытую силу, которая объединяет и Андрея, и Пьера, и Тимохина, и стотысячное войско – это патриотизм – и только одно нужно в предстоящем сражении, чтобы это чувство было в сердце каждого.

В чем особенность изображения Бородинского сражения, к какому приему и почему прибегает автор?

Изображение сражения дается глазами Пьера, далекого от военной жизни, слабо разбирающегося в диспозиции, следящего не за внешним ходом событий, а постигающего внутренний дух битвы – эту силу патриотизма - “скрытую теплоту”.

Что приводит Безухова на Бородинское поле?

Голос совести, невозможность в роковую для всей России минуту оставаться безучастным к беде Родины. Именно здесь происходит главное событие – решается судьба его Отечества, хотя он сам до конца это не осознает – “мне интересно”.

Проследите диалектику души Пьера во время Бородинского сражения.

Выразительное чтение фрагмента “Пьер…замер от восхищенья перед красотою зрелища”(Т. 3, ч. 2, гл. XXX).

Ключевое словокрасота (картина мира) . Чувства героя меняются, вначале он осматривает, стараясь не мешать, затем в душе его “бессознательно-радостное возбуждение” сменяется другим чувством, после того как он увидел раненого солдата – страхом ужасом от происходящего. Его мысли перекликаются с мыслями князя Андрея: “…война…самое гадкое дело в жизни. Цель войны – убийство.”. Многократно повторяющаяся метафора “разгорающегося огня” помогает осознать герою, в чем сила и храбрость русских солдат.

В понятии нравственность у Толстого важная составляющая - семья: во время боя чувствуется “семейное оживление”, “солдаты…приняли Пьера в свою семью”, “семейный кружок людей, находившихся на батарее”. Замените это слово толстовскими синонимами.

- Единение, братство , основанное на любви к родине, на стремлении отстоять родную землю.

Выразительное чтение фрагмента “Бородинское поле после сражения” (Т. 3, Ч. “, гл. XXXIX).

С каким произведением древнерусской литературы перекликается эпизод “Бородинское поле после сражения”? Приемы, использованные автором.

- “Слово о полку Игореве”. Описание наполнено скорбью. “Страшный вид поля сражения”, “…довольно, люди. Перестаньте…Опомнитесь, что вы делаете?”. Ключевое слово эпизода – ужас (картина войны). Прием контраста позволяет убедить читателя противоестественности и трагичности произошедшего.

Что изменилось в душе князя Андрея после Бородинского сражения?

Тяжело раненный Князь Андрей понял: “что-то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю”. И лишь на лазаретном столе он понял, что главное – это “сострадание, любовь к братьям, любящим”.

Кто же настоящие герои Бородинского сражения? Что изменил этот новый взгляд в душе Пьера?

Простые солдаты - истинные герои. “Они не говорят, но делают”. И Пьер испытывает непреодолимое для него ощущение “своей ничтожности и лживости” в сравнении с правдой, простотой и силой этих людей.

Инсценирование эпизода “В салоне А. П. Шерер” (том 4, часть1, глава I).

Антитеза. У этих людей нет истинной тревоги о судьбе родины, народа, их мнимый патриотизм ограничен запретом говорить по-французски, отказом посещать французский театр.

Наблюдение над текстом. Постановка проблемы (том 3, часть 2, главы XXIX, XXXIV, XXXV.

Обратимся к изображению исторических личностей, в оценке деятельности которых писатель применяет главный критерий – нравственный. Кутузов и Наполеон – нравственные полюса романа. Опираясь на понятия, данные в таблице, текст романа, выявите авторское отношение к указанным историческим личностям.

Кутузов Наполеон
Идея Идея мира Идея войны
Отношение к людям Демократичность, доброта, справедливость Властолюбие, стремление подчинить себе людей
Внешность Непритязательная Непривлекательная
Манера поведения Естественность и простота Позёрство
Отношение к битве “Сражение” “Игра”
Руководство сражением Управляет “духом войска” Считает себя великим стратегом
Я - реализация Единение со всем народом Эгоизм
Мотив деятельности Защитник Отечества Завоеватель

Как вы понимаете утверждение литературоведа В. Ермилова: у Толстого “Кутузов – великий полководец потому, что он великий человек”.

Объяснение в словах самого автора: “Нет величия там, где нет простоты, добра и правды”. Проявился личностный подход к роли исторического деятеля, объяснимый мировоззренческими взглядами писателя, убежденностью в том, что победа заключена в духе народа; движущей силой истории, по мнению Толстого, всегда является народ.

Вывод.

Почему Бородинское сражение можно определить как композиционный центр романа?

На Бородинском поле была одержана нравственная победа над врагом. Герои приходят к пониманию истины жизни: только тогда человек находит свое место в жизни, когда становится частицей народа, обретает единение с ним.

Андрея Болконского, его духовные искания, эволюция личности описаны на протяжении всего романа Л. Н. Толстого. Для автора важны изменения в сознании и мироощущении героя, ведь, по его мнению, именно это говорит о нравственном здоровье личности. Поэтому все положительные герои «Войны и мира» проходят путь поиска смысла жизни, диалектики души, со всеми разочарованиями, утратой и обретением счастья. На наличие положительного начала в персонаже Толстой указывает тем, что несмотря на жизненные неурядицы герой не теряет достоинства. Таковы Андрей Болконский и Пьер Безухов. Общее и главное в их исканиях то, что герои приходят к мысли единения с народом. Рассмотрим, к чему привели духовные поиски князя Андрея.

Ориентация на идеи Наполеона

Князь Болконский впервые предстает перед читателем в самом начале эпопеи, в салоне Анны Шерер, фрейлины. Перед нами невысокого роста человек, с несколько сухими чертами лица, весьма красивый внешне. Все в его поведении говорит о полной разочарованности жизнью, как духовной, так и семейной. Женившись на красивой эгоистке, Лизе Мейнен, Болконский вскоре утомляется ею и полностью меняет свое отношение к браку. Даже друга Пьера Безухова он заклинает никогда не жениться.

Князь Болконский жаждет чего-то нового, для него постоянные выходы в свет, семейная жизнь - это замкнутый круг, из которого молодой человек норовит вырваться. Каким образом? Уходом на фронт. В этом уникальность романа «Война и мир»: Андрей Болконский, равно как и другие персонажи, их диалектика души, показаны в рамках определенной исторической обстановки.

В начале эпопеи Толстого Андрей Болконский - ярый бонапартист, восхищающийся военным талантом Наполеона, приверженец его идеи обретения власти через воинский подвиг. Болконский хочет заполучить «свой Тулон».

Служба и Аустерлиц

С приходом в армию начитается новая веха исканий молодого князя. Жизненный путь Андрея Болконского сделал решительный разворот в направлении смелых, мужественных поступков. Князь показывает исключительный талант в офицерстве, он проявляет смелость, доблесть и мужество.

Даже мельчайшими деталями Толстой подчеркивает, что Болконский сделал правильный выбор: лицо его стало другим, перестало выражать усталость от всего, исчезли напускные жесты и манеры. У молодого человека не было времени думать над тем, как себя правильно повести, он стал настоящим.

О том, какой Андрей Болконский талантливый адъютант, делает отметку сам Кутузов: великий полководец пишет отцу молодого человека письмо, где отмечает, что князь делает исключительные успехи. Все победы и поражения Андрей воспринимает близко к сердцу: искренне радуется и с болью в душе переживает. Он видит в Бонапарте врага, но в то же время продолжает восхищаться гением полководца. Он все еще мечтает о «своем Тулоне». Андрей Болконский в романе «Война и мир» - выразитель авторского отношения к выдающимся личностям, именно из его уст читатель узнает о важнейших сражениях.

Центром этого этапа жизненного пути князя является Проявивший высокий героизм, тяжело раненный, лежит он на поле битвы и видит бездонное небо. Тогда к Андрею приходит осознание того, что он должен пересмотреть жизненные приоритеты, обратиться к жене, которую презирал и унижал своим поведением. Да и некогда кумир, Наполеон, видится ему ничтожным человечишкой. Бонапарт по достоинству оценил подвиг молодого офицера, только вот Болконскому было все равно. Он мечтает только о тихом счастье и безупречной семейной жизни. Андрей решает окончить воинскую карьеру и вернуться домой, к жене, в

Решение жить для себя и близких

Судьба готовит Болконскому еще один тяжелый удар. В родах умирает жена, Лиза. Она оставляет Андрею сына. Князь не успел попросить прощения, ведь приехал слишком поздно, он мучим чувством вины. Жизненный путь Андрея Болконского далее - это забота о своих близких.

Воспитание сына, строительство имения, помощь отцу в формировании рядов ополчения - вот на данном этапе его жизненные приоритеты. Андрей Болконский живет в уединении, что позволяет ему сосредоточиться на своем духовном мире и поиске смысла жизни.

Проявляются прогрессивные взгляды молодого князя: он улучшает жизнь своих крепостных (заменяет барщину оброком), тремстам человекам дает статус Все же пока еще он далек от принятия чувства единения с простым народом: то и дело проскальзывают в его речи мысли о пренебрежении к крестьянству и простым солдатам.

Судьбоносная беседа с Пьером

Жизненный путь Андрея Болконского переходит в другую плоскость во время визита Пьера Безухова. Читатель сразу отмечает родство душ молодых людей. Пьер, находящийся в состоянии душевного подъема из-за проведенных в своих имениях реформ, заражает энтузиазмом и Андрея.

Молодые люди долго обсуждают принципы и смысл изменений в жизни крестьянства. С чем-то Андрей не согласен, наиболее либеральные взгляды Пьера на крепостных он не принимает вообще. Однако практика показала, что, в отличие от Безухова, Болконский сумел реально облегчить жизнь своих крестьян. Все благодаря его деятельной натуре и практичному взгляду на крепостной строй.

Все же встреча с Пьером помогла князю Андрею хорошо вникнуть в свой внутренний мир, начать движение к преобразованиям души.

Возрождение к новой жизни

Глоток свежего воздуха, изменение взглядов на жизнь произвела встреча с Наташей Ростовой - главной героиней романа «Война и мир». Андрей Болконский по делам обретения земель посещает имение Ростовых в Отрадном. Там он подмечает спокойную, уютную атмосферу в семействе. Наташа такая чистая, непосредственная, настоящая... Она повстречалась ему звездной ночью во время первого в своей жизни бала и тут же завладела сердцем молодого князя.

Андрей как бы рождается заново: понимает то, о чем ему говорил когда-то Пьер: нужно жить не только для себя и своей семьи, необходимо быть полезным всему обществу. Именно поэтому Болконский едет в Петербург, чтобы внести свои предложения в военный устав.

Осознание бессмысленности "государственной деятельности"

К сожалению, встретиться с государем у Андрея не получилось, он был направлен к Аракчееву, человеку беспринципному и глупому. Конечно, он не принял идеи молодого князя. Однако произошла еще одна встреча, повлиявшая на мировоззрение Болконского. Речь идет о Сперанском. Он увидел в юноше хороший потенциал для государственной службы. В итоге Болконского назначают на должность, связанную с составлением Кроме того, Андрей возглавляет комиссию по составлению законов военного времени.

Но вскоре к Болконскому приходит разочарование службой: формальный подход к работе не удовлетворяет Андрея. Он чувствует, что здесь выполняет никому не нужную работу, реальной помощи он никому не окажет. Все чаще Болконский вспоминает жизнь в деревне, где он был действительно полезным.

Изначально восхитившись Сперанским, Андрей теперь увидел притворство и неестественность. Все чаще Болконского посещают мысли о праздности петербургской жизни и отсутствии всякого смысла в своей службе стране.

Разрыв с Наташей

Наташа Ростова и Андрей Болконский были весьма красивой парой, однако им не суждено было пожениться. Девушка дала ему желание жить, творить что-то на благо страны, мечтать о счастливом будущем. Она стала музой Андрея. Наташа выгодно отличалась от других девушек петербургского общества: она была чиста, искренна, ее поступки шли от сердца, они были лишены всякого расчета. Девушка искренне любила Болконского, а не просто видела в нем выгодную партию.

Болконский совершает роковую ошибку, отложив свадьбу с Наташей на целый год: это спровоцировало ее увлеченность Анатолем Курагиным. Молодой князь не смог простить девушку. Наташа Ростова и Андрей Болконский разрывают помолвку. Виной всему - чрезмерная гордость князя, нежелание услышать и понять Наташу. Он опять такой же эгоцентричный, каким читатель наблюдал Андрея в начале романа.

Окончательный перелом в сознании - Бородино

Именно с таким тяжелым сердцем вступает Болконский в 1812 год, переломный для Отечества. Изначально он жаждет мести: мечтает встретить среди военных Анатоля Курагина и отомстить за свой несостоявшийся брак, вызвав его на дуэль. Но постепенно жизненный путь Андрея Болконского в очередной раз меняется: стимулом к этому послужило виденье трагедии народа.

Кутузов доверяет молодому офицеру командование полком. Князь полностью отдается своей службе - теперь это для него дело всей жизни, он настолько сроднился с солдатами, что они называют его «наш князь».

Наконец, наступает день апофеоза Отечественной войны и исканий Андрея Болконского - Бородинское сражение. Примечательно, что свое виденье этого великого исторического события и нелепости войн Л. Толстой вкладывает в уста князя Андрея. Он размышляет о бессмысленности стольких жертв ради победы.

Читатель видит здесь Болконского, прошедшего тяжелый жизненный путь: разочарования, смерти близких, предательство, сближение с простым народом. Он чувствует, что слишком многое теперь понимает и осознает, можно сказать, предвещает свою гибель: «Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа добра и зла».

Действительно, Болконский получает смертельное ранение и среди других солдат попадает на попечение в дом Ростовых.

Князь чувствует приближение смерти, он долго размышляет о Наташе, понимает ее, «видит душу», мечтает встретиться с любимой, попросить прощения. Он признается девушке в любви и умирает.

Образ Андрея Болконского - пример высокой чести, верности долгу Родине и людям.

Цели урока:

Показать историческое значение Бородинской битвы, выявить истоки героизма русского народа;

Развивать навыки аналитической беседы по тексту произведения;

Воспитывать у учащихся чувство патриотизма и гордости за русскую армию.

Оборудование урока:

Компьютер, проектор, экран;

DVD-проигрыватель;

Стенд «Герои войны 1812 года»;

Иллюстрации к роману Л. Н. Толстого «Война и мир».(материал из ИИП "КМ-Школа")

Эпиграфы к уроку.

"Война - самое гадкое дело на земле." Л. Н. Толстой

"Военных дел недостаточно для спасения страны, между тем как защищаемая народом страна бывает непобедима." Наполеон Бонапарт

Ход урока:

1.ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.

Приветствие учащихся;

Сообщение учителем темы, целей урока.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.

а) Вступительное слово учителя под звуки «Лунной сонаты» Людвига ван Бетховена : Толстого бы не было, если бы мы его не читали. Жизнь его книг – это наше чтение, наше существование в них. Каждый раз, когда кто-то берет «Войну и мир» в руки, жизнь этой книги начинается снова. Мы с вами тоже держим в руках эту великую книгу, в которой Толстой делится с нами своими мыслями о жизни и смерти, о любви, что спасает человека, о славе, чести и бесчестии, о войне, о том, как она переворачивает судьбы людские. Война – это гибель, смерть, кровь, ранения. Война – это страх. И неоднократно Толстой подчеркивает, что война – это преступление, ибо война – это кровопролитие, а любое кровопролитие преступно. Человек и война – одна из ведущих тем романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Сегодня мы поговорим о славной странице истории нашей Родины – о Бородинском сражении. Цель сегодняшнего занятия – доказать, что, действительно, недаром помнят потомки о Бородинском сражении, что Бородинское сражение имело огромное значение в Отечественной войне 1812 года. (Ученики записывают тему урока в тетради).

б) Выступление учащегося о двух полководцах: Кутузове и Наполеоне. Текстовый материал выступления: 1812 год.Отечественная война. Такого нашествия Русь не видела со времен монголо-татарского ига. 22 июня 1812 года Наполеон подписал воззвание своим солдатам: «Солдаты! Пойдем вперед, перенесем войну в пределы России, которая вот уже 50 лет оказывает влияние на дела Европы». Армия Наполеона – самая сильная и многочисленная в Европе. Он сам успешный полководец. Его маршалы – это исторический феномен. Наполеон сам их выбирал из народа там, где видел талант и мужество и не спрашивал бумаг о дворянском происхождении. Это был сильный соперник, и он мог рассчитывать на успех. 20 августа 1812 года русскую армию возглавил Кутузов. Ему 67 лет и жить осталось всего 8 месяцев. Его боевой опыт исчислялся в полвека. Нелегкая жизнь досталась этому человеку, но славная. Много позади боев и походов, трижды он был ранен, лишился правого глаза. Пора бы на покой. Но нет … не время. Именно Кутузов дал приказ отступать к Москве. Недовольны в войсках таким приказом. А Кутузов сказал, хитро прищурив свой единственный глаз: «Кто сказал отступление? Сие есть военный маневр».

в) Работа с текстом 19 главы части 2 тома 3 в форме беседы, чтения отрывков, пересказа сцен и комментирования их.

Учитель: Отступая, войска подошли к Москве. Здесь, возле мало кому известной деревни Бородино, суждено было русским проявить свою доблесть и мужество.

1. Готовились ли русские к Бородинскому сражению? Были ли укреплены позиции? Каково было соотношение сил русских и французов?

2. Почему Кутузов решил дать сражение в таких невыгодных для русской армии условиях? Почему он не решался давать сражение до сих пор?

3. Что учитывал Кутузов, решаясь на сражение?

4. Найдите главную, на ваш взгляд, ключевую фразу в 19 главе, в которой содержится ответ на поставленные вопросы.

(Учащиеся находят нужную фразу, которая высвечивается на экране: «требование народного сражения». Делается вывод о том, что Кутузов, решаясь на сражение, учитывал настроение войска. Вывод записывается учениками в тетради).

г) Анализ эпизода «Пьер Безухов по дороге на Бородинское поле». Работа с текстом 20 главы части 2 тома 3.""

Учитель: Пережить события Бородинской битвы и передать читателю свои мысли и чувства по поводу Бородинского сражения Толстой доверяет некомпетентному в военных делах Пьеру Безухову.

1.Почему Пьер, сугубо гражданский человек, не уехал из Москвы, как другие, а остался и оказался под Бородином? В каком настроении он отправляется на Бородинское поле? (Пьер возбужден, радостен. Он чувствует, что здесь решается судьба Отечества, и, возможно, он станет свидетелем, а если повезет, то и участником грандиозного события).

2.Какую картину мы видим глазами Пьера по дороге на Бородинское поле? Что ему бросается в глаза? Кого он встречает? (Конный полк с песенниками направляется на позиции, навстречу ему – обоз с раненными во вчерашнем бою под деревней Шевардино. Старый солдат обращается к графу Безухову «землячок», и Пьер понимает, что сейчас не та минута, чтобы люди делились на господ и рабов. Происходит какое-то единение людей перед битвою, в которой решится судьба их земли).

3.Как ведут себя солдаты перед боем? Видит ли Пьер панику, страх? (Солдаты шутят, обсуждают завтрашнее сражение. Все торжественно, величественно. Страха нет ни у кого, поэтому нет его и у Пьера).

Учитель: Разнообразными средствами Толстой подчеркивает необыкновенную торжественность и важность наступающих событий. Показано единение людей перед боем: профессиональных военных, ополченцев, Пьера, который свои размышления об увиденном формулирует фразой («…всем народом навалиться хотят» (высвечивается на экране, записывается в тетради).

д) Просмотр фрагмента фильма « Война и мир» (эпизод «Беседа Андрея Болконского и Пьера Безухова накануне Бородинского сражения»). Обсуждение эпизода по вопросам:

1. От чего меньше всего зависит успех сражения, по мнению князя Андрея? (От позиций, численности войска, вооружения). А от чего тогда? (« от того чувства, которое есть в каждом солдате» , т. е. от морального состояния войска, от духа армии).

(Выделенные слова князя Андрея высвечиваются на экране, записываются в тетради).

2. Толстой утверждает: «Война – самое гадкое дело в жизни». Но какую войну устами князя Андрея оправдывает Толстой? (Войну за свою Родину, за землю, в которой лежат наши предки. Такая война справедливая! Она должна быть жестокой, чтобы никто не захотел ее повторения. Князь Андрей говорит: «Французы – враги мои, они преступники. Их нужно казнить», т. е.он утверждает, что к врагу, который пришел на твою землю, нужно испытывать ненависть. Чтобы победить, надо ненавидеть). (Выделенные слова князя Андрея высвечиваются на экране и вместе с выводами записываются в тетради).

е) Анализ эпизода «Пьер Безухов на батарее Раевского». Работа с текстом 31, 32 глав части 2 тома 3 в форме беседы, чтения отрывков, пересказа сцен и комментирования их.

Учитель: Для Толстого война – это тяжелая, будничная, кровавая работа. Понимает это и князь Андрей. Попав на батарею Раевского, Пьер Безухов расстается со своим представлением о войне как торжественном параде.

1.В каком настроении находится Пьер, когда попадает на батарею Раевского? (В веселом, приподнятом, радостном).

2.Как отнеслись бойцы к Пьеру? (Вначале неодобрительно: парадная одежда Пьера совершенно нелепо смотрится среди всего происходящего. Затем, увидев, что он безобидный, солдаты начинают относиться к Пьеру ласково, шутливо, называют его «наш барин»).

3.Что из увиденного меняет настроение Пьера? (Он видит смерть. Первое, что его поразило, - одиноко лежащий мертвый солдат на лугу. А к десяти часам – «человек двадцать унесли с батареи». Но особенно Пьера поразила смерть « молодого офицерика» - «сделалось странно, пасмурно в глазах». )

4.Почему Пьер вызвался бежать за снарядами, когда те закончились? (Ему страшно. Он бежит с батареи не помня себя, подсознательно понимая, что никакие силы не заставят его вернуться к тому ужасу, который он пережил на батарее).

5.Что заставило Пьера вернуться на батарею? (Ящик со снарядами взорвался чуть ли не в руках у Пьера. Он в панике бежит туда, где люди, - на батарею).

6.Какую картину увидел Пьер, вернувшись на батарею? (Почти все солдаты мертвы, на его глазах русский солдат был заколот в спину французом, остальные солдаты взяты в плен).

Учитель: Пьер, схватившись за голову, в полуобморочном состоянии бежит, «спотыкаясь на убитых и раненых, которые, казалось ему, ловят его за ноги». А когда курган освободили, Пьеру еще раз суждено было побывать на батарее, и увиденное его поразило.

Страшную картину Бородинского поля после сражения рисует Толстой.

7.Толстой рисует картину смерти и не жалеет красок. Какую мысль он хочет донести до читателя? (Война – это преступление, кровопролитие. Сколько убитых! А ведь с каждым убитым уходит целый мир. Уходит безвозвратно! Навсегда! Вот что призывает понять Толстой и опомниться).

8.Какое определение дает Толстой победе под Бородином? (Учащиеся находят нужное определение, которое высвечивается на экране: «победа нравственная была одержана русскими под Бородином». Делается вывод о нравственном превосходстве русских солдат в Бородинском сражении).

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.

а) Подведение итогов урока.

Учащиеся анализируют записи в тетрадях, которые высвечиваются также и на экране, и отвечают на вопросы:

1.Благодаря чему русская армия одержала победу?

2.Что главное для победы, по мнению Толстого?

3.От чего зависит успех сражения?

б) Заключительное слово учителя.

Армия Наполеона была сильнее. Все военные факторы были учтены, все он предусмотрел. Не учел он только одного обстоятельства, которое и решило исход войны, а именно, что вместе с армией поднимется на борьбу весь русский народ и будет отчаянно сражаться за свою землю, что это будет война не на жизнь, а на смерть. Войну 1812 года историки назвали Отечественной. Дважды в истории нашей страны войнам давали это название. И казалось бы, все враги наши должны были усвоить главный урок Бородинской битвы: не ходи на Москву! Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет. Но все в истории повторяется. В ней есть знаковые даты. Тоже 22 июня 1941 года (через 129 лет!) Гитлер пожелал покорить Русь. Началась Великая Отечественная война.Отечественные войны… Это священные войны, когда все от мала до велика были объединены одним чувством и одним желанием. И тогда они становились непобедимыми и заставляли дивиться этому весь мир. Это был патриотизм самой высокой пробы. У Марины Цветаевой есть стихотворение «Генералам 12-го года», которое она посвящает всем героям Отечественной войны. Лишь малая часть их портретов находится на нашем стенде. Обратите на них свое внимание, они заслуживают этого. Совсем юные лица, но они знают, что такое Отечество, что значит защищать свою землю, что такое офицерская честь.

(Учащиеся рассматривают стенд, а в это время звучит фрагмент романса Настеньки из кинофильма «О бедном гусаре замолвите слово» на слова М. Цветаевой муз. А. Петрова).

в) Домашнее задание:

1.Анализ глав 22-38 из тома 3 части 2.

2.Подготовить сравнительную характеристику образов Кутузова и Наполеона.

г) Анализ ответов учащихся и выставление оценок.

Занятия № 10-11

Отечественная война 1812 года в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

Бородинское сражение в романе.

Цели:

    воспитательная:

    воспитание любви к вдумчивому чтению произведений русской литературы, внимательного отношения к слову;

    воспитание патриотизма, чувства национальной гордости за славные дела предков, героическое прошлое нашего народа;

    образовательная:

    создание условий для формирования представления об Отечественной войне 1812 года;

    обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе исследования романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» по теме занятия;

    развивающая:

    совершенствование навыков работы с текстом, умения анализировать прочитанное;

    предоставление возможности для раскрытия творческого потенциала студентов;

    формирование умения проводить поиск информации в источниках разного типа;

    формирование собственной позиции по обсуждаемым проблемам.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Вид урока: урок-практикум.

Методические приёмы: беседа по вопросам, пересказ текста, выразительное чтение текста, просмотр эпизодов из художественного фильма, сообщения студентов.

Прогнозируемый результат:

    уметь находить самостоятельно материал по теме и систематизировать его.

Оборудование : тетради, художественный текст, компьютер, мультимедиа, презентация, художественный фильм.

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

    Слово преподавателя.

Народ, по Льву Толстому, превращается в толпу и теряет чувство простоты, добра и правды, когда лишается исторической памяти, а значит, и всех культурных, нравственных традиций, которые вырабатываются тысячелетиями его истории. Проблема исторической памяти особенно полнозвучно должна звучать в наше нелегкое время.

В истории России много блестящих страниц, которыми мы гордимся. Одна из них – это победа нашего народа в Отечественной войне 1812 года над Наполеоном. Это событие оценили не только историки, но и великий русский писатель Лев Николаевич Толстой.

    Обсуждение темы и целей урока.

III . Совершенствование знаний, умений и навыков.

    Слово преподавателя.

В ходе работы над романом «Война и мир» Лев Николаевич использовал подлинные исторические документы - приказы, распоряжения, диспозиции и планы сражений.

Вводя в своё повествование подлинные документы, позаимствованные в трудах историков или найденные в архивах, Толстой, как правило, не меняет в их тексте ни одного слова. Но все они служат одной цели - глубокому раскрытию роли исторических лиц, ставших действующими лицами «Войны и мира».

Характеризуя свою работу над документальными источниками, писатель указывал: «Везде, где в моём романе говорят и действуют исторические лица, я не выдумывал, а пользовался материалами…»

    Сообщение студента. Историческая справка о войне 1812 года.

    Анализ текста.

    Как характеризует Толстой войну, начавшуюся в 1812 году?

«...Началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Война - преступление. Толстой не делит сражающихся на нападающих и обороняющихся. «Миллионы людей совершали друг против друга такое бесчисленное количество злодеяний, которого в целые века не соберет летопись всех судов мира и на которые, в этот период времени, люди, совершавшие их, не смотрели как на преступления».

    Какова же причина этого события?

    Как относилась французская армия к своему императору?

Восторженное обожание окружало Наполеона. «На всех лицах этих людей было одно общее выражение радости ... и восторга и преданности к человеку в сером сюртуке...» Его сопровождают « восторженные крики», перед ним скачут « замиравшие от счастья, восторженные ... егеря», он кладет подзорную трубу на спину «подбежавшего счастливого пажа». Здесь царит одно общее настроение. «Люди самых разнообразных характеров и положений в обществе» одинаково подчинены одному стремлению, выражением которого («ярлыком») является этот человек в сером сюртуке. Все эти люди лишились свободы, ими движет одно желание.

    О чем мечтают во французских войсках?

О дворцах в Москве, о землях в Индии. Это - единство, рожденное стремлением к грабежу, к захватам.

    Чтение эпизода «Переправа через Неман».

Что сделали польские уланы при переправе? - Они переплыли реку, не отыскивая брода. Полковник, «старый человек», «как мальчик», просил разрешения переплыть реку на глазах императора. Лошадь - и та замялась у реки, но полковник « злобно толкнул» ее. В воде у улан проснулся инстинкт самосохранения. В воде «было холодно и жутко... Уланы цеплялись друг за друга...» Но они «гордились тем, что они плывут и тонут в этой реке под взглядами человека, сидевшего на бревне и даже не смотревшего на то, что они делали».

Влекомые единой жаждой обогащения, жаждой грабежа, потерявшие внутреннюю свободу, солдаты и офицеры французской армии искренне верят, что Наполеон ведет их к счастью.

    Ждали ли русские войны и как готовился к войне царь?

Да, «все ее ожидали». Но «ничего не было готово» к ней, «общего плана действий не было... Общего начальника над всеми армиями не было...» Толстой осуждает бездействие Александра и его придворных. Все их стремления «были направлены только на то, чтобы... приятно провести время, забыть о предстоящей войне».

Царь танцует с Элен, а в это время на Россию нападает враг. Александр пишет Наполеону письмо, начинающееся словами: «Государь, брат мой», хотя этот брат уже нарушил братскую договоренность в Тильзите. Наполеон тоже пишет письмо «брату» Александру о том, что не хочет войны, фактически уже начав ее.

Война только началась, а все окружение царя уже вступает в соревнование за то, чтобы извлечь из нее побольше выгод.

    Каким Наполеон предстал перед Балашовым? Зачитайте его внешность.

«Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшемся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивавших жирные ляжки коротких ног... Белая пухлая шея его резко выступала из-за черного воротника мундира...» Внешность довольно непривлекательная. Но надо признать, что таким нам известен Наполеон и по портретам

    Какова манера речи у Наполеона?

У него с языка не сходит слово «я»: «Я все знаю», «я могу сделать», «моя дружба», «я выгоню», «мое дело». Он не дает возможности высказаться собеседнику. «Ему... нужно было говорить одному самому, и он продолжал говорить с тем красноречием и невоздержанием раздраженности, к которому так склонны балованные люди»; «...Чем больше он говорил, тем менее он был в состоянии управлять своею речью».

    Чтение эпизода «Николай Ростов на войне».

    Как теперь понимает Николай Ростов смысл войны?

Николай понял, что война - это не серия героических подвигов, а прежде всего особый быт. И он любил этот быт.

    Как же возникает то, что называют подвигом, за что выдают награды?

Толстой показывает, как по инициативе Николая Ростова павлоградцы атаковали французских драгун и как Ростов взял в плен одного из них.

    Почему Ростов решил атаковать французов?

Он «сам не знал, как и почему он это сделал... Он видел, что драгуны близко, что они скачут, расстроены; он знал, что они не выдержат, он знал, что была только одна минута, которая не воротится, ежели он упустит ее». Именно тот, кто чувствует такую минуту, и решает исход дела. Николай Ростов почувствовал ее, - и бой выигран. Ростов был убежден, что будет наказан за своевольство, т. е. за нарушение военного плана , но он был награжден. И это еще раз убеждает: планы - ничто, а инстинкт минуты - все. Военный опыт выработал в нем умение мгновенно разбираться в ситуации, выработал это чутье человека, который, полезен в армии.

    Чувствовал ли себя Николай героем, считал ли он, что совершил подвиг во имя отечества?

Нет, он с удивлением спрашивал себя: «Так только-то и есть всего то. что называется геройством? И разве я это делал для отечества?»

    Что почувствовал Николай после того, как ударил французского драгуна?

«В то же мгновение, как он сделал это, все оживление Ростова вдруг исчезло».

    Что поразило его в раненном им враге?

«Лицо его, бледное и забрызганное грязью, белокурое, молодое, с дырочкой на подбородке и светлыми голубыми глазами, было самое не для поля сражения, не вражеское лицо, а самое простое комнатное лицо». Он увидел не врага, а человека. Инстинкт борьбы уступил место инстинкту любви к человеку.

    Что нашел князь Андрей в русской армии

Полную неразбериху, отсутствие единого руководства.

    Какое новое чувство и когда охватило Андрея?

«Пожар Смоленска и оставление его были эпохой для князя Андрея. Новое чувство озлобления против врага заставляло его забывать свое горе».

    Как князь Андрей теперь относится к людям?

«...Он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними... Но добр и кроток он был только со своими полковыми, с Тимохиным и т. п. ...как только он сталкивался с кем-нибудь из своих прежних, из штабных, он тотчас опять ощетинивался: делался злобен, насмешлив, презрителен». Он не любил людей прежнего своего мира. Он приобщился к новому миру, миру солдат.

    Принял ли этот мир князя Андрея?

Да, «в полку его называли наш князь , им гордились и его любили». Солдаты любят князя Андрея; а царю было противно все его существо, и в свете князя Андрея называли гордецом. Вспомните, что о нем говорила Перонская: «Терпеть не могу... и гордость такая, что границ нет... Смотрите, как с дамами обращается...» («Он дамам к ручке не подходит»). К этому миру и сам Болконский испытывает отвращение. «Все, что связывало его воспоминания с прошедшим, отталкивало его...» Только воспоминания о родных Лысых Горах были дороги ему.

    Слово преподавателя.

В то время как князь Андрей, Ферапонтов, солдаты, жители Смоленска прониклись общим чувством ненависти к врагу, чувством непосредственным, не вызванным никакими соображениями, - в петербургском высшем обществе; это чувство никем не овладело. В Петербурге были созданы два кружка: кружок Анны Павловны жил прежней жизнью: Бонапарт - враг, мечтали здесь о поражении Наполеона. Другой кружок - кружок Элен - отстаивал точку зрения: мир с Наполеоном на любых условиях.

    Верил ли Кутузов в благоприятный для России исход войны?

Да. У Кутузова был своего рода оптимистический фатализм. Он твердо верил в победу России и говорил князю Андрею, что французы, как в прежнюю кампанию турки, будут лошадиное мясо есть.

    Как эта кутузовская уверенность повлияла на князя Андрея?

Князь Андрей после свидания с Кутузовым «вернулся к своему полку успокоенный насчет общего хода дел и насчет того, кому оно вверено было».

Толстой не отрицает роли личности вообще. Он утверждает, что военный или политический руководитель может принести пользу, если постарается внушить свою веру в благоприятный их исход массам. Вспомним, какое влияние на солдат и офицеров имело пребывание на поле боя Багратиона во время Шенграбенского сражения: «Начальники, с расстроенными лицами подъезжавшие к князю Багратиону, становились спокойнее, солдаты и офицеры весело приветствовали его и становились оживленнее в его присутствии и, видимо, щеголяли перед ним своею храбростью». Мы это называем руководством моральным состоянием войск. Толстой не отрицает сознательного воздействия Кутузова на дух армии.

    Откуда же эта сила веры и прозрения Кутузова?

От его связи с национальным духом. «А главное, - думал князь Андрей, - почему веришь ему, это то, что он русский... На этом же чувстве, которое более или менее смутно испытывали все, и основано было то единомыслие и общее одобрение, которое сопутствовало народному, противному придворным соображениям, избранию Кутузова в главнокомандующие». Кутузов родствен всему народу; не случайно так часто повторяется слово «отец» в применении к Кутузову. Придворные круги из понятия «народ» Толстым исключаются.

    Как реагирует Кутузов на сообщение князя Андрея о смерти старика Болконского?

«Он обнял князя Андрея, прижал его к своей жирной груди и долго не отпускал от себя. Когда он отпустил его, князь Андрей увидал, что расплывшиеся губы Кутузова дрожали и на глазах были слезы». Позже он сказал князю Андрею: «Помни, что... я тебе не светлейший, не князь и не главнокомандующий, а я тебе отец ». Ему хотелось бы сбросить с себя тяжесть чинов, званий, а быть просто отцом для всех. Это выражается и в его внешнем облике.

    Каким увидел князь Андрей Кутузова?

Кутузов, «тяжело расплываясь и раскачиваясь, сидел на своей бодрой лошадке». Слезая с лошади, «он вынул левую ногу из стремени, повалившись всем телом, и, поморщившись от усилия, с трудом занес ее на седло, облокотился коленкой, крякнул и спустился на руки к казакам и адъютантам, поддерживавшим его». Ничего от гарцующего на коне героя-полководца. Время руководства тяжело Кутузову.

    Слово преподавателя.

Любимые толстовские герои в войне с Наполеоном хотят найти что-то великое, что должно открыть им правду.

    С каким чувством едет Пьер в армию?

«Он испытывал теперь приятное чувство сознания того, что все то, что составляет счастье людей, удобства жизни, богатство, даже самая жизнь, есть вздор, который приятно откинуть в сравнений с чем-то...» Пьер еще не знает этого чего-то . Но он знает, что на пути к нему надо отказаться от того вздора, который составляет счастье обывателей. «Его не занимало то, для чего он хочет жертвовать, но самое жертвование составляло для него новое радостное чувство».

    Бородинское сражение.

    Хотели ли начальники обоих войск сражения при Бородине?

Толстой утверждает, что, «давая и принимая Бородинское сражение, Кутузов и Наполеон поступили непроизвольно».

    В восприятии какого героя показано нам Бородинское сражение?

Толстой избрал для этой роли Пьера. Он - штатский, а потому менее привязан к определенному месту боя.

    Что казалось Пьеру странным?

«Кавалеристы идут на сраженье и встречают раненых, и ни на минуту не задумываются над тем, что их ждет, а идут мимо и подмигивают раненым. А из этих всех 20 тысяч обречены на смерть...» Жизнь и здоровая радость встречает смерть и муки и не желает думать о том, что все преходяще. Это закон природы. Пьер ждет, что здоровые веселые люди, идя в бой, будут думать о смерти. Но жизненная сила более могуча, чем сила смерти. Пьера охватывает чувство торжественности .

    Что сказал Пьеру солдат, стоявший за телегой?

«Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва». Пьеру эти слова показались неясными по смыслу, но он понял все то, что хотел сказать солдат.

    Когда Пьер еще яснее понял слова солдата о том, что « всем народом навалиться хотят »?

Когда он увидел мужиков, работающих на будущем поле сражения. «Вид этих работающих на поле сражения бородатых мужиков с их странными неуклюжими сапогами, с их потными шеями и кое у кого расстегнутыми косыми воротами рубах, из-под которых виднелись загорелые кости ключиц, подействовал на Пьера сильнее всего того, что он видел и слышал до сих пор о торжественности, значительности настоящей минуты».

Приближается минута, когда должна окончательно выявиться сущность каждого человека, определиться цена его жизни.

    Что думал о предстоящем сражении князь Андрей?

«Он знал, что завтрашнее сражение должно было быть самое страшное изо всех тех, в которых он участвовал

    Во что же верит князь Андрей? Каковы его соображения об исходе завтрашнего сражения?

Он считает, что сражение это будет выиграно. Успех его не зависит, по мнению князя Андрея, «ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа», а зависит «от того чувства, которое есть во мне, в нем, - он указал на Тимохина, - в каждом солдате». В это могучее нравственное чувство, объединяющее людей, которые испытывают одно горе, верит князь Андрей.

    Что говорит о войне Андрей?

Война - это «самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это, и не играть в войну. Надо принимать строго и серьезно эту страшную необходимость». Князь Андрей не говорит о справедливых и несправедливых войнах. Война - вообще преступление. «Цель войны - убийство, орудия воины - шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые военными хитростями.

    Чтение описания картины, открывшейся восхищенному взору Пьера.

Свет «с золотым и розовым оттенком», «дальние леса... точно высеченные из какого-то драгоценного желто-зеленого камня», « золотые поля и перелески», « солнце , брызнувшее из-за туч, и этот туман , пронзенный молниями выстрелов», - все это возбуждает в Пьере чувство, которое он заметил раньше и на лице князя Андрея, и на лицах солдат и ополченцев. Начало сражения рисуется Толстым торжественными красками. «Н а всех лицах светилась теперь та скрытая теплота... чувства, которое Пьер замечал вчера и которое он понял совершенно после своего разговора с князем Андреем». Это - самое начало сражения. Торжественность предстоящего дня разжигает теплоту патриотизма. Пьер рад, что испытываемое им испытывают все. Он вырван из своего одиночества, он чувствует себя частью общего .

    Какое выражение лица у Пьера в первые часы Бородина?

Он все время улыбается. Это и улыбка застенчивости (он чувствует себя лишним на поле боя в своем штатском костюме), и улыбка радости. «С улыбкой , не сходившею с его лица, он оглядывался вокруг себя»; « с бессознательно-радостной улыбкой ... смотрел на то, что делалось вокруг него».

    Какое впечатление производил на окружающих Пьер? Как отнеслись к нему солдаты?

Сначала все раздражены, а потом тоже смотрят на него с улыбкой - «чувство недоброжелательного недоуменья к нему стало переходить в ласковое и шутливое участие». Сначала солдаты увидели в Пьере просто любопытствующего барина, и они неодобрительно покачивали головами, глядя на него. Но потом почувствовали в Пьере что-то внушающее им уважение.

    Что удивляло солдат в Пьере?

Прежде всего его, как они думали, храбрость. Он «прохаживался по батарее под выстрелами так же спокойно, как по бульвару».

    Как стали его называть солдаты?

« Наш барин», - так же как князя Андрея в его полку называли « наш князь». Пьер чувствует свое родство с этим миром, и люди этого мира считают его своим.

    Просмотр эпизода из фильма «Пьер на батарее Раевского».

    Что особенное почувствовалось Пьеру на батарее Раевского?

«...Здесь чувствовалось одинаковое и общее всем, как бы семейное оживление». Смех и веселье выражали не легкомыслие перед лицом смерти, а нервное напряжение людей, радостно чувствовавших, что они сообща, по-семейному делают какое-то великое, полезное дело. С каждой минутой сражения все сильнее и сильнее разгорался в людях внутренний огонь. Пьер чувствовал, что и в его душе «точно так же» разгорается этот огонь.

Но как-то незаметно, на каком-то невидимом рубеже это торжественное чувство затухает, и на смену ему приходит ужас.

    Какие два впечатления сильно повлияли на эту смену настроения Пьера?

Сначала - смерть молоденького офицера. «Вдруг что-то случилось: офицерик ахнул и свернувшись сел на землю, как на лету подстреленная птица». Затем - взрыв ящиков с зарядами: «Вдруг страшный толчок откинул Пьера назад, на землю. В то же мгновение блеск большого огня осветил его, и в то же мгновенье раздался оглушающий, зазвеневший в ушах гром, треск и свист». Если раньше внимание Пьера было сосредоточено на разгоравшегося внутреннего огня, то теперь этот оглушительный взрыв заставил его оглянуться вокруг себя. Война открывается ему, наконец, во всем ее ужасе. Склонный к резким сменам настроения, Пьер уже «не помнил себя от страха». Он бежит сначала на батарею, а потом, увидев, что она занята французами, - под гору, спотыкаясь на убитых и раненых, которые, казалось ему, ловят его за ноги».

    Чтение эпизода.

Толстой нагнетает атмосферу ужаса. «Молоденький офицерик сидел в луже крови »; «краснорожий солдат все еще дергался , но его не убирали»; «...из того семейного кружка, который принял его к себе, он не нашел никого». Теперь ничто не оправдывает эту бойню. Пьер видит «изуродованные страданием лица». Ему приходит в голову мысль: «Нет, теперь они оставят это, теперь они ужаснутся того, что они сделали!»

    Слово преподавателя.

Ко второй половине первого дня сражения Кутузов пришел к выводу о победе русских войск, а Наполеон - к выводу о своем поражении. Но сражение продолжалось, теперь уже без всякого смысла. Оно превратилось, в изображении Толстого, в бессмысленную бойню.

    Чтение эпизода «Описание положения, в котором находился полк князя Андрея».

«Полк был двинут вперед... на тот промежуток между Семеновским и курганною батареей, на котором в этот день были побиты тысячи людей и на который во втором часу дня был направлен усиленно-сосредоточенный огонь из нескольких сот неприятельских орудий»; «Не сходя с этого места и не выпустив ни одного снаряда , полк потерял здесь еще третью часть своих людей».

    На что были направлены все силы князя Андрея и людей его полка?

«Все силы его души точно так же, как и каждого солдата, были бессознательно направлены на то, чтоб удержаться только от созерцания ужаса того положения, в котором они были».

    Чтение эпизода «Смерть Болконского».

Последние мысли князя Андрея: «Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух...» Раненный в живот, он «рванулся в сторону», - это был порыв к жизни, порыв к тому, чего он раньше не понимал, к счастью простого наслаждения жизнью и любовью к ней.

    Вывод.

    Какая же армия победила в Бородинском сражении?

Внешнее впечатление, как показывает Толстой, таково, что никто не победил. Но все же Толстой признает победу за русскими. «Не та победа, которая определяется... тем пространством, на котором стояли и стоят войска, а победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии...»

    Какое значение придает Толстой Бородинскому сражению?

Он считает, что следствием его было «бегство Наполеона из Москвы... погибель 500-тысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородином была наложена рука сильнейшего духом противника». День Бородина, по мысли Толстого, - день торжества русского духа. Эту мысль Толстой - историк и философ - проводит во всех главах, где говорит о Бородинском сражении. Но вторая мысль, которая вырастает из художественного описания сражения, - это столь же дорогая Толстому мысль о жестокости, бесчеловечности - войн, о том, что Войны возможны только из-за «помрачения» человеческого разума. Просветленному же разуму, по мнению Толстого, становится ясна правда; эта правда - в любви ко всем людям, в любви даже к врагам.

IV . Информация о домашнем задании.

1. Чтение текста.

Кутузов и Наполеон.

2. Сообщение. Историческая справка о Наполеоне.

3. Сообщение. Историческая справка о Кутузове.

V . Подведение итогов.

VI . Рефлексия.