Интересные факты из жизни жанны дарк. Жанна д’Арк: история мифа

В истории любого периода существуют такие явления и персонажи, изучение которых возможно сразу в нескольких контекстах, будь то политический, религиозный, социальный или общекультурный. Исследование этих персонажей помогает ученым и историкам сделать более полные выводы о времени, об эпохе и о жизни наших предков. Один из таких важных персонажей для понимания истории Средних веков — Жанна д’Арк.

При каких обстоятельствах на исторической арене появилась Жанна д’Арк? Франция пребывает в состоянии войны с Англией, той самой войны, которая впоследствии получит название Столетней. Французы терпят одно поражение за другим, у них остается единственный город, который преграждает англичанам путь на юг Франции, — Орлеан. Город осажден, дофин — будущий французский король Карл VII — ничем не может помочь. Он лишен казны, его армия ослабла, кажется, что Франция очень скоро проиграет войну. И вот весной 1429 года ко двору прибывает никому еще не известная Жанна д’Арк и заявляет, что спасет королевство. Всего через два месяца она оказывается во главе войска, которое отправляется под Орлеан держать бой с англичанами.

«Непонимание того, кем она является, сопровождает Жанну д’Арк не только при дворе Карла VII, но и на протяжении всей ее очень недолгой политической карьеры, которая заканчивается в 1431 году. Жанна д’Арк, по всей видимости, обладала исключительным даром убеждения, иначе очень сложно понять, как она смогла уговорить Карла и его окружение поверить ее словам».

Ольга Тогоева

Уже в мае 1429 года осада Орлеана снята, город остается французским и не сдается англичанам. За этим следует так называемая неделя побед в долине Луары, когда французские войска под предводительством Жанны д’Арк освобождают небольшие городки вокруг Орлеана. 17 июля 1429 года Жанна сопровождает Карла в Реймс на его коронацию — и тот наконец-то становится законным правителем Франции. А после, в сентябре того же года, Жанна предпринимает штурм Парижа, чтобы вернуть своему новоиспеченному королю столицу, но безуспешно. Париж не покорен, и это становится первой неудачей для Жанны д’Арк; постепенно спасительница Франции все больше отдаляется от двора, веры в нее становится все меньше. До мая 1430 года она продолжает небольшие военные кампании, а затем попадает в плен к бургундским войскам, союзникам англичан. Оттуда ее везут в Руан, где происходит суд, а затем и сожжение.

«Уже современники пытаются осмыслить, кем является Жанна д’Арк. Естественно, что для сторонников Карла VII она божественная посланница, истинный пророк, чьи предсказания сбываются. Она ведет за собой войско, и это войско одерживает одну победу за другой. Таким образом, они видят в ней воплощение божественной воли. Совершенно другое впечатление Жанна д’Арк производит на противников, англичан, которые постоянно пишут о том, что она ведьма. О том, что ей нельзя верить, она обманом втерлась в доверие к королю и его окружению, она околдовала их, она заставила их поверить ее словам и ее устами говорит не Господь, а сам дьявол. Это противопоставление двух образов — истинный пророк или ложный, ведьма или, может быть, святая, — сопутствует Жанне д’Арк на протяжении всей ее недолгой политической карьеры».

Ольга Тогоева

Любопытно, что в последующие за сожжением 20 лет о ней почти не вспоминают — именно потому, что никто не знает, как к ней относиться. И только в 1456 году происходит процесс по реабилитации Жанны д’Арк, аналогов которому нет в истории Средних веков. Церковная и королевская французская власть выстраивает новый образ Жанны д’Арк. И именно этот образ остается в памяти людей — образ настоящего пророка, практически образ святой. 

Конспект

Принято считать, что в XVI-XVII веках о Жанне д’Арк совершенно забыли. Это не совсем так. Действительно, в хрониках и анналах этого времени о ней не находится практически ничего. Но в том же XVI веке появляется другой жанр — жизнеописания знаменитых людей, и в этих работах Жанна д’Арк занимает одно из центральных мест. Однако по сравнению с XV веком, в хрониках которого Жанна представала робкой богобоязненной девушкой, ее образ довольно сильно меняется. Теперь это активная женщина, героиня, которая искренне ненавидит врагов Франции и делает все для того, чтобы изгнать их с родной земли.

«Теперь Жанну д’Арк сравнивают отнюдь не со средневековыми святыми, как это было раньше. Ее даже не сравнивают с Иисусом Христом, что тоже было некогда очень популярно. Главными для сравнения становятся героини античности — это Афина Паллада, это Камилла, это королева амазонок Пентесилея, и наконец, это Беллона, мать — или, по другим данным, сестра — бога Марса, бога войны. Также очень часты в это время и сравнения Жанны с мужчинами, с героями античной истории. Это Кастор и Полидевк, это Геракл, это Ганнибал, Юлий Цезарь и Александр Македонский. Она приравнивается к ним — и именно этот новый образ, очень кровожадный и воинственный, преобладает на протяжении всего раннего Нового времени».

Ольга Тогоева

В то же время огромное внимание уделяется еще одному качеству Жанны, на котором настаивала и она сама, — ее девственности. В раннее Новое время Жанну, как и в Средние века, продолжают сравнивать с Девой Марией. Образ воинствующей Богородицы и образ воинствующей Жанны д’Арк стоят рядом, тем более что возникают эти два образа на фоне религиозных войн между католиками и протестантами во второй половине XVI века.

«Как религиозные войны Нового времени сказываются на трактовке образа Жанны д’Арк? Протестанты не приемлют саму идею девственности — они сомневаются в том, что Дева Мария была девственна после рождения Иисуса Христа. Таким образом, они полностью отметают эту возможность и для Жанны д’Арк. Точно так же протестанты с большим сомнением относятся к институту святости — они не верят в то, что существуют святые, которых так чтят католики. На фоне постоянного противопоставления протестантской и католической этики католики идут в поход на протестантов и начинают все активнее пропагандировать святость Жанны д’Арк».

Ольга Тогоева

Первая попытка обосновать святость Жанны д’Арк была сделана французской писательницей Мадлен де Скюдери в начале XVII века. В качестве аргументов она приводила девственность, скромность и набожность Жанны. Кроме того, де Скюдери превозносила ее способность творить чудеса, то есть давать истинные пророчества.

Уже к концу XVII века, в 1672 году, появляется первый официальный призыв к канонизации Жанны д’Арк, исходивший от представителя церкви, — идею поддерживает и такой выдающийся политический деятель, как кардинал Ришелье, первый министр короля. Он старается активно пропагандировать культ Жанны д’Арк во Франции и заказывает авторам серии художественных произведений о Жанне. Самым известным из всех стала поэма «Освобожденная Франция» Жана Шаплена. Главной задачей автора было утверждение святости его героини — и через это утверждение сильной королевской власти: сильному королю помогает женщина, и эта женщина по определению могла быть только святой. Тем не менее издание поэмы, которое должно было подхлестнуть французское общество и убыстрить процесс канонизации Жанны д’Арк, на самом деле сыграло с образом героини злую шутку. Поэма оказалась настолько слаба, что, наоборот, сделала из Жанны д’Арк предмет насмешек. 

Конспект

«Пусть — Франция, война, победа;
Однако лебедя любила Леда,
Однако дочь Миноса-старика
Всем паладинам предпочла быка,
Орел унес, лаская, Ганимеда,
И бог морей, во образе коня
Филиру пышнокудрую пленя,
Был вряд ли обольстительней меня».

Перед нами речь влюбленного из поэмы «Орлеанская девственница» Вольтера. Речь, обращенная к Жанне д’Арк, в которой он уверяет свою избранницу в том, что ей вовсе не обязательно хранить девственность, чтобы защищать страну от захватчиков. Устами этого героя, влюбленного в Жанну д’Арк, говорит сам Вольтер — это его собственное мнение: не нужна девственность для того, чтобы защитить страну.

Но необычна эта речь тем, что произносит ее не кто иной, как боевой осел Жанны. Многими современниками Вольтера Жанна д’Арк уже считалась святой, в поэме же ставилось под сомнение одно из главных условий ее канонизации — ее девственность. Зачем Вольтеру так поступать с национальной героиней? Он считал абсурдной идею, что именно девственность помогла Жанне привести французские войска к победе; для него главное в героине — ее уверенность в своих поступках, простота нрава и благоразумие.

«Вольтер, будучи рационалистом, совершенно рационалистически объясняет и появление Жанны д’Арк, и ее политическую и военную карьеру. Он очень скептически относится ко всем легендам, которые окружали эту героиню. Вольтер сомневается в том, что у Жанны д’Арк были откровения, он не верит в то, что она совершала какие-то чудеса. Ему вообще чужда идея боговдохновенности. Так же критично он относится и к идее канонизации Жанны д’Арк. И в частности — к ее девственности».

Ольга Тогоева

Произведение Вольтера было задумано как ответ на неудачную поэму Жана Шаплена «Освобожденная Франция» второй половины XVII века, в которой особенно важна была именно святость Жанны. Вольтер начинает писать свою поэму в 1730 году и через год заканчивает четыре главы, которые с огромным успехом расходятся в списках по всей Европе. К 1752 году он заканчивает 14 песен, но собирается завершить поэму, так как появляется слишком много пиратских изданий, в которых авторский текст оказывается изменен и сопровождается скабрезными гравюрами. К 1762 году он доводит поэму до конца и издает ее. То есть на протяжении 43 лет вся Европа читает «Орлеанскую девственницу».

Но возникает вопрос: почему Вольтер выбирает именно осла? С одной стороны, это сказочный сюжет, осла дарит сам Господь для того, чтобы тот помогал Жанне в ее военных подвигах. С другой стороны, осел — очень опасное животное. Поэма Вольтера была изначально рассчитана на образованный круг читателей, которые понимали отсылки к древнегреческой и римской традициям, где осел — животное, связанное с сексуальной распущенностью, с развратом.

«В осла вселяется демон, который дает животному речь и заставляет его влюбиться в Жанну д’Арк, та слушает осла и даже начинает сомневаться: не стоит ли ей, действительно, проститься со своим обетом и принять ухаживания такого влюбленного существа? Но все‑таки Жанна не отвечает на призывы осла. Во всяком случае, так происходит в авторском тексте Вольтера. В пиратских же изданиях поэмы (которые особенно были популярны в Англии) все заканчивалось совсем иначе: Жанна д’Арк отвечала на притязания осла, и поэма завершалась песней, в которой она отдавалась влюбленному в нее животному, а на упреки ее ближайшей подруги Доротеи отвечала: „Ах, если б ты знала, какой он любовник“».

Ольга Тогоева

У Вольтера Жанна, конечно, отказывает ослу во взаимности, но тем не менее отдается влюбленному в нее графу Дюнуа. За стенами спальни происходит финальное сражение с англичанами за Орлеан, город отвоеван, Жанна д’Арк лишается невинности. То есть, по замыслу автора, тот факт, что Жанна теряет девственность, совершенно не мешает ей быть победительницей и противостоять врагу. Собственно, поэма была написана Вольтером, чтобы продемонстрировать абсурдность идей французских католических авторов, пропагандировавших девственность Жанны и настаивающих на ее святости.

«Французское общество оказалось после выхода поэмы Вольтера расколото на два лагеря. Первый — католические круги, которые протестовали очень жестко против публикации „Орлеанской девственницы“, она была занесена в индекс запрещенных книг. Второй — либеральные круги, которые с восторгом восприняли появление этой поэмы и при возвращении Вольтера в Париж из его швейцарского поместья Ферне встречали его криками „Да здравствует ‚Девственница‘!“».

Ольга Тогоева

Конспект

На протяжении веков восприятие образа Жанны д’Арк постоянно менялось. Для второй половины XVIII века характерна острая реакция французского общества на любые произведения, посвященные Жанне д’Арк, к какому бы жанру они ни относились. Католики активно пытаются канонизировать Жанну, интеллектуалы во главе с Вольтером, настаивая на значимости героини, не признают ее чудес, девственности, а соответственно, и святости. Канонизации Жанны мешают и политические события во Франции конца XVIII века.

«Происходит революция, и о Жанне забывают на некоторое время, потому что она ассоциируется исключительно с королевской властью, а французы свергли короля — и теперь больше не должны помнить о героине, которая способствовала укреплению монархии, а вовсе не ее свержению. И только в 1803 году Наполеон Бонапарт, еще не император, но уже первый консул республики, возрождает почитание Жанны д’Арк в Орлеане, где в ее честь еще в XV веке был учрежден специальный праздник. Революционные события отменяют этот праздник, и Наполеон своим особым декретом указывает, что вновь орлеанцы могут его праздновать».

Ольга Тогоева

Особое место в истории канонизации Жанны д’Арк занимает, конечно же, город Орлеан. Именно здесь был создан совершенно особый корпус исторических сочинений, ей посвященных. Причем создавались они даже сразу после того, как она была осуждена церковью как еретичка. Но наибольшей активности орлеанский епископат достигает начиная с 1849 года, когда кафедру занимает монсеньор Феликс Дюпанлу, выдающийся представитель французской католической церкви, сенатор, человек, искренне любивший и почитавший Жанну д’Арк. Именно он первым добивается от Папского престола согласия на начало процесса канонизации.

«Для того чтобы собрать необходимые документы для канонизации, нужно было собрать свидетельские показания. В случае Жанны д’Арк это было совершенно невозможно сделать: все свидетели умерли еще в XV веке. Дюпанлу пошел по другому пути. Он использовал материалы и обвинительного, и реабилитационного процессов Жанны д’Арк и попросил сотрудников своей канцелярии сделать большие выписки оттуда. Эта своеобразная шпаргалка была предложена наиболее достойным жителям города Орлеан, которые и стали „свидетелями“ на процессе. По этой шпаргалке они должны были давать свои показания».

Ольга Тогоева

Тем не менее попытки канонизировать Жанну ни к чему не приводят. В 1875 году свидетельские показания с орлеанского процесса отправлены в Рим, откуда в скором времени приходит отказ — на том основании, что во Франции якобы уже существует культ Жанны д’Арк. Разумеется, реальная причина заключалась в том, что инициативу Дюпанлу не поддержало французское правительство. В результате канонизация отложилась еще на полвека.

Официально Жанна наконец была канонизирована только в 1920 году папой Бенедиктом XV. Главным обстоятельством, поспособствовавшим ее канонизации, стала Первая мировая война. Во Франции печатались плакаты с изображениями Жанны д’Арк, в ее честь служили мессы. Жанна стала восприниматься французами как защитница страны от захватчиков.

«Точно так же, как в XV веке, в Первую мировую войну Жанна воспринималась как защитница Франции от интервентов. И на волне этого народного почитания французское правительство пошло на уступки, поддержав идею католической церкви о канонизации. Отныне она является покровительницей Франции и отдельно покровительницей Французских вооруженных сил наравне с Девой Марией».

Ольга Тогоева

And I dream I"m an eagle, and I dream I can spread my wings... (ABBA)

Подборка, найденная когда-то давно на сайте, где теперь страница про продажу автомобилей.

"Кто не рискует, тот не пьет бессмертия. Вас сожгут только один раз. А приговор обывателей над пеплом вас не коснется. Мертвым не больно." (Валерия Новодворская.)

Франция Жанны Д арк

Мне надо, поднявшись, ответить: "Готова".
О, Дева! прости мне! от лязга засова
Я вздрогну, и Вера на миг не поможет
Снять страх, пробежавший ознобом по коже.
Ну что ж - я готова. И ныне, и ране,
Когда колыхались войска на равнине.
Мои ветераны, молитесь о Жанне!
Я знала, меня эта чаша не минет...
... Дофин коронован, захватчики в пене,
Страна оживает от гнета и горя,
Но кровь пролита, и грядет искупленье
сегодня - на площади Кампо ди Фьоре.
На Площадь Цветов поведут из подвала...
- Колдунья! Колдунья! - кричат подпевалы,
Молчите, подонки! Не трожьте, не смейте!
Сегодня здесь будет цветение Смерти.
Свечою сгорит непорочное тело,
А боли - все больше, а муке - все мало!
Ах, как передать бы я внукам хотела
и песни, что пела, и сказки, что знала.
Но поздно! Распятье в руках капуцина.
Последнюю волю молитва источит...
Спаситель! Ты отдал мучителям Сына!
О, Дева! Сегодня ты жертвуешь дочкой...
... От боли не больно стоящим поодаль.
Живущим сегодня от жара не жарко...
Оплачены пеплом Страна и Свобода,
И гордая лилия города Арка.
(автор неизвестен)

Орлеанская дева.

Задыхаясь в вонючем дыму,
Погибаю от тяжкого смрада.
Ты один мне навеки отрада
На пути, что уводит во тьму.

Без начала мой путь, без конца,
Семь кругов друг за другом, все ниже
По колено в коричневой жиже...
В темноте не увидеть лица.

На вопрос, бесконечный как стон:
Что я делаю здесь? ...и зачем? -
Тяжесть лат и разрубленный шлем,
И в ушах одуряющий звон.

Может, ложным пророкам верна,
Бесконечно и так одиноко
Я иду по неверной дороге,
Опускаясь до самого дна.

Задыхаюсь и падаю... миг
В тишине и безумии смрада...
Ты один мне навеки отрада,
Ты один мой безудержный крик...
(автор неизвестен)

ЖАННА Д"АРК.
семь песен.

(автор -Наталья Пискунова)

До-ре-ми…
Домреми – музыка детства.

Сказки в дубовой роще,
Горечь горящих трав.
Мне бы опять лаской
Вечной твоей согреться,
В свежесть воды отчей
Свой окунув рукав.

До-ре-ми…
Домреми – музыка детства.

Крапинки звездной пыли,
Матери строгий взгляд.
Помнится с малолетства,
Как взрослые говорили,
Взрослые уходили,
И не все возвращались назад.

Гордые тени вместо
Тех, о которых помню,
К свежим простым могилам
Грязной щекой припав.

До-ре-ми…
Домреми – музыка детства.

Первая кровь на ладонях,
Первая сталь в руках.

II
Все время слышу Голоса.
Странно!
Я окунулась в небеса
Рано.
Глаза и крылья мы вдвоем
Рядом.
Закончить жизнь свою огнем
Надо.
Не будет фальши,
Где небес просинь.
Взрослею раньше,
Чем года просят…

III
Молитва КАРЛ VII Валуа

Короны нет, коронован позором.
Ответь мне, Боже, если Ты есть.
Кем стану -- монархом, а может вором,
Крадущим по крохам фамильную честь?

Тону в крови моего народа.
Доколе так хрупок французский меч?
- Господин, к вам пришли. Ожидают у входа.
-Всех гони, я устал от ненужных встреч.

Тебе без счета соборы, мессы
И славословия англичан.
Скажи мне, Боже, Тебе не тесно
В убогих лачугах моих крестьян?

Благодаренья какого рода
Ждешь Ты от душ, что земли черней?

-Я сказал уже, что не жду гостей.

Нас спасет девица, сказал Ты вроде?
Вот насмешка. Где девы в краю родном?
Где найдешь? Даже те, что еще в утробе,
Уже изнасилованы врагом.

Моя армия - хуже не сыщешь сброда,
Поле боя - источник кровавых вин.
-Господин, к вам пришли. Ожидают у входа.
-Мне плевать. Я желаю остаться один.

Боже, знаю, удач не добьешься разом,
Чуда ждать не время, не пробил час,
Но от дум таких костенеет разум
И роятся слезы в гробницах глаз.

В океане бед не узнаешь брода,
Только я устал от цепей и пут...
-Господин, к вам пришли. Ожидают у входа.
-Кто?
-Не знаю, Жанной ее зовут.

Все, что будет со мной, наперед знаю
Господи, спасибо, что дал сил Жанне!
Сплетни подобны песьему лаю.
Тех, кто не верит, искренне жаль мне.

Много молитв ночами синими -
Чтобы сейчас Ты со мной был.
Спасибо, вижу, бороздит крыльями
Землю архистратиг Михаил.

Постриг!
Волосы отсеку меча ударом.
Новой воюющей церкви сестра.
Девичьи слезы высушу жаром
Обетованного мне костра.

Древко стяга покрепче стисну,
Тяжела дорога до Орлеана.
Мысли, сомнений жгучие мысли-
Самая первая битва Жанны!

Все, что будет со мной, наперед знаю.
Господи, ах, если б память стер ты мне!
Тонет страна в вороновьем грае-
Мертвые, мертвые, всюду мертвые.

V
Завтра

Стало так просто, было так сложно.
Крылья выращу и сделаю взмах.
Предана!
Значит уже можно
Перестать думать о новых боях.
Эй, голоса, что на битву звали
Пропойте колыбельную, сейчас, днем!
Я так устала от звона стали,
Пора бы вечным заснуть сном
Я одна. Xорошо, что рассталась с домом.
Хорошо, что отец мне не выбрал мужа сам
Завтра мой голос будет криком изломан.
Завтра взгляд будет кровоточить ужасом.
Было так сложно, стало так просто.
Ты мои слезы стер.
Завтра у небольшого помоста.
Вспыхнет яркий костер.
Пусть бесы кружат во тьме острожной,
Мы завтра будем парить вдвоем...
Предана!
Значит, скоро можно
Будет уснуть на плече Твоем.

VI
Небо поет….

Тихого приговора
Несколько слов в воздух,
Небо поет:" Скоро!"
Что-то менять – поздно.
Вот и костер! Искры
Только и ждут приказа.
- Господи, только б быстро!
- Господи, только б сразу!
В смерть, словно в пруд, - камнем.
К вечеру жди в гости.
Горит на губах пламя -
Последнего "Pater noster"
В сердце – обид жало:
- Мне умирать рано!…
Небо поет:"Жанна!"
А я зову – Мама!…
Зимы мои, весны -
Теплой золы россыпь,
Небо поет:"Сможешь!"
А я шепчу – Боже…
В воздух огня башни,
Мне умирать страшно!
Дайте мне крест! Ближе!
Сердце еще бьется,
К плачущему Парижу
Я ухожу солнцем.
Смерти орган – властвуй!
Сам выбирай темы.
Небо поет: "Здравствуй!"
Губы мои немы…

VII
Послушай! Учись жить жадно -
Лови каждый день в силки!
Живи, как жила Жанна -
Огонь опалит виски.
Иль раньше золой белой
Тебе повелят стать?
Живи как она – верой,
Прочувствовав благодать.
И будешь в раю – жданной.
А чтоб тебе легче пелось,
Не бойся побыть Жанной,
Когда вдруг нужна смелость.
Пусть сплетни придут – толпы
И ведьмой зовет близкий.
И пусть умирать – в топке,
Ссыпая в глаза искры.
Пусть будут считать странной
И в шею вонзать стрелы…
Не бойся побыть Жанной! -
Не больно - гореть … верой!

ДЕРЕВО ЖАННЫ
Мне говорят, а я уже не слышу,
Что говорят. Моя душа к себе
Прислушивается, как Жанна Д"Арк
Какие голоса тогда поют!

И управлять я научился ими:
То флейты вызываю, то фаготы,
То арфы. Иногда я просыпаюсь,
А все уже давным-давно звучит,
И кажется - финал не за горами.

Привет тебе, высокий ствол и ветви
Упругие, с листвой зелено-ржавой,
Таинственное дерево, откуда
Ко мне слетает птица первой ноты.

Но стоит взяться мне за карандаш,
Чтоб записать словами гул литавров,
Охотничьи сигналы духовых,
Весенние размытые порывы
Смычков, - я понимаю, что со мной:
Душа к губам прикладывает палец - Молчи! Молчи!
И все, чем смерть жива
И жизнь сложна, приобретает новый,
Прозрачный, очевидный, как стекло,
Внезапный смысл. И я молчу, но я
Весь без остатка, весь как есть - в раструбе
Воронки, полной утреннего шума.
Вот почему, когда мы умираем,
Оказывается, что ни полслова
Не написали о себе самих,
И то, что прежде нам казалось нами,
Идет по кругу
Спокойно, отчужденно, вне сравнений
И нас уже в себе не заключает.

Ах,Жанна, Жанна, маленькая Жанна.
Пусть коронован твой король, - какая
Заслуга в том? Шумит волшебный дуб,
И что-то голос говорит, а ты
Огнем горишь в рубахе не по росту.
(Арсений Тарковский)

Жанна Д"Арк
Десятки, сотни, тысячи секунд.
Далекая…Все ближе, ближе, ближе…
Дрожащею рукою взмах -"Её ведут!"
А ветер пламя чуть колышет…
Она спокойна - пред лицом Иуд.
Как будто не её, а нас ведут на крышу,
Как будто нас, а не ее сейчас сожгут,
И больше наши речи не услышат...

Маша Гитель


Ночная Жанна Д"арк

Исчадие весны, принцесса эпатажа,
Нечаянный цветок сожжения мостов,
Не съел тебя Дракон, не удержала стража
И ты зовешь своих израненных волков

Мне не втиснуть тебя
Ни в свои полушария,
Ни в аморфный скелет
Обезумевших строк,
Доигрался, пацан,
В благородного ария,
Допылился романтикой
Глупых дорог?!

Неумолим клинок невыносимой страсти,
Ночная Жанна д’Арк, жена жестоких драк,
Целует словно смерть и сердце рвет на части,
Я знаю, но иду… Я умный, но - дурак

К твоему алтарю,
Как овца, на заклание,
Через гетто жлобов,
Сквозь восторженный стон,
Я несу эту плоть,
Истекая желанием
И поют соловьи:
«Инквизитор казнен!»
По С. Той

***
Я иду на запах огня,
Свет воды и тепло земли,
Сейчас нет чище меня,
Нет сильнее меня вдали,

Я иду не на пир, а на бой,
Кто любит меня - за мной!

Я умею найти в искривлённых
пространствах путь,
Я умею быть сейчас, здесь и всегда,
Я летаю как птица над ветром, я ведаю суть,
И я говорю: кто любит меня - сюда!

Посмотри на меня - здесь плоть, здесь кровь, а здесь кость,
Но есть нечто больше того, что внутри,
Я набираю полёт,
я иду по дороге звезд,
Я люблю того, чьё имя Господь,
А кто любит меня - вперёд!

Рыцарь - Ваш долг молчать!
И отвечать на вопросы.
Рыцарь - Ваш долг солгать
если о чувствах спросят.

Рыцарь - вокруг война!
Каждый войной будь занят!
Кто Вам позволил так
в сторону мою глянуть!

Рыцарь - моя вина,
чувств скрывать не умею,
Рыцарь - я Ваш генерал!
Будьте же поскромнее.
Наталья Чибисова

Я возношу одну
молитву в тишине:
Спаси меня война
от боли, что во мне.

Ведь, чтобы хоть чуть-чуть
с тем адом совладать
Я боль свою в бою
пытаюсь врачевать.

Но не покоем, нет,
мне платит бытие,
Но золотом побед
за бешенство мое.

Наталья Чибисова

Ты лучше себя оплачь.
Не надо плакать по мне.
О горе тебе, страна,
где женщины на коне.

Поплачь, поплачь о себе,
в стенаньях боль утоли.
О горе тебе, страна,
где так подлы короли.

Но тем, кто со мной воевал,
ты лучшие песни сложи.
Я верю в тебя, страна,
Где есть такие мужи.

Haталья Чибисова

Не плачь, мужчина, я не стою слез
Наталья Чибисова

Не плачь, мужчина, я не стою слез.
Пусть плачет ветер, ветру Бог позволил.
Тягучий запах вспыхнувших волос -
Последнее, что я возьму с собою.

Не плачь мужчина, и не три глаза.
Ла Ир, прошу, я все стерпеть сумею.
И если от костра спасти нельзя,
Спаси от этих слез, они страшнее.

Последний крик взметнется высоко
Сквозь судороги плоть отпустит душу.
Не плачь мужчина, мне уже легко.
Пусть речка пепел вынесет на сушу.

Раскроет небо ставни облаков.
Сто белых лестниц, в золоте перила.
Молчи,красивых мне не нужно слов
Я вычурность при жизни не любила.

В твоих кошмарах я еще горю.
Но - этот шаг был сделан добровольно.
Не плачь, мужчина я теперь в раю
Всем расскажи, что мне уже не больно.

Молитва Жанны Д"Арк

Над садами Орлеана
Заклубился черный дым.
Мне целует ноги пламя.
Стал отец совсем седым.

Вспоминаю как вчера
То, что в детстве услыхала:
Ночью, стоя у окна,
За меня молилась мама:

"Ave, Maria! Спи моя крошка.
Пусть тебе месяц смотрит в окошко,
Пусть в твоей жизни не будет страданья.
Ave, Maria! Спи моя Жанна."

А на площади базарной
Всё народу прибывает.
Как любовник долгожданный
Мою грудь огонь ласкает.

Проклинают имя "Жанна"
Те, кто шёл за мною в битвах,
С кем колени преклоняла
В благодарственных молитвах.

Ave, Maria! - дева святая.
Мы целовали французское знамя.
Алою кровью окрасили стены.
Ave, Maria, Gratia plena.

Орлеанские вороны
Говорят по-человечьи:
"У судьбы свои законы"
Мне целует пламя плечи.

На полях войны столетней
Я товарищей теряла.
В храмах, слушая обедни,
Низко голову склоняла.

"Пречистая дева, Ave! Maria.
Дай ты нам хлеба, воли и мира.
Красными стали Франции реки.
Ave, Maria, dominis tecum".

Ветер медный флюгер крутит,
Над домами искры сея.
Утро завтра не наступит,-
Мне огонь ласкает шею.

Я солёными слезами
Всех друзей своих омыла.
Над походными кострами
Им всенощную служила:

"Ora pro nobis, дева святая,
За всех, кто стоит пред воротами рая.
И расцветёт над могилами ирис
Tu benedicta et muliribis".

Я молитву дочитала -
Загорелся белый саван.
Почерневшими губами
Прошептать успела:
"Amen..."

Oрлеанская дева.

Нет, не напрасно шептали с небес
Маленькой Жанне святые слова
И сам Господь отковал ее латы.
Гнет англичан - непосильный наш крест,
Сотни лет будет длится святая война,
Кровью своей захлебнутся прелаты.

И под ропот клинков сквозь туман соберутся отряды,
Блеск танцующих стрел закалит наши души и тело.
Мы готовы идти до конца и сердца наши святы,

Это свадьба клинков, это песня Огня,
Это смерть выбирает тебя и меня,
Вьются нити судеб под знаменами Жанны.
Мир задушен пожатьем железной руки,
Но приходит наш час, мы поднимем клинки,
И падут англичане у стен Орлеана.

Это бой, где пропитаны кровью стальные доспехи,
Это жизнь, где под тяжестью смерти ломаются стрелы.
В облаках, словно в сером седом и изорванном пепле
Ты видишь над нами летит Орлеанская Дева.

Там чужой горизонт обвиняющих слов,
Там взметаются к небу обьятья костров,
Так же лживы, как клятвы епископов Карла.
Можно небо само обвинить в колдовстве,
Можно Францию всю запалить на костре,
Будет зло на золе черным вороном каркать.

В наших душах израненных станут томиться пожары,
Мы сгорим сотни раз на кострах еретической веры.
Назовут дочерей своих матери именем Жанны
И над Францией Будет лететь Орлеанская Дева.
(автор неизвестен)

ПЕСЕНКА ЖАННЫ Д"АРК

Тьма опускается сверху на лица без проблеска света.
Если мне что-то не нравится в принципе - вот оно это.
Но выбирать не дано, и приходится штопать прорехи –
свечку иконе Святой Богородицы, меч и доспехи.
Что разбираться, где ложно, где истинно, ересь ли, вера?
Светится истина нимбом над лысиной у лицемера.
Дышлом закон, духа на дух не надо безжизненной букве,
совесть залатана нужной цитатой, в белилах хоругви.
И не узнать ни пароля ни отзыва горсточке пепла.
То ли судьба разгорается розовым, то ли ослепла...
(Юлия Могилевер)

Семь песен Жанны Д"Арк

Светлое распятье
Над черными дверьми.
И лечу опять я
В Домреми...
Светлая стружка
Кружится легко.
Большая кружка.
Парное молоко.
Я сижу на траве,
В кулаке - крошки.
Одуванчик - к голове,
Лопушок - в ножки...

Я спасти отчизну должна.
Девочка, не мать, не жена.
Жанна, - зовут, - Жанна
Мне бы припасть к ручью
В милом моём краю,
Пить жадно!
Жанна, - зовут, - Жанна!
Я воин, вооружена.
Окружена, побеждена.
Позору предана и сожжена.
Но вновь и снова
Зовут из мрака.
Иду без слова,
Иду без страха.

Господин судья! Господа!
Для чего меня привели сюда?
Для суда?
В чем мой смертный грех?
Верный мой доспех
Сохранял меня от напастей всех
И утех.
Мой мужской наряд -
Он любой снаряд
На крепость проверял,
Слову не доверял.
В чем моя вина?
Что моя страна
Без меня - одна?
А со мною - несчастна она...

А ты, государь мой? Два белых крыла,
Надежда и вера моя, и покой.
Ты видишь, я сделала всё что могла,
И я ожидаю встречи с тобой.

А ты, государь мой? Терновый венец
Теперь на твоих и моих волосах.
Мне не был опасен враждебный свинец,
А был мне опасен мой собственный страх.

А ты, государь мой? Ты руки простёр.
Твоя надо мною большая ладонь.
Пускай под ногами разложат костёр -
Всё жарче и жарче сердечный огонь.

А ты, государь мой? На этом пиру
Совсем позабыл о белом пере?
Зачем не сказал мне про то, как умру?
Умру на миру, сгорю на костре.

Мой нерождённый сын!
Как ты теперь один?
Моя нерождённая дочь!
Кто тебе сможет помочь?
Мой ненайденный муж!
Ты достался кому ж?

Мой незажжённый очаг!
Кого ты греешь сейчас?
Мой непостроенный дом!
Чьим построен трудом?
Мною невзращённый сад!
Чей ты радуешь взгляд?

Но хочу я или не хочу -
Я не знаю судьбы иной.
Все, кто любит меня, за мной! - кричу.
Все, кто любит меня, за мной!..

О, Руан, Руан!
Я ещё жива.
Собери мой пепел в горсти.
Всё, в чём я права, в чём я неправа -
Отпусти как грех и прости.
Бьют колокола,
А я не плакала.
Зубы сжала.
Жанна, Жанна!

О, огонь, огонь,
Мой последний друг!
Пеленой закрой мне лицо!
Этот гул вокруг,
Этот вопль вокруг -
Мне не разорвать их кольцо.
Бьют колокола,
А я не плакала.
Зубы сжала.
Жанна, Жанна!

Все сильней глаза
Застилает дым.
Трудно умирать
Только молодым.
Трудно умереть
Только одному.
Дайте крест скорей,
Я иду к Нему!
Бьют колокола,
А я не плакала.
Зубы сжала.
Жанна, Жанна!

Родина, родина! Как я горела!
Родина, родина, как ты смотрела...
Родина, родина, как я кричала!
Родина, родина, как ты молчала...

Повелевая стройною ратью,
Вспомни мое недостойное платье.
И, забивая чёрную крышку,
Вспрмни мою непокорную стрижку.

Как ты смотрела, щурясь и морщась.
Как я горела, мучась и корчась...
Чёрный мой дым, светлый мой дух
Вспомнит ещё галльский петух.

(Вера Ч.)

La bonne Lorraine (прекрасная Лотарингка)
«Ты здесь со мной, железная Святая»
В. Набоков.

Я расскажу, как было дело, братцы
Как на духу, не скрою ничего
Мне было 40, ей всего семнадцать!
Ну, или что-то около того.
Она смотрела весело и просто,
Но этот взгляд горел и сердце жег-
Усталый конь, доспехи не по росту
И волосы подстрижены в кружек.
Как будто неудачливый влюбленный
Пред ней терялся даже командир.
Двенадцать тыщ построенных в колонны
Шли за нее сражаться как один.
Храпели кони и летели стрелы,
А рядом стяг, как белое крыло.
Она и воевать-то не умела
-Как побеждала?
-Видимо везло.
Но с каждым днем все дольше и все чаще,
Если случалось ей одной побыть
Она молилась о какой –то чаше,
Которую боится пригубить.
Я был на старой площади в Руане,
Переоделся спрятал меч и щит
В груди, как на костре металось пламя
Она кричала!!! Я ревел навзрыд.
Вообще-то я не робкого десятка
И смерть видал по двадцать раз на дню
Но до сих пор жалею, что не в схватке,
Что просто так отдал ее огню…
Прости меня, Железная Святая!
Молитва к небу рвется горяча
О, Девочка серьезная, чудная
И ростом ниже моего плеча.
Вся Франция объята вещим жаром
Но сколько бы не миновало дней
Мы в бой идем с победным криком: «Жанна!»
И также называем дочерей…
(Наталья Пискунова)

***
Больше славословий и песней дарю
Кому, кроме тебя?
Посвящаю каждую седьмую зарю
Кому, кроме тебя?

Если твой нимб придумали
Фанатики и политики,
Вымыслами опутали,
Словно тугими нитями,

Сказаньями и напевами,
Россказнями и сказками -
Сделав Железной Девою
Дурочку Орлеанскую?

У кого узнаю, у кого спрошу?
У кого, кроме тебя?
Кому я отдам все то, что пишу?
Кому, кроме тебя?

Что если правы книжники,
Непогрешим устав.
Что если тебя за дело жгли?
Что если огонь был прав,

Сделав тебя пустынею
Тяжкой жарою летнюю,
И зря нарекли святынею
Ведьму семнадцатилетнюю?

Что если твое тело - просто дрова
Для Черного алтаря?
Кто опровергнет мои слова?
Кто, кроме тебя?

За веру цепляюсь; трещит по швам
Льняная моя душа.
Что если мои стихи лишь храм
Для нового шабашА?

Кто успокоит мой детский страх?
Кто, кроме тебя?
В ярких доспехах, со стягом в руках -
Кто, кроме тебя?

Но если ты - мой тлетворный яд,
фата Моргана, блеф
Миф - политическая игра
Непризнанных королев,

Только иллюзия, злой сатир
Играющим на свирели…….
Бога прошу, чтобы Он прекратил
Бурный поток мистерий.

Господи, Кто даст ответы мне,
Кто, кроме Тебя?
Господи, Кто мне дороже всех,
Кто, кроме Тебя?

(Виктор Ойс)


Маленькая Жанна.

(Виктор Ойс)

Церковь.
Воскресенье.
В церкви тихо.
Здесь островок мира
среди войны.

Я боюсь каждой тени,
ведь мне видны
Их острые зубы.

Мне снятся битвы,
В них учатся убивать.
Мне снится стяг,
там на белом архангел вышит.

Я учу молитвы
И без них не ложусь спать.
Но ветер так страшно дышит
в печные трубы.

В церкви сухо,
А на улице стало
Дождинкам тесно.
Я слышу, как мама зовет меня.
Вот опять.

А я делаю кукол
из деревянных палок,
связанных вместе.
Но некому научить меня в них играть.

Песенка

Цветы в венок-
Ломаются стебли и блекнут краски.
Ой, эхо-эхо эй

На перекрестках дорог
Танцуют феи и живы сказки.
Ой, эхо-эхо эй

Я боюсь дыма костров,
Он черный и едкий.
Ой, эхо-эхо эй

Мне страшно смотреть на то,
Как сгорают ветки
Ой, эхо-эхо эй

Я гирлянду сплету
И отнесу Матери Божьей
Ой, эхо-эхо эй

Она мне улыбнется,
И я улыбнусь ей тоже
Ой, эхо-эхо эй

Позабыть про скуку,
Стать самой счастливой на свете.
Ой, эхо-эхо эй

Танцевать у старинного бука
И слушать ветер
Ой, эхо-эхо эй

Молитва

Здравствуйте,Господин мой Смерть.
Меня зовут Жанной.
Может,молитва моя вам покажется странной.
Но мне так страшно, я очень прошу,поверьте.
Ведь вы,Господин, говорят,милосердны к детям.

О, Господин мой Смерть. В Божьем Доме Вечном
Я хочу быть там,где мир и счастливый смех.
Возможно,моим родителям станет легче -
Одним ртом меньше…больше еды для всех.

Я бы хотела стать жаворонком - над поляной
Взмыть высоко прямо к солнцу суметь взлететь.
О, Господин мой Смерть,
Меня зовут Жанной.
Смилуйтесь надо мной,
Господин мой - Смерть.


Письмо братьев де Лаваль носит глубоко личный характер. Это не литературная эпистола и не деловое послание, а обычное письмо, предназначавшееся для родных и друзей. В нем содержатся сведения, интересные только для авторов и адресатов: шурин Лавалей, де Шовиньи, по-прежнему любит их сестру; Ги де Лаваль выиграл партию в мяч у герцога Алансонского; братьев очень беспокоит здоровье их матушки и т. п. На таком интимном фоне упоминания о Жанне тоже звучат как-то по-домашнему: «Дева сказала мне, когда я был у нее в гостях, что три дня тому назад она послала вам, бабушка, золотое кольцо, но что это мелочь по сравнению с тем, что она хотела бы послать столь достойной женщине, как вы». Этот эпизод объясняется просто: бабушка Лавалей была вдовой прославленного Дюгесклена, «великого коннетабля», который полувеком раньше руководил операциями по изгнанию англичан.

Это письмо, впрочем, интересно не только сведениями о Жанне. Не менее ценно в нем и то, что пишет Ги де Лаваль о самом себе, о своих товарищах и об общем боевом духе французской армии накануне «недели побед». Никто, впрочем, еще не знал наверняка, какой она будет, эта неделя. «В сей понедельник прибыл в Селль монсеньор герцог Алансонский с очень большим отрядом… Говорят, что сюда прибывает монсеньор коннетабль с шестьюстами всадниками и четырьмястами пехотинцами и что Жан де Ла Рош также находится на подходе. У короля такое большое войско, которого давно уже не видели и не чаяли увидеть, потому что никогда еще люди не шли на [ратное] дело с такой охотой, как нынче. Моя рота также растет, но у двора сейчас так мало денег, что я не надеюсь тут ни на какую помощь и поддержку. Поэтому я прошу вас, матушка, продать или заложить мои земли либо же найти другой способ [раздобыть деньги] ради спасения нашей чести, потому что если мы не выплатим жалования [нашим людям], то останемся совсем одни… Я думаю, что завтра к армии присоединится король; люди же приходят сюда каждый день со всех сторон. Как только что-то произойдет, я немедленно сообщу вам об этом. Полагают, что все дело не займет более десяти дней, так как ни одна из сторон не намерена медлить. Наши все имеют столь крепкую надежду на бога, что он, я верю, нам поможет».

Заканчивается письмо так: «Сегодня вечером сюда прибыли монсеньор де Вандом, монсеньор де Буссак и другие [капитаны], на подходе Ла Гир, и скоро мы начнем действовать. Да соблаговолит господь, чтобы все произошло по нашему желанию» (Q, V, 111).

Имя Ги де Лаваля вскоре начнут упоминать хроники в ряду имен сподвижников Жанны, а его письмо, обнаруженное в семейном архиве еще в середине XVII в. и тогда же опубликованное, сохранится в истории как яркое свидетельство патриотического подъема во Франции на переломном этапе Столетней войны.

«… Никогда еще люди не шли на [ратное] дело с такой охотой, как нынче». «… Прошу вас, матушка, продать или заложить мои земли». «… Люди приходят сюда каждый день со всех сторон…». После этого письма уже как-то по-другому, с полным доверием и более глубоким пониманием, читаешь сообщение «Хроники Девы» о солдатах, согласившихся служить за мизерную плату, о сеньорах, капитанах и всадниках, приходивших во французскую армию со всех сторон, о бедных дворянах, которые, не имея средств на покупку боевого коня и доспехов, шли служить простыми лучниками и копейщиками. «Ибо каждый имел великую надежду на то, что благодаря сей Жанне причинится много блага королевству Французскому» (D, IV, 254).

Еще один отклик.

«Я, Кристина, та, что одиннадцать лет проливала слезы, заточив себя в монастырь, когда измена изгнала принца Карла из Парижа, - я теперь смеюсь в первый раз» (Q, V, 4).

Это пишет 31 июня 1429 г. знаменитая Кристина Пизанская. Уроженка Венеции, она почти всю жизнь прожила во Франции и приобрела там славу первой поэтессы королевства. Она ратовала за политическое единство страны и еще в 1417 г., когда Филипп Добрый заключил союз с англичанами, демонстративно покинула Париж и удалилась в монастырь.

И вот теперь, узнав о победе под Орлеаном, эта старая женщина (ей было около 70 лет) берется за перо и прославляет подвиг Жанны поэмой, полной юношеского энтузиазма. Эта поэма, отрывки из которой даются здесь в прозаическом переводе, - последнее творение поэтессы и первое литературное произведение, посвященное Жанне д"Арк.

Кристина воспринимает недавние бедствия Франции как национальную катастрофу и личное несчастье - в этом и заключается гражданский пафос ее поэмы. Франция была долгие годы погружена во мрак, но «в год четыреста двадцать девятый вновь воссиял солнечный свет в снова настало то доброе время, которого долго не видели наши глаза. Многие жили в печали, и я в том числе, а ныне нет больше печали и горя, и радуюсь я, потому что взираю на то, что желала увидеть».

Своим возрождением Франция обязана Жанне: «Ты, Жанна, в добрый час рожденная…». Кристина сравнивает Жанну с библейскими героинями - Эсфирью, Юдифью и Деборой, находя, что Дева превосходит их доблестью.

Жанна в глазах Кристины Пизанской - существо необыкновенное. «Разве не против природы, что девочка шестнадцати лет не чувствует тяжести лат, но носит их так, словно приучена к этому с детства?» Никто не может ей сопротивляться: она обращает в бегство врагов, очищает от них Францию, освобождает крепости и города. «Она первый предводитель наших храбрых и искусных воинов и обладает силой, какой не имели ни Гектор, ни Ахилл» (Q, V, 7, 14).

Подобно другим своим соотечественникам, Кристина видит в этой «девочке шестнадцати лет» орудие бога, называет ее «божьим ангелом», а ее деяния объявляет чудом. В этом она неоригинальна. Но вот что интересно: деяния Девы не сводятся, по мысли Кристины Пизанской, к «конкретным» чудесам локально-событийного плана, даже таким важным и явным, как снятие осады с Орлеана. Дева сотворила чудо более высокого и общего порядка: она спасла Францию. «Вот невиданная вещь, достойная памяти в любом краю: Франция, о которой уже шла молва, будто она повержена и прах, вдруг так изменилась божественной волей к великому благу» (Q, V, 17).

Восставшая из праха страна, воскресший народ - в этих образах раскрывается основная мысль поэмы Кристины Пизанской о национальной катастрофе и о возрождении, а Жанна предстает в качестве национальной героини. Именно на такое осмысление роли Девы наводило читателя и сравнение с библейскими героинями.

В этом суждении о Жанне Кристина Ливанская не была одинока. Ей вторил здесь другой известный поэт и ученый-гуманист Ален Шартье. Поборник независимой Франции, он еще в 1422 г., в самую мрачную пору англобургундской оккупации, написал знаменитый «Обвинительный диалог», в котором воззвал к национальным чувствам французов. А спустя семь лет, в июле 1429 г., Ален Шартье, подобно Кристине Пизанской, славит в Жанне д"Арк спасительницу отечества и национальную героиню. В его латинском послании, адресованном кому-то из европейских государей (по всей вероятности, германскому императору или савойскому герцогу), но явно предназначенном для широкого распространения, мы читаем: «Подобно тому как Троя могла бы воснеть Гектора, Греция гордится Александром, Африка - Ганнибалом, Италия - Цезарем… так и Франции, хотя она и без того знает много великих имен, достало бы одного имени Девы, чтобы сравниться в славе с другими народами и даже превзойти их» (Q, V, 136).

И опять-таки здесь отнюдь не риторика и не просто образное историческое сравнение. Общественная мысль Средневековья и Ренессанса обращалась к библейским и античным образцам для осмысления современности: историческая аналогия была средством познания. Сравнивая Жанну с величайшими героями древности, которые характеризуются в данном случае с точки зрения их «национальной принадлежности», Ален Шартье определял как природу «феномена Девы», так и масштабы ее личности. И для него, так же как и для Кристины Пизанской, Жанна, будучи посланницей неба (он говорит об этом в другом месте своего послания), является вместе с тем и великой национальной героиней, спасшей и прославившей свое отечество.

6 января 1412 года в одной крестьянской семье, проживающей в деревне Домреми, родилась дочь Жанна и ее рождение сопровождалось долгими криками петуха. Почти сразу после появления на свет ее постоянно сопровождали различные мистические события.

  1. Жанна провела все детство возле того места, где росло волшебное дерево фей . Как можно узнать из летописи, маленькая Жанна очень любила гулять в местном лесу. Однажды вернувшись с прогулки, она рассказала родителям, что около любимого дерева она увидела открытую дверь, которая вела в волшебную страну. Когда она вошла туда, то ее встречала главная фея, которая и предсказала Жанне д’Арк великое известное будущее. Именно с данных пор юная девушка стала слышать постоянные голоса и наблюдать странные и необычные видения.
  2. Впервые Жанна услышала потусторонний голос, обращенный к ее персоне, в 12-летнем возрасте . Во сне он ее оповестил, что на девочку возложена особая миссия, и она должна защитить своего короля и спасти Францию.

  3. В 1429 году среди французского народа прошла весть, что их спасет «девственница, держащая в руке топор» , хотя уже не оставалось никакой надежды на то, что удастся избавиться от английских захватчиков. В мае данного года это пророчество полностью сбылось, когда Жанна Д’Арк со своим отрядом напала на английские войска.

  4. Когда Жанна родилась, Домреми был самостоятельным округом. Вплоть до 19 века д’Арк не была национальным героем Франции, так как о ней забыли спустя несколько лет после смерти . Когда к власти пришел Наполеон, он нуждался в «личном» герое, который пробуждал бы гордость французов. Для этих целей хорошо подходила именно Жанна д’Арк, которую Наполеон и выбрал в качестве такого героя.

  5. В деревне, где жила девушка, все звали ее Жанеттой . Родителями героини был небогатый крестьянин Жакад’Арк и Изабель Роме. В 1430 годах фамилия д’Арк писалась слитно, так как в то время еще не знали такого понятия, как апостроф и не выделяли при помощи письменности двухбуквенные частицы «де» и «дю». Поскольку в Средние века люди еще не были знакомы с бумажной бюрократией и не имели понятия об удостоверениях, выражающих личность, фамилию Жанны постоянно произносили и писали на холстах по-разному: Дэй, Тарк, Дарк Дар. Лишь к концу 16 века появилась привычная нынешнему поколению форма написания фамилии, когда один малоизвестный поэт, решил возвысить и прославить героиню и переделал ее инициалы на нынешний манер (дворянский).

  6. Во время судебного процесса д’Арк клялась, что в боях не пролила ни единой капли крови и все время выступала только как стратег и военачальник, кидая свое войско в труднодоступные места. Это было возможно благодаря дару гипноза, которым наверняка обладала Жанна.

  7. Еще одно секретное оружие девушки – ясновидение, в этом ей не было равных . Она постоянно сверялась со своими внутренними голосами и блестяще выигрывала одну битву за другой. Одна из побед французского войска, которая прошла под руководством Жанны, даже вошла в историю. Со стороны французов в ней принимало участие около полутора тысяч человек, а со стороны англичан – около 5 тысяч. Но, несмотря на явное преимущество, англичане с позором бежали, оставив на поле битвы около 2,5 тысяч убитых воинов, а многие из тех, что уцелели – попали в плен. Французские потери составили всего 10 человек.

  8. Во время казни Жанны, которую церковь назвала ведьмой и приговорила к смертной казне на костре, произошла мистическая история . После догорания костра, в кучке угля было найдено целое и не обгоревшее сердце дамы. Его осторожно отнесли на берег реки Сена, и выбросили в ледяную воду. А спустя несколько месяцев после этой кровавой казни по разным причинам умерли судьи и свидетели по обвинению.

  9. Благодаря своему видению, которое снизошло к девушке во время церковной службы, она заранее знала, что при участии в следующем бое ее возьмут в плен , о чем девушка и сообщила своим друзьям. Они отговаривали ее начинать атаку, однако она не послушалась и вскоре была захвачена бургундским лучником.

  10. Поскольку слухи о таинственном даре Жанны д’Арк попали к врагам, они не задумываясь обвинили ее в колдовстве и пытали, стараясь выведать, какие голоса оказывали ей постоянную поддержку. В результате допросов и пыток девушка заразилась лихорадкой, и пришедший к ее постели лекарь отказался от лечения, сказав, что медицина здесь бессильна. Но вскоре на Жанну вновь снизошли голоса, и спустя 2-3 дня она полностью вылечилась от смертельной лихорадки.

  11. В 1455 году мать Жанны подала прошение о ее реабилитации . На протяжении всего процесса были заслушаны показания 110 свидетелей и в июле 1456 года Жанна д’Арк была реабилитирована.

  12. Современники Жанны постоянно говорили о сверхвозможностях девушки . Когда один всадник выругался при виде Жанны в доспехах, она предрекла ему быструю смерть, что вскоре и произошло. В другом случае девушка предупредила друга, чтобы он отошел в сторону, иначе в него попадет снаряд. Когда рыцарь отошел, его место сразу же занял другой, которого сразу убило.

  13. Когда секретарь английского короля вернулся после казни, он плакал об увиденном, говоря: «Все мы погибли, ведь сожгли доброго и святого человека» .

  14. После казни д’Арк было инкриминировано ранее разрешенное ношение мужской одежды и доспехов . Для того чтобы выйти из этой ситуации, ее сторонники начали изображать девушку на картинах в платье, но так как она не могла появиться на поле битвы совсем без доспехов, они заковывали в латы ее руки и шею.

  15. Первая поэма, которая посвящалась Жанне, была написана через 5 лет после ее смерти . В нее входит более 20500 стихов. Также о Жанне часто писали Вольтер, Шиллер, Дж. Бернард Шоу, Шекспир, Твен и другие. Много музыкальных произведений ей посвятили Верди, Чайковский, Лист и др.