Спортивные парады в ссср (фото с комментариями). Вполне возможно, завтра некто

Cпортивные парады в СССР (фото с комментариями).

73 года назад в Москве был проведен один из самых знаменитый парадов в истории человечества. 7 ноября 1941 года стройными колонами мимо Кремля и Сталина на Мавзолее прошагали бойцы красной армии, которые тут же отправлялись на фронт защищать подступы столицы СССР. Шутка ли, враг стоял в 25-30 километрахот сердца Советского Союза!? Этот парад транслировался в прямом эфире по радио и привел в бешенство Гитлера, который в истерике приказал люфтваффе разбомбить Красную площадь вместе с войсками, которые были на параде. Только вот в тот день советские зенитчики были приведены в полную боевую готовность и не пропустили к Красной площади ни одного стервятника Геринга. Да и сама «небесная канцелярия» явно была на стороне защитников Москвы. Над небом столицы стояла нелетная погода! Это парад вошел в историю, как невиданное проявление мужества всего советского народа, его несломленного духа и проявление готовности бороться с агрессорами до конца!

Вообще-то парады были едва ли не самым большим развлечением советских времен. Особенно в годы правления Сталина. К ним долго готовились, и проводились они с невероятной пышностью в очень торжественной обстановке. Причем парады бывали самые разные – военные, тружеников, спортивные…

Спортивные парады проходили в рамках общего огромного парада, в основном в день солидарности всех трудящихся мира на 1 мая (хотя и 7 ноября бывало). Отдельно физкультурники проходили маршем в свой день, который отмечался во вторую субботу августа. Здесь представлены фото с парадов физкультурников разных времен. Итак, смотрим на лица наших не таких далеких предков, и всеми фибрами души проникаемся духом той эпохи.

1924 год. Парад велосипедистов на Красной площади.

На Красную площадь выходят девушки. Явно все комсомолки, и, конечно же, красавицы.

А вот и парни, все как один подтянутые, спортивного телосложения…

И революционно-патриотические песни поют дружно, что аж дрожь по телу пробивает.

1932 год. Колонны физкультурников при заходе на Красную площадь.

Перед вами стройными рядами проходит колонна Осоавиахима (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству).

Такие «многослойные» композиции при шествиях на парадах были очень популярны в СССР в 1930-1960 гг.

Колонна «Динамо».

Сталина прославляли на каждый демонстрациях. Такое вот проявление всенародной любви. Хотя, попробуй его не прояви, тут же во «враги народа» запишут со всеми вытекающими ортсюда последствиями.

1935 год. Юные гребцы.

1935 год. Юные автомобилисты.

Семейный велосипедный спорт.

1936 год. Пионерки показывают, как они ведут на отдыхе здоровый образ жизни – зубы чистят по утрам, холодной водой умываются, загорают на солнышке… Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!

1936 год. Живой значок ГТО – готов к труду и обороне.

1936 год. Колонна спортобщества «Зенит».

1936 год. Снайперы.

Не нужно удивляться. Мечта Гитлера, чтобы его войска промаршировали на Красной площади в Москве так и осталась несбыточной мечтой. Это воины-велосипедисты красной армии демонстрируют свою выучку вместе со своими четвероногими друзьями. Ведь никто не будет спорить, что собака лучший друг человека? Или бывшие советские граждане все еще думают, что домком лучший друг человека?

Но и те, кто пока не призван защищать рубежи своей Родины, демонстрировали свою готовность тут же пополнить ряды красной армии.

Парады физкультурников часто проходили не только на главных площадях городов, но и на стадионах, как вот в День физкультурников. Вы посмотрите на решительные лица этих ребят. Какая мощь и целеустремленность читается в их взглядах! Эти парни готовы хоть сейчас встать на защиту своей Родины, причем как на боксерском ринге, так и на поле боя.

Да, и такие композиции были популярны во время демонстраций физкультурников. Вот организатор этой, что на фото, явно заслужил себе повышение по службе, или, по крайней мере, поощрение от начальства.

В спортивных шествиях неоднократно принимали и футболисты, как вот спартаковцы Москвы на фото.

Кстати, вот так отмечали историческую победу московского «Спартака» в 1937 году над сборной Басконии, которая проводила турне по СССР. Кстати, победа с явным нехорошим душком. Подробнее об этом событии статья в моем блоге «1937 год. Баски в СССР».

1937 год. Сооружать из людей такие высоченные пирамиды тоже было популярно в СССР в 1930-1960 гг.

Да здравствует наш дорого Иосиф Виссарионович Сталин! Портрет вождя всех времен и народов был неизменным атрибутом на всех без исключения демонстрациях любого уровня.

Конечно же, физкультурники демонстрировали всему миру, какое в нашей стране первоклассное вооружение. Ведь забота о спорте при Сталине равнялась заботе об обороноспособности страны.

На Красной площади демонстрируют свою грацию обладательницы значка ГТО.

А это уже марширует будущее страны Советов. Будущие матеря, а за ними и отцы здорового подрастающего поколения.

Вы только посмотрите на эти парней! Ни встать, ни сесть – богатыри из древних русских былин!

Каждая республика проходила отдельной колонной. Как вот на фото Узбекская ССР.

А вот это уже украинцы.

Физкультурники после парада.

В сталинские времена парады физкультурников только приветствовались и всячески пропагандировались. Как вот на марках.

Но и после смерти Сталина парады физкультурников не были редкостью.

Причем не только в Москве, но и в Ленинграде. Сам несколько раз участвовал в подобных парадах в родной Отрадокаменке, пока маленьким был. И проходили марши сельских физкультурников на 1 мая. Когда уже тепло было.

И как всегда на таких парад подчеркивалось, то, что написано на плакате на этом фото. Да, никуда от этого не денешься. СССР был милитаризованной страной. Почти все производство заточено под оборонку. И массовый спорт в этом не исключение.

Альбомы старых фотографий

Странички детских дневников

Обрывки судеб, биографий

Где дружба, ненависть, любовь…

Вполне возможно, завтра некто

Над ними деланно зевнет:

«Довольно миленькое ретро,

Довольно миленькое ретро…»

А это был …. год.

Пусть время, опытный биограф

Легенды превращает в быль

Страстей немой кинематограф

Декретов телеграфный стиль…

И мчатся солнечные ветры

Из праха павших воскрешать

Не смейте модным словом ретро

Все чем мы жили называть!

(Слова Наума Олева, песня на музыку Максима Дунаевского из кинофильма «Зеленый фургон» в исполнении Дмитрия Харатьяна).

Костенко Александр Александович

Парады физкультурников пользовались огромной популярностью среди советских граждан. И это неудивительно: со столь мощным, зрелищным и массовым мероприятием мог сравниться разве что военный парад. Однако если цели проведения последнего что называется лежат на поверхности, то зачем нужен был парад физкультурников, не совсем понятно.

История физкультурных парадов

Самый первый физкультурный парад, на котором присутствовал еще сам Ленин, состоялся 25 мая 1919 года на Красной площади столицы. Участниками парада преимущественно являлись отряды Всеобуча, то есть те, кто прошел обязательную военную подготовку. С 1918 года такую подготовку обязаны были проходить все трудящиеся от 18 до 40 лет.

Стоит заметить, что до 1939 года, когда и появился день физкультурника, подобные парады проходили нерегулярно и чаще всего приурочивались к другим крупным событиям и датам. Например, в 1928 году это была спартакиада, посвященная принятию первого пятилетнего плана развития народного хозяйства, а в 1937 году поводом стали юбилей революции и создание Конституции СССР.

Несмотря на некую хаотичность физкультурных мероприятий, с каждым годом количество их участников неуклонно росло: в 1924 году – 18 тысяч человек, в 1928 – 30 тысяч, в 1931 году - 40 тысяч, в 1932 - 70 тысяч, в 1933 - 80 тысяч.

К организации парадов привлекали самых лучших режиссеров, сценаристов, художников, композиторов. Так ставил выступления многих участников физкультурных шествий известный балетмейстер Большого театра Моисеев, а эскизы костюмов рисовал театральный художник Федоровский.

С 1945 года, который ознаменовался победой советской армии над фашистскими захватчиками, парады физкультурников приобрели особый размах и зрелищность. Однако уже через 9 лет состоялось последнее физкультурное шествие.

Если хочешь быть здоров, закаляйся!

Одной из основных целей проведения физкультурных парадов являлась прежде всего пропаганда здорового образа жизни. Подтянутые, стройные фигуры участников шествия, сила и ловкость их движений должны были приводить зрителей в восторг и, конечно, рождать стремление стать такими же.

Вообще спорту и физкультуре в частности в то время уделялось колоссальное внимание. Изображения колонн участников физкультурных парадов печатались на почтовых марках, отрывных календарях, агитационных плакатах.

Кроме этого сразу после окончания Великой Отечественной войны во многих вузах открылись факультеты физического воспитания. В учебных заведениях появились уроки физкультуры, а также спортивные секции. В 1923 году было организовано первое всесоюзное физкультурно-спортивное общество «Динамо», в 1935 – «Спартак».

В 1931 году был утвержден проект комплекса ГТО («Готов к труду и обороне»). С тех пор для многих советских людей физкультура стала обязательным занятием. Несмотря на это, ГТО стало весьма популярным комплексом, особенно среди молодежи, а значок – заветной наградой. Именно обладатели подобных наград зачастую и становились участниками физкультурных парадов.

Могучий резерв

Однако наиглавнейшей причиной пропаганды здорового образа жизни в целом и проведения шествий физкультурников в частности было повышение обороноспособности страны. Об этом свидетельствуют и агитационные лозунги, которые участники парада проносили перед зрителями («Физкультурники – могучий резерв Красной Армии и Военно-морского флота!»), так и тематика подобных мероприятий («Готовим будущих героев»).

К слову сказать, в то время все сферы жизни и деятельности советских граждан были подчинены возможным военным действиям. Всем известно, что многие заводы в СССР, выпускающие товары народного потребления, были устроены таким образом, что могли в мгновение ока переквалифицироваться на производство оружия или военной техники. То же самое относилось и к спорту. Так счастливые обладатели значков ГТО во время войны получили большое количество наград. Некоторые связывают этот факт с отличной физической подготовкой.

Физкультурные парады стали демонстрацией силы рядовых советских граждан. Ведь всем известно, что торжественное шествие 1941 года, участники которого сразу после мероприятия отправились на фронт, привело в бешенство самого Гитлера. Именно для поднятия духа жителей СССР, и одновременно для устрашения противника, и проводились парады физкультурников.

На рубеже 1920-1930-х гг. в СССР была развернута грандиозная агитаци-онно-пропагандистская работа в области физической культуры. Практически сразу были введены те средства и методы пропаганды, которые использова-лись на протяжении всей истории существования СССР: наглядная (парады, шествия, фотовыставки, изобразительное искусство) и устная (лекции, бесе-ды, концерты) пропаганда, радио и кино, спортивная печать и т.д. Одним из наиболее сильных по своему влиянию на массы инструментом являлись такие формы наглядной агитации, как парады и физкультурно-спортивные праздне-ства, ставшие витриной советского спорта. Они символизировали повсемест-ное развитие спорта и физической культуры на территории Советского Союза и представляли собой смесь некой спортивно-театральной постановки. Парад всевобучистов 25 мая 1919 г., который принимал В.И. Ленин, стал первым физ-культурным парадом в советской истории.

Вторая половина 30-х гг. ознаменовалась целой серией грандиозных пара-дов и спортивных представлений. . В параде приняли участие 45 тысяч спор-тсменов из 11 республик . Через сутки «Красный спорт» писал: «В этот день Красной площадью владели юность, сила, ловкость и радость» . В конце июля 1938 г. в Москве прошел очередной парад 35 тысяч физкультурников. Ре-жиссер Н. Охлопков писал в «Известиях»: «Эти народные спортивные празд-ники являются не только смотром ежегодной физкультурной работы. Это — истинно народное зрелище. Это — новый вид искусства, монументального, грандиозного, в котором театр, балет, опера, живопись, скульптура, музыка, песня синтетически соединены, подчиняясь физкультурному действию» .

К Всесоюзному параду 1939 г. подготовка началась в январе: была издана специальная брошюра с указаниями по строевой подготовке участников, в центральных печатных органах проводилась широкая информационная кам-пания. Торжества должны были проходить не только на Красной площади, но и в других районах Москвы. В районе ВДНХ, в зоне отдыха Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, был построен временный спортивный горо-док с трибунами на 60000 мест.

Эти события привлекали к себе внимание огромного количества зрите-лей, среди которых обычно присутствовали и иностранные гости, по тем или иным причинам находящиеся в СССР. Так, американский посол в Москве Дж. Дэвис, наблюдая 12 июля 1937 г. парад физкультурников на Красной площади, оставил интересное описание своих впечатлений.

Парад был посвящен 20-летию Октябрьской революции. В нем принимали участие 45 тысяч «лучших спортсменов страны — членов добровольных спор-тивных обществ и физкультурников Рабоче-Крестьянской Красной Армии». На трибуне Мавзолея присутствовали «лучший друг советских физкультурни-ков» И.В. Сталин и всё руководство страны.

Посол Дж. Дэвис был совершенно очарован этим новым для него действом. Стоя на дипломатической трибуне Красной площади, он очень хорошо мог рассмотреть все детали парада. Не скрывая своего восхищения от увиденно-го, он называет молодых спортсменов, участвующих в параде, "flaming youth". (Прилагательное flaming в английском языке имеет несколько разных значе-ний — 1) яркий; сверкающий, блистающий; 2) пламенный, пылкий; 3) изуми-тельный, поразительный, потрясающий, удивительный).

«Это был сияющий, солнечный день. Обе стороны Красной площади и фасад напротив (здание ГУМа) были богато оформлены знаменами, красной тканью для флагов и различными большими эмблемами со спортивными медалями, сла-вословиями Сталину и т. д.
В парадных группах и среди участников выступлений было почти столько же девушек, сколько и юношей — "flamingyouth". И какая прекрасная молодость! Все с непокрытой головой, смуглые от загара, большинство только в белых шортах и цветных футболках. Спортсмены каждой колонны были одеты в форму особого цвета. <...> Это было великолепное зрелище. Кроме того, вид-нелись ещё тысячи солдат, загорелых, с гладко выбритыми головами, в синих шортах и спортивной белой обуви. <.> В отдельных частях парада демонстрировались самые разные виды клуб-ной деятельности. Лыжники проезжали прямо-таки ротами — не менее полу-тора тысяч человек в группе. У них под лыжами, очевидно, были подшипники, чтобы скользить по асфальту.
В некоторых колоннах были перекладины, на которых выполнялись гимна-стические упражнения; акробаты делали сальто на высоте в два человеческих роста. Другие катились мимо трибун на коньках или на досках. В одном из представлений участвовали сорок или пятьдесят парней и девушек, показы-вавших свое умение на гимнастических снарядах, продвигаясь при этом далее по площади.
В целом это было одно из красивейших и наиболее примечательных пред-ставлений, которые я когда-либо видел. Конечно, был великолепный день, и удивительная красота молодых людей с совершенными телами и здоровым внешним обликом сделали своё дело, превратив всё зрелище в нечто в высшей степени необычное» .

Впечатления о физкультурном параде на Красной площади побывавшего в СССР годом ранее французского писателя Андре Жида удивительным обра-зом совпадают с впечатлениями посла Дэвиса. «Я присутствовал на празднике молодёжи в Москве на Красной площади... Все было устроено великолепно... и даже с отменным вкусом. Прибывшая с севера и юга молодёжь участвовала в параде на Красной площади. Он продолжался несколько часов. Я не представ-лял себе столь великолепного зрелища. Конечно, его замечательные участники были заранее отобраны, подготовлены, натренированы. Но как не восхищать-ся страной и режимом, способным такую молодёжь создавать».

Примером серьёзной подготовки к парадам может стать регламент про-ведения . Были ут-верждены ответственные за проведение важного мероприятия: командующий парадом — Кузнецов; комиссар парада — Ефремов; главный художник пара-да — Кибардин; главный режиссёр показательных выступлений — Охлопков; дирижёр сводного оркестра — заслуженный деятель искусств комбриг Чернецкий.

При подготовке разработан специальный порядок прохождения колонн. В торжественном марше парада участвовали 35 тысяч человек . Головная ко-лонна, тематически определенная «Наш первый депутат — Сталин!», состояла из 450 человек (командир колонны И.Н. Румянцев, комиссар колонны — Б.П. Шамшин, художник — Г. Кибардин). Сводная колонна физкультурников со-юзных республик включала в себя 2380 человек (командир колонны — Попов, комиссар колонны — Славный).

В спортивно-показательных выступлениях первыми представлялись школьники Москвы . Тема «У советских детей здоровое, радостное детство» (руководитель — Штейнберг). Всего участвовало 250 человек .

Выступление команды Киргизской ССР определялось темой «Советский альпинизм» (руководитель выступления — Ушаков). Участвовало 200 человек .

Выступление Казахской ССР определялось темой «Возрождение народа» (руководитель выступления — Киселёв). Участвовало 200 человек .

Выступление Таджикской ССР определялось темой «Сталин — наше зна-мя» (руководитель выступления — Ергин). Участвовало 200 человек .

Выступление Узбекской ССР определялось темой «Солнечный Узбекистан» (руководитель выступления — Комбаров). Участвовало 200 человек .

Выступление Туркменской ССР определялось темой «Счастливая Туркме-ния» (руководитель выступления — Осипов). Участвовало 180 человек.

Выступление Армянской ССР определялось темой «Цветущая Армения» (руководитель выступления — Мингаян). Участвовало 200 человек .

Выступление Грузинской ССР определялось темой «Грузия — родина Ста-лина» (руководитель выступления — Джавришвили). Участвовало 300 человек .

Выступление Азербайджанской ССР определялось темой «Нефтеносный Азербайджан» (руководитель выступления — Мавромати). Участвовало 200 человек .

Выступление Белорусской ССР определялось темой «Войны мы не хотим, но к бою готовы» (руководитель выступления — Голейзовский). Участвовало 300 человек .

Выступление Украинской ССР определялось темой «Форпост обороны на западе» (руководители выступления — Лейн и Сабенко). Участвовало 400 че-ловек .

Выступление Московского областного техникума физической культуры определялось темой «Орденоносный комсомол» (руководитель выступления — Эмиль Мей).
Сценарий предусматривал следующие эпизоды:
1. «Граждан-ская война»;
2. «Восстановление народного хозяйства»;
3. «Строительство ме-тро»;
4. «Физкультурная молодёжь». Спортивные упражнения. Танец девушек с шарфами. Спортивно-акробатический танец мужчин. Партерная гимнасти-ка. Акробатика.
Участвовало 350 человек .

Выступление Государственного Ордена Ленина института физической куль-туры имени П.Ф. Лесгафта (Ленинград) определялось темой «Военно-морской флот» (руководитель выступления — Орлов).
Сценарий предусматривал:
1. Вы-ход с песней.
2. Построение портрета Сталина.
А также следующие эпизоды:
1. Картина «Море». Танец женщин с шарфами.
2. Картина «Жизнь на корабле». Зарядка. Упражнения на турниках. Упражнения женщин с булавами. Сигнали-зация — «Привет товарищу Сталину». Упражнения со спасательными кругами. Упражнения с винтовками. Краснофлотская пляска.
Участвовало 700 человек .

Выступление Государственного Центрального Ордена Ленина института физической культуры имени Сталина определялось темой «Если завтра во-йна» (руководитель выступления — Моисеев).
Сценарий предусматривал:
1. Построение большой гимнастической пирамиды, переходящей в «живой» акробатический мост, по которому проходят войска.
2. Военизированные упражнения на мотоциклах.
3. Фехтование.
4. Вольные упражнения мужской и женской групп.
5. Заключительная пирамида.
Участвовало 700 человек .

Поистине грандиозные театрализованные спортивные шествия, проходив-шие на Красной площади, были не только яркими и зрелищными действиями. Они становились важнейшими событиями в политической и культурной жиз-ни страны. К постановке парадов привлекались знаменитые режиссёры и ба-летмейстеры — В. Мейерхольд, С. Радлов, К. Голейзовский, И. Моисеев. Весьма интересны в связи с этим воспоминания И. Моисеева.

Уже довольно известный к середине 30-х гг. танцовщик и балетмейстер Большого театра И. Моисеев получил совершенно неожиданное предложение. В 1936 г. спортсмены Малаховского физкультурного техникума им. Антипова попросили его поставить им выступление для физкультурного парада на Красной площади.

Моисеев вспоминает, что он «много раз видел парады на Красной площа-ди, и меня всегда поражало, как скучно они делались. Спортсмены выходили медленным церемониальным шагом на площадь, медленно начинали делать упражнения <...> меня удивляло долготерпение тех, кто смотрел эти парады до конца».

Малаховцы очень расстроились, что им дали только 15 минут, Моисеев же решил обернуть непродолжительность выступления в пользу спортсменов и конкурировать с институтами прежде всего за счет динамики. Выступле-ние длилось всего семь минут. В темпе стометровки его участники выбегали на площадь, за считанные секунды выстраивались и в том же темпе делали упражнения. Выступление имело колоссальный успех, и техникум даже награ-дили.

В 1937 г. предложения поставить номер для парада поступили к балетмейстеру от многих республик, он же из всех претендентов выбрал Белорусский республи-канский техникум . Каждую неделю он ездил в Минск на два дня для подготовки выступления «Граница на замке», которое задумывалось им в нетрадиционной для парада театрализованной форме. Красная площадь превращалась в берёзо-вую рощу, из неё выходили танки, выбегали солдаты. Исполнители вышли на площадь с маленькими березками, заранее привезёнными из Подмосковья, чем создали иллюзию Белоруссии. Выступление получилось довольно успешным и после парада техникум переименовали в институт, исполнителей наградили ор-денами. Работа же балетмейстера осталась без награды, что, естественно, было очень обидно и отбивало всякую охоту заниматься этим впредь.

Накануне физкультурного парада 1938 г. Моисееву позвонил секретарь ЦК ВЛКСМ Александр Косарев и попросил срочно приехать к нему. Речь опять зашла об участии балетмейстера в постановке номера для парада. Заметив, что балетмейстер не проявляет желания участвовать в параде, Косарев предупре-дил его протесты: «Дело в том, что товарищ Сталин поинтересовался, поче-му Институт физкультуры имени Сталина уже третий год не получает наград за свои выступления. Ему ответили, что первое место присудили белорусам. Иосифу Виссарионовичу тоже понравилось это выступление, и он спросил, кто его готовил. Когда назвали вашу фамилию, товарищ Сталин сказал: «Пусть он и сделает». Поэтому мы попросили вас приехать» .

Результатом этой беседы с Косаревым стала постановка номера «Если зав-тра война». На площадь выбегали спортсмены со щитами в руках и устанав-ливали эти щиты себе на плечи. На них взбирались другие гимнасты и так же образовывали площадку с помощью щитов, на которые влезали третьи. В ре-зультате образовывалось пять трехэтажных пирамид, каждая из которых была увенчана одним гимнастом, принявшим стартовую позу какого-либо вида спорта: пловец перед прыжком в воду, дискобол перед метанием диска... Когда пирамиды выстраивались, перед ними на несколько секунд появлялся плакат с надписью «Если завтра война», закрывавший верхних гимнастов. После того как плакат опускали, на месте спортсменов, готовых начать соревнования, оказывались военные разных родов войск. Вслед за этим пирамиды мгновенно обрушивались и вместо пяти высоких башен зрители видели огромной длины мост, тянувшийся от Исторического музея до Спасской башни. Мост этот со-стоял из щитов, установленных на плечах гимнастов. По щитам стремительно проносились мотоциклы, а вслед за ними на том же пространстве начинались сцены боя. Студенты института им. Сталина настолько успешно исполнили этот номер, что институт получил за него столь желанное Сталиным первое место.

В заключение можно сказать, что изучение истории советского спор-та является в достаточной степени перспективным направлением в области исторической науки. Анализ государственной политики в данной области в обозначенный период позволяет лучше понять не только историю физкуль-турного движения, но и социально-политические процессы, проходившие в Советской России. Методологическая основа представленного исследования базируется на принципах историзма, объективности и системного научного анализа. Работа подготовлена на основе комплексного применения общена-учных методов исследования (описательного, историзма, синтеза и анализа), специально-исторических методов (ретроспективного, сравнительно-исто-рического, проблемно-хронологического). Перечисленные методы использо-вались в совокупности, что позволило обеспечить комплексный подход к ис-следованию.

; — прим. ред.)
9. Моисеев И.А. Я вспоминаю… Гастроль длиною в жизнь / И.А. Моисеев. — М., 1996. — 224 с.
10. Там же, С.35.
11. Там же, С.37.

Материалы по теме

  1. (Один из первых цветных экспериментальных фильмов в СССР)
  2. (Документальный фильм о грандиозном, многочасовом параде физкультурников (I Всесоюзный парад физкультурников) на Красной площади в Москве 12 июля 1937 года)

Предлагаем вам взглянуть на подборку фотографий столичной жизни 30-х годов прошлого века, времен сталинских репрессий, но в тоже время небывалого бурного роста производства и индустриализации всей страны, что впоследствии позволило СССР использовать этот потенциал для победы в Великой Отечественной войне. По общему объёму валового внутреннего продукта и производству промышленной продукции СССР в середине 1930-х гг вышел на первое место в Европе и на второе место в мире, уступив только США.

Кроме того, вы увидите фильм «Миссия в Москву». Это хроника впечатлений о Советском Союзе американского посла Дэвиса, его встреч со Сталиным, и его общая точка зрения на отношения Советского Союза и Соединенных Штатов.

В 20-30-е годы Москва стала местом острой политической борьбы, в результате которой к единоличной власти пришёл Сталин. В городе строились заводы и фабрики, новые жилые дома для рабочих. В 20-е годы строились дома, микрорайоны, целые посёлки, но жилья всё равно не хватало,так как население города росло быстрее, чем новостройки. Возникало такое явление, как "уплотнение", когда в квартиры, рассчитанные на одну семью, вселяли две-три, а иногда и больше.

Ниже для вас очень большая подборка старых фото тех времен, немного текста и фильм

26 февраля 1918 года СНК во главе с Лениным принял постановление о пере-езде правительства в Москву. 11 марта Москве после двухсотлетнего перерыва вновь был возвращён статус столицы, и уже в этом качестве Москва пережила бурные события: убийство посла Германии Мирбаха 6 июля 1918 года, подавление выступления левых эсеров, покушение на Ленина, работу московской ЧК, мобилизации на фронты гражданской войны, первые коммунистические субботники и т.д. 21 января 1924 года умер Ленин. На Красной площади был построен временный деревянный мавзолей, который впоследствии был заменён постоянным - из гранита и мрамора.

Городу требовалась реконструкция транспортной системы. Новшеством в Москве должен был стать троллейбус. Новшеством в Москве должен был стать троллейбус. Но, конечно, самым лучшим решением транспортной проблемы могло быть строительство метро. Строительство метрополитена было объявлено ударной стройкой. К концу января 1935 года основные работы были закончены,а 15 мая открылось регулярное движение. От Площади Свердлова (ныне Театральная площадь) поезда уходили к Сокольникам, Смоленской и Крымской площадям.

Мировая и Гражданская войны привели к разрухе в стране и в Москве. Сложное промышленное и продовольственное положение усугублялось оторванностью города от сырьевых районов страны. 214 текстильных предприятий, вся пищевая промышленность бездействовали. Почти полностью прекратил работу трамвайный парк. В ветхость пришли многие жилые дома. Но с 1922 года хозяйство начало постепенно налаживаться: в Кашире была пущена электростанция; набирала темпы Трёхгорная мануфактура, Даниловская и Измайловская текстильные фабрики.

По вновь построенным линиям пошёл трамвай в Останкино, Петровско-разумовское. К 1926 году жилая площадь была доведена почти до довоенного уровня, восстановлены скверы, сады и парки. Достоянием москвичей к концу 20-х годов стало радиовещание. В 1939 году на-чал работать московский телевизионный центр. Москва активно меняла свой облик: были реконструированы улица Горького(Тверская), Большая Калужская (Ленинский проспект), Первая Мещанская (Проспект Мира). Значительным явлением стало строительство Всесоюзной Сельскохозяйственной выставки в 1939 году (затем ВДНХ, а ныне всероссийский выставочный центр - ВВЦ).

В 1935 году был утверждён генеральный план реконструкции Москвы. План предусматривал рост территории Москвы вдвое и полную перепланировку Кремля, Китай-города, Белого и Земляного города, а это означало практически исчезновение исторического облика Москвы.

В грохоте строек и сносов старинный Охотный ряд в 1935 году уже начинал принимать свои новые очертания:

Прибытие участников международного конгресса почвоведов в Москве. Россия, 1930


Открытие международного конгресса почвоведов. На заднем плане портрет Ленина на стене. Россия, 1930.


Участники международного конгресса почвоведов посещают Московский Кремль. Россия, 1930.


Группа людей во время 14-ой годовщины революции на Красной площади в Москве 7 ноября 1931 года.

Улицы Москвы строящиеся поспешными темпами. Москва, 1931

Кремль (с флагом), а на переднем плане мавзолей Ленина. Москва, Россия, 1932.

Нищий в лохмотьях на одной из улиц Москвы, 1932

Двое мужчин на крыше откуда открывается вид на центр Москвы и Кремль. 1932.

Посадка в трамвай. 1932

Женщины с детьми где-то в бедных районах Москвы. 1932

Человек с портфелем сидит на стуле на фоне исскуственного романтического пейзажа в ожидание снимка от уличного фотографа. Москва, 1932.

Рабочие посещают один из многочисленных музеев в Москве.1932

Большевики и Церковь. 1932

Вид пешеходов, автомобилей, автобусов и трамваев на площади Свердлова (ранее Театральная площадь) в Москве. Снимок сделан с верхней части Большого театра 1932

Эта фотография была сделана во время большого парада на Красной площади в Москве, 1932.

Рынок в Москве. Россия, 1933.

Вид сверху на первомайский парад на Красной площади. Москва, СССР, 1933

Части русской армии выстроились на Красной площади во время первомайского парада. Москва, СССР, 1933

Москва во время празднования Октябрьской революции, 1933.

Танки на Красной площади в Москве во время празднования Октябрьской революции 1917 года. Россия, 1933.

Впечатляющий парад на Красной площади в Москве в честь 17-летия Октябрьской революции. Россия, 1933.

Большой парад на Красной площади в Москве во время празднования Октябрьской революции 1917 года. Россия, 1933.

Финальной частью парада на Красной площади в Москве по случаю 17-ой годовщины Октябрьской революции был парад бронированных автомобилей. Россия, 1933.

Накладные волосы и парики на продажу. Москва, 1933 .

Профессор Шмидт является руководителем арктической экспедиции на ледоколе "Сибиряков" .На Северном вокзале (?) в Москве он дает интервью журналистам. 1933 год.

Красная площадь с советским полицейским,регулировщиком движения. Москва, 1935

Тоннель метро в Москве. 1935.

Панорама Охотного Ряда: станция метро в центре Москвы. Слева строящееся здание и гора щебня на переднем плане. Москва, 1935.

Панорама Охотного Ряда: станция метро в центре Москвы, площадь заполнена лошадьми и телегами. Москва,1935.

Полукруглая платформа метро и тоннель. Москва, Россия 1935

Подземные станции метро. Москва, 1935.

Игра в шахматы между Саломон Флор и Вячеславом Васильевичес Рогожиным (справа) во время шахматного турнира в Москве,1936 года

Шахматист Хосе Рауль Капабланки в матче против Рюмина на шахматном турнире в Москве 1936 года.

Представители различных этнических меньшинств в "новом" советском парламенте. Москва, 1938

Вид на Красную площадь, где проходит спортивный парад. Москва, Россия, 1938

Очередь в автобус.

Лужники зимой.

Вид Москвы-реки, Кремля и Храма Христа Спасителя с Большого Москворецкого моста.

Вид Кремля из Кремля.

Беспризорники Москвы.

Осень в Москве.

Вид Кремля с площадки от Храма Христа Спасителя.

Вид Кремля и угловой Беклемишевской башни.

Кутафья-башня.

Собор Спаса на Бору.

Пролетарский оркестр на Красной площади.

Мавзолей.

Ремонт кремлевской стены.

Книжные развалы у кремлевских стен.

Лубянская площадь.

Сухарева башня.

Страстная площадь.

Тверская площадь.

Тверская застава и путепровод.

Триумфальная площадь.

Никольская улица.

Московский рынок.

Храм Христа Спасителя.

Тверская улица в районе Камергерского переулка.

Кропоткинская Набережная.

Дорогомиловский мост еще только строится, сегодня он носит название «Бородинский мост».

Старый Москворецкий мост с острыми ледорубами на опорах.

Наводнение в Москве.

Ловля рыбы в Москве-реке.

Заготовка льда для ледников.

Стирка в Москве-реке.

Рабочие готовят асфальт у Метрополя.

Кафе, 1930-е

Большой театр, 1934

Каток в Парке Горького. 1938

Цветочница. Конец 30-х

Молодежь, Парк Горького, 1939

Спартак. 1938 год. Физкульт-парад

Москва, 1930-е

1937. Страстной монастырь

20 лет революции. Большой театр. 1937

Фруктовая вода. 1938 год

Оживленное движение в Москве. 1930-е

Теплоход "Иосиф Сталин" первый раз пришел в Москву по только что открытому каналу "Москва-Волга" в мае 1937

Улица Петровка, 1937

А вот эти фотографии в отличие от верхних пока не замылены. Безымянные иностранцы сделали несколько кадров зимней Москвы 1930-1931 гг.

Оттуда же
Спектакль Московского Камерного театра

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

1 Село Вильшанка. Киевская область. Обед во время сбора урожая. 1936 г.

2 Товарищеский суд над симулянткой в сельхозартели «Ясная поляна», Киевская область. 1935 г.

3 Раскулачивание крестьян, Донецкая область, с. Удачное, 1930-ые годы.

4 Члены общества по совместной обработке земли перевозят кладовую раскулаченного крестьянина к общей кладовой, Донецкая область, 1930-ые годы.

5 Трактористы. Узбекистан, 1930-е годы. Фотография - Max Penson.

6 Узбекистан. Строительство Большого Ферганского канала. Фотограф М. Альперт. 1939 г.

7 Передвижная редакция и типография газеты «Колхозник». 1930 г.

8 Колхозное собрание в поле. 1929 г.

9 Сбор мерзлой картошки, Донецкая область. 1930 г.

10 Работа под оркестр на строительстве Беломорканала. Фотография - «Работа с оркестром», Александр Родченко. 1933 г.

11 Снятые с Кремля орлы выставлены в парке им. Горького для обозрения. 1935 г.

12 Всесоюзный парад физкультурников на Красной площади. 19637 г.

13 Живая пирамида. Фотография Александра Родченко., 1936 г.

14 ГТО - Готов к труду и обороне. Фотография Александра Родченко. 1936 г.

15 Фото И. Шагина. 1936 г.

16 Демонстрация за коллективизацию. 1930-е годы.

17 Медкомиссия. 1935 г.

18 Первые ясли в деревне. «Мы отпустим мать на грядку и пойдем на детплощадку». Фотография - Arkadii Shaikhet, «The First Village Creche». 1928 г.

19 Демонстрация, Москва, Красная Пресня. 1928 г.

20 Наводнение в Москве, Берсеневская набережная. 1927 г.

21 Наводнение в Ленинграде. Разрушенная наводнением деревянная мостовая на Невском проспекте. 1924 г.

22 Выброшенная на набережную барка во время наводнения в Ленинграде. 1924 г.

23 Пионеры Ленинграда, поднятые по тревоге. 1937 г.

24 Площадь революции, Москва. Фото А. Шайхета

25 Лубянская площадь, 1930-е гг. Москва.

26 Торговая палатка «Махорка». Всесоюзная Сельскохозяйственная Выставка. Фото Б. Игнатовича. 1939 г.

27 Очередь за керосином и бензином. 1930-е гг.

28 Похороны В. В. Маяковского. 1930 г.

29 Снятые с церквей колокола, г. Запорожье. 1930-е гг.

30 Первые автомобили СССР. Грузовик АМО-3 - это первый автомобиль СССР, который сошел с конвейера. 1931 г.

31 Москва, Зубовский бульвар, 1930−1935 гг. ОРУД - структура в системе МВД СССР (Отдел по регулированию уличного движения). В 1967 году ОРУД и ГАИ были объединены в одну структуру.

33 Очередь в Мавзолей. Около 1935 г.

Бонусом: Москва 20-30 х годов прошлого века, запечатленная в цветных фото Брэнсоном Деку (Branson DeCou)















































































































«Миссия в Москву» (фильм)

Год выпуска: 1943
Жанр: Драма, военный, история
Продолжительность: 02:02:57
Выпущено: Warner Brothers Pictures - США
Перевод: Любительский одноголосый
Режиссер: Майкл Кёртиц / Michael Curtiz
В ролях: Уолтер Хьюстон, Энн Хардинг, Оскар Хомулка, Джордж Тобиас, Джин Локхарт, Элеонор Паркер, Ричард Трэвис, Хельмут Дантин, Виктор Франген, Генри Даниэлл, Барбара Эверест, Дадли Филд Малоун, Роман Бонен, Мария Палмер, Морони Олсен, Минор Уотсон, Владимир Соколофф, Морис Швартц

Описание: В 1936 году Президент Франклин Д. Рузвельт назначает Джозефа Э. Дэвиса, процветающего адвоката, послом США в Советском Союзе. Миссия Дэвиса - определить, будет ли эффективным союз с советскими людьми в случае войны с фашистской Германией. Посол Дэвис поражён тем, что он увидел во время своего пребывания в России. У Советов серьезная армия и они горят желанием вступить в союз с дружественными нациями, наподобие Америки и других европейских стран для победы над Гитлером и построения мирного будущего для всего человечества. Да, именно такой Сталин - это человек, с которым нам нужно вести дела... «Миссия в Москву» - это хроника впечатлений о Советском Союзе американского посла Дэвиса, его встреч со Сталиным, и его общая точка зрения на отношения Советского Союза и Соединенных Штатов. Фильм снят в полудокументальном стиле. Фильм описывает взгляд Дэвиса на различные события в истории Советского Союза. Картина начинается с вступления настоящего посла Дэвисa: «Лидеры ни одной страны не были настолько ошибочно представлены и непоняты, как советское правительство в те критические годы между двумя мировыми войнами».

ТЕМА: СТАНОВЛЕНИЕ СПОРТИВНОЙ РЕЖИССУРЫ В СССР.

Вопрос 1. Физкультурные парады на площади

Становление спортивной режиссуры начиналось с физкультурных парадов на площади.

25 мая 1919 года, в день годовщины Всевобуча, по инициативе Правительства в Москве на Красной площади был впервые проведен военно-физкультурный праздник. Бойцы Всевобуча прошли по площади с оружием, а часть из них совместно с физкультурниками спортивных организаций впервые показали массовые гимнастические упражнения в движении.

Этот исторический праздник, получивший высокую оценку Правительства, положил начало Физкультурным парадам - одной из форм массовых спортивных зрелищ, которая на долгие годы стала ведущей в стране.

С 1924 года и до 80-х годов Физкультурные парады проводились ежегодно. Главной ареной для них всегда была Красная площадь. Однако, с середины 50-х годов Физкультурные парады теряют свою самостоятельность, превращаясь в головную колонну демонстрации трудящихся в дни 1 -го мая и 7-го ноября.

Головная колонна демонстрации по своему масштабу и значимости отличается от классического Физкультурного парада. Ее задача становится более узкой и конкретной - задать основную тему и тон народному празднеству. Используя накопленный опыт в применении выразительных средств Физкультурных парадов, режиссура с успехом решала поставленную перед ней задачу. На протяжении многих лет головная колонна физкультурников, открывавшая демонстрации трудящихся, выглядела по-новому, но всегда интересно, красочно, тематично и эмоционально.

Особой популярностью Физкультурные парады пользовались в 30-е годы. Это было вызвано бурным развитием физической культуры и спорта, великим энтузиазмом и интересом молодежи к этой новой форме самовыражения и общения, способствующей проявлению свободного творчества масс, коллектива и личности одновременно. Эти годы были очень плодотворны и для режиссуры. Огромная массовость и разнообразие контингента участников, широта тематики, появление новых выразительных средств создали благоприятные условия для творческого подъема. Не случайно, Физкультурные парады того времени вызвали к себе повышенный интерес как специалистов в области спорта, так и деятелей различных областей культуры и искусства.

В 1931 г. в Физкультурном параде приняли участие 40 тысяч человек, в 1932 г. -70 тысяч, в 1933 г. - 80 тысяч, в 1934 и 1935 гг. - по 120 тысяч, в 1936 г. - 110 тысяч, в 1937 г. - 40 тысяч, в 1938 -1940 гг. количество участников не превышало 40 тысяч человек.

"Если организованные массы проходят шествием под музыку, поют хором, исполняют какие-нибудь гимнастические маневры или танцы, словом, устраивают своего рода парад, но парад не военный, а по возможности насыщенный таким содержанием, которое выражало бы идейную сущность, надежды, проклятия и всякие эмоции народа, - то те, остальные, неорганизованные массы, обступающие со всех сторон улицы и площади, где происходит праздник, сливаются с этой организованной массой и, таким образом, можно сказать: весь народ демонстрирует сам перед собой свою душу" (см. А.В.Луначарский. О массовых празднествах, эстраде, цирке. - М.: Искусство, 1981, с. 84).

Именно таким народным торжеством были физкультурные парады 30-х годов, которых ждали, к которым готовились, в которых активно участвовала не только молодежь столицы, но и вся страна.

Характерной особенностью физкультурных парадов первых лет было то, что они проводились только в движении. Остановки на площади не допускались. Это требование, естественно, накладывало свой отпечаток на содержание действий участников парада, на организацию и режиссуру отдельных колонн и всего парада в целом. Режиссер в этих условиях был ощутимо ограничен в выборе средств и, естественно, организаторские способности руководителя колонны имели большее значение, чем его творческие и постановочные способности. Основные задачи режиссера фактически сводились к отработке парадного шага и равнения при прохождении колонны, а также поиску оригинальной атрибутики для того, чтобы зритель смог безошибочно определить принадлежность колонны к тому или иному коллективу.

С накоплением выразительных средств и опыта проведения Физкультурных парадов постепенно возрастала и роль режиссера как постановщика. Физкультурные парады стали носить тематический характер. Каждая колонна, участвовавшая в параде, должна была выбрать и раскрыть определенную тему. Сделать это было не просто, так как у режиссера имелись буквально считанные минуты на воплощение своей идеи. Ско¬ротечность движения определяла и выбор выразительных средств. Боль¬шое значение для раскрытия избранной темы в этот период приобрета¬ют: форма построения колонны; предмет для выполнения упражнений в движении; оригинальность самих массовых упражнений; различные кон¬струкции, способствующие раскрытию темы; гимнастические снаряды, укрепленные на транспортных средствах; "живые" пирамиды и пр. Особая роль отводилась художественному оформлению колонны и костю¬мам участников (рис. 1-5.).

Музыка Физкультурных парадов в тот период была общей для всех. В основном это были марши, главной задачей которых было обеспечить четкое прохождение колонн по площади без каких-либо нарушений об¬щего потока движения. Поэтому особого значения для раскрытия тема¬тики и выполнения массовых упражнений в движении музыкальное сопровождение не имело, а служило лишь фоном.

В 1933 году впервые в Физкультурный парад были введены мас¬совые гимнастические выступления. В этом параде участвовали только две делегации: сводная колонна физкультурников крупней¬ших предприятий Москвы (режиссер -А.Лазарев) и колонна студен¬тов Государственного Центрального института физической культуры и спорта (режиссер - М.Окунев).

В последующие годы включение массовых гимнастических выступле¬ний в Физкультурные парады стало традиционным. В связи с этим изменилась композиция парада. В ней стили выделять две части: первую – собственно Физкультурный парад с теми же в принципе задачами, что стояли перед парадами и раньше, и вторую - массовые гимнастические выступления. В этой второй части каждая делегация в течение нескольких минут под специально подобранную или написанную музыку демонстрировала композицию массовых гимнастических упражнений, используя выразительные средства спорта. Но делала это уже не в движении, а на месте, занимая иногда своей массой всю Красную площадь.

Таким образом, парад 1933 года дал жизнь еще одной форме спортив¬ных зрелищ - массовым гимнастическим упражнениям, которые в даль¬нейшем, особенно, с выходом на стадион, получили очень широкое раз¬витие и превратились в самостоятельный жанр зрелищного искусства.

Физкультурный парад 1933 года поставил перед режиссурой но¬вые задачи. Начался активный поиск выразительных средств. Появились новые виды массовых упражнений (поточные, пирамидковые), а также трансформирующиеся предметы, которые в процессе выполнения упражнений большой массой участников внезапно для зрителей изменяли цвет, форму, а вместе с этим, и свой первоначальный смысл и функции. Например, простая гимнастическая булава мгновенно превращалась в раскрывающуюся коробочку хлопка или головку подсолнуха, шест становился гигантским золотым колосом, веслом с цветными лопастями или флагом и т.п. Кроме того,композиции массовых гимнастических выступлений стали отличаться красоч¬ными построениями и перестроениями.

Значительный толчок в развитии жанра массовых спортивно-художе¬ственных представлений дал Физкультурный парад 1937 года. Он был посвящен 20-летию Октября и собрал делегации всех Союзных Респуб¬лик страны (по 150-200 человек от каждой Республики). Так, начиная с 1937 года, Физкультурные парады в Москве становятся Всесоюз¬ными.

Повышается политическая значимость физкультурных парадов. Каждый из них посвящался какому-либо важному событию в жизни страны и, следовательно, имел определенную тему. Так, в 1937 г. парад был посвящен 20-летию Октября; в 1938 г. - выборам в Верховный Совет; в 1939 г. - XVII съезду ВКП(б); в 1940 г. - выполнению решений XVII съезда.

Участие в Физкультурных парадах делегаций Союзных Республик в корне изменило содержание массовых выступлений их второй части. Наряду массовыми гимнастическими упражнениями, в них впервые было представлено искусство. Поначалу особый успех во Всесоюзных парадах име-к0лхореография. В Москву приезжали лучшие профессиональные хореографические коллективы Республик, которые вместе со спортивными делегациями показывали свое высокое мастерство. Так перед режиссурой впервые встал вопрос о возможности синтеза спорта и искусства, что в дальнейшем стало одной из главных отличительных черт массовых спортив¬но-художественных представлений на стадионе.

Названные особенности Всесоюзных парадов привели к существенно¬му повышению роли режиссера как постановщика. Образность решения темы, законченность композиции, оригинальность в подборе выразитель¬ных средств спорта и искусства, серьезный, вдумчивый подход к музы¬кальному и художественному оформлению отличали постановки веду¬щих режиссеров того времени.

В этот период следует отметить роль деятелей искусства в развитии и становлении на профессиональную основу новой формы массового спортивного театра. Совместная работа спортивных режиссеров с профессиональными режиссерами, балетмейстерами, художниками и композиторами способствовала взаимному творческому обогащению. Результатом этого замечательного содружества было появление прекрасных композиций массовых гимнастических выступлений и спортивных праздников, вошедших в сокровищницу массового искусства. Этот творческий союз отдельных постановщиков продолжается до сегодняшнего дня.

Первыми, кто испытал себя в этом новом перспективном жанре и оказал неоценимую, действенную помощь молодым спортивным режиссерам, были балетмейстеры И.А.Моисеев и К.Я.Голейзовский. Постановки И.А.Моисеева на Физкультурном параде 1937 г. с А.А.Губановым на тему "Граница на замке" (делегация Белоруссии), а в 1938 г. с режиссером М.Окуневым на тему "Если завтра война" (делегация Института физической культуры) вошли в историю массовых спортивных зрелищ. Они и до сих пор являются эталонами, по которым можно сверять постановки сегодняшнего дня.

И.А.Моисеев продолжал сотрудничество со спортивными режиссе¬рами и в послевоенные годы. Совместно с режиссером Я.Б.Теверовским на Физкультурных парадах 1947 и 1954 гг. он поставил для делегации России очень интересные, можно сказать, новаторские композиции. Например, в 1947 г. в финале выступления впервые появились моза-ичные рисунки, которые составлялись спортсменами с помощью двухсторонних но цвету флажков. Впоследствии они нашли широкое применение в работе художественного фона и получили название "фонирующие фляжки".

К.Я.Голейзовский совместно с А.А.Губановым представлял спортивную делегацию Белоруссии на физкультурных парадах 1938 и 1939. В историю массовых гимнастических выступлений они вошли как создатели поточных упражнении на специально созданной для этого конструкции (1938 г.), кото¬рая получила название "Белорусская ваза". С тех пор в композициях спортивных праздников и массовых представлений появились и до сих пор появляются различные модификации и аналоги этой конструкции - "Кубок", "Фонтан", "Спираль", "Цилиндр", "Павлиний хвост", "Хлопковая коробочка" и др.

Практическая деятельность И.А.Моисеева и К.Я.Голейзовского в постановке массовых спортивных выступлений оказала большое влияние на творчество спортивных режиссеров того времени, а Я.Б.Теверовский, А.А.Губа-нов, работавшие с ними непосредственно, достойно заняли ведущие позиции в режиссуре массовых спортивных зрелищ в стране.

Эта совместная работа не прошла бесследно и для балетмейстеров. Опыт работы с большими массами участников, овладение выразительными средствами спорта помогают и сегодня в творческой работе Игоря Александровича Моисеева. Так, например, в программе (1983 г.) Государственного академического ордена Дружбы народов Ансамбля народного танца, бессменным художественным руководителем и постановщиком танцев которого является И.А.Моисеев, хореографическая сцена "Праздник труда" построена на принципах массовых гимнастических упражнений, представляя собой удачное сочетание выразительных средств хореографии и массовых спортивных выступлений.

(Рис. 2, 3. Физкультурные парады:Петроград, 1923 г. Л енинград, 1939 г.

Рис. 4. Всесоюзный день физкультурника 1939 г. Один из моментов оформления физкультурного парада -пирамида гимнастов на движущемся автомобиле .

Рис. 5 Физкультурный парад 1945 г. Выступление ГЦОЛИФК Военного факультета ).

Подводя итоги предвоенного периода в развитии массового спортивно-художественного театра, можно сделать следующие выводы:

1.Физкультурный парад в 30-е годы, достигнув вершины в своем развитии, утвердился как ведущая форма массовых спортивных зрелищ и праздников, заслужив горячее признание и любовь народа.

2.Как результат творческого поиска новых выразительных средств Физкультурного парада, получили развитие массовые спортивные представления, которые первоначально входили в парад в виде отдельных массовых гимнастических выступлений, составляя его вторую часть.

3.Спортивная режиссура тех лет добилась определенных успехов, особенно в постановке отдельных массовых гимнастических выступлений. Утвердились многие выразительные средства: массовые вольные, поточные и пирамидковые упражнения, упражнения на различных конструкциях и гимнастических снарядах и др. Достаточно умело осуществлялся монтаж сольных и групповых номеров с массовым номером. Впервые появились и нашли широкое применение в массовых гимнастических выступлениях средства искусства (танцевальные композиции профессиональных и самодеятельных коллективов). Лучшие постановки тех лет отличались высокой идейностью, образностью решения и раскрытия темы, законченностью композиции. Появилась целая плеяда талантливых спортивных режиссеров-постановщиков, таких, как С Лазарев, А. Брыкии, А.Бражиик, А.Губаиов, М.Окуиев, Л.Орлов, М.Сегал и др.

4. Поскольку темы отдельных массовых гимнастических выступле¬ний развивались на уровне темы Физкультурного парада в целом -всегда масштабной и всеобъемлющей по своему значению –, то смысловой монтаж массовых выступлений между собой не оказывал большого влияния на развитие логики действия (от перестановки отдель¬ных выступлений смысл не менялся). Поэтому в основе построения композиции парада и, особенно его второй части, в лучшем случае лежал принцип нарастания действия. Однако чаще, независимо от содержания, отдельные выступления располагались в программе по рангу и значимости делегаций. Физкультурные парады тех лет не имели и завершающего действия - финала представления. Таким обра¬зом, отсутствие смысловой логики развития действия в раскрытии темы и идеи, отсутствие сквозного режиссерского хода в представлении в целом были характерными чертами режиссуры довоенных Физкультурных парадов. Это свидетельствует и о том, что функция главного режиссера как постановщика сводилась к минимуму. Вме¬сте с тем, учитывая огромную массовость и большое представитель¬ство делегаций в Физкультурных парадах, особое значение имела его функция как организатора.

Прерванные Великой Отечественной войной Всесоюзные физкультур¬ные парады возобновились в 1945 году. Примечательно, что в мае был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии во Второй мировой войне, а уже в августе на Красной площади в Москве состоялся Всесоюзный парад физкультурников. Факт сам по себе очень знаменательный, свидетельствующий о большой роли массовых спортив¬ных празднеств в стране. Советские люди после ужасов войны, страда¬ний, нечеловеческого напряжения, наконец, по-настоящему ощутили, что такое мир на Земле. Все было проникнуто восторгом, ликованием, великой любовью к Родине. Это был праздник гордости народа-победителя, праздник радости и счастья.

В торжественном марше и массовых гимнастических выступлениях были представлены делегации всех Союзных республик, а также Москвы и Ленинграда. Всего участвовало 27 тысяч человек. Композиционно этот парад был построен на тех же принципах, что и Физкультурные парады довоенных лет.

Всего после Великой Отечественной войны было проведено четыре Все¬союзных парада (1945,1946,1947 и 1954 гг.), и каждый из них оставил особый след в истории спортивно-художественного театра. Физкультурный парад 1945 г. был последним Всесоюзным парадом, проведенным на Крас¬ной площади и одним из грандиозных торжеств, посвященных Победе совет¬ского народа в Великой Отечественной войне. Парад физкультурников 1946 г. впервые проводился не на Красной площади, а на стадионе. Физкультурный парад 1947 г. был посвящен знаменательной дате - 3 0-летию Октября, а парад 1954 г. вошел в историю как последний самостоятельный Всесоюзный физ¬культурный парад в нашей стране.

Особое значение в становлении форм массовых спортивных представ¬лений имел Физкультурный парад 1946 г. Проведение его на стадионе привело к пересмотру некоторых уже сложившихся традиций в постано¬вочной работе. Переход с площади на стадион не был совершенно нео¬жиданным для режиссеров. Ведь и раньше парады, проводимые на Крас¬ной площади, неоднократно (с целью охвата большего числа зрителей) повторялись на Центральном стадионе "Динамо". Естественно, массо¬вые композиции, подготовленные специально для площади, не всегда прямо подходили для стадиона. Режиссеры понимали, что стадион тре¬бует иных решений. Начался процесс поиска новых и переосмысления имеющихся выразительных средств и композиций.

Стало совершенно ясно, что одно из выразительных средств мас¬совых спортивных представлений - построения и перестроения на стадионе приобретают иное значение, чем на площади. Символика и красочность рисунков построения, чистота и логика перехода от рисунка к ри¬сунку, от одного эпизода к другому становятся одним из главных и опре¬деляющих компонентов успеха зрелища. С изменением цвета сценичес¬кой площадки (серая брусчатка площади сменилась зеленым травяным покровом стадиона) и ракурса обозрения зрителями выступлений особое значение приобрела цветовая гамма костюмов участников и предметов для выполнения упражнений. Ведь на стадионе зрители получили воз¬можность воспринимать не отдельные зоны пространства сценической площадки и фрагменты выступлений, как это было на площади, а все про¬странство и всю композицию в целом.

Самой сложной задачей, которую поставил стадион перед режиссу¬рой, было определение ракурса представления. Логика подсказывала, что круговое расположение зрителей на трибунax стадионa требует и соответвующего построении композиции На практике же все получилось иначе. Построение композиции с равноценным круговым обозрением оказалось очень сложной задачей, которая полностью не решена и до настоящего времени.

Следует отдать должное режиссуре того времени, которая нашла, хоть и компромиссный, но выход из создавшегося положения. На стадионе, как на сцене театра, был создан цветовой задник (гл. режиссер - М.Д.Сегал, гл. художник - Б.Г.Кноблок). Для этого на одну из трибун (противоположную центральной) были помещены 7000 участников. Каждый из них имел сброшюрованный из цветных листов альбом. По команде режиссера все участники одновременно открывали указанный им цвет и тем самым создавали цветовой фон для выступающих на поле. Это было ново, необычно, масштабно, красочно и имело большой успех.

С тех пор прошло много лет. Фон на трибунах стал неотъемлемым атрибутом почти всех крупных спортивно-массовых представлений и праздников. За прошедшие годы раскрыты огромные возможности его как очень яркого и действенного выразительного средства, способствующего образному раскрытию темы и идеи представления. Недаром сегодня его называют художественным фоном или живым экраном. Основным предметом для создания мозаичных рисунков фона стал фонирующий двухцветный флажок.

С выходом на стадион произошла переоценка ценностей и в композиции самого Физкультурного парада. Беговая дорожка стадиона не позволяла провести первую часть, т.е. собственно парад, так, как это было на Красной площади. Здесь он превратился в марш-парад делегаций Союзных республик и колонн физкультурников ДСО и ведомств, постепенно теряя свое первоначальное значение в качестве самостоятельной формы массовых спортивных зрелищ. Вместе с тем, стадион значительно расширял возможности в проведении второй части - массовых гимнастических выступлений. И этим незамедлительно воспользовались режиссеры. В частности, в программах большое место стали занимать спортивные соревнования по различным видам спорта (легкой атлетике, борьбе, боксу, тяжелой атлетике, футболу и др.), которые чередовались с массовыми выступлениями.

Изменилось и содержание массовых гимнастических выступлений. Они приобрели более спортивный характер. Меньше стали использоваться народные танцы, зато увеличился объем элементов спортивной и божественной гимнастики, акробатики и других видов спорта. "Включение в программы парадов физкультурников 1946,1947 и 1954 гг., кроме массовых гимнастических выступлений, соревнований по различным видам спорта, себя оправдало. Парады как зрелище стали более разнообразны и спортивны. Впечатления зрителей от массовых гимнастических выступлений, ярких красок, музыки дополнились накалом спортивной борьбы и азарта". Этот вывод, сделанный главным режиссером этих праздни¬ков М.Д.Сегалом (см.: М.Д.Сегал. Физкультурные праздники и зрелища" -М.: ФиС, 1977, с.24), вполне справедлив и объективен, если рассматривать спортивное представление как набор отдельных, не связанных между собой номеров, как сумму красочных и эмоциональных дивертисментов.

Однако, рассматривая это нововведение с позиции современных требований к идейно-тематической основе представления, можно утверждать, что оно было шагом назад в режиссуре того времени. Это связано с тем, что включение чисто спортивных номеров соревновательного характера в чередовании с массовыми гимнастическими выступлениями, имеющими тематический характер, неизбежно ведет к нарушению целостности композиции и препятствует восприятию зрителями главной идеи и логики всего представления.

Одним из важных компонентов массовых спортивных представлений является темпо-ритмический рисунок их построения. Главные его характеристики:

продолжительность отдельных номеров, эпизодов, представления в целом;

ритмичность и аритмичность временных отрезков отдельных, следующих друг за другом номеров, эпизодов;

темп (количество действий в единицу времени);

контрастность номеров и эпизодов по режиссерскому решению и выбору выразительных средств;

действенность отдельных номеров и эпизодов, их расстановка в композиции;

монтаж - логика смыслового соединения эпизодов между собой в раскрытии темы и идеи представления (смысловой монтаж) и качество самих переходов от номера к номеру, от эпизода к эпизоду (технический монтаж).

Действенность темпо-ритма, т.е. создание эмоционального настроя у зрителей на активное восприятие представления, во многом зависит от продолжительности зрелища в целом. Как показывает практика сегодняшнего дня, оптимальная продолжительность представления, учитывая, что они проводятся без перерыва, - 1,5 - 2 часа. Когда же представление затягивается, действенность темпо-ритма снижается. Более того, даже оптимальное по продолжительности представление, но поставленное режиссером без учета темпо-ритмических закономерностей, может восприниматься зрителями как затянутое и монотонное.

Сравнивать зрелища, которые разделяют десятилетия, а тем более делать выводы и оценки, весьма сложно из-за различия условий, задач, требований и пр. Но проблема времени, в особенности, продолжительности представления, стала для режиссуры послевоенных лет постоянной, что было связано с огромной массовостью спортивных зрелищ и широким представительством различных делегаций и коллективов.

Например, Всесоюзный физкультурный парад 1954 г. В нем приняли участие около 40 тыс. человек. В массовых гимнастических выступлениях с участием около 30 тысяч человек были представлены следующие делегации и колонны:

    делегации от всех Союзных Республик (от 300 до 420 чел. в каждой, исключая самые крупные делегации: Белоруссии - 700 чел., Украины - 1000 чел. и России - 2800 чел.);

Колонна школьников Москвы (1300 чел.);

Колонна ДСО "Трудовые резервы" (3800 чел.);

Колонна студентов Института физической культуры им. П.Ф.Лесгафта (850 чел.);

Колонна студентов вузов Москвы (2800 чел.);

Колонна студентов Центрального института физической культуры (850 чел.);

Колонна гимнастов спортивных обществ профсоюзов (4000 чел.);

Участники художественного фона (7000 чел.).

Помимо названных массовых выступлений, программа Всесоюзного физкультурного парада 1954 г. включала:

Выступление сильнейших гимнастов страны (отдельный номер);

Соревнования по легкой атлетике, объединенные в пять самостоятельных номеров программы (старт и финиш марафонского бега; бег на 3000 м - мужчины; метание копья - женщины и мужчины; бег на 100 м -женщины и мужчины; бег на 400 м-мужчины; бег на 100 м с барьерами - мужчины; бег на 400 м с барьерами - мужчины; эстафетный бег 4x200 м - женщины; бег на 800 м - женщины; бег на 1500 м - мужчины).

Соревнования по классической и вольной борьбе;

Соревнования по тяжелой атлетике (упражнения в жиме, рывке и толчке на побитие рекордов).

Выше представлена программа лишь второй части парада 1954 г., т.е. массовых гимнастических выступлений и спортивных соревнований, а ведь была еще и первая часть - марш-парад, в котором приняли участие 24 колонны физкультурников, представляющих Союзные Республики, ДСО и ведомства. Совершенно очевидна грандиозная массовость этого парада.

Причем он не был исключением. Массовость как характерная черта Всесоюзных физкультурных парадов диктовала режиссерам свои условия. Поэтому продолжительность зрелища более четырех часов была делом обычным.

В дальнейшем и количество участников массовых спортивно-художественных представлений, и их продолжительность, претерпели существен¬ные изменения. Например, в празднике открытия Игр XXII Олимпиады в 1980 г. в Москве приняли участие 17 500 человек. При этом само представление (приветствие молодежи участникам и гостям Игр) длилось менее 1 часа, а праздник закрытия Олимпийских Игр с участием 13 ООО человек продолжался 1 час 30 мин.

Очень трудно говорить о драматургии таких грандиозных спортивных зрелищ, какими были Всесоюзные физкультурные парады. Однако можно с уверенностью сказать, что это были красочные зрелища большого политического значения, пропагандирующие образ жизни народа, физическую культуру и спорт в нашей стране.