Коррекционное образование в грузии. Образование в грузии

Столица: Тбилиси
Государственный язык: грузинский
Площадь: 69,7 тыс.км², занимает 118-е место в мире
Население: 3,7 млн. человек
Плотность: 65 чел./км²
Крупнейшие река: Кура
Соседние страны: Россия, Азербайджан, Армения, Турция
Денежная единица: грузинский лари
Телефонный код: (+995)
Интернет-домены: .ge

Образование в Грузии

Грузия - это страна, раскинувшаяся на побережье Черного моря, богатая на курорты и санатории, туристические места и достопримечательности, но мало кто знает, что Грузия является также отличной возможностью получить высококачественное высшее образование. На сегодняшний день в Грузии обучается множество иностранных студентов, приехавших как из стран СНГ, так и из Европы. Так почему следует обратить внимание на Грузию, как перспективную страну получения высшего образования европейского уровня?

Грузия официально присоединилась к Болонскому процессу , что делает ее частью единого образовательного пространства Европы. Именно этот фактор является одной из причин, почему данная страна очень привлекательна для иностранных абитуриентов. В первую тройку престижных грузинских университетов входит Тбилисский государственный университет, Государственный университет Ильи и Tbilisi Independent University. Данные вузы являются отличным «аэродромом», который позволит абитуриентам достичь невероятных высот в карьере.

Несмотря на то, что высшее образование в Грузии можно получить на платной основе, его стоимость относительно невысока по сравнению с другими европейскими странами. Это делает обучение в вузе доступным каждому студенту, даже с очень ограниченными финансовыми возможностями. Преподавательский состав в университетах блещет профессиональными кадрами, всемирно известными в научных кругах профессорами и учеными. Образование в Грузии для иностранцев максимально нацелено на комфорт, поэтому на территориях вузов построены комфортабельные и благоустроенные кампусы, способствующие эффективной и плодотворной учебе и рациональному проведению свободного времени. Здесь студенты найдут в своем распоряжении научные и экспериментальные лаборатории, компьютерные классы, различные кружки и секции, а также оснащенные спортзалы и стадионы, одним словом, все для максимизации эффективности как учебного процесса, так и досуга.

Преимущества высшего образования в Грузии:
Решившись получать высшее образование в Грузии, вы столкнетесь лицом к лицу с массой преимуществ, малой частью которых являются следующие факторы:

Стоимость образования. Безусловно, цены на высшее образование в Грузии гораздо ниже, в сравнении со множеством других стран. Именно здесь вы сможете получить диплом европейского образца даже не располагая большими финансовыми средствами.
. В Грузии можно получить образование первоклассного качества, которое поможет вам стать высокооплачиваемым специалистом и сделать большую карьеру в выбранной вами отрасли.
. Обучение в грузинских университетах ведется на разных языках, в том числе и на русском, что делает весь учебный процесс максимально адаптированным под потребности иностранных студентов.

Стоит подытожить, что образование в Грузии, цена на которое не может не порадовать любой кошелек, является прекрасным шансом построить карьеру своей мечты, полностью реализовавшись в профессиональном плане!

Новости

Чехия не только популярна туристическими направлениями, еще и притягивает иностранцев своими известными университетами. В стране функционируют много государственных и частных высших учебных заведений. Но, большинство иностранных студентов выбирают государственные университеты. В Чехии обучение на чешском языке бесплатно, и независимо от того студент местный, или же иностранец. Поэтому много иностранных студентов 1-й год учат чешский язык, а потом продолжают обучение абсолютно бесплатно на чешском языке.

Заочное образование за рубежом становится популярнее каждым годом. Для карьерного роста на работе нужно получать высшее образование, но не хватает времени поступать на дневное отделение университетов. Для этого существуют заочные факультеты, которые принимают иностранных студентов с условием приезда на экзамены 2 раза в году. Особенно популярны для этого направления высшие учебные заведения Украины. Заочное образование в университетах Украины - это возможность получения желаемой профессии...

Образование на Северном Кипре - это качественное обучение в университетах с современной инфраструктурой, которые находятся на прекрасном острове! Дипломы университетов признаются в странах Европы, Америки и т.д. Выпускники Кипрских университетов с легкостью могут продолжить обучение в Европейских и Американских университетах, или же трудоустроиться за рубежом. Предлагают программы двойного диплома с вузами в Германии, Франции, Польши, Британии, Испании и др., после которых выпускники получают 2 диплома.

В виду того, что в 2006 году Грузия подписала Болонское соглашение, система образования в стране стала соответствовать общеевропейской системе образования. Данная система предполагает обучение в бакалавриатуре, магистратуре и докторантуре. Получение степени магистра и доктора осуществляется по желанию учащихся.


В остальном же, система обучения схожа с общепризнанной системой образования:

  • учеба в начальной школе;
  • учеба в средней и высшей школе;
  • учеба в колледже либо в вузе страны.

Иностранные абитуриенты должны иметь в виду, что преподавание ведется не только на грузинском языке, поэтому если вы не владеете этим языком, то не стоит акцентировать внимание на этом аспекте. Во многих вузах есть ряд учебных подразделений, в которых обучение ведется на русском, немецком, английском, армянском, абхазском и азербайджанском языке. Для поступления в вузы страны понадобится лишь аттестат о высшем среднем образовании. Жителям стран СНГ, у которых отсутствует болонская система образования, необходимо будет пройти дополнительный год обучения для получения степени бакалавра.

ВУЗы в Грузии

Всего в Грузии насчитывается 26 государственных и 200 частных вузов, в которых можно получить образование самой разнообразной направленности. В настоящий момент правительство Грузии ведет активную политику по открытию университетов, максимально соответствующих общеевропейской системе образования. К числу таких учебных заведений можно отнести Европейскую школу менеджмента и, непосредственно, Институт государственного управления. Институт государственного управления на данный момент сотрудничает с Национальной академией США. Преподавание в этом вузе ведется на основе специальных программ обучения с использованием американских учебных пособий.

В случае, если вас зачислят в университет Грузии, вы должны учесть следующую особенность. Из-за осложнившихся взаимоотношений между Россией и Грузией, въезд в страну жителям России через Южную Осетию и Абхазию запрещен. Попасть в Грузию можно посредством перелета на самолете через территорию Латвии и Турции . Либо воспользовавшись железнодорожными и морскими средствами передвижения, правда, это займет больше времени.

Для прибытия в страну понадобится студенческая виза, наличие копии аттестата о высшем среднем образовании, а также медицинская справка и иная документация, которая будет указана в ответном письме. Процедурой отправки документов следует заняться заранее, предварительно поинтересовавшись языком преподавания и наличием желаемой специальностей в вузе.

И , и . А сегодня отправляемся в Грузию, где живет Алина Лунева, мама семилетнего Оскара.

Меня зовут Алина Лунева. Моему сыну Оскару семь лет. Мы живем в Грузии, в Тбилиси.

Какие бывают школы

Школы в Грузии очень разные. Есть public school, в которых система обучения единая на государственном уровне, и есть множество , в которых система обучения уникальна для каждой школы. Государственные школы в Грузии переполнены, в классах — 30−40 человек, дети учатся в несколько смен. С частными немного полегче. Там меньше человек в классе, обязательно есть продленка, дети носят форму. Оскар учится во втором классе в частной грузинской школе. Грузинской — то есть обучение ведется на грузинском языке. До школы сын посещал русский детский сад.

Русских детских садов в Тбилиси много, они востребованы не только русскоязычными жителями города, но и коренными жителями. Например, в группе сына 80% детей были грузинами. Родители отдают их в русские детские сады, чтобы дети заговорили по-русски.

Учебный год начинается в середине сентября и заканчивается в середине июля. Каникулы — неделя осенью, примерно в середине ноября, неделя весной, в марте, они совпадают с грузинским Днем матери, и 8 марта. Зимние каникулы длинные — 2,5 недели. Летние — обычные, как и в России, 3 месяца.

Распорядок дня в грузинской школе

Учеба начинается в 9 утра, заканчивается школьный день в 17:30—18:00 . В классе у сына 18 детей. Обычно у ребят по 5−6 уроков, каждый длится по 35 минут. В программе обучения — грузинский язык, математика, и немецкий языки, физкультура, танцы, музыка, хор, рисование и занятия по искусству.

В 12:00 в школе второй завтрак, а в 14:30 — обед. На завтрак детям предлагают воду и какую-нибудь выпечку — лобиани, хачапури или булочку. Обед комплексный: всегда есть суп и второе. Обычная еда для детей с грузинским оттенком: например, гупта (грузинские фрикадельки), чихиртма (грузинский куриный суп), харчо. После обеда дети гуляют немного во дворе и возвращаются в класс, делать домашнее задание. Можно забрать ребенка раньше, но тогда задание придется брать с собой и делать дома. Обычно забираю сына в 16:30, к этому времени уроки уже сделаны. Около 17:00 они снова выходят гулять, если погода хорошая.

Домашнее задание дети выполняют в школе. Каждый день, кроме пятницы. В пятницу мы забираем книги и тетради из школы и делаем уроки дома. Задания посильные, объем их тоже, нет такого, что нужно потратить полдня на выполнение. Максимум полтора часа. Сын, как правило, делает их сам на 80%. Я объясняю какие-то задачи, курирую, как он выполняет задания по грузинскому языку, вместе переводим и запоминаем слова и фразы. Стихи вместе учим.

Как проходит адаптация

Ребенку помогал весь персонал начальной школы: и куратор класса, и педагоги, и заместитель директора. Проявляли терпение, объясняли, делали скидку на то, что сын не говорил по-грузински с самого начала. Делились со мной и просили поддержку в ситуации, когда . Но это было действительно редко.

Мой сын — гиперактивный и очень веселый, так что он иногда заигрывается и выходит из-под контроля. Однажды нагрубил учительнице, с одноклассником поругался. Со мной учительница поговорила в тот момент, когда я забирала ребенка из школы, описала ситуацию, мы проговорили ее вместе с учительницей и сыном. Вопрос был исчерпан.

В течение первых месяцев первого класса сыну сложно было сидеть в классе, он выходил в коридор, гулял. Заместитель директора использовала эту ситуацию, чтобы показать ему школу, библиотеку, общалась. Так сын ненавязчиво привыкал к школьной обстановке.

У родителей в школе есть возможность поговорить со школьным психологом. Перед началом обучения на ознакомительном собрании психолог проводила общую лекцию для всех родителей. Рассказывала про , как это может проявляться, давала , как вести себя с детьми. Я и сама внутренне готовилась к старту школы, читала, общалась с другими родителями.

Школьные традиции

Родители у нас не сильно вовлечены во внешкольную жизнь. Нас приглашают посещать мероприятия, но не организовывать их. В первом классе была встреча-знакомство, где каждая мама совместно с ребенком могли показать что-то, что они делают вместе, или как-то проявить себя, например, спеть или станцевать вместе. Было мероприятие типа «Веселых стартов», проводятся ярмарки, а вот совместных экскурсий нет. Дети выезжают и экскурсии с учителями. Главное место встречи родителей — детские дни рождения, которые тут принято проводить в специальных детских центрах для праздников. Мое самое любимое событие — школьная благотворительная ярмарка. Дети сами продают те поделки, которые сделали на уроках по искусству.

Главные отличия грузинской школы

Здесь меньше стрессов, больше лояльности к детям, гибкий подход. Не у всех, конечно, учителей, но тем не менее. Например, Оскар долго привыкал к школе. Уже во второй половине года я узнала от учительницы по искусству, что первые две недели он не хотел сидеть за партой, ходил по классу, спал за столом. Однако ребенку дали время привыкнуть без репрессий и без привлечения родителей. Более того, увидев у Оскара , учительница не требует от него выполнения программных заданий, а дает заниматься другими вещами на уроках искусства, направляет развитие, но без стремления уравнять.

А еще в Грузии нет бесконечных родительских собраний. Родительское собрание — раз в полгода. Остальные вопросы решаются через группу в Facebook. Если есть персональный запрос — можно встретиться лично с директором или учителем и обсудить.

Конкретно в нашей школе мне нравится гуманитарный подход: ребята учат много языков, развивают творчество, при школе есть хорошие кружки, так что можно не носиться с ребенком по городу, перевозя его из секции в секцию. Но есть и минусы. Мне, например, хочется большей четкости. Впрочем, в Грузии большей четкости хочется везде.

Фото: Africa Studio/Zaitsava Olga/unguryanu/ZouZou/holbox/Pressmaster/Shutterstock.com

Грузия страна Закавказья, в которой действует БОЛОНСКАЯ система образования, как в школах, так и ВУЗах. В Грузии есть государственные и частные школы. Естественно приоритетными являются частные школы, но из-за высокой стоимости обучения, е предпочтение имеют государственные школы.

Будучи учениками школ, министерство просвещения Грузии для учеников предлагает различные программы, олимпиады и конкурсы. В Грузии действует и хорошо проводится ежегодная международная обменная программа FLEX, в результате которой ученики, еще в юношеском возрасте, обучаются самостоятельной жизни. Также Министерство просвещения ежегодно проводит школьные олимпиады, победители которой из всей страны едут в лагерь, где помимо академической части, есть и развлекательная спортивная часть. Тут именно происходит сближение молодежи. Естественно этим и растут дети, получая при этом образование. Ну и приходит 12 класс - самый ответственный класс - год, когда уже юные школьники-абитуриенты, сдают экзамены на аттестат и вступительные экзамены в ВУЗы.

В Грузии на сегодняшний день существует около двух десятков государственных университетов и около 60-ти частных университетов. В каждом университете есть свои приоритеты, интересы, сферы привлечения и так далее. Абитуриенты делают выбор между факультетами, университетами по своему интересу, возможностям, престижу и многим другим причинам. Надо отметить, что среди государственных университетов лидерами являются Тбилисский Государственный Университет им. Иване Джавахишвили, Государственный Политехнический Институт, Сухумский Государственный Университет, Тбилисский Государственный Медицинский Институт. Тут естественно и конкуренция большая, и разный профиль, и разные интересы.

Что же касается частных высших учебных заведений, надо отметить, что среди них конкуренция также большая, так как каждый из них абитуриентам предлагает разные предложения, иногда даже эти предложения «заманчиво» выглядят. Но это все - PR-компания университетов.

Ежегодно в Грузии количество абитуриентов составляет приблизительно 38-43 тысяч, из которых приблизительно 3-5% не сдает школьные экзамены (и соответственно не имеет права сдать в ВУЗ), приблизительно 5-7% не может сдать в ВУЗ из-за цен (не могут оплатить), около 3х % не хочет (так как, закончив ВУЗ, работу находить очень трудно, и говорят, а смысл то сдавать - ну и где-то может они и правы!), и уже из оставшихся абитуриентов, на вступительных экзаменах срезается около 8%. В итоге, студентами становятся 30-32 тысяч абитуриентов.

Главная задача после выбора профессии, будучи абитуриентом (в Грузии школьное образование составляет 12 лет), после того, как студенты сдадут экзамены, поступят и начнут учиться, стоит вопрос - АКТИВНОСТИ студентов в разных проектах. Как и во всех странах, так и в ВУЗах Грузии, функционирует студенческое самоуправление, студенческий совет, который является органом университета, в котором объединены активные студенты, и которые пытаются в разные проекты, тренинги, благотворительные акции и т.д. включить всех студентов. Как это получается, какой результат в итоге - это уже второй вопрос.

Активность студентов, как в учебе, так и в проектах (внутренних, региональных и международных) естественно отражается на имидже страны, студента, ВУЗа. Именно этими критериями и страна выходит на международную арену, становится популярен тот или иной ВУЗ, и естественно этим и привлекает иностранных студентов для обучения в Грузии.

Возвращаясь к теме активности студентов, надо обязательно отметить, что проектов для студентов очень много - их организовывают и курируют как министерство Спорта и Молодежи Грузии, так и конкретные ВУЗы внутри, и несколько ВУЗов, проводя, тем не менее, региональные проекты, а бывают и случаи когда проводят международные проекты (финал за границей). Помимо большинства проектов, студентам также предлагают разные проекты и неправительственные организации (это разные тренинги, курсы обучения и т.д.). Надо отметить, как и в учебе, так и в проектах, принимает участие приблизительно 65% студентов страны.

Вот, например, можно перечислить активности, которые для студентов ежегодно проводятся в Грузии параллельно с учебным процессом:

1. Студенческие дни (продолжительность месяц, происходят разные соревнования между студентами (как интеллектуальные, так и спортивные), конкуренция большая, выигрывают лучшие);

2. Универсиада (спортивные соревнования);

3. Тренинги, обменные программы;

4. Форумы;

5. Конференции (научные, региональные, международные);

6. Олимпиады и т.д.

Во всех вышеперечисленных мероприятиях прямо или косвенно проявляют активность около 65% процентов (слушателем), из которых активными участниками, а то иногда и организаторами выходят приблизительно 20% студентов (т.е. что и составляют все студенческие самоуправления, студенческие советы).

СТУДЕНЧЕСКИЕ ДНИ - проект министерства Спорта и Молодежи Грузии, который является республиканским и проводится по всему масштабу страны.

Проект, который объединят молодежь, студенчество страны, развивает в студентах помимо академической части, спортивные навыки, конкуренцию между ВУЗами, проводится ежегодно в стране весной. Надо отметить, что победителями студентами, победителями ВУЗами становятся как государственные, так и частные университеты. Возвращаясь к учебе и уровню, престижу, а также интересам абитуриентов или студентов, именно этот проект, можно сказать, доминирует при выборе ВУЗа.

Естественно это является одной из главных причин, которые впоследствии и влияют на учебный процесс. Незаинтересованность, информационный вакуум, малые квоты на участие (которое именно развивает интерес студента для конкуренции, победы), именно является главным фактором того, что часть студентов «сдается», и иногда это и сказывается на успеваемости.

В истории студенчества Грузии 2013 год зашел как самый активный год. Известно, что 27 сентября 1993 года, после 13 месячной и 13 дневной войны (14.08.1992 - 27.09.1993) пал Сухуми. В 2013 году прошло 20 лет от этой трагической даты для истории Грузии. Именно студенты, студенческие самоуправления организовали мирную акцию под названием «АБХАЗИЯ - НАША БОЛЬ». К акции присоединились студенты со всей Грузии, как из государственных, так и частных ВУЗов.

Акция, к которой присоединились студенты, показав мирным жестом единство страны, тем не менее, выразив боль и скорбь, объединила всю молодежь, всех студентов страны. Да - и это было единство, это было жестом того, что все ВУЗы связанны и имеют дружеские отношения. На акции участвовало около 16 тысяч студентов. Эта акция была не только в знак единства страны, она показала также цель студентов, показала знание истории страны, знание географии, политики и т.д.

Возвращаясь к вопросу учебы, надо отметить, что в ВУЗах Грузии исходя из интересов, активности, успеваемости студентов, можно сказать, что есть как популярные факультеты, так и менее популярные, которые на уровне вымирания (так как студенты считают, что эти профессии тяжело или практически невозможно использовать).

В заключение, в Грузии образование развито нормально. Молодежь, несмотря на лень и разные препятствия, с успехами заканчивают школу, ВУЗ, иногда и это почти в 30% случаев, продолжают учебу за границей, чем и они отчасти и славят страну.

Davit Doneriani

Sokhumi State University

Грузия

cпециально для сайт


В молодой и развивающийся интернет-проект (тематика проекта: все для студентов и абитуриентов) требуется оператор/монтажер видео с опытом работы, либо без опыта работы, желающий добиться успехов в своей деятельности (студент). Работа в интересной команде и получение опыта гарантировано.


Информацию о себе и примеры своих работ присылайте по адресу:
[email protected]
или пишите в соц/сетях:

В Украине мода на Грузию - изучают ее примеры, активно раскупают дешевые авиабилеты, проявляют чудеса «братской солидарности». Мы чаще говорим о реформе силовых ведомств, либерализации экономики, но не о системе образования в Грузии. А система эта тоже непростая и заслуживает внимания. Мы пообщались с экспертом по этому вопросу – Кахой Ломадзе (Kakhaber Lomadze), лидером Студенческого молодежного союза Грузии, лоббирующего интересы общественности в реформе образования.

Путь реформ и преобразований

Наша организация основана в 2002 году, ее учредители – студенческие объединения действующих в нашем городе вузов и Колледжей. Основным направлением деятельности сначала была защита прав студентов. Так что уже тогда мы занимались проблемами образования (в основном среднеспециального и высшего). Сейчас это основная деятельность Студенческого молодежного союза (Student-Youth Council).

Сейчас Украина переживает тяжелые времена – разговоры про образование и культуру не кажутся такими актуальными, как война или обеспечение армии. Как вы смотрите на эту проблему? Как с этим справлялась Грузия?

В Грузии в 90-х годах была схожая ситуация – Гражданская война, конфликты с Абхазией и Осетией – у нас тоже было время, когда образование и культура были на втором плане. Увы, так всегда происходит, когда ситуация в стране напряженная. «Когда говорят пушки, музы молчат». Грузия смогла справиться только при нормализации ситуации; к сожалению, нет никаких универсальных рецептов.

Конечно, в такое время нельзя делить проблемы на маленькие и большие. Если сейчас не обращать внимания на образование и культуру – это потом уже сказывается. Так случилось в Грузии – был недостаток квалифицированных кадров, потому что практически у целого поколения не было возможности получить образование.

- Опишите основные черты современной системы образования в Грузии.

Грузия прошла довольно длинный путь реформ и преобразований. Что мне нравится – не было страха перед экспериментами. Исходя из накопленного опыта, снова и снова вносились изменения. Министерство образования не боялось прислушиваться к мнениям экспертов, представителей НГО (негосударственных организаций – ред.) , работающих в этой сфере. На этом этапе основными чертами я назвал бы:

  • упор на повышение компьютерной грамотности в начальной школе: все первоклассники в Грузии получают специальные ноутбуки;
  • начиная с 2013 года ученики получают бесплатные учебники, которые потом возвращают школе;
  • как средние школы, так и вузы, управляются выборным органом (Попечительским советом, в которой входят родители, преподаватели, старшеклассники или студенты). У совета широкие полномочия: назначение и увольнения директора школы/ректора вуза, утверждение и контроль бюджета школы/вуза.

К сожалению, после 2010 года Министерство образования вернуло себе право назначать директоров школ без согласования с Попечительским советом и увольнять его членов без предварительного уведомления;

  • новая модель финансирования школы/вуза – система индивидуального финансирования: деньги «следуют» за учеником или студентом. Так бюджет школы/вуза зависит от количества учащихся. По отношению к вузам это касается абитуриентов, успешно сдавших вступительные экзамены и получивших финансирование от государства (грант). Школы с малым количеством учеников (провинциальные или высокогорные) получают дополнительную субсидию. В вузах, конечно, существует платное обучение.
  • введение единых вступительных экзаменов в вузы искоренило коррупцию при поступлении. Экзамены проводятся в один и тот же день по единой программе. Проводит их отдельная, независимая от Министерства образования, организация – «Национальный экзаменационный центр»;
  • совершенствующиеся стандарты обучения, переподготовка кадров, сертификация учителей – все это способствует не только повышению квалификации педагогического состава, но и заинтересованности в ней учителей. Зарплата педагогического коллектива напрямую связана с прохождением сертификации и получением лицензии на образование;
  • вузы в Грузии проходят обязательную сертификацию, при которой учитывается не только квалификация лекторов, но и площадь (от неё зависит количество студентов), наличие библиотеки, современной материально-технической базы и даже спортплощадки;
  • также после реформы 2010 года в школах была организована система охраны (мандатуры) для поддержания дисциплины как учащихся, так и педагогического состава. Мандатуры находятся под управлением Министерства образования и сообщают о нарушениях правил непосредственно руководителю в Министерстве;
  • много сделано для учеников с ограниченными возможностями: школы начали оборудовать пандусами, специальными туалетами, школы-новостройки – лифтами. Начали работать координаторы инклюзивного образования.

Реформа практически проведена активистами гражданского общества

- На какие мировые образцы ориентировались реформаторы, когда строили систему образования?

Помню, этот вопрос задали Александру Ломая – министру, при котором начинались реформы. К сожалению, не могу привести целиком его ответ, но главное – Грузия не старалась слепо копировать примеры (даже если они были успешными), а брала все лучшее, учитывая особенности страны. Можно сказать, реформа образования Грузии – синтез Европейских и Американских образцов.

В какой мере привлекались студенты, активисты гражданского общества в выборе пути развития высшей и средней школы?

Студенты сыграли важную роль в том, что реформа вузов в Грузии вообще началась. Разные студенческие объединения активно выступали против коррупции, которая властвовала в институтах.

Что касается активистов гражданского общества – можно сказать, практически ими и была проведена реформа. После Революции Роз очень много представителей НПО начали работу в государственных структурах и стали авторами ряда реформ, проводимых в Грузии. Хорошо, что Министерство образования не встречало «в штыки» рекомендации, которые подавали представители общественности.

Могу сказать, наша организация в данный момент работает над рекомендациями по неформальному образованию в средних школах и готовится их предоставить – у нас нет никаких проблем с контактами: как в самих школах, так и в Министерствах.

Трудно балансировать и не перейти в “идеологическое воспитание”

В Украине есть предложения вернуть в школы пятнадцатиминутки «Политической информации», чтобы информировать школьников о текущей политической ситуации. Как вы оцениваете такую инициативу?

Я лично категорически против. Для младших классов это будет непонятно (да и не нужно), а школьники средних и старших классов и сами в состояние получить информацию. В наш век, когда с помощью интернета есть возможность оперативно получить информацию, проводить политзанятия – это… возврат в тёмное прошлое. Даже если предложение будет принято – каковы гарантии, что это не будет «идеологически правильная информация»?

Должна ли школа заниматься патриотическим воспитанием? Как найти грань между «просвещением» и «идеологией»?

На этот счет у нас давно идут споры – на этой тонкой границе трудно балансировать и не перейти в «идеологическое воспитание». Во время президентства Саакашвили была попытка ввести в систему образования предмет «Военно-патриотическое образование». Он потом трансформировался в «Гражданскую оборону». Этот предмет включает в себя вопросы вроде безопасности на дорогах (для младших классов), действий при стихийных бедствиях… То есть, это не направлено на подогревание «любви к Родине», преданности Отечеству, стремления служить интересам и готовности, вплоть до самопожертвования, к его защите.

В 2004–2012 годах проводились летние лагеря для школьников (X-XII классы) под названием «Патриот». Заявленной целью было: «Пропаганда здорового образа жизни. Воспитание Патриотического духа». Сейчас эти молодёжные лагеря трансформировались в «Лагерь будущего».

- А что бы вы сказали о религиозной составляющей образования? Должны ли лежать в основе некие «ценности»?

Ооо… религия – довольно-таки сложная тематика в Грузии. Я не готов ответит на этот вопрос.

Терни

- Какое образование вы хотели бы получить, если бы появился второй шанс?

Даже не задумывался над этим. Наверное, был бы второй шанс, больше времени и внимания обращал бы на получение образования неформальными методами. Хорошо, когда есть академическое образование, но, исходя из моего опыта, есть сферы, в которых можно лучше и качественнее получить образование через тренинги, семинары, дистанционные курсы.

Поделюсь смешной историей из Крыма, откуда недавно вернулась. На курсах для школьных психологов эксперты из Санкт-Петербурга рассказывают о главных проблемах современных российских школ. Говорят, первая проблема - детский суицид, вторая - травля школьников. Крымские психологи зашумели, начали возмущаться – у них таких проблем нет. В ответ эксперт помахал головой и сказал убедительно: «Ничего, вы теперь в России – будут». Какие основные проблемы в современной грузинской школе? ;-)

Это, конечно, не суицид и травля – надеюсь, никогда не будут;-) Но проблемы, конечно же, есть:

– инфраструктуры школ. В подавляющем большинстве здания требуют капитального ремонта: нет соответствий санитарно-гигиеническим нормам. Хотя с начала реформ было построено и отремонтировано много школ, это лишь капля в море;

– качество образования значительно отличается между Тбилиси и сельскими регионами Грузии;

– среднее качество преподавания конкретных предметов в школе. Преподавание на этапе начального образования – грузинского, истории – довольно хорошее, но вот естественных наук (биология, физика, химия) – хуже. Это обусловлено отсутствием необходимого количества квалифицированных учителей;

– из-за низкого качества школьного образования и больших требований на единых экзаменах в Грузии большие масштабы частного репетиторства;

– после реформы 2010 года – потеря полной независимости школ;

– еще одна проблема – высокая (для Грузии) плата за обучение: абитуриент из социально незащищенной семьи, не получивший государственный грант, остается без доступа к высшему образованию.

- Есть ли механизмы сотрудничества между системой образования и рынком труда? Бизнесом?

Прямых, как бы прописанных на уровне закона, механизмов, к сожалению, нет. Но подавляющее большинство вузов сами налаживают контакты с бизнес-сектором и предоставляют студентам возможность прохождения стажировки по специальности и трудоустройства. В Грузии есть несколько частных вузов, (не хочу их называть, чтобы не обидеть кого-нибудь) выпускники которых получают практически 100% гарантию занятости.

Государство, конечно, старается внести свой вклад в способствование занятости выпускников, проводятся исследования для выяснения требований рынка труда, круглые столы между представителями вузов и бизнес-сектора. Есть несколько факультетов (в основном технических), учеба на которых полностью оплачивается государством. В последнее время уже идут разговоры о введении закона или правового акта, который обязывал бы представителей бизнес-сектора и государственных служб предоставлять места для стажировки.

Какие есть возможности для украинцев получить образование в Грузии? Какие специальности вы бы посоветовали?

Я знаю, что в Грузии обучается довольно-таки много студентов из разных стран. К сожалению, у меня нет данных, сколько конкретно – из Украины, или на каких факультетах они учатся. По исследованиям, выбор студентов в основном обусловлен тем, что у нас низкая плата, плюс высокий уровень обучения. Традиционно популярно обучение в медицинском университете – по данным на 2013 год, здесь училось около 1000 студентов из 27 стран. Популярен также экономический факультет государственного университета – в 2014 году практически удвоилось количество иностранных студентов; всегда высок уровень образования в Грузинском техническом университете.

Я думаю, что абитуриенты из Украины смогут найти подходящий вуз в Грузии, и не только государственный – у нас много частных вузов с высоким уровнем образования.

Фото: соцмережі, racurs.ua, gdb.rferl.org, 21region.org.

Помилка в тексті? Виділи її, натисни Shift + Enter або клікни .