(Документ)
n1.doc
Басова Н. В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д: «Феникс», 1999. - 416 с.Н. В. Басова
ПЕДАГОГИКА
И ПРАКТИЧЕСКАЯ
ПСИХОЛОГИЯ
Учебное пособие
«Феникс» Ростов-на-Дону
ББК 88.8 Б 27
Рецензенты: В. Т. Фоменко, д. пед. н., проф., завкафедрой педагогики Ростовского государственного
Университета;
Л. Д. Столяренко, канд. психол. н., проф., завкафедрой инженерной педагогики и психологии Новочеркасской государственной мелиоративной академии
Рекомендовано Научно-методическим, советом межрегионального отраслевого центра переподготовки и повышения квалификации по направлению «Педагогика высшей школы» в качестве пособия для преподавателей высших и средних специальных учебных заведений и студентов педагогических вузов
Басова Н. В.
Б 27 Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д: «Феникс», 1999. - 416 с.
В этой книге автор делится в форме дружеской беседы своим огромным педагогическим опытом, раскрывая самое существенное из опыта мировой и отечественной педагогики и практической психологии на основе богатого фактического материала.
Данное пособие поможет студентам и молодым преподавателям овладеть педагогическим мастерством, будет полезно психологам и всем, интересующимся педагогикой и практической психологией.
4306010000 Б 4МО(03)-99 бе3 объявл - ББК 88 - 8
ISBN 5-222-00465-1 © Басова Н. В., 1999
© Южно-Российский государственный
Технический университет, 1999 ©Оформление, изд-во «Феникс», 1999
Дорогой мой коллега!
У вас в руках книга не совсем обычная. Мы привыкли к сухому языку учебников и учебных пособий. Но ведь манит к себе тот текст, который близок вашему кредо, литературному вкусу, апеллирует к воображению или чувству юмора.
Учебники, даже самые хорошие, как правило, отталкивают от себя прежде всего потому, что их использование продиктовано скучным словом «надо», а оно, как известно, вызывает внутреннее сопротивление человека. Именно поэтому я отступила от официального стиля учебника и предлагаю вам ознакомиться в традициях дружеской беседы с самым существенным в области педагогики, педагогической психологии и методики обучения и воспитания студентов.
Данная книга явилась результатом многолетнего чтения лекций по педагогике и методике для преподавателей вузов и техникумов в Университете педагогического мастерства и затем в Центре переподготовки и повышения квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений при Новочеркасском государственном техническом университете.
Очень надеюсь, что эта книга пополнит ваш педагогический багаж, который обладает удивительным свойством: чем он больше, тем легче идти по трудному, но интересному педагогическому пути.
ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ
Велико педагогическое наследие прошлого и настоящего. Порой теряешься от обилия имен великих педагогов, стараясь постичь суть их педагогического мастерства. Давайте познакомимся с тем, что не устарело, имеет свое продолжение и нашло развитие в наше время.
Известно, что в каждом деле есть свои основы, своя «школа». В фигурном катании - это обязательная программа, освоение и выполнение которой необходимо для каждого фигуриста. Лишь усвоив обязательную программу, спортсмен приступает к выполнению произвольной.
В нашем деле, в труде преподавателя, тоже есть своя «школа». Рассмотрим кратко историю становления педагогической школы: она уходит своими корнями в глубь веков до нашей эры, в средневековье, в XVIII-XIX вв. Начнем с Древней Греции.
1.1. Педагогика Древней Греции
Прежде всего остановимся на одной школе, охватывающей три поколения. Сократ, Платон, Аристотель - эти имена вам, конечно, знакомы.
Родоначальником педагогики Древней Греции совершенно справедливо считается Сократ. Он жил в 470/469-399 г. до н.э. в Афинах и известен как один из крупнейших философов своего времени, славился неотразимостью в споре, был первым космополитом, человеком мира, гражданином мира /I/. Будучи по профессии скульптором, Сократ имел много учеников, которых обучал не только ваянию, но и ведению диалога, полемике, беседуя с ними в процессе работы. Обладая прекрасным логическим мышлением, Сократ учил своих учеников логически мыслить (возьмем это себе на вооружение!).Он был страшным противником догматизма. Его девиз - все подвергать критическому анализу, т. е. думать и рассуждать, ничего не принимать на веру, во всем сомневаться (последнее было взято на вооружение К. Марксом).
Целью Сократа была борьба с софистами и воспитание молодежи. Слово «софист» происходит от греческого sophistes - «умелец, изобретатель, мудрец, лжемудрец». Софисты, с одной стороны, призывали изучать самого человека и его субъективные особенности, что само по себе хорошо и важно для воспитания молодежи, а с другой - занимались софистикой (от гр. sophistike - «умение хитро вести прения»), рассуждениями, основанными на преднамеренном нарушении законов логики. Вот этого-то и не мог терпеть Сократ. Он резко критиковал софистов за лжемудрствование, а заодно монархию и тиранию, аристократию и демократию, выступая против нарушения справедливости и воспитывая молодежь в том же духе. Естественно, это не нравилось власть предержащим. Сократа арестовали, заточили в тюрьму, хотели его казнить, но слишком многие ценили Сократа за его взгляды,
Новый подход к воспитанию молодежи, и власти решили спровоцировать его самоубийство, Сократ принял яд. Так окончилась его плодотворная, но полная трагизма жизнь.
После Сократа не осталось ни одного письменного источника (он был, так сказать, педагогом-практиком), но остались его благодарные ученики, Платон и Ксенофонт, которые слушали и записывали произносимое им. Благодаря им мы получили представление о педагогических приемах Сократа.
Вот отрывок из «Воспоминаний о Сократе» Ксенофонта. К Сократу приходит юноша Эвтидем, желающий стать государственным человеком. Между ними происходит следующий разговор:
Ты стремишься к самой высокой и самой важной добродетели. Это - добродетель царей и называется царской добродетелью. Не думал ли ты, что можно быть справедливым, не будучи добрым?
Разумеется, нельзя, точно так же, как без справедливости невозможно стать хорошим гражданином.
А достиг этого? - спросил Сократ.
Так вот, - говорит Сократ, - здесь напишем Д, а здесь А; затем то, что признаем делом справедливости, будем относить к Д, а что признаем делом несправедливости, - к А.
Пиши, если считаешь нужным, - сказал Эвтидем.
Тогда Сократ, написавши, как сказал, спросил:
Между людьми встречается ложь?
Разумеется.
Куда ее причислить?
Конечно, к несправедливости.
Обман также встречается?
И очень.
Его куда причислить?
Тоже к несправедливости.
Злоумышленность?
Продажу ближнего в рабство?
И к справедливости ничего не будет причислено?
Да, и странно было бы, если бы было иначе.
Теперь, если кто-либо, будучи избран в стратеги, обращает в рабство жителей враждебного, неприятельского города, скажешь ли ты, что он поступает несправедливо?
Конечно, нет, - ответил Эвтидем.
Не должны ли мы сказать, что он поступает справедливо?
Разумеется.
А если он во время войны с неприятелем прибегал к обману?
А если бы он похищал и уносил их собственность, не было бы это справедливым?
Конечно, было бы. Но я сначала думал, что "ты спрашиваешь меня об этом только по отношению к друзьям.
Значит, все, что ты причислил к справедливости, должно быть причислено также к несправедливости?
Кажется, это так, - сказал Эвтидем.
Значит, - продолжал Сократ, - мы теперь, после такого распределения, сделаем вторичное различение, именно, что подобные действия в отношении врагов справедливы, а в отношении друзей несправедливы, и что в отношении последних следует поступать как можно добросовестнее?
Несомненно.
Если стратег, - продолжал Сократ, - видя малодушных солдат, сообщит ложные известия, будто приближаются союзники, и этой ложью прекратит малодушие, куда причислишь этот обман?
Я полагаю, к справедливости. - А если кто обманет своего сына, нуждающегося в лекарстве и не принимающего лекарства, и даст ему лекарство под видом обычной пищи и этой ложью сделает сына здоровым, куда причислишь этот обман?
И этот туда же.
Еще, если кто в случае малодушия друга, опасаясь, чтобы он не покончил с собой, тайно унесет или вырвет меч или что-либо подобное, это куда причислить?
И это, разумеется, к справедливости.
Так ты говоришь, что и в отношении друзей не во всем следует поступать без обмана?
Разумеется, не во всем. Но я переставлю сказанное, если это можно.
Да, это гораздо лучше, чем поставить неверно. Но из двух человек, обманывающих своих друзей с целью вреда, который тебе кажется более справедливым: нарочно обманувший или ненарочно?
Да я, Сократ, уже не полагаюсь на то, что отвечаю, ибо все прежде сказанное выходит совсем иначе, чем я думал раньше. Впрочем, я могу ска-
Зать, что обманувший нарочно виновнее того, кто обманул ненарочно.
Ты знаешь, что некоторых людей называют рабскими душами?
За мудрость или за невежество?
Очевидно, за невежество.
Но за невежество, например, в кузнечестве получают они это имя?
Конечно, нет.
А за невежество в плотничестве?
И не за это.
И за невежество в сапожничестве?
Нет, ни за что подобное. Напротив, бывает очень много рабских душ из людей, знающих это.
Следовательно, это название принадлежит таким людям, которые не имеют понятия о добром и справедливом?
Я полагаю.
Значит, мы должны всячески стараться не оказаться низкими душами» /2/.
Скажем Ксенофонту спасибо за то, что дал нам возможность побывать на беседе с Сократом.
Как видите, Сократ заставлял своего ученика развивать последовательно спорное положение и приводил его к осознанию абсурдности этого исходного утверждения. Затем наталкивал собеседника на правильный путь и подводил к выводам. Этот метод поиска истины и обучения получил название «сократический». Таким, на мой взгляд, не совсем благозвучным, он встречается в современной педагогической и методической литературе. Гораздо лучше, по-моему, назвать его «сократовским» или «методом Сократа».
Итак, главное в методе Сократа - это вопросно-ответная система обучения, сутью которой является обучение логическому мышлению. Думается, что и вы пользуетесь таким же методом обучения.
Одним из самых восторженных учеников Сократа был Платон (428 или 427-348 или 347 г. до н.э.). Он был философом, но внес большой вклад и в педагогику, написав множество сочинений в форме диалогов, причем беседу в большей части ведет Сократ /З/. Тяжело пережив смерть своего учителя, Платон уехал из Афин, посетил Кирену и Египет, Южную Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами. Вернувшись в Афины, Платон основал собственную школу, где читал ученикам лекции. Эта школа получила название Платоновской академии (слово «академия» происходит от имени мифического героя Академа, в честь которого была названа местность вблизи Афин, где Платон основал свою школу). Она сыграла видную роль в развитии античного идеализма, находясь под влиянием пифагореизма, значительно способствовала развитию математики и астрономии. Как видим, Платон пошел дальше своего учителя. Важным для нас является его педагогическая теория, в основе которой лежит идея: восторг и познание - единое целое, познание он не отделяет от любви, а любовь - от красоты. Вот вам и информация к размышлению. Да если учесть, что слово «школа» (в пер. с лат. и гр.) означает «досуг», а досуг связан всегда с чем-то приятным, то нетрудно догадаться, что же должно лежать в основе высшей и средней школы. Стоит и нам задуматься над тем, как сделать познавательный процесс во всех отношениях приятным и полезным для студентов.
Продолжателем педагогического наследия Платона стал его талантливейший ученик, философ и ученый Аристотель (384-322 г. до н.э.) /4/. С 367 года в течение 20 лет он был участником Платоновской академии, вплоть до смерти Платона. В 343 г. царь Македонии Филипп пригласил Аристотеля воспитывать своего сына Александра (Македонского), будущего великого завоевателя, который с 335 г. до н.э. захватил Грецию, Персию, Египет, Среднюю Азию, дошел до Индии, Пакистана и основал огромную империю со столицей в Вавилоне. В 335 г. до н.э. Александр Великий отправился завоевывать страны, а Аристотель вернулся в Афины и создал там Ликей /5/, так называемую перипатетическую школу (от гр. peripateo - «прохаживаюсь») /б/. Аристотель имел обыкновение во время чтения лекций прогуливаться в ликее со своими слушателями, отсюда и название. Написав трактаты по философии, физике, биологии, этике, социальной политике, истории, искусству поэзии и риторике, Аристотель охватил почти все доступные для его времени отрасли знаний. Как видим, он был эрудированным ученым, поэтому неудивительно, что в его школе речь шла прежде всего об общей культуре человека. Он внес много нового в педагогику: впервые в истории педагогики ввел возрастную периодизацию;
Рассматривал воспитание как средство укрепления государства (как современно это звучит!); считал, что школы должны быть только государственными, и в них граждане, исключая рабов (он ведь дитя своего времени), должны получать одинаковое воспитание. Семейное и общественное воспитание он рассматривал как части целого.
Главное в его системе - природолюбие. Имея двадцатилетний опыт участия в Платоновской ака-
11
демии, большой жизненный опыт естествоиспытателя, биолога, будучи страстным и увлеченным натуралистом, «любя природу, осмысливая отношения человека к ней, выводя их на уровень философских обобщений, он закладывал основы природосообразности образования» /7, с. 80/, принцип, который дошел до нашего времени, естественно, в преобразованном виде. «Сегодня мы ратуем за экологизацию всего процесса воспитания. Стремимся, чтобы чувство природы закладывалось в каждом еще со школьных лет, а то и с самого раннего детства. Но у Аристотеля это уже было» /7, с. 80/.
Большое внимание Аристотель уделял нравственному воспитанию, считал, что «из привычки так или иначе сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков». (Не мешало бы знать это нашим студентам. Как считаете?) В целом, он рассматривал воспитание как единство физического, нравственного и умственного, причем по его мнению, «физическое воспитание должно предшествовать интеллектуальному» /7/.
Итак, Сократ, Платон, Аристотель - представители трех поколений одной школы (школы-досуга), в основе которой был заложен принцип свободного общения учителя и учеников в неформализованной обстановке.
Однако сведения о педагогике Древней Греции будут неполными, если умолчать о спартанском воспитании. О нем вы, конечно, слышали еще в школе. Благодаря Плутарху (ок. 46 - ок. 127 г.), выдающемуся греческому писателю той эпохи, когда Греция находилась под римским владычеством, до нас дошла научно восстановленная им картина воспитания в Древней Спарте (VI-I вв. до н.э.). Он известен, главным образом, сравнительным жизнеопи-
Санием знаменитых людей Греции и Рима. Стремясь утвердить свои идеалы, Плутарх искал образцы в истории. Он обратил внимание на то, что правители Спарты придавали большое значение рождению здоровых детей. Так, Ликург постановил, чтобы «...девицы также упражнялись в беге, в борьбе, в бросании диска и копья, чтобы их тела были сильны и крепки и чтобы такими же были рождаемые ими дети». «Воспитание ребенка не зависело от воли отца - он приносил его к старшим членам филы, которые осматривали ребенка. Если он оказывался сильным и пропорционально сложенным, его отдавали на воспитание отцу..., а слабых и уродливых детей кидали в пропасть возле Тайгейта» /2, с. 9/.
«Спартанские дети не имели купленных или нанятых «дядек», и родители не могли воспитывать своих детей, как им хочется. Но все дети, которым только исполнилось 7 лет, собирались вместе и делились на агелы («кучка»). Они жили и ели вместе, приучались играть и проводить время друг с другом. Начальником агелы становился тот, кто оказывался понятливей других и более смелым в гимнастических упражнениях; остальным следовало брать с него пример и исполнять его приказания и беспрекословно подвергаться от него наказанию, так что школа была школой послушания. Старики смотрели за играми детей и нарочно доводили их до драки, ссорили их и при этом прекрасно узнавали характер каждого - храбр ли он, не побежит ли с поля битвы» /2, с. 10/.
В чтении и письме учились только самому необходимому, остальное - одна цель: беспрекословное послушание, выносливость и наука побеждать. Суровое воспитание: «Им наголо стригли волосы,
Приучали ходить босыми и играть вместе обыкновенно без одежды. На 13 году они снимали с себя рубашку и получали на год по одному плащу. Их кожа была загорелой и грубой, они не брали теплых ванн и не мазалась маслом - только несколько дней в году позволялась им эта роскошь. Спали они вместе по «плам» (отделениям) и «агелам» на постелях, сделанных из тростника, который они собирали на берегах Еврота, причем рвали его руками, без ножа. Зимой клались под низ подстилки» /12, с. 10/.
«Старики выбирали себе «достойных юношей», наблюдали за ними, становились их наставниками. Воровство там процветало, но, главное, чтобы они не попадались. Хитрость высоко ценилась, «пища была всегда скудна» /2, с. 10/.
Из числа лучших, достойных граждан к ним «приставлялся еще другой воспитатель, «педоном». А сами старики выбирали из каждой агелы всегда самого умного и смелого, так называемого эйрена. «Двадцатилетний "Эйрен» начальствовал над своими подчиненными в примерных сражениях, дома же прислуживал за обедом». Эйрену разрешалось налагать наказания на детей, но в отсутствие мальчиков его самого подвергали наказанию, если он наказывал их слишком сильно или слишком слабо /2, с. 12/. Отсюда и пошло название «спартанское воспитание», оно стало нарицательным для обозначения строгого воспитания в суровых условиях. Кстати, в ряде школ и вузов Великобритании придерживаются до сих пор основных черт спартанского воспитания, не копируя его, но и не позволяя детям и студентам жить в роскоши, приучая их в учебном процессе к труду. Из спартанской школы они взяли главное: послушание, выносливость, науку побеждать.
Вот такова вкратце педагогика Древней Греции. Ее заслуга в том, что она заложила основы для формирования педагогической теории и практики обучения молодежи. Многое, как видим, в преобразованном виде сохранилось до сих пор.
1.2. Педагогика средних веков
Педагогика средних веков (XIV-XVI вв.), как и Древней Греции, характеризуется не созданием самостоятельных педагогических теорий, а использованием компонентов философских систем или проектов организации общества. Педагогические воззрения народов мира в эпоху средневековья находились под сильным влиянием религии. В Европе господствовало христианство, в Азии - ислам и буддизм. Все взгляды на воспитание развивались исключительно в рамках религиозной идеологии. Начетничество, зубрежка, схоластика, обучение не на родном, а на латинском языке - все это привело в конечном итоге к стремлению человеческой мысли освободиться от религиозных догматов. Не случайно в период средневековья появился интерес к самому человеку и его повседневной деятельности. Характерные для эпохи разложения феодального и зарождения капиталистического общества отношения отразились и на педагогических воззрениях. В различных по жанру сочинениях гуманистов эпохи Возрождения (Т. Мор, Т. Кампанелла, Эразм Роттердамский, Ф. Рабле, М. Монтень и др.) выдвигались идеи всестороннего и гармоничного развития духовных и физических сил человека, наблюдался отказ от религиозного в пользу светского
Образования, стремление использовать культурное наследие античного мира и достижения бурно развивавшейся в тот период науки /б, с. 297, 298/.
Анализируя педагогику средневековья, можно сказать, что нам с вами нечего взять из опыта средневековой школы, а вот поучиться у известных гуманистов эпохи Возрождения их отношению к человеку и культурному наследию прошлого не помешало бы. Согласны?
В целом все, что было достигнуто в области педагогической мысли в Древнем мире и в средние века, привело постепенно к появлению теории образования и обучения - дидактике (от гр. didere - «учу» и didaktos - «поучительный»), которая занимается обоснованием учебных планов и программ, принципами, методами и организационными формами обучения, дидактическими средствами обучения, т. е. всем, что относится к учебному процессу.
1.3. Педагогическое наследие Я. А. Коменского
Вот мы и дошли до педагогики как целостной теории воспитания и обучения человека. Совершенно справедливо ее связывают с именем великого чешского мыслителя-гуманиста, выдающегося общественного деятеля, философа, лингвиста и историка Яна Амоса Коменского (1592-1670). Это произошло в переходную от средневековья к новому
Времени эпоху.
Заняться проблемами педагогики заставила Коменского сама жизнь, полная лишений и трагизма. Спокойно и счастливо он жил лишь в детстве, когда его заботливый отец прививал ему любовь к знаниями обучал его дома, как это было принято в
Протестантских общинах. В 1604 г. умерли его родители и две сестры. Старшая сестра и опекуны мало о нем заботились, учиться приходилось урывками в братской школе. Только в 16 лет Коменский поступил в латинскую школу, где испытал все ее тяготы на себе. Проучившись там всего 2 года (1608-1610), он уже в то время пришел к грустным размышлениям (обратите внимание, ему было тогда 18 лет): «Меня печалило то, что людям (особенно моим согражданам) было скучно изучать науку» /8, с. 96/. В его книге «Лабиринт света и рай сердца» лирически слилось все, о чем он думал и что пережил: боль утраты, страстное желание помочь людям, упорная мысль о создании новой школы. В 1611 г. руководители протестантской общины Чешских братьев отправили его для подготовки к проповеднической деятельности в Пражский университет, но ректором там был католик, а католики, как вам известно, до сих пор являются противниками протестантов. Естественно, Ян Амос не был принят и отправился в Германию. Учился сначала в Хернборнской академии, затем около года в Гейдельбергском университете. В 1614 г. из-за болезни вынужден был прекратить учебу. Больной, без денег, он пешком возвращается на родину с твердым намерением служить своему народу. В 22 года начинает свою педагогическую деятельность в той же братской школе, где сам познавал азы грамоты. Будучи проповедником и одновременно учителем, он много занимался самообразованием, внимательно изучая педагогическое наследие Древнего мира, произведения гуманистов эпохи Возрождения (Т. Мор, Т. Кампанелла, X. Л. Вивес и др.), обобщая все положительное, что было достигнуто его предшественниками и современниками в области
Методики обучения. В результате он создал стройную педагогическую систему, прогрессивную по своему основному содержанию. Его работы /9, с. 499/ опираются на многовековый опыт обучения детей и юношества. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Причем именно Коменским была высказана мысль о непрерывности образования (сравните современный подход: учить не на всю жизнь, а через всю жизнь). Он разработал систему дошкольного и школьного обучения и воспитания, говорил о том, что в каждом государстве должны быть академии - высшие школы для молодежи с 18 до 24 лет, расширял и добавлял к ним «школы зрелого возраста и старости», в которых «преподает» сама жизнь» /9/.
Здесь мы пошли дальше Коменского, создав факультеты и Центры переподготовки и повышения квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений. Не так ли? Но в наше время до сих пор бытует мнение, что совершенствование человека прекращается вместе с окончанием его трудовой деятельности. Коменский же, занимаясь всю жизнь самообразованием, говорил о совершенствовании человека и в старости.
Над своим капитальным трудом «Великая дидактика» Я. А. Коменский работал с 1627 по 1638 г. /10/. Века не состарили ее, а приблизили к нам в период реформы средней и высшей школы. Не случайно в 1982 г. в издательстве «Педагогика» появились «Избранные сочинения» Я. А. Коменского, куда включена «Великая дидактика». Прикоснемся к ней и мы.
Права М. Шагинян, делая вывод, что многое произошло из его дидактики: «...современная школа,
Всеобщее образование (без различий наций, класса, пола), метод наглядного обучения, звуковой метод, преимущество родного языка перед иностранным, режим и порядок школьного образования, значение физических упражнений, обязательность музыки в числе школьных предметов, чередование занятий и отдыха, сад или площадка при школе и целый ряд других практических вещей - все это выросло из дидактики Коменского, всем этим человечество обязано ему» /II, с. 426/. Нельзя не согласиться с М. Шагинян, что «Великая дидактика» является «краеугольным камнем педагогической мысли» /II, с. 429/.
Метод учения, который предлагал Коменский, в отличие от схоластической школы не отвращал детей от занятий, а должен был возбуждать в них радость, превращая овладение знаниями в приятное занятие, позволяя пройти путь к вершинам науки без трудности, скуки, окриков и побоев, как бы играя и шутя. Школа, по Коменскому, - дом радости. Его дидактика построена на принципе целесообразности и природосообразности (вспомните Аристотеля). Его девиз: никакого насилия над человеком! Он был убежден, подразумевая не только детей, но и студентов, что «академические работы будут продвигаться вперед легче и успешнее, ... если каждый посвятит себя тому виду занятий, к которому, как это можно заключить по верным признакам, его предназначила природа (выделено Коменским). Ибо по природным дарованиям один является музыкантом, поэтом, оратором, физиком и т.д., в то время как другие более склонны к богословию, медицине, юриспруденции. Именно здесь слишком часто делается ошибка, т.к. по своему произволу, не обращая внимание на природную склон-
Ность, из каждого чурбана мы хотим сделать гения» /10, с. 460/.
А как современно звучат слова Коменского:
«...натуры высокоразвитые надо поощрять ко всему, чтобы не было недостатка в людях, получивших всестороннее образование и вполне обладающих мудростью.
Надо, однако, следить за тем, чтобы академии воспитывали только трудолюбивых, честных и способных людей (выделено Коменским). Они не должны терпеть лжестудентов, которые, подавая другим вредный пример бездействия и роскоши, расточают отцовское имущество и губят свои годы» /10, с. 461/. Вот вам еще один наказ из прошлого. У нас ведь тоже, к сожалению, встречаются способные лодыри. А слово «студент», между прочим, переводится с латинского как "усердно занимающийся». Стоит напомнить об этом некоторым студентам.
Не сомневаюсь, что каждому педагогу будет интересно и полезно прочитать «Великую дидактику» Я. А. Коменского. Содержание глав просто зовет нас ознакомиться с ней. Многое в «Великой дидактике» было поступком со стороны Коменского. Так, глава I называется «Человек есть самое высшее, самое совершенное и превосходнейшее творение» /10, с. 261/. Провозгласить такое в эпоху господства религии, когда человек считался плодом и сосудом греха, глубоко религиозному Я. А. Коменскому было нелегко, но истина, очевидно, для него была дороже. Далее три главы посвящены «приготовлению к вечности», в которую он верил. Но традиционное церковное утверждение человеческой греховности и ее искупления приобретает у Коменского гуманистическое содержание. Причем его гу-
Манизм значительно отличается от гуманизма эпохи Возрождения. Если ее представители призывали к изучению человека и его качеств, то Коменский пошел дальше: он твердо верил в огромные творческие силы и способности человека, которые могут и должны быть развиты в процессе обучения и воспитания. (Опять актуальная мысль для нашего времени!) Посмотрите на его последующие главы:
V. Семена образования, добродетели и благочестия заложены в нас от природы.
VI. Человека, если он должен стать человеком, необходимо формировать.
VII. Формирование человека легче всего происходит в раннем возрасте. Оно даже в этом возрасте и может происходить.
VIII. Юношество должно формироваться совместно, и для этого нужны школы.
IX. Школам нужно вверять всю молодежь обоего пола.
X. Обучение в школах должно быть универсальным.
XI. До сих пор не было совершенных школ.
XII. Школы можно преобразовать к лучшему.
XIII. Основою преобразования школ является точный порядок во всем.
XIV. Точный порядок для школы следует заимствовать у природы.
XV. Основы для продолжения жизни.
XVI. Требования к обучения и учению, то есть как учить и учиться.
XVII. Основы легкости обучения и учения.
XVIII. Основы прочности обучения и учения.
XIX, Основы кратчайшего пути обучения.
XX. Метод наук в частности.
XXI. Метод искусств.
XXII. Метод языков. ХХШ. Метод нравов.
XXIV. Метод внушения благочестия.
XXV. Если мы желаем, чтобы школы были вполне реорганизованы на подлинных началах истинного христианства, должно или удалить книги язычников или, по крайней мере, пользоваться ими с большей осторожностью, чем это было до сих пор.
XXVI. О школьной дисциплине.
XXVII. О четырехступенном устройстве школ в соответствии с возрастом и успехами учащихся.
XXVIII. Идея материнской школы.
XXIX. Идея школы родного языка.
XXX. Очерк латинской школы.
XXXI. Об академии, путешествиях и коллегии света.
XXXII. О всеобщей совершенной организации школ.
ХХХШ. Об условиях, необходимых для практического применения этого всеобщего метода /10, с. 260, 261/.
В своей педагогической деятельности Я. А. Коменский пережил два периода: девизом первого было - учиться у всего, у каждой книги. Это был период «всеохватывающего образования», «пансофического» (от гр. софия - «мудрость», пансо-фия - «всемудрствование, всезнание»). Но затем он понял, что невозможно объять необъятное. Тогда наступил второй период его деятельности, период самоограничения, отбора самого необходимого материала, чтобы учить не пустому, а полезному. Важна была и остается его идея: «сообщить ученикам не отдельные, разрозненные знания, а систему зна-
Ний, энциклопедию, которая могла бы связно удержаться в памяти, снабдить сведениями о самом основном в каждой науке и сделать учащегося универсально образованным человеком» /М. Шагинян, 11, с. 434/. Широко известны слова Я. А. Коменского: «Человек, обученный основательно, есть дерево, имеющее свой собственный корень, питающее себя собственным соком и поэтому постоянно растущее, приносящее плоды».
Стремясь оживить преподавание и вызвать у детей интерес к знаниям, Коменский написал ряд пьес на основе материала учебника «Открытая дверь к языкам». Эти пьесы вошли в его книгу «Школа - театр» или «Школа - игра». (Сравните наши ролевые и деловые игры!)
В Венгрии по приглашению царя Ракоци Коменский создает пансофическую школу (кабинеты физики, механики, естественноисторических наук, типографию, где он напечатал «Школа - театр»). Выступая за разгрузку учащихся, Коменский боролся не с количеством наук, а с методами их освоения. Он считал, «что все имеющее между собой связь должно быть преподаваемо одновременно, параллельно друг с другом» /10, с. 492/. (Сейчас мы это называем межпредметными связями.)
«Надо уметь отбирать только нужное», - вторит ему М. Шагинян /II, с. 437/. «Если из наших знаний исключить то, что менее необходимо, то у нас было бы в распоряжении по меньшей мере вдвое больше времени и мы затрачивали бы вдвое меньше труда», - это уже утверждение Коменского /10, с. 368/. Неправда ли, как своевременно звучат его рекомендации. Их можно бесконечно продолжать: «Все нужно преподавать основательно, кратко и убедительно... Все, что находится во взаимной
Связи, должно преподаваться в такой же связи. Все должно вестись в неразрывной последовательности, так, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего» /10, с. 367, 368/.
Трудно переоценить заслуги Я. А. Коменского в области педагогики. Уже при жизни он приобрел мировую известность как автор лучших учебников, которые использовались еще в XIX в. Он первый ввел принцип наглядного обучения, издав иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658). По этому учебнику учились Лермонтов, Пирогов, Герцен и многие другие известные люди не только в России, но и во многих странах Европы, признавая три источника познания:
Чувства, разум и веру, Коменский главную роль отводил чувствам, при этом обучение и воспитание он рассматривал в неразрывном единстве.
«Я. А. Коменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения» /9, с. 499/. Хочется особо подчеркнуть, что, разрабатывая педагогическую систему дошкольного, школьного и академического обучения и воспитания, он прекрасно понимал, что обучение стоит денег, и поэтому обращался к власть предержащим с просьбой не жалеть средств на обучение молодежи и приводил слова отца протестантского движения М. Лютера: «Где на построение городов, крепостей, памятников, арсеналов расходуется одна золотая монета, там нужно израсходовать сто золотых монет на правильное образование одного юноши, который, возмужав, может показать путь другим ко всему честному; он имеет большее значение, чем блестящие дворцы,
Груды золота и серебра, медные ворота и железные засовы» /10, с. 476/. Не мешало бы и нашим властям руководствоваться этим давним мудрейшим принципом. Согласны?
1.4. Педагогика XVIII-X1X вв.
Этот период дал тоже немало знаменитых представителей, внесших большой вклад в педагогическую науку. Остановимся лишь на немногих из них. Начало XVIII в. подарило миру французского философа-просветителя, горячего борца за просвещение народа Жан-Жака Руссо (1712-1778). Выходец из семьи часовщика, он служил лакеем, писцом, гувернером, учителем музыки, секретарем французского посольства в Венеции, был дружен с Дидро и другими просветителями, сотрудничал в энциклопедии, куда писал статьи главным образом о музыке.
Педагогические воззрения Руссо изложил в книге «Эмиль, или О воспитании». Она занимает промежуточное место между трактатом и художественным произведением. В ней он критикует книжный характер обучения, оторванный от жизни; предлагает учить тому, что ребенку интересно, чтобы ребенок был активным участником собственного обучения и воспитания. Интересна мысль Руссо о том, что даже положительное воспитание - это в какой-то мере насилие над личностью ребенка, а потому он призывал присматриваться к нему и доверять ребенку его самовоспитание. В своей книге Руссо не столько уделяет внимание образованию, сколько нравственному воспитанию, которое, есте-
Ственно, не мыслит без религиозной основы. В отличие от Вольтера Руссо апеллирует не к просвещенному разуму, а к религиозному чувству, живущему, по его мнению, в сердце как внутренний голос совести. Он был ярым врагом догматизма и схоластики, поборником развития у детей самостоятельного мышления, настаивая на активизации обучения, его связи с жизнью, с личностным опытом ребенка, особое значение придавал трудовому воспитанию.
Педагогические и политические взгляды Руссо не нравились властям, поэтому, опасаясь ареста, он покинул Францию, пытаясь найти спокойствие на родине, в Женеве. Однако его преследовали не только французские католики, но и швейцарские протестанты. Зато идеи Руссо нашли благодарных поклонников в лице Д. Н. Фонвизина, Н. М. Карамзина, А. Н. Радищева, А. С. Пушкина, Н. Г. Чернышевского, А. И. Герцена, Л. Н. Толстого в России, а также И. Канта, И. Г. Фихте, И. В. Гёте, Ф. Шиллера и других знаменитых людей в Германии /12, с. 431/.
Идеи Руссо получили дальнейшее развитие и практическое воплощение в трудах великого швейцарского педагога-демократа Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1827), который утверждал, что цель обучения - в развитии человечности, в гармоническом развитии всех сил и способностей человека. Он считал, что воспитание должно быть природосообразным: оно призвано развивать присущие человеческой природе духовные и физические силы в соответствии со свойственным ребенку стремлением ко всесторонней деятельности.
Главная заслуга И. Г. Песталоцци в том, что он один из основоположников дидактики начального
Обучения. Его теория элементарного образования включает умственное, нравственное, физическое и трудовое образование, которое осуществляется в тесной связи и взаимодействии, чтобы в итоге получить гармонически развитую личность /б, с. 463/. Его идею развивающего обучения К. Д. Ушинский назвал великим открытием /13, с. 95/. Песталоцци разработал методику обучения детей счету, измерению и речи, расширил элементарное содержание обучения, включив в него сведения из геометрии, географии, а также рисование, пение и гимнастику. Песталоцци выступал за создание такой школы, которая «... удовлетворяла бы потребности народных масс, охотно бы принималась ими и была бы в значительной мере созданием их собственных рук» /14, с. 279/.
Последователем Песталоцци стал немецкий педагог-демократ Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866). Он был учителем физики и математики, директором учительской семинарии, издавал педагогический журнал по воспитанию и обучению («Rheinische Blatter fur Erziehung und Unterricht») и педагогический ежегодник («Padago-gisches Jahrbuch»), проводил большую работу по объединению учителей для обмена опытом обучения и воспитания, популяризировал среди них учение Песталоцци, резко критиковал сословные и национальные ограничения в области образования, выступал против церковной опеки над школой, но и против воспитания юношества в духе религиозной нетерпимости. После подавления революции 1848 г. Дистервег был уволен прусским правительством из школы за «опасное вольнодумство», но продолжал литературную и общественно-политическую деятельность. Написал учебники и руководства по ма-
Тематике, немецкому языку, естествознанию, географии и астрономии. С трибуны парламента, куда он был избран от берлинского учительства, Дистервег боролся с реакционными школьными законами прусского правительства.
Основными принципами воспитания он считал природо- и культуросообразность и самодеятельность. «Под природосообразностью он понимал возбуждение врожденных задатков ребенка в соответствии с заложенным в нем стремлением к развитию. Дистервег не понимал социальной сущности воспитания, его зависимости от политики господствующего класса... выдвинутый им принцип культуросообразности означал, что воспитание должно считаться не только с природой ребенка, но и с уровнем культуры данного времени и страны...» (неплохо было бы и нам взять этот принцип на вооружение). «Самодеятельность Дистервег считал решающим фактором, определяющим личность человека, все его поведение» (15, с. 315).
Большой заслугой Дистервега является то, что он дополнил идею Песталоцци о развивающем обучении, сформулировав 33 закона и правила. Он выдвинул ряд требований по наглядному обучению, установлению связей между родственными предметами, систематичности преподавания, прочности усвоения знаний, воспитывающего характера обучения. Педагогические идеи Дистервега, его учебники оказали положительное влияние на развитие народного образования в Германии и получили распространение далеко за ее пределами. Не случайно в бывшей ГДР была учреждена медаль имени Дистервега. которой награждали заслуженных учителей /15, с. 315/.
В России в этот же период (XVIII-XIX вв.) глубокая разработка педагогических идей осуществлялась А. Н. Радищевым, В. Г. Белинским, Н. Г. Чернышевским, Н. А. Добролюбовым, Л. Н. Толстым. Но цельную дидактическую систему разработал педагог-демократ Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870). Его жизнь и педагогическая деятельность в чем-то похожи на жизнь и творчество Дистервега. Окончив в 1844 г. юридический факультет Московского университета, он через два года стал профессором Ярославского Демидовского лицея, который вскоре (в 1849 г.) вынужден был оставить после обвинений в неблагонадежности. Он. как и Дистервег, занялся другой деятельностью, сотрудничал в журнале «Современник» и «Библиотека для чтения». В 1854 г. правительство сменило гнев на милость и разрешило К. Д. Ушинскому работать преподавателем русской словесности и юридических предметов в Гатчинском сиротском институте (под Санкт-Петербургом). Здесь он стал инспектором, а в 1859 г. был переведен на должность инспектора в Смольный институт. Как видим, преподавательскую деятельность он знал не понаслышке. С 1860 г. редактировал «Журнал Министерства народного просвещения», не прекращая преподавательскую деятельность.
Я специально называю годы его жизни и деятельности, чтобы можно было представить и вспомнить, в какое время он жил. Обратите внимание, деятельность Ушинского протекала в период кризиса крепостного строя, подъема общественно-демократического движения и формирования в нем революционно-демократического движения /18, с. 166/. 1861 г., как вы помните, знаменит отменой крепостного права, затем последовало усиление
Правительственной реакции, и в 1862 г. Константин Дмитриевич был вынужден оказаться от редактирования журнала, а после политического доноса оставить Смольный институт и уехать за границу, где он изучал постановку школьного дела. Не случайно стержнем его педагогической системы стали требования демократизации образования и обучения /там же/. Через все его труды, а их 11 томов /16/, проходит идея народности воспитания, признания творческой силы трудового народа и его прав на образование.
Воспитание Ушинский рассматривал как общественное явление. «Предметом воспитания» является человек, и «если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях» /16, т. 8, с. 23/. Вот эта мысль прозвучала так четко, пожалуй, впервые в педагогике. Причем он не только ее провозгласил, но и обосновал, показал, что знать человека «во всех отношениях» - это значит изучить его физические и психические особенности. Ушинский мечтал о таком времени, когда педагог будет не только учителем, но и психологом. Сам он основательно исследовал психофизиологическую природу обучения. В своем капитальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868-1869) он не только дал анализ психологических механизмов внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления, но и обосновал необходимость их учета и развития в процессе обучения. Особое внимание обратил на влияние непреднамеренного воспитания, влияния общественной среды, «духа времени», его культуры и передовых общественных идеалов.
Цель воспитания, по Ушинскому, - формирование активной и творческой личности, подготовка человека к физическому и умственному труду как высшей форме человеческой деятельности.
Считая роль религии в формировании общественной морали положительной, он выступал в то же время за независимость науки и школы от церкви, выступал против руководящей роли духовенства в школе.
Проблемы нравственного воспитания представлены у Ушинского как общественно-исторические. Обратите внимание, в нравственном воспитании он отводил одно из главных мест патриотизму, который исключает шовинизм, требует воспитания гражданского долга «высказать смелое слово истины» против гнета и насилия, которые не исчезли в России с отменой крепостного права. Его система нравственного воспитания ребенка исключала авторитарность, она строилась на силе положительного примера, на разумной деятельности ребенка. Он требовал от учителя развития активной любви к человеку, создания атмосферы товарищества. (Вот где корни педагогики сотрудничества!)
Ушинский подчеркивал, что «... дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а однообразием и односторонностью», причем сделал вывод: «Чем моложе возраст, тем больше требует он разнообразия деятельности» /16, т. 3,с.147/.
К. Д. Ушинский впервые поставил перед учителем задачу научить учеников учиться: «... следует передать ученику не только те или иные познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя приобретать новые познания» /16, т. 2, с. 500/.
Хочется обратить ваше внимание на этот тезис, нам ведь тоже надо научить студентов самостоятельно приобретать знания. При этом очень важно вызвать желание и развить способность самостоятельно пополнять свои знания.
К. Д. Ушинский утвердил принцип воспитывающего обучения, который представляет собой единство обучения и воспитания, при этом подчеркнул:
«Воспитание должно действовать не на одно увеличение запаса знаний, но и на убеждения человека» /17, с. 592/. Этой задаче служили его книги для первоначального классного чтения «Детский мир и Хрестоматия» (1861) и «Родное слово» (1864). В них приводились как отрывки из литературы, так и материал по природоведению, географии и истории России.
Таким образом, К. Д. Ушинский по праву считается основоположником научной педагогики в России. В 1945 г. в СССР была утверждена медаль К. Д. Ушинского, которой награждались особо отличившиеся учителя и деятели педагогической науки.
В заключение хочется отметить, что в этой главе дан далеко не полный обзор истории педагогики. Многие великие люди задумывались над проблемами образования и воспитания молодежи, но мы выбрали наиболее значимые теоретические положения, самое существенное, что дошло до нашего времени и не потеряло своего значения и сейчас.
АЗЫ ПЕДАГОГИКИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
2.1. Основные понятия педагогики
Многие термины в области педагогики произошли из греческого языка. Так, например, «педагогом» (paidagogos) греки называли раба, носившего дитя в школу. (Стоит задуматься, ведь в наше время кое-кто из преподавателей стремится низвести студента до положения раба.) Затем это слово получило значение воспитателя, потом учителей, преподавателей и специалистов в области педагогики стали называть педагогами. Такова эволюция значения этого слова.
Слово «педагогика» тоже происходит от гр. paidagogike и понималось вначале как наука о воспитании и обучении подрастающего поколения. С годами это определение уточнялось, конкретизировалось, но суть его сохранилась до сих пор, хотя и носит расширенный характер: «Педагогика - наука о специально организованной, целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения» /6, с. 297/.
Как видно из этого определения, основными категориями педагогики являются воспитание, образование, обучение.
Всем известно, что в советское время под образованием понимался процесс и результат усвоения знаний, выработки умений и навыков:
Но ведь образование обеспечивает в конечном счете определенный уровень развития познавательных потребностей и способностей человека, его подготовку к тому или иному виду практической деятельности. Различают общее и среднее специальное образование. Общее образование обеспечивает каждому человеку такие знания, умения и навыки, которые необходимы ему для всестороннего развития и являются базовыми для получения в дальнейшем специального образования.. По уровню и объему содержания как общее, так и специальное образование могут быть начальным, средним и высшим. Сейчас, когда не только говорят, но осуществляют непрерывное образование, появился термин «образование взрослых».
Надо сказать, что термин «образование» получил в последние годы более расширительное содержание. Так, по В. С. Ледневу, «образование - это общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующего поколения
Социально значимого опыта...» /19, с. 52/. Под содержанием образования он понимает «...содержание триединого целостного процесса, характеризующегося, во-первых, усвоением опыта предшествующих поколений, во-вторых, воспитанием типологических качеств личности, в-третьих, умственным и физическим развитием человека» /19, с. 54/. Отсюда следуют три компонента образования:
Именно так толкуется сейчас понятие образования, хотя идея эта не нова. Вспомните Песталоцци. Ведь именно он выдвинул идею развивающего обучения, а К. Д. Ушинский назвал эту идею великим открытием и развил ее в своей педагогической системе.
Выдающийся российский философ В. В. Розанов (1856-1919), проработавший 13 лет в гимназиях, резко критиковал постановку школьного образования в России, а потому предложил свое видение образования, в частности, выдвинул три главных принципа:
1. «Принцип индивидуальности». Он требует, чтобы в процессе образования учащихся была сохранена по возможности их индивидуальность, драгоценнейшее качество в человеке и его творчестве /20, с. 92/.
2. «Принцип целости», способствующий прочному усвоению материала. По его мнению, «всякое входящее в душу впечатление» не должно прерываться «до тех пор другим впечатлением, пока оно не внедрилось» /20, с. 96/. Актуально звучат его слова: «Лучшая школа, элементарная или средняя, есть не та, которая расширяет горизонтально курсы, прибавляя к одним предметам новые; лучшая та, которая их суживает и в то же время углубляет» /20,с. 98/.
3. «Принцип единства типа есть третий и последний, на котором может быть построено истинное образование», это означает, что все факты, сведения, воззрения «должны идти из источника одной какой-нибудь исторической культуры» /20, с. 100/. (Вспомните принцип культуросообразности, выдвинутый Дистервегом.)
Этих принципов образования придерживаются, к сожалению, не все преподаватели. По-моему, стоит подумать над ними.
Современное понимание образования находим в «Законе Российской Федерации об образовании» № 3266 - 1 от 10 июля 1992 года: «Под образованием в настоящем законе понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» /21, с. I/. Обратите внимание на номер закона - номер 1, это первый закон, подписанный первым президентом России Б. Н. Ельциным, в постсоветское время.
Общие требования к содержанию образования изложены в статье 14 этого закона:
На обеспечение самоопределения личности, создания условий для ее самореализации (выделено мной. - Я. В.);
На развитие гражданского общества;
На укрепление и совершенствование правового государства.
Формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
Адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
Интеграцию личности в системы мировой и национальных культур;
Формирование человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
Воспроизведение и развитие кадрового потенциала общества» /21, с. 9/.
Вот мы и подошли вплотную к следующей категории педагогики и составляющей образования - воспитанию. Воспитание в педагогике всегда являлось центральным процессом, обозначающим формирование личности или отдельных ее качеств в соответствии с тем идеалом, который задает нам общество. Воспитание в марксистской педагогике являлось центральным понятием, обозначающим целенаправленную деятельность общества и семьи по формированию всесторонне развитого человека. Обратите внимание, до перестройки высшего и среднего образования главным было выполнение социального заказа. Только сейчас высшая и средняя школа поворачивается лицом к обучаемому как к личности, которой надо жить и в будущем работать
В рыночной экономике. В понятии «воспитание» обычно выделяют компоненты: формирование мировоззрения, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Такое расчленение имеет в значительной степени условный характер, поскольку на практике воспитание является единым, целостным. Компоненты - это не категории, а скорее виды воспитания (гр. kategoria - «суждение, определение»). Таким образом, воспитание не имеет таких четких градаций, как образование.
Первым, кто попытался представить категории воспитания, как бы разградуировать процесс воспитания, был Иван Яковлевич Конфедерате?, профессор Московского энергетического института (теперь университета):
Такие категории воспитания представляются правильными. И доказательством тому может быть пример с выпускником одного из вузов Москвы, комсомольца (о нем писала много лет тому назад. «Комсомольская правда»), окончившего с отличием институт и поступившего в Загорскую духовную
Семинарию (под Москвой). На вопрос, как могло случиться, чтобы комсомолец, изучавший марксистко-ленинскую теорию, сдавший все общественные науки на «отлично», поступил в духовную семинарию, он отвечал: «Меня спрашивали, что сказал Маркс, что сказал Ленин, когда был съезд, что было на съезде и т.п., я знал это и отвечал. Меня никто не спрашивал, как я к этому отношусь». Если проанализировать этот факт, то можно сделать два вывода:
2. Нельзя отдавать воспитание студентов на откуп только преподавателям общественных. наук, это дело всех преподавателей.
И, наконец, рассмотрим понятие «обучение». Оно является важнейшим средством образования и воспитания. Под обучением понимается процесс передачи и активного усвоения знаний, умений и навыков, а также способов познавательной деятельности, необходимых для непрерывного образования:
Непрерывность образования является характерной особенностью культурного человека нашего времени. Экономическая формула наших дней:
Знать, уметь, хотеть, успевать является регулято-
Ром и своего рода стимулятором непрерывного образования и самообразования.
Проведенное в 90-х годах анкетирование выпускников вузов и техникумов в Ростовской области показало, что молодежь не подготовлена к тому, что образование должно быть непрерывным. Большинство с завершением обучения в вузе или техникуме считает свое образование окончательным. Так что нам, преподавателям, предстоит задуматься над результатами анкетирования и воспитывать в студентах чувство необходимости постоянного совершенствования всю жизнь, т. е. их нужно готовить к непрерывному образованию.
Педагогика как наука изучает три главных вопроса:
1. Цель обучения (для чего учить).
3. Формы и методы обучения (как учить). Это мы рассмотрим ниже, а пока кратко остановимся на структуре учебного процесса.
2. 2. Структура учебного процесса
Структура учебного процесса - это совокупность ряда звеньев:
На вопрос, как рациональнее распределить учебное время, отвечает доктор педагогических наук И. И. Тихонов. Естественно, эти рекомендации можно рассматривать как ориентировочные, ибо в зависимости от специфики предмета преподаватель сам находит оптимальный вариант распределения учебного времени. Контроль ведь тоже может носить обучающий, воспитывающий и развивающий характер. Основная цель всего учебного процесса - дать не только знания, но и сформировать с их помощью мировоззрение студентов, а также научить их учиться (учиться = учить себя), пользоваться обширной информацией, характерной для нашего времени. При этом необходимо учесть, что серьезное совершенствование практики обучения возможно только на основе применения достижений психологии.
2. 3. Педагогическая психология
Педагогика входит в систему наук, которые изучают человека. Именно поэтому она находится в тесной связи с психологией (бытует мнение, что психология - это наука, а педагогика - искусство). Напомню, что психология - это наука о закономерностях, развитии и формах психической деятельности (гр. psyche - «душа», душа - это разум, воля и память, по мнению Я. А. Коменского). Психика (гр. psychikos - «душевный») - это особое свойство высокоорганизованной живой материи отражать объективную действительность. Высшая ступень психики -человеческое сознание. Острые вопросы педагогики стало возможно решать с
Помощью педагогической психологии. Эта наука совсем молодая (в 1973 г. создана кафедра педагогической психологии в МГУ), ее возникновение связано с началом научной организации труда. Возникла необходимость тщательного изучения психологии представителей педагогической профессии, с одной стороны, и психологии усвоения знаний, формирования умений учащихся, с другой. Призванная изучать во время научно-технической революции новые условия, формы и возможные стимуляции педагогической деятельности, новые требования к технически оснащенному труду, она накопила огромный материал по проблемам работоспособности и утомляемости, влияния на человека условий труда, технических средств обучения, характера выполняемых операций, мотивации обучения, способностей учащихся и т.п. С помощью педагогической психологии были решены цели обучения в вузе, сформулированные в квалификационной характеристике, где четко названы знания и умения специалиста данного профиля.
Педагогическая психология помогла изменить традиционные в педагогике субъектно-объектные отношения S - > О (преподаватель -> студент) на субъектно-субъектные отношения S -> S, где преподаватель и студент являются не рабами, а равноправными субъектами в учебном процессе, т.е. она помогла перейти преподавателям от авторитарной педагогики к педагогике сотрудничества. (Между прочим, хороший педагог использовал ее задолго до рождения педагогической психологии.)
В отличие от трех главных вопросов педагогики (зачем, что и как преподавать), педагогическая психология включает пять универсалий: кто, что, кому, как и зачем преподает. Эти универсалии вхо-
Дят составной частью в нашу «школу». Именно так рассматривают «школу» и за рубежом, представляя ее в виде несколько отличающихся по форме, но сходных по содержанию схем. Так, американская школа представляет ее в следующем виде:
Адресант -> код -> адресат, где под кодом понимается контекст, текст, контакт. Английская школа до сих пор не имеет единой системы образования (программы, учебников и т.д.). Польская школа представлена в виде треугольника, одна сторона которого - педагог, другая - обучающийся, третья - текст (в широком смысле).
Советская школа представлена рядом ведущих специалистов.
С. И. Архангельский говорит о дидактическом треугольнике, выражающим:
1. Закон единства учебной и обучающей деятельности.
2. Закон единства обучения и воспитания. Он выражается педагогическим треугольником:
3. Закон преемственности знаний и последовательности научного развития, который гласит, что каждое изучаемое научное содержание учебного предмета всегда связано с предшествующим, что оно исходит из него и развивает его. Этот закон выражается профессиональным треугольником:
Е. Л. Белкин (московская школа) /23/ представляет педагогический процесс как педагогическую систему - часть социальной системы. Его педагогическая система состоит из 6 взаимосвязанных элементов и представлена в виде перевернутого дерева:
В. Я. Сквирский представляет педагогическую систему следующим образом:
Как видим, результат у него связан с целью /24/. Но более удачной представляется педагогическая система академика Н. В. Кузьминой /25, 26/. Можно сказать, что она - один из основоположников ленинградской школы педагогической психологии.
Как всякая большая система она характеризуется пересечением связей (вертикальных, горизонтальных и пр.).
Одновременно с советской педагогической психологией эта наука развивалась и за рубежом. Ярким представителем ее является Э. Стоунс, издавший в 1979 г. свою «Психопедагогику», появившуюся у нас в переводе в 1984 г. /27/. Думаю, что каждому преподавателю интересно и полезно ознакомиться с его психологической теорией и практикой обучения.
2. 4. Дидактические принципы обучения
К азам педагогики и педагогической психологии несомненно относится дидактика как теория образования. Ее задача - обеспечить усвоение содержания образования учащимися. Она, с одной стороны, описывает и объясняет педагогические явления, а с другой - указывает, как нужно обучать и воспитывать.
Предметом вузовской дидактики является единство обучения, воспитания и развития, поскольку в учебном процессе не только усваиваются знания, но и формируются убеждения, моральные качества, черты характера, развиваются способности учащихся.
Как и сама дидактика, принципы ее находятся в постоянном совершенствовании. Принципы наглядности, доступности, прочности и другие, касающиеся технической стороны обучения, применялись как в социалистической, так и в буржуазной школе. И там, и у нас они имели идеологическую направленность. Так, принцип наглядности, часто использовавшийся в буржуазной школе для того, чтобы помешать познанию внутренней сущности
Явлений, в советской школе использовался во взаимосвязи с принципом сознательности для раскрытия диалектико-материалистической сущности изучаемых явлений. Принцип прочности осуществлялся в дореволюционной школе путем многочисленных повторений (механическое заучивание, зубрежка), в советской школе этот принцип опять же вместе с принципом сознательности лежал в основе запоминания учащимися ключевых идей и фундаментальных фактов науки.
Опираясь на дидактические принципы, высказанные в «Дидактике средней школы» /28/, можно было бы сформулировать современные дидактические принципы высшей и средней школы следующим образом:
1. Развивающее и воспитывающее обучение.
2. Научность и доступность, посильная трудность.
3. Сознательность и творческая активность студентовпри руководящей роли преподавателя.
4. Наглядность и развитие теоретического мышления. о. Системность и систематичность обучения.
6. Переход от обучения к самообразованию.
7. Связь обучения с жизнью и практикой профессиональной деятельности.
8. Прочность результатов обучения и развитие познавательных способностей студентов.
9. Положительный эмоциональный фон обучения.
10. Коллективный характер обучения и учет индивидуальных способностей студентов.
11. Гуманизация и гуманитаризация обучения.
12. Компьютеризация обучения.
13. Интегративность обучения, т. е. учет ме;gредметных связей.
14. Инновативность обучения.
Все это входит в основы педагогического мастерства и будет рассмотрено ниже.
МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
D середине 80-х годов нашего сложного XX в., как вам известно, в России началась перестройка. Она коснулась не только экономической и политической жизни нашей страны, но и повлекла за собой реформу высших и средних учебных заведений.
Коротко напомню пути перестройки вузовского обучения: профессионализация, компьютеризация и гуманитаризация обучения, повышение роли самостоятельной работы студентов, идивидуализация обучения.
Профессионализацию предполагалось осуществлять за счет интеграции обучения, производства и науки. Преподавателям вуза предъявлялось главное требование - участие в научно-исследовательской работе. Это и требование, и условие профессионального роста преподавателей, т. е. преподаватель должен обучать исследуя и исследовать обучая. Кроме того, предполагалось шире использовать студенческие трудовые отряды как перспективную форму профессионального образования, по тогдашним представлениям.
Большие надежды возлагались на компьютеризацию обучения, поэтому в 1985 г. прошла волна ликвидации компьютерной безграмотности препо-
Давателей высших и средних специальных учебных заведений. Вузы и техникумы оснащались компьютерной техникой, модернизировались вычислительные центры.
Наступило понимание, что быстрая индустриализация страны, сама по себе прогрессивная, привела к засилью технократического мышления, нанесшему колоссальный ущерб окружающей среде. Нельзя не согласиться с О. Долженко, что «... задуматься есть над чем: оказывается, высшее образование в новое и новейшее время несет не только любовь к жизни, благородство и чистоту помыслов, но и любовь к насилию, ненависть и разрушение» /29, с. 15/. Поэтому не случайно был предложен путь гуманитаризации обучения. Появилось мнение, что центр тяжести должен быть смещен от узкой профессионализации в сторону образованности, основанной на гуманитаризации и фундаментализации обучения. Для гуманитаризации обучения были введены лекции по гуманитарным дисциплинам (этика, эстетика, искусство Древнего мира в пр.), пересмотрены требования к изучению всего блока гуманитарных наук. Но дело ведь не в увеличении числа гуманитарных дисциплин, т. е. не столько в гуманитаризации, сколько в гуманизации обучения. Сущность и ценность гуманизации и гуманитаризации - это формирование нравственной и эстетической культуры молодых специалистов.
Новый подход потребовал пересмотра привычной стратегии обучения и использования методов, позволяющих освободить студентов от ненужных перегрузок; научить их самостоятельно овладевать знаниями; постоянно углублять, расширять и обновлять их; развивать навыки технического творчества, анализа технико-экономических проблем;
Находить эффективные инженерные решения. Чтобы осуществить все это, необходимо было изменить соотношения аудиторных занятий и внеаудиторной самостоятельной работы студентов; ввести в учебные планы часы на самостоятельную работу студентов под руководством преподавателей (КСР) для формирования навыков и умений самостоятельной работы; организовать техническое и методическое обеспечение КСР и внеаудиторной работы студентов в лабораториях и дома; сократить объем обязательной литературы и выбирать только фундаментальную; побудить студентов к активной самостоятельной работе, помочь им ориентироваться в новейшей научной информации; сделать акцент на самообразование, создать культ учебы.
Тем не менее суть образования в России оставалась прежней - ориентация на некоего среднего студента, лишенного возможности выбора путей для получения высшего образования в соответствии с его способностями, по-прежнему низкой оставалась активность познавательной деятельности студентов. Поэтому в 1992 г. появилась «новая концепция высшего образования, включающая переосмысление как содержательной компоненты на основе фундаментализации и гуманитаризации, так и структурной его части - переход на многоуровневую подготовку специалистов» /30, с. 7/.
Цель многоуровневой структуры высшего образования - расширить возможности высшей школы в удовлетворении многообразных культурнообразовательных запросов личности и общества. Раньше, как вы помните, на первом месте стояло общество, социальный заказ. Сейчас же, это видно уже из Закона РФ об образовании (см. раздел 2.1), на передний план выдвигается личность, ее интересы.
Суть многоуровневой системы высшего образования в нашей стране состоит в том, что оно представляет совокупность основных образовательных программ различного уровня, длительности и назначения. Это хорошо показано в статье А. Н. Бекренева и В. Н. Михелькевича /31, с. 114/:
Рис. 7. Структура интегрированной системы трехуровневого высшего технического и двухступенчатого инженерного профессионального образования
Как видно из этой схемы, студент может получить высшее образование и по желанию стать бакалавром, магистром или инженером высшей квалификации. Это уже возможность выбора уровня своей квалификации.
Многоуровневая структура высшего образования повышает гибкость общекультурной, профессиональной и научной подготовки специалистов с учетом меняющихся потребностей рыночной экономики. Она учитывает отечественный и зарубежный опыт развития высшей школы и международную классификацию образования, принятую ЮНЕСКО, отвечает требованиям нашего времени формирования единого образовательного пространства в рамках всего мирового сообщества /32/.
Усилиями группы ученых во главе с Госкомитетом РФ по высшему образованию разработан, а постановлением Правительства РФ № 940 от 12 августа 1994 г. введен Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, основанный на многоуровневой системе.
Первый уровень включает двухлетнее обучение по образовательным программам бакалавров и профессиональную подготовку в объеме среднего специального учебного заведения со средней продолжительностью обучения 3-3,5 года. Лицам, успешно окончившим двухлетнее обучение по программе бакалавра, выдается свидетельство о неполном высшем образовании, и они могут быть зачислены в вуз для освоения вузовской программы бакалавриата. Лицам, освоившим всю программу 1-го уровня, выдается диплом о неполном высшем образовании и присваивается квалификация согласно перечню специальностей среднего профессионального образования.
Программы 2-го уровня предоставляют личности возможность уже в рамках вуза овладеть системой научных знаний о человеке и обществе, истории и культуре, получить фундаментальную естественнонаучную подготовку и основы профессио-
Нальных знаний по направлениям. Эти программы дают базовое высшее образование. Лица, освоившие программы 2-го уровня, подготовлены для продолжения образования по образовательным и профессиональным программам 3-го уровня или самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками, необходимыми для адаптации к трудовой деятельности. Срок обучения в вузе по программам 2-го уровня - не менее 2 лет для тех, кто успешно окончил двухлетнее обучение в колледже по программе 1-го уровня, и 4 лет - на основе общего среднего образования. Выпускникам вузов, получившим базовое высшее образование, выдается диплом о высшем образовании с присвоением степени бакалавра и указанием направления обучения. Лица, проучившиеся не менее 4 лет в вузе по программам 2-го уровня, получают высшее образование, и им присваивается академическая степень инженера.
Бакалавры могут продолжить учебу по программе 3-го уровня в магистратуре (1-2 года) или стать дипломированным специалистом с полным высшим образованием. Программа подготовки магистра наук носит преимущественно исследовательский характер. По ее окончании выдается диплом о высшем образовании с присвоением степени магистра.
Завершившим программу подготовки дипломированного специалиста выдается также диплом о высшем образовании с присвоением квалификации по полученной специальности.
Выпускники вуза, завершившие любую образовательную программу 3-го уровня, имеют право поступления в аспирантуру, причем магистерский экзамен по иностранному языку засчитывается как вступительный экзамен в аспирантуру.
Многоуровневая система высшего образования коснулась как структуры, так и содержания образования. В 1992 г. была разработана новая модель вузовского обучения, в которой «знания, умения и навыки рассматриваются не как цель обучения, а как средство развития личности обучаемого» /33, с. 20/. Современный выпускник вуза любого уровня обучения должен уметь адаптироваться к складывающимся условиям рыночной экономики, быть гибким в своей профессиональной деятельности. Он должен быть знаком с новейшими технологиями, уметь пользоваться компьютером, базами и банками данных, обобщающими весь мировой опыт. Но главное, за годы обучения в вузе он должен развить в себе черты творческой личности, сформировать навыки исследователя, способность находить и выделять существенное, предвидеть и предотвращать или сводить к минимуму аварийные ситуации, разрабатывать или учитывать экологически чистые технологии.
В целом многоуровневая система позволяет подготовить элитарную часть инженерного интеллектуального потенциала.
В 90-х годах появилось много статей по поводу преимуществ многоуровневой системы. Думаю, вам интересно будет с ними ознакомиться /34-51 и др./.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
У преподавателей-практиков нередко встречается смешение понятий «форма» и «метод», поэтому начнем с их уточнения.
В этой книге автор делится в форме дружеской беседы своим огромным педагогическим опытом, раскрывая самое существенное из опыта мировой и отечественной педагогики и практической психологии на основе богатого фактического материала.
Данное пособие поможет студентам и молодым преподавателям овладеть педагогическим мастерством, будет полезно психологам и всем, интересующимся педагогикой и практической психологией.
Педагогика Древней Греции.
Прежде всего остановимся на одной школе, охватывающей три поколения. Сократ, Платон, Аристотель - эти имена вам, конечно, знакомы.
Родоначальником педагогики Древней Греции совершенно справедливо считается Сократ. Он жил в 470/469-399 г. до н.э. в Афинах и известен как один из крупнейших философов своего времени, славился неотразимостью в споре, был первым космополитом, человеком мира, гражданином мира /1/. Будучи по профессии скульптором, Сократ имел много учеников, которых обучал не только ваянию, но и ведению диалога, полемике, беседуя с ними в процессе работы. Обладая прекрасным логическим мышлением, Сократ узил своих учеников логически мыслить (возьмем это себе на вооружение!). Он был страшным противником догматизма. Его девиз - все подвергать критическому анализу, т. е. думать и рассуждать, ничего не принимать на веру, во всем сомневаться (последнее было взято на вооружение К. Марксом).
СОДЕРЖАНИЕ
От автора
1. Исторические корни современной педагогики
1.1. Педагогика Древней Греции
1.2. Педагогика средних веков
1.3. Педагогическое наследие Я.А. Каменского
1.4. Педагогика XVIII-XIX вв
2. Азы педагогики и педагогической психологии
2.1. Основные понятия педагогики
2.2. Структура учебного процесса
2.3. Педагогическая психология
2.4. Дидактические принципы обучения
3. Многоуровневая система образования
4. Формы и методы обучения
5. Педагогические технологии
5.1. Программированное обучение (ПО)
5.2. Проблемное обучение
5.3. Деловые игры
5.4. Модульное обучение
5.5. Другие, не менее полезные технологии обучения
5.5.1. Адаптивное обучение
5.5.2. Суггестивное обучение
5.6. Вальдорфская педагогика
5.7. Педагогическая система В.Ф. Шаталова
5.8. Интегральное обучение
5.9. Компьютерное обучение
5.10. Информационные технологии
5.11. Основные принципы педагогических технологий
6. Инновационное образование
7. Проблемы оптимизации процесса обучения
8. Психофизиологические закономерности восприятия информации
8.1. Воздействие центральной нервной системы на восприятие информации
8.2. Особенности памяти и мышления
8.3. Роль способностей
8.4. Эмоции и мотивы деятельности. Внимание
8.5. Закономерности, связанные с восприятием визуальной и речевой информации. Единые законы подачи и управления информацией
8.6. Некоторые медико-биологические данные, которые полезно знать каждому педагогу
9. Педагогическое проектирование исследования
10. Подготовка и чтение лекций
11. Самостоятельная работа студентов
12. Развитие творчества студентов
13. Контроль в учебном процессе
13.1. Тесты и тестовые задания
13.2. Оценка, отметка как составная часть контроля
14. Образ-характер преподавателя и студента
15. Педагогическая этика
16. Педагогическое общение
17. Конфликты и их профилактика
18. Оценка качества преподавания
Заключение
Литература.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Педагогика и практическая психология, Басова Н.В., 2000 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать файл № 1 - doc
Скачать файл № 2 - djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.
Педагогика и практическая психология. Басова Н.В.
Ростов н/ Д: 2000. - 416 с.
В этой книге автор делится в форме дружеской беседы своим огромным педагогическим опытом, раскрывая самое существенное из опыта мировой и отечественной педагогики и практической психологии на основе богатого фактического материала.
Данное пособие поможет студентам и молодым преподавателям овладеть педагогическим мастерством, будет полезно психологам и всем, интересующимся педагогикой и практической психологией.
Формат: doc (1999 , 416с.)
Размер: 9,6 Мб
Скачать: yandex.disk
Формат: djvu (2000, 416с.)
Размер: 5,2 Мб
Скачать: yandex.disk
СОДЕРЖАНИЕ
От автора.................................................................. 3
1. Исторические корни современной педагогики.......... 4
1.1. Педагогика Древней Греции.............................. 4
1.2. Педагогика средних веков................................. 15
1.3. Педагогическое наследие Я.А. Каменского......... 16
1.4. Педагогика XVIII-XIX вв. ................................ 25
2. Азы педагогики и педагогической психологии........ 33
2.1. Основные понятия педагогики........................... 33
2.2. Структура учебного процесса............................. 41
2.3. Педагогическая психология............................... 42
2.4. Дидактические принципы обучения................... 47
3. Многоуровневая система образования...................... 49
4. Формы и методы обучения.......................................... 56
5. Педагогические технологии........................................ 67
5.1. Программированное обучение (ПО) .................... 72
5.2. Проблемное обучение........................................ 84
5.3. Деловые игры................................................... 92
5.4. Модульное обучение.......................................... 98
5.5. Другие, не менее полезные технологии обучения 103
5.5.2. Адаптивное
обучение............................................... 103
5.5.2. Суггестивное обучение...........................................
106
5.6- Вальдорфская педагогика.................................. 108
5.7. Педагогическая система В.Ф. Шаталова............. 111
5.8. Интегральное обучение..................................... 115
5.9. Компьютерное обучение.................................... 116
5.10. Информационные технологии.......................... 126
5.11. Основные принципы педагогических технологий 134
6. Инновационное образование......................................
138
7. Проблемы оптимизации процесса обучения............ 148
8. Психофизиологические закономерности восприятия информации.. 162
8.1. Воздействие центральной нервной системы на восприятие
информации 162
8.2. Особенности памяти и мышления...................... 168
8.3. Роль способностей............................................. 177
8.4. Эмоции и мотивы деятельности. Внимание......... 179
8.5. Закономерности, связанные с восприятием визуальной и речевой
информации. Единые законы подачи и управления информацией 184
8.6. Некоторые медико-биологические данные, которые полезно знать
каждому педагогу 194
9. Педагогическое проектирование исследования....... 199
10. Подготовка и чтение лекций..................................... 207
11. Самостоятельная работа студентов.......................... 224
12. Развитие творчества студентов................................. 233
13. Контроль в учебном процессе.................................... 247
13.1. Тесты и тестовые задания................................ 260
13.2. Оценка, отметка как составная часть контроля. 273
14. Образ-характер преподавателя и студента.............. 288
15. Педагогическая этика................................................ 312
16. Педагогическое общение...........................................
341
17. Конфликты и их профилактика............................... 361
18. Оценка качества преподавания................................ 374
Заключение...............................................................594
Литература.................................................................
396
Дата рождения: |
|
Место рождения: |
Усмань, Тамбовская губерния, РСФСР |
Место смерти: |
|
|
|
Научная сфера: |
|
Место работы: |
* Физический институт АН СССР |
Учёная степень: |
доктор физико-математических наук (1956) |
Учёное звание: |
академик АН СССР (1966), академик РАН (1991) |
Альма-матер: |
Московский инженерно-физический институт |
Научный руководитель: |
М. А. Леонтович А. М. Прохоров |
Известен как: |
один из основоположников квантовой электроники |
Награды и премии: |
Нобелевская премия по физике (1964) |
Публикации
(14 декабря 1922, село Усмань Тамбовской губернии — 1 июля 2001) — советский физик, лауреат Нобелевской премии по физике (1964).
Иностранный член Болгарской АН (1974).
Биография
Басов родился в городе Усмань (ныне городе Липецкой области). Отец — Геннадий Фёдорович Басов. В 1927 году семья переехала из Усмани в Воронеж. Член ВЛКСМ с 1936 по 1950. В 1941 году Басов окончил воронежскую школу № 13, которая находилась у перекрёстка ул. Карла Маркса и ул. Фридриха Энгельса, после школы прошёл подготовку на ассистента врача в Куйбышевской военной медицинской академии. В 1943 году он ушёл на фронт, служил ассистентом врача на украинском фронте.
После войны Басов поступил в МИФИ, защитил диплом в 1950 году. С 1948 года он работал лаборантом в Физическом институте имени Лебедева АН СССР (ФИАН), где и продолжил работу после получения диплома под руководством М.А. Леонтовича и А. М. Прохорова. В 1953 году Басов защитил кандидатскую, а в 1956 году — докторскую диссертацию.
В 1958—1972 годах Басов являлся заместителем директора ФИАН, а с 1973 по 1989 годы был директором этого института. Здесь в 1963 году он организовал Лабораторию квантовой радиофизики, которую возглавлял до своей смерти. В 1962 году Басов был избран членом-корреспондентом АН СССР, а в 1966 году — академиком АН СССР, впоследствии избирался в президиум Академии наук (член президиума АН СССР с 1967 по 1990 год, РАН с 1991).
Басов был главным редактором журналов «Наука», «Квант», «Квантовая электроника», «Природа», в 1978—1990 годах являлся председателем правления Всесоюзного просветительского общества «Знание», был сменён на этом посту К. В. Фроловым.
Семья
В 1950 году он женился на Ксении Тихоновне Назаровой, является отцом двух сыновей — Геннадия (род. 1954) и Дмитрия (род. 1963).
Научная деятельность
Работы Басова посвящены квантовой электронике и ее применениям. Вместе с А.М. Прохоровым он установил принцип усиления и генерации электромагнитного излучения квантовыми системами, что позволило в 1954 создать первый квантовый генератор (мазер) на пучке молекул аммиака. В следующем году была предложена трехуровневая схема создания инверсной населенности уровней, нашедшая широкое применение в мазерах и лазерах. Эти работы (а также исследования американского физика Ч. Таунса) легли в основу нового направления в физике — квантовой электроники. За фундаментальную работу в области квантовой электроники, которая привела к созданию лазера и мазера, Басов и А.М. Прохоров были награждены Ленинской премией в 1959, а в 1964 совместно с Ч. Х. Таунсом — Нобелевской премией по физике.
Совместно с Ю.М. Поповым и Б.М. Вулом Басов предложил идею создания различных типов полупроводниковых лазеров: в 1962 был создан первый инжекционный лазер, затем лазеры, возбуждаемые электронным пучком, а в 1964 — полупроводниковые лазеры с оптической накачкой. Басов также провел исследования по мощным газовым и химическим лазерам, были созданы фторводородный и йодный лазеры, а затем эксимерный лазер.
Ряд работ Басова посвящен вопросам распространения и взаимодействия мощных лазерных импульсов с веществом. Ему принадлежит идея использования лазеров для управления термоядерным синтезом (1961), предложил методы лазерного нагрева плазмы, проанализировал процессы стимулирования химических реакций лазерным излучением.
Басов разработал физические основы создания квантовых стандартов частоты, выдвинул идеи новых применений лазеров в оптоэлектронике (такие как создание оптических логических элементов), выступал инициатором многих исследований по нелинейной оптике.
Награды
- Ленинская премия (1959)
- Нобелевская премия по физике (1964, за выполненные основополагающие работы в области квантовой электроники)
- Дважды Герой Социалистического Труда (1969, 1982)
- Золотая медаль Чехословацкой академии наук (1975)
- Золотая медаль А. Вольты (1977)
- Государственная премия СССР (1989)
- Большая золотая медаль имени М. В. Ломоносова (1990)
- Пять орденов Ленина
Публикации
Книги
- N. G. Basov, K. A. Brueckner (Editor-in-Chief), S. W. Haan, C. Yamanaka. Inertial Confinement Fusion , 1992, ISBN 0-88318-925-9. Research Trends in Physics Series founded by V. Alexander Stefan and published by the American Institute of Physics Press (presently Springer, New York)
- V. Stefan and N. G. Basov (Editors). Semiconductor Science and Technology, Volume 1. Semiconductor Lasers. (Stefan University Press Series on Frontiers in Science and Technology) (Paperback). 1999. ISBN 1-889545-11-2
- V. Stefan and N. G. Basov (Editors). Semiconductor Science and Technology, Volume 2: Quantum Dots and Quantum Wells. (Stefan University Press Series on Frontiers in Science and Technology) (Paperback). 1999. ISBN 1-889545-12-0