Телесно-ориентированная психотерапия. Психологические упражнения

Это психотерапевтическое упражнение - не групповое, а индивидуальное, оно не требует никаких специальных приспособлений, а только как минимум : часа свободного времени, нескольких листов бумаги и шариковой ручки.

Максимум же : это упражнение требует желания общаться в течение некоторого времени с некоторым количеством людей в очень непринуждённой обстановке - по городскому телефону, за чашкой чая на кухне или за чашкой кофе в кафе. Но обо всём по порядку.

Это психотерапевтическое упражнение является «мини-тренингом счастья» или «тренингом повышения ощущения общей комфортности бытия».

Как раз вот такие упражнения я и люблю больше всего, и как раз подобные упражнения реже всего встречаются в практике психотерапии. Почему? Я расскажу. Это - не лирическое отступление, это напрямую связано с темой статьи и самим упражнением - с хорошо работающей техникой.

Как Вы знаете, уважаемый Читатель, психотерапия пришла к нам с Запада, где она - то более, то менее успешно (с внутрикорпоративными войнами, революциями и перемириями) развивалась целый двадцатый век.

Общество на Западе, каким бы оно ни было, имеет одну бесспорную черту - оно гражданское. Практически, с точки зрения практической пользы для психотерапии, это означает вот что. В таком обществе естественна и возможна самая различная групповая психотерапевтическая работа.

В таком обществе люди улыбаются друг другу, не чураются друг друга, и в общем, друг другу небезразличны.

Итак, психотерапия со всеми её методиками пришла к нам. А у нас общество совсем другое. Если говорить точно «по науке», то такое общество, в котором живём мы, называется обществом атомизированным .

Атомизированое общество - это такое общество, в котором произошла деформация горизонтальных связей между индивидами. На практике это значит, что в таком обществе ценность понятий: дружба, любовь, семья, взаимовыручка - утрачена.

На практике для психотерапевта, это означает: низкое КПД и низкую популярность любой групповой психотерапии. Что мы и имеем.

Именно поэтому я так высоко ценю те немногие практические упражнения, которые не требуют работы в группе - с групповым бессознательным, а могут осуществляться и в одиночку.

На самом деле ситуация у нас несколько уже сдвинулась со своей мёртвой точки. И во многом, как раз благодаря усилиям психотерапии и попыток внедрить групповую психологическую работу «в массы».

Вот и моё психотерапевтическое упражнение (как это ни парадоксально звучит) кладёт свой скромный кирпичик в это общее благородное дело - сделать наше общество менее атомизированным, а более социально озабоченным, более соответствующим понятию «гражданское».

А для начала, нужно всё-таки полюбить мир, в котором ты живёшь. Ну а конкретно для человека это всё-таки означает одно: полюбить тех людей, которые живут вокруг тебя, начать им просто симпатизировать. Поверить в то, что мир, «планета людей», которые тебя окружают - прекрасен.

Как говорил Вольтер, устами своего героя из повести «Кандид», поверить в то, что «всё к лучшему в этом лучшем из миров» . Даже если сидишь на свежих развалинах после лиссабонского землетрясения...

Кстати о «землетрясениях»...

Как это, опять же, парадоксально ни звучит, но понимание того, что ты живёшь среди скорее - хороших , а не, скорее,плохих людей, приходит к людям почему-то именно в «годину бедствий».

Трудная, внештатная ситуация показывает нам мир «как он есть», резко срывает грязно-серую пелену «скучненькой депрессии и вечного недовольства». Трудности, беды всегда отчего-то показывают нам мир с его с хорошей стороны. На десять негодяев всегда находится хотя бы один герой, чей вовремя сделанный героический поступок, запоминается «на дольше» и влияет сильнее... Запоминаются отнюдь даже вовсе и не «герои», а просто люди, которым в нужный момент было не всё равно и которые захотели проявить простое и в общем-то дёшево стоящее человеческое участие - вовремя.

Однако, мне не нравится эта тенденция Вселенной преподавать нам такие суровые уроки «правильного понимания вещей».

Я бы хотела, чтобы и в «мирное» время, время, когда мы практически имеем ВСЕ основания для того, чтобы быть счастливыми (но почему-то редко бываем!), чтобы и в эти обычные дни своей жизни мы научились доверять миру и вести себя в нём достойно - с симпатией к окружающим нас людям.

Итак, перейдём непосредственно к упражнению. Оно очень простое, но эффект от него получается почти фантастический.

Психотерапевтическое упражнение «Планета людей»

Первая часть психотерапевтического упражнения

Выберите десять человек из числа своих приятелей и знакомых, тех, которые Вас чем-то раздражают, когда-то задели, обидели или просто являются объектом Ваших хронических недоброжелательных мыслей или даже досужих разговоров с третьими лицами.

Напишите их имена на десяти листах обычной канцелярской бумаги.

А теперь на каждом таком «именном листе» выпишите в столбик (хорошенько подумав) всё только приятное, что Вы можете вспомнить о каждом из этих людей.

Вы должны вспомнить и записать:

  • приятные черты их натуры,
  • те благородные, человеческие или просто хорошие поступки, которые они совершили когда-то для Вас или для кого-то ещё,
  • вспомнить всех людей (не связанных с ними родстввенными узами или узами деловых, «взаимополезных» отношений), людей, которые, тем не менее, отзываются о задуманных Вами людях хорошо и которым есть за что их благодарить.

Важно:

Ваш список должен состоять не менее, чем из десяти пунктов!

Пишите по возможности подробно и ярко о тех эпизодах, которые этого заслуживают.

Вторая часть психотерапевтического упражнения

Что делать, если список «позитивных черт» не дотягивает до цифры 10?

А вот тогда начинается тот самый увлекательный квест, который я обещала в начале!

Теперь перед Вами стоит задача - любыми доступными Вам способами собрать как можно больше информации о том человеке, которого Вы, оказывается, настолько плохо знаете, что не можете написать о нём и десяти хороших слов.

Отнеситесь к этой задаче серьёзно. Представьте себе, что Вы - адвокат или журналист-правозащитник, от чьих способностей зависит судьба и доброе имя человека. Вы должны провести Ваше журналистско-правовое расследование, чтобы на выходе написать книгу или снять документальный фильм с шокирующим разоблачением стереотипов толпы!

Расспросите знакомых и знакомых знакомых об жизни выбранного Вами человека, о том, как вообще складывалась эта судьба до Вашего пересечения с ней. В иных случаях можно поговорить («взять интервью») и у самого этого человека.

Если Вы отнесётесь к своей задаче серьёзно, то Вас ожидает много таких открытий, которые будут способны просто перевернуть Ваши прежние представления о жизни и о людях, которые живут с Вами бок о бок своей «скучной», повседневной жизнью.

Третья заключительная часть психотерапевтического упражнения

Теперь, после того, как Вы составили полные списки, сделайте из них красивую «стенгазету», а точнее, просто оформите это как следует, перепишите на чистовик. Пусть результат Вашей кропотливой работы ещё долго будет у Вас под рукой.

(Этот «анти-компромат» будет хранить легко и приятно - ведь в нём не будет содержаться ничего, что может оскорбить кого-то или разрушить чью-то судьбу).

Ну а теперь Вы должны подумать о десяти подарках тем десяти людям, с которыми Вы работали всё это время. С кем-то Вы работали один час, а с кем-то, предположим, и месяц...

Подарок - это обязательный и завершающий аккорд нашего упражнения. Ведь эти люди заслужили от Вас приз - они вернули Вам веру в людей. Разве такой дар не заслуживает ответной благодарности?..

Елена Назаренко , Яковлева Наталья
психологи центра "1000 идей"

Психологические упражнения помогают участникам тренинга лучше познать себя, увидеть свои сильные и слабые стороны, наметить пути ближайшего развития. Ещё одна важная задача психологических упражнений — научиться лучше понимать других людей, проще договариваться с ними.

Психологические упражнения очень разнообразны. Но, в конечном счете, все они помогают участникам тренинга стать гармоничнее, успешнее, счастливее.

Психологические упражнения чаще всего используются на тренингах личностного роста. Но не только. Психологические упражнения тренеры также часто включают в программу тренингов коммуникации, уверенности, стрессоустойчивости, целеполагания.

Эксперты крупнейшего профессионального портала для тренеров подобрали для вас 7 интересных психологических упражнений , которые можно найти в открытом доступе.

Психологическое упражнение «Подарок»

Цель : Упражнение повышает самооценку участников, стимулирует их работу над собой. Улучшает настроение участников и атмосферу в группе.

Время : 25-35 минут

Размер группы : 8-16 участников

Сядем в круг. Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать (вручить) молча (невербально), но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят. Пока все не получат подарки, говорить ничего не надо. Все делаем молча.

Когда все получат подарки (круг замкнется), тренер обращается к тому участнику группы, который получил подарок последним, и спрашивает его о том, какой подарок он получил. После того как тот ответит, тренер обращается к участнику, который вручал подарок, и спрашивает о том, какой подарок он сделал. Если в ответах есть расхождения, нужно выяснить, с чем конкретно связано непонимание. Если участник группы не может сказать, что ему подарили, можно спросить об этом у группы.

Итоги упражнения:

При обсуждении упражнения участники могут формулировать условия, которые облегчают понимание в процессе общения. Чаще всего к этим условиям относят выделение существенного, однозначно понимаемого признака «подарка», использование адекватных средств невербального изображения существенного признака, концентрацию внимания на партнере.

Психологическое упражнение «Мои недостатки»


Цель
: Упражнение повышает самооценку участников, стимулирует их работу над собой.

Время : 25-35 минут

Размер группы : Любой

Очень важно попытаться найти новое название вашим воображаемым недостаткам. Обозначьте их так: свойства, которые можно совершенствовать. Слово «слабость» несет в себе оттенок безнадежности и неизменности. Заменив его на другое, допускающее возможность совершенствования, вы начинаете по-другому смотреть на жизнь.

В течение 5 минут напишите подробный список причин, по которым вы не можете полюбить себя. Если вам не хватит отведенного времени, можете писать дольше, но ни в коем случае не меньше. После того как напишите, вычеркните все то, что соотносится с общими правилами, принципами: «Любить себя не скромно», «Человек должен любить других, а не себя». Пусть в списке недостатков останется только то, что связано лично с Вами.

Теперь перед вами список ваших недостатков, список того, что портит вам жизнь. Подумайте, а если бы эти недостатки принадлежали не вам, а какому-нибудь другому человеку, которого вы очень любите, какие из них простили бы ему или, может быть, посчитали даже достоинствами? Вычеркните эти черты, они не смогли помешать вам полюбить другого человека и, следовательно, не могут помешать полюбить себя.

Отметьте те черты, те недостатки, которые вы могли бы помочь ему преодолеть. Почему бы вам не сделать то же самое для себя? Выпишите их в отдельный список, а из них вычеркните те, которые сможете преодолеть.

С теми, что остались, поступите следующим образом: скажем себе, что они у нас есть, надо научиться жить с ними и думать, как с ними справиться.

Мы же не откажемся от любимого человека, если узнаем, что некоторые его привычки нас, мягко говоря, не устраивают.

Психологическое упражнение «Я хочу изменить в себе»

Цель : Упражнение помогает формированию новых качеств в себе, ускоряет личностный рост участников.

Время : 25-35 минут

Размер группы : Любой

Чтобы начать упражнение, возьмите бумагу и ручку и разделите лист на две колонки.

Черты характера, от которых я хочу избавиться

Черты характера, которые я хочу приобрести

Теперь, положив заготовленную таблицу перед собой, постарайтесь расслабиться и подумать о себе. Вы можете выключить свет, но оставьте достаточное освещение, чтобы Вы могли писать. Потом посмотрите на первую колонку, начните «мозговой штурм» и быстро и не задумываясь запишите все черты, от которых вы хотите избавиться. Записывайте все, что приходит вам в голову, и не пытайтесь рассуждать, реально ли для вас избавиться от этого качества.

Например, если вы храпите, то, скорее всего, избавиться от такого недуга Вы не в состоянии — этот факт не мешает Вам записать его в первую графу Продолжайте, пока вы не запишете хотя бы 5-7 черт характера. Затем обратитесь ко второй колонке, начните «мозговой штурм» и быстро запишите все черты, которые вы хотите приобрести. В некоторых случаях они могут быть противоположны чертам, от которых вы хотите избавиться (например, вместо того, чтобы быть застенчивым, вы хотите быть более общительным, вместо того, чтобы быть нетерпимым к людям, вы хотите быть более толерантными).

Прекрасно!

Просто продолжайте этот процесс и записывайте все, что вам приходит в голову, не пытаясь критиковать или оценивать это. Кроме того, не пытайтесь сейчас рассуждать, реально ли для вас приобрести это качество. Вновь продолжайте записывать, пока не перечислите хотя бы пять черт или пока процесс не начнет замедляться. Когда вы почувствуете, что закончили, вы готовы к тому, чтобы определить приоритетность черт, от которых вы хотите избавиться или которые вы хотите приобрести.

Сначала исключите повторения. Например, если вы записали: «стать менее негативным и критично настроенным», противоположной чертой было бы «стать более позитивным и благосклонным». После того, как вы записали эту противоположную черту, вычеркните ту черту характера, от которой вы хотите избавиться. Для установления приоритетов поочередно рассмотрите каждую из черт в списке и определите, насколько она важна для вас, присваивая буквы:

  • А (очень важная)
  • В (важная)
  • С (желательно иметь, но не так важно)

Напишите эти буквы рядом с каждой чертой. Посмотрите на черты, отмеченные буквой А. Если в этой категории у вас имеется более чем одна черта, оцените их по приоритетности: 1, 2, 3 и т. д.

Сейчас вы установили приоритеты, и в первую очередь будете работать над развитием наиболее важных для вас черт. Но работайте над развитием максимум трех черт одновременно. Как только вы почувствуете уверенность, что сделали их своими индивидуальными качествами, переходите к следующим чертам в вашем списке в порядке их приоритетности (работайте по порядку над всеми чертами А, потом над чертами В и, наконец, над чертами С). Если вы почувствуете, что вы сильно изменились, составьте для себя новый список приоритетов.

Психологическое упражнение «Без оценок»


Цель
: Упражнение тренирует умение общаться безоценочно, вырабатывает более позитивное отношение к людям.

Время : 15-20 минут

Размер группы: Любой

Группа делится на пары. Партнерам надо по очереди рассказать друг другу об общих знакомых, избегая оценок. Высказывания должны быть в описательном стиле.

Каждый партнер работает 4 минуты. Во время его речи второй партнер отслеживает наличие оценок, маркирует (дает сигнал), если они есть.

  • Какие были трудности?
  • Что помогало избегать оценочных высказываний?
  • Какие новые качества в себе открыли?

Психологическое упражнение «Спутанные цепочки»

Цель : Упражнение учит эффективно коммуницировать между собой, помогает сплотить команду.

Время : 15-30 минут

Размер группы : 12-20 участников

Все участники группы встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. И сцепляются с той рукой, которую встретили первой.

Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий помогает рукам соединиться и следит за тем, чтобы каждый держал за руки двух людей, а не одного.

Участники открывают глаза.

Теперь их задача — распутаться, не разжимая рук.

В результате возможны такие варианты: либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.

Подведение итогов упражнения:

  • Довольны ли вы своим результатом?
  • Что помогало, что мешало в процессе?
  • Кого хотите отдельно выделить, поблагодарить за ваш результат?

Психологическое упражнение «На риск»

Цель: Это очень короткое упражнение. Упражнение на доверие.

Время: 5 минут

Размер группы: Любой

Сейчас мы с вами проведем упражнение, связанное с определенным риском. Прошу Вас довериться мне и войти в круг тем, кто хочет мне помочь…»

После того, как все желающие войдут в круг, поблагодарите их и скажите, что на этом упражнение закончено.

Подведение итогов упражнения:

Спросите у вышедших, почему они это сделали? У тех, кто не вошел,— почему? Обсудите, как повлияла фраза «Доверьтесь мне» на их решение.

Почему люди часто доверяют другим, не задумываясь о последствиях, и т. д. ?

Психологическое упражнение «Жизненные цели»


Цель:
Упражнение помогает выработать жизненные цели.

Время: 25-35 минут

Размер группы : Любой

Шаг 1. Поговорим о ваших жизненных целях. Возьмите ручку, бумагу. В течение 15 минут подумайте над вопросом «Что я действительно хочу получить от своей жизни?» Долго не думайте, записывайте все, что приходит вам в голову. Уделите внимание всем сферам вашей жизни. Фантазируйте. Чем больше — тем лучше. Отвечайте на вопрос так, словно вы обладаете неограниченным ресурсом времени. Это поможет вспомнить все, к чему стремитесь.

Шаг 2. Теперь, за две минуты вам нужно выбрать то, чему бы вы хотели посвятить ближайшие три года. А после этого еще две минуты — чтобы дополнить или изменить список. Цели должны быть реалистичны. Работая на этом и на последующих шагах, в отличие от первого, пишите так, как если бы это были ваши последние годы и месяцы. Это позволит сконцентрироваться на действительно важных для вас вещах.

Шаг 3. Сейчас мы определим цели на ближайшие шесть месяцев — две минуты на составление списка и две минуты на его корректировку.

Шаг 4. Уделите две минуты работе над аудитом своих целей. Насколько они конкретны, насколько соответствуют друг другу, насколько ваши цели реалистичны в категориях времени и имеющихся ресурсов. Возможно, вам следует ввести новую цель — приобретение нового ресурса.

Шаг 5. Периодически пересматривайте свои списки, хотя бы для того, чтобы убедиться, что вы двигаетесь в выбранном направлении. Выполнение этого упражнения похоже на использование карты в походе. Периодически вы обращаетесь к ней, корректируете маршрут, возможно даже меняете направление, но главное, знаете куда идете.

Подведение итогов упражнения:

  • Как вы себя ощущаете после упражнения?
  • Какие интересные выводы вы для себя сделали?
  • Что было неожиданным для вас?
  • Что было труднее всего? Почему?
  • Кто составил реалистичный план и готов ему следовать?

Итак, мы представили вашему вниманию 7 качественных психологических упражнений. Но стоит учесть, что поскольку эти упражнения взяты из свободных источников, то они могут быть уже известны участникам ваших тренингов, т. к. доступны многим тренерам.

Когда вам понадобятся:

  • эксклюзивные и лучшие упражнения , известные только малому кругу тренеров-профессионалов
  • упражнения с подробно прописанной тренерской методикой их проведения , раскрывающей всю «подводную часть» тренерской работы, все тренерские «фишки» и секреты,

то вы всегда можете найти такие упражнения для тренингов на профессиональном тренерском портале

Этот портал вырос на базе крупнейшего психологического центра «Синтон» . За более чем 30 лет работы центром «Синтон» была собрана, наверное, крупнейшая база лучших игр и упражнений для психологических тренингов.

сайт — это команда тренеров-профессионалов, которые:

  • отбирают только самые лучшие, самые яркие и эффективные упражнения по самым разным тренерским темам
  • профессионально и подробно описывают скрытую методику их проведения!

Приобрести наши тренерские методички упражнений по самым доступным ценам вы можете в разделе .

Упражнение «Светофор» уникально, поскольку является авторской разработкой профессора психологии Н. И. Козлова.

Невероятное по своей эффективности упражнение, способное за какой-нибудь час совершить «революцию» в умах участников тренинга. Настоящая «жемчужина».

Многие люди не умеют ценить то, что в их жизни уже есть: материальные, духовные блага, отношения с близкими людьми. Если же неожиданным образом человек теряет то, что ранее у него было, то попадает в состояние эмоционального негатива. И чем сильнее по степени негатива событие, тем сложнее человеку удерживать свое позитивное отношение к людям в частности и к жизни вообще. С помощью этого инструмента тренер помогает участникам, не проходя ситуацию потери в жизни, произвести инвентаризацию своих ценностей, одновременно снижая для себя эмоциональную включенность в неприятную ситуацию.

Как думаете, что будет, если вы предложите участникам тренинга научиться технике, позволяющей совершенно понимать и чувствовать своего собеседника, вплоть до его самоощущения и хода мыслей? Вероятнее всего они подумают, что вы их либо разыгрываете, либо будете учить какой-нибудь сложной технике, которой надо учиться годами и обладать природной предрасположенностью.

А если вы скажете им, что это не шутка, и что за 30 минут вы действительно научите их несложной и доступной технике понимания своего партнера по коммуникациям , технике, которой может обучится любой человек? Конечно, они с радостью ухватятся за такую возможность.

Упражнение «Вчувствование» позволяет дать возможность попрактиковаться в этой самой технике и уже на первых этапах получить удивительные результаты.

Очень действенное и «глубокое» упражнение , способное вызвать реальные изменения в самооценке участников тренинга.

Упражнение «Суд» действительно похоже на судебное заседание, поэтому вероятнее всего станет самым ярким и важным событием тренинга для всех участников, которые получают возможность публично услышать обратную связь от своих коллег по группе. Несмотря на то, что обратная связь дается в конструктивной форме, оно все-такисодержит, как «позитивные», так и «негативные» замечания, и поэтому станет для группы настоящим испытанием . Зато на выходе участники тренинга получат возможность увидеть адекватность собственной самооценки , испытать свою способность спокойно выслушивать или озвучивать критику, получить более объективное представление о том, как их действия и проявления оценивают окружающие.

Упражнение просто необходимо на каждом тренинге уверенности (какая уверенность может быть без адекватной и устойчивой самооценки?). Идеально впишется в тренинг личностного роста, станет хорошим дополнением тренинга стрессоустойчивости.

Игровое упражнение, расширяющее представления участников тренинга о себе , повышающее уверенность и открывающее новые перспективы. Раскрывает творческий потенциал участников тренинга, настраивает и мотивирует группу на дальнейшую работу. Может быть как разогревом , так и основным тематическим упражнением .

Упражнение «Я отлично умею!» прекрасно подходит для тренингов личностного роста и мотивирующих тренингов . Будет хорошим вариантом для подростковых и молодежных групп. Его успешно можно совместить с задачами командообразующих тренингов, и сделать весьма показательным на тренинге уверенности . Кроме того упражнение незаменимо для тренингов открытия собственного дела и тренингов трудоустройства.

Очень хорошее и действенное упражнение на целеустремленность, предоставляющее участникам тренинга возможность проработать свои сомнения и возможные препятствия на пути к своей цели. Повышает энергетику и мотивацию группы на дальнейшее обучение.

Подходит к любым тренингам, касающихся темы достижения целей. В первую очередь это, конечно, тренинги целеполагания, уверенности в себе, мотивационные тренинги, а также тренинги личностного роста и стрессоустойчивости.

Тренер имеет возможность наглядно продемонстрировать участникам, как возникающие незначительные препятствия могут мешать достижению целей, и как легко их преодолеть, просто имея должную целеустремленность.

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Ролевая игра "Случай в гостинице"

    Яркое и запоминающееся упражнение , которое наглядно демонстрирует участникам тренинга слабые места в умении вести переговоры или устанавливать контакт в продажах, а также показывает, какие техники и приемы приводят к успеху в продажах и переговорах, а какие — наоборот. Какие — позволяют быстро установить контакт, а какие скорее накаляют обстановку.

    Упражнение «Случай в гостинице» прекрасно подойдет для тренингов продаж, тренингов переговоров, тренингов уверенного поведения, тренингов влияния.

    Благодаря необычной легенде упражнение «Случай в гостинице» повышает уровень вовлеченности участников тренинга, энергетику группы, мотивацию на дальнейшее обучение .

  • Упражнение-разминка "Разожми кулак"

    Эффектное упражнение, подходящее для многих тем тренингов. Занимая всего 10-15 минут упражнение позволяет тренеру быстро поднять уровень энергетики группы, запоминающимся способом привлечь внимание участников к следующей теме и повысить мотивацию участников на дальнейшее обучение.

    Упражнение наглядно демонстрирует участникам, что силовые методы воздействия дают проигрышные результаты , но мы часто действуем по привычке именно силовыми методами.

    Упражнение будет хорошей подводкой к мини-лекциям на темы: как работать с возражениями клиента; как руководителю работать с сопротивлением сотрудников; как вести себя в конфликтной ситуации…

    Объем тренерской методички: 8 страниц.

    Бонус! Прилагается аудиозапись упражнения и подходящая музыка.

  • Упражнение-вызов "Пройди к стулу"


    Мощное упражнение для тренинга целеполагания или тренинга переговоров.
    Упражнение наглядно демонстрирует участникам тренинга их привычные модели поведения, помогает вскрыть негативные установки, убеждения , которые мешают им легко достигать своих целей или вести переговоры. Дает участникам тренинга новые ресурсы.

    Тренерская методичка упражнения разработана профессионалами специально для портала Тренерская. ру и содержит массу уникальных рекомендаций, подсказок и тренерских «фишек», позволяющих провести упражнение с максимальным результатом. Такого вы не найдете больше нигде!
    Объем тренерской методички: 12 страниц.
    Бонус! Методичка содержит сразу 3 варианта упражнения (! ), подходящих для трех разных тем тренингов: достижение целей, переговоров и эффективной коммуникации.

Телесно-ориентированная психотерапия – это способ терапии души, который существует столько, сколько живет человечество. Её техники развивались параллельно в восточном и западном направлениях, поскольку веками в восточных течениях имела место другая культура тела и телесности вообще. Теперь же разные подходы встречаются в современной психологической телесно-ориентированной практике. Методы этого направления легко накладываются на другие способы психологической работы. Более того, очень часто, используя именно телесно-ориентированный подход, мы можем поднять из бессознательного те глубинные содержания, которые блокируются при работе другими методами.

Наконец в нашей культуре стало более принято обращать внимание на переживания собственного тела, и не тогда лишь, когда оно болеет. К телу стали относиться уважительнее, однако все равно часто доминанта смещена в сторону головы, телу остается меньше внимания. Это хорошо видно в статистике рисуночного теста, когда предлагается нарисовать человека, и места для тела у многих на листе не хватает. Потому так распространены горловые проблемы, ведь горло соединяет голову с телом.

В европейской традиции историю телесного подхода тяжело отследить, в психологии ее принято начинать с Вильгельма Райха. Несмотря на частую его критику, он ввел все те понятия, которыми пользуются телесно-ориентированные терапевты и по сей день. Выросла современная европейская телесная психотерапия под сильным влиянием , потому ее можно рассматривать как метод работы с той же проблемой, но через иной вход.

Телесное направление позволяет психологу работать с клиентом, которую тяжело осознать и вербализовать свою проблему. Он бы и готов объяснить, отчего ему плохо, но ему буквально не хватает слов. Другая крайность – когда клиент чрезмерно говорлив и даже использует речь для ухода от проблемы. Телесно-ориентированная психотерапия позволит лишить его привычного защиты, прикрывания психологической проблемы.

Методы телесно-ориентированной психотерапии

Тело не лжет, раскрывая саму суть душевных переживаний. Сложно и скрывать свое сопротивление в теле – его можно даже зафиксировать. Можно отрицать свою тревогу, но нельзя скрыть дрожь в руках или скованность всего тела. А поскольку работа с сопротивлением при решении психологической проблемы зачастую занимает большую часть времени, то объективный, материалистичный телесный подход оказывается очень эффективным.

Абсолютно все переживания человека кодируются в теле. И те, которые мы не можем раскодировать через речь, возможно, раскрыть через тело. Объем невербальной информации, сигнализирующей о состоянии человека, просто огромен, и нужно лишь научиться работать с ним. В голове проявляются проблемы сверхконтроля, в руках, плечах – сложности контактов с людьми, в тазу находят отражение интимные проблемы, ноги же несут нам информацию о сложностях опоры человека, его уверенности и движения по жизни.

Телесно-ориентированная терапия построена на попытке обращения к животному телу человека, к тому, что в нас природосообразно, естественно и содержит уйму полезной информации. Однако наше социальное тело часто вступает конфликт с инстинктивными стремлениями, табуирует их и порождает множество психологических проблем. Мы часто плохо слышим свое тело и не умеем налаживать взаимодействие с ним.

Телесно ориентированная психотерапия Райха основана на изученных психологических защитах и их проявлении в теле – так называемом мышечном панцире. Это понятие было введено Райхом для обозначения зажатых мышц и стесненного дыхания, которые образовывают будто броню, физическое проявление различных способов психологических защит, рассматриваемых психоанализом. Метод Райха заключался в модификации состояния тела, а также воздействии на зажатую область. Для каждой отдельной группы мышц он разрабатывал техники, позволяющие снизить напряжение и высвободить зажатые эмоции. Техники были направлены на то, чтобы сломать мышечный панцирь, для этого к клиенту прикасались сдавливая или щипая. Удовольствие Райх видел как естественное течение энергии из центра тела вовне, а тревожность – смещение этого движения на самого человека внутрь.

Александр Лоуэн модифицировал терапию Райха и создал собственной направление – , широко известную под этим названием и сегодня. Телесно ориентированная психотерапия Лоуэна рассматривает тело как биоэлектрический океан с непрекращающимся химико-энергетическим обменом. Целью терапии также является эмоциональное высвобождение, раскрепощение человека. Лоуэн применял райхианскую дыхательную технику, а также ввел в работу различные напряженные положения тела для наполнения энергией заблокированных участков. В разработанных им позах давление на мышцы постоянно и настолько увеличивается, что человек вынужден в итоге расслабить их, не в силах справляться более с непомерной нагрузкой. С целью принятия собственного тела в методике использовалось наблюдение его обнаженным перед зеркалом или же перед другими участниками тренинга, которые давали после свои комментарии. Описание тела позволяло составить образ мышечного панциря, характерного конкретному человеку, и идущих из него проблем.

Метод следующего известного психотерапевта, Моше Фельденкрайза, рассматривает конфликт между социальной маской и природным чувством удовлетворения, побуждениями. Если человек сливается со своей социальной маской – он словно теряет себя, метод же Фельденкрайза позволяет сформировать новые, более гармоничные привычки, которые сгладят это конфликтное напряжение и дадут возможность проявиться внутренним содержаниям. Фельденкрайз рассматривал деформированные шаблоны мышечных актов, которые с их укреплением приобретают все большую застойность и действуют вне . Он уделял большое внимание свободе движений в простых действиях, клиенту было рекомендовано самостоятельно искать лучшее положение для своего тела, соответствующее его индивидуальной анатомии.

Матиас Александер также исследовал телесные привычки, позы, осанку с целью поиска более гармоничных и естественных положений. Он считал наиболее правильным максимальное распрямление, вытяжение позвоночника вверх. В терапии Александера также используются надавливания, следующие от головы и дальше вниз, вследствие которых клиент все больше расслабляется, при этом старается выпрямляться. Результатом является ощущение освобождения и легкости. Метод этот используется часто публичными людьми, танцорами, певцами, поскольку сам Александер изобрел эту технику, потеряв голос, а благодаря найденному решению смог вновь вернуться к сцене. Также он эффективен для терапии в случаях травм, увечий, ряда хронических болезней.

Телесно-ориентированная психотерапия – упражнения

Для любой работы с телом первично важно прочувствовать его и заземлиться. Станьте прямо, выпрямив ноги, вытянув вверх макушку и немного даже выдвинув вперед грудь. Почувствуйте, как из ног вся энергия идет наверх, это состояние приподнятости и даже некоторой подвешенности. Сделайте вдох, затем, присогнув колени, расслабив таз, выдох. Представьте, будто вы сейчас сядете в мягкое кресло, как будто вы корнями прорастаете в землю. Осмотритесь, вы почувствуете себя больше присутствующим, словно даже начнете чувствовать воздух кожей. Это самое простое упражнение, чтобы заземлиться и начать более глубокую работу с чем угодно, касается ли это эмоциональных переживаний или дальнейшей работы с телом.

Следующее упражнение посвящено распусканию зажима в области рта – челюстного зажима. Мы часто сжимаем челюсти в момент физического напряжения или необходимости быть стойким, добиться цели. Также если нам что-то не нравится, но нет возможности это высказать – мы снова сжимаем челюсть. Иногда челюсть сжимается настолько сильно, что нарушается кровообращение в этой области. Для выполнения этого упражнения вы можете сидеть или же стоять. Подложите под подбородок ладонь вверх тыльной стороной и теперь старайтесь на вдохе, открыв рот, опустить челюсть вниз, рука же должна препятствовать этому движению. На выдохе челюсть расслабляется и снова смыкается. После нескольких таких движений вы почувствуете место смыкания челюстей, можете помассировать его, расслабив мышцы. В результате вы ощутите тепло, вам станет легче произносить слова и, возможно, даже дышать.

Примером телесного блока могут быть поджатые наверх плечи. Если еще несколько усилить этот зажим – получится, что шея буквально прячется в плечи, какие подобно панцирю черепахи защищают ее от возможного удара или толчка сзади. Когда человек уже свыкся с таким положением плечей – это означает, что в его жизни было много стрессовых ситуаций, когда ему приходилось внутренне сжиматься. Простейшее упражнение здесь – попытаться будто сбросить что-то с плеча. Для усиления образа можно представить, как на плече находится чья-то рука, и нам не хочется, чтобы она там находилась. Стряхивайте ее с плеча и делайте это уверенно.

Еще одно упражнение с той же целью освобождения плеч – отталкивание. Выставьте вперед руки, словно пытаясь оттолкнуть от себя неприятного человека. Также возможна вариация, когда вы толкаетесь назад локтями. Вы можете даже помогать себе отстраняться словами, проговаривая отказ от контакта.

В упражнениях с присутствием другого человека, что практикует и телесно ориентированная психотерапия Райха, и телесно ориентированная психотерапия Лоуэна, он может при вашем положении лежа на спине, находясь за головой у вас, помассировать вам лоб, затем область шеи за головой. Лучше, если действие выполняет профессиональный терапевт. Выполняйте покачивания тела в такт массирующим движениям. Дальше – переход к мышцам шеи, массирование сухожилий, места, где мышцы крепятся к черепу, мягкое натягивание мышцы. Снова нужно потянуть шею и даже немного волосы, если длина позволяет.

В любой момент, если напряжение присутствует, снова можно вернуться к области лба, поразминать, плотно соприкасаясь руками с головой. Необходима опора и отсутствие резких движений. В волосяной части головы также нужно выполнить разминающие движения, размять скальп. Это можно делать в разных направлениях любыми движениями, пальцами и костяшками. С каждым новым толчком можно менять расположение пальцев. Захватив складку надбровных дуг, можно потянуть ее в стороны и сомкнуть обратно.

Поработав с лобным зажимом, осуществляется переход к мимическим мышцам. Симметрично установив пальцы по сторонам от носа, их нужно медленно разводить в стороны к ушам. По носогубной складке смещаемся вниз, натягивая мышцу. Прорабатываем челюстные мышцы, местам напряжения уделяем особое внимание. Снимаем напряжение с кости челюсти, ставим руки по сторонам от центра подбородка и медленно разводим их снова к ушам. Чем медленнее движение – тем оно глубже. Работая с мимическими мышцами – мы работаем с застрявшими в них эмоциями.

Далее работа смещается к шее, и плечам. Если в шее используются аналогичные разминающие приемы, то в плечах допустима опора и сильное нажатие с целью распрямить их. Нажатие выполняется покачивающимися движениями, затем переходящими на руки. Взяв руку, которая должна быть полностью расслаблена, нужно выполнить раскачивание, взять за запястье и потянуть, затем отпустить и повторить от раскачивания цикл снова. Затем следует разминание кисти, какую, словно пластилин, нужно повытягивать мягкими частями ладоней, а также пройтись разминающими движениями по каждому пальцу, словно стягивая напряжение. Можно использовать и перекручивающие движения. Завершить нужно все успокаивающим покачиванием.

Техники телесно-ориентированной психотерапии

Тело, как самый большой наш ресурс, содержит записанную в себе всю информацию. Подобно кольцам на дереве в нем хранится история нашей жизни о тех сложных и эмоционально-насыщенных ситуациях, что остаются как зарубки на нем, проявляясь в болевых ощущениях и дискомфортных мышечных зажимах. Работа с телом дает возможность попасть в глубину, суть, в те ядерные переживания, какие могут сохраняться как результаты конфликтов в отношениях, на работе, внутренних конфликтов, страхов, бессонницы, эмоционального напряжения, какое невозможно сдержать, вплоть до панических атак.

В любой ситуации тело включено, потому оно принимает на себя абсолютно все проходящие через жизнь человека стрессы. В момент напряжения, волнения меняется дыхание, вслед за которым изменяется состав крови, гормональный фон, что на уровне физиологии готовит человека к действию. Если же гештальт не закрылся – это состояние затем откладывается в мышцах.

Для терапии негативных состояний в телесно-ориентированном подходе используют различные техники, начиная от уже описанного заземления. Затем часто используется центрирование, когда клиент располагается лежа в позе звезды, а терапевт стягивающими движениями массирует его голову, руки и ноги, с каждой части снимая лишнее напряжение. Если первая техника может выполняться самостоятельно и подходит для применения даже вне терапии, то вторая требует присутствия терапевта.

Отдельного внимания заслуживают распространенные дыхательные техники, которые в разнообразных вариантах известны еще из древних духовных практик. С помощью отслеживания естественного способа дыхания человека можно диагностировать его психологические проблемы. Затем через изменение ритма и глубины дыхания достигается новое состояние сознания. В поверхностной форме это может быть обычное расслабление или поднятие тонуса, что применимо и в бытовом использовании, когда человек сам хочет успокоиться или настроиться, наоборот, на работу. В терапевтической же работе дыхательные техники могут использоваться намного более активно, даже в некоторых случаях для погружения человека в транс. Конечно, это требует руководства квалифицированного терапевта.

Работа с телом направлена на обращение к внутренним ресурсам, развитие ощущения данного мгновения жизни, полное присутствие и высвобождение перекрытой, зажатой энергии. Все это – обязательные компоненты полноценной, радостной жизни.

Психотерапия является таким видом лечения, при котором доктором в качестве инструмента воздействия на психику пациента используется слово. В широком смысле своего понимания данное направление охватывает общение больного и врача в целом. Ведь при лечении болезней любого профиля доктор, общаясь со своими пациентами, неизбежно оказывает на них психологическое воздействие. Именно поэтому столь ответственен момент налаживания контакта, а также личный подход к каждому человеку с учетом особенностей его личности и конкретных социальных условий.

Основным достоинством рациональной психотерапии является устранение проявлений болезни путем изменения отношения человека к самому себе, к своему состоянию и ко всему окружающему.

Способы излечения словом

Каковы главные направления, являющиеся элементами психотерапии? Они представлены следующими основными способами устранения заболеваний:

  1. Рациональной психотерапией.
  2. Данный способ включает в себя внушение наяву, происходящее при нахождении человека в состоянии гипнотического сна, а также самовнушение, которое носит название аутосуггестии.
  3. Групповая, или коллективная психотерапия. Она бывает домашней и поведенческой, игровой. Также выделяют имаготерапию и психоэстетотерапию.
  4. Наркопсихотерапия.

Все перечисленные выше способы окажут на больного максимальное воздействие при их сочетании с другими видами устранения недуга, в том числе медикаментозным лечением, физиотерапевтическими процедурами, трудотерапией, ЛФК и т. д.

Направление рациональной психотерапии

Для избавления от болезней врач может воздействовать на пациента с помощью разъяснений. Главное, чтобы они были логически аргументированными. Подобный метод известен в медицинской практике под названием «рациональная психотерапия». При его использовании врач должен объяснить своему пациенту то, что тот не понимает и не знает, и что способно поколебать его ложные убеждения.

Одновременно с прямым словесным воздействием рациональной психотерапии сопутствует и косвенное внушение. Например, метод разъяснения ситуации порой применяют к другим лицам в присутствии больного. Это позволяет добиться того, что лечебный эффект будет достигнут опосредованно. Помимо этого, в рациональной психотерапии используются различные дидактические приемы, а также эмоциональное воздействие.

Чаще всего лечение представляет собой диалог, который врач ведет со своим пациентом. Подобное собеседование позволяет разъяснить человеку обстоятельства, приведшие к заболеванию. При этом врач описывает характер и прогноз намеченного лечения. Психотерапевту необходимо придерживаться простоты и ясности в своей аргументации. При этом он, применив любые факты и показатели, указывающие даже на незначительные улучшения, должен попытаться воодушевить больного и помочь ему преодолеть имеющие место пессимистические представления.

Успех использования метода рациональной психотерапии во многом зависит от личности врача, от его заинтересованности в излечении пациента, а также от искренности, способности убеждать и терпеливо выслушивать, завоевывать симпатию и доверие.

Первые опыты, в которых рассматривалось применение подобной методики, были проведены на основе описанного И. П. Павловым, а также Б. Скиннером классического и оперантного обусловливания. Основная формулировка данных понятий состояла в цепочке «стимул - реакция» и придерживалась того постулата, который гласил, что поведение, приводящее к достижению необходимого результата, должно закрепляться, и напротив, не приводящее к нему - угасать или ослабляться.

На сегодняшний день существует большое количество методов рациональной психотерапии. Рассмотрим те из них, которые получили наибольшее распространение на практике.

Метод Поля Дюбуа

Рациональная терапия, предложенная этим швейцарским невропатологом, является наиболее доступным способом излечения пациента. Применяется она не только узкими специалистами, но и врачами широкого профиля.

Рациональная психотерапия Дюбуа использует способность пациента делать логические выводы, проводить сопоставления, а также доказывать обоснованность имеющихся фактов. Данный метод явился альтернативой лечения внушением. При этом рациональная психотерапия прежде всего делала ставку на мышление и разум пациента.

Поль Дюбуа считал, что истоки развития неврозов кроются в ошибках суждения и слабости интеллекта. Разумеется, в настоящее время данные теоретические выводы не принимаются безоговорочно. Тем не менее многие рекомендации и выводы Дюбуа, которые он сделал на основе многочисленных наблюдений, обладают большой практической ценностью. Примером тому может служить описание беседы швейцарского невропатолога со своим пациентом, который страдал от бессонницы. Ознакомиться с ней можно в книге А. М. Свядоща «Неврозы»: «Не думайте о сне — он улетает, как птица, когда за ним гонятся; уничтожайте здравым размышлением ваши пустые заботы и закончите день на какой-нибудь простой мысли, которая даст вам спокойно заснуть».

В своей практике Дюбуа всецело опирался на логику. Используя это научное направление о законах мышления, он довольно убедительно демонстрировал своему пациенту те ошибки, которые имели место в его рассуждениях и были связаны с неверной оценкой патологического состояния. Подобное воздействие на больного является основой данного метода. Но помимо этого, рациональная психотерапия Дюбуа включает в себя эмоциональное воздействие, внушение, изучение и дальнейшую коррекцию личности, а также риторические дидактические приемы.

Метод Альберта Эллиса

Этим психологом был разработан способ рационально-эмоциональной психотерапии. Его основу составляют три главных аспекта психической деятельности человека. Это мысли, или когниции, а также поведение и чувства.

В рационально-эмоциональной психотерапии Эллиса выделяются:

  1. Дескриптивные когниции. Эти мысли содержат ту объективную информацию, которая была воспринята индивидом.
  2. Оценочные когниции. В данном типе мыслей отражается отношение человека к реальности.

Согласно положениям методики рациональной эмоциональной психотерапии А. Эллисона, два указанных выше типа когниций имеют связи различной степени жесткости. Негативные и позитивные эмоции вызывают вовсе не происшедшие объективные события, а их оценка. В связи с этим многие психопатологические расстройства и симптомы в эмоциональной сфере могут быть рассмотрены в качестве результата нарушений в когнитивной области, что именуется иррациональными установками. Они представляют собой жесткие связи между дескриптивными, а также оценочными когнициями. Данные нарушения выражаются в указаниях и требованиях, приказах и т. п. и не соответствуют реальности ни по своему качеству, ни по силе.

Будучи нереализованными, иррациональные установки провоцируют в неадекватных ситуациях возникновение негативных эмоций, которые усложняют жизнь индивида и мешают ему достигнуть поставленных целей. Для нормального функционирования психики необходимо создание рациональной системы оценочных когниций. Важны также гибкие связи, соединяющие такие мысли с дескриптивными.

Что представляет собой метод рационально-эмотивной психотерапии? Он включает в себя опознание имеющих место иррациональных установок, осуществление конфронтации с ними, а также пересмотр гибких (рациональных) установок и закрепление их функционирования. Пациент, успешно прошедший такой путь, начинает адекватно реагировать на происходящие события.

Свои основные идеи А. Эллисон изложил в книге «Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход». В ней он указал на то, что любой человек способен контролировать и влиять на собственные эмоциональные реакции в виде поведения и чувств. Причем так как он сам, пусть невольно, но заставил себя страдать, то так же он способен сделать все, чтобы прекратить это. Книга учит своего читателя не поддаваться внушению и не зависеть от обстоятельств. Для этого понадобится лишь не думать о том, какие чувства испытывает большинство окружающих.

Метод Аарона Бека

Этим исследователем был разработан способ когнитивной психотерапии. Его основу составляет утверждение о том, что психические расстройства и эмоциональные реакции имеют место в связи с когнитивными навыками и структурами, которые были приобретены человеком в прошлом.

Согласно утверждениям американского профессора А. Бека, те психологические нарушения, которые предшествовали нейрофизиологическим расстройствам, имеют непосредственную связь с аберрацией мышления. Под этим термином исследователь понимал неверную переработку информации, что в результате способствовало искажению человеком видения ситуации или объекта. Подобные когниции являются основной причиной возникновения ложных представлений. В результате у пациента возникают неадекватные

В отличие от других методов рациональной психотерапии, созданный А. Беком способ содержит правила регуляции поведения, который базируется на двух основных параметрах, а именно на опасности/безопасности, а также на боли/удовольствии. Ось первого из этих двух сочетаний элементов включает в себя те события, которые связаны с психосоциальным, психологическим и физическим риском. Однако правила регуляции поведения в большинстве случаев не учитывают реальную ситуацию. Это и приводит к тому, что у индивида возникают различные проблемы. Используя метод рациональной психотерапии А. Бека, становится возможным модифицировать имеющиеся правила, сделать их более гибкими и менее персонифицированными, то есть привести в соответствие с имеющейся реальностью.

Когнитивная психотерапия зависимостей

Настоящим бичом современного общества являются алкоголизм и наркомания. Это болезни, которые могут быть вызваны генетическим фактором или же являются моделью поведения людей, не способных решить свои проблемы, и снимают возникшее в организме напряжение с использованием психоактивных веществ.

И здесь на помощь им может прийти индивидуальная рациональная психотерапия наркозависимых и людей, чрезмерно употребляющих спиртные напитки. Что представляет собой данный метод? Это когнитивно-рациональная психотерапия, направленная на определение основных триггеров, которыми являются мысли, ситуации и люди, запускающие механизм употребления наркотиков или алкоголя. Данный метод позволяет человеку избавиться от пагубных привычек. Происходит это благодаря осознанию собственных мыслей, тщательной проработке ситуации и в дальнейшем изменении поведения.

Психодрама Джорджа Морено

Психотерапия в рациональной терапии может использовать и групповой подход. Этим и отличается метод Дж. Морено, базирующийся на созданной им теории о социометрии, призванный стать ключом решения многих социальных проблем. При применении данного способа врач предлагает своим пациентам ролевую игру. В ее ходе он создает условия, вынуждающие человека спонтанно проявлять свои чувства по поводу актуальной для него проблемы. Главный постулат данного метода - утверждение о том, что любой индивид имеет естественную способность к игре.

Благодаря этому при исполнении той или иной роли он может самостоятельно воздействовать на свою проблему и даже купировать кризисную ситуацию. Подобный психотерапевтический процесс приводит к преодолению неконструктивных поведенческих стереотипов и способов эмоционального реагирования, формируя у пациента адекватное и глубокое самосознание.

Моделирование поведения

Данный метод относится к С его помощью происходит стимулирование пациента к самостоятельному решению имеющихся у него проблем. Когнитивно-поведенческая психотерапия проводится в три этапа:

  1. Самонаблюдение с элементами самоконтроля.
  2. Проведение анализа проблемного поведения с определением его источника (педагоги, родители, окружение и т. д.).
  3. Заключение психотерапевтического договора. Это своеобразный контракт, представляющий собой реестр планируемых изменений, а также протоколы достигнутого после выполнения самостоятельных домашних упражнений.

Техники направления рациональной психотерапии

Как человеку избавиться от отрицательных эмоций? Для этого ему понадобится применить одну из техник рациональной психотерапии. Большинство из них используются профессионалами для лечения у своих пациентов неврозов. Порой с их помощью возможно и устранение психозов.

Наиболее частыми причинами подобных патологий являются накопленные отрицательные эмоции. Больной фиксируется на психотравмирующих ситуациях, отчего у него возникают чрезмерные острые переживания, вызывающие болезни.

Техники рациональной психотерапии наиболее показаны при обиде, вызванной не оправдавшимися надеждами. Кстати, человек нередко сам совершенно неосознанно прибегает к данной методике. Он делится своим горем с родственниками, другом, а порой даже с незнакомым человеком. Прежде всего, он надеется на оправдание собственной позиции в произошедшем конфликте. Однако основным здесь является вовсе не это. Важно осознать причины произошедшего, отчего может получиться, что обиженный сам виноват в случившемся. А это означает, что обижаться не на кого.

Отвлечение

К подобному методу люди также прибегают в своей жизни совершенно неосознанно. Мы стараемся не думать о травмирующей ситуации. Однако сделать это бывает довольно сложно.

Метод отвлечения позволяет получить максимальный эффект при несильных, но постоянно воздействующих отрицательных раздражителях. В этом случае негативные эмоции способны постепенно накапливаться, доводя человека до нервных срывов и неврозов.

Как же отвлечься от психотравмирующей ситуации? Для этого рекомендуются:

  1. Спортивные игры. Теннис, футбол или волейбол прекрасно снимают раздражение и устраняют обиды.
  2. Использование эстетотерапии. В состоянии расстройства рекомендуется посещение художественной выставки, просмотр хорошей комедии, прослушивание талантливой музыки.
  3. Поход в гости к хорошим знакомым. Подобный шаг позволит устранить накопившуюся в душе озлобленность и не срывать ее на близких.
  4. Общение с природой. Особенно хорошо устраняются отрицательные эмоции у реки, в лесу, в горах и в других красивых местах, где к человеку возвращается душевное равновесие.

В случае длительного воздействия негативных факторов рекомендуется сменить обстановку, взяв отпуск и отправившись в путешествие.

Ролевой аутотренинг

При использовании такого метода пациенту понадобится вжиться в образ веселого или спокойного человека. Подобный способ великолепно помогает в качестве профилактики предстоящих конфликтных и стрессовых ситуаций. Однако его эффективность может почувствовать только человек с артистической натурой.

Для того чтобы войти в роль, понадобится выбрать для себя подходящий идеал. Образцом может стать либо реальный человек, либо киногерой. Но стоит помнить: для того чтобы с помощью этого метода оставаться спокойным в различных ситуациях, понадобится предварительная тренировка.

Мышечная релаксация

Данный метод, который называется еще и аутогенной тренировкой, пользуется особой популярностью у психотерапевтов. Нередко люди применяют его при самостоятельной работе над решением своих проблем. Аутогенная тренировка является самостоятельным методом, предложенным в 1932 г. психотерапевтом из Германии И. Шульцем.

Основной задачей подобного способа является максимальное расслабление с одновременным внушением себе тех или иных ощущений, а также обучение управлением функционирования внутренних органов. Молниеносная мышечная релаксация позволяет оперативно устранять нервное напряжение, причем делать это в любой ситуации.

НЛП знает один простой психотерапевтический рецепт, который помогает практически «от всего». Если перефразировать известные слова про «Учиться, учиться и ещё раз учиться», то заповедь НЛП можно сформулировать так: «Визуализировать, визуализировать и ещё раз - визуализировать».

Если Вы уже знакомы с НЛП по нашим предыдущим статьям (или сами изучали этот жанр психотерапии), то Вы знаете, что работа клиента по самоисцелению (в НЛП) заключается в том, чтобы представлять каждую свою положительную или негативную ситуацию в виде фильма и прокручивать его в голове - то так, то эдак.

Вот именно в этом «то так то эдак» и заключается секрет НЛП-успеха. И эта работа для очень неподготовленного человека (да ещё и не визуала) очень сложна.

Тем не менее, если просто начать пробовать, то уже вскоре Вы сделаете грандиозные успехи (по сравнению с тем, что умели, а точнее - совсем не умели) раньше. А научившись манипулировать с «фильмами» событий, Вы получите ключик от заветной двери - за которой - исцеление и умение осознанно выбирать себе счастливую долю, отказавшись от того комка нервов, который имеет обычный, среднестатистический человек...

В этой статье я перечислю ряд очень простых, наверное самых простых техник НЛП.

С них-то и нужно начинать тренироваться быть волшебником...

Смысл всех этих техник НЛП практически сводится к одной задаче: если учесть, что в основном, все люди делают из мухи - слона (и страдают от этого), то задача НЛП-психотерапии будет обратной: как научиться превращать «слона» обратно в муху - иными словами, как справляться с событиями и переживаниями, которые вызывают у нас гамму негативных эмоций и расшатывают нервы.

Упражнение НЛП №1 «Мелочи жизни» (из серии «слоны и мухи»)

Вы можете не поверить (особенно, если не практикуететехники НЛП, а только слышите о них время от времени), так вот - вы можете не поверить, но это - работает.

Итак, возьмём негативную ситуацию, которая произошла в Вашей жизни.

Возьмём самую простую, но обидную историю. Вы катались по морю на прогулочной яхте, зазевались и уронили в воду - браслет. Очень красивый, и дорогой браслет, любимый Вами.

Что делать? Тренеры НЛП как-то прислушались к поговорке: «Не переживай, это всё - мелочи », а поскольку НЛПисты, как и все уважающие себя психотерапевты, понимают всё буквально, они заставили своих пациентов БУКВАЛЬНО представить себе крупную негативную ситуацию как МЕЛОЧЬ - то есть, в своём воображении - уменьшить её в размерах. (Напомню, речь всегда идёт о прокручиваемом в голове фильме).

Итак, ваша задача - сначала представить себе Ваш потерянный браслет очень чётко, в красках, и всю негативную ситуацию с его падением в воду прокрутить в голове также - красочным фильмом.

Ну а затем... Затем представьте, что Вы «перевернули бинокль» и Ваш браслет вдруг удалился от Вас на несколько сотен метров, на километр, на несколько километров... Вы уже не видите браслет, вместо него перед глазами маячит какая-то тёмная еле различимая точка....

Ну что? Вам надоело всматриваться? А ну её совсем, эту точку - что глаза портить, пытаясь разглядеть какую-то мелочь?

Этот пример - точен с точки зрения психологии. Человеку свойственно терять интерес к предмету, который он оставляет далеко позади себя, когда предмет теряет очертания и уменьшается, по мере того, как расстояние между предметом и наблюдателем стремительно увеличивается.

Вспомните себя в поезде, наблюдающим в окне какой-нибудь странный и интересный объект, проплывающий за окном на ещё слабом ходу. Вы смотрите-смотрите, но вот поезд набрал ход, завернул, и странный объект уже почти, что не видать... И тогда Вы машете на всё это рукой, и Ваше внимание переключается на что-нибудь более захватывающее, например, на жареную курицу, завёрнутую в масленую бумагу.

Принцип этого упражнения НЛП понятен. Вам нужно просто уменьшить картинку тревожащей ситуации так, чтобы предмет, который Вас тревожит, уменьшился до микроскопичсеских размеров...

Для того, чтобы вам было проще выполнить это упражнение самостоятельно, мы предлагаем вам обратиться к психологическим картам .

Перед вами стоит задача: уменьшить «картинку» тревожащей вас ситуации.

Для этого вам нужно постараться придумать такую «историю», (с абсурдом, юмором и фантазией), в которой тревожащий вас предмет уменьшался бы до … микроскопических размеров.

Разумеется, для такого креативного фантазирования вашим лучшим подспорьем, будирующим и юмор и фантазию, станут наши психологические карты .

В первом раскладе всего три позиции.

ПОЗИЦИЯ ПЕРВАЯ

Что меня тревожит? Осознанно, 1 карта из колоды "1000 Дорог". (Для лучшей «глубинной» работы вытащите эту карту осознано, и тогда вы увидите, что же вас тревожит подспудно на самом деле).

ПОЗИЦИЯ ВТОРАЯ

Здесь, в этом мире – это такое маленькое-премаленькое, просто размером с комара или с блоху. Спонтанно, 1 карта "1000 Дорог".

ПОЗИЦИЯ ТРЕТЬЯ

Что мне нужно делать, на что смотреть, куда мне двигаться, чтобы этот предмет действительно попал в такой мир (контекст), где он не представляет никому (и мне) никакой угрозы, где он смешон, мал, хрупок, никому не заметен, не страшен и не интересен. Как мне его туда переместить?

1. Клиентку тревожат всякие официальные письма, квитанции, счета. Это её реально нервирует. (Карта «Почтовая служба»).

2. Но! Все эти «письма» покажутся сущей ерундой (из серии «да нам бы ваши проблемы» или «пусть это будет самая большая неприятность в вашей жизни») в контексте следующей карты... «Темница тайн». Вас не пытают? Вас не бросили в зиндан? Ну и ладненько – что вы себе нервы портите, у вас всё в жизни прекрасно, потому что бывает по-настоящему скверно, но это не ваш случай...

3. А что должна предпринимать сама клиентка, чтобы это всё перестало быть только метафорой и как следует заработало в её жизни? Она должна представить себя «ледоколом», который прокладывает путь жизни другим корабликам, взламывая льды (карта «Ледники бездействия»). Клиентка поняла это как совет – продолжать упорно реализовываться в помощи другим людям тем, что ты умеешь делать лучше всего и для чего ты создан – не думая ни о чём, кроме вот этой святой работы, вот этой психотерапевтичной самореализации, вот этого позитивного делания на благо социума, умножающего Добро и Благоприятные Варианты случайного развития жизненных ситуаций... (Делай что должно и будь что будет).

Точно также, как в случае с «мелочью», тренеры НЛП прислушались к расхожим выражениям типа: «пробелы в памяти», «белое пятно».

И сделали из этого отлично работающую технику. (Вовсю по этому принципу работает, кстати - Симорон. А сам принцип Вам понятен? Берём расхожее выражение (пословицу, поговорку, фразеологизм) и буквально выполняем то, что там сказано, каким бы идиотическим это не казалось занятием. Например, если некая дамочка злоупотребляет выражением «Я тут бьюсь как рыбица об лёд, чтобы он хоть что-то сдал, а он не сдаёт», то даму наряжают «рыбицей», и предлагают ей побиться об лёд - три раза в день по пять минут. Хорошо если симоронщики разрешат биться об лёд «искусственный», а то ж ещё заставят и на улицу идти! По такому же принципу людям предлагают «собрать в кучу мозги», если они только так и умеют решать какую-то задачу, ... и так далее)..

Итак, выражение «пробелы», «белое пятно» натолкнуло НЛП вот на какую технику.

Если у Вас есть воспоминания, которые сами отпечатались чёткой картинкой и эти воспоминания несут в себе огромную разрушительную силу - делайте этот образ всё светлее и светлее, пока окончательно не «засветите» его.

Когда Вы хотите что-либо забыть, делайте картинку светлой до тех пор, пока не перестанете видеть, что на ней изображено.

Помогает.

Есть техника НЛП - обратная этой.

Если Вы забыли часть событий, а вам необходимо восстановить в памяти упущенные звенья, «как всё было» то, наоборот, сгущайте краски. Делайте картинку более тёмной!

Тогда из подсознания вдруг придут забытые её фрагменты. Так мы получаем доступ к содержанию картинки, на которой какая-то её часть была Вами упущена.

Для этого упражнения мы также предлагаем в помощь расклад с нашими психологическими картами .

У вас есть такие воспоминания, которые отпечатались в вашей памяти чёткой аляповато-яркой картинкой и несут в себе огромную разрушительную силу? Устроим постирушку с отбеливателем.

Возьмите этот яркий аляповатый образ и начните-ка его «стирать». Выстирайте, застирайте его до бесцветности. Осветляйте образ, пока не «засветите» его как неумелый фотограф испорченную плёнку, а хозяйка майку с рисунком, который перестал быть виден.

Когда вы хотите что-либо забыть, убрать из своей жизни, «светлите» картинку до тех пор, пока не перестанете видеть? что же там на ней было изображено.

В этом раскладе мы будем работать с колодой "1000 Жизней ", которой будет ассистировать колода "1000 Идей ".

Чаще всего нас травмируют всё-таки люди (яркие, агрессивные, устроившие с нами конфликт, докучающие нам), поэтому колода "1000 Жизней" здесь как нельзя кстати.

В этом раскладе у нас всего 2 Позиции.

ПОЗИЦИЯ ПЕРВАЯ

Кто этот человек ? Осознанно (по запросу) 1 карта "1000 Жизней". (Например, учительница в школе моего ребёнка).

Если у вас нет такого очевидного запроса (острого конфликта), вытащите спонтанную карту "1000 Жизней", чтобы увидеть более тонкие и глубинные конфликты, которые вы, возможно, вытеснили, не признаёте, даже не осознаёте, но это не значит, что их у вас нет...

ПОЗИЦИЯ ВТОРАЯ

Мои усилия по стирке этой вещи до её полной непригодности и бесцветности . В общем, стираем не так, как написано на ярлычке, а прямо наоборот. Ведь наша цель не сохранить эту одёжку пижонски-новенькой, а застирать её до тряпочки, кою затем и выбросить.

Спонтанно, 1 карта "1000 Идей". Так что же сделает этого человека бесцветным, невидимым, не режущим лично вам глаз?..

1. Клиентку раздражает тип человека «Рекордсмен». То есть, (по её объяснению) конкретно те люди, которые не ленятся вставать рано, ложиться поздно, не спать ночами, одолевать сверх-нагрузки, коня на скаку останавливать, успевать всё и так далее. На фоне таких «феноменов выносливости» клиентка чувствует себя лентяем и испытывает комплекс вины и неполноценности.

2. Ну а на каком же фоне "Рекордсмен" может поблекнуть и стушеваться? На фоне контекста карты «Опережайте время». Вот её смысл: «Дизайн из миров научной фантастики. Займитесь техническими новинками, архитектурой и дизайном будущего». Клиентка получила здесь ресурс и подсказку, а именно: она вспомнила, что прогресс-то двигают как раз лентяи, которые не кичатся тем, что могут носить воду из колодца, а придумывают водопровод в доме, не кичатся тем, что полощут бельё в ледяной проруби, а придумывают горячее водоснабжение, не кичатся тем, что «пашут как лошади», а придумывают гаджеты и новинки, облегчающие труд человека, особенно неблагодарный домашний труд женщины. С такой точки зрения хвастовство любых рекордсменов (я коров доила, детей растила, банки закручивала и диссертацию писала) становится сомнительным, и весь этот образ, и сила его архаичных аргументов блекнут.


И, наконец, последнее на сегодня упражнение НЛП.

Вариант названия для тех, кто помнит и любит мушкетёров Дюма.

Чтобы снизить интенсивность переживания, представьте неприятную ситуацию (человека), (место), каким это всё будет... 50 лет спустя.

Взгляд, брошенный на такую «трагедию» из такого далёкого будущего, как правило, уменьшает значение и пафос того, что волнует и волнует неприятно.

Как писал поэт Некрасов:

Сложно выполнить эту технику? Специально для самостоятельной проработки такого и сотен других запросов мы создали психологические карты . Попробуйте работу с этим удивительным инструментом с безграничными возможностями.

Итак, этот приём люди, даже незнакомые с психологией, используют часто: «Как будет выглядеть мой враг, когда пройдёт 50 лет?». В фантастической повести Хайнлайна «Дверь в лето» главный герой даже лёг в анабиоз, чтобы увидеть морщины на лице девушки, которая его предала и насмеялась над ним.

Иногда достаточно и двадцати лет, чтобы перестать обижаться на кого-то и скорее его пожалеть, простить, выкинуть из своей головы.

Людям свойственно меняться, причём, нередко – к лучшему. Тогда наш вопрос перестанет быть вопросом мстительного мелкого человека, который ждёт только морщин и маразма от своего врага. А вдруг вашему врагу предстоит стать Хорошим Человеком? Тогда оставим его в покое – перед нами будущий святой, раскаявшийся и исправившийся.

В этом Раскладе всего 2 Позиции.

ПОЗИЦИЯ ПЕРВАЯ

Этот человек сейчас.

ПОЗИЦИЯ ВТОРАЯ

Этот же человек 20 лет спустя

В раскладе участвуют карты "1000 Жизней": первая, скорее всего, осознанная, вторая – спонтанная.

Итак, вы увидели динамику всей ситуации. Что вы возьмёте на вооружение в ситуации здесь и сейчас? Как это вам помогло?..

Пример

1. Клиентку раздражает конкретный человек, на которого ей намекает карта «Эгоист». Он не работает, ведь «его интересы превыше всего», он «активно предъявляет свои требования миру», умеет «отстаивать свои интересы». Любая работа – это «не для него», он «выше» любой работы.

2. Кем же станет этот человек через 20 лет? Какой прогноз дают карты? Он станет «Чиновником»! Проще говоря, «работа» (обычная работа, служба, хождение в офис) его так или иначе найдёт и догонит, потому что вечно носить пижонскую маску «эгоиста» невозможно. Источники финансирования иссякают, да и человек взрослеет, перестаёт демонстрировать подростковый бунт. Карта добавляет: «Он лишится главного – своей индивидуальности». (Кажется, для него это и хорошо, потому что в такой вот нарочитой «индивидуальности» ценности мало. А ещё со временем он овладеет замечательным умением «оставаться человеком в любой ситуации». Другими словами: «Все мы пижонками были когда-то, а время пришло – уходили в солдаты».



Психологические карты "1000 идей", "1000 жизней" и "1000 дорог", а также руководства по работе с колодами, книги с упражнениями и раскладами можно приобрести в нашем официальном интернет-магазине .

Елена Назаренко