Классный час "загадка русского характера".

На вопрос в чем загадка характера Хлестакова заданный автором Осоловелый лучший ответ это
Хлестаков - питерский неудачник, которого строгий отец призывает к ответу за безделье и мотовство (мот). Хлестаков оказался в этом городе без гроша в кармане и не способен остановиться даже в мыслях на своем горьком положении. Он надеется на случай, важничает, хотя и трусит. В борьбе за свое спасение столкнулись непроходимая глупость в лице Хлестакова и ловкий мошенник в лице городничего. Хлестаков и городничий разные люди, но у них много общего: они всегда готовы словчить, обмануть, способны сыграть любую роль, им нравиться власть над людьми, ради наживы готовы на мошенничество. И тот, и другой «больные» особой болезнью – хлестаковщиной. Что это такое? Это чувство презренья, высокомерия по отношению к людям, зависящих от них, это торжество победителей получивших право унижать других. На этом презрении к нищим и угодничество перед высшими чинами держалась бюрократическая машина России и формировала психологию чиновника. Смех – «честное, благородное лицо» , которое выражает мечту писателя о совершенной жизни. А современный читатель узнает в некоторых героях те черты характера, которые дожили до наших дней (пороки). Автор учит зрителя уважать в себе человека, как бы говорит ему: «стыдно быть такими, как они! »
см. ещё



Хлестакова сделали вельможей те извращённые отношения, в которые люди в городке были поставлены друг к другу.

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: в чем загадка характера Хлестакова

Ответ от Просторный [новичек]
Загадка характера Хлестакова в том, что этот персонаж глуп, безволен и не имеет никаких устремлений. Он совершенно серый, ничем не примечательный человек. Если от такого человека чего-то ждать заранее, как-то представлять себе его, то он будет казаться существом загадочным и недоступным пониманию. Такие люди не имеют света внутри себя, они светят отражённым светом, любые фантастические представления о них зеркально возвращаются обратно, будто бы соответствуя истине. Внутрь Хлестакова нельзя проникнуть, потому что у него есть только внешнее. Если человек напуганный припишет ему какое-либо значение и роль, то увидит своё же представление о нём, но будет считать, что сам Хлестаков подтверждает его догадки. Хлестаков совершенно пассивен, от него нет никаких проявлений, личностных флюидов, за его реальную личность невозможно зацепиться, потому что фактически она отсутствует. Но недаром говорится, что свято место пусто не бывает. Пустота Хлестакова послушно заполняется тем содержанием, которое ему приписывают. Чиновники накручивают фантастические образы, и все эти образы отражаются от незамутнённого зеркала абсолютной поверхностности Хлестакова. В этом Хлестаков демонически беспределен.
Хлестаков - питерский неудачник, которого строгий отец призывает к ответу за безделье и мотовство (мот) . Хлестаков оказался в этом городе без гроша в кармане и не способен остановиться даже в мыслях на своем горьком положении. Он надеется на случай, важничает, хотя и трусит. В борьбе за свое спасение столкнулись непроходимая глупость в лице Хлестакова и ловкий мошенник в лице городничего. Хлестаков и городничий разные люди, но у них много общего: они всегда готовы словчить, обмануть, способны сыграть любую роль, им нравиться власть над людьми, ради наживы готовы на мошенничество. И тот, и другой «больные» особой болезнью – хлестаковщиной. Что это такое? Это чувство презренья, высокомерия по отношению к людям, зависящих от них, это торжество победителей получивших право унижать других. На этом презрении к нищим и угодничество перед высшими чинами держалась бюрократическая машина России и формировала психологию чиновника. Смех – «честное, благородное лицо» , которое выражает мечту писателя о совершенной жизни. А современный читатель узнает в некоторых героях те черты характера, которые дожили до наших дней (пороки) . Автор учит зрителя уважать в себе человека, как бы говорит ему: «стыдно быть такими, как они! »
см. ещё
Главные черты характера Хлестакова - это лживость и хвастливость. Лжет он вдохновенно, артистически. На вид ему было 23 года, худенький, глуповат. В действительности же он ничего из себя не представляет. Он выдает себя за известного писателя, изображает благородного человека, вечно голодный, хвастается роскошным обедом, который ему доставляют из Парижа.
Хлестаков, конечно же, не является значительным лицом, он мелкий и ничтожный человек.
Гоголь объяснял это противоречие так: «Хлестаков, сам по себе, ничтожный человек. Даже пустые люди называют его пустейшим. Никогда бы ему в жизни не случилось сделать дела, способного обратить чьё-нибудь внимание. Но сила всеобщего страха создала из него замечательное комическое лицо. Страх, отуманивши глаза всех, дал ему поприще для комической роли» .
Хлестакова сделали вельможей те извращённые отношения, в которые люди в городке были поставлены друг к другу.


Ответ от Илья константинов [новичек]
Загадка характера Хлестакова в том, что этот персонаж безволен и не имеет никаких устремлений. Он совершенно серый, ничем не примечательный человек. Хлестаков совершенно пассивен, от него нет никаких проявлений, за его реальную личность невозможно зацепиться, потому что фактически она отсутствует. Но недаром говорится, что свято место пусто не бывает. Пустота Хлестакова послушно заполняется тем содержанием, которое ему приписывают. Чиновники накручивают фантастические образы, и все эти образы отражаются от поверхностности Хлестакова.


Ответ от Вровень [гуру]
Какая может быть загадка у брехуна, которому повезло на дураков и на подходящий момент....


Ответ от Ѝвелина Власенко [новичек]
Загадка характера Хлестакова в том, что этот персонаж глуп, безволен и не имеет никаких устремлений. Он совершенно серый, ничем не примечательный человек. Если от такого человека чего-то ждать заранее, как-то представлять себе его, то он будет казаться существом загадочным и недоступным пониманию. Такие люди не имеют света внутри себя, они светят отражённым светом, любые фантастические представления о них зеркально возвращаются обратно, будто бы соответствуя истине.


Хлестаков и хлестаковщина Хлестаков и хлестаковщина В чем загадка характера Хлестакова?В чем загадка характера Хлестакова? «Хлестаков – первое из художественных открытий Гоголя…»«Хлестаков – первое из художественных открытий Гоголя…» Характеристика героя.Характеристика героя.


Гоголь считал Хлестакова центральным персонажем комедии «Ревизор». Аксаков вспоминал: «Гоголь всегда мне жаловался, что не находит актера для этой роли, что оттого пьеса теряет смысл и скорее должна называться «Городничий», а не «Ревизор». Хлестаков, по мысли автора, не персонаж второго ряда, на котором держится анекдотический сюжет произведения, он главное лицо в комедии. К сожалению, характер Хлестакова до сих пор остается загадкой для зрителя, воспринимающего лишь внешнее проявление персонажа. В «мнимом ревизоре» часто видят «талантливого» вруна. Но психологические корни безудержной лжи Хлестакова значительно глубже и серьезнее.


Центральный герой комедии Хлестаков. Он представляет собой типический характер, воплощает целое явление, которое получило название «хлестаковщина». Хлестаков «столичная штучка», представитель той дворянской молодежи, которая наводняла петербургские канцелярии и департаменты, с полным пренебрежением относясь к своим обязанностям, видя в службе лишь возможность быстрой карьеры. Даже отец героя понял, что его сын ничего не сможет добиться, поэтому он и вызывает его к себе. Но привыкший к безделью, не желающий трудиться, Хлестаков заявляет; «...я не могу жить без Петербурга. За что же, в самом деле, я должен погубить жизнь с мужиками?...»


Основная причина вранья Хлестакова желание представить себя с другой стороны, стать другим, потому что герой глубоко убежден в собственной неинтересности и ничтожности. Это придает хвастовству Хлестакова болезненный характер самоутверждения. Он превозносит себя потому, что втайне полон к себе презрения. То раздвоение, которое станет объектом художественного исследования в романах Достоевского, уже заложено Гоголем в Хлестакове. Стать другим в собственных глазах, хотя бы даже и на несколько мгновений, очень заманчиво. Вспомним, что даже городничий, совсем уже не канцелярская «крыса», коим является Хлестаков, и тот унижает себя нынешнего, опьяненный перспективой стать генералом.


Лживости полны и его отношения с женщинами. Никого не любя, он волочится и за дочерью, и за матерью. Поступает он так, исходя из единственной и основной цели своей пустой жизни, которую формулирует таким образом: «Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия». Еще одна яркая черта Хлестакова короткая память, делающая его, в частности, не способным к сложным расчетам корыстолюбия и придающая ему те «чистосердечие и простоту», о которых Гоголь напоминал актерам как об основных чертах личности героя. Хлестаков, бесспорно, одарен талантом подражательности. Но мгновенно приобретенное столь же мгновенно теряется, не оставляя и следа.


Хлестаков проходимец, ветреник, но любопытно то, что его поведение ни разу не вызывает подозрение. Чем фантастичнее вранье Хлестакова, тем с большим доверием к нему относятся чиновники. Сам городничий не находит ничего предосудительного в его вранье. Он даже искренне восхищается Хлестаковым, так как видит в нем свой идеал. Типичность, обобщенность образа Хлестакова как представителя современного ему дворянско-чиновничьего общества Гоголь подчеркивает в своем «Отрывке из письма»: «Что такое, если разобраться, в самом деле, Хлестаков? Молодой человек, чиновник, и пустой, как называют, но заключающий в себе много качеств, принадлежащих людям, которых свет не называет пустыми!» Одна из загадок «Ревизора» почему глупый, простодушный, внешне незначительный Хлестаков водит за нос умного «по-своему» и опытного в делах городничего? Может быть, лучшим ответом на этот вопрос будут слова из басни Крылова «Бритвы»: С умом людей боятся. И терпят при себе охотней дураков...


«Пустейший» человек был принят за важную персону, потому что эта персона и не должна была отличаться особым умом, и вот «значительностью» уж точно бы выделялась. Хлестаков не мог перевоплотиться в умного, но очень легко напустил на себя значительности. Для испуганных известием о приезде ревизора чиновников этого оказалось достаточно. Гоголь имел основания настаивать на том, что Хлестаков, воплощающий идею лжи, главный герой комедии «Ревизор». В восприятии автора Хлестаков «это фантасмагорическое лицо, которое, как лживый олицетворенный обман, унеслось вместе с тройкой бог знает куда».


Действительно, Хлестакова можно назвать именем нарицательным. Словом «хлестаковщина» клеймится всякое проявление зазнайства, легкомыслия, внутренней пустоты, лживости и никчемности, стремление казаться более значительным и важным, чем ты есть на самом деле. Оно приобрело широкий социальный и психологический смысл. Образ Хлестакова принадлежит к числу глубоко найденных и угаданных явлений жизни и сохраняет свою обличительную силу и меткость по сей день. «Хлестаковщина» это вневременное понятие.


И правда, в чем? Это зависит от понятливости и фантазии читателя. Может быть, в том, является ли Хлестаков простодушным фантазером или хитрым притворщиком? К сожалению, характер Хлестакова до сих пор остается загадкой для зрителя, воспринимающего лишь внешнее проявление персонажа. В «мнимом ревизоре» часто видят «талантливого» вруна. Но психологические корни безудержной лжи Хлестакова значительно глубже и серьезнее.


Бахвальство и наглость в сочетании с глупостью провинциальных чиновников помогают ему остаться неразоблаченным. Он проворен, что видно в эпизоде признания в любви. Моментально «переключается» с дочери на жену, и никто из них не успевает что-либо заподозрить. На развитие сюжета также повлияла неспособность Хлестакова логически, последовательно рассуждать. Он привык «плыть по течению» и не задумываться о будущем. Показателем этого является отсутствие его ремарок «в сторону».


Часто он не способен остановиться (как во время обеда у городничего). Начав о чем-то говорить, «завирается», пытаясь выставить себя в наиболее выгодном свете. Хлестаков обладает самолюбием (он боится нравоучений Осипа, своего слуги), но не брезгует смошенничать и словчить. В его характере присутствуют многие отрицательные стороны тогдашнего общества – чинопочитание, подхалимство (вспомним, как он униженно просит об обеде!), невежественность...


Хлестаков – это символ, обозначение вполне конкретной части человечества. «Образ Хлестакова – это тип многого, разбросанного в разных русских характерах», - пишет о нём сам Гоголь. Он высмеивает таких людей, призывает к истреблению «хлестаковщины» - самоутверждения за счет своей наглости и изворотливости. Именно поэтому возмутилось петербургское общество, держащееся именно на таких людях. Русский писатель К.А.Федин говорил, что «Хлестаков решительно не нуждается ни в каком эпитете, потому что сам сделался непревзойдённым эпитетом для всяческих свистунов, бах вальщиков, пустозвонов...»




Гоголь не раз предупреждал: Хлестаков самый трудный образ в пьесе. Почему? Потому что, сделавшись виновником всеобщего обмана, Хлестаков никого не обманывал. Он с успехом сыграл роль ревизора, не только не намереваясь её играть, но даже не поняв, что он её играет. Лишь к середине четвертого действия в голове Хлестакова начинают брезжить смутные догадки, что его принимают за «государственного человека».Но как раз в непреднамеренности «сила» Хлестакова. Он говорит, что ничего не выслужил в Петербурге и едет домой в Саратовскую губернию, а Городничий думает: «А? и не покраснеет! О, да с ним нужно ухо востро...», «Врёт, врёт и нигде не оборвётся!». Городничего поразило не «вранье» Хлестакова он ведь и готовился к тому, что «ревизор» будет играть роль, а то, что он при этом «и не покраснеет».


Но Хлестаков говорил чистую правду. Он спровоцировал всю хитроумную игру Городничего и чиновников не хитростью, а чистосердечием. «Подпустим и мы турусы: прикинемся, как будто совсем и не знаем, что он за человек», говорит Городничий, полагая, что он подхватывает вызов. А Хлестаков-то и не бросал никакого вызова, он просто говорил и делал рефлекторно то, что требовала от него данная минута. Страх подготовил почву для обмана. Но обмануло чистосердечие Хлестакова. Опытный плут навряд ли провёл Городничего: он бы его разгадал, но непреднамеренность поступков Хлестакова сбила его с толку. Что-что, а этого он не ожидал! Интересно, между прочим, что у Хлестакова, в противоположность Городничему и другим, почти совсем нет реплик «в сторону». Такие реплики служили драматургу для передачи внутренней речи персонажа, его тайных намерений. По отношению к Хлестакову этого не требовалось: у него что на уме, то и на языке. В третьем и четвёртом действиях начинаются головокружительные превращения Хлестакова воображаемые и реальные.


Переход от воображаемых положений к реальным для Хлестакова нечувствительно лёгок, как переход от «тысячи рублей», которые он вначале запросил у Бобчинского и Добчинского, к сумме, отыскавшейся в карманах обоих приятелей. «Хорошо, пусть будет шестьдесят пять рублей. Это всё равно».«Всё равно» потому что во всех случаях Хлестаков одинаково непреднамерен; он весь в пределах данной минуты. Чем эта минута отличается от предыдущей, Хлестаков не спрашивает. Точнее говоря, ему бросаются в глаза некоторые перемены в его положении; но понять, чем они вызваны, он не может. «Мне нравится, что у вас показывают проезжающим всё в городе. В других городах мне ничего не показывали». Уже одно это наблюдение могло навести на мысль, что тут какое-то недоразумение. Но для Хлестакова не существует недоразумений, потому что невозможен даже простейший анализ обстановки.


Он как вода, принимающая форму любого сосуда. У Хлестакова необыкновенная приспособляемость: весь строй его чувств, психики легко и непроизвольно перестраивается под влиянием места и времени. Но во всех случаях даже в минуту самого невероятного вранья Хлестаков искренен. Выдумывает Хлестаков с тем же чистосердечием, с каким ранее говорил правду, и это опять обманывает чиновников. Но на этот раз они принимают за истину то, что было вымыслом. Гоголь писал в «Предуведомлении...»: «Хлестаков, сам по себе, ничтожный человек... Он даже весьма долго но в силах догадаться, отчего к нему такое внимание, уважение. Он почувствовал только приятность и удовольствие, видя, что его слушают, угождают, исполняют всё, что он хочет, ловят с жадностью всё, что ни произносит он...


Говоря о важнейшей черте Хлестакова «желанье порисоваться», Гоголь подчёркивал: «...актер для этой роли должен иметь очень многосторонний талант, который бы умел выражать разные черты человека, а не какие-нибудь постоянные, одни и те же». «Черты роли какого- нибудь городничего, писал Гоголь в «Отрывке из письма...», более неподвижны и ясны».Образ Хлестакова неисчерпаем, таит в себе ошеломляющие неожиданности. Однако все они располагаются в пределах одного диапазона.


Образ Ивана Александровича Хлестакова - один из самых характерных и замечательных в творчестве Гоголя, "любимое дитя его фантазии". В нем сказалась страсть художника к гиперболе, преувеличениям почти гротескным, любовь к изображению "многосторонних" характеров. И образ мыслей Ивана Александровича типичен для большинства героев Гоголя: алогичность, бессвязность его речей просто ошеломляют. И, конечно, с образом Хлестакова связана некоторая "чертовщина", налет фантастичности. Ну, действительно, не наваждение ли: солидный и опытный городничий принимает "фитюльку" за "значительное лицо". Мало того, весь город вслед за ним в припадке умопомрачения несет "ревизору" дань, умоляет о защите, старается "умаслить" этого ничтожного человечка. Сюжет комедии прост и гениален.


Особая, гоголевская черта в нем - отсутствие со стороны мнимого ревизора каких- либо сознательных действий, чтобы обмануть чиновников. Он сам попадает в непредсказуемую ситуацию и ведет себя в соответствии с ней. Если бы Хлестаков был мошенником, глубина замысла исчезла бы Главное здесь то, что охваченные страхом чиновники сами себя обманывают ("сами себя высекли"). Но в такой ситуации на месте ревизора необходим человек, наделенный совсем особыми свойствами. Да нет. помилуйте. Свойства эти - самые обыкновенные. Ну, например, желание порисоваться, сыграть роль чуть повыше той, что человеку "предназначена". Ведь это же свойственно каждому из нас "хоть на минуту", по мнению Гоголя. Феерическая сцена вранья на приеме у городничего проявляет это качество героя с невиданной силой.


Из служащего, который "только переписывает", он за несколько минут вырастает почти до "главнокомандующего", который "всякий день во дворец ездит". Хлестаков - гении вранья, он переживает свой звездный час. Гомерический размах ошарашивает присутствующих "тридцать пять тысяч курьеров" несутся во весь опор, чтобы разыскать героя, без него некому управлять департаментом. Солдаты при виде его "делают ружьем". Суп в кастрюльке едет к нему из Парижа. Во мгновенье ока, как сказочный джинн, он строит и рушит целый фантастический мир - мечту современного меркантильного века, где все измеряется сотнями и тысячами рублей.


Речь Хлестакова отрывочна, он заговаривается, но скачет дальше во весь опор: "Да что в самом деле? Я такой! Я не посмотрю ни на кого... Я говорю всем: "я сам себя знаю, сам. Я везде, везде...". Но что это? Все решится тоже как в сказке: "Как взбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж..." Нет, нет, он уже опомнился: "Что ж я вру, я и позабыл, что живу в бельэтаже". Но сейчас его время. Он - герой-любовник, очаровывающий мать и дочь, зять городничего. Он -"значительное лицо", которому смиренно предлагают взятки. И с каждой взяткой Иван Александрович приметно меняется. Он входит во вкус Он уже осознал себя в новой роли, и она герою по душе. Если у первого посетителя он застенчиво просит взаймы, оправдываясь: "в дороге издержался", то от Бобчинского и Добчинского он сразу требует: "Денег нет у вас?"


И исчезает Хлестаков особенным образом. Это "фантасмагорическое лицо", "как лживый олицетворенный обман, унеслось вместе с тройкою бог весть куда" (Гоголь). Ведь это лишь мираж, призрак, порожденный нечистой совестью и страхом. Итак, что же такое "хлестаковщина"? Это воплощение желания сыграть роль повыше той, что тебе предназначена, но и воплощение пустоты существования. Ничтожество, возведенное в N-ную степень, "возникшая до высшей степени пустота", по удивительному выражению Гоголя. Да, прекрасен образ Хлестакова - великое создание Гоголя. Он весь вдохновение, полет.


Это собрание многих качеств. В нем и маленький чиновник, и великий фантазер, и простодушный человечек, вдохновенно и счастливо лгущий. Но это и символическое, обобщенное изображение современного русского человека, "которой стал весь ложь, уже даже сам того не замечая". (Н.В. Гоголь).

Классный час «Загадка русского характера»

Цели и задачи классного часа.

Формирование знаний по вопросам социальной жизни, о самом себе, о реальной, «живой» жизни за окном школы.

Формирование гражданской позиции, нравственно-эстетических качеств личности.

Создание условий становления и проявления субъективности и индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.

Формирование эмоционально-чувствительной сферы и ценностных отношений личности.

Усвоение знаний, умений и навыков познавательной и практико-созидательной деятельности.

Функции классного часа.

Просветительская – расширяет круг тех знаний учащихся, которые не нашли отражения в учебной программе;

ориентирующая – формирует определенные отношения к объектам окружающей действительности; выработка определенной иерархии материальных и духовных ценностей;

направляющая – переход разговора о жизни в область реальной практики учащихся, направляя их деятельность;

формирующая – реализация вышеперечисленных функций; формирование привычки обдумывать и оценивать свою жизнь и самих себя; выработка умений вести групповой диалог, аргументирование своего мнения.

Классный час состоит из нескольких частей:

Вступительная часть – постановка вопроса;

Основная (содержательная) часть – материал для решения вопроса;

заключительная часть – решение вопроса и определение его жизненного значения.

Ожидаемые результаты:

В ходе проведения занятия участники смогут получить опыт работы в группе, организации устного выступления; оценивать ситуации, принять участие в полилоге, отстаивать собственное мнение; задуматься, осознать, занять позицию.

Основные понятия: русский характер, социальная перспектива, ценность, идеал, решение.

Оборудование:

карточки с вопросами, небольшие листы бумаги, фломастеры. Аудио-, видеозаписи. Технические средства обучения

1 этап. Представление.

2 Ролик «Картины Васнецова» (01) //слово учителя

Тема разговора...

Как вы думаете, что такое русский характер?

Есть ли с «характер» другие сочетания: испанский, итальянский?

Почему так?

СКАЗКА О РУССКОЙ ИГРУШКЕ (учитель наизусть)

По разграбленным селам

шла Орда на рысях,

приторочивши к седлам

русокосый ясак.

Как под темной водою

Молодая ветла,

Русь была под Ордою,

Русь почти не была.

Но однажды, - как будто

все колчаны без стрел, -

удалившийся в юрту,

хан Батый захмурел.

От бараньего сала,

от лосняшихся жен

что-то в нем угасало -

это чувствовал он.

И со взглядом потухшим

хан сидел, одинок,

на сафьянных подушках,

сжавшись, будто хорек.

Хан сопел, исступленной

скукотою томясь,

и бродяжку с торбенкой

ввел угодник толмач.

В горсть набравши урюка,

колыхнув животом,

"- Кто такой?" -хан угрюмо

ткнул в бродяжку перстом.

Тот вздохнул: («Божья матерь, -

то Батый, то князья...»):

"Дел игрушечных мастер

Ванька Сидоров я".

Из холстин дыроватых

в той торбенке своей

стал вынать деревянных

медведей и курей.

И в руках баловался

потешатель сердец -

с шебутной балалайкой

скоморох-дергунец.

Но, в игрушки вникая,

умудренный, как змий,

на матрешек вниманье

обратил хан Батый.

И с тоской первобытной

хан подумал в тот миг,

скольких здесь перебил он,

а постичь - не постиг.

В мужичках скоморошных,

простоватых на вид,

как матрешка в матрешке,

тайна в тайне сидит...

Озираясь трусливо,

Буркнул хан толмачу:

«Все игрушки тоскливы,

Посмешнее хочу.

Пусть он, рваная нечисть,

этой ночью не спит,

и особое нечто

для меня сочинит..."

«Перстень дам и коня,

но чтоб эта игрушка,

просветлила меня».

Думал Ванька про волю,

про судьбу про свою.

и кивнул головою:

"Сочиню. Просветлю".

Шмыгал носом он грустно,

Но явился в свой срок"

«Сочинил я игрушку.

Ванькой-встанькой нарек».

На кошме не кичливо,

встал простецкий, не злой,

но дразняще качливый

Мужичок удалой.

Хан прижал его пальцем

и ладонью помог.

Ванька-встанька попался.

Ванька-встанька прилег.

Хан свой палец отдернул,

но силен, хоть и мал,

ванька-встанька задорно

снова на ноги встал.

Хан игрушку с размаха

вмял в кошму сапогом.

и, знобея от страха,

заклинал шепотком.

Хан сапог отодвинул,

но, держась за бока,

ванька-встанька вдруг вынырнул

из-под носка!

Хан попятился грузно,

Русь и русских кленя:

"Да, уж эта игрушка

просветлила меня..."

Хана страхом шатало,

и велел он скорей

От Руси - от шайтана -

Повернуть всех коней.

И теперь уж отмаясь,

положенный вповал,

Ванька Сидоров – мастер -

у дороги лежал.

Он лежал, отсыпался -

руки белые врозь.

Василек между пальцев

Натрудившихся рос.

А в пылище прогорклой

так же мал да удал,

с головенкою гордой

ванька-встанька стоял.

Из-под стольких кибиток,

из-под стольких копыт,

он вставал неубитый -

только временно сбит.

Опустились туманы

на лугах заливных,

и ушли басурманы,

будто не было их.

Ну а ванька остался,

как остался народ,

и душа ваньки-встаньки

в каждом русском живет.

Мы - народ ванек-встанек,

Нас ведь бог уберег.

Нас давили, пластали

столько разных сапог!

Они знали: мы - ваньки

нас хотели покласть,

а о том, что мы встаньки,

забывали, платясь.

Мы - народ ванек-встанек.

Мы встаем - так всерьез.

Мы от бед не устанем,

Не поляжем от слез.

И смеется не вмятый,

Не затоптанный в грязь,

Мужичок хитроватый

Чуть по-ка-чи-ва-ясь.

Русский национальный характер сформировался к началу XX века. Генетически русский человек наделен эмоциональной, страстной, неукротимой природой, сметливым умом, выносливостью, твердостью, - всем, что требовалось для выживания восточнославянским племенам. Православие не насиловало, но окультуривало буйную языческую натуру, нивелируя одни качества, развивая другие.

Как и люди, народы переживают молодость, зрелость и старость. Их характер вполне формируется в зрелом состоянии. Характер русского народа сложился в результате воздействия различных факторов: осознания своей исторической миссии и реальной истории(что в прошлом русских? Какие события наиболее значимы? Что пережила наша страна в 20 в.?), свободного самоопределения и, национального идеала и народных эмоций, страстей, аффектов, духовных битв и реальной действительности. В русском характере запечатлена с одной стороны русская идея, как национальный идеал и духовная норма, с другой же, в нем отражаются все исторические ошибки и грехи народа, сумма обстоятельств его жизни.

К началу XX столетия сложился специфический национальный характер, который был так или иначе свойственен всем сословиям, но в наиболее чистом виде сохранялся в провинции и низовых сословиях. Несмотря на невиданные катаклизмы и жертвы нынешнего столетия, русский народ сохранил многие свои генетические и культурные характеристики. Что-то искажено и требует излечения, что-то ждет своего возрождения, поэтому, прежде всего, необходимо реконструировать облик русского национального характера.

2 О Русском стихотворение(слайд 02)

3. Стимул-момент (слайд 03«Перспектива»)

О создании социальных перспектив: идеалы, ценности, решения

Перспектива - другими словами, это явление кажущегося искажения пропорций и формы тел при их визуальном наблюдении. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися в точку на горизонте.

Способ изображения объемных тел, передающий их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве. В изобразительном искусстве возможно различное применение перспективы, которая используется как одно из художественных средств, усиливающих выразительность образов.

4 Работа в группах - обсуждение ситуаций

идеал героя - Куликово поле, Мересьев

а) Участник фашистского нападения на Советский Союз генерал Блюментрит отметил: «В обороне русская армия отличалась замечательной стойкостью. Русские мастерски и очень быстро строили фортификационные сооружения и оборудовали оборонительные позиции. Их солдаты показали большое умение вести бой ночью и в лесу. Русский солдат предпочитает рукопашную схватку. Его физические потребности невелики, но способность, не дрогнув, выносить лишения вызывает истинное удивление. Таков русский солдат, которого мы узнали и к которому прониклись уважением ещё четверть века назад. С тех пор большевики систематически перевоспитывали молодёжь своей страны, и было бы логично предположить, что Красная Армия стала более крепким орешком, чем царская армия». Это он написал уже после поражения Германии.

Какую черту русских Блюментрит выделяет?

б) В воздушном бою Алексей МерЕсьев израсходовал все боеприпасы; «мЕссеры» окружили его, решили заставить сесть, чтобы взять советского лётчика в плен живым, его сбили. Он 18 дней ползком, с перебитыми, отмороженными ногами добирался до своих. Ему пришлось перенести нечеловеческие лишения: он боролся с медведем, страшно голодал, ел сырое мясо ежа. Мересьев испытал страшную душевную депрессию после операции, когда ему ампутировали ступни: «Ему никогда больше не поднимать самолёт в воздух, не бросаться в воздушный бой…» Под воздействием комиссара Воробьёва, названного в повести «настоящим человеком», он загорелся мыслью снова возвратиться в боевой строй. Поверив в такую возможность, он очень цепко борется за это труднейшее возвращение, он жаждет сражаться, мстить врагу, побеждать, служить Родине. И, в конце концов, он добился своего.

Что давало ему силу? Любовь к жизни? (героизм, чувство долга, желание быть полезным Родине)

в) Герой Советского Союза, полный кавалер ордена Славы И. ДраченкО с осени 1943 года летал с одним глазом, а второй, как писала «Правда», «потерял в плену, в который он попал без сознания после посадки на горящем Ил-2. Гитлеровцы, озверевшие от молчания советского лётчика на допросах, беспощадно били его и, чтобы не смог больше подниматься в воздух, вырезали глаз. Плен закончился дерзким побегом». После нескольких операций ему подобрали протез, Драченко добился разрешения сражаться с фашистами и воевал до самого конца войны.

Он снова начал воевать только потому, что ему угрожали расстрелом?

ценность - семья

Жили-были на свете обыкновенные муж и жена. Звали жену Елена, звался муж Иваном. Возвращался муж: с работы, в кресло у телевизора садился, газету читал. Жена его, Елена, ужин готовила. Подавала мужу ужин и ворчала, что по дому он ничего путного не делает, денег мало зарабатывает. Но грубостью он ей не отвечал, лишь думал про себя: «Сама - лахудра неопрятная, а еще указывает. Когда женился только, совсем другой была - красивой, ласковой».

Однажды, возвращаясь, Иван остановился у дверей дома и мысленно обратился к Богу:

Боже мой! Нескладная жизнь у меня сложилась. Неужто век мне весь свой коротать с такой женой ворчливой да некрасивой?

Беде твоей, сын Мой, помочь Я смог бы: твою жену Я буду постепенно изменять, вселять в нее богини дух и внешность улучшать. Но только ты запомни, коль хочешь жить с богиней, жизнь и твоя достойною богини стать должна.

Спасибо, Боже. Когда начнешь с моей женой творить?

Слегка Я изменю ее прямо сейчас. И с каждою минутой буду ее к лучшему менять.

Вошел в свой дом Иван.. Не терпится взглянуть - ну хоть чуть-чуть меняется его жена?

Елена вдруг почувствовала взгляд и повернулась к двери. Их взгляды встретились.Елена вдруг волосы свои поправила, румянец вспыхнул на щеках, когда спросила:

Что ты, Иван, так смотришь на меня внимательно?

Тебе посуду, может быть, помочь помыть? «Ну, надо же, как на глазах меняется она, - Иван подумал, - похорошела вдруг». И стал посуду вытирать. После работы с нетерпением домой спешил Иван. «На всякий случай, прикуплю-ка я цветов, чтоб в грязь лицом перед богиней не ударить».

Открылась в доме дверь. Перед ним Елена стояла в платье выходном. Прическа аккуратная и лента в волосах. Он растерялся и неловко протянул цветы. Она взяла и охнула слегка, ресницы опустив, зарделась. «Ах, как прекрасны у богинь ресницы! Как кроток их характер! Как необычны внутренняя красота и внешность!О Боже, как прекрасны все-таки богини! А если хорошеет с каждым днем она, сумею ль я достойным быть богини? - думал Иван, и вдруг, как молния его пронзила мысль. - Надо успеть! Успеть, пока богиня рядом. Надо просить ее и умолять ребенка родить», - охнул в свою очередь Иван,

О чем задумался, Иван, или волненье вижу на твоем лице? - Елена спрашивала мужа.

Не знаю...Можно ли...Но я...сказать хотел...Ребенка бы, прекрасная богиня.

«Ах, ночь была! Ах, это утро! Этот день! О, как прекрасна жизнь с богиней!» - думал Иван, второго внука на прогулку одевая.

Что важно для Ивана? Кто?

В книге «Россия в 1839 году» А. де Кюстин говорил об отсутствии у русских волевого начала и утверждал: «Чужестранцы не сегодня начали изумляться привязанности русского народа к своему рабскому состоянию». Он писал о русских женщинах: «Я ни разу не встречал на улице простолюдинки, которая бы показалась мне красивой; подавляющее же большинство их, по-моему, на удивление уродливы и до отвращения нечистоплотны». И тут же он добавлял: «В этой стране нечистоплотно всё и вся».

Такова ли русская женщина?

С какими утверждениями согласны?

Только тот, кто создал семью, испытал настоящее счастье.

Дети отнимают часть жизни у родителей

Можно жить и реализовать себя без семьи.

Семья превращает человека в раба.

Создание семьи- важнейшая из функций человека как члена общества.

Главное предназначение жизни человека- создание семьи и воспитание детей.

Хорошее дело браком не назовут.

Семья- пережиток прошлого, главное- личная свобода.

Закончите высказывание. В нем отсутствуют словосочетания. Постарайтесь восстановить изначальный текст.

Главный смысл и цель семейной жизни- (…). Главная школа воспитания детей- (…).

В.А.Сухомлинский.

(воспитание детей? это взаимоотношения мужа и жены? отца и матери?)

ценность - Отечество -

В статье «Что мы защищаем?» А. Толстой отметил: «В русском человеке есть черта: в трудные минуты жизни, в тяжёлые годины легко отрешаться от всего привычного, чем жил изо дня в день. Был человек - так себе, потребовалось от него быть героем - герой». Писатель утверждал, что «нет такого лиха, которое бы уселось прочно на плечи русского человека».

А чем для нас чревата тенденция следования западной моде называть человека просто по имени, а не так, как у нас принято - по имени-отчеству?

У нас никогда так не называли раньше людей. Это духовное холуйство - под копирку. А копия - это всегда копия. Вот я приведу в пример атаманов. Есть Пугачев, есть Разин, а есть Ермак. Обратите внимание: первый либо просто Пугачев, либо Емельян, либо Емелька; Разин - это Стенька. Единственный, которого народ называет по имени-отчеству - это Ермак Тимофеевич.

Отчество связывает человека с отечеством. Кто из них любил отечество по-настоящему? Народное самосознание четко определило, кто пекся, прирастив его Сибирью, а кто хотел растащить его. Отчество - это привилегия. Это было очень хорошо заметно в сословной России. Как называли крепостных? Ванька, Парашка, Машка, а не Маша и Ваня. Мне так обидно, что в современной России люди называют друг друга, как крепостных: Димон, Вован и т.д. Огрубление этих имен похоже на лагерный жаргон, который романтизируют. А если ты хочешь привить порок, то для этого его нужно именно романтизировать (Ф. Ирзабеков, ученый-лингвист).

решение

а) На Куликовом поле в ходе сражения погибло около 100 тысяч человек. Войско русичей было выстроено так: в первой линии стояли те, кто впервые пришёл сразиться, - юноши 16-18 лет. За ними – опытные воины, не раз стоявшие в бою. Причина такого построения: татарская конница, разогнавшись (масса+сила ускорения) сомнет любую оборону. Если в 1-ой линии будут те, кто умеет воевать, после первой же атаки они погибнут, и ход сражения заранее известен – победа врагов. Под копыта чужих коней стали мальчики. Они знали о своей роли в этом бою, знали и их отцы и братья. Взрослые подходили к ним, кланялись в пояс, просили прощения. А юнцы, боясь, готовясь к смерти, стояли.

Почему? Ради чего? Что ими руководило?

05 песня Грота

б) есть мнение, что нация русских сложилась на Куликовом поле. Есть мнение, что военачальник на нем - Димитрий Донской - терзал себя. Мысль выстроить войско в 1 и 2 линию так, что юнцы погибли, а опытные воины сражались и победили, принадлежит ему. Он винил себя за отнятые сотни жизней, страшился того, что придется держать ответ перед Богом за погубленные чужие молодость и надежду, рассчитывал, что русские сдюжат. Его расчет оказался очень точным и очень верным. Вектор (стратегия-тактика-молитва) выбрал он, он и отвечал за все в том сражении, он и избавил Русь от 300-летнего ига татар и монгол.

Какое качество военачальника здесь явно видно?

Мини-вывод

Национальный характер изменяется под воздействием изменившихся исторических условий. Но при этом сохраняется его традиционная, постоянная составляющая - константа. В русском характере есть устойчивые качества, без них немыслимо существование народа. Но эта устойчивость - не застывшая неизменность: в силу новых общественно-исторических условий она приобретает нечто иное или что-то теряет. Вместе с этими «прибавлениями» и «исчезновениями» национальный характер в какой-то мере меняется, получает новые краски, но всё это, если народ хорошо понимает свою историческую задачу и верно реагирует на чуждые влияния, не может разрушить сути его основополагающего нравственно-психологического ядра. Нам история не позволяет терять то ценное, что уже приобретено за всю историю России.

Это устойчивые национальные качества русского народа

4 Игра в паре «дух-тело»

На Куликовом поле в ходе сражения погибло около 100 тысяч человек. Войско русичей было выстроено так: в первой линии стояли те, кто впервые пришёл сразиться, - юноши 16-18 лет. За ними – опытные воины, не раз стоявшие в бою. Причина такого построения: татарская конница, разогнавшись (масса+сила ускорения) сомнет любую оборону. Если в 1-ой линии будут те, кто умеет воевать, после первой же атаки они погибнут, и ход сражения заранее известен – победа врагов. Под копыта чужих коней стали мальчики. Они знали о своей роли в этом бою, знали и их отцы и братья. Взрослые подходили к ним, кланялись в пояс, просили прощения. А юнцы, боясь, готовясь к смерти, стояли.

Опираясь на ситуацию, составьте диалог-спор души и тела с укорами и увещеваниями (страшно-нужно, больно-надо претерпеть, хочу жить-смерть ради... бывает превыше всего)

6 ОБСУЖДЕНИЕ. Выход на собственную позицию учащихся.

7 «Белые одежды» русского характера - стержень и листы на ней - соцперспектива

8 песня Шевчука 06

9Упражнение «Ассоциация» //

Какие ассоциации с русским характером возникают у вас?

Если русский - это цвет, то какой…

Если русский - это настроение, то какое…

Если русский - это музыка, то какая …

10 М И Л А Третьяк 07

11 . Рефлексия

Что такое русский характер? В чем его загадка?

Жизнь ни на один вопрос не дает готовых ответов. Вам самим предстоит их найти. Но помните, жизнь- это книга. Характер русский - это обложка. А в книге обложка одна. Сколько страниц будет в вашей книге? Что это будет: роман, комедия или трагедия? Зависит только от вас!

12 Ролик «Судьба» 08

Цель урока: сформировать у учащихся представление об основной теме произведений Ю.Казакова: верность своему предназначению и исполнение долга перед жизнью.

  1. Формировать умение анализировать произведения малых эпических форм.
  2. Развивать эмоциональное восприятие художественного текста, образного и аналитического мышления, понимание авторской позиции.
  3. Воспитывать чувства любви и уважения к культуре Севера, людям, северным традициям.

Предварительная работа:

Ход урока

1. Слово учителя. Постановка цели урока:

Сегодня мы обращаемся к творчеству писателя Юрия Павловича Казакова, к его рассказу “Поморка”, написанному в 1957 году. И постараемся понять размышления молодого писателя-студента о главной героине: “…Отчего же так таинственно близка и важна мне её жизнь, почему так неотступно слежу я за ней, думаю о ней, расспрашиваю её?”

– ЧТО так заворожило его в образе 90-летней старухи?

– Какую тайну в её характере хотел раскрыть писатель?

– Вот вопросы, на которые мы должны найти ответы на нашем уроке. И вслед за автором попытаться разобраться, в чём же загадка характера поморки.

Найти ключевое слово , характеризующее образ главной героини.

2. Анализ композиции рассказа с опорой на текст.

– Обратимся к композиции рассказа.

Оформление доски:

– Какой увидел писатель природу и быт северной деревни, рыбаков?

Работа с текстом.

  • Т.О. Перед нами широкая панорама северной деревни, без прикрас и восхищения...

/тускло, хмуро, пусто. ../

– Какое слово связывает эти две главы? / пусто /

– Почему пусто в деревне, а – в доме старухи?

/рыбаки уходят в море; нет детей, внуков, не оживляют дом их веселые голоса…/

/огромный, темный, чистый “до блеска” /

– Какие детали в доме уже указывают читателю на характер хозяйки?

/… “суровые скатерти” /

– Что чувствуется в словах писателя, описывающего быт и дом?

/восхищение, уважение тем, в какой идеальной чистоте содержит дом 90-летняя старуха/

Итак, характер хозяйки уже предопределён, подготовлен описанием дома, вычищенного до блеска, пахнущего морем, с суровыми скатертями.

– Теперь мы можем начать разговор о главном о личности героини.

– В центре рассказа образ русской женщины:

– Объясните значение слова “образ”.

Литературный словарь В.В. Агеносова: “Образ – это действующее лицо, главный объект повествования… Читатель узнаёт о нём через диалог, действие, описание” – научное определение берётся за основу.

Ф. Абрамов:Художественный образ в произведении искусства – это единство внешнего и внутреннего. Гармония тела и души…”.

– Значит, ЧТО мы будем находить, анализировать в произведении?

/Образ поморки…, гармонию, единство через речь, судьбу, портрет/

3. Анализ образа главной героини. 2 глава.

А). Портрет.

– Какой предстаёт Марфа в начале 2-ой главы? / …древней старухой/

/…жутко! Как стара! /

– Почему уже в следующем абзаце резко меняется и настроение, и описание героини?

– Назовите, с помощью каких художественных средств автор рисует портрет поморки? Приведите примеры. /Приводятся примеры антитезы, сравнений, эпитетов, повторов, экспрессивной лексики, рядов однородных членов…/

Самостоятельная работа в парах (заполнение таблицы).

– Для понимания характера Марфы сравним её в молодости и старости:

Запись в тетрадях:

В молодости В старости
1.Глаза – глаза сияли

2.Лицо – щеки горели, горяча, хороша, красавица была…

3.Фигура – стройное, сильное тело

4.Характер – веселая, заводила на любом празднике.

5.Отношение к жизни, к труду – неутомимо-талантлива, яростно-неуёмная и в работе, и в отдыхе.

Тусклые, выцветшие. Древнее, тёмное. Сгорбленная, ноги набрякли.

Сердце “утИ шилось”, сурова, немногословна.

Всем помогает, всё время что-нибудь делает…

Старость – “как один тёмный осенний вечер”.

(Печальная метафора)

– Какой вы её увидели?

    портрет является отражением характера героини.

Портретные зарисовки – это первый шаг к пониманию характера поморки. Нам чуть-чуть приоткрывается его тайна.

Судьба.

– Что мы узнали о её жизни?

/– любовь к мужу, рыбаку Ивану,
– работа в колхозе ради трудодней,
– смерть родителей, братьев, сестер, мужа и детей. /

– Зачитайте, как прощалась с ними.

– Благодаря чему так пронзительны эти строки?

/ нагнетают впечатление повторы, восклицательные предложения…/

– Когда светлеет лицо Марфы?

/ воспоминания о внуках, их открытки… Внуки продолжат род /

– А ещё в чём видит смысл жизни старая поморка? / в труде /

Докажите (текст).

– В этом перечислении заключено отношение автора к героине. Какое оно?

/опять восхищение/

– Чем же восхищается писатель?

/ трудолюбием,…труд приносит ей радость и удовлетворение /

Мы видим, заботы старой поморки всё те же, что были у её прабабки, бабки, матери – ничто не изменило устоев в северных деревнях.

И такая жизнь у многих и многих вековух по всей России, умеющих, не жалуясь, стойко и терпеливо переносить удары судьбы.

Может в этой стойкости, трудолюбии и терпении кроется разгадка её характера?

Речь.

– Последняя составляющая образа героини – её речь, что можно отметить?

/…почти безмолвна, немногословна, всего несколько фраз/

– Прочитайте диалог писателя со старухой.

– Как вы считаете, почему такая немногословность?

/ из-за трудной судьбы, гибели родных людей, суровый климат, войны, голод..., суровый и сильный характер / , проанализировав образ, подведём итог, в чём же вы увидели “единство внутреннего и внешнего” героини?

– Опираясь на композицию, смогли ли мы понять образ, характер 90-летней поморки?

– А почему для Ю.Казакова её характер был загадкой, её жизнь тайной?

/ молодой городской житель, студент /

4. Анализ 3 главы.

Важную роль в понимании характера Марфы играет 3 глава.

Что мы можем отметить с первых строк? /меняется настроение, мотив /

– Какая тема здесь поднята? / смерти, старости, тоски по прошлому, одиночества (одна из составляющих характера)

– Найдите в тексте, как Марфа воспринимает смерть.

/...это торжественная перемена, знак, предзнаменование. …умирать ей не страшно/

Именно эта непоколебимая уверенность и вера в справедливость жизни, в необходимости смерти делает её стойкой и спокойной.

– Но “скоро эти грустные мысли уходят”,– пишет Юрий Казаков.

Тема смерти и тоски меняется на…? Что волнует героиню?

/ на думы о завтрашнем дне,… дожить до Михайлова дня…/

– Меняются думы: меняется настроение рассказа. Что появляется?

/ надежда, желание жить /

– И в этих изменениях можно увидеть причину её долголетия, истоки её силы как физической, так и духовной. Как их формулирует автор?

/ – некогда умирать. – не все дела ещё переделаны на земле…/

Б).

– А где ещё черпает силы поморка? Прочитайте / на берегу моря… /

– Как вы думаете, зачем она “всё чаще” ходит на берег бушующего моря?

/ она ждёт, как в молодости, рыбаков, ведь они все ей родные… мотив веры, надежды /

  • Т.Е. Её одинокая фигура на фоне бушующего моря – это символ женской верности, стойкости, любви ко всем людям.

– А что, по-вашему, ещё является важным источником силы и душевной красоты старой поморки? / молитва /

  • Услышав её сквозь сон, писатель начинает понимать, в чём загадка характера Марфы – это в её живой, необорвавшейся связи с прошлым, с жизнью предков, казавшейся ему прежде такой далекой и чужой.

(Учащиеся читают отрывки).

– О чём просит Марфа? /спасти и защитить всех, кто в море/ Эта молитва раскрывает глубину и истинную любовь к людям.

– Найдите в тексте, какие неожиданные чувства испытал автор в эту ночь?

И в этот миг писатель понимает, ЧТО границы стёрты, что Русь, её прошлое и будущее – это вечные непреходящие ценности, которые так бережно сохраняются в доме поморки.

Итак, Ю. Казакову удалось создать цельный и яркий образ старой поморки. Монументальность, величие этого образа у меня ассоциируется с ликами святых, с иконописью, наполненной внутренней силой и красотой. Святая, одно слово – поморка!...

– А вы не находите сходства?

/ наклон головы, платок, глаза, суровость и драматизм…/

  • Вот она гармония души и тела.

5. Итог урока.

– Так в чём же тайна, загадка характера старой поморки? /…в самой сути её характера, в главном в её характере…/

  • В 90-летней Марфе Юрий Казаков увидел и подчеркнул то лучшее, что отличает истинно поморский женский характер, а именно…
  • Учащиеся перечисляют – учитель записывает на доску самые точные определения в нужном порядке:

    “ Чувство собственного достоинства, величие духа , уверенность в своих силах, вера в высшую справедливость, связь с прошлым и будущим, суровость и стойкость , духовная и нравственная сила, ясность души , извечное терпение, одиночество, трудолюбие.”

    Появляется запись на доске:

    уровость
    В еличие духа, вера
    Я сность души
    Т рудолюбие
    О диночество
    С тойкость
    Т ерпение
    Ь
  • Итак,
  • у нас получилось ключевое слово, точно и ёмко характеризующее Марфу.

    И эту же характеристику мы слышим из уст её земляков. Подтвердите словами из текста. Её святость очевидна, не поэтому ли она окружена уважением людей? Докажите. (текст ).

    Это ключевое слово было для молодого писателя загадкой, но в нем же он нашёл и разгадку. И именно утверждение святости героини – главный итоговый штрих созданного писателем образа, так заворожившего его. Это нравственный ориентир не только для автора, но и для нас, читателей.

    В чем загадка характера Хлестакова? 10. Манн считает, что «Хлестаков - первое из художественных открытий Гоголя...». Как вы понимаете это суждение? Подготовьте характеристику Хлестакова

    Ответы:

    Загадка характера Хлестакова в том, что этот персонаж глуп, безволен и не имеет никаких устремлений. Он совершенно серый, ничем не примечательный человек. Если от такого человека чего-то ждать заранее, как-то представлять себе его, то он будет казаться существом загадочным и недоступным пониманию. Такие люди не имеют света внутри себя, они светят отражённым светом, любые фантастические представления о них зеркально возвращаются обратно, будто бы соответствуя истине. Внутрь Хлестакова нельзя проникнуть, потому что у него есть только внешнее. Если человек напуганный припишет ему какое-либо значение и роль, то увидит своё же представление о нём, но будет считать, что сам Хлестаков подтверждает его догадки. Хлестаков совершенно пассивен, от него нет никаких проявлений, личностных флюидов, за его реальную личность невозможно зацепиться, потому что фактически она отсутствует. Но недаром говорится, что свято место пусто не бывает. Пустота Хлестакова послушно заполняется тем содержанием, которое ему приписывают. Чиновники накручивают фантастические образы, и все эти образы отражаются от незамутнённого зеркала абсолютной поверхностности Хлестакова. В этом Хлестаков демонически беспределен. Образ Хлестакова в «Ревизоре» - это действительно художественное открытие Н.В. Гоголя. Он учит нас, что к любому событию или явлению надо подходить без предубеждения, без заранее сформированного мнения. Если наше представление о ситуации или человеке с самого начала строится на наших собственных измышлениях, то ситуация обязательно станет неконтролируемой и непонятной. Если мы будем упорствовать в своих заблуждениях и искать им подтверждения, то эта ситуация или человек станут таинственными, засасывающими в себя нашу энергию, мы станем зависимы от них и послушны им. Любая бессмысленность, абсурд, нелепость могут стать тогда для нас источником фатальной зависимости и привести к тяжёлым последствиям. Ещё хорошо, если предмет или человек не будут иметь собственных целей, производя такое впечатление, но часто этим приёмом пользуются сознательно, заманивая в секты или занимаясь вымогательством. Хлестаков не пользуется сознательно выгодой своего положения, он и не задумывается, в чём оно состоит, только перед самым отъездом у него возникает смутная догадка, что его приняли «за государственного человека», за кого-то другого, но за кого именно, - он так и не понял. Всё происходящее с Хлестаковым происходит как бы помимо его воли и, тем не менее, к вящей его выгоде.