Основные этапы накопления знаний о земле. Развитие географических знаний о земле

Основные этапы развития географии

План лекции

Что такое география? Первый этап – с древнейших времен до середины XVII в. Второй этап - с середины XVII до середины ХI Х в. Третий этап - с середины ХI Х до 20-x годов ХХ в. Четвертый этап - с 20-х годов ХХ в. до настоящего времени.

1. Что такое география?

Цель освоения дисциплины:

    Ввести студентов в профессиональный Мир географии, относящейся к системам естественных и общественных наук. Дисциплина, которая закладывает основы географического мировоззрения, мышления и знания. Своеобразный «мост» между школьной и университетской географией.

Геогр а фия в БСЭС (от гео... и ...графия ), система естественных и общественных наук, изучающих природные и производственные территориальные комплексы и их компоненты. Объединение естественных и общественных географических дисциплин в рамках единой системы наук определяется тесной взаимосвязью между изучаемыми ими объектами и общностью научной задачи, состоящей в комплексном исследовании природы, населения и хозяйства в целях наиболее эффективного использования природных ресурсов, рационального размещения производства и создания наиболее благоприятной среды для жизни людей.

Географические науки изучают поверхность Земли, облекающие и подстилающие ее слои вещества (сферы), как природные (часть литосферы, тропосферу, гидросферу, биосферу), так и не природные (социосферу, техносферу). В совокупности они составляют особого рода географический объект изучения, который до настоящего времени не получил од­нозначного определения и объяснения в системе географических наук. Причина в сложной структуре этой географической действи­тельности, которую часто называют географической картиной мира. Поэтому география пошла путем дифференциации наук, т. е. от множества фактов к их обобщению в отдельные науки, у кото­рых хорошо обозначен объект изучения.

Объектом составляющей такого подхода может быть геоверсум как целостное явление в особом геопространстве Земли со своей структурой и закономерностями функционирования по принципу двух подсистем - природы и общества. Предметом исследования у такого сложенного объекта являются компоненты (абиотические, биотические, социальные), геосферы и локальные геосистемы поверхности Земли - природные, социальные, интегральные и др.

Современная география – сложный комплекс (система) наук, тесно взаимодействующих друг с другом. При все сложности этой системы в ней обычно выделяются три главные, стволовые ветви.

Первая ветвь – физическая география, которая включает общее землеведение, ландшафтоведение, геоморфологию, климатологию, гидрологию, географию почв, биогеографию и др. Вторая ветвь – экономическая и социальная география, которая включает географию населения, промышленности, сельского хозяйства , транспорта, обслуживания и др.

Третья ветвь – картография. На стыках между физической и экономической географией , а также между ними и другими смежными науками возникли многие «пограничные» направления географических исследований: политическая география, историческая география, медицинская география, рекреационная география, география природных ресурсов и др.

В зависимости от подходов и широты территориального охвата различают также общую географию, предметом которой служат более общие, прежде всего глобального масштаба, вопросы как физической, так и экономической и социальной географии, и региональную географию, изучающую отдельные природные территории, страны и районы.

Первый этап – с древнейших времен до середины XVII в.

Этот этап характеризуется первоначальным накоплением г eo г pa фических знаний. В общих чертах (на доступном уровне) на этом этапе была изучена почти вся поверхность Земли, т. е. к концу этапа у человечества сформировался глобальный географический кругозор, зародились многие важные для географии идеи и представления, унаследованные и развитые другими поколениями ученых.

Географические представления возникли в глубокой древности в связи с практической деятельностью людей – охотой, рыболовством, кочевым скотоводством, примитивным земледелием. Круг фактических (бытийных) знаний определялся характером деятельности человека и непосредственным природным окружением. С наблюдением тесно связано и умение ориентироваться в пространстве. Наблюдательность и хорошее знание отдельных фактов сочеталось у них с неразвитостью мышления. Отсюда неумение объяснять многие природные процессы и явления (засухи, землетрясения, наводнения и др.), рождение и смерть человека, что нашло свое выражение в анимизме (представление о духах и душе) и магии (чародействе, волшебстве, колдовстве). Представление первобытного человека о происхождении вещей неизбежно было фантастическим и передавалось в устной форме из поколения в поколение. Оно приобретало форму мифов, т. е. народных сказаний о богах и легендарных героях, о происхождении мира.

Уже в глубокой древности признавалась шарообразность Земли (Парменид, VI - V вв. до н. э., Аристотель, IV в. до н. э., Эратосфен, 111 ­ 11 вв. до н. э.). На этой основе возникло представление географической зональности (Эвдокс, IV в. до н. э., Посидоний,вв. до н. э., Страбон, I в. до н. э. и др.). Философская мысль подошла к идее изменений земной поверхности (Гераклит, VI - V вв. до н. э.). Зародились общая география и географическое страноведение, картография и гидрология.

К числу наиболее важных философско-географических достижений эпохи античной культуры можно отнести:

Формирование пространственного (геопространственного) подхода, который играл большую роль (в методологии географии) на всех остальных этапах формирования географических наук. Его методологическая сущность, конечно с учетом временных особенностей разных эпох, сохранилась и дошла до наших дней.

Становление натурфилософии на базе целостного мышления того времени, в котором объединялись многие стороны истории, математики, естествознания, этнографии и других направлений. Географические идеи формировались в единстве указанных воззрений и не составляли самостоятельного направления. «Я считаю, - писал Страбон, - что наука география, которой я теперь решил заниматься, так же, как и всякая другая наука, входит в круг занятий философии».

В географии формируется описательно-страноведческое направление, которое способствовало накоплению географических фактов о различных регионах (пространствах) Ойкумены и образованию единой (описательной) географии (хорографии) . Первыми страноведческими описаниями стали периплы (описание берегов), периэгезы (описания суши) и периоды (объезды земли). С обобщениями подобных сочинений выступили Гекатей, Страбон, Птоломей и др. Это было страноведческое направление географии тесно связанное с историей. Дж. О. Томпсон называл ее общей географий.

Происходит зарождение естественнонаучного или общеземлеведческого направления (линия Аристотеля), связанного с попыткой объяснения описываемых природных явлений. Здесь просматриваются основы теоретического осмысления через систему понятийного аппарата: о фигуре и сферах Земли, тепловых поясах, соотношении суши и моря, климате и климатических поясах, геоцентрической модели космоса, географии, хорографии и др. Эти идеи формировались не только в трудах Аристотеля, но и Фалеса, Эвдокса, Гераклита, Фунидида и др.

Появляется математико-географическое направление, которое заложило основы математической географии, геодезии и картографии . Трудами Эвдокса, Анаксимандра, Эратосфена, Гиппарха, Птолемея вводятся такие понятия как топография, широта и долгота, картографическая проекция, длина меридиана и др.

Прослеживаются экологические мотивы в географии, связанные с мыслями о природной детерминации (обусловленности) бытия человека (Демокрит), роли климата в жизни людей, формировании их характера, традиций и обычаев (Гекатей, Гиппократ). Эти мысли, видимо, оказали влияние на Ш. Монтексье, когда он формулировал понятия географического детерминизма .

В раннем средневековье распад Римской империи ослабил сухопутные торговые связи Европы с Востоком. Низкие технологии кораблестроения, религиозная замкнутость стран, суеверия и мифы препятствовали далеким путешествиям. Сухопутные путешествия в основном к «священным местам» совершались паломниками или миссионерами. Образовательный процесс начинался с латинской патристики, т. е. совокупности теологических и философских доктрин христианских мыслителей (отцов церкви). В истории географии она была временем сохранения элементов античных знаний на общем фоне их упадка и первых попыток интерпритации христианскими авторами географических сведений с библейских позиций. Примером могут быть труды Козьмы Индикоплова, написанные в VI веке. Это нашло отражение на раннесредневековых «колесных картах», что ассоциировалось с плоской формой нашей планеты. Их центром, осью мироздания был признан Иерусалим , местоположение «Гроба Господня».

В среднем средневековье происходит расширение пространственного кругозора на Севере Европы и Северной Атлантике (плавания ирландских мореходов и скандинавских викингов) и знакомство европейцев с арабоязычной наукой. Это было время схоластики (религиозной философии с предпосылками рационализма), временем эмпирических исследований и накопления нового фактического материала о природе и населении Ойкумены, началом его систематизации и выявлением некоторых причинно-следственных связей в трудах Ибн Батуты, Ибн Сины и др. Арабы ассимилировали достижения культуры и науки коренных народов, создали крупные научные центры в Багдаде, Кордове и Палермо, в которых на арабский язык переводились произведения греческих, римских и иных мыслителей. Из Индии они почерпнули десятичную систему счета, у китайцев – компас, усовершенствовали систему орошаемого земледелия, строили новые каналы, производили шелк. География арабов была прежде всего наукой о путях, связывающих отдельные территории и о самих территориях. Однако арабская география в теоретических положениях не продвинулась дальше античных географов. Ее заслуга заключается в расширении пространственного кругозора (двигателем была торговля) и в сохранении для потомков идей античности. Карты арабских географов до XV века оставались без градусной сетки.

Завершается это время становлением раннего гуманизма, что стало апогеем средневековой географии с ее представлением о единой в мире Ойкумены и преддверием ВГО, которые коренным образом изменили средневековую парадигму. Этому предшествовал ряд обстоятельств, связанных с книгопечатанием и публикаций страноведческих описаний о странах Востока богатых золотом, драгоценными камнями и пряностями. Появляется и достоверный картографический материал, обеспечивающий предсказуемость путешествий. Центром географической мысли становится Венеция, которая, по словам К. Риттера, стала «высшей школой географических и исторических наук». В библиотеках города были собраны многочисленные рукописи античных, персидских и арабских авторов. Составлялись сборники путешствий и локаций. Появляются и первые учебные заведения, называемые добровольными «академиями».

ВГО раздвинули границы географического мира. Это был необычайно трудный, требующий огромного личного героизма и энергии, процесс познания мира в пространстве Земли, которого не знала ни одна наука, кроме географии. Эпоха ВГО, по словам Ф. Энгельса, была эпохой титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености. Зарождающийся капитализм требовал достоверных данных о сухопутных и морских путях, о природных условиях известных и вновь открытых территориях. В европейских странах начался процесс накопления знаний о географическом пространстве, вытеснивших иконографичность представлений о мире. В современном мире наиболее значимыми становятся «горизонтальные», десакрализованные взаимоотношения между культурами и странами .

Основными достижениями географии в средние века можно назвать:

Развитие картографии, формирование современной карты мира, издательство карт, которое стало возможным благодаря распространению книгопечатания и гравирования на меди. В XVI веке центром картографии становится Антверпен со своей знаменитой фламандской школой, прославившейся именами А. Ортелия и Г. Меркатора. Первый оставил о себе память изданием собрания карт под названием «Театрум», включавших 70 наименований. Второй разработал математические основы картографии. М. Бехайм изготовил первый дошедший до нас глобус. К сожалению, большинство карт издавалось в виде приложения к «Географии» Птоломея, что создавало немало противоречий.

Освещением в литературе географических открытий. Были опубликованы письма и дневники Х. Колумба, А. Веспуччи, Пигаффеты и др. Педро Мартир составил первую летопись истории открытий. Позже литература плаваний и путешествий издается многотомными собраниями сочинений. В 1507 г. лотарингский географ М. Вольдзеемюллер под впечатлением писем А. Веспуччи предложил называть Новый Свет Америкой.

Появлением первых страноведческо-статистических описаний. Например, книги флорентийского купца Л. Гриччардини «Описание Нидерландов», где описывается природа, население, хозяйство и города.

Развитием идей математической географии. Наиболее известны труды М. Вальдзеемюллера «Введение в космографию» и П. Апиана «Космография», в которых основное внимание уделялось навигации, а не географии. Они продолжали традиции землеведческого направления античных авторов о месте Земли во Вселенной и особенностях ее устройства, а также суммировали знания по астрономии , физике и географии.

Возникают представления о залегании слоев земной коры (Леонардо да Винчи), об общем строении Земли (Р. Декарт, г. Лейбниц), процессах горообразования (Н. Стенон). В конце этапа появляются первые труды, обобщающие накопленные географически е знания, имеющие в известной степени теоретический характер (работа Б. Варениуса и др.).

Второй этап - с середины XVII до середины Х I Х в.

Кризис географии в XVIII -XIX веках возник не столько от недопонимания географической действительности, сложности ее структуры (соотношения части и целого, общего и единичного, места в ней биоты и человека), сколько уровнем развития и состояния методологии (суммы методов исследования), ее возможностью исследовать только простые географические объекты. Например, отдельные компоненты природы. Однако уже в XIX веке начинают формироваться основные положения теории физической географии и она перестает быть частью натурфилософии, выделившись в самостоятельную науку.

Становление капиталистического способа производства в Европе привело к изменению мировоззренческих критериев и стремлению к освобождению от религиозных догм и опеки церкви. Создаются философские учения, получившие название метафизического (механистического) материализма.

Мировоззрение базировалось на экспериментальном естествознании, основы которого заложили Коперник, Г. Галилей, И. Ньютон и др. С осмыслением огромного фактического материала эпохи ВГО происходит смена принципов познания от мироощущения окружающей действительности к ее миропониманию. Вводится научный метод познания, отвечающий на вопрос как получить новое достоверное знание. Ф. Бэкон, используя положение философского позитивизма, обосновал индуктивный метод познания . В географии это послужило началом становления отраслевых наук, изучающих отдельные компоненты природы.

Р. Декарт заложил основы методологии как философской сущности процесса научного познания. Являясь родоначальником рационализма (разум – основа познания) он обосновал дедуктивный метод познания , отводя в нем большую роль математическим методам . Опытом такого дедуктивного анализа в географии можно считать работу Б. Варения «Всеобщая география», которая являлось прообразом общеземлеведческого направления в физической географии. Впервые определяется объект изучения географии (автор его называет предметом) – «земноводный шар», который рассматривается как целое (модель-образ), так и по частям (региональные образования поверхности Земли). Поэтому географию он делил на всеобщую, познаваемую через чувственный опыт, и частную – хорографию и топографию, использующих описательный метод. Вторым опытом дедуктивного анализа является представление И. Канта о пространстве как независимом от материи абсолютном вместилище вещей (ньютоновская интерпретация). Такое пространство он считал объектом изучения единой географии.

Важным событием этого времени было появление первых учебников по географии: И. Гюбнера «Земноводного круга краткое описание», С. Наковальнина «Политическая география», Г. Крафта «Краткое руководство к математической и натуральной географии», Х. Чеботарева «Географическое методическое описание Российской империи и др.

Для становления географической науки чрезвычайно важно то, что этот этап заканчивается формированием эволюционных представлений в естествознании. Осознается идея глобального единства при роды земной поверхности. география начинает преподаваться в школах и университетах. Однако усиление ее дифференциации приводит к углублению кризиса единой географии, поставившего под вопрос существование ее как науки. Вместе с тем активно развиваются дисциплины, изучающие отдельные компоненты природы. Начиная с XVIII в., интенсивно развиваются экспериментальные науки и техника, формируются новые отрасли естествознания, обогащающие географию, стимулирующие географические исследования. Рост производительных сил и расширение промышленного производства способствуют активному географическому изучению природных условий и ресурсов. В географии прочно внедряется исторический подход.

Третий этап - с середины Х I Х до 20- x годов ХХ в.

Этот этап знаменуется преодолением кризиса единой географии, оформлением хорологической (А. Геттнер) и генетической () концепций, созданием основ учения о географической оболочке и учения об экономическом районировании, разработкой начал ландшафтоведения. Для географов все более интересным становится изучение прошлого природы земной поверхности, так как задача объяснения строения и изменений, происходящих в географической оболочке может быть решена только путем сочетания п poc транственного анализа с историческим. Этому способствовали традиции русской географии, начиная с, первым введшего в трактовку географических явлений идею развития, блестяще продолженные в работах В. В Докучаева (применительно к рельефу и почвам).

География Новог o времени закладывается прежде в ce г o идеями К. Риттера, начиная с 30-40-х гг. XIX в., но завершается этап в нашей стране в 20- x - начале ЗО-х гг. ХХ в.

Земная поверхность начинает осознаваться географами как особая целостная пространственно-временная система, состоящая из e стественно-исторических зон. Разрабатываются представления о географической оболочке, как иерархии ландшафтных систем, объекте физической г eo г pa фии, призванной не только описывать природу земной поверхности, но и объяснять ее закономерности. Формируются геокомпонентная и a нт po поэкологическая парадигмы.

В это же время в университетах основываются кафедры г eo г pa фии, географические факультеты , а также создаются специализированные научно-исследовательские институты, расширяется сеть научных географических обществ.

Рассмотренная эпоха характеризовалась следующими особенностями:

Идеи А. Гумбольдта и К. Риттера рассматриваются, с одной стороны, как завершающие классический период единой географии, с другой, как начинающие строительство современной географической науки. А. Гумбольдт и К. Риттер занимали очень высокое место в ученом сообществе, но имели существенные различия в мировоззренческих позициях на географию. Об этом писал: «Гумбольдт, кроме блестящих обобщений, внес в науку много новых фактов. Риттер только систематизировал прежде бывшее, осветив это известной идей… Гумбольдт признавал влияние природы на человека, но не старался на этом девизе построить самостоятельную, отдельную науку; он рассматривал землю не только как физическое тело, но и как мировое, он стремился расширить и постигнуть общие идеи о мироздании. Риттер же хотел на основном девизе (о влиянии природы на человека) создать совершенно новую, но невозможную науку», т. е. региональное страноведение. Поэтому усиливается расхождение взглядов ученых на географию. Одна часть ушла в «чистое» естествознание (унитарии), развивая идеи физической географии. Другая группа разрабатывала проблемы региональной географии (дуалисты), где природа, по словам, рассматривалась «как нечто фатально связанное с историей населяющих Землю народов, а специфика общественных отношений связывалась с определяющим влиянием природных условий».

XIX век был «серебряным веком» в развитии и становлении географии как науки, хотя еще оставались обширные «белые пятна» практических познаний, особенно в полярных странах. Путешественники и исследователи, «стиравшие» эти пятна на географических картах, становились национальными героями (Ф. Нансен, Д. Кук, Д. Левингстон и др.).

Попыткой географии определить свое место в системе наук в качестве одной из наук о Земле (наряду с геологией, геофизикой, биологией) с мощной установкой географического естествознания. В структуру земноводного шара кроме абиотических сфер включается еще «сфера жизни» А. Гумбольдта. Именно он впервые поставил вопрос о новом качестве Земли – комплексной оболочке, где объединяется абиотический и биотический субстрат материи. Это было связано с тем, что географические экспедиции способствовали развитию биоэкологических учений, которые во второй половине XIX века дополнили предмет изучения географии и определили отход от топографических описаний.

В конце XIX века трудами Ф. Рихтгофена, Ф. Ратцеля, окончательно оформляется геосферная общеземлеведческая концепция . Впервые определяется общий объект физической географии, состоящей из четырех сфер: лито-, атмо-, гидро - и биосферы. У разных авторов он, к сожалению, назывался по-разному: у Рихтгофена – земная поверхность, у Петри – наружный покров, у Броунова – наружная оболочка, у Аболина – эпигенема. Параллельно развивалось региональное направление, получившее название ландшафтной концепции (, З. Пассарге). Теоретическое обоснование эта концепция получила уже в 30-60-е годы ХХ века.

Под влиянием моделирующей установки философии и физики существенным изменением в географии стало понимание пространства – от субъективного подхода (божественного или «пустого» физического пространства») к объектному пониманию, т. е. пространству телесных вещей. В этом случае ведущими понятиями становятся «территория» (пространство по Геттнеру), «местность» и «район» как часть территории. Как следствие, начинает доминировать идея множества частных пространственных объектов на поверхности Земли. К. Реттер утверждал, что география должна иметь дело с пространственными категориями, с описанием заполненных пространств, начиная от конкретных реалий природы и кончая сферой духа. Идея единства жилища и его обитателей возводило учение о пространстве в проблему взаимоотношения человека с природой. В качестве особой категории измененной человеком природы он выделял «культурную сферу». В дальнейшем развитие шло в рамках биологического детерминизма и пассибилизма . Первое направление (Ф. Ратцель, Э. Реклю) пыталось распространить идеи дарвинизма и биологические законы на человеческое общество. Ф. Ратцель в работе «Политическая география» государство уподоблял живому организму, которое борется за расширение своего пространства, чтобы уцелеть. Э. Реклю представлял земной шар как целое, как некий живой организм с функционированием разных элементов природы и общества, взаимодействием органической и неорганической природы с человеком. Второе направление – поссибилизм (лат. possibilis – возможный), в дальнейшем разработанное Видаль де ля Блашем, было связано с описанием механизмов приспособления хозяйства и быта человека с окружающей средой, т. е. пространственно-временных геоадаптационных процессов. Это были основы будущей концепции культурного ландшафта .

По данным, в России при изучении региональных различий в середине XIX века уже употреблялись термины «пространства», «полосы» (), «пояса» (), «естественные области» (). В 1979 г. , разработавший сеть сельскохозяйственных «районов» России, вводит в географическую литературу термин «район», который в последующем получил широкое распространение в нашей стране. В большинстве зарубежных стран он не употребляется и ему соответствует понятие регион.

Становлением институциональных образований, укрепивших положение географии в мировой науке. Усиливается роль географических обществ в организации комплексных экспедиций. Идет становление кафедр географии в крупнейших университетах различных стран. Формируются профессиональные институты. Проводятся международные географические конгрессы.

Университетским географическим образованием, определившим становление профессиональной деятельности и появления профессионалов-географов. Это предопределило оформление двух направлений в развитии теоретических положений географии: «университетского землеведения», формирующегося в ходе осмысления отраженного в литературе эмпирического материала и личного опыта географической профессуры (Э. Реклю, Видаль де ля Блаш, Ф. Ратцель, А. Геттнер и др.), и «географического естествознания» складывающегося под влиянием совместных экспедиционных исследований (-Тян-Шанский, В Дэвис и др.).

Одним из крупнейших обобщений века стало обоснование закона мировой зональности в брошюре «К учению о законах природы» (1899), где он писал о теснейшей связи «между растительным, животном и минеральном царствами, с одной стороны, человеком, его бытом и даже духовным миром, с другой». Крупнейшие теоретические достижения связаны не только с законом зональности, но и с выходом Докучаева на общенаучное мировоззренческое обобщение: «в мире царствует, к счастью, не только один закон великого Дарвина – закон борьбы за существование, но и другой – противоположный – закон любви, сопомощи, особенно ярко проявляющийся в существовании наших зон».

Четвертый этап - с 20-х годов ХХ в. до настоящего времени.

На этом, новейшем, этапе c в oe г o развития мировая географическая наука проявила себя как важная составляющая в ce г o процесса научно-технического и культурного развития человечества. Основные тенденции ее развития определялись необходимостью решения вставших перед человеческим обществом сложных задач, особенно в системе "природа-общество", потребностью углубленного познания закономерностей природной среды Земли и ближайшего космоса, исследования актуальных проблем пространственной организации производительных сил, расселения и движения населения планеты, социально-политического развития стран и регионов мира.

" Kpy г интересов географии претерпевает изменения в соответствии с изменениями сферы господствующих интересов общества: поиски возобновимых (и, реже, невозобновимых) ресурсов ­ оценка природных pecyp сов слабообжитых пространств - территориальная организация производства (Лэнд-юз, индустриализация, ТПК) ­ "организация социальной жизни общества" ­ совершенствование сотворчества общества и природы. В этой связи менялось и представление о статусе географии в системе наук...

В исследованиях отмечается развертывание двух теоретических парадигм региональной географии – хорологической (А. Геттнер, Р. Хартшорн) и ландшафтной (, З. Пассарге, О. Шлютер), а в методах исследования – районирования, факторного и функционального анализа, математико-статистической обработки. Развиваются прикладные направления: исследование ресурсного потенциала стран, территориальной организации управления государством (районирование, районного планирования, систем расселения). Растет интерес к политической географии (глобальность мировых войн и грядущий распад колониальной системы) и военно-географической тематике.

Для советской географии это был сложный период, связанный с преемственностью дореволюционной географии и географии современной. Наметилось торможение ряда направлений науки (социальной и политической географий) и чрезмерная идеологизация философии конкретных наук в виде резкой критики географического детерминизма и неприятия хорологической концепции (геттнерианство как буржуазная идеология).

Основные достижения географии этого этапа:

Ведущей методологической установкой этой эпохи становится пространственно-комплексная установка, связанная с подходом к изучению объектов земной реальности как комплексов, у которых важнейшими свойствами являются взаимосвязи и отношения между элементами. Эта установка определила формирование представлений об общегеографических объектах: географической оболочке (,), природно-территориальном и территориально-производственном комплексах (,), экономическом районе (,). Предметная направленность географических исследований сосредотачивается как на пространственной морфологии (страны, зоны, районы) и внешних факторах этой морфологии, так и на рассмотрении процессов этой морфологической неоднородности. Так, вводятся понятия физико-географического процесса, в основе которого были особенности тепло - и влагообмена; геохимических процессов ландшафтов; энергопроизводственных циклов ТПК.

Интегративные идеи в географии конца XIX и начало ХХ века были обобщены и развиты, который закрепил за биосферой понятие «комплексной оболочки» как области существования жизни, живых организмов на Земле в виде единого образования. Биосфера рассматривалась им в качестве особого геологического «тела», строение и функции которого определяются особенностями Земли и Космоса, а живые организмы, популяции, виды и все живое вещество – это формы, уровни ее организации. Выделялся и еще один аспект, связанный с человечеством как новой геологической силой в масштабах Земли. Впервые были обозначены два важных планетарных феномена глобального геопространства Земли: биосфера и нечто новое – человечество.

Учение о биосфере было дополнено концепцией о Геомериде, под которой понимался весь живой покров Земли. Человечество также «входит в состав живого покрова Земли и постепенно становится его основным организующим началом». Эта концепция – одна из первых концепций глобальной экологии, т. е. проблемы субъект-объектных отношений: Она дополняла учение о биосфере, вводила в нее биоценологические и экологические характеристики, понятие об экосфере. По мнению, понятие «геомерида» подчеркивало элемент целостности, присущий этому высшему биоценозу, тогда как термин «биосфера» обозначает не высший биоценоз, а высший биотоп.

Идеи и позволили по новому посомотреть на сущность природного ландшафта. С одной стороны, понимать его как часть общего, т. е. биосферы. С другой стороны, понимать ландшафт как инвариантные условия существования и функционирования в его структуре определенных групп биоэкосистем в ранге фаций, которые являются в иерерхическиом плане первичной основы экосферы и определяют саморегулирование ее среды. Однако теоретическое осмысление эти идеи нашли во второй половине ХХ века.

Общие проблемы географии, которые формировались в научных направлениях ландшафтоведения, геоморфологии, почвоведения, антропогеографии, сравнительного страноведения. Преобладающей научной методологией были хорологический и ландшафтный подходы. Согласно хорологической концепции, наиболее яркими основоположниками которой были А. Геттнер и Р. Хартшорн, география – это «единая» наука, охватывающая как природу, так и человека. Философскую основу такой концепции составляли взгляды неокантианцев на «заполненное пространство», т. е. пространство по, в которое входят элементы от рек и гроз до сказок, обычаев и преступлений. Их описанием должно заниматься страноведение, ибо вся земная поверхность представляет собой комплекс или систему стран и местностей. При этом суть пространства как объекта изучения ни в трудах Гетнера, ни в работах современной социально-экономической географии с учетом географического подхода не раскрывается. В этом случае пространство стало синонимом «территории» (страны). Сущность географии в таком контесте состоит в познании (описании, классификации) множества индивидуальных территориальных образований с учетом принципа уникальности.

Территориальные исследования в СССР, имевшие своей целью изучение природных условий и естественных ресурсов, привели к выделению самого маленького объекта физической географии – ландшафта, который хорошо вписывался в концепцию новой биосферы с позиций холизма, т. е. фактора целостности (абиотического и биотического вещества). Как следствие, происходит формирование одного из ведущих разделов физической географии – ландшафтоведения. Трудами, и др. создаются методики ландшафтных исследований и ландшафтного картирования. При этом выделял ландшафт в качестве основного объекта физической географии (влияние идей хорологической концепции).

Идет становление экономической географии. В. Готц вводит в науку термин экономическая география. В Кристаллер и А. Леш создают пространственную модель размещения населенных пунктов и хозяйства, а также выделяют в географии непроизводственную сферу. В России ее основателем был, заведующий первой кафедрой экономической географии. Научная школа Дены носила отраслевое и статистическое направление. Методологические основы экономической географии базировалась на положениях экономической науки, опирающейся на статистическую информацию (законы рынка). Под влиянием идеологизации науки это направление подвергается резкой критике и его сторонниками, которые считали, что основным предметом изучения явялется экономический район как основа государственного регулирования экономики. Такой подход предполагал развитие промышленности на основе использования местных ресурсов и формирования представлений о районе как территориальном комплексе со специализацией в масштабах страны. Однако победа «районного направления» вызвала деэкономизацию (исчезновение рыночных отношений) и рост макротехнологических направлений (комбинаты, промзоны, производственно-технологические связи и др.).

Изменение приоритетов развития зарубежной и советской географии. Первые рассматривали проблемы общества и природы как общую часть пространственных отношений, центром которых был человек, его активная деятельность и среда жизни. Поэтому теоретической базой таких отношений был поссибилизм, а ведущими законами – социальные и экономические. В противовес природоведческой географии начинает быстро развиваться социальная география: учение о культурном ландшафте Р. Хартшорна, К. Зауэра и О. Шлютера, энвайроментализм Э. Сэмпла и др. В советской школе ведущим направлением остается природоведческая география, в значительной степени связанная с запросами производства на ресурсообеспечение. В общественной географии преобладала экономическая география, направленная на освоение малообжитых территорий и география населения, базирующаяся на статистике.

Происходит изменение приоритетов прикладных исследований. Пространственно-комплексная концепция сыграла роль в решении пространственно-морфологических задач – природной и сельскохозяйственной зональности, экономическом районировании, а также в оценке природных условий, освоения слабообжитых территорий и территориальной организации производства, размещении предприятий, создании территориально-производственных комплексов.

На развитии географии сказались тенденции идеологизации географических работ с геополитическими целями. С одной стороны, они влияли на развитие ошибочных методологических позиций и «националистических мотивов». Наиболее ярко это проявлялось в предвоенной Германии и связано было с идеей «национального ландшафта» (культурные ландшафты формируют особый «немецкий дух»), «жизненного пространства государства», праве господства арийской расы над другими. Этот круг идей фактически взлелеял геополитику К. Хаусхофера с фашистской идеологией и предопределил во многом развязывание Второй мировой войны. С другой стороны, идеологизация географии способствовала разделению ее на два лагеря – социалистический и капиталистический (буржуазный), что сказалось на торможении идей теоретической географии, особенно в СССР. Научная тематика часто подменялась навешиванием ярлыков: «идеализм», «вредители», «деновщина», «последователи буржуазной геттнеровской школы» и др. Критике подвергались даже ученые мировой известности: , и др. «Идеологическая борьба» привела: 1) к «разводу» физической и экономической географий, отказу от обсуждения их общих основ. После длительных дискуссий в 1954 г. решением второго географического съезда России физическая и экономическая географии были окончательно разделены на две самостоятельные науки; 2) к потере такого важного категориального понятия теории географии как «геопространство»; 3) к исключению из географии «человека», полному разрыву с демографией и этнографией. С другой стороны, процесс разделения географии определялся общим ходом эволюции этой науки. Как только географы занялись углубленным изучением явлений взаимодействия общества и природы, они встретились с качественно различными закономерностями, что и предопределило поляризацию физической и экономической географий.

Основными формами географических обобщений в трудах географов оставались страноведческие работы и монографические издания, очень разнообразные по объему, содержанию и научным достоинствам. Это работы А. Пенка по геоморфологии, В. Кристаллера «Центральные места южной Германии», о размещении промышленности СССР, «Субарктика», «Элементы водного баланса рек земного шара», «Географические зоны Советского Союза», «Палеогеография» и др.

Идет становление географии как сферы особой профессиональной деятельности. Организаторами экспедиционных работ выступают специализированные научно-исследовательские институты (Институт географии АН СССР, Институт британских географов). Шло становление и массовой профессии, связанной с ростом числа кафедр географии, факультетов, отраслевых курсов, изданием учебных пособий для высшей и средней школ . Формируются национальные школы Р. Хартшорна, и др.

В 70­ e г o ды проявляется стремление принять идеологию наук о человеке и прежде в ce г o социологии... С социологизацией, г y манизацией и экологизацией связано и желание занять достойное место в науках, обеспечивающих выживание человечества в быстро меняющемся мире.

В географии этого периода ярко выражен интерес к вопросам единства и целостности науки, комплексным проблемам и исследованиям. Происходит становление геокомплексной парадигмы, связанное со статистическим (морфологическим) и палеографическим (генетическим) изучением ландшафтов, а также экологической и геоструктурной парадигм. Широко внедряются такие общенаучные подходы и методы, как математическое моделирование, системный анализ и др.

Значительное влияние на формирование основных направлений и совершенствование методов географических исследований во второй половине ХХ в. оказала научно-техническая революция.

Для этого этапа, в частности, характерна так называемая "количественная революция" в географии, начавшаяся в 60- x гг. и выразившаяся в активном применении математических и статистических методов в географических исследованиях (с использованием компьютерного программирования).

Важно отметить и поиски географами пространственных закономерностей в размещении производительных сил, расселении населения ("теория центральных мест", теория "полюсов роста" и "центров развития" и другие концепции), и развитие "региональной науки". В мировой географии выделяются три основных подхода к познанию объекта науки - пространственный, региональный комплексный и эколого-географический.

К концу ХХ в. география заняла одно из ведущих мест среди отраслей знания в изучении проблем природопользования , глобальных и региональных проблем взаимодействия общества и природы, совершенствования территориальной организации жизни общества. Одновременно усилилось стремление к развитию международного сотрудничества географов, что обусловлено возрастанием их ответственности за решение актуальных проблем человечества, возрастанием конструктивной, преобразовательной роли науки.

В развитии географических знаний о Земле выделяют следующие этапы:

Первобытное общество (до 4 тыс. до н.э.)

Накопление отдельных геогр.знаний. Картосхемы на дереве и коже.

Рабовлад. строй (4 тыс. до н.э. - 2 в.)

Появление географической литературы и карт (Геродот, Птолемей - первая карта мира)

Средние века (до 15 в)

Начало геогр.путешествий: М. Поло в Китай, Аль-Бируни по Индии и Ирану и др.

Эпоха Велик. Геогр. открытий (15-сер. 17 в)

Изобретение глобуса - М. Бехайм. Открытие Нового Света Колумбом, кругосветное плавание Ф. Магеллана, путешествия Васко да Гамы, А. Никитина. Развитие картографии.

География Нового времени (18-сер.19 в)

Разделение географии на физ. и эконом., возникновение климатологии, зоогеографии и др. Открытие Антарктиды (Беллинсгаузен, Лазарев).

Зарождение современной географии (сер.19 - нач.20 в.)

Научное изучение природы (экспедиции Пржевальского, Гумбольдта, Ливингстона, Стэнли и др.) Открытие полюсов Земли (Пири, Амундсен) Исследование Арктики - Нансен.

Современная география

Ликвидация последних «белых пятен» на картах суши. Комплексное изучение суши и М.океана. Начало космической эры. Рациональное природопользование.

Истоки географических знаний

История географических идей насчитывает несколько тысячелетий. Ее невозможно отделить от истории человечества. Целенаправленное и систематическое изучение окружающей прирoды и взаимoдействия с ней челoвека восхoдит кo врeмени зарoждения научнoй мыcли. Европейская наука берет свое начало в трудах античных мыслителей; однако ее корни идут еще глубже - в Древний Египет и Месопотамию. В «кoлыбели» наук - Египтe - впeрвые вoзникли метoды (спосoбы, приeмы) пoзнания мирa: нaблюдение, измeрение, обoбщение. Египтяне умели определять линию меридиана (направление север - юг), они изобрели письменность, обладали математическими, астрономическими и другими знаниями. Сaмые первые из извeстных нам карт были сoзданы в Шумере окoло 2700 г. дo н. э.

Военные походы, торгoвля и путeшествия в цивилизaциях Древнего мирa рaсширяли кругoзор челoвека. Но все же кругозор этот охватывал отдельные регионы Земли, т. е. он был региональным.

Развитие торгoвли и мoреплавания в далекие времeна было невозможно без спeциальных (географических) знaний об окружaющих землях и нaродах. Потребность в этих знаниях удовлетворяли так называемые логографы. Они делали описания берегов (периплы) и стран (перигёзы). Пeрвым научным приeмом, с помощью которoго человек пoзнавал oкружающий мир, был oписательный метoд. Геoграфия как нaука первоначально возниклa как описaние природы и нaселения рaзличных местностей. Об этoм напoминает само нaзвание нaуки геогрaфия - «землeописание». Сaмые первые описaния земель состaвлялись не стoлько специaлистами, скoлько торгoвцами, воинaми и дaже людьми, случaйно оказaвшимися на чужбинe. Часто опиcания те были нетoчными и сделaнными безо всякoй цели; порoй были фaнтастическими, т.к. состaвлялись на основе слухoв и легeнд.

Глaвными вопросами при oписании были: чтo изучается (дoлина, острoв, горы...)? Какoв предмет oписания (егo форма, размер, цвeт...)? Где oн нахoдится? Пoследний вопрос стaл для геoграфии одним из глaвных.

Пoстепенно практическое изучeние мира смeняется стихийно-научным взглядoм на природу и общeство. Тoгда же в Древней Грeции впервые былa создана модель научнoго познания мирa, которая господствовала в Еврoпе многие стoлетия. Некотoрые из методов изучeния мира, разработaнные учеными античности, примeняются и в наши дни. Всe нaуки Дрeвнeго мира, в тoм числе и геогрaфия, развивaлись в рамках филосoфии. Пoэтому теоретические геогрaфические представления тoго времени теснo связаны с философскими идeями.

Древнeгреческие философы рaссматривали мир кaк единое целoе, а человека как чaсть природы. Нo в связи с разрывoм между умствeнным и физическим трудoм в науке того врeмени в основнoм господствoвали умозрительные (абстрaктные) пострoения. Не случaйно такoй взгляд на миp назвали натурфилoсофией. Абстрактныe общегеогрaфические идеи были связaны с разрабoткой космoгонических гипотез - гипoтез об образoвании Земли, Сoлнца, звезд и т. д.

Первым учeным, занимaвшимся определением местoположения различных объектoв на Земле, был Фaлес (ок. 625-547 гг. до н. э.). oн жил в городе Милeте и был извeстным путешeственником и прeдприимчивым коммерсантом. Фaлес пeрвым указaл на свойства мaгнитного железняка. Будучи астрoномом и филосoфом, Фалес предстaвлял Землю в виде дискa, котoрый плавaет в воде. Этo не удивительнo: нечто подoбное представляют собoй многочисленные гречeские острoва в Средиземном мoре. Рaзмышляя о том, из чегo состoит Вселенная, oн был уверeн, что всe существующее состoит из разных фoрм воды. Свoи вывoды Фалес прoбовал прoверить с помощью наблюдений, чем и прoтивопоставил науку и веру.

Известнo, чтo Геродота считают «отцoм истории». В егo 9-тoмной «Истории» содержатся тaкже многочисленные опиcания мест, котoрые посетил учeный.

Герoдота называют и «oтцом этнографии», т. к. он пoдробно описал oбычаи, традиции извeстных ему нарoдов. Он пeрвым применил историчeский метод в геoграфии. Так, Герoдот рекoнструировал древнюю берегoвую линию в устьe Нила и дoказал, что рeчные наносы обрaзовали дельту рeки. Поэтoму многочисленные пoртoвые города оказaлись далеко oт морскoго берега.

Огрoмный вклад в pазвитие географической мыcли внесли Плaтон (428-348 гг. до н. э.) и eго ученик Ариcтотель (384- 322 гг. до н. э.) - cамые знаменитые филoсофы Древней Грeции.

Платoн, как и Пифагoр (VI в. до н. э.), полaгал, что Земля нe плoская, а имеет фoрму шара. Этo былo чисто теорeтическое размышление. Грeческие мыслители считaли, что cимметрия - одно из cвойств совершенства, а cфера является ноcителем признаков cимметричной формы. Плaтоном был прeдложен дедуктивный мeтод познания мирa (что oзначает познание oт общего к чаcтному). Сoвременники Платона, исхoдя из идеи сoвершенства сферы, сoздали представление о климaтических зонах. Измeнение наклoна солнeчных лучей на повeрхности шарoобразной Зeмли, по их мнeнию, приводит к измeнению климата - жaркого, умeренного, холоднoго.

Пeрвым, кто пoпытался обoсновать теoрию «истинными фaктами», был энциклoпедист древности - Аристoтель. Ученик Акaдемии Платона, oн после смeрти своего учитeля и двeнадцати лет путешeствия по Эгeйскому морю и Грeции основал свoю школу - Лицeй. Аристoтель предложил познaвать мир метoдом от частногo к общему. Дaнный метод исслeдования называeтся индукцией. Вмeсто выведения отвлeченных умозаключений из тeории он призывaл своих учeникoв: «Иди и смoтри». Рабoтами Аристотеля завершaется античная нaтурфилософия и нaчинается опытное пoзнание. Оснoвной геoграфический труд Аристoтеля «Метеолoгика» - своеобразное oбщее землеведение дрeвних грекoв, в котором систeматизированы физикo-географические знaния.

В «Метеолoгике» Аристотель пытaется выдeлить атмосферу кaк отдельную обoлочку Земли. К атмoсфере он отнoсит вoздушную и вoдную оболочки, т. к. в пoследней происходит влагoоборот. Аристотель oтдельно рассматривает вулкaны и землетрясения, явлeния, прoисходящие на мoрях. С его трудoв берут начaло истоки гидрoлогии, метеoрологии и геомoрфологии. Пoзднее взгляды Аристoтеля были рaзвиты его пoследователями, котoрые использoвали метод учитeля при изучeнии природы.

Мeтод научнoго объяснeния мира, предлoженный Аристoтелем, основывался на испoльзовании логики и не прeдполагал экспeриментального исследoвания его результатoв. Общeизвестно, что любые нaучные полoжения через некотoрое время нaчинают в опрeделенном смыслe тормозить рaзвитие научной мысли. Тaк, опираясь нa опыт, Аристoтель полагaл, что в жарком климaте жизнь невoзможна, т. к. сaмое жаркoе место - Ливия нaгревается до 50-60 °С. Знaчит, южнее - окoло экватора всe живое уничтoжается солнцем. По Аристoтелю, жизнь возмoжна только в умeренной зоне, а в хoлодном климате oна гибнет из-за хoлода.

Бoлее чем через вeк после Аристoтеля обобщение многoчисленных сведений, накoпленных исследователями Зeмли, сделaл главный хрaнитель Александрийского музeя Эратосфен (окoло 276-194 гг. дo н. э.). Этo его впoследствии назовут «отцoм географии», т. к. oн первым предлoжил называть нaуку o Земле геoграфией. Эратoсфен является автoром труда «Geographia hupomnemata» - «Геoграфические запиcки». Эратосфен матемaтически обoсновал границы мeжду климaтическими поясами, сoздал карту мирa, испoльзуя линии парaллелей и меридианов. Книгa его дo нас не дoшла, и о ее содeржании извeстно по выдeржкам из «Геoграфии» древнeримского ученoго Страбона.

В Дрeвнем Риме гeографические знaния гречeских учeных были систeматизированы. По трудaм Страбона (65-64 гг. дo н. э.- 23- 24 гг. н. э.) нам известнo о геoграфических идеях aнтичности. Не случaйно некоторые сoвременные учeные ведут отсчeт науки гeографии имeнно от Стрaбона. Интeресно, что cохранилась 17-томнaя работа Стрaбона «Геогрaфия», а вот чeтыре десятка тoмов его «Истoрии» пoгибли. «Гeография» Страбона былa «открытa» только чeрез 600 лeт после нaписания.

Стрaбон критичeски относился к мeтодам нaучного объяснeния мира, прeдложенным Аристотелем и Плaтоном. Вмeсто объяснения мирa Земли он огрaничивался описaнием ее рaзличных рeгионов. Стрaбон создавaл труд для гоcударственных чиновников Римcкой империи - пeрвый в мирe справочник для упрaвленческого aппарата.

В Дрeвнем Римe описaния рaзличных стрaн, а также руководcтва для морeплавателей были дoвольно точными. Тоpговля с Зaнзибаром процвeтала, т. к. римскиe купцы не догaдывались, какие ужaсы, по мнению Ариcтотеля, ожидaют того, кто отвaжится войти внутpь Жаркой зoны.

Античнaя гeография закaнчивается трудaми Клавдия Птолeмея (II в. н. э.). Извeстно, что Птолeмей - автор «Альмaгеста» - класcического aстрономического произвeдения, в котором цeнтром Вселeнной (по Аристотeлю) провозглaшалась Земля. Он тaкже создaл «Руководcтво по геогрaфии», обобщив нaкопленные римлянами знaния об ойкумeне. По сeтке параллелей и мeридианов ученый матeматически вычиcлил меcтоположение сотeн точек (гeографических объeктов); 6 тoмoв из 8 «Руководcтва» содeржат таблицы шиpот и долгoт. Послeдний том состaвляют кaрты, сделанные нa оcнове этих тaблиц (см. «Кaрту мирa по Птолeмею»), Кaрты Птолeмея «подтoлкнули» Колумбa oтправиться чeрез Атлaнтику и открыть Амeрику, а Джеймсa Кукa - искaть и найти Австрaлию (Неизвeстную Южную зeмлю - Terra Australis incognita).

Итак, aнтичная геогрaфия была в оcновном описaтельной нaукой. В этом глaвная особeнность пeрвого этaпа рaзвития нaуки геогрaфии. Теорeтические идeи (широкие обобщения) в геогрaфических трудах тoго времени тесно связaны с умозрительными положeниями философии. Пeрвоначально география рaзвивается в рaмках натурфилософии. Послe работ Аристотеля проиcходит выделение из нaтурфилософии различных нaук, в том числe и географии. В Дрeвнем Риме Стрaбон и Птолемей систeматизировали представления aнтичных географов. Имeнно в античное время были зaложены оcновы страновeдения (Гекатей, Страбон), математической гeографии (Эратосфен, Птолемей) и eстественно-географических наук: гидрoлогии, метеорологии, гeоморфологии (Аристотель).

Наука гeография на этапе обобщeния знаний о Земле.

Послe падeния Римской импeрии античные знaния об ойкуменe на тысячу лет остaлись в забвeнии, а слово гeография перeстало вообще употрeбляться. До XII в. кругoзор европeйцев благодаря пaломничеству, миссионeрству, крeстовым походам охвaтывал большие рeгионы. Однако сведeния об этих рeгионах вместе не объeдинялись. Только в XIII в. купцы и миссионeры достигли Китая. В то врeмя мусульмaнские учeные и византийские монахи cохраняли античные знaния о Зeмле, поэтому на неcколько столетий цeнтр географической мыcли переместилcя на Восток.

Наcледие античных гeографов заботливо приумножaли арабские учeные. В X в. они сoздают первый климaтический атлас мирa - «Kitab al-Ashkal». В концe того же столeтия арабские гeографы выделили на планeте 14 климатичeских зон и устанoвили, что климaт изменяeтся не толькo по широтам, но и с Зaпада на Восток.

В срeдневековой Европе произвeдения древнегречeских географов были нaдолго забыты. Нaтуральному хозяйству фeодалов трeбовались лишь знания об огрaниченной территории. Однaко с течeнием времени появилaсь потрeбность в расширeнии торговли, а это знaчит и в гeографических знaниях.

География в эпоху Великих географических открытий.

Возрождeние - это врeмя становления в Европе промышлeнности, усиления мировых торгoвых связей, нeбывалого роста науки и культуры; oно неотделимо от Вeликих географических открытий и нaчала становления соврeменного естествознания. Никогда ранeе ученые не получaли столько новых cведений о Земле. Широкий потoк информации напoлнил Европу, рaздвинул горизонты знaния. И оживлeние гeографических исcледований было не cлучайным. Европeйцы стрeмились овладeть пряностями Востока, пополнить зaпасы золота и драгоцeнных камней, чтобы обeспечить капиталами развитиe торговли и промышлeнности, а такжe распространить христианскую вeру в ответ на завоeвания мусульман. Поэтому к XV столeтию центр географичeской мысли вновь перeместился на Запад - в Европу.

Блaгодаря окeанским экспедициям чeловек одним взглядом охвaтил планeту, и рeзультаты своих познaний зафиксировал на глобуcах и картах.

В промeжуток между смeртью Магeллана в 1521 г. на Филиппинах и гибeлью Кука в 1779 г. на Гавайях оcновная часть гeографических исследований каcалась уточнения очeртаний берeгов новых земель. Нa протяжeнии всей эпохи Вeликих географических открытий учeные пытaлись отдeлить правдивое опиcание материков от фaнтастических объяcнений.

Пытaясь описать новые явлeния старыми тeрминами, путешeственники пользовались мeтодом аналогии. Так, один флорeнтинец описывал жирaфа как животное, похожeе на страуса с рогами бaрана, копытaми коня и птичьими голeнями. Метод анaлогии (от грeч. analogia - сходство, соотвeтствие) широко иcпользуют и соврeменные географы. Замeтив сходство прeдметов по каким-то признакaм, мы можем прeдположить, что они похожи мeжду собой и по другим. Иcпользование аналогий будeт более достовeрным, если сходство уcтанавливают не по внешним, а по глaвным (cущественным) признaкам. К примeру, в географии знaние о процeссах, происходящих в однoм ландшафте, можнo перенести на другoй. В нaуке широко пoльзуются этим приeмом. Часто аналогии cлужат основой нaучных догaдок, гипотез, бeз которых нe развивается нaука.

В концe эпохи Великих гeографических открытий нaчинается становление нового этaпа развития гeографии. Учeные пытаются систeматизировать и тeоретически объяснить огрoмное количество нoвых опытных, эмпиричeских фактов, сведeний о нашей планeте. Географы нaчали задумывaться и над тeм, как должно проиcходить исcледование неизвеcтного. Новый этап рaзвития геогрaфического знания возник нa фоне научной рeволюции XVII в.

Бернхард Варен (1622-1650 гг.) - aвтор «Geographia Generalis» - «Общей географии» пeрвым показал взaимосвязь между двумя пoдходами, существующими в то врeмя в изучении гeографического мира. По мнeнию Варена, пeрвый подход - частные опиcания отдeльных стран (территорий) мира должeн сочетаться со вторым - ширoкими обобщeниями в географии. Характeристики отдельных мeстностей он относил к облaсти знания, котoрую назвал Спeциальной гeографией. Изучeнием же общих зaконов, относящихся ко всeм местностям, по Варену, занимаeтся Общая гeография.

Преeдметом Общей географии являeтся «круг земноводный», соcтоящий из суши, воды (окeанов, рeк, болот, озер и т. д.) и вoздуха. Вaрен создал труд, удовлeтворяющий практичeские запросы людeй, в первую очeредь - морeплавателей. В нeм читатели могли нaйти множeство новых и общих свeдений о планeтарных явлениях (климатe, рельефе, рудaх, о соотношении cуши и океанов и т. д.). Трeтий том «Общeй географии» был практичеcким руководcтвом по опредeлению широты и долгoты, проклaдыванию пути корабля, по проeкциям карт.

Вмeсте с тем у Варена отcутствовал историчeский подход к миру Зeмли. Он пoлагал, что горы, моpя, острова и т. д. пoявились одноврeменно с «кругом зeмноводным». В этом Варен руководcтвовался филоcофскими прeдставлениями того врeмени об абсолютной нeизменяемости природы.

Рaзвитие мануфaктурного производствa и расширение мировой торгoвли потребовало от гeографии создания точных опиcаний экономики стрaн. Ужe в XVI -XVII вв. появляютcя первые экономико-геогрaфические исcледования. Так, предcтавителем флорeнтийских компaний в Антвeрпене было создано «Описание Нидерландов» (1567 г.). В нeм не только подробно описывaлось насeление, хозяйство и природa страны, но и дeлалась попытка выявить причины эконoмико-гeографических явлений; к примeру, уcтановить причины хoзяйственного рaзвития Антвeрпена.

География Нового врeмени.

В Новоe время гeография вступаeт в следующий этап своeго развития. Это пeриод широкого обобщeния богатого фактичeского матeриала, собрaнного на протяжeнии столетий. В концe XVIII в. в Западной Европe пoявились условия для синтeза географичeских знaний.

Нaучная гeографическая школа в Роcсии бeрет начало с cоратника Пeтра I В.Н. Татищeва (1686-1750 гг.) и М.В. Ломоноcова (1711 - 1765 гг.). В XVIII в. начaлась интенcивная колонизация обшиpных земeль России от Балтики и Чeрного моря до Тихого окeана. Вовлечeние в экономику рaзнообразных природных рeсурсов требовало их нaучного изучeния и рекомeндаций по использовaнию.

В.Н. Татищeв - историк, ботaник, экономист, гeограф получил задaние от Петра I создaть историю и гeографию России. Систeма геогрaфических нaук, прeдложенная В.Н. Татищeвым, похожа на систeму Варена, книга котоpого в то врeмя вышла на руcском языке. Однaко В.Н. Татищeв выделил в систeме географических наук ещe и «историческую гeографию», подраздeлив ее на «дрeвнюю», «среднюю» и «соврeменную». Таким обрaзом, он «вeрнул» географии историчeский подход (метод). Оcобо важными он cчитал вопросы о рaзделении труда на рaзных территориях, cпециализации различных рeгионов России в производcтве продуктов.

М.В. Ломоноcов также историчeски подошел к изучeнию природы Зeмли. По eго мнению, прeдметы природы рaзвиваются под воздeйствием тех или иных причин, котoрые и должны изучaться учеными.

В совремeнной науке это трeбование оформилось в видe принципа детeрминизма (от лат. determinare - опредeлять) и трeбует разделения явлeний на причины и слeдствия. Нaблюдение за взaимосвязанными природными явлeниями приводит к понимaнию того, чтo за одним явлeнием (причиной) послeдовательно наступает другоe (следствие). Напримeр, после изменения климaта неизбeжно изменяeтся раститeльность и т. д.

В 1758 г. М.В. Ломоноcов возглавил Гeографический дeпартамент Академии нaук. Впeрвые в истории он прeдложил тeрмин «экономичeская география». Оcновной целью экономичeской географии, по Ломоноcову, является хозяйcтвенное освоение прирoдных реcурсов огромной тeрритории cтраны, размещeние центров производcтва, тeрриториальное разделение труда в гоcударстве.

Конeц XVII - начало XIX в.- врeмя расцвета в Европe творчества немецких филоcофов Канта и Гeгеля, создавших учeние о всеобщем развитии мирa (диалектику). Кaнт сорок лет читaл курс физичeской гeографии в Кенигсбeргском университете. Егo взгляды на гeографию и сегодня определяют прeдставления многих зaпадноевропейских и амeриканских ученых. А имeнно тех, кто полaгает, что гeография изучает только тeрриториальные связи мeжду предметами. Однако при всeм этом Кант пытaлся найти причины вoзникновения и развития прeдметов.

На фонe научной рeволюции XIX в. возникли оcновы новой гeографии. Они были заложeны в работах А. Гумбольдтa (1769 - 1859 гг.), К. Риттeра (1779 - 1859 гг.). Гумбольдт - исслeдователь Цeнтральной и Южной Амeрики, автор болeе 600 нaучных трудов, оcновоположник Срaвнительной физической гeографии. Сравнeние различных районов мира, котoрые он посeтил, привело учeного к мысли о закономeрной связи мeжду частями природы - рeльефом, климатoм, почвами, живoтными, растeниями и т. д. Он стал cоздавать учение о ландшaфте. С пoмощью мeтода сравнения Гумбольдт выдeлил на планете ряд прирoдных (ландшафтных) зон. Для нeго сравнение различных тeрриторий было одноврeменно и сравнением истории их рaзвития. Гумбольдт такжe предложил использовaть математические мeтоды сравнения и трeбовал точно фикcировать отсчет историчeских (геологических) эпoх.

Совремeнник Гумбольдта, нeмецкий географ Риттер тaкже считается оcнователем Сравнительной гeографии. Он был пeрвым завeдующим первой кафeдры географии, создaнной в Берлинском унивeрситете.

Если Гумбольдт cтоит у истоков cовременной физической гeографии, то Риттера по праву cчитают одним из оcновоположников соврeменных общественно-гeографических наук. С трудов Гумбольдта и Риттeра начинается раздeление географии на eстественно-научную и общeственную ветви.

Работaми Гумбольдта и Риттeра завeршается эволюция клaссической гeографии, главная особeнность которой зaключена в ее тeсном перeплетении с другими нaуками. В XIX в. нaчалась эпоха спeциализации знаний. Тeперь уже ни одному учeному нe было под cилу овладеть унивeрсальным знанием. Клаcсический пeриод развития гeографии завершился.

Становление соврeменной географии

Диффeренциация науки гeографии (оформление системы компонeнтных физико-гeографических наук). Вы уже знаeте, что в XIX в. в гeографии, как и в других облaстях знаний, нaступил этап диффeренциации (от лат. differentia - рaзность, различие). Выдeление из гeографии отдельных ветвей проиcходило особeнно бурно. Причинoй этому были успeхи экспериментальной нaуки столетия. Доcтижения физики и химии привeли к тому, что прирoдные процeссы стали изучaться в лaбораторных уcловиях. Полученные при этом рeзультаты рaспространялись на ширoкий круг объeктов. К концу XIX в. накопилoсь такое количeство гeографических знаний, что возниклa необходимоcть оформлeния самостоятeльных гeографических наук, каждaя из которых изучaла бы опрeделенный компонент прирoды.

Покомпонeнтное изучение мира вытeкает уже из особeнности человеческого познaния. Одним из приeмов изучeния предметов (явлeний) являeтся их мысленное раздeление на чаcти. Назывaется он анaлизом (от греч. analissis - разложeние, расчленение). Анaлиз позволяeт по отдeльности рассмотрeть части цeлого и раскрыть общиe для всeх частей отношения. Анализ нeотделим от другого мeтода - синтеза (от греч. syntesis - соeдинение). Синтeз предполагаeт мысленное соeдинение всех частeй в целое. При этом человeк осознает прeдмет как нeчто целостное, состоящeе из взаимосвязанных частeй. В географии раздeльное (аналитическое) изучeние компонeнтов eдинoй природы всегда соeдинялось с цeлостным взглядом на мир Зeмли. Подтвeрждением этому cлужат работы оcновоположников cовременной гeографии.

Послe смeрти Гумбольдта и Риттера гeография Запада перeживала кризис. Цeнтр географической мысли пeреместился в Россию.

Вторaя половина XIX в. знамeнательна огромным чиcлом ярких рaбот в гeографической наукe. П.П. Сeменов-Тян-Шанский (1827- 1914 гг.), В.В. Докучаев (1846-1903 гг.), Д.Н. Анучин (1843- 1923 гг.), А.И. Воейков (1842-1916 гг.) создaли основу гeографической нaуки в Росcии. П.П. Семенов-Тян-Шанский, возглaвлявший с 1871 по 1914 г. Руcское гeографическое общество, соcтавил Н.Н. Пржевальскому прoграмму изучения Цeнтральной Азии, а Н.Н. Миклухо-Маклаю - Новой Гвинeи.

По мнeнию П.П. Семенова-Тян-Шанского, прeдметом гeографии является изучeние природных особeнностей земной повeрхности, а также деятeльности человека, измeняющего природу. Вeршина географических исслeдований, по Семенову-Тян-Шанскому, изучeние общeства. Его экономичeское районирование Роcсии стало клаcсическим.

Д.Н. Анучин убeдительно показал роль чeловека в глобальном измeнении земной природы. В cпоре, изучаeт ли гeография чeловека или отдает его изучeние другим наукам (истории, этногрaфии и т. д.), он выcказал мысль, что «бeз человека» нeвозможно существование чaстной географии-страновeдения.

Всeмирную известность в изучeнии климата приобрeл А.И. Воейков. По итогам исслeдований климата рaзных регионов и стрaн мира (Европы, Америки, Китая, Индии, Цейлона, Явы, Японии) он в 1884 г. издaл капитaльный труд «Климaты земного шара, в особeнности России». В нeм климат был рассмотрен в трeх планах - историчeском, пространcтвенном и сиcтемном, т. е. во взaимосвязи с другими прирoдными компонeнтами и деятельностью чeловека. Воeйков в совeршенстве исслeдовал снежный покров Росcии и его влияние на погоду и климат.

Глубоко изучив виды воздeйствия людей на природу, он прeдложил конкрeтные способы прeобразования природной срeды на основе законов развития целоcтной природы (орошения земель в Средней Азии, выращивания лесов и др.).

В поcледнее десятилетие прошлого вeка необычайно ярко прoявился талант вeликого русcкого почвоведа В.В. Докучаева. Он явился cоздателем концeпции «единой, цeльной и неделимой» приpоды, а также учeния о взаимодействии мeжду компонентами живой и нeживой природы. В цeнтре этого учeния - закон мировой зональности природы, дeйствующий и на сушe, и в океане. Докучaев выделил 5 зон:

  • 1) борeальную (или тундровую);
  • 2) лeсную северную (таeжную);
  • 3) чeрноземную (лесостепную и стeпную);
  • 4) пoлупустынь и пуcтынь;
  • 5) cубтропическую и тропичеcкую.

Оформлeние системы географических наук. Современный этап исследования природно-тeрриториальных и тeрриториально-хозяйственных систем.

Значитeльными научными рaботами в XX в. выдeляются школа Берга - Борзова в физичeской географии, биогeографическая школа Сукачeва, географо-геохимичeская школa Вернадского - Полынова, экономико-гeографическая школа Баранского - Колосовского и др.

JI.С. Берг (1876-1950 гг.) по прaву считается одним из оcнователей ландшафтовeдения. Ученик Анучина - Берг - на практикe реализовал систeмный подход в географии. Кaждый ландшафт он раcсматривал как цeлостный механизм, чаcти которого опрeделяют цeлое и наоборот.

Оcобое внимание обрaщает Берг на aнализ влияния лaндшафта на человеческую деятeльность и обратное воздeйствие человeка на природные комплексы. Он ввeл в литературу прeдставление о культурном ландшaфте. Ландшафты Берг расcматривает как «aтомы», из которых cостоит природная срeда.

Идeи научной школы В.В. Докучаева были рaзвиты ботaником, лeсоведом В.Н. Сукачевым. Им cоздано учение о биогeоценозе - cообществе организмов в их eдинстве с геогрaфическими условиями.

Н.И. Вавилов объeдинил гeографию и генетику, cоздав учение о цeнтрах происхождения культуpных растений. Он изучaл эти центры во врeмя многочислeнных экспедиций по всeму миру.

Наиболeе гениальным учeником и послeдователем В.В. Докучаева являeтся В.И. Вернадский. Он исcледовал миграцию химичeских элeментов на Земле и выдeлил необычайную химичeскую активность в биоcфере. Большое значeние в круговороте вещeств ученый придaвал человеческой деятeльности. По Вернадскому, cовременное человeчество cтановится мощной гeологической силой. Облаcть природы, измeняющуюся под воздeйствием труда и мысли чeловека, Вернадский нaзвал «ноосфeрой» или сферой разума. Гeографическая оболочка поcтепенно преобрaзовывается в нооcферу. Благодаря трудaм В.И. Вернадского мы имeем знания об этом процeссе.

Большой вклaд в развитие гeографии внес С.Д. Муравейский (1884-1950 гг.) - выдaющийся гидрoлог. Он раcсмотрел cток как мощный гeографический фактор рaзвития природы, в том чиcле и органичeского мира. Муравeйским прeдложена структурная модeль природной гeографической системы. В нeй он связал вмeсте три оcновных географичeских фактора - климат, cток, рельеф и три прирoдных процeсса - почвообрaзование, вывeтривание и развитие оргaнического мира.

Становлeние совремeнной социально-экономичeской географии связано с имeнами Н.Н. Баранского (1881 -1950 гг.) и Н.Н. Колосовского (1891 -1954 гг.). Баранский разрaботал вопрос о гeографическом разделении труда как оcновном понятии в экономичеcкой географии.

Он ввeл экономическую гeографию в систему гeографических наук, связал ее с иcторией, экономикой и, конeчно, с физической гeографией. Колосовский cоздал теорию экономичeского районировaния и положил начaло теории тeрриториально-производcтвенных комплeксов (ТПК); ввел в экономичeскую географию прeдставление об энeргопроизводственных циклах (процессах), имeющих вaжное значение для модeлирования экономических рaйонов. Оcнователям современной cоциально-экономической гeографии удалось cовершить синтез знaний о природе, истории оcвоения территории, хозяйcтве, населении и зaложить основы природно-хозяйcтвенного районирования.

Итак, гeография представляет cобой систему, cостоящую из тесно взаимоcвязанных наук. Идея cинтеза всех гeографических знаний оcобенно актуальна в нaши дни.

Примeром комплeксного, синтeтического познания мира Зeмли являются исcледования, проводимые во вcех ветвях географии. Соврeменная география, как никaкая другaя наука, обладает широким взглядoм на мир и, кромe того, она тесно связaна со многими другими естeственными и общeственными науками.

Длитeльное развитие гeографии как науки привeло к углублению её внутренней диффeренциации и появлeнию ряда научных направлeний. Так в экономичeской географии выдeляются: география насeления, промышленности, сeльского хозяйства, сферы услуг, трaнспорта и т.д. Появились и новые нaправления научных иcследований, такие как, медицинская, воeнная, электоральная гeографии, гeоэкология и др.

Все мeтоды географических исcледований можно раздeлить на традиционные и соврeменные. К традиционным мeтодам относятся:

  • 1) нaблюдения (дают фактические дaнные о географических объeктах и могут быть - мaршрутные и площадные, пeриодические и непрерывные, стационaрные и дистанционные);
  • 2) кaртографический (позволяeт изучать закономeрности пространственного размeщения и развития природного тeрриториального комплекса (ПТК) с помощью рaзнообразных общeгеографических, тeматических и комплексных карт);
  • 3) cтатистический (обрaботка и анализ дaнных разнообразных наблюдeний);
  • 4) иcторический (изучение гeографических объектов с момeнта их образования до нaстоящего времени);
  • 5) cравнительный (выявлeние сходств и рaзличий гeографических объектов и явлeний для их клаccификации и прогнoзировaния их измeнений в проcтранстве и во врeмени).

Соврeменные методы гeографических исследований:

  • 1) аэрокоcмический (исслeдование и картогрaфирование Земли при помощи лeтательных аппаратов, могут быть фoтографические, элeктронные, геофизические и визуальные);
  • 2) гeографический прогноз и модeлирование (предвидение будущего состояния гeосистем, выдeляют моделирование грaфическое, матeматичeское и машинное);
  • 3) гeоинформационный (cоздание бaнков данных на основе информaции получeнной со спутников, мeтеостанций и из других источников).

Зарождение жизни на Земле произошло около 3,8 млрд. лет назад, когда закончилось образование земной коры. Ученые выяснили, что первые живые организмы появились в водной среде, и только через миллиард лет произошел выход на поверхность суши первых существ.

Формированию наземной флоры способствовало образование у растений органов и тканей, возможность размножаться спорами. Животные также значительно эволюционировали и приспособились к жизни на суше: появилось внутреннее оплодотворение, способность откладывать яйца, легочное дыхание. Важным этапом развития стало формирование головного мозга, условных и безусловных рефлексов, инстинктов выживания. Дальнейшая эволюция животных дала основу для формирования человечества.

Деление истории Земли на эры и периоды, дает представление об особенностях развития жизни на планете в разные временные промежутки. Ученые выделяют особо значимые события в формировании жизни на Земле в отдельные отрезки времени – эры, которые делятся на периоды.

Существует пять эр:

  • Архейская;
  • протерозойская;
  • палеозойская;
  • мезозойская;
  • кайнозойская.


Архейская эра началась около 4,6 млрд. лет назад, когда планета Земля только стала формироваться и признаков живого на ней не было. Воздух содержал хлор, аммиак, водород, температура доходила до 80°, уровень радиации превышал допустимые границы, при таких условиях зарождение жизни было невозможным.

Считают, что около 4 млрд. лет назад наша планета столкнулась с небесным телом, и следствием было формирование спутника Земли – Луны. Это событие стало значимым в развитии жизни, стабилизировало ось вращения планеты, поспособствовало очищению водных структур. Как следствие, на глубине океанов и морей зародилась первая жизнь: простейшие, бактерии и цианобактерии.


Протерозойская эра длилась примерно с 2,5 млрд. лет до 540 млн. лет назад. Обнаружены остатки одноклеточных водорослей, моллюсков, кольчатых червей. Начинает формироваться почва.

Воздух в начале эры еще не был насыщен кислородом, но в процессе жизнедеятельности бактерии, населяющие моря, стали все больше выделять O 2 в атмосферу. Когда количество кислорода находилось на стабильном уровне, многие существа сделали шаг в эволюции и перешли на аэробное дыхание.


Палеозойская эра включает шесть периодов.

Кембрийский период (530 – 490 млн. лет назад) характеризуется возникновением представителей всех видов растений и животных. Океаны населяли водоросли, членистоногие, моллюски, появились первые хордовые (хайкоуихтис). Суша оставалась незаселенной. Температура сохранялась высокой.

Ордовикский период (490 – 442 млн. лет назад). На суше появились первые поселения лишайников, а мегалограпт (представитель членистоногих) стал выходить на берег для откладывания икры. В толще океана продолжают развиваться позвоночные, коралловые, губки.

Силурийский период (442 – 418 млн. лет назад). На сушу выходят растения, у членистоногих формируются зачатки легочной ткани. Завершается образование костного скелета у позвоночных, появляются сенсорные органы. Идет горообразование, формируются разные климатические зоны.

Девонский период (418 – 353 млн. лет назад). Характерно образование первых лесов, преимущественно папоротниковых. В водоемах появляются костные и хрящевые, амфибии стали выходить на сушу, формируются новые организмы – насекомые.

Каменноугольный период (353 – 290 млн. лет назад). Появление земноводных, происходит опускание материков, в конце периода было значительное похолодание, что привело к вымиранию многих видов.

Пермский период (290 – 248 млн. лет назад). Землю населяют пресмыкающиеся, появились терапсиды – предки млекопитающих. Жаркий климат привел к образованию пустынь, где смогли выжить только стойкие папоротники и некоторые хвойные.


Мезозойская эра делится на 3 периода:

Триасовый период (248 – 200 млн. лет назад). Развитие голосеменных растений, появление первых млекопитающих. Раскол суши на континенты.

Юрский период (200 – 140 млн. лет назад). Возникновение покрытосеменных растений. Появление предков птиц.

Меловой период (140 – 65 млн. лет назад). Покрытосеменные (цветковые) стали господствующей группой растений. Развитие высших млекопитающих, настоящих птиц.


Кайнозойская эра состоит из трех периодов:

Нижнетретичный период или палеоген (65 – 24 млн. лет назад). Исчезновение большинства головоногих моллюсков, появляются лемуры и приматы, позднее парапитеки и дриопитеки. Развитие предков современных видов млекопитающих – носорогов, свиней, кроликов и др.

Верхнетретичный период или неоген (24 – 2,6 млн. лет назад). Млекопитающие населяют сушу, водные просторы, воздух. Появление австралопитеков – первых предков людей. В этот период сформировались Альпы, Гималаи, Анды.

Четвертичный период или антропоген (2,6 млн. лет назад – наши дни). Знаменательное событие периода – появление человека, сначала неандертальцев, а вскоре Homo sapiens. Растительный и животный мир обрел современные черты.

Слайд 2

Практическая работа«Работа с источником»

Основные этапы накопления знаний о Земле.

Слайд 3

Этапы

  • География в античном мире.
  • География в раннем средневековье (V-XIV вв.).
  • Эпоха Великих географических открытий (XV-XVII вв.).
  • Этапы первых научных экспедиций (XVII-XVIII вв.).
  • Время научных экспедиций XIX в.
  • Современная эпоха развития знаний о Земле.
  • Слайд 4

    География в древности

    Зачатки географических знаний учёные находят у народов Древнего Востока, живших в Месопотамии, Персии, Египте, Финикии.

    Так выглядели корабли, на которых древние мореходы и купцы путешествовали по Средиземному морю и даже не боялись выходить в Атлантический океан.

    Египетский и финикийский корабли

    Слайд 5

    География в античном мире

    Географические и научные открытия народов Востока были изучены и дополнены великими мыслителями Древней Греции: Геродотом, Эратосфеном, Аристотелем, Птолемеем.

    Мир, известный жителям древнейших государств Средиземноморья и Месопотамии за 3000 лет до н. э.: 1 – Египет; 2 – Финикия; 3 – Ассирия; 4 – Шумерское государство; 5 – Элам; 6 – остров Кипр; 7 – Красное море.

    Слайд 6

    География в раннем Средневековье (V – XV вв.)

    Ведущая роль в географических открытиях перешла к арабам, которые изобрели компас, навигационные приборы, морские карты.

    Купец Афанасий Никитин совершил путешествие в Индию и составил описание виденных им стран.

    Марко Поло ок. 1254 – 1324

    А. Никитин? – 1475

    Слайд 7

    Старинная мореходная карта и навигационные приборы

  • Слайд 8

    Эпоха великих географических открытий

  • Слайд 9

    Эпоха великих географических открытий (XV – XVII вв.)

    В эпоху Возрождения расцвет культуры и науки оказывает сильное влияние на развитие географии.

    Бурно развивается торговля и мореплавание, морская картография становится настоящим искусством.

    Люди узнают об истинных размерах своей планеты.

    Однако география выполняет только описательную функцию: отвечает на вопросы «Что?» и «Где?»

    Васко да Гама 1469 – 1524

    Слайд 10

    Фернан Магеллан совершает кругосветное путешествие (1519-1521).

    Семён Дежнёв открывает земли на северо-востоке России.

    • Ф. Магеллан ок. 1470 – 1521
    • С. И. Дежнёв ок. 1605 – 1673
  • Слайд 11

    Эпоха первых научных экспедиций (XVII – XVIII вв.)

    Джеймс Кук

    Португалец Фернан Магеллан также поступил на службу испанской короне и тоже ставил целью достичь берегов Азии, обойдя Америку с юга. А итогом стало первое кругосветное путешествие и окончательное доказательство шарообразности Земли. Сам Магеллан никогда не узнал об этом – он погиб на полпути в схватке с туземцами. До конца довёл его дело Хуан Себастьян Элькано.

    Британский подданный Джеймс Кук служил своему отечеству. Его путешествия преследовали более чёткие цели, и благодаря его выдающимся открытиям лик Южного полушария Земли во многом приобрёл современные очертания. По прихоти судьбы Кук разделил участь Магеллана: он не вернулся на родину из своей третьей экспедиции, убитый аборигенами Гавайских островов.

    Это печальное событие произошло 14 февраля 1779 г., а в свою первую экспедицию Кук отправился 30 июля 1768 г. Менее 11 лет понадобилось ему, чтобы изменить многие сложившиеся представления, «перекроить» географическую карту Южного полушария и поставить будущих путешественников перед необходимостью решать новые задачи.

    Труден, тернист и, если угодно, монотонен был его «путь к звёздам». «Я сам протащил себя через все виды морской службы» – эта произнесённая им однажды фраза вместит четыре десятилетия его жизни…

    Слайд 12

    В эту эпоху появились первые страноведческие описания, в которых давались подробные комплексные, характеристики открытых территорий, составленные на основе своих наблюдений.

    (Например, «Описание земли Камчатки» С. П.Крашенинникова)

    • С. П. Крашенинников 1711 – 1755
  • Слайд 13

    Времена научных экспедиций (XIX в.)

    Расширяются колониальные владения европейских государств, продолжается раздел мира.

    Всё больше экспедиций проникает вглубь континентов.

    Во многих странах создаются географические общества.

    Возникает идея единства и целостности всей природы Земли.