Осознание себя и пробуждение человека. Осознавание Целостности: Осознание себя

100. Об операциональной и содержательной структурах процесса осознания. Е. Ю. Артемьева, М. Ш. Баймишева

МГУ, факультет психологии

Процессы осознания давно вызывают интерес у психологов. Однако изучение этих процессов имеет, как правило, теоретико-методологический, а не экспериментальный характер.

Поводом для осуществления нашей работы явилось желание экспериментально разобраться в природе симптомов, трактуемых в клинике локальных повреждений головного мозга, как нарушения осознания, в частности симптомов некритичности (неосознание факта заболевания; недооценка тяжести болезни и ее последствий; отсутствие контроля за собственной деятельностью; дезориентированность в месте, времени, ситуации; нарушения осмысления в интеллектуальных пробах).

Рассмотрим одну из форм критичности - некритичное отношение субъекта к его болезни. Таким или эквивалентным термином обозначаются в клинике нарушения, проявляющиеся в неадекватном ответе больного на вопрос, как он себя чувствует. Эти нарушения входят нередко в структуру лобного синдрома и служат одним из оснований для топической диагностики поражений. Однако проявления их при разной локализации очага различны. Так, например, больная с левоосторонним поражением передних отделов головного мозга в ответ на упомянутый вопрос может сказать, что она больной себя не чувствует, что попала в клинику по недоразумению. Больные же с правосторонним поражением сообщают чаще, что они больны, но правильно оценить свой дефект не могут, либо преуменьшают его (тяжелый больной, не поднимающийся с постели, может сказать: "Если бы не зрение, то мог бы работать"), либо сообщают формальные сведения о дефекте, ссылаясь при этом на мнение других лиц ("Врач говорит, что у меня..."). Создается впечатление, что в первом случае (левосторонние поражения) происходит полное отчуждение от вопроса, во втором же невозможна оценка собственного состояния как таковая. Нами было предпринято исследование, направленное на проверку этого представления. Материалом послужили протоколы (всего около 150) обследований больных с локальными поражениями головного мозга, проведенных сотрудниками лаборатории нейропсихологии факультета психологии МГУ на базе Института нейрохирургии им. H. Н. Бурденко. Во всех изученных случаях было установлено одностороннее поражение передних отделов головного мозга. Обследования проводились по диагностической схеме А. Р. Лурия . Поскольку эта диагностическая (тестовая) схема первоначально была разработана для различения не сторон, а областей поражения (лобной, височной, теменно-затылочной), она дает тем лучшие результаты, чем специфичнее (в смысле модальности процесса) поражение. Для различения же поражений внутри лобной области потребовалась специальная процедура извлечения информации из накопленных в архиве протоколов обследований . Основные этапы этой процедуры были следующими.

На основании предварительного качественного анализа протоколов была выдвинута гипотеза о том, что все симптомы, наблюдаемые у больных обеих контрольных групп (право- и левосторонние поражения) распадаются на два комплекса. Первый включал в себя симптомы "утери" текущей деятельности, "отчуждения" от нее, потери контроля за выполнением программы действий, независимо от ее содержания - эти симптомы условно были названы "нарушениями контроля". Примеры таких симптомов: невключение в действие, невозможность закончить его, персеверации, некритичность типа благодушия и т. п. Второй комплекс состоял из симптомов, тесно связанных с содержанием выполняемых программ, со структурой предъявляемой или воспроизводимой информации, с ее объемом. Таковы, например, фрагментарность всех видов нарушения упорядочивания или схем, осознаваемая утеря части программы. Эти симптомы мы будем называть в дальнейшем "нарушениями стpуктуры". Понятно, что если предложенная классификация симптомов адекватна, то рассмотренным комплексам должны соответствовать разные формы динамики нарушения: "нарушениям контроля" - устойчивость ошибок, независимость от содержания задания, "нарушениям структуры" - устранение ошибок при изменении задания и т. п.

При анализе материала применялись особые обозначения динамики нарушений. Положительная динамика (знак +) - улучшение выполнения задания от начала к концу опыта, исправление ошибок, лабильность нарушений, зависимость от темпа и программы, доступность ранее недоступного задания при переформулировке и т. п. Отрицательная динамика (знак-) - ухудшение от начала к концу опыта, стабильность ошибок, невозможность улучшения при переформулировке задания.

Все нарушения, отмеченные в протоколах, интерпретировались в приведенных выше терминах. Отдельно учитывались все симптомы, которые не удавалось интерпретировать таким образом. Они оказались близкими к обычным неврологическим (нарушения чувствительности, обоняния и т. п.) или психиатрическим симптомам. На табл. 1 приведены примеры таких записей.

Для окончательного представления на графике суммировались для первой координаты - количество симптомов "нарушения контроля" и число " + " в динамике, для второй координаты - количество симптомов "нарушения структуры" и число "-" в динамике.

В результате обнаруживалось отчетливое разделение больных, позволяющее говорить о лево- и правосторонней симптоматике, как симптоматике нарушения, соответственно, "контроля" и "структуры". На графике точки, обозначающие больных с лево- и правосторонними поражениями, попали в непересекающиеся и даже далеко отстоящие друг от друга области. Таким образом, первый шаг исследования подтвердил правомерность представлений о различной природе нарушений.

Второй этап исследования состоял в формулировке уточненной гипотезы о структуре нарушений и статистической проверке ее. Уточненная гипотеза гласила: нарушения психических функций при поражении передних отделов головного мозга проявляются не столько в распаде отдельных процессов (памяти, восприятия и т. п.), сколько в патологических особенностях строения деятельности вообще. При этом левосторонние симптомы связаны с нарушением выполнения операций, а правосторонние - с нарушением симультанного сохранения программ. Для проверки гипотезы были рассмотрены результаты выполнения нескольких нейропсихологичееких тестон: "повторение ряда слов", "серийный счет", "кривая заучивания", "повторение рассказов".

а) Тест "повторение ряда слов" состоит в том, что больному предлагается воспроизвести в определенном порядке 4-5 слов . Тест выявляет у больных возможность запоминания структурированного материала.

Следовало ожидать, что этот тест окажется достаточно удобным для проверки гипотезы, поскольку удерживание последовательности связано с трудностями симультанного сохранения и должно страдать при "структурных" нарушениях. С другой стороны, при "нарушении контроля" должны возрастать доля ошибок, не связанных с последовательностью воспроизведения, и трудности самостоятельного их исправления.

Для больных с правосторонним поражением оказалась характерной трудность удержания порядка последовательности слов при правильном воспроизведении отдельных из них, например:

дом лес кот стол звон:

1) дом лес кот звон стол

2) дом лес кот звон стол

3) дом лес кот стол звон

Для больных с левосторонними поражениями более характерны ошибки типа парафазий, например:

дом лес кот

дос кос мот

При формальном анализе выполнения теста для каждого больного регистрировались следующие параметры:

1. Доля нарушений последовательности в рамках общего количества предъявлений теста.

2. Доля ошибок, не связанных с нарушением последовательности.

3. Качественный индекс ошибки

единичная ошибка оценивается баллом +1

повторенная сразу же - +2

повторенная n раз - +n

U =1+2+ ... +n 1 +1+.. n 2 +1+ ... +n k /N

где N - общее число предъявлений теста, n k - число повторений ошибок.

1 за исправление единичной ошибки

2 тенденция к исправлению

3 устойчивое исправление ошибок, выраженная динамика

1 повторение ошибки

2 тенденция к застреванию

3 настойчивое повторение нию ошибок, выраженная динамика

Каждому больному ставился соответственно вектор (1, 2, 3, Д - , Д +). На графике изображались точки с координатами (1+Д - , 2+3+Д +), соответствующими в содержательном отношении трудностям сохранения последовательности и трудностям контроля.

б) Тест "кривая заучивания". Для исследования процесса заучивания больному предъявляют 10 слов, не связанных между собой, предлагают запомнить этот ряд и воспроизвести его в любом порядке. В протоколе фиксируется число удержанных элементов. Процедура повторяется 8-10 раз, и полученные результаты изображаются в виде "кривой заучивания" .

При исследовании теста было обнаружено, что у больных с правосторонней локализацией очага продуктивность кривой заучивания выше, чем у больных с левосторонним поражением. У больных с левосторонним поражением отмечаются парафазии, вплетения, персеверации.

При оценке теста регистрировались следующие параметры:

1. Число парафазий - "П".

2. Индекс динамики - "Д": разность между числом воспроизведенных слов при первом и последнем предъявлении.

Как легко видеть, оба параметра связаны с возможными нарушениями "контроля". Для нас осталось неясным, что могло бы соответствовать "структурным" нарушениям при выполнении данного теста. Каждому больному ставился индекс сохранности "контроля": число = -/П+Д/. Мы обнаружили, что больные с правосторонними поражениями обладают относительно большей сохранностью нормальной динамики и точности воспроизведения (соответствующие средние значения для больных с левосторонними поражениями равны 1, а у больных с правосторонними поражениями - 3, 7).

в) Тест "серийный счет от 100 до 7". Больному предлагалось последовательно высчитать от 100 до 7 . Эта проба, по-видимому, позволяет выявить способность длительного сохранения программы. К сожалению, объективно очень трудно квалифицировать ошибки, возникающие при выполнении этого теста. Одна и та же ошибка может объясняться и утерей части программы и отключением контроля за ее выполнением. Причину некоторых ошибок трудно понять, разнообразие типов ошибок велико. Поэтому нам пришлось ограничиться здесь лишь частичной формализацией полученных данных; ошибки обоих типов оценивались в баллах.

К ошибкам "структурного" типа" мы относили ошибки, явно связанные с трудностями симультанного манипулирования структурой числа: утеря операции над десятками, добавление остатка вычитаемого к десятке, явные трудности удержания, устраняемые при письменном выполнении задания. К ошибкам "контроля" относились персеверации, "нелепые" ошибки, ошибки, легко замечаемые, сам факт неосознанных ошибок. Отсутствие ошибок оценивалось баллом 0, единичные ошибки - баллом 1, повторяющиеся - баллом 2, массовые - баллом 3. Для каждого больного строился вектор, первая координата которого была равна оценке ошибок "структурного" типа, вторая - ошибок "контроля".

Оказалось, что больные, допускающие множество ошибок, явно разделяются этим тестом, но больные с единичными ошибками образуют смешанную группу. Трудно истолковать такое смешение: оно может объясняться как объективными причинами (например, случайным характером единичных ошибок), так и тем, что мы неверно квалифицировали природу некоторых ошибок.

г) Тест "пересказ рассказа". Тест состоит в том, что больному сообщается короткий рассказ с предложением пересказать его. Иногда после пересказа задается вопрос о смысле рассказа. Если больной отказывается от самостоятельного пересказа, ему задаются вопросы с целью выяснения того, являются ли трудности пересказа только трудностями активной речи или они связаны с неприятием самого рассказа для внутреннего манипулирования. Хорошо известно, что больные с поражениями передних отделов головного мозга, как правило, делают специфические ошибки при передаче рассказов. Диапазон этих ошибок весьма широк: начиная от прямого отказа передать рассказ до едва заметных посторонних вплетений в ткань рассказа. Влияние латеральности поражения на передачу рассказа, насколько нам известно, специально не исследовалось. Однако если рассматривать передачу рассказа как частный случай психической деятельности по активному воспроизведению следов, то естественно ожидать латеральных особенностей при его выполнении, т. е. как симптомов нарушения "контроля", так и симптомов "распада структуры".

Эти различия были сразу же установлены. Больные с левосторонним поражением передних отделов головного мозга, отказываясь от пересказа, никак не аргументируют это, иногда даже не осознают, что они не выполняют инструкцию. Больные с правосторонним поражением редко отказываются от пересказа, а когда это происходит, они сообщают экспериментатору, что устали, забыли рассказ, забыли часть сюжета и, действительно, после отдыха или подсказки возобновляют адекватную деятельность. Аналогичным образом по-разному выражается у больных с лево- и правосторонними порожениями и известный симптом вовлечения в пересказ стереотипов. У первых это, как правило, утеря рассказа, безвозвратная стереотипия; у вторых - стереотипия временная, вплетение внешних связей, которые, видимо, заполняют паузы в затруднительном для больного развертывании рассказа.

Больные с левосторонним поражением передних отделов не могут сообщить смысл рассказа, даже если им задают прямые вопросы. Для них характерен либо уход в стереотипию, либо сообщение в качестве морали чего-то никак не связанного с рассказом. Больные же с правосторонними поражениями обычно правильно (как правило, односложно) отвечают на вопросы о смысле рассказа, даже если передача последнего им недоступна.

Поэтому для статистического анализа архивного материала по этому тесту мы выбрали следующие параметры: нарушение поведения при выполнении теста - смех, прекращение рассказа и необоснованный переход к другой деятельности и т. п. (C 1); возвратный (С 2) и невозвратный (С 3) вход в стереотипию; невозможность прямого выяснения смысла рассказа (С 4); трудности самостоятельной передачи, снимаемые подсказкой или вопросами экспериментатора (С 5); осознаваемые замены имен персонажей, невозможность воспроизвести рассказ полностью при сохранности общей схемы или ее части (С 6). Наличие каждого симптома у больного отмечалось числом +1, для каждого больного строился вектор, первая координата которого равна сумме единиц за симптомы С 1 С 2 и С 3 , вторая - за симптомы С 2 , С 5 , С 6 . Симптомы C 1 , С 3 и С 4 предполагались входящими в группу нарушений "контроля", С 2 , С 5 и С 6 - нарушений "структуры".

Формальные результаты выполнения отдельных тестов, получившие графическое отображение, вновь подтвердили хорошее соответствие типа симптоматики (в альтернативе "нарушения контроля" - "нарушения структуры") стороне поражения.

Таким образом, эксперименты показали, что для левосторонних поражений передних отделов головного мозга характерно нарушение контроля больного за своим состоянием, собственно неосознание дефекта, "невключение" процесса осознания, для правосторонних - невозможность оценки дефекта за счет разрушения структуры осознания. Эти факты позволяют перейти к обсуждению вопроса о месте осознания в общей структуре деятельности и о функциональном назначении лобных долей мозга.

Данные исследования подчеркнули, что нарушение критики к своему состоянию не является модально-специфическим, а обусловлено, по-видимому, определенными нарушениями в общей организации структуры деятельности индивида. То же можно сказать и о других проявлениях неосознания. С развиваемой точки зрения, например, можно интерпретировать и феномены дезориентированности. Дезориентированность во времени (типа перестановки дат), в пространстве (типа невозможности владения пространственными схемами), в ситуации (типа фрагментарности, "распада" ситуации) может входить в симптомокомплекс "нарушений структуры". Однако эти же симптомы, проявляясь в другом контексте (при общей дезориентированности, связанной с уходом от задания), могут входить в альтернативный комплекс "нарушений контроля". Отсюда понятно, насколько важно иметь обоснованное предположение о месте в общей структуре деятельности психических операций, входящих в процесс осознания. Построить такое предположение, видимо, возможно только, рассматривая процесс осознания в качестве особого, своеобразного вида психической деятельности.

Любую же психическую деятельность следует рассматривать как единство ее функциональных и содержательных структур. Под "функциональной структурой" деятельности мы понимаем набор операций (программ), участвующих в ее осуществлении. "Содержательная структура" - это конкретное наполнение программы, ее "овеществление". Почти все тесты, созданные в нейропсихологической клинике, направлены на выяснение дефектов в содержательной структуре деятельности, в конкретном модально-специфическом наполнении операций. Однако проведенные нами опыты показали, что при латерализованных поражениях лобных долей мы имеем дело с функциональной структурой деятельности. Функциональная структура делится, в свою очередь, на собственно операции и на обеспечение осуществления операций. Схема дробления структуры деятельности выглядит так (рис. 1).

Наблюдение симптомов односторонних поражений лобных долей заставляет полагать, что мы имеем дело с неполадками в блоках 6 и 7.

Можно думать, что процесс осознания, будучи элементом функциональной структуры различных видов деятельности (и являясь сам определенной деятельностью), имеет свою собственную содержательную и функциональную структуру. Нарушение функциональной структуры процесса осознания влечет за собой нарушения в функциональной структуре текущей деятельности, обусловливая симптомокомплекс "нарушения контроля". Расстройство содержательной структуры осознания также влечет за собой нарушения в функциональной структуре текущей деятельности, но уже по типу "нарушений структуры".

Рассмотрение нарушений, проявляющихся при поражении передних отделов головного мозга, показывает, что почти все они могут трактоваться в терминах нарушения осознания. Понимание же осознания как звена в функциональной структуре деятельности позволяет приписать этому звену функцию регистрации собственного состояния, индивида.

В пользу такой трактовки говорят как клинические наблюдения, так и эволюционная оправданность существования в структуре деятельности специального блока регистрации собственных состояний субъекта. Об экспериментальных фактах мы уже говорили выше. Эволюционная же оправданность связана с тем, что по мере усложнения деятельности индивида, развития программ поведения становится необходимым управлять этими программами, иметь информацию о том, какой такт программы осуществляется в данный момент и какие узловые ответвления программы уже пройдены. Естественно ожидать, что лобные доли - образования, молодые в эволюционном отношении, могли бы участвовать в структурировании сведений о собственном состоянии субъекта. Видимо, при поражении передних отделов головного мозга нарушается способность субъекта регистрировать собственную текущую деятельность или обнаруживать собственное состояние. При левостороннем поражении это выражается в невозможности ответа на вопрос "что со мной происходит", при правосторонних же нарушениях - в невозможности ответа на вопрос, поставленный по другому: "каково то, что со мной происходит".

В настоящее время довольно популярна литература о духовном мире человека. Осознание - одна из наиболее актуальных и обсуждаемых тем сегодня. Между тем точного его определения не существует. Попробуем разобраться с процессами осознания в статье.

Определения

По мнению Владимира Хорошина, , бытия является фундаментом сознательности человека. Автор полагает, что мудрые люди всегда ищут во всем смысл. Цель устремленного индивида - это осознание . Хорошин считает, что когда человек осознает полученное знание, он может передать его другим. Знания, приходящие без переживания, не могут применяться на практике.

По мнению Энтони де Мелло, информированность и осознание - это далеко не одно и тоже. В своих рассуждениях автор приходит к выводу, что человек, живущий осознанно, не может совершить злодеяние. В свою очередь, индивид, только информированный о различиях между злом и добром, знающий, какой поступок называется плохим, вполне может его совершить.

Из приведенных сведений можно сказать, что осознание - это :

  • Видение происходящего во внешнем и внутреннем мире. При этом имеется в виду простое наблюдение за ощущениями, мыслями. Осознание - это безоценочное видение. О нем нельзя ничего сказать, можно только войти в него и наблюдать за всем.
  • Непосредственное переживание, но не обдумывание происходящего. Оно не является ни мыслью, ни ощущением, ни чувством. Осознание можно считать чем-то, объединяющим это все.

Ключевой признак

Осознание - это состояние, включающее действие. Размышление не является осознанием. Его скорее можно назвать рефлексией, предполагающей суждение, оценку, обдумывание, поиск ответов, мотивов, определение, почему именно так, а не иначе что-то происходит. В таком случае человек совершает выбор.

При осознании несколько иная ситуация. Выбор никакой не совершается, поскольку сразу же появляется единственно верное для индивида решение. Если есть осознание деятельности , например, то вопросы "как делать?", "что делать?" не возникают.

Если человек не обладает необходимым опытом осознания, объяснить простыми словами его содержание нельзя. Осознание приходит подобно вспышке. У человека возникает способность глубоко видеть происходящее с ним.

Ментальный уровень

Обдумывание, размышление или ментальное осознание позволяет понять что-то фрагментарно. Индивид может осознавать мысли, но не осознавать действия или чувства.

В такой ситуации имеет место рассогласованность между тем, что человек говорит, чувствует и делает. Он может сказать, что что-то понимает, но при этом не может объяснить, что чувствует, какую реакцию эти ощущения вызывают, какие предполагают действия.

К примеру, человек понимает, что во время конфликта голос повышать не следует, поскольку это приведет к негативным последствиям. Однако когда возникает ссора, он автоматически начинает кричать. В этом состоит основная . При полном, безоценочном видении происходящего слова, действия, чувства будут ориентированы на разрешение конфликта.

Здесь важно понимать, что размышления, выстраивание логических цепочек и прочие умственные действия не могут привести человека к осознанию. Их результатом является увеличение объема знаний. Развитие осознания предполагает выход за рамки информированности и ума.

Согласованность внешних и внутренних факторов

Она считается еще одним важным признаком осознания. Согласованность действий, чувств, мыслей приводит к тому, что индивид становится свидетелем собственных действий, своего

При этом человек способен проследить появление мысли, чувств, действия. Он на всех уровнях - эмоциональном, физическом, ментальном - осознает свои модели поведения, стереотипные ответные реакции. Человек как бы со стороны наблюдает за происходящим во внутреннем мире, может проследить за представлениями, формирующимися в уме.

Цели осознания

Способность осознавать происходящее позволяет увидеть личность в ее исходном состоянии, такой, какой она является на самом деле. Это изменяет внутренний мир, понимание человека. Когда индивид наблюдает, он может изменять то, что видит.

Можно говорить о том, что осознание является своего рода "поворотом внутрь себя". Индивид начинает видеть, что говорит он об одном, а происходит на самом деле совершенно другое. Более того, человек начинает осознавать, что его стереотипы, шаблоны перестают работать, теряют эффективность, не приводят к желаемому результату.

Все это приводит к переоценке ценностей. Осознание позволяет изменить жизнь, не прилагая к этому никаких дополнительных усилий. Задача при этом одна - научиться беспристрастно наблюдать.

Человек на самом деле не нуждается ни в каких философских разговорах, ему не нужно объяснять, правильно что-то или нет, нужно что-то ему или он сможет обойтись без чего-то. Разнообразные курсы по формированию уверенности, повышению самооценки и пр. - трата времени. Осознание способствует развитию способности отличать что правильно, а что нет.

Человек как бы соприкасается с действительностью, оставаясь при этом сторонним наблюдателем. Он воспринимает явления отстраненно, не смешиваясь с ними, не комментируя и не оценивая их, даже не пытаясь что-то изменить. Если человек сможет так понаблюдать за событиями, он увидит, как внутри него идет процесс дезинтеграции.

Психотерапия

В рамках этого медицинского направления осознание отражает достижение пациентом полного понимания собственного "Я", своей психической жизни, взаимоотношений с окружающими людьми. Оно способствует формированию адекватного самовосприятия. Достигается это за счет объединения сознанием материала, ранее не осознаваемого пациентом.

В широком смысле осознание в психотерапии предполагает формирование адекватного понимания окружающего мира.

Почти во всех существующих в настоящее время психотерапевтических направлениях осознание занимает определенную позицию. Но его удельный вес и значимость, фокусировка представления о материале, ранее не осознаваемом пациентом, приемы, методы, применяемые для достижения адекватного представления о происходящем, в полной мере определяются базовой теорией.

Основы психоанализа

Вопросы осознания "своего Я" довольно подробно изучал З. Фрейд. В психоанализе используются приемы и особое понимание функционирования психики. Специфичный подход обеспечивает выбор терапии и схему ее применения.

Желаемый эффект достигается за счет специальных технических методов:

  • Свободного ассоциирования.
  • Анализа снов.
  • Высокой частоты сеансов.
  • Интерпретации защит и переноса и пр.

Эти приемы позволяют подвести пациента к осознанию защитных механизмов, активированных его психикой.

Цель психоанализа состоит также в определении характера травмирующих переживаний, личностных конфликтов и освобождение от них.

Одним из важнейших умений психоаналитика считается его способность сопоставлять сознательные действия, мысли, импульсы, фантазии, чувства пациента с бессознательными их предшественниками.

Когнитивная психотерапия

Понимание вместе с выслушиванием пациента, ответом с последующим возвратом к выслушиванию считается одной из 4 стадий реализации методики выражения чувств и мыслей больного в процессе терапии.

Пациент всегда на начальных стадиях сопротивляется осознанию. Успешное преодоление этого сопротивления в ходе психотерапии заканчивается осознанием механизмов психологической защиты.

Ключевая цель когнитивной психотерапии состоит в подведении пациента к адекватному восприятию иррациональных установок ("автоматических мыслей") либо главных механизмов, провоцирующих рассогласованность между восприятием и его оценкой.

Основная мысль сводится к тому, что человек становится несчастным не от происходящих явлений, а от того, как воспринимает их. При столкновении с событием, провоцирующим проблемы в разных условиях, пациент начинает приходить к осознанию того, как иррациональные установки могут менять его восприятие.

Особенность психотерапевтического воздействия

Для описания явления, спровоцировавшего последствия, которые заставили обратиться к специалисту, не потребовалось бы особенных условий, если бы больной не смешивал само событие, свое восприятие и оценку.

При последующих столкновениях с явлением пациент учится менять свое видение происходящего. В результате у него вырабатывается стратегия рационального, многовариантного поведения. У пациента расширяется диапазон возможностей решения проблемы.

Здесь следует отметить, что обращение к психотерапевту обуславливается проблемой, вызванной, как правило, несколькими иррациональными установками. При этом между ними имеются определенные связи (параллельные, иерархические, артикуляционные и пр.). Главной задачей пациента и врача является как раз достижение осознания этих связей.

Выработка тактики

На начальной стадии вопрос о схеме действий решается обычно вместе с больным. Одним из основных приемов когнитивной психотерапии является изменение ракурса восприятия события. Этот метод позволяет подвести пациента к осознанию иррациональности установок.

Больной начинает концентрироваться не на явлении, вызывающем у него негативные эмоции, а на процессе их возникновения. По ходе терапии пациент начинает осознавать излишнюю широту использования иррациональных установок, чрезмерную их персонализацию. Вследствие этого у него формируется способность заменять их более гибкими и точными, реалистическими и адаптивными моделями.

Психотерапевту необходимо последовательно структурировать процессы, помогая больному в выработке нескольких альтернативных правил, которые он мог бы использовать.

Гуманистическая психотерапия

В рамках этого направления значение осознания и его ключевых механизмов раскрывается концепциями о личности, например, описанной Роджерсом. По его мнению, отдельные аспекты опыта, приобретенного индивидом в ходе развития, обретают характер, выраженный в осознании своего бытия и существования. Это то, что именуется Роджерсом "Я-опытом".

В процессе взаимодействия с окружающим миром, в особенности с его частью, значимой для индивида, "Я-опыт" постепенно трансформируется в "Я-концепцию". У человека формируется реальное представление о себе.

Идеальное "Я"

Это еще одно важнейшее звено развития личности. Идеальное "Я" формируется преимущественно под влиянием ценностей и норм, которые навязаны индивиду окружением. Далеко не всегда они согласуются с его личными потребностями и стремлениями, то есть, с его действительным, реальным "Я".

По ходу осознания этих обстоятельств у человека формируется потребность в получении положительной оценки. Роджерс считает, что эта потребность является ключевой для всех людей.

Чтобы сохранить положительную оценку со стороны окружающих, человек прибегает к фальсификации некоторых своих представлений, воспринимая их только по критериям ценности для других людей. Такая установка препятствует развитию психологической зрелости. В результате начинает формироваться невротическое поведение.

Тревожность

Она возникает вследствие фрустрации (неудовлетворения) потребности в получении положительной оценки. будет зависеть от уровня угрозы для "Я-структуры".

Если механизм защиты неэффективен, то переживание будет полностью символизироваться в осознании. Целостность "Я-структуры", в свою очередь, разрушается тревожностью, вследствие чего появляется состояние дезорганизации.

Реконструктивная психотерапия

Основные методы были выработаны отечественными специалистами Ташлыковым, Исуриной, Карвасарским в Психоневрологическом институте им. Бехтерева.

Осознание в рамках этого психотерапевтического направления принято изучать в трех аспектах: поведенческом, эмоциональном и интеллектуальном.

В последнем случае задачи специалиста сводятся к подведению пациента к осознанию:

  • взаимосвязей "личность-явление-заболевание";
  • генетического плана;
  • интерперсонального плана личности.

Осознание взаимосвязей между личностью, событием и болезнью определяющего влияния непосредственно на эффективность психотерапии не оказывает. Оно в большей степени способствует формированию устойчивой мотивации для активного, осознанного участия больного в процессе лечения.

В эмоциональной сфере при осознании больной начинает понимать свои чувства. В результате он может испытать к себе, раскрыть проблемы, которые его беспокоят, с соответствующими переживаниями. Кроме того, работа с эмоциональным фоном способствует самостоятельной коррекции больным своих отношений, реакций. Он приобретает способность изменять способ переживаний, восприятия взаимодействий с окружающими.

Выводы

Способность пациента корректировать неадаптивные ответные реакции, модели своих действий с учетом их роли, значения, функций в структуре психопатологических нарушений - основной результат процесса осознания в поведенческой сфере.

При использовании реконструктивной (личностно-ориентированной) психотерапии Ташлыкова, Карвасарского, Исуриной, в особенности в групповых формах, значение имеет не только осознание, но и становление адекватного самосознания, а также существенное расширение его пределов.

Почти во всех используемых в настоящее время психотерапевтических системах процессу осознания придается большое значение и уделяется особое внимание. С развитием технического прогресса, появилась возможность внедрять в практику видеотехнические средства. Это, в свою очередь, позволяет оказывать более направленное воздействие на процесс формирования осознания у пациента в разных сферах. Это, безусловно, способствует ускорению выздоровления, обеспечивает высокую эффективность психотерапевтических методик. Однако, разумеется, в нрастоящее время ведется работа по совершенствованию приемов индивидуальной и групповой психотерапии, осуществляется разработка новых концепций о личности.

Осознание

Осознание — это сила, которая гармонизирует то, на что вы ее направляете.

Осознание — это возможность изменить вибрационный уровень частот вашего сознания, который порождает двойственное восприятие. Фактически это возможность увидеть самого себя таким, каков ты сейчас есть.

В осознании дуальных представлений о себе содержится возможность реального переживания самого себя как того, который «ЕСТЬ».

Осознание — это возможность видеть понимание и непонимание, любовь и ненависть, правильное и ошибочное, положительное и отрицательное как две стороны одной медали.

Ищи осознания — всё остальное приложится.

Осознание — это возможность видеть то, что я сознаю, и то, что я не сознаю, то есть творчество двух противоположных режиссеров моего спектакля под названием «Жизнь».

Можно побить подушку, а можно осознать то, почему вы ее бьете.

Осознание — это возможность, с помощью которой мы изучаем самого себя, чтобы узнать, кто же мы есть сейчас и кто мы есть на самом деле.

Осознание — это то, что видит всё, не осуждая ничего. Осознание есть то, что просто видит то, что есть, так, как оно есть. Вы не можете ничего о нём сказать, но вы можете войти в него и видеть то, что есть. Осознание — это то, что ясно видит всё, что есть в трехмерной реальности, именно потому, что не является этим.

Вы не можете говорить о том, что есть осознание. Но вы можете наблюдать с помощью осознания за теми образами, которыми привыкли считать самого себя. Наблюдая за ними, вы их изменяете и наблюдаете уже за возникшими изменениями.

Осознание подобно высококачественному фотоаппарату, постоянно делающему снимки вашего ментального, эмоционального и поведенческого состояния из самых разных позиций.

Делайте что угодно, но осознанно. Осознание позволяет увидеть всё таким, какое оно есть. Вы можете осознать свою личностную программу, образы себя и то, что было порождено ими.

Осознавайте дуальность своих мыслей, чувств и поступков, видя и принимая в себе то, что как вы считали, к вам не относится. Иначе всегда будет несоответствие между тем, что вы думаете, чувствуете, и делаете. Это ваша внутренняя дисгармония.

Осознание себя

Что такое осознавать себя? Это наблюдать и ясно видеть в себе механизмы работы вашей личностной программы. Способом проведения самоисследования является осознание.

Надо прекратить борьбу с внешним объектом, перевести внимание внутрь и увидеть там того, с кем ты боролся вовне. Не понимая этого, будешь враждовать с самим собой, отраженным вовне.

Именно ваше переживание своей разделенности, как страдания, будет выталкивать вас к осознанию своей личностной программы. Вот что такое осознание. Этому не надо учиться, это надо делать.

Осознание себя возникает через переживание. Понимание и осознание - это соединение нового знания с его новым переживанием. И это делается всегда по отношению к себе, только к себе, больше ни к кому. Насилие осознанием показывает, что вы не осознаёте.

Осознавать себя - значит видеть свою личность такой, какова она сейчас есть, и это уже начинает менять ее. Ничего другого специально делать не надо.

Осознание себя - это возможность выбора. Если вы выбираете единство, и видение всего так, как оно есть на самом деле, то вы будете в осознании. Если вы выбираете просто осознание ради осознания, то это будет всего лишь формой игры, в которую можно играть очень долго.

Хотеть осознания или быть осознанным? Это большая разница. Надо перейти от просто желания хотеть к состоянию бытия.

Осознание себя - это ускоренный способ получения опыта. При этом вам не надо сбрасывать свое физическое тело, то есть умирать физически. Как только вы даете разрешение на осознание, мгновенно начинает проявляться подсознательная сторона вашей личности. И жизненная ситуация складывается так, чтобы вы ее начали видеть.

Осознание себя - это очень быстрый процесс духовного развития. Я бы назвал его экстремальным видом духовного развития. Отделять духовное развитие от других сфер жизни глупо. Осознавать себя надо везде. Вы встречаете всегда тех людей, которые отражают части вас, но видите ли вы это? Осознавать надо то, что есть сейчас.

Никогда не считайте, что у вас уже полное осознание себя. Потому что даже тогда, когда вы придете к тому, что считали просветлением, то вдруг очутитесь на самой первой ступени некоего плана бытия, в котором вы чувствуете себя как ребенок.

Осознание и обусловленный ум

Осознание — это не галлюцинирование ума, это ясное видение такого галлюцинирования.

Ваше осознание себя будет происходить не благодаря обусловленному уму, а вопреки ему.

Ваш обусловленный ум настроен на регистрацию повторяемости того, что уже было. Он не ищет новое, а ищет то, что уже было.

То, что люди считают реальным, определяется именно обусловленностью их ума. Поэтому пока вы не поймете принципы его работы, вы не поймете, что реально, а что иллюзорно.

Осознание, наблюдение и отстранение нужны только для того, чтобы разотождествиться с представлениями обусловленного ума, который является просто набором привычек и убеждений.

Осознание – это рабочий инструмент изучения ума. Осознание, это возможность выйти за пределы всех фрагментов ума и наблюдать за ними. В таком наблюдении нет осуждения, а есть интерес исследователя.

Через осознание можно очистить свой ум от множества имеющихся в нём иллюзорных представлений, которые он считает реальными и на основе которых действует.

Я вам предлагаю осознавать дуальные представления вашего обусловленного ума. Тогда вы можете ими играть. Если вы их не осознаёте, то они играют вами.

Прошло уже достаточно много времени с момента выхода фильма «Матрица». Казалось бы абсурдная идея, но она все чаще приводится в пример учеными, пытающимися объяснить картину мира. Нет, речь идет не о сверхкомпьютерах и криогенных камерах, в которых спит физическая оболочка человека. Скорее можно говорить о большой «игре», в которой каждый играет какую-то роль. И не всегда эта роль подходит «актеру». Осознание своей настоящей сущности позволяет вырваться из этого порочного круга, начать жить по-настоящему. Это означает пробуждение – выход из социального анабиоза. О том, каким образом можно инициировать осознание и пробуждение, поговорим далее.

Что такое осознание себя?

Осознание - это полное понимание и принятие всего, что происходит в жизни, включая свои поступки, мысли, желания. Зачем это нужно? Для того, чтобы прожить свою жизнь осознанно, выполнить свое истинное . Открыть глаза и увидеть свой настоящий жизненный путь. Что это даст? Ощущение гармонии, счастья, полноты своей жизни. Ведь, по сути, не важно сколько у человека денег, в каком доме он живет или на какой машине ездит на работу.

Главное, чтобы он был счастлив в своей жизни, чтобы ему хватало того, что он имеет. Осознание себя, своих желаний и потребностей, позволяет понять направление, по которому стоит двигаться , не распыляясь на ненужные вещи. Осознание и пробуждение – ключ к себе настоящему и целостному.

И если с осознанием все более-менее понятно, то, что такое пробуждение? Почему столько внимания уделяется необходимости совершить его? Пробуждение – это момент перехода от неведенья к осознанию. Это словно открыть глаза после длительного сна или скорее анабиоза. «Социального анабиоза», продиктованного нам обществом, его коллективным разумом или традициями. Но прежде, чем поговорить об осознании и пробуждении, коснемся вопросов этого «сна» и его «сновидений».

Почему личность «спит»?

Многие мыслители упрекали социум в насилии над личностью, в подавлении ее истинной сущности. Все ли так однозначно на самом деле? Наверное, нет. Дело в том, что существуют объективные законы социальной природы. То, что хорошо для одного, может навредить другим. Как уберечь этот баланс? Общество не придумало ничего другого, кроме правил, порядков или традиций.

Время от времени традиции меняются, тогда мы говорим о моде. Осознание и пробуждение безусловно полезны для конкретно взятого человека, но могут быть губительны для социума, поскольку ему сложнее становится контролировать свободную личность. Во всяком случае, если речь идет о технократическом обществе.

Осознание – это скорее духовный термин , но в данной публикации мы рассмотрим его психологическое и социальное значение. Каждому человеку до рождения выбирается определенная роль. Это называется жизненной миссией или предназначением. Независимо от того, кем он станет: созидателем или разрушителем, революционером или чиновником. Определенная роль заложена в его генах, пронизывает его дух и ауру.

Но нужны ли свободномыслящие люди социуму, как единому механизму? Ему нужны учителя, врачи, милиционеры, военные. Обществу нужны профессии, а не личности. С одной стороны, не плохо, если социальная роль хоть немного совпадает с предназначением. Но, что происходит, если кто-то попадает не в свою «тарелку?» – Депрессия, стрессы, упадок сил, сплошной негатив, это лишь «первые ласточки» на пути к саморазрушению. Пробуждение становится единственной возможностью уберечься. Но как понять, что человек «спит?»

Как понять, что пора «проснуться?»

Признаки того, что человек сбился с истинного пути, достаточно красноречивы, чтобы оставаться незамеченными.

  • Непонимание жизненной цели;
  • Регулярное сравнивание себя с другими людьми;
  • Жить прошлым, а не настоящим днем;
  • Отсутствие развития и прогресса;
  • Пассивность в принятии решений;
  • Неудачи на работе или в личной жизни;
  • Хроническая усталость, депрессия.

Если все это можно сказать о каком-то человеке, то ему необходимо как можно быстрее начать свое пробуждение, иначе он так и не проснется от ежедневной рутины. Чтобы этот процесс не растянулся на многие годы, желательно ознакомиться с основными способами пробуждения и осознания.

Эффективные приемы пробуждения

Поскольку осознание себя приходит только в процессе познания, то пробуждение носит исследовательский характер. Здесь не обойтись без самоанализа, работы со своим подсознанием. Мы не будем описывать чрезмерно экзотические практики, а приведем те, которые можно проделать самостоятельно, без помощи духовного наставника.

  • Задать себе правильные вопросы;
  • Наблюдать за своим телом, эмоциями, разумом;
  • Принимать себя настоящего;
  • Вести активный образ жизни;
  • Избавиться от страхов и комплексов;
  • Практиковать медитацию;
  • Перестать гнаться за материальными благами.

Эти простые рекомендации помогут быстрее достичь состояние осознания и пробуждения. Возможно, кому-то они покажутся очень простыми, но не стоит создавать себе лишние трудности. Порой очевидные вещи находятся у нас под самим носом.

Правильные вопросы

Для начала, не мешает задать себе несколько наводящих вопросов:

  • Кто я?
  • Что я делаю?
  • Почему я это делаю?
  • Как я это делаю?

Ответы на них помогут осознать свою жизнь, выключить эффект автоматизма, запустить осмысление. Возможно, не получится ответить на них сразу, но появившееся желание это сделать станет первым этапом на пути к пробуждению.

Наблюдение за телом, эмоциями, разумом

Физическая, интелектуальная и эмоциональная активность взаимосвязаны. Наблюдая за своим дыханием, мыслями, чувствами, переживаниями, человек начинает осознавать особенности своей физиологии и психики. Вероятно, сразу не удастся научиться ними управлять. Но это уже не будет бессмысленное существование.

Принятие себя настоящего

Стоит попробовать быть честным перед самим собой. Если ощущаем гнев, то не лукавить, называя его чем-то другим. Если боимся, то необходимо иметь смелость признать это. Осознание себя возможно только через искренность. Обман уводит человека в сторону, мешая ему понять то, кем он есть на самом деле.

Активный образ жизни

Проактивность подталкивает к действиям, к развитию, самоанализу. Даже утренняя пробежка, возведенная в разряд ежедневного ритуала, способна пробудить наш скрытый потенциал. Осознание – это активный процесс. Чтобы он произошел, необходимо перебороть свою инертность или пассивность.

Избавление от страхов и комплексов

Страхи и комплексы, чаще всего, чужды психике человека. Они зарождаются в ответ на давление со стороны окружающих людей: семьи, кампании, социума. Боязнь не оправдать чужие ожидания, переживания по поводу собственной несостоятельности мгновенно пропадают на необитаемом острове. Значит причина их не в нас самих, а в нашей реакции на окружающих. Осознание придет намного быстрее, если перестать гнаться за общественными трендами, начать жить так, как этого хочется по-настоящему.

Медитация

По своей природе, медитация – это расслабление, погружение в свое подсознание. Совершенно не обязательно принимать замысловатые позы, содрогать окружающее пространство монотонными звуками. Достаточно просто прийти туда, где получается успокоиться, чтобы хоть на время отвлечься от ежедневной рутины. Для кого-то – это рыбалка, для другого – укромная лавочка в ближайшем парке, а для третьего – любимый гамак в деревне. Когда человек свободен от посторонних мыслей, тогда возможно осознание своей истинной природы.

Прекращение погони за материальными благами

Речь идет не об отшельнической жизни. Нет, человек – продукт социума, поэтому желательно из него не выпадать. Просто, в погоне за деньгами, люди очень часто отклоняются от правильного курса, в итоге понимая, что могли прожить иначе. Если заниматься любимым делом, то есть все шансы стать настоящим профессионалом. В таком случае человек всегда сможет заработать, не будет бедствовать. А неправильный выбор профессии, под давлением социальных трендов, в итоге приведет только к депрессии или разочарованию. Работать надо, чтобы жить, а не наоборот.

Сегодня мы разобрали такие важные понятия, как осознание и пробуждение. Без них можно так и не обрести свой жизненный путь, в итоге работая не там, где хотелось бы, общаясь не с теми, с кем приятно, живя в чужом доме. Осознание себя открывает совершенно другую реальность, полную ярких красок и радости. Поскольку большинство людей крепко «спит» под властью социума, то им необходимо пройти пробуждение, благодаря чему их глаза буквально откроются на окружающий мир. Следующим этапом станет осознание, которое принесет с собой ощущение целостности и гармонии, поможет стать самим собой.