Русская литература 19 века конспект урока. Конспект урока по литературе "Русская классическая литература и современность. Введение"

То усиление романтического нача-ла, которое мы уже отмечали в прозе, проявилось и в поэзии. Не случайно в поэтическом наследии этого периода ве-дущим оставалось гражданское направление, опирающееся на традиции вольнолюбивой лирики. Наи-большие художественные достижения в русле этого направления связаны с именами А. Н. Плещеева, А. М. Жемчужникова, Л. Н. Трефолева, С. Д. Дрожжина.

Широкой известностью в среде демократически на-строенной молодежи пользовались стихи С. Я. Надсона (1862—1887), детство которого прошло в Киеве. Многие из них овеяны романтической надеждой на грядущее торжество идеалов добра и справедли-вости:

Пусть разбит и поруган святой идеал И струится невинная кровь, — Верь: настанет пора — и погибнет Ваал, И вернется на землю любовь!

Что касается драматургии, то она в своем раз-витии всегда соотносится с состоянием прозы (в меньшей степени — поэзии), то обгоняя ее, то отста-вая. Этот процесс характерен для всего XIX в. и объясняется он, в частности, тем, что наши круп-нейшие прозаики часто были одновременно и драма-тургами (достаточно назвать имена Тургенева, Лес-кова, Льва Толстого, Чехова). Только один Островс-кий посвятил себя, как вы знаете, исключительно драматургии, зато именно он и оказал наибольшее воздействие на русское театральное искусство.

После смерти Островского (1886) положение в русском театре ухудшилось. Правда, у драматурга были многочисленные подражатели, которые стреми-лись по-прежнему разрабатывать образы и мотивы, завещанные их великим предшественником. Неко-торые пьесы могли даже пользоваться временным успехом, но эта так называемая массовая драма-тургия не могла создать ничего, что открывало бы новую страницу в истории русского театра.

Новое слово было сказано Чеховым. Учитывая, разумеется, существующие традиции, связанные пре-имущественно с именами Тургенева и Островского, Чехов создает свой театр, руководствуясь новыми принципами драматического искусства. Мы будем еще специально говорить о творчестве Чехова в посвященном ему разделе, здесь же только отметим, что дальнейшее развитие не только русской, но и мировой драматургии будет идти под знаком худо-жественных открытий Чехова. Материал с сайта

Русская литература последней трети XIX в. стремилась художественно запечатлеть и воссоздать все многообразие явлений жизни в их индивидуаль-ном своеобразии, общественно-исторической и психо-логической сложности. В романах Тургенева, Л. Тол-стого, Достоевского, сатирах Салтыкова-Щедрина, очерках Успенского, драмах Островского, повестях и рассказах Лескова, Гаршина, Чехова, Короленко с исключительной глубиной и художественным совер-шенством отразились основные вопросы эпохи, но-вые конфликты, типы и характеры, важнейшие идейные, нравственные, эстетические проблемы, по-ставленные временем. Этим объясняется и рост ми-рового признания русской литературы, особенно от-четливо проявившийся в последней трети XIX в.

Класс: 10

Предмет: литература (урок 1)

Тема: «К истории русской литературы 19 века» :

Цели:

выявить уровень литературного развития учащихся 10 класса, круг их чтения, читательские интересы, литературный кругозор; степень развития навыков анализа художественного текста; уровень развития речи.

во вступительной лекции охарактеризовать историческое развитие России в XIX веке, дать общую характеристику литературе I половины XIX века, выявить основные этапы развития русской классической литературы, эволюцию литературных направлений и жанров, художественных методов, русской литературной критики.

Ход урока

До безумной гордости волнует не только

обилие талантов, рождённых Россией в XIX веке,

но и поражает разнообразие их.

М. Горький

I ). Повторение основных сведений, изученных в 9 классе.

1). Работа с эпиграфом

Прочитайте эпиграф к уроку – это слова М. Горького – замечательного русского писателя.

Как вы их понимаете?

О каких талантливых поэтах и писателях говорит М. Горький?

(А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Тургенев, Толстой….).

2). Фронтальная беседа по вопросам.

1. Какие произведения русской литературы XIX века вы прочли летом? Оцените их по пятибалльной системе.

2. Какие вопросы, поставленные в русской классической литературе, актуальны и сегодня?

3. Какие герои литературы XIX века вызывают вашу симпатию или вам неприятны? Аргументируйте свою точку зрения.

4. Назовите русских писателей XVIII-XIX вв., их произведения, прочитанные вами, и проблемы, которые в них поднимаются. Укажите жанр названных произведений.

5). Вспомните одно из стихотворений А. С. Пушкина о поэте и поэзии, выученное наизусть. Какими способами автор пытается передать свое настроение и мысли читателю? Каковы ключевые образы стихотворения? Приведите примеры. Дайте к стихотворению краткий историко-культурный комментарий.

6). Как вы понимаете выражение "общечеловеческие ценности"?

II ). Знакомство с учебником литературы 10 класса.

III ). Русская литература XIX века.

1). Составление опорной схемы

2). Обзорная лекция

В конце XVIII -- начале XIX вв. русский классицизм переживает свой закат. Силы, разрушающие просветительство и классицизм, приводят к его серьёзным изменениям литературной ситуации. Эти тенденции ярко видны в творчестве Гавриила Державина . Для мотивации интереса к его личности в рассказ о поэте может быть включено чтение фрагментов из романа В. Ходасевича "Державин" и из автобиографических "Записок" самого Державина.

Державин сделал головокружительную карьеру, пройдя путь от рядового Преображенского полка до кабинет-секретаря и сенатора Екатерины II, государственного казначея при Павле I и министра юстиции при Александре I. Честно служа Отечеству, он обличал приближенных ко двору вельмож за взятки, обман и корыстолюбие. Но в историю русской литературы и культуры Державин вписал свое имя, прежде всего, не своей государственной службой, а литературным талантом.

Державин был поэтом-новатором. На фоне торжественных од классицизма его оды были необычны. Трудно назвать классической одой его стихотворение "На смерть князя Мещерского", в котором торжественная надгробная ода несет в себе философские мысли о бренности бытия и неотвратимости времени и смерти, чувства грусти от утраты, что роднит ее с элегией. В оде "Бог" поэт прославляет не только Творца, но и человека, созданного по его образу и подобию. Житель грешной земли является ничтожной тварью, "червём", но сила разума, данная ему Богом, роднит его с Всевышним.

Рисуя в облике Фелицы "богоподобную" Екатерину II (ода "Фелица"), поэт изображает рядом с ней и низкий мир, нарушая законы жанра и вступая с императрицей в поэтическую игру. Он прославляет идеал премудрости в облике царицы, выставляя ее образцом добродетели. Но рядом он рисует вельможу, который живет в праздности и подвержен многим человечески порокам. И содержание, и сложная форма новой оды, включающей в себя черты сатиры, идиллии, пасторали, анекдота, говорят о разрушении поэтом традиций классицизма и демократизации литературы. Итогом творческого пути поэта становится его сборник "Анакреонтические песни", в который включено стихотворение "Русские девушки", наполненное юмором и передающее колорит русской народной культуры.

Василий Жуковский стал основоположником романтизма в русской литературе. Незаконный сын помещика Бунина, перенесший сидение под арестом за занятия литературой, драматическую историю несчастной любви, ранение на войне 1812 года и лечение в госпитале, он научился спокойно, кротко, с верой и молитвой переносить удары судьбы.

В литературном творчестве проявился незаурядный талант Жуковского-поэта. Он написал 39 баллад и сделал балладу жанром, который укоренил романтизм на русской почве. В лирической поэзии он стал мастером изображения тонких, ускользающих, неуловимых движений человеческой души. Он придал общественное содержание лирическим переживаниям человека, утверждая, что счастье человека в его душевном богатстве, что наполнило его лирику общечеловеческим содержанием. Язык его произведений тяготеет к среднему стилю, он использует слова и выражения разговорного языка и разрабатывает такие жанры, как элегия, романс, послание, песня, баллада.

В оде-элегии "Певец во стане русских воинов" Жуковский славит русские дружины, сражавшиеся в войне 1812 года, однако патриотический пафос оды соединяется с элегическими и балладными мотивами, которые придают стихотворению душевное тепло, делают чувство любви к Родине не абстрактным, а глубоко личным и понятным.

В стихотворении "Море" живые перемены в морском пейзаже наводят на мысль о человеческой жизни и стихиях, которые бушуют в его душе. Море лежит под небом и приковано к земле, поэтому ему свойственна тревога, что оно может быть разлучено с небом. Картина, созданная поэтом, помогает осмыслить мир философски. В земной суете нет совершенства, и человеку должно быть присуще стремление к небу, к высокой чистоте и красоте. Человек не может жить без идеала, отсутствие которого по воле враждебных сил может сделать его жизнь бессмысленной.

В стихотворении "Вечер" Жуковский рисует не предметные, а духовные картины, не картины природы, а свои ощущения от её образов, что вызывает у читателя сильное эмоциональное впечатление. Пейзаж сливается с переживаниями лирического героя, наполняя поэзию психологизмом. По мысли автора, человек должен воспринимать мир более душою, нежели рассудком.

Человек в поэзии Жуковского -- обыкновенное, земное существо. Но смысл его жизни -- воспитать в своей душе чуткость и милосердие к чужим страданиям, стремление к высоким идеалам. Счастье человека, по мысли Жуковского, в силах его души, в богатстве чувств и помыслов. Поэтому человек должен постоянно совершенствовать свой духовный мир.

Однако в мире реальном правит сознание косного общества, что приводит к возникновению противоречия между личностью и социумом. Отсюда в творчестве романтиков берёт начало конфликт между человеком и миром, источник так называемого романтического двоемирия. Не принимая атмосферы пороков и страстей, человек ищет уединения, одиночества. Его душа вмещает всю Вселенную, принимает жизнь во всех проявлениях, озаренная верой в торжество прекрасного и возвышенного в ином, идеальном мире. Отсюда зыбкость пространства этого мира, стремление к которому побуждает человека преодолеть груз земной жизни, отказаться от мелкого и бытового, и предназначить себя истинно человеческим свойствам.

В балладе "Светлана" Жуковский наполняет сюжет как написанной ранее "Людмилы", так и "Леноры" Бюргера чисто русскими приметами, обычаями, верованиями. Героиня баллады обладает лучшими чертами русского национального характера: верностью, добротой, простотой. От её духовных сил зависит её счастье. Фантастический образ дороги как символ движения от жизни к смерти, сулит будущие несчастья, вьюга и метель предвещают торжество злых сил. Действие развивается при свете луны, на границе дня и ночи. Переход из одного пространства и времени в другое рождает элементы волшебного, чудесного. Но "страшная" история жизни от счастливого соединения с женихом после долгой разлуки до пути к смерти имеет у Жуковского иной, счастливый финал. Вера в Бога, надежда на божью помощь помогают Светлане не пасть духом, не роптать на судьбу. Кротко и терпеливо снося испытания, она защищает себя от трагической участи.

Связь с традициями и верованиями, народно-религиозные начала делают героиню баллады образцом национального характера русской девушки, что отразилось и в лучших женских образах Пушкина и Л. Толстого.

Таким образом, творчество Жуковского открыло русскому читателю богатства внутреннего мира человека, его нравственный облик и человеческое достоинство.

Жизнь и творчество Константина Батюшкова можно условно разделить на два периода. Первая половина жизни включила в себя раннюю потерю матери, отцовское и пансионное воспитание, изучение европейских языков и культуры. "Маленькая философия" молодого поэта заключалась в том, что человек рожден для наслаждения жизнью, для счастья, для любви, но обрести их можно только в уединении, встречаясь преимущественно с близкими по духу людьми. Отгораживаясь от мира, народных бунтов, самодержавной власти, мешающей мыслящим дворянам, Батюшков чрезвычайно углубляет свой внутренний мир.

В его внешней жизни много событий исторического плана: уход в ополчение, сражения в Восточной Пруссии, русско-шведская кампания (1807--1808 гг.), война 1812 года. Однако сердце поэта занято другим. В стихотворении "Вакханка" он рисует праздник римского бога вина и веселья Вакха, на который пришли юные нимфы. Одна из них отстала и была настигнута влюбленным в нее юношей. Победу любви приветствовали и жрицы Вакха -- вакханки, потому что это закон мироустройства: торжество любви олицетворяет торжество жизни и идеальный мир должен быть полон любви.

В раннем творчестве поэта царят мечты о чтении книг и наслаждении искусствами, о философских беседах с близкими друзьями. Эти стремления поэта проявляются в стихотворении "Мои пенаты", адресованном Жуковскому и Вяземскому. В нём читатель может также уловить проявления "маленькой философии". Жанр стихотворения -- послание. В нём воспевается частная жизнь, его интонации близки разговорной речи. Смысл стихотворения в том, что время безжалостно, жизнь быстро кончается. Поэтому нужно провести её не в поисках чинов и богатства, а в умных беседах с единомышленниками. Человек должен заботиться о душе, совершенствовать свой внутренний мир. Поэт не находит гармонии во внешнем мире и создает её в своем воображении, поэтизируя античность.

Однако Батюшков стал свидетелем трагических картин жизни: пожара Москвы, разорения России Наполеоном, страданий народа, гибели своего близкого друга И. А. Пе.ти.на. Он осудил Французскую революцию за кровопролитие, считал революционные вспышки в Европе безумием, что повергало его к мыслям о мрачной бездне, в которой погибнет всё. Это стало одной из причин его душевного кризиса. Поэтому во втором периоде жизни его поэзия приобретает черты романтической тревоги, разочарования в земном мире, который не может дать человеку счастья. На земле всё изменчиво, при этом ведёт к разрушению, глубокой печали, которую не может победить даже надежда на вечную жизнь.

Лирический сюжет элегического послания "К другу" представлен духовным странствием человека. Пройдя через утраты, разочарования, отчаяние, он обретает надежду и постигает истину. Сомнения, проклятые неразрешимые вопросы лирический герой преодолевает в вере, в религии, но печаль не покидает его душу и земной мир не обещает счастья. Находя в античной литературе образы героических людей, не склонившихся под ударами судьбы, Батюшков призывает смело идти навстречу испытаниям, предвосхищая пафос лирики молодого Пушкина.

Во второй половине 20-х годов психическая болезнь поэта обострилась, его лечили в России и Европе, но безрезультатно. Помутнение разума стало препятствием для его духовной и поэтической жизни. Он прожил в безумии почти 30 лет и намного пережил друзей своей поэтической молодости: Вяземского, Жуковского, Пушкина.

Итог лекции . Державин стал в русской литературе поэтом-новатором, который разрушал нормативность века классицизма и просветительства. Его творчество отличалось от предшественников выбором тем и их философским решением, жанровыми и стилевыми особенностями. Жуковский и Батюшков стали основоположниками психологического романтизма в русской поэзии. Они мечтали усовершенствовать земную жизнь с помощью просвещения и воспитания человеческой души.

IV ). Домашнее задание

Развитие литературы I половины XIX века

Периодизация русской литературы

I пол. XIX в.

Важнейшие

исторические

события в Европе и России

Общая характеристика

развития

русской литературы

Основные

литературные жанры

1795--1815 гг.

Великая французская ре.во.люция (1789--1793 гг.) Открытие Царскосельского лицея. Отечественная война 1812 года. Возникновение декабристских организаций

Светский характер литературы. Освоение европейско.го культурного наследия. Усиление внимания к русскому фольклору и народ.ным преданиям. Закат классицизма и его трансформация в твор.честве Дер.жавина. Специфика рус.ско.го сен.ти.мен.та.лиз.ма и за.рож.дающегося ро.ман.тиз.ма. Рас.цвет журналистики. Литературные общества и кру.жки

Путешествие, роман (воспитательный роман, роман в письмах). Элегия, послание, идиллия

1916--1925 гг.

Нарастание революционных и национально-осво.бо.дительных движений в Европе. Возникновение тай.ных обществ в России (1821--1822 гг.). Смерть Наполеона и смерть Бай.рона. Восстание декабристов (1825)

Господствующее направление -- романтизм. Его психологическое и социальное течения. "Школа гармонической точности". Литература декабристов. Издание альманахов. Принцип историзма, выдвинутый Карамзиным. Романтические устремления в творчестве Пушкина 1812--1824 гг.

"Модернизированные" декабристами ода, тра.гедия, "высокая коме.дия", граж.дан.ская или патриотическая поэма, элегия, по.слание. "Психоло.ги.ческая повесть", баллада

1826 -- первая половина 50-х гг.

Поражение восстания де.каб.рис.тов. "Но.вый цен.зурный устав". Победы России в войнах с Персией и Турцией (1826--1829). Июльская революция во Фран.ции (1830). По.дав.ление Поль.ского восстания (1831). Го.нения на свободомыслие в России. Углубление кризиса крепостничества, общественная реакция. Усиление демократических тенденций. Развитие идей революции и утопического социализма. Ре.ак.ци.он.ные охра.ни.тель.ные меры правительства в свя.зи с ре.волюци.ями в Европе

Верность идеям декабризма и реализм в творчестве Пушкина (1826--1837 гг.). Расцвет ро.мантизма Лермонтова. Пе.ре.ход к реализму и социальной сатире у Гоголя. Ведущее значение приобретает реализм, хотя большинство писателей тво.рят в рамках романтизма. Появление новых романтических жанров. Вытеснение поэзии прозой. 1830-е годы -- расцвет повести. Теория "офи.циальной народности". Реалистическая эстетика Белинского. Выход в свет первого тома "Мертвых душ" (1842). Рост влияния передовой журналистики на общественную жизнь. Борь.ба прогрес.сивных и демократических сил в жур.налистике. Идейная борьба сла.вянофилов и западников. "Натуральная школа". Приоритет социальной проб.ле.ма.ти.ки. Развитие темы "маленького человека". Противостояние литературы "гоголевской шко.лы" и поэтов-лириков романтического плана

Романтическая баллада, поэма, исторический роман. Светская, историческая, романтическая, бытовая повесть. Литературно-кри.ти.чес.кая статья. Основные жанры "на.тураль.ной школы": фи.зио.ло.ги.че.ский очерк, социаль.ная повесть, социально-пси.хо.ло.гиче.ский роман, поэма. Пей.зажная, любовно-эсте.ти.че.ская и фи.ло.соф.ская лирика поэ.тов-роман.тиков