Усадьба ярополец чернышевых адрес как добраться. Усадьба Чернышёвых

Недалеко от древнего российского городка Ярополец , что в окрестностях Волоколамска , располагалась усадьба, которую в свое время по праву называли «Русским Версалем » Это бывшее поместье Чернышевых .

Здесь тишина и запустение. Парадный вход в усадьбу обрамлен живописными башнями. Дом полуразрушенный, но поставлена новая крыша - похоже на вялотекущую реставрацию. Окна первого этажа забраны решетками, двери закрыты наглухо. Такие же грустного вида флигеля и служебные постройки виднеются рядом. Зданием можно полюбоваться через забор. Этого вполне достаточно для впечатлений, особенно если путешествуешь с детьми: травмоопасно.

Про Чернышевых и усадьбу

Кто такие Чернышевы? Это интересно, поэтому немножко истории.

Началась его история с конца семнадцатого века, когда в 1684 году царевна Софья пожаловала обширное ярополецкое имение со всеми окрестными селами Петру Дорофеевичу Дорошенко - бывшему украинскому гетману. Петр Дорофеевич прожил в имении последние четырнадцать лет жизни и был похоронен недалеко от своей усадьбы.

После его смерти имение отошло к его сыновьям, которые поделили наследство, и в 1717 году один из наследников мятежного гетмана продал свою половину Григорию Петровичу Чернышеву .

Первый из Чернышевых, Григорий Петрович, удивительная личность. Предки его носили фамилию Чернецкие и были поляками. Григорий служил в денщиках у Петра Первого. Царь его жаловал, особенно за успехи во время шведской кампании. Григорий Петрович стал кавалером ордена святого Андрея Первозванного, сенатором и графом. В 1717 году он купил половину вотчины Ярополец.

У него был сын Захар Григорьевич (1722—1784 гг.), генерал-фельдмаршал, известный полководец, бравший Берлин в 1760 году. Карьера его была еще более блистательной: зачислен в гвардию уже в 13 лет,в 19 лет - капитан, в 20 - посол в Вене, позже - участник войны за австрийское наследство, Семилетней войны с пруссаками, в 36 лет - генерал-поручик. При Екатерине II пожалован в генерал-аншефы, управлял Военной Коллегией, был генерал-губернатором Белоруссии. В 1782 назначен московским главнокомандующим и градоначальником Москвы (получается, один из предшественников Лужкова!) . В соответствии с «Учреждением об управлении губерний Всероссийской империи» создал структуру губернских государственных учреждений, провел подбор чиновников, осмотр зданий присутственных мест, разграничение территорий со смежными с Московской губерниями (Тверской, Смоленской, Владимирской, Рязанской). 4 октября 1782 объявил о торжественной церемонии «открытия Московской губернии». Деятельность Чернышева получила одобрение императрицы, в октябре 1782 она изъявила свое «благоволение за успех в делах». При Чернышеве был произведен ремонт стены Китай города, вдоль Ка-мер-Коллежского вала выстроены 15 застав с караульными помещениями. Построенный Чернышевым дом на Тверской улице был после его смерти выкуплен казной и стал официальной резиденцией высших чинов московской администрации.

Но был и такой момент, когда казалось, что карьера этого замечательного человека резко оборвалась. В 1762 году З.Г.Чернышев неожиданно подал в отставку после того, как увидел, что в "фавор" попали безвестные братья Орловы, а он, как ему показалось, был обойдён вниманием новой императрицы. Впрочем, через два года вновь был принят на службу и обласкан, но благодаря этой отставке возник «Русский Версаль».

Захар Григорьевич - самолюбивый человек, выразил свои неудовлетворённые амбиции в ансамбле создании роскошного дворцово-паркового ансамбля родового майоратного имения.. Привлечены были лучшие архитекторы Баженов, Казаков и их ученики. В резиденции сановного вельможи был выстроен двухэтажный дворец (в стиле раннего классицизма, с мотивами французского рококо), хозяйственные корпуса; в ансамбль так же вошла уже существовавшая церковь с колокольней.

Строительство усадьбы началось в середине восемнадцатого века (в начале 1760-х годов), и какой-то момент переросло в создание представительской резиденции. В ходе строительства между четырнадцатью селами и деревнями были проложены новые прямые дороги, в самом Ярополче построена барская усадьба с дворцом , храмом, служебными постройками , огромным парком. Центром композиции стала большая площадь перед дворцом, обнесенная каменной стеной с пятью воротами. От ворот в разные концы поместья разбегались лучи проспектов.
На парадный двор с площади вели оригинальные ворота в виде двух крепостных башен, делая усадьбу похожей на феодальный замок , на башнях развевались штандарты Чернышевых , над проездом размещался родовой герб. Дуговые аллеи соединяли двухэтажный дворец с двумя каре хозяйственных корпусов. Здание дворца, возведенное в 1760-х годах в стиле французского неоклассицизма , несвойственном Подмосковной усадьбе , является произведением высокого художественного уровня. При создании образа дворца применялась плоская декорация из лопаток, филёнок и оконных наличников с гирляндами и лепными замками. Предположительно, автором проекта являлся ведущий мастер неоклассицизм а того времени — Жан-Батист Валлен-Деламот, автор таких известных зданий в Петербурге, как Академия художеств и Гостиный двор. В пользу этого предположения говорит, например, тот факт, что примерно в это же время по его проекту строился дворец для Ивана Григорьевича Чернышева , брата владельца усадьбы.
Схема постройки соответствовала тогдашнему представлению об идеальном городе-резиденции и сближала Ярополец с французским Версалем, чем и было вызвано, что усадьбу современники называли «Русским Версалем »

В 1774 году Чернышев добивается от императрицы указа об учреждении в Яропольце майоратного имения . После этого усадьба не подлежит дроблению, продаже или конфискации и передается по наследству старшему в роду. А в 1775 году Екатерина II самолично посетила подмосковную резиденцию Чернышева в связи с чествованием победы русского оружия в войне с Турцией. В честь приезда императрицы на нижней террасе воздвигли обелиск , облицованный цветными мраморами и гранитом. Государыня осталась довольна, заметив, "что если бы Ераполч был ближе к Москве, выбрала бы его себе ".

В 1787 году пожар уничтожает первоначальное убранство усадьбы. На сохранившихся фотографиях можно увидеть более поздние интерьеры дворца. Среди помещений выделялся «Голубой Зал », в котором размещалась портретная галерея Чернышевых . В отличие от других галерей ее составляли не живописные, а исключительно скульптурные изображения. Члены семьи были увековечены в барельефах работы Ж.-Д. Рашетта и мраморных бюстах Ф.И. Шубина.

Спустя год после пожара, в 1788 году над галереями-переходами к основному объему надстраивается второй этаж, а флигелям пристраиваются, башни с винтовыми лестницами.
Следующее изменение облика усадьбы, согласно хроникам, происходит в конце первой половины XIX века - 1830-1840 годах пристраиваются дугообразные переходы, связывающие дворец со служебными корпусами.

Одна из сестер внучатого племянника фельдмаршала , причастному к декабристскому движению З. Г. Чернышева (1798 - 1826), Софья, вышла замуж за действительного статского советника Ивана Кругликова, которому решением правительственного Сената в январе 1832 года было предоставлено право принять фамилию и герб рода графов Чернышевых. С этого момента Ярополецкое имение числиться за Чернышевыми-Кругликовыми. В июле 1847 года скончалась С.Г. Чернышева. И.Г. Чернышев-Кругликов ходатайствовал об утверждении неделимого имения его супруги за их малолетним сыном Ипполитом. Вскоре, в ноябре 1847 года умирает и сам Иван Гаврилович Чернышев-Кругликов. По достижении совершеннолетия Ипполит становится владельцем и распорядителем всего недвижимого имущества. Деловая переписка с Ипполитом Ивановичем подтверждает его управление имением почти до конца XIX века. Затем Софья Кругликова выходит замуж за Безобразова и до 1917 года усадьбой владели Чернышевы-Безобразовы.




Мебель из усадьбы Чернышева




Судьба внутреннего убранства и коллекций. Все ценные предметы из усадьбы Чернышевых, как и из других усадеб Подмосковья, были вывезены и переданы в Государственный художественно-исторический музей, созданный в 1920г. на территории закрытого Ново-Иерусалимского монастыря. Позднее он стал называться опытно-показательный краеведческий музеем Московской области. Такой как бы музейный колхоз. В декабре 1941 года, в ходе боев под Москвой, саперы дивизии "Райх" взорвали "Новый Иерусалим". При взрывах и пожарах погибла вся музейная экспозиция и большая часть музейных коллекций в фондохранилищах.
Судьба усадьбы. В период с 1920 г. по 1928 г. здесь была сельская больница, а потом - санаторий им. Павлика Морозова. Во время войны усадьба была сильно разрушена, и поэтому больше никак не использовалась. За одним исключением: в 1953 г. на территории усадьбы проходили съемки кинофильма "На графских развалинах".


Про парк и окрес тности

За усадьбой к пруду спускается парк. Только ради него стоило сюда приехать! Широкие аллеи, древнего вида липы, прекрасные разного размера и в разной степени заросшие пруды, протекающая через сад река лама, дальний сосновый лес… В центре парка возвышается гранитный обелиск в честь визита императрицы Екатерины II в 1775 году. (Аналоги: Архангельское, Кусково). Наиболее хоженая тропа с асфальта в парк проходит так, что усадебный дом остается по правую руку.

Постепенно спускаясь по склону, вы услышите усиливающийся звук падающей воды. Откуда же здесь, в парке XVIII века, на совершенно равнинной, тихой речке Ламе мог взяться водопад? Он рукотворный. О нем пойдет речь в другом посте.

Главный дом усадьбы Чернышевых «Ярополец»

Расположение: Московская область, Волоколамский район, село Ярополец.
Дата основания: 1760-е гг.

Главный дом как часть усадебного комплекса строился в 1760-гг. Здание расположено в глубине парадного двора и представляет собой кирпичный оштукатуренный двухэтажный объем с мезонином в стиле раннего классицизма. Во время Великой Отечественной войны здание сильно пострадало, выгорели интерьеры и конструкции перекрытий, остались только стены.

В 1970 г. было начато восстановление усадьбы. Восстановлены утраченные части стен, смонтированы конструкции перекрытий и сделана кровля. Дальнейшие работы приостановлены из-за прекращения финансирования.

За прошедшие годы здание снова стало разрушаться. Появились протечки в кровле, из-за отсутствия отмостки разрушается белокаменный цоколь, отваливаются частично сохранившиеся фрагменты декора. В целом можно отметить, что памятник приблизительно на 40% сохранил свой внешний первоначальный исторический облик. Реставрационные работы на памятнике были начаты в 70-х годах и прерваны в связи с отсутствием финансирования в конце 80-х годов ХХ века.

В настоящее время здание не используется. В 1970-1988 гг. Объединением «Росреставрация» был разработан проект реставрации (ГАП Беркут В.П., Савва Е.Е.). Однако к настоящему времени проектная документация устарела и необходима корректировка ее под современные условия и расценки.

Представленный проект реставрации разработан на основании Гос. контракта №3147-01-41/10-13 от 18. 09. 2013 года по заказу Министерства культуры Российской федерации и в соответствии с нормативно-методической документацией по реставрации. (СРП-2007.16.01.2011, РНиП 4.05.93).

Состав и объем комплекта документации выполнен в соответствии с техническим заданием на проектирование.

На основании планового (реставрационного) задания изыскательские работы были направлены на исследования сохранившихся частей и элементов памятника для восстановления исторического облика.

На основании историко-архивных исследований была составлена историческая справка; проведены схематические обмеры здания и архитектурно-археологические обмеры сохранившихся деталей, инженерные исследования, исследования строительных и отделочных материалов, а также на стадии предварительных работ был проведен анализ ранее выпущенной документации, разработанной трестом Мособлстройрестарвация и институтом ГИПРВУЗ. Необходимо отметить тот факт, что к настоящему времени остов главного дома и фасады в целом восстановлены, но в процессе восстановления (в 1970 г.), были утрачены многие оставшиеся следы старых форм.

Краткая историческая справка с анализом хронологии объекта реставрации. (основных этапов формирования Главного дома усадьбы)

Первые сведения о селе Ярополец относятся к XIV веку. В разных источниках село именуется Ерополч, Ерополча. Современное название села Ярополец в конце XIX века относилось к усадьбе Гончаровых, а усадьба Чернышевых-Кругликовых называлась Ярополчем.

До 1684 года Ерополч был царским дворцовым селом, местом заповедной царской охоты. С 1684 года село было пожаловано Петру Дорофеевичу Дорошенко. О застройке, которая была произведена в селе, никаких данных нет.

Основание дворцово-паркового ансамбля многие исследователи приписывают графу Григорию Петровичу Чернышеву, который купил в 1717 году землю под усадебную застройку у наследников гетмана Дорошенко.

После смерти Григория Петровича Чернышева имение наследует его сын – Захар Григорьевич Чернышев, известный как блестящий полководец, руководивший в ходе войны с Фридрихом II штурмом Берлина в 1760 году, фаворит Екатерины Второй. Императрица высоко ценила административные способности Захара Григорьевича и назначала его на руководящие посты. Именно Захар Григорьевич Чернышев и стал основателем одной из известнейших русских усадеб.

В конце 1770-х Чернышев решил превратить свою ярополецкую усадьбу в «русский Версаль». Украшением паркового комплекса стал дом-дворец. Сооружение считалось одним из красивейших не только в Подмосковье, но и в России. Парадный двор дворца был оформлен изящными флигелями. Кареты въезжали через ажурные ворота. Зубчатые башни ворот напоминали о победах в Русско-турецкой войне.

Своеобразно был спланирован не только дом, но и имение в целом. Как уже было сказано, его прообразом стал Версаль с лучами-аллеями. Известно, что прямые лучи версальских аллей пересекались точно в спальне королевского дворца.

Однако фельдмаршал Чернышев понял солнечную символику Версаля весьма оригинально – прямые лучи соединяли деревни, которые вошли в поместье.

План усадьбы

На парадный двор с площади вели оригинальные ворота в виде двух крепостных башен, делая усадьбу похожей на феодальный замок. На башнях развевались штандарты Чернышевых, над проездом размещался родовой герб. В «Экономических примечаниях» к генеральному межеванию Волоколамского уезда, датированных тем же 1766 годом, дается описание полностью сформированного ансамбля усадьбы. О дворце там говорится: «Дом господской в три этажа, каменный, хорошей архитектуры» Здание дворца, возведенное в 1760-х годах в стиле французского неоклассицизма, несвойственном подмосковной усадьбе, является произведением высокого художественного уровня. При создании образа дворца применялась плоская декорация из лопаток, филенок и оконных наличников с гирляндами. Карнизы и лепнина оживляли облик фасада, равномерно расчленённого лопатками. Лепные замки и гирлянды украшали парадный этаж с большими арочными окнами. Центральная часть здания была выделена аттиковым этажом с овальными окнами. Поверхность стен фасада тонко декорирована лепными гирляндами, наличником с замковым картушем из белого камня, подоконником и подоконными деталями также из белого камня, изящным карнизом и лепниной под окнами. Так же выглядит в целом фасад главного дома, выходящий в парк. Полуциркульные переходы, относящиеся уже к 19 веку, несколько отличаются по архитектуре от главного дома, но достаточно тонко ему ассистируют вместе с двумя воротами по обеим сторонам Красного двора, выходящими во дворы каре.

В целом надо отметить уникальность как композиции дома с двумя каре, так и масштабность планировочной системы с парком прудами и дорогами, объединяющими все владения Чернышевых в Яропольце.

Одним из автором проекта, по всей вероятности, являлся ведущий мастер неоклассицизма того времени Жан Батист Валлен-Деламот, известный как автор зданий в Петербурге таких, как Академия Художеств и Гостиный Двор. В пользу этого предположения говорит, например, тот факт, что примерно в это же время по его проекту строился дворец для Ивана Григорьевича Чернышева, брата владельца усадьбы.


Схема постройки соответствовала тогдашнему представлению об идеальном городе-резиденции и сближала Ярополец с французским Версалем, чем и было вызвано, что усадьбу современники называли «Русским Версалем».

Дворец выстроен из кирпича в стиле переходном от барокко к классицизму.

А.В. Чекмарев пишет: «Вероятное авторство Валлен-Деламота заставляет пересмотреть место и значение ярополецкого дворца в архитектурном наследии Подмосковья. Следует еще раз подчеркнуть, что в Яропольце до наших дней дошел один из редчайших памятников французского неоклассицизма первой половины 1760-х гг., почти не представленного в усадебной архитектуре.» Как заказчик З.Г.Чернышев мог определить стиль и вид своего дворца, так как побывал при военных действиях почти во всех европейских странах. Кроме того, в это время распростронялись увражи с французской и итальянской архитектурой.

У Чернышева, конечно, были эти увражи. Был он и хорошо знаком с архитектором Валлен-Деламотом. Но руководителем работ и соавтором постройки, по-видимому, был сам З.Г.Чернышев. Помогали ему в этом ученики архитекторов. Строительство своего дворца З.Г.Чернышев начал с устройства своего кирпичного завода в Яропольце, на котором изготовлялся не только кирпич, но и кровельная черепица. Эта черепица частично сохранилась на башнях конного двора. Полностью достроить усадьбу ему не удалось, однако уже современники ставили Ярополец в один ряд с «наилучшими в Европе увеселительными домами». Позже возникла традиция называть усадьбу «Русским Версалем». Хотя и многие другие парадные усадьбы русского дворянства, отличавшиеся особой пышностью, сравнивали с Версалем, но в случае с Яропольцом это наиболее оправдано. «Композиция усадьбы, стилистика зданий и паркового оформления вызывают здесь массу ассоциаций с французским прообразом, естественно, с учетом несопоставимых масштабов, различий в художественном уровне и иной местной специфики. Тем не менее, в Яропольце нагляднее и последовательнее, чем во многих других русских ансамблях, был реализован тип репрезентативной загородной усадьбы версальского образца, ориентированный на французские регулярные города-резиденции XVII века».

З.Г. Чернышев умер в 1784 году, а в 1787 году, в усадьбе случился страшный пожар, интерьеры дворца были почти полностью уничтожены. Восстановительные работы заняли несколько десятилетий. По всей вероятности сгорела и оригинальная кровля.

В XIX веке обустройством усадьбы занимался Иван Гаврилович Чернышев-Кругликов. В этот период, в 40-е годы ХIХ века, был перестроен главный дом с флигелями, хозяйственные дворы были соединены с главным домом полукруглыми переходами. Сохранилось описание хозяйственных построек: «Дом господской в три этажа, каменный, лучшей архитектуры, по сторонам оного службы конный и скотной двор построены четыреугольными замками, все каменные, крытые черепицею с четвероугольными осмнатцатью башнями, соединены между собой каменными стенами, которые составляют господской двор, при въезде в оный две круглые башни...» .

После 1917 года в усадьбе была национализирована и в ней располагается районная больница, затем санаторий им. Павлика Морозова, в годы Великой отечественной войны - госпиталь. В годы войны обе соседние ярополецкие усадьбы были заняты немцами, в здании дворца ими устроен штаб с 30 октября 1941 года по 17 января 1942 года. Чернышевская усадьба неоднократно подвергалась бомбардировкам, дом-дворец сожжен в ноябре, остались одни только стены. Служебные постройки, примыкающие к парадному двору, были заняты фашистскими военными частями.

Несмотря на значительность и уникальность памятника, а так же на продолжительное время изучения объекта специалистами, в силу сложившихся обстоятельств, исследования велись фрагментарно и непоследовательно. Долгое время работы были остановлены вовсе из-за прекращения финансирования. В начале 20 века было создано Общество исследователей русской усадьбы. Ими опубликованы статьи и материалы по усадьбе Чернышевых. Со статьями, посвящёнными усадьбе, в разное время выступали С. А. Торопов, Н. Я. Тихомиров, но их материалы в основном были описательного характера. Памятник исследовали А. П. Седов после войны и разрушения его в 1941-1942 г., А.С. Фуфаев, оставивший описание и обмеры схематического характера. (Рис. 17.). В 1946-1948 годах архитекторы Н.Я. Тихомиров и А.С. Фуфаев составили паспорта на памятники ярополецкой усадьбы Чернышевых. Общий объем разрушений здания дворца оценивался ими в 70% от его прежнего состояния.

Увражи из французских альбомов XVIII в.


Описание существующего облика здания

Дворец усадьбы Чернышевых в Яропольце является единственным в своем роде памятником переходного периода от архитектуры 60-80 годов ХУШ века со своеобразными чертами барокко к архитектуре раннего русского классицизм.

При обследовании существующего состояния главного дома усадьбы в настоящее время наблюдается большой процент утрат первоначальных элементов конструкций. Утрачено более 70% первоначального облика. По дошедшим до нас графическим и архивным материалам, главный дом представлял собой соединенные между собой три разноэтажные объема, с внешними габаритами 68х20м. Существующие части представляют собой:

    • Фасады здания.
    • Двухэтажный с мансардой центральный корпус, соединенный с двух- этажными фланкирующими корпусами.
    • Старая кирпичная кладка зданий выполнена из кирпича размером 27х13х7 см на известковом растворе, толщина шва – до 2 см. Как отмечалось ранее, дворец сожжен в ноябре 1942 года, остались одни только стены. Первоначальная кладка на корпусах сохранилась в разной степени. Разрушения происходили и в послевоенное время. При реставрационных работах, проводившихся в 1970-80 годах, разрушенные части стен были восстановлены. В дошедшем до настоящего времени строении в основном видна новая кладка стен и небольшие фрагменты первоначальной кладки.
    • В основном фасады здания восстановлены в 80-х годах 20-го в. Остались неотреставрированными белокаменные детали наличников и лепные гирлянды.

Основные положения проекта реставрации


Проект реставрации «Мособлстройрестарвация».1960г.



План по обмерам Кузнецова


План приспособления 1952г.

В архивных документах есть запись о покраске балясин парадной лестницы, но при рассмотрении проекта реставрации объенинения «Росреставрация» 1980г., нет парадной лестницы. В проектах французских архитекторов, а именно на них ориентировался Чернышев при строительстве своего дворца, парадным лестницам отводилось большое помещение при входе в здание.

Рассматривая обмерные чертежи Фуфаева и Кузенецова (рис 19,21) можно отметить, что планировка здания не была такой же симметричной, как на планах приспособления сделанных в 1970-80 годах и даже выполненных в натуре. Более ранний проект приспособления (1952г.) качественно отличается от всех остальных, согласуясь с обмерными чертежами и принципами планировки французских проектов подобных зданий.

Примеры интерьеров домовых церквей


Гатчинский дворец. Домовая церковь.


Церковь вмц. ВАРВАРЫ при дворце гр. С. Д. Шереметьева

Церковь Александровского дворца


Павловск.Домовая церковь 1780е годы

По рассмотренным материалам приходишь к выводу, что в выполненных ранее проектах реставрации нет решений по крыше, по парадной лестнице и домовой церкви.

Представленный настоящий проект – попытка ответить на эти вопросы и обосновать принятые решения.

Сохранившиеся белокаменные детали наличников расчистить, а утраченные детали воссоздать, используя сохранившиеся как образец. Частично здание было оштукатурено при проведении реставрационных работ. Штукатурку продолжить цементно-известковым раствором по рекомендациям технолога. Восстанавливаются лепные декоративные элементы фасадов. При восстановлении лепнины необходимо руководствоваться чертежами проекта реставрации. Сохранившиеся лепные детали на фасаде укрепить, утраченные фрагменты дополнить. При воссоздании полностью утраченных элементов можно использовать сохранившиеся лепные детали как образец, изготовив по ним форму для отливки. В новых отливках предусмотреть клямеры для крепления к стене. Отливки пропитать гидрофобными составами. На отсутствующие декоративные элементы (герб Чернышевых на парковом фасаде) разработать подробные рабочие чертежи. Рисунок окон в проекте представлен на период 18 века. Рабочие чертежи по окнам разработаны по утвержденному на художественном совете варианту. Карнизы и профили выполнить по образцу восстановленных при реставрации в 1970-80гг. По стенам здания необходимо произвести вычинку кирпичной кладки, в местах ее разрушения, закончить штукатурку по всем фасадам. Ступени внешних лестницы должны быть выполнены из блоков песчаника. По дворовому фасаду крыльца имеют две ступеньки, по парковому фасаду крыльца состоят из 10-ти ступеней. В соответствии с уровнем первых ступеней произвести планировку отметки земли. Цветовое решение фасадов предлагается на основе изучения архитектурного стиля, в духе которого построено здание дворца, аналогов того времени.

А также проектом предусмотрено:

        • Завершение штукатурных работ по фасадам и интерьерам
        • Воссоздание утраченных лепных украшений.
        • Покраска здания по согласованному проекту.
        • Восстановление парадных крылец по фасадам.
        • Установка оконной и дверной столярки.
        • Устройство полов.
        • Отделка интерьеров
        • Устройство лестницы в подвал плитами из песчаника.

Фундаменты и цоколь

При обследовании фундаментов были вырыты шурфы. Обследование показало, что фундаменты находятся в удовлетворительном состоянии, но укрепление их всё же произвести надо. Так по парковому фасаду установлено, что заглубление фундаментов около 70 см., это не отвечает современным требованиям. В связи с этим необходимо произвести ряд мероприятий по приведению фундаментов здания к современным нормам по глубине промерзания. Отмостка вокруг здания отсутствует. Восстановление отмостки разработать в инженерно-конструкторском разделе. Проектом должно быть предусмотрено устройство песчано-гравийной подготовки (с гидроизоляцией и уклонами), выполненной из каменных плит песчаника размером 30х40 см. Укладывать плиты со швами 5-10мм. Уровень отмостки не должен перекрывать сохранившиеся продухи в цоколе здания.

Цоколь дворца выложен из кирпича и облицован белокаменными блоками 20х 50-60см. Состояние блоков удовлетворительное, но из-за сырости, вследствие отсутствия отмостки, покрыты зеленой плесенью, которую необходимо удалить. Кроме работ по цоколю необходимо произвести расчистку и докомпановку отдельных утрат по белокаменному цоколю.

В цокольной части флигелей расположены подвалы. Степень сохранности их удовлетворительна и есть предположения, что они построены еще при Г.П. Чернышеве.


По подвалам необходимо произвести расчистку пола от мусора и восстановить двери по сохранившимся подставам и ступеньки спуска.

Интерьеры

Планировка дворца сохранилась только в пределах капитальных стен. Интерьеры дворца полностью утрачены. Нет ни проектов, ни фиксации того, что было построено первоначально. Имеющиеся архивные фотографии отображают вид интерьеров в начале 20 века. Но до этого были и пожары в 1787 году и перестройки новыми владельцами, а описание сводится только к предметам, украшавшим интерьеры.

В связи с этим при реконструкции планировки были использованы проектные решения подобных зданий 18-19 века. Проанализированы сохранившиеся архивные фотографии и обмерные чертежи 1946-80 годов.

Предлагаемый для рассмотрения эскизный проект основывается на этих аналогах. При входе с парадного двора в здание дворца восстанавливается площадка о двух ступенях. Внутри устраивается тепловой тамбур. Справа от входного зала располагается гардеробная. Слева - лестница на второй этаж и вход в помещения первого этажа. Комнаты первого и второго этажей анфиладного типа с дверными проемами, расположенными по одной оси. Центральный зал, выходящий окнами в парк, имел камин и над ним горельеф герба рода Чернышевых.


Справа и слева от камина стояли скульптуры. Как следует из исторических данных, эти скульптуры предназначались для установки их в храме у склепа З. Чернышева, но по каким-то причинам так и не были там установлены (рис.16). Залы первого этажа были украшены лепными гирляндами, парными колоннами ионического ордера с канелюрами. Стены залов украшали медальоны с гербами и портретами предков. По потолку был протянут карниз с кронштейнами (рис.17). Полы из наборного паркета.


Планировка второго этажа, в целом, повторяла планировку первого этажа, но в отличие от первого, высота комнат которого была 4,5 метра, здесь высота комнат 3 метра. Мансардная надстройка в центральной части здания явно предназначалась для увеличения высоты помещения второго этажа и устройства в нем «второго света». В архивных документах есть запись о просьбе управляющего имением вынести иконостас на время ремонта помещения. В связи с этим предполагается, что домовая церковь была устроена в центральной части дворца в зале второго этажа, выходящего в парк. На самый верх в мансардный этаж вела служебная лестница, на второй этаж – парадная.

АРФ. Ф. 1713. Оп. 2. Д. 45. Ведомости расходов разных материалов для ремонта господского дома в селе Яропольце. 1841-1844 гг.Л.1 Ведомость сколько употреблено покупных и экономических материалов для окончательной отделки в селе Ярополче господского дома, сколько уплочено вольным мастерам за паркетныя полы и малярную работу, Лаку масляного для парадной лестницы …

Расположение парадной лестницы определилось на основе плана 1946 года составленного А. Фуфаевым и обмеров входного зала Серова. Вид лестницы неизвестен, поэтому для ее реконструкции привлечены аналоги из зданий 18-19 веков.


План по обмерам А.Фуфаева 1946г.

Примеры по устройству лестницы на 2 этаж



Лестница в дворце.Франция

Примеры решений устройства лестниц




Лестница в дворце Меньшикова


Дворец Меньшекова план разрез

Обмеры А.Седова

Проектное предложение по восстановлению парадной лестнице

Планировка дворца. Внизу на центральной оси: со двора при входе - "парадная прихожая", а по сторонам от нее - лестница (слева от входа?), столовая с буфетной (справа); окнами в сад две небольшие гостиные для игры в карты и шахматы. Канонические парадные апартаменты с двумя спальнями (для графа и графини) находились во 2-м этаже. При них на дамской половине - будуар, гардеробная: на мужской половине - кабинет, м.б. библиотека: а в центре апартаментов, на главной оси - зал-"салон" с куполом и одна общая гостиная (? не ее ли в поздних источниках называли "круглой столовой"). В этих верхних апартаментах и останавливалась Екатерина, приватно пребывая в них 3 дня со своим фаворитом

Пристроенные в 19 веке четыре круглых башни, предназначенные для размещения в них ватерклозетов, и восстановленных при реставрации в 1980г., предлагается сохранить. Полукруглые крылья, соединяющие дворец с конным и скотным дворами также были возведены в 19 веке и архитектура их сохранилась. По ним необходимо произвести реставрацию кирпичной кладки существующих стен и штукатурки.

В предлагаемом проекте реконструкции предусматривается максимально возможное воссоздание первоначального вида дворца на середину 18 века.

Крыша и фасады

Первоначальная крыша не сохранилась, и какая она была до пожара 1787 года доподлинно не известно. Существующая сейчас кровля явно не соответствует первоначальному виду и подлежит переделке в соответствии, с проектом реставрации основанном на аналогах и исторических сведениях с покрытием кровли черепицей. Конструктивно выполнена по типу мансардных крыш 18 века.

Аналоги. Примеры фасадов зданий XVIII в.


Дворец Шереметьева в С.Петербурге


Рундальский дворец. Впервые его начали строить в 1736-м году. Внутренняя отделка была завершена только к 1768-му году. Принадлежал Бирону.


Дворец Меньшикова в Петербугге после реставрации.


Дворец Меньшикова (гравюра)


Замок Людвигсбург.1733


Замок Вилландри. XVIII в.


Дом купца в Туле. 1744г.


Особняк в Праге. XVIII в.


Замок Во-Ле-Виконт

В данном проекте также предусмотрено восстановление печных труб и печей, существовавших в здании, а также флагштока над центральным объемом здания. Аналоги зданий с подобными крышами представлены выше (рис. 28-36.).

По архивным сведениям можно предположить, что все строения усадьбы были покрыты черепочной кровлей. Кирпич и черепица изготавливались в Яропольце. Третий этаж был мансардного типа характерным - для архитектуры этого периода. По всей вероятности при пожаре была уничтожена оригинальная кровля. Восстановительные работы заняли несколько десятилетий. К этому времени изменились архитектурные стили и приемы сооружения крыш. Высокие мансардные крыши вышли из моды, а задуманное З.Г. Чернышевым - «Версаль» с его высокими кровлями был забыт новыми хозяевами. Сгоревшую крышу дворца восстанавливать в первоначальном виде уже не стали. Реконструкции дворца, выполненные в 1949 году А. Седовым и проект реставрации «Мособлстройрестварция» 1980г., не затронули воссоздания первоначальных крыш на дворце. Здание дворца на этих проектах совсем не похожи на стиль французской архитектуры 18 века, а именно такую хотел воплотить в своем дворце З. Г. Чернышев.

Конструктивные решения

Техническое состояние здание оценивается как ограниченно работоспособное.

Проектом предусмотрено:

        • Усиление фундаментов методом инъектирования и подводки новых железобетонных фундаментов.
        • Замена стропильной системы под черепичное покрытие.
        • Разработка конструкций парадной лестницы и лестниц при входах в здание.

Выводы

На основании натурных исследований нужно отметить ценность сохранившихся подлинных элементов.

Сохранилось достаточное количество материала двух значительных периодов:

        • Первоначального 1760г.
        • Второго – реконструкции при Чернышеве – Кругликове в 19 веке.
        • Далее здание после 1919года здание приспосабливалось под колонию беспризорников, потом под жилье служащих при больнице. После 1945 года в полуразрушенном здании был гараж и мастерские военной части.

Эскизный проект реставрации 1985 года, выполненный институтом ГИПРОВУЗ предусматривал восстановление утраченных частей. Восстановительные работы были начаты, но не закончены внезапным прекращением работ, что в отдельных случаях привело к ухудшению состояния подлинных частей. Необходимо пересмотреть проект приспособления в соответствии с вновь выявленными проектными предложениями ориентированные на восстановление дворца на первоначальный период строительства с частичным восстановлением интерьеров и сохранения с реставрацией пристроек 19века.

Список нормативных и ссылочных документов

      • Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
      • СНиП 2.01.01-82 Справочное пособие к СниП. Строительная климатология
      • СНиП 2.02.01-83*. Основания зданий и сооружений.
trof_av wrote in January 21st, 2017

Усадьба Чернышёвых Ярополец (Ерополч) в Волоколамском районе Московской области как архитектурный ансамбль возникла в 1770-е годы. Идея "Русского Версаля" принадлежит полководцу графу З.Г.Чернышеву (это он руководил штурмом Берлина в 1760 году). Дворец с полукруглыми крыльями и пристройками-каре, центральные ворота в форме башен, большой парк с обелисками, оранжереи с бассейнами, пруд, уникальная церковь Казанской иконы Божией Матери и даже мечеть с минаретами - так выглядела усадьба в XIX веке. Усадьбу посещала Екатерина II, в честь её с парке установлен обелиск. Сейчас усадьба находится в плачевном состоянии, но под охраной и закрыта от посещения. Планируется масштабная реставрация, которая уже началась с Казанской церкви.
Фото кликабельны, с географическими координатами и привязкой к яндекс-карте, сентябрь 2016

1. План усадьбы Чернышевых в ее лучшие годы: 1 - дворец (1770-е гг.), 2- церковь Казанской иконы Божией Матери (1798 г.), 3 - оранжереи с бассейнами, 4 - стены-кулисы у оранжереи и у здания каре, 5 - каре хозяйственных построек примыкающих к дворцу, 6 - хозяйственные постройки, 7 - рига, 8 - въездные "Красные ворота", 9 - коллонада, 10 - балюстрада, 11 - бюст Дорошенко П.Д. (его могила, с часовней над ней, находится недалеко и о ней будет отдельная статья), 12 - обелиск в честь Екатерины II

Историческая справка:
Первые сведения о селе Ярополец относятся к XIV веку. В разных источниках село именуется Ерополч, Ерополча. Современное название села Ярополец в конце XIX века относилось к усадьбе Гончаровых (о ней будет отдельная статья), а усадьба Чернышевых-Кругликовых называлась Ярополчем.
До 1684 года Ерополч был царским дворцовым селом. В 1684 г. по повелению царевны Софьи село Ерополч с соседними деревнями и землями было пожаловано Петру Дорофеевичу Дорошенко - плененному гетману Украины. После кончины гетмана его сыновья разделили наследство между собой, а в 1717 г. одна из частей имения перешла к Чернышёвым.

Григорий Петрович Чернышев, купивший в 1717 г. землю у наследников гетмана Дорошенко, являлся генерал-губернатором Московской губернии. Граф Чернышев, ввиду занятости на государственной службе, почти ничего не строил на своих подмосковных землях, за исключением Казанской церкви, заложенной в 1742 г.
После смерти в 1745 г. Г.П.Чернышева имение наследует его сын - Захар Григорьевич Чернышев, известный как блестящий полководец, руководивший в ходе войны с Фридрихом II штурмом Берлина в 1760 году, фаворит Екатерины Второй. Он и считается основателем усадьбы.
З.Г.Чернышев решил превратить свою ярополецкую усадьбу в «русский Версаль». На площадь перед церковью, игравшую роль торгового и культурного центра всей округи, в соответствии с новым планом стекались пять дорог, связывавших усадьбу с периферией владений (прообразом стал Версаль с лучами-аллеями). К середине 1770-х гг. было завершено строительство парадного усадебного ансамбля. Дворец был выстроен из кирпича в стиле переходном от барокко к классицизму. После подписания в 1774 г. мира с Турцией на территории усадьбы построили мечеть (не сохранилась). Тогда же усадьбу Чернышевых посещала Екатерина II, в честь её был построен обелиск в саду (сохранился до наших дней). З.Г.Чернышев умер в 1784 г, а в 1787 г., в усадьбе случился страшный пожар, интерьеры дворца были почти полностью уничтожены. Восстановительные работы заняли несколько десятилетий.
В 1780 г. на месте прежнего храма началось строительство уникального по своей архитектуре храма Казанской иконы Божией Матери, который достраивала уже вдова З.Г.Чернышева - Анна Родионовна.
В XIX веке обустройством усадьбы занимался Иван Гаврилович Чернышев-Кругликов. В этот период, в 40-е годы ХIХ века, был перестроен главный дом с флигелями, хозяйственные дворы были соединены с главным домом полукруглыми переходами.
После 1917 года усадьба была национализирована и в ней располагается районная больница, затем санаторий им. Павлика Морозова, в годы Великой отечественной войны - госпиталь. В 1924 г. «большая коллекция географических карт, рисунков, гравюр, фарфора, бронзы и около тысячи книг» были распределены между центральными музеями и областным краеведческим музеем, который формировался на базе Новоиерусалимского монастыря.
В годы Великой Отечественной войны усадьба была занята немцами, в здании дворца ими устроен штаб с 30 октября 1941 года по 17 января 1942 года. Служебные постройки, примыкающие к парадному двору, были заняты фашистскими военными частями. Чернышевская усадьба неоднократно подвергалась бомбардировкам, дом-дворец сожжен в ноябре, остались одни только стены. Произведения исскуства, вывезенные из усадьбы в Новоиерусалимский монастырь, погибли во время немецкой оккупации.
Сейчас усадьба принадлежит Московскому авиационному институту, планируется масштабная реконструкция.

2. А так усадьба Чернышёвых выглядит сейчас, вид из космоса

3. Центральная часть парка усадьбыЧернышевых, XVIII в. Террасный регулярный липовый сад, спускающийся к пруду и обширному пейзажному парку. Схематический обмер Н.Л Целищевой

4. Еще один, безымянный план учадьбы

5. Церковь Казанской иконы Божией Матери, 1780-1798 годы, архитектор неизвестен, а идеологом строительства является граф З.Г.Чернышев. Храм уникален своим устройством - состоит из двух симметричных частей, соединенных сквозным поперечным проходом (притвором), служащим одновременно вестибюлем для каждой из частей. К торцам прямоугольного в плане здания пристроены две одинаковые по форме апсиды: северо-восточная является церковным алтарем, а юго-западная служит усыпальницей Чернышевых. После строительства сюда был перенесен прах фельдмаршала З.Г.Чернышева, умершего в 1784 году и похороненного ранее в другом месте. Виднеющийся между куполами объект - колокольня (1839-1869 гг.), стоящая за церковью. Сейчас церковь и колокольня восстанавливаются (или все-таки реставрируются?)

6. План церкви Казанской иконы Божией Матери в усадьбе Чернышевых Ярополец

7. Въездные "Красные ворота" и дворец усадьбы Чернышевых

8. "Красные ворота" в форме башен

9. Слева видна часть бывшей пристройки в форме каре

10. Дворец Чернышевых

11. Отдельно стоящая хозяйственная постройка, справа виден флигель с 9 фото

12.

13. Правый флигель у дороги. От бывшей пристройки-каре остались только заброшенные четыре флигеля по углам

14. Входные ворота с правой стороны усадьбы, остатки правого каре

15. Эти же ворота с внутренней стороны усадьбы

16.

17. Еще один правый угловой флигель

18. Главный усадебный дом - дворец Чернышёвых

19. План приспособления дворца усадьбы Чернышевых 1952 года

20.

21. Заросшие ворота в бывшем левом каре со стороны двора усадьбы

22.

23. Флигель с фото 13, но со стороны двора

24. "Красные ворота" со стороны двора и церковь Казанской иконы Божией Матери

25. Декоративные архитектурные элементы на фасаде дворца

26.

27. Это фото уже за пределами двора. Дальний верхний правый флигель бывшего правого каре

28. он же

29. Недостроенное здание на месте правого каре

30. Дворец со стороны парка

Согласно археологическим данным, небольшой населенный пункт Ярополец, который насчитывает около полутора тысяч жителей, возник примерно тысячу лет назад. В летописях «Книги ключей Волоколамского монастыря», датируемых 1551 годом, его название упоминается как Ерополчь.

Общая информация

Казалось бы, это ничем не примечательное селение, расположенное в пятнадцати километрах от Волоколамска на территории Московской области, не должно было интересовать историков и туристов. Но на самом деле нет. Оказывается, с этим местом связано невероятное количество переплетений судеб замечательных людей и событий. Впервые оно упоминается в летописях, датируемых 1135 годом. Тогда на правом берегу Ламы был укрепленный пункт князя Ярополка - сына Владимира Мономаха, воевавшего с Новгородом. Некоторые специалисты считают, что именно от него и пошло название села, хотя версий по этому вопросу достаточно много.
Долгое время уездный Ярополец принадлежал Иосифо-Волоцкому монастырю. Впоследствии его выкупил Иван Грозный, сделав любимым местом для царской охоты.

Находящийся в двадцати верстах от Волоколамск на реке Ламе Ярополец в семнадцатом веке являлся и собственностью царя Алексея Михайловича. Согласно документам, здесь была государева вотчинная контора и небольшой зверинец при имении. Согласно преданиям, самодержец часто приезжал сюда и очень любил это место. Впоследствии, уже в годы правления государя Петра Великого, имение было подарено гетману Петру Дорошенко. Произошло это в 1684 году. Именно здесь он в 1698 году умер и был похоронен.

Достопримечательности

С селом Яропольцем связываются также имена Натальи Гончаровой и А. С. Пушкина. Здесь находилась фамильная усадьба тещи великого поэта, куда, по свидетельствам историков, он приезжал несколько раз в гости. И после революции Ярополец не был предан забвению. В начале двадцатого столетия местные крестьяне собственными силами выстроили здесь на реке Ламе гидроэлектростанцию. Сюда приезжал В. Ленин, претворявший в то время в жизнь свой план ГОЭЛРО. Его сопровождала Н. Крупская и некоторые соратники по партии. Интересно, что выстроенная неграмотными крестьянами ГЭС и сегодня находится в рабочем состоянии.

В Великую Отечественную в районе села Ярополец проходили сильные бои за Волоколамское направление, которое открывало путь на Москву. Многочисленные укрепления, ДОТы и братская могила, в которой похоронены державшие оборону кремлевские курсанты, сохранились до сих пор.

Сегодня сюда организуются экскурсионные туры. Больше всего посетителей интересуют имение Гончаровых и усадьба Чернышевых в Яропольце. Фото, описание, историю и многие интересные факты, связанные с ней, мы представим в данной статье.

Оба этих культурных памятника неразрывно связаны и переплетены с историей государства Российского. Имение Гончаровых более или менее сохранилось. Сегодня в нем расположен ведомственный дом отдыха московского авиационного института. Но вот заброшенная усадьба Чернышевых оставляет самые тяжелые впечатления. Именно о ней и попробуем рассказать подробно. Ведь с именами многих известных людей связана сегодня заброшенная усадьба Чернышевых в Подмосковье.

Как добраться из Москвы

До этого удивительного исторического места можно легко доехать в любую погоду. Где находится усадьба Чернышевых в Яропольце, знает каждый местный житель. Тем, кто собирается осматривать достопримечательности этого городка самостоятельно, можно с сесть на электричку в направлении Волоколамска. Она отправляется каждый день в восемь утра. Доехав до Волоколамска, нужно пересесть на автобус 28-го маршрута на Лотошино. Он в Яропольце останавливается в двух местах. Вторая остановка находится на перекрестке трех дорог. Она ближе к территории усадьбы графов Чернышевых. На перекрестке нужно сориентироваться следующим образом: по одной дороге автобус приезжает, по другой уезжает, а идти нужно по третьей. Несколько минут пешком по сельской дороге - и можно выйти к имению Гончаровых.

А прямо через дорогу от него находится самая усадьба Чернышевых. В Яропольце как добраться до нее, покажут даже маленькие дети. Когда-то ее называли помпезно - «русским Версалем». Но сегодня перед глазами открывается совершенно другая картина. Все находится в страшном запустении - и парк, и строения. И, тем не менее, главное, чем знаменит Ярополец - усадьба Чернышевых. Как добраться обратно в Волоколамск, можно посмотреть на расписании пригородных автобусов на остановке рядом с воротами когда-то невероятно красивого «русского Версаля». В Яропольце, расположенном на высоком берегу Ламы, можно погулять и изучить окрестности. Обязательно стоит посмотреть на заброшенную Казанскую церковь, пройти к плотине ГЭС, увидеть часовню рядом с могилой гетмана Дорошенко, посетить местный музей и просто погулять по живописным местам этого небольшого городка. А затем в 15:45 на автобусе можно вернуться назад в Волокаламск.

О Чернышевых и их усадьбе

Тем, кто приезжает в Ярополец на экскурсию, гиды рассказывают о владельцах «русского Версаля», об их нелегкой судьбе и, конечно, об их фамильном гнезде. Первого из Чернышевых - Григория Петровича - считают удивительной личностью. Его предки известны под фамилией Чернецкие. Они были поляками. Сам же Григорий был денщиком Петра Первого. Государь его особенно жаловал за успехи, достигнутые в годы шведской кампании. Григорию Петровичу было присвоено звание кавалера ордена св. Андрея Первозванного, он стал графом и сенатором. А в 1717 году ему разрешено было приобрести половину вотчины Ярополец, ту часть, где сегодня находится усадьба Чернышевых.

Его сын Захар Григорьевич, известный полководец, генерал-фельдмаршал, брал в 1760 году Берлин. Его карьера была намного блистательней, чем у отца: в тринадцать лет он зачислен в гвардию, в девятнадцать стал капитаном, в двадцать - послом в Вене, позже участвовал в войне за австрийское наследство и в Семилетней с пруссаками. В тридцать шесть лет он уже был генералом-поручиком. При Екатерине Второй управлял Военной Коллегией, стал губернатором Белоруссии, а в 1782-м - главнокомандующим и градоначальником Москвы. Его дом на Тверской после смерти был выкуплен казной и впоследствии стал официальной резиденцией высшего эшелона городской администрации. Другая его собственность, усадьба Александрино (Чернышева дача) в черте Санкт-Петербурга, впоследствии перешла Шереметьеву.

Карьера этого замечательного деятеля очень резко оборвалась. В 1762 году, после попадания в фавориты неизвестных до того братьев Орловых, Захар Григорьевич неожиданно подал в отставку. Ему показалось, что новая императрица обошла его вниманием. И хотя его спустя два года снова приняли на службу и приблизили ко двору, именно во время этой кратковременной отставки и была построена усадьба Чернышевых в Подмосковье и доведена до того вида, что ее стали называть «русским Версалем».

Строительство

Захар Григорьевич был человеком весьма самолюбивым. Свои неудовлетворенные амбиции, не реализованные во время прихода на трон Екатерины Второй, он перенес на создание роскошного дворцового паркового ансамбля на месте своего родового имения. К работе были привлечены самые талантливые архитекторы того времени, такие как Баженов и Казаков со своими лучшими учениками. Усадьба Чернышевых в Яропольце - это была резиденция сановного вельможи. В ансамбль входили двухэтажный дворец, выстроенный в стиле раннего классицизма и имеющий некоторые мотивы французского рококо, несколько хозяйственных корпусов и тогда уже существовавшая Казанская церковь с колокольней.

Описание и фото

Своим внутренним убранством усадьба Захара Чернышева полностью соответствовала ее помпезной архитектуре. В частности, во дворце особого внимания заслуживали парадный зал и «галерея предков» в нем с портретными барельефами на стенах. Прямо на берегу Чернышев приказал разбить великолепный парк, построить оранжереи, которые он также украсил барельефами. Их основная часть была привезена из Крымской Кафы. На территории усадьбы был воздвигнут в честь Екатерины II храм, были также театр, мечеть с двумя минаретами. Последняя была сооружена в ознаменование победоносного мира, заключенного с Турцией в 1774 году. Весь ансамбль был обнесен оградой из камня.

Широта замысла и то, насколько мастерски была выстроена усадьба Чернышевых в сочетании с цельностью всего художественного ансамбля, в то время дали повод называть ее «русским Версалем».

Этот дворцово-парковый комплекс, созданный в середине восемнадцатого столетия, считался самым красивым в Подмосковье. Рассказывают, что когда в 1775 году сюда с официальным визитом приезжала сама Екатерина Вторая, ее встречали с огромным размахом. Били пушки и гремели салюты, повсюду стояли накрытые столы. Императрица провела в усадьбе всего два дня, хотя говорила, что осталась бы на всю жизнь.

Внутреннее убранство

Такое название ансамбля было обусловлено тем, что в его основе лежит ранний классицизм, переплетенный с французского рококо как в господском доме, так и в хозяйственных постройках. Элементы декора, много изящной лепнины с орнаментом, структура парка - все это характерно для настоящего Версаля. Названию соответствовало и внутреннее убранство господских покоев, в том числе состоящее и из многочисленных дорогих трофеев, привезенных графом из военных кампаний. Явно бунтарские замашки Чернышева проявлялись и в масонских символах, которые были щедро представлены как в декоре дворца, в частности лепниной, колоннами и рисунком орнамента, так и во внутреннем убранстве Казанской православной церкви, входящей в ансамбль. Говорят, что, помимо Казакова и Баженова, над усадьбой работал также Жан-Батист Валлен-Деламот. Скорее всего, эти знаменитые зодчие приложили свою талантливую руку на разных стадиях создания этого уникального комплекса.

Казанская церковь

В усадебном ансамбле она занимает особое место. - двухкупольная, что совершенно нехарактерно для тогдашней России. Построена она в 1798 году. И сегодня ее внешний вид, несмотря на то плачевное состояние, в котором пребывает вся усадьба Чернышевых в Яропольце, напоминает о былом великолепии храма.

Зал внутри церкви, оформленный по периметру полуколоннами, перекрыт зеркальным огромным сводом. Из его центра свешивается цепь, которая когда-то держала роскошную люстру. Стены и полуколонны, каркас алтарной преграды, имеющий золотые колонны, лепка с орнаментом под куполами, белоснежный свод, стены, на которых отсутствует роспись, статуи святых в нишах - все это выглядело в свое время невероятно торжественно.

Про парк и его окрестности

К пруду за усадьбой спускается парк. Многие приезжают сюда, в маленький городок в Московской области, чтобы посмотреть именно на него. Широкие аллеи и старые липы, прекрасные деревья других видов и разных размеров, заросшие прудики, река Лама, протекающая через сад, в дальнем уголке… Все это настолько красиво и продумано, что невольно заставляет задуматься о том, насколько была прекрасна в свое время вся усадьба Чернышевых в Яропольце. Фото, которые увозят с собой туристы сегодня, не передают и десятой доли того, как выглядел парк в эпоху своей былой роскоши.

В центре его возвышается гранитный обелиск, поставленный в память о визите в усадьбу императрицы Екатерины Второй в 1775 году. Его аналоги можно увидеть также в Архангельском и Кусково.

Постепенно спускаясь вниз по склону, можно услышать понемногу усиливающийся грохот падающей воды. И действительно, здесь, в парке восемнадцатого века на практически равнинной спокойной реке Ламе, есть рукотворный водопад. Его создали в 1918 году, когда драмкружок, организованный в Яропольце, решил для местных жителей поставить пьесу Островского. Но возникла проблема с освещением. Артисты отказались играть при свете лучины. И тут местному агроному, весьма продвинутому человеку, пришла в голову идея построить маленькую электрическую станцию. Крестьянам настолько понравилась эта мысль, что они использовали водяную мельницу для электрификации села.

Усадебные постройки сегодня

Парадный вход, обрамленный некогда живописными башнями, так же как и сам дворец, полуразрушены. На окнах первого этажа отсутствуют решетки, двери наглухо закрыты. Такая же грустная картина наблюдается и во флигеле, и в служебных постройках. Наследники владели этим усадебным комплексом до 1917 года, а дальше началась революция, вслед на ней - национализация и разорение. В результате наступило полное забвение. Сегодня заброшенная усадьба Чернышевых в Подмосковье требует срочной реконструкции, причем комплексной. Больше пятидесяти лет назад она переведена на баланс МАИ, денег у которого хватило только на то, чтобы разработать проект реставрации.

Парадные ворота, имеющие круглые башни, закрыты высоким металлическим забором. Сегодня образец красоты и изящества - усадьба Чернышевых в Яропольце - переживает непростые времена. Еге белоснежные фасады, сплошь украшенные изысканной лепниной, медленно осыпаются.

Страницы сложной истории

«Русский Версаль» после революции стал постепенно разрушаться. В период с 1920 по 1928 годы на его территории располагалась сельская больница, а затем - санаторий имени П. Морозова. Практически все ценные предметы, в том числе и трофеи, привезенные графом Чернышевым, из усадьбы были вывезены. Большинство из них было передано в художественно-исторический музей, функционирующий на территории закрытого в 1920 году Ново-Иерусалимского монастыря. Позднее его переименовали в краеведческий музей. В декабре 1941 года, во время боев в направлении Волоколамска, саперами из дивизии «Райха» «Новый Иерусалим» был взорван. Во время пожара была уничтожена практически вся музейная экспозиция, в том числе и коллекции, спрятанные в фондохранилищах. Вообще, во время войны усадьба Чернышевых в Яропольце была разрушена, и поэтому ее больше не использовали, правда, за единственным исключением. В 1953 году на ее территории проходили съемки художественного фильма «На графских развалинах».

Казанская церковь - часть усадебного ансамбля - исправно функционировала с момента своего открытия вплоть до шестидесятых годов прошлого столетия. Но после смерти последнего настоятеля храм закрылся. После этого здесь был склад пиломатериалов. Церковь использовалась и для других нужд, пока не была передана МАИ. В семидесятых годах прошлого века здесь были проведены небольшие реставрационные работы, обновлена крыша и укреплены перекрытия.

Усадьбу Чернышевых, расположенную на северо-востоке Волоколамского района по истине можно назвать «русским Версалем». Этот дворцово-парковый ансамбль был отстроен елизаветинским генералом Захаром Григорьевичем Чернышевым (1722-1784 г.г). Получив в 1752 году в наследование от отца часть земель Ярополецкой волости, Захар Григорьевич и не думал, что спустя каких-нибудь 12-15 лет начнет здесь бурное строительство небывалого доселе размаха.

В 1766 году генерал начал межевание земель, а двумя годами позже развернул строительство дома. Замысел отставного вельможи З.Г. Чернышева поражал своей масштабностью. В центре архитектурной композиции усадьбы стоял дворец (в 1788 году дополненный вторым этажом и оригинальными башнями с винтовыми лестницами), отстроенный в стиле раннего классицизма с элементами французского рококо.

Кроме него в ансамбле имелись хозяйственные постройки, конные и скотные дворы, липовый парк, спускавшийся к пруду. Над созданием «Версаля» трудились архитекторы Баженов, Казаков и их ученики. Такой увидела Чернышевскую подмосковную резиденцию императрица Екатерина II, посетившая эти места в 1755 году. К этому времени на территории усадьбы был разбит сад, с дивными оранжереями, украшенными барельефами, театр, мечеть, сооруженная в честь победы в войне с Турцией (1774 год).

В память о визите императрицы в центре парка был поставлен обелиск. Эту эпоху можно считать периодом рассвета рода Чернышевых и их фамильной усадьбы. Однако вскоре мужская линия известной фамилии обрывается. Тезка именитого фельдмаршала, его внучатый племянник, Захар Григорьевич Чернышев (1798-1826 г.г.) стал известен русской истории как участник Восстания Декабристов.

После его смерти владение усадьбой перешло одной из его сестер. Фамильным имением родственники Чернышева владели до 1917 года. С приходом большевиков к власти, усадьба Чернышевых стала использоваться как сельская больница, а затем как санаторий им. Павлика Морозова. В 1941 году Ярополец был оккупирован фашистами.

Тогда усадьба Чернышевых быстро утратила свой прежний лоск и совершенство русского Версаля. Некогда прекрасные пышные оранжереи, Храм и дворец запустели, превратившись в графские развалины именитого рода Чернышевых. Это печальное словосочетание прославило усадьбу его плачевным состоянием. В 1953 году здесь был снят советский фильм «Графские Развалины».

Мог ли представить отставной фельдмаршал, какая судьба уготована его родовому гнезду, ставшему для него впоследствии местом обретения вечного покоя? О торжественном убранстве мраморной усыпальницы графа Чернышева сегодня лишь очень отдаленно напоминают руины Храма Казанской Божьей Матери.

Эта Церковь была реконструирована вдовой фельдмаршала в 1798 году, и стала местом, куда был перенесен прах основателя родовой усадьбы. Но трудно назвать Храм Казанской Божьей Матери усадьбы Чернышевых местом обретения покоя. Это место, словно магнит для вандалов, безмолвно хранит в себе их бесчеловечные зверства. Поругано всё, и генеральское надгробье, и церковный иконостас, и даже массивные мраморные колонны кому-то помешали своим торжественным видом…
Адрес: Волоколамский р-н, село Ярополец