История экономических учений. Ядгаров Я

Ядгаров Я. История экономических учений: Учебник для вузов

От автора 7
Тема I. Предмет, метод и структура курса истории экономических учений 8
§1. Почему изучают историю экономических учений 8
§2. О структуре курса истории экономических учений 8
Вопросы и задания для контроля 10
10

Раздел первый
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ДОРЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Тема 2. Натурально-хозяйственная экономическая мысль древнего мира и средневековья 11
§1. Экономическая мысль древнего мира 11
§2. Экономическая мысль средневековья 13
Вопросы и задания для контроля 16
Список рекомендуемой литературы 16

Тема 3. Меркантилизм — экономическая мысль периода зарождения рыночных экономических отношений 17
§1. Предмет и метод меркантилистской школы экономической мысли 17
§2. Особенности раннего и позднего меркантилизма 18
§3. Историческое значение меркантилизма 20
Вопросы и задания для контроля 21
Список рекомендуемой литературы 21

Раздел второй
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ НЕРЕГУЛИРУЕМЫХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Часть первая КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ

Тема 4. Общая характеристика классической политической экономии 22
§1. Что такое классическая политическая экономия 22
§2. Этапы эволюции классической политической экономии 23
§3. Особенности предмета и метода изучения классической политической экономии 26
Вопросы и задания для контроля 28
Список рекомендуемой литературы 28

Тема 5. Первый этап эволюции классической политической экономии 29
§1. Экономическое учение У.Петти 29
§2. Экономическое учение П.Буагильбера 32
§3. Ф.Кенэ — основоположник учения физиократов 34
§4. Экономическое учение А.Тюрго 37
Вопросы и задания для контроля 40
Список рекомендуемой литературы 40

Тема 6. Второй этап эволюции классической политической экономии. Учение Адама Смита 41
§1. Предмет и метод изучения 42
§2. Особенности теоретических разработок 43
Вопросы и задания для контроля 46
Список рекомендуемой литературы 47

Тема 7. Третий этап эволюции классической политической экономии 48
§1. Экономическое учение Д.Рикардо 48
§2. Экономическое учение Ж.Б.Сэя 52
§3. Экономическое учение Т.Мальтуса 56
Вопросы и задания для контроля 59
Список рекомендуемой литературы 60

Тема 8. Четвертый этап эволюции классической политической экономии 61
§1. Экономическое учение Дж. С. Милля 61
§2. Экономическое учение К.Маркса 65
Вопросы и задания для контроля 73
Список рекомендуемой литературы 74

Часть вторая
ПРОТИВНИКИ КЛАССИЧЕСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ

Тема 9. Концепции реформ экономистов-романтиков 75
§1. Экономическое учение С.Сисмонди 76
§2. Экономическое учение П.Прудона 82
Вопросы и задания для контроля 88
Список рекомендуемой литературы 88

Тема 10. Антирыночные доктрины социалистов-утопистов 89
§1. Общая характеристика утопического социализма первой половины XIX в. 89
§2. Экономические воззрения Р.Оуэна, К.Сен-Симона и Ш.Фурье 90
Вопросы и задания для контроля 93
Список рекомендуемой литературы 93

Тема 11. Историческая школа Германии 94
§1. Общая характеристика немецкой исторической школы 94
§2. Методологические особенности исторической школы Германии 97
Вопросы и задания для контроля 98
Список рекомендуемой литературы 99

Часть третья
МАРЖИНАЛИЗМ. ФОРМИРОВАНИЕ НЕОКЛАССИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Тема 12. Общая характеристика маржинализма 100
§1. Что такое маржинализм и «маржинальная революция» 100
§2. Особенности этапов «маржинальной революции» 102
Вопросы и задания для контроля 104
Список рекомендуемой литературы 104

Тема 13. Субъективизм теорий первого этапа «маржинальной революции» 105
§1. Экономическое учение К. Менгера 105
§2. Экономические воззрения О. Бем-Баверка и Ф. Визера 109
§3. Маржинальные концепции У. Джевонса и Л. Вальраса 113
Вопросы и задания для контроля 114
Список рекомендуемой литературы 115

Тема 14. Формирование неоклассического направления экономической мысли как второй этап «маржинальной революции» 116
§1. Экономическое учение А. Маршалла 116
§2. Экономическое учение Дж.Б. Кларка 119
§3. Концепция общего экономического равновесия В. Парето 123
Вопросы и задания для контроля 124
Список рекомендуемой литературы 125

Раздел третий
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ РЕГУЛИРУЕМЫХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Часть первая
ЗАРОЖДЕНИЕ ТЕОРИЙ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ОБЩЕСТВА НАД ЭКОНОМИКОЙ И РЫНКА С НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИЕЙ

Тема 15. Возникновение социально-институционального направления экономической мысли 126
§1. Общая характеристика институционализма 126
§2. Концепции реформ основоположников институционализма 128
Вопросы и задания для контроля 131
Список рекомендуемой литературы 132

Тема 16. Теории рынка с несовершенной конкуренцией 133
§1. Теория монополистической конкуренции Э.Чемберлина 133
§2. Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж.Робинсона 138
Вопросы и задания для контроля 140
Список рекомендуемой литературы 140

Часть вторая
ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Тема 17. Кейнсианство 141
§1. Экономическое учение Дж.М.Кейнса 141
§2. Неокейнсианские модели государственного регулирования экономики 146
Вопросы и задания для контроля 148
Список рекомендуемой литературы 148

Тема 18. Неолиберализм 150
§1. Концепция социального рыночного хозяйства 151
§2. Чикагская школа монетаризма 153
Вопросы и задания для контроля 154
Список рекомендуемой литературы 155

Часть третья
ЭВОЛЮЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДОКТРИН ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Тема 19. Концепция неоклассического синтеза 156
§1. Зарождение концепции «неоклассического синтеза» 156
§2. О новых версиях концепции «неоклассического синтеза» 157
Вопросы и задания для контроля 158
Список рекомендуемой литературы 158

Тема 20. «Олимп» современной экономической мысли: «Экономикс» П.Самуэльсона 159
§1. Основные вехи научной биографии 159
§2. Краткий очерк истории экономических доктрин 160
§3. «Ветер перемен» П.Самуэльсона 160
Вопросы и задания для контроля 162
Список рекомендуемой литературы 162

Примечания 164

Тестовые контрольные вопросы по дисциплине 195

Примерный перечень экзаменационных (зачетных) билетов
по курсу «История экономических учений» 207

Важнейшие термины и понятия 210

Моим родителям — Ядгаровым Семену Михайловичу и Софии Николаевне — посвящается.

От автора

В данном, третьем издании учебника, как и в предыдущих двух, изложение материала осуществлено с нетрадиционных теоретико-методологических позиций. Нетрадиционных в том смысле, что в нем исключен идеологизированный принцип характеристики эволюции экономической мысли и поэтому отсутствует деление теорий экономистов на «западную», «буржуазную», «пролетарскую» и т.п. Кроме того, в структуре учебника экономические учения различных эпох, этапов и периодов классифицируются не по классово-формационному критерию, а по критерию перерастания натурально-хозяйственных отношений в рыночные экономические отношения, в том числе регулируемые государством.
Учебник подготовлен на базе значительного числа первоисточников, в числе которых труды крупных авторитетов современности в области экономической науки, включая нобелевских лауреатов по экономике. Это, по замыслу автора, позволит читателю, с одной стороны, познакомиться с непосредственными теоретическими суждениями так называемых классиков и неоклассиков либо кейнсианцев и неолибералов, а с другой — лучше осмыслить различные оценки и интерпретации творческого наследия представителей основных школ и направлений экономической мысли.
Из 20 тем, выделенных в учебнике, первая посвящена вопросам предмета и метода изучения истории экономических учений и особенностям структуры этой учебной дисциплины. Вторая и третья темы охватывают экономические учения дорыночной эпохи. С 4-й по 8-ю тему речь идет об эволюции классической политической экономии, а с 9-й по 11-ю — о творческом наследии противников этого направления экономической мысли. Сущность маржинализма и особенности формирования неоклассического направления экономической мысли рассматриваются с 12-й по 14-ю тему.
Наконец, с 15-й по 20-ю тему излагается новейшая история экономической мысли, своеобразие которой заключается в обосновании институциональных концепций социального контроля общества над экономикой, теорий рынка с несовершенной конкуренцией, а также доктрин государственного регулирования экономики и неоклассического синтеза.
В целях обеспечения предпосылок для лучшего усвоения содержательной части учебного материала каждая тема, как и во втором издании, заканчивается вопросами и заданиями для контроля и списком рекомендуемых литературных источников. Но в отличие от второго данное издание «разгружено» от части прилагавшихся там методических материалов (как-то: программа курса и планы семинарских занятий по дисциплине), поскольку очевидно, что их разработка является все же прерогативой соответствующих вузовских подразделений.
Одновременно с этим сохранен и заметно конкретизирован примерный перечень вопросов, выносимых на экзамен (зачет), который систематизирован в форме билетов. Кроме того, принципиально новым элементом методического свойства в данном издании учебника являются прилагаемые тестовые контрольные вопросы, охватывающие всю тематику изучаемой учебной дисциплины.
Таким образом, благодаря осуществленным уточнениям, изменениям и добавлениям третье издание учебника, надо полагать, послужит тем высоким целям и задачам, которые стоят на современном этапе перед российской системой экономического образования и экономической наукой в целом.
Москва, январь 1999 г.

Я.С.Ядгаров
ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

УДК 330.1(075.8)
ББК 65-5я73
Я 32

Ядгаров Я.С.
Я32 История экономических учений: Учебник для вузов . 3-е издание. — М.: ИНФРА-М, 2000. - 320 с.

ISBN 5-86225-779-9

Учебник продолжает замысел, во многом реализованный автором в вышедших ранее двух изданиях — сначала в «Экономике» (1996) и затем в «ИНФРА-М» (1997): содействовать с деидеологизированных и неклассово-формационных позиций знакомству с особенностями эволюции теоретических направлений, течений и школ экономической мысли; способствовать формированию всесторонней профессиональной культуры экономиста.
В отличие от предыдущих изданий структура учебника существенно приближена к логике и последовательности положений новой учебной программы по дисциплине. В этой связи его содержание не только переработано, но и дополнено новой тематикой.
Предназначен для студентов экономических специальностей вузов. Может быть полезен всем, кто самостоятельно изучает историю экономических учений или стремится совершенствовать свои знания в этой области.

В учебнике излагается курс истории экономических учений в соответствии с общим замыслом предыдущих трех его изданий в 1996, 1997 и 1999 гг. С целью отображения особенностей эволюции экономической мысли России в период так называемого «золотого века» отечественной теоретической экономики в соответствующие главы учебника включены фрагменты из работ наиболее известных российских экономистов XIX - начала XX в.
В качестве дополнительного учебно-методического материала учебник содержит программу дисциплины и методические указания к ее изучению, тестовые контрольные вопросы по дисциплине, примерную тематику курсовых работ и выпускных работ бакалавра экономики, примерный перечень экзаменационных (зачетных) билетов по курсу.
Учебник предназначен для студентов, аспирантов, научных работников и всех, кто интересуется историей мировой и отечественной экономической мысли.

История экономических учений - это неотъемлемое звено в цикле общеобразовательных дисциплин по направлению «экономика».
Предметом изучения этой дисциплины является исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей и воззрений, который по мере происходящих изменений в экономике, науке, технике и социальной сфере находит свое отражение в теориях отдельных экономистов, теоретических школах, течениях и направлениях.
Свое начало история экономических учений берет со времен древнего мира, т.е. появления первых государств. С тех пор и до настоящего времени предпринимаются постоянные попытки систематизировать экономические воззрения в экономическую теорию, принимаемую обществом в качестве руководства к действию в осуществлении хозяйственной политики.

ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 9
Раздел первый ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
Глава 1. Основные задачи и структура курса истории экономической мысли 12
§ 1. Почему изучают историю экономических учений 12
§ 2. Направления и этапы развития экономической мысли 17
Приложение 23
Глава 2. Проблемы методологии в курсе истории экономических учений 32
§ 1. Методология экономической науки: постановка проблемы 32
§ 2. Особенности основных методологических принципов и методов изучения в экономической науке 34
§ 3. Предмет и метод экономической науки в ретроспективе 40
Приложение 45
Раздел второй ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ДОРЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Глава 3. Натурально-хозяйственная экономическая мысль древнего мира и средневековья 48
§ 1. Экономические учения древнего мира 48
§ 2. Экономические учения средневековья 54
Глава 4. Меркантилизм - первая теоретическая школа периода зарождения рыночных экономических отношений 62
§ 1. Предмет и метод изучения меркантилистов 62
§ 2. Концепция богатства раннего и позднего меркантилизма 65
§ 3. Историческое значение меркантилизма 68
Раздел третий ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ НЕРЕГУЛИРУЕМЫХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Классическая политическая экономия

Глава 5. Общие признаки и этапы эволюции классической политической экономии 71
§ 1. Сущность классической политической экономии и особенности ее предмета и метода 71
§ 2. Общие признаки классической политической экономии 73
§ 3. Основные этапы развития классической школы 80
Глава 6. Зарождение классической политической экономии 85
§ 1. Экономическое учение У. Петти 85
§ 2. Экономическое учение П. Буагильбера 89
Глава 7. Физиократия - специфическое течение классической политической экономии 94
§ 1. Экономическое учение Ф. Кенэ 94
§ 2. Экономическое учение А. Тюрго 99
Глава 8. Адам Смит - центральная фигура классической политической экономии 104
§ 1. Предмет и метод изучения 106
§ 2. Особенности теоретических разработок 110
Приложение 117
Глава 9. Классическая политическая экономия в трудах смитианцев постмануфактурного периода 131
§ 1. Экономическое учение Д. Рикардо 132
§ 2. Экономическое учение Ж.Б. Сэя 141
§ 3. Экономическое учение Т. Мальтуса 148
Приложение 1 57
Глава 10. Завершение классической политической экономии 166
§ 1. Экономическое учение Дж.С. Милля 166
§ 2. Экономическое учение К. Маркса 172
Приложение 1 89
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Противники классической политической экономии
Глава 11. Возникновение реформаторских программ экономистов-романтиков 208
§ 1. Экономическое учение С. Сисмонди 210
§ 2. Экономическое учение П. Прудона 219
§ 3. Историческое значение экономического романтизма 227
Глава 12. Социально-экономические реформаторские проекты утопического социализма 233
§ 1. Особенности утопического социализма постмануфактурного периода 233
§ 2. Экономические воззрения Р. Оуэна, К. Сен-Симона и Ш. Фурье 235
§ 3. Историческое значение утопического социализма 241
Приложение 244
Глава 13. Немецкая историческая школа 252
§ 1. Предпосылки возникновения исторической школы Германии в трудах ее предшественников и родоначальников 252
§ 2. Методологические особенности немецкой исторической школы 255
Приложение 260
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. Маржинализм: формирование неоклассического направления экономической мысли
Глава 14. «Маржинальная революция» и ее особенности 272
§ 1. Что такое маржинализм и «маржинальная революция» 272
§ 2. Предшественники маржинализма. «Законы Госсена» 275
§ 3. Особенности этапов «маржинальной революции» 278
Глава 15. Возникновение субъективного направления экономической мысли как первый этап «маржинальной революции» 284
§ 1. Экономическое учение К. Менгера 284
§ 2. Экономические воззрения О. Бём-Баверка и Ф. Визера 291
§ 3. Маржинальные концепции У. Джевонса и Л. Вальраса 298
Приложение 304
Глава 16. Формирование неоклассического направления экономической мысли как второй этап «маржинальной революции» 310
§ 1. Экономическое учение А. Маршалла 310
§ 2. Экономическое учение Дж.Б. Кларка 316
§ 3. Концепция общего экономического равновесия В. Парето 322
Приложение 329
Раздел четвертый ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ РЕГУЛИРУЕМЫХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Зарождение теорий социального контроля общества над экономикой и рынка с несовершенной конкуренцией
Глава 17. Возникновение социально-институционального направления экономической мысли 332
§ 1. Предпосылки зарождения и общие признаки и нституционализма 332
§ 2. Концепции реформ основоположников и нституционализма 335
Глава 18. Теории рынка с несовершенной конкуренцией 343
§ 1. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина 344
§ 2. Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон 352
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Теория государственного регулирования экономики
Глава 19. Кейнсианство 355
§ 1. Экономическое учение Дж.М. Кейнса 356
§ 2. Неокейнсианские доктрины государственного регулирования экономики 363
Глава 20. Неолиберализм 367
§ 1. Концепция социального рыночного хозяйства 368
§ 2. Чикагская школа монетаризма 371
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. Эволюция современных доктрин экономической мысли
Глава 21. Концепция неоклассического синтеза 375
§ 1. Зарождение концепции «неоклассического синтеза» 375
§ 2. Новые версии концепции «неоклассического синтеза» 376
Глава 22. Олимп современной экономической мысли 380
§ 1. О лауреатах Нобелевской премии по экономике 380
§ 2. Краткий очерк истории экономических доктрин в учебнике «Экономикс» П. Самуэльсона 387
§ 3. «Ветер перемен» П. Самуэльсона 388
ПРИМЕЧАНИЯ 392
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 423
1. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 423
2. ТЕСТОВЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 441
3. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ АВТОРУ КУРСОВЫХ РАБОТ И ВЫПУСКНЫХ РАБОТ БАКАЛАВРА ЭКОНОМИКИ 454
4. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ (ЗАЧЕТНЫХ) БИЛЕТОВ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ» 458
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ 462
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН 471

Учебник охватывает историю мировой экономической мысли с древнейших времен до настоящего времени. В нем рассмотрена эволюция реальной экономики и теоретических представлений экономистов разных исторических эпох о характере, динамике и перспективах экономического развития. Издание позволит студентам грамотно ориентироваться в потоке современных экономических проблем, находить их разрешение, а также осуществлять поиск информации по получен- ному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач. После каждой главы есть краткие выводы, контрольные вопросы и задания.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим и управленческим специальностям

    В подготовке учебника приняли участие

    к. э.н., доц. М.А. Аверченко –
    к. э.н., доц. Е.Г. Лисовская – совместно с автором приложения к главам 1 и 2, учебно-методические материалы (п. 1, 3);
    к. э.н., доц. В.А. Щеголевский – глава 2, совместно с автором учебно-методические материалы (п. 1, 3);
    к. э.н., В.Р. Цеханович – глава 12 (§ 3), совместно с автором приложения к главам 10, 12;
    к. э.н. K.P. Цеханович – глава 11 (§ 3), совместно с автором приложения к главам 13,15;
    аспирант А.Ю. Станкевич – совместно с автором приложения к главам 8, 16, учебно-методические материалы (п. 2).
    В подготовке рукописи и в составлении именного указателя принимал участие Г.И. Грозинский.
    Моим родителям – Ядгаровым Семёну Михайловичу и Софии Николаевне – посвящается

    § 2. Направления и этапы развития экономической мысли

    Преодолеть тенденциозный подход анализа эволюции экономических доктрин означает, прежде всего, признать ошибочными идеи классификации экономической теории по классово-формационному принципу (теория «буржуазная», «мелкобуржуазная», «пролетарская» либо «капиталистическая» и «социалистическая»), в том числе надуманную идею противопоставления экономической теории по географическому принципу («отечественная теория» и «западная теория»). В данном контексте речь идет о том, что структуризацию экономической мысли по основным направлениям и этапам ее эволюции целесообразно осуществлять с учетом лучших социально-экономических достижений мировой цивилизации и совокупности обусловливающих обновление и изменение экономической теории факторов исторического, экономического и социального свойства.
    Предлагаемая в данном учебнике структура курса истории экономических учений состоит из вводного и трех основных разделов. Ее новизна в отличие от изданий советского периода и даже ряда работ последних лет заключается, прежде всего, в отказе от критерия классовых общественно-экономических формаций (рабовладельческий, феодальный, капиталистический) и в выдвижении на первый план позиции конкретных качественных преобразований в экономике и экономической теории со времен дорыночной экономики до эпохи либеральной (нерегулируемой), а затем и социально ориентированной или, как еще нередко говорят, регулируемой рыночной экономики.
    Соответственно это следующие основные структурные единицы курса:
    1) раздел экономических учений эпохи дорыночной экономики;
    2) раздел экономических учений эпохи нерегулируемой рыночной экономики;
    3) раздел экономических учений эпохи регулируемой (социально ориентированной) рыночной экономики.
    Здесь, однако, следует пояснить два обстоятельства. Во-первых, эпохи дорыночной и рыночной экономики предполагается различать по признаку преобладания в обществе натурально-хозяйственных либо товарно-денежных отношений. И во-вторых, эпохи нерегулируемой и регулируемой рыночной экономики необходимо различать не по тому, присутствует ли государственное вмешательство в экономические процессы, а по тому, обеспечивает ли государство условия для демонополизации хозяйства и социального контроля над экономикой.
    Охарактеризуем теперь коротко последовательность и суть направлений и этапов развития экономической мысли в рамках названных выше разделов курса.
    1. Экономические учения эпохи дорыночной экономики. Эта эпоха включает в себя периоды древнего мира и средневековья, в течение которых преобладали натурально-хозяйственные общественные отношения и воспроизводство было преимущественно экстенсивным. Экономическую мысль в эту эпоху выражали, как правило, философы и религиозные деятели. Достигнутый ими уровень систематизации экономических идей и концепций не обеспечил достаточных предпосылок для обособления теоретических построений того времени в самостоятельную отрасль науки, специализирующейся сугубо на проблемах экономики.
    Данную эпоху завершает особый этап в эволюции и экономики, и экономической мысли. С точки зрения истории экономики этот этап в марксистской экономической литературе называют периодом первоначального накопления капитала и зарождения капитализма; по неклассово-формационной позиции – это период перехода к рыночному механизму хозяйствования. С точки зрения истории экономической мысли этот этап называется меркантилизмом и трактуется также двояко; в марксистском варианте – как период зарождения первой школы экономической теории капитализма (буржуазной политической экономии), а по неклассово-формационному варианту – как период первой теоретической концепции рыночной экономики.
    Зародившийся в недрах натурального хозяйства меркантилизм стал этапом широкомасштабной (общенациональной) апробации протекционистских мер в сфере промышленности и внешней торговли и осмысления развития экономики в условиях формирующейся предпринимательской деятельности. И поскольку отсчет своего времени меркантилистская концепция начинает фактически с XVI столетия, то и начало обособленного развития экономической теории как самостоятельной отрасли науки относят чаще всего к данному рубежу.