Какие бывают эпохи в искусстве. Исторические эпохи по порядку: хронология

Число стилей и направлений огромно, если не бесконечно. Ключевым признаком, по которому произведения можно группировать по стилям, являются единые принципы художественного мышления. Смена одних способов художественного мышления другими (чередование типов композиций, приемов пространственных построений, особенностей колорита) не случайна. Исторически изменчиво и наше восприятие искусства.
Выстраивая систему стилей в иерархическом порядке, будем придерживаться европоцентристской традиции. Наиболее крупным в истории искусства является понятие эпохи. Для каждой эпохи характерна определенная «картина мира», которая складывается из философских, религиозных, политических идей, научных представлений, психологических особенностей мировосприятия, этических и моральных норм, эстетических критериев жизни, по которой и отличают одну эпоху от другой. Таковы Первобытная эпоха, эпоха Древнего мира, Античность, Средние века, Возрождение, Новое время.
Стили в искусстве не имеют четких границ, они плавно переходят один в другой и находятся в непрерывном развитии, смешении и противодействии. В рамках одного исторического художественного стиля всегда зарождается новый, а тот, в свою очередь, переходит в следующий. Многие стили сосуществуют одновременно и поэтому «чистых стилей» вообще не бывает.
В одну и ту же историческую эпоху могут сосуществовать несколько стилей. Например, Классицизм, Академизм и Барокко в XVII столетии, Рококо и Неоклассицизм - в XVIII, Романтизм и Академизм - в XIX. Такие стили как, например, классицизм и барокко называют большими стилями, поскольку они распространяются на все виды искусства: архитектуру, живопись, декоративно-прикладное искусство, литературу, музыку.
Следует различать: художественные стили, направления, течения, школы и особенности индивидуальных стилей отдельных мастеров. В рамках одного стиля может существовать несколько художественных направлений. Художественное направление складывается как из типичных для данной эпохи признаков, так и из своеобразных способов художественного мышления. Стиль модерн, например, включает ряд направлений рубежа веков: и постимпрессионизм, и символизм, и фовизм и т.д. С другой стороны, понятие символизма, как художественного направления, хорошо разработано в литературе, в то время как в живописи оно очень размыто и объединяет художников, настолько разных стилистически, что часто трактуется лишь как объединяющее их мировоззрение.

Ниже будут приведены определения эпох, стилей и направлений, которые так или иначе отразились в современном изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.

- художественный стиль, сформировавшийся в странах Западной и Центральной Европы в XII-XV вв. Он явился результатом многовековой эволюции средневекового искусства, его высшей стадией и одновременно первым в истории общеевропейским, интернациональным художественным стилем. Он охватил все виды искусства - архитектуру, скульптуру, живопись, витраж, книжное оформление, декоративно-прикладное искусство. Основой готического стиля была архитектура, которая характеризуется устремленными ввысь стрельчатыми арками, многоцветными витражами, визуальной дематериализацией формы.
Элементы готического искусства часто можно встретить в современном оформлении интерьеров, в частности, в настенной росписи, реже в станковой живописи. С конца прошлого века существует готическая субкультура, ярко проявившаяся в музыке, поэзии, дизайне одежды.
(Ренессанс) - (франц. Renaissance, итал. Rinascimento) Эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и Центральной Европы, а также некоторых стран Восточной Европы. Основные отличительные черты культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию, своего рода "возрождение" его (отсюда и название). Культура Возрождения обладает специфическими особенностями переходной эпохи от средневековья к новому времени, в которой старое и новое, переплетаясь, образуют своеобразный, качественно новый сплав. Сложным является вопрос о хронологических границах Возрождения (в Италии - 14-16 вв., в других странах - 15-16 вв.), его территориальном распространении и национальных особенностях. Элементы этого стиля в современном искусстве довольно часто используются в настенных росписях, реже в станковой живописи.
- (от итальянского maniera - приём, манера) течение в европейском искусстве XVI века. Представители маньеризма отошли от ренессансного гармонического восприятия мира, гуманистической концепции человека как совершенного творения природы. Острое восприятие жизни сочеталось с программным стремлением не следовать природе, а выражать субъективную "внутреннюю идею" художественного образа, рождающегося в душе художника. Ярче всего проявился в Италии. Для итальянского маньеризма 1520-х гг. (Понтормо, Пармиджанино, Джулио Романо) характерны драматическая острота образов, трагизм мировосприятия, усложненность и преувеличенная экспрессия поз и мотивов движения, удлиненность пропорций фигур, колористические и светотеневые диссонансы. В последнее время стал использоваться искусствоведами для обозначения явлений в современном искусстве, связанных с трансформацией исторических стилей.
- исторический художественный стиль, получивший распространение первоначально в Италии в сер. XVI-XVII столетия, а затем во Франции, Испании, Фландрии и Германии XVII-XVIII вв. Шире этот термин используется для определения вечно обновляющихся тенденций беспокойного, романтического мироощущения, мышления в экспрессивных, динамичных формах. Наконец, в каждом времени, почти в каждом историческом художественном стиле можно обнаружить свой «период барокко» как этап наивысшего творческого подъема, напряжения эмоций, взрывоопасности форм.
- художественный стиль в западноевропейском искусстве XVII - нач. XIX века и в русском XVIII - нач. XIX, обращавшийся к античному наследию как к идеалу для подражания. Он проявился в архитектуре, скульптуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве. Художники-классицисты считали античность высшим достижением и сделали ее своим эталоном в искусстве, которому стремились подражать. Со временем переродился в академизм.
- направление в европейском и русском искусстве 1820-1830-х гг., сменившее классицизм. Романтики выдвигали на первый план индивидуальность, противопоставляя идеальной красоте классицистов «несовершенную» действительность. Художников привлекали яркие, редкие, необычайные явления, а также образы фантастического характера. В искусстве романтизма большую роль играет острое индивидуальное восприятие и переживание. Романтизм освободил искусство от отвлеченных классицистических догм и повернул его к национальной истории и образам народного фольклора.
- (от лат. sentiment - чувство) - направление западного искусства второй половины XVIII., выражающее разочарование в “цивилизации”, основанной на идеалах “разума” (идеологии Просвещения). С. провозглашает чувство, уединенное размышление, простоту сельской жизни “маленького человека”. Идеологом С. считается Ж.Ж.Руссо.
- направление в искусстве, стремящееся с наибольшей правдой и достоверностью отобразить как внешнюю форму, так и сущность явлений и вещей. Как творческий метод соединяет в себе индивидуальные и типические черты при создании образа. Самое длительное по времени существования направление, развивающееся от первобытной эпохи до наших дней.
- направление в европейской художественной культуре конца XIX-начала XX вв. Возникший как реакция на господство в гуманитарной сфере норм буржуазного "здравомыслия" (в философии, эстетике - позитивизма, в искусстве - натурализма), символизм прежде всего оформился во французской литературе конца 1860-70-е гг., позднее получил распространение в Бельгии, Германии, Австрии, Норвегии, России. Эстетические принципы символизма во многом восходили к идеям романтизма, а также к некоторым доктринам идеалистической философии А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, отчасти Ф. Ницше, к творчеству и теоретизированию немецкого композитора Р. Вагнера. Живой реальности символизм противополагал мир видений и грёз. Универсальным инструментом постижения тайн бытия и индивидуального сознания считался символ, порождённый поэтическим прозрением и выражающий потусторонний, скрытый от обыденного сознания смысл явлений. Художник-творец рассматривался как посредник между реальным и сверхчувственным, везде находящий "знаки" мировой гармонии, пророчески угадывающий признаки будущего как в современных явлениях, так и в событиях прошлого.
- (от фр. impression - впечатление) направление в искусстве последней трети XIX - начала XX в., возникшее во Франции. Название было введено художественным критиком Л. Леруа, пренебрежительно отозвавшемся о выставке художников 1874 года, где среди прочих была представлена картина К. Моне «Восход солнца. Впечатление». Импрессионизм утверждал красоту реального мира, акцентируя свежесть первого впечатления, изменчивость окружающего. Преимущественное внимание к решению чисто живописных задач уменьшало традиционное представление о рисунке как о главной составной части произведения искусства. Импрессионизм оказал мощное воздействие на искусство европейских стран и США, пробудил интерес к сюжетам из реальной жизни. (Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар, К. Моне, А. Сислей и др.)
- течение в живописи (синоним - дивизионизм), развивавшееся в рамках неоимпрессионизма. Неоимпрессионизм возник во Франции в 1885 году и получил распространение также в Бельгии и Италии. Неоимпрессионисты пытались применить в искусстве новейшие достижения в области оптики, согласно которым выполненная раздельными точками основных цветов живопись в зрительном восприятии дает слияние цветов и всю гамму живописи. (Ж. Сера, П. Синьяк, К. Писсарро).
Постимпрессионизм - условное собирательное название основных направлений французской живописи к. XIX - 1-ой четв. XX в. Искусство постимпрессионизма возникло как реакция на импрессионизм, который фиксировал внимание на передаче мгновения, на ощущении живописности и утратил интерес к форме предметов. Среди постимпрессионистов - П. Сезанн, П. Гоген, В. Гог и др.
- cтиль в eвpoпeйcкoм и aмepикaнcкoм иcкyccтвe нa pyбeжe XIX-XX вeкoв. Мoдepн пepeocмыcливaл и cтилизoвaл чepты иcкyccтвa paзныx эпox, и выpaбoтaл coбcтвeнныe xyдoжecтвeнныe пpиeмы, ocнoвaнныe нa пpинципax acиммeтpии, opнaмeнтaльнocти и дeкopaтивнocти. Объeктoм cтилизaции мoдepнa также cтaнoвятcя и пpиpoдныe фopмы. Этим oбъяcняeтcя нe тoлькo интepec к pacтитeльным opнaмeнтaм в пpoизвeдeнияx мoдepнa, нo и caмa иx кoмпoзициoннaя и плacтичecкaя cтpyктypa - oбилиe кpивoлинeйныx oчepтaний, oплывaющиx, нepoвныx кoнтypoв, нaпoминaющиx pacтитeльныe фopмы.
Тecнo cвязaн c мoдepнoм - cимвoлизм, пocлyживший эcтeтикo-филocoфcкoй основой для мoдepнa, опиpaясь нa мoдepн кaк нa плacтичecкyю peaлизaцию cвoиx идeй. Модерн имел в разных странах разные названия, которые в сущности являются синонимами: Ар Нуво - во Франции, Сецессион - в Австрии, Югендстиль - в Германии, Либерти - в Италии.
- (от фр. modern - современный) общее название ряда направлений искусства первой половины XX в., для которых характерны отрицание традиционных форм и эстетики прошлого. Модернизм близок авангардизму и противоположен академизму.
- название, объединяющее круг художественных направлений, распространенных в 1905-1930-х гг. (фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм). Все эти направления объединяет стремление обновить язык искусства, переосмыслить его задачи, обрести свободу художественного выражения.
- направление в искусстве к. XIX - н. XX в., основанное на творческих уроках французского художника Поля Сезанна, который сводил все формы в изображении к простейшим геометрическим фигурам, а колорит - к контрастным построениям теплых и холодных тонов. Сезаннизм послужил одной из отправных точек для кубизма. В большой мере сезаннизм повлиял также на отечественную реалистическую школу живописи.
- (от fauve - дикий) авангардистское течение во французском искусстве н. XX в. Название «дикие» было дано современными критиками группе художников, выступивших в 1905 г. В парижском Салоне независимых, и носило иронический характер. В группу входили А. Матисс, А. Марке, Ж. Руо, М. де Вламинк, А. Дерен, Р. Дюфи, Ж. Брак, К. ван Донген и др. Фовистов сближали тяготение к лаконичной выразительности форм и интенсивным колористическим решениям, поиск импульсов в примитивном творчестве, искусстве средних веков и Востока.
- намеренное упрощение изобразительных средств, подражание примитивным стадиям развития искусства. Этим термином обозначают т.н. наивное искусство художников, не получивших специального образования, однако вовлеченных в общий художественный процесс к. XIX - нач. XX века. Произведениям этих художников - Н. Пиросмани, А. Руссо, В. Селиванова и др. присуща своеобразная детскость в интерпретации натуры, сочетание обобщенной формы и мелкой буквальности в деталях. Примитивизм формы отнюдь не предопределяет примитивность содержания. Он часто служит источником для профессионалов, заимствовавшим из народного, по сути примитивного искусства формы, образы, методы. Из примитивизма черпали вдохновение Н. Гончарова, М. Ларионов, П. Пикассо, А. Матисс.
- направление в искусстве, сложившееся на основе следования канонам античности и эпохи Возрождения. Бытовало во многих европейских школах искусства с XVI по XIX век. Академизм превращал классические традиции в систему «вечных» правил и предписаний, сковывавших творческие поиски, пытался противопоставить несовершенной живой природе «высокие» улучшенные, доведенные до совершенства вненациональные и вневременные формы красоты. Для Академизма характерно предпочтение сюжетов из античной мифологии, библейских или исторических тем сюжетам из современной художнику жизни.
- (фpaнц. cubisme, oт cube - кyб) нaпpaвлeниe в иcкyccтвe пepвoй чeтвepти XX вeкa. Плacтичecкий язык кyбизмa ocнoвывaлcя нa дeфopмaции и paзлoжeнии пpeдмeтoв нa гeoмeтpичecкиe плocкocти, плacтичecкoм cдвигe фopмы. Рождение кубизма приходится на 1907-1908 года - канун первой мировой войны. Бесспорным лидером этого направления стал поэт и публицист Г.Аполлинер. Это течение одним из первых воплотило ведущие тенденции дальнейшего развития искусства ХХ века. Одной из этих тенденций стало доминирование концепции над художественной самоценностью картины. Отцами кубизма считают Ж.Брака и П.Пикассо. К возникшему течению примкнули Фернан Леже, Робер Делоне, Хуан Грис и др.
- течение в литературе, живописи и кинематографе, возникшее в 1924 году во Франции. Оно в значительной мере способствовало формированию сознания современного человека. Главные деятели движения - Андре Бретон, Луи Арагон, Сальвадор Дали, Луис Бунюэль, Хуан Миро и многие другие художники всего мира. Сюрреализм выражал идею существования за пределами реального, особенно важную роль здесь приобретают абсурд, бессознательное, сны, грезы. Одним из характерных методов художника-сюрреалиста является отстранение от осознанного творчества, что делает его инструментом, различными способами извлекающим причудливые образы подсознания, родственные галлюцинациям. Сюрреализм пережил несколько кризисов, пережил вторую мировую войну и постепенно, сливаясь с массовой культурой, пересекаясь с трансавангардом, вошел в качестве составной части в постмодернизм.
- (oт лaт. futurum - бyдyщee) литepaтypнo-xyдoжecтвeннoe тeчeниe в иcкyccтвe 1910-x гoдoв. Oтвoдя ceбe poль пpooбpaзa иcкyccтвa бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигaл идeю paзpyшeния кyльтypныx cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию тexники и ypбaнизмa кaк глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и гpядyщeгo. Baжнoй xyдoжecтвeннoй идeeй фyтypизмa cтaл пoиcк плacтичecкoгo выpaжeния cтpeмитeльнocти движeния кaк ocнoвнoгo пpизнaкa тeмпa coвpeмeннoй жизни. Pyccкaя вepcия фyтypизмa нocилa нaзвaниe кyбoфyтypизм и былa ocнoвaнa нa coeдинeнии плacтичecкиx пpинципoв фpaнцyзcкoгo кyбизмa и eвpoпeйcкиx oбщeэcтeтичecкиx ycтaнoвoк фyтypизмa.

3. ЭПОХИ И ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

История человечества насчитывает многие сотни тысяч лет. Если в середине XX в. считалось, что человек начал выделяться из животного мира 600 тыс. – 1 млн. лет назад, то современная антропология, наука о происхождении и эволюции человека, пришла к выводу, что человек появился около 2 миллионов лет назад. Это общепринятая точка зрения, хотя есть и другие. Согласно одной из гипотез, предки человека появились в Юго-Восточной Африке 6 млн. лет назад. Эти двуногие существа более 3 млн. лет не знали орудий труда. Первое орудие труда у них появилось 2,5 млн. лет назад. Около 1 млн. лет назад эти люди стали расселяться по всей Африке, а затем и за её пределами.

Двухмиллионную историю человечества принято разделять на две крайне неравномерные эпохи – первобытную и цивилизационную (рис. 2).

цивилизационная эпоха

Первобытная эпоха

около 2 млн.

лет до н. э.

до н. э. рубеж

Рис. 2. Эпохи в истории человечества

Эпоха первобытного общества составляет более 99 % истории человечества. Первобытную эпоху обычно разделяют на шесть неравных периодов: палеолит, мезолит, неолит, энеолит, бронзовый век, железный век.

Палеолит , древний каменный век, разделяют на ранний (нижний) палеолит (2 млн. лет до н. э. – 35 тыс. лет до н. э.) и поздний (верхний) палеолит (35 тыс. лет до н. э. – 10 тыс. лет до н. э.). В период раннего палеолита человек проник на территорию Восточной Европы и Урала. Борьба за существование в ледниковый период научила человека добывать огонь, делать каменные ножи; зародились праязык и первые религиозные представления. В период позднего палеолита человек умелый превратился в человека разумного; сформировались расы – европеоидная, негроидная, монголоидная. На смену первобытному стаду пришла более высокая форма организации общества – родовая община. До времени распространения металла господствовал матриархат.

Мезолит , средний каменный век, продолжался около 5 тыс. лет (X тыс. лет до н. э. – V тыс. лет до н. э.). В это время люди стали использовать каменный топор, лук и стрелы, началось одомашнивание животных (собаки, свиньи). Это время массового заселения Восточной Европы и Урала.

Неолит , новый каменный век (VI тыс. лет до н. э. – IV тыс. лет до н. э.), характеризуется значительными изменениями в технике и формах производства. Появились шлифованные и сверлёные каменные топоры, глиняная посуда, прядение и ткачество. Сложились различные типы хозяйственной деятельности – земледелие и скотоводство. Начался переход от собирательства, от присваивающего хозяйства к производящему. Учёные называют это время неолитической революцией.

Во время энеолита , медно-каменного века (IV тыс. лет до н. э. – III тыс. лет до н. э.), бронзового века (III тыс. лет до н. э. – I тыс. лет до н. э.), железного века (II тыс. лет до н. э. – конец I тыс. лет до н. э.) в наиболее благоприятном климатическом поясе Земли начался переход от первобытности к древним цивилизациям.

Появление металлических орудий и оружия в разных районах Земли происходило не одновременно, поэтому хронологические рамки трёх последних периодов первобытной эпохи варьируются в зависимости от конкретного региона. На Урале хронологические рамки энеолита определяются III тыс. лет до н. э.- начало II тыс. лет до н. э., бронзового века - начало II тыс. лет до н. э. – середина I тыс. лет до н. э., железного века – с середины I тыс. до н. э.

Во время распространения металла начали складываться большие культурные общности. Учёные полагают, что эти общности соответствовали языковым семьям, из которых вышли народы, населяющие в настоящее время нашу страну. Наиболее крупная языковая семья – индоевропейская, из которой выделились 3 группы языков: восточная (нынешние иранцы, индийцы, армяне, таджики), европейская (германцы, французы, англичане, итальянцы, греки), славянская (русские, белорусы, украинцы, поляки, чехи, словаки, болгары, сербы, хорваты). Другая большая языковая семья – угро-финская (нынешние финны, эстонцы, карелы, ханты, мордва).

В период бронзового века из индоевропейских племён выделились предки славян (праславяне); принадлежащие им памятники археологи находят в регионе, расположенном от реки Одер на западе до Карпат на востоке Европы.

Цивилизационная эпоха составляет около шести тысяч лет. В эту эпоху создаётся качественно иной мир, хотя долгое время он ещё имел много связей с первобытностью, да и сам переход к цивилизациям осуществлялся постепенно, начиная с IV тыс. до н. э. В то время, как часть человечества совершала прорыв - переходила от первобытности к цивилизованности, в других районах люди продолжали находиться на стадии первобытно-общинного строя.

Цивилизационную эпоху обычно называют всемирной историей и разделяют на четыре периода (рис. 3 на стр. 19).

Древний мир начался с возникновения цивилизации в Месопотамии или Двуречье (в долинах рек Тигр и Евфрат). В III тыс. до н. э. возникла цивилизация в долине реки Нил – древнеегипетская. Во II тыс. до н. э. зародились древнеиндийская, древнекитайская, древнееврейская, финикийская, древнегреческая, хеттская цивилизации. В I тыс. до н. э. список древнейших цивилизаций пополнился: на территории Закавказья сформировалась цивилизация Урарту, на территории Ирана – цивилизация персов, на Апеннинском полуострове – римская цивилизация. Зона цивилизаций охватила не только Старый Свет, но и Америку, где сложились цивилизации майя, ацтеков и инков.

Основные критерии перехода из мира первобытного к цивилизациям:

Появление государства, особого института, который организует, контролирует и направляет совместную деятельность и отношения людей, общественных групп;

    появление частной собственности, расслоение общества, возникновение рабства;

    общественное разделение труда (сельское хозяйство, ремесло, торговля) и производящая экономика;

    появление городов, особого типа поселений, центров


Новейшее

Древний мир Средние века Новое время

IV тыс. 476 г. рубеж начало

до н. э. до н. э. XV-XVI 1920-х

Рис. 3. Основные периоды всемирной истории

    ремесла и торговли, в которых жители, по крайней мере частично, не занимались сельским трудом (Ур, Вавилон, Мемфис, Фивы, Мохенджо-Даро, Хараппа, Паталипутра, Наньян, Саньян, Афины, Спарта, Рим, Неаполь и др.);

    создание письменности (основные этапы - идеографическое или иероглифическое письмо, слоговое письмо, буквенно-звуковое или алфавитное письмо) , благодаря которой люди смогли закрепить законы, научные и религиозные идеи и передать их потомству;

    создание монументальных сооружений (пирамиды, храмы, амфитеатры), не имеющих хозяйственного назначения.

Завершение Древнего мира связывают с 476 г н. э., годом падения Западной Римской империи. Еще в 330 г. император Константин перенес столицу Римской империи в ее восточную часть, на берега Босфора, на место греческой колонии Византий. Новая столица была названа Константинополем (древнерусское название Царьград). В 395 г. Римская империя распалась на Восточную и Западную. После падения Западной Римской империи Восточная Римская империя, получившая официальное название «Империя ромеев», а в литературе – Византия, стала преемницей античного мира. Византийская империя просуществовала около тысячи лет, до 1453 г. и оказала огромное влияние на Древнюю Русь (см. гл. 7).

Хронологические рамки средневековья , 476 г. – конец XV в., определяются, прежде всего, событиями и процессами, протекавшими в Западной Европе. Средние века - важная ступень в развитии европейской цивилизации. В этот период сложились и стали развиваться многие особые черты, которые выделили Западную Европу среди других цивилизаций и оказали громадное влияние на все человечество.

Восточные цивилизации в этот период не приостанавливались в своем развитии. На Востоке были богатые города. Восток преподнес миру знаменитые изобретения: компас, порох, бумага, стекло и др. Однако темпы развития Востока, особенно после нашествия кочевников на рубеже I –II тысячелетий (бедуинов, турок-сельджуков, монголов), были более медленными по сравнению с Западом. Но главным было то, что восточные цивилизации были ориентированы на повторяемость, на постоянное воспроизводство старых, в древности сложившихся форм государственности, социальных отношений, идей. Традиция ставила прочные преграды, сдерживая изменения; восточные культуры сопротивлялись нововведениям.

Окончание средневековья и наступление третьего периода всемирной истории связано с началом трех всемирно- исторических процессов – духовного переворота в жизни европейцев, Великих географических открытий, мануфактурного производства.

Духовный переворот включал два явления, своего рода две революции в духовной жизни Европы – Возрождение (Ренессанс) и Реформацию.

Современная наука истоки духовного переворота видит в крестовых походах, организованных в конце ХI – ХIII в.в. европейским рыцарством и католической церковью под знаменем борьбы против « неверных» (мусульман), освобождения Гроба Господня в Иерусалиме и Святой земли (Палестины). Последствия этих походов для тогда бедной Европы были важными. Европейцы соприкоснулись с более высокой культурой Ближнего Востока, переняли более совершенные способы обработки земли и приёмы ремесла, принесли с Востока много полезных растений (рис, гречиха, цитрусовые, тростниковый сахар, абрикосы), шёлк, стекло, бумагу, ксилографию (оттиск гравюры на дереве).

Центрами духовного переворота были средневековые города (Париж, Марсель, Венеция, Генуя, Флоренция, Милан, Любек, Франкфурт-на-Майне). Города добивались самоуправления, становились центрами не только ремесла и торговли, но и просвещения. В Европе горожане добились признания своих прав на общегосударственном уровне, образовали третье сословие.

Возрождение зародилось в Италии во второй половине XIV в., в XV-XVI вв. распространилось во всех странах Западной Европы. Отличительные черты культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности, как бы «возрождение» его (отсюда название явления). Творчество деятелей Возрождения было проникнуто верой в безграничные возможности человека, его воли и разума. Среди блестящей плеяды поэтов, писателей, драматургов, художников и скульпторов, именами которых гордится человечество – Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо, Франсуа Рабле, Ульрих фон Гуттен, Эразм Роттердамский, Мигель Сервантес, Вильям Шекспир, Джеффри Чосер, Томас Мор, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело, Тициан, Веласкес, Рембрандт.

Реформация - общественное движение в Европе в XVI в., направленное против католической церкви. Её началом считают 1517 год, когда доктор богословия Мартин Лютер выступил с 95 тезисами против продажи индульгенций (свидетельств об отпущении грехов). Идеологи Реформации выдвинули тезисы, которыми фактически отрицалась необходимость католической церкви с её иерархией и духовенства вообще, отрицались права церкви на земельные и другие богатства. Под идейным знаменем Реформации проходили Крестьянская война в Германии (1524-1526 гг.), Нидерландская и Английская революции.

Реформация положила начало протестантизму, третьему течению в христианстве. Это отколовшееся от католичества направление объединило множество самостоятельных церквей, сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, баптисты и др.). Для протестантизма характерны отсутствие принципиального противоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, отсутствие монашества, целибата; в протестантизме нет культа богородицы, святых, ангелов, икон, число таинств сведено к двум (крещение и причастие). Основной источник вероучения у протестантов – Священное Писание (то есть Ветхий Завет и Новый Завет).

Возрождение и Реформация поставили в центр человеческую личность, энергичную, устремленную на преобразование мира, с ярко выраженным волевым началом. Однако Реформация имела более дисциплинирующее воздействие; она поощряла индивидуализм, но вводила его в строгие рамки морали, основанной на религиозных ценностях.

Великие географические открытия – комплекс наиболее значимых открытий на суше и на море с середины XV до середины XVII вв. Важное значение имели открытия Центральной и Южной Америки (Х. Колумб, А. Веспуччи, А. Велес де Мендоса, 1492-1502 гг.), морского пути из Европы в Индию (Васко да Гама, 1497-1499гг.). Первое кругосветное путешествие Ф. Магеллана в 1519-1522 гг. доказало существование Мирового океана и шарообразность Земли. Великие географические открытия стали возможны благодаря техническим открытиям и изобретениям, в том числе созданию новых судов - каравелл. В то же время дальние морские путешествия стимулировали развитие науки, техники, мануфактурного производства. Началась эпоха колониальных захватов, которая сопровождалась насилием, грабежами и даже гибелью цивилизаций (майя, инков, ацтеков). Европейские страны захватывали земли в Америке (с начала XVI в. туда стали ввозить негров), Африке, Индии. Богатство порабощенных стран, как правило, менее развитых в социально- экономическом отношении, дали мощный импульс развитию промышленности и торговли, а в конечном итоге – индустриальной модернизации Европы.

В конце XV в. в Европе зародились мануфактуры (от лат. – делаю руками), крупные предприятия, основанные на разделении труда и ручной ремесленной технике. Часто период европейской истории от появления мануфактур до начала промышленного переворота называют « мануфактурным ». Существовали две формы мануфактуры: централизованная (предприниматель сам создавал крупную мастерскую, в которой все операции по изготовлению того или иного продукта производились под его руководством) и гораздо более распространенная - рассеянная (предприниматель раздавал сырьё надомникам-ремесленникам и получал от них готовый товар или полуфабрикат). Мануфактуры способствовали углублению общественного разделения труда, усовершенствованию орудий производства, росту производительности труда, формированию новых социальных слоев – промышленной буржуазии и наемных рабочих (этот социальный процесс завершится во время промышленного переворота). Мануфактуры подготовили переход к машинному производству.

Всемирно-исторические процессы, свидетельствующие об окончании средневековья, требовали новых способов передачи информации. Этим новым способом стало книгопечатание. Прорыв в технике производства книг совершил Иоганн Гутенберг. Изобретение Гутенберга было назревшим и подготовленным развитием книжного дела в предшествующие столетия: появление в Европе бумаги, техники ксилографии, создание в скрипториях (монастырских мастерских) и в университетах сотен и тысяч рукописных книг преимущественно религиозного содержания. Гутенберг в 1453 –1454 гг. в Майнце впервые напечатал книгу, так называемую 42-строчную Библию. Книгопечатание стало материальной базой для распространения знаний, информации, грамотности, наук.

Хронологические рамки третьего периода всемирной истории, нового времени (начало XVI в. – начало 1920-х годов) определяются так же, как средневековый период, прежде всего событиями и процессами, протекавшими в Западной Европе. Поскольку в других странах, в том числе в России, развитие было более медленным по сравнению с Западом, постольку здесь процессы, характерные для нового времени, начались позднее.

С наступлением нового времени началось разрушение средневековых устоев (то есть политических и социальных институтов, норм, обычаев) и формирование индустриального общества. Процесс перехода средневекового (традиционного, аграрного) общества к индустриальному обществу называется модернизацией (от франц. - новейший, современный). Этот процесс занял в Европе около трехсот лет.

Модернизационные процессы происходили разновременно: раньше они начались и быстрее протекали в Голландии и Англии; медленнее эти процессы шли во Франции; еще медленнее - в Германии, Италии, России; особый путь модернизации был в Северной Америке (США, Канада); начавшиеся на Востоке в XХ в. модернизационные процессы получили название вестернизация (от англ. – западный).

Модернизация охватывала все сферы жизни общества, она включала:

Индустриализацию, процесс создания крупного машинного производства; начало процессу постоянно нарастающего использования машин в производстве положил промышленный переворот (впервые он начался в Англии в 1760-е годы, в России он начался на рубеже 1830-1840-х годов);

Урбанизацию (от лат.- городской), процесс повышения роли городов в развитии общества; город впервые получает экономическое преобладание,

оттесняя на второй план деревню (уже в конце XVIII в. удельный вес городского населения в Голландии составил 50 %; в Англии этот показатель равнялся 30 %; во Франции – 15 % , а в России - около 5 %);

    демократизацию политической жизни, создание предпосылок для формирования правового государства и гражданского общества;

Секуляризацию, ограничение влияния церкви в жизни общества, в том числе обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую; процесс распространения светских элементов в культуре получил название « обмирщение» культуры (от слова «мирской » - светский);

Быстрый, по сравнению с прошлым периодом, рост знаний о природе и обществе.

Большую роль в процессе модернизации, в духовном перевороте сыграли идеи Просвещения. Просвещение , как идейное течение, основанное на убеждении решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества, возникло в Англии в XVII в. (Дж. Локк, А. Коллинз). В XVIII в. Просвещение распространилось по всей Европе, наивысшего расцвета достигло во Франции – Ф. Вольтер, Д. Дидро, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо. Французские просветители участвовали во главе с Д. Дидро в создании уникального издания – «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел», поэтому их называют энциклопедистами. Просветители XVIII в. в Германии – Г. Лессинг, И. Гете; в США – Т. Джефферсон, Б. Франклин; в России – Н. Новиков, А. Радищев. Просветители считали причинами всех человеческих бедствий невежество, мракобесие, религиозный фанатизм. Они выступали против феодально - абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство. Просветители не призывали к революции, но их идеи сыграли в общественном сознании революционизирующую роль. XVIII век чаще всего именуют «веком Просвещения» .

Огромную роль в процессе модернизации сыграли революции, кардинальные изменения социально-политического строя, характеризующиеся резким разрывом с предшествующей традицией, насильственным преобразованием общественных и государственных институтов. На Западе в XVI-XVIII вв. революции охватили четыре страны: Голландию (1566-1609 гг.), Англию (1640-1660 гг.), США (Война за независимость североамериканских колоний, 1775-1783 гг.), Францию (1789-1799 гг.). В XIX в. революции охватили другие европейские страны: Австрию, Бельгию, Венгрию, Германию, Италию, Испанию. В XIX в. Запад «переболел» революциями, пройдя своеобразную вакцинацию.

XIX век именуют «веком капитализма» т. к. в этом столетии в Европе утвердилось индустриальное общество. Два фактора были определяющими в победе индустриального общества: промышленный переворот, переход от мануфактуры к машинному производству; изменение политической и социальной структуры общества, почти полное освобождение от государственных, политических, правовых институтов традиционного общества. Об основных различиях индустриального и традиционного обществ см. табл. 1. (стр. 27).

Окончание нового времени обычно связывают с первой мировой войной (1914 -1918гг.) и революционными потрясениями в Европе и Азии в 1918 -1923 гг.

Четвертый период всемирной истории, начавшийся в 1920-е годы, в советской историографии получил название новейшее время. Долгое время в название последнего периода всемирной истории вкладывали пропагандистский смысл как начало новой эры в истории человечества, открытой Октябрьской революцией 1917 года.

На Западе последний период всемирной истории называют современностью, современной историей. Причем начало современности подвижно: когда - то она начиналась с 1789 г., затем - с 1871 г., сейчас - с начала 1920-х гг.

Вопрос о завершении четвёртого периода всемирной истории и наступлении пятого периода, так же, как вся проблема периодизации, является дискуссионной. Вполне очевидно, что в мире на рубеже XX - XXI в. в. произошли кардинальные перемены. Осмысление их сущности, значения и последствий для человечества, вступившего в III тысячелетие от Рождества Христова - важнейшая задача экономистов, социологов, историков.

Таблица 1.

Основные признаки традиционного и индустриального обществ

Признаки

Общество

традиционное

индустриальное

    Сектор, доминирующий в экономике

Сельское хозяйство

Промышленность

    Основные средства производства

Ручная техника

Машинная техника

    Основные источники энергии

Физическая сила человека и животных

Природные источники

(вода, уголь, нефть, газ)

    Характер экономики (преимущественно)

Натуральный

Товарно-денежный

    Место проживания основной массы поселения

    Структура общества

Сословная

Социально-классовая

    Социальная мобильность

    Традиционный тип власти

Наследственная монархия

Демократическая республика

    Мировоззрение

Полностью религиозное

Светское

    Грамотность

Историческая периодизация - незаменимая вещь как в науке, так и в Существуют определенные эпохи, которые охватывают конкретные временные промежутки. Их названия были придуманы совсем недавно, после того как человек смог посмотреть в ретроспективу, оценить и разделить на этапы прошедшие события. Сейчас мы рассмотрим все эпохи по порядку, узнаем, почему они именно так были названы и чем они характеризуются.

Почему существует историческая хронология?

Данный прием был разработан исследователями неспроста. Во-первых, каждый отдельный период характеризуется особыми культурными направлениями. Для каждой эпохи свойственно свое мировоззрение, мода, структура общества, тип построения бизнеса и многое другое. Рассматривая эпохи человечества по порядку, можно также обратить внимание на то, что для каждой из них характерны отдельные виды искусства. Это и музыка, и живопись, и литература. Во-вторых, в истории человечества действительно были так называемые переломные моменты, когда кардинально менялась мораль, устанавливались новые законы. Это, конечно же, влекло за собой смену пристрастий, которые проявлялись в искусстве. На такие перемены могли влиять революции, войны, научные открытия, учения великих философов и деятелей церкви. И сейчас, прежде чем мы рассмотрим все исторические эпохи по порядку, отметим, что подобную кардинальную перемену наше общество пережило совсем недавно. Научно-технический прогресс полностью перевернул наши представления об общении, источниках информации и даже о работе. И причиной тому является Интернет, без которого десять лет назад все обходились, а сегодня он является частью жизни каждого.

Античный период

Историю первобытного общества мы опустим, так как единой идеологии в то время, религии или хотя бы системы письменности попросту не существовало. Поэтому, когда рассматриваются эпохи человечества по порядку, начинают именно с античного периода, ведь в это время появились первые государства, первые законы и мораль, а также искусство, которое мы изучаем до сих пор. Период начался примерно в конце 8-го века до н. э. и продлился до 456 года - даты падения В это время появилась не только политеистическая религия с четкой фиксацией всех божеств, но и система письменности - греческая и латинская. Также в этот период в Европе зародилось такое понятие, как рабство.

Средние века

Даже когда в школе рассматривают эпохи по порядку, особое внимание уделяют изучению средневековья. Период начался в конце 5-го века, а вот даты его окончания, хотя бы примерной, не существует. Некоторые полагают что он закончился в середине 15-го века, другие уверены, что средние века длились до 17-го столетия. Эпоха характеризуется огромным подъемом христианства. Именно в эти годы произошли великие крестовые походы. Наряду с ними зародилась инквизиция, которая истребляла всех противников церкви. В средневековье возникла такая форма рабства, как феодализм, которая существовала в мире еще много столетий спустя.

Ренессанс

Эту эпоху принято выделять как отдельную, но многие историки полагают, что Возрождение - это, так сказать, светская сторона средневековья. Суть заключается в том, что в конце люди стали взывать к гуманности. Вернулись некоторые античные правила и мораль, инквизиция постепенно сдала свои позиции. Это проявлялось и в искусстве, и в поведении общества. Люди стали посещать театры, возникло такое понятие, как светский бал. Ренессанс, как и Античность, зародился в Италии, и сегодня тому подтверждением являются многочисленные памятники архитектуры и искусства.

Барокко

Когда мы рассматриваем непосредственно эпохи истории человечества по порядку, барокко, хоть и недолго продлилось, заняло важную ветвь в становлении искусства. Ниже мы рассмотрим его более подробно, но пока что отметим следующее. Эта эпоха стала логическим завершением Ренессанса. Можно сказать, что тяга к светским развлечениям и прекрасному разрослась до невероятных масштабов. Появился архитектурный одноименный стиль, которому свойственна помпезность и вычурность. Подобная тенденция проявилась и в музыке, и в рисунке, и даже в поведении людей. продлилась с 16-го по 17-й века.

Классицизм

Во второй половине 17-го века человечество решило отойти от столь пышной праздности. Общество, как и искусство, которое оно творило, стало канонизированным и подогнанным под четкие правила. Классицизм стал проявляться в оформлении зданий и интерьера. В моду вошли прямые углы, ровные линии, строгость и аскетичность. Театр и музыка, которые были на пике своего культурного развития, также были подвержены новым реформам. Появились определенные стили, которые направляли авторов в то или иное русло. Ниже мы рассмотрим эпохи в искусстве по порядку и более детально узнаем, что собой представлял классицизм.

Романтический период

В 18-м веке люди словно заразились манией красоты и неземных фантазий. Этот период считается самым загадочным в истории человечества, эфемерным и оригинальным. В обществе появилась тенденция, в соответствии с которой каждый человек - это отдельная духовно-творческая личность, со своим внутренним миром, переживаниями и радостями. Как правило, когда историки представляют культурные эпохи в хронологическом порядке, одно из самых важных мест отводится именно романтизму. В этот период, который продлился до 19-го века, появились уникальные шедевры музыки (Шопен, Шуберт и др.), литературы (знаменитые французские романы) и живописи.

Просвещение

Параллельно с романтизмом в искусстве совершенствовалось и само общество. Когда перечисляют все эпохи по порядку, как правило, за классицизмом ставят именно Просвещение. Наряду с развитием науки и искусства в конце 17-го века в обществе с огромной скоростью начал повышаться уровень интеллекта. Это выражалось в отказе от ортодоксальных религиозных норм. Взамен сакральных знаний пришла логика и светлый разум. Это здорово подорвало авторитет аристократии и правящих династий, которые во многом ссылались на помощь церкви. Эпоха Просвещения стала точкой зарождения новой философии, основанной на математике и физике. Произошел ряд астрономических открытий, которые опровергли многие религиозные догмы. Эпоха Просвещения коснулась не только Европы, но и России, а также Дальнего Востока, и даже Америки. В этот период во многих державах отменили крепостное право. Также стоит отметить, что в 18-19-м веках впервые в научных и государственных заседаниях стали принимать участие женщины.

Новейшее время

Мы кратко перечислили все исторические эпохи по порядку и подошли к 20-му столетию. Этот период знаменит расцветом различных многочисленными государственными переворотами и сменами режимов власти. Потому с исторической точки зрения данная эпоха называется С начала 20-го века, можно сказать, общество стало полностью равноправным. Искоренилось рабство во всем мире, установились четкие границы государств. Такие условия стали оптимальной средой для развития не только искусства, но и науки. Мы ныне живем в эту эпоху, поэтому, для того чтобы ее детально рассмотреть, достаточно лишь оглянуться.

Краткие итоги

После того как мы представили все эпохи всемирной истории по порядку, описали их, узнав, каким было наше общество в том или ином веке, переходим к изучению прекрасного. Ведь параллельно со становлениями законов и границ государств формировалось искусство, которое для многих является основным определяющим фактором для разделения истории человечества на отдельные периоды. Ниже мы представим эпохи в искусстве по порядку, охарактеризуем их и сможем сопоставить четкую картину того, как формировалось наше общество с самого начала времен. Для начала мы обобщенно перечислим основные «эры», а после разделим их на отдельные отрасли. Ведь не всегда музыкальные периоды совпадают по временным рамкам с одноименными периодами в литературе или, скажем, в живописи.

Искусство: эпохи в хронологическом порядке

  • Древний период. С момента возникновения первых наскальных рисунков заканчивая 8-м веком до н. э.
  • Античность - с 8-го века до н. э. до 6-го века н. э.
  • Средневековье: и готика. Первый датируется 6-10-м веками, а второй - 10-14-м вв.
  • Возрождение - знаменитые 14-16-й века.
  • Барокко - 16-18-й века.
  • Рококо - 18-й век.
  • Классицизм. Формировался на фоне прочих направлений с 16-го по 19-й век.
  • Романтизм - первая половина 19-го века.
  • Эклектизм - вторая половина 19-го столетия.
  • Модернизм - начало 20-го века. Стоит отметить, что модерн - это общее название для данной творческой эпохи. В разных странах и в различных направлениях искусства формировались свои течения, о которых расскажем ниже.

О чем расскажет перо… У истоков письменной речи

Теперь рассмотрим литературные эпохи в хронологическом порядке: древний этап (Античность и Восток), Средневековье, Ренессанс, Классицизм, Сентиментализм, Романтизм, Реализм, Модернизм и современность. Впервые литературные творения стали появляться в Греции, Риме, а также в Именно в этих державах возникла первая письменность. В античном мире стали появляться мифы - про Геракла, про Зевса и прочих богов, про титанов и гигантских птиц. Позже появились первые философы, мыслители и писатели. Это Гомер, Сафо, Эсхил, Гораций. Данный жанр ныне именуется лирикой, но часто на такие рассказы ссылаются как на исторический достоверный источник. Мир Древнего Востока знаменит лишь своими поучительными стихотворениями. Однако не будем забывать, что именно в этой части света в древние времена появилась важнейшая книга человечества - Библия.

Средние века и эпоха Возрождения

Четкой границы между этими периодами нет, да и она не нужна. Ведь в годы, когда Европа только начала образовываться как государственная система, людям было не до искусства. Первые проявления творчества в средние века душились церковью. Потому литературное наследство, которое досталось нам с тех лет, - это лишь рыцарский эпос. Тут можно назвать «Песнь о моем Сиде», «Песнь о Роланде» и «Песнь о Нибелунгах». Несколько веков спустя наступает Возрождение, и миру становятся известными такие фамилии, как Шекспир, Данте, Боккаччо, Сервантес. Их рассказы можно назвать свободными, так как нет четкой структуры, а в центре событий находится человек и его чувства. Это и есть главная характеристика эпохи Ренессанса.

Формирование строгих канонов

Когда мы перечисляем эпохи по порядку, век за веком, все становится на свои места, кроме Классицизма. Он будто существует вне времени, пространства, на фоне остальных течений. С того момента, как классика стала основой для творчества европейских авторов, появился ряд закономерностей в написании литературных произведений. Они четко делились на сатира, трагедия, комедия, эпопея, басня. Можно сказать, что с тех пор были установлены границы творчества, которыми мы пользуемся и сегодня (обратите внимание хотя бы на кинематограф).

Сентиментализм и романтизм

Эти два течения будто дополняют друг друга. Они славятся своими романами, где описываются переживания героев, их душевное состояние, вкусы и интересы. Среди авторов романтизма красными буквами прописаны такие фамилии, как Бальзак, Диккенс, Гофман, Виктор Гюго, сестры Бронте, Марк Твен, В. Скотт и многие другие. В более поздние годы романтизма творили такие авторы, как Оскар Уайльд и Эдгар Аллан По. Их рассказы уже лишены сентиментальности, но наполнены глубокой философией.

Реализм и модернизм, а также современная литература

На стыке 19-го и 20-го веков появилось множество течений в литературе. В нашей стране они получили название Серебряного века, в других просто именовались в соответствии со стилем конкретного произведения. Наиболее популярным стал символизм и декаданс. Представителями этих направлений стали такие авторы, как Верлен, Бодлер, Рембо, Блок. В России немалой популярностью пользовался акмеизм. Его главной представительницей была Анна Ахматова. С тех пор литература стала максимально реалистичной. Люди отказались от внутренних переживаний и иллюзий. С начала 20-го века и до наших дней авторы описывают любые события с максимально реалистичной точки зрения, учитывая все новшества прогресса.

Изобразительное искусство

Теперь пришло время рассмотреть все эпохи в живописи по порядку. Отметим сразу, что их тут куда больше, чем в литературе, потому к каждой из них обратимся кратко и лаконично.

  • Пещерная живопись.
  • Искусство Древнего Египта и стран Ближнего Востока.
  • Крито-микенская культура.
  • Античные рисунки и письменность.
  • Средневековье: иконопись и готические иллюстрации на религиозную тематику.
  • Возрождение. Яркими представителями являются Микеланджело, да Винчи и др.
  • С 18-го века в живописи появляется стиль барокко. Ярко выражен в картинах Караваджо.
  • Классицизм, который и в изобразительном искусстве формировался с 16-го века, воплотился в работах Пуссена и Рубенса.
  • Романтизм проявил себя в полотнах Делакура и Гойи.
  • В конце 19-го века появился импрессионизм. Ярким его представителем считается Ван Гог, а наряду с ним выступают Гоген, Лотрек Мунк и другие.
  • В 20-м веке живопись поделилась на соцреалистичную и сюрреалистичную. Первое течение развивалось исключительно в России. Второе же покорило весь мир. Оно наглядно просматривается в картинах С. Дали, П. Пикассо и других художников этого времени.

Живопись, как часть всеобъемлющего искусства, не может существовать вне истории, она в любом случае соотносится с конкретной эпохой, временем, отражает его основные черты, передает конкретные мысли, эмоции и ощущения искусства того времени.

Эпоха живописи - что это?

Прежде всего, можно сказать, что каждая эпоха живописи призвана отражать особенности того времени, в которое она существовала. Так, по живописи того или много периода можно отметить следующие характеристики того периода, в который она была написана:

  • Духовные;
  • Исторические;
  • Политические;
  • Культурные и прочее.

Эпоха живописи является своеобразным зеркалом, где отражается мир и его жизнь в конкретный исторический период. И это правильно/, это интересно и обязательно должно оставаться для наших потомков, ведь именно такие вещи призваны скреплять поколения, делать жизнь, которая когда-то была, наиболее понятной для тех, кто живот в современном мире. Кроме того, нельзя не отметить, что каждая из эпох искусства так ли иначе влияет на жизни людей, каждого из нас конкретно и, конечно же, общества в целом.

Древняя живопись

Живопись, как и любой другой вид настоящего искусства, имела свое начало. Она в определенный момент начала возрождаться в мире, а затем развиваться и заняла прочное место в лестнице всех видов искусства сегодня. Если говорить о том, какая же эпоха живописи является самой древней, то можно вспомнить о том, как древние люди любили рисовать на скалах. Можно ли наскальные рисунки назвать живописью, да еще и в том смысле, в котором мы с вами ее понимает сегодня? Думается, ответ на вопрос скорее отрицательный, ведь в таких рисунках нет признаков живописи, однако их нельзя сбрасывать со счетов, потому как они, возможно, были предшественниками появления живописи. Говорить о том, что начала зарождаться живопись, можно только одновременно с появлением таких величественных государств как, например, Древний Египет, Греция, Рим.

Античная эпоха живописи

Это достаточно яркий пласт в истории всей живописи, который как раз и можно с достаточно большей вероятностью назвать самой первой эпохой, в которую начала развиваться живопись. Говоря об этой эпохе в первую очередь можно отметить, что здесь живопись была представлена росписью на камнях, интересными фресками. Для того, чтобы изображения не портились с течением времени, их было принято покрывать обыкновенной смолой. Именно благодаря этому некоторые фрески так прекрасно сохранились и до наших дней. Если говорить о характере живописи того периода, то он был скорее религиозным.

Эпоха средних веков

Это как раз тот период, когда начался расцвет христианства, что не могло не повлиять на развитие живописи и формирование его особенностей.

Прежде всего, с того момента, как наступили средние века, живопись становится важным звеном всего искусства, а художественные произведения именно в этот период становятся более точными, реалистичными. Это произошло благодаря тому, что художники освоили в этот период новые приемы рисования, а в обществе того времени произошли существенные изменения, которые также повлияли и на живопись. Такие реалистичные художественные образы стали настоящей платформой для прорыва западноевропейского искусства.

Также можно говорить о том, что живопись эпохи средних веков отличалась не только существенным улучшением ее качества, но и идеей гуманизма, которой были пропитаны практически все творения того времени.

Важно отметить, что 13 век также открыл для художников довольно хорошие перспективы. В то время каждый замок, дворец, был очень скушен без украшений в виде картин. Сначала художники специально для этого случая писали свои картины исключительно на религиозную тематику, однако в последствии кругозор был существенно расширен, что отразилось и в картинах, с того момента художники стали украшать дворцы и работами светского характера. Книги того времени также украшались, происходило это при помощи миниатюр. Конечно, обыкновенным людям было не свойственно иметь такие вещи, а вот для князей, королей, книги постоянно украшали миниатюрами.

Именно в 13 веке художники перестают обитать в стенах монастырей, они становятся самостоятельными и открывают собственные мастерские.

С течением времени активно начинает развиваться настенная живопись, в основном она использовалась при украшении церквей. Она пришла на смену мозаики, которая была значительно сложнее по выполнению и более дорогостоящей.

У художников ушло довольно много времени, прежде чем картины стали объемными, стали напоминать очертания конкретного человека. Важно отметить, что в конце 14 века живописцы, начали приходить к какому-то определенному стилю в своих картинах, который впоследствии назвали международной готикой. Именно в средние века появляются такие стили написания как византийский, древнерусский.

Эпоха Возрождения, романтизм

Эпоха Возрождения носит такое название именно потому что в этот период живопись стала существенно меняться, ее стали насыщать те веяния, которые уже когда-то были, однако с течением времени ушли в прошлое. Так, в эпоху Возрождения стали цениться гуманистические взгляды. Можно отметить и остальные особенности живописи этого времени:

  • Проявление внимания античному времени;
  • Наличие светских мотивов.

Именно в этот период становятся популярными пейзажи, портреты. Результатом продолжения мотивов Ренессанса становится зарождение барокко. Его поклонники говорили о том, что необходимо преклоняться перед всем прекрасным, более того, этого недостаточно. Важно все прекрасное доводить до такого состояния, чтобы оно становилось совершенством. Это можно проследить по тем картинам, где отмечается вычурность, прорисовка фантастических форм и линий. Классицизм после этого возвращает живопись опять к античному мировоззрению.

Кода речь идет о романтизме, имеется ввиду этап живописи, когда художники противопоставляли творчество, индивидуализм, созидание науке и разуму в первую очередь.

Современность и прошедший 20 век можно охарактеризовать как эпоху экспериментов.

Название эпохи:

Временной отрезок эпохи:

Характерные черты эпохи:

1). Древний мир

1 век до н.э. - 5 век н.э.

Синкретизм искусства (неразрывное единство нескольких видов искусства - танца, музыки, пения).

2). Средневековье

5 - 16 века.

Теоцентризм (Бог во главе всего).

3). Возрождение

15 - 16 века (в Италии - с 14 века).

Антропоцентризм (человек в центре всего)

4). Барокко

2-я половина 17-го - первая половина 18 века.

Вычурность, изобретательность, ускорение темпа жизни, перевёрнутое мировоззрение.

5). Классицизм

2-я половина 18 века - 1-я половина 19 века.

Разум и порядок во главе всего.

6). Романтизм

2-я половина 19 века.

Конфликт внутреннего мира с внешним, восхищение природой, уход в себя, обострённое мироощущение.

7). Многостильность

ХХ век.

Множественность мироощущений, искажение базовых человеческих понятий.

Древний мир (1 в. до н.э. - 5 в. н.э).

Музыка в первобытном обществе : 1). ритуальный характер (сопровождала ритуалы и обряды мирного или военного характеры); музыка на раннем этапе развития была, преимущественно, ритмического и призывного характера. 2).синкретический характер (нерасторжимое единство пения, танца и музыки).

Музыка в древних государствах играла значительную роль в обрядах церковного (посвящение в правители, жрецы, войны) и светского характера (сопровождение празднеств и траурных процессий). О важной роли музыки в древних государствах свидетельствуют, прежде всего, фрески с изображением музыкантов и танцовщиц, упоминания в литературных источниках тех времён.

Египет.

«Страсти-мистерии» - высшее достижение серьёзного музыкального искусства Египта, повествующие о Богах и героях, поучительного характера. Инструменты: медные духовые, ударные, струнные (предки арфы).

Греция.

Функции музыки: 1). сопровождение обрядов; 2). сопровождение театральных представлений; 3). сопровождение чтения стихотворных текстов; 4). музыка как медицина духа (определённые лады определённым образом воспитывали душу); 5). музыка как часть математической науки (интервалами измерялись расстояния между планетами).

Крупнейший музыкальный теоретик античности: ПИФАГОР - изобрёл монохорд (6 в. до н.э) - однострунный прибор для измерения высоты звучания. Пифагор же разрабатывал теорию «гармонии небесных сфер» и эстетического воздействия музыки на человека.

Античный театр - важнейшее культурное достижение Греции, породившее многие театральные и музыкальные традиции. Особенности театральных представлений в греции: а). тексты проговаривались НАРАСПЕВ = позднее из возрождения этой традиции появилась опера; б). играли одни мужчины, использовавшие маски и катурны - обувь на высокой платформе; в). названия театральных площадок породили современные театральные термины; г). места для зрителей располагались по кругу с возвышением каждого следующего ряда над предыдущим.

Театральные античные термины:

орхестра (площадка, где стоял хор, комментирующий события) - оркестр;

скена (палатка, где переодевались актёры) - сцена.

Знаменитые слагатели трагедий (они же были и постановщиками и, часто - актёрами своих пьес): Эсхил , Софокл , Эврипид . Создали категорию катарсиса - очищения души через страдания.

Знаменитые слагатели комедий: Аристотель , Архилох.

В античности гораздо популярнее были трагедии, как несущие высокие моральные идеалы.

Парадокс античного музыкального искусства: о музыке содержится больше всего упоминаний в литературных и исторических источниках, множество скульптурных и фресковых изображений музицирующих людей, а нотных образцов практически не осталось. Те, что расшифрованы, не дают представления о величии музыкального искусства в Греции.

Средневековье (5 - 16 века).

Мировоззрение, психология, идеалы.

Мировоззрение простых людей складывалось в русле тех настроений, которые навязывала церковь. Средневековый человек ощущал себя ничтожеством перед мощью карающего Создателя, чувствовал свою бесконечную греховность, которую усиливали служители церкви в своих интересах (денежные поборы).

Отношение к жизни: как к испытанию, страданию, ожидание Страшного суда.

Характерные черты средневекового искусства: 1). аскетичность, слабая эмоциональность (особенно в первой половине средневекового искусства); 2). символичность, условность (особенно сильно это отражается в иконной живописи ранних этапов Средневековья)3). непримиримые антитезы (добро-зло, Бог - дьявол); 4). отсутствие личности как творческого идеала - всё создаётся во имя Бога (поэтому очень долго музыка и живопись Средневековья были анонимными , т. е. без указания авторов); 5).приобщение человека к постижению таинств божественного бытия - задача средневекового творца (это влияло на строгий отбор жанров и средств выражения0.

Музыка в церкви.

Строгий стиль - жёсткая система сочинения мелодии (диссонансами считались даже кварты и скачки на эти интервалы долгое время запрещались). Пение в церкви долгое время оставалось монодийным , т. е. одноголосным. Позднее, с развитием музыкального искусства, появились контрапункты, предполагавшие наличие нескольких голосов и их перестановку.Наиболееранняя форма многоголосия - органум (конец 9 века, мастера этого жанра -Леонин и Перотин).

Григорианский хорал - важнейшая мета эпохи Средневековья, отражающая единство сознания перед лицом Бога. ГХ представляет собой мужское хоровое пение в унисон отрешённого характера на латинском языке (долгое время службы в церкви проходили только на этом, непонятном для простых людей языке). ГХ были созданы из множества бытовавших на тот момент песнопений, упорядоченных папой Григорием 1 на рубеже 6-7 веков.

Секвенция « Dies irae” («День гнева») - жанр средневековой монодии, расширяющий строгие церковные напевы. Систематизацию секвенций приписывают Ноткеру Заике. « Dies irae” появилась около 13 века как отражение пика мировоззрения Средневековья с ожиданием Страшного суда и грозного возмездия за грехи. Данная секвенция очень часто цитировалась в мировой музыкальной литературе либо как знак Средневековья, либо как символ неотвратимого, неизбежного (Рахманинов, Чайковский) или даже демонического (Берлиоз, «Фантастическая симфония», 5 часть, «Шабаш ведьм»).

Нотация.

Долгое время хоралы не записывались, бытуя в устной традиции. Затем начали использоваться невмы, обозначающие не ноту, а целую попевку. Постепенно стали появляться линейки, число которых варьировалось от 1-й до 18-ти. Нотный стан был усовершенствован в 11 веке Гвидо Аретинским, который вместо множества вариантов узаконил 4 линейки.

Важнейшимжанром позднего Средневековья является Месса (первая из дошедших до нас - 1364г. Г. де Машо ) - циклическое вокальное или вокально-инструментальное произведение на тексты одноимённого католического богослужения. 5 частей мессы составляют ordinarium и являются обязательными и неизменными. Части, посвящённые определённым праздникам и воскресениям составляют proprium - изменяемую часть мессы. Части проприума: 1). Kyrie eleison (Кирие элейсон - «Господи, помилуй»); 2). Gloria (Глориа - «Слава»); 3). Gredo (Крэдо - «Верую»); 4). Sanctus, Benedictus (Санктус, Бенедиктус - «Свят, Благословен»); 5). Agnus Dei (Агнус Деи - «Агнец Божий»). Высокого совершенства жанр мессы достиг в творчестве О.Лассо и Д.Палестрино.

Музыка в средневековом замке (куртуазная культура).

Обращалась к человеку, культивировала преклонение перед Прекрасной Дамой (образ часто вымышленный, собирательный). В русле светского замкового искусства развивались вокальные и инструментальные жанры. Куртуазная любовь («учтивая») -предполагала соблюдение определённых правил стихосложения, поведения и музыкального сопровождения.

Жанры куртуазной культуры (стихотворные и музыкальные): 1). канцона (разновидность лирического стихотворения); 2). сервента (песня о рыцарских подвигах); 3). альба (песня на утренней заре); 4). пастурелла или пастурель (песня на лоне природы, восхваляющая простую любовь пастушки); 5). баллата (песняэпический- повествовательного содержания); 6). рондо (хороводная песня-пляска).

Искусство вагантов, трубадуров и труверов.

Art de trobar (искусство изобретать) - искусство вольных певцов любви, зародившееся в Провансе в 11-12 веках. Трубадуры часто были состоятельными людьми (например, рыцарями), которые странствовали по родному краю и слагали песни (альбы, канцоны и т. п.) в честь Прекрасной Дамы. Некоторые трубадуры были незнатного происхождения и зарабатывали на жизнь выступлениями со своими песнями. Труверы (от корня trover - находить, изобретать) появились на севере Франции в 13 веке. Сохранилось около 2000 песен, известны некоторые наиболее известные слагатели любовных песен, например, Адам де ла Аль. В Германии певцы любви назывались миннезингерами. В творчестве этих певцов кроме темы любви присутствовали так же морально-назидательные мотивы. Миннезингеры учредили соревнования певцов (мейстерзанг), которые демонстрировали своё вокальное и поэтическое умение. Соревнование немецких певцов отразил в своей опере Р.Вагнер «Нюрнбергские мейстерзингеры». Истории известны имена таких немецких миннезингеров, как Тангейзер (у Вагнера есть одноименная опера), Вольфрам фон Эшенбах, Вальтер фон Фогельвейде.

Помимо трубадуров и миннезингеров были бродячие певцы иного свойства - это были выходцы из народа , искусство которых было остросоциальным и остроконфликтным, осуждало политику и церковь, тексты этих бродячих артистов часто содержали фривольные, пошлые сюжеты, что объяснимо происхождением этих артистов и тем, что они работали на потребу публики низкого уровня. В разных странах эти бродячие артисты назывались по-разному: шпильманы (игрецы) в Германии, жонглёры в Англии, скоморохи в России. Часто к данным музыкантам применяют обобщённый термин - ВАГАНТЫ, обозначающий странствующих певцов и слагателей вольных стихотворных текстов. Часто вагантами становились недоучившиеся студенты (школяры), которые не смогли выдержать тяжёлых экзаменов и бросали университеты, пускались в странствия, зарабатывая себе на хлеб тем, что обучали полученными премудростями (латыни, математике) тех, кто мог платить. Но ваганты так же могли украсть, обмануть и убить, в зависимости от того, насколько моральные устои каждого из этих представителей были крепкими. Вагантами также становились отлучённые от церкви или бежавшие монахи, обедневшие дворяне. Т. об, контингент был, преимущественно, интеллектуальный и наблюдающий изнанку жизни - жадность и лживость служителей церкви, расовые беспорядки. Жизнь многих смелых вагантов заканчивалась либо в тюрьме, либо на костре, как, например, Гуго Орлеанского.

Известные произведения на тексты вагантов:

«Во Французской стороне» в обработке Д.Тухманова;

Carmina Burana” К.Орфа.

Возрождение (15 - 16 века; в Италии - с 14 века).

Мировоззрение, психология, предмет возрождения.

Возрождение античных форм искусства (скульптуры, живописи. Архитектуры). Пристальное внимание к человеку = большая психологичность в картинах и скульптурах, большая точность в передаче анатомии и перспективы. Время великих открытий (Х. Коллумб, Магелан), формирование европейской нации.

Искусство Ars nova. ВЕЛИКИЕ ИМЕНА:

Живопись, скульптура, архитектура:

Бернини, Леонардо да Винчи , Рафаэль Санти , Микеланджелло Буаноротти , Ян ван Эйк, П.Веронезе, Джотто, Лукас Кранах, А.Дюрер, Тициан, И.Босх .

Литература, поэзия:

Данте («Божественная комедия»), Петрарка (сонеты), Боккачо (пьесы вольного характера), Э.Роттердамский («Похвала глупости»), Т.Мор (поэзия), Ф.Рабле («Гаргантюа и Пантагрюэль»), Лопе де Вега (пьесы, театральное искусство).

Музыка приобрела самостоятельное значение, перестав быть только прикладной (т. е., сопровождать празднества и обряды), стала появляться музыка сама по себе. Как вид профессионального искусства.

Расцвет ренессансной полифонии в творчестве композиторов нидерландской школы - Ф.Ландино, Г.Дюфаи, Окегема, Ж.Депре, Обрехта.

Развитие инструментального исполнительства , развитие жанров только для инструментальной игры (виола, лютня).

Жанры светского музыкального искусства:

мадригалы , шансон, вилланелы, фроттолы, баллады, мотеты .

Необычный композитор Возрождения - Джезуальдо да Веноза (конец 16 - начало 17 века), создавший сложный хроматический стиль и смелые тональные сопоставления которые отразили противоречивые настроения музыкальных сочинений композитора. Веноза - крупнейший мастер мадригала (песни на родном языке). С ним же связана мрачная история убийства им жены и ребёнка, после чего композитор покончил жизнь самоубийством. Эту историю положил в основу своей оперы советский композитор А.Шнитке (опера «Джезуальдо»).

Барокко (2-я половина 17-го - первая половина 18 века).

Значение термина Барокко.

В переводе с португальского - «жемчужина неправильной формы» - причудливый, странный = изобретение новых жанров и инструментов, детализация нюансов музыки.

Мировоззрение, психология.

Характерные черты времени: 1). «Порвалась дней связующая нить. Как мне обрывки их соединить?..» (Шекспир, «Гамлет») = «разорванная» картина мира (изобретение микроскопа и телескопа расширили у людей представления о мира); 2). ускорение темпа жизни (Бог - вечный часовщик; добавляются темповые динамические обозначения в произведения; Мадонны на картинах не сидят, а «парят» в креслах); 3). время понимается как чередование контрастных процессов; 4). смешение трагического и комического, нарушение законов древнегреческой трагедии (пьесы Шекспира , к примеру. В трагедиях всегда содержат комический фарс, а в комедиях имеет место серьёзность); 5).тенденция к нарушению канонов, изобретательности; 6). свобода в толковании любого жанра.

Особенности музыкального искусства.

1). разрушение представлений о логике старого голосоведения, введение параллелизмов, тритонов, неожиданных переходов в далёкие тональности (в особенности. В музыке И.С.Баха ).

2). развитие полифонического искусства (в переводе - многоголосие) - вид музыки, в котором каждый из голосов обладает определённой самостоятельной траекторией движения, и вместе с тем, подчиняется определённым правилам сочинения контапункта;

3). музыка провозглашается независимым искусством.

Композиторы: И.С.Бах , Г.Ф.Гендель (Германия); Дж.Каччини, К.Монтеверди, О.Чести (Италия); более ранние композиторы-полифонисты: Габриэли, Фрескобальди, Кунау, Букстехуде, Пахебель.

Жанры муз.произведений:

1). фуга (в переводе - «бег») - жанр полифонической музыки, в котором определённое количество голосов (от 3-х до 10) последовательно проводят тему, а затем начинают перестанавливаться относительно друг друга по правилам контрапунктической техники;

2). токката (от «токкаре» - ударять) - жанр прелюдийно- импровизационного характера, часто являющегося вступлением к строгой части произведения (например, фуге);

3). инвенция (в переводе («выдумывать», «изобретать»)- вольное название пьес свободно-имитационного построения;

4). опера (в переводе - «труд», «творение») - жанр сценического искусства, объединяющий пение, инструментальное исполнительство, балет, декоративное и постановочное мастерство.

5). сюита (в переводе - «ряд», «последовательность») - последовательность обязательных (4 старинных танца) и необязательных пьес;

6). оратория (в переводе - красноречие)- монументальное произведениедляхора, солистов и оркестра на определённую сюжетную основу, предназначенное для концертного исполнения;

7). кантата - сочинение для певцов-солистов, оркестра и, возможно, хора, состоящее из законченных номеров-эпизодов, предназначенное для концертного исполнения. Кантаты меньше, чем оратории по масштабам сюжета и по длительности во времени;

8). соната (в переводе - «звучать»)- в эпоху Барокко - всякое инструментальное произведение для четырёх инструментов с обязательным клавишным, исполнявшим партию бассо континуа;

9). концерт (в переводе - «соревнование», «состязание») - виртуозное произведение для оркестра и солиста (в эпоху Барокко соревновались различные группы оркестра - большие и маленькие, ярко выраженная солирующая партия солиста присутствовала не у всех композиторов),

Музыкальные инструменты:

клавикорд , клавесин , скрипка (Амати, Гварнери, Страдивари), альт, виолончель.

Классицизм (2-я половина 18 века - 1-я половина 19 века).

Направление, сложившееся во Франции и ставшее ведущим для этой страны и Германии.

Мировоззрение, психология.

Разум во главе всего. Стремление к рациональному решению конфликтов, назидательность в пьесах, литературных произведениях (возвращение к античным формам стройности пьес). Новые формы дизайна городов как отражение новой психологии: прямые дорожки, подстриженные под определённые геометрические фигуры кусты и т. п.

Появление энциклопедистов (Ж.-Ж.Руссо, Д.Дидро и др.), систематизировавших огромные знания в первые энциклопедии.

Особенности музыкального искусства.

Упорядоченность формы основных жанров, приведение их разнообразия к общему стандарту. Классический - в переводе «образцовый».

Активное развитие инструментальных жанров.

Доминирование сонатной формы - одна из самых сложных музыкальных форм, сравнимая по драматургической сложности с романом. Сонатная форма предполагает наличие экспозиции, разработки и репризы, в которых происходит показ, развитие и возвращение тем в первоначальную тональность.

Жанры:

1). симфония (в переводе - «созвучие») - обычно - 4-х частный цикл для симфонического оркестра, в котором хотя бы одна из частей написана в сонатной форме.

2). соната (в переводе - «звучать»)- 3-х частное произведение для фортепиано или для солирующего инструмента (инструментов) и фортепиано, в котором хотя бы одна из частей написана в сонатной форме.

3). квартет (в переводе - «четвёртый») - 4-х частное произведение для 4-х инструментов (чаще всего это струнные - скрипка, альт, виолончель, контрабас), в котором хотя бы одна из частей написана в сонатной форме.

4). концерт (в переводе - «соревнование», «состязание») - 3-х частное виртуозное произведение для оркестра и солиста, в котором хотя бы одна из частей написана в сонатной форме.

5). тема с вариациями - жанр, призванный продемонстрировать виртуозное владение композитором или исполнителем мастерства обрабатывать тему (композиторы или исполнители часто импровизировали на концертах на заданную залом тему). Тема могла заимствоваться из любого сочинения (даже из оперного) своего или чужого.

Композиторы:

Д.Скарлатти (ранний классицизм), Й.Гайдн («отец» жанров симфония, соната и квартет - т. е., он привёл эти жанры в образцовый, классический вид), В.Моцарт ,Л.ван Бетховен .

Романтизм (2-я половина 19 века).

Мировоззрение, психология.

1). Романтик - человек с обострённым восприятием событий внешнего мира, ранимый, чувствительный, склонный к драматизации или идеализации событий.

2). Противоречие внутреннего и внешнего миров;

3). Ощущение одиночества;

4). Чувство враждебности внешнего мира;

5). Восхищение природой, наделение её одушевлёнными качествами;

6). Интерес к народной культуре (обработка народных мелодий, использование народных текстов).

Особенности музыкального искусства.

1). повышенная эмоциональность музыки или её медитативно -размышляющий характер;

2). значительная связь с литературными и художественными образами (от программных заголовков до лейтмотивов, имеющих конкретные образные выражения);

3). тенденция к выбору малых форм (экспромты, музыкальные моменты, экосезы) = доверительность высказывания, расчитанного на небольшой круг самых близких, понимающих людей;

4). ощущение импровизационности;

5). сложная эмоционально-драматургическая основа музыки;

6). усложнение фактуры (часто смешанного типа с несколькими солирующими голосами в виде диалога - Шуман, Шопен) и гармонии (переходы в далёкие тональности, усложнение состава гармонических функций).

Литераторы:

Г.Гейне , Э.Гофман , В.Гюго , О.Бальзак, А.Дюма.

Композиторы:

Ранний романтизм: К.-М. Фон Вебер, Ф.Мендельсон , Ф.Шуберт, Дж.Россини.

Зрелый романтизм: Р.Шуберт , Ф.Шопен , Б.Сметана, Р.Вагнер, Дж.Верди.

Поздний романтизм: А.Дворжак , Р.Вагнер, Дж.Верди, Г.Малер , Дж.Пуччини .

Многостильность (ХХ век).

Мировоззрение, психология.

1. социально-исторические катаклизмы (Мировые войны, революции);

2. НТХП (научно-технический прогресс);

3. множественность мироощущений;

4. плюрализм - вседозволенность; всё относительно, даже вечные категории добра, красоты и истины = циничность, жестокость восприятия;

5. общее ускорение темпа жизни.

Отличие направлений от стиля: стиль проявляется во всех видах искусства, направление - в одном или нескольких (например, в литературе и живописи). Стиль имеет более всеобъемлющее значение, чем направление и может дать название целой эпохе (например, Средневековье и Барокко).

Особенности музыкального искусства.

1. тесная связь всех видов искусства, переход свойств одного искусства в свойства другого (например, свои стихотворения поэты-символисты часто называли музыкой или музыкальными жанрами);

2. трансформация и переосмысление (изменение) музыкальных жанров;

3. изобретение новых жанров и техник.

Композиторы:

Зарубежные:

К.Дебюсси , М.Равель , А.Шёнберг , А.Берг, А.Веберн , К.Орф , Б.Барток , Д.Мийо , Ф.Пуленк , Ж.Тайфер, П.Хиндемит , П.Булез, Д.Лигетти, К.Пендерецкий.

Отечественные:

С.Прокофьев , Д.Шостакович , Г.Свиридов , В.Гаврилин , А.Шнитке , С.Губайдулина, Уствольская.

Новейшее время (21 век, уральские и российские композиторы):

О.Викторова, В.Якимовский, О.Пайбердин, В.Кобекин, А.Жемчужников, Д.Павлов, Л.Табачник, Л.Гуревич.

Название данному периоду дали историки Возрождения, определяя серединный «провал» между идеальной Античностью и возрождением её традиций в 14-16 веках. Термин «Средневековье» долгое время носил негативно-пренебрежительный характер.

Комедия не в смысле, что текст содержит что-то смешное, а по античному принципу: начинается плохо-заканчивается хорошо (в трагедии наоборот).