Классификация основных психотехнологий три направления. Психотехнологии развития личности

Теоретический и практический уровни психотехнологии

Психотехнология как система категорий, принципов и моделей, описывающих психическую реальность, человеческое существо или социальную группу как развивающуюся целостность, сориентированная на практическую работу с индивидуальной психикой или групповой психологией, и включающая в себя конкретные методы, приемы, умения и навыки по целенаправленному преобразованию личности и группы.

Два уровня психотехнологий: теоретический и практический. Теоретический уровень психотехнологии как представления, концепции и модели о сущности, структуре, факторах психики, личности, социальной группы, движущих силах их развития и целях, задачах, способах, этапах психологического регулирования.

Практический уровень психотехнологии как, применение этих теоретических конструкций, – системой навыков и умений регулирования.


Тема: Соотношение видов и психотехнологий и практической деятельности психолога

Психологические технологии и основные виды практической деятельности психолога

Психологическая диагностика как технология как специально организованный процесс познания, в котором с помощью соответствующих методов происходит сбор информации о личности или группе (семье) с целью постановки психологического диагноза.

Технология психопрофилактики как система психолого-педагогических мер, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития ребенка, психогигиену педагогической среды.

Технология развития как целенаправленный процесс, направленный на формирование психических процессов, свойств и качеств личности в соответствии с требованиями возраста и индивидуальными возможностями человека.

Технология психологического консультирования как обусловленная проблемой и ситуацией клиента, целенаправленная процедура создания психологических условий для эмоционального отреагирования, прояснения смысла, рационализации этой проблемы и нахождения вариантов ее решения.


Тема: Психотехнологии в образовательном процессе

Использование различных видов психотехнологий в образовании. Ориентация на ребенка, как основа применения психотехнологий в образовании.

Технология социально-психологической реабилитации детей и подростков как системный, целенаправленный процесс их возвращения, включения, реинтеграции в общество (семью, школу, класс, коллектив сверстников), способствующие полноценному функционированию в качестве социального субъекта.

Технология психологического сопровождения как комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными психологическими методами и приемами, которые осуществляются в целях обеспечения оптимальных социально-психологических условий для сохранения психологического здоровья семьи и полноценного развития личности ребенка в семье и его формирования как субъекта жизнедеятельности.

Психотехнологии психологического сопровождения семьи и семейного воспитания. Многообразие психологических практик в работе с родителями.
Тема: Психотехнологии психологического консультирования в коррекции нарушений детско-родительских отношений

Декларируемые и скрытые причины обращения к консультанту. Позиция психолога в ходе консультации . Психолог – нейтральный советчик. После выслушивания клиента, разрабатывает совет или рекомендацию. Психолог – программист. После рассказа клиента разрабатывает программу воздействия на психологическую проблему клиента. Психолог-слушатель. Психолог-зеркало. Клиент нуждается в том, чтобы нейтральный человек объяснил, что происходит с клиентом. Психолог-катализатор. Клиент все понимает правильно в своей жизненной ситуации, но ничего не делает. Психолог активизирует позицию клиента. Правило выбора позиции психолога.


Тема: Рефлексия профессионального опыта в целях совершенствования консультирования учащихся и родителей

Требования к подготовке психолога-консультанта. Требования к личности консультанта. Способность к рефлексии как профессионально-значимое качество личности консультанта.Рефлексия своего и чужого профессионального опыта. Супервизия как внутренняя позиция и необходимое условие развития способности к рефлексии. Влияние выбора психотерапевтического подхода консультанта на акцент рефлексивной деятельности. Рефлексия собственного жизненного опыта как средство глубокого понимания клиентов в психологическом консультировании .


Тема: Консультирование субъектов образовательного процесса по вопросам оптимизации учебного процесса

Консультирование участников образовательного процесса: педагогов, администрации, воспитанников по вопросам оптимизации учебного процесса. Основные причины обращения педагогов к консультанту: проблема взаимоотношений с учащимися. Трудности детей в освоении учебного предмета. Проблемы конфликтов с администрацией. Проблемы личных взаимоотношений.


Тема: Особенности проектирования психологически безопасной образовательной среды в современной школе: содержательный и процессуальный аспекты

Структурная модель психологически безопасной образовательной среды. Принципы создания психологической безопасности образовательной среды. Основные подходы к понятию «психологическая безопасность». Критерии психологической безопасности образовательной среды. Мониторинг психологической безопасности образовательной среды. Экспертный подход к оценке образовательной среды. Методы диагностики психологической безопасности образовательной среды.


Тема: Психологическая безопасность образовательной среды

Психологический анализ проблем безопасности. Структура и задачи психологии безопасности. Психолого-педагогические характеристики образовательной среды. Типы и структура образовательной среды. Особенности современной образовательной ситуации и образовательная среда. Подходы к определению понятия «психологическая безопасность образовательной среды». Психологическая защищенность и референтность как показатели психологической безопасности образовательной среды. Межличностное взаимодействие и психологическая безопасность образовательной среды. Педагогическое общение и психологическая безопасность образовательной среды. Психологические риски в образовательной среде. Угрозы, существующие в образовательной среде. Теоретические основы концепции психологической безопасности образовательной среды.


2014 -> Легкая атлетика и материнство: тренировка, беременность и рождение ребенка Бег на средние и длинные дистанции и его влияние на женские гормоны и плотность костей Кармен Леон
2014 -> Православная религиозная организация-учреждение высшего профессионального религиозного образования казанская духовная семинария г. Казани республики татарстан казанской епархии русской православной церкви

УДК 159.9:001.4
Узлов, Н.Д.
Психотехнологии: к проблеме определения понятия
/Н.Д.Узлов //Вестник Пермского университета. Сер. «Философия. Психология. Социология». - 2011. - Вып. 1(5). - С.32-42.

6. Интегративная модель психотехнологий

В.В.Козловым предпринята попытка провести систематизацию различных подходов к психотехнологиям и требованиям, которые выдвигаются к ним с психоэкологической точки зрения. Автор описывает психотехнологию как «систему категорий, принципов и моделей, описывающих психическую реальность, человеческое существо или социальную группу как развивающуюся целостность, сориентированная на практическую работу с индивидуальной психикой или групповой психологией, и включающая в себя конкретные методы, приемы, умения и навыки по целенаправленному преобразованию личности и группы». Понятие психотехнологии может быть эксплицировано только всеми контекстами, в которых психотехнологии описываются и исследуются, только в этом смысле, подчеркивает В.В.Козлов, можно говорить о полном, исчерпывающем объяснении психотехнологии. Другой важный тезис, который развивает автор, касается уровня рефлексии оснований и уровня методологического обоснования психотехнологий, иными словами, их мировоззренческое обоснование, которое в конечном итоге сводится к проблеме происхождения личности и мира. В этом смысле есть психотехнологии «от мира», или социальные психотехнологии, и выходящие за его пределы - трансцендентные психотехнологии. С позиций системного подхода и с точки зрения решаемых задач предлагается выделить три основных группы психотехнологий: 1) интегративные психотехнологии, оказывающие комплексное, интегральное воздействие; 2) целевые психотехнологии, решающие определенные узкие задачи или формирующие конкретные качества; 3) метапсихотехнологии (психотехнологии применения психотехнологий), обучающие овладению ими. Автором предпринята попытка классификации психотехнологий на основе развиваемой им парадигмы интегративной психологии, исходя из представлений о пятиуровневой модели человеческого существа, в котором выделяются телесный (физический, соматический), энергетический (витальный), эмоциональный (чувственный), ментальный (интеллектуальный) и духовный уровни. При этом считается возможным осуществлять интервенцию с каждого из этих уровней на любой другой или объединять уровни. В.В.Козловым также поднимается такой важный вопрос, как требования к психотехнологиям при работе с личностью и социумом, их экологичности и психологической безопасности .

Завершая обзор существующих в настоящее время подходов к пониманию сущности психотехнологии, следует отметить, что большинство авторов солидаризуются в том, что она содержит в себе две стороны: то, что заложено и может быть обнаружено в психике человека и исполнительный компонент. Психотехнология должна включать в себя сведения о механизмах, понимаемых как внутренний процесс формирования и проявления некоторого свойства психики в сочетании со способствующими тому условиями. Сведения о механизмах (закономерностях, алгоритмах функционирования индивидуальной и коллективной психики, общения, деятельности) заложены в фундаменте психотехнологий и предшествуют любым конкретным методам или приемам. Технология и механизмы образуют то общее, что есть в каждом человеке, а технические приемы действуют по-разному. В этом смысле психотехнология представляет собой целостную систему, в единстве сторон которой выступают теоретические построения и их практическое воплощение, основанное не только на строго научных знаниях, но и житейском опыте, учитывающем все многообразие вариантов, ситуаций, возможных контекстов. Поэтому знание одной техники и даже виртуозное владение ею мало что дают в конечном итоге для достижения желаемого результата. Таким образом, владение технологией в практическом плане представляется более надежным подходом, чем владение одной только техникой. Кроме того, понимание сути психотехнологии и ее механизмов позволяет создавать бесчисленное количество новых методик, приемов, упражнений и техник.
Подводя итог вышесказанному, следует еще раз отметить, что в настоящее время термин «психотехнология» широко используется и употребляется в различных значениях. В практическом плане, по нашему мнению, смысл данного понятия наиболее полно отражает определение, данное Т.С.Кабаченко для объяснения механизмов психологического воздействия (влияния) как «алгоритма решения психологических задач, приводящего к определенному социальному эффекту».

Вместе с тем привлечение категории деятельности в качестве объяснительного принципа дает возможность рассматривать психотехнологию как:

1) интрапсихическое образование, априорно существующее и работающее внут¬ри нас и организующее психические функции (уровни ООД-I и ООД-II);
2) исполнительный компонент - практическое (алгоритмизированное рациональное и целесообразное) использование выявленных закономерностей психической деятельности (ООД-III и ООД-IV).

Представляется возможным дать следующее рабочее определение «психотехнологии», отвечающее задачам практики:

Психотехнология - это организованная и продуктивная деятельность людей в различных сферах социальной практики, ориентированная на эффективное решение психологических задач с заранее определенным социальным эффектом, и представляющая собой совокупность приемов, средств и методов психологического воздействия и влияния, объединенных определенным алгоритмом их применения.

Литература :

Психологическая технология (известная также как психотехнология или психотехника) – это метод «правильного» обращения с психикой человека, то есть метод создания определенных переживаний – ощущений, эмоций, воспоминаний, действий, нужных для достижения какой-то цели. Другими словами, если мы хотим добиться чего-то от себя или от других людей, мы должны проделать определенные действия в определенном порядке. В некотором смысле, психотехнология - это карта нашего мышления, описание того, как мы мыслим, когда что-то делаем.

Психотехника как научное направление имеет давнюю историю. Своими корнями она уходит в 20-е годы, историю психологии труда. Что же касается психотехники воздействия, то ее основу составляют частные теории, связанные с разработкой рекламы, применения СМИ, психотерапии и т.п. Однако об общей теории техники социально-психологического воздействия говорить не приходится. Особенно далеко продвинулись разработки в области "модификации поведения", направленные на манипулирование массовым поведением, формирование общественного мнения, установок.

С развитием психотехнологий убеждающая коммуникация, основанная на фактах и аргументах, стала все больше трансформироваться в коммуникацию внушающую. Основное внимание исследователей было перенесено на разработку средств и методов внешних (подпороговых) воздействий на сферу бессознательного, с целью целенаправленной модификации психических процессов, состояний и поведения человека, то есть в обход контроля сознания за внешней стимуляцией. В последние годы получили распространение для нужд воздействия на массовое сознание разработки из сферы психолингвистики, суггестивной лингвистики, нейролингвистического программирования, эриксонианского гипноза, психологии восприятия. Все они отличаются высокой эффективностью воздействия и рассчитаны в основном на подсознательное восприятие.

Сознательное восприятие - это получение информации через сфокусированное внимание. Сопротивление чему-либо, как ответная реакция на информацию, во многом обязано мышлению (функции сознания). Та (и большая) часть информации, которая не осознаётся - воспринимается подсознанием и утилизируется системой врождённых и приобретённых автоматизмов. Если рекламная информация конфигурирована так, что, в "обход" сознания, она направлена на использование автоматических стереотипов, то речь идёт о манипулировании. Инструменты психотехнологий дают возможность экологично управлять поведением человека.

Далее рассмотрим психотехнологии, которые лежат в основе широко известных приёмов изготовления рекламы. Применяя на практике эти знания, рекламисты получают доступ к манипулированию механизмами мышления, внимания, памяти, эмоционально-чувственной сферой, и собственно поведением человека.



1. Целевое моделирование. Некоторые рекламные агентства в своих рекламных кампаниях с успехом используют привычные стратегии мышления покупателей. В терминах нейро – лингвистического направления (НЛП), метода, на который опираются в своей работе специалисты по рекламе, эти привычные стратегии зовутся "метапрограммами". Привычки мышления, как и любую другую привычку, человек осознает нечетко, и потому метапрограммы действуют автономно. В сущности, метапрограммы - это ни что иное, как привычные фильтры, которые люди применяют ко всему тому, что видят, слышат или чувствуют в окружающем мире. Эти фильтры как бы отбирают только ту информацию, которая будет допущена в сознание личности. То, что не соответствует метапрограмме, не осознается, не охватывается его вниманием. Следовательно, из-за этих фильтров люди, сами того не осознавая и не замечая, существуют в достаточно ограниченном пространстве. Всего существует около 25 метапрограмм. Остановимся на некоторых из них.

Метапрограмма «Стремление к... - стремление от...». Одной из метапрограмм является программа стремления к чему-то и от чего-то. Есть люди, которые делают что-то, скажем, совершают покупку, стремясь к какой-то цели, а есть люди, которые стремятся чего-то избежать. Стремление к чему-то - это мотивация достижения успеха, стремление от чего-то - мотивация избегания неудачи. "Стремящиеся к" лучше всего воспринимают те преимущества, которые они приобретают, купив тот или иной товар или услугу. А "стремящиеся от" мотивируются избеганием неприятных последствий. Они прежде всего оценивают, каких проблем им удастся избежать, чего с ними не случится, когда они станут владельцами этого товара.



Метапргорамма «Человек возможностей - человек процедуры». На вопрос "Почему Вы выбрали этот товар/эту работу (если необходимо набирать сотрудников в фирму)?" человек возможностей ответит, преимущественно рассказывая о возможностях, которые перед ним откроются в творчестве, зарабатывании денег, общении, освоении новых областей.

Антипод человека возможностей - человек процедуры. На обозначенный выше вопрос будет отвечать, что ему необходимо это сделать "потому, что..." - например, он должен зарабатывать деньги, должен содержать семью. Он мотивирован, главным образом, необходимостью, правильным образом действий. Человек, ориентированный на:

Сходство;

Сходство с различием;

Различие.

Так, например, человек, ориентированный на сходство, чувствует себя комфортно, когда мир остается тем же самым. Любит видеть одинаковость вещей еще с чем-нибудь. Человек, ориентированный на сходство с различием, принимает некоторые изменения, если они не происходят слишком часто. Любит видеть, как вещи улучшаются в результате эволюции. Его язык: в описаниях он подчеркивает то же самое, а потом начинает замечать различия. Например: "Я хотел, чтобы сохранились первые три характеристики, а следующие две улучшились". Человек, ориентированный на различие, в вещах любит видеть новое, различное, изменившееся.

2. Следующий пример использования конкретных приемов - применение визуальных субмодальностей. Повышению привлекательности предмета способствует задействование визуальных субмодальностей, например: приближение; увеличение размера; освещенности, насыщенности цветом; добавление бликов и блеска, ореола, контрастности. Если при этом один образ должен быть привлекательнее другого, то второй образ лучше сделать черно-белым, в серых тонах, размытым, с затемнением фона.

3. Еще один параметр, влияющий на восприятие и использующийся психологами - ассоциированность. Ассоциированное восприятие усиливает переживание, диссоциированное - уменьшает.

4. "Рамка в рамке". Дизайнеры-аниматоры и художественные операторы называют этот визуальный эффект приёмом "коробочки", "матрёшки наоборот" или "зеркальной регрессии". Сюжет или эпизод сюжета с использованием этого приёма строится на том, что из одного объекта появляется подобный или другой объект и т.д. Сам по себе приём не нов, и его применение - просто визуальный эффект, привлекающий внимание. Когда приём "рамка в рамке" применяется с целью присоединения к потребителю, он начинает работать на потенциал действия.

5. Выход за рамки" и разрушение визуального поля. Смысл этой, нередко используемой в стендовой и TV-рекламе, технологии заключается в следующих психологических эффектах:

а) товар, "вырываясь" за рамки визуального поля (стенд, рамка, формат журнального листа или "эффект выпрыгивания" из телевизионного экрана и т.д.), "входит" в нашу реальность - реальность потребителя;

б) товар, разрушающий границы визуального поля, косвенно "показывает" потребителю на свой количественный потенциал. Ему просто тесно в границах стенда или телевизионного экрана;

в) рамка или граница на уровне визуального восприятия - это не только знаменатель смысла чего-либо, она работает так же, как оператор необходимости. Разрушение рамок (особенно образом человека) формирует у потребителя потенциал действия.

Существует достаточно много психотехнологий, используемых специалистами по рекламе, поэтому часть работы я предлагаю для самостоятельного исследования.

Под психотехнологией понимается система категорий, принципов и моделей, описывающих психическую реальность, человеческое существо или социальную группу как развивающуюся целостность, сориентированная на практическую работу с индивидуальной психикой или групповой психологией, и включающая в себя конкретные методы, приемы, умения и навыки по целенаправленному преобразованию личности и группы.

Практическая психологическая деятельность психосоциальных работников выражается в использовании в работе с клиентами психотехнологий, методов, приемов, психологических средств , которые помогают диагностировать и разрешать психологические проблемы клиентов.

Весь арсенал современной психологической практики социальной работы можно подразделить на 3 группы: 1) психотехнологии диагностики ; 2) психотехнологии коррекции и реабилитации , использование которых исправляет и улучшает процесс социализации и механизмы адаптации; 3) психотехнологии профилактики возникновения психосоциальных проблем клиентов.

1)Постановка правильного диагноза и установление причин психологических проблем, возникших у клиентов, имеет исключительное значение для последующего процесса коррекции установленных неадекватных состояний клиентов. Крупнейшими исследователями в области психодиагностики считаются ее основатели Ф. Гальтон и Дж. Кеттел и др. Психодиагностика, как наука и дисциплина - «область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности».

Психодиагностика, как метод , является основным способом сбора, обработки и анализа данных и реализуется в конкретных диагностических методикахтестах . Важнейшей формой психодиагностических тестов являются опросники .

Опросники представляют собой психодиагностические методики в виде вопросов (или утверждений) для опроса клиентов с целью получения информации об их личности в целом или о тех или иных ее сторонах (чертах, свойствах и т.д.). В связи с этим опросники делятся на опросники черт личности, мотивов, интересов, состояний и т.п.

Так, на основе типологии К. Юнга разработан индикатор типа – личностный опросник И. Майерс – Бригс. Он состоит из 160 вопросов. Ответы диагностируемых подразделяются на 4 шкалы в соответствии с типологией К. Юнга: экстраверт – интроверт, сенсорный – интуитивный, мыслительный – эмоциональный, рациональный – иррациональный. По итогам опроса проводится подсчет балов по шкалам. Наибольшая сумма балов выражает доминирование соответствующей черты типа личности.

При выборе психодиагностических тестов психосоциальный работник должен исходить из четко осознанной и поставленной задачи по обследованию данного клиента. Тест должен обладать надежностью (точность психодиагностических изменений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов и по прошествии определенного времени) и валидностью , т.е. обоснованность теста .


2) Важнейшим аспектом психологической практики в социальной работе является применение разнообразных психотехнологий для психокоррекции и социально-психологической реабилитации . Важнейшее значение имеют и психотерапия , представляющая собой многообразный набор конкретной техники, методик, и приемов, используемых в практической работе.

Психологическое консультирование – это оказание психологической помощи психически нормальным людям для достижения ими каких-либо целей, для более эффективной организации их поведения и жизнедеятельности. Психосоциальный работник может помочь личности посмотреть на себя «как бы со стороны», осознать ее проблемы, с которыми сам клиент не справляется, изменить его установки к другим и соответственно скорректировать свое поведение. Психологическое консультирование занимает пограничное место между психотерапией и обычным процессом обучения , основанном на информации, советах и рекомендациях. Акцент, в психоконсультировании, по мнению В.Е. Кагана, в отличие от психотерапии делается не на болезни, а на проблемной ситуации клиента и его личностных ресурсах. В отличие от обучения важнейшая задача психоконсультирования в побуждении клиента к самостоятельному принятия решения.

Процесс консультирования и психотерапии предъявляет к консультантам ряд общих требований, предполагает наличие у него как личности и специалиста определенных качеств : толерантность, терпимость к клиентам, внимательность и чуткость; проявления сопереживания и эмпатии к людям, обратившимся за помощью; эмоциональная стабильность и объективность; уважение и отсутствие предубеждений к клиентам; профессионализм в оказании консультативной помощи.

В психосоциальной практике следует различать психологическое и психосоциальное консультирование . При собственно психологическом консультировании объектом воздействия консультанта выступает непосредственно сам клиент или группа (например, члены семьи при семейном консультировании). Психосоциальное консультирование направлено на клиента и его ближайшую социальную среду и предполагает использование как личностных, так и социальных ресурсов.

Практическая психологическая деятельность психосоциальных работников выражается в использовании в работе с клиентами психотехнологий, методов, приемов, психологических средств, которые помогают диагностировать и разрешать психологические проблемы клиентов. Сами психотехнологии социальной работы разрабатываются на основе ряда общих и частных психологических теорий, некоторые из которых рассматривались выше.
Исходя из предмета, структуры и функций психологии социальной работы (см. 1.2.), весь смысл которой, как отмечалось, состоит в оптимизации социализации, психосоциальной адаптации и, в случае необходимости, психологической реабилитации клиентов, в оказании им психосоциальной помощи в разрешении возникших психологических и психосоциальных проблем, целесообразно весь богатый арсенал современной психологической практики социальной работы подразделить на 3 группы: 1) психотехнологии диагностики; 2) психотехнологии коррекции и реабилитации, использование которых исправляет и улучшает процесс социализации и механизмы адаптации; 3) психотехнологии профилактики возникновения психосоциальных проблем клиентов. В практической работе последние используются также и в реабилитационных целях и поэтому рассматриваются вместе с коррекционными психотехнологиями (например, психологическое консультирование).
Постановка правильного диагноза и установление причин психологических проблем, возникших у клиентов, имеет, как вполне понятно, исключительное значение для последующего процесса коррекции установленных неадекватных состояний клиентов. Поэтому разработке и практическому использованию психодиагностического инструментария в истории развития психологии обращалось огромное внимание. Крупнейшими исследователями в области психодиагностики считаются ее основатели Ф. Гальтон и Дж. Кеттел, а также А. Анастази, А. Бине, Ч. Спирмен, Э. Торндайк, Г. Айзенк, Р. Кеттел, Д. Роттер, Л.Ф. Бурлачук, А.Г. Шмелев и др. Сама психодиагностика, как наука и дисциплина определяется в современной психологии как «область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности».
Психодиагностика, как метод, является основным способом сбора, обработки и анализа данных и реализуется в конкретных диагностических методиках - тестах. Психодиагностические тесты подразделяются по различным основаниям. Так, по предмету диагностики, личности выделяются тесты способностей (в частности, тесты для исследования интеллекта), тесты личности (в т.ч. социально-психологические). Важнейшей формой психодиагностических тестов являются опросники.