Основные темы и идеи лирики некрасова. «Основные темы и идеи лирики Н

Введение В историю русской литературы Николай Алексеевич Некрасов вошел как великий поэт, чье творчество уходит корнями в глубинные пласты народной жизни, как поэт – гражданин, всю свою жизнь, весь огромный талант отдавший служению народу. С полным основанием в конце своей жизни мог сказать: « Я лиру посвятил народу своему» . Некрасов является преемником и продолжателем лучших традиций русской поэзии- ее патриотизма, гражданственности и гуманности.

Цели и задачи реферата: Цель определение основных тем лирики Некрасова. Задачи Проанализировать характер творчества Некрасова. Выделить особенности лирики поэта. Дать анализ наиболее ярких стихов Некрасова.

Некрасов является приемником и продолжателем лучших традиций русской поэзии – её патриотизма, гражданственности и гуманности. Тема о назначении поэзии – одна из основных в лирике Некрасова. Н. Л. Некрасова можно заслуженно назвать поэтом-революционером. Стихотворении «Поэт и гражданин» это драматическое раздумье поэта о соотношении высокой гражданственности с поэтическим искусством. Чувства Поэта изменяются от иронии по отношению к Гражданину, от чувства превосходства над ним к иронии, обиде на самого себя, затем к чувству необратимой потери человеческих и творческих ценностей.

Тема народа традиционно считается некрасовской темой. Ал. Григорьев назвал его «человеком с народным сердцем» . Стихотворение «Тройка» написано в излюбленном для Некрасова жанре песни, ритмико – стилистический строй стихотворения характеризуется особой напевностью, повторами, присущими народной песни. В центре стихотворения образ крестьянской девушки, на которую «заглядеться не диво» . Стихотворение имеет два временных пласта: настоящее и будущее. В настоящем девушка живет в ожидании любви: «знать, забило сердечко тревогу» . Но крестьянки: «будет бить тебя муж -привередник и свекровь в три погибели гнуть» . Конец стихотворения полон грусти («и схоронят в сырую могилу, как пройдешь ты тяжелый свой путь»). Тройка образ – символ, часто проявляющийся в народных песнях (« Вот мчится тройка почтовая»), это всегда образ свободы, воли, символ движения, мечты о счастье.

Особое место в «покаянной лирике» занимает тема нравственного идеала. Народный заступник – страдалец идущий на жертву. Характерен мотив избранности, исключительности великих людей, которые приносятся «звездой падучей» , но без которых «заглохла б нива жизни» . В образе «народных заступников» проявляется их глубокий демократизм, ограниченная связь с народной культурой. Не хуже нас он видит нево зможность Служить добру, не жертвуя собой. Но любит он возвышенней и шире, В его душе нет помыслов мирских.

По-новому Некрасов писал о любви. Поэтизируя взлеты любви, он не обошел вниманием ту «прозу» , которая «в любви неизбежна» . Отношения между любящими стали в лирике Некрасова более сложными: духовная близость сменяется размолвкой и ссорой, герои часто не понимают друга, и это непонимание омрачает их любовь. Мы с тобой бестолковые люди: Что минута, то вспышка готова! Облегченье взволнованной груди, Неразумное, резкое слово.

Природа у Некрасова не существует отдельно от человека, она постоянно связана с его чувствами и переживаниями. С изменением мировоззрения поэта меняется и облик русской природы в его стихах. Заунывный ветер гонит Стаю туч на край небес. Ель надломленная стонет, Глухо шепчет темный лес. Используя такие изобразительные средства, как эпитеты и олицетворения, автор наделяет природу человеческими чувствами и переживаниями. Некрасовские пейзажи согреты авторской любовью к той единственной стране, в которой он может быть поэтом, которая мила и дорога его сердцу.

Тема родины занимает одно из ведущих мест в творчестве Некрасова. В произведениях, посвященных этой теме, поэт затрагивает наиболее острые проблемы своего времени В стихотворении "Железная дорога" автор показывает, что идеи рабского смирения очень сильны в народе, даже тяжелый труд и нищета не могут изменить его мировоззрение: Грабили нас грамотеидесятники, Секло начальство, давила нужда Все претерпели мы, божий ратники, Мирные дети труда! Образ народа в стихотворении трагичен и масштабен. Автор искренним сочувствием рассказывает о тяжелой участи строителей.

Тема судьбы женщины у Некрасова многогранно: это и свободолюбивая лирика, и произведения, посвященные детям, и стихотворения, раскрывающие красоту и величие Родины. Героиня поэмы "Кому на Руси жить хорошо" Матрена Тимофеевна говорит: Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки, Заброшены, потеряны У бога самого. Поэт с болью в сердце говорит о суровой доле женщины-труженицы, женщины- матери, женщиныстрадалицы. Удивительно, но многие стихотворения Некрасова стали народными песнями. Вот стихотворение "Тройка", рассказывающее о молодой красивой крестьянке, которой любуется автор. Сквозь румянец щеки твоей смуглой Пробивается лёгкий пушок, Из-под брови твоей полукруглой Смотрит бойко лукавый глазок.

«Лирическая эпичность» , как феномен лирики. Одним из феноменов поэзии Н. А. Некрасова, является феномен «лирической эпичности» . Этот феномен напрямую проходит через все творчество поэта, зарождаясь еще в раннем сборнике «Мечты и звуки» . Некрасов – идеалист… верующий в божественный и страдальческий образ. . святое воплощение духа народного. Некрасова следует сопоставить его творчество с творчеством других поэтов, являющихся как предшественниками, так и современниками. Некрасов сочетает в своём творчестве отрешённую, роковую интонацию вещания мировых истин унаследованную от Тютчева

Обращаясь к творчеству Некрасова с этих позиций, нам представляется обязательным выделить кардинальное отличие его стихов от данного явления. Стихи Некрасова не являются надуманными, искусственными, чем грешило большинство его предшественников и современников. Его творчество не замыкается на «внешнем» или «внутреннем» аспекте. Его позицию в этом вопросе можно охарактеризовать как «среднюю» . Продолжая отмечать факт особых черт лирики Некрасова, следует назвать использование Некрасовым особой жанровой системы. Лирические произведения Некрасова многообразны, захватывают самые различные стороны жизни.

Некрасова о соотношении прозы и поэзии чрезвычайно важны для понимания его художественного метода. «Синтез» структурных особенностей прозы и поэзии, взаимопроникновение «образа» и «мысли» , -такова задача поэта. Некрасов, «как в поэмах, так и в лирике опирается на художественные принципы современного реалистического романа» , восходящее к пушкинскому «Евгению Онегину» , «Мертвым Душам» Гоголя, «Герою нашего времени» Уже в таких стихотворениях, как «В дороге» или «Чиновник» , Некрасов создавал широкую жизненную картину на основе повествовательного опыта очерковой прозы «натуральной школы» , с острой социальной тенденцией. В творчестве Некрасова отмечается наличие особого субъекта сознания- базирующего на соединении автор-герой.

«Проза любви» в лирике. Для того чтобы представить себе лирического героя, откроем стихотворение «Застенчивость» . В нем запечатлено одно из нелегких душевных состояний, которое переживает чем-либо смущенный или угнетённый человек. Мастерство поэта заключалось в том, что он создал в любовной лирике два характера: лирического героя и лирической героиню Лирическая героиня-личность незаурядная, сильная, наделённая глубоким умом. Она подруга и единомышленница, способная поддержать в трудную минуту. Для того чтобы представить себе лирического героя, откроем стихотворение «Застенчивость» . . Поэт не обвиняет, а оправдывает свою избранницу. Истерзанна, озлоблена борьбой… Страдалица! Стоишь передо мной…

Динамику чувства Н. Некрасова соединяет с диалектикой жизни. Так поэт помогает открыть в изменчивых формах бытия незыблемые ценности. Таким образом, прочитав даже немногие стихотворения, нельзя не согласиться с утверждениями, что Н. Некрасов внес в русскую литературу новые поэтические открытия сокровенных тайн сердца.

Своеобразие гражданской лирики Н. А. Некрасова Многие свои стихотворения поэт посвятил мужественным, сильным духом людям, которые были для него примером при жизни, чьими заветам он остался верен в своем творчестве после их смерти. Это передовые деятели своего времени, вожаки социал-демократического революционного движения: Белинский, Добролюбов, Чернышевский. Для Некрасова характерно выражение простых человеческих чувств, которые вызывают у поэта воспоминания о друзьях –революционерах. Это чувство дружеской нежности, привязанности, заботы, верности, чувство благодарности.

В стихотворении «Памяти Добролюбова» поэт делится с читателями печальными воспоминаниями о друге, чья «наивная и страстная душа» стремилась «к одной высокой цели» . Перед читателем реальный образ человека, который жил, мечтал и боролся, «упорствуя, волнуясь и спеша» , а вовсе не каменный памятник,

Характер творчества Некрасова. Истинный поэт для Н. А. Некрасова не может существовать без тесной связи с событиями общественной жизни. Еще стыдней в годину горя Красу долин, небес и моря И ласку милой воспевать. . . В русской литературной традиции существовал утвердившийся взгляд на поэзию, как на способ выражения чувств, и прозу - как на способ выражения мыслей. Н. А. Некрасов первый посмотрел на эту проблему иначе, сказав, что именно “из гармоничного сочетания этой мысли-прозы с поэзией и выходит настоящая поэзия”.

Особенности лирики Н. А. Некрасова. Еще до Некрасова русская поэзия устами Пушкина и Лермонтова заявила о своем сочувствии крестьянству, о неразрывной связи любви к родине с любовью к русской деревне. В поэзию приходят новые темы, новые герои населяют поэтический мир художникановатора. И они приносят с собою новую речь - подчас грубую, неблагозвучную, с точки зрения сторонников чистого искусства. Лирик Некрасов всегда среди людей, их жизнь, их нужды, их судьба его глубоко волнуют. Сторонники чистого искусства пытались убедить Некрасова в том, что поэзия заключается не в реальности, а в изящности как формы стиха, так и предмета стихотворения.

Заключение Поэзия Некрасова является целой эпохой в развитии русской литературы. Его произведения оказали огромное воздействие на становление всей демократической поэзии. Я считаю, что творческое наследие Некрасова составляет драгоценную страницу истории русской литературы. Его произведения дороги и близки современному читателю

Некрасов - народный поэт не только потому, что он говорил о народе, но потому, что им говорил народ. Отсюда все его особенности: герои, темы, образы, ритмы. Народный поэт. И нет в великой русской литературе писателя, которого бы эти слова определяли столь точно и всеобъемлюще. Лирику поэта отличает обилие героев. Это подчас целая галерея перевоплощений.

Умение Некрасова войти в мир других, многих людей, стать поэтом массы и определило своеобразие его многотемной, многогеройной и многоголосной лирики. Умение проникать в мир других людей определяло и совершенно новое изображение характера простого человека, мужика - такого в лирике до Некрасова не было. Особенно ясно это видно на примере стихотворения «В дороге», где рассказывается о трагической истории крестьянской девушки, воспитанной в барской семье и по прихоти помещика отданной в мужицкую семью, на свою гибель и на горе мужику-крестьянину.

  • Мир народной жизни предстал разложимым, анализируемым, исследуемым в его сути, в его обнаженности. Оказались убранными все опосредствования, отвергнуты привычные эстетические формы приобщения к народу через народное творчество, через песню. Взгляд Некрасова уже стремится проникнуть далее того, что может дать песня. В самом деле, песня может быть столько же средством к изучению народной жизни, сколько и средством остаться в сугубо эстетической сфере. Дело не в том, что в песне не рассказывается о тяжелой жизни. Отвергается песня, даже поющая о несчастье: … Ямшик удалой,
  • Разгони чем-нибудь мою скуку!
  • Песню, что ли, приятель, запой
  • Про рекрутский набор и разлуку.
  • Но песня не состоялась.

Привычной эстетической форме представления народной жизни в поэзии поэт предпочел непривычную - живой рассказ в стихах - и через него дал анализ, который в песне невозможен. Но лирика оставалась и лирикой. Это не очерк и не рассказ. Это лирическое выявление типа народного сознания. Суть стихотворения (и в этом открытие Некрасова) не просто и не только в обличении угнетения и барского произвола, но и в восприятии сложности и противоречивости народного характера как результата этого произвола. Ужас охватывает, может быть, не столько от рассказанной истории, сколько от этой непосредственности, от этой наивности:

  • А слышь, бить - так почти не бивал,
  • Разве только под пьяную руку…

Своеобразный лиризм стихотворения обусловлен и этой безыскусностью, этой цельностью взгляда на мир. Но она возможна в произведении лишь как следствие утраты, правда временной, самим поэтом цельного восприятия народной жизни… Само страдание в некрасовском стихотворении представлено в необычной сложности, оно почувствовано вдвойне или даже втройне: оно и от горя мужика, которого сокрушила «злодейка-жена», и от горя несчастной Груши, и от общего горя народной жизни.

  • Ну, довольно, ямщик!
  • Разогнал Ты мою неотвязную скуку!..

без этого конца, без этих двух строчек не было бы подлинно некрасовского произведения. Появилось лирическое я самого поэта, и это очень важно. Лишь в 1856 году после семнадцати лет напряженной и плодотворной работы вышла вторая, а по существу первая, книга стихотворений Некрасова. Все современники пишут об успехе, невиданном «со времен Пушкина». Сборник готовился в пору для поэта очень тяжелую. «Последние элегии» - так прощально озаглавил он ряд стихотворений. Тяжелая болезнь заставила думать о близком конце.

Поэтому первый сборник в глазах Некрасова приобрел и характер поэтического завещания. Этим, в частности, объясняется тщательная продуманность композиции сборника, явившего собой книгу с четким планом, с внутренним соотношением разделов, ее составляющих. Характер книги как целого определялся вступлением, роль которого сыграло знаменитое стихотворение «Поэт и гражданин».

Н. Некрасов творил в 40-70-е годы XIX века, ставшие сложными для истории России. Это было время активного общественного подъема, вызванного длительным периодом реакции и разочарованием после принятия долгожданного Манифеста, отменяющего крепостное право. Социально-политическая обстановка в обществе определила основные темы произведений Некрасова Н. А. - демократически настроенного борца за свободу народа.

«Я призван был воспеть твои страдания…»

Эта фраза самого поэта в полной мере отражает основную направленность его стихотворений и поэм. Тяжелая доля русского народа и, в частности, женщины-крестьянки («Тройка», «В дороге»), беззаконие и произвол, царящие в помещичьей России («Размышления у парадного подъезда»), судьба интеллигенции, вставшей на нелегкий путь борьбы («Памяти Добролюбова»), подвиг декабристов и их жен («Дедушка», «Русские женщины»), назначение поэта и поэзии («Муза», «Поэт и гражданин») - это главные темы, которые охватывают произведения Некрасова. Есть у него и замечательные строки о любви («Мы с тобой бестолковые люди…», «Признание»), о красоте и величии русской природы («Весна», «Горы»). Несколько стихотворений, среди которых «Генерал Топтыгин» и «Дедушка Мазай и зайцы», написаны специально для детей. Вершиной творчества, несомненно, стала поэма «Кому на Руси жить хорошо», представляющая собой обширную панораму жизни простого люда.

Истоки лирики поэта

Возможно, произведения Некрасова не были бы столь правдивы и выразительны, если бы в их основе не лежали собственные наблюдения и переживания автора. Впервые он стал свидетелем жестокости по отношению к другому человеку еще в детстве. Его деспотичный отец не раз набрасывался с кулаками не только на крепостных, но и на жену, что уже тогда вызвало в душе мальчика протест против угнетения женщины. Позже он выразит свои детские впечатления и безграничную любовь к Елене Андреевне, обреченной на бесконечные страдания, в стихотворениях «Мать», «Рыцарь на час», «Баюшки-баю» и др.

Видел маленький Николай человеческие муки и на берегу великой русской реки, где однажды увидел бредущих бурлаков («На Волге»). И на широкой дороге, проходившей рядом с Грешневым, по ней постоянно двигались люди в поисках работы, иногда проводили и каторжан. Так постепенно формировались самосознание и направленность практически каждого произведения Некрасова.

Была в детстве поэта и светлая сторона. Многие великолепные картины воссозданные в поэтических строках, также стали результатом жизни и наблюдений в имении отца.

Немало горя хлебнул Николай Алексеевич, начиная самостоятельную жизнь в Петербурге. Лишенный поддержки из дома, он в полной мере испытал нищету и голод. Но жизненные невзгоды лишь закалили целеустремленного юношу и помогли добиться признания.

Лучшие произведения Некрасова

Дебютом начинающего поэта стало стихотворение «В дороге», принесшее ему восторженную похвалу В. Белинского. Затем около десяти лет Николай Алексеевич печатался на страницах журналов, включая «Современник», изданием которого он занимался. И только в 1856 году вышел сборник «Стихотворения Н. А. Некрасова». Он вызвал всеобщее признание у прогрессивно настроенной части общества и принес автору настоящую славу. «Поэт и гражданин» (открывал книгу), «Школьник», «Несжатая полоса», «К временщику», «Колыбельная песня», поэма «Саша» - это лишь малая часть нарисованной поэтом картины об истинном положении русского крестьянства.

Если говорить о творчестве 60-70-х годов, то и здесь каждое произведение Некрасова - «Железная дорога», «Влас», «Крестьянские дети», «Орина, мать солдатская», «Элегия», поэмы о декабристах, «Мороз-Красный нос», «Коробейники» и др. - не только рассказывает о нелегкой судьбе народа, его надеждах и разочарованиях, но и показывает его могущество, красоту, скрытую силу. Свежая струя чувствуется в детской и пейзажной лирике (например, «Зеленый шум»).

«Кому на Руси жить хорошо»

Поэма-эпопея - так определяют жанр этого произведения Некрасова, написанного уже в пореформенный период. Благодаря и пространстве, встречам героев с представителями разных сословий, введению фольклорных элементов перед читателем проходит целая эпоха из жизни русского народа. Здесь показаны характеры сильные и волевые, достойные уважения. Но, пытаясь ответить на вынесенный в название вопрос, автор постепенно подводит читателя к образу молодого борца за всеобщие интересы, способного вдохновить и поднять массы.

Так в общих чертах можно охарактеризовать творчество Н. А. Некрасова - создателя большого количества произведений, вошедших в список лучших классических стихотворений и поэм.

До читателей, создать целостную картину мира в поэзии. Этот гениальный человек соединил в своем творчестве много аспектов, которые до него считались несочетаемыми и относились к совершенно разным литературным жанрам.

Об авторе

Николай Алексеевич появился на свет 28 ноября (10 декабря) 1821 года в небольшом городе Немиров Подольской губернии, в Российской империи, в дворянской, некогда богатой семье. Помимо его стихов, Некрасов стал известен и благодаря занятой им твердой позиции революционера с демократическими настроениями.

Поэт вошел в список классиков русской литературы. Долгое время он выпускал журнал под названием «Современник», а чуть позже - «Отечественные записки». Лирика Н.А. Некрасова основана на теме народа, его обездоленности. Писатель часто пользовался простонародными выражениями. Именно благодаря Николаю Алексеевичу в официальной грамматике появились некоторые обороты. Некрасов был известен своими сатирическими произведениями, поэмами, памфлетами.

Сам он был дворянином. Его семья была не такой богатой, как их знатные предки, но и нужды они не испытывали. Отец служил поручиком в армии.

Вся жизнь поэта вошла в основные темы лирики Некрасова.

Родина в творчестве поэта

Для него на первом месте всегда был простой народ. Соответственно, именно эта линия стала основополагающей в его поэзии.

Основные темы лирики Некрасова достаточно разнообразны и проницательны. Он не просто поверхностно затрагивал волнующие темы, но и погружался в них полностью. Казалось, что поэт переносит себя благодаря своему творчеству в жизнь крестьян, испытывает те же чувства.

Возможно, что именно поэтому и сейчас популярна и актуальна лирика Некрасова. Стихи его были крайне остросоциальными, он давал подлинные описания таким проблемам, как нищета, рабство.

Некрасов не раз признавался в своей любви к простым людям. Он также ожидал вместе с ними, что когда-нибудь появится герой, который сможет спасти всех страждущих и отомстить за их невзгоды.

Любовь к своей Родине у него всегда стояла на первом месте, и не важно, что происходило в то время в его жизни.

Несчастные крестьяне

Судить о том, насколько Николай Алексеевич был поклонником простых людей России, как тяжело переживал за их участь, можно уже по тому факту, что в одном из его произведений бессмертная Муза являлась к нему в крестьянском облике.

В этом произведении девушку жестоко избивали ее хозяева, а Некрасов увидел эту картину.

Глубокие познания психологии и природы человека помогали поэту в произведениях рисовать поразительно яркие и правдоподобные образы. Однако он чаще всего старался передать крестьянский. Он не только любил людей, которые проживали в его стране, но еще и ненавидел тех, кто делал жизнь других нестерпимой.

Некрасов всегда оставался готовым к тому, чтобы подняться на борьбу с угнетателями. Он ждал начала таких действий, не задумываясь, положил свою жизнь на то, чтобы открыть всему миру глаза на несправедливость.

Некрасов объяснил свою позицию в стихотворении «Рыцарь на час». Там он высказал идею о том, что настоящая борьба за права людей - это великое дело всех, кто любит.

Поэт не боялся рассказывать о реальном положении вещей. Он сострадал всем, кого угнетают.

Вдохновение

Что вдохновляло Некрасова? Широкие просторы страны, ее зеленые дали, белые зимы, леса, поля, реки, озера и горы. Несмотря на то что поэт описывал крестьян с состраданием, для него всегда народ представлялся в мужественном прекрасном облике сильных и ничем не сломленных людей. Его произведение под названием «Тишина» можно воспринимать как признание в любви своей родине. Поэт говорит, что любит только ее, другая ему не нужна. Некрасов желал увидеть еще при своей жизни свободных крестьян, с которых сняли все цепи угнетения. Он сетовал на то, что может не застать того момента, когда крестьян сделают свободными и счастливыми.

Поэт представлял, что будет в тот момент, когда люди станут еще сильнее. Страна начнет процветать.

Женские мотивы лирики Некрасова

Народный поэт черпал свое вдохновение и в простых девичьих образах. Ему нравилось превращать ничем не примечательную на первый взгляд девушку в персонажа, который навсегда останется в сердцах читателей. Этот вид лирики Некрасова - один из главных в произведениях поэта.

Основной действующей героиней является крестьянка, которая способна на самые различные подвиги. Она предана своей Родине. Также женщина может быть любящей матерью.

Зажиточный класс избивает и унижает простую крестьянку, а она все молча терпит. Героиня работает не покладая рук.

Образ простой русской красавицы с высокими моральными качествами можно найти в большинстве стихов Некрасова.

Поэт хотел научить своих читателей тому, что важно не только то, что бросается в глаза, что снаружи, но и внутренний мир человека. Он сам восхищался такими качествами, как трудолюбие, гордость, самоотверженность.

В стихотворении о женщинах из русских селений Некрасов сравнивает крестьянок с настоящими царицами.

Светлый образ матери

Поэт рос в семье, где постоянно видел страдания самого близкого человека. Отец его играл в карты, был достаточно вульгарным. А мать представляла собой интеллигентную женщину, которая влюбилась в малограмотного молодого человека. Она вышла замуж без согласия на то родителей и всю жизнь прожила несчастной.

Некрасов сильно внутренне переживал за мать и всю сложившуюся в семье ситуацию. О доли своей матери он позже написал в таких произведениях, как «Рыцарь на час», «Мать», «Последние песни». Эта женщина вдохновляла его. Она была прообразом для самых любимых героинь, сильных и стойких духом, способных выживать в нелегких условиях.

Мать всегда оставалась положительным персонажем в любых поэмах. Помимо нее, в некоторых поэмах есть и такие герои, как сестра героя, а также отец. Но в то время, как первая - это его друг, помощник, страдающая от жестокого родителя, то последний описывается в роли настоящего деспота.

Любовная лирика

Такой стиль написания стихов предполагает наличие чувств. Если древние греки называли лирикой песни и баллады, которые повествуют о любви, то и во времена поэта ничего не менялось.

Темы лирики Некрасова стали еще более интимными. На написание новых произведений его вдохновляла именно любовь.

Однако поэт привносил в нее несколько другие оттенки. Если у всех остальных любовная лирика возвышенная и очень вдохновляющая, то у Некрасова совсем наоборот. Его влюбленные становятся бестолковыми, ироничными и почти оторванными от реальности.

Личная жизнь

Многие идеи для своих почерпнул из личных переживаний и проблем, они определенно наложили отпечаток на его лирику. Он одновременно любил трех разных женщин. Две из них были абсолютно недоступны для поэта.

Вполне возможно, что, называя своих персонажей мятежными или оторванными от реальности, он подсознательно стремился получить такую же жизнь, пережить те же эмоции.

Гражданская лирика Некрасова

Несмотря на то что любовная лирика у поэта сквозит почти в каждом стихотворении, она принимает самые разнообразные формы: страдания по Отчизне, переживания, страхи и надежды. Некрасов остро чувствовал всю несправедливость мира тех времен.

Он сам исполнял свой долг перед страной и призывал других руководствоваться собственной головой и сердцем, не забывая отдавать себя на благо Родины. Одна из самых часто цитируемых фраз Николая Алексеевича говорит о том, что даже если человек никогда не будет поэтом, он всегда останется гражданином.

Пример такой лирики Некрасова найти несложно. Но самый показательный - это «Поэт и гражданин». В нем создатель высказывает все свои мысли о том, каким должен быть идеальный житель России. Некрасов говорит о нравственности поступков, которые позже будут влиять на будущее поколение.

Основной линией этой поэмы является идея долга каждого, который заключается в участии. Гражданская лирика Некрасова намекает на то, что любой, кто видит чужие страдания, не должен просто проходить мимо них. Он обязан помочь как-то, защитить угнетаемый народ.

Некрасов ориентировался для себя на следующих личностей:

  • Шевченко;
  • Добролюбова;
  • Белинского.

Их собственные очерки и работы были такими же социально острыми, как и лирика Некрасова. Стихи, посвященные этим великим гениям, говорят о том неоценимом вкладе, который они внесли в такой вид искусства, как литература.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Основные темы и идеи лирики Н.А.Некрасова «Некрасов-целое поэтическое г осударство, живущее по своим законам» Р.Гамзатов

Н.А.Некрасов -продолжатель традиций своих великих предшественников-Пушкина и Лермонтова, Некрасов в то же время открыл новую страницу в истории нашей поэзии. Его поэтические произведения вызывали бурные споры: его стихи считали приближенными к прозе, диссертациями на заданные темы, но, тем не менее, Некрасов сразу же нашел своего читателя.

Новаторство Н.А.Некрасова Некрасовская поэзия открыла читателям духовный мир русского крестьянина,его нужды и стремления; В своих стихах Некрасов говорит о повседневных непоэтических явлениях: о грязной петербургской улице, о крестьянине, который под пьяную руку бивал жен, о труде бурлаков и т.д;

Новаторство Н.А.Некрасова Новые герои вносят в стихи и новую речь-подчас «грубую», «неблагозвучную», с точки зрения сторонников «чистого искусства»; Интонации живой речи влияют и на характер стиха, его ритмику, поэтому Некрасов широко использует трехсложные рифмы, передающие оттенки живого голоса;

Новаторство Н.А.Некрасова Для лирики Некрасова характерен полифонизм: голоса автора и героев сливаются в один; Поэзия всегда социальна: отражает вопросы общества, устройства человеческих отношений. Проникнута гражданственностью.

Основные темы лирики Тема поэта и поэзии; Тема родины и народа; Тема идеала общественного деятеля; Сатиристическая тема; Любовная тема.

Тема поэта и поэзии «Поэт и гражданин» (1856) О чем спорят герои стихотворения? Кто победил в этом споре? Какой можно сделать вывод? Текст

Тема поэта и поэзии «Муза» (1852) Кто такая Муза? Как изображает поэт Музу? Какой можно сделать вывод? Текст

Тема поэта и поэзии «Элегия» (1874) Что такое элегия? Почему Некрасов выбрал жанр элегии? О чем говорится в 1 строфе? О чем говорится во 2 строфе? Чем объяснимо наличие риторических вопросов в 3 строфе? Какой смысл этих вопросов? О чем говорится в 4 строфе? Каким представлен народ в элегии? Что можно сказать об авторе элегии после прочтения? Текст

Тема родины и народа Н.А.Некрасов впервые в русскую поэзию ввел образ русского народа: Женщина-крестьянка; Бурлак; Крестьяне-просители; Строители железной дороги.

Тема родины и народа «Размышления у парадного подъезда » (1858) Какие композиционные особенности можно выделить? Какой вывод необходимо сделать? Текст

Тема родины и народа «Забытая деревня» (1856) О чем это стихотворение? Какие картины встают перед глазами, читая стихотворение? Можно ли назвать это стихотворение лирическим? Только ли мотив сожаления автора о жизни крестьян и судьбе деревни мы видим в стихотворении? Текст

Идеал общественного деятеля Идеал появляется в творчестве Некрасова, пронизанный беспредельной любовью к родине, способный отдать во имя нее жизнь. Пример высокой честности, душевного благородства, самоотверженного служения родине мы видим в стихотворении «Память Добролюбова» (1864)

Идеал общественного деятеля В поэтических раздумьях поэта о друзьях народа запечатлены черты положительных героев, лучших людей времени и неповторимые индивидуальные портреты Добролюбова и Белинского. В творчестве Некрасова тема «Белинский» была не только глубоко личной, но и общественно важной. В 1853 г., когда имя Белинского находилось под запретом цензуры, поэт публикует стихотворение «Памяти приятеля», поэмы « В.Г.Белинский », «Несчастные».

Некрасов-сатирик В русскую поэзию Некрасов вошел не только как поэт-гражданин, патриот, народный певец, но и как сатирик. Ирония-сильное оружие некрасовской поэзии.

Некрасов-сатирик «Колыбельная» (1845) Каков тон стихотворения? Каково отношение поэта к своему герою? Текст

Некрасов-сатирик «Нравственный человек» (1847) Каков герой этого стихотворения? Что говорит автор о нравственности? Текст

Любовная лирика Любовная лирика Некрасова очень сильно отличается от «поэзии сердца» других авторов. В ней нет ничего романтического, но именно « заземлённость » придавала его стихам особый драматизм, в них отчётливо проступала проза жизни. У него есть цикл стихов, посвященный любимой – « панаевский » цикл, в котором поэт запечатлел историю своей сложной, радостной и мучительной любви. И даже после расставания он отмечал, что в лучшие времена их объединяла общность взглядов и взаимопонимание.

Современники об Авдотье Яковлевне Панаевой: «Сколько в ней хорошего. В ней много ума и доброты истинной». (Т.Грановский) «Не только безукоризненно красивая, но и привлекательная брюнетка ». (А.Фет) « Я был влюблен не на шутку, теперь проходит, а не знаю еще… Она умна и хорошенькая, вдобавок любезна и пряма донельзя». (Ф.Достоевский)

Авдотья Яковлевна Панаева родилась в Петербурге 31 июля 1820 года. Родители ее служили актерами на Императорской сцене: отец – А. Г. Брянский – выступал в трагических ролях, мать играла различные роли в драме, комедии и оперетте. В доме царила далеко не идеальная атмосфера, которую создавали деспотичная картежница мать и заядлый игрок на бильярде, жестокий, взбалмошный отец. «Меня никто не ласкал, – вспоминала Авдотья Яковлевна, – а потому я была очень чувствительна к ласкам». Но, судя по всему, характер все-таки унаследовала маменькин – властный и решительный. Жизнь в родительском доме казалась девушке мукой, и потому, не достигнув и девятнадцати лет, она вышла замуж за литератора Ивана Панаева.

Происходил он из богатой и славной культурными традициями дворянской семьи (по отцу он внучатый племянник Г. Р. Державина; его дядя был крупным государственным чиновником и известным поэтом-идилликом). Рано лишившись отца, тоже не чуждого литературному творчеству, Панаев рос в доме бабушки. Мать воспитанием сына практически не занималась, предпочитая жить в свое удовольствие – широко и не считая денег. Эта страсть к беззаботной, роскошной жизни передалась затем и ее сыну. Служба тяготила Ивана Панаева, он любил свободу и умудрялся успешно совмещать светские развлечения и занятия литературой. Широкий круг знакомств во всех слоях петербургского общества, поразительный журналистский нюх и « вездесущье » обеспечили его повестям и рассказам неизменный успех, подчас с привкусом скандала. Имя его в 1840-50-х годах было у всех на устах.

Притчей во языцех стала и романтическая история его женитьбы. В 1893 году, в год кончины Авдотьи Яковлевны, двоюродный брат писателя В. А. Панаев свидетельствовал в «Русской старине»: «Мать Ивана Ивановича не хотела и слышать о женитьбе сына на дочери актера. Два с половиной года Иван Иванович разными путями и всевозможными способами добывал согласие матери, но безуспешно; наконец, он решился обвенчаться тихонько, без согласия матери, и, обвенчавшись, прямо из церкви, сел в экипаж, покатил с молодою женой в Казань… Мать, узнавши, разумеется, в тот же день о случившемся, послала Ивану Ивановичу в Казань письмо с проклятием».

«Родня, – пишет литературовед В. Туниманов, – злорадствовала по поводу мезальянса и высокомерно приняла плебейку. Однако мать Панаева злопамятностью не отличалась, вскоре смирилась, и невестке пришлось исполнять обязанности молодой хозяйки дома, напоминавшего, скорее, светско -аристократический салон (в доме Панаевых привыкли жить безалаберно, роскошно, по-барски). Для нее романтика очень скоро обернулась ошеломившей на первых порах, а потом ожесточившей прозой жизни. К тому же Иван Иванович весьма своеобразно понимал супружеский долг, совершенно не собираясь отказываться от давно ставших нормой светско -богемных привычек. Надо сказать, что он явно не оценил сильного, гордого характера Авдотьи Яковлевны, созданной царствовать, повелевать, а не исполнять роль робкой и изящной куклы в салоне светского литератора».

Стоило ли удивляться, что в полку ее почитателей прибыло, едва в салоне Панаевых появился молодой поэт Николай Некрасов. .. Авдотья Яковлевна произвела большое впечатление на начинающего и еще никому не известного поэта (он был всего на год моложе очаровавшей его хозяйки). Юноша долго и упорно добивался ее любви, но она отвергала его, не решаясь оставить мужа. Панаев же, неравнодушный к светским удовольствиям, постепенно вернулся к прежним холостяцким привычкам и проводил время в кутежах и амурных развлечениях, а молодая жена была предоставлена самой себе. Легкомысленное поведение Ивана Ивановича отразилось и на материальном положении семьи. Постоянное отсутствие денег и долги, которые он делал, угнетали и раздражали Авдотью Яковлевну.

А Некрасова не покидала надежда покорить сердце этой «необыкновенной женщины». «Он был страстный человек и барин», – так спустя годы скажет о нем Александр Блок. Как и десятки предшественников, он с ходу ринулся в атаку, но мадам Панаева осадила не в меру ретивого кавалера. Однако закаленный борьбой за место под солнцем, Некрасов не собирался сдаваться. Он говорил ей о любви, она сердилась и не верила, он толковал ей о чувствах, она смеялась и не принимала всерьез... И чем упорнее отталкивала, тем вернее притягивала. Однажды рыцарь катал свою даму по Неве на лодке и завел «в который раз о главном сказ», она снова презрительно фыркнула. Несчастному влюбленному ничего не оставалось, как прибегнуть к шантажу. Поставил мучительницу в известность, что не умеет плавать, да и прыгнул в Неву. Дескать, если не будете моею, то к чему жизнь без вас...

Испуганная Авдотья Яковлевна подняла крик, горе-прыгуна вытащили на свет божий, а он опять за свое: «Или моя, или повторю выходку. Да на этот раз удачно, чтобы сразу камнем на дно...» Она не распахнула объятий, но холод недоверия сменился теплом симпатии... Летом 1846 года Некрасову выпал счастливый случай оценить, как упоительны в России вечера. Ах, что за славное было время! Авдотья Яковлевна, ее законный супруг Иван Иванович и, собственно, поэт провели дивные месяцы в Казанской губернии. Там-то и произошло то, о чем счастливая Панаева оставила строки: «Счастливый день! Его я отличаю В семье обыкновенных дней С него я жизнь свою считаю И праздную в душе своей!»

Будущий классик не остался в долгу: Как долго ты была сурова, Как ты хотела верить мне, И как и верила, и колебалась снова, И как поверила вполне! –писал Некрасов о перипетиях своих взаимоотношений с Авдотьей Яковлевной. Он стал все чаще и чаще бывать в доме Панаевых. С осени 1845 года заглядывал сюда чуть ли не каждый день, а через год поселился с ними в одной квартире. Занятый своими бесконечными романтическими похождениями, глава дома и на личную жизнь своей супруги смотрел сквозь пальцы. Авдотья Яковлевна стала гражданской женой Некрасова – в те времена получить разрешение на развод было почти невозможно. Толки и сплетни по поводу их «неприличных» отношений не прекращались еще очень долго. Ну, а после того, как эти двое вполне оправдали взаимное доверие, невыносимо (да и нелепо) было расставаться. А тут еще совместная работа по возрождению журнала «Современник»!

« Панаевский цикл» “ Панаевский цикл” - пример того, как личное, интимное в лирике становится общечеловеческим. В нём мы почти не найдём социальных мотивов, присущих всей лирике Некрасова. Можно сказать, что стихотворения цикла намеренно асоциальны, лишены каких-то конкретных деталей и намёков. На первом плане здесь психологическая мотивировка, изображение чувств и переживаний героев, как и у Тютчева, “поединок роковой”. Что можно сказать об этих двоих? Он человек рефлектирующий, склонный к мнительности, подозрениям, унынию, озлоблению. Впрочем, о нём мало что известно. В центре “ панаевского цикла” - она. И именно в создании характера героини проявилось новаторство Некрасова. Это характер совсем новый, и кроме того, он “дан в развитии, в разных, неожиданных даже, его проявлениях, самоотверженный и жестокий, любящий и ревнивый, страдающий и заставляющий страдать”

Мотивы лирики « панаевского цикла» Мотив - устойчивый, повторяющийся элемент сюжета, характерный для нескольких произведений. В « панаевском цикле» можно выделить следующие мотивы: мотивы ссоры («Если, мучимый страстью мятежной...», «Мы с тобой бестолковые люди...»); расставания, разлуки («Так это шутка? Милая моя...», «Прощание») или их предчувствия («Я не люблю иронии твоей...»); воспоминания («Да, наша жизнь текла мятежно...», «Давно - отвергнутый тобою...»); писем («Сожжённые письма») и др. “ Панаевским ” стихам присуща некоторая парность (ср., например, «Тяжёлый год - сломил меня недуг...» и «Тяжёлый крест достался мне на долю...», «Прости» и «Прощание»).

« Панаевский цикл» В чём своеобразие интимной лирики Некрасова? Привычно ли для вас описание чувств к любимой? Какой образ любимой женщины создает Некрасов в стихах, посвященных Панаевой? Какие мотивы ведущие? "Я не люблю иронии твоей" "Поражена потерей невозвратной" "Прости!"

« Панаевский цикл» Произведения Некрасова о любви отличаются искренностью. Видно, что они возникли под влиянием непосредственного чувства, являются результатом страстного лирического движения. Любовная лирика Некрасова показывает, что он мог быть «чистым лириком», свободным от тенденциозности и надуманности. Порой чувства Некрасова отличаются возвышенностью и поэтической грацией: Так это шутка? Милая моя, Как боязлив, как недогадлив я! Я плакал над твоим рассчитано-суровым, Коротким и сухим письмом: Ни лаской дружеской, ни откровенным словом Ты сердца не порадовала в нем... Оказалось, что опасения поэта были напрасны - любимая женщина по-прежнему его любила: Всему конец! Своим единым словом Душе моей ты возвратила вновь И прежний мир, и прежнюю любовь, И сердце шлет тебе благословенья, Как вестнице нежданного спасенья...

« Панаевский цикл» В заключение ещё раз вернёмся к вопросу о новаторстве любовной лирики Некрасова. Оно состоит не только в новизне содержания (“прозы жизни”), но и в том, что для изображения “непоэтических” явлений поэт находит соответствующую художественную форму: разговорную речь, прозаизмы.