Чайлдфри статья. Что такое чайлдфри

Текст: Елизавета Любавина
ИЛЛЮСТРАЦИИ: Даша Чертанова

О феномене чайлдфри - то есть сознательном нежелании заводить детей - активно заговорили в 70-е годы в Европе. В России же пик популярности чайлдфри-сообществ пришёлся уже на нулевые. Правда, в подобной позиции многие до сих пор видят не свободный выбор, а уклонение от «долга» перед обществом, хотя далеко не все готовы и хотят становиться родителями. Разбираемся, как возникла идеология чайлдфри и почему люди осознанно отказываются заводить детей.

Как появились чайлдфри

Концепция чайлдфри появилась в Европе, где в брак традиционно вступали позже: считалось, что прежде нужно позаботиться о своём материальном положении. Говоря о том, как люди в разных странах вступают в брак, учёные пользуются линией Хаджнала - воображаемой чертой, проходящей по Европе (от Финляндии через Санкт-Петербург до города Триест в Италии). Наиболее высокий процент чайлдфри встречается в западных странах. К востоку же от этой линии общества всегда были более традиционными, но сейчас и там ситуация меняется - чайлдфри появляются даже в Арабских Эмиратах. А вот в африканских странах южнее Сахары рождение ребёнка по-прежнему считается обязательным.

Возможность осознанно выбрать бездетность появилась во многом благодаря сексуальной революции и надёжной контрацепции. Но всё же говорить, что чайлдфри возникли только после шестидесятых, не совсем верно. Исследователи полагают , что исключения встречались и раньше: правда, те, кто хотел отказаться от детей, были вынуждены отказываться и от секса - например, девушки могли стричься в монахини или не выходить замуж в принципе, оставаясь «старыми девами». Иные и вовсе шли на жестокие меры, вплоть до детоубийства.

Развитие контрацепции помогло развести сексуальность и деторождение. Материнство стало правом, а не обязанностью, женщины получили возможность самостоятельно распоряжаться своим телом, а давление извне начало ослабевать. В шестидесятых годах, благодаря большей свободе, возник и новый тип семьи. В послевоенные годы семьи строились вокруг детей: ради них родители были готовы сохранять брак или отказываться от карьеры. Но в следующем десятилетии фокус сместился на взрослых и их потребности: люди получили большую свободу выбора, начали тратить силы исключительно на свои интересы или совмещать их с воспитанием детей.

Часть из тех, кто в двадцать лет хотели завести ребёнка, изменили своё решение. Тем не менее многие женщины признаются, что не пожалели о своём решении не рожать

Во многом идеи чайлдфри были тесно связаны и с феминизмом. Рождение ребёнка всегда считалось не просто долгом, но ещё и «естественным» желанием любой женщины, а материнский инстинкт - «встроенным» в каждую по умолчанию. Феминизм второй волны не обошёл этот вопрос стороной: тяжёлое положение женщины связывали со способностью к деторождению - она оказывалась заложницей физиологии. Например, придерживавшаяся радикальных взглядов Суламифь Файерстоун считала , что деторождение должно стать основой феминистской революции - женщины должны были захватить контроль над воспроизводством.

Популярность чайлдфри привлекла внимание социологов: в 1980 году Джин Виверс опубликовала книгу «Бездетные по собственному выбору». Она выделяла два типа людей с такими взглядами: так называемых реджекторов и аффексьонадо. Первые испытывают отвращение ко всему, что связано с маленькими детьми: беременности, родам и лактации. Вторые настолько очарованы своим бездетным образом жизни, что не хотят от него отказываться; при этом они могут положительно относиться к чужим детям.

Если одни чайлдфри никогда не сомневались, что у них нет «родительского гена », другие не всегда настолько уверены в своём выборе. В 2000-х годах на первый план выходят новые типы людей, отказывающихся от деторождения, - исследователи Дилан Нил и Хизер Джоши назвали их «волнообразные отказники» и «постоянные откладыватели». Их позиция по поводу детей может меняться со временем. Первые хотят завести ребёнка, затем меняют свои планы, а потом снова возвращаются к мыслям о детях, не переставая при этом использовать надёжную контрацепцию, - в итоге появление потомства так и остаётся на уровне нереализованного проекта. Вторых же сложно назвать уверенными в своём решении не рожать: они готовы к детям, просто не сейчас. В итоге это «не сейчас» становится постоянным: со временем люди настолько привыкают к своему образу жизни, что уже не могут вписать в него детей, или не могут завести их по состоянию здоровья.

Со временем позиция любого человека может меняться, и чайлдфри - не исключение. В Австралии провели долгосрочное исследование: респондентов дважды спрашивали о желании завести ребёнка: сначала в двадцать лет, затем в тридцать. За это время позиции опрошенных успели измениться: те, кто раньше считали себя чайлдфри, задумались о детях. Часть из тех, кто в двадцать лет хотели завести ребёнка, изменили своё решение. Тем не менее многие женщины признаются , что не пожалели о своём решении не рожать.

Как и почему становятся чайлдфри

Статистика бюро переписи населения США показала, что женщин без детей становится всё больше. В 2014 году этот показатель достиг рекордного уровня: 47,6 % женщин в возрасте от 15 до 44 лет сказали , что у них никогда не было детей. Правда, этот опрос не учитывает важный фактор - само желание стать родителем: сюда попадают и те, кто хотел бы детей, но лишён этой возможности. Сейчас об осознанном нежелании продолжать семью говорят всё больше. О бездетном образе жизни рассказывают многие знаменитости - от Челси Хэндлер до Опры Уинфри и Долли Партон. Писательница Сезин Кёлер в колонке для The Huffington Post сказала , что ей «не нужно выталкивать ребёнка из вагины, чтобы стать настоящей женщиной». Традиционно между женственностью и материнством ставился знак равенства, но сейчас женщины всё чаще сомневаются в необходимости деторождения - при этом мужчины-партнёры не всегда разделяют их взгляды. Во многом это связано с нагрузкой, которая при рождении ребёнка до сих пор ложится только на мать, и тем, что женщины боятся потерять карьеру.

Причины, по которым люди отказываются от детей, могут быть разными . Первыми чайлдфри часто становились люди с высоким уровнем дохода и образования, в основном атеисты - но сейчас к такому решению могут прийти люди с другими убеждениями. По словам социолога Ольги Исуповой, причины не заводить детей у мужчин и женщин различаются: тогда как у большинства женщин-чайлдфри высокий уровень образования и дохода, мужчины, наоборот, зарабатывают меньше. Выбирая бездетность, женщины подумают скорее о времени, необходимом для ухода за ребёнком, а мужчины - о деньгах. Женщины-чайлдфри предпочитают сосредоточиться на карьере и не уверены, что смогут совместить её с ребёнком - решение мужчины завести детей тесно связано с тем, сможет ли он их обеспечить: не все мужчины готовы зарабатывать больше ради ребёнка и при этом меньше тратить на себя.

Чайлдфри называют и другие причины: от простого отсутствия желания до несовершенства мира, в котором детям будет нелегко. Некоторые женщины открыто говорят, что их пугает беременность и то, что будет происходить с их телом после родов. Многие чайлдфри всерьёз обеспокоены социальными проблемами, которые могут затронуть и их детей.

Позицию чайлдфри часто считают инфантильной или эгоистичной, но сами они так не считают. Многие упирают на то, что уход за ребёнком требует огромной ответственности и вложений - и материальных, и эмоциональных - и нельзя заводить детей, как следует не обдумав вопрос. Психолог Катерина Поливанова отмечает , что сейчас наступила эпоха интеллектуального выбора: если раньше воспитание детей было более интуитивным, а родители беспокоились прежде всего о физическом комфорте детей, сейчас модели воспитания усложняются, а родителей больше волнует психологическое состояние и материальное благополучие ребёнка.

ЖЖ породил ещё одно понятие - чайлдхейт: так называют тех, кто ненавидит детей. Таких людей раздражает всё, что связано с маленькими детьми: слёзы, шумное поведение, грудное вскармливание и сам уход за ребёнком

Актриса Соня осознанно подходит к своему решению: «В отличие от многих коллег, я не считаю, что после родов будет трудно, а то и вовсе невозможно вернуться в профессию. И всё же для меня рождение ребёнка стало бы шагом назад: моя мечта - это интересные роли, а не дети. Но несмотря на то, что я прекрасно нахожу общий язык с детьми, своих я не хочу. Они требуют колоссальной отдачи энергии, ребёнок - это не то, что можно вернуть, подарить или поменять, он останется с тобой навсегда. К сожалению, многие родители и те, кто хочет ими стать, забывают об этом. Такая позиция мне видится менее зрелой, чем выбор чайлдфри: зачем мучить себя и ребёнка, если я чувствую, что он будет меня ограничивать?»

Чайлдфри исходят из того, что не нужно рожать ребёнка из-за социального давления : «на радость маме», которая мечтает понянчить внуков, ради спасения брака или «потому что потом будет поздно». «Дети должны появляться только в семьях, которые могут им что-то дать: от материальных благ и собственной комнаты до образования и заботы. Я просто не готова дать их ребёнку, - говорит Соня. - Я не хочу рожать „для себя“ - во-первых, я не считаю, что смысл жизни в детях. Во-вторых, я считаю, что ребёнку нужна полная семья, независимо от пола партнёров - а не ситуация, когда мать берёт на себя все роли, от добытчика до уборщицы. Я безумно благодарна своей маме - она была для меня всем, - но не думаю, что это лучшая модель для ребёнка». Девушка не сводит главную цель женщины к материнству: «Я искренне рада за тех, кого материнство делает счастливыми - как я порадуюсь за любого, кто сумел достичь желаемого. Я хорошо отношусь к детям, но не считаю, что ребёнок - это главное достижение женщины».

Формированию культуры чайлдфри в России во многом помог интернет. Началось всё в эпоху ЖЖ, с сообщества ru_childfree . ЖЖ породил ещё одно понятие - чайлдхейт: так называют тех, кто ненавидит детей. Таких людей раздражает всё, что связано с маленькими детьми: слёзы, шумное поведение, грудное вскармливание и сам уход за ребёнком. К родителям они зачастую относились негативно и придумывали для них прозвища, среди которых «овуляшка» покажется самым невинным. Со временем бурные дискуссии вокруг сообщества сошли на нет, а чайлдфри-группы переместились в

Вы наверняка слышали, как очередная известная персона во всеуслышание признается в нежелании заводить детей. И количество таких публичных заявлений увеличивается. Всему виной постоянно растущее, привлекающее в свои ряды все больше людей сообщество чайлдфри.

Возникают новые международные организации и развиваются социальные сети для объединения в борьбе с давлением общества сторонников традиционной модели семьи.

Добровольно несчастна или сознательно свободна?

Childfree в дословном переводе с английского означает «свободный от детей» . Это движение людей, объединенных общей идеей отказа от рождения наследников, которые, по их мнению, ограничивают свободу личности.

Тех, кто неспособен в силу состояния здоровья иметь потомство, нельзя считать чайлдфри. Эта идеология предполагает сознательный выбор, а в случае бесплодия такого нет. Вы можете завести ребенка, но не хотите? Тогда найдете единомышленников среди «свободных от детей». Если не уверены, хотите ли иметь детей, или решили отложить их рождение, к категории чайлдфри вы не относитесь.

Приверженцы идеи отказа от деторождения считают, что это выбор представителей развитого общества. По статистике именно среди высокообразованных женщин выше процент осознанно бездетных. Явление отказа от потомства не ново, но в последнее время приобрело большие масштабы. Новые средства коммуникаций позволили упростить поиск единомышленников и популяризацию своих идей. Чайлдфри становятся увереннее в борьбе с мнением большей части общества, не принимающей их жизненную позицию. Тем не менее до сих пор не все готовы открыто признаться, что хотят посвятить жизнь исключительно себе.

Публичные люди, в том числе представители шоу-бизнеса, демонстрируя свои убеждения, придают более скромным идеологическим братьям и сестрам уверенность в правильности сделанного выбора.

Звезды-чайлдфри

Вам наверняка знакомы женщины, о которых пойдет речь дальше. Очевидно, что они обладают огромной силой духа. Ведь на фоне голливудского беби-бума они не боятся открыто высказываться за отказ от детей.

Кэмерон Диаз

Ей уже сорок три, но в планах рождение детей так и не появилось. По признанию актрисы, она любит малышей, но не готова иметь собственных. Их отсутствие, как она считает, позволяет воплощать в жизнь мечты. Диаз признается, что ее жизнь прекрасна без детей, и менять ничего не собирается. Одной из причин своего успеха она считает именно бездетность. По мнению популярной актрисы, многие женщины не настолько увлечены своим материнством, как хотят показать обществу. Просто они боятся осуждения окружающих, которое наверняка обрушится на них в случае признания в нежелании иметь детей, и следуют стандартной модели жизни. А Кэмерон не боится кривотолков и готова противостоять давлению.

«Общество очень давит на женщин и навязывает им общепринятый образ жизни. В моем случае это касается детей, все считают, что я обязана обзавестись ребенком и упрекают меня в том, что я не хочу иметь детей».

Опра Уинфри

Ей 61. Очевидно, что любимица Америки уже не порадует наследником своих поклонников. Опра объясняет свое нежелание иметь детей тем, что она была лишена заботы, будучи ребенком, и не научилась заботиться о ком-либо. Скромный опыт ухода за чужими детьми стал для лучшей ведущей мира шокирующим. Она призналась, что окончательно утвердилась в решении отказаться от роли матери после того, как на протяжении целого дня должна была присматривать за ребенком.

Полученная Опрой в молодости сильная психологическая травма могла стать фактором, сделавшим ее чайлдфри. Как утверждают некоторые источники, у нее есть опыт материнства, но трагичный. Опра забеременела совсем юной, выносила ребенка, но потеряла сразу после рождения. Это событие настолько травмировало женщину, что вопрос о возможном материнстве был закрыт навсегда.

Настоящий европейский человек отличается множеством открытых возможностей. Общество пришло к тому, что человек имеет выбор. Личность свободна выбирать профессию, стиль жизни, сексуальную ориентацию, партнера, хобби; свободна быть чудаковатой, участвовать в той или иной субкультуре. Все это общество более - менее позволяет личности.

Конечно, остается много нетерпимых и агрессивных людей, но в целом современное европейское общество, к которому мы стремимся приблизиться, позволяет личности делать свободный выбор. Во всем, но не в желании иметь ребенка. Человек, а особенно женщина, которая заявляет другим о своем нежелании иметь ребенка, подвергается общественному порицанию. Но таких людей становится все больше, и они создают феномен под названием «.

(от английского childfree - свободный от детей, добровольная бездетность) - движение, участников которого объединяют отсутствие детей и сознательное нежелание их иметь. Этим же словом обозначаются участники этого движения. При этом речь идет не о тех людях, которые сознательно откладывают рождение ребенка на потом, и не о тех, кто не может иметь детей, а о тех, кто не желает их иметь вообще.

Чайлдфри не движение!

Движение чайлдфри в западных странах из года в год расширяется. Довольно большое количество американских женщин открыто заявляет о своих чайлдфри - взглядах. Среди русских и украинцев количество тех, кто называет себя чайлдфри, тоже растет. Представители этого течения создают свои сообщества в интернете, общаясь на форумах и в блогах.

Сегодня медиа довольно часто говорят о феномене чайлдфри, почти всегда - с осуждающим подтекстом. Но не будем давать оценку, а лишь разберемся, насколько общественное мнение о чайлдфри совпадает с действительностью. Материалом для анализа стали записи в блогах и на форумах чайлдфри. Есть ряд общественных стереотипов относительно чайлдфри.

Чайлдфри активно пропагандируют свою «идеологию».

Это совсем не так. Как правило, приобщиться к чайлдфри человека побуждает вовсе не желание убедить как можно больше людей отказаться от родительства. Скорее, причина в том, что на людей, которые в определенном возрасте не имеют детей, существует постоянное давление ближайшего окружения. Особенно это касается женщин и супружеских пар. На мужчину давление меньше, считая, что ему же «надо сделать карьеру, он еще успеет», а вот женщина считается в обществе той, которая, прежде всего, должна рожать детей. Именно в рождении детей женщина должна видеть смысл своей жизни. Женщину детородного возраста почти никто не спрашивает: «А хочешь ты иметь ребенка?» Родственники, знакомые считают, что женщина априори очень этого желает, и она постоянно слышит: «А когда Вы планируете?», «Смотри, рожай, потому что потом будет поздно» и т.д. Если женщина вдруг говорит, что не желает рожать ребенка, то выслушивает о том, что «это ненормально», «тебе надо лечиться», «ты не понимаешь, ребенок - это самое большое счастье в жизни». И такие разговоры длятся годами. Чайлдфри создают свои сообщества не через желание распространить свои взгляды на мир, а в стремлении найти окружение, которое поддерживает их выбор. Одинокий человек, который постоянно выслушивает от других: «ты урод», «ты ненормальная», «все хотят иметь детей, а ты нет, с этим срочно надо что - то делать», со временем начинает верить, что это так, что она просто ненормальная. В сообществе чайлдфри сознательно бездетные люди чувствуют себя более комфортно, впервые они не должны обосновывать свой выбор.

Как правило, чайлдфри не пытаются убедить своих родственников, друзей и знакомых в том, что ребенок им не нужен. Им это не важно. Большинство чайлдфри - это личности, которые живут довольно напряженной жизнью, делают карьеру, имеют широкий круг интересов. Они не имеют желания кого - то учить, как надо жить, и очень уважают свободу выбора. Более того, чайлдфри достаточно позитивно относятся к родителям, которые хорошо воспитывают своих детей, предъявляют к своему ребенку умеренные требования в отношении к окружению.

Чайлдфри - очень агрессивные люди, ненавидящие детей.

Это не совсем правда. Так, среди чайлдфри являются так называемые чайлдхейт, у которых дети вызывают крайне негативные эмоции. Но они не составляют подавляющее большинство чайлдфри, которое к детям относятся спокойно. Они с удовольствием иногда могут даже пообщаться со своими племянниками или детьми знакомых. На самом деле чайлдфри нетерпимы не к детям как таковым, а к родителям, которые считают, что матери с ребенком все и все должны прощать. К людям, которые требуют от общества постоянных уступок из - за того, что у них дети, и которые считают, что «это ребенок, он не может сделать ничего плохого, потому что ребенок - это ангел, а если я имею ребенка, люди должны понимать, что я имею право на все».

Чайлдфри - неудачники. Они не могут позволить себе ребенка.

Это не правда. Среди чайлдфри большинство - довольно успешные люди со средним и выше среднего уровнем достатка. Чайлдфри хорошо осознают, что воспитание ребенка требует больших затрат, но деньги - не основной элемент мотивации чайлдфри. Большинство из них говорят, что если бы у них было настоящее желание иметь ребенка и воспитывать его, то можно было бы заработать на его содержание. Одновременно с этим чайлдфри присуще повышенное ответственное отношение к проблеме обеспечения ребенка. Они с большим возмущением воспринимают людей, которые рожают детей, не задумываясь над тем, за что они будут их содержать, что смогут им дать. Абсолютное большинство чайлдфри с осуждением смотрит на людей, которые рожают и оставляют своего ребенка, на случаи плохого отношения к детям (домашнего насилия, например). У чайлдфри достаточно высокие стандарты жизни, для них важно иметь высокий уровень доходов.

Чайлдфри - бездушные эгоисты.

Так, в определенной степени эгоизм присущ большинству чайлдфри. Для них очень важно удовлетворить собственные потребности - как материальные, так и духовные. Добровольно бездетные люди очень ценят собственную свободу и возможность заниматься тем, что им нравится. Но здесь мы имеем дело с двойными стандартами в нашем обществе. Попробуем задуматься над тем, какой процент людей в современном обществе являются эгоистами. Считается ли эгоистом человек, который рожает ребенка для того, чтобы «было кому поднести стакан воды»? Какой процент родителей выбирает родительство из - за желания дать новую жизнь, а не для того, чтобы удержать партнера, избежать общественного осуждения («у всех подруг уже есть дети, а у меня нет, что люди скажут?»), решить свои материальные или жилищные проблемы? И почти никто таких родителей не осуждает, обществу нет до этого дела. Однако об эгоизме чайлдфри говорят почти всегда, именно их эгоизм вызывает широкое общественное осуждение.

Чайлдфри - несчастные люди, которые имеют большие психологические проблемы, их надо лечить.

Этот миф так же связан с двойными стандартами. Большинство людей имеют психологические проблемы. Родительство такие проблемы обостряет, поскольку оно - новый этап в жизни личности, связанный с преодолением психологических кризисов, с проблемами адаптации. Существует распространенный миф о том, что родительство - это лекарство от психологических проблем («тебе плохо, у тебя частые депрессии, тебе надо рожать») и проблем в межличностных отношениях в семье («родишь ему ребенка, все наладится»). Но, как правило, эти «лекарства» действуют с точностью до наоборот. Для того чтобы быть хорошими отцом и матерью, в идеале надо начать с гармонизации собственной личности. Но почему - то это почти никого не смущает. Общество не учитывает то, что мать, которая имеет психологическую травму с детства, передаст ее ребенку, но ее очень смущают психологические проблемы чайлдфри. Почему - то в последнее время стало очень модно говорить о том, что родительство должно быть сознательным. Конечно, такая позиция приводит к снижению демографических показателей. Чайлдфри, как это ни парадоксально, - сторонники осознанного и ответственного родительства, они с уважением относятся к успешным и гармоничным родителям (у русскоязычного чайлдфри - сообщества их называют «адекватные детные»).

Еще один двойной стандарт. Во - первых, чайлдфри, как правило, являются действующими налогоплательщиками. Если следовать этой логике, то современные дети, получая помощь от государства, получают ее частично и с заработков чайлдфри. Женщина, которая всю жизнь работает, имеет высокий уровень заработка и платит налоги, дает возможность другой женщине получать пособие на ребенка, сверх того, она не конкурирует с женщиной - матерью за денежную помощь государства. Если, например, вдруг рождаемость в стране повысится втрое, количество плательщиков налогов и рабочих рук резко уменьшится, а тех, кто нуждается в финансовой помощи государства, - резко увеличится. Кроме того, чайлдфри не очень склонны рассчитывать на помощь государства в старости, они больше задумываются над необходимостью заработать на обеспечены старость. Еще один интересный момент - ни у кого не вызывает осуждение тот факт, что среди современных и будущих пенсионеров есть такие, дети которых покидают страну и не принимают участия в «Содержании поколения, их породившего и вырастившего».

Жизнь чайлдфри лишено смысла, ибо смысл жизни - в продолжении рода.

Это не так. На самом деле смысл жизни - это очень личная категория, и для каждой отдельной личности имеет свой смысл. Но общество с негодованием решает за добровольно бездетных, что если в их жизни нет ребенка, то нет и смысла жизни. Что, в свою очередь, вызывает возмущение и определенную агрессию со стороны чайлдфри - они отстаивают свое право самостоятельно решать, что является для них смыслом жизни.

Итак, разобрав распространенные заблуждения относительно чайлдфри, попробуем выявить и скрытые причины общественной ненависти к этой группе людей. Европейское общество сделало из института родительства культ, в котором ребенок становится сверх-ценностью основным смыслом жизни. Личность не имеет права осознать, что ребенок не приносит ей радости. Итак, имеем классический фрейдистский конфликт между желаниями и общественными установками. Общественная установка не позволяет личности даже осознать тот факт, что дети для нее не является счастьем. Эти чувства вытесняются в бессознательное и вызывают психозащитную реакцию, которую Фрейд называл отрицанием. Вместо того чтобы признать свои не одобряемые обществом чувства, личность начинает демонстрировать активную ненависть к тем, кто эти чувства признает и демонстрирует.

Так, по психоаналитической теории, большинство гомофобов - скрытые гомосексуалисты. Ненависть к чайлдфри вызывается собственным скрытым конфликтом между сказкой о счастливом родительстве и реальностью. Люди, которые действительно получают удовольствие от родительства, которые само-актуализируются в воспитании детей, как правило, относятся к чайлдфри с пониманием. Чье - то нежелание иметь детей не вызывает у них бурного осуждения и ненависти.

Из этого можно сделать вывод, что негативное отношение общества к чайлдфри - это проявление внутренних конфликтов, вызванных тем, что общество мало внимания уделяет проблемам гармоничного, осознанного родительства по собственному выбору.

Отстаивать свое право на выбор в сфере родительства - это тяжелый путь от родительства по принуждению к ответственному родительству по желанию.

Исследование Чайлдфри - мифы и реальность

69 оценок, Средняя оценка: 4.9 из 5

Этимология и применение

Термин «childfree » возник в противовес слову «childless » («бездетный»), которое, по мнению некоторых, означает, что детей «недостаёт» и они желанны. Чайлдфри утверждают, что их жизнь может быть полноценной и без потомства. Некоторые из них могут любить детей, некоторые остаются безразличными, некоторые испытывают неприязнь, но общими для всех чайлдфри являются: отсутствие детей и нежелание становиться родителем.

История слова несколько неясна; оно, возможно, было введено в 1970-х Национальной Организацией для Не-Родителей (теперь более не существующей). Популярность приобрело в 1990-е, когда Лесли Лафэйетт сформировала одну из первых современных групп чайлдфри, the Childfree Network .

В английском языке слово стало частью обыденной речи, среди чайлдфри часто сокращается до «CF ».

Статистика и исследования

Полемика

Споры вокруг феномена чайлдфри имеют два частично пересекающихся аспекта: личный и политический.

Чайлдфри иногда высмеиваются окружающими как слишком эгоистичные, чтобы завести детей, не вносящие вклад в будущее их нации и т. д. Контраргументы состоят в том, что детей часто желают по гораздо более эгоистичным причинам; некоторые основания для того, чтобы стать чайлдфри, скорее самоотверженны; и всегда рождается достаточно много детей, чтобы гарантировать будущее некоторых наций.

Имели место внутрицерковные дебаты о том, подлежит ли образ жизни чайлдфри осуждению. Религиозные консерваторы говорили, что это - восстание против Бога. Папа Иоанн Павел II постановил, что женатые пары, желающие быть бездетными, осуждены. Христианский автор Альберт Мохлер говорит «Парам не дана возможность выбора бездетности, согласно библейскому откровению. Напротив, нам приказано принимать детей с радостью, как Божьи дары, и растить их с заботой и страхом Божьим». Служители церкви подходят к этой теме так же осуждающе, как к гомосексуалистам , гомосексуальным парам и однополым бракам . Они называют чайлдфри «зараженными» и «бесплодными язычниками».

Критики идеи о равноправии «чайлдфри» с родителями или о господдержке образа жизни «чайлдфри» возражают, что для общества, для государства рождение детей является необходимым условием существования, что и объясняет помощь родителям, особенно многодетным, и отсутствие помощи «чайлдфри», а также внимание со стороны СМИ:

Реальность такова, что тот, кто сделал для общества нечто важное, всегда имеет приоритет. Тот, кто воевал - перед теми, кто нет. Фронтовик вошёл - все встали. Конструктор, изобретший космическую ракету, будет жить в академгородке и получать «академическую» пенсию, а вы - нет.

Статья «Я мать, и вы мне все должны» , газета «Комсомольская правда », 12 марта 2010 года

Растущая политизация и внимание СМИ привели к появлению второй волны организаций чайлдфри, являющихся политическими во всех отношениях. Хотя множество неудачных попыток создать группу влияния предпринимались в США, первой появилась британская организация, известная как Kidding Aside . Становясь все более «громким» и организованным, движение чайлдфри пока ещё имеет незначительный политический вес и борется за то, чтобы его воспринимали серьёзно. В России данное движение массового понимания также не встречает.

Экономические основы движения

Чайлдфри в массе своей возникают в странах с развитой пенсионной системой. Это движение не могло привлечь сколько-нибудь значимую часть общества до введения пенсионной системы, т.к. слишком очевидны последствия такого выбора.

См. также

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Чайлдфри" в других словарях:

    Сущ., кол во синонимов: 1 бездетный (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Добровольная бездетность, чайлдфри (англ. child free свободные от детей) отсутствие детей и сознательное нежелание когда либо иметь их. Речь не идёт о людях, которые откладывают рождение детей на более поздний срок или не имеют твёрдой позиции … Википедия

    Добровольная бездетность, чайлдфри (англ. childfree свободные от детей, childless by choice добровольная бездетность) отсутствие детей и сознательное нежелание когда либо иметь их. Речь не идёт о людях, которые… … Википедия

    Не следует путать с асексуальностью. Антисексуализм термин, служащий для обозначения и описания: взглядов кого либо, кто является антагонистом сексуальности как таковой; движения против всех форм сексуальности. Людей, так или иначе… … Википедия

    Схема перехода, включая гипотетическую пятую фазу Демографический переход исторически быстрое снижение рождаемости и смертности … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Клуни. Джордж Клуни George Clooney … Википедия

Кто такие чайлдфри? Личная свобода, женское здоровье, финансовое благополучие и крепкая нервная система – казалось бы, что может быть ценнее?

Однако за подобное счастье, по мнению последователей идеологии «чайлдфри», нужно расплатиться радостью материнства и отцовства. Движение childfree – это осознанный отказ людей заводить детей и продолжать свой род.

Чайлдфри: кто это такие и как появились

Термином childfree (с англ. «свободный от детей») можно назвать конкретного человека, движение или саму идею отказа от потомства.

В основе идеологии – индивидуализм, нежелание брать на себя лишнюю ответственность и как-либо ограничивать себя в удовольствиях, которыми располагает жизнь.

Многие участники движения считают это допустимым, «здоровым» . Они активно пропагандируют идею, что бездетность – это и есть радость.

Нужно понимать, что это – сознательная позиция, твердая, непоколебимая и добровольная. Нельзя назвать чайлдфри девушку, которая не может забеременеть по медицинской причине. Или семейную пару, которая временно не хочет детей и пока строит карьеру.

Если раньше тяга к материнству считалась врожденной, естественной для каждой представительницы слабого пола, то в пору феминизма «основной инстинкт» был опровергнут.

Сыграли свою роль и сексуальная революция, и изобретение надежных и доступных контрацептивов. Теперь дамы могут самостоятельно распоряжаться своим телом и получать удовольствие от интимных игр, не рискуя забеременеть.

Первая группа, занимавшаяся пропагандой бездетности, появилась в Америке в начале 90-х годов прошлого века.

Этот термин возник не случайно: в те времена бездетная (childless) семья считалась обделенной, неполноценной. Но сторонницы эмансипации и борцы за права женщин ввели противоположное по сути понятие – childfree.

Основательница группы Лэсли Лафайет воспользовалась термином, придуманным еще в 70-х, и дала идее новый толчок. Он должен было объяснить всем, что бездетность – не порок, а счастье для тех, кто выбрал ее сознательно.

Отказ рожать отпрысков преподносился энтузиастами, как высшая степень эволюции социума. Своеобразная привилегия для тех, кто более развит .

Общество против чайлдфри: причины конфликта

Статистика неумолима: если в 1995 году лишь 6% женщин поддались феминистической идее «дето-свободы», то сегодня их количество выросло до 25% . Для Америки и некоторых других стран это критично с точки зрения демографии.

Отношение со стороны консервативных обществ к чайлдфри резко-негативное. Дело в том, что в ходе пропаганды бездетного образа жизни происходит обесценивание, порицание .

Движение чайлдфри заявляет о своих принципах громогласно и со всех трибун, затуманивая несформировавшийся подростковый мозг и вызывая у юных девушек отвращение к материнству.

Чтобы привлечь больше соплеменников в свои ряды, основательницы групп сравнивают многодетных мам и свободных бездетных. В их статистике выставляется на показ, что чайлдфри – самодостаточные, успешные дамы, с высоким интеллектом, отменным образованием, виртуозной карьерой, собственным бизнесом.

В противовес идут женщины-мамы – якобы отказавшиеся от работы мечты, не закончившие вуз, вынужденно ставшие домохозяйками и живущие ради одобрения супруга и ребенка.

Негативно относится к чайлдфри и церковь, как православная, так и католическая. Папа Римский неоднократно утверждал, что осуждает тех, кто женат и добровольно отказался от продолжения рода.

Цитируя писание, он уверил всех, что Библия велит людям принимать детей с радостью, любовью и заботой, и никому не дана возможность самолично выбирать бездетность . Ведь для верующих деторождение – это еще один способ познать Бога.

Откуда берутся чайлдфри

Типичные чайлдфри – здоровые люди в среднем от 27 до 45 лет, твердо определившиеся в данной жизненной позиции. Это не случайно: в возрасте от 18 до 25 девушки и парни еще размышляют, поглядывая на семейный пример.

Они не знают точно, хотят ли иметь детей. Если за это время даме не пришлось забеременеть, она может склониться к идее бездетности на всю жизнь.

Нельзя утверждать, что статус чайлдфри – непоколебим. Многие респонденты, в 20-25 лет уверявшие, что не желают иметь потомство, к 35 годам кардинально меняли решение. А юные мечтатели к тридцати становились циниками и детофобами.

Традиционно в потенциальные чайлдфри записывают тех, кто имеет солидный доход и хорошее образование и является атеистом . Однако сегодня и ординарные религиозные домохозяйки часто становятся на путь «свободы от детей».

Вид замужних подруг, погрязших в памперсах и ипотечных долгах, вносит свою лепту. А успешная карьера, любовь к походам и путешествиям, спортивный настрой и ассортимент амбиций становятся завершающим акцентом.

Почему чайлдфри отказываются от детей

Параллельно с яростной пропагандой своей позиции, свойственной феминизму как таковому, чайлдфри составляют собственные списки причин «добровольной бездетности».

В топе их аргументов против материнства:
1. Изменение тела.
2. Проблемы со здоровьем после родов.
3. Отсутствие выгоды для себя.
4. Множество разноплановых ограничений.
5. Отвращение к маленьким детям.
6. Необходимость больше зарабатывать (и меньше тратить на себя), чтобы обеспечить потомство.
7. Шум, грязь, беспорядок и невозможность сосредоточиться.
8. Несовершенство мира, в котором нет места для невинных крох.
9. Неспособность совмещать материнство и успешную карьеру.
10. Разрушение брака и чувственных отношений супругов.
11. Личная несвобода, зависимость от желаний и потребностей маленького человека.
12. Боль в процессе деторождения.
13. Принудительный отказ от самореализации.

Существуют и спокойные чайлдфри, не пытающиеся обернуть в свою веру большинство. Они гордятся тем, что подошли к выбору самостоятельно, ответственно и рационально.

Уверяют, что просто не чувствуют себя готовыми дать ребенку то, в чем он будет нуждаться. Они отстаивают свое право быть теми, кем хотят, и решать семейный вопрос без давления со стороны социума, родителей или традиционалистов.