Ассонанс повторение гласных звуков. Что такое ассонанс

Художественный текст - пространство, организованное особым образом. Главная задача его - воздействовать на эмоциональную составляющую личности читателя, затронуть его душевный мир, задеть сокровенные струны. Воспитание прекрасного, пробуждение любви к миру, его красоте, эстетическое воздействие - вот те ориентиры, к которым стремятся мастера художественного слова.

Языковая образность

Одним из таких организационных «инструментов» литературного текста является ассонанс. Примеры его использования мы можем встретить сплошь и рядом, даже не зная, что это такое. Вот знаменитые строки Александра Блока: «О, весна без конца и без краю / Без конца и без краю мечта…» Как звучат они? Протяжно, свободно, напевно. Словно вдох сладкого, свежего весеннего воздуха. Что создает этот удивительный эффект? Ассонанс. Пример того, как повторение одинаковых способно облагородить речь, даёт понять, насколько эффективен он. Эмоционально-зрительные образы, которые рождаются благодаря этому поэтическому приёму, ярки, сильны, реально ощутимы. Таким образом создается детализации.

Возможности художественного приёма

Этим и замечателен ассонанс. Примеры хрестоматийных строк из «Незнакомки» того же Блока наглядно демонстрируют красоту языка, благозвучность русского слога, возвышенную романтичность образа главной героини стихотворения: «Дыша духами и туманами / Она садится у окна». Таким образом в художественном, а особенно поэтическом тексте, важную роль играет не только смысловая, но и фонетическая сторона речи. Передать настроение, создать эмоциональный посыл, обнажить «нерв» стиха, его энергетическую напряженность - всё это может ассонанс. Примеры его организующей роли доказывают широкие возможности этого художественного приёма.

Происхождение явления

Как мы убедились, повторение одинаковых гласных звуков выполняет в речи определённые функции. Мастера слова - кто сознательно, кто интуитивно - часто пользуются приёмом для придания стихам благозвучия, более яркого выражения Ассонанс в литературе берёт своё начало от греческих рапсодов, сказителей-музыкантов. В наш язык термин пришёл из французского и переводится как «созвучие». Впрочем, и в русском фольклоре, в народных песнях существует он с незапамятных времён, т. к. изначально свойственен нашей фонетической системе. Классический ассонанс - стихи, точнее стихотворные строки Лермонтова из «Бородино», воспроизводящие звуковой строй народной речи: «У наших ушки на макушке…».

К вопросу о терминологии

Впрочем, природа этого явления имеет двойственный характер. В литературоведении под ним принято понимать не только употребление одинаковых гласных в стоящих рядом и соседних строках словах, т. е. звукопись, но и созвучья конечных слогов, т. е. рифмы. Правда, предлагается учитывать именно одинаковые гласные, а согласные при этом могут не совпадать. Примеры ассонанса в стихах в этом плане выглядят так: «дождь - ждёшь», «бой - любовь», «дай - да» и т. д. Это так называемые ассонансные, или неполные, рифмы. Особенно часто с ними можно столкнуться в поэзии Маяковского.

Роль ассонанса

Итак, аллитерация и ассонанс - примеры того, какую важную роль играет звукопись в прозаической, а особенно в поэтической речи. Эти приёмы дают возможность выделить смысловые центры художественных текстов, так называемые ключевые слова. Вот знаменитое есенинское: «Не жалею, не зову, / Увяданья золотом охваченный…». Стечение гласных «е», «у/ю» и согласных «л», «ч», «н» придают строчкам ту знаменитую мягкость и напевность, которыми славится поэзия Есенина. И неполная рифма «плачу-охваченный» не портит общее впечатление, а соответствует ему. Ещё один ярчайший пример взаимодействия звукописных средств - детские стихи Маршака: «По небу голубому / Проехал грохот грома…» Повторение сонорных согласных «р» - раскатистых, звучных, в сочетании с повторяющимся «о», имитирует с потрясающей точностью звуки разгулявшейся стихии. В контексте всего стихотворения - жизнерадостного, бодрого, весёлого, и звуки эти воспринимаются не тревожно, настороженно, а жизнеутверждающе. И совсем иное впечатление возникает у нас при чтении «Фабрики» Блока. Первая же фраза с ассонансом «о» создаёт какое-то болезненное напряжение, неприятное и зловещее: «В… доме окна жолты…». Далее, по мере погружения в поэтический текст, атмосфера унынья и беспросветности усиливается. Заданный изначально правильный тон помог Блоку раскрыть тему и идею произведения не только на образном, смысловом уровне, но и через звуковую оболочку ключевых слов. Какой вывод можно сделать из приведённых примеров? Такой, что ассонанс является сильнейшим средством поэтической языковой выразительности.

Ассонанс и ритмика

Характерно, что ассонанс присущ в первую очередь силлабической системе стихосложения. Следовательно, он играет ещё и организационно-определяющую роль. Ведь определённое количество гласных создаёт ритмический рисунок строк в отдельности и стиха в целом. В этом плане ассонанс можно сравнить с в музыке. Кроме того, явление звукописи взаимосвязано с долготой гласных звуков. Окрашенность их в определённые настроения не является постоянной. Окружение других звуков оказывает на них своё влияние. Примерные рифмы, всё более популярные в современной поэзии, может быть, не совсем отвечают классической стройности, зато придают ритму и движению динамику, энергию. И одновременно могут помочь передать, например, состояние душевного разлада, диссонанса, раздвоенности и даже отчаяния, которые переполняют автора и его лирического героя. Значит, этот художественный приём, помимо основного предназначения, является едва ли не универсальным инструментом «поэтической кухни». Он многофункционален, поэтому с этой точки зрения употребление ассонансов рекомендовалось ещё такими нашими поэтами, как Тредиаковский, Сумароков, Державин. Развитие литературного мастерства совершенствовало, оттачивало умение пользоваться звуковой организацией текста не только напрямую, но и опосредованно. Если заглянуть в творческую лабораторию любого талантливого литератора, изучить его черновики, то можно понять, какую титаническую работу проводит он, подбирая именно те слова, ту их звуковую оболочку, которая являлась бы для данного произведения оптимальной.

(От фр. assonance - созвучие)

У этого термина, увы, два значения.
Ассонансом называют и одну из разновидно­стей рифмы, и повторы гласных звуков в стиховой ткани. Ассонанс как рифменное явление будет рассмотрен в статье о рифме. А здесь разговор пойдет об ассонансе как о звуковом рисунке стиха.

Подобно аллитерации, ассонанс служит стилистическим средством, усили­вающим выразительность эмоциональной речи. Однако эстетическим эффек­том ассонанс превосходит аллитерацию. И не то чтобы аллитерация была хуже ассонанса. Просто ассонанс попадается много реже аллитерации, что обусловлено причиной объективной. В нашем языке гласных звуков в не­сколько раз меньше согласных, в то время как их встречаемость в речи лишь на одну пятую уступает встречаемости согласных. Поэтому гласным сравни­тельно труднее выделиться из привычного звукового фона в ощутимые на слух повторы. Эффект ассонансов можно сравнить с эффектом драгоценных камней:

О, весна без конца и без краю -
Без конца и без краю мечта!
Блок

Петух запевает, светает, пора!
В лесу под ногами гора серебра.
Заболоцкий

Ассонансы особенно часты в народной поэзии и в белых авторских стихах, где они своеобразно компенсируют отсутствие рифмы:

По лужкам трава расстилается.
Что за травушка, за муравушка!

Вниз по матушке по Волге,
По широкому раздолью...

Эту народную стилевую стихию гениально воссоздал Лермонтов в речи старого солдата, безымянного героя Бородинской битвы:

У наших ушки на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.

Ассонансы стягивают слова в единый смысловой и эмоциональный узел. Вот как, например, проводит «музыкальную тему» сирен Н. Заболоцкий:

И первая пела сирена:
«Ко мне, господин Одиссей!
Я вас исцелю несомненно
Усердной любовью моей!»
Вторая богатство сулила:
«Ко мне, корабельщик, ко мне!»...
А третья сулила забвенье
И кубок вздымала вина:
«Испей - и найдешь исцеленье
В объятьях волшебного сна!»

Если поэт, следуя художественному заданию, сознательно избегает ассонан­сов, то словесные образы обособляются отчетливее, воспринимаются как гра­дация, усиливающая впечатление типического или, напротив, оттеняющая противоречивость чувств. Тайнами такого очарования владел, например, А. Блок:
В кабаках, в переулках, в извивах…

Ночь, улица, фонарь, аптека...

Вновь у тебя... Унижен, зол и рад.

Подчас ассонансы могут вызывать у нас те или иные конкретные ассоциа­ции. В строках С. Маршака:

А зайдешь в лесную даль и глушь,
Муравьиным спиртом пахнет сушь -

слух выделяет гулкое «а-у»: ой, не заплутать бы в лесной глуши. Или ассо­нансы в стихотворении Фета «Кукушка»:

Пышные гнутся макушки,
Млея в весеннем соку;
Где-то вдали от опушки
Будто бы слышно: ку-ку.

Как видно из примеров, ассонансы играют не самостоятельную, а подчи­ненную роль: они зависят от характера выражаемых поэтом переживаний.

Другие термины на сайте

Верлибр (Его история и природа)

Верлибр – это любой текст, выстроенный столбцом, что придает ему внешнее сходство со стихом. Ни одно из ныне известных определений верлибра не является полным, а потому – точным. Самым точным (правда, чрезмерно длинным) определением верлибра может быть только перечисление всех свойств стиха под знаком минус. В силу этого относить верлибр к стиховедению ошибочно.

Диссонанс в отличие от ассонанса известен в словарях под одним значением. Этот термин служил для названия такой рифмы, в которой разнозвучие ударных гласных скрашивается созвучием соседних звуков, в отличие от ассонансной рифмы, где созвучие покоится преимущественно на совпадении ударных гласных.

Метафора l в широком понимании - любое слово или выражение, употребленное в переносном смысле: часы бегут, время летит, угрызение со­вести или ее пробуждение и т. п. Такие метафоры, обыденные для нашей речи, относятся к явлениям общенародного языка, а не художественной об­разности, если, конечно, в системе поэтического текста они не приобретают иных смысловых оттенков.

Тайны звукописи.
Аллитерация и ассонанс.

В художественных произведениях, и главным образом в поэзии, используются различные приемы усиления фонетической выразительности речи. Особым образом организованная поэтическая речь получает яркую эмоционально-экспрессивную окраску. В этом - одна из причин того, почему содержание стихов не допускает «пересказа в прозе»

Основной принцип усиления фонетической выразительности речи состоит в подборе слов определенной звуковой окраски, в своеобразной перекличке звуков. Звуковое сближение слов усиливает их образную значимость, что возможно только в художественном тексте, где каждое слово выполняет важную эстетическую роль. Главным способом усиления фонетической выразительности художественной речи является звуковая инструментовка - стилистический прием, состоящий в подборе слов близкого звучания, например:

Пирует Петр. И горд, и ясен,

И славы полон взор его.

И царский пир его прекрасен.

Здесь повторяются гласные (о, а) и согласные (п, р, т). Это делает стих музыкальным и ярким; в богатстве звуковых повторов словно отражается широта размаха воспеваемого победного торжества. Звучание речи подчеркивает основные, доминирующие в тексте слова пирует Петр .

Обычно стих бывает инструментован (как в нашем примере) повторением сразу нескольких звуков. И чем больше их вовлекается в такую «перекличку», чем яснее слышится их повторение, тем большее эстетическое наслаждение приносит звучание текста, Такова звуковая инструментовка пушкинских строк: Взгляни: под отдаленным сводом гуляет вольная луна; Взлелеяны в восточной неге, на северном, печальном снеге вы не оставили следов (о ножках); Ей рано нравились романы; Чья благородная рука потреплет лавры старика!; И дам обдуманный наряд; Кровать, покрытая ковром; Насле дников сердитый хор заводит непристойный спор и т. д.

Вместо термина «звуковая инструментовка» иногда употребляют другие: говорят «инструментовка согласных» и «гармония гласных». Теоретики стиха описывают разнообразные типы звуковой инструментовки. Назовем лишь самые главные из них.

В зависимости от качества повторяющихся звуков различают аллитерацию и ассонанс .

Аллитерацией называется повторение согласных. Например:

Настанет ночь; луна обходит

Дозором дальний свод небес,

И соловей во мгле древес

Напевы звучные заводит.

В этих пушкинских строчках заметны аллитерации на н, д, с, в .

С наибольшей определенностью наш слух улавливает повторение согласных, стоящих в предударном положении и в абсолютном начале слова. Учитывается повторение не только одинаковых, но и сходных по какому- то признаку согласных. Так, возможна аллитерация на д - т или з - с и т. д. Например:

Марш!

Чтоб время

ядрами рвалось.

К старым дням

Чтоб ветром

Только

путаницу волос (Маяковский).

Аллитерации на р в первой части этого отрывка, чеканный ритм, отрывистое звучание этих строк не оставляют сомнения в назначении звукописи, которой поэт стремится передать музыку марша, динамику борьбы, преодоления трудностей...

В иных случаях образная символика звукописи более отвлеченна. Так, только воображение поможет нам почувствовать в аллитерациях на ж - з леденящий холодок металла в отрывке из стихотворения Н. Заболоцкого «Журавли»

А вожак в рубашке из металла

Погружался медленно на дно,

И заря над ним образовала

Золотого зарева пятно.

Звуковой символизм до сих пор оценивается исследователями неоднозначно. Однако современная наука не отрицает того, что звуки речи, произносимые даже отдельно, вне слов, способны вызывать у нас незвуковые представления. В то же время значения звуков речи воспринимаются носителями языка интуитивно и поэтому носят довольно общий, расплывчатый характер.

Как утверждают специалисты, фонетическая значимость. создает вокруг слов некий «расплывчатый ореол» ассоциаций. Этот неопределенный аспект знания вами почти не осознается и лишь в некоторых словах проясняется, например: репей, хрыч, мямля, балалайка - арфа, лилия . Звучание таких слов заметно влияет на их восприятие.

В художественной речи, и прежде всего в поэтической, сложилась традиция деления звуков на красивые и некрасивые, грубые и нежные, громкие и тихие. Употребление слов, в которых преобладают те или иные звуки, может стать в поэтической речи средством достижения определенного стилистического эффекта.

Органическая связь звукописи с содержанием, единство слова и образа придает звуковой инструментовке яркую изобразительность, однако восприятие ее не исключает субъективности. Вот пример из стихотворения Асеева «Заплыв»:

Легши на бок,

напрягши плечо,

Я вперед уплываю

постепенно

волной овладев,

по веселой

и светлой воде.

И за мной,

не оставив следа,

Завивает

воронки вода.

Нам представляется, что аллитерации на ш - п передают скольжение по волнам; настойчивое повторение в в последних строчках вызывает представление о замкнутой линии, круге, что ассоциируется с воронками на воде. Вы можете с этим не согласиться...

Установление такого «звукосмыслового подобия» может опираться на довольно сложные ассоциации. Например, в строчках Пастернака

Свой сон записывал Шопен

На черной выпилке пюпитра -

можно увидеть фантастические очертания сна в прихотливом рисунке звуковых повторов и в необычном для русской фоники сочетании звуков в слове «пюпитр»

В стихотворении Маршака «Словарь» изобразительна такая строка: В его столбцах мерцают искры чувства. Здесь дважды повторенное сочетание ца как бы изображает «мерцание».

Независимо от образного осмысления звукописи, ее использование в поэтической речи всегда усиливает эмоциональность и яркость стиха, создавая красоту его звучания.

Аллитерация - самый распространенный тип звукового повтора. Это объясняется доминирующим положением согласных в системе звуков русского языка. Согласные звуки играют в языке основную смыслоразличительную роль. Действительно, каждый звук несет определенную информацию. Однако шесть гласных в этом отношении значительно уступают тридцати семи согласным. Сравним «запись» одних и тех же слов, сделанную при помощи только гласных и только согласных. Вряд ли можно угадать за сочетаниями еаи, аюо, уи, еао какие-либо слова, но стоит передать те же слова согласными, и мы без труда «прочитаем» фамилии русских поэтов: « Држвн, Бтшкв, Пшкн, Нкрсв». Такая «весомость» согласных способствует установлению разнообразных предметно-смысловых ассоциаций, поэтому выразительно-изобразительные возможности аллитераций очень значительны.

Другим, также распространенным, видом звукового повтора является ассонанс.

Ассонансом называется повторение гласных (Пора, пора, рога трубят...- Пушкин). В основе ассонанса обычно оказываются только ударные звуки, так как в безударном положении гласные часто изменяются. Поэтому иногда ассонанс определяют как повторение ударных или слабо редуцированных безударных гласных. Так, в строках из «Полтавы» Пушкина ассонансы на а и на о создают лишь выделенные гласные: Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут. Своей дремоты превозмочь не хочет воздух. И хотя во многих безударных слогах повторяются варианты этих фонем, переданные буквами о, а , их звучание не влияет на ассонанс.

В тех случаях, когда безударные гласные не подвергаются изменениям, они могут усиливать ассонанс. Например, в другой строфе из «Полтавы» звучание речи определяет ассонанс на у ; поскольку качество этого звука не меняется, и в безударном положении у подчеркивает фонетическое сходство выделяемых слов: Но в искушеньях долгой кары, перетерпев судеб удары, окрепла Русь. Так тяжкий млат, дробя стекло, кует булат (в последних двух строках ассонанс на у соединяется с ассонансом на а ). В одном и том же тексте различные звуковые повторы часто используются параллельно. Например: Мело, мело по всей земле во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела (Пастернак). Здесь и ассонанс на е , и аллитерации на м, л, с, в ; повторяются сочетания согласных: мл, вс - св . Все это создает особую музыкальность поэтических строк.

(И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь, «Секреты хорошей речи», М.: Междунар. отношения, 1993г.)

Художественный текст - пространство, организованное особым образом. Главная задача его - воздействовать на эмоциональную составляющую личности читателя, затронуть его душевный мир, задеть сокровенные струны. Воспитание прекрасного, пробуждение любви к миру, его красоте, эстетическое воздействие - вот те ориентиры, к которым стремятся мастера художественного слова.

Языковая образность

Одним из таких организационных «инструментов» литературного текста является ассонанс. Примеры его использования мы можем встретить сплошь и рядом, даже не зная, что это такое. Вот знаменитые строки Александра Блока: «О, весна без конца и без краю / Без конца и без краю мечта…» Как звучат они? Протяжно, свободно, напевно. Словно вдох сладкого, свежего весеннего воздуха. Что создает этот удивительный эффект? Ассонанс. Пример того, как повторение одинаковых гласных звуков способно облагородить речь, даёт понять, насколько эффективен он. Эмоционально-зрительные образы, которые рождаются благодаря этому поэтическому приёму, ярки, сильны, реально ощутимы. Таким образом создается эффект присутствия, детализации.

Возможности художественного приёма

Этим и замечателен ассонанс. Примеры хрестоматийных строк из «Незнакомки» того же Блока наглядно демонстрируют красоту языка, благозвучность русского слога, возвышенную романтичность образа главной героини стихотворения: «Дыша духами и туманами / Она садится у окна». Таким образом в художественном, а особенно поэтическом тексте, важную роль играет не только смысловая, но и фонетическая сторона речи. Передать настроение, создать эмоциональный посыл, обнажить «нерв» стиха, его энергетическую напряженность - всё это может ассонанс. Примеры его организующей роли доказывают широкие возможности этого художественного приёма.

Происхождение явления

Как мы убедились, повторение одинаковых гласных звуков выполняет в речи определённые функции. Мастера слова - кто сознательно, кто интуитивно - часто пользуются приёмом для придания стихам благозвучия, более яркого выражения ассоциативно-смысловых связей. Ассонанс в литературе берёт своё начало от греческих рапсодов, сказителей-музыкантов. В наш язык термин пришёл из французского и переводится как «созвучие». Впрочем, и в русском фольклоре, в народных песнях существует он с незапамятных времён, т. к. изначально свойственен нашей фонетической системе. Классический ассонанс - стихи, точнее стихотворные строки Лермонтова из «Бородино», воспроизводящие звуковой строй народной речи: «У наших ушки на макушке…».

К вопросу о терминологии

Впрочем, природа этого явления имеет двойственный характер. В литературоведении под ним принято понимать не только употребление одинаковых гласных в стоящих рядом и соседних строках словах, т. е. звукопись, но и созвучья конечных слогов, т. е. рифмы. Правда, предлагается учитывать именно одинаковые гласные, а согласные при этом могут не совпадать. Примеры ассонанса в стихах в этом плане выглядят так: «дождь - ждёшь», «бой - любовь», «дай - да» и т. д. Это так называемые ассонансные, или неполные, рифмы. Особенно часто с ними можно столкнуться в поэзии Маяковского.

Роль ассонанса

Итак, аллитерация и ассонанс - примеры того, какую важную роль играет звукопись в прозаической, а особенно в поэтической речи. Эти приёмы дают возможность выделить смысловые центры художественных текстов, так называемые ключевые слова. Вот знаменитое есенинское: «Не жалею, не зову, не плачу... / Увяданья золотом охваченный…». Стечение гласных «е», «у/ю» и согласных «л», «ч», «н» придают строчкам ту знаменитую мягкость и напевность, которыми славится поэзия Есенина. И неполная рифма «плачу-охваченный» не портит общее впечатление, а соответствует ему. Ещё один ярчайший пример взаимодействия звукописных средств - детские стихи Маршака: «По небу голубому / Проехал грохот грома…» Повторение сонорных согласных «р» - раскатистых, звучных, в сочетании с повторяющимся «о», имитирует с потрясающей точностью звуки разгулявшейся стихии. В контексте всего стихотворения - жизнерадостного, бодрого, весёлого, и звуки эти воспринимаются не тревожно, настороженно, а жизнеутверждающе. И совсем иное впечатление возникает у нас при чтении «Фабрики» Блока. Первая же фраза с ассонансом «о» создаёт какое-то болезненное напряжение, неприятное и зловещее: «В… доме окна жолты…». Далее, по мере погружения в поэтический текст, атмосфера унынья и беспросветности усиливается. Заданный изначально правильный тон помог Блоку раскрыть тему и идею произведения не только на образном, смысловом уровне, но и через звуковую оболочку ключевых слов. Какой вывод можно сделать из приведённых примеров? Такой, что ассонанс является сильнейшим средством поэтической языковой выразительности.

Ассонанс и ритмика

Характерно, что ассонанс присущ в первую очередь силлабической системе стихосложения. Следовательно, он играет ещё и организационно-определяющую роль. Ведь определённое количество гласных создаёт ритмический рисунок строк в отдельности и стиха в целом. В этом плане ассонанс можно сравнить с ударными инструментами в музыке. Кроме того, явление звукописи взаимосвязано с долготой гласных звуков. Окрашенность их в определённые настроения не является постоянной. Окружение других звуков оказывает на них своё влияние. Примерные рифмы, всё более популярные в современной поэзии, может быть, не совсем отвечают классической стройности, зато придают ритму и движению стиха определённую динамику, энергию. И одновременно могут помочь передать, например, состояние душевного разлада, диссонанса, раздвоенности и даже отчаяния, которые переполняют автора и его лирического героя. Значит, этот художественный приём, помимо основного предназначения, является едва ли не универсальным инструментом «поэтической кухни». Он многофункционален, поэтому с этой точки зрения употребление ассонансов рекомендовалось ещё такими нашими поэтами, как Тредиаковский, Сумароков, Державин. Развитие литературного мастерства совершенствовало, оттачивало умение пользоваться звуковой организацией текста не только напрямую, но и опосредованно. Если заглянуть в творческую лабораторию любого талантливого литератора, изучить его черновики, то можно понять, какую титаническую работу проводит он, подбирая именно те слова, ту их звуковую оболочку, которая являлась бы для данного произведения оптимальной.

Иллюстрация ритма

Приемы использования ассонанса определяются в первую очередь артикуляционными и акустическими особенностями гласных и их ролью в речевом потоке. «Певучая» акустика гласных обеспечивает им центральную позицию, роль опорного звена в формировании мелодии и ритма речи. Гласные звуки, особенно ударные гласные, создают ритм стиха. Но ассонанс может проиллюстрировать ритм движения, изображенного в тексте. Так, в стихотворении Б. Пастернака «Зеркало» можно наблюдать перемежающийся ассонанс, значение которого выясняется не сразу.

В трюмО испа рЯ ется чА шк а к а к А о ,

К а чА ется тюль и прямОй

ДорО жкою в сА д, в бурелО м и хА ос,

К качелям бежит трюмО .

Та м сО сны вра скА чку вО здух сА дня т

СмолО й. Там по маете

Очки по траве растерял палисадник,

Там книгу читает Тень…

В первой строке многократный ассонанс из ударных и безударных а к концу строки усиливается аллитерацией из трех ка : чашка кака о / Ка чается .

Заметим, что в связи с редукцией безударных гласных в русском языке обычно во внимание принимаются преимущественно ударные гласные; безударные (кроме гласных верхнего подъема У, И, Ы) могут лишь распространять ассонанс, образованный ударными.

Во второй строке эта тема продолжается и заканчивается словом Ка ч А етс я , значение которого объясняет, что вся эта последовательность а а а а ка ка ка ка а а должна была оставить впечатление быстрого, мелкого колебания тюля при открытом окне, и это впечатление должно быть достаточно сильным и ясным, чтобы компенсировать отсутствие прямых упоминаний открытого окна. Заметим, что здесь именно обилие безударных а формирует ритм мелкого мельтешения краешка тюлевой занавески, что очень важно для поэта: такой ритм впоследствии объединит движение занавески внутри комнаты с движением несметного множества мелких листочков сада за окном, символизирующего внешний мир. Заметим, здесь и далее ассонансы «переползают» с одной строки на другую, уничтожая границы между строками; так и единство ритма преодолевает границу между внешним и внутренним: тем, что отражается в зеркале, и самим отражением.

Только дочитывая вторую строку, читатель может обнаружить ассонансную рифму трюмо – прямой , обрамляющую двустишие и изображение внутреннего пространства комнаты. Слово прямой , выделенное рифмой, может быть, поможет чуткому читателю обратить внимание на то, что это внутреннее пространство организовано геометрически правильными линиями и формами: трюмо и окно с тюлем – прямоугольники, чашка – круг. Но в третьей строке совершенно определенно обнаруживается, что ассонанс на о не только продолжается, но вступает в отношения противопоставления с ассонансом на а. Если а со множеством безударных «мельтешит», то о может быть только ударным. Ассонанс на о сразу упорядочивает ритм третьей строки чередованием ударных о́/(а ) – о́ а ́ о ́ а ́ ( а ) , подчиняя этому ритму и продолжающийся ассонанс на а .

Четвертая строка заканчивается словом трюмо, которое теперь уже образует повтор, обрамляющий четверостишие, и триаду рифм трюмо – прямой трюмо . С этого же слова начинается вторая серия перемежающихся ассонансов, организованная чередованием ударных о и а . Но теперь смысловое содержание строки подсказывает нам, что в данном случае ассонанс иллюстрирует ритм качания сосен. Как известно, они производят при этом ритмичный монотонный звук. Мы слышали этот звук в третьей строке, но еще не узнавали его, так как сосны не были названы, введены в поле нашего восприятия.

Ритмообразующие ассонансы довольно частотны, обычны; ритмоиллюстрирующие встречаются намного реже.

Звуковая иллюстрация. Звукоподражание

Среди звукоиллюстрирующих ассонансов самый очевидный и доказуемый – это звукоподражание. Редкий пример яркого звукоподражания обнаруживается в басне И.А. Крылова «Слон и Моська». Лай собаки иллюстрируется двумя удивительно длинными ассонансными рядами из ударных А .

Увидевши слон А , н у н а н его мет А ться,

И лА ят ь, и рычАт ь, и рвА ться –

Ну т А к и лезет в д рА ку с ним!

……………………………………

Вот т о-т о мне и д уху прид ает ,

Чт о я совсем без д рА ки

Могу п оп А сть в б ольшие заб иЯк и.

Пуск А й же г оворЯ т соб Ак и:

«А й Моськ а! Зн А ть, он А сил ьн А ,

Что л А ет на сл он А !

Нельзя, впрочем, не отметить, что на протяжении ассонансного ряда возникает несколько рядов аллитераций (соответствующие буквы выделены), некоторые из них участвуют в иллюстрации лая и сопутствующего ему рычания.

Ассоциативные звукоиллюстрации

Гораздо чаще встречается иллюстративное использование ассонанса, которое мы осторожно назовем ассоциативным. Широко распространенный термин «звукосимволизм» отражает недостаточно дифференцированное, на наш взгляд, множество явлений, вокруг которых с античных времен накопилось много толкований, объяснений, опровержений, комментирование которых не входит в круг наших задач. Термин «фоносемантика» , ставший популярным в наше время, тоже уже имеет свою историю, адептов и оппонентов. Третий термин, связанный с объяснением физиологической основы явления, которое мы хотим описать, – «синестезия». Это понятие трактуется еще более неоднозначно. Суть проблемы, возможно, в том, что феномен рассматривается исследователями разных научных специальностей, оперирующих информацией, изложенной в разных терминологических системах. Так, в ряде учебников по медицинской психологии синестезия представлена как аномалия восприятия, присущая небольшому проценту людей, «страдающих» тем, что они видят черно-белые буквы в цвете (по ассоциации со звуками речи) или слышат шум при восприятии беззвучных видеозаписей; в Интернете термин толкуется в справочнике болезней . Нейрофизиологи объясняют этот феномен близостью расположения мозговых центров, обеспечивающих восприятие разных видов информации (звуковой и зрительной) .

Лингвисты, особенно фонетисты, воспринимают синестезию как нечто само собой разумеющееся , поскольку человеческая речь – это постоянное соотнесение двигательных артикуляторных ощущений со слуховыми, и первичная настройка, согласование деятельности артикуляционно-кинестетических ощущений с данными слуховых рецепторов происходит в период младенческого лепета.

С.В. Воронин убедительно объяснял происхождение ЗИС – звукоиллюстрирующих слов – подражательными движениями речевого аппарата , причем рассматривал подражание разным явлениям. Например, подражание эмоциональному непроизвольному жесту отталкивания, считал он (и приводил в подтверждение мнение Ч. Дарвина), породило у разных народов вытягивание губ, что стало основой для произношения английского губно-губного [w], с которого начинаются многие звукоиллюстрирующие слова, называющие что-то неприятное, отталкивающее. Трудно не соотнести это мнение с личным опытом: в русской речи междометием «У-у!» пугают ребенка или выражают недовольство, приставка у- означает удаление: убрать, уйти; движение вглубь – ущелье, укорениться; этот звук встречается в корнях, несущих значение глубины, тяжести – глубь, груз, труд. Происхождение этого звука в приведенных примерах различно, да и значение не очень определенное, но ведь это отдельные слова, а в художественной литературе речь идет о контексте с образным значением и о повторе, обращающем на себя внимание, преодолевающем порог восприятия.

На материале русского языка проведено психолингвистическое исследование А.П. Журавлева . В прилагаемых к книгам А.П. Журавлева таблицах показаны результаты психолингвистического тестирования, устанавливающие соответствия между звуками речи и сочетаниями звуков, с одной стороны, и впечатлениями, которые они создают, с другой. В воспитании читателя, в интерпретации произведения на уроке пользоваться таблицами затруднительно. Имея в виду цель снизить у читателя порог чувствительности в восприятии звучания поэзии, мы сознательно опираемся на опыт анализа литературных произведений.

Артикуляция гласных – это главным образом изменение формы резонатора (рта), то есть трансформация пространства. Неудивительно, что именно пространственные ощущения передаются ассонансом. Еще в античной риторике упоминалось об ощущении широты и открытости пространства, которое передает звук [a]: рот при его произнесении открывается широко, а язык слегка оттягивается назад и не приподнимается, оставляя пространство ротовой полости свободным. М.В. Ломоносов называл этот звук величавым, торжественным, радостным, связывал его звучание с чувством простора, свободы . Ассонанс на [a] встречается чаще всего в контекстах, где говорится о большом пространстве вообще (недифференцированном), либо о широком пространстве в горизонтальном измерении.

В стихотворении Б. Пастернака «Золотая осень» строка

Залы, залы, залы, залы

Вязов, ясеней, осин… ([Λсин])

говорит о большом пространстве и лексически, и синтаксически, и фонетически. Ощущением торжественности и простора наполнены строки Ф.И. Тютчева о грозе, в каждой из которых из четырех ударений четырехстопного ямба оказываются выделены два ударных [a]:

…Когда весенний первый грО м,

Как бы резвЯ ся и игрА я,

ГрохО чет в небе голубО м.

ГремЯ т раскА ты молодые,

Вот дО ждик брызнул, пыль летит…

А – самый частотный звук русского языка, поэтому его повтор часто служит контрастным фоном для других ассонансов; при этом и оттенки значений самого А становятся более очевидными.

Звук [о] тоже связан с ощущением большого пространства, но в вертикальном измерении. Поэтому ассонанс на О в строках из стихотворения Ф.И. Тютчева так явно взаимодействует с ассонансом на А в описании грома и дождя. Величественная поступь огромного слона в басне И.А. Крылова подана в контрасте с низменной суетливостью маленькой

Гляди, уж ты хрипишь, а О н себе идЁ т

И лА я твоего совсем не примечА ет…

Совершенно отчетливо ассонансом на О выделяются вертикальные предметы в произведениях разных авторов:

  1. В рО ще карийской, любезной ловцам, таится пещера,
  2. СтрО йные сО сны кругом склонились ветвями, и тенью
  3. ВхО д ее заслонЕ н на вО ле бродящим в извивах
  4. Плющем, любО вником скал и расселин.

(А. Пушкин)

В эмоциональном отношении О тоже контрастирует с А : в нем меньше света и радости, зато больше важности, величия и строгости.

Пространственное значение звука [у] – это отражение движения артикуляционного аппарата: полость рта прикрыта вытянутыми губами, язык отодвигается назад и как будто стремится вниз. Поэтому звук образует ряд повторов там, где надо создать ощущение глубины или противопоставить внутреннее внешнему: в звуковом образе Думы в отличие от волны

ДУ ма за ДУ мой, волна за волной… (Ф.И. Тютчев «Волна и дума») ;

Во глу бине сибирских рУ д… (А. Пушкин) ;

…дру гие дрУ жно у пирали вглУ бь мощны веслы… (А. Пушкин) и т. п.

Эмоциональное содержание звука обнаруживается, например, в противопоставлении ассонансов на У и на А в первой строке «Весенней грозы» Ф.И. Тютчева:

Лю блЮ грозУ // в на чА ле мАя

Только в первой строке гроза по традиции немного пугает, но дальше событие оказывается вполне оптимистическим, гром грохочет в голубом небе и ассонанса на У больше нигде нет.

Звуки И и Е – узкие, пространство резонатора при их произношении минимальное; это особенно заметно на фоне «просторных» О и А в конце каждой строки:

…В сЕ рдце ли тЕ сном, в безбрЕ жном ли мО ре,

ЗдЕ сь в заключЕ нии, тА м на простО ре …

(Ф.И. Тютчев)

Ассонанс на И , как правило, встречается в строчках, говорящих о большом количестве или протяженности чего-либо. Часто приводятся в пример строки А.С. Пушкина:

Роман внушИ тельны й, старИ нны й,

Отменно длИ нны й, длИ нны й, длИ нны й,

НравоучИ тельны й и чИ нны й,

Без элегИ чески х затей.

Внимательный читатель заметит, что в этих строках почти у каждого ударного И есть «тень»: безударный и или ы, приумножающий общее впечатление.

«Антиассонанс»

В сопоставлении с любым ассонансом может обнаружиться выразительность «антиассонанса» – подчеркнутой «пестроты» ударных гласных. Так происходит в начальном предложении рассказа И.А. Бунина «На чужой стороне»:

На вокзА ле нЕ было обЫ чной суматО хи: наступА ла святА Воронин С.В. Основы фоносемантики. С. 76–77.

Журавлев А.П. Фонетическое значение. Л., 1974; Журавлев А.П. Звук и смысл. Изд. 2-е, испр. и доп. М., 1991.

Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. М.; Л., 1952. Т. 7. С. 211.