Иранская группа народов. Иранские народы и Мидийское царство

иранские народы россии, иранские народы дагестана
Всего: приблизительно до 200 млн.
Средний Восток, Средняя Азия, Малая Азия, Южная Азия, Закавказье и Северный Кавказ, Европа, Америка

Язык

Иранские языки

Религия

Преимущественно ислам, также зороастризм, христианство, бахаизм, езидизм, иудаизм.

Входит в

Индоевропейская семья

Родственные народы

Индоарийцы, Дарды, Нуристанцы, Индоевропейцы финно-угры Тюрки

Ира́нские наро́ды , Ира́нцы (перс. اقوام ایرانی‌تبار‎ aɣvâm-e irâni-tabâr, тадж. мардумхои эронӣ; ағвоми эронӣ-табор, осет. ирайнаг адæмтæ) - группа народов общего происхождения, разговаривающих на иранских языках арийской ветви индоевропейской семьи языков. настоящее время распространены на территории Ирана, Афганистана, Таджикистана; частично на территории Узбекистана, Пакистана, Турции, Крыма, Ирака, Сирии, Омана, Китая, Азербайджана, Грузии и южной России.

  • 1 Происхождение названия
  • 2 Этногенез
  • 3 Неоднозначность термина «иранцы»
  • 4 Иранские языки
  • 5 Древние иранцы
  • 6 Современные иранские народы
    • 6.1 История формирования
    • 6.2 Список современных иранских народов
  • 7 Культура и религия
    • 7.1 Большой Иран
      • 7.1.1 Иранская культура
      • 7.1.2 Внешнее влияние и народы с иранскими корнями
      • 7.1.3 Религии
    • 7.2 Осетия
  • 8 См. также
  • 9 Примечания
  • 10 Ссылки

Происхождение названия

Индоевропейцы

Индоевропейские языки
Анатолийские · Албанский
Армянский · Балтские · Венетский
Германские · Иллирийские
Арийские: Нуристанские, Иранские, Индоарийские, Дардские
Италийские (Романские)
Кельтские · Палеобалканские
Славянские · Тохарские

курсивом выделены мёртвые языковые группы

Индоевропейцы
Албанцы · Армяне · Балты
Венеты · Германцы · Греки
Иллирийцы · Иранцы · Индоарийцы
Италики (Романцы) · Кельты
Киммерийцы · Славяне · Тохары
Фракийцы · Хетты курсивом выделены ныне не существующие общности
Праиндоевропейцы
Язык · Прародина · Религия
Индоевропеистика
п·о·р

Этноним «иранцы» происходит от исторического названия «Иран» (пехл. ērān, перс. ايراﻥ‎), произошедшего от древнеиранского a(i)ryāna - арийская (земля), (земля) ариев. Ср. авест. airyana- «арийский», airyō.šayana «обиталище ариев», airyå daiŋʹhāwō - «стра́ны ариев», парф. и согд. aryān «Иран», алан. *alān «алан».

Этногенез

Происхождение ираноязычных народов связано с распадом индоиранского континуума, происходившим приблизительно в начале II тыс. до н. э. на бывшей территории древней, по всей видимости, доиндоиранской Бактриано-Маргианской культуры (Средняя Азия и Афганистан). результате появились изначально компактные общности индоариев, митаннийцев и собственно иранцев, оказавшиеся разделёнными географическими и лингвистическими барьерами. С конца II по конец I тыс. до н. э. происходит широкая экспансия ираноязычных племён из Среднеазиатского региона, в результате которой иранцы оказываются расселены на значительных территориях Евразии от запада Китая до Месопотамии и от Гиндукуша до Северного Причерноморья.

Неоднозначность термина «иранцы»

В современном употреблении словом «иранцы» чаще обозначают жителей современного Ирана, особенно персоязычных, что прежде всего связано с официальным переименованием в 1935 году этой страны из «Персии» в «Иран». Между тем сам термин «Иран» изначально употреблялся для куда более обширного региона, включающего также Афганистан и юг Средней Азии (Большой Хорасан). Для различения понятий «современное государство Иран» и «исторический Иран» для последнего употребляют выражение «Персия».

Кроме того, сам термин «Иран» связан прежде всего с персидским языком и персидской эпической традицией (см. Шахнаме). У других ираноязычных народов складывались свои обозначения на базе общего древнего этнонима, например, у предков осетин: alan < *aryāna.

Иранские языки

Основная статья: Иранские языки

Иранские языки - группа внутри арийской ветви индоевропейских языков, наиболее близки к ним языки индоарийские и дардские, происходящие с ними из одной индоиранской общности, которая распалась приблизительно в нач. II тыс. до н. э.

В результате миграций на значительные расстояния и усиливающейся изоляции иранское единство распадается в нач. I тыс. до н. э., поэтому иранская языковая группа сильно дифференцирована, и языки крайних её ветвей совершенно не взаимопонимаемы.

Для новоиранской общности характерно многовековое господство персидского разговорного и литературного языка (и его близкородственных ветвей в виде языка дари и таджикского) и подавление им остальных иранских языков, наследие чего наблюдается и по сию пору.

Древние иранцы

Скифы. Прорисовка сосуда из Куль-Обы Персидские воины. Рельеф в Персеполисе.

К концу I тыс. до н. э. иранские народы расселились на огромных территориях, включавших Иранское плато, Среднюю Азию, Гиндукушский регион вплоть до Инда, Синьцзян, Казахстан, степи к северу от Кавказа и Черного моря.

Вслед за иранскими языками древние иранские народы иногда принято делить на западных и восточных, хотя для самих древних иранцев такое деления вряд ли было актуальным, поскольку в I тыс. все иранские языки были ещё очень близки друг к другу и взаимопонятны. Гораздо актуальнее было различие по хозяйственному типу: одни иранские народы были оседлыми земледельцами или горными полуоседлыми пастухами, другие освоили кочевой образ жизни.

  • Оседлые и полуоседлые народы
    • древние персы
    • мидяне
    • парфяне
    • сагартии
    • сатагитии
    • зарангианы
    • арахозии
    • маргианцы
    • бактрийцы
    • согдийцы
    • хорезмийцы
  • Кочевые народы
    • саки
      • саки Хотана, ставшие оседлым народом.
    • массагеты
    • парны
    • скифы
    • сарматы
      • языги
      • роксоланы
      • аланы
    • эфталиты
    • хиониты

Современные иранские народы

История формирования

По сравнению с древней эпохой этническая карта современных иранских народов претерпела существенные изменения. Основными вехами здесь стали:

  • Дезинтеграция начиная с III в. н. э. мира ираноязычных кочевников в евразийских степях и постепенная ассимиляция его со стороны тюркских кочевников и славян. На Северном Кавказе и в Волго-Донских степях долго сохранялся полукочевой аланский этнос, окончательно утративший гегемонию в XIII-XIV вв. после нашествий монголов и Тамерлана. Остатком его, не подвергшимся языковой ассимиляции, являются нынешние осетины.
  • Экспансия сначала среднеперсидского, а потом и его потомка новоперсидского языка на всё пространство Большого Ирана и ассимиляция им многих местных иранских наречий. результате формируется обширная персо-таджикская общность от Хамадана до Ферганы, разговаривающая на близкородственных диалектах. Несколько обособлена оказалась только общность татов в северном Азербайджане.
  • Экспансия курдов из районов центрального Загроса в верхнюю Месопотамию и Армянское нагорье.
  • Экспансия дейлемитов из прикаспийского региона, в результате чего на запад распространяются племена зазаки и гурани, интегрированные впоследствии в курдскую общность.
  • Вытеснение языка азери в Азербайджане огузскими диалектами тюркской семьи. Остатками его являются говоры тати и талышский язык.
  • Миграция полукочевников Горгана и формирование белуджей в современном Белуджистане.
  • Экспансия пуштунов в Афганистане на запад и север.
  • Обширное, но далёкое от завершения вытеснение тюркскими наречиями таджикского языка в Средней Азии и северном Афганистане и формирование узбекской нации с сильными оседлыми иранскими традициями.

Список современных иранских народов

Дариуш Талаи, иранский музыкант с таром Пожилой таджик Пуштуны: губернаторы афганских провинций Хазарейский мальчик из Мазари-Шарифа Пашаийский юноша в национальной одежде. Белуджский крестьянин в Пакистане
  • Персы и Таджики (перс., дари فارسان، پارسان، ایرانی‌ها، تاجیک‌ها fårsån, pårsån, irånihå (īrånīhå), tåjikhå (tåjīkhå), тадж. форсон, порсон, эрониҳо, тоҷикҳо). Персы проживают в основном на территории Ирана, частично в Афганистане и Узбекистане. Таджики проживают в основном в Таджикистане, Афганистане, частично в Узбекистане. Проблема соотношения персов и таджиков, диалекты которых представляют континуум, далека от ясности, что особенно видно на примере Афганистана, в западных областях которого персоязычное население (парсиваны, фарсиваны) близко по языку, религии и традициям к персам иранских областей Хорасан и Систан, а в восточных областях персоязычное население называется «таджиками» и тяготеет к таджикам Таджикистана. При этом одним из государственных языков страны признаётся язык дари, общий для всех персо-таджиков Афганистана, но основанный на персо-таджикском диалекте Кабула. Сами персо-таджики Афганистана обычно различают себя по религии (шиизм/суннизм) и противопоставляют себя кочевникам и полукочевникам как дехкане (دهقان/دهغان), то есть оседлые земледельцы.
  • Пуштуны (пашто پښتون зап. paṣ̌tún, вост. paxˇtún мн.ч. پښتانه зап. paṣ̌tānə́, вост. paxˇtānə́), они же афганцы , восточноиранский народ, с традиционным кочевым и полукочевым бытом и разветвлённым племенным делением, проживающий в Афганистане и Пакистане.
  • Пашаи (перс. پشه‌ای‎) - (самоназвание лагманцы, пашаи) юго-восточный иранский народ, в Афганистане (в горных долинах притоков рек Кабул и Кунар) и в провинции Хайбер-Пахтунхва современного Пакистана. Численность 100 тыс. человек. Говорят на языке пашаи индоарийской ветви индоевропейской семьи. Распространены также языки дари и пушту. Пашаи большинство - мусульмане-сунниты незначительное меньшинство является мусульмане-исмаилиты.
  • Курды (курд. Kurd /کورد, курд. Kurmancî /کورمانجی) - западноиранский народ, основная территория проживания между Турцией, Ираком, Ираном и Сирией. Обладают племенным (родовым) делением и разговаривают на многочисленных диалектах, группируемых в два больших наречия: курманджи (северокурдское) и сорани (южнокрудское). Последнее значительно более дробно, часто из него выделяют также леки, келхури, фейли и др. По этническим традициям к курдам примыкают также носители резко отличных языков зазаки (народность заза ) и горани.
  • Белуджи (белудж. بلوچ balōč) - кочевой и полукочевой этнос с племенным делением. Основной территорией которого являются пакистанская провинция Белуджистан и иранский остан Систан и Белуджистан.
  • Мазендеранцы и гилянцы (мазенд. مزرونی، تاپوری mazruni, topuri, гил. گیلک giläk) - довольно многочисленные народности южного Прикаспия, языки которых не обладают в Иране никаким статусом и обычно рассматриваются как диалекты персидского языка, хотя генетически довольно далеки от него.
  • Луры и бахтиары (لر، بختیاری lor, baxtiyårī) - традиционно кочевые и полукочевые племена Западного Ирана, проживающие в горах Загроса. Разговаривают на диалектах, родственных персидскому языку.
  • Памирские народы - совокупность разнородных высокогорных этносов, разговаривающих на различных восточноиранских языках (шугнанцы, рушанцы, бартангцы, орошорвцы, хуфцы, сарыкольцы, язгулямцы, ишкашимцы, сангличцы, ваханцы, мунджанцы, йидга) Проживают в горных областях Таджикистана и Афганистана, а также Пакистана и Синьцзян-уйгурского автономного района Китая. Также к ним примыкают ягнобцы (ягноб. яғнобӣ), наречие которых представляет собой последний реликт согдийского языка.
  • Осетины (осет. ирон, дигорон) - в основном ираноязычный народ, ало-местно-кавказскими происхождения большинство осетин христиане. силу долгой изоляции значительно отличаются от всех остальных иранцев.
  • Хазарейцы (хазар. azōra) - потомки монгольских воинов, осевших в высокогорных областях Афганистана, смешавшихся с местным населением и усвоивших местный персо-таджикский диалект.
  • Чараймаки (тюрк. «четыре племени») - совокупность кочевых и полукочевых племён на западе Афганистана и востоке Хорасан, в основном тюркское происхождение.
  • Таты (тат. tat, parsi) - народ Закавказья персидского происхождения, язык которых в силу изоляции и архаичности выходит за рамки собственно персо-таджикской диалектной общности.
  • Талыши (талыш. толыш) - народ иранского происхождения, сформировавшийся на значительном кавказском субстрате с ареалом проживания на территории Ирана и Азербайджана.
  • Ясы (венг. Jászok, осет. Ястæ) - иранский народ в Венгрии. По вероисповеданию христиане-католики.

Существуют также другие локальные группы иранцев - носители отдельных «малых» языков, которые обычно этнически не отделяют себя от окружающего их иранского народа (персов, пуштунов, курдов) и часто двуязычны.

  • Носители говоров тати, распространённых островками среди иранских азербайджанцев («азербайджанские персы»).
  • Носители разнородных языков Семнана (см. Семнан)
  • Носители центральноиранских диалектов (раджи)
  • Конфессиональная общность зороастрийцев Йезда и Кермана, носители северо-западного иранского языка дари.
  • Носители диалектов Фарса и Ларестана.
  • Башкарди - народность на юго-востоке Ирана в провинции Хормозган на побережье Оманского залива (юго-западные иранские диалекты)
  • Кумзари - народность в ОАЭ, Омане и островах Ормузского пролива (юго-западные диалекты)
  • Заза и горани, носители языков прикаспийского происхождения, интегрированные в курдскую общность.
  • Ормуры и парачи - носители изолированных северо-западных диалектов, распространённых островками в Афганистане среди пуштунского и таджикского населения.
  • Ванеци - группа пуштунов с языком ванеци, сильно отличающимся от других диалектов пашто.

Кроме того, в арабских странах Персидского залива проживают персоязычные группы иранского происхождения: аджамы (Бахрейн) и хувала (ОАЭ, Кувейт, Катар, Саудовская Аравия, Бахрейн)

Проживающие в ираноязычных регионах иудеи являются носителями разнообразных еврейско-иранских языков

Культура и религия

Большой Иран

См. также: Паниранизм

Иранская культура

Большинство иранских народов принадлежат культурно-историческому региону Большого Ирана, культура которого складывалась с нач. II тыс. до н. э. и на протяжении I тыс. до н. э. на базе восходящих к праиндоевропейским традициях древних ариев и культуры доиндоевропейского населения Средней Азии (БМАК), Гиндукуша и Иранского плато (Элам, Манна). На протяжении всей истории значительное влияние на иранские народы оказывали межэтнические контакты с Ближним Востоком, особенно с цивилизациями Месопотамии, а в дальнейшем и греками, индоариями, тюрками и др.

Большое влияние на формирование общеиранской культуры оказал зороастризм (маздеизм) - пророческая религия, ставшая основной формой национальных верований древних иранцев. Пережитки зороастризма до сих пор заметны в традициях народов, населяющих Большой Иран, в том числе и тюркоязычных. Близкими к зороастризму были зурванистские верования. древнем ираноязычном мире также были распространены буддизм, манихейство и христианство.

Политическая культура иранцев формировалась под влиянием обширных империй, основываемых ираноязычными династиями: Ахеменидской, Аршакидской, Кушанской и прежде всего Сасанидской, в которой широко пропагандировался зороастризм и идея «Иранского царства» (пехл. Ērān-šahr).

Сасанидская держава была уничтожена непосредственно воинами арабских халифов (VII в.), что знаменовало собой начало распространения в Большом Иране ислама. Со времени завершения в целом исламизации иранцев (X в.) совпадает национальное возрождение иранской культуры и возвышения новоперсидского языка под эгидой Саманидов и последующих тюркских династий. Это время составления поэтического свода национального иранского эпоса Шахнаме, собранного из доисламских преданий, восходящих к Авесте и народным сказаниям об иранских царях и героях. Начиная с этой эпохи персидское культурное влияние распространяется на обширных пространствах мусульманского мира от Малой Азии и Румелии до Восточного Туркестана и Северной Индии. С классической персидской поэзией в иранском мире тесно связано широкое развитие суфийского движения.

Традиционная иранская культура основана на преимущественно земледельческом укладе. Земледелие в иранском регионе издавна носило интенсивный оазисный характер, с широким использованием орошения. Основной зерновой культурой является пшеница, в меньшей степени рис. Важным элементом иранской жизни также является сад. Города из административных центров (šahr(estān) - «место власти») разрастались в крупные торговые, ремесленные, религиозные и культурные поселения. Иранцев разных вероисповеданий объединяют многие общие верования и традиции, наиболее яркой из которых является встреча Нового года Новруз.

Несмотря на существование в древности различных по языку иранских народов, бо́льшая часть оседлого населения Большого Ирана (دهقان dehqɒn «крестьянин») перешла на персидский язык, распространившийся от Ферганы до Хузестана. Значительные ареалы других иранских языков сохранились только в регионах, обладающим существенным культурно-хозяйственным своеобразием. Прежде всего это высокогорные долины Памира и лесистая и увлажнённая Прикаспийская низменность, где хозяйство также основано на земледелии, а также области, где основу традиционной экономики составляет полукочевое или горное отгонное скотоводство - Курдистан, Лурестан, Белуджистан и земли пуштунов. Скотоводческие иранские народы обладают большим культурным своеобразием и часто подчиняют свою жизнь традиционным кодексам чести и общественных устоев, как Пуштунвалай у пуштунов или Марай у белуджей.

Внешнее влияние и народы с иранскими корнями

Иранская культура оказывала большое влияние на народы Ближнего Востока, Кавказа, Южной Азии, а также евразийских кочевников и их потомков в разных испостасях: в виде культуры ираноязычных кочевников, космополитичной империи Ахеменидов, национально-теократической державы Сасанидов или персо-мусульманской культуры. Взаимодействие с иными народами региона Большого Ирана и обширная ассимиляция ираноязычного населения в новых этноязыковых общностях привела к проникновению многих элементов иранской культуры в традиции неираноязычных народов. Этногенез многих тюркоязычных народов (азербайджанцы, оседлые туркмены, узбеки, уйгуры) происходил на значительном иранском субстрате. Также иранскими группами, перешедшими на индоарийские языки, считаются парсы и джаты.

Религии

Большинство современных иранских народов поделено между двумя направлениями ислама :

  • сунниты : таджики, пуштуны, белуджи, южные талыши (приверженцы суфийского ордена накшбанди), некоторая часть осетин, курды (в основном шафиитский мазхаб).
  • шииты-двунадесятники : персы, часть иранских курдов и большинство малых народов Исламской республики Иран (мазендеранцы, гилянцы, семнанцы и др.), северные талыши, таты, фарсиваны запада Афганистана (прежде всего гератцев), хазарейцы.

Другие шиитские течения представлены:

  • исмаилитами - среди памирских народов;
  • алевитами - среди народа заза
  • сектой Ахл-е Хакк - среди горани и части соседних курдов.

Некоторая часть курдов исповедует езидизм - синкретическое течение, сильно отошедшее от ислама и вобравшее в себя многие доисламские иранские верования. Зороастризм сохранился только в виде йездской и керманской общин, представители которых в Новое время расселились по другим крупным городам Ирана. настоящее время большинство зороастрийцев Ирана проживает в Тегеране. Иудаизм исповедуют ираноязычные группы персидских, горских и бухарских евреев.

  • Православное христианство - среди осетин (ираноязычный народ, проживающий на Кавказе)

Осетия

По-иному сложилась судьба другого исторического ираноязычного региона - Алании, являвшейся последним остатком мира скифо-сарматских кочевников. Интенсивные связи аланских и других сарматских племён с оазисами Средней Азии, прежде всего с Хорезмом и Согдом, населёнными родственными ираноязычными народами, не прекращались вплоть до конца I тыс. н. э., когда аланы стали всё больше сближаться с местными народами Северного Кавказа и втягиваться в орбиту влияния Византии. Остатки аланов в виде современных осетин сформировались на значительном северокавказском субстрате и фактически являются кавказским народом с традиционной северокавказской культурой, но с заметными иранскими корнями.

Отличительной особенностью осетин является исповедание православного христианства, проникавшего с византийскими проповедниками Аланской епархии начиная с VII-VIII в., но окончательно насажденного только с вхождением Осетии в состав Российской империи. Народное православие осетин насыщено элементами традиционных верований, восходящих как к кавказскому субстрату, так и к арийской религии аланов. Важную роль в культуре осетин играет общесеверокавказский Нартовский эпос, включивший значительные индоиранские элементы, восходящие к верованиям аланов и скифов.

В настоящее время идет активное сближение культур с родственными иранскими народами.

См. также

  • Большой Иран
  • Иранские языки
  • Таджики

Примечания

  1. «The Paleolithic Indo-Europeans» - Panshin.com . Retrieved 4 June 2006.
  2. Измайлова А.А Талыши (Этнокультурные процессы).
  3. E. Ehlers. AGRICULTURE in Iran
  4. M. Bazin. BĀḠ ii. General
  5. (people). Article from the Encyclopædia Britannica

    The Azerbaijani are of mixed ethnic origin, the oldest element deriving from the indigenous population of eastern Transcaucasia and possibly from the Medians of northern Persia. This population was Persianized during the period of the Sāsānian dynasty of Iran (3rd-7th century ce).

  6. Азербайджанцы в БСЭ
  7. B.S. Dhillon: History and Study of the Jats, ISBN 1-895603-02-1

Ссылки

  • Encyclopaedia Iranica

иранские народы дагестана, иранские народы мира, иранские народы россии, иранские народы севера

Иранские народы Информацию О

Персы (самоназвание ирани) - господствующая национальность Ирана - составляют, как отмечено выше, несколько менее половины населения страны. Всего в странах Передней Азии проживает около 9,5 млн. персов; 9200 тыс. из них живет в Иране, около 90 тыс. человек в Ираке, в районе «священных городов» шиитов - Неджефа и Кербелы, а остальные - небольшими группами по нескольку десятков тысяч человек в Афганистане и арабских странах, где, впрочем, к персам относят всех ираноподданных, независимо от их национальной принадлежности. За пределами Ирана персы занимаются земледелием (Ирак), а также торговлей и ремеслами; они составляют заметную прослойку среди нефтепромысловых рабочих в Саудовской Аравии и на Бахрейнских островах.

Слово «Иран» образовано от более древней формы «Ариана» (Айриана в позднейшей редакции Авесты), «страна ариев». Этот термин употреблялся в качестве названия основной части государства Сасанидов, которые называли себя «царями Ирана и не Ирана». Он встречается также в арабских исторических и географических источниках в форме «Иран-шахр» (государство Иран). Этот термин сохранился благодаря возрождению старых традиций в созданной в X в. Фердоуси эпической поэме «Шах- намэ». В дальнейшем этот термин закрепился за названием страны - Иран, безотносительно к этническому составу ее населения. В то же время для названия персов издавна был употребителен термин, происходивший от имени основной области их обитания - Фарс, или Парс (в греческой передаче), по-русски «персы»; язык этого народа соответственно именуется «фарси», по-русски «персидский». Вместе с тем, производное от термина «Иран» прилагательное «иранский» прочно закрепилось за названием группы родственных языков и говорящих на них народов - «иранские языки», «иранские народы».

Иранские националисты, используя разные значения терминов «Иран», «иранец», «иранский», механически объединили под этими терминами не только страну, но и все народы многонационального Ирана, в том числе и персидский народ. Мы в данной работе, следуя прочно установившейся в русской и советской литературе традиции, проводим четкое различие между терминами: «Иран», употребляемом в значении иранского государства и страны; «иранский»- в значении группы иранских языков и говорящих на них народов, «перс» - в значении наименования основной народности Ирана и «персидский» язык - в значении языка этого народа.

В Иране персы населяют главным образом Центральный, 1-й, 2-й, 7-й и 10-й астаны, большую часть 9-го, северо-западную часть 8-го ивосточ- ную часть 5-го и 6-гоастанов, т. ё. почти все области орошаемых и возделываемых земель, за исключением примыкающих с северо-запада районов: Иранского Азербайджана, с запада - Курдистана и Хузистана и с севера - пограничных с советскими государствами Средней Азии районов расселения туркмен и курдов в Хорасане.

Почти по всей стране, кроме Иранского Азербайджана и отчасти Кур- дистана, персы составляют основную часть городского населения, занимаясь ремеслами и торговлей, а также основную массу государственных служащих и лиц свободных профессий. К персам обычно причисляет себя господствующая феодально-помещичья и буржуазная верхушка Ирана, независимо от своего фактического происхождения (известная часть современной иранской знати происходит из каджаров и других тюркских племен, господствовавших в Иране, начиная со времени Сефевидов).

Сельское население отдельных персидских районов обладает рядом характерных отличий во внешнем облике, в быту, экономике, языке и часто даже сохраняет свои местные наименования. Так, население Гиляна и Ма- зандерана составляют так называемые гиляки и мазандеранцы, а также талыши и галеши. Они говорят на особых иранских диалектах и сохраняют в быту много своеобразных особенностей, отличающих их от персов, от которых они отличаются также своим физическим типом.

Большое количество персидского сельского населения южных склонов Эльбурса и восточных склонов Загроса сосредоточено в оазисах, расположенных в окрестностях больших городов; здесь также сохраняются многие особое локальные черты и остатки старых персидских диалектов. Почти повсеместно в указанных северных областях Ирана сельское персидское население живет бок о бок с другими племенами и народностями иранского, тюркского или арабского происхождения.

В Хорасане персидское население занимает по преимуществу южные районы провинции, тогда как северную ее часть в основном населяют туркмены и курды. Начиная с Кучано-Мешхедской долины, получает преобладание персидский язык, щ к югу от Мешхеда тюркская речь постепенна исчезает. "Значительная часть персов живет и далее к югу, в Каине, а также в Сеистане, где они носят название сеистани.

В западных областях Ирана, населенных последовательно с севера на юг азербайджанцами, курдами, лурами и бахтиарами, а также арабами, персидское население почти совершенно отсутствует. То же можно отметить в отношении юго-восточной части страны, населенной белуджами.

Весьма значительный процент населения составляют персы в центральной и южной частях страны, в провинциях, расположенных к юго-западу и к югу от Великой пустыни. В округах Кашан, Исфахан, Иезд, Керман,. Бам, Шираз, Абаде персы составляют господствующее большинство населения; при этом, как отмечалось по отношению к другим районам, персидское население каждой территориально изолированной области, часто составлявшей в прошлом отдельное феодальное владение, обладает рядом характерных черт в быту и языке, сохранившихся и до настоящего времениЧ

Из общей массы персов следует выделить гебров, или зардошти г исповедующих зороастризм в отличие от остальных персов, являющихся мусульманами-шиитами. Гебры представляют собой замкнутую общину и мало общаются с остальным населением; быт их сохраняет

много особенностей, утерянных уже остальными персами, что позволяет выделить их в особую этнографическую группу. Гебры проживают на территории Ирана главным образом в городах Йезде и Кермане; некоторое их количество живет в Тегеране. Всего гебров в Иране от 10 до 20 тыс.; значительное число их проживает в северо-западной Индии (Бомбей).

Из общей массы персов следует выделить также небольшое количество так называемых фарсов-кочевников в Ширазской и Керманской провинциях; о них известно очень мало.

Вопрос о происхождении персидского народа все еще недостаточно изучен. До сего времени на территории Ирана и ближайших к нему областей не найдено следов палеолитического человека. Все первобытные археологические находки, сделанные в Иране, относятся к эпохам неолита и энеолита.

Раскопки в Сузах (Хузистан), в Анау (на территории СССР, близ Ашхабада), в Месопотамии, близ древнего Персеполя, и на севере, близ городов Дамган и Горган, дали большое количество поздненеолитических орудий и крашеной керамики, а также обнаружили следы неолитического жилища. Указанные находки показали, что на территории Ирана существовала развитая земледельческая культура, которая была близка культурам того же типа в Месопотамии, Северной Индии и Средней Азии ц составляла с ними единую культурную область. Некоторые исследователи считают, что существование более ранней примитивной земледельческой культуры скорее быдо возможно на Иранском плоскогорье, чем на равнинах Месопотамии, так как освоение мелких речек внутреннего иранского бассейна для нужд, орошения представляется более легким, чем освоение крупных рек Месопотамии.

Большое число находок в Иране и в соседних с ним странах относится к периоду энеолита. Медь и бронза появились здесь, по-видимому, уже в IV тысячелетии до н. э. и прослеживаются и позднее - во II тысячелетии. Весьма своеобразна богатейшая культура луристанской бронзы, древнейшие образцы которой относятся, вероятно, к началу II тысячелетия до н. э.

Письменным памятникам древного Двуречья мы обязаны знакомством с именами некоторых народов, живших в западной части Иранского плоскогорья. Таковы лулубеи, гутеи (середина III тысячелетия до н. э.) и касситы (XVIIT в. до н. э.), в свое время завоевавшие равнину Месопо- . тамии. Однако этническое происхождение этих народов остается неясным; во всяком случае, ни лулубеи, ни гутеи не говорили на индоевропейских языках. Можно с уверенностью сказать, что лишь с середины II тысячелетия появились отдельные индоевропейские элементы, например, у хурритов на верхнем течении Евфрата, а также у упомянутых выше касситов, выходцев с гор Загроса; эти элементы усматриваются в индоевропейских именах царей, династий, богов, а также в некоторых нарицательных именах.

Первые известия об индоевропейских племенах на территории Ирана - о мидянах и родственных им персах - относятся к IX в. до н. э., когда эти племена названы в ассирийских памятниках. Персидские племена, которых Геродот насчитывает десять (шесть оседлых и четыре кочевых) 2 , первоначально находились под властью родственных им мидян, создавших во второй половине VII в. до. н. э. сильное государство, распространившее свое господство на ряд соседних стран. Однако в середине VI в. до н. э. персы свергли власть мидян.

Основателю династии Ахеменидов Киру (558-529 гг. до н. э.) и его преемникам (Камбизу, Дарию I) удалось объединить персов, завоевать ряд стран и народов и создать обширное государство. Это способствовало отмиранию первобытно-общинных отношений среди персидских племен и развитию рабовладения; однако Персидская держава в целом не имела единой экономической базы и представляла собой лишь военноадминистративное объединение. Характерна в этом отношении надпись Дария I о сооружении дворца в Сузах, содержащая перечень народов, представители которых были использованы при сооружении дворца в качестве камнетесов, златокузнецов, строительных рабочих и вообще ремесленников. Мы находим здесь вавилонян, ассирийцев, киликийцев, ионяьГ (малоазийских греков), индийцев, мидян, египтян. Персы в этом перечне отсутствуют не только потому, что в то время они далеко уступали перечисленным народам в развитии материальной культуры и ремесла и не могли из своей среды выдвинуть мастеров для постройки и отделки царского дворца. Причина заключается и в том, что у персов-ахе- менидского периода существовала военно-племенная организация, благодаря которой им удалось покорить большую часть стран и народов Передней Азии и заставить их работать на себя. Не случайно в древнеперсидском языке народ и войско называются одним и тем же словом 3 .

После падения в IV в. до н. э., в результате завоевательных походов Александра Македонского, Ахеменидского государства на территории Ирана в течение нескольких столетий происходила смена государственных образований, каждое из которых в такой же мере, как и государство Ахеменидов, представляло собой объединение различных племен и народностей. Однако персы не занимали в этих государствах того господствующего положения, которое они занимали в государстве Ахеменидов. Этот многовековой период напряженной борьбы широких народных масс, находившихся на разных ступенях общественно-экономического развития, против все усиливавшегося закабаления их рабовладельческой знатью был вместе с тем, по-видимому, периодом сложения персидской народности, как и ряда других ираноязычных народностей на территории Ирана и Средней Азии. В этот период, когда значительная часть ираноязыных племен и народностей начала интенсивно переходить к земледелию, на базе старых местных культов, в частности культа огня, возникла получившая столь большое распространение в Иране и Средней Азии дуалистическая религия зороастризм. Наконец, именно в этот период сложился и получил письменное оформление на базе арамейского алфавита язык древней персидской народности, называемый, в отличие от древнеперсидского языка ахеменидских надписей, среднеперсидским, или же по имени крупнейшего государственного образования той эпохи - Парфии-пехлевийским 1 .

В 224 г. н. э. один из князей Фарса Ардешир Папакан поднял восстание против одряхлевшей Парфянской державы, и через несколько лет ему удалось создать обширное Сасанидское 2 государство.

В централизованном Сасанидском государстве, первоначально (III-V вв. я. э.) все еще рабовладельческом по своей социальной основе, значительного развития достигла классовая дифференциация среди свободного населения, приведшая к образованию обособленных сословий - жрецов, воинов, земледельцев и ремесленников. Первые два, к которым впоследствии прибавилось сословие чиновников, состояли из представителей землевладельческой и рабовладельческой верхушки и были главной социальной опорой Сасанидской монархии; земледельцы же впоследствии слились в одно сословие с ремесленниками. Постепенно уже не только рабы, но и большая часть свободного населения оказалась* в зависимости от землевладельческой знати. Происходил процесс феодализации иранского общества. В религиозной жизни сасанидского Ирана также происходили изменения. Зороастризм, с его культом не только огня, но и земледелия, был объявлен государственной религией; зороастрийские жрецы, владевшие обширными храмовыми землями, составили одну из крупных прослоек господствующего класса.

Протест угнетенных народных масс против все усиливавшегося закабаления и социального неравенства находил свое выражение в направленных против зороастризма религиозных движениях. Возникшее в V в. на севере Ирана движение маздакитов широко охватило персидские области Ирана; в нем приняли участие закабаленные крестьяне, рабы, ремесленники, городская беднота, часть мелких и средних землевладельцев. Это народное движение в известной мере подготовило крах рабовладельческих отношений.

Ожесточенная классовая борьба в сасанидском Иране облегчила его завоевание в середине VII в. арабами, включившими Иран в состав вновь образованного государства - халифата. Завоеватели принесли с собой новую религию - ислам, которая постепенно вытеснила древний зороастризм. Завоевание принесло в Иран также новый этнический элемент - арабов", постепенно оседавших в стране и частично растворившихся среди основного населения. Наконец, арабские завоеватели ускорили завершение * процесса феодализации Ирана. В различных местностях Ирана не прекращались вспышки крупных восстаний широких народных масс, по своим лозунгам близких к движению маздакитов. Жестоко подавляя восстания, арабские завоеватели неоднократно применяли массовые перемещения населения.

Борьба народов против арабского ига и развитие феодализма привели в IX-X вв. к возникновению на территории Ирана и Средней Азии отдельных государств, управляемых династиями местного происхождения (Та- хириды, Саффариды, Саманиды, Буиды).

С начала XI в. Иран подпал под многовековое господство тюркских завоевателей. В XI в. Иран был завоеван туркменами-сельджуками. После ослабления их власти в конце XII в. страну раздирали феодальные междоусобицы, и в конце концов, после кратковременного подчинения государям Хорезма, ее завоевали монголы. С конца XIV в. Ираном завладел Тимур; во второй половине XVв. Иран стал ареной борьбы между Тимуридами и двумя туркменскими династиями - Ак-Коюнлу и Кара- Коюнлу. Период тюркского, а затем монгольского господства связан с дальнейшим изменением этнического состава Ирана: в стране появились многочисленные тюркские племена, отчасти продолжавшие вести кочевой образ жизни, отчасти перешедшие к оседлости и смешавшиеся с основным населением страны.

С начала XVI в. над Ираном устанавливает свое господство тюркская династия Сефевидов (1502-1736). Первоначально Сефевиды опирались на вооруженную силу ряда тюркских племен, объединенных ими в «Союз кызылбашей». Кызылбашская кочевая знать составила ведущую прослойку феодального класса страны. Только в период расцвета Сефевидской державы, при шахах Аббасе I и Сефи I влияние кызылбащской знати было несколько ограничено и Сефевиды стали опираться на иранскую землевладельческую аристократию.

Ведя успешные войны с соседями, Сефевиды практиковали массовое переселение покоренного населения (армян, грузин) в глубь страны, а также перемещали отдельные группы населения внутри страны (так, например, для защиты границ были переселены в Хорасан курды). Большинство потомков этих переселенцев и до настоящего времени проживает там, где их предков поселили сефевидские шахи.

При Сефевидах шиитский толк ислама стал государственной религией Ирана.

Экономическое разорение страны, обусловленное ростом феодальной эксплуатации, антифеодальная борьба народных масс и борьба покореп- ных народов против власти сефевидских шахов были причинами того, что со второй половины XVII в. держава Сефевидов стала клониться к упадку. После кратковременного владычества афганцев (середина XVIII в.) и Надир-шаха, выходца из тюркского племени афшар, власть в стране перешла к луру Керим-хану, а в 1794 г. длительная междоусобица закончилась победой представителя тюркского племени каджаров - Ага- Мухаммед-хана. Так началось правление ненавистной народным массам династии Каджаров (1794-1925), при которой крепостническая эксплуатация и национальный гнет приняли особенно острые формы. В этот же период в судьбах Ирана произошли большие изменения, связанные с колониальным закабалением страны.

Уже во второй половине XVIII в. ослабленный феодальной анархией отсталый Иран начинает привлекать взоры европейских капиталистов. С 1763 г. англичане, пользуясь слабостью Иранского государства, навязали ему ряд неравноправных договоров, положивших начало превращению шахского Ирана в зависимую от Англии страну. В дальнейшем эта зависимость продолжала усиливаться. В 1901 г. угрозами и подкупом Англия заставила шаха предоставить английскому подданному д’Арси концессию на монопольную эксплуатацию нефтяных источников на юге страны на кабальных для Ирана условиях. Концессия д’Арси в 1909 г. по инициативе английского адмиралтейства была преобразована в Англо- Персидскую нефтяную компанию (впоследствии - Англо-Иранскую нефтяную компанию, сокращенно АИНК), причем больше половины всех акций компании скупило английское правительство. Компания послужила главнейшим рычагом не только экономического, но и политического закабаления Ирана английским империализмом. АИНК со временем превратилась в государство в государстве: она получила право содержать свою охрану и полицию, имела свои подъездные пути, пристани и суда, фактически распоряжалась назначением иранской администрации Хузи- стана, где велись нефтяные разработки. Беспощадно эксплуатируя рабочих, компания получала огромные прибыли. Немалую роль в закабалении Ирана сыграл и английский Шахиншахский банк.

В то же время северные области Ирана подверглись империалистической экспансии со стороны царской России.

К началу XX в. империалистическое порабощение Ирана стало совершившимся фактом. Для характеристики экономической зависимости Ирана от капиталистических стран, главным образом Англии и царской России, достаточно указать, что Иран должен был выплачивать ежегодно только одних процентов по займам свыше 0,5 млн. ф. ст., что составляло около одной трети всех государственных расходов.

Превращение Ирана в полуколонию сильнейшим образом затормозило развитие отечественной промышленности, воспрепятствовало возникновению фабрик и заводов,вызвало упадок национальной мануфактуры и старинных ремесел. Господство иностранного капитала способствовало укреплению существующего политического строя и сохранению в стране феодализма в качестве основного экономического уклада. В то же время, в связи с ростом внешней торговли и развитием товарно-денежных отношений, иранские помещики оказались заинтересованными к увеличении своих земельных владений, которые они стали использовать под производство культур, имеющих спрос на внешнем рынке; в результате усилился процесс обезземеления крестьянства. Иранская буржуазия, не имевшая возможности вложить свой капитал в промышленность, помещала его в землю, стала заниматься ростовщическими операциями. Производилась лихорадочная скупка земель, повышались цены на них, помещики и буржуазия стали захватывать крестьянские земли. На угнетение со стороны правящих классов и иноземных грабителей трудящиеся массы отвечали беспрерывными восстаниями. Почти полувековое царствование Насреддин-шаха (1848-1896) было наполнено волнениями городской бедноты, ремесленников (крупнейшими из них были бабидские восстания 1840-1850-х годов), крестьянскими восстаниями.

В этих условиях во второй половине XIX в. в Иране начала формироваться национально-буржуазная идеология.

Резкое обострение внутренних социальных противоречий, потребности буржуазного развития страны, борьба против закабаления ее империалистами,- все это послужило предпосылками иранской буржуазной революции 1905-1911 гг. Непосредственный толчок дала революция 1905 г., в России, сыгравшая большую роль в истории Ирана. Уже на рубеже XX в. большие массы безработных устремлялись из Ирана в города Закавказья и Средней Азии, где у российских рабочих они перенимали революционный опыт. «Вслед за русским движением 1905 года,- писал В. И. Ленин,- демократическая революция охватила всю Азию - Турцию, Персию, Китай» 1 .

«Мировой капитализм и русское движение 1905 года окончательно разбудили Азию. Сотни миллионов забитого, одичавшего в средневековом застое, населения проснулись к новой жизни и к борьбе за азбучные права человека, за демократию» 2 .

Иранская буржуазная революция-не осуществила народных надежд и не разрешила стоявшей перед ней объективной задачи создания независимого демократического государства; буржуазия оказалась неспособной разрешить и аграрный вопрос. Тем не менее, революция 1905-1911 гг. привела к ослаблению феодальных порядков. В годы иранской буржуазной революции по всей стране возникли энджумены - органы самоуправления, принявшие активное участие в руководстве рабочими стачками в 1907-1908 гг. К этому же времени относятся первые попытки создания рабочих организаций, в частности профсоюза печатников.

В годы первой мировой войны, несмотря на то, что Иран сохранял нейтралитет, на его территории развернулись военные действия между турецко-германскими войсками, с одной стороны, и русскими и английскими - с другой. После поражения Германии английские империалисты оккупировали всю территорию Ирана и в 1919 г. принудили иранское правительство подписать кабальное англо-иранское соглашение, поставившее под контроль Англии государственный аппарат, армию, финансы, дорожное строительство и таможенную политику Ирана. Подписание этого соглашения вызвало взрыв возмущения народов Ирана: в городах проходили митинги протеста, антиимпериалистическое движение в стране усилилось. Соглашение пришлось аннулировать.

Огромное влияние на развитие революционного и национально-освободительного движения в Иране оказала Великая Октябрьская социалистическая революция, открывшая новую эпоху в освободительной борьбе народов Востока, а также успехи Советской России в борьбе с интервенцией и решительный отказ советского правительства от политики порабощения слабо развитых стран. В 1918 и 1919 гг. советское правительство официально объявило об аннулировании всех соглашений царской России, направленных против независимости Ирана; это заявление было закреплено советско-иранским договором, подписанным в Москве 26 февраля 1921 г.,- первым в новейшей истории Ирана равноправным договором. Под влиянием событий в России в 1918-1922 гг. в Иране возникла новая волна народного движения, развивалось национально-освободительное движение в Гиляне, произошло восстание шейха Хиабани в Тебризе. В ряде городов создавались Советы, руководимые социал-демократической партией «Адалят» («Справедливость»), переименованной в 1920 г. в Коммунистическую партию Ирана.

Национально-освободительное движение в Иране было задушено силами реакции при активной помощи английских империалистов. В феврале 1921 г. англичане инспирировали в стране политический переворот и привели к власти своего агента - Сеида Зияеддина. Переворот был совершен силами иранских казачьих частей с Реза-ханом во главе. Правительство Зияеддина через несколько месяцев пало, а Реза-хан в 1925 г. добился провозглашения себя шахом. Династия Каджаров была низложена.

Правительством Реза-шаха были проведены помещичье-буржуазные реформы, сыгравшие известную положительную роль в укреплении иранского государства. Однако эти реформы сочетались с планомерным подавлением демократического движения. Все демократические организации вынуждены были уйти в подполье, в стране усилился национальный гнет, национальное движение жестоко преследовалось.

Ко времени правления Реза-шаха относится усиление американской экспансии в Иране. В 1922-1927 гг. так называемая миссия Мильспо, нарушая суверенитет и независимость Ирана, пыталась добиться установления в стране господства американских монополий, прежде всего в области финансов.

Начиная с 1930-х годов, Реза-шах пошел на прямое сотрудничество с гитлеровской Германией. Германский фашизм начал прибирать к рукам иранскую экономику и превращать страну в плацдарм для нападения на СССР. После нападения гитлеровской Германии на Советский Союз, несмотря на неоднократные предупреждения советского правительства,. Реза-шах продолжал покровительствовать германским агентам и давать им убежище на территории Ирана. Тогда советское правительство было вынуждено ввести в Иран свои войска на основании советско-иранского договора 1921 г., статья 6 которого гласит, что в случае, если третьи страны попытаются насильственно вторгнуться на территорию Ирана или превратить его в базу для военных наступлений против Советского государства, советское правительство будет иметь право ввести войска на территорию Ирана. Одновременно в Иран были введены английские войска, а несколько позже - войска США. В связи с крахом своей политики Реза-шах 16 сентября 1941 г. вынужден был отречься от престола в пользу своего сына - Мохаммеда Реза.

Падение диктатуры Реза-шаха и освободительный характер второй мировой войны вызвали в стране широкое демократическое движение, во главе которого стала Народная партия Ирана (Хизбе тудейе Иран), возникшая в 1941 г. Народная партия завоевала большой авторитет и вскоре стала единственной массовой партией трудящихся Ирана. По инициативе Народной партии были созданы профсоюзы, демократические организации женщин, молодежи и крестьянские союзы* Под руководством Народной партии и Центрального совета профвоюзов трудящиеся Ирана в 1944-1946 гг. добились больших успехов. В эти годы развернулось широкое рабочее движение, которое не прекращалось и в последующие годы.

Ранее Иран назывался Персией, до сих пор страну так называют во многих художественных произведениях. Часто культуру Ирана называют персидской, Иранскую цивилизацию также называют персидской. Персами называют коренное население Ирана, а также народ, проживающий в странах Персидского залива, народ, проживающий близ Кавказа, Средней Азии, Афганистана, Пакистана и Северной Индии.

Официально иранское государство называется Исламская Республика Иран. Название страны «Иран» используется в настоящее время для современной цивилизации, сейчас персов называют иранцами, это народ, проживающий на территории между Каспийским морем и Персидским заливом. Иранцы проживают на этой территории в течении более двух с половиной тысяч лет.

Иранцы имеют непосредственную связь с народами, называвшими себя ариями, которые также проживали на этой территории в древние времена, они были предками индо-европейских народов Центральной Азии. На протяжении многих лет происходили нашествия на цивилизацию иранцев, и в связи с этим империя претерпевала некоторые изменения.

Из-за нашествий и войн постепенно менялся состав населения страны, государство расширялось, а народы, попадавшие в него, стихийно смешивались. На сегодняшний день перед нами предстает такая картина: в результате большого количества миграций и войн на территорию и культуру Ирана претендуют народы европейского, тюркского, арабского и кавказского происхождения.

Многие из этих народов проживают на территории современного Ирана. При чем жители Ирана предпочитают, чтобы страну называли Персией, а их – персами, чтобы указать на свое сходство и преемственность по отношению к персидской культуре. Часто население Ирана не хочет иметь ничего общего с современным политическим государством. Многие иранцы эмигрировали в Соединенные Штаты Америки и Европу, но и там они не хотят себя сопоставлять с современной Исламской Республики Иран, созданной в 1979 году.

Становление нации

Иранский народ является одним из старейших цивилизованных народов в мире. Во времена палеолита и мезолит население проживало в пещерах в горах Загрос и Эльбурс. Самые ранние цивилизации в регионе проживали предгорьях Загроса, где они развивали сельское хозяйство и животноводство, а также была создана первая городской культуры в бассейне Тигра и Евфрата.

Возникновение Ирана относят к середине I тысячелетия до нашей эры, когда Кир Великий создает Персидскую империю, существовавшую до 333 года до нашей эры. Персидская империя была завоевана Александром Македонским. В шестом веке до нашей эры Персия возвращает независимость, и Персидское царство существует уже до седьмого века нашей эры.

Страна включается в Мединский, а позже в Дамасский халифат с приходом на территорию Персии ислама. Изначальная религия зороастрийцев практически исчезает, будучи полностью подавлена исламом. Вплоть до настоящего времени в иранской истории повторяется один и тот же сюжет разворачивания событий: завоеватели иранской территории в конечном счёте сами становятся почитателями иранской культуры. Одним словом, они становятся персами.

Первым из этих завоевателей был Александр Великий, который пронесся по области и завоевал империи Ахеменидов в 330 году до н.э. Александр умер вскоре после этого, оставляя своих генералов и их потомков на этой земле. Процесс расчленения и завоевания страны завершился созданием обновленной Персидского империи.

В начале третьего века нашей эры Сасаниды объединили все территории к востоку, включая и Индию, и успешно стали сотрудничать с Византийской империей. Вторыми Великими завоевателями были арабские мусульмане, пришедшие из Саудовской Аравии в в 640 году нашей эры. Они постепенно сливались с иранскими народами, и уже к 750 году произошла революция, которая подтолкнула новых завоевателей стать персами, но с вкраплениями элементов своей культуры. Так появилась империя Багдад.

Следующие завоеватели, которые пришли с волной тюркских народов на земли Ирана в одиннадцатом веке. Они установили суды в северо-восточной части Хорасан, основали несколько больших городов. Они стали покровителями персидской литературы, искусства и архитектуры.

Последовательные монгольские нашествия тринадцатого века происходили в период относительной нестабильности, которая длилась вплоть до начала шестнадцатого века. Иран вновь приобретает независимость с приходом к власти персидской династии Сефевидов. Они установили в качестве государственной религии шиизм. И этот период стал расцветом иранской цивилизации. Столица Сефевидов, Исфахан, была одним из самых цивилизованных мест на земле, задолго до появления большинства городов в Европе.

Последующими завоевателями были афганцы и турки, однако, результат был тот же самый, что и у предыдущих завоевателей. В период завоевания Ирана народом Каджар с 1899 года по 1925 год, Персия вступила в контакт с европейской цивилизацией самым серьезным образом. Промышленная революция на Западе серьезно пошатнула экономику Ирана.

Отсутствие современной армии с новейшим военным оружием и транспортом приводит к большим потерям территорий и влияния. Иранские правители пошли на уступки, давая возможность развития для сельскохозяйственных и экономических институтов своих европейских конкурентов. Это было нужно для того, чтобы привлечь средства, необходимые для модернизации. Большая часть денег пошла напрямую в карманы правителей.

Через несколько лет страна вновь приходит к процветанию, благодаря основанию новой династии. В 1906 году в Иране провозглашают конституционную монархию, существовавшая вплоть до 1979 года, пока шах Мохаммад Реза Пехлеви не был свергнут с трона. В январе 1979 года аятолла Хомейни провозглашает Иран исламской республикой.

Этнические отношения Ирана

В Иране в основном не бывает межэтнических конфликтов, особенно учитывая тот фактор, что там проживает огромное количество разных народностей. Можно с уверенностью заключить, что в Иране никто не преследует и не терроризирует этнические меньшинства, и тем более не существует открытой дискриминации.

Некоторые группы, проживающие в Иране, всегда стремились к автономии. Одними из главных представителей таких народов являются курды, проживающие на западной границе Ирана. Эти люди отчаянно независимы, они постоянно оказывают давление на иранское центральное правительство, чтобы оно пошло в их отношении на экономические уступки и приняло их автономные полномочия для принятия решений.

Тем не менее, за пределами городских районов курды уже осуществляют внушительный контроль над своими регионами. Иранские правительственные чиновники ориентируются очень легко в этих областях. Курды в Иране наряду с их собратьями в Ираке и Турции давно хотят создать независимое государство. Ближайшие перспективы для этого являются довольно тусклыми.

Кочевые родовые группы в южных и западных районах Ирана также создают некоторые проблемы для центрального правительства страны. Эти народы пасут своих коз и овец и, как следствие, постоянно кочуют более половины года, эти народы всегда было исторически трудно контролировать.

Эти народы, как правило, самодостаточны, и некоторые из них являются довольно-таки зажиточными людьми. Попытки урегулировать отношения с этими племенами в прошлом часто сталкивались с насильственными действиями. В настоящее время они пытаются заключить хрупкий мир с иранскими центральными органами власти.

Арабское население в юго-западной провинции в Персидском заливе Хузестан выказывает свое желание вырваться из Ирана. Во времена конфликта между Ираном и Ираком, иракские лидеры поддержали сепаратистское движение как способ противодействовать иранским должностным лицам. Суровое социального преследования в Иране была направлена на религиозных Периоды относительного спокойствия чередовались с периодами дискриминации на протяжении веков. В соответствии с действующим законом Исламской республики, эти меньшинства переживали трудное время.

Хотя теоретически они должны были попасть под защиту как «людей Писания» по исламскому праву, а евреи, христиане и зороастрийцы столкнулись с обвинениями в шпионаже в пользу западных стран или для Израиля. Исламские чиновники также имеют смутное представление о своей толерантности потребления алкоголя, а также относительную свободу по отношению к женскому полу.

Одна группа, которая повсеместно преследовалась, вела свое начало со времен девятнадцатого века, но ее религия рассматривалась как еретическое направление мусульман-шиитов.

Персы, или иранцы, - коренные жители Персии (нынешнее официальное название страны - Исламская Республика Иран), народ иранской группы индоевропейской семьи. Персы являются этническим большинством в Иране (51% из более чем 66-миллионного населения страны); они проживают в основном в центральных и южных районах Ирана. Из персов набирается значительная часть государственных служащих. За пределами Ирана персы проживают главным образом в соседних странах - в Ираке, на западе Афганистана, в Азербайджане и Туркмении. После политических потрясений второй половины ХХ в. большая группа иранцев эмигрировала в Европу и США. Сегодня в нашей стране и в южных государствах СНГ также живет большое количество выходцев из Ирана. Наряду с афганцами они торгуют на рынках, заключают мелкооптовые сделки. Многие персы за рубежом занимаются религиозной пропагандой.

Современный Иран - многонациональная страна. К основным национальным меньшинствам относятся азербайджанцы (24% населения страны), курды (7%), гилянцы и мазендаранцы (в сумме - 8%), арабы (3), луры (2), белуджи (2), туркмены (2), турки (1), бахтияры, кашкайцы, таджики и другие народности (в сумме - около 2% населения). Образовавшийся как государство персов, Иран в древности и в средние века проводил активную завоевательную политику, персидские правители объединили под своей властью разноязычные народы и племена. В VII в. Персию завоевали арабы. Они принесли с собой ислам, ставший главенствующей религией: ныне 99% жителей Ирана - мусульмане. При этом 89% иранцев исповедуют ислам шиитского толка, 10% - сунниты.
Стихотворение «Исповедь шиита» российской поэтессы Людмилы Авдеевой передает мироощущение простого иранца:

Там в жизни загробной нет, знаю, богатых.
Там есть справедливость, все радости рядом.
И Шейда прекрасная будет со мною.
А здесь на земле ее взгляда не стою.

Здесь наша семья всех беднее в квартале.
Не смею мечтать, чтоб мне Шейду отдали.
Здесь голодно жить, столько лет нет работы.
А там будет счастлив любой безработный.

Там реки из маста, там горы из мяса.
Рви фрукты на ужин из райского сада.
Сосед наш Али чем-то все недоволен.
Учиться он хочет, а дом не достроен...

Ислам шиитского толка, исповедуемый только примерно одной десятой всех мусульман в мире, для персов является основой жизненной философии.
С 1979 г. в Исламской Республике Иран руководство государством оказалось в руках шиитских богословов. Исламский режим создал беспрецедентное в современной истории государство, в котором все стороны жизни оказались подчинены представлениям ислама шиитского толка. Политические, правовые, нравственные, эстетические, этические, культурные и философские представления подавляющего большинства персов сегодня определяются нормами ислама.
Боголюбие, четкое и твердое следование нормам и традициям ислама - основная добродетель, выделяемая жителями современного Ирана при подчеркивании положительных черт характера того или иного человека. Разумеется, этими качествами не ограничивается набор положительных характеристик перса.
Отличительной чертой иранцев является гостеприимство. Вежливый прием - это тот минимум, на который может рассчитывать иностранец, впервые приезжающий в эту страну. Обвинение в негостеприимстве - одно из худших в Иране. В любом доме вас встретят со словами «Хош амадид!» («Добро пожаловать!»). Гостю предоставят лучшее место за столом и накормят самыми лучшими и разнообразными блюдами. Даже если это дом беднейшего перса, встретить гостя ему помогут соседи. Для хозяина нет ничего приятней, чем услышать от гостя о том, что усилия не пропали даром, что он поражен приемом, богатством блюд и их вкусом.

Женщины на демонстрации
несут портрет
президента Хатами

Вообще доброжелательность - одна из визитных карточек иранцев. Общение с людьми у перса проникнуто уважением к собеседнику. При обращении друг к другу иранцы используют слова «ага» (господин), «сахеб» (господин), «барадар» (брат), добавляя при этом «азиз» (дорогой), «мохтарам» (уважаемый). Равные по положению люди при встрече обнимаются и жмут друг другу руки. При встрече со старшими персы низко кланяются. Выражая уважение, благодарность и внимание, иранцы часто прикладывают правую руку к сердцу. Общительность, предупредительность и вежливость - наиболее часто проявляемые коммуникативные качества персов.
К высшим моральным принципам иранцев относятся почитание умерших предков, уважение к старшим и старикам. Старшие, по общепринятому мнению, - это олицетворение рода, семьи. Всеобщее благополучие зависит от успеха каждого. Родственные, клановые и племенные отношения цементируют нацию. Земляки, перебравшиеся из деревни в город раньше других, помогают вновь прибывшим в трудоустройстве и обустройстве быта. Среди иранцев распространена традиция, напоминающая советский субботник. Жители одного квартала, деревни или улицы коллективно помогают в строительстве нового дома своему товарищу. Это событие становится подлинным праздником труда. Поддержать работающих приходят певцы и музыканты. По окончании работы все угощаются пловом и сластями.

Одно из отличительных качеств большинства персов - стремление к прекрасному, любовь к искусству. После провозглашения Исламской Республики в 1979 г. духовенство проводило курс на подчинение культуры и искусства задаче исламизации иранского общества. Запретным стало «западное искусство». Это затормозило культурное обогащение страны извне, но в то же время стимулировало подъем народного творчества. Среди простых иранцев много людей, наделенных талантами музыкантов, поэтов, декламаторов, художников. Персов отличает великолепное чувство юмора. Шутка, вовремя и к месту сказанная, позволяет пережить невзгоды.
Иранцы суеверны. Мусульмане в Иране живут в мире постоянного мистического мироощущения. Они верят в злых духов, талисманы, колдовство, гадание, считают, что священными могут быть камни, деревья, постройки. Священными считают также хлеб, воду, посевы, дороги, небо, огонь. Страшными считаются духи покойников, которые «бродят в поисках живых» и могут вселяться в них, особенно в женщин. Поэтому персы боятся появляться в тех местах, где, по их поверью, обитают злые духи. Широко распространены среди простых иранцев амулеты, призванные защитить от сглаза и порчи. Амулеты вешают на шею новорожденному ребенку, мальчику, красивой девочке и новобрачным, так как полагают, что именно эти люди в наименьшей степени защищены от «козней злого духа». В деревнях верят в привидения, ведьм. Большой популярностью пользуются толкователи снов.
При общении с персами необходимо принимать во внимание, прежде всего, особенности их культурного и религиозного развития. Заслужить уважение персов легче, если вы знаете имена их великих соотечественников. Цитирование Омара Хайяма, Саади, Хафиза и других иранских поэтов и философов поднимет ваш авторитет в глазах собеседника. Но иноверцу следует избегать обсуждать с иранцем религиозные темы. Иранец никогда не скажет вам в лицо, что вы его обидели, задев тонкую струну его души. Однако в дальнейшем такая обида им не забудется и может стать причиной охлаждения или даже прекращения отношений.
Во время мусульманского поста в месяц рамадан меняется образ жизни в иранских семьях, он становится более размеренным и замедленным. Рабочий день сокращается. Важные дела откладываются на более позднее время. Нет смысла ждать от мусульманина быстрого выполнения вашей просьбы. Иностранец, находящийся в Иране во время поста, не должен в дневное время курить, есть или пить в присутствии местных жителей. Раздражение может также вызвать появление европейской женщины, не прикрывшей свои ноги, руки и лицо от взглядов посторонних мужчин. Состояние заторможенности, в которой находятся мусульмане во время поста, продолжается еще некоторое время после его окончания. Самыми опасными считаются первые дни после поста. Именно на них приходится пик дорожно-транспортных происшествий в Тегеране и других крупных городах. Водители просто не успевают адаптироваться к условиям резко выросшего темпа жизни и увеличению количества автомобилей на дорогах.
Несмотря на то, что статья 20 Конституции Ирана провозглашает равенство всех членов общества перед законом, иранские женщины практически лишены многих прав. Законодательно мужчина рассматривается как глава семьи, женщина в семье подчинена мужчине. Право подать на развод имеет только мужчина. Дети в случае смерти супруга передаются для воспитания в семью покойного мужа, а женщина теряет право на своих детей. В случае развода дети также остаются с отцом. Все женщины, иранки и иностранки, в общественных местах и учреждениях обязаны носить хиджаб - накидку на голову. Во время ирано-иракской войны 1980-1988 гг. в Иране был распространен лозунг: «Иранка, хиджаб - твой окоп!». В транспорте и в общественных местах предусмотрены раздельные места для мужчин и женщин. Женщины не имеют права заниматься многими профессиями (в частности, не может быть женщины-певицы, женщины-судьи, женщины-археолога или геолога). Закон разрешает мусульманину жениться на иноверке, но запрещает иранке выходить замуж за иностранца, если он не мусульманин. Свобода передвижения иранки также ограничена целым рядом положений шариата. Поездка за границу может проходить только при выполнении одного из двух обязательных условий: в сопровождении взрослого мужчины - члена семьи либо с письменного разрешения мужа или отца (для незамужней).

Уголовные наказания для женщин - более суровые, чем предусмотренные уголовным кодексом за подобные преступления для мужчин. В феврале 2003 г. за убийство одного мужчины две женщины были повешены, еще две получили пожизненный срок заключения.
Безусловно, в Иране не все так мрачно, как представляют западные средства массовой информации. Жизнь в стране продолжается. В последние годы наметилась определенная либерализация в образе жизни иранцев. Конечно, по телевидению не демонстрируют «легкое порно», как в нашей стране. Но можно с уверенностью сказать, что подавляющее большинство в иранском обществе и не стремится к подобным «свободам». Умение иранцев легко и по-философски переживать жизненные невзгоды - тот стержень, который позволяет этой нации развиваться, двигаясь в едином со всем человечеством направлении. Непохожесть на европейцев или американцев - не повод для объявления людей, о которых они мало что знают, «вне закона».
Иран - многонациональное государство, в котором религия выполняет большое количество функций, и главная из них - объединение людей.

Иран - одно из самых крупных по территории государств Передней Азии: его площадь равняется 1630 тыс. км 2 . Большая часть страны расположена на обширном Иранском нагорье, внутренняя часть которого - Иранское плоскогорье - имеет треугольную форму и окружено высокими цепями гор, достигающими в высоту 4 тыс. м. С севера плоскогорье окаймлено горной системой Эльбурс, в которой расположена самая высокая гора Ирана - вулкан Демавенд (5670 м). Являясь западным продолжением горных систем Паропамиза и Гиндукуша, Эльбурс тянется рядами параллельных хребтов вдоль южного побережья Каспийского моря. Вершину треугольника составляет расположенная на юго- восток от Арарата Азербайджанская горная страна, увенчанная потухшим вулканом Савелан (более 4800 м). На юг от нее отходит Курдистанский хребет. С юго-запада и юга Иранское нагорье окаймлено горными системами Загрос (до 4 тыс. м) и Мекран (до 2,5 тыс. м); с востока - Восточно-Иранскими горами (до 2 тыс. м). Между горными хребтами, окаймляющими плоскогорье, расположены обширные долины. Большую часть внутреннего Иранского плоскогорья (высота 1 тыс. м) составляют расположенная в северо-западной части его соленая пустыня Деште-Кевир и тянущаяся на юго-восток от нее пустыня Деште-Лут.

Внешние склоны окаймляющих плоскогорье гор переходят в низменности - Прикаспийскую и Хузистанскую; на юге, по побережью Персидского залива, тянется приморская пустыня Гармсир; на востоке расположена Сеистанская равнина.

Самая большая и единственная судоходная река Ирана - Карун; западнее Каруна течет р. Керха, заканчивающаяся не имеющей стока обширной, до 1 тыс. км 2 лагуной, в округе Деште-Мишая в Хузистане; на севере Ирана течет р. Сефидруд, впадающая в Каспийское море. Остальные реки Ирана значительно меньше, причем большинство из них стекает с внутренних склонов гор, окаймляющих Иранское плоскогорье.

Таким образом, большая часть территории Ирана представляет собой замкнутый бассейн, воды которого лишены стока в моря или океаны. Продукты вымывания и выветривания горных пород выносятся во внутренние области и отлагаются там, постепенно нивелируя поверхность и сглаживая неровности рельефа.

Характерную особенность Иранского плоскогорья представляет и то обстоятельство, что реки внутреннего бассейна не уходят далеко в глубь страны. Они либо теряются в песках, либо впадают в бессточные, обычно соленые озера, крупнейшие из которых Урмия (Резайе) - единственное судоходное озеро Ирана - и Дерьячейе-Немек. Поэтому пресная вода в Иране имеет огромную ценность.

Недра Ирана богаты полезными ископаемыми - каменным углем, железной рудой, медью, свинцом, золотом, серебром, мышьяком, серой г солью и др. Однако большинство из них не разрабатывается. Главным ископаемым богатством Ирана является нефть, запасы которой здесь оцениваются в 1800 тыс. тонн. Юго-западная нефтеносная зона Ирана идет вдоль иракской границы и побережья Персидского залива; на юге ее продолжением служат нефтеносные районы Бахрейнских островов и Саудовской Аравии, на севере - иракские нефтерождения. Северная нефтеносная зона охватывает южные склоны Эльбурса и Азербайджанскую горную страну.

По климатическим условиям в Иране можно выделить следующие области:

влажные субтропики в Южно-Каспийской низменности, с нездоровым климатом и обильными осадками;

сухие субтропики в Хорасане и на юге страны, в Фарсе и Хузистане,. с незначительными осадками и высокой летней температурой;

горный, умеренно жаркий климат в Иранском Азербайджане и Курдистане;

климат субтропических пустынь, резко континентальный, с летними температурами до +50° С и зимними морозами до -25°С во внутреннем Иране.

Южно-Каспийская низменность и склоны прилегающих к ней гор Эльбурса богаты лиственными лесами, изобилующими ценными породами деревьев, в том числе самшитом и железным деревом. Местами леса представляют собой непроходимые субтропические дебри. Однако в целом леса имеют ограниченное распространение и страна испытывает недостаток в лесоматериалах. Южные склоны Загроса и других горных хребтов на высоте от 1 до 2 км покрыты рощами дуба, мирта, фисташки и зарослями горных сухолиственных кустарников. Выше лесного пояса всюду в горах тянется пояс степей и альпийских лугов, служащих летними пастбищами для стад кочевников. Во внутреннем и южном Иране преобладает пустынно-степная растительность; на равнинах встречаются ковыльные степи, в пустынях - заросли саксаула. Огромные пространства солончаковых пустынь почти совершенно лишены растительности.

Столь же разнообразен и животный мир Ирана. Из хищников здесь встречаются тигр, барс, леопард, медведь, гиена, волк, лисица, шакал, дикая кошка; в лесах много кабанов; из копытных водятся онагр, олень г косуля, горный баран, антилопа, сайга, джейран, безоаровый козел. В огромных лагунах Хузистана и на побережье Каспийского моря зимуют различные породы водоплавающей птицы. Прибрежные воды Каспийского моря и Персидского залива, так же как и многие реки Ирана, изобилуют ценными промысловыми сортами рыбы. Побережье Персидского залива подвергается налетам саранчи. Советское правительство оказывает огромную помощь народному хозяйству Ирана, направляя по договоренности с иранским правительством авиаотряды, вооруженные химикалиями для борьбы с этим страшным бичом сельского хозяйства:

Иран - многонациональное государство. С декабря 1906 г. Иран - конституционная монархия. Шаху по конституции предоставлены широкие полномочия: он является верховным главнокомандующим, имеет право роспуска парламента, объявления войны, заключения мира и т. д.

Исполнительная власть принадлежит кабинету министров, ответственному перед парламентом, состоящим из нижней палаты (меджлис) и верхней (сенат). Принятые парламентом законы подлежат утверждению шахом.

Избирательное право предоставлено только мужчинам старше 20 лет, женщины и военнослужащие избирательных прав лишены. В меджлисе имеется четыре депутата, избираемых по религиозным куриям представителями христианского, зороастрийского и иудейского религиозных меньшинств.

Судебная система и законодательство Ирана построены по французскому образцу. Наряду с общими судами нескольких инстанций, имеются специальные суды: военные, коммерческие, административные и т. п. Сохраняются также духовные (шариатские) суды, разбирающие гражданские и религиозные дела; решения их не имеют обязательной юридической силы.

В административном отношении Иран с 1937 г. разделен на 11 астанов (областей, генерал-губернаторств), с центрами: 1-й астан в Реште, *2-й в Сари, 3-й в Тебризе, 4-й в Резайе, 5-й в Керманшахе, 6-й в Ахвазе, 7-й в Ширазе, 8-й в Кермане, 9-й в Мешхеде, 10-й в Исфахане и Центральный - в Тегеране. Астаны разделяются на 49 шахристанов - губерний, округов.

Астаны возглавляются астандарами (генерал-губернаторами), которые назначаются шахом и подчиняются министру внутренних дел. Обычно астандаром 3-го и 4-го астанов (Иранский Азербайджан) назначается одно лицо. Во главе шахристанов стоят фармандары.

Шахристаны делятся на бахгии (уезды) во главе g бахгидарами, бахши разделяются на дехистаны (волости), возглавляемые дехдарами. В городах имеются муниципалитеты - гиахрдари, во главе с шахрдарами. Все эти чиновники также назначаются центральным правительством. Во главе деревень стоят назначенные губернаторами старосты - кедхода. По конституции в шахристанах и бахшах предусмотрены органы местного самоуправления - энджумены, но правительство их ни разу не созывало. В 1946 г., в период подъема демократического движения, в большинстве провинций страны были избраны областные и городские энджумены, в которые вошли представители народа. Однако при подавлении демократического движения зимой 1946/47 г. энджумены были разогнаны.

В результате проведенной в 1937 г. административной реформы территории прежних иранских провинций, имевших относительно однородный в национальном отношении состав населения, были искусственно разделены и включены в различные астаны. Так, например, Иранский Азербайджан разделен на два астана - 3-й и 4-й, а азербайджанский округ Зенджан вошел в состав 1-го астана; Курдистан вошел в состав 5-го астана, а его северная часть - Мукринский Курдистан, с центром в г. Мехабаде,- оказался включенным в состав 4-го астана.

Общая численность населения Ирана по оценочным данным составляет 19 803 тыс. 1 ; из них мужчин - 50,2%, женщин - 49,8%. Средняя плотность населения в Иране составляет 12 человек на 1 км 2 . Около трех четвертей населения страны сосредоточено в северных и центральных районах, где плотность достигает 30 человек на 1 км 2 . В южных районах страны плотность снижается до 6-7 человек на 1 км 2 , а в районе песчаных и соляных пустынь падает до 1 человека на 1 км 2 .

По пестроте, сложности и разнообразию своего национального состава Иран занимает второе после Афганистана место среди стран Передней Азии. Автор «Военной географии Ирана», иранский генерал Размара дал следующую характеристику национальной структуры своей страны: «На севере - азербайджанцы, на востоке - туркмены, афганцы и белуджи; на западе - курды, луры и бахтиары, на юге - арабы и кашкайцы. Что же остается на долю Ирана? Один Тегеран!» 2 .

Господствующая: нация в Иране - персы, составляющие несколько менее половины всего населения - 9200 тыс. человек. За ними следуют: азербайджанцы, численность которых вместе с азербайджанскими кочевыми племенами превышает 4 млн., курды-1800тыс., арабы - 820 тыс. у луры и бахтиары - более 1 млн., кашкайцы и племена хамсе-500 тыс., белуджи - 420 тыс., туркмены - 200 тыс., армяне - 130 тыс., айсоры - более 75 тыс., евреи - 55 тыс., афганцы - 50 тыс., гиляки - 750 тыс., галеши - 25 тыс., талыши - 50 тыс., грузины - около 10 тыс. Кроме того, по всему Ирану разбросано большое число мелких племен и народностей.

Иранские реакционеры отрицают наличие в стране национальных меньшинств. Согласно официальной точке зрения, установленной Реза- шахом, все жители страны считаются иранцами. Персидский язык является государственным языком всего Ирана.