Фипи демонстрационные варианты егэ русский язык

Спецификация
контрольных измерительных материалов
для проведения в 2017 году единого государственного экзамена
по ИСТОРИИ

1. Назначение КИМ ЕГЭ

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов).

ЕГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками знаний и умений по курсу истории в соответствии с требованиями Федерального компонента государственных стандартов среднего (полного) общего образования, базовый и профильный уровни.

Результаты единого государственного экзамена по истории признаются образовательными организациями высшего профессионального образования как результаты вступительных испытаний по истории.

2. Документы, определяющие содержание КИМ

3. Подходы к отбору содержания и разработке структуры КИМ

Экзаменационная работа охватывает содержание курса истории России с древности по настоящее время с включением элементов всеобщей истории (история войн, дипломатии, культуры, экономических связей и т.п.) и нацелена на выявление образовательных достижений выпускников средних общеобразовательных учреждений.

Задания КИМ включают значительный пласт фактического материала. В то же время особое внимание уделяется проверке аналитических и информационно-коммуникативных умений выпускников. Акцентируется внимание на заданиях, направленных на проверку умений: систематизировать исторические факты; устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи; использовать источники информации разных типов (текстовый источник, таблица, историческая карта, иллюстрация) для решения познавательных задач; аргументировать собственную позицию с привлечением исторических знаний; представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности. Ориентация на активную деятельность экзаменуемых, а также привлечение широкого круга исторических источников, проблемных исторических материалов создают

возможности для выявления выпускников, в наибольшей степени ориентированных на продолжение образования по данному профилю. Всё указанное выше позволяет качественно дифференцировать участников экзамена по уровню их подготовки по истории.

4. Структура КИМ ЕГЭ

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 25 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом.

В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:

  • задания на выбор и запись одного или нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов;
  • задания на определение последовательности расположения данных элементов;
  • задания на установление соответствия элементов, данных в нескольких информационных рядах;
  • задания на определение по указанным признакам и запись в виде слова (словосочетания) термина, названия, имени, века, года и т.п.

Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде цифры или последовательности цифр, записанных без пробелов и других разделителей; слова; словосочетания (также записывается без пробелов и других разделителей).

Часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом, выявляющих и оценивающих освоение выпускниками различных комплексных умений.

20-22 - комплекс заданий, связанных с анализом исторического источника (проведение атрибуции источника; извлечение информации; привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника, позиции автора).

23-25 - задания, связанные с применением приёмов причинно-следственного, структурно-функционального, временнόго и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений. Задание 23 связано с анализом какой-либо исторической проблемы, ситуации. Задание 24 - анализ исторических версий и оценок, аргументация различных точек зрения с привлечением знаний курса. Задание 25 предполагает написание исторического сочинения. Задание 25 альтернативное: выпускник имеет возможность выбрать один из трёх периодов истории России и продемонстрировать свои знания и умения на наиболее знакомом ему историческом материале. Задание 25 оценивается по системе критериев.

Таблица 1. Распределение заданий по частям экзаменационной работы

5. Распределение заданий КИМ ЕГЭ по содержанию, видам умений и способам деятельности

Работа построена на основе требований Историко-культурного стандарта, каждый раздел которого состоит из следующих составных частей: краткая характеристика периода, включающая основные события, явления, процессы; список понятий и терминов; список персоналий; список источников; список основных дат. Каждая из названных частей несёт в себе значительный объём информации, обязательной для изучения в школе. Особое внимание в Историко-культурном стандарте уделяется изучению вопросов культуры. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, частью которой является Историко-культурный стандарт, указывает на необходимость работы с исторической картой. Необходимо также учесть общую патриотическую направленность ИКС, что, в частности, проявляется в повышенном внимании к изучению истории Великой Отечественной войны.

Указанные требования Историко-культурного стандарта стали основой для определения структуры экзаменационной работы.

«История – не учительница, а назидательница, наставница жизни; она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков» — считал великий русский историк В.О. Ключевский. Не будем совершать ошибки, а начнем учить уроки ЕГЭ 2017 года с изучения новой демоверсии экзамена.

ЕГЭ по истории стал сложнее!

В августе 2017 года ФИПИ опубликовал новые ориентиры для подготовки выпускников к Единому государственному экзамену. Среди многих предметов, в основных документах которых произошли серьезные изменения, новый подход необходим теперь и при подготовке к истории. Причем это те изменения, которые существенно осложняют сам экзамен, и без того достаточно специфичный!


В 2017 году ЕГЭ по истории сдавал 21 процент от всех выпускников этого года (каждый пятый, от общего числа в 703 тысячи сдававших ЕГЭ это примерно 135 тысяч человек).

И если в 2017 году изменения в ЕГЭ (отмена вопросов на выбор одного ответа в части 1) вызвали шок и логичный обвал результатов по стране — НЕ ПРЕОДОЛЕЛИ МИНИМАЛЬНЫЙ ПОРОГ УСПЕШНОСТИ в 32 тестовых балла сразу 16 процентов выпускников. То по итогам ЕГЭ 2017 число не преодолевших порог, а следовательно, потерявших шансы поступить в ВУЗ мечты, сократилось в два раза и составило 8,7 процента.


Средний балл по стране в прошлом году — 53 балла. А вот в некоторых случаях результат на 10 баллов больше может позволить, при определенных случаях, быть очень успешным при поступлении!

Демоверсия ЕГЭ 2018 по истории

Итак, кодификатор — перечень проверяемых на ЕГЭ тем не изменился, так как остались действовать старые стандарты для выпускников 2018 года, а вот демоверсия — структура и уровень сложности, предлагаемые типы заданий, во многом изменились. Обратим внимание на демоверсию ЕГЭ 2018 по истории!

Каковы основные изменения в ЕГЭ 2018 по истории?

На самом деле, изменений качественного уровня в заданиях нет. В части 1 изменилось только содержания заданий на работу но не его качество (просто поставили новую карту вместо надоевшей).

В отличие от материалов ОГЭ (для 9 класса), нет тестовой части. Вернее. ее нет в том привычном виде, в котором мы ее привыкли видеть! Нельзя выбрать один верный ответ из четырех предложенных. Теперь нужно четко знать последовательность событий, термин, а, главное, не только знать основные исторические источники по истории страны, но и уметь их трактовать, привязывать к событиям и делать выводы! Вот например, как начиналась .


Все просто, если здесь знаешь, что произошла в 1240 году, и знаешь правила перевода лет в века (к первым двум цифрам четырехзначного номера прибавляешь один и получается искомый век), то ответ 3.

Невская битва 1242 года (12 +1) = XIII век

Теперь все стало сложнее. Вот первый вопрос демоверсии 2018 года:


Вопрос не только на знание дат, даже, скорее, на умение сопоставить хронологически целые эпохи. Итак, если не знать точную дату:

То можно «привязать» эту дату к истории вспомнить, что эти события непосредственно связаны с созданием утверждением идеологической концепции


Теория «Москва — Третий Рим».

То есть, даже не знание точных событий всемирной истории, не должно Вас смущать. Хотя, отметим, что это становится необходимой компетенцией!

Как мы увидим, продолжив наш разбор демоверсии 2018, больше стало заданий на работу с сохранился в прежнем объеме блок заданий с картами и иллюстративным материалом (сложных, как правило, для выпускника). И особенно с 2017 года усложнена письменная часть 2. Так, вместо ставшего всем привычным задания введено ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЧИНЕНИЕ, о котором наш отдельный разговор и

Начнем анализ демоверсии!

Теперь по порядку пройдемся по заданиям, часть из которых уже встречалась нам в старой демоверсии 2016 года, а часть либо поменяла нумерацию, либо вовсе принципиально новое задание.


Задание чуть усложнено (6 вариантов на выбор вместо прежних 5), но в таком содержании не должно представлять угрозу. Если не знать этих ключевых дат, зачем тогда вообще идти на ЕГЭ по истории?


Для легкости запоминания даже таких дат, можно включать ассоциативную память, вспоминать литературные произведения, картины, рассказывающие о событии.

Ответ: 2643.


Третий вопрос похожий, но здесь не соответствие множества явлений, а общий ряд. Проверяется знание терминов, характеризующих явления одного из периодов истории страны (в данном случае XIX век), и умение вычленить термин, выпадающий из общего ряда.

ЗАДАНИЕ ИЗМЕНИЛОСЬ! И усложнено к тому же, требуется дать 2 ответа!


Вольные хлебопашцы, министерства, декабристы, военные поселения характеризуют период правления Александра I и Николая I (1801-1855 гг.). Мировые судьи — результат осуществления судебной реформы Александра II (1855-1881). А вот третьеиюньский переворот — событие 1907 года, завершившее Первую русскую революцию (1905-1907 гг.).

Ответ: 46.

Изменение выборной системы в III Государственную Думу в пользу правительства — один из результатов роспуска II Думы без ее согласия (что фактически нарушало Основные законы Российской империи 1906 года), поэтому и переворот. Октябристы — политическая партия «Союз 17 Октября», ключевые участники событий, связанных с первым этапом российского парламентаризма начала ХХ века (1906-1917 гг.).


Итак, если Вы знаете, что Царь Иван IV разделил в годы опричнины (1665-1672) на собственно опричнину и ЗЕМЩИНУ, Вы напишете этот термин, если нет… Увы! Ответ: ЗЕМЩИНА. Подробнее



Вот это задание посложнее задания на соответствие №2, здесь уже не только нужно знание фактов (что, например, в русле политики «Просвещенного абсолютизма» Екатерины Великой был созыв Уложенной комиссии 1767 года).


Но, и умение понимать, что «Русская Правда» — документ развивающийся, а не просто первый свод законов Киевской Руси.


Ответ: 5314.

Учимся работать с источниками!

В этом вопросе в выдержке из первого источника может смутить Парижский трактат, но это не общеизвестный договор 1856 года, завершивший неудачную для России Крымскую войну, а теряющийся за итогами Венского конгресса обычно трактат 1814 года, подписанный между королем Франции и Антинаполеоновской коалицией после первого свержения Наполеона. Все остальное логично, речь здесь о двух документах:

А) Решения Венского конгресса 1815 года

Б) Ништадтского мира 1721 года (что еще более очевидно).

7. ЗАДАНИЕ не серьезно ИЗМЕНИЛОСЬ в части формулировки, содержательная часть сохранена.


Вопрос, который уже встречался в демоверсиях ранее, проверяет понимание различий между политикой «военного коммунизма» в Гражданской войне и последовавшей за ним НЭПом. Также, обратим внимание на особенности утверждающегося социализма в СССР 1920-х гг., а именно:

1) частной собственности на землю после декрета о земле 1917 года в стране уже НЕТ (!),

3) тяжелая промышленность принадлежит государству (Ленин назвал это сохранением «командных высот в экономике»)

5) точно также, как и внешняя торговля.

Ответ: 246.


P.S. Боя у разъезда Дубосеково НЕ БЫЛО!!! Типичный фрагмент пропаганды и истории страны как ее составной!


Еще один вопрос на соответствие, на этот раз между историческими личностями и событиями, в которых они приняли участие.


Методом подбора: в Ледовом побоище 1242 года Святой Александр Невский разбил тевтонцев, полководцем в Ливонской войне являлся друг, а, затем, и враг Ивана Грозного, Андрей Курбский.


Кавалерией Петра I в Полтавском бою в 1709 году командовал его соратник Меншиков, а советский полководец Михаил Фрунзе разгромил войска барона Врангеля в Крыму в 1820 году в ходе завершающей фазы Гражданской войны (1918-1922 гг.). Вопрос не представляется сложным, хотя также чуть осложнен еще одним лишним вариантом ответа.

Ответ: 4356 .


Это типичный вопрос на умение анализировать источник. Логика рассуждений может быть такой: 1) Это период СССР. 2) Воспоминания (мемуары) после себя оставил только из руководителей страны Н.С. Хрущев. 3) «Я критиковал Сталина…». Вспомним ХХ съезд партии 1956 года. 4) Для проверки. Действительно, с 1958 по 1964 гг. Хрущев занимал пост и руководителя партии (Первого секретаря ЦК КПСС) и главы правительства и государства (Председатель Совета Министров), как в тексте и сказано.


Главное при работе с текстами — это выделять смысловые маркеры! Подробнее о принципах работы с текстами на ЕГЭ по истории

11 ЗАДАНИЕ ИЗМЕНИЛОСЬ в содержательной части! И усложнено к тому же, требуются достаточно глубокие знания по ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ (Третий крестовый поход, как Вам?)!

Вот что было в 2016 году:

А вот, что стало:

Вопрос 11 демоверсии ЕГЭ 2018 по истории

Здесь нужно обратить внимание на кодификатор ЕГЭ по истории, где вместе с необходимыми для подготовки к экзамену темами, содержится перечень событий и процессов всемирной истории, которые могут проверяться на ЕГЭ. И, зачастую, они не имеют прямого отношения к истории России.

И, конечно, нужно не только знать даты, по русской истории, прежде всего, но и, думая, проводить ассоциации: Мономах ходил в Крестовый поход 1111 года? Да! Значит, примерно в это время и в Европе были Крестовые походы. Одновременно с отменой Крепостного права в России 1861 года в США шла Гражданская война, и Линкольн отменил рабство!

По моему мнению, величайшие события в мире в настоящее время - это, с одной стороны, американское движение рабов, начавшееся со смерти Брауна, и, с другой стороны, - движение рабов в России.

К. Маркс - Письмо к Энгельсу 11 января 1860 года.

О Реформации, простите, сейчас не буду

Вопрос 11 демоверсии ЕГЭ 2018 по истории. ОТВЕТ

Более сложный вопрос на анализ источника, требует не только уметь работать с ним, но и опираться на известные факты, прямо в источнике не указанные. Как мы видим, исторический контекст, сопутствующий указанной телеграмме — это Корниловский мятеж (августовский) 1917 года.


Итак, понятно, что события происходят уже в ситуации революционных потрясений 1917 года, вариант 1 не верен. Август месяц, у власти еще Временное правительство, а не большевистский Совет Народных Комиссаров СНК) — результат их достижений Октябрьского переворота. Вариант 2 не верен. Но, его бы не было, будь Корнилов удачливее. Его замыслы по подавлению революции не удались. Вариант 6 также не верен.

Итак, прежде всего при анализе карты мы обращаем внимание Что мы видим: и их названия, походы русских территорию единого русского государства… Делаем вывод — перед нами на карте первый этап истории России, и события, связанные с ним!

Сравните с этой картой.


И, соответственно, стрелки на карте, обозначающие военные походы, причем со значительной активностью? Вспомним сразу имя наиболее активного во внешней политике и завоевательных походах древнерусского князя? Кого киевляне упрекали:

«Почто, князь, нами править не хочешь?»

6) Киевский князь Олег совершил поход, обозначенный в легенде схемы цифрой «2». Ну и верный вариант, внимательно смотрим, и видим стандартный для древнерусских князей поход на Царьград по пути «из варяг в греки». Об этом мы с Вами Верный вариант.


Ответ: 146.

Новое задание, которое посвящено пониманию тенденций и фактов культурного развития. Блок «Культура» тоже усложняется, таким образом.


Здесь Вам помогут и знания дат:

1185 года — предположительная дата похода, описанного в «Слове о полку Игореве» (XII век)

И фактов:

1965 год — лауреат Нобелевской премии по литературе «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время»)


Задание на работу с иллюстративным материалом.

Вопрос 18 демоверсии ЕГЭ 2018 по истории

Нужно знать, что Михаил Тухачевский — герой Первой мировой, Гражданской войн. Был уничтожен на пике сталинских репрессий в 1937 году (1 подходит), будучи обвинен в заговоре против Лучшего друга советских детей. А также, что естественно, годы правления наших руководителей государства: Николай II правил с 1894 по 1917, 1893 (2 не подходит!!!), Н.С. Хрущев был у власти с 1956 по 1964 гг. (5 подходит).

Ответ: 15.

И завершающий вопрос части 1. Он логически связывается с стоящим перед ним, не следует это забывать!

Как мы уже поняли, ответ 1 НЕ ВЕРЕН, Тухачевский не жил во время ВОВ. Также и первая железная дорога в России была построена в 1837 году, задолго да рождения Тухачевского. 2 НЕ ВЕРНО.

А вот Российский парламентаризм (деятельность первых Дум 1906-1917) и создание СССР в 1922 году Тухачевский застал. Варианты 34 ВЕРНЫ.

Ответ: 34.

На этом мы закончим разбор тестовой части 1 демоверсии ЕГЭ 2018 по истории. Ответы на сложные письменные задания — в приложениях к демоверсии, одно из них нами при изучении первой вводной темы истории страны о А об

Напомним, что Вы можете выполнять задания, и обсуждать их

Вариант № 1271037

Де­мон­стра­ци­он­ная вер­сия ЕГЭ-2017 по истории.

Ответами к заданиям 1-19 является последовательность цифр, цифра или слово (словосочетание). Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов; не копируйте слова-ответы из браузера, вписывайте их, набирая с клавиатуры. Имена российских государей следует писать только буквами.


Если ва­ри­ант задан учителем, вы можете вписать ответы на задания части С или загрузить их в систему в одном из графических форматов. Учитель уви­дит ре­зуль­та­ты вы­пол­не­ния заданий части В и смо­жет оце­нить за­гру­жен­ные от­ве­ты к части С. Вы­став­лен­ные учи­те­лем баллы отоб­ра­зят­ся в вашей статистике.

Версия для печати и копирования в MS Word

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1) Крым­ская война

2) ре­фор­ма пат­ри­ар­ха Никона

3) па­де­ние Ви­зан­тий­ской империи

Ответ:

Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ:

Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) XIX в.

Найдите и за­пи­ши­те по­ряд­ко­вые но­ме­ра терминов, от­но­ся­щих­ся к дру­го­му ис­то­ри­че­ско­му периоду.

Ответ:

Запишите термин, о ко­то­ром идёт речь.

Основная часть тер­ри­то­рии России, не включённая в оприч­ни­ну Ива­ном IV.

Ответ:

Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А Б В Г

Ответ:

Установите со­от­вет­ствие между фраг­мен­та­ми ис­то­ри­че­ских ис­точ­ни­ков и их крат­ки­ми характеристиками: к каж­до­му фрагменту, обо­зна­чен­но­му буквой, под­бе­ри­те по две со­от­вет­ству­ю­щие характеристики, обо­зна­чен­ные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) «Дворы, между коими заключён Па­риж­ский трактат… вме­сте с про­чи­ми го­су­да­ря­ми и державами, им союзными… по­ве­ле­ли своим пол­но­моч­ным составить… один глав­ный трак­тат и при­со­еди­нить к оному как не­от­дель­ные части все про­чие по­ло­же­ния конгресса.

…Герцогство Варшавское, за ис­клю­че­ни­ем тех об­ла­стей и округов, коим в ни­же­сле­ду­ю­щих ста­тьях по­ло­же­но иное назначение, на­все­гда при­со­еди­ня­ет­ся к Рос­сий­ской империи. Оно в силу своей кон­сти­ту­ции будет в не­раз­рыв­ной с Рос­си­ей связи и во вла­де­нии его ве­ли­че­ства им­пе­ра­то­ра всероссийского, на­след­ни­ков его и пре­ем­ни­ков на веч­ные времена. Его им­пе­ра­тор­ское ве­ли­че­ство пред­по­ла­га­ет даровать, по сво­е­му благоусмотрению, внут­рен­нее устрой­ство сему государству, име­ю­ще­му со­сто­ять под осо­бен­ным управлением. Его ве­ли­че­ство со­об­раз­но с су­ще­ству­ю­щим в рас­суж­де­нии про­чих его ти­ту­лов обы­ча­ем и по­ряд­ком при­со­во­ку­пит к оным и титул царя (короля) польского».

Б) «Его ко­ро­лев­ское ве­ли­че­ство Свей­ское усту­па­ет сим за себя и своих по­том­ков и на­след­ни­ков свей­ско­го пре­сто­ла и ко­ро­лев­ства Свей­ско­го его цар­ско­му ве­ли­че­ству и его по­том­кам и на­след­ни­кам Рос­сий­ско­го го­су­дар­ства в со­вер­шен­ное не­при­ко­слов­ное веч­ное впа­де­ние и соб­ствен­ность в сей войне, чрез его цар­ское ве­ли­че­ство ору­жия от ко­ро­ны Свей­ской завоёванные провинции: Лифляндию, Эстляндию, Ин­гер­ман­лан­дию и часть Ка­ре­лии с дис­трик­том Вы­борг­ско­го лена.

…Против того же его цар­ское ве­ли­че­ство обе­ща­ет в 4 не­де­ли по раз­ме­не ра­ти­фи­ка­ций о сем мир­ном трак­та­те или прежде, ежели возможно, его ко­ро­лев­ско­му ве­ли­че­ству и ко­ро­не Свей­ской возвратить… Ве­ли­кое кня­же­ство Финляндское…».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Дан­ный до­го­вор был под­пи­сан в Берлине.

2) По дан­но­му до­го­во­ру Рос­сия по­лу­чи­ла выход к Бал­тий­ско­му морю.

3) Дан­ный до­го­вор был под­пи­сан в Вене.

4) Со­вре­мен­ни­ком под­пи­са­ния дан­но­го до­го­во­ра был А. Л. Ордин-Нащокин.

5) Дан­ный до­го­вор был под­пи­сан по ре­зуль­та­там Се­вер­ной войны.

6) На территории, присоединённой к Рос­сии по дан­но­му договору, в на­ча­ле 1830-х гг. про­изо­шло мощ­ное восстание.

Фрагмент А Фрагмент Б

Ответ:

Что из перечисленного относится к новой экономической политике (1921–1928 гг.)? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) утвер­жде­ние част­ной соб­ствен­но­сти на землю

2) вве­де­ние хозрасчёта на го­су­дар­ствен­ных предприятиях

3) де­на­ци­о­на­ли­за­ция тяжёлой промышленности

4) по­яв­ле­ние кредитно-банковской си­сте­мы и бирж

5) от­ме­на го­су­дар­ствен­ной мо­но­по­лии внеш­ней торговли

6) вве­де­ние концессий

Ответ:

Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) ______________ кон­фе­рен­ция «Большой тройки» про­хо­ди­ла в 1943 г.

Б) Пер­вый таран в ноч­ном воз­душ­ном бою произвёл со­вет­ский лётчик ____________, сбив­ший на под­сту­пах к Москве вражеский бомбардировщик.

В) В ходе Кур­ской битвы про­изо­шло круп­ней­шее тан­ко­вое сра­же­ние у ________________.

Пропущенные элементы:

1) Ял­тин­ская (Крымская)

2) Н. Ф. Гастелло

3) стан­ция Прохоровка

4) Тегеранская

5) В. В. Талалихин

6) разъ­езд Дубосеково

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В

Ответ:

Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г

Ответ:

Прочтите отрывок из воспоминаний и напишите фамилию автора.

«Я видел не толь­ко бесполезность, но и вред сов­ме­ще­ния постов, и я даже ссылался: "Представьте моё положение, я кри­ти­ко­вал Ста­ли­на за сов­ме­ще­ние в одном лице двух таких от­вет­ствен­ных по­стов в го­су­дар­стве и в партии, а те­перь сам…" Вы­но­шу этот во­прос на суд историков. Ска­за­лась моя слабость, а может быть, под­та­чи­вал меня внут­рен­ний червячок, ослаб­ляя моё сопротивление. Ещё до того, как я стал Пред­се­да­те­лем Со­ве­та Ми­ни­стров СССР, Бул­га­нин внёс пред­ло­же­ние на­зна­чить меня как пер­во­го сек­ре­та­ря ЦК КПСС Глав­но­ко­ман­ду­ю­щим вооружёнными силами. Тем более что в Пре­зи­ди­у­ме ЦК во­ен­ные вопросы, армия, во­ору­же­ние от­но­си­лись к моей епархии. Это про­изо­шло без пуб­ли­ка­ции в пе­ча­ти и было ре­ше­но су­гу­бо внут­рен­ним образом, на слу­чай войны. Внут­ри вооружённых сил об этом из­ве­сти­ли выс­ший ко­манд­ный состав».

Ответ:

Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Пропущенные элементы:

1) принятие конституции США

3) гражданская война в Англии

4) окончание Столетней войны

5) присоединение Крыма к Российской империи

8) отмена крепостного права в России

9) выступление М. Лютера с 95 тезисами, начало Реформации в Германии

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д Е

Ответ:

Прочтите от­ры­вок из те­ле­грам­мы военачальника.

«Все от­лич­но сознавали, что при со­здав­шей­ся об­ста­нов­ке и при фак­ти­че­ском ру­ко­вод­стве и на­прав­ле­нии внут­рен­ней по­ли­ти­ки без­от­вет­ствен­ны­ми об­ще­ствен­ны­ми организациями, а также гро­мад­но­го раз­ла­га­ю­ще­го вли­я­ния этих ор­га­ни­за­ций на массу армии по­след­нюю вос­со­здать не удастся, а наоборот, армия как та­ко­вая долж­на раз­ва­лить­ся через два-три месяца. И тогда Рос­сия долж­на будет за­клю­чить по­зор­ный се­па­рат­ный мир, по­след­ствия ко­то­ро­го были бы для Рос­сии ужасны. Пра­ви­тель­ство при­ни­ма­ло полумеры, которые, ни­че­го не поправляя, лишь за­тя­ги­ва­ли агонию, и, спа­сая революцию, не спа­са­ло Россию. Между тем за­во­е­ва­ния ре­во­лю­ции можно было спа­сти лишь путём спа­се­ния России, а для этого пре­жде всего не­об­хо­ди­мо со­здать дей­стви­тель­ную силь­ную власть и оздо­ро­вить тыл. Ге­не­рал Кор­ни­лов предъ­явил ряд требований, про­ве­де­ние коих в жизнь затягивалось. При таких усло­ви­ях ге­не­рал Корнилов, не

преследуя ни­ка­ких лич­ных че­сто­лю­би­вых за­мыс­лов и опи­ра­ясь на ясно вы­ра­жен­ное со­зна­ние всей здо­ро­вой части об­ще­ства и армии, тре­бо­вав­шее ско­рей­ше­го со­зда­ния креп­кой вла­сти для спа­се­ния Родины, а с ней и за­во­е­ва­ний революции, счи­тал не­об­хо­ди­мы­ми более ре­ши­тель­ные меры, кои обес­пе­чи­ли бы во­дво­ре­ние по­ряд­ка в стране…»

Используя от­ры­вок и зна­ния по истории, вы­бе­ри­те в приведённом спис­ке три вер­ных суждения.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Опи­сан­ные в те­ле­грам­ме со­бы­тия про­изо­шли в 1916 г.

2) Правительство, о ко­то­ром идёт речь в телеграмме, на­зы­ва­лось СНК.

5) Боль­ше­ви­ки под­дер­жи­ва­ли дей­ствия ге­не­ра­ла Корнилова.

6) «Решительные меры» ге­не­ра­ла Корнилова, ко­то­рые ука­за­ны в телеграмме, не были осуществлены.

Ответ:

Напишите имя главнокомандующего, осуществившего поход, обозначенный на схеме стрелками.

Ответ:

Напишите на­зва­ние города, обо­зна­чен­но­го на схеме циф­рой «1».

Ответ:

Укажите на­зва­ние города, обо­зна­чен­но­го на карте цифрой, где в пе­ри­од дан­но­го по­хо­да су­ще­ство­ва­ла рес­пуб­ли­кан­ская форма правления.

Ответ:

Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Завоеватели вторглись в пределы Руси в зимний период.

2) Ни один из городов, захваченных завоевателями, не выдержал осады более одной недели.

3) Ям и Копорье были захвачены завоевателями в ходе событий, обозначенных на схеме стрелками.

4) Одним из последствий событий, обозначенных на схеме, было начало раздробленности Древнерусского государства.

5) Завоеватели, поход которых обозначен на схеме стрелками, вторглись в пределы Руси с юго-востока.

6) Военачальник, поход которого обозначен на схеме, является основателем государства.

Укажите десятилетие, в рамках которого происходили события, упомянутые в резолюции. Укажите фамилию политического деятеля, являвшегося руководителем страны в период, когда происходили эти события. Укажите название периода истории СССР, когда этот политический деятель был руководителем страны.


Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции

«XIX Всесоюзная партийная конференция… констатирует: выработанный партией на апрельском Пленуме ЦК и XXVII съезде партии стратегический курс на всестороннее и революционное обновление советского общества и ускорение его социально-экономического развития неуклонно претворяется в жизнь. Приостановлено сползание страны к экономическому и социально-политическому кризису…

Начался процесс оздоровления экономики страны, её поворот к удовлетворению насущных потребностей людей. Набирают силу новые методы хозяйствования. В соответствии с Законом о государственном предприятии (объединении) идёт перевод объединений и предприятий на хозрасчёт и самоокупаемость. Разработан, широко обсуждён и принят Закон о кооперации. Входят в жизнь новые, прогрессивные формы внутрипроизводственных трудовых отношений на основе подряда и аренды, а также индивидуальная трудовая деятельность. Идёт перестройка организационных структур управления, направленная на создание благоприятных условий для эффективного хозяйствования первичных звеньев экономики.

Развёрнутая по инициативе партии работа позволила возобновить рост реальных доходов трудящихся. Реализуются практические меры по увеличению производства продуктов питания и предметов потребления, расширению жилищного строительства. Осуществляются реформы образования и здравоохранения. Духовная жизнь становится мощным фактором прогресса страны. Значительная работа проведена по переосмыслению современных реальностей мирового развития, обновлению и приданию динамизма внешней политике. Таким образом, перестройка всё глубже входит в жизнь советского общества, оказывает на него всё возрастающее преобразующее воздействие».

Начался процесс оздоровления экономики страны, её поворот к удовлетворению насущных потребностей людей. Набирают силу новые методы хозяйствования. В соответствии с Законом о государственном предприятии (объединении) идёт перевод объединений и предприятий на хозрасчёт и самоокупаемость. Разработан, широко обсуждён и принят Закон о кооперации. Входят в жизнь новые, прогрессивные формы внутрипроизводственных трудовых отношений на основе подряда и аренды, а также индивидуальная трудовая деятельность. Идёт перестройка организационных структур управления, направленная на создание благоприятных условий для эффективного хозяйствования первичных звеньев экономики.

Развёрнутая по инициативе партии работа позволила возобновить рост реальных доходов трудящихся. Реализуются практические меры по увеличению производства продуктов питания и предметов потребления, расширению жилищного строительства. Осуществляются реформы образования и здравоохранения. Духовная жизнь становится мощным фактором прогресса страны. Значительная работа проведена по переосмыслению современных реальностей мирового развития, обновлению и приданию динамизма внешней политике. Таким образом, перестройка всё глубже входит в жизнь советского общества, оказывает на него всё возрастающее преобразующее воздействие».

В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные проблемы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся различные, часто про­ти­во­ре­чи­вые точки зрения. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зрения, су­ще­ству­ю­щих в исторической

«Внутренняя политика Александра III способствовала прогрессивному развитию социальной и экономической сфер общественной жизни».

Используя ис­то­ри­че­ские знания, при­ве­ди­те два аргумента, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить дан­ную точку зрения, и два аргумента, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её . При из­ло­же­нии ар­гу­мен­тов обя­за­тель­но ис­поль­зуй­те ис­то­ри­че­ские факты.

Ответ за­пи­ши­те в сле­ду­ю­щем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

Решения заданий части С не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Вам не­об­хо­ди­мо на­пи­сать ис­то­ри­че­ское со­чи­не­ние об ОДНОМ из пе­ри­о­дов ис­то­рии России:

1) 1019–1054 гг.;

2) март 1801 г. – май 1812 г.;

3) октябрь 1917 г. – октябрь 1922 г.

В сочинении необходимо:

– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

Внимание!

При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в – указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данных период;