Основание харбина. Город харбин

Китайский город с русскими корнями - именно так часто называют Харбин. Ученые спорят, приводя все новые доказательства той или иной точки зрения. А туры в Харбин неизменно пользуются популярностью у россиян.

История

Существуют две основные точки зрения относительно основания этого города. Российские ученые говорят о том, что Харбин был основан как поселение для строителей Китайско-Восточной железной дороги. В связи с этим датой появления города считается 25 мая 1898 года. Китайские же специалисты настаивают на том, что и до этого времени на месте Харбина были деревни, так что с этой датой можно связать только начало "русского" периода. Аргументов у обеих сторон много, споры не прекращаются, но отрицать тот факт, что более полувека история города была тесно связана с Россией, просто странно.

Итак, строительство КВЖД крепко связало северо-восток Китая с соседней страной, ослабив здесь влияние Европы и Японии. Поэтому появление железной дороги стало вопросом не столько инфраструктуры, сколько политики. Конечно, она связала Сибирь с Дальним Востоком и стала важной транспортной артерией, но назвать упрочнение связи с Китаем второстепенной целью тоже нельзя.

Изначально народы, говорившие на разных языках, селились в Харбине отдельно. В русской части были открыты свои школы, все надписи были на "великом и могучем", даже архитектура разительно отличалась от второго района. Эта тенденция продолжилась и после Октябрьской революции, которая сделала город центром эмиграции в Азии. Кстати, в какой-то момент он чуть было не стал советским - начавшееся восстание, вдохновленное большевистски настроенными жителями, было быстро подавлено.

С середины XX века эмигранты начали покидать Харбин, уезжая обратно в Россию или другие страны. Немалую роль в этом, вероятно, сыграла возросшая неприязнь китайцев по отношению к иностранцам - русские не всегда вели себя корректно с хозяевами. Но основной причиной стала продажа Японии советской части собственности в городе.

Современность

Сейчас город стал совсем другим. Ничто не выдает тот факт, что история Харбина была тесно связана со "старшим братом", как раньше называли СССР китайцы. Разве что количество иностранцев, среди которых превалируют русскоязычные.

Современный Харбин является столицей провинции Хэйлунцзян, располагающейся на северо-востоке Китая. Его население составляет около 10 миллионов человек, несмотря на с суровыми зимами. Он является важным экономическим и промышленным центром КНР. И именно он - самый популярный у русских туристов город. Итак, что же предлагает путешественникам Харбин?

Достопримечательности

Несмотря на то что "русский давно закончился, в облике города все-таки проглядывает что-то родное. Многое было разрушено, но некоторые здания остались нетронутыми:

  • Центральная улица (Чжунен Додзе). Пешеходная зона протяженностью в 1,4 километра является настоящим музеем архитектуры под открытым небом. Здесь очень людно, поскольку даже местные жители очень любят прогуливаться.
  • Церковь Святой Софии. Это одно из немногих оставшихся православных строений в Харбине. Внутри, однако, ничего не напоминает обычную церковь - выставлены фотографии, иллюстрирующие "русский" период истории города.
  • Новая синагога. Белая разумеется, включала и евреев. И в этом здании выставлены экспонаты, рассказывающие об их жизни в Харбине. Неподалеку расположены также старая синагога и еврейская школа.
  • Телебашня. "Дракон" - так называется это здание. Оно является самой высокой стальной башней в Северо-Восточной Азии. На самом верху находится вращающийся ресторан, и те, кому недостаточно любоваться красивым видом из окна, могут выйти на крышу.
  • Солнечный остров. Здесь находится парк, где очень любят бывать местные жители, фотографироваться молодожены. Также здесь есть клетки с белками, оленями и пруд с черепахами.
  • Парк Этих прекрасных животных в мире осталось не так уж и много, и тем ценнее возможность увидеть их в естественной среде обитания, проехав в полностью закрытом автобусе по заповеднику. Животных можно даже покормить, так что посетить это место определенно стоит.

Тысячи туристов ежегодно приезжают в Харбин. Достопримечательности, которые они посещают, вовремя реставрируют, так что многие возвращаются сюда снова. Не последнюю роль в этом играют ежегодные фестивали.

События

Одним из самых интересных для туристов мероприятий не только в Харбине, но и во всем Китае, является знаменитый фестиваль снега и льда, который проходит здесь каждый год. История этого праздника насчитывает уже 3 десятилетия, но только недавно он приобрел нынешний масштаб.

15 тысяч скульпторов из разных стран каждый год в начале декабря прибывают в Харбин, чтобы показать свое мастерство, выстроив, например, четырехметровую скульптуру или замок высотой с пятиэтажный дом. Официальное же открытие фестиваля проводится 5 января. Примерно до середины февраля весь Солнечный остров превращается в настоящую зимнюю сказку. Неудивительно, что зимние туры в Харбин так популярны, и путешественники готовы терпеть мороз и длительные перелеты, чтобы попасть сюда.

Тем не менее, это не единственное событие, которое привлекает сюда жителей из самых разных стран. Международный фестиваль пива в августе, июльский музыкальный конкурс, Праздник фонарей, а также - все это достойно того, чтобы посетить Харбин. Достопримечательности, конечно, тоже интересны, но красочные ежегодные мероприятия подарят незабываемые впечатления.

Крупных городов вблизи Харбина нет, но это не значит, что выезжать за пределы города не стоит. Совсем неподалеку находятся несколько крупных горнолыжных центров, собирающих много любителей экстремального спорта. Потому для любителей зимних развлечений это еще один повод посетить Харбин. Достопримечательности, которые не увидеть в Европе, низкие цены, развитая транспортная сеть - для туристов с Дальнего Востока это прекрасный вариант как для непродолжительной, так и для достаточно длительной поездки.

Инфраструктура

Для многих жителей европейской части континента практически вся Азия - это Дальний Восток. Города находятся рядом, так что можно подумать, что из Петропавловска-Камчатского до Пекина можно добраться на автобусе. Конечно, это не так. И ближайший к Харбину крупный российский город - Владивосток - находится примерно в 500 километрах.

Тем не менее, добраться сюда несложно, ведь город является крупным транспортным узлом. Харбин (аэропорт "Тайпин") принимает самолеты международных компаний, таких как "Аэрофлот", Air France, KLM, Air China и многих других. Это одна из крупнейших авиагаваней на северо-востоке страны.

Здесь есть и большой вокзал, через который проходят поезда во многие китайские города. В скором времени планируется организовать скоростной маршрут в Казахстан. Таким образом, развитие транспортной инфраструктуры в Харбине идет полным ходом.

Буддийский монастырь Цзилэ (что в переводе означает "блаженство", "наивысшая радость") - один из самых больших на северо-востоке Китая. Построенный в 1923-м году монастырь Цзилэ стал настоящим символом города Харбин. Храмовый комплекс выполнен в традиционном китайском стиле.

Храм Блаженства достигает в высоту тридцати метров. От его основания до самой вершины установлены бронзовые статуи некоторых Будд и различных бодхисаттв.

Храм Цзилэ довольно большой, он состоит из нескольких залов. Пройдя через красочные Горные ворота, вы попадёте в Зал Небесного Короля, в центре которого находится статуя сидящей Будды Майтрейи. Далее вы попадёте в главный зал - Махавира, в центре которого возвышается статуя Будды Шакьямуни. В следующем зале Трёх Святителей вас ждёт статуя Будды Намо Амита.

Хэйлунцзянский университет

Хэйлунцзянский университет - это китайский университет, который расположился в городе Харбин в провинции Хэйлунцзян.

Этот университет является главным комплексным образовательным учреждением в провинции Хэйлунцзян. Тут проходит обучение по многим направлениям - естественным и гуманитарным наукам, иностранными языкам и многому другому.

В последнее время Хэйлунцзянский университет достаточно быстро развивается. Площадь его сейчас составляет около 1930 тысяч квадратных метров,а численность студентов более 30 тысяч.

В Хэйлунцзянском университете проходит обучение по 10 отраслям наук. Университет обладает последним современным научно-исследовательским оборудованием, а в архивах библиотеки хранятся эксклюзивные китайские и иностранные книги в количестве более двух миллионов экземпляров.

А какие достопримечательности Харбина вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Парк Тигров

Изначально Парк северо-восточных (амурских) тигров в Харбине создавался с единственной целью - содержание и разведение вымирающих животных. Уже потом, спустя десять лет после открытия, было принято решение создать полноценный туристический парк, прибыль которого окажет неоценимую помощь в развитии этого благородного дела.

Северо-восточный (он же - амурский) тигр занесён в Красную книгу. В природе их осталось не более нескольких сотен особей. Когда парк в Харбине только открывался, в нём содержалось только 8 тигров. С тех пор многое изменилось, и сейчас парк населяют более 300 редких животных.

Сегодня площадь Парка тигров составляет 144 квадратных километра. Это самый большой парк в мире, занимающийся разведением северо-восточного тигра. Парк делится на 15 районов, осмотреть их всех за один день можно только с использованием транспорта.

Парк «Окно в Европу и Азию» предлагает всем желающим совершить кругосветное путешествие и увидеть главные достопримечательности всех стран мира. В этом парке в миниатюре воссозданы пирамиды Хеопса, стены Кремля, французская Триумфальная арка, Индейская деревня и многое другое.

Парк «Окно в Европу и Азию» поделён на несколько тематических участков. Здесь имеется Африканская, Европейская, Азиатская зона, а так же Сад павлинов, Площадь голубей, обширные поля для гольфа и многое другое. Обойти парк за один поход едва ли представляется возможным (общая площадь парка превышает 320 000 квадратных метров), потому будьте готовы посетить его вновь.

В зимнее время года парк «Окно в Европу и Азию» предлагает своим посетителям прокатиться на лыжных горках.

Парк имени Сталина

Парк имени Сталина, занимающий площадь более 10 квадратных километров, протянулся вдоль набережной реки Сунгари вблизи дамбы в Хабрине. Сегодня это самый красивый парк, расположившийся в самом центре города. Это одно из самых популярных мест, в котором можно встретить тысячи приезжих с разных уголков Земли.

В парке в 1958 году был установлен монумент, посвященный людям, сражавшимся с наводнением, произошедшим годом ранее. Памятник получил символическое название – «Победившим наводнение».

В те времена, когда велось строительство китайской железной дороги, на территории сегодняшнего парка были размещены склады, а после китайской революции на этом месте был основан парк, который назывался довольно обыденно - Набережная.

После смерти вождя мирового пролетариата – Сталина, парк был переименован и получил свое сегодняшнее название парк Сталина.

Вся архитектура в парке выполнена в классическом русском стиле. Есть здесь и знаменитый в Хабрине русский ресторан «Прибрежный», который является одним из ярких примеров деревянного русского зодчества.

Во время государственных праздников на площади парка ведутся развлекательные мероприятия для гостей и жителей города.

Набережная реки Сунгари

Жизнь набережной Сунгари является частичным отражением современной жизни столицы северо-восточного Китая – города Харбина.

Если с набережной Сунгари посмотреть направо, то можно увидеть железнодорожный мост, который когда-то был самым большим мостом на всей Транссибирской магистрали. На набережной расположен Памятник победы над Наводнением 1957 года. Ниже памятника есть фонтан, который особенно красиво выглядит вечером или ночью.

Телебашня «Дракон»

Радио- и телевизионная башня Харбина, известная как "башня Дракон", высотой 336 метров - одна из главных достопримечательностей города. Помимо своих основных функций (трансляция телевизионных программ, радиокоммуникация) она пользуется большой популярностью как туристический объект. С нее открывается великолепная панорама города, здесь можно развлечься и перекусить в ресторане. В Азии она является самой высокой, а в мире занимает второе место по высоте.

На фоне "телебашни Дракон" соседние 35-40-этажные небоскребы кажутся миниатюрными. На высоте 180 метров расположена обзорная площадка, а особо смелые могут пройтись там по стеклянной дорожке. Чуть выше обзорной площадки расположен вращающийся ресторан. Еще две площадки расположены на высоте 190 и 203 метра, отсюда открывается великолепная панорама Харбина.

Первые этажи этого высотного сооружения заняты экспозицией, в которой представлены восковые фигуры китайских императоров и воинов, великих людей Китая, многочисленные кафе, сувенирные киоски и даже аптеки. Особенно прекрасна "башня Дракон" в вечернее время, когда ее ярко освещают многочисленные прожекторы.

Собор Святой Софии

Софийский собор - недействующий храм Харбинской и Маньчжурской епархии Китайской православной церкви. С ноября 1996 года собор находится в списке памятников культуры Китайской Народной Республики.

Площадью почти 721 квадратный метр и высотой около 54 метров, собор Святой Софии является примером типичной византийской архитектуры, наиболее редко встречающейся в Китае. Тщательно разработанная и оформленная, изящная церковь была внесена в список памятников культуры под охраной государства в 1996 году и спустя полгода была отремонтирована. После ремонта в здании церкви открылась небольшая художественная галерея, где выставлено около 1000 фотографий, отображающих историю, современную жизнь и будущее известного культурного города Харбина.

Самые популярные достопримечательности в Харбине с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Харбина на нашем сайте.

Еще достопримечательности Харбина

Харбин: начало

«Будущее России- в Азии»
Николай II

В 80-х годах девятнадцатого века на Дальнем Востоке российское правительство вело политику экспансии- тогда Россия могла себе это позволить. В конце XIX века уже было ясно, что война с Японией неизбежна. Транссиб еще не был построен и Приморье, да и весь Дальний Восток не был защищен ни в военном, ни в экономическом плане. Перед царским правительством встали геополитические, экономические и военно-стратегические проблемы, которые нужно было срочно решать.

Министр финансов С. Ю. Витте предложил проложить железную дорогу по территории Китая. Данный проект был намного дешевле, чем проект Транссиба, и мог быть воплощен в жизнь намного быстрее. Приморье получало связь с европейской частью России, и правительство могло быстро обеспечить бесперебойную доставку войск и вооружения в район будущих боевых действий. Конечно, проект КВЖД (Китайской Восточной железной дороги) имел один существенный недостаток- дорога должна была пройти по территории чужого государства со всеми вытекающими последствиями.

Но все-таки достоинств у проекта было больше, чем недостатков, и С. Ю. Витте удалось убедить в этом императора России.

Надо отметить, что Китаю строительство КВЖД также было выгодно: во-первых, железная дорога должна была быть проложена на территории слоборазвитой Маньчжурии за счет российской казны; во-вторых, осуществление проекта КВЖД автоматически делало Россию союзником Китая в приближающейся войне с Японией.

Посол России в Китае Кассини получил указание начать переговоры с цинским правительством. Предметом переговоров должна была стать поездка китайского правительства в Москву на коронацию Николая, но участие в церемониях не являлось главной целью визита. Царское правительство стремилось провести переговоры по двум основным вопросам: создание антияпонского русско-китайского союза и строительство Китайско-Восточной железной дороги.

Визиту придавалось большое значение. Дипломаты различных европейских стран, особенно английский посланник Макдональд, всячески пытались помешать отправке делегации, но Кассини блестяще справился с задачей. Послом в Россию был назначен сам Ли Хунчжан- канцлер Китая, один из наиболее влиятельных людей Поднебесной.

Высокий сановник прибыл в Петербург 18 апреля - за три недели до коронации. Его сопровождала многочисленная свита. По китайской традиции за Ли Хунчжаном следовал большой красивый гроб - на случай ухода в мир иной. Данное обстоятельство больше интересовало столичных журналистов, нежели российских чиновников - слишком значительными были обсуждаемые вопросы.

Переговоры проходили очень тяжело. Многие историки склоняются к тому, что для ускорения процесса и улучшения взаимопонимания, С.Ю. Витте пообещал китайскому канцлеру взятку в размере трех миллионов рублей (по тем временам сумма огромная!). Только после этого переговоры пошли по-деловому и без проволочек. Сам С.Ю. Витте в своих мемуарах данный факт отрицает, но слишком уж многие ученые упоминают о «лихунчжановском» фонде…

Был такой фонд или нет? По большому счету, это не важно. Важно то, что в 1896 году договор о строительстве КВЖД был подписан, а в мае 1898 года русские пароходы «Благовещенск» и «Св. Иннокентий» пришваровались к одному из берегов Сунгари и персонал управления строительством КВЖД ступил на незнакомый берег.

Местность, лежавшая поблизости, носила название Харбин. Недалеко раскинулось маковое (опийное) поле и небольшой ханшинный (водочный) заводик. Решили, что стройку нужно начинать здесь. В одном из бараков разместили первую контору Русско-Китайского банка и приступили к работе. Так начинался Харбин- город, который стал центром КВЖД, а впоследствии центром русской эмиграции на Дальнем Востоке.

Почему Харбин назвали Харбином?

Китайские источники утверждают, что у Харбина довольно длительная история. Предки маньчжуров - чжурчжени - на месте современного Харбина когда- то основали свое поселение «Элэцзинь». В переводе с чжурчженьского«Элэцзинь» означает «слава, почет». Официально считается, что в дальнейшем это название трансформировалось в «Харбин». Так написано в китайских справочниках.

Но историки до сих пор не пришли к единому мнению по поводу происхождения слова«Харбин». Слово это не китайское. Одни переводят его как«высокий берег», другие -«красивая могила», третьи- «арба, телега»; четвертые придерживаются мнения, что первоначальный смысл этого слова -«место, где забрасывают сети», а пятые - что это имя одного из маньчжурских князей. Поскольку возвышенность, на которой расположен город, напоминает баранью лопатку, некоторые филологи доказывают, что слово Харбин произошло от монгольского«хараба» (баранья лопатка). Один из самых авторитетных специалистов в данном вопросе, историк Г.В. Мелихов (уроженец Харбина), считает, что название«Харбин» образовано от маньчжурского «харба» (брод) с добавлением русского суффикса «ин». Действительно, в XVII-XIX веках на месте современного города была переправа через Сунгари.
Кто из ученых прав и насколько принципиален этот спор? Харбин- он и есть Харбин.

В 1998 году столетие Харбина широко отмечали во многих странах мира: в России, Австралии, Америке, Израиле, Аргентине и т.д. Только в самом Харбине эта дата осталась незамеченной. Китайцы считают, что русский период в истории Харбина очень важен, но это всего лишь часть истории китайского города. Харбин существовал до того, как сюда пришли русские, и продолжает существовать после того, как россияне этот город покинули.

«- На этом месте было только несколько небольших деревень. Реальная история города началась с приходом русских,- объясняют наши ученые.- И у нас есть масса доказательств».

«- Если хотите, считайте днем рождения Харбина дату прихода сюда русских пароходов со строителями КВЖД. Только это день рождения того русского Харбина, которого уже нет. Китайский Харбин, где мы сейчас беседуем, начинался намного раньше»,- возражают китайские ученые.

После чего все сходятся во мнении, что русскому и китайскому народу нужно дружить. Казалось бы, какая разница, когда водку пить? Оказывается, не все так просто. Дата основания города- вопрос большой политики, так что официально у Харбина до сих пор нет дня рождения.

В начале большого пути

Официально Российское государство в строительстве КВЖД участия не принимало, хотя всем было понятно, что через Русско-Китайский банк деньги поступают из российской казны. Кстати, сам банк был создан под идею КВЖД. Железная дорога считалась российско-китайским совместным предприятием, которому китайское правительство предоставило землю вдоль всего полотна. Отведенная полоса называлась«полосой отчуждения» (ширина 9 верст по сторонам от линии). В ее пределах действовали свои законы и были созданы специальная полиция, суды и органы управления. Но, как отмечали современники,«…у стороны, располагающей войсками, на сколько шагов она вышла из очерченной зоны интересоваться никто не будет. Маньчжурия фактически стала русской колонией».

Понятно, что для охраны дороги Россия не могла послать регулярные войска. Под началом министра финансов была создана охранная стража (что-то вроде вневедомственной охраны), куда набирались бывшие военные и дальневосточные казаки, пожелавшие служить в Маньчжурии.

В первые годы существования КВЖД охранной страже пришлось охранять дорогу не только от набегов хунхузов и прочих «лихих» людей, но и защищать Харбин от целой вооруженной армии ихэтуаней.

Всеми работами руководил главный инженер Александр Иосифович Югович и возглавляемое им Управление строительства КВЖД. Первостроители прибывали в Харбин на пароходах по Сунгари и по суше из Владивостока и Уссурийска. По воспоминаниям очевидцев,«все до последнего гвоздя приходилось доставлять чуть ли не кругосветным путем, даже обычные кирпичи были известны в Северной Маньчжурии до прихода русских лишь в самом примитивном изготовлении». Место, где начали строить город, было сплошным топким болотом. «Ну и сторонка! Будь она неладна! Куда это мы заехали? Почитай, на самый конец света, где бабы белье на небо вешают!»,- приговаривали первые русские железнодорожники.

В «болоте» в большом количестве водились утки, кулики и бекасы. Еще долго во время дождей глинистая почва превращалась в топкую непролазную грязь, где тонули груженые арбы и легковые дрожки вместе с лошадьми. Окрестности Харбина также представляли собой пустыню, безлюдную и унылую. Лишь кое-где среди клочков возделанного поля стояли убогие фанзы.

Боксерское восстание, 1900-1901

В конце девятнадцатого века в провинции Шаньдун вспыхнуло крестьянское антиимпериалистическое восстание под руководством общества«Ихэтуань» (кулак во имя справедливости и согласия). На флаге повстанцев был изображен кулак, поэтому иностранцы стали называть восстание Боксерским. Основной целью ихэтуаней было уничтожение и изгнание иностранцев из Китая. Вскоре восстание охватило весь Китай. Боксеры громили построенные«заморскими дьяволами» железные дороги, телеграфы, дома, церкви... Начав движение на востоке Китая против немцев, ихэтуани через два года заняли Пекин и двинулись на север- громить русскую дорогу.
Появились жертвы среди русских железнодорожников, а в Пекине на площади Тяньаньмэнь был казнен (распилен деревянной пилой) председатель правления КВЖД с китайской стороны Сюй Цзинчэн. Русское население полосы отчуждения стало отходить к Харбину и готовиться к обороне. Дети и женщины были эвакуированы в Хабаровск.
В Харбине произошли ожесточенные вооруженные столкновения, но горстка россиян держала оборону до тех пор, пока из Хабаровска не подошли войска генерала Сахарова. Осада была снята. Российские войска двинулись дальше, и дошли до Пекина. Всего в подавлении восстания участвовало 8 стран. Было задействовано 54 000 солдат: 20 840 японских, 13 150 русских, 12 020 британских, 3 520 французских, 3 420 американских, 900 немецких, 80 итальянских и 75 австро-венгерских.
Многие участники обороны Харбина были награждены серебряной медалью«За походъ в Китай. 1900- 1901 г.», а Сюй Цзинчэну в центре Харбина был установлен памятник и в его честь назван один из проспектов города.
В 1901 г. правительство Китая признало поражение, принесло извинения и обязалось возместить ущерб. Убытки КВЖД от разрушений, причиненных боксерами, составили 71 млн. рублей.

Первые годы КВЖД

КВЖД была построена за пять (!) лет, причем железная дорога- это не только рельсы и шпалы. Это мосты, туннели, подъездные пути, общежития для рабочих, здания вокзалов и управлений…Строительство было закончено в 1903 году. По тем временам, с технической точки зрения, КВЖД считалась одной из лучших дорог в мире.

Было спроектировано и построено 92 станции, 1464 моста, проложено 9 тоннелей. Самым грандиозным стал тоннель через Хинганский хребет длиной 3080 метров (высота над уровнем моря 970 м ). Остальные тоннели были относительно короткие: от 25 до 45 метров . Все эти сооружения служат до сегодняшнего дня. Интенсивно велось строительство административных зданий, путевых и станционных сооружений; одних жилых домов за это время построено 280 тысяч квадратных метров.

В 1903 году в эксплуатации находилось 367 паровозов, 2696 товарных и 903 пассажирских вагона. Затраты на строительство КВЖД за 1897- 1903 гг. составили более 375 млн. руб. золотом.

Благодаря новой дороге грузы из Европы стали поступать на Дальний Восток в 3 раза быстрее, чем морем.

Административным центром всей полосы отчуждения был Харбин. Здесь разместились заводы, банки, фабрики и представительства всевозможных фирм. Уже через несколько лет место, где пришвартовались первые русские пароходы, нельзя было узнать. Газеты того времени писали: «Харбин по справедливости считается русским городом. Он только начинает строиться, и здесь отсутствуют хорошие мостовые и тротуары, зато есть первоклассные театры, рестораны и кафэ-шантаны с невероятными ценами». Строительство Харбина проходило в тяжелых условиях. Кроме восстания ихэтуаней харбинцам пришлось пережить русско-японскую войну, дворцовый переворот в Китае 1908 года, эпидемию чумы 1910-11 годов. Тем не менее, город переживал бурный рост, и на его карте прочно закрепились русские названия: Фуражная, Биржевая, Амурская, Владивостокская…

Бородатый правитель

Дмитрия Леонидовича Хорвата без преувеличения можно считать самым известным харбинцем. Когда весной 1937 года Хорвата хоронили в Пекине, то перед его гробом несли 42 награды, а за ним шли не только русские и европейцы, но и десятки тысяч китайцев.

Хорват прожил достойную 77-летнюю жизнь, пройдя путь от помощника машиниста до управляющего КВЖД. Всего себя без остатка он посвящал русскому делу в Маньчжурии.

Участник войны с Турцией, в мирное время Хорват руководил различными российскими дорогами и в 1903 был назначен управляющим КВЖД.

«Высокий рост, богатырское сложение, лицо с крупными характерными чертами и патриархальная борода оставляли при встрече с ним неизгладимое впечатление», - вспоминали современники. Особенно ярко выраженные физические данные действовали на китайцев, которые в 1915 году даже поставили памятник бородатому русскому генералу.«Умение ладить с соседями- великий дар!»- написали они на двухметровой гранитной глыбе монумента.

Женой Хорвата была дочь известного художника Бенуа. Брат Дмитрия Леонидовича служил управляющим дворцом императора на Черном море. Сам Хорват имел 5 детей, разъехавшихся по всему миру.

Во времена Гражданской войны Хорват объявил себя Временным верховным правителем России, впоследствии сложив с себя полномочия в пользу адмирала Колчака. После передачи дороги СССР Хорват переехал в Пекин.

Чума, 1910-1911

Началась легочная азиатская чума. Болезнь передавалась воздушно-капельным путем. Вакцины, придуманные от других видов чумы, против легочной формы были бессильны. Смертность среди заболевших составляла 100%, т.е. тот, кто заражался, через несколько дней обязательно умирал. А заражались многие... В день приходилось сжигать по 3500 тел умерших.

Врачи и администрация КВЖД прекрасно понимали, что только жесткие карантинные меры могут спасти Маньчжурию от распространения эпидемии. Харбин был оцеплен войсками. Правительство Китая обратилось к мировому сообществу с просьбой о помощи.

Первыми откликнулись российские эпидемиологи. Из Москвы в Харбин выехали врачи во главе с профессором Заболотным. «Зажженная в безмолвии свеча. Из сердца вырвавшийся стон. Эпоха похорон»,- писал китайский поэт Хэ Цифан. Китайцы стали бежать из города. Те, кто был побогаче, вырывали из земли гробы со своими умершими от чумы родственниками и двигались на юг, унося чуму с собой. Смерть настигала их через три дня…

В борьбе с эпидемией российские врачи проявили образцы такой самоотверженности, что их работу без преувеличения можно назвать подвигом. В истории отечественной медицины навсегда останутся имена доктора Лебедевой, медсестры Снежковой, студента Мамонтова и нескольких десятков других российских медиков, погибших в Маньчжурии.

Жесткие ограничительные меры, на которые пошла администрация КВЖД, грамотная организация карантинных мероприятий, и, конечно, мужество врачей привели к тому, что эпидемия, бушевавшая в Маньчжурии, была остановлена к апрелю 1911 года.

«В борьбе с эпидемиями у нас есть, что написать на знамени,- сказал после укрощения эпидемии в Харбине профессор Заболотный,- но победа далась страшной ценой».

Верховный правитель России

Александр Васильевич Колчак родился 4 ноября 1874 года. Российский морской офицер, адмирал, полярный исследователь и ученый-океанограф, участник русско-японской и Первой мировой войн. Первую половину своей жизни посвятил исследованию Тихого океана и северного побережья России. Во время Первой мировой войны Колчак стал адмиралом и командующим Черноморским флотом.

Весной 1918 г . недолгое время состоял членом правления КВЖД, командующим русскими вооружёнными силами в полосе отчуждения.

В ноябре 1918 года в Омске был избран Верховным Правителем Российского государства. Обращаясь к населению, Колчак заявил:«Приняв крест этой власти в исключительно трудных условиях гражданской войны и полного расстройства государственной жизни, объявляю, что не пойду ни по пути реакции, ни по гибельному пути партийности». Колчак также провозгласил цели и задачи новой власти: укрепление и повышение боеспособности армии, победа над большевизмом и возрождение и воскресение погибающего государства. Но этим планам не суждено было сбыться.

В январе1920 года адмирал Колчак был арестован в Иркутске, а 7 февраля 1920 г ., по приказу Ленина, иркутским военно-революционным комитетом приговорен к расстрелу.

До сих пор юридический процесс по реабилитации А. В. Колчака в России не завершен, что вызывает неоднозначную реакцию у части российского общества.

20-е годы в Харбине

В начале двадцатых годов, когда на весь мир прогремело«ешь ананасы, рябчиков жуй!», центр Маньчжурии стал еще и центром русской эмиграции. Здесь были сконцентрированы ударные силы атамана Семенова, генерала Каппеля и других вооруженных формирований. Позже выяснилось, что боролись они за правое дело, но выяснилось это далеко не сразу. В Харбине сложилась сюрреалистическая ситуация- в городе жили подданные империи, которой уже не было на карте мира.

Исследователи отмечают, что это был единственный город, где до середины двадцатого века сохранялись и старая русская культура, и настоящий русский уклад жизни. В Советском Союзе традиционный русский уклад был полностью уничтожен, в Париже и Нью-Йорке изменен до неузнаваемости, и только в далеком заснеженном Харбине все оставалось по-прежнему: купола православных церквей, рождественские елки, румяные гимназистки, катание на санках, поездки на дачи, неспешные беседы за вечерним чаем и обращения по имени-отчеству. Люди ходили на службу и исправно получали жалование. Так что беженцев из Советского Союза в Харбине ждал не только привычный уклад, но и работа. Все было хорошо, кроме одного обстоятельства: эмигрантам путь на родину был заказан уже навсегда.

М.И. Сладковский описывает такой случай, который произошел в«Погребке Рогозинского» - небольшом ресторанчике, где собиралась незнатная русская эмиграция:«… за соседним столиком двое не молодых, судя по осанке военных, всхлипывали под звуки пластинки Вертинского «Молись, кунак». При словах:«Пускай сейчас мы лишены родной семьи, родной страны, но верим мы- наступит час и солнца луч блеснет для нас»- незнакомцы страдальчески зарыдали. Нельзя было без слез смотреть на этих обездоленных людей, тосковавших по родине».

Конфликт на КВЖД

31 марта 1924 года были установлены советско-китайские дипломатические отношения и подписано соглашение о временном совместном управлении железной дорогой. Несмотря на то, что правительство СССР отказалось от многих неравноправных договоров, заключенных до октябрьского переворота, оно не собиралось отказываться от своего права на КВЖД- царским правительством в дорогу были вложены огромные средства (более 0,5 млрд. золотых рублей!).

Надо отметить, что в те годы международная обстановке на северо-востоке Поднебесной была крайне напряженной: во-первых, сам Китай начиная с Синьхайской революции был ввергнут в пучину междоусобиц и смут; во-вторых, советская Россия активно поддерживала китайскую революцию, что также не способствовало стабильности в регионе. Политика СССР противоречила интересам Чан Кайши, и в январе 1929 года его войска заняли Маньчжурию.

Против советских учреждений и работников КВЖД начались провокации: новыми китайскими властями был захвачен телеграф КВЖД в Харбине, закрыты и опечатаны все представительства советских торговых и хозяйственных организаций. Около 200 советских служащих было арестовано.

В ответ СССР разорвал дипломатические отношения с Китайской республикой. На советско-китайской границе начались столкновения, которые уже на китайской территории переросли в крупномасштабные боевые действия. После ожесточенных боев Особой Дальневосточной Армией (ОДВА) под командованием В. Блюхера была одержана убедительная победа и в декабре 1929 года состоялось подписание Хабаровского протокола, восстанавливавшего на КВЖД положение, предусмотренное соглашением 1924 года.

События 1929 года, в результате которых погибло несколько сотен советских воинов и несколько тысяч китайцев, получили название«конфликта на КВЖД».

После окончания военных действий консульство Японии выставило советскому командующему ОДВА В. Блюхеру иск на сумму в 22 500 японских йен за убитую шальным снарядом проститутку из японского публичного дома. В иске было подсчитано, сколько лет могла она прожить, сколько посетителей за эти годы обслужила бы и какой доход могла принести.

В. Блюхер иск отклонил.

Японская оккупация

«Чтобы завоевать мир, нужно завоевать Китай. Чтобы завоевать Китай, нужно завоевать Монголию и Маньчжурию»,- говорили японские генералы. В 1931 году Япония оккупировала Маньчжурию и создала в 1932 году на ее территории марионеточное государство Манчжоу-го. В то время количество русских в Харбине достигало 200 тыс. человек. Японцы разрешили русским выезжать из страны. У кого были деньги- уезжали, и центр русской эмиграции переместился в Шанхай. Что касается жизни оставшихся эмигрантов, то японская военная спецслужба создала Бюро по делам российской эмиграции в Маньчжурии (БРЭМ), которое строго регламентировало каждый их шаг. В Маньчжурии был установлен военно-полицейский режим.

В Харбине закрывались русские школы, институты, больницы, торговые дома... Современники вспоминали:«Не стало русских кондукторов и стрелочников, исчезли русские носильщики. Все заняли японцы. На смену русскому «здравствуйте» пришло японское «конничива», вместо«до свидания»-«сойонора», вместо «спасибо»- «аригато»».

Столицей страны был объявлен нынешний город Чанчунь, а Харбин стал одним из крупных административных центров. Во главе Манчжоу-го японцы поставили последнего императора Китая Пу И, но всеми делами фактически руководили японские советники и чиновники.

За время оккупации японские милитаристы увеличили численность части Квантунской армии, расположенной в северо-восточном Китае, до 780 тысяч человек, создали на границе с СССР систему укрепленных районов. В течение 1933- 1939 гг. с территории Манчжоу-го Япония неоднократно устраивала военные провокации против СССР и Монголии, в том числе крупные провокации в 1938 г . в районе озера Хасан и в 1939 в районе реки Халхин-Гол.

Государство Манчжоу-го просуществовало до 1945 года. Во время освобождения советскими войсками Маньчжурии Пу И был задержан и перевезен в Хабаровск, где провел пять лет. В 1950 году последний цинский император был передан КНР, где получил должность садовника в императорском дворце.

Умер Пу И в Пекине в 1967 году.

Дороги, которые не выбирают

Русских эмигрантов по всему миру оказалось так много, что проблемы русской эмиграции пришлось решать Лиге наций. Была организована выдача так называемого «паспорта русского эмигранта», а таким странам как Аргентина, Уругвай и Парагвай были перечислены деньги на перевозку, размещение и создание рабочих мест для русских, желающих переехать в Латинскую Америку.

Конечно, те у кого были деньги, уезжали в благополучные страны: Австралию, Америку, Японию, Новую Зеландию, но очень-очень многие оказались в Латинской Америке. В настоящее время в Парагвае проживает около миллиона русских. Самый известный и очень талантливый харбинский поэт Валерий Перелешин умер в Аргентине. Однако судьбу таких переселенцев можно еще назвать счастливой. Хуже пришлось тем, кто поверил Сталину.

В конце тридцатых годов советское правительство объявило амнистию всем русским харбинцам и разрешило вернуться. По воспоминаниям Натальи Ильиной, жители Харбина ликовали. Город разделился на тех, кто уезжает, и тех, кто остается. Люди ходили по магазинам и закупали все, что им может пригодиться на родине. Однако эшелоны с плакатами«Принимай, Родина, своих сыновей!» доходили до Читы, где составы переформировывались и направлялись прямиком… в сибирские лагеря.

Освобождение Харбина

Девятого августа 1945 года СССР объявил войну Японии и ввел войска в Маньчжурию. Узнав об этом, 16 августа 3000 человек местного русского эмигрантского населения совместно с консульством СССР организовали отряды обороны и взяли в свои руки радиостанцию, водокачку, железную дорогу и пристань, и удерживали их до прихода советских войск.

Однако сухопутные части Красной Армии пробивались к Харбину с большим трудом. Японцы оказывали мощное сопротивление и сражались с завидным упорством. В этих условиях было принято решение взять город с воздуха. На аэродром Харбина высадился десант генерала Г. А. Шелахова, состоявший из 120 десантников, и принудил к сдаче 40-тысячный японский гарнизон.

Освобождение от японцев Харбина стало настоящим праздником для жителей города. Многие старожилы Харбина с теплотой вспоминают советских солдат, которых здесь до сих пор называют«большие пальто»- такое впечатление произвели на местных китайцев добротные шинели красноармейцев.

На местном ипподроме была организована выставка трофейного японского оружия. Особое внимание привлекали длинноствольные пушки, которые могли стрелять по Владивостоку с территории Хэйлунцзяна. Эта выставка надолго стала самым посещаемым местом Харбина.

В сентябре в Харбине состоялся Парад Победы, на котором присутствовало 20 тысяч человек. Колонны советских солдат местное население забросало (в буквальном смысле) цветами. На параде прошли и отряды харбинских старожилов в старой парадной российской форме. Харбин стал центром советской администрации.

Именно в это время произошло еще одно событие, о котором мало говорят: представители советской власти в Харбине устроили большой прием в честь победы над Японией. На этот прием были приглашены все самые видные люди города- ученые, музыканты, коммерсанты, инженеры… Больше никто этих людей не видел. Говорят, что их прямо с торжественного ужина под конвоем отправили на вокзал, затолкали в вагоны и увезли. Куда ушел этот поезд, и что стало с его пассажирами никто не знает.

Артист драмы

В личном листке Василия Зарубина, хранящимся в архивах Приморья, отмечено, что его «основным занятием до войны 1914 г. была сцена,- профессия актер-музыкант, артист драмы». Как писал сам Зарубин: «Обладая музыкальными способностями, я старался получить музыкальное образование, но это мне не удалось. Самоучкой я выучился играть на балалайке, что было по средствам моей семье, на которой совершенствовался и был принят в Российский Великорусский Оркестр, где после был солистом». Впоследствии Зарубин стал настоящим артистом и солистом советской разведки в Харбине.

Работник ГПУ во Владивостоке Василий Зарубин, самостоятельно выучивший китайский язык, был направлен в Харбин, где не один год работал разведчиком под прикрытием должности завхоза консульства СССР.

В октябре 1941 года Зарубина вызвал Сталин и направил его в Америку с заданием собирать всю информацию по разработке уранового оружия. Через свою агентуру Зарубин работал с физиками-ядерщиками Оппенгеймером и Эйнштейном и внес огромный вклад в создание советской атомной бомбы.

Фотография Зарубина и сегодня размещена на официальном сайте ФБР США как фото одного из «значительных» российских шпионов.

Когда-то на месте парка Культуры находилось старое русское кладбище. В лучших советских традициях кладбище сровняли с землей, а на его месте разбили парк. Только один островок бывшего кладбища остался нетронутым- место, где захоронены останки 110 советских воинов, погибших при освобождении Маньчжурии в 1945 году. Правда, во избежание вандализма это место огородили кирпичной стеной и закрыли тяжелыми железными воротами. Приедет сын на могилу отца или ветеран навестить фронтовых друзей- ворота откроют. Хотя все понимают, что такая перестраховка в Харбине не нужна. Даже во времена культурной революции, когда хунвэйбины жгли и крушили все советское, на эти надгробия ни у кого не поднялась рука.

Несколько лет назад трое россиян ужинали в небольшом ресторанчике Харбина. С ними за столиком сидел седой китайский бизнесмен и молодой переводчик. В заведении, рассчитанном на шесть столиков, было много посетителей. В разговоре один из русских сказал, что его дед воевал в Харбине. Далее последовала поразительная реакция. Седой китаец поднялся и громко обратился ко всем присутствующим: «Друзья! Дед этого товарища воевал в Харбине. Давайте выпьем за воинов Советской армии и освобождение Китая от японцев!». Все присутствующие, подчеркиваю, все, поднялись и выпили. И не было в этом ничего показушного, натянутого... Советских солдат уважают в Маньчжурии.

Город, адм. ц. пров. Хэйлунцзян, Китай. Основан в 1898 г. на р. Сунгари на месте рыбацкого селения; название Харбин предположительно маньчж. переправа через реку. Кит. Хаэрбинь, русск. традиц. Харбин. Географические названия мира: Топонимический … Географическая энциклопедия

ХАРБИН, город в Северо Восточном Китае, на реке Сунгари. Строительство Харбина началось в 1898 в связи с постройкой Россией Китайско Восточной железной дороги (КВЖД) в полосе её отчуждения. В Харбине находились гражданское управление полосой… … Русская история

Город в Сев. Вост. Китае, на р. Сунгари, административный центр пров. Хэйлунцзян. 2,4 млн. жителей (1990). Крупный экономический центр, транспортный узел. Машиностроение; химическая, текстильная, пищевая и деревообрабатывающая промышленность.… … Большой Энциклопедический словарь

Сущ., кол во синонимов: 1 город (2765) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Город в Северо восточном Китае, на р. Сунгари, административный центр провинции Хэйлунцзян. 2,4 млн. жителей (1990). Крупный экономический центр, транспортный узел. Машиностроение; химическая, текстильная, пищевая и деревообрабатывающая… … Энциклопедический словарь

Харбин - город, адм. ц. пров. Хэйлунцзян, Китай. Основан в 1898 г. на р. Сунгари на месте рыбацкого селения; название Харбин предположительно маньчж. переправа через реку. Кит. Хаэрбинь, русск. традиц. Харбин … Топонимический словарь

Город на С. В. Китая. Административный центр провинции Хэйлунцзян. Около 2 млн. жителей (1974). Расположен на правом берегу р. Сунгари, в месте пересечения её ж. д. магистралью, связывающей СССР и Китай. Крупный ж. д. узел, речной порт;… … Большая советская энциклопедия

Или Сунгари первая узловая станция Китайской Восточной жел. дор. и большой поселок, возникший в Маньчжурии на месте пересечения магистрали с южной ветвью жел. дор., идущей на Порт Артур. Расположен под 45°45 30 и 126°38 28 от Гринвича, в 8 вер.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Город в Сев. Вост. Китае, адм. ц. провинции Хэйлунцзян; ж. д. узел, порт на р. Сунхуа цзян (Сунгари). 1552 тыс. жит. (1957). Важный пром. центр. Машиностроение (электротехнич., с. х., трансп., станкостроение), инструментальное произ во,… … Советская историческая энциклопедия

Харбин - (Harbin, бывш. Haerphin, Pinkiang)HarbinHaerphinPinkiang, гл. город пров. Хэйлунцзян, сев. вост. Китай, на р.Сунгари (Сонхуа); 2830000 жителей (1990). Х. вырос из небольшой рыбацкой деревушки и превратился в крупный ж. д. узел, а после революции… … Страны мира. Словарь

Книги

  • Харбин , Анташкевич Евгений Михайлович. Это издание публикуется впервые в новой авторской редакции с учетом других романов цикла "Харбин" . К концу 1922 года в Маньчжурию из охваченной войной России пришли почти 300 тысяч беженцев.…
  • Харбин , Анташкевич, Евгений Михайлович. К концу 1922 года в Маньчжурию из охваченной войной России пришли почти 300 тысяч беженцев. Харбин, город на северо-востоке Китая, казалось бы, стал спасением. На самом деле именно через него…

На площади перед Софийским собором пасется стая голубей. На свежевыкрашенных куполах сияют кресты; врата церкви открыты настежь. Из только что подкатившего темно-синего "ауди" выбираются два китайца. Один прилежно снимает храм на видео, другой истово осеняет себя крестным знамением. Туристы? Нет, местные. Софийский собор стоит на пересечении улицы Toulong с Zhaolin jie, недалеко от центра Харбина.

Путешественники, приезжающие в Харбин, должны на время забыть стереотипные представления о Китае - пагоды, императорские дворцы, буддийские храмы на каждом шагу. Харбин - самый большой город Манчжурии, лежащей на северо-востоке Поднебесной империи. Великая стена отделяет Манчжурию от всего того, что традиционно считается сугубо китайским. Что же касается Харбина, то этот город когда-то был нашенским, русским...

Русских в Харбине было много - они ехали туда с 1898 года, с начала постройки Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). Собственно, ей Харбин и обязан своим возникновением. "Здесь 16 мая 1898 года был заложен инженером Шидловским барак. Эту дату и приходится принять за дату основания города Харбина", - сказано в книге, выпущенной в свое время КВЖД, которая некогда располагало собственным издательством.

В ту пору Харбин носил еще другое название - станция Сунгари-первая. Она была узловой на КВЖД. Построили ее в Манчжурии, на месте пересечения магистрали с южной ветвью железной дороги, идущей на Порт-Артур, в восьми верстах от реки Сунгари - притока Амура. В июле 1903 года КВЖД была сдана в эксплуатацию, и вся ее полоса превратилась в своего рода государство в государстве - ее охраняли русские войсками, там действовали русская администрация и российские законы.

В нынешнем 5-миллионном мегаполисе все еще сохраняются следы легендарного русского Харбина начала ХХ века. В центре города и сегодня можно видеть типичные русские особняки. Впрочем, есть и в стиле "арт нуво". Многие дома и улицы напоминают наши сибирские города. Особенно "русской" выглядит улица Zhongyang (сохряняю латинскую транскрипцию, чтобы не запутаться в прихотливой китайской топонимике); в начале прошлого века ее называли "Китайской". Начинается она у набережной Сунгари и тянется на полтора километра к центру города. Ее украшение - 13 дошедших до наших дней 13 старинных зданий русского Харбина. В 1997 году "Китайская" улица была взята под государственную охрану и превращена в пешеходную зону.

Вот одна типично русская история, приключившаяся в Харбине. Как-то жарким летним днем 1907 года российский ротмистр Альтман решил утолить жажду пивом. Все было бы хорошо, не води он с собой ручного медведя, вполне мирного и привязанного к людям. На беду, что-то отвлекло внимание Альтмана, и зверь выпил его пиво. После чего взбодрился и решил отправиться гулять по городу. Люди в панике разбегались, а экипажи опрокидывались. Это напугало самого медведя - он встал на задние лапы и принялся реветь. В конце концов усилиями местных стражей порядка медведь был посажен на цепь и доставлен в участок. В ожидании хозяина зверь забился под лавку. В общем, обошлось без жертв, но движение в центре Харбина в результате этого инцидента было парализовано час.

История эта изрядно позабавила жителей Манчжурии. Когда через несколько лет российские промышленники построили неподалеку от Харбина пивоваренный завод, китайские чиновники предложили назвать производимое им пиво "Сюн", что в переводе означает "медведь". Этот напиток пользовалось у китайцев большой популярностью. И сегодня в одном из парков Харбина можно увидеть вывеску на русском: "Кабак "Генерал Топтыгин".

Однако русско-китайскому "Сюну" медвежью услугу оказал "перестроечный Миша". В советское время поставками пива в дружественный Китай занимались многочисленные заводы в Кемерово, Тюмени, Башкирии, Уфе, Перми, Сахалине, Владивостоке. Но в 1985 году в Советском Союзе началась тотальная борьба с алкоголизмом, и поставки сократились почти втрое. Китайские любители пива поняли: рассчитывать на странных русских нечего. Пришлось вспоминать давно забытые национальные рецепты и самим приниматься за производство хмельного напитка. Китайцы, замечу, начали варить пиво еще 3 тысячи лет назад.

После Октябрьской революции 1917 года началось нашествие в Харбин эмигрантов и беженцев из России. В начале 20-х годов город и станции по линии железной дороги запрудил людской поток. Это была часть первой эмигрантской волны, разбросавших русских людей по всему свету. В Харбине счет шел на десятки тысяч - - эмигрантов и служащих КВЖД. До японской оккупации им принадлежало 33 процента всех капиталов в городе. Заботясь о хлебе насущном, русские харбинцы не забывали и о хлебе духовном.

Первая русская поэтическая публикация появилась в Харбине еще в 1906 году. А основной поток начался в 1918-1920-х годах, тогда же вышли первые поэтические сборники. Китайцы в литературно-издательском процессе выполняли скромную роль наборщиков. Наш язык они не знали, поэтому в русских изданиях тех лет много опечаток.

Как и в Советской России, в Харбине тоже верили в светлое будущее. Вот строки из русской газеты 1920-х годов: "Харбинцы, вероятно, скоро если не сравняются с американцами, то все же не очень будут им уступать в умении управлять аква-фляерами и в их устойчивости. "Солнечный спорт" настолько ярок, что не может не завоевать себе самого широкого распространения среди людей, любящих воду, солнце и веселый смех". Сегодня мы знаем, чем обернулась эта прекраснодушная идиллия для русского Харбина. В стране Советов тоже верили: "Мы будем петь и смеяться как дети..."

Новый этап в истории Харбина ознаменовала японская оккупация Манчжурии. Она началась в 1931 году, а на рассвете 6 февраля 1932 года японские части вошли в Харбин. Так открылась новая печальная страница в жизни города, оказавшегося на ближайшие 15 лет буквально на скрещении эпох. Японцы в большом числе начали стекаться в Харбин.

После оккупации Манчжурии, в том числе полосы отчуждения КВЖД, японскими войсками и создания ими марионеточного государства Маньчжоу-Го, работа КВЖД была сначала затруднена, а затем стала и вовсе невозможной. Поэтому в 1935 году СССР продал свои права на дорогу властям Маньчжоу-Го. Многие русские железнодорожники были при этом уволены, а часть тех, у кого было советское подданство, вернулись на родину. Почти все, кто перед войной был отозван с КВЖД, пополнили "население" ГУЛАГа.

Японская военная спецслужба создала Бюро по делам российской эмиграции в Манчжурии (БРЭМ), которое строго регламентировало каждый шаг русских эмигрантов. Все это побуждало их к отъезду, и большинство перебралось в Шанхай. В Харбине закрывались русские школы, институты, больницы, торговые дома...

А те эмигранты, что остались в Харбине, по-русской традиции раскололись на несколько групп и соперничали друг с другом. На правом фланге группировались силы, боровшиеся с большевиками и не смирившиеся со своим поражением. На левом же развернули свою деятельность в поддержку большевиков Объединенная конференция профессиональных, политических и общественных организаций полосы отчуждения КВЖД (1920-1921 гг.) и сильные левые профсоюзы. Возникло движение за "смену вех" в отношении большевиков.

Чтобы объединить эмигрантов был необходим культурный символ - некий безупречный образ, связанный с Россией. Такой культовой, по современной терминологии, фигурой, символом потерянной родины, в сознании эмигрантов стал Пушкин. Вокруг этого светлого имени могла объединиться вся зарубежная Россия, несмотря остроту идейных разногласий.

Впервые зарубежная Россия отметила пушкинский юбилей в 1924 году - 125 лет со дня рождения поэта. Чтобы преодолеть угрозу утраты национальной идентичности (тогда в ходу был термин - денационализация), было решено ежегодно широко отмечать во всем Зарубежье "День русской культуры", приурочив его ко дню рождения Пушкина.

В 1925 году "День русской культуры" праздновался уже в 113 странах, где жили русские эмигранты, и с этого времени он стал ежегодным. С особым размахом русская эмиграция отметила 100-летие со дня смерти Пушкина. К 1937 году в эмиграции возникло 16 Пушкинских комитетов на пяти континентах. Статистика была впечатляющей: в Европе в 24 государствах и 170 городах, в Австралии в 4 городах, в Азии в 8 государствах и в 14 городах, в Америке в 6 государствах и в 28 городах, в Африке в 3 государствах и в 5 городах. Всего в 42 государствах - 231 городе. Всему миру было явлено единство российской исторической памяти.

Особое место великий поэт занимал в сознании эмигрантов, живших в Китае. Пушкин никогда не был на Дальнем Востоке, однако он интересовался Китаем и не раз обсуждал эту тему с отцом Иакинфом Бичуриным, крупнейшим в ту пору русским ученым-китаеведом, который на протяжении 14 лет был главой Духовной миссии в Пекине. А в 1835-1837 годах он жил в Кяхте, где организовал первое в России училище с преподаванием китайского языка. Отец Иакинф нередко читал поэту произведения китайских поэтов. Общение с о. Иакинфом не осталось для Пушкина бесследным. Примечательно, что в черновиках "Евгения Онегина" сохранилась запись о чтении пушкинским героем Конфуция.

Первым произведением Пушкина, переведенным на китайский язык, стала "Капитанская дочка". Это произошло в 1903 году, том самом, когда вступила в строй КВЖД. Но это был всего лишь эпизод в истории Пушкина на Дальнем Востоке. По-настоящему пушкинский голос на Дальнем Востоке зазвучал после того, как туда начали перебираться российские эмигранты. Вот как отмечалось в Харбине 100-летие со дня кончины поэта. Духовенство отслужило торжественную панихиду по Пушкину. Всюду открывались выставки, читались лекции, проходили премьеры спектаклей. В феврале 1937 года была открыта Пушкинская выставка, организованная по предложению члена юбилейного комитета П. Савостьянова. На ней были представлены не только прижизненные издания поэта, но и предметы русского былт, картины.

В те февральские дни и возникла мысль издать все "пушкинские материалы" в одном альбоме. Авторский коллектив возглавил профессор К.Зайцев, который не только взял на себя роль координатора, но и написал немало статей для сборника, а также отредактировал работы других авторов. Всего было отпечатано 1160 экземпляров альбома, из них 16 именных и 44 нумерованных - на бумаге лучшего качества и в увеличенном формате. 1 марта 1937 года на торжественном собрании на юридическом факультете Харбинского университета профессор Г.К.Гинс прочел доклад "А. С. Пушкин - русская национальная гордость".

Начало Второй мировой войны отбросило на Харбин зловещую тень. В 1939 году в Харбинском предместье Пинфан был размещен "Отряд 731" или "Отряд Исии". Сейчас о деятельности этого отряда знают во всем мире, а в 1930-40-е годы эта группировака была строго засекречена.

Начиналось все в Токио, где в 1931 году была создана армейская медицинская школа, а при ней - лаборатория по борьбе с эпидемиями. Впоследствии она получила кодовое название "Отряд 731". Он неоднократно передислоцировался, пока не осел здесь, в харбинском Пинфане...

От железнодорожного вокзала до Пинфана идет 343-й автобус. Ехать долго, чуть ли не 10 километров. Но я все же решил проделать этот маршрут. На предпоследней остановке кондуктор показывает на траурный мемориал: на выход! Иду к главному административному зданию: здесь работали палачи в белых халатах, размещались охранники. А нынче в главном "блоке" - музейная экспозиция. При входе обе стены облицованы металлической чеканкой. Прямо из стен к посетителям тянутся руки в кандалах, со сжатыми кулаками.

Отряд генерала Исии готовил бактериологическую войну. В концлагере-лаборатории с 1939 по 1945 годы страшной смертью погибло более трех тысяч человек. В те годы организатор этого страшного эксперимента были в фаворе. На одном из фотоснимков - палач в автомобиле на фоне харбинского православного храма. На другом - Исии получает награды от главы японского министерства гигиены. У отряда Исии был свой аэродром. Самолеты в ангарах ждали своего часа, чтобы с воздуха распылять смертоносные бактерии на территории противника.

После вступления СССР в войну на Дальнем Востоке японское командование решило замести следы преступлений. 8 августа 1945 года были спешно взорваны все объекты на территории отряда: тюрьма, крематории, бараки, лаборатории, в которых проводились бесчеловечные опыты над людьми с применением болезнетворных бактерий. И все же уцелели каменные стены "холодильника": на плацу перед ним заключенных зимой привязывали к столбам и обливали водой, проверяя, сколько времени выдерживает организм. Заключенных умерщвляли в вакуумных камерах, пытали электрошоком, ампутировали конечности, лишали воды, и подопытные погибали от жажды. Сохранились и бетонные ячейки глубиной около метра, в которых содержались мыши, крысы, суслики и прочая живность, - их заражали инфекционными бактериями, чтобы потом выпускать на территорию врага.

В 1978 году на территории "объекта" был создан музей. Его экспозиция размещается в бывшем здании штаба "Отряда 731". В первое время в музее бывало всего 700-800 посетителей за год. Но в последнее время отмечен всплеск - 11 тысяч человек ежегодно, причем очень много японских туристов. Среди японцев, посетивших "Отряд 731", были и те, кто работал здесь в 1939-45 годы. В то время "зондеркоманду" сомнения не мучили: перед главным зданием даже была баскетбольная площадка, где можно было размяться после трудового дня.

Отрезвление пришло с годами, после поражения Японии во Второй мировой войне. На фотографии - Наоката Ицибаси, бывший член "спецназа" "Отряда 731". Он посетил Пинфан в 1987 году и оставил в книге для посетителей покаянные строки. Другое фото: бывший вивисектор Хидео Сонода замаливает свои грехи на руинах барака. Еще один "перековавшийся" - бывший охранник Ютака Мио. После войны он отказался от пенсии в знак покаяния за причастность к преступлению против человечества.

Экспозиция музея обрывается 1945 годом, когда "Отряд 731" прекратил свое существование. На выставке представлены фотокопии документов о послевоенной судьбе генерала Исии и других изуверов. Из содержания этих материалов следует, что их приголубили американцы, и они оказались в США, где внесли свою лепту в военно-бактериологические изыскания Пентагона. В одном из залов можно видеть бактериологическую бомбу, изготовленную в США. По некоторым сведениям, такие бомбы американская армия использовала на первых порах в ходе Корейской войны 1950-53 годов.

Правда, некоторые подельники Исии от кары не ускользнули. К их числу относится Tомио Исава. В 1949 году он предстал в Хабаровске перед судом над японскими военными преступниками, но еще до окончания процесса покончил с собой в камере. Предполагается, что в Пинфане будет создан мемориал в память о замученных китайцах, корейцах, русских, монголах. А пока на выходе из музея - лотки с сувенирами: русские матрешки, кофе "Жокей", браслеты, бусы и даже меха чернобурки. Видно, у администрации плоховато со вкусом...

Но вернемся к русским харбинцам, пережившим трудные военные годы. Осенью 1945 года Советская армия освободила Харбин от японских оккупантов. Однако 1949 год - возникновение красного Китая, закрытие еще сохранявшихся русских журналов. 1956 год - отъезд последних русских из Китая, остались единицы. 1975 год - последняя русская поэтесса Нора Крук, родившаяся в Харбине в 1920-м, уехала из Гонконга в Австралию. А тем, кто остался, довелось перенести новые испытания в годы "культурной революции" в КНР.

Всего в Китае в 1880-1941 годах было воздвигнуто более 20-ти православных храмов. Половину из них снесена во время "культурной революции". Пострадало и китайское православное духовенство. Протоиерей Стефан У - китаец. Хунвейбины отбили ему легкие. А православного священника Григория Джу, тоже китайца, возили по всему городу с плакатом на груди. Сюжет был страшен: отец У целует ноги Хрущева.

В 1990 году в Харбине проживало 22 русских - именно столько было зарегистрировано в приходе церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Сюда они приходили слушать проповеди отца Григория, которого в миру звали Джу Пу. В храме молились и православные китайцы. Но все-таки это была русская церковь - так, по крайней мере, считали последние эмигранты. Еще в начале 90-х годов в храме можно было встретить русских стариков, доживавших в Харбине свой век. Они попали сюда детьми, пережили японскую оккупацию, войны, культурную революцию...

Для них православная церковь в Харбине была поистине всем: и местом общения, и памятью об ушедшей молодости, и последней надеждой. Нынче в Харбине потомков русской эмиграции практически не осталось. Все, кто не сумел уехать, покоятся на погосте. Здесь же и памятник героям Порт-Артура, и могила офицера армии Колчака, полного георгиевского кавалера Сергея Федорова. По соседству лежит последнее русское духовенство. Среди прочих - протоиерей Валентин Барышников, которого считали чудотворцем.

Про схимонахиню Рафаилу говорят: "Тихо жила и тихо умерла". На ее могиле нет ни креста, ни просто таблички с именем. Известно только, что она лежит под кустом сирени. Ухаживать за могилами уже некому, а скоро и помнить никто не будет. В Китае действует лишь один из сохранившихся православных храмов. Он находится в Харбине и освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Остальные святыни используются как музеи, выставочные залы, склады и рестораны. В Харбинском соборе сейчас размещен музей архитектуры - молиться больше некому. Правда, в китайском обществе вынашивается идея восстановления Свято-Никольского храма, украшавшего Харбин и снесенного маоистами.

Если от железнодорожного вокзала подниматься вверх по Honglun jie, то через 15 минут ходьбы можно выйти на площадь, окруженную высотками из стекла и бетона. Они подавляют скромный памятник, установленный здесь в честь советских воинов. На постаменте надпись по-русски: воздвигнуто в память советских воинов, павших "за свободу и независимость Союза советских социалистических республик". Советский человек привык к такого рода "клише" и, вроде бы, все так и надо. Но, все же, где логика? Если за свободу СССР, то почему памятник в Китае? Если за свободу Китая, то причем здесь независимость Советского Союза?

В годы советско-китайской холодной войны по поводу этого монумента кипели споры: сносить или нет? Ограничились тем, что в памятные дни советским дипломатам не разрешалось приезжать из Пекина в Харбин для возложения венков к подножию памятника. Но это - в прошлом. На южном берегу реки Сунгари разбит парк, тянущийся вдоль набережной. Когда-то он носил имя Сталина. А на северном берегу, напротив Харбина, завершается благоустройство большого парка "Остров солнца". Пруды, мостики, павильончики, ивы, ручные лани.

Но главная достопримечательность парка - "русская деревня". Точнее, деревня "а ля рюс", - примерно то же, что "китайский павильон" в Царском Селе под Санкт-Петербургом. Здесь же, на щите, - план парка с надписями на китайском, английском и русском с заметным итайским акцентом. Вчитываюсь в текст. Итак, "Схема проводники пейзажной зоны". "Она смотрит оживленные городские районы только через реку. Имеет характер полевого пейзажа, с безыскусственностью, удалью и полной природой". Посетителей ожидает "длинная галерея укрывания от дождя", "благоухание цветов лотоса и прыгание рыбы". "Зона русского характера приобретает очарование иной культуры и флирта. Гуманитарный ландшафт и играющие объекты тоже имеют природный пейзаж и густой русский флирт". Но не буду придираться: при желании все можно понять...

Вернувшись в Харбин, прогуляемся по улице Xidazhi jie, Она пересекает город с юго-запада на северо-восток. Когда-то на одной из ее площадей высился громадный памятник Мао Цзэдуна. Нынче здесь бетонная развязка скоростных шоссе, а монумент переместили в сквер перед одним из административных зданий. По улицам сплошным потоком несутся такси, роскошные бьюики и белоснежные лимузины. А кому такси не по карману, может нанять вело-рикшу. К "железным коням" приделаны фанерные коробчонки для перевозки людей, украшенные бархатными пампушками и бумажными цветами. По обочине тащатся ослики, запряженные в деревянные тележки с немудреной поклажей.

Из ряда бетонных коробок выделяется здание русское по стилю. Подхожу ближе - так и есть. На вывеске значится: ресторан "Русский дом". Миновав площадь с памятником советским воинам, улица Xidazhi jie меняет свое название на Dongdazhi jie. Там, где ее пересекает Anshan jie, уникальное сочетание: бок о бок стоят три храма: католический, православный и протестантский. В католическом идет какой-то семинар, в протестантском - богослужение. А православная Покровская церковь, открытая в 1986 году после долгих лет гонений, - на замке. Каска на дверях облупилась.

Последний православный священник-китаец - отец Григорий Джу - умер в 2000 году, служить некому. Храм не "снят с регистрации", он открыт для верующих, прихожане собираются по праздникам и молятся как умеют, без священника. Летом 2004 года сюда был направлен священник из Екатеринбургской епархии, который, с разрешения местных властей в течение двух недель совершал в храме богослужения. А ведь когда-то в Харбине были не только православные храмы, но и монастыри.

Если продолжить путь по Dongdazhi jie, то вскоре улица приведет к ЦПКО (Центральный парк культуры и отдыха). Ошибиться невозможно: громадное колесо обозрения видно издалека. Слева каменные львы охраняют вход в буддийский монастырь. Обитель действующая; во дворе высится огромная позолоченная статуя Будды. Когда-то буддийский монастырь и православная обитель соседствовали - друг от друга их отделяла высокая каменная стена. Нынче за "буддийской" стеной - парк культуры.

При входе в бывший православный монастырь высится колокольня, увенчанная пятиконечной звездой. В монастырском храме, тожде бывшем, разместился центр компьютерных игр. На территории китайского "диснейленда" тесно от всевозможных аттракционов. Бетонной стеной огорожено кладбище советских воинов, погибших в боях за освобождение Харбина. Несколько десятков ухоженных могил с обелисками, но доступа к ним нет, ворота на замке.

Возвращаясь по Dongdazhi jie, можно свернуть на Guogeli Dajie и дойти до ее пересечения с Gexin jie. Здесь высится еще один православный храм, чудом уцелевший в годы культурной революции. Рядом временный помост, а над ним - рекламный плакат: слева - пивная бочка, справа - изображение этого же храма. За "кулисами" толпятся молодые русские артисты в народных костюмах. Перед началом "шоу" один из них проверяет работу микрофонов.

Подхожу, спрашиваю: откуда приехали?
- Из Хабаровска. Обслуживаем пивной фестиваль.
- А храм действующий? Что внутри?
- Не знаю. Мне без разницы...

В настоящее время в Духовных школах Русской Православной Церкви учатся 18 студентов из разных провинций Китая. Есть надежда на то, что некоторые из них уже в скором времени будут готовы к рукоположению в священный сан и, вернувшись на родину, займутся пастырской деятельностью. Хоть бы сбылось!

Архимандрит Августин (Никитин)