Россия в завершающем десятилетии xx века

Двадцатый век «богат» на такие события, как кровопролитнейшие войны, разрушительные техногенные катастрофы, сильнейшие природные катаклизмы. Эти события страшны и количеством человеческих жертв, и размером ущерба.

Самые страшные войны 20 века

Кровь, боль, горы трупов, страдание – вот что принесли войны 20 века. В прошлом веке произошли войны, многие из которых можно назвать страшнейшими и самыми кровопролитными за всю историю человечества. Масштабные военные конфликты продолжались на протяжении всего двадцатого века. Некоторые из них были внутренними, а в некоторых принимали участие несколько государств одновременно.

Первая Мировая война

Начало Первой Мировой войны практически совпало с началом века. Её причины, как известно, были заложены в конце девятнадцатого века. Интересы противоборствующих союзнических блоков столкнулись, что привело к началу этой длительной и кровопролитной войны.

Тридцать восемь из пятидесяти девяти на тот момент существовавших в мире государств были участниками Первой Мировой войны. Можно сказать, что в неё был вовлечён практически весь мир. Начавшись в 1914-ом, она окончилась только в 1918-ом году.

Гражданская война в России

После того как в России произошла революция, в 1917-ом году началась Гражданская война. Она продолжалась вплоть до 1923-го года. В Средней Азии очаги сопротивления удалось погасить только в начале сороковых годов.



В этой братоубийственной войне, где между собой сражались красные и белые, погибло только по скромным подсчётам около пяти с половиной миллионов человек. Получается, что Гражданская война в России унесла жизней больше, чем все наполеоновские войны.

Вторая Мировая война

Войну, начавшуюся в 1939-ом году и окончившуюся в сентябре 1945-го года назвали Второй Мировой. Она считается самой страшной и самой разрушительной войной двадцатого века. Даже по осторожным подсчётам в ней погибло не менее сорока миллионов человек. Предполагается, что число жертв может достигать семидесяти двух миллионов.



Из семидесяти трёх на тот момент существовавших государств мира в ней принимали участие шестьдесят два государства, то есть около восьмидесяти процентов населения планеты. Можно сказать, что эта мировая война самая мировая, если можно так выразиться. Вторая Мировая война велась на трёх континентах, в четырёх океанах.

Корейская война

Война в Корее началась в конце июня 1950-го года и продолжалась до конца июля 1953-го года. Это было противостояние между Южной и Северной Кореей. По сути, данный конфликт являлся опосредованной войной между двумя силами: КНР и СССР с одной стороны и США с их союзниками с другой.

Корейская война стала первым военным конфликтом, где две сверхдержавы столкнулись на ограниченной территории, не применяя ядерного оружия. Война окончилась после подписания перемирия. Официальных заявлений об окончании этой войны нет до сих пор.

Самые страшные техногенные катастрофы 20 века

Техногенные катастрофы время от времени происходят в разных уголках планеты, унося человеческие жизни, разрушая всё вокруг, нанося зачастую непоправимый вред окружающей природе. Известно о катастрофах, в результате которых оказались полностью уничтоженными целые города. Подобные катастрофы происходили в нефтедобывающей, химической ядерной и др. промышленности.

Чернобыльская авария

Одной из самых страшных техногенных катастроф прошлого века считается произошедший взрыв на Чернобыльской АЭС. В результате той страшной трагедии, случившейся в апреле 1986-го года, в атмосферу было выброшено огромное количество радиоактивного вещества, оказался полностью разрушенным четвёртый энергоблок атомной станции.



В истории ядерной энергетики эта катастрофа расценивается как самая крупная в своём роде и по экономическому ущербу, и по количеству пострадавших и погибших.

Бхопальская катастрофа

В начале декабря 1984-го года на химическом заводе в городе Бхопал (Индия) произошла катастрофа, которая позже была названа Хиросимой химической промышленности. На заводе производились средства, уничтожающие насекомых-вредителей.



Четыре тысячи человек умерли в день аварии, ещё восемь тысяч на протяжении двух недель. Почти пятьсот тысяч человек отравились спустя час после произошедшего взрыва. Причины этой страшной катастрофы так и не были установлены.

Катастрофа на нефтяной платформе Piper Alpha

В начале июля 1988-го года на нефтяной платформе Piper Alpha произошёл сильнейший взрыв, в результате чего она полностью сгорела. Эта катастрофа считается самой крупной в нефтедобывающей отрасли. После утечки газа и последовавшего за этим взрыва из двухсот двадцати шести человек выжили только пятьдесят девять.

Самые страшные природные катаклизмы столетия

Природные катаклизмы могут нанести не меньший вред человечеству, чем крупные техногенные катастрофы. Природа сильнее человека, и периодически она напоминает нам об этом.

О крупных природных катаклизмах, которые произошли до начала двадцатого века, мы знаем из истории. Сегодняшнее поколение стало свидетелем множества природных бедствий, произошедших уже в двадцатом веке.

Циклон «Бола»

В ноябре 1970-го года пронёсся самый смертоносный из когда-либо зарегистрированных тропических циклонов. Он охватил территорию индийской Западной Бенгалии и восточного Пакистана (сегодня это территория Бангладеша).

Точное число жертв циклона невыяснено. Эта цифра колеблется от трёх до пяти миллионов человек. Убойная сила шторма была не в мощности. Причина огромного числа погибших в том, что волна затопила низко расположенные острова в дельте Ганга, стирая деревни с лица земли.

Землетрясение в Чили

Крупнейшим в истории признано землетрясение, произошедшее в 1960-ом году в Чили. Его сила по шкале Рихтера – девять с половиной баллов. Эпицентр находился в Тихом Океане всего в ста милях от Чили. Оно в свою очередь вызвало цунами.



Погибло несколько тысяч человек. Стоимость произошедших разрушений оценивается в более чем полмиллиарда долларов. Произошли сильнейшие оползни. Многие из них изменили направление рек.

Цунами на побережье Аляски

Сильнейшее цунами в середине двадцатого века произошло у берегов Аляски у бухты Литуйя. Сотни миллионов кубометров земли и льда обрушились с горы в залив, что вызвало на противоположном берегу бухты ответный всплеск.

Образовавшаяся полукилометровая волна, взмыв в воздух, вновь погрузилась в море. Это цунами - самое высокое в мире. Его жертвами стали всего два человека только из-за того, что в районе Литуйи отсутствовали человеческие поселения.

Самое страшное событие 20 века

Самым страшным событием прошлого века можно назвать бомбардировки японских городов – Хиросимы и Нагасаки. Эта трагедия произошла 6 и 9 августа 1945-го года соответственно. После взрывов атомных бомб эти города почти полностью превратились в руины.



Применение ядерного оружия показало всему миру, какими колоссальными могут быть его последствия. Бомбардировка японских городов – первое применение ядерного оружия против человека.

Самый страшный взрыв в истории человечества, по данным uznayvse.ru, тоже дело рук американцев. «The Big One» взорвали во время холодной войны.

Как часто в последнее время наши, так называемые, «историки», «академики» выдуманных академий, «специалисты» в различных областях (чаще всего, далёких от настоящей истории) пишут книги, снимают фильмы и передачи, затевают диспуты, где с удивительной навязчивостью, с пеной у рта, рассказывают нам о том, как плохо и неправильно жили наши предки. Создается впечатление, что история России 20 века для этих «служителей Клио» не более чем очередная пиар-кампания, нацеленная только на получение денег за свои фантазии.

Однако именно 20 век был, пожалуй, самым наполненным для России периодом. Революция 1905 года, затем которая совешила кардинальный поворот всего Монарх сменился Советами, власть перешла в руки простого народа. Сегодня стоит громкий спор на тему, кому было выгодно совершить эту революцию, нужна ли она была, и чего она принесла больше - пользы или бед.

Неоднозначно отношение современников к личности последнего российского царя. Историки разделились на два противоположных лагеря. С одной стороны, наши современники возлагают на него всю ответственность за то, что произошло крушение монархии и России. Именно Николая II обвиняют во всех грехах: в неумении владеть ситуацией в государстве, в его неспособности понять веяние и нужды времени, осуществить в стране те преобразования, которые могли бы предотвратить нарастание напряженности. То есть, согласно этим расхожим представлениям, можно сделать вывод, что в трудный, критический момент истории нашей страны на престоле был недееспособный император, человек, подверженный реакционным влияниям, слабовольный, рефлексирующий.

Другая часть историков, напротив, восхищается последним монархом, превознося его качества в превосходных формах. Российские историки Боханов А. и Горинов М. очень подробно рассматривают все эти вопросы с своей книге. Они приводят самые различные мнения исследователей всех мастей.

И безусловно, самой противоречивой в период социализма личностью, вызывающей наибольшее количество споров и самые грозные выкрики со стороны новоявленных «академиков», является личность Иосифа Виссарионовича Джугашвили (Сталина). И действительно, вся история России, 20 век, построена при активном участии этого человека. Именно он «принял страну с сохой, оставил с ядерной бомбой», именно он дольше всех правил в этот исторический период, именно при нём и под его руководством была выиграна Великая Отечественная Война.

В чем только не обвиняли этого правителя: десятки миллионов расстрелянных, геноцид, гибель людей вследствие развязывание войны. Одним из таких мифов, яростно поддерживаемых противниками Сталина, является рассказ о том, что именно он привел к власти в Германии Адольфа Гитлера. Постараемся же немного разобраться в этом вопросе, ибо здесь замешана не только история России, ХХ век, но и ход всей мировой истории вообще.

Начнём с маленького вопроса: «Знаете ли вы в точности, что будет через 10 лет?» Или можно сформулировать вопрос немного по-другому: « Кто может в точности спрогнозировать, как поведет себя какой-нибудь человек через 5 лет?». У меня есть стопроцентная уверенность, что никакие участники «Битвы экстрасенсов», аналитики самых лучших мировых институтов не смогут вам дать точного ответа. И только один человек, за всю многовековую по утверждениям «историков», мог это делать - Иосиф Сталин. Им, великим и могучим, была предсказана история России, 20 век.

Именно он, точно зная, что в 39-40 годах ХХ столетия Адольф Гитлер развяжет мировую войну, устроит геноцид славян и евреев, поведет армии на Советский Союз, позволил тому (ну или не помешал) в 1933 году прийти к власти в Германии. Верите ли вы в подобную магию? Пожалуй, на этом моменте и можно было бы остановиться в развенчании мифа о мистической прозорливости Вождя Народов. Но можно добавить немного фактов, правда история России, 20 век, останется немного в стороне, и будет раскрыта лишь малая страница из истории Германии 20 века.

Основным тезисом в защиту своей правды современные «историки» выдвигают постулат о том, что если бы Сталин позволил Коммунистической Партии Германии проголосовать совместно с Партией Германии, они набрали бы больше 50 % голосов, и Гитлер бы не пришел к власти.

При этом наши «академики» не интересуются мнением самих немцев, а ведь на выборах 1932 города СДПГ даже не стала делать попыток в выдвижении своего кандидата! Почему? Почему эта партия также не стала входить в союз с КПГ, имевшей по разным данным от 13 до 15% голосов? Напротив, она даже поддержала единственного человека, который мог составить реальную конкуренцию Гитлеру - Гинденбурга, позволив тому набрать 53% голосов. Именно президент Гинденбург еще до мартовских парламентских выборов в январе 1933 года позволил Гитлеру сформировать правительство и стать во главе национального фронта Германии. Благодаря этому на выборах 1933 года НСДАП (во главе с Гитлером) набрала 44% голосов, КПГ - 12,3%, СДПГ - 18,3%. Любой человек, знакомый с арифметикой и незнакомый с историями наших «историков» скажет, что 31 меньше 44.

Нельзя повернуть вспять время. Нельзя изменить прошлое. Но также и история России, 20 век, не должна перевираться некоторыми деятелями сегодня только для того, чтобы сделать на ней себе имя.

Всероссийский школьный конкурс исторических исследовательских работ «Человек в истории. Россия – ХХ век» начинает прием исследовательских работ на 19-й конкурс. Конкурс проводится Международным историко-просветительским, благотворительным и правозащитным обществом «Мемориал» с 1999 года.

За годы существования конкурса в нём участвовали более 37 тысяч школьников со всех концов России. На 18 конкурс, итоги которого были подведены в апреле 2017 г., поступило 1993 работы из городов и деревень России. Из них жюри конкурса отобрало 43 лучших исследования. За каждым из текстов авторов-победителей ─ месяцы сбора и осмысления источников, поиски в библиотеках и архивах.

Благодаря исследованиям школьников, поступающим на конкурс, архив «Мемориала» ежегодно пополняется сотнями исторических свидетельств эпохи, ценными фотодокументами, записями интервью с участниками событий. Это ценный материал, к которому постоянно обращаются профессиональные историки и журналисты, пишущие о российской истории ХХ в.

Кроме традиционного конкурса исследовательских работ, мы проводим конкурс мини-исследований, конкурс фото - и видео-работ. Это дает возможность большому числу школьников представить интересные и оригинальные проекты в малых формах.

Главная задача общества «Мемориал» – сохранить память о прошлом. Ради этого мы создаем архивы, записываем воспоминания, публикуем книги; ради этого мы работаем со старшеклассниками. Нередко молодым авторам удается открыть новые, неизвестные факты, найти ценные документы, заполнить «белые пятна» в истории своего города или поселка. Так они участвуют в сохранении исторической памяти – не сконструированной, а настоящей, полной не только побед и достижений, но и трагедий, тягот, лишений и репрессий, которые пережили люди в России в ХХ веке. Мы надеемся, что самостоятельное и непредвзятое изучение событий прошлого сможет повлиять на отношение школьников к тому, что происходит сегодня, заставит думать, анализировать и с осторожностью относиться к громким словам и пустым символам.

За восемнадцать лет у конкурса появилось множество друзей и помощников. С нами активно сотрудничают ученые-историки, работники библиотек и музеев, писатели и журналисты. Но главная опора конкурса ─ это сотни учителей по всей стране, которые поддерживают нашу работу. Именно поэтому «Мемориал» регулярно проводит в Москве научно-методические семинары, посвященные преподаванию российской истории и организации проектно-исследовательской деятельности старшеклассников.

Огромную помощь конкурсу оказывают региональные координаторы. Благодаря их усилиям конкурс и стал по-настоящему всероссийским: работы приходят из всех регионов страны, причем почти половина конкурсантов – жители деревень и небольших поселков.

С 2001 года «Человек в истории. Россия – XX век» стал членом «EUSTORY » – европейской сети исторических конкурсов. В ее рамках проводятся совместные семинары, летние школы для победителей. Каждый год несколько человек из числа наших победителей принимают участие в летних школах «EUSTORY ».
За годы существования конкурса «Мемориал» выпустил 23 сборника, куда вошли лучшие работы. Пять из них подготовлены вместе с нашими зарубежными партнерами и опубликованы на немецком, итальянском и норвежском языках. В 2016 году вышел сборник «Были и жили».

С 2009 года при поддержке Фонда Михаила Прохорова для лауреатов исторического конкурса «Человек в истории. Россия – ХХ век», ставших студентами гуманитарных вузов, проводится специальный конкурс на получение стипендий. Ежегодно до пяти победителей Конкурса становятся стипендиатами Фонда.

В помощь учителям, школьникам и студентам создан интернет-портал «Уроки истории» – интеллектуальный ресурс, посвященный актуальным проблемам изучения истории XX века, исторической памяти.

Цель конкурса – побудить молодых людей заняться самостоятельными исследованиями российской истории минувшего века и начала нынешнего, пробудить в них интерес к судьбам обычных людей, к их повседневной жизни – к тому, из чего складывается «большая история» страны.

Темы конкурса

Цена победы

Участники конкурса посвящают исследование судьбам людей на войне и в тылу. Работа может быть основана на проведенных авторами интервью, документах из семейных и государственных архивов; музейных коллекциях и т. д.

История семьи

В работах авторы воссоздают повседневность прошлых лет, детали быта и судьбы людей, в том числе своих родных и близких. В исследовании важно отразить отношение разных поколений к прошлому, привести примеры того, как передается семейная память.

Человек и власть

Как взаимодействуют личность, общество и государство? Что значат в нашей сегодняшней жизни свобода, право, человеческое достоинство? Молодые исследователи не должны ограничиваться простым описанием механизмов, посредством которых государство осуществляло свою власть над отдельным человеком и над страной в целом. Не менее ценно найти свидетельства того, как люди отстаивали свою гражданскую и духовную свободу.

Человек и малая родина

Авторам предлагается проследить историю района, улицы, здания, памятника или экспоната краеведческого музея. В центре исследования может быть также значимое событие из прошлого вашего города, поселка или деревни, представленное в рассказах очевидцев, архивных документах и публикациях. Главное условие – исследование должно быть связано с конкретными человеческими судьбами.

Свои – чужие

XX век – эпоха миграций. Приглядитесь внимательно к тем, кто живет или жил рядом с вами, но принадлежит к другой национальности, к другой религии, придерживается других взглядов. Какова степень понимания и терпимости по отношению к этим людям? Попытайтесь выяснить исторические корни проблемы. Кто и при каких обстоятельствах оказывался «чужим» в вашем городе или деревне в ту или иную эпоху?

Участники конкурса

Учащиеся общеобразовательных учреждений, учреждений среднего профессионального и высшего образования России в возрасте от 14 до 18 лет.

Работа может быть выполнена как индивидуально, так и коллективно. Приветствуется, если в качестве наставников выступят учителя, родители и даже профессиональные историки. Коллективные работы должны быть снабжены кратким описанием истории их создания, чтобы Жюри могло оценить вклад каждого участника.

Номинации конкурса

Исследовательская работа

Объем исследования – более 20 тыс. знаков (с пробелами). Оценивая работу, Жюри учитывает такие критерии, как ценность и новизна собранного материала, умение автора поставить интересную исследовательскую задачу, критическое отношение к источникам, знание и понимание исторического контекста, ясность и логика изложения, обоснованность выводов.

Мини-исследование

Объем исследования – менее 20 тыс. знаков (с пробелами). Небольшая работа по одной из тем конкурса. Она может быть посвящена более узкой теме в отличие от исследовательской работы (например, автор может ограничиться анализом материальных или иных свидетельств из семейного архива, публикаций местной прессы).

Фотоконкурс/Видеоконкурс

Участнику этой номинации необходимо выбрать интересный объект, сделать 5–7 фотографий (небольшой фильм) этого объекта или места, где он был расположен. Получившийся изобразительный ряд необходимо дополнить небольшим авторским комментарием-эссе (не более 10 тыс. знаков с пробелами). Текст и фото (видео) должны составить небольшой рассказ об истории выбранного объекта, изменениях, происходивших с ним в течение времени, отношении к нему жителей, историков-краеведов, журналистов, официальных лиц или членов семьи автора.

Методы исследования устная история, история повседневности, микроистория, анализ материальных и письменных источников личного происхождения.

Требования к оформлению работ

Работы принимаются в электронном виде (весь текст, включая титульный лист, содержание, основную часть, приложение и список источников – в одном файле).

На титульном листе обязательно должны быть указаны:

  • фамилия, имя и отчество автора/авторов,
  • почтовый адрес (с индексом), телефон, адрес электронной почты автора/авторов работы,
  • номер школы/учебного заведения, класс,
  • почтовый адрес (с индексом), телефон, адрес электронной почты школы/учебного заведения,
  • фамилия, имя, отчество и должность руководителя, его почтовый адрес (с индексом), телефон, адрес электронной почты.

В разделах “Библиография” и “Источники” обязательно должны быть перечислены все печатные, архивные и интернет-источники, которые авторы использовали при подготовке работы.

Подведение итогов и награждение

Результаты конкурса будут подведены в апреле 2018 года.

Авторы 40 лучших исследовательских работ, 1 лучшего мини-исследования, 1 лучшей работы фотоконкурса и 1 лучшего видеофильма и 3 лучших учителя будут приглашены в Москву в апреле 2018 года на церемонию награждения для вручения дипломов и ценных призов. Проезд и пребывание в Москве лауреатов и 3 лучших учителей оплачивает Оргкомитет конкурса.

3 победителя получат возможность поехать в международные школы лауреатов исторических конкурсов, организованных европейской сетью «EUSTORY ».

Лауреаты конкурса смогут принять участие в стипендиальном конкурсе Фонда Михаила Прохорова.

Руководители лучших работ будут приглашены в Москву для работы в научно-практическом семинаре.

Свидетельства и грамоты:

  • свидетельство участника выдается всем авторам присланных оригинальных работ;
  • поощрительная грамота – авторам работ, которые выйдут во 2-й тур;
  • грамота и книжный приз – авторам работ, которые выйдут в 3-й тур;
  • грамота за историко-просветительскую работу с молодежью – научным руководителям лучших работ.

Участники конкурса самостоятельно загружают работы через Личный кабинет на сайте

По всем вопросам пишите нам по адресу [email protected]

Сайт «Уроки истории»

На сайте размещены работы лауреатов конкурса, опубликованы методические материалы по подготовке и оформлению исследовательских работ.

На сайте регулярно размещается информация о российских и международных конкурсах по истории, аннотации учебников и научных публикаций, рецензии на книги, фильмы и выставки, затрагивающие историческую тематику.


(Вместо заключения)
Власть и реформы. Формальное приобретение Российской Федерацией статуса самостоятельного, независимого государства, пусть и находившегося в хрупких рамках СНГ, не привело к подлинной независимости и самостоятельности. Страна не имела ни границ, ни армии, ни таможни, ни системы внешнеэкономического регулирования, ни четко определенного понятия гражданства. Золотые и валютные запасы приближались к нулю. Системы регулирования экономики не существовало. Старая политическая элита либо была отстранена, либо самоустранилась от принятия ответственных решений. Это создавало двоякую ситуацию: с одной стороны, времени для обсуждения приоритетов экономической политики совершенно не оставалось, а с другой - давало возможность, учитывая растерянность большинства политических сил, принимать и проводить в жизнь любые решения.
Формирование власти характеризовалось тем, что она не могла опереться на развитые, структурированные политические партии и движения. Пожалуй, единственной опорой новой власти стали усталость людей от несбывшихся обещаний предыдущего союзного руководства и олицетворение для многих из них надежд с очередной харизматической на тот момент личностью - Президентом Б. Ельциным. Однако было ясно, что любые действия в духе Горбачева вызовут быстрое разочарование, но одновременно решительные экономические акции в либеральном экономическом духе приведут к такому же результату. Вот почему подбор состава нового российского правительства был отмечен тем, что это правительство заранее было названо «правительством камикадзе».
В"этт".х условиях Б. Ельцин сам возглавил правительство, став одновременно президентом и премьер-министром, взяв на себя также и руководство Министерством обороны.
Главой экономического блока стал экономист Е. Гайдар - сторонник так называемой монетарной модели экономики, опирающийся на рекомендации МВФ и МБ, а также на советы некоторых видных американских специалистов, например Джеффри Сакса. Главным условием экономической деятельности вообще Гайдар и его сподвижники считали преодоление бегства от рубля, уход от нараставшего лавинообразного натурального обмена, возвращение деньгам их общественной ценности. Монетаризм исходит из того, что экономика в идеале может функционировать лишь при соответствии денежной массы товарной массе. Тогда создаются условия для формирования бездефицитного бюджета, преодоления инфляции. Политические же последствия инфляции всегда однозначны: длительная, непрекращающаяся инфляция приводит либо к диктатуре, либо к анархии, которая все равно заканчивается диктатурой.
Программа экономической реформы включала три основные направления: либерализация большинства цен, то есть отказ от административного регулирования, свобода торговли и проведение приватизации, то есть создание института частной собственности. Первоначально считалось, что к концу 1992 г. на этой основе удастся достичь стабилизации экономики и создать условия для ее подъема.
Аналоги такого рода реформ, причем проведенных весьма успешно, в XX веке имелись. Это реформы в Западной Германии, Чили, Испании. Правда, в этих странах сохранялись частная собственность и основы рынка. Но следует учесть, что политическое обеспечение реформ там было иным, нежели в России. В Германии возможное и почти неизбежное недовольство части населения блокировалось наличием оккупационных войск и растерянностью после военного поражения. В Чили реформы осуществлялись в условиях жесткой военной диктатуры. В Испании было достигнуто общественное согласие, изолировавшее радикальные элементы как справа, так
и слева. Ни одного из этих политических условий в России в 1992 г. не существовало. Расчеты Гайдара во многом основывались на стабилизационном фонде, который должны были предоставить России международные финансовые структуры. Этих денег Россия так и не получила. Тем не менее реформы начались. Отношение к ним было неоднозначным.
Плата за решимость начать реформирование экономики в условиях отсутствия закрепившихся государственных структур оказалась слишком высока. Либерализация цен привела к их росту намного большему, чем предполагалось. Свобода торговли при неразвитости рыночной инфраструктуры породила самые примитивные формы торгового обмена. Борьба различных сил за способы и методы приватизации не дала шансов на относительно быстрое и эффективное возрождение частной собственности.
К тому же уже к лету 1992 г. произошла перегруппировка политических элит. Те, кто был в растерянности между августом и декабрем 1991 г., опасаясь гонений, теперь почувствовали, что новая власть нерепрессивна, и сумели объединиться. Их союзниками стали те из активистов демократического движения горбачевской поры, кто по идейным или личным, карьерным соображениям не принимал либеральных монетаристских реформ.
Правительство Е. Гайдара, назначенного к тому времени исполняющим обязанности премьер-министра, фактически исчерпало ресурс поддержки. Его последним аргументом, воздействовавшим на контрреформаторов-антимонетаристов, была угроза прекращения кредитования продовольственных поставок со стороны международных финансовых организаций. Однако вскоре и эта угроза перестала действовать. К концу лета 1992 г. правительство Гайдара, не афишируя свои действия, вынуждено было под давлением превосходящих сил противника фактически прекратить монетаристскую финансовую политику. Во многом это было связано с обозначившимся параличом неплатежей предприятий и угрозой остановки промышленности. Это произошло также и потому, что правительство не имело реальных рычагов воздействия на все финансовые структуры, действовавшие в автономном режиме.
Накачка не обеспеченных товарной массой денег не только не прекратилась, но и росла. Усиливалась инфляция, ее размеры составили около 20% в месяц (2600% за 1992 г.). Оплотом оппозиции правительственному курсу стал Съезд народных депутатов и его Верховный Совет. К концу 1992 г. большинство депутатов выступало уже не только против правительства, но и лично против Президента Ельцина. Среди новой оппозиции было немало тех, кто еще год назад восторженно зачисляли себя в ряды сторонников Президента. По действовавшим в то время конституционным нормам съезд был вправе принять любой вопрос к рассмотрению и решению. До той поры пока большинство депутатов не противодействовали реформам, данная статья не вызывала ажиотажа. Но как только оппозиции удалось сформировать стойкое большинство, она стала грозным орудием в руках антипрезидентских сил. Вновь, как и в начале века в Верховном Совете, стали все громче звучать требования формирования «ответственного правительства», то есть правительства, формируемого депутатами, а не главой государства. Это создавало угрозу президентской власти. В декабре 1992 г. Б. Ельцин пошел на решительный шаг, предложив провести референдум о поддержке населением одной из двух властных структур: Президента или Съезда народных депутатов.
Но сторонники Ельцина оказались в депутатском корпусе в значительном меньшинстве. В этих условиях был заключен компромисс: Гайдар уходит из правительства, Ельцин предлагает Съезду несколько кандидатур, одну из которых Съезд и утверждает. Новым премьер-министром стал В. Черномырдин, некоторое время возглавлявший один из крупнейших в мире энергетических концернов - «Газпром». Черномырдин первоначально выступил с рядом резких антимонетаристских заявлений, хотя впоследствии и продолжил во многом курс рыночных реформ, обозначенный Гайдаром. Казалось, что «гайдарономика» завершилась, общественное успокоение наступило. На апрель 1993 г. был назначен референдум.
Компромисс сорван. Ситуация обостряется.
Апрельский референдум первоначально предполагал постановку вопроса о характере власти в России: должна ли она быть президентской или парламентской? За этим вопросом, однако, скрывалось нечто большее, а именно: проверка политического веса двух ветвей власти. Недовольство политикой Президента и правительства, охватившее часть населения, тем не менее не давало зримых преимуществ разношерстному оппозиционному большинству среди депутатского корпуса. Это большинство так и не сумело выработать единую и популярную в массах антикризисную программу. Почувствовав возможные слабости, оппозиционное большинство депутатов в марте 1993 г. добилось отмены проведения референдума. Тем самым компромисс, достигнутый в декабре 1992 г., оказался сломан. Ельцин предпринял ответный ход и несколько дней спустя объявил об особом порядке управления до преодоления кризиса власти. Впрочем, сил для решительного политического наступления ни у той, ни у другой стороны не было. Поэтому вновь пришлось пойти на компромисс и согласиться на проведение 25 апреля 1993 г. референдума о доверии Президенту и Съезду народных депутатов, а также о желании их досрочного переизбрания.
Правда, перед этим депутаты собрались на свой Съезд, где попытались вынести решение об импичменте, то есть отрешении Президента от должности. Голосов им для этого не хватило, а популярности не прибавило. Оппозиционное депутатское большинство публично демонстрировало уверенность в грядущей победе, надеясь на недовольство граждан слишком большими издержками реформ.
В основе всех политических коллизий этого времени по-прежнему лежала борьба за выбор вариантов социально-политического развития. А они, в свою очередь, подразумевали то, как будет перераспределяться собственность в России и будет ли этот процесс идти вообще. Нарастали реставраторские радикально-коммунистические настроения. Под их знаменами сплачивалась «внесистемная» оппозиция, то есть та, которая не имела влияния в Советах, но умело организовывала активистов на проведение уличных мероприятий, особенно в столице. Провинции и бывшие автономии Россия в целом
держали себя спокойно. Большинство региональной элиты выжидало, на чью сторону стать, попутно выторговывая себе привилегии у обоих участников конфликта.
В Москве же напряженность нарастала. Все чаще проходили столкновения радикал-оппозиционных демонстрантов с органами правопорядка.
Съезд народных депутатов и Верховный Совет блокировали практически все решения Президента и предложения правительства. Развернулась настоящая «борьба законов» между ветвями власти. Выходом из кризиса могло стать принятие новой Конституции, на чем настаивал Президент. По представленному им проекту Россия должна была стать президентской республикой.
В июне 1993 г. Б. Ельцин прямо заявил о своих будущих намерениях, охарактеризовав грядущий август как месяц «артподготовки», а сентябрь и октябрь как период, в течение которого произойдут решающие события. Как показало время, Б. Ельцин точно раскрыл свои планы. 21 сентября в выступлении по телевидению он заявил о прекращении полномочий Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Его указ фактически вводил в стране президентское правление.
Однако часть депутатов отказалась сложить свои полномочия. Она объявила об отрешении Б. Ельцина от должности и привела к присяге в качестве нового Президента России вице-президента. С каждым днем ситуация в центре Москвы накалялась. Президент потребовал, чтобы оружие, находившееся в здании Верховного Совета и раздаваемое добровольцам, было сдано. Но это заявление было проигнорировано. Ельцина поддержали, хотя и не слишком активно, почти все главы государств СНГ.
Решающие события развернулись 3-4 октября. Тысячи демонстрантов, выступивших в защиту Верховного Совета, смяли милицейские кордоны в центре Москвы. С помощью вооруженных групп им удалось занять здание московской мэрии, после чего они предприняли попытки овладеть телецентром Останкино. В Москве было введено чрезвычайное положение. Октябрьские дни стали трагическими в истории современной России. «Белый дом» был рас-
стрелян из танков. Снова в Москве пролилась кровь. Ответственность за нее лежит как на руководстве страны, так и на лидерах депутатской оппозиции.
В течение нескольких недель после данных событий Президент Б. Ельцин фактически повсеместно, кроме бывших автономий, устранил действие органов советской власти. В XX столетии Россия просуществовала при власти Советов с 1917 по 1993 г., или 76 лет. Нелегитимное установление советской власти обернулось в конце концов ее нелегитимным, с точки зрения самой советской власти, устранением.
Выборы в Государственную Думу. 12 декабря 1993 г. состоялись первые постсоветские выборы и референдум по новой Конституции. Главным событием стало принятие Конституции, за которую, по данным Центральной избирательной комиссии, высказалось более половины от всех принявших участие в голосовании, хотя уровень активности избирателей был достаточно низок. Проголосовало чуть больше половины имевших право голоса. Это была фактически шестая Конституция в России в XX веке, считая от «Основных государственных законов Российской империи», опубликованных в апреле 1906 г. Более того, во многом, за исключением наследственной монархии, новая Конституция следует в русле именно этого документа, решительно разрывая с традициями конституций советской коммунистической эпохи.
Россия, в соответствии с Конституцией, «есть демократическое, правовое государство с республиканской формой правления». Ни одна идеология и религия не могут быть объявлены общеобязательными. Президент наделяется самыми широкими полномочиями в сфере внутренней и внешней политики. Представительным органом является Федеральное Собрание в составе двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Государственная Дума имеет право принимать законы и государственный бюджет. Но они должны подтверждаться Советом Федерации и закрепляться подписью Президента, обладающего правом вето. Посредником в спорах по Конституции выступает Конституционный Суд.
Основной Закон провозглашает незыблемость основных прав и свобод человека и гражданина, восстанавливает в правах частную собственность, в том числе и на землю, недвижимое имущество. Но часть социальных завоеваний предшествующей эпохи, такие, как обязательность основного общего образования, также находит свое отражение в этом тексте.
Декабрьские выборы 1993 г. продемонстрировали, что маятник общественного сознания продолжает колебаться. Это были вторые многопартийные выборы в истории России после выборов в Учредительное собрание в конце 1917 г. Состав Думы, а многие сразу стали полуофициально именовать ее Пятой Государственной Думой, был определен в 450 депутатов, причем половина из них избиралась по партийным спискам. Именно эта часть выборов оказалась наиболее показательной для анализа. Если по общему числу депутатов к началу 1994 г. на первое место вышла фракция движения «Выбор России» во главе с Е. Гайдаром, то выборы по партийным спискам выиграла Либерально-демократическая партия во главе с В. Жириновским. Бывшие демократические силы накануне выборов окончательно раскололись и были представлены несколькими течениями, блоками и партиями. Влиятельные позиции заняла Компартия Российской Федерации и близкая к ней Аграрная партия.
Выборы показали, что основная часть населения испытывает психологическую усталость и дискомфорт после нескольких лет перестройки, распада СССР, неприспособленности к изменению уклада жизни. Явка на выборы в 1993-1995 гг. снизилась. Отошла от активной политики основная часть молодых людей, наименее негативно оценивающая изменения в стране. В течение 1994-1995 гг. среди политиков и населения все больше ощущалась тяга к стабильности.
Если раньше шла борьба против самой идеи приватизации, за возврат на «социалистические рельсы», то теперь все партии и движения, представленные в Думе, в той или иной степени признали частную собственность. Поэтому многие аналитики предполагали, что политическая борьба теперь яв-
ляется отражением борьбы за право владеть приватизированной собственностью. Свидетельством того, что старые, «перестроечные проблемы» фактически завершились, стало амнистирование участников ГКЧП и лидеров антиправительственных выступлений октября 1993 г. Это событие было встречено без восторга и без страха - с оттенком спокойного равнодушия. Людей волновали иные проблемы.
Таким образом, альтернативы политико-экономического развития России после принятия новой Конституции состоят в степени экономической свободы и ответственности граждан, способных жить своим трудом, и в сочетании свободы и государственного регулирования экономической и общественной жизни.
Россия в 1994-1996 гг. Важнейшими направлениями в экономике страны этих лет оставались попытки обуздать спад промышленного производства и рост цен, сохранение минимальных государственных стандартов в сфере государственного обеспечения, выравнивание доходов по отраслям, регионам и различным социальным группам, а также ликвидация бюджетного дефицита. Сложной проблемой по-прежнему остается взаимная задолженность предприятий, а также регулярная задержка в выплатах заработной платы. Валовой внутренний продукт имеет тенденцию к постепенной стабилизации. Так, если падение ВВП составило в 1994 г. 15%, то в 1995 г. он снизился лишь на 4%.
Серьезнейшей проблемой государственно-политического развития России 1994-1996 гг. являлось урегулирование чеченского кризиса. 11 декабря 1994 г., накануне очередного раунда российско-чеченских переговоров, в Чечню были введены федеральные войска с целью разоружить незаконные военные форашрования и восстановить конституционный порядок на территории Чечни. Военная акция не принесла ожидаемых результатов. Начались затяжные военные действия, принесшие огромные материальные затраты, значительные человеческие жертвы, как среди военных, так и среди мирных жителей. Летом 1995 г. режим Дудаева перешел к террористическим действиям (захват за-
ложников в г. Буденновске (Ставрополье) и в Кизляре (Дагестан). Особую остроту проблема Чечни приобрела в условиях проведения парламентских выборов в декабре 1995 г. и подготовки к президентским выборам 1996 г.
Парламентские выборы 1995 г. принесли убедительную победу Коммунистической партии Российской Федерации - 22% голосов по федеральным спискам. На втором месте оказалась ЛДПР - более 11% голосов. Движение «Наш дом - Россия» собрало около 10% голосов. Объединение «Яблоко» (Г. А. Явлинский, В. П. Лукин) получили свыше 7% голосов избирателей. В одномандатных округах голоса избирателей распределились примерно так же: КПРФ - 58 мандатов, «Яблоко» - 14, «Наш дом - Россия» - 10. Поражение на выборах потерпели «Женщины России», «Аграрная партия России», лидировавшие на предыдущих выборах. Не прошли в Думу по федеральному списку «Демократический выбор России» Е. Т. Гайдара, «Конгресс русских общин» Ю. В. Скокова и А. В. Лебедя, а также блок И. П. Рыбкина, бывшего спикера Думы. На пост спикера был избран представитель КПРФ Г. Н. Селезнев; председателем Совета Федерации стал глава администрации Орловской области Е. С. Строев.
Дальнейший путь развития государства определят президентские выборы 16 июня 1996 г.
В январе 1996 г. Российская Федерация была принята в Совет Европы, что стало признанием ее растущего влияния на международной арене.
4. Раскройте основные программные положения известных вам российских политических партий и движений.
5. Почему в России произошло обострение межнациональных проблем? Каковы пути их решения?
6. Определит место России в мировом сообществе и в СНГ. Укажите основные направления внешнеполитической деятельности российского руководства.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Какие проблемы стояли перед руководством Российской Федерации в начале 1992 г.? Какое содержание вкладывается в понятие «радикальные политические и экономические реформы»?
2. Был ли, с вашей точки зрения, выбран оптимальный вариант перехода к рыночной экономике? Какие другие варианты были возможны?
3. Каковы социальные и экономические издержки курса, предложенного реформаторами в 1992 г.?