Терские казаки и чеченцы. Как усмиряли чеченов, наша история

Продолжение.
Часть 1 «Казаки-инородцы. Горцы Северного Кавказа» доступна по ссылке http://ksovd.ru/ksovd/380-kazaki-inorodcy-ch-1.html

Часть 2 «Казаки-инородцы. Осетины» доступна по ссылке

Мы уже отмечали, что казачество с самого начала своего появления было этнически неоднородным, а когда оно пришло на Кавказ, то в его ряды со временем вступали различные народы, проживающие на этой территории. На Кавказ казаки пришли (по различным источникам) в XV – XVI веках. Несмотря на то, что пришедших иногда встречали враждебными нападениями, со временем между коренным и вновь прибывшим населением все-таки устанавливались дружественные и даже родственные отношения.

Исторические документы дают множество примеров мирного сосуществования казаков и горцев. У казаков горцы перенимали современные (по тому времени) приёмы ведения своих хозяйств, культурно-бытовые навыки. В свою очередь, казаки перенимали многое и от горцев. От кабардинцев, чеченцев, дагестанцев и других горских народов заимствовали разведение лошадей, скота, конское снаряжение, национальную одежду, холодное оружие, двухколёсную арбу, разведение местных сортов плодовых культур, даже некоторые обычаи...

Казаки со временем стали не только дружить с горцами, но и создавать совместные семьи. Не случайно многие семьи терских казаков стали не просто считаться родственниками горцев, но и входить на правах ассоциированных членов в тейпы (у чеченцев). До настоящего времени сохранились хорошие отношения между казаками и чеченцами тейпов гуной и варандой. Эти тейпы долго не принимали мусульманства, уходили в горы. Чеченцы «окочены» входили в состав стражников в городе Терки-2, который после Астрахани считался самым крупным населённым пунктом на Северном Кавказе в XVII веке. В этом городе мирно жили казаки, кабардинцы (Черкасская слобода), чеченцы «окочены» (Окоцкая слобода), кумыки (Татарская слобода), Новокрещенская слобода, населённая горцами, принявшими христианство. Среди новокрещенцев были представители практически всех кавказских народов.

Гребенские казаки в начальный прихода на Кавказ обосновались на правом берегу р. Терек. Здесь по соседству проживали чеченцы. Прошло незначительное время, и между ними стали устанавливаться добрососедские, дружеские отношения. Особенно тесно сроднились с казаками представители чеченского тейпа гуной. Среди них был высокий процент смешанных браков. Прошло три-четыре поколения, и даже внешне гребенцов от чеченцев трудно было отличить.

«Среди терских казаков даже в типе их наружности проглядывают черты, общие с горцами; особенно характерны эти черты у казачек: наряду с лицом великорусской красавицы, круглым, румяным, мы встречаем продолговато-бледное, овальное личико с чеченской кровью», – писал один из современников Л.Н. Толстого.

Интересное наблюдение о смеси русской и чеченской крови оставил в 1915 году краевед Ф. С. Гребенец. Он так описывал женщину станицы Новогладковской: «Она приобрела легкий стан от кавказского горца, а от казака заимствовала рост, мускульную силу и трезвый характер русской женщины». По мнению этнографов, уже в начале XX века во многих женщинах гребенских казаков текла чеченская кровь.

С XVII столетия началась активная исламизация Чечни. Процесс этот проходил чрезвычайно болезненно, особенно для гунойцев. Одной из причин непринятия гунойцами ислама стали традиции ими «свиноедства», от которых многие не захотели отказываться. «Да, мы русские, - говорили они. – Мы едим свинью». Термины «русский», «христианин» и «свиноед» в те времена для чеченцев звучали как синонимы. Некоторые историки отмечали, что деление чеченцев на мусульман и немусульман было исключительно по признаку «свиноедения». Точно установлено, что чеченцы в XVI – XVII вв. целыми семьями и даже родами принимали христианство. Так они более органично вписывались в терский казачий этнос, а их потомки со временем становились уже полноценными казаками. Хотя история знает и обратный пример, когда гунойцы, уйдя в горы, приняли ислам.

Несмотря на это, они надолго сохранили знания о своих генеалогических корнях. Многие, несмотря на длительную Кавказскую войну, приезжали в станицы, так как и там проживали их родственники, не пожелавшие переселяться в горы. Среди казаков станицы Червлённой, по мнению исследователя Николая Кузина (1947 г.), проживали казаки-гунойцы с христианскими фамилиями: Гришины, Асташкины, Гулаевы, Денискины, Полушкины, Парамеровы, Фелипченкины, Кузины, Пронькины, Алёшечкины, Тихоновы, Митрошкины, Мищутишкины, Митюшкины, Хановы, Андрюшкины, Курносовы, Рогожины...

В Ставропольском крае создан «Культурный центр чеченцев и ингушей», который возглавляет потомок казаков-гунойцев Рамазан Атамович Дадаханов. Он никогда не скрывал свою родословную, связанную с терскими казаками, и гордился тем, что принадлежит к этому славному этносу.

Среди терских казаков в XVII в. селились грузины и армяне. Известно, что в 1682 году из Имеретии выехал в Россию со своей семьёй и многочисленной свитой царь Арчил, который искал убежище от преследования турецкого султана и персидского шаха. С этого времени начинаются переговоры между закавказскими правителями (Грузии и Армении) о желании значительной части населения грузин и армян переселиться в Россию. В 1722 году по указу Петра I была основана у устья р. Аграхань крепость Святой Крест. Сюда были переведены 1000 семей донских казаков и образовано Аграханское казачье войско. В 1724 году у крепости поселились 450 грузинских и армянских семей. Местность для крепости была выбрана неудачно, так как значительную её часть составляли болота и камыши. Среди казаков, переведённых с Дона, начались болезни, сопровождаемые большим количеством смертей.

По указу императрицы Анны Иоанновны крепость в 1735 г. была снесена, а население переведено в новую цитадель - Кизляр. Здесь было сформировано, наряду с Кизлярским казачьим войском, Терско-семейное казачье войско. Оно размещалось не только в Кизляре, но и в близлежащих станицах: Бороздинской, Дубовской, Каргалинской. Сюда же, под прикрытие казаков, перебрались грузины и армяне. Со временем грузины основали новое поселение и назвали его Сасоплы. Многие жители этого поселения захотели стать казаками. Их желание было удовлетворено, и поселение стало именоваться станицей Александро-Невской. В конце XIX века здесь насчитывалось свыше 120 дворов - поровну терских и грузинских казаков. По образу жизни грузины нисколько не отличались от родовых казаков. Грузины-казаки так же проходили в полку строевую службу четыре года, а затем дослуживали 21 год в станице. Многолетняя казацкая жизнь выработала из них особый казацкий тип, так что грузина от родового казака уже нельзя было отличить. В свободное от службы время они занимались скотоводством, хлебопашеством, виноградарством, виноделием. Грузинки также не отличались от казачек, как в одежде, так и внешне.

Терская область Кавказского края Российской империи, 1896 год. Генерализованный фрагмент «Карты Кавказского края» из «Кавказского календаря на 1897 год»

Часть грузин и армян со временем переселилась выше по Тереку, основав станицу Сарапани (н/в станица Шелкозаводская). Здесь был построен армянином Хастатовым шёлковый завод, который давал по шесть пудов тутовых коконов.

Прошло полтора века, и уже чисто грузинских фамилий среди этих казаков практически не встречалось; все они превратились в русские: Отиношвили стали Отиновыми, Шеншелишвили – Шеншиновыми, Китранишвили – Китраниными, а также Дубинковы, Карины, Дмитриевы, Бибилуровы и др., хотя встречались и чисто грузинские: Ломидзе, Алмадзе, Битадзе, Зедгенидзе, Суфрадзе.

Вместе с грузинами в казачьи общества вступали и армяне. Но их было гораздо меньше. Армяне в большинстве своём занимались торговлей. Для жизни и хозяйственной деятельности казаков торговля и снабжение армянами были крайне необходимыми, так как они большую часть своей жизни проводили на воинской службе.

Как казаки-грузины, так и армяне со временем становились видными офицерами, командирами не только казачьих, но и воинских подразделений.

Так, после окончания Ставропольского казачьего юнкерского училища грузины: Иван и Александр Чхеидзе, Пётр Орбелиани, Давид Бебутов, Давид и Семён Эристовы; армяне Николай Тер-Асатуров, Павел Мелик-Шахназаров стали видными командирами казачьих сотен, полков. Многие инородцы становились видными государственными деятелями и наказными атаманами казачьих войск.

Пожалуй, самый весомый вклад в жизнь российского казачества и в целом Российской империи внёс Михаил Тариэлович Лорис-Меликов.

Он родился в 1825 году в армянской семье. Его предки с XVI века владели городом Лори. Один из его предков, Назар Лорис-Меликов, вынужден был принять ислам. Позднее его потомки вернулись в лоно Армянской церкви и были наследственными приставами и князьями Лорийской степи. Лорис-Мелики входили в состав высшего грузинского дворянства и были внесены в VI часть родословной книги Тифлисской губернии. Отец Михаила жил в Тифлисе, вёл довольно значительную торговлю не только в России, но и за рубежом.

В 1836 году Лорис-Меликов М.Т. был определён в Московский Лазаревский институт восточных языков; с 1841 года учился в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Санкт-Петербурге (Николаевское кавалерийское училище).

В 1847 году с чином поручика по особым поручениям состоял при главнокомандующем Кавказским корпусом князе Воронцове М.С. В том же году принимал участие в действиях русских войск в Малой Чечне. За проявленную храбрость и боевые способности награждён орденом св. Анны 4-й степени и золотой саблей с надписью «За храбрость».

В 1848 г. проявил героизм при взятии аула Гергебиль и был произведён за отличие в штабс-ротмистры. В 1851 году участвовал в большой зимней экспедиции на левом фланге Кавказской линии. В августе 1855 года М.Т. Лорис-Медликов был назначен состоящим по особым поручениям при новом главнокомандующем графе Н. Н. Муравьёве, командуя охотниками. После взятия Карса он был назначен начальником Карской области. В 1856 году Лорис-Меликов был произведён в генерал-майоры, а в 1858 году назначен начальником войск в Абхазии и инспектором линейных батальонов Кутаисского генерал-губернаторства. В 1859 году был командирован в Турцию для переговоров о принятии в пределы азиатской Турции горцев-переселенцев из Терской области. Эту миссию он успешно выполнил. Вскоре получил новое назначение - стал военным начальником Южного Дагестана и дербентским градоначальником.

В марте 1863 года был назначен начальником Терской области, командующим расположенными в ней войсками и наказным атаманом Терского казачьего войска. 17 апреля того же года произведён в генерал-лейтенанты.

Михаил Тариэлович Лорис-Меликов (справа)

Свыше 10 лет он исполнял эти обязанности и значительную часть своей деятельности обращал на внедрение порядка и спокойствия в среде горского населения области, продолжавшего ещё волноваться после недавнего покорения Кавказа. При этом попытки к открытым выступлениям против власти были очень скоро им прекращены. Помимо этого, за время его правления были освобождены от крепостной зависимости многие горцы Терской области, находившиеся во власти владетельных князей и других лиц, и вместе с тем разрешены многие сословные поземельные вопросы. Им было значительно увеличено число учебных заведений, причём М.Т. Лорис-Меликов на свои средства учредил ремесленное училище во Владикавказе.

10 августа 1865 года ему пожалован чин генерал-адъютанта, 17 апреля 1875 года он зачислен в Терское казачье войско с пожалованным званием «генерал от кавалерии» (самый высший казачий чин. – Авт.). Принимал самое активное участие в русско-турецкой войне 1877-1878 гг., командовал корпусом. Под его командованием одержано несколько важных побед; взяты Карс и Эрзерум, которые позволили в скором времени заключить мир с Турцией. Именным Высочайшим указом от 17 апреля 1878 года командовавший действующим корпусом Кавказской армии, генерал-адъютант, генерал от кавалерии Михаил Тариэлович Лорис-Меликов был возведён в графское достоинство Российской империи.

С появлением в следующем 1879 году чумы в Ветлянке (Самарской губернии) Лорис-Меликов был назначен временным Астраханским, Саратовским и Самарским генерал-губернатором, с почти неограниченными полномочиями для борьбы с этоЙ опасной болезнью. И здесь Лорис-Меликов проявил свои незаурядные административные качества. Чума была укрощена.

7 апреля 1879 года был назначен временным генерал-губернатором Харьковской губернии и командующим войсками Харьковского военного округа. Исполняя обязанности харьковского генерал-губернатора, Лорис-Меликов заслужил уважение харьковчан тем, что не прибегал к огульным репрессиям. В феврале 1880 года назначен Главным начальником Верховной распорядительной комиссии, которая была наделена обширными полномочиями; с 3 марта - временным начальником III Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии.

В целях сосредоточения в одних руках высшего заведования всеми органами, призванными к охранению государственного спокойствия, предложил упразднить III Отделение и передать все его дела и функции во вновь учрежденный Департамент полиции при Министерстве внутренних дел.

Михаил Тариэлович Лорис-Меликов

6 августа 1880 г. был назначен министром внутренних дел. В этом году предложил императору программу усовершенствования административной системы государства и изменения социально-экономической политики. Она была одобрена государем. После покушения на императора Александра II М.Т. Лорис-Меликов вышел в отставку и уехал за границу во Францию (в Ниццу) на лечение.

Скончался 12 декабря 1888 года в Ницце. Тело его было привезено в Тифлис, где и погребено в армянском Ванкском соборе. После разрушения этого собора в 1957 году прах Лорис-Меликова М.Т. и надгробие были перенесены во двор армянского собора Святого Георгия на Мейдане.

Атаманами Терского и Кубанского казачьих войск назначались и греки.

Христофор Егорович (правильно Георгиевич) Попандопуло первый наказной атаман ТКВ. Родился в дворянской греческой семье (выходец из знаменитого рода Демипианов). Окончил Орловское кадетское училище и зачислен в Ряжский полк, дислоцировавшийся в крепости Преградный стан, переведён в Крымский пехотный полк (1823), участвовал в штурме крепости Анапа (1829), служил в Тенгинском полку со штабом в станице Темнолесской. Принимал участие в походах против горцев. Майор (1842), адъютант для особых поручений в штабе командующего Кавказской линии. Подполковник(1844), командир 4-го батальона 1-й бригады Кавказского линейного казачьего войска (КЛКВ) (1846), полковник (1855), командир бригады КЛКВ, начальник штаба КЛКВ (1857-1859), генерал-майор (1859), начальник Терской области и наказной атаман ТКВ (1860). Произведён в генерал-лейтенанты (1865). В этом году вышел в отставку. Проживал в г. Ставрополе, являлся членом дворянского общества Ставропольской губернии, Кубанской и Терской областей. Похоронен Попандопуло Х.Е. на Успенском кладбище г. Ставрополя.

Михаил Аргирьевич Цакни был назначен наказным атаманом Кубанского казачьего войска 3 февраля 1869 г. Он происходил из дворян Таврической губернии, службу начал в 1834 г. унтер-офицером в Нашенбургском пехотном полку, после расформирования которого служил в черноморских батальонах, а с 1850 г. штаб-офицером для особых поручений при начальнике Черноморской береговой линии... В 1861 г. М. А. Цакни - начальник штаба Кубанского казачьего войска, через год он становится помощником генерал-интенданта Кавказской армии, в 1865 г. - помощником начальника Кубанской области, а в 1870 году становится наказным атаманом Кубанского казачьего войска.

Христофор Егорович (Георгиевич) Попандопуло

В период его атаманства в 1870 г. было введено «Положение об общественном управлении в казачьих войсках», начаты первые работы по размежеванию земель и установлены формы земельной собственности, просуществовавшие до 1917 г. М.А. Цакни принимал также участие в составлении положения об освобождении зависимых сословий в горских обществах Кубанской области. Большую часть своих наград он получил именно за боевые заслуги.

Огромной заслугой казаков является то, что они, придя на Кавказ, смогли передать свои лучшие традиции хозяйствования, культуры северокавказским народам и глубоко воспринять лучшие черты их инородной жизни. Всё это позволило им не только жить в мире и дружбе, но и создавать совместные семьи. Роль казачества и кавказских народов в многовековой совместной жизни населения Юга России многогранна и многозначительна. Её необходимо изучать, популяризировать и стараться различными способами передавать молодому поколению.

Петр ФЕДОСОВ, кандидат исторических наук.

(Продолжение следует)

О Северо-Кавказском казачестве написано немало. В основном это труды прославляющие преданность качества \"царю и отечеству\". Мало уделено внимание генеалогии казачьих родов или фамилий. Советский профессор Н.П. Гриценко упоминал о родстве Терских казаков с чеченцами-гунойцами. С.Ц. Умаров доказал о происхождении Кизлярских казаков от чеченцев-ококов. О родстве Терских казаков с гунойцами и ококами можно было узнать из литературы и архивных материалов. Этнограф Б.А. Калоев доказал родство многих моздокских казаков в основном с осетинами. Антрополог Л.П. Шерашидзе и этнограф И.М. Саидов совместно с группой экспертов обследовали Терских казаков и пришли к выводу, что Терские казаки от Алпатова до Кизляра, как упоминалось это и Толстым Л.Н., этнографически и антропологически близки именно чеченцам. Антрополог Лейла Павловна Шерашидзе даже путала, не могла различить, чеченских и казачьих детей. У местных казаков оказался значительным и процент монголоидности, что было для всех неожиданным. Царизм всячески тормозил сближение казачества не только с горской бедностью, но и русским крестьянством. Боясь консолидации казачества с русскими простолюдинами, казакам прививали презрение к русскому рабочему классу и крестьянству. Известно, что казакам приходилось в определенный период под давлением начальства скрывать свои родственные и дружеские (кунацкие) связи с чеченцами и осетинами. Особенно жестоко карал за это генерал Слепцов. Он лично сочинял анекдоты и песни с враждебным к горцам содержанием.

Постепенно некоторые казаки стали считать непрестижным свое родство с \"горцами\" - чеченцами и осетинами (Б.А. Калоев). Но у многих казаков на сей счет традиционно было свое мнение. Л.Н. Толстой в повести \"Казаки\" отразил отношение казаков к своим родичам. Лев Николаевич заметил, что казак менее ненавидит джигита-горца, который в оборонительной войне против царизма убил своего брата, вынужденный биться с ним, чем солдата царского, которого поместили у него, чтобы \"защитить его станицу\" и который закурил всю его хату, - иронически пишет он. Пишет потому, что знал, что до прихода чуждого, завоевательного элемента казаки жили дружно и роднились с чеченцами. Л.Н. Толстой и далее намекает на сказанное: \"Он уважает врага-горца, но презирает чужого для него угнетателя-солдата\". Каждый школьник может понять, что слово \"враг\", сказанное в отношении горцев, можно здесь взять в кавычки. Известно, что великий писатель писал (1) в годы войны царизма с горцами и (2) для книга, которую нужно было опубликовать в царской России. Ведь (З) царская цензура так и не посмела опубликовать полностью протесты великого писателя против жестокости в отношении кавказских народов. Полностью эти сведения опубликованы только в США. Если сделать скидку на данный факт, то становится понятной мысль писателя о близких отношениях между собой казаков и чеченцев того времени. Л.Н. Толстой писал еще более контрастно следующее: \"Русский мужик для казака есть какое-то чуждое, дикое и презрительное существо...\" Здесь также по цензурным соображениям Л.Н. Толстой вынужден не договаривать. Сказать, что казаки воспитались в презрительном духе к русскому простолюдину, ненавидящему царизм и его порядки, Толстой, конечно, не мог. \"Не чуждые\" отношения казаков к чеченцам не случайны. Они объясняются знанием писателя истоков исторических корней Терского казачества.

Само слово \"казак\" ученые пытаются перевести как \"беглец\" (от тюркского корня). Есть объяснение этому слову и в чеченском языке как: каз-ак (стражник-аккинец) кази и аккинцы (от \"ак\") - древнее военное сословие нахов. Термин \"казак\" все же тюрко-иранского происхождения. Казаками назывались народы, взявшие на себя стражничество или охрану границ. Так, по-видимому, произошли и азиатские казахи (само название - \"казак\"). Известно, что первые русские беглецы-раскольники попали к орстхойцам (гребенцам), жившим на обеих берегах р.Терека и на Сунженском хребте. Не имея земель, они вначале кормились за счет охраны многотысячных чеченских овечьих отар на зимних и летних пастбищах. Это соответствует и народному преданию и указаниям историков о том, что в начале казаки не занимались хлебоводством.

Позволим себе небольшой экскурс в историю. Согласно сведениям, опубликованным в XIX в., председатель Мехк-кхела Тини Вюса освободил территорию чеченцев от калмыков по договору о вечном мире и братстве, при этом правители калмыков и чеченцев, согласно древнекалмыцкому и монгольскому обычаю, обменялись жёнами. Поскольку чеченский обычай не позволяет меняться женами, Тини Вюса, вместо жены послал служанку, согласившуюся стать царицей калмыков. Предание говорит, что при этом были восстановлены чеченские поселения, существовавшие между рр. Кумой и Тереком до прихода калмыков на Северный Кавказ. Среди восстановленных сел были Г1умхе (Кумск), Мехашка (у устья кумы), Боккхачу 1оме, 1аларой, Боккхачу барзе, Уьшалйисте, Тумхой, Пешхой или пшахой, сада, гуной к1отар, шовдане, Оьрза-Юрт, хутора или кутаны (матт); Хьачмат, 1аьнда, Г1ушка, Оьрзе, Вахимат, Салоймат, Пешхоймат, Чоьхьар1ала, Макане (из местечка Баже), Невре (Наур), Дехьар Макане (Мекенская), Галане (Галинская), и др. Генерал Ермолов в своих донесениях также сообщает, что к его приходу здесь продолжали трудиться чеченцы-скотоводы, у которых он отнял один миллион овец. В период распространения ислама чеченцы \"не захотевшие отказаться от свиноводства\", т.е. принять мусульманство, также поселились в основном в левобережные терские села. Переселение за Терек чеченцев, недовольных решением совета страны (Мехк кхел), происходило несколько раз. При втором или третьем переселении недовольных распространением мусульманства чеченцев присутствовало и небольшое число русских раскольников, которые, пользуясь, случаем распространяли здесь христианство. Последние христиане и не принявшие ислам чеченцы переселились за Терек при Петре I. Среди них было и небольшое число орстхойцев (гребенцев). Чеченцы - \"свиноеды\" говорили, что мы \"русские\" - \"мы едим свинью\". Слова \"русский\", \"свиноед\" и \"христианин\" по мнению многих чеченцев, означало одно и тоже. Это видно из опубликованных сведений и из этнографического материала. Здесь уместно отметить, что тхамада Мехк-кхела Бейбулат Таймиев в начале XIX века также попытался в соответствии с традицией местных мусульманских руководителей, переселить чеченцев, не подчиняющихся решению Совета страны, за Терек. Они были мусульманскими сектантами, напоминающими христианских баптистов. Их не приняли за Тереком, где укрепилось христианство, и они подселились к правобережным чеченцам. В основном они были выходцы из с. Чечен-Аул. Их называли мирными чеченцами. После подселения к левобережным чеченцам дополнительно еще раскольников, староверов и прочего люда, даже после образования здесь \"военно-казачьей линии\", левобережные села и пастбища сохранили древние чеченские названия.

Мы видим также, что некоторые горные чеченские названия сел повторяются и в районе между рр. Кумой и Терек. Это закономерно. С. Эсадзе, А, Берже, Н.Дубровин, Б. Калоев, Д. Шерипов, А. Саламов, И.Саидов и др. давно замечали повторяемость названий чеченских горных сел на плоскости и на гребнях и делали соответствующие выводы. Х.Д. Ошаев, направленный в 20-х годах на Левобережье Терека в качестве командующего при ликвидации \"казачьих банд\", впервые из советских ученых обратил внимание на то, что пожилые казаки называют по-чеченски почти все местные старые топонимы. Увлеченный ими Ошаев докопался до некоторых казачьих фамилий чеченского происхождения и через них добился свидания с руководством \"казачьих банд”. Ошаев пошел к ним без оружия. Удивленным офицерам \"банд\" он объяснил, что среди казаков много его родственников и что ему не хочется проливать их кровь. В результате дискуссии \"банда\" была распущена. Но позже ЧК вспомнил об этом случае и чуть не расстрелял Ошаева за братание с \"белоказачьими бандами\". Рассказывая об этом, зам. директора Чечено-Ингушского научно-исследовательского института истории, языка и литературы Х.Д. Ошаев продолжал удивляться тому, что тюркские (кумыкский, ногайский) и русские названия не вытеснили полностью левобережные чеченские названия, но он заметил, что местечко Г1унашка, например, многие молодые казаки уже называли по-ногайски - Карногай или на русский лад - Черногай. некоторые места назывались по фамилиям тех, кто на них жил. Талантливому осетинскому этнографу Б.А. Калоеву, доказавшему, что моздокские казаки в основном осетинского происхождения было трудно, так как осетинских топонимов здесь не было, письменных источников у него также было значительно меньше, чем у нас. Ему помогли замечательное исследовательское чутье и косвенные данные. Нам значительно проще, у нас возможно меньше таланта, но больше этнографических данных. Автор данной статьи сам из тайпа гуной, а гуной, согласно преданиям, жили на левобережье задолго до прихода туда калмыков, ногайцев, казаков (староверов и прочих). Гуной, как \"заядлые свиноеды\" участвовали и во всех последующих подселениях к левобережному населению. Когда миссионер шейх Берса сбросил с горы котел гунойцев со свининой (Это местечко до сих пор показывают туристам жители селения Гуной) снова значительное количество гунойцев выселилось на левобережье (в то время чеченцы делились на мусульман и немусульман только по признаку свиноедства, а молиться не умели). Выходцы из чеченских тайп легче привыкали к местному климату в то время как переселенцы из России в большом количестве заболевали и умирали. Были случаи когда почти все русское население Каргалинска, Кизляра, Святого Креста и т.д. уезжало спасаясь от болезней. А некоторые станицы, как например. Святой крест, несколько раз полностью опустошались. Поэтому, наверно Нахская (кавкасионская) антропология у терских казаков значительно преобладает.

Казаки-Гунойцы хорошо знали свою генеалогию и, приезжали в чеченское село Гуной, показывали свои бывшие усадьбы и называли свой тайп и даже гар (фамилию). Среди казаков есть выходцы из всех основных тайпов, в т.ч. от голубоглазых дышнинцев и от шатойских тайпов. Тяжелое прошлое ослабило связь между родичами. Сейчас родственные связи с казаками сохранили в основном только Гуной и варандой. Назову фамилии некоторых казаков гунойского происхождения только из одной станицы. В с. Червленной: Гришины, Асташкины, Гулаевы, Денискины, Велик, Тилик, Полушкины, Педюшкины, Филипченкины, Порамеревы, Кузины, Пронькины, Алешечкины, Тихоновы, Метрошкины, Мищутишкины, Митюшкины, Хановы, Андрюшкины, Курносовы, Рогожины (порядок расположения фамилий такой как сообщил информатор кузин Николай, 1947г.). Основателем станицы Дубовской был чеченец из тайпы садой по имени Дуба... Представляется интерес и такой исторический факт: восставшие горцы под предводительством Мансура подошли к Кизляру и осадили его (1785-86 гг.), основным населением которого с момента основания были \"чеченцы - немусульмане\", из тайпы ококов, занимавшие весь центр и восточную часть города. Немногочисленные армяне и русские объявили нейтралитет. Но попытки вождя восставших мусульман призвать ококов (\"свиноедов\") к национальному самосознанию не увенчались успехом и дошедшие до центра города чеченцы после упорного боя вынуждены были отступить. Их вынудили отступить соплеменники. Но история конфликта между правобережными и левобережными чеченцами началась ни с данного факта, но с того момента, когда по требованию Апраксина (при Петре I) калмыки неожиданно напали на мирные чеченские села, а казаки пропустили их через свои земли. Дальнейшая история хорошо известна.
Хочется сказать о гунойском тайпе и следующее.

По крайней мере часть гунойцев входила в состав стражников-орстхой. Из исторической хроники чеченцев-гунойцев известно, что на протяжении, по крайней мере 1000 лет их предки охраняли торговую дорогу от г. Дербента до Черного моря (таких стражников Персии называли кази, казаки). Это дорога еще называлась \"дорогой гунов\". На пути этом создавались укрепленные поселения, в которых, в основном, жили гуной. В 15 в. (по арабоязычной хронике, хранящейся у жителя с. Автуры Алимхаджиева Юсуп-Хаджи) гуной пришли на помощь жителям Дербента, чтобы помочь отстоять город от персов и ныне их потомки живут там в четырех селах.
Автор сожалеет, что страницы, отведенные ему были недостаточны для изложения и других интересных сведений о гунойцах.

В Чечне продолжается геноцид в отношении русских, начавшийся более десяти лет назад. С 90-х годов из Чечни были изгнаны 300 тыс. русских. В траурном списке - сотни человек, тысячи фактов ограблений и изнасилований. И ни в одном указе правительства России, которые принимались за это время, не заложено механизма защиты русских.

Только по официальным данным Министерства по делам национальностей РФ, в Чечне с 1991 г. было убито более 21 тыс. русских (не считая погибших в ходе военных действий), захвачено более 100 тыс. квартир и домов, принадлежащих представителям нечеченских этносов, более 46 тыс. человек были фактически превращены в рабов. А сколько русских, не дождавшись выкупа, погибло в подвалах и ямах, мы, наверное, не узнаем никогда. Через несколько дней после освобождения одного из занятых ранее боевиками сел Аргунского ущелья я собственными глазами видела не менее сотни паспортов российских граждан. Где теперь их владельцы?

В начале нынешнего года в станице Ищерской Наурского района Чечни боевиками был похищен, а затем зверски убит 40-летний атаман Николай Ложкин. Ложкин стал восьмым по счету казачьим атаманом, убитым бандитами за последние годы.

Расправа над станичником, который был заместителем главы местной администрации, вызвала бурю возмущения среди русского населения республики. Впервые за все время русские провели митинг у могилы атамана. "Мы устали высматривать в "большой" политике Кремля и Грозного хоть что-то, что могли бы расценить как благодарность за пролитую кровь, покалеченные и утраченные жизни, украденное, отобранное имущество и спокойствие за судьбы детей, за непоколебимую преданность Родине". Это строки из заявления, скрепленного подписями жителей казачьих станиц и отправленного в Москву президенту РФ и в Ростов его полпреду.

По словам Василия Бондарева, атамана Терского казачьего войска, в ряды которого уже не одно столетие входят и казаки, проживающие в Чечне, до русских никому нет дела - ни на уровне Центра, ни в правительстве республики. В Чечне продолжается отток русского населения с исконных казачьих земель, а отношение к казачеству остается пренебрежительным.

Больше года прошло, как на территории Чечни был создан Терско-Сунженский казачий округ, призванный объединить оставшихся в Чечне казаков. "Но, несмотря на все наши усилия, - подчеркивает Василий Бондарев, - устав округа не зарегистрирован руководителем Чечни Ахмадом Кадыровым. Вопрос поднимался и в администрации президента РФ, и в представительстве ЮФО. Непробиваемо".

Корреспондент "НГ" попыталась выяснить у президентского полпреда Виктора Казанцева, в чем причина такой задержки. Вместо ответа полпред стал распекать "казачку" (так он назвал корреспондента): дескать, знает ли она вообще, что такое казаки┘ Подумаешь, гибнут┘ Вон на территории Ростовской области не меньше людей умирает┘

А тем временем помощник Ахмада Кадырова 80-летний Григорий Погребной создает оппозиционное традиционным казачьим общинам так называемое "чеченское казачье войско", которое будет представлять интересы казачества и оставшегося в Чечне русского населения. Погребной уже выдал около 2 тыс. удостоверений "общественного политического войска" чеченцам, в том числе руководящим кадрам республики. Исконные жители казачьих станиц "атамана" Погребного не то что не выбирали, но даже и в глаза не видели. Мало того, казаки возмущены распространяемыми Погребным слухами о том, что казачество Чечни было против референдума по Конституции республики.

Сегодня в станицах Наурского и Шелковского районов осталось около 17 тыс. русских. "Слышали, что есть федеральная программа возвращения жителей, покинувших наши районы, но реализации ее мы не видим, - говорит атаман Наурской Анатолий Черкашин. - Это может привести к полному вытеснению русских из исконно казачьих станиц".

Терское казачество неоднократно обращалось за помощью в Центр. Начиная с 1995 г. казаки писали письма, заявления, жалобы. Ответа ждут до сих пор. Сейчас на казачьих землях в Чечне русские составляют 2%, а еще недавно доля проживающих там казаков достигала 70%. Массовая миграция чеченского населения из горных районов на равнину приводит к вытеснению русских. Только за последние полтора года в станицу Мекенская Наурского района из сел Веденского района переселились около тысячи человек.

Еще два года назад Виктор Казанцев ставил вопрос о том, чтобы казаки принимали активное участие в восстановлении мирной жизни, говорил о возвращении русских в приграничные станицы. Атаманы готовы приступить к этой работе. Но для этого у них нет ни средств, ни способов, в том числе и поддержки полпредства ЮФО. И не случайно теперь атаманы Терского, Кубанского и Донского казачьих войск не просят поддержки у Виктора Казанцева, а требуют встречи непосредственно с президентом России. "Но такую встречу сначала надо подготовить", - ответил им Казанцев.

Семья убитого атамана Николая Ложкина, боясь расправы со стороны боевиков, решила навсегда уехать из Чечни. Казаки Терского войска, собрав деньги, купили ей дом в одном из сел Ставрополья. "Это все, что мы смогли сделать для нашего атамана", - сказал Василий Бондарев.

Получить комментарий по данной проблеме у советника президента РФ по вопросам казачества генерал-полковника Геннадия Трошева редакции не удалось. После нескольких попыток дозвониться до самого Геннадия Николаевича его секретарю была сообщена интересующая "НГ" тема и в ответ получено обещание связаться с редакцией, как только у генерала будет время. За несколько дней, видимо, такового не нашлось.

Казачество и чечня
ИЗ ДОСЬЕ "МГ"
Игорь ГУРОВ, юрист

Совет атаманов Союза казаков заявляет Верховным Советам СССР, союзных республик и республик Северного Кавказа о недопустимости реализации конституционных прав одних народов за счет грубого попрания таких же законных прав других народов. (Из "Декларации казачества России", принятой 30 ноября 1990 года)
Как "демократические", так и "капээсэсовские" средства массовой дезинформации одинаково рьяно продолжают публикацию клеветнических измышлений относительно истории Терского казачества и его трагической судьбы после октября 1917 года, поощряя чеченцев и ингушей к активным антирусским действиям. В опубликованном 15 марта 1992 года постановлении Верховного Совета России, признающем незаконными репрессивные акты против народов, подвергшихся насильственному переселению, в качестве единственных "мучеников" на Северном Кавказе выставляются чеченцы и ингуши, пострадавшие в 1944 году, но ни слова не говорится о жертвах кровавого геноцида, учиненного при активном участии чеченцев и ингушей в 1918-1924 годах над древним субэтносом русского народа - Терским казачеством. А подписанный Б. Ельциным 26 апреля 1991 года Закон РСФСР "О реабилитации репрессированных народов" в ст. 6 даже провозгласил "территориальную реабилитацию" народов, официально объявленных "репрессированными", с организацией "мероприятий по восстановлению национально-территориальных границ, существовавших до их антиконституционного насильственного изменения", а также возвращение "репрессированных народов" в "места прежнего проживания на территории РСФСР".
Однако ни в одном правительственном документе не содержится даже малейшего упоминания об антиконституционности ликвидации Терской области в начале 1920-х годов и о восстановлении прав терских казаков на свои исконно исторические земли и на административное самоуправление.
Поскольку конфликт в данном регионе затрагивает жизненные интересы целого ряда небольших этносов и субэтносов Северного Кавказа, то необходимо немного рассказать о происхождении и историческом развитии каждого из них.
ТЕРСКИЕ КАЗАКИ (ТЕРЦЫ)
Ряд историков считают терских казаков прямыми потомками древнего населения Семендерской (Терской) Хазарии (представлявшего собой результат метисизации коренных сарматских племен с пришлыми гуннами), которое обрусело в период существования на Тамани и в Восточном Крыму хорошо известного Тмутаракан-ского княжества (X-XII вв.). В конце XV века в их состав влились бежавшие на Кавказ "сторожевые казаки" и крестьяне Великого княжества Рязанского. Не удивительно поэтому, что воеводы Ивана Грозного (1533-1584 гг.) после завоевания Астраханского ханства (1556 г.) встретили на Тереке издавна живших там "казаков" и заключили с ними военный союз. Это были "гребенские казаки" - оседлое христианское племя, говорящее на русском языке. Поселения их располагались за Тереком "на гребнях", то есть на восточных и северных склонах Терского хребта, .у впадения реки Аргунь в Сунжу, откуда и пошло их название - "гребенские казаки". По легендам, хранящимся в народной памяти, их предки поселились в этих местах задолго до Ивана Грозного. Гребенцы оказали активную помощь царским воеводам в строительстве пограничной крепости Терки (другое название - Терский городок), основанной в 1567 году сначала в устье реки Сунжи, а затем, в 1599 году, перенесенной в устье реки Терек близ впадения в него притока Тюменки. Сохранилось также предание о переговорах Ивана Грозного с гребенскими казаками, записанное Л. Н. Толстым (Толстой Л. Н. Собр. соч., т. 3. М., 1961, с. 176).
Следует отметить, что гребенцы заселяли преимущественно бассейн среднего течения Терека и его притока Сунжи. ,В XVI веке сюда же переселились донские казаки с реки Калитвы.
С конца XVI века на Северный Кавказ двинулось значительное число казаков - переселенцев с Дона, Волги, Хопра. Они составили низовое, собственно "терское" казачество, которое сформировалось позднее гребенского (в XVI-XVIII вв.) при активном участии выходцев из соседних народов. Значительные группы право-славных осетин и черкесов, а также бежавших от османского и персидского гнета грузин и армян принимались в казачество, и, обрусев, окончательно сливались с ним.
Немалую роль в укреплении взаимоотношений казаков и горцев сыграло "аталычество" - отдача ребенка на воспитание. "Бывало, что в семье казака воспитывался сирота - ногаец, калмык или горец. Повзрослев, такие лица получали все казачьи права, становились настоящими казаками, и за них могли выйти замуж девушки-казачки" (Заседателева Л. Терские казаки. М., 1974, с. 289).
Эта многонациональная по своему происхождению общность и составила основу знаменитого Терского казачьего войска, станицы которого издревле располагались в долинах Терека, Сунжи и их притоков. Официальной датой образования Терского казачьего войска считается 1577 год.
Русское правительство снабжало казаков вооружением и припасами и использовало их для борьбы против крымских и ногайских татар и горских князьков. Однако судьба не баловала терцев. Уже в 1653 году географию многочисленных терских и гребенских городков основательно перекроил поход персидских войск и их союзников, вошедший в историю как "Кызылбашское разорение", когда были опустошены все казачьи Гребни. Причем более 10 казачьих городков остались невосстановленными и исчезли совсем, поскольку их население было либо уничтожено, либо уведено в плен, а немногие уцелевшие влились в состав жителей других станиц.
В 1685 году терские казаки были временно оттеснены с гор, а в 1707 году большинство старых казачьих городков было уничтожено кубанским султаном Каибом. В.1712 году уцелевшие гребенцы были переселены вниз по Тереку.
Во время персидского похода Петра I в 1722 году на реках Астрахани и Сулаке были также поселены донские казаки с семьями, получившие название Аграханского войска (позже "Семейное войско"). В том же году была основана крепость Кизляр. - Терцы активно использовались русским правительством при создании им Кавказских укрепленных линий. Они возводились с 1735 по 1850 год и состояли из укреплений и казачьих станиц (таких, как Моздок, Грозная, Владикавказ, Георгиевская, Усть-Лабинская, Екатеринодар и др.), выполнявших роль крепостей, между которыми на расстоянии 25-30 километров располагались отдельные форты или редуты, а через каждые 3-5 километров - наблюдательные посты (пикеты).
В 1763-1777 годах была создана Азовско-Моздокск"ая линия, часть которой обороняли терские казаки, пополнявшаяся выходцами из России - украинцами, татарами, горцами, армянами и грузинами. Тогда же сюда было переселено большинство волжских казаков (1770-1777 гг.), а в 1860 году была образована Терская область (окончательно сложилась как структура с четким управлением и границами в 1860 году), управлявшаяся командующим Кавказским корпусом.
В начале XIX века были созданы новые укрепления и Сунжен-ская линия (в 1817-1823 гг.) с крепостью Грозная (1818) и рядом других, контролирующих выходы из горных ущелий. Были сделаны новые попытки пополнить казачьи полки за счет горцев, перешедших на русскую службу. В 1823 году в состав казачьих войск были включены Бабуковский аул (ставший станицей Бабуковской) Волжского казачьего полка и "Моздокские казачьи братья" (из осетин и черкесов) в составе Горского казачьего полка.
В 1832 году терцы вошли в состав Кавказского линейного войска из 6 терских и 4 кубанских полков. В 1836 году они снова были объединены в Терско-семейный и Кизлярский полки, позже - в Горский и Моздокский. В 1894 году численность терских казаков составляла 162 тысячи человек, в 1916-м - 255 тысяч человек, проживавших в 70 станицах и множестве хуторов Терской области. Главными занятиями их в мирное время были земледелие, виноградарство и виноделие, охота и рыболовство. Во главе войска стоял наказной атаман, он же начальник Терской области, подчинявшийся наместнику царя на Кавказе.
В 23-м томе словаря Брокгауза и Ефрона Терскому казачеству дается следующая характеристика: "Терские казаки составляют особое сословие и управляются на основе особых положений. Войсковая территория чересполосна с землями туземцев и частных владельцев и тянется преимущественно по левому берегу Терека от Владикавказа до Каспийского моря и по берегам рек Подкумка, Кумы, Малы, Сунжи, Ассы, Фортанки. Русские не казачьего сословия живут преимущественно в городах и слободах, а также в казачьихстаницах или особыми селами и хуторами. Переселенцы - большей частью - малороссы".

ОСЕТИНЫ
Осетины происходят от древнего аборигенного населения Северного Кавказа, которое с VII века до н. э. стало подвергаться ассимиляции пришлыми ираноязычными племенами -o сначала скифами, а затем сарматами. Непосредственными предками осетин являются северокавказские аланы, которые были тесно связаны со скифо-сарматами.
С VII до X в. н. э. значительная часть средневековой Алании, простирающейся от Дагестана до верховья Кубани (включая земли равнинной части нынешней Чечено-Ингушской АР), входила в состав Хазарского каганата. В течение длительного времени северокавказские аланы (которые в русских летописях известны как "ясы", а в грузинских как "осей") вели упорную борьбу с Арабским халифатом, Византией и Хазарским каганатом. В этот период среди алан широко распространилось христианство, особенно в 921-925 гг.
Однако в 1222 году Алания подверглась сильному разгрому со стороны монголов Чингисхана. В результате этого нашествия и других, повторявшихся в дальнейшем, разорительных походов мон-голо-татар, а также катастрофического по своим последствиям вторжения в их земли в 1395 году полчищ Тимура (Тамерлана) произошло насильственное вытеснение алан-оссов из плодородных равнин в горные районы (в четырех труднодоступных ущельях по течению Терека и его притоков - Гизельдона, Фигдона, Ардона, Уруха), также заставившее часть из них перебраться на южный склон Главного Кавказского хребта (нынешняя Юго-Осетинская АО), где еще в эпоху раннего средневековья появились первые аланские поселения.
Впервые о своем желании вступить в российское подданство осетины заявили посольству стольника Толочанова, направлявшемуся из России в Имеретию в 1651 году. С этой же целью в 1749 году в Петербург направилось первое осетинское посольство. В связи с победой над Турцией в русско-турецкой войне 1768-1774 годов (после Кучук-Карнарджийского договора 1774 года) Осетия присоединилась к.России.
Усиление связей с Россией способствовало культурному возрождению осетин: заметно укрепилась православная вера (исключение составляли лишь западные осетины-дигорцы, принявшие ислам в XVI веке под влиянием Кабарды); в конце XVIII века возникла осетинская письменность на основе русской графики, с помощью российских властей были созданы первые школы для обучения осетинских детей. В 1840-1860-х годах царско" правительство отменило в этом регионе крепостное право.
Поскольку русское правительство, оттеснив враждебны* кабардинские и черкесские племена от гор, Дозволило дружественным ему осетинам селиться по обоим берегам Терека и вокруг Владикавказа, их численность увеличилась: с 37750 человек в 1833 году до 1914 в 1880 году.
Дружественные отношения осетин с терскими казаками объяснялись тем, что это был единственный народ Северного Кавказа, сумевший на протяжении многих столетий сохранить православную веру в качестве своей официальной религии.
НОГАЙЦЫ
Ногайцы - потомки тюркских и монгольских племен, смешавшихся с половцами и воспринявших их язык. Происхождение свое они ведут от той части Золотой Орды, которая в конце XIII века находилась под властью темника Ногая, а в XIV веке образовала отдельную Ногайскую Орду. Позднее, в XVI веке, она распалась на ряд более мелких орд, разбросанных на огромном пространстве от Черного моря до Иртыша.
В 1557 году Большая Ногайская Орда под руководством мурзы Исмаила приняла русское подданство (их потомки известны сейчас как астраханские татары). Его противники откочевали с частью ногаев на Кубань и стали вассалами крымского хана.
После присоединения к России Крымского ханства (1783 г.) мелкие ногайские орды, проживавшие в Причерноморье, эмигрировали в Турцию, Болгарию и Румынию, а оставшиеся слились с крымскими татарами. Что же касается северокавказских ногайцев, то в 1788 году после упорного сопротивления, оказанного русским войскам, они в основном перешли в российское подданство, будучи сконцентрированными в основном на территории Кизлярской степи в Прикаспии.
Следует отметить и тот факт, что из обрусевшего ногайского рода происходил и главнокомандующий русскими войсками на Кавказе генерал А. П. Ермолов.
ЧЕЧЕНЦЫ (НАХЧИ)
Происхождение чеченцев до сих пор вызывает много споров, поскольку об их древнейших судьбах не имеется никаких достоверных данных, кроме собственных чеченских легенд о чужеземцах-арабах, прибывших из Передней Азии и основавших этот народ. Очевидно, чеченцы (как и отпочковавшаяся от них в начале XIX века небольшая этническая группа, получившая позднее название ингушей) - это потомки арабских завоевателей, совершавших в VII-VIII веках походы против Хазарского каганата. Возможно, какая-то незначительная группа арабских воинов действительно осела или затерялась в труднодоступных ущельях Северного Кавказа и, смешавшись с частью хазар и представителями местных дагестанских народов, дала начало племени "нахча" или "вайнахскому народу", как до XVIII века называли предков чеченцев и ингушей. Жили нахчи исключительно в горной части Северного Кавказа между Дарьяльским ущельем у верховья реки Шаро-Аргуна.
Сильные степные племена (сначала болгары, хазары и аланы, а затем - кабардинцы, ногайцы и кумыки) не пускали их селиться на равнины и в степи вплоть до XV-XVI веков. Лишь в XV веке спустившиеся с Акинских гор нахчи основали первые два селения на равнине, а начиная с XVI века расселились по некоторым долинам реки Сунжи и ее притоков. Занимались они тогда в основном скотоводчеством и жили патриархальным бытом, сразу попав в зависимость от кабардинских и кумыкских князей, которым долгое время по причине своей малочисленности платили дань. Однако позже они освободились от этой зависимости, сплотились и, в свою очередь, стали нападать на соседей. Таким образом, к XIX веку чеченские племена приобрели репутацию особо воинственных и непокорных.
В конце XVII - начале XVIII века в Чечню из Дагестана был принесен ислам, который к середине XIX века стал там господствующей религией, что во многом объясняло последующую кровавую конфронтацию чеченцев с терскими казаками. Уже в начале XVII века нахчи-чеченцы вступили с русскими в борьбу за сферы влияния на Кавказе.
В 1732 году из крепости Святой Крест (на реке Сулак) на территорию Чечни был направлен воинский отряд. В малой Чечне у аула Чечень произошло вооруженное столкновение русских с чеченцами. По реляции начальников с1 тех пор за племенем нахча укоренилось этническое название чеченцев.
В 1785 году при первых попытках России присоединить Чечню там развернулось вооруженное движение под руководством чеченца Ушурма, взявшего себе имя шейха Мансура, длившееся 6 лет (1795-1791 гг.). После нескольких неудачных попыток взять терские города Кизляр и Моздок движение это было подавлено, а сам Ушурма попал в плен. Активное участие приняли чеченцы в кавказских войнах XIX века, сражаясь на стороне Гази-Магомеда, ГаМзата и Шамиля против русской армии и постоянно пополняя фанатичные банды фундаменталистского "движения мюридов". И хотя к 1859 году вооруженное сопротивление горцев было в основном подавлено, чеченцы и позднее неоднократно затевали всевозможные мятежи и погромы.
ИНГУШИ (ГАЛГАИ)
Ингуши - довольно молодой этнос. В конце XVIII "o- начале XIX века из среды чеченских племен выделились так называемые галгаи, или галгаевцы. Ядром нового объединения стали собственно Галгаи - союз трех селений, расположенных в ущелье реки Ассы, к которому позже присоединились другие группы чеченцев - феаппи, занявшие в галгаевских селениях подчиненное положение. Свое современное название - ингуши галгаевские чеченцы получили в середине XIX века от аула Ангуш, расположенного у выхода из Тарского ущелья. В 1810 году они подписали договор с Россией о добровольном принятии российского подданства и заняли нейтральную позицию в происходящих тогда на Кавказе кровопролитных войнах. В этот период их численность не превышала нескольких тысяч человек.
В 1817 году главнокомандующий русскими войсками генерал А. П. Ермолов начал проводить тактику окружения непокорных горных районов Кавказа сплошным кольцом кордонов, прорубая просеки в труднодоступных лесах и переселяя горцев на равнину под надзор русских гарнизонов. Одними из первых искусственному переселению на плоскость подверглись галгаевцы. В 1817 году Ермолов заложил на реке Сунже редут Назрань, куда он, дабы обезопасить Владикавказ от нападений враждебных чеченцев, выселил галгаев-ингушей, в то время дружественных России (отсюда происходит еще одно их название -; "назрановцы").
В 1830 году большая часть ингушей снова была выселена из гор на равнину в окрестности Назрани. Переселения впоследствии неоднократно повторялись, так что к концу XIX века в горах, на коренной своей территории, осталось менее 25 процентов общего количества ингушей. Обособление ингушей-галгаев от основной массы чеченцев, вызванное их неучастием в чеченской войне против русских, привело к тому, что в середине XIX века их стали выделять в особый народ.
В дооктябрьский период у ингушей, как и у всех остальных чеченцев, господствовали натуральное хозяйство и патриархально-родовой строй. Ингуши целыми аулами жили на арендованных у терских казаков землях, за которые им ежегодно приходилось платить 400-500 тысяч рублей. Быстрый, лавинообразный прирост народонаселения в чечено-ингушских селениях приводил к тому, что в них (особенно в горных аулах) непрерывно возрастал класс безземельных селян, которые спускались с гор в долины и активно пополняли армию люмпенов - ударную силу будущей "революции". До 1917 года 89 процентов всех ингушей и 77 процентов чеченцев арендовали землю у терских казаков и российской казны.
ДРУГИЕ НАРОДЫ ТЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Образованная в 1806 году, окончательно сложившаяся в 1860 году и существенно расширенная в 1905 году, Терская область являлась полиэтничным административным образованием с преобладающим влиянием русской нации. В ее состав входили земли нынешних Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Чечено-Ингушетии, Северного Дагестана и Южного Ставрополья. На территории Терской области и в примыкающих к ней районах верховья Кубани проживали также кабардинцы и черкесы, карачаевцы и балкар-цы, кумыки и немцы, грузины и армяне, персы, татары и другие.
Кабардинцы и черкесы - потомки древних абхазо-адыгских племен, известных в русских летописях под именем касогов, живших до XIII века в низовьях Кубани, которые особенно усилились в XV-XVI веках, распространив свою власть на предкавказские равнины. К середине XIX века их насчитывалось около 300 тысяч человек, однако большинство абхазов и адыгов эмигрировало в Турцию и ее ближневосточные владения во второй половине XIX века.
В терских городах проживали также армяне, грузины, персы, евреи, греки и т. д.
Укрепив свою власть на Кавказе, русская администрация в 1820-е годы запретила здесь чрезвычайно распространенный торг невольниками. По самым минимальным оценкам, на протяжении XVIII века ежегодно с Кавказа в Константинополь, Египет и Левант (Ливан) вывозилось до 12 тысяч рабов! Турки вывозили "живой товар" главным образом через порты Поти и Анапу. Кроме того, на Каспии также существовал другой пункт работорговли - кумыкское село Эндерей, откуда невольников отправляли в Персию. Особым спросом пользовались красивые девушки, предназначавшиеся для султанских гаремов, а также юноши. Любители поохотиться за живым товаром среди представителей горских народов не переводились до середины XIX века.
В 1905 году Терская область (с центром во Владикавказе) делилась в административном отношении на четыре казачьих отдела (Пятигорский, Моздокский, Кизлярский, Сунженский) и шесть преимущественно национальных округов: Владикавказский (осетины), Назрановский (ингуши), Нальчикский (кабардинцы и бал кар цы), Хасавьюртовский (кумыки), Грозненский и Веденский (чеченцы).
ТЕРЕК ПОСЛЕ ОКТЯБРЯ 1917-го
Февральский, а затем октябрьский перевороты 1917 года стали отправной точкой в трагедии терского казачества. Созванный по инициативе северокавказской организации РСДРП(б) 2-й областной съезд народов Терека, открывшийся 16 февраля 1918 года в Пятигорске, провозгласил Советскую власть на Тереке, а 4 марта объявил Терскую область автономной советской республикой в составе РСФСР. А чеченцы при помощи грозненских большевиков созвали в селе Гойты "съезд чеченского народа" и избрали свой руководящий орган - Гойтский народный совет во главе с Т. Эльдеохановым и А. Шериповым. Ингуши под руководством Г. Ахриева и 3. Тутаева тогда же "реорганизовали" Ингушский национальный совет. Оба эти национальных органа заявили о своей полной поддержке Советской власти.
В массах же терского казачества и части дружественного им осетинского населения с весны 1918 года началось "контрреволюционное брожение", вызванное авантюристической политикой большевистского руководства. В июне 1918 года "контрреволюционерами" был убит председатель Терского совнаркома - большевик С. Буачидзе.
Противники большевиков концентрировались в районе города Петровска (ныне - Махачкала), куда летом 1918 года прибыл сформированный из остатков русских войск в Персии отряд в составе 18 сотен терских казаков под начальством офицера-осетина Л. Ф. Бичерахова. В этот период белое повстанчество широкой волной охватило всю территорию кубанского казачества, не оставив в стороне и Терскую область. Одной из главных причин этого всеобщего взрыва согласно свидетельствам очевидцев было то, что во время боевых действий красные войска подвергли полному разгрому станицы казаков: летом 1918 года ими были уничтожены тысячи жителей станиц Терской, Сунженской, Фельдмаршальской и хутора Терского Войска. Многие казачьи семьи остались без крова, вынуждены были бежать. Но это были только первые и далеко не самые кровавые эпизоды новой советской политики на Тереке.
30 августа 1918 года произошли провокационные покушения на Ленина и Урицкого, и центральный СИ К издал 5 сентября 1918 года свое знаменитое постановление "О красном терроре", согласно которому предписывалось защитить "Советскую власть от классовых врагов путем изолирования их". Указывалось также, что "подлежат расстрелу все лица, прикосновенные к белогвардейскому заговору и мятежам". Не миновал красный террор и Терскую область.
Вот что писал в книге "Красный террор" русский эмиграт С. Мельгунов: "За Урицкого и Ленина действительно погибли тысячи невинных людей. Тысячи по всей России были взяты заложниками. Какова их судьба? Напомним хотя бы о гибели генерала Рузского, Радко-Дмитриева и других заложников в Пятигорске. Они в количестве 32 были арестованы в Ессентуках "во исполнение приказа Народного Комиссариата внутренних дел тов. Петровского", как гласило официальное сообщение, заканчивавшееся угрозой расстрела их "при попытке контрреволюционных восстаний или покушения на жизнь вождей пролетариата". Затем были взяты заложники в Кисловодске и в других местах. Всего числилось 160 человек, собранных в концентрационном лагере в Пятигорске...
В № 157 местных "Известий" от 2 ноября был опубликован следующий приказ ЧК, возглавляемой Г. Артабековым: "Вследствие покушения на жизнь вождей пролетариата, в гор. Пятигорске 21 октября 1918 по постановлению ЧК расстреляны нижеследующие заложники и лица, принадлежащие к контрреволюционным организациям". Дальше шел список в 59 человек, который начинался ген. Н. В. Рузским (героем первой мировой войны). Тут же был напечатан и другой список в 47 человек, где вперемежку шли: сенатор, фальшивомонетчик, священник. Заложники, как сообщалось, "были расстреляны". Это ложь. Заложники были зарублены (Красная Армия на Северном Кавказе испытывала "большой недостаток в огнеприпасах"). А вещи убитых были объявлены "народным достоянием"... И в дальнейшем процветала та же система заложничества".
Терская область в это время была охвачена пламенем антибольшевистского восстания, вспыхнувшего после появления в районе города Пятигорска отряда Бичерахова.
Вокруг этого отряда начали группироваться терское казачество и антибольшевистские элементы. Общее число повстанцев в этом районе определялось в 15 тысяч бойцов. Лишь в ноябре на помощь красным войскам в Терской области (состоявшим главным образом из "революционных рабочих" города Грозного, а также горцев-чеченцев и ингушей, которым большевики пообещали отдать казачьи земли) были двинуты особая колонна с Кубани и подкрепления из Ставрополья, нанесшие ряд чувствительных поражений терским казакам и отрядам Бичерахова и в короткое время (к концу ноября 1918 года) очистившие от них всю область.
По поводу этого поражения издававшаяся на Кубани белогвардейская газета "Наш голос" 1 декабря 1918 года писала: "Десятитысячная армия вдребезги истомленных непрерывными боями людей вынуждена была сдаться красноармейцам. Командующий армией генерал Мистулов застрелился. Терское краевое правительство, временно образовавшееся в Моздоке, бежало в горы. В связи с событиями на Тереке туда направляются корпус генерала Покровского и партизанские отряды полковника Шкуро".
К концу 1918 года лишь 4-5 тысяч бойцов казачьих и горских отрядов армии Бичерахова продолжали оказывать сопротивление. Однако торжество большевиков было недолгим. В январе - феврале 1919 года армия Деникина при поддержке терского казачества полностью разгромила войска Кавказско-Каспийского фронта и заняла всю Терскую область. Уцелевшие большевики бежали в горы, где стали формировать "партизанские отряды" из ингушей и чеченцев.
Массовое участие чеченцев и ингушей в красном движении объяснялось несколькими причинами. Во-первых, большевистские вожди обещали им предоставить даром на плодородных равнинах огромные земельные наделы, дома и имущество, принадлежавшие казакам (большевики, как и наши сегодняшние "демократы", всегда были "добрыми" за чужой счет). Во-вторых, чеченцам и ингушам в случае победы большевиков представлялась возможность пограбить и понасильничать в казачьих станицах (чем они не преминули воспользоваться в 1920 и 1921 годах). В-третьих, под видом классовой борьбы очень удобно было сводить счеты в традициях застарелой кровной мести. И, наконец, в-четвертых, большевики, руководствуясь знаменитым тезисом "о праве наций на самоопределение", обязались создать в будущем для каждого из этих народов по отдельной советской республике, а поскольку "самоопределение" в чеченских ущельях было не слишком удобно, то в качестве "довеска" к этим горским автономиям приписывались никогда не принадлежавшие им обширные казачьи территории на равнинах.
Заручившись, таким образом, поддержкой горцев, прокоммунистические "повстанческие войска" и части 11-й армии в марте 1920 года отбросили белогвардейцев от Владикавказа и окончательно заняли всю Терскую область. Вот тогда-то "красные чеченцы" и "красные ингуши" разгулялись на славу. Да так круто, что сам будущий "Великий Кормчий" - И. В. Сталин вынужден был их утихомиривать.
"Советская власть, - говорил он в своем докладе на съезде народов Терской области 17 ноября 1920 года, - стремилась к тому, чтобы интересы казачества не попирались. Она не думала, товарищи казаки, отбирать у вас земли. У нее была одна только мысль - освободить вас от ига царских генералов и богатеев. Она вела эту политику с начала революции. Казаки же вели себя более чем подозрительно. Они все глядели в лес, не доверяли Советской власти. То они путались с Бичераховым, то якшались с Деникиным, с Врангелем.
А в последнее время, когда мира с Польшей еще не было, а Врангель наступал на Донецкий бассейн, в эту минуту одна часть терского казачества вероломно - иначе нельзя выразиться - восстала против наших войск в тылу. Я говорю о недавнем восстании Сунженской линии, которое имело целью отрезать Баку от Москвы. Эта попытка временно удалась казакам. Горцы в этот момент оказались, к стыду казаков, более достойными гражданами России.
Советская власть долго терпела, но всякому терпению бывает конец. И вот, вследствие того, что некоторые группы казаков оказались вероломными, пришлось принять против них суровые меры, пришлось выселить провинившиеся станицы и заселить их чеченцами. Горцы поняли это так, что теперь можно терских казаков безнаказанно обижать, можно их грабить, отбирать скот, бесчестить женщин. Я заявляю, что если горцы думают так, то они глубоко ошибаются" (Сталин И. В. Собр. соч., т. 4, с. 399-400). Еще раньше - 29 февраля 1920 года - созванный в Москве опереточный 1-й Всероссийский съезд трудового казачества объявил о "ликвидации казачьего сословия". В резолюции съезда специально указывалось, что "казачество отнюдь не является особой народностью или нациею, .а составляет неотъемлемую часть русской народности". А поскольку большевистское "право наций на самоопределение" на такую "народность", как русская, не распространялось, то все автономные казачьи области автоматически ликвидировались, а их земли совершенно произвольно делились между союзными республиками и национально-административными автономиями.
Созванный большевиками для этой цели 17 ноября 1920 года "Съезд народов Терской области" официально провозгласил уничтожение Терской области и создание на ее месте Горской АССР, образование которой было утверждено декретом ВЦИК от 20 января 1921 года. Внутри указанной "республики" создавались национальные округа, которые в дальнейшем должны были послужить основой для образования отдельных автономных областей. Города Грозный и Владикавказ становились самостоятельными административными единицами.
Одновременно большевистское руководство приступило к осуществлению программы организованного грабежа зажиточного казачества. Под предлогом "ликвидации последствий аграрной политики царизма" Политбюро ЦК РКП(б) 14 октября 1920 года приняло постановление, согласно которому наделение землей горцев должно было проходить за счет "кулацкой части казачьего населения". Состоявшиеся на местах весной-летом 1921 года окружные партконференции постановили решать аграрный вопрос на Северном Кавказе путем "отчуждения излишков казачьих земель для постоянного наделения ею безземельных горцев". А чтобы при изъятии горцами указанных "излишков" казаки не возмущались, решением Кавказского бюро ЦК РКП(б), которое тогда возглавлял Г. К. Орджоникидзе, 17 апреля 1921 года 70 тысяч казаков
В течение суток были выселены со своих родных мест! 35 тысяч из них были уничтожены по дороге на железнодорожную станцию. Не щадили даже женщин, детей, стариков. А в опустевшие дома казачьих станиц селились спустившиеся с горных ущелий семьи "красных ингушей" и "красных чеченцев".
Поскольку с наиболее активной частью терского казачества было покончено и "искусственно создавались более обширные, чем ранее, территории с горским населением, большевики уже в 1922 году приступили к постепенному расчленению Горской АССР. Сначала от нее в качестве автономных областей отделились Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия. Затем 30 ноября 1922 года в автономную область выделилась Чечня. Город Грозный с близлежащими станицами был преобразован в губернию. Наконец, 7 июля 1924 года Горская АССР была упразднена, а на ее территории были образованы две автономные области - Северо-Осетин-ская и Ингушская и один округ - Сунженский. Город Владикавказ выделялся как самостоятельная административная единица, непосредственно подчиненная РСФСР, и продолжал оставаться административным центром и Северо-Осетинской, и Ингушской автономных областей. В 1925 году, при организации Северо-Кавказского края, город Грозный и Сунженский округ вошли в его состав на правах самостоятельных округов. Однако 4 февраля 1929 года они были включены в состав Чеченской автономной области. В январе 1934 года состоялось объединение Чеченской и Ингушской областей. 5 декабря 1936 года Чечено-Ингушская и Северо-Осетинская автономные области были преобразованы в автономные республики. В 1923-1925 годах для чеченцев и ингушей была создана письменность, и к 1940 году число грамотных среди первых возросло до 85 процентов (в 1920-м - 0,8 процента), среди вторых - до 92 процентов (в 1920-м - 3 процента).
Для управления автономными областями в большевистских партшколах были выращены кадры национальной бюрократии. В 1930- 1931 годах на территориях бывшей Терской области проведена сплошная насильственная коллективизация, сопровождавшаяся новыми жестокими репрессиями против терского казачества (тысячи их семей были высланы в Сибирь), а в 1933 году весь Северный Кавказ пережил страшный голод, организованный Лазарем Кагановичем, от которого пострадали прежде всего хлеборобы-казаки. Не обошли стороною терцев и кровавые чистки 1937-1938 годов.
До 1936 года терское казачество находилось на положении "постоянно подозреваемого" в контрреволюционных настроениях. Лишь в 1936 году казакам разрешили служить в армии. А в 1937 году в юго-восточной части Ставропольского края создается Кизляр-ский национальный округ -> автономия для ногайцев и части терских казаков.
На землях же, отошедших под горские автономии, в 1926- 1928 годах была проведена кампания по примирению семей, находившихся в кровной вражде, и организована борьба против имевшего место прежде всего среди ингушей и чеченцев систематического насильственного умыкания женщин и других пережитков.
В годы войны ингушей и чеченцев постигла трагическая судьба. Они повторили все то, что когда-то сами проделали над терскими казаками. По приказу Сталина и Берии 23 февраля 1944 года началось выселение ингушей и чеченцев в Казахстан и Киргизию. Всего было выселено 310,6 тысячи чеченцев и 81,1 тысячи ингушей. Позднее к ним добавилось еще около 70 тысяч демобилизованных из армии солдат и офицеров. Чечено-Ингушская АССР ликвидировалась. Большая часть ее территории вместе с частью Ставропольского края и упраздненным Кизлярским национальным округом была объединена в образованную 22 марта 1944 года Грозненскую область. Незначительный район - территория бывшего Сунженского и частично Назрановского округов - передавался в состав Северо-Осетинской АССР
В период хрущевской "оттепели" чеченцы и ингуши были реабилитированы. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 января 1957 года Чечено-Ингушская АССР была восстановлена за счет территорий расформированной Грозненской области и значительной части Северо-Осетинской АССР, от которой отрезали восточные районы с такими городами, как Назрань (бывшая Кос-та-Хетагурово), Малгобек, Карабулак и т. д. Не обошлось и без знаменитого хрущевского сумасбродства.
(К сожалению, автор статьи не указывает причины выселения ряда народов Северного Кавказа в 1944 году. Причины эти состоят в том, что большинство населения данных народов активно сотрудничало в 1942-1943 годах с гитлеровскими оккупантами, которые, как в свое время и большевики, тоже обещали горцам создание независимого северо-кавказского государства. - Ред.)
В состав Чечено-Ингушской АССР включались не только незаконно приписанные к ней в 1929 году город Грозный и казачий Сунженский округ (вернее, его часть), но и никогда не входивший в нее до 1957 года Шелковский район, издревле населенный терцами и ногайцами. Однако небольшая часть бывшего Сунженского округа осталась в пределах Северной Осетии, что явилось предметом постоянных претензий на него со стороны ингушей. С середины 1950-х годов и до последнего времени в пограничных осетино-ингушских районах периодически возникали всевозможные конфликты и распри.
Следует также отметить, что значительная часть уничтоженной в 1957 году Грозненской области, также населенная терскими казаками и ногайцами, была почему-то передана Дагестанской АССР (имеется в виду Кизлярская степь). И, наоборот, в 1920-1930-х годах исконные равнинные районы Южного Дагестана (Куба, Шеки и т. д.). почему-то оказались включены в состав Азербайджанской ССР. Эти антиисторические переделы территорий являются постоянной причиной возникновения кровавых этнических конфликтов.
В эпоху "перестройки" резко возросла напряженность в отношениях между осетинами и казаками, с одной стороны, и ингушами и чеченцами - с другой. Вся центральная пресса - как "демократическая", так и коммунистическая, при освещении событий на Северном Кавказе стала в один голос повторять чечено-ингушскую версию местной истории в духе однобокой русофобской "гласности". Ко времени подоспел и очередной шедевр "перестроенной" литературы - .повесть А. Приставкина "Ночевала тучка золотая", предназначенный для того, чтобы вышибать жалостливую слезу над страданиями сосланных чеченцев и ингушей из глаз сердобольных и исторически неграмотных советских обывателей.
Поднятая "яковлевско-коротичевской" прессой русофобская волна захлестнула ныне всю страну и раздула из тлеющих искр бушующие пожарища межнациональных конфликтов. Многие представители кавказских автономных образований заполнили "большую прессу" статьями с придуманными ими астрономическими цифрами о численности горцев до их якобы "поголовного истребления русскими войсками" и эмиграции в Турцию в середине XIX века. По этим расчетам, к началу XIX века в Кавказских горах и предгорьях якобы обитало 6 миллионов адыгов, черкесов и кабардинцев, 4 миллиона лакцев и т. д. Если эти цифры сложить, получится, что численность кавказских горцев в 5-10 раз превышает численность населения всей России того времени?!
Все чаще стали раздаваться требования изгнать всех русских с Северного Кавказа, а на их место переселить миллионы турок, курдов и арабов из стран Передней Азии, в жилах которых, возможно, течет какая-то доля кавказской крови. Одетые с иголочки молодые люди горских национальностей, получившие университетское образование по специальным квотам для представителей "национальных меньшинств" (в русских областях) или "коренных национальностей" (в автономиях), а чаще всего просто купленное за взятки, развернули разнузданную пропаганду в попытке убедить себя и других в том, что все русское - второстепенное, неполноценное, чуждое, враждебное, всячески доказывая при этом, насколько местные языки и культуры древнее русского языка и русской культуры, насколько лучше жилось бы горцу, не притесняй его, беднягу, старший брат - русский.
Усиливается в регионе и влияние исламского фундаментализма.
На состоявшейся в августе 1990 года сессии Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР депутат Бейсултанов от имени "Народного фронта Чечено-Ингушетии" и "Вайнахской демократической партии" потребовал предоставить ЧИАССР статус союзной республики, сохранив большинство ингушей в ее составе. А на части территории, принадлежащей Северной Осетии, Ставропольскому краю и Дагестанской АССР, по его мнению, следует образовать Вайнахскую ССР, заселив ее избыточным чечено-ингушским населением и потомками 15 тысяч чеченцев-карабулаков, выехавших в середине века в Турцию и на Ближний Восток.
Такие поползновения не могли не вызвать законного возмущения представителей терского казачества, которые созвали ряд общевойсковых кругов, потребовав своей полной реабилитации и отмены всех преступных актов Верховного Совета РСФСР, направленных против казачества (начиная от постановлений ВЦИК 1918 года и заканчивая хрущевскими указами № 721/4 и № 724/4 от 1957 года), а также восстановления казачьего самоуправления и "принятия государственных мер по совмещению административно-территориальных и этнических границ в местах исторического проживания казаков". Однако эти призывы не находят места на страницах "перестроенной" прессы.
Вызывает заслуженную обеспокоенность и решение 9 тысяч чеченцев записаться добровольцами в отряды "республиканской гвардии", к формированию которой в январе 1991 года призвали Ельцин и Хасбулатов. Слишком свежи еще воспоминания об интернациональных карательных частях красных латышей, мадьяров, ингушей и чеченцев, заливших кровью просторы России в годы гражданской войны. Кто знает, не готовятся ли наши "демократические вожди" бросить в бой чеченские батальоны карателей с тем, чтобы подавить сопротивление русского народа и установить в стране диктатуру необольшевиков-демороссов?!

Светлогорск Калининградской обл.

Одной из основных целей моего нынешнего путешествия было общение с русскими, пережившими войну и оставшимися в Чечне. Случай свел меня с Александром Лысовым, казачьим атаманом легендарных Шелковской и Гребенской станиц. Мы сидели поздним вечером на подстанции, Александр хозяйскими жестами показывал на кнопки, приговаривая: "Если на эту нажать - вырубится свет во всей станице". Чеченец, который меня подвез, тактично вышел, и мы с атаманом побеседовали о том, как ему удалось выжить в Чечне и что представляет собой местное казачество.

- Как сейчас живут чеченские казаки?
- Внутри дух есть, а внешне – тихие, спокойные. Мне их образ жизни не нравится. Казаки должны быть дружнее, сплоченней. Есть небольшая церковь. Батюшка Амбросий приезжает. Попал сюда молодым, это его первое место службы. Молодец, его и чеченцы хвалят. Грамотный, интересный. Сам по происхождению казак, со Ставропольского края. Но, в основном, молиться старушки приходят.
- В чем отличие казаков от других русских?
- Вера почти одинаковая, но есть нюансы. Например, целовать священнику руку у нас не принято. Я лучше рясу поцелую, поскольку уважаю его сан. А рука… Один батюшка говорил: “Я на работе – священник, а потом – простой человек, которому ничто не чуждо”. Как такому руку целовать? Казацкие традиции есть, но отходят. Самая лучшая – посвящение в атаманы. На моем были атаманы Кизляра и всей Чечни. Заломили меня, и нагайкой три раза по спине – чтобы знал, каково это, прежде чем сам буду наказывать казаков. Но только бить никого не приходится, да и меня стукнули мягко. Еще мы отмечаем престольные праздники, День казачки, День Толстого. В Науре часто встречаемся, в Кизляре бывает казачий бал, очень красивый. На нем даже ногайцы-казаки бывают. Там и простые танцы, и лезгинка. Мы ведь тоже кавказцы.
- А повесть “Казаки” все читали?
- Нет, мало кто ее знает. Даже я не осилил. Мне скорее нравится песенка Павла Коровина про Толстого, на казачий манер.
- Что здесь происходило во время войны?
- Я тут с 1973 года живу. Как началась война, мог уехать, но решил – здесь моя мамка лежит, значит, и я останусь. Только дочек отправил – на всякий случай. Теперь одна на Кубани, другая – в Германии. В те времена страдали все, у кого нет защиты. Родственники есть – значит, все в порядке. У меня были друзья. К тому же, я здесь немножко известный. Ходил во время войны спокойно в любое время суток. Даже иногда в комендантский час. Всякое бывало, но обошлось. Может, Всевышний помог. Может, друзья.
- Почему тогда большинство русских покинуло Чечню?
- Во-первых, надо уметь дружить. Во-вторых, если хороший дом, понравился кому-то, могли прийти, напугать. Были даже убийства… А я слишком богато никогда не жил.
- Много здесь осталось русских?
- Теперь ни одной станицы нет, чтобы хоть четверть была. Разве что Червленая. Есть такие, где одна-две семьи. Больше старики.
- Проблемы с чеченцами бывают?
- Так, на бытовом уровне. Но в целом здесь лучше, чем в России. Можно спокойно машину на улице оставить, никто ее не тронет. Когда беда, люди всегда помогут. Бывают, конечно, и недовольные. Недавно чеченцы на христианском кладбище убирались, так среди русских крик поднялся – мол, дерево срубили. Нет чтобы самим сделать, зато как жаловаться на работу других – так первые. Еще тут бывает кровная месть. Даже если отсидел, все равно потом пристрелить могут. Недавно целая семья квартала три ползла по гравийке к дому родственников убитого. Простили. Многие до сих пор страшатся сюда приезжать, даже те, кто в Моздоке живет. Видимо, слухи ходят. А я не боюсь, что придут и мне по башке дадут. Смотреть надо не на национальность, а на то, как человек живет. Если достойно – отдай ему душу. На форумах я первое время вмешивался в споры о Чечне, потом перестал. Все равно там чистым не останешься. Что бы ни писал, не поверят. Им по фигу, что я, в отличие от них, здесь живу. У меня есть друг, вместе в детский сад ходили. Мечтали захватить на Каспии корабль и стать пиратами. Сейчас служит в Литве. Даже он мне не доверяет. Мол, все уехали, а ты остался. Как это может быть? Про меня всякие слухи ходили – и что я ваххабист, и что мусульманство принял…
- Здешний язык освоили?
- Чеченский я не понимаю. Так, чуть-чуть. Хотя многие говорят, что я только делаю вид. У знакомого жена и ее сестры даже между собой по-чеченски разговаривают. Моя дочка, которая в Германии, тоже его знает.
- Форма казацкая есть?
- Благодаря Рамзану Ахмадовичу (хитро улыбается), мы купили форму. Двадцать с лишним мундиров на два района.
- Стало быть, государство помогает?
- Не очень. Разве что с транспортом – на праздники ездить. С начальством у меня отношения не сложились. Ему надо, чтобы подлизывались, а я спорю. У нас здесь два казачества – реестровые, которые состоят на государственной службе, и общественные. Вдвоем мирно жить не получается.
- А разве реестровые сейчас существуют?
- Мы реестровые. Но как таковой службы у нас нет. Посчитали как баранов – и все.