Может ли антихрист подняться из восьмого царства? Может ли антихрист быть мусульманином.

В пророческих книгах Ветхого Завета Моисей упоминается 768 раз, Аврам или Авраам – 303 раза. Персонажем, которому в Писании посвящено наибольшее количество предсказаний относительно Его внешнего вида и служения, является обещанный Мессия. Единственный другой персонаж, получивший столь много внимания в пророческих книгах Библии, — это последний принц тьмы, называемый антихристом.

Сегодня в Америке можно найти очень мало христиан, которые никогда не слышали о понятии антихрист . Любой среднестатистический христианин Западного мира, который читал пророческие книги, смотрел фильмы о последних временах или телевизионные программы, ориентированные на апокалипсис, понимает четыре базовых факта о грядущем антихристе, как это раскрывается в Писании:

  • Антихрист — это человек, который станет основателем последней империи в конце времен.
  • Антихрист заключит договор с Израилем на семь лет.
  • Антихрист, в конце концов, обоснует своё царство в Иерусалиме.
  • Антихрист будет вовлечен в последнюю битву, называемую Армагеддон.

Два библейских пророка, Даниил и апостол Иоанн, приводят в своих писаниях многочисленные детали и пророческие видения относительно того, как этот человек поднимется ко власти, о его влиянии и жестокой реакции на тех, кто отвергнет его миссию. Основное понимание и учение об антихристе в церкви исторически сложилось на основании двух пророческих книг: пророка Даниила и Откровение.

Изучая этот вопрос более 34 лет, я обнаружил в пророчествах много достаточно ясных и понятных фактов. Я так же пришёл к заключению, что некоторые церковные учения в прошлом были, скорее, основаны на человеческих традициях или «частных интерпретациях», передаваемых из поколения в поколение в неизменном виде. Например, случалось ли вам посещать пророческую конференцию, читать книгу или исследование о библейских пророчествах, где учили тому, что:

  • Антихрист будет евреем из колена Дана;
  • Антихрист восстановит для евреев Храм на Храмовой горе в Иерусалиме?

Эти теории основаны на индивидуальных интерпретациях или же на передаваемых через поколения традиционных богословских идеях, в основе которых лежат довольно специфические интерпретации некоторых отцов ранней церкви. Я убеждён, что нижеприведенные положения являются верным описанием грядущих событий, связанных с антихристом:

  • Антихрист будет язычником (воспитанным в исламе), а не евреем из Израиля.
  • Антихрист не будет восстанавливать еврейский Храм — пророк Илия инициирует этот процесс.
  • Антихрист будет контролировать богатые нефтью страны Персидского залива и большую часть Европы.

Антихрист – язычник, не еврей

На протяжении II-III веков многие отцы ранней церкви стали выражать довольно сильный антисемитизм в своих богословских учениях и интерпретациях Библии. Такие ранние отцы, как Ириней Лионский («Против ересей») и Ипполит Римский («О Христе и Антихристе»), учили, что антихрист будет евреем из колена Дана. В основе такого учения лежали их интерпретации Иеремии 8:15-16 и ещё трёх мест Библии.

Многие годы я слышал от разных учителей и пророков, что антихрист будет еврейским политическим\военным лидером из Израиля. Эта теория была мне непонятна, поскольку я знал, что 1.6 миллиарда мусульман в мире никогда не пойдут за евреем, живущим в Израиле и при этом контролирующим мусульманские страны Ближнего Востока. Авторы и исследователи эсхатологических вопросов, похоже, постоянно игнорировали важность ислама и мировое влияние мусульман, проживающих на Ближнем Востоке и в Европе.

Одно из объяснений такого игнорирования может быть связано с ожиданием, что ислам будет разбит в войне Гога и Магога. Но это не может быть истинным, поскольку сейчас существует 52 страны, где большинство населения — мусульмане, но только пять основных мусульманских стран состоят в списке участников этой битвы. После длительного изучения этого вопроса я пришёл к выводу, что пророчества указывают на то, что антихрист будет язычником, а не евреем. Этот вывод я основываю на нескольких важных пророчествах и видениях о последних временах.

В книге Даниила, во второй главе, царь Навуходоносор видит во сне образ из металла, который пророчески символизирует мировые империи на протяжении истории. Все империи, символизируемые этим образом, являются языческими, а не еврейскими. На самом деле, каждая из этих империй, тем или иным образом, оказала своё влияние на евреев и Израиль.

Указание на то, что последняя империя из этих пророчеств будет языческой (а не еврейской), можно найти и в словах Христа: «И падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников» (Лук. 21:24). Это пророчество, указывающее на завоевание Иерусалима язычниками, исполнилось не только в 70 году, когда город был разрушен римлянами, но исполнится ещё раз в будущем, когда языческий антихрист захватит Иерусалим, разделит город (Зах.14:2) и поместит собственный образ в Храме на Храмовой горе в Иерусалиме (Откр. 13:14-15).

Откровение 11:1-2 также намекает, что язычники будут контролировать Иерусалим. Иоанн говорит: «И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем. А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца» . Большинство исследователей Библии склоняются к тому, что книга Откровение была написана около 95 года. Храм в Иерусалиме уже был разрушен в 70-м году. Двадцать пять лет спустя Иоанну было сказано «измерить храм». Как же мог Иоанн измерить храм и внешний двор, которые язычники «будут попирать сорок два месяца», если храм уже лежал в руинах? Наиболее очевиден ответ, что храм в Иерусалиме будет восстановлен в период Великой скорби.

Может ли антихрист быть мусульманином?

В начале 1992 года я познакомился с молодой женщиной из Ирана, которая рассказала мне детали апокалиптических верований шиитских мусульман. Когда я сравнил эту информацию с библейскими пророчествами, то пришёл к выводу, что антихрист объявит ислам своей религией, а себя провозгласит последним «мессией», которого ждут мусульмане, и так он и будет воспринят. Он будет мастером войны, используя оружие массового поражения, он будет держать в порабощении все народы (Откр.13:4). Не принявшие его религию будут обезглавлены, остальные будут голодать (Откр.13:17; 20:4). Прежде, чем решить, что это просто пророческая фантазия, углубитесь вместе со мной в Писание, чтобы увидеть ясную картину пророчеств об антихристе.

Слово антихрист в Писании

Слово антихрист было изобретено апостолом Иоанном и обнаруживается только в письмах Иоанна. Есть четыре места, где он употребляет это слово (1Иоан.2:18, 2:22, 4:3; 2Иоан.7). Поскольку в 1-м послании Иоанна сказано, что «теперь появилось много антихристов», некоторые учат, что не будет никакого конкретного человека-антихриста в будущем, что антихрист – это дух, которые отвергает божественность Христа на протяжении всей истории. Я предлагаю вам понимать антихриста и как духа, и как человека. Дух (или отношение) антихриста работал уже в дни Иоанна, но антихрист, как человек из пророчеств о последнем времени, грядёт в будущем.

Во что верили отцы ранней церкви?

Есть очень большое количество высказываний ранних отцов относительно прихода и правления антихриста. В какой-то период даже бытовало мнение, что порочный император Нерон, жестокий гонитель христиан, инсценировал собственную смерть и поднимется снова на востоке, как антихрист. Были такие, которые верили, что однажды Иуда Искариот вернётся из своего заточения в аду и станет антихристом, основывая это верование на отрывках из Евангелия от Иоанна и 2 послания к Фессалоникийцам, где и Иуду, и антихриста называют «сыном погибели» (Иоан.17:12; 2Фес.2:3).

Теории о возвращении Нерона или Иуды имеют один существенный изъян: оба эти человека совершили самоубийство и уже давно мертвы. Нет ни одного библейского свидетельства о том, чтобы Господь позволил бы беззаконнику покинуть ад много лет спустя после его смерти и возвратиться к жизни на земле по какой-либо причине. Если собрать все библейские упоминания об антихристе вместе, то станет очевидно, что антихрист – это смертный человек, в котором живёт «дух антихриста» и вдохновляет его учение, его царство и его власть. Этот человек поднимется в конце времен и объединит армию своих последователей на войну против любого, кто попытается противостоять ему.

Подписывайтесь:

Заключение

В книге Даниила кульминация видения о последних временах представлена похожим образом. Царство зверя повержено и разрушено возвращением Мессии, Иисуса Христа, который есть «Царь царей и Господь господствующих» (Откр.19:16). Я думаю, вы и сами можете видеть, что мы с вами живём в последние времена. Народы, о которых сказано в пророчествах, занимают позиции, необходимые для осуществления великих битв из этих же пророчеств. И хотя всегда будут присутствовать различия во взглядах относительно конкретных моментов этого учения, я уверен, что уже сейчас у нас есть полномасштабная картина того, что будет происходить, и как события наших дней вписываются в общую картину.

Так давайте же будем готовы к последней сцене в этой драме конца времен. Всё становится очень интересным! Но в любом случае, вы знаете каким будет результат, и для верующих возвращение Мессии будет великим и прекрасным днём.

«Большевизм и Россия», - если так ставился вопрос еще недавно, то теперь уже не так. Не «большевизм и Россия», а «большевизм, Европа и Россия», - вот как сейчас он поставлен всемирно-историческими судьбами, русскими и европейскими.

Между нынешней Россией, большевистскою, и Россией будущей, освобожденною, Европа, хочет того или не хочет, будет вдвинута. Сколько бы не открещивалась от «вмешательства», - рано или поздно, вмешается, вдвинется.

Как интернационален, в существе своем, в Интернационале, сам большевизм, так и борьба с ним должна быть интернациональною, всемирною. Когда последний русский национальный фронт пал или ушел в глубь России, в неизбежную революцию, - это яснее, чем когда-либо. Национальный фронт пал - обнажился фронт всемирный.

Этот час, когда я с вами говорю, есть час всемирности, и это место, где я с вами говорю, - есть место всемирности: Париж - город всемирный по преимуществу. Вот почему, если когда-либо, то отныне, и если где-либо, то отсюда, борьба с большевизмом должна, сделаться всемирной.

Да, между большевизмом и Россией будет вдвинута Европа. Это очень трудно понять европейцам. Но, как им ни трудно, - мы, русские, должны сделать, чтобы они наконец это поняли.

Европейцы этого не поймут, пока мы, русские, сами не поймем, что большевизм может быть побежден только «Третьей Россией».

Что такое Третья Россия?

Россия первая - царская, рабская; Россия вторая - большевистская, хамская; Россия третья - свободная, народная.

Но, прежде чем говорить о существе Третьей России, должно сказать о ведущих к ней путях.

На этих путях все русское изгнание, русское «рассеяние», уже подобное великому рассеянию Израиля - diaspora - делится надвое: на знающих и не знающих о том, что сейчас происходит в России.

Не застигнутые полднем большевистского ужаса в самой России, успевшие бежать, - не знают всего, а не знать об этом всего - ничего не знать. Кто этого сам не видел, не испытал, не пережил, тот никогда ничего не узнает.

Между знающими и незнающими - черта, подобная черте смерти: живые - мертвых, мертвые живых не разумеют. «Между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят». Мы и вы - тот свет и этот.

О том свете мы вам ничего сказать не можем. Между нами и вами - стена стеклянная. Вы видите, слышите, но не осязаете главного. Главное свойство того, что сейчас происходит в России - немота, несказанность, неизреченность ужаса. Люди сострадают страданию малому и среднему; слишком большому сострадать уже не могут, потому что не видят его: так ультрафиолетовых лучей не видит глаз. Вся Россия сейчас - в таких лучах страдания невидимых.

Кто знает все, что сейчас происходит в России, - у того не рана в душе, а вся душа - рана; тот человек с содранной кожей. «Ничего, обрастешь, забудешь», говорите вы, незнающие; а мы говорим: не хотим обрастать, не хотим забывать. Будь мы прокляты, если забудем!

«Воскреснет же когда-нибудь Россия, - подождем», говорите вы; а мы говорим: никогда не дождется России тот, кто ждал.

«Лучше большевики, чем то или это», говорите вы, а мы говорим: лучше все, чем большевики.

Для их свержения вы готовы жертвовать тем или этим, а мы - всем. С тем или этим вы у них соглашаетесь; а мы - ни с чем. Вы - мирящиеся; мы непримиримые.

«Не вмешивайтесь в русские дела», говорите вы, а мы говорим: невмешательство против большевиков - вмешательство за них.

Невмешательство - соглашательство - предательство, русское и всемирное.

Кто предал Россию большевикам и вот уже три года предает? Соглашатели - Ллойд Джордж один, и Ллойд Джорджи бесчисленные; Керенский один - и бесчисленные Керенские. Если Керенский вернется в Россию, то как встретят его? Растерзают? Нет, он сам рассыплется прахом.

Кто торговался о России «единой, неделимой» и мертвой, забыв о России живой и расчлененной, растерзанной? Все вы же, соглашатели, русские и всемирные.

Еще оттуда, из нашего гроба, погребенные заживо вместе с Россией, мы торг этот слышали, во время наступления Колчака, Деникина, Юденича, - торг о Польше, Финляндии, Эстонии, Латвии, и каждое условие торга вколачивало лишний гвоздь в наш гроб. Нет, этого мы вам никогда не забудем за себя и за всех, кто остался в России. Будь мы прокляты, если забудем, - говорим о себе. Говорим и о вас: будьте вы прокляты, уже забывшие!

Да, соглашатели суть предатели, пусть невинные, честные, благородные, но все же предатели, - ведь главное свойство Керенских и есть сочетание благородства с предательством.

Русский Париж - город соглашателей. Но не весь. Если бы весь, то с ним и говорить бы не стоило. Я с вами говорю, потому что верю, что там, где есть русские люди, есть и люди с содранной кожей, незарастающей; там где есть русские люди, есть и помнящие все, что сейчас происходит в России; не соглашатели, не предатели, - враги большевиков непримиримые. Я с вами говорю, потому что верю, что среди вас непримиримых много, и будет все больше; а когда будут все, тогда большевизму конец, тогда будет Третья Россия.

Непримиримость - вот в Россию Третью путь единственный. Кто сошел с него, тот в нее не войдет. Не войти в Россию, не иметь в ней части - казнь мирящихся.

Мириться можно со злом относительным, с абсолютным - нельзя. А если есть на земле воплощение Зла Абсолютного - Дьявола, то это - большевизм.

«Ваш отец - дьявол. Он был человекоубийца от начала, лжец и отец лжи».

Большевики - сыны дьявола, лжецы и человекоубийцы от начала. Лгут и убивают, убивают и лгут. Покрывают ложь убийством, убийство - ложью. Чем больше лгут, тем больше убивают. Бесконечная ложь - человекоубийство бесконечное.

От начала солгали: «Мир, хлеб, свобода». И вот - война, голод, рабство. Такое рабство, такой голод, такая война, каких еще никогда на земле не бывало.

Лгут о революции - освобождении, а свободу называют «буржуазным предрассудком» (Ленин.) Но, если надо буржуазию уничтожить, то надо уничтожить и свободу. Это и делают: убивают свободу и покрывают убийство ложью. Лгут, что убили свободу на время, пока не восторжествует равенство. Но нельзя убить свободу на время. Убитая свобода не воскресает, пока живы свободоубийцы. Пока жив большевизм, свобода мертва.

Да, воистину, такого рабства никогда еще на земле не бывало. Доныне всякое человеческое насилие, порабощение было только частичным, условным и относительным, именно потому, что было только человеческим. Всякий поработитель знал, что делает зло. Большевики этого не знают. Так извратили понятия, что зло считают добром, добро - злом, «по совести» по своей нечеловеческой, дьявольской совести. И впервые на земле явилось рабство безграничное, абсолютное, нечеловеческое, дьявольское.

Так же лгут и о хлебе. Не хлеб им нужен, а голод. Не борются с голодом, а голодом держатся: вся власть их зиждется на голоде. Давно уж поняли, что сытый народ бунтует, ищет свободы; а голодный покоряется и чем голоднее, тем покорнее. Давно уже поняли, что цепь голода - из всех цепей крепчайшая. Все человеческие страхи мгновенны и частны, по сравнению со страхом голода, общим и вечным. Огнем и железом пытают одного человека, а человеческие множества - «массы» - голодом. Много смертей человеческих; у каждого человека - своя; но голодная смерть для всех одна. Когда и мать-земля не родит, то человек - сын, проклятый матерью. Проклятье земли тягчайшее.

Плод полей и грозды сладки

Не блистают на пирах,

Лишь дымятся тел остатки

На кровавых алтарях.

В катрене 77 Центурии VIII, Нострадамус предсказал, что в начале нового тысячелетия земля после ядерной или бактериологической войны будет завалена трупами. Приведем это четверостишие полностью:

«Очень скоро антихрист уничтожит трех.
Его война продлится 27 лет.
Все еретики мертвы, заключены в тюрьмы, сосланы.
Земля будет покрыта красным градом, водой, кровью и трупами.»

Кто эти трое (или три), которых уничтожит антихрист? Для всех толкователей Нострадамуса это пока остается тайной. Высказывались различные предположения. Некоторые считают, что речь идет о трех ведущих мировых державах. Другие считают, что это трое крупнейших мировых лидеров – духовных или светских. Оставим этот вопрос открытым, но кто тогда «еретики», упомянутые в третьей строке, и, наконец, кто такой антихрист?

С последнего вопроса и надо начинать анализ катрена. Согласно традиционным христианским верованиям, антихрист, верный слуга могущественного князя тьмы, придет на землю как лжеспаситель. Он посеет в мире хаос и обратит большинство человечества на путь духовного саморазрушения, который окончится их проклятием.


фрагмент картины Иеронима Босха

Это очень старое поверье, но оно живо и поныне. Уместно вспомнить, что в сравнительно недавнем прошлом такой образованный и благочестивый человек, как кардинал Маннинг (1808-1892), прочитал цикл лекций об антихристе и высказал свое убеждение в том, что некоторые странные события, связанные с распространением современного спиритизма, говорят о неизбежном и скором рождении и пришествии антихриста

Прав был или нет кардинал в своих утверждениях, сказать трудно. Но Нострадамус, безусловно, был с ним солидарен, поскольку придерживался аналогичных теологических концепций. Пытаясь интерпретировать катрены провидца, связанные с антихристом, надо прежде всего помнить, что идея о пришествии «сына Проклятия» была непременной частью «картины мира » не только Нострадамуса, но и любого образованного христианина той эпохи.

Отсюда следует, что Нострадамус, заглядывая в будущее и наблюдая там события и людей, вызывавших у него крайне отрицательное отношение, давал им характеристики, используя привычные для себя образы: пришествие антихриста, то есть появление творящего чудеса лжеспасителя, ученики которого будут слугами сил преисподней и властителей ада.

Другими словами, так же, как Нострадамус пытался описать войны XX века в терминах знакомой ему материальной культуры и военной техники, он говорил о тех нравственных позициях и вытекающих из них поступках, которые мы бы назвали бесчеловечными и ассоциирующимися с вечным злом, в терминах средневековой эсхатологии – религиозного учения о конце света. С самого зарождения христианства слово «антихрист » было символом злодейства. В представлении Нострадамуса и других христиан XVI века «Главный антихрист» являлся мессией зла – пророком дьявольских козней.

Типичным для эпохи Нострадамуса теологическим толкованием происхождения антихриста могут служить труды святого Роберто Беллармино (1542-1621). Он утверждал, что отцом антихриста станет инкуб – демон, вступающий в сексуальную связь с женщинами, а его мать будет заниматься черной магией.

Зверь и его невеста Вавилонская блудница. Таро Алистера Кроули и леди Фриды Харрис.

Один доминиканский монах, живший в XVII веке, писал, что антихрист – не только сын дьявола, но к тому же он будет

«...Злобный, словно безумец, обуреваемый ненавистью, никогда прежде не виданной на земле... Он будет мучить христиан, как терзают проклятые души в преисподней. У него будет множество имен, почерпнутых из синагогальных служб, и он сможет летать, когда ему вздумается. Отцом, его будет Вельзевул, а дедом – Люцифер.»

Во времена Нострадамуса эсхатологические верования, касающиеся событий, предшествующих Судному дню, были тесно связаны с традиционными представлениями о пришествии антихриста. Это означает, что если Нострадамус ясновидчески прозревал в будущем деяния и идеи Гитлера, Сталина и других диктаторов, то наверняка воспринимал этих людей как антихристов.

В этой связи полезно обратиться к отрывку из послания Генриху II, вошедшего в первое издание «Центурий». В нем, как уже говорилось, указаны точные даты событий, происшедших в ходе Французской революции. В этом отрывке содержится перечень событий, которые, согласно Нострадамусу, будут предшествовать правлению человека, названного прорицателем «третьим (то есть Главным) антихристом». Говоря о «короле» (что в данном контексте означает любого диктатора), который совершит множество преступлений против церкви, Нострадамус утверждает, что это чудовище

«...прольет больше крови священнослужителей, чем кто-либо сможет пролить вина... Человеческая кровь будет литься по улицам и в храмах, словно вода после ливня. И ближайшие к этим местам реки будут красны от крови... В тот же год и в последующие годы разразится жесточайшая эпидемия. И покажется это бедствие тем более неслыханным, поскольку ему будут предшествовать голодные годы. Все латинские народы посетит такая нужда, какой не видывали со времен основания христианской церкви... Великий наместник колпака [папа римский] ...окажется беспомощным и покинутым всеми... И тогда антихрист сделается принцем ада... содрогнутся все народы, а продлится это 25 лет... Будут происходить войны и битвы... И столько зла причинит сатана... что почти весь мир от этого сгинет.»

Алистер Кроули, глава оккультного сатанинского общества «Орден Восточного Храма»

Есть знамение Христа, есть знамение Антихриста. Число 666 проникнуто богатой образной символикой. В откровении Иоанна Богослова это зверь, выходящий из воды с семью головами и десятью рогами. Это перевернутые вниз головой три девятки. В них сокрыта мудрость, и тот, кто сочтет число зверя – узнает имя Антихриста. Приводим кусок текста из Апокалипсиса, где отчетливо видна усложненная семантика этого символа и его бесчисленных интерпретаций. «Зверь, которого ты видел, был и нет его. (Сила дьявола в том, что он убедил людей в собственном несуществовании, – так можно интерпретировать смысл этого выражения). Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет – недолго ему быть. И зверь, который был и которого нет, есть восьмой из числа семи. Жена, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями».

«Великий Зверь» более могущественен, чем все демоны ада. Обладая силой дьявола, зверь этот, как говорилось в текстах, будет править землей три с половиной года. Он развяжет войну против святых и победит, оставляя после себя опустошенные земли; он обучит людей поклоняться идолам, и тех, кто откажется от этого почитания, ожидает страшная кара. Чтобы следить за распространением своей веры, он ставит на лбу или на руке число 666. У древних иудеев существовало описание как он выглядит: лысый, один глаз заметно больше другого, левая рука длиннее правой и будет он глух на левое ухо (это знак асимметрии). При поддержке злых правителей Земли и своего покровителя Антихриста, он поведет войну против ангелов божьих и битва произойдет под Армагеддоном. Здесь Антихрист встретит равного противника и будет попран бесчисленными ангелами со сверкающими мечами. Антихрист и зверь будут схвачены и брошены в огненное озеро с горящей серой. «Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет, после сего ему должно быть освобожденным на малое время» (Откр. 20: 2-3). В наше время этот символ разыгрывают так называемые «демократы» всех церквей, причем 6 июня является днем, когда устраиваются черные мессы и посвящения. Число 666 на уровне нумерологии – это сумма всех цифр в рулетке.

Если отбросить упоминание об антихристе как о «принце ада» и описание мира, сгинувшего в результате деяний сатаны, то это предсказание, написанное в прозе, позволительно соотнести с реальными политическими событиями грядущего. Если мы допускаем, что Нострадамус и другие ясновидящие могли знать ход будущих событий (или то, что произойдет в «альтернативной реальности»), то в данном отрывке нет ничего, что не заслуживало бы доверия читателя. Вполне возможно, что здесь говорится о каком-то диктаторе-монстре, который превзойдет в своих злодеяниях Гитлера и Пол Пота и будет определять ход мировой истории в течение четверти столетия.

Катрены, центурии и пророчества Нострадамуса о событиях мировой истории

беседа с диаконом Андреем

Корр.: Отец Андрей, обычно конец света связывают с приходом Антихриста. Кого только ни называли Антихристом – Петра I, Ленина, и даже Горбачева. А кто такой антихрист в церковном понимании, чего от него ждать?

О.А.: Во-первых, апостол Иоанн в своих посланиях (не в «Апокалипсисе») говорит, что антихристов много. В этом смысле антихрист с маленькой буквы – это любой человек, который находится в состоянии активной борьбы с Церковью.
Во-вторых, собственно – это зеркальное отражение Христа. Вообще, для античной и средневековой культуры зеркало – очень странный предмет, в котором есть что-то такое неправильное. В энциклопедии «Мифы народов мира» помещена статья об Антихристе, которую сопровождает хорошая иллюстрация – фреска из одного итальянского собора эпохи Возрождения, где изображен Антихрист, стоящий посредине толпы. Этот антихрист внешне очень похож на Христа: у него одежда Христа, волосы Христа, прическа Христа, и лицо, в общем-то, Христа. Различается лишь одна деталь – у него злые-злые глаза.
Не нужно забывать, что приставка «анти» в греческом языке означает не только «против», а еще и «вместо». Антихрист приходит ВМЕСТО Христа, т.е. подменяет собой Христа. И чтобы такая подмена могла произойти, он должен быть очень похож на Христа. Здесь есть некоторое такое зеркальное подобие: мы видим, что у Христа было три с половиной года земной проповеди, земного служения. Точно также Апокалипсис говорит, что три с половиной года будет длиться земное владычество Антихриста. У Христа были чудеса, несомненно антихрист будет «творить чудеса». У Христа были свои ученики, была своя , конечно же и у Антихриста нечто такое будет. Христос был универсально открыт, несомненно Антихрист тоже будет универсально открыт, и тоже будет готов вобрать в себя и подчинить своей власти, своему «евангелию» все культурные, национальные и религиозные традиции, каждую из них перетолковав по-своему, конечно.
Подобий очень много. Но, как говорит Честертон, если человек, которого не интересует содержание, возьмет, скажем, две газеты, одна из которых называется «Атеист», а другая «Католик», то он найдет, что у них много общего: одинаковые макеты, напечатаны с помощью одной и той же технологии, есть сообщения, есть редакционные статьи, а также странички фельетонов и новостей. С точки зрения структурализма все очень похоже, но было бы большой ошибкой сделать вывод, что атеизм и католичество – это одно и тоже. Так же и в нашем вопросе – внешние стороны будут похожи. Разница же в намерениях. Ради чего Христос отказывается от земной власти? Ради чего Антихрист ее берет? Намерения окажутся противоположными.

Корр.: Значит, Антихрист – это будет конкретный человек, обладающий, к тому же, еще и огромной мирской властью?
О.А.: Да. Я полагаю, что Антихриста можно описать с помощью отрицательного богословия. Мы знаем, что было с Христом, и от этого можно заключить, что произойдет с Антихристом. Вот мы видим три искушения Христа, великолепное толкование которых дал в «Легенде о Великом Инквизиторе» – искушение хлебом, искушение властью, искушение чудом. Вот эти три искушения, которые отверг Христос, их, очевидно, Антихрист и примет. Он примет власть над человеческими душами через чудеса, власть над человеческими отношениями через принятие рычагов земного управления, власть над телами через контролирование механизмов распределения земных благ.

Корр.: Означают ли Ваши слова то, что царство Антихриста будет представлять собой некую глобальную надгосударственную структуру, нечто вроде мирового правительства?
О.А.: Поскольку Антихрист идет, чтобы прельстить «аще возможно и избранных», это означает, что предметом его специального интереса будет контроль над жизнью тех, кто ему опасен, т.е. контроль над жизнью ХРИСТИАН. Для того, чтобы Царство антихриста могло вполне достичь своих целей, необходимо будет провести маргинализацию христианства с последующим его выпариванием, уничтожением. А для этого нет нужды рычаги своей земной власти в буквальном смысле распространять на все территории Земли.

Корр.: Но значит ли это все-таки, что нехристианские народы изначально обречены?
Пусть даже вопрос поставим так: спасутся ли нехристиане? Думаю, что вопрос этот может быть открыт до тех пор, пока убеждения нехристианина не вошли в сознательное, прямое противление Евангелию.

Корр.: Что, в конечном итоге, служит на руку грядущему Антихристу?
О.А.: Конечно власть над душами, т. е. собственно власть религиозная, это будет, естественно, власть синкретическая, которая попытается создать некий суррогат реальных исторических религий через их замену «пустышками». Некоторые внешние формы останутся, но придет совершенно другое содержание. Вообще, если человек ищет общий знаменатель разных философских систем, то в результате получит ноль.

Корр.: И все же обычно христианство воспринимается как религия любви. И тут вдруг Апокалипсис. Откровение Иоанна Богослова со своими страшными картинами. Произошло даже некое изменение смысла самого слова. Ведь слово «апокалипсис» означает всего лишь «откровение», то есть оно, в принципе, не несет еще никаких страшных картин само по себе, тогда как воспринимается отнюдь не нейтрально… Не говоря уже о прилагательном «апокалиптический», за которым стоит уже нечто совсем страшное, говорящее об ужасном конце света. Карающий меч последних времен…
О.А.: Может быть, это и меч. Хотя я вижу здесь совершенно другое сравнение: таран. Таран, который пробивает крепостные ворота. Дело здесь вот в чем: врата ада, как известно, заперты изнутри . Не Бог нас запирает в некий концлагерь вечных мук, вечного полубытия, а мы сами запираемся от Него изнутри. Причем, запираемся по-разному. Есть запоры, которые срабатывают совершенно понятно: когда я сам хочу, то подхожу к двери и ее запираю. А бывают, так что двери защелкиваются просто от сквозняка. Может быть, я и не прочь был бы выйти, но защелкнулась дверь. В обществе, в человеческой душе гуляют такие сквозняки, захлопывающие двери, через которые мы могли бы выйти к Богу. Особенно в последние столетия общественная жизнь людей строится так, что быть христианином все сложнее… Вот какие-то такие защелки, которые почти что стихийно возникают в обществе, иногда существуют даже невидимо. Поскольку мы их не видим, то и не ощущаем, насколько они нас блокируют. А так как мы не ощущаем, что они нас блокируют, то и не чувствуем, что они лишили нас свободы. Соответственно, у нас не рождается бунт против них… Точнее, бунт иногда может рождаться, но он, как правило, выливается в совершенно идиотские формы типа наркотиков, самоубийств и т.д. Люди не понимают, против чего надо бунтовать.
Так мы понемногу привыкаем к нашей темнице, и когда окончательно привыкнем, когда совсем наш мирок окажется изолированным и замкнутым, вот тогда извне и раздастся этот стук тарана. Ведь изнутри все уже будет выжжено, нечем будет дышать. Поэтому к нам, в наш затонувший мирок спасательной команде нужно будет пробиваться извне, чтобы все-таки дать нам возможность дышать свежим воздухом. Самое печальное здесь то, что эта спасательная операция, которую совершит Христос в конце истории, может быть успешна только отчасти, потому что Христос в силах сломать те запоры, которые возникли, как бы непроизвольно, по принципу «так получилось». Но Он никогда не будет взламывать дверь той души, которая сознательно не хотела Его принимать. В этом смысле нередко говорят, что Христос – джентльмен: Он никогда не войдет без стука и без согласия хозяина. Такого рода запоры Господь силою не может разрушать. Эти запоры, подчеркну, не социально-исторические, а то, что внутри человека, сам человек. Здесь Христос отказывается от своего всемогущества и избирает путь бессилия.

Исходя из этого, можно полагать, что люди (отчасти произвольно, отчасти непроизвольно) создадут такое общество, в котором они потеряют главную свободу – свободу быть с Богом… И тогда Бог к ним прорвется, и прорвется Сам, но если при этом обнаружится, что кто-то сознательно хочет быть сиротой, то он таким и останется. Именно в этом смысле спасательная миссия Христа не может быть доведена до конца, до всеобщего, абсолютного, тотального успеха. Просто потому, что мало бросать спасательный круг утопающему, нужно, чтобы утопающий хотел за него зацепиться. А если он самоубийца, то сколько ни бросай – все будет бесполезно.

Корр.: Страницы многих журналов и газет, включая православные, обошли рассказы о страшном компьютере «Зверь», который находится где-то в Брюсселе; утверждения, что штрих-код западных товаров содержит число зверя, и наконец, что на руку и на чело скоро-скоро будут ставить какие-то знаки… Или даже уже ставят где-то, в Чечне, например… Насколько оправдано такое подчеркнуто внешнее восприятие апокалиптической символики?
О.А.: На этот вопрос у меня нет однозначного ответа С одной стороны, по словам Апостола Павла, «идол в мире есть ничто». И поэтому для христианина: «если Бог с нами – кто против нас?» Эти внешние идоложертвенные и оккультные знаки над ним не будут иметь власти. Но с другой стороны, Православие – это религия с очень целостным видением человека. Здесь душа от тела неотделима, внутреннее неотделимо от внешнего. Поэтому вся христианская традиция, особенно раннехристианская полна предупреждениями – «бойтесь, бойтесь даже во внешнем грешить».
Скажем, языческие следователи, чиновники предлагали христианам – сердцем, пожалуйста, верь во Христа, но просто сделай такой чисто формальный жест, жертвоприношение перед статуей языческого бога, официального бога империи. Христиане отказывались этот жест делать, предпочитая идти на смерть. Поэтому, слухи о духовности христианства сильно преувеличены: христианство ценит культ и культивирует даже этикет внешних жестов. Мы знаем, что и одежда человека может сказаться на его настроении, на его манерах. Пост – вроде просто диета, вроде бы всего лишь кулинария – оказывается тоже может быть связан с искренностью, сердечностью покаяния, самого внутреннего духовного дела. Поэтому не исключено, что некоторое зеркальное «чудо» произойдет и здесь: через материальное воздействие в душу проникнет нечто стороннее, чужое.
И все же, мне думается, не надо так дешево ценить свою душу. Почему, откуда такое предположение, что если человеку какую-нибудь печать поставили в паспорте или даже на руке, то этот значок у человека свободу отнимет? Разве может что-то такое отнять у меня Христа? Просто надо помнить, что НИЧТО не может нас отлучить от жизни во Христе Иисусе, ни будущее, ни грядущее, ни начала, ни власти, ни ангелы, никто не может отлучить. Но неужели какая-то печатка будет сильнее, чем Любовь Божия, сильнее, чем все те инстанции, которые перечислялись Апостолом Павлом?
Ну а что касается числа 666, то я не вижу в нем мистики. Просто потому, что это число приводится в книге, которая называется «Апокалипсис», т.е. откровение. Вообще, задача пророков всегда была открывать волю Божью, возвещать ее, а не прятать и скрывать. Это число дается нам для того, чтобы мы узнали антихриста, а не для того, чтобы помочь ему спрятаться. А что касается штрих-кодов, то я не стал бы придавать им столько значения, тем более, что здесь много искусственных толкований на эту тему…
Возвращаясь к вопросу о печати на руку и чело, замечу, что для православной традиции характерно аллегорическое, духовное понимание этого места Апокалипсиса. В Библии, вообще, традиционно десница, рука обозначает образ деятельности. А чело – это образ мыслей человека. Поэтому, когда антихрист ставит эти две печати, он начинает производить контроль над образом мыслей человека и образом его деятельности. И это совершенно справедливо в том смысле, что антихрист как земной правитель берет на себя контроль над тканью социальных отношений, а через систему массовой информации и систему образования он контролирует идеологию общества и тем самым влияет на разум людей.

Корр.: Отец Андрей, мы с Вами говорили о литературе, в которой довольно примитивно излагается понимание Апокалипсиса и событий, связанных с концом света. А могли бы Вы назвать какие-нибудь книги, которые, по Вашему мнению, стоит прочесть?
О.А.: Что касается Апокалипсиса, то здесь нужно помнить, что это единственная книга, которая не читается за богослужением в православных храмах, что, по-видимому, означает, что нет безусловно авторизованных толкований. Но мне кажется, что при вхождении в эту тематику будет полезно ознакомиться со сказками Льюиса – «Последняя битва» из его цикла «Хроники Нарнии» и «Расторжение брака». Затем – роман Честертона «Шар и крест», плюс антиутопическая классика (Оруэлл, Замятин…) На следующем этапе это могли бы быть «Три разговора» Владимира Соловьева, с включенной туда повестью об антихристе. А затем из современной литературы, уже собственно из православной, я бы посоветовал книгу

Корр.: Отец Андрей, и все-таки ужасно тягостно думать о конце света…
О.А.: А почему Вас так пугает это понятие конца? Ведь конец – thelos – по-гречески «цель» – имеет смысл не только окончания, но это еще и некая завершенность, исполненность, целедостижение. Поэтому если получается, что у истории есть конец, то значит, у нее есть и СМЫСЛ. Вот если бы у нее не существовало конца, она воспринималась бы, по словам Достоевского, как «дьяволов водевиль»: такое бесконечное стремление, которое никуда не ведет, потому что ему некуда вести. Тем, что христианство утверждает конец истории, оно СПАСАЕТ идею истории, утверждая наличие в ней смысла. Поэтому, когда мы говорим о конце света, мы предполагаем позитивность истории. Это не нигилизм исторический…

Корр.: Да, но в своей книге об антихристе Вы пишете: «Христианство убеждено в своем историческом поражении». Что же нам остается говорить сомневающимся, с чем идти к читателям?
О.А.: С вопросом: «А что хочет выиграть человек?» Что он боится проиграть, а что он мечтал бы выиграть. Если человек ставит своей целью выиграть земную власть, земные удовольствия и развлечения, то, конечно, связавшись с православной Церковью, он проиграет все. Но если человек хочет выиграть свою душу, тогда это с нами: по слову Евангелия: горе человеку, если он весь мир приобретет, а душе своей повредит.

Чем ближе мы идём к концу времени, тем становится всё яснее, каким образом возникнет царство антихриста и насколько приблизилось время пришествия его самого. Как новозаветные верующие мы должны быть хорошо научены через Св. Писание, каким образом явится в конце дней антихрист и его царство.

Мировое царство антихриста не упадёт просто с неба, оно состоит из миллиардов погибших людей, живущих на этой земле. При этом не играет совершенно никакой роли их национальность, культура, экономическое состояние и религиозная принадлежность. Царство антихриста вырастет непосредственно из драматически возрастающего безбожия всего человечества!

Библия ясно учит тому, что антихрист появится на мировой сцене до того, как явится Господь Иисус Христос с великою силою и славою (ср.2Фес.2,1-12). Люди, живущие в это ужасное время, будут преданы в его власть "за то, что они не приняли любви к истине для своего спасения" (2Фес.2,10).

Почти 2000 лет проповедуется во всём мире евангельская истина о Царе правды (Иоан.14,6; 18,37). Европа названа по праву христианской землей, потому что однажды здесь Евангелие нашло великое распространение. Со временем, однако, обстоятельства в корне изменились. Приход антихриста в конце 2000-летнего времени благодати и спасения, времени Церкви, будет судом над всеми людьми, которые отвергли и презрели Евангелие и веру в Сына Божия. Итак, антихрист не появится в среде людоедов, живущих в джунглях Африки или Южной Америки, но в среде народов, которые тысячелетиями имели Евангелие, но не приняли его! Таким образом, явление антихриста является кульминационным моментом всякого безбожия и вражды по отношению ко Христу во всём человечестве!

В Священном Писании имеется восемь классических глав об антихристе и его царстве:

1. Дан.2,1-49
2. Дан.4,1-34
3. Дан.7,1-28
4. Дан.9,1-27
5. Мф.24,1-31
6. 2Фес.2,1-12
7. 1Иоан.2,18.20; 4,3
8. От.П,1-19,21

Однако при рассматривании этой темы мы должны обязательно различать две вещи:

1. Антихрист - это личность. Это последний всемирный властитель,

последний вождь земли, последний человек греха, которому люди будут кричать "Свят", но который принесёт великое несчастье людям. Он - сверхчеловек, творящий великие чудеса, которые сегодня ожидают люди, который не только создаст подобие мира между людьми, но также будет обещать решить проблему голода и положить конец всякому хаосу в мире.

2. У антихриста есть царство. Это царство тьмы, которое уже сегодня бросает на землю свои тени, и весь мир гигантскими шагами движется навстречу ему.

В продолжении этого изложения мы вначале рассмотрим вопрос о происхождении царства антихриста.

Царство антихриста - это возрождение четырёх древних мировых царств

Всемирное царство антихриста возникнет в границах, странах, народах, культурах и в духовных силах четырёх мировых держав: Вавилона, Мидо-Персии, Греции и Рима. Об этом ясно и понятно говорит нам Новый Завет:

"И увидел я выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадем, а на головах его имена богохульные. Зверь, которого я видел был подобен барсу: ноги у него - как у медведя, а пасть у него - как у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть" (От,13,1-2).

Зверь в этом пророчестве является грядущим царством антихриста. Море соответствии с Псалмом 64,8 и Исаия 17,12-13 является не океаном, а море людским. Для того, чтобы понять это пророчество, мы должны его ветхозаветнее значение применить к нашему времени: пророк Даниил видел наступление четь: трёх древних мировых царств: Вавилона, Мидо-Персии, Греции и Рима, которые были показаны ему в образе четырёх больших зверей (Дан.7,1-28). Эти "звери вышли из моря", причем под этим "морем" вновь нужно подразумевать народы мира Сравнивая Дан.7,1-28 с Откр.13,1-2, мы видим, что между Новым и Ветхи: Заветами проведена ясная пророческая линия: как Даниил видел четыре древних царства, выступивших из человеческого "моря", точно так же Иоанн описывае возникновение царства антихриста в образе звериного чудовища, которое выходи из массы людей. Если мы внимательнее рассмотрим это чудовище, то увидим, что в действительности это совокупность четырёх разных зверей, потому что он имеет:

1. Пасть льва,
2. Ноги медведя,
3. Образ барса и
4. 10 железных рогов.

Не трудно снова опознать в этом описании четыре древних мировых царства всяком случае они не появляются теперь в отдельности, одно за другим, но вы ступают в одном лице. Из этого становится ясным:

Последнее царство, царство антихриста, не что другое, как возрождение четырёх старых мировых царств.

Вавилон, Мидо-Персия, Греция и Рим хотя одно за другим и прекратили тогда своё существование, в конце времени появятся снова. Вот библейское указание на это:

1. "Пасть льва" указывает на Вавилон, который в Дан.7,4 изображен львом .

2. "Ноги медведя" указывают на Мидо-Персию, которая в Дан.7,5 представлена в образе медведя .

3. "Образ барса" указывает на Грецию, которая в Дан.7,6 сравнена с четырёхглавым и четырёхкрылым барсом .

4. "10 железных рогов" напоминают нам Римское царство, которое в Дан.7,7-8 описано как железное чудовище с десятью рогами и железными зубами.

Итак в царстве антихриста выступают признаки всех четырёх погибших царств. Поэтому центральным местом этого наступающего ужасного царства будут первоначальные границы Вавилона, Мидо-Персии, Греции и Рима. И напротив, не следует ожидать, что царство антихриста произойдёт от одного из этих четырёх царств, например из Римского царства. Так же как сущность ужасного "зверя", вышедшего из "моря" (Откр.13,1), являются все четыре больших зверя (Дан.7,3,17). Так и четыре древних царства переживут одно общее и полное возрождение в грядущем всемирном царстве антихриста.

Царство антихриста - отображение сатаны

Как мы уже видели, наступающее царство антихриста изображено в Новом Завете как ужасное звериное чудовище. Этот "зверь" имеет наряду с уже упомянутыми десятью рогами семь голов (От.13,1), на значение которых мы должны обратить теперь особое внимание для того, чтобы лучше понять это пророчество.

При ответе на вопрос, почему идёт речь именно о семи головах, мы сталкиваемся вновь с мировыми царствами: Вавилоном, Мидо-Персией, Грецией и Римом, которые показаны нам в книге пророка Даниила в образе четырёх больших зверей (Дан.7,1-28). Рассмотрев описание голов этих зверей, мы устанавливаем:

Прообраз - сатана

Это сравнение показывает, что семь голов, которые в Откр.13,1 характеризуют царство антихриста, есть не что иное, как сумма голов всех четырёх мировых царств из 7-ой главы книги Даниила. Это является ещё одним доказательством того, что Вавилон, Мидо-Персия, Греция и Рим переживут общее возрождение в последнее время, в царстве антихриста. Но в этом месте мы должны сделать ещё один шаг вперёд, потому что семь голов, которые нас сейчас занимают, мы встречаем ещё раз в последней книге Библии:

"И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим" (От. 12,3).

Кто является этим "большим драконом", нам объясняет Священное Писание Несколькими стихами ниже: здесь идёт речь о "древнем змее, называемом дьяволом и сатаною, обольщающим всю вселенную" (Откр.12,9). Этим круг смыкается: семь голов наступающего царства антихриста есть имитация сатаны, который Представлен в виде дракона с семью головами. Сатана является прообразом этих Царств.

Образец - четыре мировых державы

Так как сатане была дана власть над царствами мира (ср. с Лук.4,6) и народ Израильский оказался как народ Божий не в состоянии (поэтому Бог уже не мог Управлять миром через свой народ), господство над миром, начиная с 606 г. до Р.Хр., перешло в руки язычников. Этим самым начались "времена язычников" (Лук. 21,24), как мы уже это видели. Через неспасённое человечество сатана мог теперь беспрепятственно проявлять свою власть, и таким образом по его подобию возникли семь великих голов среди народов мира, как показано на таблице:


Итак, в видимом мире эти семь голов представляли семь безбожных династий четырёх древних мировых держав, но в невидимом, духовном мире за этими семью головами стоял сатана, который управлял в то время миром.

Однако Вавилон, Мидо-Персия, Греция и Рим (четыре мировых царства), прекратили своё существование вместе со своими династиями (семью головами). По отношению к наступающему царству антихриста они были прообразами дьявола.

Семь черных точек - центры правления семи демонических
голов. Они расположены внутри четырех мировых
держав там, где находились семь столиц:
три в Азии, три в Европе, одна в Африке.

Отображение - антихрист и его царство

Если мы рассмотрим помещенную ниже карту, то придём к интересному выводу: все семь голов располагались вокруг Иерусалима, мировой столицы Божий!

Это всё повторится в конце времени: там, где в наступающем царстве антихриста четыре древних мировых державы переживут полное возрождение и причем все вместе и в одно время - явятся также и семь голов, как это ясно показано в От.13,1-2. Эти семь голов - семь невидимых бесовских князя (ср. с Дан.10,13), которые имеют свои престолы вокруг Иерусалима и которые будут царствовать.

Уже из этих коротких указаний становится ясным, что дьявол и здесь не создаёт ничего нового, но, как и всегда, только своё подобие. В противоположность к прошлому это проявится в царстве антихриста в небывалой до этого форме. Уже тот факт, что четыре древних царства явятся все одновременно (!), указывает на великую концентрацию власти, какую не видел никогда этот мир, со всеми последствиями для живущих в это время людей. Если властители тогдашних мировых держав простирали свою власть, главным образом, в пределах захваченных ими территорий, то теперь на почве этих царств образуется центр великого царства власть которого распространится буквально до края земли, так что под их влиянием окажется весь земной шар. А во главе этого царства будет стоять личность которая в своём безбожии будет всё затмевать собой, что только можно себе представить, и при этом будет принимать божественную почесть и поклонение от совершенно демонизированного человечества. Этот человек не будет "нормальным" человеком, но сверхчеловеком, бестией. Как царство, над которым он будет царствовать, так и его самого Новый Завет называет часто "зверем" (От.13-19), которого мы называем "антихристом" (2Иоан.7).

В царстве и в личности антихриста не кто иной, как сам сатана, явит свое страшное дело: и в том и в другом мы видим его дьявольское отображение!

ПРООБРАЗ ОБРАЗЕЦ ОТОБРАЖЕНИЕ
сатана четыре мировые державы царство антихриста
Откровение 12,3.9 Даниила 7,1-28 Откровение 13-19
Сатана появляется в невидимом мире как дракон с семью головами и десятью рогами. Он является первопричиной и родоначальником всякого греха и зла. Он господствует в падшем мире, как видимом, так и невидимом. Четыре мировых державы описываются в Ветхом Завете как звериные чудовища с семью головами и десятью рогами, делая видимым прообраз сатаны.
  • Вавилон
  • Мидо-Персия
  • Греция
В Новом Завете антихрист появляется как страшны зверь из бездны. Это чудовище также имеет семь голов и десять рогов, что точно соответствует прообразу сатаны и образцом для четырёх мировых держав Дан. 7 гл.!

Антихрист - последний мировой владыка

"Антихрист" буквально означает по-гречески "против Христа", т.е. вместо Христа или против Христа. "Анти" означает вместо или против, "Христос" греческое слово, которое означает Помазанник .

Также еврейское слово "Мессия" имеет значение "Помазанник" .

Иисус Христос был помазанный от Бога Духом Святым Мессия и Царь народа Израильского (Мф.3,16-17; Лук.1,31-35).

Антихрист будет "помазанным" сатаною обольститель и губитель, лжецарь народа Израильского.

Согласно библейскому пророчеству, антихрист прежде всего будет всемирным владыкой, которого ещё никогда до этого не видел ни один человек и которому однажды будет дана власть над всею землею:

"И дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем " (Откр. 13,7).

Одновременно он будет последним властителем, который будет царствовать над этим миром и которого Христос во время Своего пришествия во мгновение осудит и уничтожит:

"Его Господь Иисус убьёт духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего" (2 Фес.2,8).

Имя антихриста

В Священном Писании есть много имен, которыми именуется личность антихриста. Только четыре раза он назван дословно "антихристом" (1 Иоан.2,18-22; 4,3; 2Иоан.7). Кроме того он назван:

  • "человеком греха", (2Фес.2,3),
  • "противником", (2Фес.2,4),
  • "беззаконником", (2Фес.2,8),
  • "который придёт во имя своё", (Иоан.5,43),
  • "зверем" (Откр.11,7; 13,1; 14,11; 17,8).

Естественно, что этими именами он охарактеризован только в Библии; в мире он будет носить совершенно нормальное гражданское имя.

Сущность антихриста

Антихрист как всемирный владыка есть воплощение сатаны, т.е. явившийся во плоти дьявол, которого ещё не было никогда на земле в таком виде. Никакой кесарь, диктатор или повелитель не может даже близко сравниться с этим сверхчеловеком.

Антихрист будет рождён женщиной . При этом важно знать, что он будет зачат и рождён сверхъественным образом. Так как дьявол подражает действиям Божиим (Мартин Лютер имел обыкновение говорить: "сатана это обезьяна Божья, которая ему во всем ему подражает"), поэтому антихрист, как и Христос, будет рождён девою.

Господь Иисус был зачат сверхъестественным образом от Духа Святого. Антихрист также будет зачат путём сверхъестественного демонического действия сатаны (Мф.1,18-23; Лук.1,31-35).

Он будет в полном смысле слова "сыном дьявола".

Поскольку антихрист явится в мир вместо Христа для того, чтобы обольщать людей, он должен будет иметь в полноте дьявольское естество, так как он сам будет являться воплощением сатаны. Как Господь Иисус Христос во всем подобен Небесному Отцу и полностью един с Богом (Иоан. 10,30), так и антихрист во всём будет подобен дьяволу и полностью един с ним.

Нижеследующее обозрение показывает, что даже существует дьявольское "триединство", которое противопоставлено Божественному Триединству:

БОЖИЕ И САТАНИНСКОЕ ТРИЕДИНСТВО
Определяющий
Бог определяет спасение
БОГ ОТЕЦ ДИАВОЛ
определяющий
антибог сатана как личность политическое единство человечества
Исполняющий
Христос исполнил всю волю Отца в отношении спасения
БОГ СЫН АНТИХРИСТ
исполняющий
антисын сатана во плоти экономическое единство человечества
Действующий
Действие Духа Святого способствует нашему спасению и искуплению
БОГ ДУХ СВЯТОЙ ЛЖЕПРОРОК
действующий
антидух сатана в духе религиозное единство человечества

Пришествие антихриста

Павел пишет фессалоникийцам, что антихрист однажды как владыка царства антихриста сядет в храме Божием, "выдавая себя за Бога" (2Фес.2,4). Это выражение имеет большое значение в отношении того, каким образом придёт антихрист. Как мы уже видели, будущее царство антихриста есть полное возрождение четырёх древних мировых держав: Вавилона, Мидо-Персии, Греции и Рима. Однако при возрождении может появиться снова только то, что уже было однажды. Итак, если грядущий антихрист сядет в Иерусалимском храме и потребует, чтобы ему поклонялись как Богу, то это должно иметь свой прообраз во время царствования четырёх древних держав.

В Евангелии от Матфея Господь Иисус Христос даёт нам важное указание. Он говорит о "мерзости запустения на святом месте" и указывает нам в связи с этим на пророка Даниила, который за сотни лет предсказывал об этом (Мф.24,15). Соответствующие места Ветхого Завета действительно говорят нам о личности, безбожные действия которой произведут страшное опустошение во святилище (ср. Дан.9,27; 11,31). Поскольку святое место названо также святилищем и имеет отношение к храму в Иерусалиме, у нас возникает вопрос: существовал ли во времена Ветхого Завета властитель, через которого Иерусалимский храм пришел в запустение? Если да, то мы получаем ясное указание на то, что это же самое сделает антихрист в Новом Завете. Хотя древние владыки уже столетия назад мертвы по плоти, но демоническое господство семи голов, которое уже тогда стояло за их властью, имеет своё место в невидимом мире и сегодня. Оно снова появится на мировой арене с новой силой в царствовании антихриста и обнаружит себя в его личности!

Если мы просматриваем историю царей и их последователей, которые царствовали во времена четырёх древних держав на земле, то мы устанавливаем следующее: первая голова Вавилон выпадает из этого ряда, потому что халдеи в 586 г. до Р.Хр. полностью разрушили храм. Вторая голова Мидо-Персия также не принимается во внимание, потому что персы повелели восстановить храм и из их царей никто не входил в него. Третья голова Греция под владычеством Александра Великого и позже Лизимахоза также никогда не касалась храма. Также четвёртая голова Македония в Малой Азии под владычеством царя Кассандра не имела никакого отношения к Иерусалимскому храму (как сам царь, так и его последователи). Шестая голова Египет под владением птоломеев также ни касалась храма в Иерусалиме. Седьмая голова, мировая держава Рим, 10 августа 70 г. по Р.Хр. превратила храм в развалины, прежде чем римский военачальник или кесарь смогли вступить в него. Итак, кто же остаётся ещё?

Только пятая голова - Сирия под владением нечестивого царя Антиоха Епифана IV., который повелел в 168-165 до Р.Хр. поклоняться ему как сыну Бога Зевса в Иерусалимском храме, который приносил на его жертвеннике свиней и который истребил почти весь народ Израильский.

Точно так же будет поступать антихрист: он выйдет из демонической головы, которую представляет Сирия, сядет в Иерусалимском храме (который будет снова восстановлен!) и произведёт "мерзость и запустение".

Будет ли антихрист евреем?

Но вопрос о пришествия антихриста имеет и ещё одну сторону, которую мы должны осветить. Господь Иисус сказал в своё время своим еврейским современникам:

"Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придёт во имя своё, его примете" (Ин.5,43).

Из этих слов ясно следует то, что Иудеи однажды, вместо истинного Мессии - Господа Иисуса Христа, изберут себе лжемессию, т.е. антихриста. Отцы церкви первых четырёх столетий, Ириней, Хипполит и Амвросий, исходя из этого были такого мнения, что антихрист как личность должен выйти из народа Израильского. Это весьма примечательно, потому что евреи никогда не примут Мессию, который был бы не из их народа.

Ветхий Завет является для них абсолютным авторитетом. Там же ясно сказано, что обетованный Мессия:

1. Произойдёт из царского колена Иудина (Быт.49,8-12) и

2. "Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве Его" (Ис.9,7).

Итак, евреи примут лишь того Мессию как своего Царя, который придёт из колена иудина, т.е. из Израиля, и будет "сыном Давида"! Поскольку они до сегодняшнего дня не признали Господа Иисуса Христа своим Мессией и Царём и не приняли Его, они в принудительном порядке попадут под власть антихриста, потому что они теперь как и прежде ожидают Мессию во плоти.

Однако как верующие Нового Завета мы знаем, что дева Мария уже давно родила Сына Божия и поэтому Он уже никогда не придёт во плоти. "Мы уже не знаем Христа по плоти" , написал апостол Павел почти 2000 лет назад Коринфянам (2Кор.5,16).

Итак, антихрист сможет обольстить евреев потому, что они ещё и сегодня ожидают Мессию во плоти.

Таким образом, с одной стороны, антихрист будет великим вождём, стоящим во главе народов, а с другой стороны, по своему происхождению он должен быть истинным евреем!

Что это возможно, говорят нам многие примеры из истории. Например Альберт Энштейн, Карл Маркс, Вальтер Ратенау или Генри Кессинжер, выдающиеся личности, были по плоти евреями. Также трагическая история израильского шпиона Эли Когена очень хороший пример тому. Коген много лет вёл тайную работу в Сирии для израильской разведки. Он имел доступ к высшим ступеням власти, где он должен был занимать важный государственный пост. Однако он был разоблачен в своей шпионской деятельности и в мае 1965 года повешен в Дамасске.

И этот пример показывает, что можно достичь высших государственных постов и при этом быть евреем. Если это возможно простому человеку, то это тем более без труда удастся антихристу.

Время правления антихриста

С появлением личности антихриста наступит время, какого не было "от начала мира доныне, и не будет" (Матф.24,21). Господь говорит, что "если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть" (Матф.24,22). Здесь речь идёт об ужасном времени, которое мир когда-либо видел, времени, в которое "умножится беззаконие" (Матф.24,12) и зло будет свирепствовать на земле в масштабах, какие нельзя себе представить.

Но как мы сейчас увидим, Бог положил этому времени строгие границы, которые не могут быть нарушены. Безусловно, и здесь остаётся в силе слово: "всему своё время" (Еккл.3,1). Бог может также управлять Своей сильной рукой и этим самым страшным временем!

Сколько времени антихрист будет управлять на земле?

Как уже много раз было показано, антихрист является дьявольской противоположностью Христу. Поэтому он будет совершать свою разрушительную работу на земле столько времени, сколько наш Господь как Мессия совершал Своё дело для нашего спасения. Из сообщений евангелиста Иоанна легко определить время общественного служения Господа, оно составляет приблизительно три с половиной года. От начала Своего служения и до "смерти крестной" (Фил.2,8) Он всего три раза посещал Иерусалим во время праздника Пасхи (Ин.2; 6; 12). Так как праздник Пасхи всегда совершался один раз в году весною, а до первого посещения Им этого праздника прошло некоторое время, то становится ясным, что Господь более трёх лет совершал Своё служение среди Своего народа. Подражая Мессии, антихрист также будет три с половиной года совершать своё дело, чтобы обольщать людей.

Поскольку Бог всегда имеет дело с Израилем как с народом, через который Бог осуществляет свой план спасения, то и в книге Даниила Израиль находится (по отношению к другим народам) в фокусе библейских пророчеств. В Дан. 9,24 Бог открывает Своему верному слуге время, которое Он определяет для Израиля как время суда и время благодати:

"Семьдесят седьмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление" .

Не только семьдесят лет Вавилонского пленения (в котором находился Даниил, когда он получил это откровение) определены Израилю для суда, но семьдесят седьмин ! Что это значит?

Точно так же как Израиль однажды под предводительством Моисея послал соглядатаев на 40 дней , но народ не захотел войти в обетованную землю и поэтому должен был провести 40 лет в пустыне, так и Бог определяет здесь: для суда над Израилем назначены не только эти 70 лет , но семьдесят седьмин . И так же как всякая обычная неделя состоит из 7 дней, эта седьмина включает в себе 7 лет.

Распределение этих седьмин на протяжении истории спасения объясняется в Дан.9,25-26:

"Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины ".

Восстановление Иерусалима началось в 20 году царствования персидского царя Артарксекса (Неем.1,1; 2,1), что соответствует исследованиям историков в 445 или 451 году до Р.Хр. Эту дату мировой истории учитывает и пророчество и добавляет к этому:

7 седьмин означают 49 лет

62 седьмины означают 434 года

итак, всего 483 года

Этот подсчёт приводит нас непосредственно к 37-38 или 32-33 году после Р.Хр. При первой дате (37-38 после Р.Хр.) должна быть учтена неточность в летоисчислении (Господь родился не в нулевом, а в 6 или 7 году до Р.Хр.); итак, обе даты приводят нас ко времени от 30 до 33 года после Р.Хр., о котором предсказано в Дан.9,26:

"И по истечении шестидесяти седьмин предан будет смерти Христос, и не будет " .

Этот Христос есть не кто иной, как Господь Иисус Христос, тысячелетиями ожидаемый Мессия Израилев. Но "свои (т.е. Его народ, Иудеи) не приняли Его (Ин.1,10-11). Вместо этого Он был "предан смерти", т.е. распят.

Этим главным событием истории спасения заканчиваются первые 69 седьмин пророчества Даниила. Семидесятая седьмина же выпадает из числа 70-и. Она не может наступить, потому что Израиль отверг Мессию и вследствие этого Бог прервал Своё дело спасения непосредственно со Своим народом и обратился с Евангелием к язычникам, как мы это уже видели в другом месте. Израиль же был изгнан из своей земли и рассеян между народами, где он должен быть до того дня когда Господь изменит судьбу этого народа и снова начнёт собирать Израиль (Лук.21,24).

До этого же должна быть "мерзость запустения" на святом месте (Дан.9,26). Таким образом, столетиями господствовали чужие народы на израильской земле, вели многочисленные войны И попирали святую землю, в то время как евреи во всём мире были преследуемы.

В конце же дней Бог снова обратится к Своему народу. Уже много десятилетий евреи возвращаются в землю своих отцов. Это чудо совершается сегодня на виду у всего мира. И важно то, что никто (!) не может остановить этого, даже самые ярые враги Израиля не могут воспрепятствовать этому! Основание этого мы уже знаем: Израиль поднимается снова на встречу с грядущим Мессией!

Почти 2000 лет проповедуется Евангелие во всём мире; множество людей пришли к живой вере в Господа Иисуса. И сегодня ещё Господь собирает Своих и каждый день "прилагает спасаемых к церкви" (Деян.2,47). Когда же наполнится число язычников, достигших спасения (Рим. 11,25), Церковь Иисуса Христа будет восхищена в небесную славу, Господь продолжит Своё дело спасения непосредственно через Израиль. Только тогда окончательно исполнится пророчество Дан.9,24 о последней оставшейся седьмине.

Вспомним: 70 седьмин, т.е. 490 лет, было определено всего для Израиля, 69 седьмин, т.е. 483 года, уже прошло над ним, семь лет, т.е. одна седьмина, ещё остаётся для этого народа!

Семидесятая и последняя седьмина по Даниилу предшествует пришествию Господа, когда Он явится "на облаках небесных с силою и славою великою" (Матф.24,30). Это будет началом суда, который навлечёт на себя безбожное человечество, которое полностью отвергло "свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своём" (1 Иоан.5,10) и поэтому подпавшего под власть сына дьявола, антихриста.

Этот "человек греха" (2Фес.2,3) вступит в совершенно особые отношения с Израилем. Он будет стремится заключить союз с этим народом, и Израиль будет втянут в этот союз, потому что он ошибочно примет этого самозванца за своего Царя и Мессию.

Уже во времена Ветхого Завета народ Божий заключал такой союз с каждым новым царём (ср.2Цар.2,4; 5,3 Давид; ЗЦар. 1,32-40 Соломон; ЗЦар.12,1 Ровоам; 4Цар.9,1-13 Иеуй; 4Цар.11,4.12.17 Иоас). Это повторится ещё раз, когда они однажды примут того, который "придёт во имя своё" (Иоан.5,43). С этого рокового союза начнётся, согласно Дан.9,27, последняя седьмина Даниила, о которой говорит Писание в отношении лжецаря и антихриста:

"И утвердит завет для многих одна седьмина".

Эта "одна седьмина", без всякого сомнения оставшаяся семидесятая седьмина, на что ясно указывает общий смысл всего пророчества Дан.9,24-27: 7 седьмин и 62 седьмины и "одна" седьмина дают вместе 70 седьмин.

Как мы увидим позже, в конце этой семидесятой и последней седьмины совершится суд над антихристом. Таким образом становится ясно, сколько времени будет продолжаться царствование антихриста: оно ограничено семью годами и этим самым соответствует в общей сложности семилетнему союзу антихриста с народом Израильским.

Согласно библейским пророчеством это время разделяется ещё на два периода, каждый из которых составляет 3 1/2 года:

Первые 3 1/2 года
"МИР, МИР, МИР!"

В первые 3 1/2 года своего господства на земле антихристу удастся осчастливить человечество миром и благополучием. Он выступит как давно ожидаемый спаситель в трудное время, как сверхчеловек, который, как будет казаться, в состоянии будет разрешить неразрешимые проблемы. Ввиду его невероятных успехов в различных областях общественной жизни, весь мир будет восторженно рукоплескать ему.

Заключённый антихристом союз с евреями даст им гарантию, кроме всего прочего, совершать регулярно ветхозаветное жертвоприношение во вновь построенном храме ("третьем храме").

Но главным признаком этого первого периода будет, несомненно, то, что люди будут говорить: "мир и безопасность" (1Фес.5,3).

Уже сегодня "мир и безопасность" являются всеобщей темой мировой политики. Девиз "создать мир..." широко известен, и в учении современного иудаизма существует понятие, что человечество должно вначале прийти к всеобщему миру, прежде чем сможет появиться Мессия, Который затем будет "управлять" миром на всей земле. Здесь однозначно опознаётся клич грядущего антихриста: "Мир, мир, мир"!

Таким образом, антихрист очарует мир своей гениальной речью о мире и повсюду появится мнение, что и эта проблема, наконец, решена. Но короткое время мира, внешнего благополучия и всеобщей безопасности будет лишь опасным заблуждением. Антихрист есть и остаётся обольстителем народов мира, обольстителем Израиля и обольстителем пребывающего в неверии погибшего человечества. Подлинный мир без Бога - это совершенная утопия, тем более в царстве "беззаконника" (2Фес.2,8), "противника" Божия (2Фес.2,4). Поэтому чем ближе мы подходим к этому лукавому времени, тем настоятельнее должно быть для нас предостережение ап. Павла, который уже тогда пророческим взором видел скоротечность этого мнимого мира в царстве антихриста и писал об этом Фессалоникийцам:

"Ибо, когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба... и не избегнут" (1Фес.5,3).

Также пророк Иеремия порицал в Ветхом Завете лживый крик о мире среди людей словами:

"Они говорят: мир! мир! а мира нет " (Иер. 6,14).

Вторые 3 1/2 года
ВЕЛИКАЯ СКОРБЬ

После того как кончится первая половина семидесятой седьмины, в царстве антихриста произойдёт перемена:

"А в половине седьмины прекратится жертва и приношение" (Дан.9,27).

Это значит, что антихрист после 3 1/2 лет внезапно нарушит свой завет с Израилем и полностью отменит ветхозаветные жертвы (заклание животных и хлебное приношение), которые в это время вновь приносились в Иерусалимском храме. Вместо этого он сам "сядет в храме Божием, как Бог, выдавая себя за Бога" (2Фес.2,4). Римские кесари уже однажды возвышали свои личности до уровня божества, антихрист пойдёт дальше. Он объявит сам себя богом! Результатом этой надменности будет то, что он потребует от всех людей божеских почестей и поклонения себе и добиваться этого он будет путём насилия (ср. От. 13,15). Однако Иудеи решительно восстанут против этого притязания, потому что их вера в единого Бога не позволяет им воздавать человеку божеские почести. Поэтому они никогда не будут поклоняться человеку, даже антихристу, но исключительно одному Богу.

В результате того, что они откажутся быть "послушными", антихрист, наконец, снимет свою маску и настанет самое жестокое во все времена гонение на евреев. Этот период Господь Иисус Христос в Евангелии от Матфея называет "великой скорбью, какой не было от начала мира доныне, и не будет" (Матф.24,21). Так же и Ветхий Завет говорит пророчески в этой связи о "бедственном времени для Иакова" (Иер.30,7), или о "времени тяжком, какого не бывало с тех пор, как существуют люди" (Дан.12,1).

Вместо "тяжкого", или "бедственного времени", чаще употребляется привычное выражение "великая скорбь". Однако, необходимо иметь в виду то, что понятие о великой скорби постоянно связано в Писании с землей и народом Израильским (!). Это становится совершенно очевидным, если мы внимательно прислушаемся к словам Господа Иисуса в Матф.24, ибо Он говорит там:

1. о "святом месте" (имеется в виду Иерусалимский храм), ст.15,

2. об "иудейской земле" , ст. 16,

3. о "людях на кровле" (в Израиле почти все крыши плоские), ст.17,

4. о "бегстве в субботу" , ст.20,

5. о "бегстве не зимою" (потому что народ за 300 солнечных дней в году в Израиле привык к теплу), ст.20.

Ясно то, что здесь идёт речь об Израиле, или о жителях "иудейской земли" , т.е. о евреях. Также из указаний Св. Писания о продолжительности времени скорби становится очевидным, что здесь говорится "о бедственном времени для Иакова" , о времени судов над Израилем. В следующих местах Библии (Дан.7,25; 12,7; От.11,2-3; 12,6.14; 13,5) идёт речь о "1260 днях", "42 месяцах" , или о "времени, временах и пол-времени" . Это соответствует 3 1/2 годам, или половине седьмины, времени, в которое над Израилем будут совершаться суды Божий. Итак, указанное время можно отнести лишь ко второй половине семидесятой седьмины (Дан.9,27), потому что во время этих 3 1/2 лет будет иметь место великая скорбь.

Поскольку все 70 седьмин имеют отношение к народу Даниила (ср.Дан.9,24: "твой народ"), т.к. народ Даниила это Израиль, то ясно, что время великой скорби касается прежде всего Израиля.

Какое значение имеет великая скорбь для Израиля?

Как уже было упомянуто, власть антихриста принесёт с собой величайшее во все времена гонение на народ Израильский. Пророк Захария пишет об этом:

"И будет на всей земле, говорит Господь: две части на ней будут истреблены, вымрут, а третья останется на ней. И введу эту третью часть в огонь, и расплавлю их, как плавят серебро, и очищу их, как очищают золото: они будут призывать имя Моё, и Я услышу их и скажу: это Мой народ, и они скажут: "Господь - Бог мой!" (Зах.13,8-9).

Итак, это место Писания говорит, что только одна третья часть народа Израильского останется в живых. Об этом остатке Библия много раз говорит в Ветхом Завете; он идентичен новозаветному выражению "избранные", о которых говорится в Матф.24,22.24.31; Рим.11,7 и в других местах. Поскольку две третьих части народа Израильского погибнут во время этого самого ужасного из всех гонений, великая скорбь для Израиля будет временем огненного испытания через антихриста. Смысл испытания и огненного очищения состоит в том, чтобы выкристализовать из среды Израиля тех, кто в конце времени скорби будут вопиять к истинному Мессии Иисусу Христу. Только этот остаток на самом деле примет Его всем сердцем и будет восклицать: "Благословен Грядущий во имя Господне!" (Мф.23,39).

В настоящее время в среде праведных евреев существует понятие о том, что Мессия явится два раза: один раз как "Бен Иосиф" и после этого как "Бен Давид" ("Бен" означает сын). Бен Иосиф будет лживым Мессией, а Бен Давид - истинным. На вопрос о том, каким образом они пришли к этому убеждению, раввины объясняют, что только через заблуждение и обман лжемиссии они познают истинного Мессию!

Таким образом, с народом Израильским произойдёт во время скорби то, что было с братьями Иосифа, которые пришли в Египет, но не узнали там Иосифа и поэтому были испытаны и "переплавлены" им. Под впечатлением этого бедствия они, наконец, сказали друг другу: "...точно...мы наказываемся за грех против брата нашего; мы видели страдание души его, когда он умолял нас, но не послушали; за то и постигло нас горе сие" (Быт.42,21).

Как тогда, в то скорбное время в Египте, десять братьев осознали свой грех в том, что они продали Иосифа, и в их сердце родилось раскаяние в их злом деле, также евреи однажды, во время великой скорби, придут к познанию своего греха и раскаются в том, что они так постыдно попали под власть лжемиссии и так долго не принимали Господа Иисуса Христа как своего истинного Мессию.

Таким образом, время великой скорби под властью антихриста будет в действительности для Израиля очистительным судом и послужит доброй цели, т.к. приведёт народ к глубокому раскаянию и обращению для того, чтобы они, наконец, познали, признали и приняли Сына Божия как своего истинного Мессию (Иер.46,28; Лук.21,24)!

Какое значение имеет великая скорбь для погибшего человечества?

Хотя время великой скорби касается прежде всего земли и народа Израильского, как мы уже это видели, но тем не менее оно окажет своё влияние и на весь мир. Мы не должны забывать, что именно во время великой скорби безбожие и вражда ко Христу примет во всём мире невероятные масштабы, потому что всё человечество будет:

1. секуляризировано , т.е. совершенно растворится в мирских понятиях и светских интересах,

2. сексуализировано , т.е. совершенно предано похотям плоти, постыдным делам и половому извращению,

3. демонизировано , т.е. совершенно ожесточенным, недоступным (!) для Слова Божия и одержимым тёмными сатанинскими силами.

Поэтому последнее время будет характерно как время всеобщей демонизации (а не как время всемирного пробуждения, как утверждают утописты). Сознательный отказ от Бога, особенно во время антихриста, приведёт человечество ко всеобщему (!) поклонению дьяволу:

"И поклонились дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему?" (Отк. 13,4).

Это чудовищное происшествие обнаружит полную несостоятельность и развращенность безбожного человеческого естества. Люди окажут "зверю", т.е. антихристу, и "дракону", т.е. самому дьяволу, божеские почести и при этом будут удивляться его ужасной силе. Этим самым они неминуемо навлекут на себя праведный суд Божий. Если человечество не желает неба, оно получает ад. А время антихриста будет адом на земле, которому нет сравнения!