Аналитический отчёт фипи: «…Наибольшее число ошибок сделано в предложениях, в состав которых входит слово однако, где однако употребляется в роли союза (=но). Оккультные силы прежде и теперь

(1) Лженаука тесно связана с так называемой оккультной наукой. (2) Оккультная наука допускает существование в космосе или в самом человеке скрытых сил, доступных пониманию только избранных. (3) Поначалу в оккультный строй вошли алхимия, астрология, хиромантия, позднее сюда приобщили парапсихологию, филиппинское врачевание, эффекты ААЯ (аномальные атмосферные явления) и прочие события.

(4) Одни ученые, не тратя долгих слов, выносят поименованные ряды занятий и все, что связано (или кажется, что связано) с оккультными увлечениями, в раздел псевдоучений, призывая наглухо перекрыть им доступ в науку. (5) Другие более осторожны: не следует заведомо, не учинив специального «досмотра», объявлять одно ложью, а другое – истиной. (6) Тем более запрещать какие-либо темы потому лишь, что кто-то считает их паранаукой.

(7) Ясное дело, декретировать границы дозволенного бессмысленно. (8) Оккультизм как раз и вырастает вблизи явлений, далеко не ясных науке, странных, толкуемых как мистическое и потому антинаучное. (9) 3апрет на эксперимент, на наблюдение, на поиск только подогревает ситуацию, плодит слухи и домыслы. (10) Мы пытаемся именно на основе новых результатов «контролировать физику, чтобы не вводить никаких мистических элементов». (11) Пусть не подтвердятся гипотезы, скажем, телепатической связи, путешествующих «космических тарелок», кожного зрения, их изучение поможет не только снять ажиотаж, но и объяснить другие явления, а значит, углубить наши представления о мире. (12) Поэтому было бы опрометчиво чураться таинственного, отгораживая его бетоном запретов. (13) Все загадочное надо изучать. (14) Однако при одном условии... (15) Известно, что немало крупных естествоиспытателей принесли в разное время дань оккультным делам. (16) В течение веков астрологию, например, усиленно культивировали как вполне пристойное занятие, и потому к ней приобщалось немало ученых. (17) Из глубины истории идет и увлечение алхимией, долгое время остававшейся попечительницей химического знания. (18) Идея телепатического общения оказалась в поле внимания ряда наших выдающихся соотечественников, заинтриговав В.Бехтерева и К.Циолковского. (19) А известный химик А.Бутлеров в сотрудничестве с писателем С.Аксаковым даже издавал журнал «Ребус», в котором находили приют телепаты и спириты. (20) Так большие ученые оказались в плену больших оккультных страстей. (21) Но разве повернется язык назвать их лжеучеными?

(22) Никто из них не шел на обман или фабрикацию фактов, никто не страдал научным фанатизмом, способным вывести на путь лженаучных притязаний. (23) «Демаркация» проходит по острию нравственно-этических оценок. (24) Честный исследователь, просто порядочный человек, сохраняющий порядочность и в делах науки, не может, чем бы он ни занимался, оказаться в ряду лжеученых. (25) У него недостает для этого известных качеств, зато имеются с избытком такие, которые предохраняют от соблазна дешевой славы.

Словарная работа

Телепаты – люди, владеющие телепатией.

Телепатия – научно не объясненное явление передачи на расстоянии информации о состоянии одного живого существа другому или мыслей одного человека другому.

Спириты – люди, занимающиеся спиритизмом.

Спиритизм – мистическое течение, связанное с верой в загробное существование душ умерших и характеризующееся особой практикой «общения» с ними.

Демаркация – линия, разделяющая воюющие стороны на время перемирия.

Алхимия – донаучное направление в развитии химии, главная цель которого – нахождение так называемого философского камня для превращения неблагородных металлов в золото и серебро, получения эликсира долголетия и т.д.

Оккультный – имеющий отношение к оккультизму.

Оккультизм общее название учений, признающих существование в человеке и космосе скрытых сил, доступных лишь «посвященным».

Паранаука – околонаучное знание (пара – греч. «возле, вне»).

Декретировать – подчинить декрету.

Декрет – постановление верховной власти, имеющее силу закона.

Задания к тексту 1

1. Выберите утверждение, противоречащее авторской позиции.

а) Многие великие ученые интересовались паранормальными явлениями.

б) Изучение оккультных наук надо запретить.

в) Ученый должен быть честен и объективен.

г) Изучение мистических явлений поможет расширить представления человека о мире.

2. Из предложения 23 выпишите слово, в котором букв больше, чем звуков.

3. Из предложения 25 выпишите слово, в котором букв больше, чем звуков.

4. Из предложений 5–6 выпишите словосочетание со связью согласование.

5. Из предложений 21–25 выпишите номер предложения, где есть фразеологизм.

6. Из предложений 11–12 выпишите разговорное слово, замените его общеупотребительным.

7. Из предложений 4–5 выпишите краткое причастие.

8. Укажите способ словообразования слова приобщить (предложение 3).

9. Значение какого слова определено неверно?

а) Ажиотаж (предложение 11) – сильное волнение, борьба интересов вокруг какого-либо вопроса.

б) Гипотеза (предложение 11) – вывод из научной теории.

в) Соблазн (предложение 25) – искушение.

г) Культивировать (предложение 16) – развивать, вводить в употребление.

10. Из предложений 7–9 выпишите слова, иллюстрирующие правило: в личных окончаниях глаголов первого спряжения пишется е.

11. Укажите правильное объяснение написания гласной в слове увлечение (предложение 4).

а) Написание запоминаем;

б) корень с чередованием, пишем е, потому что нет суффикса а;

в) проверяем однокоренным словом с ударным корнем.

12. Из предложений первого абзаца выпишите существительное, образованное переходом из другой части речи.

13. Выпишите грамматическую основу из предложения 13.

14. Выберите правильное объяснение постановки двоеточия в предложении 5.

Другие более осторожны: не следует заведомо, не учинив специального «досмотра», объявлять одно ложью, а другое – истиной .

б) Бессоюзное сложное предложение, второе предложение дополняет первое.

15. Из предложений 7–15 выпишите номер сложноподчиненного предложения с придаточным уступки.

16. Среди предложений 19–25 найдите предложения с обособленными определениями. Запишите номера этих предложений.

17. Среди предложений 1–6 найдите предложения с обособленными обстоятельствами. Запишите номера этих предложений.

18. Среди предложений 11–17 найдите сложное предложение, частью которого является односоставное неопределенно-личное предложение.

19. Из предложений 10–14 выпишите вводные слова.

20. Соотнесите средства выразительности с номерами предложений:

а) ряды однородных членов;

б) метафора;

в) контекстные синонимы;

г) антонимы.

Номера предложений: 3, 5, 23, 24.

I. Напишите вступление к сочинению, размышляя над актуальностью проблемы текста.

С давних времен людей привлекало…

Необычные способности человека, загадки жизни и смерти, другие миры – вот…

II. Сформулируйте проблему текста.

Так как же относиться к…?

III. Прокомментируйте проблему текста, учитывая следующие вопросы:

1. Какие точки зрения на отношение людей к оккультным наукам приводит автор статьи?

3. Какой образ у читателя рождает метафора отгораживая его бетоном запретов?

Для того чтобы разобраться в проблеме, А.Сухотин приводит противоположные точки зрения:

Одни ученые считают оккультное знание…, другие говорят о том…

Слухи и домыслы плодятся возле мистических явлений из-за недостаточной…

Метафора «отгораживая его бетоном запретов» помогает представить…

Все загадочное надо…, но при этом ученый, занимающийся…, должен быть…

Честность и объективность ученого – гарантия…

Метафора «оказались в плену больших оккультных страстей» подчеркивает притягательность…

На риторический вопрос «Можно ли этих ученых назвать лжеучеными?» читатель ответит отрицательно, потому что…

Вспомните великих ученых (Коперника, Эйнштейна, Лобачевского, Менделя), открытия которых были признаны не сразу. Почему со временем эти открытия были признаны? Какими качествами, необходимыми для человека, занимающегося наукой, обладали эти люди?

Ключи к заданиям по тексту 1

2) нравственно-этических;

3) известных;

4) какие-либо темы;

6) чураться – сторониться;

7) связано;

8) приставочно-суффиксальный;

9) б (гипотеза – предположительное суждение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления);

10) вырастает, подогревает;

12) избранных;

13) надо изучать (сказуемое);

19) скажем, значит;

20) а – 3, б – 23, в – 24, г – 5.

Примерное сочинение-рассуждение по тексту 1

С давних времен людей привлекало неизвестное, труднообъяснимое, непонятное, и проблема, поставленная автором статьи, актуальна и сейчас, ведь людей по-прежнему интересуют необычные способности человека, загадки жизни и смерти, другие миры.

Как же относиться к оккультным наукам? Над этим вопросом размышляет автор статьи.

Для того чтобы разобраться в проблеме, А.Сухотин приводит разные точки зрения: одни ученые категорично считают оккультное знание лженаукой, другие опасаются с уверенностью отрицать то, чего пока никто не может понять.

Автор убежден в том, что запрет на изучение каких-либо мистических явлений бессмыслен и даже вреден: ведь именно из-за недостаточной изученности этих явлений вокруг них плодятся слухи и домыслы. По мнению А.Сухотина, не следует отгораживаться от таинственного «бетоном запретов». Эта метафора помогает читателю представить стену, за которой находится нечто запретное и через которую хочется перебраться, чтобы узнать, что же там на самом деле.

Все загадочное надо изучать, но при этом ученый, занимающийся таинственным, должен быть честным, объективным, ответственным – такова идея текста. Доказывая эту мысль, автор говорит об известных ученых Бехтереве, Циолковском, Бутлерове, которые «оказались в плену больших оккультных страстей» (этой метафорой подчеркивается притягательность необъяснимого). «Но разве повернется язык назвать их лжеучеными?» – на этот риторический вопрос любой читатель ответит отрицательно, потому что эти ученые не подтасовывали факты, не шли на обман, завоевывая дешевую славу.

Автору трудно возразить: неизвестное, таинственное нужно изучать, и все научные открытия были сделаны для того, чтобы объяснить таинственное. Несколько веков назад гроза воспринималась человеком как Божий гнев, а сейчас о природе этого явления можно прочитать в учебнике физики, и, может быть, через десятилетия тема «Телепатия» войдет в школьную программу. В науке известны случаи, когда великие открытия признавались не сразу; так, например, Коперник, утверждавший, что планеты вращаются вокруг Солнца, а не вокруг Земли, не воспринимался серьезно, а Менделю, открывшему законы генетики, пришлось долго убеждать ученый мир в своей правоте. Но открытия этих ученых были оценены потомками, потому что их честность, ответственность гарантировали объективность полученных результатов.

(1) В редакции мне сказали: поскольку вы все равно едете в деревню и будете там некоторое время жить, поинтересуйтесь, пожалуйста, телевизором. (2) Я обещал. (З) Было у меня, конечно, и некоторое свое отношение к телевизору. (4) Я тотчас вспомнил свой разговор с одним английским фермером, гостеприимством которого я однажды воспользовался. (5) Он назвал тогда телевизор бедствием, в особенности для молодых его дочерей.

– (6) Телевизор вырабатывает пассивность! – горячился фермер. – (7) Вы только подумайте, мои дочери, вместо того чтобы упражняться на скрипке или фортепиано, вместо того чтобы читать и развивать свое воображение, вместо того чтобы коллекционировать бабочек или лекарственные травы, вместо того чтобы вышивать, сидят целыми вечерами, уставившись в это серое пятно. (8) Время проходит, всем кажется, что все заняты делом или по крайней мере умело используют досуг. (9) Но потом серое пятно гаснет – и все. (10) Пустота. (11) Ничего не прибавилось: ни умения играть на скрипке, ни умения кататься верхом...

(12) Считая, что в формировании грядущих поколений телевизоры играют не первую роль, я все же однажды написал статью «Творец или зритель?» в том смысле, что если раньше в деревне пели сами, то теперь только слушают, как поют, если раньше плясали сами, то теперь только смотрят, как пляшут, и так далее, то есть вырабатывается постепенно потребительское отношение к искусству вместо активного, живого, творческого.

(13) Теперь же предстояло поинтересоваться, как потребляют, что потребляют и каковы пожелания в области потребления. (14) С такими-то данными и с вопросником в кармане я оглянулся вокруг, встав посреди нашей деревни. (15) В ней сейчас тридцать три дома. (16) Над одиннадцатью крышами поднимаются антенны. (17) Первый телевизор куплен в 1959 году, последний – неделю назад.

(18) Оказалось, что по степени интереса на первом месте стоит кино. (19) 3атем постановки, то есть спектакли. (20) На третьем месте – футбол, «Клуб путешественников», пение, концерты, «Огонек».

(21) Интересно, что, так сказать, наименьшее количество очков, а именно по круглому нулю, получили, с одной стороны, симфоническая и всякая оркестровая музыка и даже опера, а с другой стороны – беседы по агротехнике и вообще специальные сельскохозяйственные передачи. (22) Над этим стоит задуматься. (23) Представьте себе передачу об основах стихосложения. (24) Думаете, ее стали бы слушать и смотреть поэты? (25) Отнюдь. (26) Она была бы интереснее всем непоэтам, желающим коснуться тайны чужой профессии. (27) Так и рассказ об уборке чая или культивации почвы интереснее городскому человеку.

Задания к тексту 2

1. Какой вопрос находится вне поля зрения автора статьи?

а) Как влияет телевизор на формирование отношения человека к жизни?

б) Чем отличается творческое восприятие жизни от пассивного?

г) Какие телепрограммы интересны зрителю?

2. Определите стиль и ведущий тип речи текста.

а) Научный, рассуждение.

б) Публицистический, рассуждение.

в) Художественный, повествование.

г) Художественный, описание.

3. Значение какого слова определено неверно?

а) Досуг – свободное от работы время;

б) грядущий – настоящий;

в) пассивность – вялость, безучастность;

г) симфонический – оркестровый.

4. Из предложения 12 выпишите все пары контекстных антонимов и контекстные синонимы.

5. Из предложения 6 выпишите слово, в котором звуков меньше, чем букв.

6. Из предложения 12 выпишите слова с чередованием гласных в корне.

7. Из предложений 23–24 выпишите все глаголы 1-го спряжения.

8. Из предложения 27 выпишите грамматическую основу.

9. Среди предложений 13–20 найдите бессоюзное сложное предложение, одна из частей которого – неполное предложение. Запишите его номер.

10. Среди предложений 6–12 найдите простое односоставное назывное предложение. Запишите его номер.

11. Определите способ подчинения придаточных в предложении 13.

12. Укажите количество грамматических основ в предложении 18.

13. Укажите тип сказуемого в предложении 22.

14. Выберите верное объяснение постановки двоеточия в предложении 11.

Ничего не прибавилось: ни умения играть на скрипке, ни умения кататься верхом...

а) Простое предложение, обобщающее слово стоит перед рядом однородных членов.

б) Бессоюзное сложное предложение, второе предложение раскрывает смысл первого.

в) Бессоюзное сложное предложение, второе предложение указывает на причину.

г) Бессоюзное сложное предложение, первое предложение указывает на условие.

15. Из предложения 27 выпишите словосочетание с типом связи согласование. Замените это словосочетание синонимичным с типом связи управление.

16. Из предложения 12 выпишите устойчивое словосочетание (идиому).

17. Из предложения 8 выпишите разносклоняемое существительное.

18. Среди предложений 9–15 найдите предложения с обособленными обстоятельствами. Запишите их номера.

19. Среди предложений 15–23 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения, перешедшего в существительное. Запишите его номер.

20. Соотнесите средства выразительности с предложениями текста:

а) ряды однородных членов;

б) вопросно-ответная форма изложения;

в) лексический повтор;

г) метафора.

Предложения: 9, 12, 13, 24–26.

Работа над сочинением-рассуждением по предложенному тексту

I. Напишите вступление к сочинению. Во вступлении постарайтесь поразмышлять о том, какую роль в нашей жизни играет телевидение, какие передачи интересны зрителю.

Все мы время от времени смотрим…

Разных людей привлекают разные…: одним нравятся…, другим…, третьим…

II. Сформулируйте проблемы, поставленные автором текста.

Какое отношение к искусству и к жизни вырабатывает…?

Какие телепрограммы интересны…? Над этими вопросами задумывается…

III. Прокомментируйте проблемы, поставленные автором текста, сформулируйте авторскую позицию (по каждой проблеме), учитывая следующие вопросы:

2. Какое языковое средство помогает выразить мысль о том, что телевизор поглощает время и энергию человека?

Метафорой… выражена мысль о бессмысленности…

Контекстные антонимы… подчеркивают контраст между активным и пассивным…

V. Напишите о своем отношении к авторской позиции. Подумайте о том, можно ли считать просмотр художественного фильма или спектакля пустой тратой времени. В каких случаях просмотр телепрограмм лишь отнимает время человека и ничего не дает ему? Интересны ли, на ваш взгляд, передачи, в которых рассказывается о том, с чем человек не сталкивается в своей жизни и деятельности, о тайнах других профессий?

Однако если телепрограмма плохого качества

Каждому человеку, наверное, интересно узнавать о чем-то новом…, поэтому…

Ключи к заданиям по тексту 2

4) контекстные антонимы: творец – зритель, раньше – теперь, поют – слушают, пляшут – смотрят; потребительское – активное, живое, творческое; контекстные синонимы – активное, живое, творческое;

5) пассивность;

6) считая, творец, творческое;

7) думаете, стали, слушать;

8) рассказ интереснее;

11) однородное соподчинение;

13) составное глагольное;

15) городскому человеку – согласование, человеку из города – управление;

16) играть роль;

20) а – 12, б – 24–26, в – 13, г – 9.

Примерное сочинение-рассуждение по тексту 2

Все мы время от времени смотрим телевизор, и всех нас привлекает разное: один больше тяготеет к просмотру художественных фильмов, другого интересуют политические программы, а третьего – передачи научно-популярной тематики.

Какое отношение к искусству вырабатывает просмотр телепрограмм и что интересно зрителям? Над этими вопросами размышляет автор статьи.

Вспоминая разговор с английским фермером, который считал телевизор бедствием, В.Солоухин пытается убедить читателя в том, что телевизор вырабатывает у человека потребительское отношение к искусству; контекстные антонимы (пели – слушают, плясали – смотрят) подчеркивают контраст между активным и пассивным восприятием действительности.

Что же нужно зрителю? Проанализировав результаты опроса, проведенного среди жителей деревни, автор приходит к интересным выводам: из всех телепрограмм зрителей особенно интересуют художественные фильмы, театральные постановки, спортивные и научно-популярные передачи, концерты, и неожиданным показалось автору то, что сельских жителей совершенно не интересуют передачи, посвященные сельскому хозяйству.

Задумавшись над таким результатом опроса, В.Солоухин задается вопросом: стали бы поэты смотреть передачу об основах стихосложения? Будучи литератором, поэтом, автор отвечает на этот вопрос категоричным отказом: «Отнюдь». Таким образом, по мнению автора статьи, человеку интереснее «коснуться тайны чужой профессии», чем смотреть о том, что давно известно и хорошо знакомо.

Мысль автора о том, что телевизор вырабатывает потребительское отношение к искусству, представляется несколько категоричной, ведь если человек смотрит хороший фильм, спектакль, он думает над тем, что видит на экране, переживает за героев, сравнивает свои представления о книге (если перед ним экранизация литературного произведения) с видением режиссера, и таким образом обогащается внутренний мир человека. Другое дело, если просмотр передач не самого хорошего качества занимает все свободное время зрителя, тогда действительно телевизор является для человека серым пятном, поглощающим время, которое можно было бы потратить на более интересные и полезные занятия.

И.А. РУДЕНКО,
Магнитогорский городской
многопрофильный лицей
при МГТУ им. Носова

(1) Лженаука тесно связана с так называемой оккультной наукой. (2) Оккультная наука допускает существование в космосе или в самом человеке скрытых сил, доступных пониманию только избранных. (3) Поначалу в оккультный строй вошли алхимия, астрология , хиромантия, позднее сюда приобщили парапсихологию, филиппинское врачевание, эффекты ААЯ (аномальные атмосферные явления) и прочие события.

(4) Одни ученые, не тратя долгих слов, выносят поименованные ряды занятий и все, что связано (или кажется, что связано) с оккультными увлечениями, в раздел псевдоучений, призывая наглухо перекрыть им доступ в науку. (5) Другие более осторожны: не следует заведомо, не учинив специального «досмотра», объявлять одно ложью, а другое – истиной. (6) Тем более запрещать какие-либо темы потому лишь, что кто-то считает их паранаукой.

(7) Ясное дело, декретировать границы дозволенного бессмысленно. (8) Оккультизм как раз и вырастает вблизи явлений, далеко не ясных науке, странных, толкуемых как мистическое и потому антинаучное. (9) 3апрет на эксперимент, на наблюдение, на поиск только подогревает ситуацию, плодит слухи и домыслы. (10) Мы пытаемся именно на основе новых результатов «контролировать физику, чтобы не вводить никаких мистических элементов». (11) Пусть не подтвердятся гипотезы, скажем, телепатической связи, путешествующих «космических тарелок», кожного зрения, их изучение поможет не только снять ажиотаж, но и объяснить другие явления, а значит, углубить наши представления о мире. (12) Поэтому было бы опрометчиво чураться таинственного, отгораживая его бетоном запретов. (13) Все загадочное надо изучать. (14) Однако при одном условии... (15) Известно, что немало крупных естествоиспытателей принесли в разное время дань оккультным делам. (16) В течение веков астрологию, например, усиленно культивировали как вполне пристойное занятие, и потому к ней приобщалось немало ученых. (17) Из глубины истории идет и увлечение алхимией, долгое время остававшейся попечительницей химического знания. (18) Идея телепатического общения оказалась в поле внимания ряда наших выдающихся соотечественников, заинтриговав В. Бехтерева и К. Циолковского. (19) А известный химик А. Бутлеров в сотрудничестве с писателем С. Аксаковым даже издавал журнал «Ребус», в котором находили приют телепаты и спириты. (20) Так большие ученые оказались в плену больших оккультных страстей. (21) Но разве повернется язык назвать их лжеучеными?

(22) Никто из них не шел на обман или фабрикацию фактов, никто не страдал научным фанатизмом, способным вывести на путь лженаучных притязаний. (23) «Демаркация» проходит по острию нравственно-этических оценок. (24) Честный исследователь, просто порядочный человек, сохраняющий порядочность и в делах науки, не может, чем бы он ни занимался, оказаться в ряду лжеученых. (25) У него недостает для этого известных качеств, зато имеются с избытком такие, которые предохраняют от соблазна дешевой славы.

(А. Сухотин)

Об авторе: Анатолий Константинович Сухотин – известный ученый, философ XX века, автор научно-популярных книг «Парадоксы науки», «Ритмы и алгоритмы».

Словарная работа

Телепаты – люди, владеющие телепатией.

Телепатия – научно не объясненное явление передачи на расстоянии информации о состоянии одного живого существа другому или мыслей одного человека другому.

Спириты – люди, занимающиеся спиритизмом.

Спиритизм – мистическое течение, связанное с верой в загробное существование душ умерших и характеризующееся особой практикой «общения» с ними.

Демаркация – линия, разделяющая воюющие стороны на время перемирия.

Алхимия – донаучное направление в развитии химии, главная цель которого – нахождение так называемого философского камня для превращения неблагородных металлов в золото и серебро, получения эликсира долголетия и т. д.

Оккультный – имеющий отношение к оккультизму.

Оккультизм – общее название учений, признающих существование в человеке и космосе скрытых сил, доступных лишь «посвященным».

Паранаука – околонаучное знание (пара – греч. «возле, вне»).

Декретировать – подчинить декрету.

Декрет – постановление верховной власти, имеющее силу закона.

Задания к тексту 1

а) Многие великие ученые интересовались паранормальными явлениями.

б) Изучение оккультных наук надо запретить.

в) Ученый должен быть честен и объективен.

г) Изучение мистических явлений поможет расширить представления человека о мире.

2. Из предложения 23 выпишите слово, в котором букв больше, чем звуков.

3. Из предложения 25 выпишите слово, в котором букв больше, чем звуков.

4. Из предложений 5–6 выпишите словосочетание со связью согласование.

5. Из предложений 21–25 выпишите номер предложения, где есть фразеологизм.

6. Из предложений 11–12 выпишите разговорное слово, замените его общеупотребительным.

7. Из предложений 4–5 выпишите краткое причастие.

13. Выпишите грамматическую основу из предложения 13.

14. Выберите правильное объяснение постановки двоеточия в предложении 5.

Другие более осторожны: не следует заведомо, не учинив специального «досмотра», объявлять одно ложью, а другое – истиной .

б) Бессоюзное сложное предложение, второе предложение дополняет первое.

15. Из предложений 7–15 выпишите номер сложноподчиненного предложения с придаточным уступки.

16. Среди предложений 19–25 найдите предложения с обособленными определениями. Запишите номера этих предложений.

17. Среди предложений 1–6 найдите предложения с обособленными обстоятельствами. Запишите номера этих предложений.

18. Среди предложений 11–17 найдите сложное предложение, частью которого является односоставное неопределенно-личное предложение.

19. Из предложений 10–14 выпишите вводные слова.

20. Соотнесите средства выразительности с номерами предложений:

а) ряды однородных членов;

б) метафора;

в) контекстные синонимы;

Номера предложений: 3, 5, 23, 24.

I. Напишите вступление к сочинению, размышляя над актуальностью проблемы текста.

С давних времен людей привлекало…

Необычные способности человека, загадки жизни и смерти, другие миры – вот…

II. Сформулируйте проблему текста.

Так как же относиться к…?

III. Прокомментируйте проблему текста, учитывая следующие вопросы:

1. Какие точки зрения на отношение людей к оккультным наукам приводит автор статьи?

3. Какой образ у читателя рождает метафора отгораживая его бетоном запретов?

Для того чтобы разобраться в проблеме, А. Сухотин приводит противоположные точки зрения:

Одни ученые считают оккультное знание…, другие говорят о том…

Слухи и домыслы плодятся возле мистических явлений из-за недостаточной…

Метафора «отгораживая его бетоном запретов» помогает представить…

Все загадочное надо…, но при этом ученый, занимающийся…, должен быть…

Честность и объективность ученого – гарантия…

Метафора «оказались в плену больших оккультных страстей» подчеркивает притягательность…

На риторический вопрос «Можно ли этих ученых назвать лжеучеными?» читатель ответит отрицательно, потому что…

Вспомните великих ученых (Коперника, Эйнштейна, Лобачевского, Менделя), открытия которых были признаны не сразу. Почему со временем эти открытия были признаны? Какими качествами, необходимыми для человека, занимающегося наукой, обладали эти люди?

Ключи к заданиям по тексту 1

2) нравственно-этических;

3) известных;

4) какие-либо темы;

6) чураться – сторониться;

7) связано;

8) приставочно-суффиксальный;

9) б (гипотеза – предположительное суждение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления);

10) вырастает, подогревает;

12) избранных;

13) надо изучать (сказуемое);

19) скажем, значит;

20) а – 3, б – 23, в – 24, г – 5.

Примерное сочинение-рассуждение по тексту 1

С давних времен людей привлекало неизвестное, труднообъяснимое, непонятное, и проблема, поставленная автором статьи, актуальна и сейчас, ведь людей по-прежнему интересуют необычные способности человека, загадки жизни и смерти, другие миры.

Как же относиться к оккультным наукам? Над этим вопросом размышляет автор статьи.

Для того чтобы разобраться в проблеме, А. Сухотин приводит разные точки зрения: одни ученые категорично считают оккультное знание лженаукой, другие опасаются с уверенностью отрицать то, чего пока никто не может понять.

Автор убежден в том, что запрет на изучение каких-либо мистических явлений бессмыслен и даже вреден: ведь именно из-за недостаточной изученности этих явлений вокруг них плодятся слухи и домыслы. По мнению А. Сухотина, не следует отгораживаться от таинственного «бетоном запретов». Эта метафора помогает читателю представить стену, за которой находится нечто запретное и через которую хочется перебраться, чтобы узнать, что же там на самом деле.

Все загадочное надо изучать, но при этом ученый, занимающийся таинственным, должен быть честным, объективным, ответственным – такова идея текста. Доказывая эту мысль, автор говорит об известных ученых Бехтереве, Циолковском, Бутлерове, которые «оказались в плену больших оккультных страстей» (этой метафорой подчеркивается притягательность необъяснимого). «Но разве повернется язык назвать их лжеучеными?» – на этот риторический вопрос любой читатель ответит отрицательно, потому что эти ученые не подтасовывали факты, не шли на обман, завоевывая дешевую славу.

Автору трудно возразить: неизвестное, таинственное нужно изучать, и все научные открытия были сделаны для того, чтобы объяснить таинственное. Несколько веков назад гроза воспринималась человеком как Божий гнев, а сейчас о природе этого явления можно прочитать в учебнике физики, и, может быть, через десятилетия тема «Телепатия» войдет в школьную программу. В науке известны случаи, когда великие открытия признавались не сразу; так, например, Коперник, утверждавший, что планеты вращаются вокруг Солнца, а не вокруг Земли, не воспринимался серьезно, а Менделю, открывшему законы генетики, пришлось долго убеждать ученый мир в своей правоте. Но открытия этих ученых были оценены потомками, потому что их честность, ответственность гарантировали объективность полученных результатов.

(1) В редакции мне сказали: поскольку вы все равно едете в деревню и будете там некоторое время жить, поинтересуйтесь, пожалуйста, телевизором. (2) Я обещал. (З) Было у меня, конечно, и некоторое свое отношение к телевизору. (4) Я тотчас вспомнил свой разговор с одним английским фермером, гостеприимством которого я однажды воспользовался. (5) Он назвал тогда телевизор бедствием, в особенности для молодых его дочерей.

– (6) Телевизор вырабатывает пассивность! – горячился фермер. – (7) Вы только подумайте, мои дочери, вместо того чтобы упражняться на скрипке или фортепиано, вместо того чтобы читать и развивать свое воображение, вместо того чтобы коллекционировать бабочек или лекарственные травы, вместо того чтобы вышивать, сидят целыми вечерами, уставившись в это серое пятно. (8) Время проходит, всем кажется, что все заняты делом или по крайней мере умело используют досуг. (9) Но потом серое пятно гаснет – и все. (10) Пустота. (11) Ничего не прибавилось: ни умения играть на скрипке, ни умения кататься верхом...

(12) Считая, что в формировании грядущих поколений телевизоры играют не первую роль, я все же однажды написал статью «Творец или зритель?» в том смысле, что если раньше в деревне пели сами, то теперь только слушают, как поют, если раньше плясали сами, то теперь только смотрят, как пляшут, и так далее, то есть вырабатывается постепенно потребительское отношение к искусству вместо активного, живого, творческого.

(13) Теперь же предстояло поинтересоваться, как потребляют, что потребляют и каковы пожелания в области потребления. (14) С такими-то данными и с вопросником в кармане я оглянулся вокруг, встав посреди нашей деревни. (15) В ней сейчас тридцать три дома. (16) Над одиннадцатью крышами поднимаются антенны. (17) Первый телевизор куплен в 1959 году, последний – неделю назад.

(18) Оказалось, что по степени интереса на первом месте стоит кино. (19) 3атем постановки, то есть спектакли. (20) На третьем месте – футбол, «Клуб путешественников», пение, концерты, «Огонек».

(21) Интересно, что, так сказать, наименьшее количество очков, а именно по круглому нулю, получили, с одной стороны, симфоническая и всякая оркестровая музыка и даже опера, а с другой стороны – беседы по агротехнике и вообще специальные сельскохозяйственные передачи. (22) Над этим стоит задуматься. (23) Представьте себе передачу об основах стихосложения. (24) Думаете, ее стали бы слушать и смотреть поэты? (25) Отнюдь. (26) Она была бы интереснее всем непоэтам, желающим коснуться тайны чужой профессии. (27) Так и рассказ об уборке чая или культивации почвы интереснее городскому человеку.

Задания к тексту 2

1. Какой вопрос находится вне поля зрения автора статьи?

а) Как влияет телевизор на формирование отношения человека к жизни?

б) Чем отличается творческое восприятие жизни от пассивного?

г) Какие телепрограммы интересны зрителю?

2. Определите стиль и ведущий тип речи текста.

а) Научный, рассуждение.

б) Публицистический, рассуждение.

в) Художественный, повествование.

г) Художественный, описание.

3. Значение какого слова определено неверно?

а) Досуг – свободное от работы время;

б) грядущий – настоящий;

в) пассивность – вялость, безучастность;

г) симфонический – оркестровый.

4. Из предложения 12 выпишите все пары контекстных антонимов и контекстные синонимы.

5. Из предложения 6 выпишите слово, в котором звуков меньше, чем букв.

6. Из предложения 12 выпишите слова с чередованием гласных в корне.

7. Из предложений 23–24 выпишите все глаголы 1-го спряжения.

8. Из предложения 27 выпишите грамматическую основу.

9. Среди предложений 13–20 найдите бессоюзное сложное предложение, одна из частей которого – неполное предложение. Запишите его номер.

10. Среди предложений 6–12 найдите простое односоставное назывное предложение. Запишите его номер.

11. Определите способ подчинения придаточных в предложении 13.

12. Укажите количество грамматических основ в предложении 18.

13. Укажите тип сказуемого в предложении 22.

14. Выберите верное объяснение постановки двоеточия в предложении 11.

Ничего не прибавилось: ни умения играть на скрипке, ни умения кататься верхом...

а) Простое предложение, обобщающее слово стоит перед рядом однородных членов.

б) Бессоюзное сложное предложение, второе предложение раскрывает смысл первого.

в) Бессоюзное сложное предложение, второе предложение указывает на причину.

г) Бессоюзное сложное предложение, первое предложение указывает на условие.

15. Из предложения 27 выпишите словосочетание с типом связи согласование. Замените это словосочетание синонимичным с типом связи управление.

16. Из предложения 12 выпишите устойчивое словосочетание (идиому).

17. Из предложения 8 выпишите разносклоняемое существительное.

18. Среди предложений 9–15 найдите предложения с обособленными обстоятельствами. Запишите их номера.

19. Среди предложений 15–23 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения , перешедшего в существительное. Запишите его номер.

20. Соотнесите средства выразительности с предложениями текста:

а) ряды однородных членов;

б) вопросно-ответная форма изложения;

в) лексический повтор;

г) метафора.

Предложения: 9, 12, 13, 24–26.

Работа над сочинением-рассуждением по предложенному тексту

I. Напишите вступление к сочинению. Во вступлении постарайтесь поразмышлять о том, какую роль в нашей жизни играет телевидение, какие передачи интересны зрителю.

Все мы время от времени смотрим…

Разных людей привлекают разные…: одним нравятся…, другим…, третьим…

II. Сформулируйте проблемы, поставленные автором текста.

Какое отношение к искусству и к жизни вырабатывает…?

Какие телепрограммы интересны…? Над этими вопросами задумывается…

III. Прокомментируйте проблемы, поставленные автором текста, сформулируйте авторскую позицию (по каждой проблеме), учитывая следующие вопросы:

2. Какое языковое средство помогает выразить мысль о том, что телевизор поглощает время и энергию человека?

Метафорой… выражена мысль о бессмысленности…

Контекстные антонимы… подчеркивают контраст между активным и пассивным…

V. Напишите о своем отношении к авторской позиции. Подумайте о том, можно ли считать просмотр художественного фильма или спектакля пустой тратой времени. В каких случаях просмотр телепрограмм лишь отнимает время человека и ничего не дает ему? Интересны ли, на ваш взгляд, передачи, в которых рассказывается о том, с чем человек не сталкивается в своей жизни и деятельности, о тайнах других профессий?

Однако если телепрограмма плохого качества…

Каждому человеку, наверное, интересно узнавать о чем-то новом…, поэтому…

Ключи к заданиям по тексту 2

4) контекстные антонимы: творец – зритель, раньше – теперь, поют – слушают, пляшут – смотрят; потребительское – активное, живое, творческое; контекстные синонимы – активное, живое, творческое;

5) пассивность;

6) считая, творец, творческое;

7) думаете, стали, слушать;

8) рассказ интереснее;

11) однородное соподчинение;

13) составное глагольное;

15) городскому человеку – согласование, человеку из города – управление;

16) играть роль;

20) а – 12, б – 24–26, в – 13, г – 9.

Примерное сочинение-рассуждение по тексту 2

Все мы время от времени смотрим телевизор, и всех нас привлекает разное: один больше тяготеет к просмотру художественных фильмов, другого интересуют политические программы, а третьего – передачи научно-популярной тематики.

Какое отношение к искусству вырабатывает просмотр телепрограмм и что интересно зрителям? Над этими вопросами размышляет автор статьи.

Вспоминая разговор с английским фермером, который считал телевизор бедствием, В. Солоухин пытается убедить читателя в том, что телевизор вырабатывает у человека потребительское отношение к искусству; контекстные антонимы (пели – слушают, плясали – смотрят) подчеркивают контраст между активным и пассивным восприятием действительности.

Что же нужно зрителю? Проанализировав результаты опроса, проведенного среди жителей деревни, автор приходит к интересным выводам: из всех телепрограмм зрителей особенно интересуют художественные фильмы, театральные постановки, спортивные и научно-популярные передачи, концерты, и неожиданным показалось автору то, что сельских жителей совершенно не интересуют передачи, посвященные сельскому хозяйству .

Задумавшись над таким результатом опроса, В. Солоухин задается вопросом: стали бы поэты смотреть передачу об основах стихосложения? Будучи литератором, поэтом, автор отвечает на этот вопрос категоричным отказом: «Отнюдь». Таким образом, по мнению автора статьи, человеку интереснее «коснуться тайны чужой профессии», чем смотреть о том, что давно известно и хорошо знакомо.

Мысль автора о том, что телевизор вырабатывает потребительское отношение к искусству, представляется несколько категоричной, ведь если человек смотрит хороший фильм, спектакль, он думает над тем, что видит на экране, переживает за героев, сравнивает свои представления о книге (если перед ним экранизация литературного произведения) с видение м режиссера, и таким образом обогащается внутренний мир человека. Другое дело, если просмотр передач не самого хорошего качества занимает все свободное время зрителя, тогда действительно телевизор является для человека серым пятном, поглощающим время, которое можно было бы потратить на более интересные и полезные занятия.

И. А. РУДЕНКО,
Магнитогорский городской
многопрофильный лицей
при МГТУ им. Носова

Текст№25

Задание№1. Прочитайте текст А.Сухотина, ответьте на вопросы и заполните таблицу:

Лженаука тесно связана с так называемой оккультной наукой. Оккультная наука допускает существование в космосе или в самом человеке скрытых сил, доступных пониманию только избранных. Поначалу в оккультный строй вошли алхимия, астрология, хиромантия, позднее сюда приобщили парапсихологию, филиппинское врачевание, эффекты ААЯ (аномальные атмосферные явления) и прочие события.

Одни учёные, не тратя долгих слов, выносят поименованные ряды занятий и всё, что связано (или кажется, что связано) с оккультными увлечениями, в раздел псевдоучений, призывая наглухо перекрыть им доступ в науку. Другие более осторожны: не следует заведомо, не учинив специального «досмотра», объявлять одно ложью, а другое - истиной. (6)Тем более запрещать какие-либо темы потому лишь, что кто-то считает их паранаукой.

Ясное дело, декретировать границы дозволенного бессмысленно. Оккультизм как раз и вырастает вблизи явлений, далеко не ясных науке, странных, толкуемых как мистическое и потому антинаучное. 3апрет на эксперимент, на наблюдение, на поиск только подогревает ситуацию, плодит слухи и домыслы. Мы пытаемся именно на основе новых результатов «контролировать физику, чтобы не вводить никаких мистических элементов». Пусть не подтвердятся гипотезы, скажем, телепатической связи, путешествующих «космических тарелок», кожного зрения, их изучение поможет не только снять ажиотаж, но и объяснить другие явления, а значит, углубить наши представления о мире. Поэтому было бы опрометчиво чураться таинственного, отгораживая его бетоном запретов. Всё загадочное надо изучать. Однако при одном условии: ...Известно, что немало крупных естествоиспытателей принесли в разное время дань оккультным делам. В течение веков астрологию, например, усиленно культивировали как вполне пристойное занятие, и потому к ней приобщалось немало учёных. Из глубины истории идёт и увлечение алхимией, долгое время остававшейся попечительницей химического знания. Идея телепатического общения оказалась в поле внимания ряда наших выдающихся соотечественников, заинтриговав В. Бехтерева и К. Циолковского. А известный химик А. Бутлеров в сотрудничестве с писателем С. Аксаковым даже издавал журнал «Ребус», в котором находили приют телепаты и спириты. Так большие ученые оказались в плену больших оккультных страстей. Но разве повернется язык назвать их лжеучеными?

Никто из них не шёл на обман или фабрикацию фактов, никто не страдал научным фанатизмом, способным вывести на путь лженаучных притязаний. «Демаркация» проходит по острию нравственно-этических оценок. Честный исследователь, просто порядочный человек, сохраняющий порядочность и в делах науки, не может, чем бы он ни занимался, оказаться в ряду лжеученых. У него недостаёт для этого известных качеств, зато имеются с избытком такие, которые предохраняют от соблазна дешёвой славы.

(А. Сухотин)

1.Какова тема текста?

2.Какие основные проблемы текста вы можете обозначить?

3.Как можно охарактеризовать проблему текста (выберите необходимое):

· нравственная;

· экологическая;

· социальная;

· психологическая;

· философская;

· социально-психологическая;

· социально-философская;

· социально значимая;

· социально-нравственная…

Задание№2. Восстановите запись в таблице («Тема»); самостоятельно сформулируйте проблемы текста и выявите авторскую позицию, опираясь на материал таблицы:

Задание №3. Прочитайте текст ученического сочинения и ответьте на вопросы:

В тексте А.Сухотинаподнимается проблема непростых взаимоотношений истинной науки с так называемыми оккультными науками, чье содержание является «доступным пониманию только избранных».

Проблема«непростой, подчас трагической связи» науки и псевдонаучных знаний, теорий» является важной. Многим из нас, молодых людей, предстоит вскоре сделать выбор: по какому пути пойти в своем профессиональном развитии - обоснованному наукой, выверенному, или поддаться искушению вступить на путь тернистый, неясный, возможно ложный…

А.Сухотин обращает внимание читателя на то, что в свое время среди лженаук были астрология и парапсихология, а теперь они доказали свою состоятельность. Кроме того, автор текста просит читателя не спешить выносить приговор, «наглухо перекрывать доступ в науку» новым, только вступившим на путь своего формирования научным мыслям. Он призывает быть «осторожными» тех ревнителей истины, кто пытается учинить специальный «досмотр» неокрепшим наукам.

О драматических последствиях слепого следования ошибочным теориям идет речь в произведениях многих русских писателей, критиков, журналистов. Так, трагически в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» обрывается жизнь Евгения Базарова, который оказался в тисках собственной теории «вульгарного материализма». Его нигилистические убеждения, основанные на отрицании всего нематериального (любви к ближним, уважения к старшим, поклонения природе…) завели героя в тупик, сделали Евгения Базарова несчастным.

Примечательно, что весь ход развития истории науки является доказательством сложных отношений различных теорий и псевдотеорий – споров, столкновений, открытого неприятия их теоретических положений. Многие из открытий в астрономии, сделанных Н.Коперником, Дж.Бруно, Г.Галилеем, в 13-15 веках не были приняты их современниками. Некоторые из этих первооткрывателей поплатились своей жизнью за идеи, которые, по словам их оппонентов, были ересью, «бесовыми словесами».

Итак, прочитав текст А.Сухотина, я пришла к выводу, что определить, «где ложь, а где истина» в науке, очень важно, хотя и очень трудно. Но это необходимо делать, чтобы давать возможность ей развиваться, а первооткрывателям идти вперед. Главное – не поддаться на этом пути лженаучным теориям, которые могут привести исследователя, ученого, мыслителя к горьким разочарованиям.

2. Преобразована ли тема текста в проблемный вопрос? /(выделите конструкцию цветной пастой, вынесите на поля символ ПТ** )

3. Какова, согласно работе ученика, основная (главная) идея текста А.Сухотина?

4. Какими конструкциями в своей работе учащийся оформляет комментарий к проблеме, заявленной автором данного текста А.Сухотиным? (Выделите эти конструкции цветной пастой, вынесите на поля символ КП*** )

5. Какими конструкциями в своем сочинении учащийся оформляет позицию автора (А.Сухотина), рассуждающего о взаимоотношениях науки и псевдонаучных теорий? (Выделите эти конструкции цветной пастой, вынесите на поля символ ПА ****);

6. Какими конструкциями в своем сочинении учащийся оформляет свое мнение по проблеме текста? Является ли часть текста рассуждением, или представляет собой констатацию: утверждение-согласие с позицией автора текста А.Сухотина? (Выделите эти конструкции цветной пастой, вынесите на поля символ СМ *****);

7. Приведены ли учащимся доказательства собственного мнения по проблеме, обозначенной автором текста? Содержатся ли в доказательствах иллюстрации к выдвинутому аргументу? (Выделите в доказательствах цветной пастой собственно аргумент и иллюстрацию к аргументу, вынесите на поля символы ******Д1, А1, Ил1; Д2, А2, Ил2 ).

Вариант 4

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1-А30) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. Какое из слов дано в правильном произношении?

1) снег [с"н"эх] 3) крем [крэм]

2) Бог [бох] 4) пюре [п"ур"э]

А2. Укажите пример без нарушения норм лексической сочетаемости.

1) Это беспрецедентная вещь.

2) Подавляющее большинство выступавших высказались за введение новых правил дорожного движения.

3) Текст написан очень понятливым языком.

4) Мы старались тщательно избегать разговоров о вчерашнем происшествии.

A3. Укажите предложение без грамматических (морфологических) ошибок.

1) Обращение к правительствам мира подписали более семиста известных учёных.

3) Лейтенант заявил, что никаких разъяснений и комментарий к приказу не было.

4) Важно, чтобы дети в раннем возрасте приучались класть вещи на место.

А4. Укажите предложение без грамматических (синтаксических) ошибок.

1) Справа от штурвала находился компас с покрытым потрескавшейся и частью соскочившей эмалью кругом указателя, на котором нанесены были многочисленные деления.

2) Очутившись в ледяной воде, меня сначала охватила дрожь, но энергичные движения руками помогли согреться.

3) Современными автомобилями управлять гораздо легче, не­жели чем автомобилями, выпущенными в 20-х - 30-х годах прошлого века.

4) У более половины горожан есть дачные участки.

А5. Укажите возможный (грамматически правильный) вариант для

пропущенной части фразы: В шахматах, как и в жизни,.........,лишь осознав свои ошибки и недостатки.

1) успех может быть достигнут,...

2) можно достичь успеха,...

3) успех достигается,...

4) достижение успеха возможно,...

Прочитайте текст и выполните задания А6-А11.

A. Некоторые лингвисты считают, что письмо появилось рань­ше звуковой речи на целую археологическую эпоху, однако такая теория не имеет реальных оснований.

Б. А данные истории, антропологии, этнографии опровергают положение о возникновении письма до появления звучащей речи.

B. История не знает ни одного человеческого общества, будь оно самое отсталое, которое не имело бы своего звукового языка.

Г. Тем более не известно ни истории, ни этнографии человече­ское общество, которое бы пользовалось письмом, не обла­дая речью.

А6. Какой вопрос можно поставить в начале текста?

1) Сколько лет назад появилась письменность?

2) Как возник язык?

3) Какая форма речи возникла раньше: устная или пись­менная?

4) Благодаря чему было изобретено письмо?

А7. После какого предложения должна следовать данная ниже фраза?

Археология, на которую часто ссылались сторонники гипотезы раннего возникновения письма, никаких доказательств о существо­вании или отсутствии звучащей речи в дописьменный период пред­ставить вообще не в состоянии.

1) между А и Б 3) между В и Г

2) между Б и В 4) после Г

А8. Укажите правильное утверждение о предложении В.

1) состоит из 3-х частей; нераспространённых нет

2) состоит из 2-х частей; обе распространённые

3) состоит из 3-х частей; одна из них - нераспространённое предложение

4) состоит из 4 -х частей; две из них - нераспространённые

А9. Какая характеристика соответствует предложению Г?

1 ) сложноподчинённое

2) сложное с бессоюзной, подчинительной и сочинительной связью

3) сложное с бессоюзной и подчинительной связью

4) сложное с сочинительной и подчинительной связью

А10. В каком падеже стоят существительные ИСТОРИИ и ЭТНОГРАФИИ в предложении Г?

1) в именительном

2) в родительном

3) в дательном

4) в винительном

All . Укажите значение слова ОБЩЕСТВО в предложениях В и Г.

1) организация, объединение людей, ставящих перед собой общие цели,

2) определённый слой населения, отличающийся от других сло­ев условиями жизни, образованием и т. п.; класс, сословие

3) совокупность людей, живущих в тех или иных конкретно-исторических условиях

4) государство, страна

А12. На месте каких цифр пишется НН?

В музеях вы, наверно, видели стари(1)ые рисунки, под которыми написа(2)о: «Свинцовый карандаш». Триста лет назад совреме(3)ых карандашей с грифелем в деревя(4)ой рубашке ещё не было.

2) 2,3,4 4) 1,3,4

А13. В каком ряду все слова с чередующейся гласной в корне?

1) пор..сль, компань..н, г..рячий

2) р..стение, кр..пива, прик..саться

3) прот..реть, нат. .рать, к..снуться

4) р..стеряться, к..сноязычный, г..реть

А14. В каком ряду в обоих словах пропущена буква И?

1) пр..ветствие, пр..образовать

2) пр..двещать, пр..украсить

3) без..нициативный, контр..гра

4) транс..ранский, сверх..нициативный

А15. В каком ряду в обоих словах пропущена буква А?

1) дыш..щий, (они) выскоч..т

2) плач..щий, (они) изуч..т

3) служ..щий, (они) скач..т

4) реж..щий, (они) выдерж..т

А16. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ь?

1) помощ.., помощ..ник, ветош..

2) спряч..тесь, добит..ся, создаст..ся

3) восем..десят, мен..шинство, настеж..

4) в..ющийся, разоб..ётся, из..ян

А17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на мес­те которых пишется НЕ?

Барон н(1) жалел н(2) времени, н(3) денег на поиски виновника своего позора и уже н(4) о чём, кроме мести, н(5) мог и думать.

1) 1,4 2) 2,3,4 3) 1 ,5 4) 4

А18. В какой строке оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Надо быть патриотом, а (не)националистом. Нет необходи­мости (не)навидеть другие народы, потому что ты патриот.

2) (В)скоре пловцы оказались под самым кораблём, вздымав­шим (над)ними свои голые, покрытые почерневшей от вре­мени смолой борта.

3) Поэты облекают (в)плоть и кровь (не)смелую утончённость чувств толпы.

4) (С)лева от дороги мы увидели котлован, (до)верху напол­ненный водой.

А19. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

В известной пьесе Шварца тень ученого начинает жить соб­ственной жизнью () и поставить её на место не так-то просто.

1) Запятая на месте скобок нужна, потому что союз И соединя­ет части сложного предложения.

2) Запятая на месте скобок не нужна, потому что И соединяет однородные члены предложения.

3) Запятая на месте скобок нужна, потому что союз И входит в состав вводного предложения.

4) Занятая на месте скобок не нужна, потому что И соединяет части сложного предложения, которые имеют общий второ­степенный член.

А20. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) В комнате, помимо входной, имелась ещё одна дверь.

2) Пойманную рыбу положили в заполненное водой углубле­ние в камне, и мальчик, с интересом наблюдая, как тело ры­бы меняет цвет, и осторожно поглаживая её, предлагал нам прикоснуться к прохладной чешуе.

3) Шторм утих сменившись лёгким бризом, и парусник мог продолжать путь.

4) Изогнувшись всем телом и оттолкнувшись ластами, я всплыл, чтобы перевести дыхание.

А21. На месте каких(-ой) цифр(-ы) в предложениях должны быть за­пятые ?

В тот день белая луна стояча в небе, с утра (I) наконец-то (2) ударил морозец, и деревья оделись хрупким инеем. Слава Богу, ка­жется (3) наступила зима.

А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Брат был умён и ловок легко решал задачи и легко научился делать фокусы.

2) Чёрная дыра тоннеля то виднелась отчётливо то пропадала в подымавшемся от раскалённых камней мареве.

3) Сама площадь и позлащенные солнцем листья и памятник казались какими-то чужеземными.

4) У полузатопленного корабля были голые покрытые плесе­нью и почерневшей от времени смолой борта.

А23. В каком предложении не должно ставиться тире? (Знаки препи­нания не расставлены.)

1) Нидерланды государство на северо-западе Европы часто на­зываемое Голландией.

2) На востоке страна граничит с Германией на юге с Бельгией.

3) В средние века считалось, что бордосская сталь самая на­дёжная в мире.

4) Один из самых ярких признаков нашего отдаления от народа то, что мы почти совсем перестали петь хором.

А24. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Есть великие, рядом с которыми все кажутся мелкими, однако поистине велик тот, с кем каждый чувствует себя великим.

2) Полковник открыл футляр и достал две одинаковые шпаги, клинки которых сверкнули на солнце лучами белого огня.

3) Песчаное дно сплошь усеяно маленькими обломками кам­ней, между которыми слабо колыхались в такт еле заметным движениям моря перепутанные водоросли .

4) В какую сторону идти никто из нас не знал, поэтому решили дожидаться рассвета, когда можно будет сориентироваться по карте.

А25. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запя­тых в предложении:

Район (1) где мы жили (2) был далеко от реки (3) и (4) чтобы добраться до пляжа (5) нам приходилось тащиться через весь город в переполненном трамвае.

1) 1,2,3,4,5 2) 2,4,5 3) 1,3,4 4) 1,2,3,5

А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить синонимичным причастным обо­ротом?

1) Люди, которые жили 20 назад, могли создавать произведения искусства высочайшего уровня.

2) Было бы несправедливым обвинять только науку и технику в ущербе, который наносят окружающей среде.

3) Грядущая третья технологическая революция, которая изме­нит саму природу труда, будет основываться на силе умст­венной активности человека.

4) Аристотель считал, что кометы, подобно радуге, образуются изза испарений, которые поднимаются с поверхности Земли.

А27. Прочитайте текст.

Естествознание, являясь основой всякого знания, всегда оказы­вало на развитие гуманитарных наук значительное воздействие свои­ми методами, методологическими и мировоззренческими установка-

ми и представлениями, образами и идеями. Особенно мощным явля­ется такое воздействие в нашу Эпоху. Сейчас для всех очевидно, что фундаментальная подготовка специалистов в гуманитарных областях знаний уже немыслима без ознакомления с историей и современным состоянием естествознания.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) В наше время воздействие естествознания на все науки яв­ляется особенно мощным.

2) Естествознание играет всё большую роль в развитии всех на­ук, включая гуманитарные, и фундаментальная подготовка специалистов в гуманитарных областях требует ознакомления с историей и современным состоянием естествознания.

3) Естествознание является основой всякого знания. Оно игра­ет главную роль в нашу эпоху, поэтому фундаментальная подготовка специалистов в областях знаний немыслима без ознакомления с историей и современным состоянием есте­ствознания.

4) Методы естествознания используются во всех науках, в том числе гуманитарных.

Прочитайте текст и выполните задания А28-А30, В1-В8, С1.

(1)Лженаука тесно связана с так называемой оккультной наукой. (2)Оккультная наука допускает существование в космосе или в самом чело­веке скрытых сил, доступных пониманию только избранных. (З)Поначалу в оккультный строй вошли алхимия, астрология , хиромантия, позднее сюда приобщили парапсихологию, филиппинское врачевание, эффекты ААЯ (ано­мальные атмосферные явления) и прочие события.

(4)Одни ученые, не тратя долгих слов, выносят поименованные ряды занятий и все, что связано (или кажется, что связано) с оккультными увле­чениями, в раздел псевдоучений, призывая наглухо перекрыть им доступ в науку. (5)Другие более осторожны: не следует заведомо, не учинив специ­ального «досмотра», объявлять одно ложью, а другое истиной. (6)Тем более запрещать какие-либо темы потому лишь, что кто-то считает их паранаукой.

(7)Ясное дело, декретировать границы дозволенного бессмысленно. (8)Оккультизм как раз и вырастает вблизи явлений, далеко не ясных науке, странных, толкуемых как мистическое и потому антинаучное. (9)3аирет на эксперимент, на наблюдение, на поиск только подогревает ситуацию, пло­дит слухи и домыслы. (10)Мы пытаемся именно на основе новых результа­тов «контролировать физику, чтобы не вводить никаких мистических эле­ментов». (11)Пусть не подтвердятся гипотезы, скажем, телепатической связи, путешествующих «космических тарелок», кожного зрения, их изуче­ние поможет не только снять ажиотаж, но и объяснить другие явления, а значит, углубить наши представления о мире. (12)Поэтому было бы опро­метчиво чураться таинственного, отгораживая его бетоном запретов. (13)Всё загадочное надо изучать. (14)Однако при одном условии: Известно, что немало крупных естествоиспытателей принесли в разное время дань оккультным делам. (16)В течение веков астрологию, например, усиленно культивировали как вполне пристойное занятие, и потому к ней приобщалось немало ученых. (17)Из глубины истории идёт и увлечение ал­химией, долгое время остававшейся попечительницей химического знания. (18)Идея телепатического общения оказалась в поле внимания ряда наших выдающихся соотечественников, заинтриговав В. Бехтерева и К. Циолков­ского. (19)А известный химик А. Бутлеров в сотрудничестве с писателем С. Аксаковым даже издавал журнал «Ребус», в котором находили приют телепаты и спириты. (20)Так большие ученые оказались в плену больших оккультных страстей. (21)Но разве повернется язык назвать их лжеучеными?

(22)Никто из них не шел на обман или фабрикацию фактов, никто не страдал научным фанатизмом, способным вывести на путь лженаучных притя­заний. (23)«Демаркация» проходит по острию нравственно-этических оценок. (24)Честный исследователь, просто порядочный человек, сохраняющий поря­дочность и в делах науки, не может, чем бы он ни занимался, оказаться в ряду лжеученых. (25)У нею недостает для этого известных качеств, зато имеются с избытком такие, которые предохраняют от соблазна дешевой славы.

(А. Сухотин)

А28. Найдите продолжение предложения 14, которое соответствует содержанию текста и позиции автора ?

1) ...не придавать этому изучению серьезного значения.

2) ...придерживаться правил игры, то есть оставаться честным.

3) ...отказаться от выводов, сделанных классической наукой.

4) ...обязательно внедрить открытие в жизнь.

А29. Определите стиль и тип речи.

1) художественный стиль; описание

2) научный стиль; описание

3) публицистический стиль; рассуждение

4) разговорный стиль; рассуждение

АЗО. Какое слово или словосочетание объясняется через контекст ?

1) оккультная паука

2) хиромантия

4) телепатическая связь

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1-В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной кле­точке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запитыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не ис­пользуются.

Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами.

81. Из предложений 17-19 выпишите существительное, образован­ное приставочно-суффиксальным способом.

82. Из предложений 2-3 выпишите все одушевленные существи­тельные.

83. Из предложений 7-10 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ, с прилагательным в качестве главного слова.

Ответы к заданиям В4-В8 запишите цифрами.

84. Среди предложений 10-17 найдите сложное предложение, включающее односоставное неопределенно-личное. Напишите номер этого предложения.

85. В каком из предложений 7-18 есть однородные обособленные определения? Напишите номер этого предложения.

86. Среди предложений 15-25 найдите сложное предложение с придаточным уступки. Напишите номер этого предложения.

87. Какое из предложений 15-22 связано с предыдущим с помо­щью местоименного наречия? Напишите номер этого предло­жения.

88. Прочитайте фрагменты рецензии, в которых анализируются языковые особенности данного текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в ответе запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

(предложения 18, 19, 20, 21 и др.),_(например, в предложениях 8, 9,

12, 17), используются разговорные грамматические средства (_в предложениях 8, 9, 10, 11) и книжные синтаксические конструкции (_в предложениях 3, 8, 9, 11).

Одно из средств, подчёркивающих ироническое отношение автора как к псевдоучёным, гак и к слишком недоверчивым специа­листам, -_(в предложениях 4, 5, 7).»

Список терминов:

1) малоизвестные термины

3) слова с уменьшительными суффиксами

4) фразеологизмы

5) частицы

6) метафора

7) экспрессивный лексический повтор

8) сравнительные обороты

9) ряды однородных членов

10) нарушение логической однородности

Дли ответа к заданию этой части используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочине­ние.

С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, постав­ленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по дан­ному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полно­стью переписанный исходный текст без каких бы то ни было коммен­тариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы:

соотечественников

(в)человеке избранных

3,4,7,8,9

(не)ясных науке

Сочинение по тексту:

В нашем мире много такого, что объяснить с точки зрения науки не представляется возможным. И чем сильнее запрет на наблюдение за паранормальными явлениями, тем больший интерес они вызывают. А когда всё-таки удаётся приблизиться к разгадке того, что казалось невозможным и непознанным, самым важным является не нарушить морально-этические законы. О проблеме их соблюдения и говорится в тексте А. Сухотина. Автор заявляет: «Честный исследователь, просто порядочный человек, сохраняющий порядочность и в делах науки, не может, чем бы он ни занимался, оказаться в ряду лжеучёных».

Я полностью согласна с мнением публициста. Ни в коем случае нельзя спекулировать морально-этическими нормами в погоне за дешёвой популярностью, так как ни к чему хорошему это не приведёт. И подтверждений этому в нашей литературе найдётся немало.

М.А. Булгаков в повести «Роковые яйца» как раз описывает последствия неосторожного вмешательства в законы природы. «Бумага из Кремля» позволила руководителю совхоза «Красный луч» А. Рокку «для поднятия куроводства в стране» экспроприировать у профессора Персикова изобретённый им «луч жизни» в виде трёх камер для увеличения клетки. Но вместо кур Подмосковье наводнили гигантские питоны и крокодилы, случайно выведенные Рокком вместо кур. Желая не потерять лицо руководителя показательного совхоза, Александр Семёнович нарушил всякие законы морали, за что и был жестоко наказан. Впрочем, как и эксцентричный профессор Персиков. Спасение же пришло от самой природы — в августе вдруг ударил мороз в 18 градусов, и рептилии вымерли. Так М.А. Булгаков ещё раз говорит о том, что природа мудра и всё в ней устроено правильно, даже если мы не всё можем описать с точки зрения науки.

Конечно, если говорить о нарушении морально-этических норм учёными, то нельзя не вспомнить роман А. Беляева «Голова профессора Доуэля». В погоне за собственной славой Керн, воспользовавшись припадком астмы у Доуэля, лишил голову тела, а потом, пропуская через голову профессора электрический ток, примешивая к питательным растворам раздражающие вещества, принудил Доуэля к сотрудничеству. Используя чужие знания, Керн пришивает голову певички Брике к телу Анжелики Гай. Однако этот эксперимент заканчивается неудачей, а разоблачённый Керн кончает жизнь самоубийством. Положительные герои этого романа — врач Мари Лоран и профессор Доуэль — это те честные исследователи, о которых А. Сухотин как раз и говорил, что они имеют качества, «которые предохраняют от соблазна дешёвой славы».

Подводя итоги вышесказанному, хочется отметить только одно: чем бы человек ни занимался, он должен быть нравственно устойчивым и не гнаться за дешёвой славой, искажая научные факты. Увы, эта слава беспочвенна и мимолётна, потому что её легко развенчать с помощью истинных научных познаний.

Текст А. Сухотина:

(1)Лженаука тесно связана с так называемой оккультной наукой. (2)Оккультная наука допускает существование в космосе или в самом человеке скрытых сил, доступных пониманию только избранных. (3)Поначалу в оккультный строй вошли алхимия, астрология, хиромантия, позднее сюда приобщили парапсихологию, филиппинское врачевание, эффекты ААЯ (аномальные атмосферные явления) и прочие события.

(4)Одни учёные, не тратя долгих слов, выносят поименованные ряды занятий и всё, что связано (или кажется, что связано) с оккультными увлечениями, в раздел псевдоучений, призывая наглухо перекрыть им доступ в науку.

(5)Другие более осторожны: не следует заведомо, не учинив специального «досмотра», объявлять одно ложью, а другое истиной. (6)Тем более запрещать какие-либо темы потому лишь, что кто-то считает их паранаукой.

(7)Ясное дело, декретировать границы дозволенного бессмысленно. (8)Оккультизм как раз и вырастает вблизи странных явлений, далеко не ясных науке, толкуемых как мистическое и потому антинаучное. (9)Запрет на эксперимент, на наблюдение, на поиск только подогревает ситуацию, плодит слухи и домыслы. (10)Мы пытаемся именно на основе новых результатов «контролировать» физику, чтобы не вводить никаких мистических элементов. (11)Пусть не подтвердятся гипотезы, скажем, телепатической связи, путешествующих «космических тарелок», кожного зрения, их изучение поможет не только снять ажиотаж, но и объяснить другие явления, а значит, углубить наши представления о мире. (12)Поэтому было бы опрометчиво чураться таинственного, отгораживая его бетоном запретов. (13)Всё загадочное надо изучать. (14)Однако при одном условии...

(15)Известно, что немало крупных естествоиспытателей принесли в разное время дань оккультным делам. (16)В течение веков астрологию, например, усиленно культивировали как вполне пристойное занятие, и потому к ней приобщалось немало учёных. (17)Из глубины истории идёт и увлечение алхимией, долгое время остававшейся попечительницей химического знания. (18)Идея телепатического общения оказалась в поле внимания ряда наших выдающихся соотечественников, заинтриговав В. Бехтерева и К. Циолковского. (19)А известный химик А. Бутлеров в сотрудничестве с писателем С. Аксаковым даже издавал журнал «Ребус», в котором находили приют телепаты и спириты. (20)Так большие учёные оказались в плену больших оккультных страстей. (21)Но разве повернётся язык назвать их лжеучёными?

(22)Никто из них не шёл на обман или фабрикацию фактов, никто не страдал научным фанатизмом, способным вывести на путь лженаучных притязаний. (23)«Демаркация» проходит по острию нравственно-этических оценок. (24)Честный исследователь, просто порядочный: человек,
сохраняющий порядочность и в делах науки, не может, чем бы он ни занимался, оказаться в ряду лжеучёных. (25)У него недостаёт для этого известных качеств, зато имеются с избыткомтакие, которые предохраняют от соблазна дешёвой славы.

(По А. Сухотину)