Предмет, функции и законы ораторского искусства. Что такое ораторское искусство

Ораторское искусство – один из наиболее ценных навыков, который помогает красиво и грамотно донести свою позицию широкому кругу слушателей. Немногие имеют врожденную способность к таким выступлениям. Те же, кто освоил секреты ораторского мастерства, имеют все шансы стать интересной личностью и достичь ошеломляющего успеха практически в любой сфере, будь то бизнес, политика, искусство и т.п.

Настоящий оратор должен обладать рядом качеств, которые делают его асом публичных выступлений. Во-первых, ему необходимо быть эрудированным и начитанным, для того чтобы в нужный момент подбирать правильные слова для оформления своих мыслей . Во-вторых, речь оратора должна быть грамотной и четкой, понятной целевой аудитории слушателей. В-третьих, профессионал должен подчинять волнение своей воле и сохранять хладнокровное спокойствие в процессе презентации.

ОБЩИЕ КРИТЕРИИ, КОТОРЫМ ДОЛЖЕН СООТВЕТСТВОВАТЬ ИСКУСНЫЙ ОРАТОР

В первую очередь нужно иметь четкое произношение и хорошо поставленный голос, поскольку они являются залогом красивой и внятной речи. Достичь этого можно правильно выговариваемыми согласными и чистыми гласными звуками. Для того чтобы ваша речь доставляла вам и вашим слушателям удовольствие, практикуйте упражнения для развития голоса .

Кроме того, чтобы во время вашего спича случайно не проскользнуло жаргонное выражение, следует исключить многие низкопробные сленговые слова из своего лексикона.

Обращайте внимание на то, чтобы ваш голос был плавным, поскольку он формирует благосклонность слушателей. Темп и громкость стоит выбирать исходя из места и количества слушателей. Громкая и медленная речь идеально подходит для больших аудиторий. Также следите за интонацией.

Для того чтобы вас слушали, нужно отлично разбираться в докладываемой теме и говорить о ней в разрезе тех вопросов, которые интересуют ваших зрителей. Если строить свое выступление как диалог с публикой, вам будут обеспечены заинтересованные лица, устремленные на вас из зала.

Во время презентации всегда говорите только о главном, опуская лишние ненужные факты второстепенного порядка.

Помните, что хороший оратор должен поддерживать нейтралитет в отношении различных спорных вопросов. Будьте дипломатом, а не агрессором - иногда лучше промолчать .

Если вдруг, выступая перед публикой, вы были включены в дискуссию, то вам необходимо быть максимально объективным. Ведя публичный диалог вы можете столкнуться с мнением, противоречащим вашему. Не пытайтесь спорить, а просто примите право человека на собственную позицию. Цель любой дискуссии должна заключаться в примирении нескольких сторон.

Помните, что во время диалога себя нужно вести корректно и уравновешено. Не давайте воли эмоциям. Искусство ораторской речи заключается в гармонии спокойствия и уверенности.

Старайтесь говорить по делу, поскольку увиливание от конкретных высказываний и основной темы будет раздражать как оппонентов, так и наблюдателей. Наоборот, четкие и ясные мысли помогут убедить человека поверить вам и тому, что вы говорите.

Начинайте говорить только после того, как убедитесь, что ваш коллега закончил свою мысль. Умение слушать собеседника – очень ценное качество.

предполагает наличие у выступающего некоторых личностных качеств. К ним относятся спокойствие и внутренняя собранность, склонность к саморазвитию , хорошая память и воображение. Кроме того, не будет лишней и проницательность . Также не забывайте о красноречии, поскольку умение формировать свои мысли в привлекательной форме – большой дар. Уверенность – важная составляющая хорошего оратора, ведь это качество заражает публику, и она начинает подсознательно доверять каждому слову выступающего. Коммуникабельность поможет вам найти «ключ» к любому слушателю или собеседнику, поэтому всячески старайтесь развить этот навык.

Следите за своим телом. Плавные движения сыграют вам на руку. Хорошая осанка выставит вас в лучшем свете. Не нужно сутулиться, или наоборот, раскидываться на кресле. Помните, что все взгляды устремлены на вас, поэтому будьте собраны.

Когда вы говорите, всегда смотрите на того, к кому обращаетесь. Ораторская речь должна исключать всякую небрежность. Старайтесь, чтобы выражение вашего лица совпадало с тем, что вы говорите, иначе вас смогут уличить в неискренности.

Основы ораторского искусства заключаются в том, что во время спича вы продвигаете одну основную идею, и все ваши заявления и реплики должны быть направлены именно на нее или подводить к ней. Постарайтесь убирать из сознания все не относящиеся к основной цели мысли. Если вы упорядочите информацию, которую хотите донести, у себя в голове, то ваше выступление будет максимально логичным и последовательным. Постоянно старайтесь держать перед глазами то, о чем хотите сказать. Помните, чем больший интерес вы проявляете к предмету дискуссии, тем ваша речь будет качественней.

Следует также обратить внимание на то, что конструктивная критика – это неотъемлемый атрибут любого диалога с оппонентом или публикой. Если вас в чем-то обвиняют, принимайте это спокойно, и уверенно продвигайте свою идею. Критиковать же оппонентов лучше аккуратно и снисходительно. Так вы покажете свой позитивный настрой , и не будете выглядеть врагом в глазах собеседника.

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ С АУДИТОРИЕЙ

Во-первых, нужно принимать во внимание, что слушатели делятся по многим признакам: пол, возраст, образование и т.п. Поэтому следует учитывать, с кем и о чем вы собираетесь говорить, иначе можете натолкнуться на равнодушие или, еще хуже, агрессию.

Во-вторых, ораторское мастерство подразумевает умение завоевать внимание публики, поэтому перед спичем постарайтесь максимально подумать над тем, что будет интересно услышать вашим зрителям.

В-третьих, выступающий должен отлично понимать, что хочет от него аудитория, и дать ей это. Понятие потребностей каждого отдельного слушателя сделает выступление увлекательным.

В-четвертых, искусство ораторского мастерства основывается на позитивном отношении к людям, даже если цель выступления заключается в критике.

Помните, что положительно настроенный человек вызовет такие же чувства в аудитории, а это значит, что оратор во время выступления сможет без проблем достичь поставленных целей .

НАИБОЛЕЕ ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ, КОТОРЫЕ СОВЕРШАЮТ МНОГИЕ МАСТЕРА СЛОВА

Очень часто, выступая перед аудиторией, люди строят слишком сложные предложения и используют длинные слова. Во-первых, это может сбить самого выступающего, а, во-вторых, путает слушателей. Так что лучше избегать подобного формата построения речи.

Кроме того, нередко начинающие ораторы делают ошибку, употребляя безличные предложения. Такой формат общения с аудиторией может вызвать недоверие, поэтому больше употребляйте определенно-личных местоимений.

Не следуют проявлять нерешительность. Делайте больше утверждений и держитесь самодостаточно.

Оценивайте аудиторию правильно, и не используйте сленговые выражения, которые могут не понять ваши слушатели. Продумывайте каждое предложение, каждый тезис, каждую шутку и т.п.

Найдите идеальный баланс между утвердительными и вопросительными предложениями. Разбавляйте свою речь мягкими вставками типа «также», «помимо всего прочего» и т.п.

Кроме того, очень часто неумелые ораторы терпят неудачу, не зная как задавать вопросы аудитории. Помните, что если вы хотите вывести ваших слушателей на активный диалог, то в этом вам помогут только открытые вопросы.

Ну и напоследок, никогда не уводите взгляд от аудитории. Поддерживайте зрительный контакт, и тогда ваше выступление будет более ярким и убедительным.

P.S. Узнайте как сделать речь выразительной - «Средства выразительности речи », «Развитие артикуляции », «Упражнения для развития дикции ».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Вы узнаете, что важнейший элемент публичного выступления – взаимодействие с аудиторией. Но как этого добиться? Как сделать свою речь живым выступлением, а не механическим озвучиванием текста?

Правило 1. Оратор должен ставить аудиторию в центр внимания.

Это правило каждого мастера ораторского искусства. Составляя выступление, встройте принцип «аудитория в центре внимания» в его ДНК.

Сосредоточьтесь на ожиданиях и интересах аудитории. Следите за ее реакцией на ваши слова. Если людям стало интересно что-то, чему вы уделяете недостаточно внимания, расширьте эту часть. Если внимание начинает рассеиваться, мобилизуйте его историями, шутками или вопросами залу.

Если вы волнуетесь, будет трудновато переключиться со своих переживаний на эмоции аудитории. Но стоит вам попробовать, как вы поймете, что это, наоборот, способ, как побороть страх публичных выступлений .

Правило 2. Оратор должен сосредоточиться на отношениях.

Если вы поместили аудиторию в центр внимания, то вы уже на правильном пути. Однако это еще не все. Успешное выступление – то, которое проводится с учетом следующих пунктов:

  1. Отношение оратора к аудитории.

Чтобы сформировать правильное отношение, оратор должен вовлекать аудиторию, вызывать у нее интерес к выступлению. В этом помогут правила эффективного общения .

Например, Владимир Путин заинтересовал юную аудиторию, показав прием дзюдо.

Он сделал это во время выступления в спортивной школе.

  1. Отношение оратора к содержанию речи.

Нужно показывать свой энтузиазм слушателям.

  1. Отношение аудитории к содержанию речи.

Правильное отношение сформируется, если вы успешно дадите аудитории понять, почему это выступление так важно для нее.

Например, Стиву Джобсу это удавалось всегда, потому что он умело преподносил новые устройства Apple как что-то, что поможет решить проблемы слушателей.

На слайде написано: “Телефоны несовершенны. Вызов для целой индустрии”.

Правило 3. Оратор должен ставить цели выступления.

Очень многие ораторы путают тему и цель выступления. Тема – это то, о чем вы собираетесь говорить. Она очень важна, но есть еще и цель – чего вы хотите добиться, давая людям эту информацию.

Правило 6. Оратор должен уметь отвечать на вопросы.

Блок вопросов и ответов в конце речи – еще один шанс убедить аудиторию. Особенно если вы не успели уделить внимание чему-то в самой речи. Но эта часть выступления может оказаться непредсказуемой. Поэтому самое главное для оратора – не теряться.

Например, вот как Владимир Путин с юмором отвечает на неожиданные и непонятные вопросы:

Ора́торское иску́сство (красноре́чие, искусство красноречия) - искусство публичного выступления с целью убеждения. Ораторское искусство - это гармоничное сочетание риторики, приемов актерского мастерства (подача) и психологических техник. Ораторское искусство и свойства ораторской речи изучает наука риторика.

Естественное красноречие

Проявления естественной ораторской способности часто встречаются в повседневной жизни. Представим ситуацию: один человек идет по дороге, не видя угрожающей ему опасности, а другой, возвышая голос, предупреждает его о ней. Ещё пример. Один человек упал в воду, а другой поднимает крик, чтобы окружающие пришли на помощь. Примеры естественного красноречия можно встретить в деревнях, где люди общаются громко и эмоционально, почти кричат один другому («через улицу») или на рынке, где каждый сообщает что-то о своем товаре. Подобные проявления красноречия не требуют специальной подготовки. Голос в таких случаях возвышается естественно, под воздействием чувств и соответствующих обстоятельств.

Ораторское искусство

Бывают ситуации, когда человеку нужно сказать что-то красиво и убедительно, а нужных эмоций в данный момент нет. Здесь требуются особые навыки управления собой, которые можно приобрести в процессе практического применения техник ораторского искусства. Ораторское красноречие, как особый вид искусства, возникло в античной Греции. Ни одна другая древняя культура - ни египетская, ни аккадская, ни китайская, ни индийская - не уделяет такого пристального внимания ораторике, как греческая, и не дают высоких образцов содержательного и стилистического совершенства диалектики и искусства устного слова. Ораторское искусство учит тому, как сделать обычную речь ораторской. Традиции современной ораторской речи берут истоки с к античной риторики Древней Греции и Рима. Однако, современные техники ораторского искусства исходят из условий технического развития человекества. Так, оратору сегодня помогает звуковые и визуальные средства, что делает его речь более эффектной, нежели сотни лет назад.

Свойства ораторской речи

Ораторская речь - это вид монологической речи, употребляемый в ситуации, когда говорящий обращается к многочисленной аудитории с целью убеждения. Речь оратора имеет свои особенности построения композиции и стиля, а также особое соотношение языковых и неязыковых средств общения. Можно выделить несколько основных качеств, которые отличают ораторскую речь от других видов речи.[править | править вики-текст]

Оратор обращается к народу с ораторской речью - не только донести до слушателя информацию, но и получить ответную реакцию в виде заинтересованности (убедить) или каких-либо действий (побудить). Такая речь всегда имеет агитационный характер. Для этого оратор должен быть воодушевлен предметом своей речи и вкладывать в неё то, что он считает нужным и полезным для его слушателей.



Для того чтобы речь тронула и заинтересовала аудиторию, важен авторитет говорящего или его особый психологический настрой. Чтобы побудить слушателей совершить какие-то действия, оратор, прежде всего, сам делает усилие, требующее особого напряжения воли. Это усилие чувствуется в речи оратора и передаётся его слушателям, побуждая их к действиям.

Влияние психики на качества ораторской речи

НЕКОТОРЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА

"Говори не так, как тебе удобно говорить,

а так, как слушателям удобно воспринимать"

В любом деле есть свои правила. И в ораторском искусстве тоже. Правила ораторского искусства сводятся к управлению элементами речи, а также к использованию различных речевых приемов и принципов, чтобы речь была понятной, интересной и, как следствие - более влиятельной. Поговорим вкратце о некоторых принципах ораторского искусства.

Забудь о себе, займись делом

Это принцип уверенности. Неуверенный оратор озабочен собой. Его тревожит мысль: а вдруг обо мне плохо подумают? Его волнение прожорливо и съедает часть его внимания - именно поэтому скованный оратор запинается и путается. Ничто, кроме собственных установок, не мешает нам перед аудиторией быть такими же раскрепощенными, как у себя дома. Увлекайтесь выступлением, и вас не останется на волнение.

Оратор - хозяин положения

Некоторые ораторы ведут себя так, будто они в чем-то провинились или не выучили урок - вздрагивают от каждой реплики слушателей, норовят подробно ответить на всякий неуместный вопрос и ждут дальнейших указаний аудитории. Плачевное зрелище.

Надо помнить, что на время выступления оратор становится лидером аудитории, поэтому должен вести за собой слушателей, а не идти у них на поводу. Это не значит, что при этом нужно непременно воплощать диктаторский стиль - хамить и строжиться. Следует быть мягким к слушателям, но решительно заниматься своим делом. Оратор должен владеть аудиторией и смело воплощать свои замыслы - слушатели должны видеть, что оратор знает, что хочет.

Если не будешь будоражить аудиторию, то аудитория займется тобой

Есть такой тип ораторов - "нудисты". Это те, которые не выступают, а нудят - долго бубнят себе под нос бестолковщину. Кажется, что у них только две задачи - утомить аудиторию и испытать терпение слушателей. Обычно добрые слушатели прерывают речь "нудиста" вопросом: "может тебе заплатить, чтобы ты оставил нас в покое?". Злые - бьют (поэтому "нудист" должен быть проворным - уметь уворачиваться от летящих помидоров и быстро бегать). Терпеливая же публика награждает нудную речь громом аплодисментов за то, что она, наконец, завершилась. Аудиторию нужно увлекать.

Принцип спектакля

Люди любят зрелища и яркие ощущения. Они готовы платить за концерты, театральные представления и аттракционы. Поэтому аудитория в глубине души ждет, когда же перед ней развернут интересное шоу. Такое ожидание слушателей надо оправдать. Яркое выступление развлекает слушателей и оправдывает их ожидания. Вялая же речь вызывает у них ощущение, что они даром тратят время своей жизни. Превратите выступление в интересный спектакль.

Хочешь быть интересным - будь заинтересованным

Этот принцип перекликается с предыдущим. Если излагать свои мысли равнодушно и безучастным тоном, то такую речь вряд ли можно будет назвать исторической. Такая речь будет забыта вскоре после произнесения. Поэтому, чтобы речь была интересной и впечатлила слушателей, выступая, следует постараться. Добавьте в речь энтузиазма.

Принцип разнообразия

Когда мы слышим гром, то это значит, что мы также слышим прервавшуюся тишину - мы воспринимаем не сами звуки, краски и явления окружающего мира, а контрасты между ними. Чем больше в речи контрастов (разнообразия), тем больше она привлекает внимания. Разнообразие должно присутствовать во всех элементах речи (кроме дикции - дикция всегда должна быть четкой): говорить нужно местами ярко, а местами умеренно; с различными эмоциональными оттенками; то громче, то тише; иногда активно жестикулируя и перемещаясь, а иногда стоя неподвижно; изменяя темп речи - быстрей и медленней; тон голоса - выше и ниже. Также использовать паузы различной длинны и так далее. Разнообразная речь напоминает живописный пейзаж, в котором есть лиловый закат и голубое небо, лес и горы, озера, холмы, перелески и т.д. Такая речь привлекает и ее хочется слушать и слушать, в отличие от монотонной, напоминающей пустыню до горизонта. Говорите разнообразно.

Ответственность за непонимание целиком лежит на говорящем

По каким бы причинам не происходило непонимание слушателями смысла речи говорящего - даже, если слушатель имеет неповоротливые мозги и отвлекается - ответственность за непонимание целиком и полностью лежит на говорящем. Это аксиома. Если оратор допускает в адрес аудитории высказывания: "неужели непонятно?" или "какие же вы бестолковые!", то он, мягко говоря, неправ, ибо, таким образом, пытается переложить ответственность на слушателей. Говорите так, чтобы вас нельзя было не понять.

Претензии к слушателям неуместны

Как правило, слушатели в основной своей массе вменяемы и дисциплинированны, но иногда среди них попадаются агрессивные, болтливые и нетрезвые, которые отвлекают и мешают выступать. Конечно, иной раз какого-нибудь нерадивого студента можно и выдворить, чтобы не мешал, но чаще всего такой подход неуместен. Как бы непотребно слушатели себя не вели - ёрзали, шумели, задавали бы ненужные вопросы - не следует предъявлять им претензий: дескать, хватит меня отвлекать, или как же с вами тяжело общаться! Какой бы гиперактивной или безразличной не была аудитория, с ней нужно управиться тактично. Точно так же, как кирпич не виноват в том, что он кирпич, слушатели не виноваты в том, что они такие, какие есть. Будьте снисходительными к аудитории, как галантный кавалер к даме.

Исчерпайте тему, а не терпение слушателей

Говорят, что время - деньги. На самом деле, время больше, чем деньги, ведь время содержит всё, что мы имеем - вся наша жизнь лежит во времени. Парадокс: принято считать, что воровать деньги плохо, а отнимать у человека его время, отвлекая его или заставляя ждать, не зазорно. Утомлять слушателей нудным выступлением - значит, воровать у них частичку жизни. Заканчивайте говорить раньше, чем слушатели того захотят.

Принципы - это векторы, задающие общее направление. Важно употреблять принципы ораторского искусства к месту и правильно их дозировать, в зависимости от того, на лекции вы выступаете, на митинге или на совещании.

Школа Юрия Окунева

Привет, друзья! С вами снова Юрий Окунев.

Как стать раскрепощенным в любой компании, избавиться от комплексов, научиться говорить ярко, живо, увлекательно на любую тему? Можно ли научиться убеждать и заинтересовывать? Для этого требуется совсем немного – трудолюбие и желание освоить уроки ораторского искусства для начинающих.

Начинать изучение секретов публичных выступлений лучше в команде под руководством опытного репетитора. Сейчас в каждом городе есть курсы и тренинги. Чем удобны курсы?

  • Во-первых, вам со стороны подскажут все ошибки и укажут на слабые места;
  • Во-вторых, у вас будет отличная возможность наработать практику выступлений;
  • В-третьих, комплексы легче преодолевать, когда вы видите, что и у других не все так безупречно.

Тренер поможет вам обрести красивый и уверенный голос, научит актерским приемам и выразительным жестам, подскажет, как быстро преодолеть страх. Может быть, таким непревзойденным и красноречивым оратором, как , вы и не станете, но говорить точно научитесь.

Хорошо, а если курсов ораторского мастерства поблизости от вашего дома нет, а может и есть, но расписание занятий не соответствует вашему рабочему графику? Навыки ораторского искусства можно наработать самостоятельно в домашних условиях.

Надеюсь, у вас найдется диктофон (а лучше видеокамера) и большое зеркало? Прекрасно, можно приступать. Попросите кого-нибудь из знакомых и друзей стать вашими слушателями и ассистентами. Следите за обновлениями блога, в статьях из этой серии вы найдете множество упражнений для оттачивания мастерства.

Три кита и песня

Хорошую речь можно сравнить с хорошим хитовым шлягером. Что нужно, чтобы вновь вышедшая песня пользовалась популярностью и успехом? Требуется сочетание трех вещей: приятной мелодии, удачного текста и умелого исполнителя. Правильно?

Успешное ораторское выступление также базируется на трех составляющих, то бишь стоит на трех китах:

  1. Голос оратора;
  2. Грамотный текст;
  3. Взаимодействие с залом (контакт).

Уберите из песни мелодию или слова, и песни не будет. Так же и с выступлением. Техничное владение оратором голосовыми данными, умение представить факты и услышать ответную реакцию зала обуславливают успех.

Голосовые данные

Предлагаю провести небольшой опыт. В компании друзей начните рассказывать какой-нибудь анекдот или историю из жизни, а сами потихоньку включите диктофон. Придя домой, прослушайте запись. Нравится ли вам звучание собственного голоса?

Наверно, многие из вас найдут свой голос слишком тихим, невнятным или крикливым, резким, скрипучим. В общем, приятного мало. Наше внутреннее восприятие резко отличается от того, как нас воспринимают окружающие. Задача обучения – научиться слышать себя со стороны, развить резонансное чутье.

Голос умелого оратора звучит объемно, округло и плавно, бархатистый тембр завораживает слух, увлекает внимание, магически притягивает слушателя. Обладателям приятного и звучного голоса прощается многое, даже картавость и небольшие огрехи в тексте не так бросаются в глаза.

Можно ли развить?

Каждый человек от рождения обладает определенным набором фонетических данных. Этот набор уникален. Мы не можем изменить длину голосовых связок или окружность легких. Зато мы можем научиться управлять речевым аппаратом, настраивать свой голосовой инструмент нужным образом.

  1. Обучения правильному дыханию (диафрагмальному);
  2. Раскрепощения фонетических мышц путем их расслабления;
  3. Выработки ощущения резонанса.

Четыре упражнения для развития голоса

Предлагаю проделать несложные упражнения для речевого аппарата, которые помогут вам улучшить голос:

  • Резонансная настройка . Встаньте прямо, расслабьте мышцы лица. Сделайте вдох и на выдохе тяните звук «Иииии». Внимание на макушке головы. Отдохнули. Теперь тянем звук «Ээээ», внимание на горло, стараемся ощутить вибрации голосовых связок. Далее тянем звуки «Ааааа» и «Оооо», контролируем ощущения в области грудной клетки. Завершает упражнение звук «Уууу» (низ живота). Все звуки различны по высоте, самый высокий звук «И», самый низкий «У». Данное задание помогает улучшить тембр, придает голосу красоту. Рекомендуется три подхода.
  • Рычание льва . Проговорите тихонько звук «Ррр», при этом язык должен быть расслаблен и чуть приподнят к небу. Порычите немного, как рычит собака. Затем громко произнесите несколько слов с буквой «Р», акцентируя внимание на данном звуке. Вырабатывает силу голоса.
  • Кью Икс . Вытяните губы в трубочку, произнесите звук «Кью», затем растяните широкую улыбку, скажите «Икс». Чередуйте движения, сделав не менее 15 повторовю. Упражнение снимает зажимы артикуляционного аппарата, освобождает звучание.
  • Баскетболист . Представьте себе баскетбольный мяч (можно и настоящий мяч взять, если хотите) и начните его отбивать об пол, считая от 10 до 1 по нисходящей. Каждый счет – это один выдох. Затем подбрасываем мяч вверх, считаем от 1 до 10. Упражнение тренирует ощущение тональности звучания. Бросаем вверх – голос высокий, отбиваем от пола – низкий.

Теперь возьмите любую книгу громко зачитайте несколько строк. Ощущаете, как изменился голос? Тем, кто заинтересовался методикой развития голоса, рекомендую обратить внимание на видеокурс Екатерины Пестеревой «Язык мой – друг мой» . Здесь найдете множество профессиональных упражнений для тренировки голоса и дикции.

Всем остальным предлагаю посмотреть это видео:

Текст речи – визитная карточка оратора

Да-да, самые знаменитые ораторы – это, как правило интеллектуалы во всех смыслах этого слова. Оратор должен обладать богатым словарным запасом. Оратор обязан уметь выстраивать логические цепочки, умело использовать сравнения и метафоры в своем выступлении.

На первый план выступает грамотность составления текста речи. Не буду долго задерживаться на этом моменте. Про построение публичного выступления я уже писал .

Основные требования к тексту речи:

  • Материал для речи должен быть тщательно подобран и логически увязан;
  • Речь должна иметь привлекательное и лаконичное название;
  • Выступление должно быть ориентировано на определенную аудиторию;
  • Текст речи должен быть разбит на логические части для лучшего восприятия;
  • В процессе выступления должна учитываться эргономическая составляющая – внимание слушателей. Оратор постоянно переключает внимание зала с помощью специальных .

Важность детальной работы над текстом хорошо иллюстрирует это видео. Смотрим?

Взаимодействие

Хороший оратор – это не только интеллектуал и логик, но еще и выдающийся артист, чуткий слушатель и умелый лидер. Тема выступления может нравится, а может и не нравиться залу. Конкретному оратору как личности слушатели могут симпатизировать, а могут изначально отнестись предвзято.

Мастерство оратора заключается в умении направить восприятие зала в нужное русло, которое будет выгодно самому выступающему. Оратор-профессионал обставит все таким образом, что его противники к концу речи станут сторонниками и единомышленниками.

Выступающий должен уметь:

  • Проявлять неподдельный интерес к своей аудитории, вести диалог и быть вежливым;
  • Показать слушателям, что он «сделан из того же теста», что и они. Избегать раздражающих публику факторов: неряшливости в одежде, надменности позы, суетливости.
  • Корректно отвечать на вопросы зала;
  • Быть дальновидным, уметь просчитывать реакцию публики на то или иное высказывание;
  • Управлять ходом дискуссии, возникающей по ходу выступления.

Предлагаю посмотреть еще одно видео – небольшой ролик от Владимира Соловьева, этого мастера человеческих интриг и талантливого телеведущего. Знаток публичных выступлений поведает нам об искусстве входить в контакт со слушателем.

Послесловие

Где бы вы ни изучали основы ораторского мастерства – на онлайн курсах, в ораторском клубе или самостоятельно по учебнику дома – вам придется работать над своим голосом, лидерскими качествами и содержательностью речи. Владение этими навыками позволит вам стать интересными собеседниками, сделает вас уверенными в себе и раскрепощенными на публике.

Все необходимые упражнения вы сможете найти в книге тренера публичных выступлений Евгении Шестаковой «Говори красиво и уверенно» . Теоретический материал изложен интересно и увлекательно, задания просты и доступны даже детям.

Всего доброго. Ваш Юрий Окунев.

Самоучитель ораторского искусство – это практические уроки для самостоятельной отработки навыков публичных выступлений. К сожалению, в одной статье я не смогу уместить весь свой 15-летний опыт выступлений, но если Вы даже внедрите то, чем я здесь поделился, Вы значительно повысите уровень мастерства в качестве оратора.

Урок №1. Волнуйтесь на здоровье

Если у вас тонкие и кривые ноги, если у Вас три волосинки и глаза выпуклые, если у вас голос никакой, гордитесь – Вы МАСЯНЯ.

Волнение – чувство, знакомое практически всем начинающим ораторам. Но по сути, ничего страшного в том, что Вы волнуетесь, нет. Наоборот, присутствие волнения – это показатель того, что Вы ответственно относитесь к своему выступлению. Если бы Вам было все равно, Вы бы так не переживали. Я думаю, что все великие ораторы волнуются в начале выступления. И чем больше аудитория, тем больше волнения. Несмотря на то, что мне приходится выступать, я каждый раз перед выходом испытываю волнение. Лично у меня коленки дрожат. Но эта дрожь проходит через 3-5 минут после выхода на сцену. Один оратор по этому поводу говорил: «За две минуты до выхода на сцену меня легче пристрелить, чем выйти на публику, зато за пять минут до окончания выступления меня легче плеткой избить, чем выгнать со сцены». Волнение проходит, как только мы начинаем выступать, начинаем говорить. Главное – выдержать первые 3-5 минут. Потом становится значительно легче. Более подробно о том, как перестать волноваться перед выступлениями,

Урок №2. Рояль в кустах

Рояль в кустах – это наличие домашних заготовок. Когда у Вас есть домашние заготовки, который выглядят экспромтом, Вы поражаете своих слушателей оригинальностью, быстротой реагирования, и аудитория получает от этого удовольствие.

Иногда в лекциях я задаю вопрос, на который аудитория знает ответ. И дает его сто процентов. На что я ставлю руки на пояс и с недоумением спрашиваю: «Откуда Вы это знаете?» Либо, когда мне говорят комплименты, хвалят меня, я говорю: «С этого момента поподробнее, пожалуйста». Обычно это вызывает смех, улыбки, люди получают удовольствие и радость, что их располагает к моим выступлениям.

Домашние заготовки – это не только запас каких-то фраз. Это могут быть и анекдоты, и истории, и крылатые выражения, и метафоры, и аналогии, и стихи. Все, что подходит в данный момент. Ко мне иногда подходят участники лекций и рассказывают о своих проблемах. На что у меня есть заготовленная история «А могло быть и хуже…» Когда я ее рассказываю, они получают пользу, смеются, удивляются моей реакции на их ситуацию, а главное понимают, что все не так плохо, как им казалось.

Как находить заготовки? Слушать выступления других ораторов и отмечать моменты, когда аудитория смеется и ей что-то нравится. Читать литературу и подмечать моменты, которые Вам понравились. Собирать притчи, анекдоты, афоризмы и делать пометки, для какой темы они подходят, чтобы в нужный момент Вы могли вытащить свой рояль из кустов.

Урок №3. Используйтесь всё, что под рукой

Опытный оратор отличается тем, что может любой предмет или событие вплести в свое выступление. Это делает выступление живым и интересным. Создается впечатление, что все слушатели принимают в нем участие, а аудитория получает удовольствие от того, как оратор использует все во благо. Например, кто-то чихнул. Можно сказать: «Спасибо за поддержку, правду говорю!» Если звонит мобильный телефон: «Кстати, как можно использовать мобильный телефон в нашем бизнесе или в данном вопросе Если кто-то из зала выкрикивает нужный ответ на заданный вами вопрос: «Как приятно находиться в окружении профессионалов, людей, которые понимают, в чем суть данной проблемы».

Когда я провожу тренинги по ораторскому искусству, то для отработки данного умения предлагаю участникам выполнить следующее упражнение. Участники тренинга во время выступления показывают любой предмет, который есть у них под рукой. А задача оратора – вставить в свое выступление данный предмет. Не просто заявить и назвать его, а вплести этот предмет в свое выступление. После выполнения таких упражнений (когда тебе осознанно и специально мешают) участники начинают чувствовать себя значительно увереннее.

Как-то на тренинге по ораторскому искусству во время выступления одного участника на доску выполз таракан. Надо отдать должное выступающему. Он не растерялся, а применил его в своем выступлении: «Как только начинаешь говорить о выгоде и пользе, как появляются новые желающие воспользоваться продукцией нашей компании!» Он использовать таракана в своем выступлении, не растерялся, не запнулся от неожиданности, а наоборот, сделал из этого преимущество. Реакция аудитории была потрясающей. Все высказывали комплименты по поводу того, как оратор применил таракана в своем выступлении.

Используйте различные предметы или события во время ваших выступлений и вплетайте их в свою речь!

Урок № 4. Затрагивайте все каналы восприятия информации

В психологии выделяют три основных канала восприятия информации: визуальный, аудиальный, кинестетический. Условно людей с разными каналами восприятия информации называют: визуалы, аудиалы и кинестетики.

Визуалы – это люди, которые преимущественно воспринимают информацию зрительно. С помощью картинок, образов. Для того чтобы они лучше воспринимали информацию, им необходимо рисовать на доске, что-то показывать или изображать. Им необходимо все видеть собственными глазами.

Аудиалы – это люди, которые преимущественно воспринимают информацию через слух. Им важно, что Вы говорите. Им хочется побольше услышать, нежели чем увидеть. Они информацию лучше воспринимают на слух.

Кинестетики – это люди, которые воспринимают информацию через ощущение, чувства. Чтобы они лучше восприняли информацию, им необходимо давать попробовать, понюхать, пощупать, подержать в руках то, о чем Вы говорите.

Урок №5. Готовьтесь к выступлениям

Большинство людей хотят обрести уверенность в себе, решительность и самообладание, когда выступают на сцене перед публикой. Один из способов достичь такого результат – это готовиться к выступлениям.

Уверенность в себе прямо пропорциональна времени, затраченному на подготовку. Чем больше времени Вы готовились, тем увереннее Вы себя будете чувствовать перед публикой. Хорошая подготовка прогоняет страх. Выйти на сцену неподготовленным – это все равно, что предстать на ней голым.

На Украине живет и работает прекрасный педагог, писатель, оратор, бизнесмен, миллионер Владимир Спиваковский. Уникальная личность, выступления которого затрагивают струнки души каждого, кто его слушает. Один из секретов его успешных выступлений заключается в том, что, несмотря на то, что он не постоянно на публике, он все остальное время готовится к выходу: вынашивает идеи, осознает и перепроверяет их. Он готовится к своим выступлениям.

Для того чтобы чувствовать себя уверенно, необходимо готовиться к своим выступлениям.

Урок №6. Репетируйте

-А можно не готовиться и хорошо выступать? – спросил я одного легендарного спикера.

-Можно! – ответил он. И продолжил: — Как-то я присутствовал на празднике в одной компании. Меня пригласили на сцену как почетного гостя, вручи цветы. Один из организаторов предложил произнести напутствие сотрудникам этой компании. Я спросил: «На что сделать акцент?» Мне ответили «На что пожелаете». – «А сколько у меня времени?» — «Сколько хотите!» Времени на обдумывание не было. И я выступил с короткой, но пламенной тридцатиминутной речью о пользе позитивного мышления. И хотя я выступал без подготовки, аудитория была в восторге от услышанного и благодарила меня за выступление.

— Как же у Вас получается выступать на семинарах без подготовки? – задал я следующий вопрос.

— Витя, получилось хорошо только потому, что я с этой темой выступаю очень давно и у меня большой опыт, — ответил он.

Если Вы имеет богатый лекторский опыт, если во время выступления Вы легко и свободно подбираете слова, если Вам удаются экспромты, тогда Вам незачем готовиться. Но если дело обстоит по-другому, то, наверное, стоит все-таки уделять внимание подготовке к выступлениям.

Так что к своим выступлениям все-таки лучше готовиться. Как говорят, «Гений – это 99% труда и 1% таланта». И если Вы хотите успешно работать с аудиторией, необходимо уделять внимание своей речи еще до выхода на сцену. Когда Вы готовы к выступлению, знаете, о чем собираетесь говорить, Вы чувствуете себя увереннее.

Когда Ваши мысли оформились, прорепетируйте свою речь от начала до конца. Проговаривая выступление, представляйте, что перед Вами слушатели. Представляйте их явно, и, когда Вы действительно окажетесь перед публикой, Вам все покажется привычным. Чем чаще Вы будете это делать, тем увереннее Вы почувствуете себя, когда придется выступать.

Если есть возможность, выступите перед своими родными, близкими или друзьями. Никого нет рядом? Можно пересказать речь своим домашним животным. Например, коту или собаке, или попугаю.

Будет хорошо, если Вы запишите свое выступление на диктофон. На видеокамеру не рекомендую. Когда впервые видишь со стороны, это вызывает смущение и дискомфорт. Если уж смотрите на себя через видеокамеру, постарайтесь, чтобы Вы были в комнате одни.

Можно сделать «холодную» репетицию. Когда Вы стоите в очереди или едете в транспорте, можно попросить посторонних людей послушать Вашу речь. Таким образом, можно и потренироваться, и заодно привлечь к своему бизнесу заинтересовавшихся вашим выступлением людей.

Как репетировать

  • Репетируйте, чтобы запомнить идеи, а не слова
  • Репетируйте вслух
  • Каждый раз репетируйте от начала до конца
  • При использовании наглядных пособий репетируйте вместе с ними
  • Если возможно, репетируйте вместе со слушателями.

Урок №7. Рефлексируйте

Только после того, как сделал дело, понимаешь, с чего надо было начинать.

Также следует отметить: была ли последовательность изложения, или были скачки и повторы? По всем ли пунктам были приведены примеры и истории? Были ли пояснены основные тезисы? Ясно и четко излагали мысли? Удалось ли привлечь и удержать внимание аудитории? И так далее. Проводя анализ своих выступлений и выступлений других спикеров, можно значительно улучшить свое мастерство публичных выступлений.

Урок №8. Говорите так, чтобы Вас понимали все

Избегайте специальных терминов и словосочетаний в вашем выступлении. Специальные термины могут быть доступны только специалистам в данной сфере, а остальные могут не понять ваши слова и выключиться из вашего выступления. Выражайтесь простым языком. Но если в своей речи Вы использовали какой-то термин, то обязательно давайте необходимые пояснения.

В фильме «Я робот» есть замечательный диалог, где женщина-доктор говорит научным языком, а ее собеседник просит сказть то же самое простым языком. Диалог такой:

-Скажите, доктор Калвен, вы чем занимаетесь?
-Прежде всего, разрабатываю психологию робота. Правда, еще разрабатываю интерфейс интерактивного взаимодействия и программу комплексного взаимодействия технических модулей.
— Так чем вы тут занимаетесь?
-Пытаюсь сделать роботов похожими на людей.
-Что нельзя было сразу сказать?

Речь должна быть доступной, если вы желаете, чтобы человек думал над принятием решения, а не над тем, что только что услышал! Не надо любоваться тем, что Вы знаете какое-то научное слово. Наша задача – чтобы люди нас понимали и принимали решение сразу же после наших выступлений, а не раздумывали о нашем выступлении, как мы красиво и витиевато выражались. Более подробно об этом можете прочитать .

Урок №9. Повторение – мать учения

«Повторение – мать учения» — гласит народная мудрость. Ведь слушатели – практически как дети. Иногда пятилетнему ребенку необходимо повторить фразу несколько раз, чтобы он нас услышал: «Оля, надень носки… Оля, надень носки… Оля надень носки…», «Сережа, прибери игрушки…», «Сережа, прибери игрушки…», «Сережа, прибери игрушки…» . И только тогда, скорее всего, он Вас услышит. Точно так же и в ораторском искусстве. Чтобы аудитория услышала Вас, поняла Вас, и до нее дошел тот смысл, который Вы вкладываете, необходимо об этом сказать несколько раз. Есть такое мнение, что в первый раз слушатель воспринимает 15% информации, во второй раз – 75% и только в третий раз воспринимает полностью.

Если Вы желаете донести до Ваших слушателей какую-нибудь важную информацию, сделайте это несколько раз. Произнесите свою мысль, идею снова и снова. Может быть, другими словами, но сделайте это.

В одном селении жили два праведника. Но только к одному праведнику люди ходили слушать проповеди, а от второго, послушав его один раз, уходили к первому. И второй праведник решил узнать у первого, в чем его секрет. Приходит и спрашивает: «Почему к тебе люди приходят и остаются у тебя, а от меня постоянно уходят? Что ты им говоришь?» Первый праведник ответил: «Сначала я им говорю то, что собираюсь сказать. Потом я это же рассказываю подробно. А затем я повторяю то, что сказал раньше».

По такой же схеме проводится и презентация. Вначале мы заявляем то, о чем собираемся говорить (о продукции, о возможностях бизнеса), потом мы об этом говорим подробно, затем подводим итоги и призываем людей к действию.

Если вспомнить схему мотивационного выступления, то его условно можно делать по следующей схеме: тезис (основная мысль, которую Вы желаете раскрыть) – пример – вывод. Вывод обязательно следует делать после рассказанных примером и историй. Иногда за историями слушатели теряют основную мысль или идею. Поэтому ее следует повторить. Можно теми же словами, можно другими, но обязательно стоит повторить. Итак, еще раз: высказывание, пример, вывод (повторение высказывания).

Я знаком с основателем одной компании, блестящим оратором и мотиватором. Его выступления слушатели всегда слушают взахлеб. Один из приемов, который он часто использует в своих выступлениях, — именно прием повторения основных, главных мыслей. Иногда его повторения следуют сразу же за высказыванием основной мысли. Например: «В нашей компании можно иметь остаточный доход 2, 3, 5 тысяч долларов в месяц». Дальше раскрывает эту мысль, показывает, каким образом. И в конце снова повторяет: «Итак, давайте подведем итоги. В нашей компании можно зарабатывать остаточный доход 2, 3 и даже 5 тысяч долларов в месяц. Для этого необходимо сделать то-то и то-то. Действуйте!»

Итак, давайте подведем итоги. Для того чтобы Ваши слушатели на 100% усвоили Ваши мысли и идеи, их необходимо повторить несколько раз во время выступления. И всегда помните, повторение – мать учения.

Урок №10. Сделайте свою речь выразительной

Выразительность – это словесное оформление речи. Главная задача работы над выражением – найти «единственно нужное размещение единственно нужных слов».

Мысли, не облеченные в достойную словесную форму, не способны зажигать интерес, создавать настроение, будить ответную мысль, желание действовать, то есть, не способны воздействовать на аудиторию. Аристотель писал: «Недостаточно знать, что следует сказать, но необходимо также сказать это, как должно; это много способствует тому, чтобы речь произвела нужное впечатление. Выразительность – это средство воздействия на аудиторию. Выразительность делает мысль понятнее, зримее, а, следовательно, затрагивает эмоции и тем самым помогает реализовывать замысел. Чем сложнее предмет, тем большей должна быть степень наглядности. Кроме пояснения мысли, выразительность поддерживает контакт со слушателями, удерживает их внимание.

Более подробно о том, как сделать свою речь выразительной читайте .

Урок №11. Будьте эмоционально устойчивы

Одним из важнейших умений оратора является эмоциональная устойчивость во время выступлений. К сожалению, мы не всегда выступаем в идеальных условиях. Аудитория бывает разной, помещение бывает не очень подготовленным к проведению лекций и семинаров. Представьте себе, вы ведете презентацию, со скрипом открывается дверь, заходят еще три человека. Они садятся на свои места. Они ничего не говорили, но внимание к себе привлекли. Мало того, что оратор на них посмотрел, на них посмотрел и весь зал. Когда они пройдут, тогда уже можно продолжать выступление. Если оратора сильно отвлекли, он забывает о чем говорил, на чем остановился? Как сделать так, чтобы не терять мысль и помнить, на чем Вы останавливаетесь? Проще всего сделать, если держать внимание на своем выступлении, а не на тех слушателях. Да, вы сделали паузу, но ваше внимание на выступлении. Они прошли, вы рассказали анекдот, чтобы собрать снова внимание аудитории (да и собраться самому), и снова продолжаете выступление.

Как натренировать свое внимание? Можно делать такое упражнение в паре с кем-нибудь: каждый читает свое стихотворение построчно, строчку один, строчку другой. Каждый старается прочитать свое стихотворение от начала до конца. При этом Вы слушаете, что говорит ваш партнер, и в то же время, вам необходимо продолжать рассказывать свое стихотворение дальше. Если Вы сбились, ничего страшного. Начинаете читать свое стихотворение заново. И так рассказываете стихотворение до тех пор, пока не будете не сбиваться, когда Вам создают помехи.

Если не с кем тренироваться, то можно включить радио, телевизор, музыкальный центр и начать рассказывать стихотворения. Громкостью регулируете уровень своей эмоциональной устойчивости. Чем громче, тем устойчивее к сбивающим помехам Вы будете. Потренировавшись таким образом, Вы будете чувствовать себя гораздо спокойнее и увереннее, даже если во время выступления будут раздаваться шорохи, звонки мобильных телефонов, кто-то другой будет разговаривать. Вас это не будет отвлекать.

Урок №13. Создавайте картинки

Очень часто слушатели легко воспринимают нашу информацию приведенным образом, созданным картинкам, которые мы рисуем в своих выступлениях словами. Особенно это важно, если мы излагаем сложную для восприятия информацию.

Когда ученики спросили Христа, почему он говорит с народом притчами, он ответил: «Они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют» . Он сравнивал Царство Небесной с закваской, с закинутым в море неводом, с купцами, ищущими жемчужины.

Другой пример. Если Вы хотите создать у слушателей ясное представление о размерах страны, не оценивайте ее площадь в квадратных километрах, а назовите города, которые могли бы разместиться на ее территории, и сравните численность ее населения с тем городом, где Вы выступаете. Слушателям необходимо создавать картинки, образы. Объяснять непонятное через известное. Более подробнее о создании картинок и образов во время выступлений читайте .

Урок№14. Имейте соответствующий имидж

«Встречают по одежке…» — гласит народная мудрость. Правда, «… провожают по уму» . Почему аудитория встречает оратора по одежке? Ведь у него такая светлая душа, он добрый и порядочный. Желает людям только добра. Почему же они смотрят на то, как он выглядит? Дело в том, что все новое, все неизвестное у людей, точно так же как и у животных, вызывает страх. Страх перед неизвестностью. Выходит на сцену оратор, которого мы не знаем. Он еще до микрофона не дошел, еще не поприветствовал аудиторию, не сказал ей комплимент, чтобы расположить к себе аудиторию, но мы его уже видим. В нашем бессознательном вовсю «пошел процесс»: а что это за человек? Чего от него ожидать? Несет ли мне этот человек угрозу, зло? Или несет мне добро, процветание, благополучие, богатство, успех? Если человек несет мне зло, то скорее бы его выступление закончилось. А если процветание, богатство, успех, то, наверное, с ним можно и нужно сотрудничать и взаимодействовать. И сидящие в зале начинают воспринимать исходящую от оратора речь, когда бессознательное дает сигнал: все в порядке, все хорошо, его можно слушать. Итак, благодаря соответствующему имиджу мы располагаем к себе аудиторию, вызываем желание у слушателей воспринимать нашу информацию. О том, как внешний вид влияет на восприятие речи, напишу отдельную статью. Следите за обновлениями.

Урок №15. Самый важный урок

Многие говорят о желании иметь хорошее здоровье, но кто действительно выходит на беговую дорожку по утрам? Многие говорят о желании похудеть, но кто действительно приходит в спортзал? Многие говорят о желании изменить свою жизнь, но кто действительно пытается что-то сделать? Многие имеют желание уверенно выступать, но кто действительно выходит на сцену?

Выступайте как можно чаще! Сколько книжек по легкой атлетике вы ни прочитаете, быстрее от этого вы бегать не станете. Для того чтобы быстро бегать, необходимо тренироваться, выходить на беговую дорожку и бежать. Сколько книжек вы бы ни читали о том, как научиться плавать, вы не научитесь плавать. Необходимо тренироваться в бассейне, на речке, в пруду. Как говорят по этому поводу: «Сидя на берегу, плавать не научишься!» Аналогично происходит и с выступлениями. Сколько бы книжек по ораторскому искусству Вы ни прочитали, лучше от этого выступать не станете. Для того чтобы хорошо выступать, необходимо просто чаще выступать.

Как-то у величайшего хоккеиста, Уэйна Грэтски, коррекспондент пытался выяснить, что же делает его самым результативным игроком:

— Вы очень эффективны, с чем это связано, каковы ваши принципы?

— Я просто играю, правила известны

— Как вы просчитываете вероятность попадания, что лежит в основе ваших действия?

— Вы знаете, я ничего не просчитываю, поскольку использую единственную точку зрения при иге.

— Какую?

— Я знаю точно, в каком случае я не попаду.

— Ну и в каком же?

— Если я не ударю!

Секрет самого результативного игрока в хоккее заключается в том, что он старался как можно чаще бросать шайбу в ворота соперника. И чем больше он совершал попыток, тем больше он забивал голов. Другими словами, он не думал, как лучше бросить, он не читал, как лучше бросить, он просто совершал броски. То же самое происходит и в бейсболе, и в баскетболе, и в футболе, и в других видах спорта.

По этому поводу есть сетевой анекдот.

Новичок спрашивает у своего спонсора, который легко проводит результативные «холодные контакты»

— Как Вам удается иметь такой успех на «холодных контактах»?

— Очень просто, мне нравится человек, я к нему подходу и спрашиваю: «Вам интересно стать спонсором для других?»

— Могут, конечно… и отправить куда-то.

И вдруг, довольно ухмыльнувшись:

— Но соглашаются чаще!

Чтобы успешно проводить «холодные контакты», их необходимо проводить, ими заниматься. Чтобы легко продавать, необходимо заниматься продажами. Точно так же и с выступлениями. Используйте любую возможность выступать. Когда на мои тренинги приходят молодежь, студенты, учащиеся средних школ, я радуюсь за то, что они узнают о многих идеях в столько юном возрасте. И у них есть огромные выступления, чтобы войти во взрослую жизнь с умением уверенно держаться на сцене. Лично я начал выступать, когда мне исполнилось 25 лет. Сколько времени я потратил понапрасну! Если бы я еще в учебных заведениях выступал, я бы уже точно был настоящим Цицероном или Демосфеном. Выступайте как можно чаще! Выходите на сцену и говорите! Вставай и говори! И помните: «Деньги лежат на сцене!»

Заключение

Итак, самоучитель ораторского искусства – это набор практических уроков и рекомендаций, как Вы можете самостоятельно улучшить свое мастерство публичных выступлений. Внедрив эти советы в практику, Вы в разы повысите свой профессионализм в качестве оратора. Правда, на это уйдет некоторое время. Все зависит от вашей скорости обучения.

Если Вы хотите быстрее овладеть навыками высокооплачиваемых спикеров, то переходите по ссылке сюда: https://goo.gl/78GryW

Добавляйте статью в закладки, чтобы не потерять на просторах Интернета, и делитесь ее с друзьями через социальные кнопки ниже!

Основатель бизнес-сообщества «Новое Поколение Спикеров»

P.P.S. Спикерами не рождаются, ими становятся.