Виды эпох в истории. Стили и направления в изобразительном искусстве

Лекция «Тема № 2»

Эпохи, стили, направления

Художественное произведение – это форма существования искусства. Оно отражает мир во всей сложности многообразия, эстетического богатства.

Художники* всегда стремятся правдиво передавать мир. В процессе творчества рождается определённый художественный метод, поэтому правда в искусстве не всегда тождественна правдоподобию.

В формировании художественно – образных приёмов, методов участвуют многие социальные и культурные предпосылки, связанные с представлениями о правде, с религиозно – идеологическими воззрениями общества, с мировоззрением собственно художника.

Исторически сложившиеся структурное единообразие художественных приёмов, художественного языка, взаимоотношений содержания и формы, объединяющее в данную эпоху произведения мастеров, работавших в разных видах и жанрах искусства, называется стиль .

Слово стиль может употребляться в широком смысле – стиль жизни, стиль игры, стиль одежды и т. п., и в узком – «стиль в искусстве».

В разных исторических эпохах Стиль проявляется в отдельных видах, которые называются актуальными.

Общественное развитие происходит неравномерно. Если оно носит замедленный характер как в Древности, то смена системы художественных форм происходит очень медленно на протяжении тысячелетий, столетий, то такое развитие принято называть художественная эпоха.

Позднее, с XVII в. мировое общественное развитие значительно ускоряется, искусство сталкивается с многообразными задачами, обострением социальных противоречий, поэтому происходит быстрая смена стилей.

В искусстве ХІХ – ХХ веков проявляются лишь отдельные стилистические тенденции, идеологическая неустойчивость общества препятствует образованию единых стилей и возникают быстро сменяющие друг друга направления.

Первобытное искусство (20000 – 5000 лет до н.э.) развивалось в полной зависимости от природы, от бытовых потребностей человека, было связано с магией. Характерно развитие керамики правильной формы, орнамента, резьбы, реалистического изображения животных (наскальные рисунки).

*Слово «художники» употребляется в широком смысле, т.е. художники, архитекторы, писатели и т.д. , т.е. создатели произведений искусства.

:

    Наскальная живопись с изображением животных. Росписи в пещерах Ласко (Франция), Альтамира (Испания), Тассилин Аджер (Северная Африка).

    Скульптурные изображения женщин, так называемые палеолитические Венеры.

    Мегалитические сооружения Стонхендж (Англия), Каменная могила (Украина).

Древние деспотии (искусство междуречья и Древнего Египта (5000 лет до н.э. – VIII в до н.э.)) представляют собой художественную эпоху. За этот период происходит множество художественных открытий, но главное, что определяет эпоху остается неизменным:

Полное подчинение религии,

Развитие погребальных культов,

Развитие канонов во всех видах искусства,

Становление основ строительной техники,

Синтез искусств в архитектуре,

    гигантизм.

Основные памятники и ведущие художники :

    Междуречье.

    Быки – шеду из дворца Саргона ІІ в Дур Шуррукине.

    Арфа с головой быка из царской гробницы Ура.

    Ворота богини Иштар. Вавилон.

Древн ий Египет:

    Пирамиды в Гизе

    Храмы амона Ра в Карнаке и Луксоре

    Храм Абу Симбел

    Тутмос. Скульптура. Голова царицы Нефертити

    Скульптура царского писца Каи

    Фаюмский портрет юноши в золотом венце

Античность (искусство Древней Греции (VII-Ш век до н.э.) и Древнего Рима (ІІІ век н.э)) объясняла мир мифологически. Это был одновременно реалистический и иллюзорно – фантастический взгляд на мир. В искусстве это выражается в:

    героизации идеального образа

    гармонии внутреннего и внешнего облика

    гуманизации искусства

Скульптура становится актуальным искусством. Античные художники передают образ совершенного человека с высочайшим мастерством и реалистичностью. В Древнем Риме развивается скульптурный портрет.

Античность выработала строительные системы, которыми мы пользуемся до сих пор. В Древней Греции сложилась ордерная строительная система, это сочетание колонн и перекрытий, а в Древнем Риме на основе открытия цемента использовали круглую арку и купол. Создали новые типы общественных и инженерных построек.

:

    Кносский дворец, о. Крит

    Львинные ворота, Микены

Древняя Греция:

    Архитектурный ансамбль Парфенона (основные храмы: Парфенон, Эрехтейон).

    Пергамский алтарь.

    Галикарнасский мавзолей.

    Фидий (скульптор). Скульптурное оформление Парфенона.

    Фидий. Скульптура Зевса Олимпийского.

    Мирон (скульптор). Дискобол.

    Поликлет (скульптор). Копьеносец.

    Скульптура. Венера Милосская.

    Скульптура. Ника Самофракийская.

    Скульптура. Лаокоон.

Древний Рим:

    Пантеон в Риме (храм всех богов)

    Колизей, амфитеатр Флавиев (Рим)

    Понт Дю Гар (Франция)

    Конная статуя Марка Аврелия

    Колонна Траяна (Рим)

Средневековое искусство (V – XVI в) подчинено христианской идеологии, наполнено аллегориями и символами. Характерен синтез искусства подчиненного христианской литургии. Актуальным видом была архитектура.

Эпоха делится на два периода: романское (XI – XII в.) и готическое (конец XII – XIV в.)

Романская архитектура использует конструктивные особенности архитектуры Древнего Рима (Rоmа). Романские соборы строят в форме базилик, они тяжеловесны с темными интерьерами, с двумя круглыми в плане башнями на фасаде здания. Скульптура украшающая собор плоскостна, схематична (чаще рельеф), расположена в основном над порталами.

Готическое искусство – это качественный скачок развития средневекового искусства. Собор сохраняя форму базилики, строится теперь на основе новой каркасной системы. Суть которой состоит в том, что используя стрельчатую арку строится кирпичный каркас. Промежутки между столбами – опорами (контрфорсами) заполнены окнами – витражами. Поэтому интерьеры становятся как бы пронизанными светом. Здание обильно украшено скульптурой, архитектурным декором. Фасад фланкируют башни теперь квадратные в плане. Фасад собора единственно настоящая стена богато украшена скульптурой. Теперь преобладает очень реалистическая, круглая скульптура. Над главным порталом находится круглое резное окно, которое называют «роза».

Поздняя готика (ХV – ХVI в.) отличается архитектурным декором фасада – напоминает языки пламени, исчезает окно – роза. Такая готика получила название пламенеющая.

Основные памятники и ведущие художники :

    Вормский собор (Германия) – романская архитектура

    Нотр Дам де Пари (Париж) - готическая

    Кёльнский собор (Германия) – поздняя

    Собор Святой Анны (Вильнюс, Литва) – пламенеющая

После распада Великой Римской империи в IV в н.э., она разделилась на Западную со столицей в Риме и Восточную со столицей в Византии. В Западной развивался католицизм и, соответственно, романская и готическая культура. А в Восточной (она стала называться Византия ) распространялось православие. В Византии вся культура тоже была подчинена религиозной идеологии. Византия существовала с IV по XV в. но наивысшего расцвета искусство достигло в период правления Юстиниана (VI в н.э.). В архитектуре православию соответствовали центрические, купольные, а позднее крестово-купольные соборы. Развивается живопись монументальная (мозаика и фреска) и станковая (иконопись). Подчиняясь религиозной догме, живопись была строго канонизирована.

Основные памятники и ведущие художники :

    София Константинопольская (г.Стамбул)

    Церковь Сан Апполинаре (г.Равенна)

    Церковь Сан Витале (г.Равенна)

Древнерусское государство (X – XVII вв.) восприняло Православие, соответственно крестово-купольную систему храмовых построек и живописный канон. Но в процессе развития выработало неповторимые национальные черты. Складывается национальный тип храмовой постройки: крестово-купольные, кубовидные с волнообразным или килевидным завершением стен (закомар). Купола подняты на высокие барабаны.

В строго канонизированной живописи преобладает славянский тип лица, появляются русские святые, национальный орнамент и вся характеристика образов становится более человечной.

Влияние народного зодчества очень сильно проявлялось в перенесении художественных прислов, декора, цвета в каменное строительство и называлось «узорочье» (XVI – XVII в.) . Народные технические приёмы воплотились в появлении каменных и шатровых храмов.

Основные памятники и ведущие художники :

    София Киевская, г. Киев. (13 куполов)

    Дмитриевский собор, г. Владимир. (1 купол)

    Церковь Параскевы Пятницы, г. Чернигов. (1 купол)

    Аристотель Фиорованти. Успенский собор Московского кремля. (5 куполов)

    Икона Владимирской Богоматери.

    Храм Василия Блаженного (Покрова что на рву), г. Москва.

    Икона Покрова с портретом Б.Хмельницкого.

    Оранта. Мозаика Софии Киевской.

    А.Рублев. Троица (икона).

Возрождение (Renessanse) как основание античного наследия на новом историческом этапе возникло в Италии, здесь в конце XIII – XVI веках возрождались гуманистические идеалы античности. Отсюда название эпохи «Возрождение». Эпоха Возрождения утверждает что мир познаваем, а человек – титаническая личность, способная изменить мир. Художники открыли индивидуальность человека, поэтому появился портрет; они разработали теорию и практику перспективы, художественно освоили анатомию человеческого тела, разработали гармонию композиции, использовали цветные эффекты, изображение обнаженной натуры, женского тела было зримым аргументом борьбы со средневековым аскетизмом.

В скульптуре главным становится образ челнока, а не божества. Сложились основные типы скульптуры: монументальная и декоративная. После античности вновь возрождается конная статуя.

В архитектуре наряду с требованием античных форм (использованием аркад, греческого портика) происходит выработка собственного художественного языка. Создается новый тип общественных сооружений, городской дворец (плац) и загородные дома – вилы..

Основные памятники и ведущие художники :

    Джотто ди Бонде. Росписи капеллы дель Арена, г. Падуя.

    Ботичелли. Рождение Венеры.

    Леонардо да Винчи. Джокона. Мона Лиза.

    Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах.

    Леонардо да Винчи. Роспись «Тайная вечеря» (г. Милан).

    Рафаэль Санти. Сикстинская Мадонна.

    Рафаэль Санти. Росписи в Ватикане (Стансы Ватикана, Рим).

    Микеланджело. Скульптура. Давид.

    Микеланджело. Росписи потолка Сикстинской капеллы (Ватикан)

    Джорджоне. Юдифь.

    Джорджоне. Гроза.

    Тициан. Портрет папы Павла ІІІ с племянниками.

    Тициан. Молодой человек с перчаткой.

    Тициан. Ассунта.

    Веронезе. Брак в Кане Галилейской.

    Брунеллески. Церковь Санта Мария дель Фьоре, г. Флоренция.

    Палладио. Вилла под Римом.

    Донаттелло. Конная статуя Гаттамелаты, г. Падуя.

В странах Северной Европы (Нидерланды, Германия, Франция) идеи Возрождения проникают с конца XV века. Своеобразие национальных культур, средневековые традиции в сочетании с идеями Итальянского Возрождения, выработали своеобразный стиль, который принято называть Северное Возрождение.

XVII век – время интенсивного образования национальных государств, национальных культур, становления абсолютной власти в одних странах и зарождения буржуазных отношений в других. Стало невозможно выразить в одной художественной формуле сложность и противоречивость эпохи, поэтому в XVII веке возникло многообразие художественных форм, т.е. стилей. В XVII веке появились стили: классицизм, барокко, реализм.

Основные памятники и ведущие художники :

    Дюрер. Портрет Венецианки.

    Дюрер. Четыре Апостола.

    Дюрер. Графические иллюстрации к «Апокалипсу»

    Ван Эйк. Мадонна Канцлера Роллена.

    Ван Эйк. Гентский алтарь.

    Братья Лимбурги. Миниатюры «Великолепного часослова герцога Беррийского».

    Брейгель. Слепые.

    Босх. Корабль дураков.

Барокко – самый распространённый стиль XVII в. Это искусство построенное на контрастах, асимметрии, тяготению к грандиозности, перегруженности декоративными мотивами.

В живописи и скульптуре характерно:

    диагональные композиции

    изображение преувеличенного движения

    иллюзорность изображения

    светотеневые контрасты

    яркий колорит, живописное пятно (в живописи)

В архитектуре :

    гнутые, волютообразные формы

    асимметрия

    использование цвета

    обилие декора

    желание обмануть глаз и выйти за реальное пространство: зеркала, анфилады, плафоны на потолках, изображающие небо.

    ансамблевая организация пространства

    синтез искусств

    контраст вычурно украшенной декором архитектуры и четкая геометрия садов и парков, или городских улиц.

Барокко торжествовал в тех странах, где господствовал феодализм и католическая церковь. Это такие страны: Италия, Испания, Фландрия, позже Германия и в XVIII веке – Россия. (в архитектуре)

Основные памятники и ведущие художники :

    Караваджо. Лютнист.

    Рубенс. Персей и Андромеда.

    Рубенс. Автопортрет с Изабеллой Брант.

    Бернини. Скульптура «Экстаз Святой Терезы»

    Бернини. Скульптура «Аполлон и Дафна»

    Жюль Ардуен Мансар.Версальский дворец (Франция).

    Бернини. Площадь Святого Петра в Риме.

Классицизм (лат. образцовый). Французский абсолютизм XVII в. регламентировал жизнь, заключая ее в жесткие рамки государственности. Герой классицизма не свободен в своих действах, а подчинен строгим нормам, общественному долгу, смирение чувств разумом, следование абстрактным нормам добродетели – таков эстетический идеал классицизма.

Образцом для себя классицизм XVII в. избрал греческую античность. В архитектуре используется греческий ордер. В скульптуре – идеальные мифологические образы. В живописи:

    строгая величавость

    возвышенная красота образов

    горизонтальная или кулисная композиция

    тщательный отбор деталей и цвета

    стандартность образов, театральность жестов и чуств

Основные памятники и ведущие художники :

    Пуссен. Аркадские пастухи.

    Пуссен. Времена Года.

    Лоррен. Похищение Европы.

Голландская культура. В XVII в. в странах, где зарождался капитализм, велась борьба за национальную независимость. Победа бюргерства определили характер Голландской культуры, рождение реализма, появление самостоятельных жанров станковой живописи (портрет, бытовой жанр, натюрморт).

Основные памятники и ведущие художники :

Голландия XVII :

    Рембрандт. Автопортрет с Саскией на коленях

    Рембрандт. Возвращение блудного сына.

    Вермар Дельфтский. Девушка, читающая письмо.

    Вермар Дельфтский. Географ.

    Терборх. Стакан лимонада.

    Хальс. Цыганка.

Испания XVII :

    Веласкес. Пряхи.

    Веласкес. Портрет папы Иннок Х

    Веласкес. Сдача Бреды

    Веласкес. Портрет Инфланты Маргариты

    Эль Греко. Похороны графа Оргаса

Рококо. С началом XVIII столетия обозначился кризис французского абсолютизма. Строгий этикет сменяется атмосферой легкомыслия и наслаждений. Возникает искусство способное удовлетворять самые вычурные и изысканные вкусы – это рококо. Это полностью светское искусство, главная тема – любовные и эротические сцены, любимые героини – нимфы, вакханки, мифологические и библейские темы любви.

Это искусство миниатюрных форм свое главное выражение нашло в живописи и прикладном искусстве. Светлые колориты, дробные и ажурные формы, сложный орнамент, асимметрия, создающая ощущение беспокойства.

Основные памятники и ведущие художники :

    Ватто. Общество в парке.

    Буше. Купание Дианы.

    Буше. Портрет Мадам Пампадур.

    Фрагонар. Качели.

    Фрагонар. Поцелуй украдкой.

Просвещение. С 40-х годов во Франции появляется новый социальный слой зарождающийся буржуазии, так называемое «третье сословие». Именно это определило развитие нового философско-художественного течения Просвещение. Зародилось оно в недрах философии, и смысл его заключался в том, что все люди от рождения имеют равные возможности и только воспитание и просвещение (т.е. обучение), может выделить их из общей массы равных членов общества.

Основным жанром становится бытовая картина, изображающая скромный быт третьего сословия, прославляется добропорядочность и трудолюбие.

Основные памятники и ведущие художники :

    Шарден. Кухарка.

    Грёз. Балованное дитя.

    Гудон. Скульптура. Вольтер в кресле.

В Англии Просвещение зародилось в литературе, в конце XVII века. Поэтому бытовая живопись становится повествовательной, т.е. художники и графики создают целые серии картин, последовательно рассказывающие о судьбе героев и носят морально – назидательный характер. Для Английского Просвещения характерно развитие портретной живописи.

Основные памятники и ведущие художники :

    Хагарт. Модный брак.

    Гейнсборо. Портрет Герцогини де Бофор.

Русское Просвещение развивалось XVIII – начало XIX века, связано с идейно – философским течением. Русские Просветители: философы – Ф. Прокопович, А. Кантемир, М. Ломоносов и писатели – Татищев, Фонвизин, Радищев верили в безграничный разум человека, в возможность гармонизации общества через развитие творческих начал каждой личности, через образование. В это время в России стремительно развивается домашнее образование, открываются новые учебные заведения, развивается газетно-журнальное и книжное издательство.

Все это служило образовательным целям, воспитанию личности – «сына Отечества»; а значит развитию портрета.

Но русское Просвещение носило еще и антикрепостническую направленность, т.к. совершенно справедливо считали, что крестьяне (крепостные) тоже были наделены богатством умственных и эмоциональных способностей.

Основные памятники и ведущие художники :

    Аргунов. Портрет П.Жемчуговой.

    Никитин. Портрет напольного гетьмана.

    Ливицкий. Портреты Смолянок.

    Боровиковский. Портрет Лопухиной.

    Рокотов. Портрет Струйской.

    Шубин. Портрет Голицына.

    Фальконе. Памятник Петру I в Санкт Петербурге («Медный всадник»)

Но создавая идеальные образы крестьян искусство Просветителей конца XVIII – начала XIX в. сливалось с сентиментализмом .

Основные памятники и ведущие художники :

    Тропинин. Портрет А.Пушкина.

    Тропинин. Золотошвейка.

    Венецианов. Весна.

    Венецианов. На пашне.

Барокко в русской и украинской архитектуре. С появлением абсолютистских монархий, в том числе и в Ватикане – центре капиталистической церкви, усиливается парадность, пышность, театрализованность придворного искусства, что способствовало развитию барокко в архитектуре Италии и Франции в XVIII в, в России (XVIIIв.), Украине (“казацкое барокко”) вторая половинаXVII – XVIII в.

Особенности архитектуры барокко:

    синтез искусств в архитектуре

    ансамблевость (дворец в парке с большим количеством павильонов)

    возрастание декоративности, лепных украшений, скульптуры

    использование ордерных элементов: гнутых фронтонов, пучков пилястр или полуколонны, ниш, которые полностью закрывают стену и усиливают светотеневой контраст

    использование цвета: бирюзовая стена, белые архитектурные детали, золотая лепнина

    интерьеры: пышная декоративная театрализованность, анфилады, живопись с иллюзорными эффектами, использование зеркал

Украинское или «казацкое барокко» - это совершенно самостоятельный этап развития Европейского барокко. В нем нет дворцовой пышности. Используются гнутые фронтоны, «заломы» крыш и куполов церквей. Декор стен – это плоская резьба, белая по белому или светло-голубому фону стены. Вместо дворцов строятся дома казачей верхушки, канцелярии, коллегиумы. А культовая архитектура продолжает традиции народного деревянного зодчества (трех купольные соборы).

Основные памятники и ведущие художники :

    Растрелли. Зимний дворец (Санкт Петербург)

    Растрелли. Андреевская церковь (Киев)

    Григорович Барский. Церковь Николы на Набережной (Киев)

    Ковнир. Колокольня на Дальних печерах (Киево-Печерская Лавра)

    Ковнир. Покровский собор в Харькове.

В последней трети XVIII столетия во Франции произошла буржуазная революция. Её задачи, требования к гражданам общества совпадали с героико-гражданскими идеалами римской античности. В Древнеримском обществе личность, ее свобода и даже жизнь приносятся в жертву обществу. История трактовалась как деяние выдающейся личности. Именно герой, выдающаяся личность – носитель моральных ценностей общества. Это и стало образцом для художников конца XVIII в. и сложилось в последний великий общеевропейский стиль.

Классицизм (в творчестве Ж.Давида – принято говорить «революционный классицизм»).

Для живописи характерны художественные приемы классицизма XVII в. Но историческая картина отражает гражданственно – публицистическую тематику, а портреты в соответствии с идеалами революции отражали личность, образ современника великих перемен.

С начала XIX в. классицизм в живописи теряет гражданственность, остается лишь внешняя сторона: строгая логика композиции деталей, цвета, статуарность фигур. Таким образом классицизм в живописи превращается в академизм.

Основные памятники и ведущие художники :

    Давид. Смерть Марата

    Давид. Клятва Горациев

    Энгр. Одалиска

Классицизм в архитектуре. Во Франции в конце XVIII века, а в России с начала XIX века в архитектуре господствует стиль классицизм. Стиль сформировался под влиянием идей патриотизма и гражданственности на основе использования античных образцов. Композиционные приемы:

    симметричность; обычно главный корпус с портиком в центре и двумя флигелями

    скульптура сосредоточена на главном входе – портике. Часто используется скульптурное изображение колесницы, запряженной четверкой, шестеркой коней управляемых богиней Славы.

Классицизм связан с ростом городов, потребностью организации их пространства. В России классицизм появляется как идея универсального стиля, который создает единые строительные приемы; использование местных материалов, штукатурки, создает новые типы зданий: гимназий, университетов, торговых домов, триумфальных арок, тип дворянской усадьбы.

Архитектурный стиль позднего классицизма называется ампир – завершая развитие стиля. Наряду с использованием античных форм (как греческих так и римских) появляются стилизованные египетские мотивы особенно в интерьерах.

Основные памятники и ведущие художники :

    Росси. Здание Генерального штаба (Санкт Петербург)

    Воронихин. Казанский собор (Санкт Петербург)

    Боженов. Пашков дом. Москва.

    Баретти. Здание университета. Киев.

    Суффло. Пантеон (Париж)

Романтизм. Великая Французская буржуазная революция закончилась реставрацией монархии. Стиль романтизм (начало XIX в.) явился результатом разочарования людей в возможности разумного преобразования общества на основе принципов свободы, равенства, братства. Стремление возвысится над прозой жизни, убежать от гнетущей обыденности, поэтому так велик интерес художников к экзотическим сюжетам, мрачной фантазии средневековья, теме борьбы за свободу. Художников интересует древний мир человека, его индивидуальная исключительность. Романтический герой всегда изображается в чрезвычайных ситуациях, обычно это гордый герой одиночка, переживающий яркие и сильные страсти. Это нашло выражение в выразительной и чувственной мощи цвета, где цвет начинает доминировать над рисунком.

Для живописи характерно:

    нервная возбужденность, экспрессия композиции

    сильные контрасты цветовых пятен

    экзотические темы, готическая символика

    программные произведения, т.е. основанные на исторических и литературных сюжетах

Основные памятники и ведущие художники :

    Жерико. Плот «Медузы».

    Делакруа. Свобода на Баррикадах.

    Рюд. Скульптурный рельеф «Марсельеза» на Триумфальной арке в Париже.

    Гойя. Махи.

    Гойя. Портрет семьи короля.

Исторические периоды принято выделять с точки зрения общих идей и направлений. Названия эпохам даются ретроспективно, после оценок прошлых событий. Такая периодизация сильно влияет на точность последующих исследований, поэтому тут стоит быть предельно осторожными. Какие исторические эпохи на данный момент представлены?

Хронология исторических эпох

Античность

В этой эпохе существует еще несколько основных периодов:

  • Ранняя античность;
  • Классическая античность;
  • Поздняя античность.

Этот период истории длился с начала VІІІ века до н. э., до конца VІ века н. э. культурное наследие античных времен сохранилось в быту, языке, культуре и традициях многих романских народов. Элементы классической античности долго сохранялись в ядре Восточной Римской империи до самого ІХ века н. э.

Средневековье

Средневековье. Наступило после конца античной эпохи. Началом этой ветви истории считается крушение Западной Римской империи в конце V века. А вот по поводу того, когда пришел конец эпохи, до сих пор существует много споров. Существует несколько вариантов того, что стало концом Средневековья:

В последнее время конец эпохи относится на XV-XVІ века. Вернее всего считать эту великую эпоху всемирным процессом, а также особенным периодом в развитии каждой страны. Какие есть эпохи в дальнейшем ракурсе истории?

Возрождение

Далее наступила эпоха Возрождения. Какой век относится к ее началу? Примерным отсчетом начала этой эпохи считается начало XІV века, а приблизительный конец наступил в XVІ веке. Самой отличительной и характерной чертой возрождения принято считать то, что она носила светскую сторону культуры и интерес к деятельности человека, а также к самой личности. Происходит возрождение античной культуры. Такая парадигма возникла после того, как произошли изменения в обществе Европы. В городах появились светские центры искусства и науки, деятельность которых была неконтролируема церковью. Страной зарождения этой эпохи стала Италия.

Барокко

Барокко. Центром этой культуры также считается великая Италия. В итальянских городах эпоха зародилась в XVІ-ХІVІ веках, а именно в Риме, Венеции, Флоренции и Мантуе. Такой поворот истории принято считать началом триумфа становления «западной цивилизации». Какая эпоха начинается вслед за неожиданным Барокко?

Классицизм

  • Классицизм. Это направление художественного стиля в европейском искусстве наступило вслед за Барокко в XVІІ веке, а завершилось в XІX. В основе такого направление лежал рационализм. Например, художественные произведения эпохи классицизма должны быть построены на строгих канонах. Для классицизма интерес представляло только вечное и неизменное. Классицизм установил строгую иерархию всех жанров, которые никак не подлежали смешиванию:
    • Эпопея;
    • Трагедия;
    • Комедия;
    • Сатира;
    • Басня.

Романтизм

Романтизм, наступивший в XVІІІ веке, утверждает духовно-творческую жизнь каждой личности, изображает сильные и боевые характеры. Распространение пошло на все сферы деятельности человека. Романтическим стали называть все странное, неизведанное, фантастическое, оригинальное, существующее только в книгах, а не в реальной жизни. Какие существуют эпохи после того, как нахлынуло романтическое восприятие действительности?

Импрессионизм

Импрессионизм зародился во Франции в XІX веке, а затем распространился по всему миру. Все представители такого направления старались изобразить все вокруг в реальных очертаниях, но в ракурсе подвижности и с внедрением своих впечатлений. Наиболее важным было правильно суметь передать свои впечатления в картине, в литературе и музыке.

Экспрессионизм

Экспрессионизм – это то течение в искусстве Европы, которое стало развиваться в ХХ веке во время становления модернизма. Наиболее большого признание и роста было достигнуто в Германии и в Австрии. Экспрессионизм стремится не только к тому, чтобы изобразить и передать действительность, но и к тому, чтобы наиболее четко передать все эмоции автора. Он реализовался во многих направлениях: живопись, театр, литература, музыка, танцы и архитектура. И это является первым течением, которое нашло свою реализацию в кинематографе.

Почему возникла эта эпоха? Это была болезненная реакция на уродство капиталистической цивилизации. Передавалось много эмоций: страх, тревога, разочарование и отчаяние. Для каждого экспрессиониста характерным является субъективность всего творческого процесса, потому как выражение должно преобладать над изображением. Тут часто можно уловить мотив крика и боли.

Радикальный конструктивизм

Радикальный конструктивизм – это не отражение реальности, а отражение каждым индивидуумом того, как он субъективно видит каждую реальную вещь. Ведь это происходит после того, как человек познает все вокруг. Каждый человек в эту эпоху рассматривается как закрытая система.

Неоклассицизм

Неоклассицизм. Творению, которое было создано в такой период, характерно проявление античности, возрождения, классицизма. Неоклассицизм характерен для удивительного архитектурного искусства и изобразительного направления в искусстве.

Какая сейчас эпоха развития? На данном историческом этапе наступило Новое время. В данный отрезок истории происходит становление новой цивилизации, системы отношений европейского мира и распространение в другие уголки мира. То, какие бывают эпохи, удивляет многих, оставляет различные загадки, которые будут разгадывать следующие поколения всего мира!

Основные периоды развития мирового искусства.

Первобытное искусство – искусство первого человека, племен, населявших нашу планету до появления первых цивилизаций. По территории оно охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени – всю эпоху существования человека, вплоть до наших дней, т.к. до сих пор существуют народности, живущие вне цивилизации. К предметам первобытного искусства относятся наскальные рисунки, скульптурные изображения, рельефы и рисунки на предметах быта, оружия, украшения и ритуальные предметы, архитектурные постройки культового характера.

Искусство Древнего мира это искусство первых цивилизаций: Египта, Греции, Рима и прилегающих государств и цивилизаций. Искусство тесно связано с языческими верованиями, практически полностью посвящено божествам и мифологическим героям. В ранние периоды искусство разных цивилизаций имеет схожие черты первобытного, но в более поздние периоды происходит резкое отличие в архитектурных постройках, принципах и правилах изображения человека, животных и т.д.

Средневековье – качественно новый этап в развитии всего европейского искусства, начавшийся с принятия странами западной Европы христианства, и в этом смысле объединивший тематику и направление стиля разных народов. Подразделяется на романский и готический стили.

Романский стиль - художественный стиль, господствовавший в искусстве Западной Европы (и в некоторых странах Восточной Европы) в основном в 10–12 вв. Главная роль отводилась суровой, крепостного вида архитектуре. Монастырские комплексы, храмы, замки располагались на возвышенностях и господствовали над местностью; их наружный облик отличался монолитной цельностью, был исполнен спокойной иторжественной силы, подчеркнутой массивностью стен и объемов, ритмом простого по формам архитектурного декора. Внутри здания Романского стиляделились на отдельные ячейки, перекрытые сводами (иногда куполами). В изобразительном искусстве главное место занимали монументальные рельефы на порталах храмов и резные капители колонн, а также книжная миниатюра, получившая в эту эпоху значительное развитие. Высокого уровня достигло декоративно-прикладное искусство Романского стиля– литье, чеканка, резьба по кости, эмальерное дело и т.п.

Готика (от итал. gotico, буквально – готский, т.е. относящийся к германскому племени готов) - художественный стиль, заключительный этап в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (12 - 15\16 вв). Готическое искусство оставалось культовым и религиозным, соотнесено с вечностью, с Божественным мирозданием. Моделью этого мироздания, символом Вселенной стал готический собор, сложная каркасная конструкция которого, торжественное величие и динамика, изобилие пластичности выражали как идеи небесной и земной иерархии, так и величие творческих сил человека. Живопись существовала преимущественно в виде витражей. В готической скульптуре застылость и замкнутость романских статуй сменились подвижностью фигур. В эпоху готики расцвела книжная миниатюра, появилась алтарная живопись, высокого уровня достигло декоративное искусство. Собственные варианты Готикискладывались в Испании, странах Скандинавии, Нидерландах, Чехии, Словакии, Венгрии, Польше и др. странах Европы.

Возрождение , Ренессанс - эпоха в культурном развитии ряда стран Европы (в Италии 14–16 вв., в других регионах – конце 15–16 вв.), переходная от средневековья к новому времени и отмеченная ростом светского, гуманистического, обращением к античности, "возрождению" его. В архитектуре и изобразительном искусстве эпохи Возрождения - открытие чувственности и многообразия окружающей действительности сочеталось с разработкой законов линейной и воздушной перспективы, теории пропорций, проблем анатомии и т.д. Наиболее сильно Возрождение реализовалось в Италии, где различают периоды Проторенессанс (13 и 14 вв.), Раннее Возрождение (15 в.), Высокое Возрождение (конец 15 –начало 16 вв.), Позднее Возрождение (16 в.). Крупнейшие мастера этой эпохи – Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Общепринятое, но условное понятие "Северное Возрождение" применяется к культуре и искусству Германии, Нидерландов, Франции; одной из главных особенностей этих стран является их связь с искусством поздней готики. Это произведения И. Босха, П. Брейгеля Старшего и др.

Барокко (итал. barocco– причудливый, странный), один из главенствующих стилей в архитектуре и искусстве Европы и Латинской Америки конца 16 – середины 18 вв. Искусству барокко свойственны грандиозность, пышность и динамика, приподнятость, интенсивность чувств, эффектная зрелищность, сильные контрасты масштабов и ритмов, света и тени. Интерьеры зданий украшались многоцветной скульптурой, резьбой, зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство. В живописи это эмоциональность, ритм, свобода мазка, в скульптуре –текучесть формы, ощущение изменчивости образа. Наиболее яркими представителями были П.П. Рубенс, А. ван Дейк.

Академизм – оторванность от практики, от жизненных реалий, направление, сложившееся в художественных академиях 16–19 вв. и основанное на буквальном следовании формам классического искусства эпох античности и Возрождения. Академизмнасаждал систему вневременных, "вечных" канонов, форм красоты, идеализированных образов.

Классицизм , художественный стиль в европейском искусстве 11–начала 19 вв., одной из важнейших черт которого было обращение к античному искусству, как к эталону. Художественное произведение рассматривалось как на плод разума и логики, торжествующих над хаосом и чувствами. В архитектуре Классицизма отличают логичность планировки и ясность объемов. В живописи основными элементами стали линия и светотень, локальный цвет. Неоклассицизм (18 – начала 19 вв) стал общеевропейским стилем, также формировался в основном во французской культуре, под сильнейшим влиянием идей Просвещения. В архитектуре это изысканный особняк, парадное общественное здание, открытая городская площадь, стремление к суровой простоте, драматизм исторических и портретных образов, господствование традиции академизма.

Романтизм - художественное движение в европейской и американской культуре конца 18 – начала 19 вв. - устремленность к безграничной свободе ибесконечному, жажда совершенства и обновления, личная и гражданская независимость. Разлад идеала и действительности лег в основу романтизма; утверждение самоценности творческой и духовной жизни человека, изображение сильных страстей, одухотворение природы, интерес к национальному прошлому сочетаются с мотивами мировой скорби, тягой к исследованию и воссозданию "теневой", "ночной" стороны человеческой души. Наиболее последовательная романтическая школа сложилась во Франции (Э. Делакруа).



Импрессионизм (от франц. impression – впечатление), направление в искусстве конца 19 – начала 20 вв. Зародился во французской живописи конце 1860-х гг.: Э. Мане О. Ренуар, Э. Дега изображали мгновенные, «подсмотренные» в реальности ситуации, использовали неуравновешенные композиции, неожиданные ракурсы, точки зрения, срезы фигур. К. Монеи др.выработали систему пленэра, создавали в своих картинах ощущение сверкающего солнечного света и воздуха., богатства красок. Название направления произошло от наименования картины К. Моне "Впечатление. Восходящее солнце" экспонировалась в 1874 в Париже. В картинах сложные цвета разлагались на чистые составляющие, которые накладывались на холст отдельными мазками, цветные тени, рефлексы. Понятие Импрессионизм вскульптуре – это стремление к передаче мгновенного движения, текучестью и мягкостью формы.

Натурализм (от лат. naturalis – природный, естественный), направление в искусстве, сложившееся в Европе и США в последней трети 19 в. и стремившееся к точному и беспристрастному воспроизведению реальности. Натурализм– это внешне жизнеподобное воспроизведение реальности, поверхностное изображение, пристрастие к воссозданию мрачных, теневых сторон жизни.

Модерн (франц. moderne – новейший, современный), стиль в европейском и американском искусстве конца 19 в. – 1910-х гг. Мастера модерна использовали новые технические и конструктивные средства, создание необычных, подчеркнуто индивидуальных по облику зданий, фасады построек модернаобладают динамичностью и текучестью форм. Одним из основных выразительных средств в модернестал орнамент. Для живописи модерна характерны сочетание "ковровых" орнаментальных фонов и натуралистической осязаемости фигур и деталей, силуэтность, использование больших цветовых плоскостей. Динамикой и текучестью форм отличается скульптура и графика модерна.Один изизвестных живописцев и графики того направления - П. Гоген.

Реализм (от лат. realis – вещественный, действенный) – это убежденность в познаваемости реального мира. Это творчество Рембрандта, Д. Веласкеса и др.

Название эпохи:

Временной отрезок эпохи:

Характерные черты эпохи:

1). Древний мир

1 век до н.э. - 5 век н.э.

Синкретизм искусства (неразрывное единство нескольких видов искусства - танца, музыки, пения).

2). Средневековье

5 - 16 века.

Теоцентризм (Бог во главе всего).

3). Возрождение

15 - 16 века (в Италии - с 14 века).

Антропоцентризм (человек в центре всего)

4). Барокко

2-я половина 17-го - первая половина 18 века.

Вычурность, изобретательность, ускорение темпа жизни, перевёрнутое мировоззрение.

5). Классицизм

2-я половина 18 века - 1-я половина 19 века.

Разум и порядок во главе всего.

6). Романтизм

2-я половина 19 века.

Конфликт внутреннего мира с внешним, восхищение природой, уход в себя, обострённое мироощущение.

7). Многостильность

ХХ век.

Множественность мироощущений, искажение базовых человеческих понятий.

Древний мир (1 в. до н.э. - 5 в. н.э).

Музыка в первобытном обществе : 1). ритуальный характер (сопровождала ритуалы и обряды мирного или военного характеры); музыка на раннем этапе развития была, преимущественно, ритмического и призывного характера. 2).синкретический характер (нерасторжимое единство пения, танца и музыки).

Музыка в древних государствах играла значительную роль в обрядах церковного (посвящение в правители, жрецы, войны) и светского характера (сопровождение празднеств и траурных процессий). О важной роли музыки в древних государствах свидетельствуют, прежде всего, фрески с изображением музыкантов и танцовщиц, упоминания в литературных источниках тех времён.

Египет.

«Страсти-мистерии» - высшее достижение серьёзного музыкального искусства Египта, повествующие о Богах и героях, поучительного характера. Инструменты: медные духовые, ударные, струнные (предки арфы).

Греция.

Функции музыки: 1). сопровождение обрядов; 2). сопровождение театральных представлений; 3). сопровождение чтения стихотворных текстов; 4). музыка как медицина духа (определённые лады определённым образом воспитывали душу); 5). музыка как часть математической науки (интервалами измерялись расстояния между планетами).

Крупнейший музыкальный теоретик античности: ПИФАГОР - изобрёл монохорд (6 в. до н.э) - однострунный прибор для измерения высоты звучания. Пифагор же разрабатывал теорию «гармонии небесных сфер» и эстетического воздействия музыки на человека.

Античный театр - важнейшее культурное достижение Греции, породившее многие театральные и музыкальные традиции. Особенности театральных представлений в греции: а). тексты проговаривались НАРАСПЕВ = позднее из возрождения этой традиции появилась опера; б). играли одни мужчины, использовавшие маски и катурны - обувь на высокой платформе; в). названия театральных площадок породили современные театральные термины; г). места для зрителей располагались по кругу с возвышением каждого следующего ряда над предыдущим.

Театральные античные термины:

орхестра (площадка, где стоял хор, комментирующий события) - оркестр;

скена (палатка, где переодевались актёры) - сцена.

Знаменитые слагатели трагедий (они же были и постановщиками и, часто - актёрами своих пьес): Эсхил , Софокл , Эврипид . Создали категорию катарсиса - очищения души через страдания.

Знаменитые слагатели комедий: Аристотель , Архилох.

В античности гораздо популярнее были трагедии, как несущие высокие моральные идеалы.

Парадокс античного музыкального искусства: о музыке содержится больше всего упоминаний в литературных и исторических источниках, множество скульптурных и фресковых изображений музицирующих людей, а нотных образцов практически не осталось. Те, что расшифрованы, не дают представления о величии музыкального искусства в Греции.

Средневековье (5 - 16 века).

Мировоззрение, психология, идеалы.

Мировоззрение простых людей складывалось в русле тех настроений, которые навязывала церковь. Средневековый человек ощущал себя ничтожеством перед мощью карающего Создателя, чувствовал свою бесконечную греховность, которую усиливали служители церкви в своих интересах (денежные поборы).

Отношение к жизни: как к испытанию, страданию, ожидание Страшного суда.

Характерные черты средневекового искусства: 1). аскетичность, слабая эмоциональность (особенно в первой половине средневекового искусства); 2). символичность, условность (особенно сильно это отражается в иконной живописи ранних этапов Средневековья)3). непримиримые антитезы (добро-зло, Бог - дьявол); 4). отсутствие личности как творческого идеала - всё создаётся во имя Бога (поэтому очень долго музыка и живопись Средневековья были анонимными , т. е. без указания авторов); 5).приобщение человека к постижению таинств божественного бытия - задача средневекового творца (это влияло на строгий отбор жанров и средств выражения0.

Музыка в церкви.

Строгий стиль - жёсткая система сочинения мелодии (диссонансами считались даже кварты и скачки на эти интервалы долгое время запрещались). Пение в церкви долгое время оставалось монодийным , т. е. одноголосным. Позднее, с развитием музыкального искусства, появились контрапункты, предполагавшие наличие нескольких голосов и их перестановку.Наиболееранняя форма многоголосия - органум (конец 9 века, мастера этого жанра -Леонин и Перотин).

Григорианский хорал - важнейшая мета эпохи Средневековья, отражающая единство сознания перед лицом Бога. ГХ представляет собой мужское хоровое пение в унисон отрешённого характера на латинском языке (долгое время службы в церкви проходили только на этом, непонятном для простых людей языке). ГХ были созданы из множества бытовавших на тот момент песнопений, упорядоченных папой Григорием 1 на рубеже 6-7 веков.

Секвенция « Dies irae” («День гнева») - жанр средневековой монодии, расширяющий строгие церковные напевы. Систематизацию секвенций приписывают Ноткеру Заике. « Dies irae” появилась около 13 века как отражение пика мировоззрения Средневековья с ожиданием Страшного суда и грозного возмездия за грехи. Данная секвенция очень часто цитировалась в мировой музыкальной литературе либо как знак Средневековья, либо как символ неотвратимого, неизбежного (Рахманинов, Чайковский) или даже демонического (Берлиоз, «Фантастическая симфония», 5 часть, «Шабаш ведьм»).

Нотация.

Долгое время хоралы не записывались, бытуя в устной традиции. Затем начали использоваться невмы, обозначающие не ноту, а целую попевку. Постепенно стали появляться линейки, число которых варьировалось от 1-й до 18-ти. Нотный стан был усовершенствован в 11 веке Гвидо Аретинским, который вместо множества вариантов узаконил 4 линейки.

Важнейшимжанром позднего Средневековья является Месса (первая из дошедших до нас - 1364г. Г. де Машо ) - циклическое вокальное или вокально-инструментальное произведение на тексты одноимённого католического богослужения. 5 частей мессы составляют ordinarium и являются обязательными и неизменными. Части, посвящённые определённым праздникам и воскресениям составляют proprium - изменяемую часть мессы. Части проприума: 1). Kyrie eleison (Кирие элейсон - «Господи, помилуй»); 2). Gloria (Глориа - «Слава»); 3). Gredo (Крэдо - «Верую»); 4). Sanctus, Benedictus (Санктус, Бенедиктус - «Свят, Благословен»); 5). Agnus Dei (Агнус Деи - «Агнец Божий»). Высокого совершенства жанр мессы достиг в творчестве О.Лассо и Д.Палестрино.

Музыка в средневековом замке (куртуазная культура).

Обращалась к человеку, культивировала преклонение перед Прекрасной Дамой (образ часто вымышленный, собирательный). В русле светского замкового искусства развивались вокальные и инструментальные жанры. Куртуазная любовь («учтивая») -предполагала соблюдение определённых правил стихосложения, поведения и музыкального сопровождения.

Жанры куртуазной культуры (стихотворные и музыкальные): 1). канцона (разновидность лирического стихотворения); 2). сервента (песня о рыцарских подвигах); 3). альба (песня на утренней заре); 4). пастурелла или пастурель (песня на лоне природы, восхваляющая простую любовь пастушки); 5). баллата (песняэпический- повествовательного содержания); 6). рондо (хороводная песня-пляска).

Искусство вагантов, трубадуров и труверов.

Art de trobar (искусство изобретать) - искусство вольных певцов любви, зародившееся в Провансе в 11-12 веках. Трубадуры часто были состоятельными людьми (например, рыцарями), которые странствовали по родному краю и слагали песни (альбы, канцоны и т. п.) в честь Прекрасной Дамы. Некоторые трубадуры были незнатного происхождения и зарабатывали на жизнь выступлениями со своими песнями. Труверы (от корня trover - находить, изобретать) появились на севере Франции в 13 веке. Сохранилось около 2000 песен, известны некоторые наиболее известные слагатели любовных песен, например, Адам де ла Аль. В Германии певцы любви назывались миннезингерами. В творчестве этих певцов кроме темы любви присутствовали так же морально-назидательные мотивы. Миннезингеры учредили соревнования певцов (мейстерзанг), которые демонстрировали своё вокальное и поэтическое умение. Соревнование немецких певцов отразил в своей опере Р.Вагнер «Нюрнбергские мейстерзингеры». Истории известны имена таких немецких миннезингеров, как Тангейзер (у Вагнера есть одноименная опера), Вольфрам фон Эшенбах, Вальтер фон Фогельвейде.

Помимо трубадуров и миннезингеров были бродячие певцы иного свойства - это были выходцы из народа , искусство которых было остросоциальным и остроконфликтным, осуждало политику и церковь, тексты этих бродячих артистов часто содержали фривольные, пошлые сюжеты, что объяснимо происхождением этих артистов и тем, что они работали на потребу публики низкого уровня. В разных странах эти бродячие артисты назывались по-разному: шпильманы (игрецы) в Германии, жонглёры в Англии, скоморохи в России. Часто к данным музыкантам применяют обобщённый термин - ВАГАНТЫ, обозначающий странствующих певцов и слагателей вольных стихотворных текстов. Часто вагантами становились недоучившиеся студенты (школяры), которые не смогли выдержать тяжёлых экзаменов и бросали университеты, пускались в странствия, зарабатывая себе на хлеб тем, что обучали полученными премудростями (латыни, математике) тех, кто мог платить. Но ваганты так же могли украсть, обмануть и убить, в зависимости от того, насколько моральные устои каждого из этих представителей были крепкими. Вагантами также становились отлучённые от церкви или бежавшие монахи, обедневшие дворяне. Т. об, контингент был, преимущественно, интеллектуальный и наблюдающий изнанку жизни - жадность и лживость служителей церкви, расовые беспорядки. Жизнь многих смелых вагантов заканчивалась либо в тюрьме, либо на костре, как, например, Гуго Орлеанского.

Известные произведения на тексты вагантов:

«Во Французской стороне» в обработке Д.Тухманова;

Carmina Burana” К.Орфа.

Возрождение (15 - 16 века; в Италии - с 14 века).

Мировоззрение, психология, предмет возрождения.

Возрождение античных форм искусства (скульптуры, живописи. Архитектуры). Пристальное внимание к человеку = большая психологичность в картинах и скульптурах, большая точность в передаче анатомии и перспективы. Время великих открытий (Х. Коллумб, Магелан), формирование европейской нации.

Искусство Ars nova. ВЕЛИКИЕ ИМЕНА:

Живопись, скульптура, архитектура:

Бернини, Леонардо да Винчи , Рафаэль Санти , Микеланджелло Буаноротти , Ян ван Эйк, П.Веронезе, Джотто, Лукас Кранах, А.Дюрер, Тициан, И.Босх .

Литература, поэзия:

Данте («Божественная комедия»), Петрарка (сонеты), Боккачо (пьесы вольного характера), Э.Роттердамский («Похвала глупости»), Т.Мор (поэзия), Ф.Рабле («Гаргантюа и Пантагрюэль»), Лопе де Вега (пьесы, театральное искусство).

Музыка приобрела самостоятельное значение, перестав быть только прикладной (т. е., сопровождать празднества и обряды), стала появляться музыка сама по себе. Как вид профессионального искусства.

Расцвет ренессансной полифонии в творчестве композиторов нидерландской школы - Ф.Ландино, Г.Дюфаи, Окегема, Ж.Депре, Обрехта.

Развитие инструментального исполнительства , развитие жанров только для инструментальной игры (виола, лютня).

Жанры светского музыкального искусства:

мадригалы , шансон, вилланелы, фроттолы, баллады, мотеты .

Необычный композитор Возрождения - Джезуальдо да Веноза (конец 16 - начало 17 века), создавший сложный хроматический стиль и смелые тональные сопоставления которые отразили противоречивые настроения музыкальных сочинений композитора. Веноза - крупнейший мастер мадригала (песни на родном языке). С ним же связана мрачная история убийства им жены и ребёнка, после чего композитор покончил жизнь самоубийством. Эту историю положил в основу своей оперы советский композитор А.Шнитке (опера «Джезуальдо»).

Барокко (2-я половина 17-го - первая половина 18 века).

Значение термина Барокко.

В переводе с португальского - «жемчужина неправильной формы» - причудливый, странный = изобретение новых жанров и инструментов, детализация нюансов музыки.

Мировоззрение, психология.

Характерные черты времени: 1). «Порвалась дней связующая нить. Как мне обрывки их соединить?..» (Шекспир, «Гамлет») = «разорванная» картина мира (изобретение микроскопа и телескопа расширили у людей представления о мира); 2). ускорение темпа жизни (Бог - вечный часовщик; добавляются темповые динамические обозначения в произведения; Мадонны на картинах не сидят, а «парят» в креслах); 3). время понимается как чередование контрастных процессов; 4). смешение трагического и комического, нарушение законов древнегреческой трагедии (пьесы Шекспира , к примеру. В трагедиях всегда содержат комический фарс, а в комедиях имеет место серьёзность); 5).тенденция к нарушению канонов, изобретательности; 6). свобода в толковании любого жанра.

Особенности музыкального искусства.

1). разрушение представлений о логике старого голосоведения, введение параллелизмов, тритонов, неожиданных переходов в далёкие тональности (в особенности. В музыке И.С.Баха ).

2). развитие полифонического искусства (в переводе - многоголосие) - вид музыки, в котором каждый из голосов обладает определённой самостоятельной траекторией движения, и вместе с тем, подчиняется определённым правилам сочинения контапункта;

3). музыка провозглашается независимым искусством.

Композиторы: И.С.Бах , Г.Ф.Гендель (Германия); Дж.Каччини, К.Монтеверди, О.Чести (Италия); более ранние композиторы-полифонисты: Габриэли, Фрескобальди, Кунау, Букстехуде, Пахебель.

Жанры муз.произведений:

1). фуга (в переводе - «бег») - жанр полифонической музыки, в котором определённое количество голосов (от 3-х до 10) последовательно проводят тему, а затем начинают перестанавливаться относительно друг друга по правилам контрапунктической техники;

2). токката (от «токкаре» - ударять) - жанр прелюдийно- импровизационного характера, часто являющегося вступлением к строгой части произведения (например, фуге);

3). инвенция (в переводе («выдумывать», «изобретать»)- вольное название пьес свободно-имитационного построения;

4). опера (в переводе - «труд», «творение») - жанр сценического искусства, объединяющий пение, инструментальное исполнительство, балет, декоративное и постановочное мастерство.

5). сюита (в переводе - «ряд», «последовательность») - последовательность обязательных (4 старинных танца) и необязательных пьес;

6). оратория (в переводе - красноречие)- монументальное произведениедляхора, солистов и оркестра на определённую сюжетную основу, предназначенное для концертного исполнения;

7). кантата - сочинение для певцов-солистов, оркестра и, возможно, хора, состоящее из законченных номеров-эпизодов, предназначенное для концертного исполнения. Кантаты меньше, чем оратории по масштабам сюжета и по длительности во времени;

8). соната (в переводе - «звучать»)- в эпоху Барокко - всякое инструментальное произведение для четырёх инструментов с обязательным клавишным, исполнявшим партию бассо континуа;

9). концерт (в переводе - «соревнование», «состязание») - виртуозное произведение для оркестра и солиста (в эпоху Барокко соревновались различные группы оркестра - большие и маленькие, ярко выраженная солирующая партия солиста присутствовала не у всех композиторов),

Музыкальные инструменты:

клавикорд , клавесин , скрипка (Амати, Гварнери, Страдивари), альт, виолончель.

Классицизм (2-я половина 18 века - 1-я половина 19 века).

Направление, сложившееся во Франции и ставшее ведущим для этой страны и Германии.

Мировоззрение, психология.

Разум во главе всего. Стремление к рациональному решению конфликтов, назидательность в пьесах, литературных произведениях (возвращение к античным формам стройности пьес). Новые формы дизайна городов как отражение новой психологии: прямые дорожки, подстриженные под определённые геометрические фигуры кусты и т. п.

Появление энциклопедистов (Ж.-Ж.Руссо, Д.Дидро и др.), систематизировавших огромные знания в первые энциклопедии.

Особенности музыкального искусства.

Упорядоченность формы основных жанров, приведение их разнообразия к общему стандарту. Классический - в переводе «образцовый».

Активное развитие инструментальных жанров.

Доминирование сонатной формы - одна из самых сложных музыкальных форм, сравнимая по драматургической сложности с романом. Сонатная форма предполагает наличие экспозиции, разработки и репризы, в которых происходит показ, развитие и возвращение тем в первоначальную тональность.

Жанры:

1). симфония (в переводе - «созвучие») - обычно - 4-х частный цикл для симфонического оркестра, в котором хотя бы одна из частей написана в сонатной форме.

2). соната (в переводе - «звучать»)- 3-х частное произведение для фортепиано или для солирующего инструмента (инструментов) и фортепиано, в котором хотя бы одна из частей написана в сонатной форме.

3). квартет (в переводе - «четвёртый») - 4-х частное произведение для 4-х инструментов (чаще всего это струнные - скрипка, альт, виолончель, контрабас), в котором хотя бы одна из частей написана в сонатной форме.

4). концерт (в переводе - «соревнование», «состязание») - 3-х частное виртуозное произведение для оркестра и солиста, в котором хотя бы одна из частей написана в сонатной форме.

5). тема с вариациями - жанр, призванный продемонстрировать виртуозное владение композитором или исполнителем мастерства обрабатывать тему (композиторы или исполнители часто импровизировали на концертах на заданную залом тему). Тема могла заимствоваться из любого сочинения (даже из оперного) своего или чужого.

Композиторы:

Д.Скарлатти (ранний классицизм), Й.Гайдн («отец» жанров симфония, соната и квартет - т. е., он привёл эти жанры в образцовый, классический вид), В.Моцарт ,Л.ван Бетховен .

Романтизм (2-я половина 19 века).

Мировоззрение, психология.

1). Романтик - человек с обострённым восприятием событий внешнего мира, ранимый, чувствительный, склонный к драматизации или идеализации событий.

2). Противоречие внутреннего и внешнего миров;

3). Ощущение одиночества;

4). Чувство враждебности внешнего мира;

5). Восхищение природой, наделение её одушевлёнными качествами;

6). Интерес к народной культуре (обработка народных мелодий, использование народных текстов).

Особенности музыкального искусства.

1). повышенная эмоциональность музыки или её медитативно -размышляющий характер;

2). значительная связь с литературными и художественными образами (от программных заголовков до лейтмотивов, имеющих конкретные образные выражения);

3). тенденция к выбору малых форм (экспромты, музыкальные моменты, экосезы) = доверительность высказывания, расчитанного на небольшой круг самых близких, понимающих людей;

4). ощущение импровизационности;

5). сложная эмоционально-драматургическая основа музыки;

6). усложнение фактуры (часто смешанного типа с несколькими солирующими голосами в виде диалога - Шуман, Шопен) и гармонии (переходы в далёкие тональности, усложнение состава гармонических функций).

Литераторы:

Г.Гейне , Э.Гофман , В.Гюго , О.Бальзак, А.Дюма.

Композиторы:

Ранний романтизм: К.-М. Фон Вебер, Ф.Мендельсон , Ф.Шуберт, Дж.Россини.

Зрелый романтизм: Р.Шуберт , Ф.Шопен , Б.Сметана, Р.Вагнер, Дж.Верди.

Поздний романтизм: А.Дворжак , Р.Вагнер, Дж.Верди, Г.Малер , Дж.Пуччини .

Многостильность (ХХ век).

Мировоззрение, психология.

1. социально-исторические катаклизмы (Мировые войны, революции);

2. НТХП (научно-технический прогресс);

3. множественность мироощущений;

4. плюрализм - вседозволенность; всё относительно, даже вечные категории добра, красоты и истины = циничность, жестокость восприятия;

5. общее ускорение темпа жизни.

Отличие направлений от стиля: стиль проявляется во всех видах искусства, направление - в одном или нескольких (например, в литературе и живописи). Стиль имеет более всеобъемлющее значение, чем направление и может дать название целой эпохе (например, Средневековье и Барокко).

Особенности музыкального искусства.

1. тесная связь всех видов искусства, переход свойств одного искусства в свойства другого (например, свои стихотворения поэты-символисты часто называли музыкой или музыкальными жанрами);

2. трансформация и переосмысление (изменение) музыкальных жанров;

3. изобретение новых жанров и техник.

Композиторы:

Зарубежные:

К.Дебюсси , М.Равель , А.Шёнберг , А.Берг, А.Веберн , К.Орф , Б.Барток , Д.Мийо , Ф.Пуленк , Ж.Тайфер, П.Хиндемит , П.Булез, Д.Лигетти, К.Пендерецкий.

Отечественные:

С.Прокофьев , Д.Шостакович , Г.Свиридов , В.Гаврилин , А.Шнитке , С.Губайдулина, Уствольская.

Новейшее время (21 век, уральские и российские композиторы):

О.Викторова, В.Якимовский, О.Пайбердин, В.Кобекин, А.Жемчужников, Д.Павлов, Л.Табачник, Л.Гуревич.

Название данному периоду дали историки Возрождения, определяя серединный «провал» между идеальной Античностью и возрождением её традиций в 14-16 веках. Термин «Средневековье» долгое время носил негативно-пренебрежительный характер.

Комедия не в смысле, что текст содержит что-то смешное, а по античному принципу: начинается плохо-заканчивается хорошо (в трагедии наоборот).

Живопись, как часть всеобъемлющего искусства, не может существовать вне истории, она в любом случае соотносится с конкретной эпохой, временем, отражает его основные черты, передает конкретные мысли, эмоции и ощущения искусства того времени.

Эпоха живописи - что это?

Прежде всего, можно сказать, что каждая эпоха живописи призвана отражать особенности того времени, в которое она существовала. Так, по живописи того или много периода можно отметить следующие характеристики того периода, в который она была написана:

  • Духовные;
  • Исторические;
  • Политические;
  • Культурные и прочее.

Эпоха живописи является своеобразным зеркалом, где отражается мир и его жизнь в конкретный исторический период. И это правильно/, это интересно и обязательно должно оставаться для наших потомков, ведь именно такие вещи призваны скреплять поколения, делать жизнь, которая когда-то была, наиболее понятной для тех, кто живот в современном мире. Кроме того, нельзя не отметить, что каждая из эпох искусства так ли иначе влияет на жизни людей, каждого из нас конкретно и, конечно же, общества в целом.

Древняя живопись

Живопись, как и любой другой вид настоящего искусства, имела свое начало. Она в определенный момент начала возрождаться в мире, а затем развиваться и заняла прочное место в лестнице всех видов искусства сегодня. Если говорить о том, какая же эпоха живописи является самой древней, то можно вспомнить о том, как древние люди любили рисовать на скалах. Можно ли наскальные рисунки назвать живописью, да еще и в том смысле, в котором мы с вами ее понимает сегодня? Думается, ответ на вопрос скорее отрицательный, ведь в таких рисунках нет признаков живописи, однако их нельзя сбрасывать со счетов, потому как они, возможно, были предшественниками появления живописи. Говорить о том, что начала зарождаться живопись, можно только одновременно с появлением таких величественных государств как, например, Древний Египет, Греция, Рим.

Античная эпоха живописи

Это достаточно яркий пласт в истории всей живописи, который как раз и можно с достаточно большей вероятностью назвать самой первой эпохой, в которую начала развиваться живопись. Говоря об этой эпохе в первую очередь можно отметить, что здесь живопись была представлена росписью на камнях, интересными фресками. Для того, чтобы изображения не портились с течением времени, их было принято покрывать обыкновенной смолой. Именно благодаря этому некоторые фрески так прекрасно сохранились и до наших дней. Если говорить о характере живописи того периода, то он был скорее религиозным.

Эпоха средних веков

Это как раз тот период, когда начался расцвет христианства, что не могло не повлиять на развитие живописи и формирование его особенностей.

Прежде всего, с того момента, как наступили средние века, живопись становится важным звеном всего искусства, а художественные произведения именно в этот период становятся более точными, реалистичными. Это произошло благодаря тому, что художники освоили в этот период новые приемы рисования, а в обществе того времени произошли существенные изменения, которые также повлияли и на живопись. Такие реалистичные художественные образы стали настоящей платформой для прорыва западноевропейского искусства.

Также можно говорить о том, что живопись эпохи средних веков отличалась не только существенным улучшением ее качества, но и идеей гуманизма, которой были пропитаны практически все творения того времени.

Важно отметить, что 13 век также открыл для художников довольно хорошие перспективы. В то время каждый замок, дворец, был очень скушен без украшений в виде картин. Сначала художники специально для этого случая писали свои картины исключительно на религиозную тематику, однако в последствии кругозор был существенно расширен, что отразилось и в картинах, с того момента художники стали украшать дворцы и работами светского характера. Книги того времени также украшались, происходило это при помощи миниатюр. Конечно, обыкновенным людям было не свойственно иметь такие вещи, а вот для князей, королей, книги постоянно украшали миниатюрами.

Именно в 13 веке художники перестают обитать в стенах монастырей, они становятся самостоятельными и открывают собственные мастерские.

С течением времени активно начинает развиваться настенная живопись, в основном она использовалась при украшении церквей. Она пришла на смену мозаики, которая была значительно сложнее по выполнению и более дорогостоящей.

У художников ушло довольно много времени, прежде чем картины стали объемными, стали напоминать очертания конкретного человека. Важно отметить, что в конце 14 века живописцы, начали приходить к какому-то определенному стилю в своих картинах, который впоследствии назвали международной готикой. Именно в средние века появляются такие стили написания как византийский, древнерусский.

Эпоха Возрождения, романтизм

Эпоха Возрождения носит такое название именно потому что в этот период живопись стала существенно меняться, ее стали насыщать те веяния, которые уже когда-то были, однако с течением времени ушли в прошлое. Так, в эпоху Возрождения стали цениться гуманистические взгляды. Можно отметить и остальные особенности живописи этого времени:

  • Проявление внимания античному времени;
  • Наличие светских мотивов.

Именно в этот период становятся популярными пейзажи, портреты. Результатом продолжения мотивов Ренессанса становится зарождение барокко. Его поклонники говорили о том, что необходимо преклоняться перед всем прекрасным, более того, этого недостаточно. Важно все прекрасное доводить до такого состояния, чтобы оно становилось совершенством. Это можно проследить по тем картинам, где отмечается вычурность, прорисовка фантастических форм и линий. Классицизм после этого возвращает живопись опять к античному мировоззрению.

Кода речь идет о романтизме, имеется ввиду этап живописи, когда художники противопоставляли творчество, индивидуализм, созидание науке и разуму в первую очередь.

Современность и прошедший 20 век можно охарактеризовать как эпоху экспериментов.