Диалог культур как постижение мира. «Язык – это история народа


Высокая культура устной и письменной речи, умение пользоваться всеми выразительны ми средствами родного языка и его многообразием – долг и задача каждого из нас. Высокая культура устной и письменной речи, умение пользоваться всеми выразительны ми средствами родного языка и его многообразием – долг и задача каждого из нас.


Главное свойство человеческого общества состоит в том, что человек накапливает знания, умения, навыки, произведения труда и передает накопленное каждым предшествующим поколением новому поколению. Только благодаря этому становится возможным использование каждым человеком и обществом в целом не только собственного опыта, но и опыта других, живших прежде людей. Именно этой способностью сообщения и преемственности знаний и опыта человек отличен от животного: человек накапливает знания и тем самым оказывается способным к созданию нового - творчеству. Главное свойство человеческого общества состоит в том, что человек накапливает знания, умения, навыки, произведения труда и передает накопленное каждым предшествующим поколением новому поколению. Только благодаря этому становится возможным использование каждым человеком и обществом в целом не только собственного опыта, но и опыта других, живших прежде людей. Именно этой способностью сообщения и преемственности знаний и опыта человек отличен от животного: человек накапливает знания и тем самым оказывается способным к созданию нового - творчеству.


В основе культуры лежит язык. Язык - универсальная система, все знаки, в том числе и знаки самого языка, назначаются посредством слов. Язык в равной степени относится к духовной, физической и материальной культуре - как система имен, как речемыслительная деятельность и как совокупность произведений слова. Любое произведение или явление природы может быть понято, осмыслено и описано исключительно посредством слова. Но и сам язык развивается по мере развития культуры - как инструмент познания и организации деятельности людей. В основе культуры лежит язык. Язык - универсальная система, все знаки, в том числе и знаки самого языка, назначаются посредством слов. Язык в равной степени относится к духовной, физической и материальной культуре - как система имен, как речемыслительная деятельность и как совокупность произведений слова. Любое произведение или явление природы может быть понято, осмыслено и описано исключительно посредством слова. Но и сам язык развивается по мере развития культуры - как инструмент познания и организации деятельности людей.


Язык есть связанная исторической и культурной преемственностью система членораздельных словесных высказываний. Язык есть связанная исторической и культурной преемственностью система членораздельных словесных высказываний. Система языка. Человек является разумным, то есть словесным существом, созданным по образу и подобию Божию. Душа и тело человека соединены в его неповторимой личности. В слове - инструменте мысли и общения - в первую очередь проявляется образ соединения разумной души и тела. Система языка. Человек является разумным, то есть словесным существом, созданным по образу и подобию Божию. Душа и тело человека соединены в его неповторимой личности. В слове - инструменте мысли и общения - в первую очередь проявляется образ соединения разумной души и тела.




История языка тесно связана с историей народа. Изучая историю русского и других славянских языков, мы воссоздаем определенный фрагмент славянской языковой картины мира. История языка тесно связана с историей народа. Изучая историю русского и других славянских языков, мы воссоздаем определенный фрагмент славянской языковой картины мира. Следует отметить, что «родственными являются языки, которые исторически восходят к одному языку-предку праязыку. Следует отметить, что «родственными являются языки, которые исторически восходят к одному языку-предку праязыку. Все славянские языки (русский, украинский, белорусский, чешский, болгарский, польский и др.) восходят к древнему праязыку, который условно называют праславянским языком. В глубокой древности на этом языке говорил народ, заселявший обширную территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Праславянский язык просуществовал до середины первого тысячелетия н.э. Все славянские языки (русский, украинский, белорусский, чешский, болгарский, польский и др.) восходят к древнему праязыку, который условно называют праславянским языком. В глубокой древности на этом языке говорил народ, заселявший обширную территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Праславянский язык просуществовал до середины первого тысячелетия н.э.


С течением времени славянские племена расселились на огромной территории и в связи с этим стали утрачиваться их связи друг с другом. Язык каждой из обособившихся групп племен продолжал развиваться изолированно от других, приобретая новые фонетические, лексические и грамматические особенности. С течением времени славянские племена расселились на огромной территории и в связи с этим стали утрачиваться их связи друг с другом. Язык каждой из обособившихся групп племен продолжал развиваться изолированно от других, приобретая новые фонетические, лексические и грамматические особенности.



История английского языка неотрывно связана с историей Англии. Когда римляне покинули Британские острова в 410 г., вместе с ними ушел и латинский язык. Истинные обитатели острова (бритты) продолжали использовать кельтские языки. Предки современных англичан не теряли даром времени. В 449 году германские племена англов, саксов и ютов начали первые набеги на острова. Они говорили на диалектах, развившихся на основе нижнегерманского языка. Бритты, как и завоеватели, говорили на индоевропейских языках, но язык бриттов принадлежал скорее к кельтской, чем к германской ветви. Язык завоевателей, в который добавилась лишь горстка кельтских слов, теперь называют англо- саксонским. История английского языка неотрывно связана с историей Англии. Когда римляне покинули Британские острова в 410 г., вместе с ними ушел и латинский язык. Истинные обитатели острова (бритты) продолжали использовать кельтские языки. Предки современных англичан не теряли даром времени. В 449 году германские племена англов, саксов и ютов начали первые набеги на острова. Они говорили на диалектах, развившихся на основе нижнегерманского языка. Бритты, как и завоеватели, говорили на индоевропейских языках, но язык бриттов принадлежал скорее к кельтской, чем к германской ветви. Язык завоевателей, в который добавилась лишь горстка кельтских слов, теперь называют англо- саксонским.


В шестом веке миссионеры принесли христианство в Англию. Латинские слова, заимствованные у священников, попадали сразу в разговорный язык. Примерами могут послужить street, wine, bishop, priest и church. В шестом веке миссионеры принесли христианство в Англию. Латинские слова, заимствованные у священников, попадали сразу в разговорный язык. Примерами могут послужить street, wine, bishop, priest и church. Однако и в Англии изучают русский язык, который используется во многих странах. Однако и в Англии изучают русский язык, который используется во многих странах.


С распространением грамотности русский язык замедлил свое изменение, но он продолжает меняться и по сей день. С распространением грамотности русский язык замедлил свое изменение, но он продолжает меняться и по сей день. На русском языке сегодня говорят на шести континентах в 105 странах, это передовой язык в Великобритании, Соединенных Штатах Америки, Австралии, Новой Зеландии и других стран. На русском языке сегодня говорят на шести континентах в 105 странах, это передовой язык в Великобритании, Соединенных Штатах Америки, Австралии, Новой Зеландии и других стран.



Итальянский язык относится к романской группе индоевропейской семьи языков и ведет свое происхождение от латинского языка. До 17 века латинский язык был для итальянского источником обогащения новой лексикой, несмотря на то, что уже в веках появились первые памятники на итальянских диалектах. А общеитальянский литературный сложился в 14 веке на основе тосканского, т.е. флорентийского диалекта. Итальянский язык относится к романской группе индоевропейской семьи языков и ведет свое происхождение от латинского языка. До 17 века латинский язык был для итальянского источником обогащения новой лексикой, несмотря на то, что уже в веках появились первые памятники на итальянских диалектах. А общеитальянский литературный сложился в 14 веке на основе тосканского, т.е. флорентийского диалекта. В основу литературного итальянского языка положен старофлорентийский диалект, который был сначала принят как язык литературы, а затем – как официальный язык, который распространился по всей территории Италии благодаря огромному влиянию Данте, Петрарки и Боккаччо. В основу литературного итальянского языка положен старофлорентийский диалект, который был сначала принят как язык литературы, а затем – как официальный язык, который распространился по всей территории Италии благодаря огромному влиянию Данте, Петрарки и Боккаччо. Итальянский как язык великой культуры Возрождения оказал значительное влияние на все языки Западной Европы, в особенности на французский, английский, немецкий и испанский. Итальянский как язык великой культуры Возрождения оказал значительное влияние на все языки Западной Европы, в особенности на французский, английский, немецкий и испанский.



Немецкий язык является официальным языком Германии и Австрии и является одним из официальных языков Швейцарии. Всего на немецком как на родном языке говорят около 100 млн. человек. Еще несколько миллионов говорят на немецком языке по всей Европе, включая страны Балтии, Беларусии, Чехии, Франции, Венгрии, Польши, России, Словакии, Румынии, Украины и балканских государств. Однако русский язык важен с культурной и коммерческой точек зрения – как межнациональный язык его используют миллионы людей в Центральной, Северной и Восточной Европе, и в Северной и Южной Америках. Немецкий язык является официальным языком Германии и Австрии и является одним из официальных языков Швейцарии. Всего на немецком как на родном языке говорят около 100 млн. человек. Еще несколько миллионов говорят на немецком языке по всей Европе, включая страны Балтии, Беларусии, Чехии, Франции, Венгрии, Польши, России, Словакии, Румынии, Украины и балканских государств. Однако русский язык важен с культурной и коммерческой точек зрения – как межнациональный язык его используют миллионы людей в Центральной, Северной и Восточной Европе, и в Северной и Южной Америках.


Родной язык любого народа – это подлинная душа нации, первостепенный и наиболее очевидный её признак. В языке и через язык выявляются такие особенности, как национальная психология, характер народа, особенности его мышления и художественного творчества. Родной язык любого народа – это подлинная душа нации, первостепенный и наиболее очевидный её признак. В языке и через язык выявляются такие особенности, как национальная психология, характер народа, особенности его мышления и художественного творчества.



Немного мыслей о нас и нашем языке...


« Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.»

(А. Куприн)


« Определяйте значение слов... и вы избавите свет от половины его заблуждений.»

(А. С. Пушкин)


« Знание точного значения слов и их различия между собой, хотя бы и самого лёгкого, есть необходимое условие всякого истинного мышления, ибо слова суть выражения понятий, а можно ли мыслить, не умея отличить, во всей тонкости, одного понятия от другого?»

(В. С. Белинский)


« Не для того наш народ вместе с гениями русского слова - от Пушкина до Чехова и Горького - создал для нас и наших потомков богатый, свободный и сильный язык, поражающий своими изощрёнными, гибкими, бесконечно разнообразными формами, не для того нам оставлено в дар это величайшее сокровище нашей национальной культуры, чтобы мы, с презрением забросив его, свели свою речь к нескольким десяткам штампованных фраз.»


« Чаще всего наше чувство протестует не столько против самих словечек, сколько против того, что за ними. Их неточность и неправильность, их безграмотность и чужеродность не были бы так плохи, если бы не были очевиднейшим выражением внутренней пошлости и кривляния, неискренности и лёгкости в мыслях.»

(А. Г. Горнфельд «Муки слова»)


« Человек, желающий высказываться «по культурнее», не решается порой назвать шапку шапкой, а пиджак пиджаком. И произносит вместо этого строгие слова: головной убор или верхняя одежда. «Головной убор», «зелёный массив», «палочные изделия», «конфликтовать с женой» для этих людей парадные и щегольские слова, а шапка, лес, палка - будничные. Этого мало. Сплошь и рядом встречаются люди, считающие канцелярскую лексику коренной принадлежностью подлинного литературного, подлинно научного стиля.

Учённый, пишущий ясным, простым языком, кажется им плоховатым учённым. Желают слышать «выпали обильные осадки» вместо фразы «прошли сильные дожди».

Становится привычным поздравления в виде «Дорогой папа! Поздравляю тебя с Днём рождения, желаю новых достижений и успехов в работе и личной жизни. Твоя дочь Оля.». И куда годится такая чёрствость, глубокая равнодушность, без единой живой интонации?»

(Корней Чуковский «Живой как жизнь»)


« Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус.»

(В. С. Белинский)


« Пришли времена, когда школьники вместо произведений Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Толстого, Достоевского, Чехова и других великих писателей, читают книги «Вся русская литература в пересказе для школьников» и подобные ей.»


« Пришли времена, когда люди начали за копейки продавать наше литературное наследство в отделах сдачи макулатуры. И куда это годится?! Было бы хорошо, если бы эти люди начали одумываться, и если уж не читают эти книги (а больше интересуются женскими романами и детективчиками), то хотя бы относили бы собравшуюся классическую литературу в ближайшие библиотеки.»

Таблица правильных и неправильных слов.

Неправильно
а рбуз
бежат
бежи
вылазь
длина рельс
до говор
до суг
ере тик
жа люзи
зво нит
искра
ката лог
крапива
курей
ложить
мусоропро вод
си роты
танцовщи цы
чернило
возвращаться со школы
местов нет
одеть пальто
оплатить за проезд
поднимаю тост
приехал с Москвы
свободная вакансия
сегодняшний день
сколько время?
Правильно
арбу з
бегут
беги
вылезай
длина рельсов
догово р
досу г
ерети к
жалюзи
звони т
и скра
катало г
крапи ва
кур
класть
мусоропрово д
сиро ты
танцо вщицы
чернила
возвращаться из школы
мест нет
надеть пальто
оплатить проезд
предлагаю тост
приехал из Москвы
вакансия
сегодня
который час?

Одна из многих книг о языке, на котором мы общаемся, говорим и пишем, о его богатстве, своеобразии, развитии и взаимосвязи с другими языками:

Осипов «Единый язык человечества»

Эта книга содержит ряд очерков о происхождении слов русского, английского, арабского и некоторых других языков. Каждый из них - это ступенька на лестнице, ведущей к пониманию того, что такое человеческий язык и каким он был в самом отдаленном прошлом. Читателю предлагается спуститься по этой лестнице в глубь тысячелетий, взглянуть на слово как на исторический документ, как на драгоценную крупицу общечеловеческого опыта.

Чтобы путешествие не оказалось слишком обременительным, автор постарался не сушить свою речь специальными терминами, а даже, напротив, разбавил ее полушутливыми словечками, возложив на них задачу передавать самые серьезные понятия. Таким образом, в книге нашлось место шуткам и анекдотам, если они подходили для иллюстрации того или иного утверждения.

В книге автор пытается провести мысль: не стоит слишком уж переоценивать самобытность каждого национального языка. В сущности, каждый язык естественно продолжает другой язык. В наших языках есть не только "свое" и "чужое", но и общее, доставшееся нам от первопредков. Все мы дети Адама и Евы, все мы потомки Ноя. Если бы автор был не русским арабистом, а, скажем, английским японистом, то и тогда он отстаивал бы все ту же мысль, но только на других примерах, на другом языковом материале.

Каждая книга - это исповедь автора перед читателями, а исповедь предполагает повествование от первого лица. В слове "я", употребленном автором, нет и намека на "ячество", выпячивание самого себя, В нем попытка стать чуточку ближе к читателю.

В этой книге гораздо больше примеров, чем авторских рассуждений. Пример зачастую лучше правила. Он яснее и доходчивее.

Еще одна особенность книги состоит в том, что ее можно читать где угодно: в электричке и в самолете, дома и на работе, причем начиная с любого места в начале, середине или в конце. В ней так много всего разного, что как минимум что-нибудь забавное отыщется и на ваш вкус.

Это не учебник, не трактат. Скорее, информация для размышления, зарубки на дереве, которые каждый волен трактовать по-своему. Волен соглашаться или не соглашаться с мнением автора, которое он утаивать не стал.

Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры… Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. Александр Иванович Куприн

23—25 октября в Мельбурне прошла вторая Международная научно-методическая конференция «Русская Школа XXI Век». Основная цель конференции — это обмен опытом по изучению русского языка в русских школах за рубежом. С приветственным словом к участникам от лица Русского Этнического Представительства и Русского Дома выступил Александр Ильин. Он отметил, как важен труд учителей. «Ваша работа очень важна. Я очень хочу, чтобы наши дети знали и гордились, что они являются частью русской культуры и истории. Чтобы они знали и любили Россию».
Программа конференции была очень насыщенной. Участники делали доклады, в которых рассказывали о своих методиках и разработках, проводили круглые столы и мастер-классы. В первый день участники конференции посетили открытые уроки в русской школе «Лидер». Директор школы, Марина Простакова, в ходе визита рассказала гостям о главном событии этого года — 10-летнем юбилее школы и поделилась опытом работы. В тот же день Александр Ильин провел для учителей необычный «открытый урок»- экскурсию по «русскому Мельбурну».

Во время конференции мы побеседовали с координатором конференции Еленой Петровой . Елена — завуч русской школы им. Св. Георгия Победоносного в Сиднее, и председатель Методического Совета Русских школ Австралии и Новой Зеландии.
— Елена, как вы стали преподавателем русского языка? Как появился методический совет?
— Честно говоря, я не думала, что буду преподавать в школе. В России я преподавала экономику в университете. Здесь, так получилось, я стала преподавать в русской школе. Мои ученики почти не говорили по-русски. Я захотела узнать больше о системе преподавания русского языка как иностранного.
В 2012 году я закончила Российский новый университет. На меня очень большое впечатление произвела первая лекция профессора Хамраевой, которая рассказывала о том в каком состоянии сейчас русский язык в мире, как упала его популярность и как быстро те, кто уезжают за границу теряют язык. Она рассказывала это очень эмоционально, а я видела подтверждение ее слов здесь. Я дала себе слово, что все, чему меня научат, я буду применять на практике и постараюсь дать возможность другим учителям присоединится к таким курсам.
Во время учебы в университете я познакомилась с преподавателями, которые согласились участвовать в вебинарах (семинарах через интернет) для учителей русских школ Австралии. На тот момент к нам присоединились 11 русских школ: директора, учителя, завучи из разных штатов Австралии и Новой Зеландии. Наша первая лекция длилась четыре часа, и это было начало. Мы стали регулярно проводить подобные семинары. Все лекции профессора читали для нас бесплатно, потому что они видели наше желание учиться.
В 2014 году в Сиднее мы провели первую научно-методическую конференцию «Русская школа XXI век». На этой конференции было принято решение создать методический совет. Сейчас в нём 13 русских школ. А всего, по нашим данным, в Австралии и Новой Зеландии 48 русских школ.

— Я знаю, что первую конференцию вы целиком провели за свой счет, изменилась ли ситуация в этот раз?
— И да, и нет. Участники, как и тогда, сами оплачивали расходу на дорогу и проживание. В этом году часть расходов мы смогли возместить из оплаты регистрационного взноса за участие в конференции. Также мы получили ощутимую финансовую поддержку от INTERPA Ltd. и Русского Этнического Представительства штата Виктория.
Я хочу поблагодарить за помощь в размещении и в организации питания учителей на конференции прицерковную школу при Богородице-Успенском храме в Данденонге и Русское Благотворительное общество им. св. прав. Иоанна Кронштадтского.
Особая благодарность методисту конференции Светлане Мороз, учителю церковно-приходской школы в Данденонге, за организационную и методическую помощь в проведении нашего мероприятия.

— Правда, что на конференции можно было присутствовать удаленно?
— Да, в этот раз у нас была возможность участия в конференции по интернету. Наши участники подключались к нам из разных стран. Также многие участники делали свои доклады, не находясь в Австралии.

— Сколько людей приняло участие в конференции?
— 50 человек со всей Австралии и даже Новой Зеландии смогло присутствовать лично, и десятки учителей слушали лекции преподавателей университетов из Германии и Москвы удаленно.

— Действительно, очень важно помнить и знать тот язык, на котором говорили твои предки. Елена спасибо за интервью и за то, что вы делаете! Как с вами могут связаться люди, которым нужно больше информации?
— Связаться с нами можно через наш вебсайт http://edumarathon.nitforyou.com/ или написать мне по адресу [email protected].

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF


«Язык - это история народа.

Язык - это путь цивилизации и культуры…

Поэтому-то изучение и сбережение русского языка

является не праздным занятием от нечего делать,

но насущной необходимостью»

(А.И.Куприн)

Язык, по словарю С.И.Ожегова, - главное средство общения, орудие обмена мыслями и взаимопонимания людей в обществе. Он помогает познавать мир, накапливать знания, получать и хранить информацию.

Язык возник в глубокой древности, удовлетворяя потребность людей общаться. Он помог им понимать друг друга, объединяться в общины для добывания пищи или для борьбы с врагами и природными бедствиями. С развитием языка усовершенствовались орудия труда и материальный уровень жизни человека.

У каждого народа есть своя история, и мы бы не знали ее, если б люди не владели языком как главным способом передачи информации. Ведь в далеком прошлом, когда умели писать только летописцы, все происходящие события передавались из уст в уста. От поколения к поколению люди описывали свой уклад жизни, обычаи и традиции, кровавые войны, победы и поражения. Делясь мыслями и наблюдениями, повествуя новому поколению о прошлом, народ сам писал свою историю. Язык являлся памятью народа. С его помощью каждый мог прикоснуться к древним историческим событиям.

Получая больше знаний о мире, в котором жили, люди развивались и вскоре оказались на пути к цивилизации. Общество начало общаться с другими народами, выходить за границы своей собственной территории, налаживая тесные связи с другими племенами, с соседними государствами. Они обменивались опытом, подсказывая друг другу, как лучше поступить в различных ситуациях, помогали в развитии и усовершенствовании ведения хозяйства. Разговаривая друг с другом, замечая различия между собой, люди образовали свою этническую культуру. Все это привело к тому, что сформировался национальный язык - русский.

Русский язык является одним из самых распространенных языков мира. Не зря говорят, что он велик и могуч. Но в истории много случаев, когда перед народом ставилась очень сложная задача - сохранить русский язык. Например, в эпоху Петра I, когда царь «открыл окно в Европу», среди дворянства появилась мода на все французское: на одежду, еду, элементы культуры. В высшем свете чаще слышалась французская речь, а не русская. Дворяне и крестьяне начали говорить на разных языках, и в результате произошло расслоение общества. К счастью, собиратели фольклора, поэты и писатели XVIII-XIX веков, такие как Д. И. Фонвизин, В. И. Даль, А.С. Пушкин, смогли привить народу любовь к неисчерпаемо богатому русскому языку.

Изучение и сбережение гибкого, величавого, многогранного русского языка невозможно без патриотизма, без безграничной любви. Нужно изучать родной язык и говорить правильно. Язык является крепкой нитью, которая соединяет прошлое, настоящее и будущее людей. Пока общество сохраняет национальный русский язык, жива русская культура, жив русский народ. А это очень важно!

Кто ни разу не вспоминал русского, который «быстро едет», и жизнь, которая «была ничем и есть ничто»? А знаете ли вы, что эти фразы принадлежат нашим известным писателям и смысл, который они в них вкладывали, был совсем другой. Предлагаем вам восстановить истинный контекст и узнать, в чем же был исходный смысл высказывания.

1. Русский медленно запрягает, да быстро едет.

Русский медленно запрягает, да быстро едет, если вдруг по дороге завидит кабак. (Пословица)

2. Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей.

Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой, поражающей носителей языков, за счет которых он обогащается. (М. Горький)

3. Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.

Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово в адрес украинца. (Н. В. Гоголь)

4. Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен, прекрасен, удивителен, неподражаем, тонок, силен, ошеломляющ, духоподнимающ, брюхоопускающ, един и неделим, завещан нам доисторическими предками — человекоподобными обезьянами, а в неопытных устах — просто мясистый отросточек. (А. И. Куприн)

5. Высшая и самая характерная черта нашего народа — это чувство справедливости и жажда ее.

Высшая и самая характерная черта нашего народа — это чувство справедливости и жажда ее искоренить. (Ф. М. Достоевский)

6. Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры… Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.

Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры… Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью разнообразных экспертов обеспечить себя пропитанием. (А. И. Куприн)

7. Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык, а мы — вот хоть взять меня для примера — пишем на нем какую-то ерунду. (К. Г. Паустовский)

8. Жизнь, представляющаяся мне ничем, есть ничто.

Жизнь, представляющаяся мне ничем, есть ничто, жизнь, представляющаяся мне тулзой, есть тулза. (Л. Н. Толстой)