«Прямая» речь или основы речи…. Творческая мастерская учитель Шутова Татьяна Геннадьевна «Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им

Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.

Георг Гегель

Считается, что одним из основных отличий человека от животного, наряду с разумом, является способность говорить. Речь значительно облегчает нашу жизнь. С её помощью мы можем выразить свои чувства, пожелания. Слово является мощнейшим орудием (а вернее – оружием) в наш век информации. Все знают, что словом порой можно ранить значительно больнее, нежели силой.

А нам, мусульманам, как никому другому важно быть обладателем правильной речи.

Рассмотрим, какой должна быть речь мусульманина.

1. Приятной для слуха, а именно не содержать жаргонных, и тем более матерных выражений.

2. Мягкой и спокойной.

3. Обширной (богатой), т. е. мусульманин должен обладать большим словарным запасом.

4. Наполненной смыслом.

«Сколько нелепостей говорится людьми только из желания сказать что-нибудь новое », – говорил Вольтер. И вправду, остаётся только удивляться, когда люди порой говорят только ради того, чтобы говорить.

Не стоит заниматься пустыми бесполезными разговорами. В Исламе это порицается. Помните, что по тому, как и что мы говорим, у других складывается впечатление обо всех мусульманах. По нашей речи судят обо всей умме.

5. И, конечно же, речь мусульманина должна быть правдивой, не содержать лживые слова.

Имам Саджад сказал: «Не лгите ни в большом, ни в малом, ни в шутку, ни всерьёз. Человек, солгавший в малом, пойдёт и на большую ложь ».

Есть очень мудрое высказывание, наталкивающее на размышления: «Не всегда говори, что знаешь, всегда знай, что говоришь » (Клавдий).

6. В речи должно проявляться уважение к собеседнику, которое проявляется в желании слушать и услышать его. Не стоит перебивать собеседника.

Арабская пословица гласит, что нам дан лишь 1 орган для речи и 2 органа для слуха, дабы мы знали, что надо больше слушать, чем говорить.

А почему эти качества должны быть присущи именно речи мусульманина? Потому что, во-первых, по нашей манере говорить складывается представление об Исламе у людей, далёких от религии. Во-вторых, крикливая, срывающаяся речь неприятна для слуха, а в дискуссии способность спокойно донести до оппонента свою позицию может стать дополнительным преимуществом. В-третьих, обладая богатым словарным запасом, мы можем приводить неопровержимые доводы и уникальные примеры при отстаивании исламских принципов.

Да и, наконец, просто потому, что в настоящее время в СМИ ведётся активная пропаганда отсталости мусульманской общины и её отставании от остального общества в развитии.

Наш Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) является для нас примером. Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) рассказывает, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

1. Не лгите в речах.

2. Не отступайтесь от своих обещаний.

3. Не подводите тех, кто вам доверился.

4. Отводите глаза.

5. Храните свой стыд.

6. Не давайте воли рукам и языку.

Я думаю, других доводов и приводить не стоит.

Иногда в гневе можно сказать что-то, даже не задумавшись о том, что эти слова могут обидеть собеседника, причинить ему боль, изменить его жизнь. А ведь не зря народная мудрость гласит: «Слово не воробей: вылетит – не поймаешь ».

Человек редко раскаивается в том, что он мало говорил, и, напротив, очень часто раскаивается в том, что говорил слишком много. Это старая истина, всем известная и многими обыкновенно забываемая. Так давайте, братья и сёстры, не будем попусту бросать слова на ветер, не будем говорить того, чего не знаем, будем следить и отрабатывать правильную речь. Да поможет нам Аллах!

Шарль Морис Талейран – французский политик и дипломат. Имя “Талейран” стало едва ли не нарицательным для обозначения хитрости, ловкости и беспринципности. Талейран родился в богатой аристократической семье. Вследствие чего Шарль Морис прекрасно понимал и чувствовал всю силу денег, их природу и свойства. Отсюда возник и его афоризм: “Для того, чтобы иметь много денег, не надо иметь много ума, а надо не иметь совести”.
Деньги во все времена были одной из тем добра и зла. Кто-то был сторонником того, что деньги – всё в нашей жизни, залог успеха и признания. “Человек с деньгами – везде человек!”- гласит знаменитая фраза из “Братьев Карамазовых” Ф.М.Достоевского. М.Митчелл же в своём произведении “ Унесённые ветром ” говорил: “На свете есть только одно надёжное средство против любой беды, которую может обрушить на человека судьба – это деньги”.
Другие, напротив, считали деньги корнем зла. “Деньги со всем, что можно на них купить, не приносят счастья”,- Дж. Голсуорси. Булгаков твердил: “История капитала есть печальная, жуткая повесть о человеческой бессердечности и себялюбии”. Шарль Морис Талейран в своём афоризме говорил о деньгах, как об источнике человеческой жестокости. Ведь именно совесть предостерегает людей от греха. Деньги в большом количестве лишь в исключительном случае бывают честными. Миллионы людей получают высшее образование, но не зарабатывают в последствии много денег. Зато те, кто не чист перед законом и собственной совестью благополучно плавают на собственных яхтах по просторам мирового океана. Они идут на подлость, обман, предательство и даже убийство с целью заработать как можно больше денег. Грабя своих конкурентов, они грабят себя, сами не замечая этого. Они расхищают свою душу, ломают её на мелкие частички, на кусочки пазла, который больше не собрать.
Но с чего у людей такое рвение к деньгам? Чернышевский говорил, что богатство – вещь, без которой можно жить счастливо; но благосостояние – вещь, необходимая для счастья. С развитием общества развивались и товарно-денежные отношения. Практически все материальные блага и рекреационные ресурсы стали платными. У людей есть ряд потребностей. По Маслоу они делятся на базовые, духовные, престижные и т.д. И эти потребности люди в виду своей природы должны удовлетворять. Получается замкнутая цепь: люди – потребности - деньги-потребности-люди. И чем больше мы имеем, тем больше мы хотим. Отсюда многие из нас и забывают о своей совести, зато получают всё, что можно купить. Но что бы мы ни говорили, есть в нашей жизни и то, что нельзя купить. Любовь, дружба, семья, спокойствие и многое другое. Деньги – приходят и уходят, а друзья остаются. Точно так же, как и ум, образование. Нужно всегда знать меру.
Если же тезис был бы неверен, то мир бы окончательно был захвачен грехопадением. Все бы убивали, воровали, лгали, забывали о самых близких людях. Были бы нескончаемые войны, нескончаемый хаос. Слава Богу, что деньги не захватили души и умы всех людей.
Афоризм “Для того, чтобы иметь много денег, не надо иметь много ума, а надо не иметь совести” тесно пересекается с крылатым выражением: “Нет худа без добра” или “всё познаётся в сравнении”. Кстати, деньги отлично открывают нам человека. По тому, как человек зарабатывает и как тратит деньги, можно судить насколько человек хороший.
Примеров из жизни на эту тему громаднее количество. Достаточно включить новости, чтобы услышать об убийстве или покушении, на почве денежных отношений. Печальная статистика.
Мнения Шарля Морис Талейрана так же разделяют Платон и Губерман. Платон говорил, что одновременно быть и очень хорошим, и очень богатым невозможно. А Губерман считал: “Увы, но улучшить бюджет нельзя, не испачкав манжет”.
Я с мнениями Шарля Морис Талейрана, Платона и Губермана согласна. Деньги всегда были источником зла и войн, а мне хочется жить в мире, где царит добро и любовь. Конечно, я понимаю, что ничего не изменю, но внесу хотя бы маленький вклад в создание такого мира. Нужно уметь вовремя остановиться, а если есть возможность, то обязательно делиться. Надеюсь, что не одна я так думаю.


«Речь - удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им» Г.Гегель

В данной цитате немецкий философ Геогр Гегель поднимает проблему рационального использования речи человеком.

Смысл данного высказывания состоит в том, что прежде чем сказать что либо, нужно хорошо подумать, прокрутить несколько раз у себя в голове эту информацию. Для этого и нужно много ума, чтобы грамотно использовать речь в своё же благо, правильно формулировать свою в мысль в голове, четко и ясно выразить её с помощью речи.

Для того, чтобы наиболее ярко раскрыть проблему, поднимаемую в данной цитате, стоит обратиться к таким понятиям как речь, мышление и анализ. Речь – исторически сложившееся форма общения людей посредством языка. Мышление - способность человека к познанию. Анализ - мысленное разложение предмета, выявление главных свойств, признаков.

Так же стоит отметить, что проблема наиболее чем актуальна в настоящее время.

Обратимся к примерам ситуаций, чтобы наиболее ярко раскрыть сущность. Истории известны примеры, когда из за неправильно выраженной мысли начинались крупные конфликты, войны, столкновения. И примеров таких тысячи. К примеру, можно взять войны за колонии между странами Западной Европы. Эти войны были очень глупыми, так как конфликты начинались из за простого недопонимая сторон.

Вторым примером можно привести обыкновенные телевизионные политические дебаты. Чаще всего, участники этих дебатов совершенно не думают, что они говорят, они лишь перекрикивают друг дуга, оскорбляют, несут всякую чушь, вместо того, чтобы в коалиционном отряде прийти к решению той или иной проблеме.

Подводя общую черту своей работы, хотелось бы отметить, что только действительно умный человек продумывает мысль прежде чем её выразить.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.


Творческая мастерская.

учитель Шутова Татьяна Геннадьевна

«Речь – удивительно сильное

средство, но нужно иметь много

ума, чтобы пользоваться им»

Г. Гегель.

Сегодня мы поговорим с Вами о такой науке, как риторика и узнаем, кто такой оратор.

Что же значат эти слова?

Обратимся к совре­менным толковым словарям русского языка. В них напи­сано, что риторика-теория красноречия, наука об ораторском искусстве.

А кто же такой оратор?

В “Словаре современного рус­ского языка” (в 17-ти томах) читаем такое определение этого слова: 1) лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия; 2) лицо, произносящее речь; 3) глашатай чего-ни­будь; 4) человек, обладающий даром речи.

Ребята, а вы себя можете назвать ораторами?

Не нужно, наверное, убеждать вас в том, что говорить пуб­лично приходится каждому школьнику, который готовит сообще­ния к урокам или занятиям кружка, выступает на школьных и классных собраниях, на торжественных актах, посвященных началу учебного года, его окончанию, праздникам, и т. д. Вам, наверное, не раз приходилось либо переживать за свои неудач­ные выступления, либо скучать, слушая своих ораторствующих товарищей.

В риторике обобщены определенные приемы, которые позво­лят вам научиться выступать публично так, чтобы донести до аудитории свои мысли, убедить ее в вашей правоте, воздейство­вать на чувства слушателей, а может быть, и побудить их к ка­ким-либо действиям. Но, осваивая риторику, вы приобретаете навыки не только выступающего, но и слушателя.

Что же может узнать слушатель? (в каждой группе лежат листы – свои варианты записывают. Приложение № 1)

И если кто-то в силу особенностей своего характера, своих инте­ресов, своего поведения не собирается часто выступать публич­но, то слушать выступления других приходится в современной жизни каждому человеку. Вы слушаете учителей и учеников в школе, лекторов, дикторов радио и телевидения и т. д. Из пуб­личных выступлений можно почерпнуть богатую информацию , поэтому надо их запоминать. То, что излагается оратором, нужно уметь и оценивать : убедительно или нет содержание речи, что можно противопоставить услышанному и т. д. Внимательно слушая оратора, вы развиваете свое мышление . Часто публич­ные выступления воздействуют на ваши чувства . Надо ли разде­лить с оратором его переживания или надо противостоять его эмоциональному напору - все это должен решить слушатель.

^ Где возникла риторика?

Родиной красноречия считается Эллада, хотя ораторское ис­кусство в древнейшие времена знали и в Египте, и в Ассирии, и в Вавилоне, и в Индии. Но именно в античной Греции оно стре­мительно развивается, и впервые здесь появляются систематиче­ские работы по его теории. (V в. до н. э.)

^ Риторика в России 17-19 вв.

Самая ранняя из дошедших до нас отечественных риторик относится к началу 17 в. Предполагается, что ее автор – митрополит Новгородский и Великолуцкий Макарий.

Первый учебник риторики на русском языке был написан М.В. Ломоносовым (1711-1765). Состоит из трех частей: «О изобретении», «О украшении», «О расположении».

^ Ораторская речь: ее роды и виды.

В Древней Греции и Древнем Риме выделя­ли эпидейктические, или торжественные, речи, совещательные и судебные.

В современной риторике существует следующая классификация. (см. таблица № 1)

Задание 1:

Где мы ежегодно слышим приветственные речи? (на 1 сентября). Придумайте интересную приветственную речь по этому поводу.

^ Каким должен быть оратор?

Оратор должен владеть высокой культурой речи. Ему не­обходимо знание норм литературного языка и умение выбирать точные, доходчивые и наиболее уместные средства для выраже­ния мысли.

Речевые (стилистические) ошибки допускаются в результате нарушения нормы в ударении и произношении, не­верного выбора слова или формы слова и ошибочного построе­ния синтаксической конструкции.

От оратора требуется не только владение нормами правильной речи, но и умение ощущать речь в звуке.

1. Темп -это скорость произнесения звуков, слогов, слов в единицу времени (например, в секунду).

Если говорить быстро, слушатели не поймут, о чем идет речь. А ведь им нужно осознать поступающую информацию, т. е. понять ее и запомнить основное содержание высказывания.

Как считают исследователи, оптимальное условие легко вос­принимаемой речи - это средний темп произнесения (при­мерно 100-120 слов в минуту).

Плохо воспринимается слишком медленный темп речи. Оратор, который говорит очень медленно, часто вызывает скуку и раздражение.

2. Очень важна для оратора сила голоса. Если он говорит тихо, его слышат только находящиеся рядом слушатели. До остальных суть его речи не доходит. В то же время чрезмерно громкий, а особенно крикливый голос вызывает раздражение, неприятие сказанного, и эффект выступления оказывается зна­чительно сниженным. Обращая внимание на темп речи, силу и высоту голоса, ора­тор должен избегать монотонности.

3. Во время выступления перед большой аудито­рией понимания с полуслова быть не может. Слова должны про­износиться четко и ясно, т. е. выступающий должен обладать хо­рошей дикцией . Приобрести такую дикцию можно упорным трудом. Особое место в работе над дикцией занимают скороговорки.

Отчетливость произношения зависит часто и от пространства, в котором говорит оратор. Чем больше помещение, тем речь дол­жна быть медленнее, чтобы все было слышно.

Хорошая дикция предполагает умение “держать паузу”. Паузы (оста­новки в речи) облегчают дыхание, позволяют обдумать мысль, подчеркнуть и выделить ее.

Однако паузы в речи оратора не всегда несут смысловую на­грузку (прерывистость устной речи).

Задание 2:

Поработаем над темпом речи. У каждой группы есть стихотворения.

Задание 3:

Работа над дикцией, работа со скороговорками. (приложение № 2).

Совет:

1) Позаботьтесь о хорошей дикции - четком и ясном произ­ношении слов, особенно их окончаний. Для этого выполните ряд упражнений:

а) произнесите слова по слогам;

б) произносите предложения, разделяя все самостоятельные слова паузами;

в) читайте скороговорки, убыстряя их темп в 2, 4, 8 раз.

^ 2) Старайтесь избегать монотонности! Для этого один и тот же текст прочитайте:

а) меняя темп речи: быстро, средне, медленно;

^ 3) Учитесь выражать голосом чувства и переживания! Для этого одну и ту же фразу произнесите, вкладывая в нее разные чувст­ва и выражая это голосом.

Приложение № 1.

Слушающий

Выступающий

Приложение № 2. Скороговорки

Верзила Вавила весело ворочал вилы.

Ткет ткач ткани на платке Тани.

Стоит копна с подприкопеночком.

У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.

Клара-краля кралась с крокодилом к Ларе.

Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

Мы ели, ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели.

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

По семеро в сани уселись сами.

Приложение № 3.


^ Пушкин А.С.

К *** (Я помню чудное мгновенье)

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной

В тревогах шумной суеты,

И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

Твой небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью

Из ничтожества воззвал,

Душу мне наполнил страстью,

Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.


Узник

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орел молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном,

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно.

Зовет меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: «Давай, улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер... да я!..»

Я вас любил: любовь еще, быть может

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Развитие связной речи дошкольников через обучение составлению рассказов по картине.

“Речь – удивительное сильное средство,
но нужно иметь много ума,
чтобы пользоваться им”
Г. Гегель

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматриваются в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходится все линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Язык есть удивительнейшее и совершеннейшее творение человека. Родной язык, его беспрепятственное и всестороннее развитие должны быть поставлены в основу воспитания, к его народному духу, к его поэзии ребенок должен приобщаться с первых годов своей жизни. Владеть по возможности в совершенстве всеми видами и проявлениями речи – значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть, и культуры человека.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее будет им пользоваться в дальнейшем. Но лишь немногие дети стихийно достигают достаточного высокого уровня в развитии речи, поэтому необходимо проводить специальное обучение, направленное на овладение языком.

Основные задачи речевого развития:

  • Воспитание звуковой культуры речи.
  • Словарная работа.
  • Формирование грамматического строя речи.
  • Развитие связной речи: диалогической и монологической.
  • Подготовка к обучению грамоте.
  • Воспитание интереса и любви к художественному слову.

Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идет постепенное усложнение каждой задачи меняются методы средства обучения. Удельные вес той или иной задачи тоже меняется при переходе от группы к группе. Нужно представлять основные линии преемственности задач по развитию речи, которые решаются в предыдущей и в последующей возрастной группе, и комплексный характер каждой задачи.

Актуальность.

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, специалистам, психологам. К старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности.

Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.

Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования. Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто. В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Так, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования умения строить связное монологическое высказывание естественно предусматривает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы). Связное высказывание свидетельствует, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно оно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития малыша.

Различия в речи детей решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, а также сочинение рассказов по картине и серии сюжетных картинок. Все вышесказанные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но у меня особый интерес вызывают последние, т.к. их подготовка и проведение всегда были и остаются одними из самых трудных как для детей, так и для педагога. Диагностика умения составлять рассказы по картине и серии сюжетных картинок показала, что при списочном составе в 18 детей, шесть из них имеют низкий уровень умений по данному виду речевой деятельности (дети затрудняются в установлении связей, поэтому допускают содержательные и смысловые ошибки в рассказах; при рассказывании всегда требуют помощи взрослого; повторяют рассказы сверстников). Десять- средний уровень(в рассказах дети допускают логические ошибки, но сами их исправляют при помощи взрослых и сверстников; словарный запас достаточно широкий). И лишь два человека владеют теми умениями, которые соответствуют высокому уровню (ребенок самостоятелен в придумывании рассказов, не повторяет рассказов других детей; имеет широкий словарный запас). Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребенка в условиях речевой деятельности. Я считаю, чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Педагогу важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность не только в процессе ежедневного общения, но и в процессе специально организованного обучения. Необходимо вести целенаправленную работу по обучению рассказыванию с использованием на занятиях более эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей методических методов, приемов. В этой связи передо мной встала задача способствовать развитию умения составлять рассказы по картине и серии сюжетных картинок в процессе специально организованного обучения, а также с применением приемов, методов, способных создать интерес к занятию с первых минут и удерживающих этот интерес на всем его протяжении. Обычно занятие по составлению рассказа начинается с внесения картины или картинок, их рассматривания, загадке о том, что изображено. Я давно заметила, что если занятие начинается таким образом, то детям сразу становится неинтересно, а отсюда низкая речевая активность, недостаточный познавательный интерес не только к событиям, запечатленным на бумаге, но и вообще к речевой деятельности. Создавая по ходу занятий мотивацию деятельности, можно добиться, во- вторых, качества выполнения заданий по поставленным целям обучения. Я заметила, что игры и задания, подобранные в соответствии с тематикой занятия повышают результативность. Такие игры можно назвать «тренировочными» упражнениями. Например, при рассматривании картин детям предлагалось задание подобрать к словам, обозначающих предмет, его действие или признак, слова, близкие по значению. Например, к слову «большая» при рассматривании медведицы на картине «Купание медвежат» дети смогли подобрать слова: огромная, здоровенная, мощная, большущая. Когда рассматривали реку, которую изобразил художник дети к слову «стремительная» подобрали слова: неспокойная, быстрая. При составлении рассказа по картине «Кошка с котятами» дети упражнялись в подборе слов-действий к слову «кошка». Они вспомнили следующие слова, обозначающие действия кошки: мяукает, облизывается, играет, ловит мышей, лазает по деревьям. В заключительную часть занятия я включаю развивающие игры на развитие внимания , памяти, восприятия, быстроту реакции, слухового внимания. Это такие игры, как «Чья команда быстрее соберет такую же картинку», «тренировка памяти» и др. вышеназванные игры и упражнения очень нравятся детям, вызывают у них чувство здорового соперничества, соревнования, а также способствуют повышения интереса к занятиям по развитию связной речи. В процессе работы по обучению детей составлять рассказы по картине и сюжетным картинкам удалось решить воспитательные задачи: почти все дети научились выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно исправлять их. Приобретенные навыки по соблюдению установленных правил дети используют и в повседневной жизни- в общении между собой, при взаимодействии друг с другом в разных видах детской деятельности. Умения и навыки по составлению рассказов, полученные в процессе специально- организованного обучения, закрепляются в совместной деятельности воспитателя с детьми, в индивидуальной работе, а также в ходе сотрудничества с родителями воспитанников. Родителям предлагается одна из наиболее эффективных форм работы- консультирование, помимо общих рекомендаций по развитию речи детей входит «Игротека»- подборка практических игр и упражнений на обогащение и развитие словаря в домашних условиях, а также рассказы детей по картинам, сериям сюжетных картинок, творческие рассказы ребят, которые позволяют родителям сравнить успехи собственного ребенка с успехами сверстников, обговорить с воспитателем пути преодоления трудностей. Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи.

Игротека

«Только веселые слова».

Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только веселые слова. Первый игрок произносит: «Клоун», второй «Радость», третий «Смех» и т.д..Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут. Можно сменить тему и называть только зеленые слова (Огурец, елка).

«Волшебная цепочка».

Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет слово например, «мед» и спрашивает у игрока стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово? Дальше кто-то из семьи отвечает например, « пчела». Следующий например, «Боль». Что может получится: мед –пчела- боль- больница- врач и т.д.

«Слова мячики».

Ребенок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребенку мяч и одновременно произносит слово например, «широкий». Ребенок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением «узкий». Затем игроки меняются ролями, ребенок говорит слово, а взрослый подбирает к нему слово.

«Если вдруг».

Ребенку предлагается необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения. Например, если вдруг на земле исчезнут: все книги, все птицы, все ручки и т. д.Ребенок может ответить: «если вдруг на земле исчезнут все ручки, ничего страшного не произойдет, потому что их можно заменить: карандашами».

«Веселые рифмы».

Играющие должны подбирать к словам рифмы: маша- каша, свечка- печка, ракетка- пипетка.

Занимательные игры со словом побуждают детей думать, рассуждать, искать, творить, у детей появляется интерес к познавательной деятельности.

“Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьют духовную силу и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить не один естествоиспытатель. Оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которых он живет, с его историей и его стремлениями, как не мог познакомить не один историк. Оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик. Оно, наконец, даёт такие логические понятия и философские воззрения, которые не мог бы дать ни один философ”.

В этих словах великого педагога К.Д. Ушинского указан не только, ожидаемый результат усвоения родного языка, но и метод его изучения: доверие к языку – учителю, который не только учит многому, но и учит удивительно легко.