Пту после. Педагогические учебные заведения и училища

Выпускница 11-го класса Ольга Кузнецова долго размышляла, куда поступать. Сначала смотрела вузы в родном Нижнем Новгороде, потом задумалась о столице. Ольга хотела стать дизайнером одежды - как Роберто Кавалли, Жан-Поль Готье или Валентин Юдашкин. Работа у них вроде не пыльная, а жизнь красивая. Правда, училась Ольга на «тройки». А когда она сдала ЕГЭ хуже всех в классе, родственники стали ей советовать забыть о подиуме. В сентябре Кузнецова пойдет в училище и через два года станет швеей-мотористкой. Это решение далось Ольге нелегко. Сначала Кузнецова винила учителей, которые несправедливо ставили ей низкие оценки, затем одноклассников, которые никогда не помогали. Но потом все вокруг вдруг стали говорить о том, что учиться в ПТУ - это не так уж и плохо, и Ольга смирилась. В этом году впервые с тех пор, как развалился СССР, в колледжах и училищах по всей стране ожидают наплыва абитуриентов. Поднять престиж и популярность профтехучилищ казалось безнадежным делом, но из-за кризиса оно сдвинулось с мертвой точки.

В России кризис рабочих профессий: сантехникам и дояркам в среднем за 50 лет, а молодой смены им нет. В последние советские годы в ПТУ шли 80% девятиклассников, в конце 90-х - 40%, а в 2007 году уже только каждый третий. Учиться в ПТУ в России не модно, не престижно и, главное, ни для чего не нужно. До последнего времени социологи говорили о крайне негативном отношении общества к учебе в училищах. Действительно, зачем менять корочку о высшем образовании на диплом техникума, если так легко поступить в вуз? Исключением из правила стали училища при крупных промышленных холдингах - учеба там давала конкретные гарантии трудоустройства.

Началась рекламная кампания профтехобразования. С начала лета в нескольких регионах крутят радио- и телеролики, вешают билборды и растяжки. Смысл их в том, что быть рабочим не хуже, чем банкиром. Только в Петербурге из городского бюджета на «поднятие престижа профессионального образования» выделили 4,3 млн рублей: молодым людям будут объяснять, на кого можно выучиться и, главное, куда потом можно будет устроиться.

Но эта рекламная кампания, возможно, уже просто лишняя: не надо никого заманивать, говорят эксперты, молодежь и так в этом году будет штурмовать техникумы. Если верить исследованию Высшей школы экономики, еще два года назад строчка об окончании ПТУ в резюме давала основание рассчитывать максимум на 6-процентную прибавку к зарплате. То есть без такого диплома люди получали в среднем всего на 6% меньше, чем с ним.

Но за последние полгода все изменилось. Выпускникам ПТУ теперь найти работу легче, чем специалистам с высшим образованием. И им больше платят. Мама школьной подруги Ольги Кузнецовой работает швеей в ателье, а по вечерам подрабатывает дома частными заказами. В месяц она зарабатывает до 40 000 рублей. Отец Ольги - менеджер по транспортной логистике, с высшим образованием и большим опытом. Весной ему сократили зарплату, и теперь он получает всего 30 000.

Президент портала Superjob.ru Алексей Захаров говорит, что сейчас молодой слесарь часто получает в два раза больше молодого юриста. Например, в Москве токари зарабатывают до 80 000 рублей в месяц, а максимальная зарплата бухгалтера - 70 000. Прораб в столице получает до 100 000 рублей - не меньше архитектора. Инженер-метролог тоже может рассчитывать максимум на 70 000 рублей.

Главными жертвами кризиса стали белые воротнички. Уволив до трети персонала, работодатели с удивлением заметили, что компании запросто обходятся без них. И в то время как в офисах сокращали издержки, затраты и штаты, на каких-то фабриках и заводах по-прежнему не хватало рабочих рук. Оказалось, что даже сейчас есть места, где нужны новые сотрудники. Понятно, что это не гиганты-предприятия, у которых сейчас проблемы: людей набирают те, кого кризис не очень затронул, - например, небольшие швейные или мебельные фабрики, предприятия пищевой промышленности, ЖКХ , частные фирмы, требуются рабочие руки в сельском хозяйстве. Нужны почти все: грузчики, электрики, автослесари, машинисты, монтажники, разнорабочие, слесари, плотники, комплектовщики, трактористы и маляры.

По данным исследовательского центра портала Superjob.ru, последние полгода каждая десятая вакансия появляется в рубрике «Промышленность/производство». Вакансии в рубрике «Юриспруденция» составляют всего 1,68% всех предложений, а в популярных «Информационных технологиях» - меньше 5%.

Пропаганда все равно нужна, говорят школьные учителя. Только одной рекламы в прессе мало: потенциальные пэтэушники газет не читают. Проблема в том, что за последние годы в обществе сложился устойчивый стереотип: в ПТУ идут только неудачники и бедняки, а кто поуспешнее идут в вузы, пусть даже никому не известные, коммерческие - лишь бы в названии значилось «университет» или «академия».

«Если не поступлю в вуз, лучше в армию пойду, чем в ПТУ, - говорит выпускник этого года москвич Андрей Кочетков. - Не для того я 11 лет учился, чтобы стать слесарем». Родители сына поддерживают. Правда, по другим причинам. Мама Андрея, Марина Климова, опасается, что сын, «связавшись с рабочими, сам станет алкоголиком». «Ну и что толку, что у рабочих зарплаты выше, так они половину пропивают», - переживает она.

В училище №97 в подмосковном поселке Строитель неподалеку от Можайска на 125 мест уже сегодня записались 100 человек. Это «аншлаг». У Инны Клевцовой, заведующей библиотекой училища, очень хорошее настроение: в прошлом году учеников с трудом набрали к сентябрю. А в этом еще и мест стало больше: открылись курсы по четырем новым специальностям - сварщик, электрик, ветеринарный фельдшер и садовник. В училище идут дети из самых разных семей: есть среди них и трудные подростки, и отпрыски вполне состоятельных родителей. Самой большой популярностью пользуются специальности тракториста-машиниста, повара и автослесаря. Клевцова рассказывает, что в Подмосковье сейчас много развитых агрокомпаний, где требуются трактористы. Много частных фермеров. Кафе и автомастерские есть везде, а вот найти работу юриста или экономиста в маленьком поселке практически невозможно.

Для тех, кто завалил ЕГЭ, ПТУ - единственный шанс получить профессию и не потерять год до пересдачи единого экзамена. Пресс-секретарь Рособрнадзора Сергей Шатунов говорит, что в этом году 3% выпускников сдали на двойку ЕГЭ по двум обязательным предметам - русскому языку и математике. Это значит, что 30 000 подростков не получат аттестаты об окончании средней школы. Пополнят ряды учеников ПТУ и те, кому не хватит баллов для поступления в вуз. Прием в институты уже заканчивается, а в училища зачисляют до сентября, в некоторые - и до декабря. К тому же туда не надо сдавать экзамены. Конкурса нет практически нигде. По крайней мере, пока.

Наконец-то люди начали понимать, что можно жить и без высшего образования, а с вполне себе среднеспециальным. раньше из-за стереотипа о вышке куча школьников атаковала ВУЗы, засоряла ряды студентов, совершенно не понимая зачем им высшее образование и не планируя работать по специальности. А над ПТУшниками открыто стебались и не считали их за людей. А потом сложилсась ситуация, когда на одного человека, "работающего руками" приходилось до десяти "начальников" и "разработчиков" - совершенно неадекватная и неработоспособная ситуация. а куча людей, получивших высшее образование потом шли работать по тем специальностям, где вполне достаточно "технаря". фактически люди тратили время, не получали соответствующую образованию работу и шли работать куда придётся.

Причём этот стереотип о высшем образовании навязывался нам ещё со школы. когда я учился то, учителя не говорили про ПТУ - только про ВУЗы. Родители большинства моих одноклассников тоже не планировали, чтобы их дети учились в колледжах: уж лучше плохой институт, чем хороший техникум - стандартная позиция. где потом будут работать их дети с "вышкой" они не знали, на что надеялись - непонятно. Хотя могли начать работать (+платить налоги + содержать семью) практически сразу после окончания обучения. Я собственно не намного их лучше, т.к. работаю не по специальности, которую получил в универе.

С ребятами из колледжей мне довелось пообщаться в молодёжном движении. там есть разные люди. Есть раздолбаи, а есть и очень умные, добрые и искренние ребята. Разница между ними вовсе не в уровне интеллекта, как некоторые считают - разница в только том внимании, которое общество и государство им уделило. Я знаю достаточно много примеров, когда ребята ведущие совершенно асоциальный образ жизни (и даже участники радикальных политических организаций) сильно менялись после внимания, которое они получали в молодёжном движении. они с интересом начинали заниматься очень даже общественно полезными вещами, с удовольствием развивались и пытались уже сами повлиять на своих ровестников, которые всё ещё пили пиво во двориках. Но это про людей.

А про качество образования и востребованность выпускников - выпускники среднеспециальных учебных заведений очень даже востребованы. Более того, ессь примеры, когда выпускник технаря получает больше выпускника ВУЗа сразу же после окончания. Особенно это заметно в специальностях, куда долгое время не готовились нормальные кадры - это и слесари, и токари, и даже строители - перечислять можно долго. Т.е. сегодня на таких работников есть спрос. И он достаточно большой. Поэтому ребята туда и идут. Работать они начинают сразу же после окончания и уже вполне могут содержать семью. Свою семью - ячейку общества.

Вот именно такое впечатление у меня о ПТУшниках. Так что вопли о бесперспективности и непрестижности такого образования - это брюзжание ничего не знающих про эту сферу образования и рынка труда людей.

felichita: Современная система образования, особенно платная, этого самого образования фактически не даёт. Сейчас почти каждый с дипломом вуза, а где специалисты, профессионалы? Всё постсоветское пространство напоминает американскую Силиконовую долину по кол-ву дипломов на душу населения. А нужно ли столько для страны при полном отсутствии трудоустройства?
5-6 лет семья тянется из последнего, чтобы дать ребёнку образование, а в результате - диплом хоть на гвоздик в туалете вешай.
В период кризиса очень актуально в малые сроки при малых затратах получить профессиональные навыки, освоить несложную работу.

Колледж, техникум - это учебное заведение среднего профессионального образования, реализующий образовательные программы по среднему профессиональному образованию по базовой или углубленной подготовке. Обучение в длится от 3 лет (по некоторым специальностям два года) до 4 лет (углубленная подготовка).

Продолжение. Стр.2

Структура Российского профессионального образования

Какое образование получают в колледже, а какое образование после техникума?

  • СПО, или среднее профессиональное образование. В процессе обучения подготавливаются специалисты среднего звена, которые обладают углубленными знаниями в определенной профессиональной сфере.
  • НПО. Аббревиатура расшифровывается так: начальное профессиональное образование. Поступить на обучение можно на базе 9-ти или 11-ти классов. Специалисты выпускаются с начальным уровнем квалификации.

Освоив программы первого типа, выпускники ссузов получают квалификацию «специалист », второго – «специалист начального уровня ».

Техникумы и колледжи дают начальное и среднее профессиональное образование , а большинством училищ - только начальное профессиональное образование..

СПО и НПО

Программы СПО направлены на подготовку специалистов, которые будут обладать углубленными, качественными навыками и знаниями по своему профилю.

В рамках обучения расширяются базовые знания по общим предметам из школьной программы.

НПО обеспечивает более низкий уровень подготовки и предоставляет выпускникам скромные карьерные возможности, несмотря на то что освоившие программу начального образования приобретают определенные компетенции и считаются квалифицированными работниками.

К примеру, обладатель СПО медицинского профиля может работать медбратом или фельдшером, а «потолок» для тех, у кого есть лишь НПО, - работа нянечки.

Подробнее о ссузах

Колледж

Учреждения этого типа более перспективны, выше ценятся работодателями и предлагают широкий перечень специальностей. Качество обучения в них приближено к вузовскому уровню. Зачастую колледжи являются административными подразделениями университетов или институтов, что дает возможность выпускникам поступать на второй или третий курс вуза, к которому «прикреплен» их колледж.

Обучение в колледже построено по типу институтского или университетского. Процент выпускников колледжей, поступивших в вузы, значительно выше, чем окончивших техникум или училище.

Не в последнюю очередь это обусловлено льготами (иногда негласными) и приоритетом, которыми обладают абитуриенты, отучившиеся в колледже.

Для поступления в колледж необходимо предоставить аттестат об окончании 11-ти или 9-ти классов, а также при наличии диплом о СПО или НПО.

Обучение длится в среднем три года, но на базе 9-ти классов – не менее 4-х лет, а по некоторым специальностям даже больше.

ССУЗы подразделяются на:

* Занятия по графическому дизайну

Техникум

Техникум дает среднее специальное образование.

Автоно́мная некомме́рческая организа́ция - не имеющая членского состава некоммерческая организация, учреждённая гражданами и/или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, жизнеобеспечения, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.

Поступить в техникум можно на базе оконченных 9-ти и 11-ти классов общеобразовательной школы на основании достаточно высоких результатов ГИА и ЕГЭ.

Обучение занимает около 3 лет, некоторые специальности осваиваются и за два. С недавних пор учащимся техникумов предоставляется отсрочка от армии. Образовательный процесс в техникумах проходит в формате, приближенном к школьному.

Профтехучилище.

- В училищах обычно реализуются программы НПО. Поступают в училище на базе 11 или 9 классов общеобразовательной школы. Длится обучение в училище от 6 до 36 месяцев.

Срок зависит от специальности, которую получает студент. В рамках образовательной реформы ПТУ массово реорганизуются в ВПУ, ПЛ и ПУ (лицеи и разновидности училищ). На качество образования и процесс обучения переименование учреждений не оказывает особого влияния.

    - (ПТУ) в РФ основное звено системы профессионально технического образования. ПТУ ведут подготовку квалифицированных рабочих кадров на базе общеобразовательной, неполной и полной средней школы. Срок обучения составляет 1 3 года в зависимости от… …

    ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ (ПТУ) - в РФ основное звено системы профессионально технического образования. ПТУ ведут подготовку квалифицированных рабочих кадров на базе общеобразовательной, неполной и полной средней школы. Срок обучения составляет 1 3 года в зависимости от уровня… … Юридическая энциклопедия

    - (см. ПРОФЕССИОНАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ) … Энциклопедический словарь экономики и права

    I Профессионально техническое образование форма профессионального образования, имеющая целью подготовку квалифицированные рабочих для отраслей народного хозяйства в профессонально технических учебных заведениях; совокупность… … Большая советская энциклопедия

    Начальное профессиональное образование (НПО) начальный уровень профессионального образования. В основном, представлен ГОУ НПО (Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования) и НОУ НПО (Негосударственное… … Википедия

    Московский государственный технический университет МАМИ (МГТУ «МАМИ») Девиз «Salus patriae suprema lex» («Благо отечества высший закон» лат.) Год основания … Википедия

    ПРОФЕССИОНАЛЬНО ТЕХНИЧЕС КИЙ, ая, ое. Относящийся к техническим профессиям. Профессионально техническое образование. Профессионально техническое училище (училище, дающее техническое образование, ПТУ). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова

    ПРОФЕССИОНАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКИЙ, ая, ое. Относящийся к техническим профессиям. Профессионально техническое образование. Профессионально техническое училище (училище, дающее техническое образование, ПТУ). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Романовы , Сидоров А.Н.. Александр Николаевич Сидоров родился 28 июля 1961 года в Тюмени. В 1976 году закончил 8 классов. В этом же году поступил в профессионально-техническое училище № 4 при судостроительном заводе
  • Романовы , Сидоров Александр Николаевич. Александр Николаевич Сидоров родился 28 июля 1961 года в Тюмени. В 1976 году закончил 8 классов. В этом же году поступил в профессионально-техническое училище 4 при судостроительном заводе по…

Минобрнауки, которое своим реформаторством уже вконец извело школы и вузы, никак не доберется до профтехобразования, хотя именно в этой сфере наблюдаются самые большие проблемы. Учиться рабочим специальностям мало кто хочет - не очень престижно. Но как выходить из ситуации? Ведь высококвалифицированные рабочие - это основа промышленности, двигатели экономики.

Однако буквально в последние дни положение начало резко меняться. То ли, пардон, кто-то в одно место кого-то клюнул, то ли кризис и необходимость импортозамещения поставили перед фактом: в этой сфере надо что-то делать, причем срочно!

Окунемся для начала в историю вопроса. Вообще со времен СССР считалось, что профессиональное или профессионально-техническое училище или (ПУ или ПТУ) - это учебное заведение, где вместе с началами рабочей профессии "автоматом" дают и среднее образование. В России (да и в других странах бывшего СССР) здесь готовят квалифицированных рабочих по профессиям, требующим повышенного образовательного уровня.

Также к категории средних специальных учебных заведений относились техникумы, или, как сегодня говорят, колледжи. Своеобразными предшественниками ПТУ являлись фабрично-заводские и ремесленные училища, существовавшие еще аж со времен Российской империи. Считались эти учебные заведения не очень-то престижными. Помню со времен юности, как в свое время острословы расшифровывали аббревиатуру ПТУ - "помоги тупому устроиться"…

Обидно, конечно, но все-таки в чем-то верно. Туда нередко шли те молодые люди, которым не давалась учеба в старших классах, или те, которые просто не поступили в институт. Ну, или те, над которыми завис топор правосудия…

Еще пять процентов поступали учиться, "куда повыше" - выпускники профтеха при условии хорошей учебы имели льготы при поступлении в профильные вузы. 20 процентов шли из ПТУ прямиком в армию. Интересно, что в современной России перечень профессий, по которым готовят в системе профтеха, значительно расширился, хотя само количество ПТУ в России катастрофически упало - их осталось едва 20 процентов от "советского" количества.

По признанию экспертов, это самое слабое звено в системе образования, нуждающееся в реформировании. Советские ПТУ практически прекратили свое существование, а взамен, по сути, ничего равнозначного так и не было создано…

Собственно, деградация отечественной системы профессионально-технического образования началась в 80-х, уже при Горбачеве, по мере углубления застоя в промышленности. А в начале 90-х годов система окончательно "залегла на дно" вместе с российской промышленностью: число училищ и техникумов сократилось в несколько раз, а из оставшихся ушли наиболее квалифицированные преподаватели, основные фонды износились до предела. И самое главное, профобразование потеряло всякую связь с потребностями рынка труда.

В это время на предприятиях шел закономерный процесс старения кадров. Их обновления не происходило. И сейчас профессиональное образование во всех его компонентах - начальное, среднее, высшее, система повышения квалификации - стало фактором, сдерживающим развитие экономики в целом и отдельных ее отраслей.

Отношение к профессионально-техническим училищам в СССР было неоднозначным. В то время как государство, выражаясь современным языком, всячески пиарило профтехобразование, старшеклассники не слишком стремились пополнять ряды «пэтэушников». Да и взрослые чаще пугали своих строптивых чад, нежели поощряли их желание овладеть рабочей специальностью: «Будешь плохо учиться в школе – пойдешь в ПТУ!» Каким же были советские ПТУ, и почему со временем учиться там стало непрестижным?

Немного истории

Спустя два года после того как в 1919 году декретом Совнаркома РСФСР было положено начало распространению профессионально-технических знаний, в стране появились первые ФЗУ – школы фабрично-заводского ученичества. В таком виде они просуществовали до 1940 года, когда после создания системы государственных трудовых резервов школы ФЗУ были переданы в новое ведомство и реорганизованы в ремесленные училища и школы ФЗО – фабрично-заводского обучения.

После преобразования в 1959 году Главного управления трудовых резервов в Госкомитет Совмина СССР по профтехобразованию ФЗО и ремесленные училища подверглись реформированию. Вместо них появились профессионально-технические училища – ПТУ, которые делились на три основных типа:


- городские и сельские ПТУ для получения рабочей специальности со сроком обучения 1-2 года;

СПТУ – средние профтехучилища, куда принимали молодежь с 8-летним образованием. Срок обучения в них составлял 3-4 года. За это время учащиеся получали общее 10-летнее образование и овладевали рабочей профессией;

ТУ – технические училища, где в течение от 1 до 1,5 лет обучали рабочим специальностям молодежь, окончившую полную среднюю школу.

В таком виде советские ПТУ просуществовали вплоть до развала СССР. Выпускникам выдавался аттестат о среднем образовании и присваивалась соответствующая квалификация.


Кто и почему шел учиться в ПТУ?


Если в довоенные и первые послевоенные годы учеба в профессионально-технических училищах была если не престижной, то хотя бы почетной (этому в немалой степени способствовала пропаганда: стране были нужны крепкие и умелые рабочие руки), то к 70-м годам ПТУ постепенно превратились в ту самую страшилку для нерадивых школьников, о которой мы говорили в начале статьи. Считалось, что в ПТУ шли те, кто был неспособен учиться в техникуме или в вузе: лентяи, двоечники и попросту недоумки. Не зря в то время аббревиатура «ПТУ» расшифровывалась некоторыми острословами как «помоги тупому устроиться».

С одной стороны, обидно. Но кое в чем все же верно. Для поступления в техникум, институт или университет требовались серьезные знания в объеме средней школы. Это сейчас диплом о высшем образовании можно купить в любом переходе, а в советское время подавляющее большинство молодежи получали дипломы исключительно благодаря собственным знаниям и стараниям. Тогда как в ПТУ поступали без экзаменов – проще говоря, перекладывали документы из одного учебного заведения в другое, и все. Это была одна из главных причин, по которой у двоечников в СССР была одна дорога: в ПТУ. Одна из главных, но не единственная.


С появлением дефицита в тех же 70-х годах понятие о престижной работе у большинства молодых людей сместилось от рабочих профессий в сторону тех, которые открывали доступ к дефицитным товарам. На этом фоне более способные выпускники средних школ стали чаще подавать документы в торговые и кулинарные техникумы и вузы, а их нерадивые одноклассники – в училища аналогичного профиля. Причем желающих обучиться профессии продавца, повара или кондитера было столько, что одно время в профильных училищах была введена система вступительных экзаменов. И все же поступить туда было гораздо проще, чем в техникум или институт. Да и учиться в ПТУ было легче.

К концу 70-х профтехучилища советская молодежь уже всерьез не воспринимала. Часто ими просто пользовались как промежуточным звеном для достижения более серьезных целей. Так, некоторые молодые люди использовали профтехучилища как трамплин для дальнейшего получения высшего образования, так как при поступлении в вузы для выпускников профильных ПТУ существовали льготы. Другие, кое-как окончив 8 классов, тянули время до армии, а заодно и получали профессию, которая может пригодиться в армейской службе. Третьих туда практически принудительно определяли органы правопорядка, дабы плохое поведение не привело юношу или девушку на скамью подсудимых.

В середине 80-х система советского профессионально-технического образования начала деградировать и полностью «залегла на дно» к моменту развала СССР в 1991 году. Для этого были объективные причины: спад промышленности и производства спровоцировал невостребованность в рабочих кадрах. В результате число ПТУ сократилось в разы, а в оставшихся уже не обновлялись фонды. Ушли из профтехучилищ опытные преподаватели. А в 91-м система ПТУ рухнула вместе со страной. Поднимется ли когда-нибудь престиж рабочих профессий? Возможно. Но только при условии, если сдвинется вектор общественного сознания с бездумного потребления к позитивному созиданию. А на это нужно время.