Какие предметы сдают на егэ. Как выбрать предметы для егэ

Тысячи выпускников будущего года и их родители сегодня озабочены вопросом о выборе профильных предметов на ЕГЭ. Что выбрать, как не ошибиться с приоритетами? Об этом мы спросили Александра Шевцова, опытного педагога, преподавателя физики в филиале РГУПС города Минеральные Воды.

Беззаботные родители

Иван Петров, АиФ-СК: Александр Владимирович, в процедуру Единого государственного экзамена внесены изменения, о которых старшеклассникам и их родителям обязательно расскажут в школах. Но по-прежнему актуальным остаётся вопрос: какие критерии выбора профильного предмета должны быть основными?

Александр Шевцов: Пожалуй, этот вопрос нужно поставить несколько с иной точки зрения: в какой степени в выборе профильного экзамена должны участвовать родители выпускников. Ведь именно они будут материально поддерживать своих детей, будущих студентов. Именно родители могут, так сказать, «по-взрослому» подойти к проблеме профиля через призму будущего трудоустройства, уже сегодня задуматься, сможет ли выбранная сыном или дочерью профессия «кормить» их семьи, будет ли возможность профессионального роста?

- Вы полагаете, что родители над этими вопросами не задумываются?

На мой взгляд, не в должной мере. Иначе как объяснить тот факт, что выпускники прошлого (да и позапрошлого) года в качестве экзамена по выбору предпочитают обществознание. До 90 % старшеклассников!

- Популярность экзамена, возможно, связана с тем, что он позволяет участвовать в конкурсе на множество специальностей в вузах по всей стране.

- Это так. Но надо понимать: образование сегодня стало отраслью бизнеса. А в бизнесе спрос рождает предложение. Но не кажется ли вам странным, что заказчики образовательных услуг (то есть, абитуриенты и их родители), равняются на «большинство», когда поступать будут всего в одно учебное заведение? Высшее образование могут давать сотни и тысячи скороспелых «академий» и «университетов», но ведь важен для студента только один вуз - его собственный.

Физика без лирики

Выбрав обществознание на ЕГЭ, выпускник ограничивает себя «гуманитарными» направлениями в выборе будущей профессии.

Конечно. И в этом нет ничего плохого, если выбор сознательный, взвешенный. Кстати, набрать конкурентоспособные 80-90 баллов по обществознанию так же трудно, как по любому другому предмету: помимо тестовых заданий, надо дать развёрнутый ответ на вопрос части «С». Тогда можно в престижный университет поступить и получить настоящую квалификацию. А вот просто «сдать» обществознание на 40-50 баллов, конечно, проще, чем, скажем, физику или химию. Но такие низкие баллы обрекают семью только на платную форму обучения студента, да и то - в негосударственных учебных заведениях, десятками тысяч выпускающих каждый год юристов-экономистов-психологов-менеджеров. Кто, где и когда сможет обеспечить работой всех этих «специалистов»? А если речь идет о юношах? Не будут ли они вынуждены оставить профессию, обучению которой отдали 4-5 лет жизни, потому что устроиться по ней просто невозможно? Им бы инженерные, мужские специальности выбирать: сейчас на рынке труда они очень востребованы. И зарплаты у современных инженеров немаленькие, и возможности карьерного роста. Но выбирать-то на ЕГЭ нужно физику!

- Всё так, но у многих молодых людей с точными науками ещё со школы возникают трудности. Есть и кадровая проблема, актуальная для нынешней школы, об этом нельзя забывать.

К новым реалиям нужно уметь приспосабливаться, ведь перемены будут всегда: не только в детстве, но и во взрослой жизни. В прошедшие годы далеко не все выпускники, сдавая обязательный ЕГЭ по математике, могли выполнить хотя бы одно-два задания из части «С». В этом году экзамен по математике будет разделён на профильный (посложнее) и базовый (попроще). Конечно, у выпускников очень велик соблазн пойти по пути наименьшего сопротивления. Ведь высокие результаты на ЕГЭ требуют специальной подготовки. И думать об этом нужно сейчас, а не в мае.

- «Специальная подготовка» - это репетиторы? Дорого...

Мне вспоминается пушкинская реплика: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной...». У многих по-прежнему нет стремления вкладываться в образование детей (именно - в образование, а не в покупку диплома в рассрочку). А насчёт репетиторов скажу так: и в прежние времена (до ЕГЭ), готовясь к поступлению в хороший ВУЗ, надо было заниматься специально: на факультативах, дополнительных занятиях и с теми же репетиторами. Сейчас многие учебные заведения открывают курсы подготовки к ЕГЭ по разным предметам. И групповые формы подготовки не так дороги, как индивидуальные.

Научиться можно всему

- Иногда приходится слышать мнение: задания на ЕГЭ очень сложные. Не каждый учитель справится...

- В ЕГЭ ни один вопрос и ни по одному предмету не выходит за рамки школьной программы. Просто в школе надо... учиться! Мысль тривиальная, но многим старшеклассникам она сегодня кажется едва ли не абсурдной. Тут и от родительской позиции много зависит. Не секрет, что во многих семьях видят только проблемы современной школы, а вот активную жизненную позицию в детях не формируют. А между тем есть одна вечная истина: ничему нельзя научить, но всему можно научиться...

-...и получить диплом бакалавра! Ещё один камень преткновения для сегодняшних родителей... Многие не понимают, что такое двухуровневая система обучения. Вы не могли бы пояснить?

Введение бакалавриата и магистратуры в практику российской высшей школы связано со стремлением «вписаться» в европейскую образовательную траекторию. Степень бакалавра можно приравнять к статусу «неоконченное высшее образование». В магистратуру надо будет снова поступать (кстати, условиями этого поступления и расценками за обучение в магистратуре родителям и старшеклассникам надо интересоваться уже сейчас). Есть ВУЗы, которые сохранили одноуровневую систему подготовки, так называемый специалитет, где после пятого курса можно получить, например, полноценный диплом инженера.

- Сейчас столько информации о ВУЗах - от рекламы просто некуда деться. Как разобраться в этом потоке информации?

Интернет сегодня есть, пожалуй, у всех. Наберите в поисковике «Рособрнадзор». Там вы найдёте «чёрный» список 126 ВУЗов, лишённых аккредитации в прошлом году. Несложно сделать простейший анализ, чтобы понять, какие «заведения» закрываются. И будут закрываться впредь!

- Закрываются негосударственные институты и академии, специализирующиеся на подготовке тех самых «юристов-экономистов»?

Не только. Иногда и солидные государственные ВУЗы грешат тем, что открывают у нас, «в провинции», свои филиалы. В расчёте, как ни обидно, на нашу наивность: многие соблазняются словами «Московский» или «Санкт-Петербургский» в названии! А ведь стоит только задать себе вопрос: «В эти филиалы будут ездить столичные профессора?» Нет, конечно. Ну, и что тогда в них столичного?

- Простите, но у нас в Минеральных Водах тоже филиал Ростовского университета путей сообщения. Из Ростова профессора ездят?

Для преподавания спецпредметов - конечно, ездят! И диплом защищается в Ростове. А вот государственную аккредитацию (проводится раз в шесть лет) в 2012 году филиал прошёл как самостоятельное учебное заведение. И показатели ежегодного мониторинга ВУЗов у нас самостоятельные (http://www.miccedu.ru/monitoring/materials/reg_10702.htm).

ЕГЭ - не «страшилка»

- Как думаете, ЕГЭ когда-нибудь отменят?

Не понимаю я этих трепетных ожиданий. Кто-то из наших юных земляков серьёзно готовится к ЕГЭ и поступает (бесплатно!) в лучшие ВУЗы страны. А кто-то ждёт возврата к «классическим» экзаменам, которые в последние десятилетия сводились к формуле: один решил - и все решили. Юмористы и популисты в телевизоре вовсю веселят народ, выставляя ЕГЭ на посмешище. Или делая из него «страшилку» на потребу публике. А это просто новая форма школьного экзамена. Процедуру самого экзамена и подготовки к нему, разумеется, необходимо совершенствовать. В прошлом году, например, ответы на вопросы частей «А» и «Б» массово списать не удалось - у школьников Дальнего Востока были другие варианты. А в Интернете были выложены неправильные ответы - мошенники не имели доступа к правильным. Результат? По родному русскому языку некоторые и до сниженного предела в постыдные 22 балла не дотянули! Зато те немногочисленные выпускники, что рискнули выбрать экзамен по физике, практически поголовно заняли бюджетные места: по востребованным специальностям в государственных ВУЗах бюджетных мест в 2014 году было больше, чем когда-либо. Так что пожелаем старшеклассникам приобрести и укрепить «привычку к труду благородную». А родителям - умения искать и правильно оценивать информацию. Дороже детей и важнее их судеб у нас ничего нет и быть не может. Во все времена.

В этом году одиннадцатиклассники примут решение о поступлении (или непоступлении) в вуз. Но перед этим нужно будет сдать ЕГЭ, который и даст ответ, станут ли мечты выпускников реальностью. Абсолютно все будущие выпускники стоят перед выбором: какие предметы сдавать. Прежде всего, не нужно переживать и впадать в панику. Специалисты учебного центра MAXIMUM расскажут, как правильно подойти к решению этого вопроса.

1. Нужно понять, зачем нужны те или иные предметы

Выбор предметов напрямую связан с выбором вуза и дальнейшей специальности. И здесь у многих возникают проблемы: некоторые даже до весны не могут понять, в какой вуз поступить после окончания школы.

При решении этого вопроса нельзя опираться только на интуицию и интернет. Можно посоветоваться с родителями, учителями, преподавателями: они наверняка подскажут, в чём плюсы и минусы той или иной профессии, какой вуз находится на хорошем счету. Можно пройти профориентационное тестирование, причём не только в специальных центрах, но и в интернете (найти их совершенно несложно). Такие тесты, возможно, и не дадут прямого ответа, какую профессию выбрать, но помогут определиться с тем, навыки в какой сфере у школьника наиболее развиты. Посетите математические лекции по выбору профессии и специальности, где вам более подробно расскажут, какие профессии востребованы, о предъявляемых требованиях, основных проблемах, о том, чем занимаются люди разных специальностей. В ближайшее время такие лекции можно будет бесплатно прослушать на «Навигаторе поступления», который состоится 10 сентября.

2. Необязательно сразу же делать выбор в пользу одного вуза

Сначала желательно определить направление. В рамках этого направления спектр профессий (соответственно, и вузов) может быть весьма широким, но экзамены будут одни и те же. Поэтому вы сможете начать целенаправленно готовиться к ЕГЭ. Предположим, старшекласснику кажется, что ему подходит сфера управления, человек хочет реализовать себя на государственной службе.

Всю информацию о поступлении, в частности и предметы, которые нужно сдавать, вы легко найдёте на сайте любого вуза (чаще всего в разделе «Абитуриенту»). Но если не нашли, позвоните в приёмную комиссию. Не следует руководствоваться «подсказками» друзей и знакомых: «Я поступал в прошлом году, требовались только русский, математика и обществознание». Всегда проверяйте информацию, так как предметы могут отличаться в разных вузах (последнее время вузы всё чаще добавляют к требуемым экзаменам английский язык).

3. Как не повторить типичные ошибки абитуриентов


Весьма часто случается, что ребёнок не может понять, чем же он хочет заниматься. Это может привести к серьёзным затруднениям в дальнейшем. Вот несколько типичных ошибок, с которыми сталкиваются одиннадцатиклассники.

— Выбирают для сдачи сразу пять-шесть предметов. Хотя в действительности им пригодится лишь три-четыре. В результате ученик перегружается, его внимание рассеивается, и он сдаёт экзамены как в известной поговорке о двух зайцах.

— Начинают руководствоваться своими оценками в школе. «Если у меня „пять“ по биологии, то пойду сдавать биологию», — так думает школьник. Во-первых, нужно чётко понимать, что «ЕГЭ» не равно «предмет в школе». Во-вторых, оценка в школе не всегда отражает действительные знания ученика. Более правильным ориентиром здесь будут служить интересы ребёнка.

Откладывают решение вопроса о предметах до февраля-марта. Эта ситуация — худшая из всех. Именно в этот период ученики пишут заявления о сдаче определённых предметов. Теряется целых полгода — время, которое ученик мог посвятить подготовке.

В прошлом году многие абитуриенты столкнулись с тем, что сдавали «не те» экзамены. Кто-то выбрал базовый уровень математики, а для поступления нужен был профильный, где-то поменялся перечень предметов для поступления. Для того, чтобы в этом году подобных ситуаций не повторялось, школьников заранее предупреждают о том, что изменить выбранный список предметов для сдачи ЕГЭ после 1 февраля нельзя.

Минимальное количество баллов по русскому языку, необходимое для получения аттестата, – 24, но для поступления в вуз нужно набрать не менее 36 баллов. По базовой математике для получения аттестата достаточно набрать 3 балла из 5. Минимальное количество баллов ЕГЭ по профильной математике, подтверждающее освоение школьной программы, а также необходимое для поступления в вуз, – 27 баллов.

Заявление на сдачу ГИА-11 выпускники подают по месту учебы, иные категории лиц – в места регистрации на сдачу ЕГЭ, которые определяются региональными министерствами образования.

В Рособрнадзоре напоминают, что русский язык и математика являются обязательными экзаменами. Для подтверждения освоения школьной программы и получения аттестата о среднем общем образовании по каждому из них нужно получить не ниже минимального количества баллов. ЕГЭ по математике проводится на базовом и профильном уровнях. Участнику ЕГЭ представляется право выбора как одного из уровней, так и двух уровней одновременно. Но эксперты советуют сдать два уровня, чтобы проверить свои силы и иметь больше возможностей для будущего выбора специальности.

Экзамены по другим учебным предметам – литературе, физике, химии, биологии, географии, истории, обществознанию, иностранным языкам (английский, немецкий, французский и испанский языки), информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) – обучающиеся сдают по выбору.

Секретари приемных комиссий вузов считают, что запрет на смену выбранного экзамена не всегда оправдан. « Мы советуем выбирать для сдачи ЕГЭ не менее четырех предметов. После 1 февраля, когда школьник по каким-то причинам меняет свое решение по выбору экзаменов, сделать уже ничего нельзя. Он не мотивирован учиться по той специальности, к которой вначале готовился. Некоторые теряют год, чтобы поступить на то направление, которое хотят», – поясняет ответственный секретарь приемной комиссии ЧелГУ Максим Казанцев .

Эксперты рекомендуют школьникам пройти несколько курсов профориентации, чтобы определиться с выбором профессии, получить представление о будущей специальности. Обязательно нужно посетить сайты вузов. Информация о правилах приема, перечне экзаменов появляется еще в октябре. Все это позволит выпускникам сделать правильный выбор.

Ежегодно тысячи выпускников проходят одно из главных испытаний в своей жизни - экзамены в формате ЕГЭ. Тестированию предшествует тщательная подготовка по направлениям, которые необходимы школьникам для получения аттестата и поступления на желаемую специальность. Многие делают выбор в пользу тех предметов, в которых они проявляют наилучшие результаты, а некоторые руководствуются актуальностью будущей профессии. В данном материале мы рассмотрим, какие предметы могут сдавать участники ежегодных испытаний.

Перечень дисциплин

Министерство образования предлагает широкий выбор направлений, поэтому у каждого поступающего есть шанс выбрать именно тот вариант, который соответствует его знаниям и потребностям. В 2016 году выпускники могут проходить испытания по четырнадцати дисциплинам, среди которых:

  • русский язык,
  • математика,
  • литература,
  • история,
  • география,
  • обществознание,
  • биология,
  • физика,
  • химия,
  • информатика,
  • иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский).

В новую вступительную волну ученики некоторых московских и петербургских специализированных школ также впервые получат шанс пройти тестирование по китайскому языку.

Обязательные предметы

Как и в предыдущих вступительных кампаниях ЕГЭ, в 2016 году к числу обязательных предметов будет отнесено две дисциплины: русский язык и математика. С недавних пор тестирование по математике подразделяется на два уровня. Первый из них является базовым: его обязательно должны сдать все выпускники. Если же абитуриент планирует освоить профессию, требующую математику в качестве профильного направления, то соответственно ему потребуется сдать профильный уровень.

Если результаты экзаменуемого по данным направлениям оцениваются как неудовлетворительные, ему дается дополнительная попытка пройти испытание. Если школьник не набирает достаточное количество баллов только по одной дисциплине, то он может пересдать тестирование в предусмотренные для таких случаев резервные дни. В случае когда выпускник не преодолевает минимальный порог сразу по двум обязательным дисциплинам, пересдача экзаменов назначается на осень текущего года.

Экзамены для получения аттестата

После окончания школы всем выпускникам выдается соответствующий аттестат. Чтобы получить такой документ, необходимо сдать всего два ЕГЭ по русскому языку и математике, которые в любом случае должны пройти все школьники. Ежегодно специальная комиссия формирует свои минимальные баллы для каждого предмета, и если результаты ученика не соответствуют установленному порогу даже после пересдачи тестирования, он теряет шанс получить аттестат в текущем году и оканчивает школу со справкой. Возможность заново пройти ЕГЭ появится у него лишь на следующий год.

Экзамены для поступления в вуз

Если выпускник планирует поступление в вуз, он сдает дополнительные экзамены по предметам, необходимым ему для зачисления на желаемый факультет. Какие дисциплины сдавать, абитуриент выбирает самостоятельно, ориентируясь на свои и цели и знания. Таким образом, ЕГЭ по профильным направлениям проходят на добровольной основе.