Егэ вариант 3. Примерный круг проблем. Прощаясь со школой

Вариант 3

Часть 1

Ответами к заданиям 1-24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Примерный круг проблем

Жить за счет писательских гонораров в Беларуси невозможно. А что делать, если нужно еще воспитывать ребенка? Писательница из Могилева Татьяна Борисик уже около 14 лет работает на заводе очистных сооружений аппаратчиком-машинистом. А в свободное время пишет прозу.

«Па-руску толькі справаздачы добра пісаць магу»

На завод очистных сооружений Борисик попала, отработав по распределению в сельских школах. Как минимум ее выбор был обусловлен достойной зарплатой. — Ад працы ты мусіш мець альбо маральнае задавальненне, альбо грошы, альбо жытло. Рассуждать о своих героях Татьяна может и по дороге на работу, и во время работы. Но пишет она только в свободное время на свежую голову. Свободное время у нее — не вечер, как это обычно бывает, а ночь и даже утро — в зависимости от графика.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)Вероятность того, что неосведомлённый человек подскажет глубокую научную мысль, ничтожна. (2)<...> что могут посоветовать специалистам, работающим на переднем крае науки, инженер, продавец или бухгалтер, знакомящиеся с научными открытиями по популярным книгам?

(3) Естественные науки требуют длительной и серьезной подготовки, способности изменять с каждым новым открытием систему взглядов, пересматривая привычные представления.

Писательница работает по 12 часов по графику. Она обслуживает процесс очистки воды: следит за оборудованием, отбирает пробы воды. Говорит, человеку стороннему объяснить свои обязанности трудно. Понятно одно: работа с техникой и грязной водой тяжела. А график не позволяет «работать писателем по-настоящему» — встречаться с читателями в библиотеках, школах, особенно ездить на встречи в другие города.

Яшчэ гадкоў пяць таму штовечар шпацыравала па вуліцы, па гасцях швэндалася. Хіба што хуткую хто выкліча, дык і тое размоваў на паўгоду. Звяліся людзі, звяліся і навіны. Але сённяшняя навіна хоць куды! Баба баялася прапусціць хаця слова. — Ета ж сёння прыйшоў з поля віхор, — працягвала Любка. — Падняў Васілёў стажок саломы, расцерушыў паўсюль, а плёнку з грузікамі, катораю стажок накрывалі, на два шматкі парваў і на правады кінуў. По словам Борисик, для прозаика нужны самодисциплина и время, чтобы сесть и написать.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

Серьёзные исследования в области естественных наук могут проводить только профессионалы, способные изменять с каждым новым открытием систему взглядов.

Вероятность того, что неосведомлённый человек подскажет

Бо, адпрацаваўшы начную змену, ты не здатны ні на што, апроч выканання простых дзеянняў на ўзроўні рэфлексаў сабакі Паўлава. Пишет Татьяна только по-белорусски. Гэта яшчэ са школы ў мяне такі «талент», — смеется женщина. В университете имени Кулешова Борисик получила образование социального педагога — методиста дошкольного образования. Параллельно она посещала литературное объединение «Натхненне», писала стихи и байки. Но после учебы в Могилеве Борисик распределилась в Бобруйский район, чтобы быть ближе к дедушке с бабушкой.




Писателем Борисик во многом сделала жизнь в деревне. С 4 класса она присматривала за дедушкой и бабушкой, которые жили в деревне, а также за младшей сестрой. Там же, в Дуриничах, Татьяна проводила каждое лето. И даже сейчас писательница считает себя больше сельчанкой, чем горожанкой.

глубокую научную мысль, невелика, если этот человек недостаточно хорошо знаком с научно-популярной литературой.

Нельзя пренебрегать мнением непрофессионалов: даже неосведомлённый человек иногда может дать хороший совет специалистам.

Человек, знакомящийся с научными открытиями только по популярным книгам, не может вести серьёзных исследований в области естественных наук.

Могилевчанка считает, что любовь к сельской жизни у нее — от дедушки с бабушкой. Они уже умерли, но не проходит и дня, чтобы Татьяна не вспоминала их. — Яны ніколі мне не хлусілі - казалі, як ёсць. Дзядуля быў маім лепшым сябрам і настаўнікам. Второй раз Борисик попала в деревню после распределения. Как социальный работник Татьяна «насмотрелась на другую сторону жизни» и теперь думает, что, возможно, такие впечатления и не нужны в молодости. Например, могилевчанка узнала, что приемное родительство зачастую бывает способом заработка.

Встречались и позитивные моменты, они также нашли свое отражение в рассказах, но в душу запали не они. Татьяна Борисик сравнивает принудительное распределение с «химией», на которую людей отправляют только потому, что они окончили университет. При этом она считает, что распределение в сельскую местность полезно «маленьким принцессам», которые считают возможным смотреть на людей сверху вниз и «тыкать» старшим только потому, что у нее обеспеченные родители или высокопоставленная должность у мужа.

Специалисты, работающие на переднем крае науки, вполне могут пользоваться советами инженера, продавца или бухгалтера.

2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Впишите это слово.

Таким образом.

Во-первых,

Наоборот,

Однако

К примеру.

Селфи с Мухоморы и «дележ кабанчика»

Им нужно понять, что такое жизнь - навсегда осознанный выбор людей, а часто - сила обстоятельств, - поясняет писательница. В рассказах Татьяны - деревня, где оставшиеся соседи знают о тебе все, а общественное мнение - важнее собственного. Кабинет властной дамы в окружении ржавой абдрыпанасци окрестностей впечатлял пластиковой бялюткасцю. А сама Виктория Геннадьевна смотрелась местечковых звездой во всем своем блеске: на ушах, шее, на пальцах и во рту победно сияло золото.

О передовиков, значыт, писать будете. Одной нашей работницы тоже грамоту вручили. Эта гордость нашего праизвоцтва, душа коллектива, бригадир операторов. Сами в гардеробе возьмете ли мне вечером подойти? В ответ снисходительное: «Потом, Лена, потом, иди с корреспондентом поговори, толька сматря Не забудь ничего».

Ответ: .

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВЗГЛЯД. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ВЗГЛЯД, -а, муж.

Направленность, устремлённость глаз на кого-л. Проводить взглядом. Промелькнуло во взгляде.

В кабинет вошла, вернее свалилась, таща за собой ногу, «гордость производства» - взъерошенная женщина предпенсионного возраста. Татьяна говорит, что сейчас найти вдохновение тяжелее - редко услышишь что-то действительно стоящее. Но метко словцо услышать можно - главное, слушать. Даже вывески магазина могут стать отправной точкой для рассказа или, может, целое повести.

А кто-то просто посмотрит, но не увидит. Писатель нужно быть внимательней к людям - слушать и слышать, смотреть и видеть. Если бился головой о стену, искал выход, никто не видел. А если скатился, тогда все стали поучать, запрещать. И государство фактически ничего не предлагает - только административные методы, - приводить пример писательница. - Знаете ситуацию, когда к многодетной матери приходит опека или учителя и советуют сделать ремонт? И та мать отвечает: «Я вам каждый год сдаю на ремонт школы, а мне не сдает никто».

Выражение глаз. С добрым и печальным взглядом.

Мнение, суждение по поводу чего-л. Личный В. на проблему.

Образ мыслей, убеждения, воззрения, (мн. ч.). Разделить взгляды. Поступиться взглядами.

Ответ:

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный

От «замечаний» до «серебра» Гедройца

Литературная карьера Татьяны складывалась непросто. В первые годы работы после Университет ее стихи и короткие рассказы - «замечания» - публиковали в Бобруйске районной газете. Первой книгой был сборник стихов в самиздатовском формате «рявкнет в блестящий мацюгальник».

Позже Татьяна печатали на «Свободе» и в «Нашей Ниве». А потом Татьяна вступила в Союз белорусских писателей, где ей предложили издать книгу. Для Борисик это был праздник: напечатать даже небольшую книгу сейчас тяжело. А если ты писатель из провинции и у тебя Не самое лучшее материально положение, то это - едва ли НЕ единственный вариант.

гласный звук. Выпишите это слово.

слИвовый

мозаИчный

бантЫ

тОрты

электропрОвод

Ответ:

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к

выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. ГП

В библиотеке Могилева книгу очень хвалили и рекомендовали как «путеводитель по сельской жизни и людским судьбы». К этому могилевчанка шла 20 лет. Первое знакомство с рассказами Татьяны Борисик, вошедших в сборник Женщина и леопард, внушает надежду, что перед нами - долгожданный юмористически-ироничный взгляд на современный белорусский деревню. Место действия - Большие Крысы.




Правда, после этого в жизни Татьяны ничего серьезно НЕ изменилось: по-прежнему работает на заводе очистных сооружений, воспитывает дочь, ездит к родителям в деревню и продолжает писать. Уже 16 лет мы живем в суверенной Беларуси. Но нет-нет, да и всплывет на поверхность вопрос, навсегда, казалось бы, ушедший в историю: как называть нашу страну и государство на белорусском языке - Белоруссия или Беларусь?

Актёр обладал АРТИСТИЧЕСКИМ темпераментом, который легко подчинял себе зрителей.

Красный ГЛИНЯНЫЙ берег полого спускался к морю и весь был изрыт колёсами машин.

Тонкая и ДИПЛОМАТИЧНАЯ беседа помогла установить дружеский контакт между людьми.

За долгие годы жизни в тайге у меня выработалось ЗВЕРИНОЕ —р чутье: я нюхом чувствовал опасность.

Очередной повод к тому, чтобы еще раз задуматься над этим вопросом, стало довольно Резкое письмо нашего читателя. По сути, это поиск ответа на вопрос, в каком Историческая пространстве мы сегодня находимся. ИЗ ПИСЬМА ЧИТАТЕЛЯ Уважаемая редакция! Не следуйте распространившейся глупости нелепого уродования русского языка, навязывая не свойственные ему названия.

Сделали когда-то явную нелепость отцы и матери белорусской государственности. И уж совсем недопустимо переносить слово Беларусь в историю, рассказывая, например, о деятельности Армии Крайовой в Западной Беларуси. Белорусам нужно пользоваться своим языком и совершенно ни к чему претендовать на наведение порядков в языке соседнего народа, пусть и признанного здесь в качестве одного из государственных. Александр ФРОЛОВ, доцент Международного гуманитарно-экономического института. СКОЛЬКО НАЗВАНИЙ У БЕЛАРУСИ?

Хвойный лес ОДЕЛ все горы и подошёл вплотную к морю.

Ответ:

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПОЕЗЖАЙТЕ быстрее

БОЛЕЕ ТОНКИЙ рисунок

много ЯБЛОК

ПОЛОЖИ на полку

менее ТРИСТА рублей

Прощаясь со школой

Пуркине Инна Калита, ни одно государство не имеет сегодня столько названий, как Беларусь. К сожалению, больше всего вариантов названия нашей страны присутствует именно в русском языке: Белоруссия, Республика Белоруссия, Беларуссия, Белорусь, Республика Беларусь, Беларусь.

Исключив очевидные ошибки, остановимся на самом популярном варианте, распространенном на территории России, — Белоруссия. Именно Белоруссию пропагандирует сегодня Институт русского языка РАН. Не менее авторитетная Справочная служба русского языка указывает, что официальное название страны — Республика Беларусь, а неофициальное — Белоруссия. При этом в документе оговаривается: разрешить при подписании международных договоров и других документов учитывать при необходимости пожелания контрагентов по написанию упомянутых названий.

Ответ: .

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и

предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ

ОШИБКИ

А) нарушение в построении

предложения с причастным

Каково же желание белорусского контрагента? ПОСЛЕДНЯЯ ИНСТАНЦИЯВ своем обращении Александр Васильевич Фролов повторил расхожий в стане наших восточных соседей тезис: Национальные формы в другие языки не переносятся. ОКСМ предназначен для идентификации стран мира и используется в процессе обмена информацией при решении задач международных экономических, научных, культурных, спортивных связей и т.д. и предусматривает три блока информации — цифровую идентификацию страны, ее название и двузначный буквенный код.

Есть тут и Норвегия с Данией, и Финляндия с Германией. А вот никакой Белоруссии в ОКСМ вы не найдете. Казалось бы, какие еще могут быть вопросы? Именно под новыми названиями эти страны известны сегодня во всем мире. С подобной просьбой к мировому сообществу обратились и белорусы. Установить, что эти названия транслитерируются на другие языки в соответствии с белорусским звучанием.

оборотом

Б) ошибка в построении

сложного предложения

В) нарушение в построении

предложения с несогласованным

приложением

Г) нарушение связи между

подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной

соотнесённости глагольных

форм

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Не только способности, но и трудолюбие помогут достичь успеха в работе.

Таким образом, БССР почила в бозе, как когда-то Персия, Цейлон или Родезия. Ее же правопреемником стала Республика Беларусь. Орфография и языковая традиция тут не при чем. Окончательный вариант правописания утвердят на конференции ООН в нынешнем году. Термин Белая Русь возник в германских языках, через которые и попал в средневековую латину задолго до того, как был освоен славянами.

До конца ХІХ века наши предки сохраняли древнее самоназвание ліцьвіны. Но поскольку белорусское возрождение началось позже литовского, наши светочи во главе с Франтишком Богушевичем уже не могли использовать этот термин. Пришлось принять имя, под которым наш народ знали на просторах Российской империи, — белорусы.

2) Все, кто рано начинает учить иностранный язык, овладевает им в совершенстве.

3) Поднявшись на смотровую площадку, увидишь город как на ладони,

4) Среди домов, построенными на этой улице, было несколько многоэтажных.

5) На картине И.И. Фирсова «Юном живописце» изображена домашняя мастерская художника.

6) Живопись не только обогащает эмоционально, но и заставляла думать.

7) Дом, в котором остановился А.С.Пушкин, находился на набережной,

8) Приезжий спросил у случайного прохожего, что есть ли поблизости почта.

9) Вопреки распространенному мнению, лучшие рестораны Франции находятся не в Париже.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

ст..новиться

т..рритория

прик..саться

рад..стный

с..рень

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..увеличивать, пр..лепить

бе..думный, ра..шифровать

о..далённый, на..треснутый

из..мать, дез..нформация

пр..встать, пр..дирки

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

подскак..вать

неулыбч..вый

сирен..вый

угодл..вый

подмарг..вать

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

получ..нный

незав..симый

подозр..ваемый

помо..шь

пригрева..мое

12. СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите это слово.

Наш спутник тоже (НЕ)СИДЕЛ сложа руки.

Вокруг тянулись (НЕ)СКОНЧАЕМЫЕ виноградники.

Путники вышли к ещё (НЕ)ОБРОСШЕМУ кромкой льда берегу.

(НЕ)МЕШКАЯ ни минуты, ребята собрали чемоданы.

Дом, выросший на глазах всего за полгода, (НЕ)СРАЗУ был принят комиссией.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Отец ТАК(ЖЕ) страстно, как и все его друзья, болел за свою футбольную команду. Его сын ТО(ЖЕ) был азартным болельщиком.

ЧТО(БЫ) не видеть происходящего, я закрыл глаза, однако в ТО(ЖЕ)

мгновение в ушах затрещала канонада.

Петя вздрогнул, (ОТ) ТОГО что в дверь позвонили, мама ТО(ЖЕ) не

ожидала звонка.

ЧТО(БЫ) ни говорили дилетанты, к пониманию классической музыки

надо быть подготовленным, (ПО)ТОМУ что не так просто освоить

сложное искусство.

Отец не смел спросить, в чём дело, и в ТО(ЖЕ) время не понимал,

(ОТ)ЧЕГО дом стал таким пустынным.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Окрыле(1)ый успехом своей поэмы, Парни издал сборник «Украде(2)ый портфель», куда вошла забавная пародия на поэму Мильтона «Потеря(3)ый рай». Но все же наиболее известными остаются его любовные элегии, в которых соедине(4)ы ирония и меланхолия, изящество и глубина.

15. Расставьте знаки препинания . Укажите предложения, в которых нужно поставить ДВЕ запятые. Запишите номера этих предложений.

1) Две огромные рыбы клубком вращались почти касались дна и вздымали тучи песка и ила.

2) Композиторы в начале Х1Х века в своих сочинениях использовали и интонации и ритмы и мотивы народных песен и танцев.

3) Жилище человека и его поселения тесно связаны c окружающей средой и c хозяйственной деятельностью.

4) B X-XI вв. в Корее ансамбли дворцов и храмов дозорных башен и крепостных сооружений вписывались в окружающий пейзаж составляли c ним единое целое.

5) И мама и жена брата и сам брат утверждают: перед большой дорогой необходимо посидеть.

16. Расставьте знаки препинания

Вспыхивая разноцветным оперением (1) с дерева на дерево (2) перелетали попугаи (3) даже на лету (4) не переставая тараторить.

17. Расставьте знаки препинания . Установите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я (1) признаться (2) не слишком люблю осину с её бледно-лиловым стволом и серо-зелёной металлической листвой. Осина бывает хороша только в ветреный летний день, когда каждый лист её (3) как будто (4) хочет сорваться и умчаться вдаль.

18. Расставьте знаки препинания . Установите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В нескольких шагах от дома (1) течёт (2) разливающаяся весной (3) чистая река (4) берега (5) которой (6) покрыты мягкой густой травой.

19. Расставьте знаки препинания . Установите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Говорят (1) на территории России много часовых поясов (2) и (3)несмотря на то (4) что (5) когда (6) в восточных регионах страны уже 8 часов утра первого января (7) в западных районах еще 12 часов ночи тридцать первого декабря (8) так (9) что Новый год москвичи встречают на несколько часов позже сахалинцев.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

. (3)Всегда вдвоём. (4)Я говорила ему: «Я тебя очень люблю». (5)Я ещё не знала, как я его любила… (6)Мы жили в общежитии пожарной части, где он служил. (7)И тут среди ночи какой-то шум - на Чернобыльской АЭС пожар. (8)Уехали они без брезентовых костюмов: как были в одних рубашках, так и уехали. (9)Их не предупредили.

(10)Вызвали на обыкновенный пожар…

(11)А теперь - клиника острой лучевой болезни... (12)После операции по пересадке костного мозга мой Вася лежал уже не в больничной палате, а в специальной барокамере, за прозрачной плёнкой, куда заходить не разрешалось, поскольку уровень радиации был очень высокий. (13)Там такие специальные приспособления есть, чтобы, не заходя под плёнку, вводить уколы, ставить катетер… (14)Но всё на липучках, на замочках, и я научилась ими пользоваться: открывать и пробираться к нему. (15)Ему стало так плохо, что я уже не могла отойти ни на минуту. (16)Звал меня постоянно. (17)Звал и звал… (18)Другие барокамеры, где лежали Васины сослуживцы, тоже получившие большую дозу облучения, обслуживали солдаты, потому что штатные санитары отказывались, требуя защитной одежды. (19)А я своему Васе всё хотела делать сама…

(20)Потом кожа начала трескаться на его руках, ногах, всё тело покрылось волдырями. (21)Когда он ворочал головой, на подушке оставались клочья волос. (22)А всё такое родное. (23)Любимое… (24)Я пыталась шутить: «Даже удобно: не надо носить расчёску». (25)Если бы я могла выдержать физически, то я все двадцать четыре часа не ушла бы от него и сидела рядышком. (26)Потому что, верите ли, мне каждую минутку, которую я пропустила, было жалко… (27)И я готова была сделать всё, чтобы он только не думал о смерти… (28)И о том не думал, что болезнь его ужасная и я его боюсь.

(29)Помню обрывок какого-то разговора, кто-то увещевает:

(30)Вы должны не забывать: перед вами уже не муж, не любимый человек, а радиоактивный объект с высокой плотностью заражения. (31)Вы же не самоубийца. (32)Возьмите себя в руки.

(33)А я как умалишённая:

- (34)Я его люблю! (35)Я его люблю!

(36)Он спал, а я шептала: «Я тебя люблю!» (37)Шла по больничному двору: «Я тебя люблю!» (38)Несла судно: «Я тебя люблю!»

(39)О том, что ночую у него в барокамере, никто из врачей не знал. (40)Не догадывался. (41)Пускали меня медсёстры. (42)Первое время тоже уговаривали:

- (43)Ты - молодая. (44)Что ты надумала? (45)Сгорите вместе.

(46)А я, как собачка, бегала за ними, стояла часами под дверью, просила-умоляла. (47)И тогда они:

- (48)Чёрт с тобой! (49)Ты - ненормальная!

(50)А мне было всё равно: я его любила и ничего не боялась. (51)Утром, перед восьмью часами, когда начинался врачебный обход, показывали мне через плёнку: «Беги!» (52)На час сбегаю в гостиницу. (53)А с девяти утра до девяти вечера у меня пропуск. (54)Ноги мои посинели до колен, распухли, настолько я уставала. (55)Но моя душа была крепче тела… (56)Моя любовь…

(57)Понимаю: о смерти люди не хотят слушать. (58)О страшном…

(59)Но я вам рассказала о любви… (60)Как я любила... (61)И люблю…

(62)А когда есть такая любовь, нет страха, нет усталости, нет сомнений, нет препятствий.

(По С.А. Алексиевич*)

Светлана Александровна Алексиевич (род. 1948 г.) - всемирно известный белорусский прозаик, пишущий на русском языке. Автор прозы о войне, о Чернобыле. Создатель уникального документально-художественного метода, основанного на беседах с реальными людьми.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?

1) Супруг героини получил огромную дозу облучения, несмотря на то, что работал на пожаре в специальном защитном брезентовом костюме.

2) Героине повествования медсёстры не разрешали входить к мужу в барокамеру, однако она, в тайне от них, проникала туда.

3) Героиню никто не предупредил, что она тоже может получить большую дозу облучения, поэтому она не боялась находиться возле супруга.

4) Санитары отказывались подходить к больным в барокамерах, так что за больными (кроме мужа героини) ухаживали солдаты.

5) Героине помогла выстоять в страшных жизненных испытаниях настоящая любовь, не знающая границ.

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Суждение, высказанное в предложении 5, противопоставляется в тексте содержанию предложения 4.

2) В предложениях 1-4 содержится рассуждение.

3) Предложение 26 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 25.

4) В предложениях 30-32 представлено рассуждение.

5) Предложения 57-62 представляют собой описание.

22. Из предложений 29, 42 выпишите синонимы (синонимическую пару).

23. Среди предложений 50-62 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союза, указательного местоимения и однокоренного слова. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24. Подчёркнутая документальность, на которой базируется «Чернобыльская молитва» Светланы Алексиевич, создаёт весьма специфический стиль, как представленного фрагмента, так и произведения в целом. Особенно ярко это проявилось в синтаксисе. Обилие _____(А) (например, предложения 34, 35, 48, 49) передаёт волнение героини, глубину её эмоций. Довольно часто встречается также _____(Б) (предложения 22-23, 57-58, 59-61), что характерно для разговорного стиля, и благодаря этому достигается эффект живого повествования. В лексике текста обращают на себя внимание многочисленные _____(B) (например, в предложениях 4-5, 16-17, в предложении 8), а также _____(Г) («барокамера», «объект с высокой плотностью заражения», «катетер»).

Список терминов

1) литота

2) сравнение(-я)

3) парцелляция

4) восклицательное(-ые) предложение(-я)

5) риторический(-е) вопрос(-ы)

6) профессиональная лексика

7) назывное(-ые) предложение(-я)

8) лексический(-е) повтор(-ы)

9) оксюморон(-ы)

ТЕСТ ЕГЭ - 2015 ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ВАРИАНТ 3

Представленный здесь тест является тренировочным вариантом экзаменационной работы по русскому языку. Тест полностью соответствует будущим реальным вариантам ЕГЭ - 2015 как стурктурно, так и по уровню сложности заданий.

ЧАСТЬ 1

Прочитайте текст и выполните задания 1 - 5.

(1) Долгое время считалось, что египетские пирамиды строили рабы, но совсем недавно, вопреки этим утверждениям, учёные выяснили, что возведение пирамид отнюдь не ложилось тяжким бременем на плечи рабов и беднейших слоёв населения. (2) Труд на каменоломнях и транспортировке огромных каменных блоков был, несомненно, чрезвычайно тяжёлым, но за него платили деньги, а если учесть, что строительство велось во времена разлива Нила, когда крестьянам было нечего делать, то такую работу можно считать благом: она не давала людям умереть от голода. (3) (...) крестьян использовали в основном на транспортировке камня, а собственно сооружением пирамид занимались несколько тысяч профессиональных строителей.

1. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) При сооружении пирамид, помогая профессиональным строителям, крестьяне занимались транспортировкой камня, потому что эта работа не давала им умереть от голода и велась в удобное для них время.

2) Строительство пирамид было непосильным бременем для беднейших слоёв населения.

3) Пирамиды сооружались во время разлива Нила, когда прекращались сельскохозяйственные работы.

4) Когда разливался Нил, крестьянам нечего было делать, и, чтобы не умереть от голода, они вынуждены были против своей воли идти в каменоломни, заниматься транспортировкой камня.

2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста?

1) таким образом

2) следовательно

3) потому что

3. Прочитайте словарную статью, в которой приведены значения слова ТРУД. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 2. Напишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.

ТРУД, -а, м.

1) Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Умственный труд. Физический труд. Научная организация труда. Производительность труда. Право на труд.

2) Работа, занятие. Упорный труд. Дневные труды. Заплатить за труд.

3) Усилие, направленное к достижению чего-нибудь. Взять на себя труд сделать что-нибудь. С трудом уговорил кого-нибудь.

4) Результат деятельности, работы, произведение. Труд всей жизни. Научный труд.

5) Привитие умения и навыков в какой-нибудь профессиональной, хозяйственной деятельности как предмет школьного преподавания. Уроки труда. Преподаватель по труду.

4. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

1) труд был (предложение 2)

2) считалось (предложение 1)

3) пирамиды строили (предложение 1)

5. Укажите верную характеристику слова ВОПРЕКИ (предложение 1).

1) наречие

2) деепричастие

6. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) одолжИт

2) озлОбить

7. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1) Вскоре новый жилец ОПЛАТИЛ все счета.

2) Нам удалось ОГРАДИТЬ друга от несправедливых обвинений.

3) Марью Николаевну ждала безрадостная ОДИНОЧНАЯ старость.

4) В музее истории нашего города пройдёт ПРАЗДНИЧНЫЙ концерт, посвящённый ветеранам Великой Отечественной войны.

8. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) четырёмстам пятидесяти

2) их мечты

9. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Прощаясь со школой,

1) благодарность была безграничной.

2) учителям было сказано много добрых слов.

3) прозвенел последний звонок.

4) скажите добрые слова своим учителям.

10. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Хочется поздравить всех, кто победили на олимпиаде в Канаде.

2) Спортсмены познакомились и подружились с жителями Ванкувера.

3) Болельщики, приехавшие из многих стран мира, радостно приветствовали олимпийских чемпионов.

4) Жажда славы - неплохой стимул в борьбе за олимпийские медали.

11. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Фантазия композитора, который издавна увлекался красочностью рыцарских легенд, породила многоцветие музыкальных картин.

2) Особенно привлекательны в его балетах массовые сцены, без которых не был бы передан национальный колорит.

3) В. Стасов, который хорошо знал Глазунова, назвал его "русским Самсоном" - великим богатырём.

4) Глазунов, который всегда внимательно присматривался к молодым композиторам, первым увидел талант в Д. Шостаковиче.

12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Звёзды были рассыпа(1)ы по невида(2)о чёрному небу как драгоце(3)ые камни из златокова(4)ого ларца.

13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) соед..нялись, зак..пчённый, г..релый

2) изн..силась, сопр..вождал, предост..рожность

3) заж..гает, к..лосья, н..сильщик

4) обозн..чения, к..солапый, отп..рает

14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) без..ядерный, грузопод..ёмник, трех..язычный

2) пр..светлый, пр..норовиться, пр..датель

3) бе..рассудный, ..дравница, ..жёг

4) с..скать, супер..гра, сверх..мпульсивный

15. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1) скле..нный, высп..тся

2) подстав..шь, купл..нный

3) ненавид..л, завис..вший

16. В каком варианте ответа правильно указаны все слова, где пропущена буква Е?

А. обветр..вать

Б. накал..вать

В. разборч..вый

Г. повел..вать

17. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) (Не)вдалеке находилась знаменитая барская усадьба.

2) Вмешательство старосты было крайне (не)уместным.

3) Ни с чем (не)сравнимое удовольствие испытали гости, побывав в гостях у Бельского.

4) Записка была написана (не)разборчивым почерком.

18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

1) Было (ОТ)ЧЕГО печалиться: (ПО)ЭТОМУ дому уже не бегали наши выросшие дети.

2) Казаки бросились (В)СЛЕД за отступающими и настигли их (ПО)СРЕДИ поля.

3) (В)ПОСЛЕДСТВИИ наш отряд двигался (В)ДОЛЬ берега Енисея.

4) (ЗА)ЧЕМ ты его обнадёжил, (ПО)ЧЕМУ не посоветовался со мной?

19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

В доме Глазуновых много играли () и юный Саша твёрдо запоминал все исполнявшиеся пьесы.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Родившись в семье известного книгоиздателя (1) будущий композитор Глазунов с детства воспитывался в атмосфере увлечённого музицирования (2) поражая родных (3) необыкновенной способностью мгновенно запоминать музыку (4) однажды услышаную.

21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Глазунов (1) буквально (2) преображался, дирижируя оркестром. Он (3) говорят (4) сливался с музыкой, вёл её и шёл за нею.

22. Укажите предложение, в котором надо поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены).

1) Забота Александра Константиновича о студентах и преподавателях консерватории была огромна.

2) Глазунова обожали и боготворили студенты и ценители его музыки.

3) Композитор работал в консерватории не только днём но и ночью.

4) Ни свет ни заря в пустынных залах филармонии начинала звучать музыка.

23. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Сравнивая Глазунова с Глинкой (1) Луначарский сказал (2) что они "родники необычно счастливой музыки (3) окунувшись в которые (4) выходишь преображённым".

24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В 1926 году состоялся бесплатный концерт Глазунова (1) и он вызвал такой интерес (2) что (3) хотя были заполнены все 2000 мест (4) осталось ещё много желающих (5) не сумевших достать билеты.

2) 1, 2, 3, 4, 5

Прочитайте текст и выполните задания 25 - 36.

(1) Одной из примет постигшей нас культурной катастрофы стало сквернословие. (2) Оно гнездится не только в группках тусующихся тинэйджеров и давно уже перестало быть "лингвистической прерогативой" пьяного грузчика в овощном магазине. (3) Матерщина свободно и горделиво льётся в коридорах и курилках престижных вузов, со сцены и экрана, со страниц нашей печати. (4) Глубоким анахронизмом стало правило "не выражаться при дамах": мат ныне не избирателен по полу, и некоторые "дамы", особенно в нежном возрасте, способны заткнуть за пояс иного бомжа.

(5) Обвальное сквернословие вообще, по-видимому, спутник кризисных времён. (6) Историк и мыслитель XVII века дьяк Иван Тимофеев среди пороков и грехов, которые привели к едва не погубившей Россию Смуте, упоминал и "зловонное произношение языком и устами матерных скверных слов".

(7) В наши дни сквернословие существует в разных проявлениях, как бы выступает в нескольких ипостасях.

(8) Прежде всего - это привычное сквернословие, свойственное людям с невысоким уровнем культуры. (9) В этом случае матерные слова и выражения для человека, который их употребляет, используются автоматически - и как единицы именования соответствующих предметов и действий, и как междометия, выражающие разнообразные чувства, и как балластные наполнители речевого потока (подобно тому, как некоторые другие люди поминутно говорят: вот, так сказать, значит). (10) Привычный мат - это абсолютное и законченное проявление бескультурья. (11) Хотя он и связан с уровнем образования, но не на прямую: я, например, знал крестьян, за плечами которых было два класса церковноприходской школы, но для которых матерное слово было столь же противоестественно, как лень или плохая работа; в то же время мне известны матерящиеся студенты, инженеры и врачи. (12) Основная среда формирования привычного сквернословия - семья, основная причина - культурный вакуум, царящий в ней. (13) Поэтому сквернословие так устойчиво: ребёнок, который ежедневно слышит, как его родители "ласкают" друг друга забористым словом, почти наверняка вырастет "матерноговорящим" и передаст эту привычку своим детям.

(14) Широко распространено так называемое аффективное сквернословие. (15) Оно связано с выражением какого-либо чувства и обычно является эмоциональной реакцией человека на ситуацию, слова или поведение других людей, даже на собственные действия.

(16) Ещё одно из проявлений сквернословия - намеренный эпатаж, вызов обществу, потуги разрушить общепринятые правила приличия. (17) Диапазон этой разновидности мата весьма широк - от надписей на заборах и в туалетах до манерно-циничных выступлений некоторых представителей интеллигенции и, так сказать, произведений искусства - книг, кинофильмов, спектаклей. (18) Да, в текстах великой русской литературы немало строк и строчек, где соответствующие слова даже в академических изданиях стыдливо заменялись отточиями. (19) Но разве есть что-нибудь общее между ними и матом в угоду моде, для создания ореола скабрезной скандальности или просто потому, что иначе говорить не умеют?

(20) Мат - это, увы, объективная суровая реальность. (21) Отчётливо осознавая это, должны ли мы занять безучастную позицию? (22) Вряд ли. (23) Ведь сквернословие не только оскорбляет других людей, но и разрушающе действует на самого человека: мат как бы становится частью его менталитета. (24) Человек начинает смотреть на мир сквозь сетку, узлы которой связаны из матерных слов, и мир этот удручающе примитивен, поскольку всё многообразие жизни низводится в нём до простейших отправлений.

(25) Нет и не может быть каких-то универсальных рецептов излечения от сквернословия. (26) Ясно мне: это возможно только при значительном повышении культурного уровня как общества, так и отдельного человека. (27) Не нужно тешить себя иллюзиями: спившегося люмпена никто не научит говорить на другом языке. (28) Но многое можно сделать в микроколлективе: в классе, студенческой аудитории и особенно в семье. (29) Давайте будем нетерпимы к сквернословию - наложим на него полный и не подлежащий обсуждению запрет.

(По С. Виноградову)

25. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

1) Сквернословие в нынешнее время стало практически языковой нормой для всех социальных слоёв населения.

2) Сквернословие напрямую связано с низким уровнем образования.

3) Основная среда формирования привычного сквернословия - семья.

4) Нетерпимое отношение к сквернословию, значительное повышение культурного уровня как общества, так и отдельного человека может излечить общество от этого языкового явления.

26. Какое из перечисленных утверждений является верным?

1) В предложениях 16 - 17 представлен описательный фрагмент.

2) В предложениях 21 - 24 представлено повествование.

3) Предложения 2 - 4 содержат подтверждения суждения, высказанного в предложении 1.

4) Предложение 20 содержит вывод из того, о чём говорится в тексте.

27. Из предложений 21 - 23 выпишите синонимы.

Ответы к заданиям 28 - 30 запишите словами.

28. Из предложений 5 - 7 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

29. Из предложений 14 - 15 выпишите краткие причастия.

30. Укажите способ подчинительной связи в словосочетании ИХ УПОТРЕБЛЯЕТ в предложении 9.

Ответы к заданиям 31 - 35 запишите цифрами.

31. Среди предложений 24 - 29 найдите сложные, в состав которых входят односоставные безличные. Напишите номера этих предложений.

32. Среди предложений 5 - 10 найдите предложение со вставной конструкцией. Напишите номер этого предложения.

33. Среди предложений 18 - 24 найдите сложноподчинённые предложения с придаточным причины. Напишите номера этих предложений.

34. Среди предложений 7 - 13 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союза, личного местоимения и частицы. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 25 - 34.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в бланк ответов №1 справа от задания 35, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

35. "Культурная катастрофа" - вот как автор характеризует обвальное сквернословие, ставшее для большинства людей речевой нормой, и такое синтаксическое средство, как __________ (предложение 3), наглядно демонстрирует этот факт. И это далеко не безобидное явление: __________ (предложение 6) даёт представление о том, как наши предки относились к нецензурным словам.

Такой приём, как ____________ (предложения 21 - 22) позволяет автору высказать своё мнение по данной проблеме, а троп ________ (предложение 24) рисует психологию матерящегося человека".

Список терминов:

1) развёрнутая метафора

2) лексический повтор

3) цитирование

4) вопросно-ответная форма изложения

5) инверсия

6) ряды однородных членов

7) парцелляция

ЧАСТЬ 2

36. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.