Своеобразие романтизма в россии.

Историки литературы делят русский романтизм на такие периоды: начальный период (1801 - 1815), период зрелости (1816 - 1825) и период его послеоктябрьского развития. Это примерная схема, т.к. по крайней мере два из этих периодов (первый и третий) качественно неоднородны и им не свойственно то хотя бы относительное единство принципов, которое отличало, например, периоды иенского и гейдельбергского романтизма в Германии.

Начальный период русского романтизма: поэзия Жуковского и Батюшкова. То обстоятельство, что переданное ими настроение разочарования еще осталось в рамках сентиментального элегизма и не достигло ступени отчуждения, резкой вражды и разрыва с действительностью, позволяет видеть в их творчестве самые первые шаги романтизма. Но несомненна разница - у Жуковского “жалобы на несвершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченном счастии, которое Бог знает в чем состояло” (Белинский), томительное стремление “туда!”, прелесть воспоминаний и неотчетливых видений - чувства, текучая и неуловимая жизнь сердца, “романтизм средних веков”, как это называли; у Батюшкова - эпикуреизм, радость бытия, упоение чувственности, пластичность и изящная определенность формы - сходство с классической литературой античности.

Следующий период русского романтизма более целен и определен, потому что одно лицо выступает как ведущее - Пушкин, в первую очередь как автор “Южных поэм”. Именно под влиянием Пушкина и преимущественно в жанре поэм были выработаны главные романтические ценности, сложился ведущий тип конфликта. Вместе с тем обозначились и оригинальные черты романтизма, отличающие его, например, от романтизма восточных поэм Байрона: подрыв “единодержавия” (термин В. Жирмунского) главного героя, экстенсивность описаний, заземленность и конкретизация мотивов отчуждения.

Единство и цельность же последующей романтической эволюции настолько условны, что проблематично само понятие “период”. В это время (кон. 20-х - 40-е гг.) романтическое движение распадается на множество параллельных потоков: философская поэзия любомудров, философская проза В.Ф. Одоевского (цикл “Русские ночи”, 1844), поэзия Языкова, Баратынского и Тютчева, каждая оригинальна по-своему, и Гоголь как автор “Вечеров на хуторе близ Диканьки”, и Лермонтов. Можно считать, что в лирике, поэмах и драме “Маскарад” Лермонтова русский романтизм достиг высшей точки своего развития. Высота эта определяется предельным развитием романтического конфликта, углублением его диалектики, в частности, сопроникновением противоположных начал (добра и зла), острой постановкой субстанциональных проблем бытия.

Наряду с синхронной периодизацией, которая достаточно условна, распространено и диахронное рассечение романтизма на две ветви: активный и пассивный романтизм, или гражданский и психологический. Это деление также довольно условно в отношении художественных моментов произведения, а не идейных устремлений писателя - например, поэма К. Рылеева “Войнаровский” не менее психологична, чем лирика Жуковского, хотя творчество Жуковского относят к психологическому романтизму, а Рылеева -к гражданскому.

Романтизм. На рубеже XVIII и XIX веков на Западе и несколько позднее в России в литературе (и в дру­гих видах искусства) возникает направление, названное роман­тизмом.

Это литературное направление было вызвано особым обостре­нием борьбы между феодализмом и буржуазией, борьбы, нашед­шей своё наиболее яркое выражение в буржуазной революции 1789 года во Франции. В различных странах это литературное направление имело своп особенности. В России оно было связано с борьбой защитников феодально-крепостнического строя с представителями возникающего революционно-освободительного дви­жения. В такие моменты обострения классовой борьбы особенно остро ощущается неудовлетворённость настоящим, современной действительностью. Эта неудовлетворённость порождает мечты о должном, о желанном. Писатель-романтик стремился уйти от современности в прошлое или в будущее, или, если он изобра­жал настоящее, он противопоставлял ему своё представление о желаемой действительности. Но это желаемое, то. что хотелось бы видеть в жизни, представлялось писателям-романтикам (в зависимости от их убеждении) по-разному. Поэтому в роман­тизме мы прежде всего различаем два основных течения - кон­сервативное (реакционное) и прогрессивное.

Романтизм прогрессивный ценен тем, что устремлён в буду­щее, полон освободительных идей, связан с борьбой за свободу и счастье людей. Представителями его были в Англии Байрон, во Франции В. Гюго, в Германии Шиллер, Гейне.

У нас идейное содержание прогрессивного романтизма наи­более полно выразилось у поэтов-декабристов (К. Рылеева, А. Бе­стужева, А. Одоевского и др.), в ранних поэмах Пушкина и у Лермонтова.

Представители консервативного романтизма брали сюжеты своих произведений преимущественно из прошлого, обращались к старине, с её бытом и преданиями, особенно к средневековью (когда верили во всё чудесное), или предавались грёзам о каком- то загробном мире. Консервативные романтики уводили читате­ля от общественной борьбы в мир воображения, мечтательности. Представителем такого романтизма был у нас Жуковский.

Основные черты романтизма были следующие:

1. Борьба против классицизма, против его правил, стесняю­щих свободу творчества писателя. Борьба за свободу творчества объединяла всех романтиков. Но, отвергая правила классициз­ма, прогрессивные романтики брали ценные его качества - граж­данскую направленность, ясность мысли. Реакционные романти­ки отвергли и правила классицизма, и его идейную сторону.

2. В произведениях романтиков ясно выступала личность поэта, его переживания. Основные герои произведений обычно духовно родственны поэту _по своему характеру и отношению к жизни.

3. Отворачиваясь от не удовлетворяющей их современности, от обыденного, прозаического, романтики проявляют интерес ко всему необыкновенному, яркому, загадочному. Необыкновен­ными, исключительными личностями являются и герои романти­ческих произведений, и те обстоятельства, в которые эти герои поставлены, события их жизни. Чаще всего место действия пе­реносится в чужие страны, рисуется чужеземная природа.

4. Для романтиков характерен интерес к народному творче­ству. В народной поэзии они видят самобытное и свободное поэтическое творчество народа, отражение черт народного, на­ционального характера: Однако понимание этих ч"ерт различно; оно зависит от взглядов автора: прогрессивные романтики под­чёркивали свободолюбие народа, его протест против угнетения, способность к борьбе, а реакционные романтики, напротив, по- Э1НЗировали те черты, которые сложились у отсталых слоев кре­стьянства под давлением церкви и самодержавно-крепостниче­ского строя: смирение, терпение, покорность, суеверие и пр.

5. Отстаивая свободу творчества писателя, романтики не только используют любые жанры, созданные литературой до них, но и вырабатываю! новые, перестраивают старые, стремясь найти лучшую форму для выражения своих личных настроений, оценок явлений жизни. Так, например, поэма была у классици­стов эпическим произведением, у романтиков в ней отражаются душевные переживания автора, и она становится произведением лиро-эпическим. Появляется лирическая драма, баллада (в сред­невековой поэзии- особая форма плясовой песни) теперь при­обретает новый вид, используя народные предания, поверья.

6. Романтические произведения отличаются красочностью языка. В них широко применяются эпитеты, яркие сравнения, метафоры. Тон речи романтика всегда приподнятый, взволно­ванный.

Романтизм появился в России в ту пору, когда борьба между крепостниками и первым поколением дворянских революционе­ров, выступавших против самодержавного строя и крепостного нрава, особенно обострилась. Представители прогрессивного ро­мантизма, подвергая резкой критике современную им действи­тельность, рисовали идеалы, которые окрыляли личность, способ­ствовали росту её духовных сил.

Консервативные романтики, не удовлетворённые современной действительностью, пугавшею их непримиримостью классовых противоречий, старались отгородиться от неё, замкнуться в мире мечтаний, в мире призраков из народных легенд и поверий. Свои произведения они наполняли жалобами на несовершенство жиз­ни, на несбывшиеся надежды. Они были далеки от мысли бо­роться за лучшее будущее.

2. Особенности жанра элегии В.А Жуковского (на примере «Сельского кладбища» и «Вечера»)

Начало XIX века. Это время характеризуется направленностью против догматики классицизма, устоявшихся художественных форм и отношения к действительности. Именно в это время поэты и писатели стремятся воплотить образ лирического героя в разнообразных связях с действительностью, отразить сложный внутренний мир человека, его мысли и переживания. Именно в это время возникает новое направление в литературе и искусстве – романтизм, для художественной системы которого главной ценностью является человек и его внутренний мир, взаимосвязь человека с внешним миром.

Элегия - лирическое произведение с печальным настроением. Это может быть жалобное, скорбное стихотворение о безответной любви, размышление о смерти, о мимолетности жизни, а могут быть и грустные воспоминания о прошедшем. Чаще всего элегии пишутся от первого лица.

Элегия (лат. elegia от греч. elegos жалобный напев флейты) – жанр лирики, описывающий печальное, задумчивое или мечтательное настроение, это грустное раздумье, размышление поэта о быстро текущей жизни, об утратах, расставании с родными местами, с близкими людьми, о том, что радость и печаль переплетаются в сердце человека... В России расцвет этого лирического жанра относится к началу XIX века: элегии писали К.Батюшков, В.Жуковский, А.Пушкин , М.Лермонтов , Н.Некрасов, А.Фет; в ХХ веке - В.Брюсов, И Анненский, А.Блок и др.

Возник в античной поэзии; первоначально так называли плач над умершим.Элегия основывалась на жизненном идеале древних греков, в основе которого лежала гармония мира, соразмерность и уравновешенность бытия, неполные без грусти и созерцательности, эти категории и перешли в современную элегию . Элегия может воплощать как жизнеутверждающие идеи, так и разочарование. Поэзия XIX века еще продолжала развивать элегию в "чистом" виде, в лирике ХХ века элегия встречается, скорее, как жанровая традиция, как особое настроение. В современной поэзии элегия - это бессюжетное стихотворение созерцательного, философского и пейзажного характера.

Жуоквский – представитель психологического течения в русской литературе. Романтизм Ж. выходит из сентиментализма Карамзина.Гуковский считает сентиментализм первой стадией романтизма.Ж. изображал человеческую душу, используя методом самонаблюдения (интроспекции). Интерес Ж. к душе появился потому что она – самоценный мир.

Семенко: психологический романтизм Жуковского был лишен индивидуальной направленности.

Если не говорить о детских ученических одах, написанных в духе классицизма XVIII века, основные литературные веяния, воспринятые Жуковским, - сентиментализм (культ природы, «чувствительности» и «добродетели», интерес к «обыкновенному» человеку, сосредоточенность на перипетиях интимной душевной жизни) и преромантизм (увлечение экзотическим и иррациональным, обращение к народной фантастике, к средневековью, романтика «тайн и ужасов»). Установка на субъективизм в художественном отображении действительности сближала сентиментализм и преромантизм; это было предвестие романтического искусства, отказавшегося от строго логического рационалистического мышления классицизма.

В конце XVIII века в России получают большое распространение сентиментальные и преромантические произведения западноевропейской литературы; популярными становятся имена Грея, Шписса, Радклиф. Жуковский увлекается Оссианом (под этим вымышленным именем английский поэт Макферсон опубликовал переработанные им древние ирландские и шотландские легенды), меланхолической поэзией английских преромантиков Юнга и Грея.

В 1802 году Жуковский сблизился с Н. М. Карамзиным, вождем нового литературного направления. Дружеские отношения с ним продолжаются в течение многих лет, до самой смерти Карамзина. Карамзин останется для Жуковского образцом писателя и гражданина и тогда, когда в литературу придут Пушкин, Лермонтов, Гоголь. И здесь Жуковский будет верен идеалам своей юности, как ни высоко оценит он поэзию Пушкина.

В 1802 году, в декабрьской книжке «Вестника Европы», редактировавшегося Карамзиным, Жуковский помещает свою элегию «Сельское кладбище». Это было первое серьезное выступление Жуковского в печати и его первый триумф. Он бросил службу и возвратился в Мишенское, окончательно решив посвятить себя литературной работе.

«Сельское кладбище» - программное произведение Жуковского этого периода, и - шире - русского сентиментализма.

Сельским кладбищем» начинается длинный ряд переводов Жуковского. Они имели для развития русской литературы огромное значение. Жуковский не стремился к буквальной точности перевода; воспринимая сам новые для него темы западноевропейской литературы и приобщая к ним русского читателя, расширяя идейный и тематический диапазон русской поэзии, Жуковский стилистически разрабатывал их по-своему. Создавая свой стиль, Жуковский исходил из лирики Карамзина (автора элегии «Меланхолия»), но довел этот стиль до высокой степени совершенства, придал ему истинную эстетическую ценность.

Элегия, песня-романс и дружеское послание - основные жанры поэзии Жуковского первого периода. В особенности его привлекает элегия, тематика которой - размышления о суетности земного существования, погружение во внутренний мир, мечтательное восприятие природы - была уже закреплена общеевропейской традицией. Одно из лучших произведений Жуковского - его оригинальная элегия «Вечер» (1806).

Как и «Сельское кладбище», «Вечер» относится к жанру так называемой медитативной элегии. В отличие от первой элегии, размышления (медитации) сосредоточены здесь вокруг лирической темы. Воспоминания об утраченных друзьях, об уходящей молодости слиты с мечтательно-меланхолическим восприятием вечернего пейзажа:

Луны ущербный лик встает из-за холмов...
О тихое небес задумчивых светило,
Как зыблется твой блеск на сумраке лесов!
Как бледно брег ты озлатило!

Сижу задумавшись; в душе моей мечты,
К протекшим временам лечу воспоминаньем...
О дней моих весна, как быстро скрылась ты,
С твоим блаженством и страданьем!

Жуковский - первый русский поэт, сумевший не только воплотить в стихах реальные краски, звуки и запахи природы - все то, что для человека составляет ее прелесть, - но как бы одухотворить природу чувством и мыслью воспринимающего ее человека. «Мы бы опустили одну из самых характеристических черт поэзии Жуковского, - писал Белинский, - если б не упомянули о дивном искусстве этого поэта живописать картины природы и влагать в них романтическую жизнь». 1 Жуковский в «Вечере» создает и совершенно державинские по своей описательной выразительности стихи, рисуя, как

С холмов златых стада бегут к реке,
И рева гул гремит звучнее над водами,
И, сети склав, рыбак на легком челноке
Плывет у брега меж кустами, -

и в то же время ему принадлежит знаменитая строфа, где в самом описании пейзажа прежде всего присутствует воспринимающий его и умеющий насладиться им поэт:


Как тихо веянье зефира по водам
И гибкой ивы трепетанье!

Восхищение человека передано в трехкратном повторении одной и той же конструкции восклицания («как слит», «как сладко», «как тихо»). Для человека «сладко» плесканье струй, в его восприятии фимиам (запах) «слит» с прохладой, 1 и после этого, наконец, возникает впечатление, что для него и «тихо» веет зефир и трепещет гибкая ива. Неверно было бы расценивать такой метод, как крайний субъективизм Жуковского. Внутренний мир человека (в данном случае включающий в себя и восприятие природы) сам по себе является неким объективным фактом, подлежащим раскрытию в лирике, и в лирике Жуковского он раскрывается с необыкновенной поэтичностью и тонкостью. К тому же типу элегий Жуковского, что и «Вечер», относится написанная позднее элегия «Славянка» (1815) - произведение зрелое и глубокое.

Язык Жуковского в «Вечере» сочетает поэтичность и непринужденность.

Наиболее значительной элегией Жуковского в ранний период является стихотворение «Вечер», напечатанное в «Вестнике Европы» в 1807 г. Элегия начинается лирической картиной вечера, в кото­рой видна тонкая кисть художника. Лирический характер придается пейзажу постоянными восклицаниями, в которых тот или иной признак наступающего вечера не просто отмечается, но как бы оценивается в его воздействии на человека:

Как слит с прохладою растений фимиам!

Как сладко в тишине у брега струй плесканье!

Как тихо веянье зефира по водам И гибкой ивы трепетанье!

Но природа не только вызывает у поэта тот или иной эмо­циональный отклик. Она рождает мечты, воспоминания, мысли. Раскрывая свой внутренний мир, поэт вспоминает о «священном круге» друзей, которых объединяли не только «вакховы пиры при шуме зимних вьюг», но и «песни пламенны и музам и свободе». Нее это ушло, каждый идет «своей тропою», иных уже нет. Но поэт надеется, что воспоминания «о радостях души» будут сильнее суетных интересов. Свое призвание Жуковский видит в том, чтобы

Брести неведомой стезей,

Быть другом мирных сел, любить красы природы, Дышать над сумраком дубравной тишиной

И, взор склонив на пенны воды, Творца, друзей, любовь и счастье воспевать.

И конце элегии опять возникает мысль о близкой смерти.

Уже в этих ранних произведениях нельзя не почувствовать «стихов пленительную сладость», которая, по справедливому суж­дению Пушкина, свойственна поэзии Жуковского. «Меланхолия», превратившаяся у эпигонов Карамзина в условно-литературный Шаблон, в лирике Жуковского стала конкретным, реальным пси­хическим состоянием, для которого поэт нашел адекватные и разнообразные средства выражения. Глубоко пережитое автором чувство не могло не воздействовать на читателя. Элегия «Вечер» обогащала его внутренний мир, развивала у него способность восприятия природы. Увлекал и самый колорит пейзажа, всей обстановки. Как откровение новой, неведомой доселе поэзии могли восприниматься следующие, например, строки:

Луны ущербный лик встает из-за холмов... О тихое небес задумчивых светило, Как зыблется твой блеск на сумраке лесов! Как бледно брег ты озарило!

Помимо изобразительной точности в описании лунного света, по­мимо впечатляющей выразительности в передаче настроения, здесь не могла не поражать музыка стиха: плавность ритма шестистопных ямбов, периодически замыкаемых четырехстопной концовкой стро­фы, перекличка гласных и согласных звуков («луны ущербный лик», «зыблется твой блеск», «бледно брег»).

Тенденция к демократизации тем и идей, наметившаяся в творчестве поэта, повлекла к отказу от абстрактности и громозвучности классицизма. Язык лирики Жуковского сентиментального периода Отразил разговорную речь образованного дворянства. Культ чувства обусловил чувствительно-созерцательный, подчеркнуто эмоциональный и индивидуальный характер словесно-изобразительных средств.

Тема «Сельского кладбища» - смысл жизни человека, взаимоотношения его с окружающим миром. В этом стихотворении непосредственный, искусно организованный поток чувств и мыслей конкретного человека. Элегия строится как размышление либерально-гуманистического поэта-мечтателя, вызванное созерцанием кладбища. Ее развитие представляет смену вопросов, как бы стихийно возникающих в сознании поэта. Все стихотворение составляет совокупность философских и морально-психологических мотивов, сменяющих друг друга, проникнутых грустным настроением и скрепленных общей идеей скоротечности и превратности жизни.

Поэт размышляет о жизни и смерти, о человеческих судьбах, о себе. Он отдает свои симпатии не «рабам суеты», не «наперсникам фортуны», а людям труда, потом которых «кропилася» земля. Убежденный в том, что все люди по своей природе морально равны, он скорбит о простых селянах, рожденных «быть в венце иль мыслями парить», но угасших в неведении по слепой случайности: «Их рок обременил убожества цепями, Их гений строгою нуждою умерщвлен». Поэт приветствует в стихотворении тех общественных деятелей, которые, подобно реформисту Джону Гампдену (1596-1643), выступают «защитниками сограждан, тиранства смелыми врагами».

Своеобразие этого философско-психологического стихотворения - в сосредоточенности на внутренних, душевных переживаниях личности, раскрывающихся в органической слитности природы и чувств. Тесному единству в элегии природы и чувств весьма способствует одушевление природы: «уже бледнеет день», «внимаема луной», «денницы тихий глас», «под дремлющею ивой», «дубравы трепетали», «дню юного дыханья».

Лексика интересующего нас стихотворения по преимуществу чувствительная и философско-созерцатель-ная. В нем преобладают слова, относящиеся к душевным переживаниям («задумавшись», «презрение», «горести», «вздохнуть», «слезы», «уныло», «несчастного»,«доброго») и широким раздумьям о жизни («безмолвного владычества покой», «на всех ярится смерть», «всемощные судьбы», «земных тревог»). Сентиментальны и изобразительные средства элегии, эпитеты и сравнения: «унылый звон», «сердца нежного», «робкие стыдливости», «нежная душа», «милый глас», «томными очами», «кроток сердцем», «чувствителен душою».

Культ чувства, как он воплощается в творчестве Жуковского, обусловливает больший акцент не на точности изображения предмета, а на выражении «отношения» (Г. А. Гуковский) к нему. Это вело к той или иной доле субъективности словесно-изобразительных средств.

Яркая эмоционально-мелодическая экспрессивность стихотворения достигается описательно-лирической структурой фразы («В туманном сумраке окрестность исчезает…»), часто использующей анафоры («Лишь изредка жужжат… Лишь слышатся вдали»), повторения («Повсюду тишина, повсюду мертвый сон»), интонационные параллелизмы («Как часто редкий перл… Как часто лилия…»), обращения («А вы, наперсники фортуны»), вопросы («Ужель смягчится смерть?») и восклицания («Ах, может быть, под сей могилой!»).

Выражая свои чувства, поэт обратился к медлительному шестистопному ямбу, к четырехстрочной строфе с относительно законченным смыслом и поэтому с ослабленной смысловой связью. Все это при наличии некоторой риторичности и растянутости придало элегии раздумчиво-созерцательную тональность, глубокую эмоциональность н отчетливо выраженную мелодичность.

«Сельское кладбище», восторженно принятое читателями, по словам П. А. Плетнева, сразу поставило Жуковского «в разряд лучших поэтов русских».

В дальнейшем образ поэта-мечтателя, возвышенно мыслящего и чувствующего, остро воспринимающего противоречия окружающей его действительности, сочувствующего бедным труженикам, глубоко страдающего от неразделенной любви и предчувствующего свою близкую гибель, становится ведущим лирическим героем поэзии Жуковского.

С этим образом мы встречаемся и в оригинальной элегии «Вечер». Если элегия «Сельское кладбище» открыла, то элегия «Вечер», написанная в 1806 году и напечатанная в журнале «Вестник Европы» за 1807 год, в основном завершила второй этап творческого пути Жуковского. Тема «Вечера», как и первой элегии, - смысл жизни, сущность человека, его связи с окружающей действительностью и предназначение. Основная идея стихотворения - в утверждении того, что лучшее в сей скоротечной жизни превратного счастья - гармония и красота природы, дружба и любовь. Но в сравнении с «Сельским кладбищем» в нем сильнее звучит пессимистический мотив. Так сказывались возникавшие уже в сентиментальном периоде творчества Жуковского романтические тенденции.

«Вечер», как и «Сельское кладбище», относится к медитативной лирике. Но это стихотворение - убедительное свидетельство роста художественного мастерства поэта. В сравнении с элегией «Сельское кладбище» стихотворение «Вечер» более стройно, ясно и эмоционально. Это достигается прежде всего более простым, нежели в «Сельском кладбище», языком. В нем густо чередуются разговорно-просторечные слова широких социальных слоев: «скликаясь», «упредить», «тащиться», «склав». Глубоко эмоциональному пафосу элегии служит и обращение к смысловой многозначности лексики, когда слово используется не в прямом, а в какой-то мере условном семантическом значении. Вспомним:«блестящая струя… угасает», «как сладко в тишине у брега струй плесканье», «как бледно брег ты озлатил», «тащиться осужден до бездны гробовой», «и солнце восходя по рощам голубым».

Стихотворение привлекает пластичностью описаний, зримостью так любовно и лирически воссоздаваемой красоты природы. Этому содействуют, в частности, индивидуальные, созерцательно-чувствительные эпитеты: «виющийся» ручей, «пенистые» воды, «глыбистые» бразды, «наклоненная» ива, «ущербный» лик луны, «тихий утра час». Конкретности, музыкальности описаний помогает и звукопись, начинающая играть в поэзии Жуковского все более и более заметную роль. В стихотворении часто используются звукоподражательные слова: «И рева гул гремит» бегущего к реке стада; поток «журчит», тростник «колышется». Отчетливо обнаруживаются здесь также обращения к аллитерациям («и веслами струи согласно рассекают», «в дубраве упредить пернатых пробужденье») и ассонансам («как тихая твоя гармония приятна»). Все это повышает мелодику стиха. Элегия «Вечер» пленяет изяществом сжатой фразы. Строя фразу, поэт при помощи бессоюзия и устранения второстепенных членов добивается ее максимальной краткости, прелести и грации, естественности, легкости для произнесения и понимания: «Все тихо; рощи спят; в окрестности покой».

Напевно-мелодическая тональность, душевность, сердечность «Вечера» достигается восклицательно-вопросительной интонацией («Ах!», «Но что?»), обращениями («Приди, о Муза»), анафорами («Как слит с прохладою… Как тихо веянье»), инверсиями («Последний луч зари на башнях умирает, Последняя в реке блестящая струя»).

Их эмоциональности способствует то сопоставление и контраст («как - когда»), то эмоциональная пауза («Уж вечер…»), то анафоры. Эмоциональная интонация «Вечера», сходная с элегией «Сельское кладбище», обусловила их в основном: единую метроритмическую структуру. Разнообразя стих «Вечера», придавая ему большую непосредственность, поэт сочетает в каждой строфе три шестистопные ямбические строки с последней четырехстопной. Подчиняясь потоку чувств и мыслей поэта, строфы элегии сцеплены иногда по две и даже потри, в ряде случаев при наличии строфических переносов (анжамбеман - enjambement). Например, смысл последней строки первой строфы («Приди, о Муза благодатна») логически и Синтаксически завершается во второй строфе («В венке из юных роз, с цевницею златой»); третья, четвертая и пятая строфы объединяются анафорами «когда», поставленными в начале их первых строк. Мелодичность элегии «Вечер» была замечена П. И. Чайковским, который три ее строфы, шестую, седьмую, восьмую, положил на музыку (Дуэт Полины и Лизы в опере «Пиковая дама»).

Тем не менее в «Вечере» еще сказывались традиции классицизма: в нем встречаются высокие условно поэтические слова в виде мифологизмов («Зефир», «Вакх», «Минвана», «Альпин»), усеченных прилагательных.- рифм («отдаленны - озаренны») и славянизмов («оратаи», «у брега»,«златых», «не зреть»).


Похожая информация.



РОМАНТИЗМ

РОМАНТИЗМ
сложное, внутренне противоречивое духовное движение в западной культуре рубежа 18-19 вв., затронувшее все сферы духовной жизни (философию, литературу, музыку, театр и т.д.). Сущностные черты Р. нашли свое наиболее полное выражение в творчестве немецких романтиков, прежде всего - Йенского кружка (братья Ф. и А.Шлегели, Новалис, Ваккенродер, Л.Тик, Шеллинг), гейдельбергских романтиков (А.фон Арним, Брентано, И.Геррес), а также Гёльдерлина, Г.Клейста, Гофмана и др. Р. нельзя назвать ‘школой’ или ‘системой взглядов’ как в силу его противоречивости, так и вследствие того, что в его основу легло принципиально новое мироощущение человека, чуждое прежней страсти к системосозидательству как некоему универсальному опосредованию связи между Я и миром. ‘Лучше уж суеверие, чем системоверие’ (Ваккенродер) - один из девизов Р. Р. - это скорее ‘новый способ переживания жизни’ (А.Блок) или попытка найти и дать адекватное осмысление новому характеру отношений между человеком и миром. Своего рода ‘общим местом’ является утверждение, что Р. наряду с немецкой трансцендентально-критической философией явился духовной реакцией на негативные социальные последствия Великой французской революции. Это утверждение верно ровно настолько, насколько допустимо воспринимать саму революцию как некий кульминационный пункт в прогрессистском движении рационалистически-ориентированной европейской культуры и как симптом культурного сдвига, знак перелома эпох. Специфика Р. была предопределена переходным характером эпохи. Отчасти этим объясняется ‘эстетизм’ романтиков, их тяготение к языку искусства как наиболее адекватной и плодотворной возможности созидания новой реальности, выстраивания ‘артистического ковчега спасения’ (К.Свасьян) на обломках старой культуры. Это роднит эпоху Р. со всеми переходными эпохами, когда человек становится ‘художником по преимуществу’, пытаясь внести гармонию в хаос, создать новый мир, пусть изнутри собственного Я. Несколько десятилетий Р. на рубеже 18-19 вв. обладал особым статусом. В нем нашел свое завершение тысячелетний цикл развития европейской культуры, все то, что в сознании людей именуется словом ‘классика’. Риторическая культура, жившая единством слова, знания и морали, приходит к исчерпанию своих возможностей. С точки зрения романтиков, жизнь в культуре как мире ‘готовых слов’, препятствует постижению бытия как такового, лишает человека непосредственной связи с миром. Всеобщая нормативность, заданность и зарегламентированность жизни лишает реализации свободы индивида. Между готовым смыслом риторической культуры и бытием самим по себе лежит пропасть, которую должно преодолеть. Но парадокс заключается в том, что сами они еще живут в реальности, где книга - самый естественный символ мира, пытаются идти к подлинности через слово, воспринимая весь мир как текст. (Это зафиксировано в самой истории возникновения самоименования ‘Р.’, как происходящего от литературного жанра романа, который его представители трактовали как ‘жизнь в форме книги’.) Движение к подлинности есть движение к цельности бытия, к единству, которое, по мнению романтиков, утрачено современной им культурой, а, следовательно, - движение к истокам. Именно эта причина предопределила интерес Р. к культуре классической Греции (в противовес классицистскому увлечению Римом). Поиски единства превращаются в попытки возродить пластически-поэтическое видение мира, которым жила античность. Это порождает особый интерес романтиков к поэзии (Гёльдерлин, Шеллинг) как некоей ‘прародине’ философии, религии и искусства, как сфере изначального порождения смысла, ‘имянаречения’, тождества между смыслом и бытием. Но движение к истокам есть движение и ‘вглубь’ и ‘ввысь’ одновременное. Поэзия - это и ‘лоно’, из которого вышла вся духовная культура Запада, и океан, в который должны вернуться отдельные потоки, достигнув своего завершения. Это и ‘исток’, и взыскуемый идеал. Глубже поэзии, согласно Р., залегает пласт мифологии, некий мир первообразов, где единство дано как живое единство, нерасчлененность бытия и сознания, значения и бытия. Поэтому одной из задач Р. является создание ‘новой мифологии’ как средства преодоления антиномичности рефлексивной культуры. Следующая ступень нисхождения-восхождения к истокам открывает традиционные культуры Востока, традицию как изначальное состояние культуры и возможную финальную точку. Не создавая новой философской школы, романтики проблематизируют многие фундаментальные темы будущих исследований в области гуманитаристики: новое понимание мифа и поэтической речи и связанную с ними проблему языка, тему традиции и ритуала и, наконец, саму тему культуры как особого способа бытия человека, а также проблему единства и множественности культур. Но, как средневековые алхимики, они в каком-то смысле нашли не то, что искали. Они не обрели главного - искомой цельности и единства, поскольку их поиски разворачивались на принципиально иных по сравнению с человеком эллинского мира основаниях. В отличие от эллина, который ‘обустраивал’ свое бытие внутри бесконечного мира, в какой-то мере ‘замыкая’ космос на себе, внося во тьму хаоса оптически явленный и пластически зафиксированный порядок, человек 18 ст. идет к миру от бесконечности собственного Я. Эллинский логос и голос трансцендентального субъекта - явления генетически связанные, но не однопорядковые. Человек как бы вновь открывает бездны мира, но уже как коррелят и производное бездн собственной души. Отсюда проистекает и романтическая идея вечного обновления, понимание мира как вечного движения становления, соотносимого с бесконечностью мира свободы. В силу этого проблема единства перетекает в проблему выражения, поиск новой связи между Я и миром превращается в поиск нового языка. Р. - прямой наследник классической рефлексивной культуры с ее нарциссической тягой к самовыражению как самолюбованию. Тема выражения звучит и в эстетизме романтиков. Глобальная эстетизация бытия, стремление видеть в искусстве ‘метафизическую первооснову мира’, а в природе - ‘бессознательное художественное произведение духа’ уходит корнями в ‘Критику способности суждения’ Канта. Но романтики не просто доводят до логического конца кантово понимание искусства как посредника между миром свободы и миром необходимости, но придают ему статус некой верховной реальности и универсального языка символов, снимающего ограниченность понятийного выражения. Символ раскрывает незримое в зримом, являет бесконечное в конечном. Романтики абсолютизируют художественное творчество как единственный путь полной реализации свободы, понятой как выражение многомерности и бездонности человеческого Я. Центральное место в эстетике Р. занимает учение о гении как творце художественного произведения. В нем явственно просматриваются новоевропейские корни Р. Художественное произведение - не откровение бытия и не ‘окно’ в трансцендентное, а продукт бессознательной деятельности гения. Здесь опять же слышатся отзвуки кантовской эстетики. Гений предстает как трансцендентальный субъект ‘в гарольдовом плаще’, а мир - холст для его выражения. Симптоматично в этом плане смещение приоритетов в мире искусства (от искусств пластических - к музыке), которое отражает понимание искусства как выражения личностных глубин, до конца непроясняемых и несводимых к строгим и законченным формам. Опираясь на формулу Шеллинга ‘только в личном - жизнь, а все личное покоится на темном основании’, романтики уделяют особое внимание ‘ночным’ сторонам человеческой души, игре света и тьмы, светотени как стихии человеческого Я. Но ‘размывание’ пластики, в которой выражал себя мир классики, влечет за собой и размывание готового слова, риторической культуры. Движение к выражению внутренних глубин - это движение от языка, готовых речевых форм - через мистическую речь - к музыке как чистому звучанию. Именно звуковая стихия наиболее тонко передает мельчайшие душевные нюансы и является местом слияния бездн мира и бездн души. Музыка способна выразить несказанное и, более того, другие искусства определяются и оцениваются Р. по наличию в них музыкального начала. В отличие от пластических искусств, основанных на зрительных ощущениях, музыка опирается на слух и голос, а голос ‘исполнен страстей человеческих’ (В.Ф.Одоевский), это коррелят воли. (Здесь уже намечается понимание музыки как выражения мировой воли, характерное для Шопенгауэра.) Но наиболее полно проблема выражения реализует себя в так называемой романтической иронии. Иронический дискурс - своего рода опознавательный знак Р. Один из теоретиков Р.Шлегель писал: ‘В иронии все должно быть шуткой и все должно быть всерьез. В ней содержится и она вызывает в нас чувство неразрешимости противоречия между безусловным и обусловленным, чувство невозможности и необходимости полноты высказывания...’. Ирония - это постоянное самопародирование, притворство, возведенное в квадрат, фактически, это некая двойная рефлексия. Ирония возникает как результат дистанцирования от мира, она задана дистанцией, требует дистанции и создает дистанцию. ‘Она основывается на конечном синтетическом единстве личности... и определяется соразмерностью Я и представления’ (Делез). Уход в иронию - попытка вырваться из пространства общезначимости, нормы, повседневности в мир чистой свободы. Иронический персонаж бесконечно меняет маски как знаки возможного, но всегда возвращается к себе как некой идентичности. ‘Ироник живет только своим Я, которому не удовлетворяет никакая реальность’ (Кьеркегор). Итак, свобода оборачивается пустой возможностью свободы. Иронический дискурс ведет от соразмерности между Я и представлением к фиксации полного разрыва между ними. Р. намечает путь к новому языку, исчерпав до предела старые, подходит к краю культуры, за которым проглядывает неперсонифицированное Ничто. Вероятно, неспроста иронический персонаж ‘Ночных бдений’ Бонавентуры произносит известный монолог: ‘Жизнь - это лишь шутовской наряд, одетый на Ничто, пусть звенят на нем бубенчики, все равно его порвут и выбросят. Кругом только Ничто, оно душит себя и с жадностью поглощает, и именно это самопоглощение создает обманчивую игру зеркал, как будто есть Нечто’. Р. знаменует собой начало новой эпохи и поиск новых языков культуры. Романтики в той или иной степени оказали влияние на творчество таких мыслителей, как Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше, Хайдеггер, проблематизировав целый ряд тем, закрытых для осмысления в рамках классической философии. Особые судьбы ожидали романтические идеи на русской почве. В частности, влияние Шеллинга и йенских романтиков вдохновило творчество В.Ф.Одоевского, славянофилов, В.Соловьева и русских символистов рубежа 19-20 вв.

История философии . 2008 .

Романтизм в русской литературе оформился в 2-х главных течениях - психологическом и гражданском. Психологический романтизм продолжил достижения Карамзина и поэтов- сентименталистов, которые в своей поэзии раскрывали сложную и глубокую личную жизнь человека.

Психологическое течение русского романтизма возглавили Жуковский и Батюшков. Они разрушили классическую поэтику и жанровую систему классицизма, отвергли высокий жанр оды, а культивировали жанры элегии, послания, песни, романса и сосредоточили свой интерес на личном, интимном мире, на тайнах и волнениях сердца.

В поэзии Василия Андреевича Жуковского (1783-1852) частный человек не удовлетворен официальной, казенной моралью, так как она противоречит гуманным чувствам. Его отталкивает корысть и властолюбие. Ему по душе человечность в отношениях между людьми, любовь без расчета, бесхитростная дружба. В поэзии Жуковского заметно единство авторского сознания и романтической личности - одиночки - это новое, что внес Жуковский в романтизм. В его лирике господствовало элегическое настроение. Действительность просматривается через душевный строй человека и индивидуальные переживания (баллады, послания, элегии).

Человек и его духовный мир стали предметом поэзии Батюшкова Константина Николаевича (1787-1855), как и Жуковский он использовал жанры элегий, посланий («Дашкову» и др.), баллад.

Задача постижения национального характера была решена поэтами-декабристами, которые продолжили традиции Ломоносова и Державина. В конце 10-х – начале 20-х годов в России набирало силу общественное движение. Вслед за «Союзом спасения» и «Союзом благоденствия» возникли Северное и Южное общества. Идеи национального самосознания, народности, историзма захватили умы и слились с мыслями об освобождении человека и общества от деспотизма и угнетения. Передовые дворяне выступили в защиту личной и политической свободы.

Русская поэзия конца 10-20-х гг. была одухотворена свободолюбием и испытывала противостояние ко всем институтам государства, к морали и бытовому укладу. Поэты-декабристы: К.Ф. Рылеев, А.И.Одоевский (1802-1839), В.К. Кюхельбекер (1797-1846) полагали, что душу могут воспитать исторические и героические примеры.

Поэтому в произведениях декабристов развернута широкая панорама национальной истории, героического прошлого разных народов. Темы декабристов-поэтов: воинская слава, героический подвиг во благо отчизны, обличение тиранов, верность общественному долгу. Отсюда своеобразие романтического жанра: в элегическое послание, в любовную элегию вторгаются гражданские темы, широко входит общественно-политическая лексика. Традиционные жанры наполнялись новым содержанием, поэтому менялся поэтический язык.

Например, песня Рылеева:

Уж как шел кузнец

Да из кузницы

Слава!

Нес кузнец три ножа

Слава!

Первый нож

На бояр, на вельмож

Слава!

«Уж как шел кузнец»:

Второй нож

На попов, на святош

Слава!

А молитву сотворя,

Третий нож на царя

Слава!

Кондрат Федорович Рылеев (1795-1825) стремился совместить лирико-субьективные принципы с эпической монументальностью. Революционный пафос поэзии декабристов, их взгляды и деятельность заметно повысили общественный тонус русской литературы.

Русские романтики достигли многого: они провозгласили и отстояли новые гуманистические ценности, подвергли сомнению и пересмотру «правила» классицизма, разрушили принудительную связь между жанром и стилем, добились лексической и стилистической чистоты языка.

Продолжателем просветительской литературы и самым крупным сатириком был Иван Крылов (1769-1844). Французская революция пошатнула просветительские идеи Крылова, и в начале 19 в. он обращается к жанру басен, связанных с народной культурой. В баснях он поднимает злободневные жизненные и морально-нравственные проблемы. Крылов обогатил литературный язык формами устной народной речи.

Эта своеобразная необычная эпоха, в которой живы были многие классицисты, не прекращалось творчество сентименталистов, бурно входили в литературу романтики, выдвинула русского гения Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837). Его раннее творчестве также можно отнести к романическому направлению.

За короткое время перед его глазами прошел целый век развития русской литературы. Не отвергая художественных открытий Жуковского и Баратынского, гражданского пафоса Рылеева, народности Крылова, Пушкин настойчиво выбирал свою дорогу в поэзии. Его поэтическое слово несло отпечаток национальной истории и культуры.

Творчество Пушкина и сам Пушкин стали притягательным центром, к которому стягивались поэты «золотого века». И Дельвиг, и Языков, и Вяземский, и Баратынский в своей области двинули поэзию вперед.

Катастрофа на Сенатской площади привела к сдвигам в русской поэзии. В лирике усилились мотивы отчаяния, скорби, ноты растерянности и сомнений. Начался закат «золотого века». Однако вольнолюбивые и гуманистические настроения уже невозможно было истребить.

Господствующим направлением русской поэзии 1825-1840-х гг. остается романтизм. Наивысших взлетов романтическая поэзия послепушкинской поры достигла в произведениях Лермонтова и Тютчева. Оба они подводили итог "золотому веку" поэзии и открывали новую страницу в ее истории.

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) воспитывался на лирике декабристов и Пушкина, на поэтах пушкинского времени. Но реальная жизнь уже была не та. Мятежный и страдающий герой Лермонтова не находит выхода своим страстям и шлет проклятия чужому окружению. Так рождается тема одиночества избранной души, бросающей вызов царящей бездуховности («Пророк»).

В его творчестве идет сращивание жанровых форм - оды и элегии, романса и баллады, послания и рассказа. Лермонтов завершил романтическую эпоху и открыл дорогу реалистической поэзии.

После Лермонтова только у Федора Ивановича Тютчева (1803-1873) встречается целостное романтическое восприятие мира. Он избирает философский угол зрения на природу. И основа его романтизма - постоянная борьба противоположных начал - это отразило кризис сознания дворянской интеллигенции, которая ощутила неумолимую гибель вековой цивилизации. Пушкин, Лермонтов, Тютчев возвели русскую лирику на уровень мировой культуры.

Музыка.

В русской музыке 19 в. от Глинки до Чайковского черты классицизма сочетались с чертами романтизма, ведущим элементом являлось яркое самобытное национальное начало. Романтизм в России дал неожиданный взлет тогда, когда это направление казалось уже отошедшим в прошлое. Два композитора 20 в., Скрябин и Рахманинов, вновь воскресили такие черты романтизма, как безудержный полет фантазии и задушевность лирики. Поэтому 19 в. называют веком музыкальной классики.

Время (1812 год, восстание декабристов, последовавшая реакция) наложило отпечаток на музыку. Она впервые наравне с литературой прониклась передовыми идеями своего времени, и прежде всего идеей народности. ]

Самым крупным литературным направление первой трети 19 века был романтизм. Он возник отражение новой исторической эпохи в Европе после Великой Французской революции (1789-1793гг.)

Настроение безнадежности, отчаяния, "мировой скорби" - болезнь века, присуща героям Шатобриана, Байрона, Мюссе.

В XIX веке Россия была в некоторой культурной изоляции. Романтизм возник на несколько лет позже, чем в Европе. Можно говорить о его некоторой подражательности русского романтизма, об отсутствии реальных причин для настроения безнадёжности в России - романтизм поначалу рассматривается как модное литературное направление.

Отечественная Война 1812 г. пробуждает общественное самосознание народа - прогрессивная молодёжь объединятся в тайные общества. Она разочарована отсутствием изменений в социальной неравности людей. - Первые причины зарождения Настоящего русского романтизма (это литературное направление уже не просто подражание, она прочувствовано и русскими литераторами).

1810-1820 г. - самый активный период русского романтизма. к 30ым годам начинается новый этап в развитии романтизма (Лермонтов, Баратынский, Тютчев)

В основе романтизма - конфликт человека и общества, мотив бегства от действительности, мир идеальный и мир реальный (двоемирие), мотивы мировой скорби, на первом плане - внутренний мир человека, среда - лишь декорации, субъективное восприятие автором всего происходящего (чувства).

Проблема народности. Романтизм решает её через показ национальности, национального колорита в отличие от способа в реализме (показать социальное проявление)

Поэтому все мотивы, характерные для роматизма в целом, были всего-навего отраженными, не пропущенными через свою душу., ситуацию

  • 3 этапа романтизма в россии:
  • 1)1810-ые гг.: психологический романтизм (интерес к внутреннему состоянию героя, Жуковский (и поэты его школы))
  • 2)1818-1825: гражданский романтизм (призыв к изменению, основные участники поэты-декабристы)
  • 3)1825-1830: философский романтизм (мотивы: нет надежды самореализации из-за эпохи реакции Николая 1, оценка себя и окружающих, Лермонтов, Тютчев,)

Особая черта романтизма Пушкина: сочетал в произведениях черты гражданского и психологического романтизма («К Чааадаеву»)

Вообще, романтизм - первое в России литературное направление, которое становится научно обоснованным (теория) - то есть, формируется эстетика русского романтизма

Поэтому был введен термин «народность» (колорит) - показать ситуацию и поведение в этой ситуации. (народность-национальность)

Но вскоре начались проблемы: та же проблема национальности. Проблема национального характера - возник вопрос: «если создавать национальны колорит, брать из истории - каким должен быть герой? Кем?» - то есть проблема национального характера. (что есть характеры? И отличаются ли характеры разных народов?)

И эта заслуга принадлежит декабристам: именно они открыли особенности черт национального характера

Но на этом решение проблем не закончилось, ибо характер сперва воспринимался как константа, не подверженный изменению

« Ты знаешь, что изрек,

Прощаясь с жизнию, седой Мельхиседек?

Рабом родится человек,

Рабом в могилу ляжет,

И смерть ему едва ли скажет,

Зачем он шел долиной чудной слез,

Страдал, рыдал, терпел, исчез».

Психологический романтизм. Творчество В. А. Жуковского (1783 –1852)

Писатели уходили в мир мечты, чувств, переживаний. Признавали самоценность человеческой личности, интересовались внутренней жизнью человека, стремились раскрыть богатство его душевных переживаний. Выдвигается идея внутренней свободы личности, ее независимости от общественной среды, от мира вообще, где человек не может быть счастлив. Последующее развитие этих идей приводит к возникновению философского романтизма в 30-е гг.

Главный представитель – В. А. Жуковский. Он – первый русский романтик. Его родителями были помещик Бунин и пленная турчанка Сальха, но воспитывался он в семье своего крестного отца, дворянина Андрея Жуковского. Своим учителем поэзии считал Дмитриева. Прославила Жуковского публикация элегии «Сельское кладбище» в 1802 г. В журнале «Вестник Европы». В этот период Жуковский обращается и к прозе, ориентируясь на Карамзина («Вадим Новогородский», 1803; «Три пояса», 1808; «Марьина роща», 1809, и др.).

В его творческой деятельности начала 1800-х гг. центральное место занимают поэтические переводы. Пушкин говорил о Жуковском, что тот был настоящим «гением перевода», которого «перевели бы все языки, если б он сам менее переводил». Жуковский избирает произведения, важные для своей эпохи, чем-то существенно ценные для развития русской литературы. (Макферсон (Оссиан), Парни, Мильвуа, Мильтон, Клошпток, Драйден. Гольдсмит, Гомер, Овидий, Вергилий, Виланд).

По мысли Жуковского, реальная жизнь полна страданий и одиночества. Но есть и идеальное «там» (противостояние «здесь» и «там»). Мы там не окажемся, но знаем о существовании идеала по его отражению в нашей душе. Причем это «там» – не только романтический мир мечты. Это и счастливые воспоминания о прошлом, и надежды на встречи в мире ином. Эти идеи отражены в стихотворении «Мотылек и цветы» (среди холодных, бездушных цветов спустившийся с неба мотылек находят два избранных):

Они без пышного сияния;

Едва приметны красотой:

Один есть цвет воспоминания,

Сердечной думы цвет другой.

О милое воспоминание

О том, чего уж в мире нет!

О дума сердца - упование

На лучший, неизменный свет!

Блажен, кто вас среди губящего

Волненья жизни сохранил

И с вами низость настоящего

И пренебрег и позабыл.

У Жуковского возникает понятие «чудного мгновения», когда поэту приоткрывается мир мечты («Лала Рук»):

Ах! не с нами обитает

Гений чистый красоты;

Лишь порой он навещает

Нас с небесной высоты;

<…>Он лишь в чистые мгновенья

Бытия бывает к нам

И приносит откровенья,

Благотворные сердцам;

В специальном примечании к этому стихотворению Жуковский подробно развил свой взгляд на сущность жизни и задачи поэзии, подчеркивая, что «прекрасное существует, но его нет, ибо оно является нам только минутами, для того единственно, чтобы нам сказаться, оживить нас, возвысить нашу душу...».

Программное стихотворение Жуковского – «Невыразимое»:

Что наш язык земной пред дивною природой?

С какой небрежною и легкою свободой

Она рассыпала повсюду красоту

И разновидное с единством согласила!

Но где, какая кисть ее изобразила?

Едва-едва одну ее черту

С усилием поймать удастся вдохновенью...

Но льзя ли в мертвое живое передать?

Кто мог создание в словах пересоздать?

Невыразимое подвластно ль выраженью?..

Слово рационально и ограниченно. Развивается поэтика «невыразимого». Задача поэта – это невыразимое воспроизвести. Высший вид искусства – музыка. Один из способов – приемы звукописи: аллитерация, ассонанс, звукоподражание, интонационный рисунок, лексические повторы. Использование символов. Символ многозначен, на рациональный язык его перевести невозможно, он только намекает. Стихотворение «Море» – одновременно и пейзажная зарисовка, и философское размышление. Фольклорные приемы: повторы, вопросы и восклицания, кольцевое построение, психологический параллелизм. Поэт разрабатывает целую систему романтической символики: образ странника, воплощающий идею нравственных исканий личности («Путешественник», «Пловец»), и образ «отлученного от ветки» «листка» как символ душевного одиночества («Листок», 1818), и мотив узничества, выражающий мысль о порабощении человека в современном обществе («Узник к мотыльку», 1813). Впервые введенные в русскую поэзию именно Жуковским, эти мотивы получили долгую жизнь в русской лирике, наполняясь новым смыслом в творчестве Пушкина, Лермонтова, Языкова и др.

Главные жанры в творчестве Жуковского:

1. Жанр элегии. «Вечер» (1806) – первая романтическая элегия. Жуковский упоминает о близких ему событиях и местах, но его элегии не автобиографичны. Они выражают нравственные идеалы и устремления, близкие его современникам («Жалоба», «Певец». Мечта»). Постепенно элегии смешиваются и вытесняются песнями и романсами.

2. В годы войны Жуковский обращается к гражданско-патриотической теме. Он видоизменяет жанр оды, создав военный гимн («песнь барда»). Пример – «Певец во стане русских воинов». Образ певца заимствует из поэм Оссиана. В основе стихотворения лежит не воображаемая, а вполне реальная ситуация: присутствие поэта в военном лагере. Поэт – это выразитель чувств и стремлений всего народа, поднявшегося на защиту отечества. Поэтические тосты певца - за славных предков, великих полководцев (Святослава, Дмитрия Донского, Петра I, Суворова), за «родину святую», за героев Отечественной войны, живых и павших во славу родины, - раскрывают содержание и смысл патриотического чувства. Родина - это замечательное историческое прошлое, и вся Россия с ее необъятными просторами, и одновременно тот малый клочок родной земли, с которым связаны первые жизненные впечатления каждого русского человека: это его близкие, друзья, любимые! Этот жанр получает распространение.

3. Особое место в творчестве Жуковского занимают баллады. Сам поэт как-то назвал себя «родителем на Руси немецкого романтизма» и «поэтическим дядькой чертей и ведьм немецких и английских». Первая баллада Жуковского «Людмила» (1808), являвшаяся переработкой произведения немецкого поэта Г.А. Бюргера «Ленора», первой романтической баллады), имела огромный успех. Здесь прозвучали мотивы, ставшие обычными для большинства баллад поэта: ночной мрак, привидения, кладбище, мертвецы и т.д. Возникла полемика: Грибоедов сказал, что с рациональной точки зрения баллада бессмысленна. Жуковский ответил, что в жизни вообще есть многое, что разумом не объяснишь. Успех «Людмилы» вдохновил поэта на дальнейшую разработку жанра баллады. Самым известным его произведением в этом жанре оказалась «Светлана» (1812). В ней был усилен национальный колорит, значительно больше места занимают картины русской природы, народные обряды, черты русского быта. Начинается поэма описанием святочных обрядов:

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Слушали; кормили

Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили;

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны;

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны.

Если Людмила «жизнь кляла» и «творца на суд звала», то Светлана не жалуется на судьбу, не ропщет. Именно поэтому она спасена, а поэт в заключение формулирует смысл баллады: «Лучший друг наш в жизни сей – // Вера в провиденье». В поэме преобладает белый цвет – голубок, много снега, черный цвет часто заменяет темный. Постоянно загораются огоньки. Это одно из самых оптимистических произведений Жуковского.

В его балладах часто поднимается тема преступления и наказания. Так, в «Ивиковых журавлях» разбойники убивают поэта Ивика, но во время его похорон журавли указывают на убийцу. В «Замке Смальгольм» барон тайком убивает любовника своей жены. В итоге убитый осужден вечно скитаться призраком за запретную любовь, а барон и его жена – мучиться раскаяниями совести. Они уходят в монастырь, но и там не находят успокоения. Другие известные баллады – «Эолова арфа», «Лесной царь».

Вторая половина 1820-х - 1830-е гг. характеризуются в творчестве Жуковского постепенным спадом лиризма, угасанием малых лирических жанров, преимущественным вниманием к лиро-эпическим формам, возрастающим интересом к эпосу. Его начинают все больше подвергать критике современники. Жуковский уходит в мистицизм, в его произведениях появляется все больше религиозности.

Литература 1815 – 1825 гг.:

Продолжают развиваться процессы, начатые в прошлом столетии. Вопросы политики становятся еще острее. Общество раскалывается на консерваторов и сторонников либеральных идей. Возрастает количество журналов, альманахов: «Труды Вольного общества любителей российской словесности», (1818-1825), альманах А. А. Бестужева и К. Ф. Рылеева «Полярная звезда» (1823-1825), «Мнемозина» В. К. Кюхельбекера (1824) и др. Романтизм постепенно вытесняет все остальные литературные направления. Появляется новая его разновидность – гражданский романтизм. В это же время появляются первые тенденции реализма. Развивается жанр повести.

Гражданский романтизм:

Был связан с декабристским движением. Они призывали к прямой борьбе с современным обществом, прославляя гражданскую доблесть борцов. Видели в литературе прежде всего средство пропаганды и борьбы. Считали, что цель литературы – воспитательная. Она должна вызывать высокие чувства. Не любили Жуковского, потому что он ни к чему не призывал. Создают новый идеал гражданина. Чаще всего это герой из прошлого. Новое поколение должно воспитываться на его примере. Человек не может быть счастливым, пока отечество несчастливо. Гражданские романтики создали свою иерархию жанров. На первом месте стояли поэма, послание и ода, на втором – драма, на третьем – проза. Обращаются к историческим событиям. Причем исторические герои произносят декабристские вольнолюбивые речи, т.е. выбираются наиболее подходящие ситуации. У них были свои слова-сигналы. Они нейтральны в обычной речи, но в их творчестве приобретают особое значение. Это тайное послание к «своим». Отечество – родина, требующая жертвенного служения; слава – то, что последует после того, как пожертвуешь собой; самовластие – тиран; кинжал – орудие борьбы с тираном; товарищ – единомышленник (до этого – в купеческой среде) и т. д. Внимание к логике, рациональному построению произведений, которые писались в ораторском стиле. В гражданском романтизме соединяются «античный», «древнерусский» и «фольклорный» стили. «Слово о полку Игореве» было для декабристов поэмой, в которой выразился «непреклонный и славолюбивый» (читай - вольнолюбивый) дух русского народа. Важным было понятие народности. К ним относились К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер, А. А. Бестужев, А. И. Одоевский, Ф. Н. Глинка и др.

Творчество К. Ф. Рылеева (1795 – 1826):

Яркий представитель гражданского романтизма. Первым стихотворением, обратившим на себя всеобщее внимание, была его знаменитая сатира «К временщику» (1820), направленная против всесильного тогда Аракчеева.

Надменный временщик, и подлый и коварный,

Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,

Неистовый тиран родной страны своей,

Взнесённый в важный сан пронырствами злодей!

Портрет «временщика» был до того точен и страшен, что Аракчеев предпочел себя не узнать. Только поэтому сатира и смогла появиться в печати. Стихотворение содержало прямую политическую угрозу. Рылеев призывал к действию, к уничтожению временщика. В качестве адресатов Рылеев выбирает царей (настоящего и будущего) и политических деятелей, т. е. лиц, которые по своему положению могут способствовать «общественному благу». Его лирика связана с идеями просветительства XVIII в. - заботой о просвещении, «общей пользе», «святости закона». С традициями XVIII в. связана и идея просвещенного монарха. Чтобы научиться быть царем, нужно прежде всего «чтить власть закона». Необходимость отстаивать закон - центральный момент оды «Гражданское мужество». Ораторский пафос оды, изложенная в ней программа гражданских доблестей утверждали образ идеального общественного деятеля. То же самое подразумевает и поэтическая формула Рылеева «предназначенье века», которая обретает в его творчестве фразеологическую устойчивость. «Предназначенье века» - это стремление к свободе. В послании «Александру I» и в «Видении» - это освободительная тенденция века вообще, в «Гражданине» (1824) она связывается уже с практическим участием в революционной борьбе. Но она полностью отвечала идейно-творческим устремлениям самого Рылеева, предельно точно охарактеризованным в его ставшем знаменитым стихе: «Я не поэт, а гражданин» («А. А. Бестужеву», 1825).

Я ль буду в роковое время

Позорить гражданина сан

И подражать тебе, изнеженное племя

Переродившихся славян?

Нет, неспособен я в объятьях сладострастья,

В постыдной праздности влачить свой век младой

И изнывать кипящею душой

Под тяжким игом самовластья.

Пусть юноши, своей не разгадав судьбы,

Постигнуть не хотят предназначенье века

И не готовятся для будущей борьбы

За угнетенную свободу человека.

Пусть с хладною душой бросают хладный взор

На бедствия своей отчизны,

И не читают в них грядущий свой позор

И справедливые потомков укоризны.

Они раскаются, когда народ, восстав,

Застанет их в объятьях праздной неги

И, в бурном мятеже ища свободных прав,

В них не найдет ни Брута, ни Риеги.

В стихотворении «Ты посетить, мой друг, желала» лирический герой отказывается от личного счастья.

Рылеев использует традиционные жанры классицизма – послания, оды, сатиры – но согласно эстетике гражданского романтизма. Затем создает совершенно оригинальный по жанру поэтический цикл, названный самим поэтом «Думами». Так именовались в украинском фольклоре песни исторического содержания. Думы Рылеева были написаны на протяжении 1821-1823 гг., печатались по отдельности в различных журналах и альманахах тех же лет и в 1825 г. вышли отдельным изданием. Некоторые думы написаны в форме лирического монолога исторического героя, другие - в форме лирического авторского воспоминания о его славных делах. Одна из них - «Смерть Ермака» - стала известной народной песней «Ревела буря, дождь шумел».

Рылеев не стремится объективно изобразить отдельные эпизоды русской истории или показать становление национального характера. Его задача - на исторических примерах дать образцы гражданской и патриотической доблести. Исторический сюжет подчиняется политическим задачам современности и насыщен аллюзиями. Герои дум излагают политическую программу поэта. Поучения Ольги Святославу («Ольга на могиле Игоря») совпадают с наставлениями Екатерины II наследнику в оде «Видение»: монарх должен быть отцом для своих подданных, а «несправедливость власти» ведет к народным бедствиям и гибели властителя. Потомки осуждают Игоря, несмотря на его воинскую доблесть, потому что им двигало не стремление к славе отечества, а «к золоту алчба». Наоборот, «святая мудрость» и правота правления смягчают приговор современников и потомства Борису Годунову. Он «страдалец», «несчастный», достойный не только проклятий, но и благословений. Даже преступление (убийство царевича Дмитрия) искупается заботой правителя об общественной пользе, о благе народа.

Для Рылеева важен не столько тот или иной исторический эпизод, сколько поведение героя в определенных условиях. Отсюда иногда противоречия в оценке некоторых исторических событий, равно как и характеров исторических лиц. В думе «Петр Великий в Острогожске» Мазепа - потенциальный изменник, коварный лицемер, враг Петра и России. В поэме «Войнаровский» ее герой, соратник Мазепы, показан как защитник народа и родины. Таким образом, думы откровенно служат агитации.

Творчество А. А. Бестужева-Марлинского (1797 – 1837):

В начале 1820-х гг. происходят перемены во всех прозаических жанрах. Особенно существенными были сдвиги в развитии повести. По мнению Белинского, зачинщиком русской повести становится А. А. Бестужев-Марлинский. В 1821 г. молодой А. Бестужев напечатал первый свой путевой очерк «Поездка в Ревель», за которым последовали его «Дорожные записки» (1821) и «Листок из дневника гвардейского офицера» (1821-1823). На фоне сентиментальных путешествий начала века и даже «Писем русского офицера» Ф. Глинки очерки Бестужева (при сохранении внешних примет жанра) отличались своей необычностью. Скорее они вызывали в памяти листы из дорожного альбома с живыми, меткими, лаконичными бытовыми и этнографическими зарисовками, от которых автор свободно и непринужденно переходил к социальным и историческим темам. С 1822 по 1825 г. А. Бестужев создает одну за другой ряд повестей, не только не похожих на повести его предшественников, но и удивительно разнообразных по тематике и структуре. Среди них повести на историческую (русскую и ливонскую) и на современную тему; повести героической и бытовой тональности; повести с единой сюжетной линией и составленные из нескольких самостоятельных рассказов, объединенных общей рамкой; повесть от лица автора, повесть-исповедь, повесть-сказ.

К историческим повестям относится «Роман и Ольга» (1822). Бестужев приурочивает действие к более раннему времени, когда Новгород был еще в силах отстоять свою независимость. Герой повести, Роман Ясенский - преданный гражданин вольного Новгорода, воин и певец - воплощение декабристского идеала личности. Исторические повести Бестужева, как правило, приурочены к определенному, точно обозначенному моменту прошлого. Свой рассказ автор подкрепляет ссылками на историков и летописцев, на народное предание. Примечательно, однако, что ни в одной из повестей Бестужев не выводит на авансцену известных исторических деятелей, о поступках и характерах которых читатель мог бы иметь заранее составленное представление. Это раскрепощает воображение художника и дает ему возможность свободно, в соответствии с принципами романтической эстетики, строить сюжет и формировать характеры. Следует добавить, что в источниках внимание писателя-декабриста привлекают лишь те эпохи и события, которые отчетливыми ассоциациями могли быть связаны с современностью.

Одна из центральных мотивов исторических повестей Бестужева - защита свободы личности. Повести Бестужева не лишены назидательности. Мысля рационалистически, писатель считает средневековье временем невежества и варварства. Стремясь воссоздать внешний колорит исторической эпохи, приметы ее быта и нравов, Бестужев еще не осознает изменяемости человеческой психологии и строя мышления во времени. Отсюда вневременные черты характеров, страстей и даже языка его персонажей, переходящие из одной повести в другую.

В 1830 г. в литературу возвращается в литературу под псевдонимом Марлинский. Если ранние его произведения больше напоминали поэмы в прозе, то в это время он начинает разрабатывать специфические особенности жанра. Утончается и усложняется и самый механизм повествования. Уходит открытая программность. Но герой по сути остается прежним. Это непосредственная, пылкая и страстная натура, противостоящая жизненной обыденности светского общества, многоликим проявлениям косности, произвола и корыстолюбия. Герой Бестужева нередко становится жертвой гибельных страстей, доходящих до романтического неистовства, но даже преступление не уничтожает обаяния его личности. Романтик Марлинский кладет в основу сюжета «происшествия и случаи необыкновенные». Но хотя в «Вечере на Кавказских водах» (1830), «Страшном гаданье» (1831), «Латнике» он затрагивает тему «сверхчувственного», вводя ряд народнопоэтических и фантастических мотивов, природа «необычного», которое его наиболее привлекает, иная. Это либо стечение обстоятельств, определяющее неожиданную развязку и делающее невозможное возможным, либо взрыв страстей, созревающих под покровом обыденного существования.

Трагический аспект темы личности разработан в одной из любимых вещей автора - повести «Фрегат „Надежда“» (1833). Герой «Страшного гаданья», влюбленный «до безумия» в жену другого, сумел одержать победу над собой. Капитан фрегата Правин и его возлюбленная, княгиня Вера, не в силах противостоять роковой страсти и становятся ее жертвой. Порыв истинного чувства поднимает их над пустым и ничтожным светским обществом, но и испепеляет. Преступив общественные установления, Правин одновременно нарушает свой долг офицера: если в начале повести он рискует жизнью для спасения одного из членов своей команды, то в конце из прихоти бросает судно в момент надвигающейся опасности.

Кавказские впечатления, пополненные изучением исторической и этнографической литературы, дали Марлинскому материал для серии очерков («Письма из Дагестана», 1832; «Кавказские очерки», 1834-1836) и повестей. Из них наибольшую известность получили «Аммалат-бек» (1832) и «Мулла-Нур» (1834). В обоих произведениях использован большой этнографический материал, их герои имели реальных прототипов, и автор особо оговаривал истинность происшествий, положенных в основу сюжета. Но и здесь Марлинский остается верен принципам романтической поэтики. В центре «Аммалат-бека» - два характера: горца Аммалата и русского полковника Верховского. Пылкий и доверчивый Аммалат, запутавшись в сетях коварного, двоедушного политика Султан-Ахмет-хана, становится убийцей своего спасителя и благодетеля Верховского. В повесть включены письма полковника к невесте и отрывки из записок Аммалата, что позволяет автору раскрыть внутренние мотивировки действий героев: они выступают как люди разных культур и темпераментов, а их отношения таят в себе зерно роковой развязки. Сила преступления и глубина трагедии Аммалата в том, что убийством названного брата он и в глазах своего народа стал достоин участи изгоя, оказался преступником, которому нет прощения. В противоположность Султан-Ахмет-хану и Аммалат-беку разбойник Мулла-Нур выступает хранителем древних законов чести и справедливости, и это приводит его к разладу с официальной законностью.

Возникновение русского реализма:

К середине 20-х годов сложились предпосылки для оформления в русской литературе реализма. Это нашло отражение прежде всего у Пушкина. Раньше всего реализм проявился в творчестве Крылова и Грибоедова.

Новый и зрелый этап творческого пути Крылова наступает с момента его обращения к басенному жанру. Он начинает активно писать басни с 1805 г. Басни Крылова внесли новую, свежую струю в литературу начала XIXв. Ничего общего с сентиментализмом и романтизмом у него не было. Пушкин решительно утверждал, что ни в коем случае нельзя сближать Крылова с Карамзиным. Крылов продолжал другую линию в русской литературе, характеризуемую именами Новикова, Радищева, Фонвизина. Но он их перерастает. До этого писатели подробно рассказывали о пороке. Были длинные занудные нравоучения в конце, причем абстрактные. Крылов преодолевает абстрактность за счет расширения тематики басен. Он – противник книжного отношения к жизни; опирается на здравый смысл. Обращается к конкретным порокам. Предельно сокращает мораль. Басня превращается в маленькую сценку.

У Тришки на локтях кафтан продрался.

Что́ долго думать тут? Он за иглу принялся:

По четверти обрезал рукавов -

И локти заплатил. Кафтан опять готов;

Лишь на четверть голее руки стали.

Да что́ до этого печали?

Однако же смеется Тришке всяк,

А Тришка говорит: «Так я же не дурак,

И ту беду поправлю:

Длиннее прежнего я рукава наставлю».

О, Тришка малый не простой!

Обрезал фалды он и полы,

Наставил рукава, и весел Тришка мой,

Хоть носит он кафтан такой,

Которого длиннее и камзолы.

Таким же образом, видал я, иногда

Иные господа,

Запутавши дела, их поправляют,

Посмотришь: в Тришкином кафтане щеголяют.

Из одной басни в другую переходят традиционные басенные персонажи, сохраняющие свои зооморфно-человеческие амплуа. Но вместе с тем все эти Волки, Лисицы, Мухи, Пчелы, Овцы, Львы, Орлы и т. п. наделяются Крыловым и типическими чертами определенной социальной психологии и морали. Соответственно в его баснях находит широкое сатирическое отображение реальная практика тех социальных отношений, которые господствовали тогда в России. Одна басня бросает отсвет на другую, расширяя, уточняя, обогащая общую сатирическую картину крепостнических нравов в их самых различных аспектах («Слон на воеводстве», «Волки и овцы»).

Коротенькая басня «Чиж и Еж» (1814), исполненная лукавства и скрытой иронии, несомненно носит полемический характер:

Уединение любя,

Чиж робкий на заре чирикал про себя,

Не для того, чтобы похвал ему хотелось,

И не за что; так как-то пелось!

Вот, в блеске и во славе всей,

Феб лучезарный из морей

Поднялся.

Хор громких соловьев в густых лесах раздался.

Мой Чиж замолк. «Ты что ж, -

Спросил его с насмешкой Еж, -

Приятель, не поешь?» -

Чтоб Феба я достойно величал, -

Сквозь слез Чиж бедный отвечал, -

Так я крушуся и жалею,

Что лиры Пиндара мне не дано в удел:

Я б Александра пел.

Басня, как видно из морали, по-своему автобиографична. Известно, что к баснописцу обращались, и неоднократно, с предложениями воспеть Александра I как «благословленного» царя, спасителя отечества.

Писатель расширяет литературный язык за счет просторечия и разговорного языка разных культурных слоев. Басенные герои у Крылова живые. Басни Крылова стали новым слогом в развитии литературы. Имитация разговорной речи, размер – разностопный ямб.

Комедия Грибоедова «Горе от ума» (А. С., 1795 – 1829):

Следующим реалистом стал Грибоедов. В комедии были использованы достижения басенного языка и стиха Крылова. «Горе от ума» (1821-1824 гг.) соединяет в себе черты и классицизма («говорящие» фамилии, соблюдения единства времени и места, наличие амплуа), и романтизма (противостояние героя и толпы главный герой – гражданский романтик), и реализма (развитие характера, его зависимость от среды, конкретика и типизация). Чацкий – ранний декабрист. Он оратор. В его монологах появляются слова-сигналы из декабристской лексики. Представители раннего декабризма считали своей задачей агитировать, причем где угодно. Первоначально комедия была названа «Горе уму». В таком заглавии ощущается просветительское убеждение, что ум сам по себе представляется высшей ценностью; горе ему могло прийти лишь откуда – то со стороны. В то время в комедиях часто появлялись герои-ученые, нелепо применявшие знания. Грибоедов меняет отношение к таким людям. Теперь гордым и злым Чацкого считают только персонажи комедии. Окончательный вариант заглавия позволяет ощутить новый оттенок в замысле драматурга. Сам герой начинает ощущать не только конфликт с окружающим его обществом, но и противоречие в его собственном внутреннем мире. Чацкий приходит к трезвому пониманию реальной жизни с ее сложностью, изменами, даже предательствами. Чацкий – максималист, не слышит других, считает, что все оценивают мир по его меркам. Внутренняя противоречивость есть в характере всех главных героев.