Налоговый кодекс п 1 3 ст 358 в рк. Теория всего

Материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В статье 358 НК РФ приводится перечень транспортных средств, являющихся объектом налогообложения транспортным налогом. Фактически в этот перечень вошли транспортные средства, по которым ранее уплачивался налог с владельцев транспортных средств и налог на имущество физических лиц. По видам транспорта можно выделить три группы объектов налогообложения:

  • автотранспортные средства;
  • водные транспортные средства (теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, буксируемые суда и другие);
  • воздушные транспортные средства (самолеты, вертолеты и другие).

Все вышеперечисленные транспортные средства должны быть зарегистрированы в установленном законом порядке. До государственной регистрации они объектом налогообложения не являются.

"Согласно положениям статьи 11 Кодекса институты, понятия, термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом. При этом специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях Кодекса.

Понятие "транспортное средство" для целей применения главы 28 Кодекса определено статьей 358 Кодекса. Согласно указанной статье Кодекса под транспортными средствами понимаются, в частности, автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.

В рассматриваемом случае необходимо учитывать, что понятие "транспортное средство", применяемое в главе 28 Кодекса, является более широким, чем это установлено Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) (код 15 0000000 "Средства транспортные"), и используется только для целей налогообложения. Данная позиция подтверждается тем, что в соответствии с пунктом 2 статьи 358 Кодекса из объекта налогообложения транспортным налогом исключены, в частности, тракторы и самоходные комбайны, зарегистрированные только на сельскохозяйственных товаропроизводителей и которые в соответствии с вышеназванным Классификатором учитываются по коду 14 0000000 "Машины и оборудование". Однако тракторы и комбайны, зарегистрированные на иные категории физических и юридических лиц, в данном случае рассматриваются как транспортные средства для целей налогообложения.

Таким образом, ОКОФ может применяться для целей транспортного налога только с учетом норм, установленных главой 28 Кодекса.

В соответствии с ОКОФ тракторы отнесены к категории "Машины и оборудование", что является основанием для признания их в целях применения главы 28 Кодекса транспортными средствами и, соответственно, объектом обложения транспортным налогом по категории "другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу". К указанной категории транспортных средств также следует относить и автогидроподъемники на пневматическом ходу".

Не являются объектами налогообложения в отношении всех видов транспортных средств:

  1. Транспортные средства, принадлежащие федеральным органам исполнительной власти на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, для которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба. При этом под военной службой понимается особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в государственных структурах, перечень которых приведен в статье 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе":

"Статья 2. Военная служба. Военнослужащие

Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны (далее - другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах".

В Письме МНС Российской Федерации от 1 октября 2003 года №НА-6-21/1017@ "О порядке применения подпункта 6 пункта 2 статьи 358 НК РФ" со ссылкой на вышеприведенную статью Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" сказано:

"Кроме того, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.12.2002 №17-П служба в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в федеральных органах налоговой полиции рассматривается как служба, аналогичная военной службе по смыслу статей 37 (часть 1) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 32 (часть 4), 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е").

Исходя из вышеизложенного, в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению транспортным налогом транспортные средства, зарегистрированные, в частности, на подразделения органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы и органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ".

Обратите внимание!

Льгота, предусмотренная подпунктом 6 пункта 2 статьи 358 НК РФ, распространяется только на транспортные средства, принадлежащие федеральным органам исполнительной власти, где предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба. На лиц, проходящих военную службу в этих органах, льгота не распространяется и указанные лица в отношении зарегистрированных на них транспортных средств уплачивают транспортный налог в общем порядке.

В Письме Минфина Российской Федерации от 3 марта 2006 года №03-06-01-02/09 обращено внимание на судебную практику, в частности на Постановления ФАС Северо-Западного округа от 11 августа 2005 года по делу №А42-13441/04-20, от 14 октября 2005 года по делу №А13-1616/2005-05, от 28 октября 2005 года по делу №А42-871/2005-20, из которых следует, что подведомственные Министерству обороны Российской Федерации учреждения и унитарные (казенные) предприятия, являющиеся самостоятельными юридическими лицами, не относятся к федеральным органам исполнительной власти и должны уплачивать транспортный налог в отношении принадлежащих им на праве оперативного управления либо хозяйственного ведения транспортных средств в порядке, предусмотренном главой 28 НК РФ. Аналогичное мнение содержится и в Письме Минфина Российской Федерации от 10 апреля 2006 года №03-06-04-04/12.

  1. Транспортные средства, находящиеся в розыске , при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым органами Министерства Внутренних Дел Российской Федерации, осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) транспортных средств.

Налогоплательщики в случае угона (кражи) транспортного средства представляют в налоговый орган документ, подтверждающий факт кражи (возврата) транспортного средства.

О том, какие транспортные средства в отношении конкретных наземных, водных и воздушных транспортных средств, мы рассмотрим ниже в соответствующих разделах.

ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЗЕМНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА, ПОДЛЕЖАЩИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ

Объектом налогообложения по наземным транспортным средствам являются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, мотосани, снегоходы и другие самоходные машины, и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу .

В соответствии с "Общероссийским классификатором основных фондов" ОК 013-94, утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 года №359 (далее - ОКОФ) к самоходным машинам отнесены бульдозеры (код 14 2924020), что является основанием для признания бульдозеров для целей применения главы 28 НК РФ транспортными средствами и, соответственно, объектом налогообложения транспортным налогом. Такой вывод содержится в Письме Минфина Российской Федерации от 25 августа 2004 года №03-06-04-04/01.

Объектом налогообложения транспортным налогом признаются грузовые автомобили , приобретенные в качестве комплектующих средств и зарегистрированные в установленном порядке в органах ГИБДД, о чем сказано в Письме Минфина Российской Федерации от 6 мая 2006 года №03-06-04-04/15 "О вопросе исчисления и уплаты транспортного налога".

В перечень наземных транспортных средств для целей налогообложения транспортным налогом не вошли:

  • троллейбусы;
  • железнодорожные и трамвайные локомотивы;
  • рельсовый подвижной состав;
  • прицепы, полуприцепы и другие несамоходные средства транспорта.

Обратите внимание!

ОКОФ установлено, что автомобили, автомобильные и тракторные прицепы, вагоны железнодорожные специализированные и переоборудованные, основным назначением которых является выполнение производственных или хозяйственно-бытовых функций, а не перевозка грузов и людей, следует считать передвижными предприятиями соответствующего назначения, а не транспортными средствами, и рассматривать (если их можно признать аналогами соответствующих стационарных предприятий) как здания и оборудование. К таким передвижным предприятиям соответствующего назначения в частности отнесены:

  • передвижные электростанции;
  • передвижные трансформаторные установки;
  • передвижные мастерские;
  • вагоны-лаборатории;
  • передвижные диагностические установки;
  • вагоны-дома;
  • передвижные кухни, столовые, магазины;
  • душевые;
  • клубы;
  • конторы и тому подобное.

"Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора)", утверждены Минсельхозпродом Российской Федерации от 16 января 1995 года.

Временные правила регистрации и учета таможенными органами транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории Российской Федерации сроком до 6 месяцев, утверждены Приказом ГТК Российской Федерации от 2 марта 1995 года №137.

Из указанных выше документов следует, что автомототранспортные средства, трактора, самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания не более 50 кубических сантиметров не подлежат государственной регистрации на территории Российской Федерации. Таким образом, данные транспортные средства не относятся к объектам налогообложения по транспортному налогу.

3.2.2. ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА, НЕ ПОДЛЕЖАЩИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ

Не являются объектами налогообложения в отношении наземных транспортных средств:

  1. Автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке.

Для непризнания легкового автомобиля объектом налогообложения по транспортному налогу налогоплательщик должен представить в налоговый орган документы, подтверждающие получение либо приобретение указанного автомобиля через органы социальной защиты населения.

Порядок продажи инвалидам легковых автомобилей с зачетом стоимости автомобилей "Запорожец" или мотоколяски и их реализации разъяснен Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации №1-707-18, Минфина Российской Федерации от 23 марта 2003 года №28 "О порядке продажи инвалидам легковых автомобилей с зачетом стоимости автомобиля "Запорожец" или мотоколяски и их реализации".

Нередко возникают вопросы по поводу уплаты транспортного налога инвалидами - владельцами легковых автомобилей, купленных и переоборудованных ими за свой счет. Минфин Российской Федерации в своем Письме от 8 июля 2004 года №03-06-11/100 сообщает, что редакция подпункта 2 пункта 3 статьи 358 НК РФ позволяет сделать вывод о том, что:

"автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами" и "автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73.55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке"

в целях применения главы 28 НК РФ выделены в две самостоятельные категории транспортных средств. На основании изложенного специалисты Минфина Российской Федерации считают, что положение подпункта 2 пункта 2 статьи 358 НК РФ, касающееся непризнания объектом налогообложения по транспортному налогу автомобилей легковых, специально оборудованных для использования инвалидами, не ставится в зависимость от порядка и источника приобретения данной категории транспортных средств.

  1. Сельскохозяйственные товаропроизводители в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 358 НК РФ не платят транспортный налог со следующих транспортных средств, зарегистрированных на них и используемых при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции:
    • тракторы;
    • самоходные комбайны всех марок;
    • специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания).

Применение льготы сельхозпроизводителями разъяснено в Письме Минфина Российской Федерации от 5 июня 2006 года №03-06-04-02/22. В нем, в частности, сказано, что из нормы подпункта 5 пункта 2 статьи 358 НК РФ следует, что основными критериями непризнания объектом налогообложения перечисленных в этом подпункте транспортных средств является соответствие физического или юридического лица понятию сельскохозяйственного товаропроизводителя, определенному статьей 1 Федерального закона от 8 декабря 1995 года №193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", и использование этих транспортных средств по целевому назначению в течение налогового периода по транспортному налогу. Таким образом, при соблюдении вышеназванных условий перечисленные в подпункте 5 пункта 2 статьи 358 НК РФ транспортные средства не признаются объектом налогообложения по транспортному налогу вне зависимости от того, что они наряду с деятельностью, связанной с проведением сельскохозяйственных работ для производства сельскохозяйственной продукции, используются для целей, не связанных с этой деятельностью.

Обратимся к Письму Минфина Российской Федерации от 5 апреля 2005 года №03-06-04-04/19, разъясняющему порядок применения главы 28 НК РФ. В нем сказано, что на основании статьи 11 НК РФ институты, понятия, термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. Далее в письме сказано следующее:

"Так, сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются физические или юридические лица, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 процентов общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема производимой продукции (статья 1 Федерального закона от 08.12.1995 №193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации").

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 №17, к сельскому хозяйству относятся виды деятельности, классифицируемые по коду 01 "Сельское хозяйство, охота и связанная с этим деятельность по предоставлению услуг", к лесному хозяйству - виды деятельности, классифицируемые по коду 02 "Лесоводство, лесозаготовки и связанная с этим деятельность по предоставлению услуг" раздел А "Сельское хозяйство, охота и лесоводство".

Учитывая изложенное, а, также принимая во внимание, что лесное хозяйство является самостоятельным видом деятельности, используемые федеральным государственным учреждением на лесовосстановительных и лесоохранных работах транспортные средства (тракторы, специальные автомашины технического обслуживания) не подпадают под действие подпункта 5 пункта 2 статьи 358 Кодекса и, следовательно, признаются объектом налогообложения по транспортному налогу".

Определение сельскохозяйственных товаропроизводителей содержит и статья 346.2 главы 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (Единый сельскохозяйственный налог)" НК РФ.

"…сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации", у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем, объеме доходов не менее 70 процентов.

В целях настоящей главы к сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся также градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта, которые эксплуатируют только находящиеся у них на праве собственности рыбопромысловые суда, зарегистрированы в качестве юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации и у которых объем реализованной ими рыбной продукции и (или) выловленных объектов водных биологических ресурсов составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема реализуемой ими продукции".

Для подтверждения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя налогоплательщик должен представить в налоговый орган расчет стоимости произведенной продукции, выделив при этом произведенную сельскохозяйственную продукцию.

Так как налоговый период по транспортному налогу - год , то и стоимость сельхозпродукции следует рассчитывать по итогам года. Для этого сумму, полученную от продажи сельхозпродукции, необходимо разделить на общую годовую выручку организации и результат умножить на 100 процентов. Если получилось более 70 процентов, то организация вправе не платить транспортный налог с вышеназванных видов сельскохозяйственной техники. При определении доли сельхозпродукции ни в объеме произведенной сельхозпродукции, ни в общем, объеме произведенной продукции не учитываются покупные товары.

Пример 1.

Организация выращивает и продает овощи и параллельно занимается изготовлением картонной тары. Организация имеет на балансе тракторы и машины для перевозки минеральных удобрений. Чтобы узнать, может ли организация в 2006 году использовать льготу по транспортному налогу, надо определить долю сельхозпродукции в общей выручке.

Выручка организации за год составила 850 000 рублей, в том числе:

  • от реализации овощей - 600 000 рублей;
  • от продажи картонной тары - 250 000 рублей.

Следовательно, доля сельскохозяйственной продукции в общем объеме выручки равна:

(600 000 рублей / 850 000 рублей) х 100% = 70,59%.

Следовательно, организация может не платить транспортный налог со стоимости тракторов и машин, на которых развозят удобрения.

Окончание примера.

Пример 2.

Организация выращивает и продает овощи и параллельно оказывает услуги в авторемонтной мастерской. На балансе организации есть трактора, машины для перевозки минеральных удобрений, машина техпомощи.

Выручка за 2006 год составила 930 000 рублей, в том числе:

  • выручка от реализации овощей - 700 000 рублей;
  • выручка от оказания услуг - 230 000 рублей.

Определим долю сельскохозяйственной продукции в общем объеме выручки:

(700 000 рублей / 930 000 рублей) х 100% = 75,27%.

Следовательно, организация в данной ситуации транспортный налог не платит.

Предположим, что выручка за 2006 год составила 930 000 рублей, в том числе:

  • от реализации овощей - 650 000 рублей;
  • от оказания услуг - 280 000 рублей.

Определяем долю сельскохозяйственной продукции в общем объеме выручки. Она равна:

(650 000 рублей / 930 000 рублей) х 100% = 69,89%.

Значит, организация должна заплатить транспортный налог со стоимости транспортных средств, находящихся на балансе организации, так как доля сельскохозяйственной продукции в общей выручке составила 69,89%, а это меньше 70%. Следовательно, льгота в данной ситуации не применяется.

Окончание примера.

ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ ВОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Объектами налогообложения среди водных транспортных средств являются теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, буксируемые суда и другие транспортные средства.

Как следует из статьи 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 года №24-ФЗ судно представляет собой самоходное или несамоходное плавучее сооружение , используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река-море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода. При этом под судоходством понимается деятельность, связанная с использованием судов не только для перевозки пассажиров и грузов, но и для иных целей.

По вопросу об отнесении плавучих доков, плавкранов, плавмастерских и других подобных объектов к объекту налогообложения транспортным налогом следует обратиться к Письму Федеральной налоговой службы (далее - ФНС Российской Федерации) от 9 февраля 2005 года №21-5-05/4@ "О транспортном налоге". В этом письме в качестве приложения содержится Письмо Минфина Российской Федерации от 19 января 2005 года №03-06-04-02/1, в котором специалисты данного ведомства обращают внимание налогоплательщиков транспортного налога на то, что НК РФ не связывает обязанность по уплате транспортного налога с целями, в которых используется судно. Департамент считает, что отнесение плавучих доков, плавкранов, плавмастерских и других подобных объектов к объекту налогообложения транспортным налогом является обоснованным.

Под судном в соответствии со статьей 7 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 года №81-ФЗ понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания. Под судами рыбопромыслового флота понимаются суда, обслуживающие рыбопромысловый комплекс, используемые для промысла водных биоресурсов, а также приемотранспортные, вспомогательные суда и суда специального назначения.

Правила регистрации судов и прав на них в морских торговых портах утверждены Приказом Минтранса Российской Федерации от 21 июля 2006 года №87.

Правила регистрации судов рыбопромыслового флота и прав на них в морских рыбных портах утверждены Приказом Госкомрыболовства Российской Федерации от 31 января 2001 года №30.

За государственную регистрацию судов взимается плата , размер и порядок взимания которой определяются в соответствии со статьей 333.33 главы 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ.

Государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации подлежат :

  • суда внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт и несамоходные суда вместимостью не более чем 80 тонн;
  • любые пассажирские и наливные суда;
  • прогулочные парусные суда независимо от наличия и мощности главных двигателей и вместимости таких судов;
  • прогулочные суда и спортивные суда (за исключением парусных) независимо от количества пассажиров на них, в том числе прогулочные самоходные суда с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, спортивные и прогулочные несамоходные суда вместимостью не менее чем 80 тонн;
  • суда смешанного (река-море) плавания, осуществляющие судоходство, связанное с выходом на морские пути.

Государственная регистрация судов осуществляется на основании заявления заявителя и документов , предусмотренных Правилами государственной регистрации судов, утвержденными Приказом Минтранса Российской Федерации от 26 сентября 2001 года №144.

Не являются объектами налогообложения в отношении водных транспортных средств:

  • весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил (подпункт 1 пункта 2 статьи 358 НК РФ);
  • промысловые морские и речные суда (подпункт 3 пункта 2 статьи 358 НК РФ);
  • пассажирские и грузовые морские, речные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок (подпункт 4 пункта 2 статьи 358 НК РФ);
  • суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов (подпункт 9 пункта 2 статьи 358 НК РФ). Следует отметить, что подпункт 9 введен в пункт 2 статьи 358 НК РФ Федеральным законом от 20 декабря 2005 года №168-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием Российского международного реестра судов". Согласно пункту 2 статьи 4 названного Федерального закона вносимые им изменения вступают в силу с 1 января 2006 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Федеральный закон был официально опубликован в "Парламентской газете" и в "Российской газете" 23 декабря 2005 года, следовательно, изменения, внесенные в НК РФ, не могут вступать в силу ранее 23 января 2006 года. Разъяснения по поводу применения рассматриваемой льготы содержатся в Письме Управления Федеральной налоговой службы по Московской области от 26 февраля 2006 года №19-42-И/0211@ "О транспортном налоге", в котором, в частности, сказано следующее:

"В то же время общие правила вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах установлены статьей 5 Кодекса. Согласно пункту 1 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Следовательно, данные изменения могут вступить в силу только после 24 января 2006 года с началом нового налогового периода по конкретному налогу. Поскольку налоговым периодом по транспортному налогу является календарный год (статья 360 Кодекса), льгота по транспортному налогу в отношении судов, зарегистрированных в РМРС, может применяться лишь начиная с 2007 года.

Следует особо отметить, что данное изменение, хотя и улучшает положение налогоплательщиков, не может применяться с 1 января 2006 года. Согласно пункту 4 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размер ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Однако пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 20.12.2005 №168-ФЗ, говорящей о вступлении в силу изменений в Кодекс, не содержит никаких положений, придающих данным изменениям обратную силу. В Законе не сказано, что действие новых положений распространяется на правоотношения с 1 января 2006 года. Поэтому обратную силу новые нормы не имеют и вступают в силу в порядке, указанном выше".

Суда, используемые только для правительственной некоммерческой службы, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или эксплуатируемые ими, согласно статье 34 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации подлежат регистрации в общем порядке . Вместе с тем, правила, установленные Кодексом торгового мореплавания, на основании статьи 3 не распространяются на военные корабли, пограничные корабли, военно-вспомогательные суда и другие суда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и эксплуатируемые ими только для правительственной службы в некоммерческих целях. Следовательно, названные транспортные средства не подлежат государственной регистрации в реестрах и, соответственно, не относятся к объектам налогообложения по транспортному налогу.

Выше мы отмечали, что согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 358 НК РФ не являются объектом налогообложения транспортным налогом пассажирские и грузовые морские, речные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.

Обратите внимание!

На транспортные средства, находящиеся в аренде , это положение НК РФ не распространяется. Такой вывод содержится в Письме Минфина Российской Федерации от 22 февраля 2005 года №03-06-04-04/13.

Приведем Письмо Минфина Российской Федерации от 2 ноября 2005 года №03-06-04-04/44, разъясняющее порядок применения подпункта 4 пункта 2 статьи 358 НК РФ:

"Подпунктом 4 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что не являются объектом налогообложения пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.

Подтверждением того, что основным видом деятельности организации является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, являются:

1) положения учредительных документов (учредительный договор, устав, положение и другие документы), определяющие пассажирские и (или) грузовые перевозки в качестве основного вида деятельности, цели создания организации;

2) наличие действующей лицензии на осуществление грузовых перевозок и (или) пассажирских перевозок.

Кроме того, подтверждением того, что основным видом деятельности организации является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, могут также являться:

получение выручки от пассажирских и грузовых перевозок;

систематическое выполнение пассажирских и (или) грузовых перевозок в течение навигации (для водных транспортных средств);

наличие установленной законодательством отчетности (в том числе статистической) по выполненным перевозкам пассажиров и (или) грузов.

При этом под деятельностью по осуществлению пассажирских и (или) грузовых перевозок необходимо понимать деятельность по перевозке пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров перевозки в соответствии с главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Перевозка пассажиров, их багажа, грузов, почтовых отправлений, а также соответствующие договоры перевозки регламентируются:

главами XIII и XIV Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации;

главами VIII и IX Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 17.2 Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 09.04.2003 №БГ-3-21/177, к деятельности по осуществлению пассажирских и (или) грузовых перевозок, в частности, относится и деятельность, связанная с перевозкой по договору фрахтования судна на время с экипажем (тайм-чартер)".

ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ ВОЗДУШНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

В отношении воздушных транспортных средств объектом налогообложения признаются самолеты, вертолеты и другие воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, перечень воздушных транспортных средств, которые могут являться объектами налогообложения транспортным налогом, открыт .

В разделе 2.4. книги мы отмечали, что воздушным судом в соответствии со статьей 32 Воздушного кодекса Российской Федерации является летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды. Также в разделе 2.4. мы привели определения легкого и сверхлегкого воздушных судов.

Гражданским воздушным судном является судно, используемое в гражданской авиации и имеющее соответствующий сертификат (аттестат) летной годности.

К экспериментальным воздушным судам согласно пункту 15 Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" НК РФ относятся:

"…суда, используемые для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной техники".

Поскольку все перечисленные летательные аппараты подлежат государственной регистрации, они будут являться объектами налогообложения транспортным налогом.

Воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов подлежат государственной регистрации в порядке, определенном статьей 33 Воздушного кодекса Российской Федерации.

Воздушным кодексом Российской Федерации установлено, что правила государственной регистрации и государственного учета воздушных судов устанавливаются соответствующим уполномоченным органом. В частности Федеральные авиационные правила государственной регистрации государственных воздушных судов утверждены Приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 ноября 2002 года №460.

Следует обратить внимание, что согласно статье 130 ГК РФ воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, подлежащие государственной регистрации, отнесены к недвижимым вещам .

Согласно статье 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией может осуществляться специальная регистрация отдельных видов недвижимого имущества. Таким образом, воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания подлежат не только специальной регистрации, о которой мы писали выше, но и государственной регистрации в едином государственном реестре.

Не являются объектами налогообложения на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 358 НК РФ:

  • пассажирские и грузовые воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.

Обратите внимание!

Вышеуказанное положение НК РФ на воздушные суда, находящиеся в аренде, не распространяется, что подтверждается Письмом Минфина Российской Федерации от 22 февраля 2005 года №03-06-04-04/13.

  • самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.

Какими документами организации подтверждают, что основным видом их деятельности является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, мы рассмотрели в предыдущем разделе. Добавим лишь, что перевозка пассажиров, их багажа, грузов, почтовых отправлений, также договора перевозки регламентируются главой XV Воздушного кодекса Российской Федерации.

При наличии лицензии организации - эксплуатанты, непосредственно осуществляющие пассажирские и грузовые перевозки, освобождаются от уплаты транспортного налога.

ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ПЛАТЕЛЬЩИКАМИ ЕНВД

Уплата организациями единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) согласно статье 346.26 НК РФ предусматривает их освобождение от обязанности по уплате следующих налогов:

  • налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);
  • налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);
  • единого социального налога (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

Уплата индивидуальными предпринимателями ЕНВД предусматривает их освобождение от обязанности по уплате:

  • налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);
  • налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);
  • единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, и выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

Помимо перечисленных налогов организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕНВД, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость

Исчисление и уплата иных налогов и сборов согласно пункту 4 статьи 346.26 НК РФ осуществляются налогоплательщиками в соответствии с общим режимом налогообложения.

Таким образом, уплата ЕНВД не освобождает организацию от уплаты транспортного налога. Плательщиками транспортного налога признаются, в частности, юридические лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.

В Письме МНС Российской Федерации от 11 июня 2003 года №СА-6-22/657 "О разъяснении отдельных вопросов применения глав 26.2 и 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации" рассмотрены особенности налогообложения организаций и предпринимателей, занимающихся автоперевозками . В целях применения ЕНВД под транспортными средствами понимаются средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов. К ним относятся автобусы любых видов, легковые и грузовые автомобили.

Обратите внимание!

Прицепы, полуприцепы, прицепы-роспуски к транспортным средствам не относятся (статья 346.27 НК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении деятельности по оказанию автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.

Более подробно с вопросами, касающимися ЕНВД, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО "BKR - ИНТЕРКОМ - АУДИТ" "Единый налог на вмененный доход".

ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРИМЕНЯЮЩИХ УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, организации и индивидуальные предприниматели могут применять упрощенную систему налогообложения.

Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ.

Применение упрощенной системы налогообложения организациями, согласно пункту 2 статьи 346.11 НК РФ, предусматривает их :

  • налога на прибыль организаций;
  • налога на имущество организаций;
  • единого социального налога.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также уплачивают иные налоги в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями, согласно пункту 3 статьи 346.11 НК РФ, предусматривает их освобождение от обязанности по уплате :

  • налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности);
  • налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности);
  • единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц).

Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость , за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Индивидуальные предприниматели, как и организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также уплачивают иные налоги в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Следовательно, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, будут являться плательщиками транспортного налога в отношении транспортных средств, зарегистрированных за данными организациями и индивидуальными предпринимателями, признаваемых объектами налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.

Более подробно с вопросами, касающимися применения упрощенной системы налогообложения, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО "BKR - ИНТЕРКОМ - АУДИТ" "Упрощенная система налогообложения".

ОСОБЕННОСТИ УПЛАТЫ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СОГЛАШЕНИЙ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции определена главой 26.4 НК РФ и относится к специальному налоговому режиму .

При выполнении соглашений о разделе продукции существуют особые моменты начисления и уплаты транспортного налога:

  • во-первых, освобождение распространяется на транспортные средства, не относящиеся к легковому автотранспорту;
  • во-вторых, освобождение распространяется на транспортные средства, используемые исключительно в целях соглашения.

Для того, чтобы получить освобождение от уплаты транспортного налога , инвестор должен предоставить в налоговый орган документы, перечень которых утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2004 года №14 "Об утверждении перечня документов, представляемых инвестором по соглашению о разделе продукции в налоговые органы для освобождения от уплаты транспортного налога в отношении принадлежащих ему транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), используемых исключительно для целей соглашения о разделе продукции".

В список предоставляемых документов входят:

  1. Заявление инвестора по соглашению о разделе продукции (или оператора, выступающего в качестве уполномоченного представителя налогоплательщика) об освобождении его от уплаты транспортного налога в отношении принадлежащих ему транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), используемых исключительно для целей соглашения о разделе продукции, на соответствующий налоговый период.
  2. Нотариально удостоверенная доверенность, выданная инвестором оператору в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, на исполнение обязанностей налогоплательщика в качестве уполномоченного представителя налогоплательщика (представляется в случае поручения оператору выполнять обязанности налогоплательщика).
  3. Реестр транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), используемых исключительно для целей соглашения о разделе продукции, и первичных учетных документов, подтверждающих фактическое использование транспортных средств для целей указанного соглашения за соответствующий период. Форма реестра приведена в приложении №1 Приказа МНС Российской Федерации от 7 июня 2004 года №САЭ-3-01/355 "Об утверждении Порядка и сроков представления в налоговые органы инвестором по соглашению о разделе продукции документов для освобождения от уплаты транспортного налога в отношении принадлежащих ему транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), используемых исключительно для целей соглашения о разделе продукции".
  4. Выписки из программы работ и сметы затрат на соответствующий год, подтверждающие использование транспортных средств для целей соглашения о разделе продукции.

Приказом МНС Российской Федерации от 7 июня 2004 года №САЭ-3-01/355 утвержден "Порядок и сроки представления в налоговые органы инвестором по соглашению о разделе продукции документов для освобождения от уплаты транспортного налога в отношении принадлежащих ему транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), используемых исключительно для целей соглашения о разделе продукции" (далее - Порядок).

Действие Порядка распространяется на российские и иностранные юридические лица , являющиеся инвесторами по соглашениям о разделе продукции в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 1995 года №225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции", уведомившие налоговые органы о применении специального налогового режима, установленного главой 26.4 НК РФ.

Требуемые для освобождения от уплаты транспортного налога документы, представляются налогоплательщиком в налоговый орган, в котором инвестор состоит на учете в связи с выполнением соглашения о разделе продукции, одновременно с представлением налоговой декларации по транспортному налогу.

Поскольку транспортный налог отнесен к числу региональных налогов , законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрена уплата авансовых платежей по транспортному налогу в течение налогового периода, а также определены отчетные периоды. В этом случае, за первый отчетный период налогового периода вместе с представлением расчета по авансовому платежу по транспортному налогу необходимо представить все документы, перечисленные выше. По окончании налогового периода при представлении декларации по налогу, представляются документы, перечисленные в пунктах 2 - 4 Порядка.

Следует обратить внимание, что реестр транспортных средств (за исключением легковых автомобилей) заполняется нарастающим итогом с начала года с учетом приобретения транспортных средств на основании первичных учетных документов, подтверждающих фактическое использование транспортных средств для целей соглашения о разделе продукции, по состоянию на конец налогового периода.

Более подробно с вопросами, касающимися соглашений о разделе продукции, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО "BKR - ИНТЕРКОМ - АУДИТ" "Налоги и сборы за пользование природными ресурсами".

Официальный текст :

Статья 358. Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Не являются объектом налогообложения:

1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;

2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

3) промысловые морские и речные суда;

4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

6) транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;

8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

9) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;

10) морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда.

Комментарий юриста :

Объектом налогообложения называет объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога. Такими объектами и являются перечисленные в пункте 1 статьи 358 транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке. Причем если транспортное средство не прошло государственной регистрации или зарегистрировано с нарушениями установленного порядка, оно не может быть объектом налогообложения. Правда, стоит отметить, что и эксплуатация таких транспортных средств, как правило, запрещена.

В пункте 2 приводится перечень транспортных средств, которые не признаются объектом налогообложения. Решение вопроса о принадлежности транспортного средства, находящегося в собственности налогоплательщика, к одной из перечисленных категорий зависит от информации, которая содержится в товарно-сопроводительной и иной документации (сертификатах соответствия, государственных таможенных декларациях и т.д.).

Как видно из положений статьи 358, отнесение транспортных средств к перечню не подлежащих налогообложению законодатель связывает с основным видом деятельности налогоплательщика. Понятие основного вида деятельности в налоговом законодательстве не определено. Существуют различные подходы к решению данного вопроса у налоговых органов и судов. Представляется, что наиболее верным будет обращение к соотношению объема выручки от данного конкретного вида деятельности с общим объемом выручки налогоплательщика.

Данный вывод напрямую вытекает из определения предпринимательской деятельности как самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли (). Этой же точки зрения придерживается и ряд судебных органов. Например, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 11 декабря 2001 года № 2783 указал, что, поскольку доход от сдачи имущества в аренду составляет не более 5% от суммы всей выручки, такая деятельность не может быть признана для предприятия основной.

Другой подход, также воспринятый судебной практикой, заключается в определении основного вида деятельности в соответствии с положениями учредительных документов организации (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 марта 2002 года по делу № А05-86/02-7/22). При применении подпункта 7 пункта 2 статьи 358 необходимо обратить внимание на следующее. Документом о факте угона служит постановление о возбуждении уголовного дела. Постановление выносится дознавателем, следователем, прокурором на основании заявления потерпевшего в срок не более трех (в исключительных случаях не более десяти) суток.

Необходимо также признать сокращение перечня транспортных средств, не подлежащих налогообложению, по сравнению с Законом о дорожных фондах, что отражает общую тенденцию в изменениях налогового законодательства.

1. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Не являются объектом налогообложения:
1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;
2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
3) промысловые морские и речные суда;
4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок (подпункт дополнен с 29 декабря 2009 года Федеральным законом от 27 декабря 2009 года N 368-ФЗ;
____________________________________________________________________
Положения подпункта 4 пункта 2 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 27 декабря 2009 года N 368-ФЗ) применяются с 1 января 2010 года - см. часть 5 статьи 5 Федерального закона от 27 декабря 2009 года N 368-ФЗ.

____________________________________________________________________
5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
6) транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 28 ноября 2009 года N 283-ФЗ;
7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
9) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов (подпункт дополнительно включен с 23 января 2006 года Федеральным законом от 20 декабря 2005 года N 168-ФЗ);
10) морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда.

(Подпункт дополнительно включен с 1 января 2014 года Федеральным законом от 30 сентября 2013 года N 268-ФЗ)

Комментарий к статье 358 НК РФ

В рассматриваемую статью Федеральным законом от 20 декабря 2005 г. N 168-ФЗ внесены некоторые изменения. Однако, как и прежде, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства... зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако из этого правила есть исключения.

Во-первых, Налоговый кодекс содержит перечень транспортных средств, которые не являются объектом налогообложения, и, во-вторых, субъектам РФ предоставлено право дополнять предусмотренный перечень по своему усмотрению.

Перечень не подлежащих налогообложению транспортных средств приведен в пункте 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ. Своими письмами Минфин России разъяснил некоторые вопросы о том, какие транспортные средства не признаются объектом налогообложения. Так, для того чтобы установить, что легковой автомобиль, полученный через органы социальной защиты населения, не является объектом обложения транспортным налогом, налогоплательщику необходимо представить в налоговый орган документы, подтверждающие факт получения указанного легкового автомобиля через соответствующие организации. Данные положения действуют и в том случае, если автомобили были куплены и переоборудованы инвалидами за свой счет (письмо Минфина России от 8 июля 2004 г. N 03-06-11/100).

В письме Минфина России от 2 ноября 2005 г. N 03-06-04-04/44 указано, что не признаются объектом налогообложения не только пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности организации-перевозчика, но и зафрахтованные суда.

Разъяснения, касающиеся уплаты транспортного налога сельхозпроизводителями, содержатся в письме Минфина России от 1 ноября 2005 г. N 03-06-04-04/42. Специалисты Минфина уточняют, что комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных производителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции, не облагаются транспортным налогом.

До недавнего времени было много вопросов, связанных с так называемыми передвижными предприятиями - автомобилями, выполняющими производственные и хозяйственно-бытовые функции. Такие автомобили в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов учитываются как здания и сооружения, и к ним относятся передвижные электростанции, трансформаторы, лаборатории, мастерские, кухни, магазины, душевые и клубы. По мнению инспекторов ФНС, уплачивать налог с таких автомобилей не нужно. Однако Минфин настаивал на обратном, ссылаясь на Международное соглашение о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств (заключено в Женеве 20 марта 1958 года), согласно которому любое оборудование, перевозимое специальными автомобилями, считается грузом. В письме Минфина России от 15 декабря 2004 г. N 03-06-04-04/14 рекомендовано платить налог исходя из мощности автомобиля, но в соответствии с его же письмом от 22 ноября 2005 г. N 03-06-04-02/15 специализированные автомобили на базе грузовых относятся к грузовикам и облагаются налогом по более высоким ставкам.

Кроме того, подпунктом 9 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ установлено, что суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов, не являются объектом налогообложения по транспортному налогу, следовательно, в отношении судов, зарегистрированных в этом реестре, транспортный налог не уплачивается.

При применении этой льготы судовладельцам нужно учитывать следующее. Федеральный закон от 20 декабря 2005 г. N 168-ФЗ был опубликован в "Парламентской газете" и в "Российской газете" 23 декабря 2005 года. Согласно пункту 2 статьи 4 этого Закона, изменения в Налоговый кодекс РФ, вносимые им, вступают в силу с 1 января 2006 года, но не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Таким образом, изменения, внесенные в Налоговый кодекс РФ, не могут вступить в силу ранее 23 января 2006 года.

В то же время, общие правила вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах установлены в статье 5 Налогового кодекса РФ. Согласно пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ, акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Следовательно, данные изменения могут вступить в силу только после 24 января 2006 года с началом нового налогового периода по конкретному налогу. Поскольку налоговым периодом по транспортному налогу является календарный год (ст. 360 Налогового кодекса РФ), льгота по транспортному налогу в отношении судов, зарегистрированных в РМРС, может применяться лишь начиная с 2007 года.

Следует особо отметить, что данное изменение, хотя и улучшает положение налогоплательщиков, не может применяться с 1 января 2006 года. Согласно пункту 4 статьи 5 Налогового кодекса РФ, акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размер ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Однако пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 20 декабря 2005 г. N 168-ФЗ, говорящий о вступлении в силу изменений в Налоговый кодекс РФ, не содержит никаких положений, придающих данным изменениям обратную силу. В Законе не сказано, что действие новых положений распространяется на правоотношения с 1 января 2006 года. Поэтому обратную силу новые нормы не имеют и вступают в силу в порядке, указанном выше.

Консультации и комментарии юристов по ст 358 НК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 358 НК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.

Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.

Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.

Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.

Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.

Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.

Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.

1 комментарий

Система и наблюдатель

Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.

Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.

Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.

Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.

Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).

Гипотеза №1. Всевидящее око

Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».

Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.

Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель

Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:

Течение времени

Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.

Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.

Новая редакция Ст. 358 УК РФ

Массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу, -

наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.

Комментарий к Статье 358 УК РФ

1. Экоцид (от греч. oikos - дом, родина, лат. caedere - убивать, буквально - уничтожение рода, племени) - нанесение окружающей среде такого вреда, который создает непосредственную угрозу для жизни и здоровья отдельных человеческих общностей или человечества в целом.

2. Общественная опасность преступления состоит в том, что совершаемые действия могут нанести либо реально наносят колоссальный ущерб окружающей природной среде.

3. Объектом преступного посягательства является безопасность человечества и его среды обитания.

4. Объективная сторона состава преступления выражается в: а) массовом уничтожении растительного или животного мира; б) отравлении атмосферы либо водных ресурсов; в) совершении иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу.

5. Уничтожение растительного или животного мира предполагает прекращение функционирования в результате производственной или иной деятельности человека вида или совокупности видов и форм животных либо растительных сообществ. Уничтожение их следует считать массовым, если оно было распространено на всю совокупность животных и растительных сообществ (их форм и видов).

6. Под отравлением атмосферы следует понимать преднамеренное насыщение атмосферного воздуха вредными для здоровья людей, растений и животных химическими или биологическими веществами либо смесями таких веществ в концентрациях, превышающих установленные гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.

7. Отравление водных ресурсов - предумышленное насыщение их вредными и опасными для здоровья человека, животного мира или растительных сообществ радиоактивными веществами, а также веществами биологического либо химического происхождения.

8. Иными действиями, способными вызвать экологическую катастрофу, должны признаваться любые виды деятельности человека: научно-исследовательская, производственная, иная, которые могут повлечь или повлекли экологическую катастрофу.

9. Экологической катастрофой следует считать серьезное нарушение экологического баланса в природе, приведшее к нарушению циклов сезонных изменений биотического круговорота веществ, биологических процессов в любых природных сообществах, разрушению устойчивости видового состава живых организмов, полному или существенному уничтожению либо сокращению их численности или продуктивности.

10. Субъективная сторона состава преступления характеризуется прямым умыслом. Мотивами преступлений являются ложно понимаемые интересы службы или другие соображения.

11. Субъектом преступного посягательства может быть любое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

12. Преступление относится к категории особо тяжких.

Другой комментарий к Ст. 358 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона экоцида состоит в массовом уничтожении растительного или животного мира, отравлении атмосферы или водных ресурсов, а также в совершении иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу.

2. Растительный мир (флора) - это исторически сложившаяся совокупность видов растений, обитающих на определенной территории или в составе конкретного растительного сообщества.

Под животным миром (фауной) понимается исторически сложившаяся совокупность видов животных, обитающих на определенной территории.

Атмосфера представляет собой газовую оболочку Земли.

Водными ресурсами являются запасы поверхностных и подземных вод, находящихся в водных объектах, т.е. воды рек, озер, каналов, водохранилищ, морей и океанов, подземные воды, почвенная влага, вода (льды) горных и полярных ледников, водяные пары атмосферы.

Экологическая катастрофа характеризуется как труднообратимое за длительное время очень неблагоприятное явление, приводящее к упадку экономического развития, впредь до воссоздания благоприятной природной среды. Экологическая катастрофа приводит к полному разрушению экологического равновесия в природных системах.

3. Массовое уничтожение флоры и фауны предполагает их полное или частичное истребление на определенной территории (например, применение гербицидов, ядохимикатов, ионизирующего излучения и др.).

Отравление атмосферы или водных ресурсов представляет собой распространение в них ядовитых и загрязняющих веществ (ядохимикатов, радиоактивных веществ и т.д.), вследствие чего становится невозможным использование указанных ресурсов без соответствующей очистки.

Иные действия, способные вызвать экологическую катастрофу, могут состоять в использовании любых средств для изменения (путем преднамеренного управления природными процессами) динамики, состава или структуры Земли, включая ее биосферу, литосферу, гидросферу, атмосферу, космическое пространство.