План конспект стимулирующего занятия по географии. И теперь зовёт нас в даль

Пояснительная записка

Психолого-педагогическая характеристика класса

В 5 классе обучается 17 человек, из них 8 девочек и 9 мальчиков.

10 человек – 2004 года рождения, 7 человек – 2005 года рождения.

11 учащихся 5 класса воспитываются в полных семьях. Двое детей - из семей, потерявших кормильцев, двое воспитываются матерями-одиночками и один ребенок, в силу семейных обстоятельств, живет с бабушкой. Четверо детей воспитываются в многодетных семьях.

В основном материальный достаток в семьях средний.

Есть дети из малообеспеченных семей – 2 человека.

Учащиеся имеют разные способности. На основании анализа результатов наблюдений, проведенных диагностик класс можно разделить на три группы с разным уровнем развития:

1 группа – обучающиеся с высоким уровнем развития - 6 человек (35 %)

Они владеют произвольным и послепроизвольным вниманием. У них хорошо развито восприятие (зрительное, слуховое), все виды памяти, особенно образная, словесно-логическая, эмоциональная, долговременная. Эти дети владеют осмысленным запоминанием, легко воспроизводят ранее изученный материал. У них присутствует практическое, образное, логическое мышление, хорошо развита речь. Она эмоциональна, выразительна. Обучающиеся умеют отвечать на вопросы, давать полные и логические ответы. Эти дети всегда активно работают на уроке, находчивы, сообразительны, умеют отстаивать свою точку зрения, способны критично оценивать свои и чужие мысли. Они владеют научной терминологией, обнаруживают осознанность усвоенного, могут переносить знания с одних явлений на другие, могут аргументировать свой ответ. У них развит самоконтроль, адекватная самооценка, взаимооценка. Им нравится учиться, они работоспособны, настойчивы, усидчивы, самостоятельны.

2 группа – обучающиеся, имеющие средний уровень развития – 7 человек (41 %)

Обычно такие дети на уроке менее активны. Чаще всего они отвечают тогда, когда их спросят. У них, наряду с познавательными мотивами учебной деятельности присутствуют эмоциональные и социальные мотивы. Эти учащиеся быстро включаются в работу, но концентрация и устойчивость внимания у них средние. Хорошо развита механическая память, они способны хорошо заучивать правила, но при этом не всегда используют логические приемы, что снижает продуктивность долговременной памяти. Преобладает кратковременная память. Порой эти учащиеся с трудом делают выводы и обобщения. Мышление репродуктивное, практическое. Учащиеся легко используют отработанные приемы, неплохо выполняют задания по образцу, но усложненные или творческие задания даются им с трудом. Эти дети усваивают учебный материал, но не сразу. Для полного усвоения им необходимо 1-2 раза повторить нужные определения, правила, выводы. Они выделяют существенные признаки, анализируют, сравнивают, обобщают, но не всегда могут правильно установить причинно-следственные связи. Эти дети любят учиться, они умеют отвечать на вопросы, имеют хороший словарный запас, уравновешены, способны к волевому усилию, общительны.

3 группа – дети с низким уровнем развития – 4 человека (24 %)

Они практически не имеют мотивации к учебе, чаще всего на уроках они пассивны. Для этих детей характерно непроизвольное внимание, низкая его распределяемость и переключаемость, невысокая концентрация. У них преобладает образная память, низкий уровень развития логического мышления. Они быстро утомляются. Память кратковременная, недостаточно развиты зрительная и слуховая память. Этим детям необходимы упражнения с комментариями, задания по образцу, частое повторение изученного материала. Они нуждаются в постоянном внимании, индивидуальной помощи и контроле со стороны учителя. У этих детей речь развита слабо, они не могут объяснить свой выбор решения проблемы, затрудняются выражать свои мысли. Для них характерна слабая организация умственной и познавательной деятельности, низкая волевая регуляция деятельности и самоконтроля. Осмысленное запоминание материала затруднено, поэтому они медленно и не всегда результативно усваивают учебный материал. Среди сверстников ведут себя по-разному: одни замкнуты, другие общительны и раскованы, иногда проявляют агрессивность.

Обучающиеся 5 класса изучают географию по УМК:

  1. Программы общеобразовательных учреждений по географии для 6-9, 10-11 классов линии «Полярная звезда» (Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина) , Москва, Просвещение, 2009г.
  2. Учебник: А.И Алексеев и др. География 5-6 кл. Учебник для общеобразовательных организаций, М: «Просвещение» 2015г.

Методическая разработка урока:

Раздел: Литосфера – твердая оболочка Земли (10 часов)

Тема урока: Земная кора – верхняя часть литосферы (1-ый урок по теме)

Оборудование:

1.Интерактивная доска или ПК, проектор

2. Магнитная доска

2.Картина «Внутреннее строение Земли»

3.Для групповой работы: карточки-инструкции, оценочные листы, листочки на клейкой основе, фломастеры.

4.Фигура Дракона

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа г.Горбатов

Методическая разработка урока

Предмет: география

Класс: 5

Тип урока: усвоение новых знаний

Разработана:

Учителем географии

Забродиной Ларисой Владимировной

2016 г.

Земная кора – верхняя часть литосферы

Цель урока: формирование представлений о внутреннем строении Земли, о различиях строения земной коры на материках и под океанами, о проявлении внутренних и внешних сил Земли, о движении литосферных плит.

Задачи урока :

Образовательные : дать возможность ученикам познакомиться с внутренним строением Земли, с типами земной коры, с проявлением внутренних и внешних сил Земли, с движением литосферных плит и выявлением процессов, сопровождающих взаимодействие литосферных плит.

Воспитательные: формировать научное мировоззрение обучащихся, .

Развивающие: развивать коммуникативные умения работать в группе, умение самостоятельной работы с учебником, умение преобразовывать текст в схему, развивать творческие способности учащихся, умение логически мыслить, анализировать информацию и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Предметные: представление о внутреннем строении Земли, о различиях строения земной коры на материках и под океанами, о проявлении внутренних и внешних сил Земли, понимание следствий движения литосферных плит и их взаимодействие друг с другом.

Универсальные учебные действия:

Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать информацию о типах литосферных плит, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Ход урока:

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Организационный этап

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

1 мин

Актуализация знаний

Ребята, какую тему мы закончили изучать на прошлом уроке?

Что же мы о себе узнали?

Если о себе мы свои знания расширили, то о чем нам далее нужно увеличить свои знания?

В начале учебного года мы говорили о том, что у Земли выделяют внешние оболочки. Кто вспомнит какие?

Отвечают: Человек на Земле.

Предполагаемые ответы:Как люди расселялись по планете?Какие расы и народы на Земле проживают. Вкаких странах и городах люди живут.

Ответ: О нашей планете Земля.

Литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера, географическая оболочка.

3 мин

Постановка цели и задач урока

Отгадайте, какую же из этих оболочек мы начнем изучать сегодня:

  1. Полезная, без нее современная жизнь людей невозможна
  2. Надежная, устойчивая, но во многих местах ее трясет

Твердая, состоит из множества горных пород

Ребята, какова же цель нашего урока?

А для достижения этой цели какие вопросы (задачи) мы должны решить?

Конкретизирует: Цель нашего урока – выяснить, что такое литосфера

Задачи:

1.из каких слоев она состоит

2. что с ней происходит во времени и в пространстве

Ответ: литосфера

Предполагаемые ответы:

Узнать, что такое литосфера

Нужно узнать из чего она состоит.

Что с ней происходит, т.е. изменяется она или нет.

5 мин

Первичная проверка понимания

Как вы думаете: литосфера и земная кора – это разные понятия или одно и то же?

Вернемся к поставленному вопросу.

Везде ли одинакова земная кора?

В чем разница между ними:

Ответ: одно и тоже

Читают п.1.

Ответ: это разные понятия. Земная кора –это самая верхняя часть Земли, а литосфера включает в себя еще и верхнюю часть мантии, которая находится тоже в твердом состоянии.

Ответ: нет. Выделяют 2 типа земной коры: материковую и океаническую

Океаническая тоньше (5-10 км) и состоит из 2-х слоев (осадочного и базальтового). А материковая толще (35-80 км) и состоит из 3-х слоев (осадочного, гранитного и базальтового)

7 мин

Первичное закрепление

А теперь я попрошу вас дополнить схему «Внутреннее строение Земли»

В тетради рисуют схематический рисунок и дополняют его.

3 мин

Физкультминутка

Солнце глянуло в окно,

Время отдохнуть пришло.

Надо всем нам дружно встать.

Раз присесть, достать до пятки.

И плечами покачать.

А затем, как на зарядке,

Прямо и красиво встать.

Руки вытянуть пошире

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Физкультминутка, как зарядка

Выполняют упражнения за учителем

1 мин

Актуализация знаний

Первичное усвоение новых знаний.

Первичная проверка понимания

Первичное закрепление

Первичное усвоение новых знаний

Первичное закрепление

Ребята, как вы думаете, изменяется ли облик нашей планеты? Если да, то приведите примеры.

Что же изменяет облик нашей планеты?

Все силы, изменяющие облик нашей планеты принято делить на внутренние и внешние.

Внутренние силы - это энергия недр Земли, которая проявляется в землетрясениях, извержениях вулканов, источниках горячих вод.

Внешние силы действуют на поверхности Земли. Их действие на земную кору принято называть одним словом – ВЫВЕТРИВАНИЕ.

Сейчас я вам предлагаю поработать в группах. Вместе мы будем сочинять сказку, каждая группа будет писать свою главу. При этом надо использовать п.2 параграфа 20, карточку-инструкцию. (Приложение 2 )Помните, что ваша работа в группе будет оценена старшим по группе) (Приложение 3)

Я начинаю.

В тридевятом царстве на планете Земля жила-была гора. Была она высокая, стройная, с крутыми склонами, острой вершиной. Любила она красоваться на солнышке, блистая шапкой белоснежных ледников и расхваливать себя. Но рядом с нею в глубокой темной пещере жил дракон, которому надоело хвастовство красавицы –горы и решил он ее проучить. Подлетел он незаметно к горе и за действие взялась первая голова дракона –

Физическая

Консультирует учащихся

Вторая голова дракона-Химическая

Органическая

На магнитной доске прикрепляет макет дракона.

Почти совсем уничтожил дракон гору. Стала она низенькой, дряхленькой. Жалко вам, ребята, ее? Если так, то дома нужно придумать счастливый конец этой сказке

(Полная версия сказки см.Приложение 1)

Ребята, вернемся обратно к внутренним силам Земли. Рассмотрим рис.44 на стр 70 учебника.

Что на этом рисунке изображено?

Помогает делать вывод.

Итак, ребята, давайте вспомним поставленную нами на урок цель и задачи. Все ли мы с вами выполнили?

Предполагаемые ответы:

Да. Появляются овраги, разрушаются горы, происходят оползни, обрушиваются берега рек

Ветер, текучая вода, землетрясения, человек и др.

Слушают объяснение учителя

1гр. Выбирают факторы физического выветривания, записывают их на отдельные листочки и сочиняют свою главу сказки

2гр. Выбирают факторы химического выветривания, записывают их на отдельные листочки и сочиняют свою главу сказки

3гр. Выбирают факторы органического выветривания, записывают их на отдельные листочки и сочиняют свою главу сказки

От каждой группы выходит ученик и прикрепляет «у своей головы» дракона листочки с факторами, объясняя «сказочно» их действие

Анализируют рис.44.

Отвечают на вопросы учителя

Литосферные плиты (читают название крупных литосферных плит), места их расхожения, схождения, разломы

Делают вывод:

Литосфера – это не сплошная «корочка» на поверхности Земли, а она разбита на отдельные участки – плиты, которые постоянно медленно передвигаются по пластичному слою верхней мантии.

Анализируют, все ли поставленные задачи были выполнены.

15 мин

5 мин

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Предлагаю вам следующее домашнее задание:

Базовый уровень:

  1. Прочитать параграф 20.
  2. Ответить на вопросы 1-8 после параграфа (Устно)

Повышенный уровень: Придумать счастливый конец сказке.

Записывают домашнее задание в дневник, слушают инструктаж по его выполнению.

3 мин

Рефлексия

Ребята, у каждого из вас на парте лежит 2 смайлика (веселый и грустный) Поднимите, пожалуйста, тот смайлик, который больше всего соответствовал вашему настроению на уроке.

Что вам сегодня особенно понравилось на уроке? Что не понравилось?

Поднимают смайлик.

Высказывают свое мнение об уроке.

2 мин

Методики, применяемые на уроке:

Технология личностно-ориентированного обучения.

Обеспечивает развитие качеств личности, которые помогают человеку занять активную жизненную позицию на основе осознанного целенаправленного саморазвития.

Дифференцированное обучение.

Создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продуктивного обучения тех, кто способен учиться с опережением.

Информационные технологии.

Они позволяют качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения.

Технологии сотрудничества

реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

Игровые педагогические технологии

Педагогическая игра обладает существенным признаком – четкого обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованны в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

Педагогические методы и приемы:

Исследовательский метод обучения - организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путём постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Сущность его обусловлена его функциями. Он организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами науч. познания в процессе деятельности по их поиску, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании.

Создание ситуации успеха - задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.Переживание учеником ситуации успеха:

  • повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
  • стимулирует к высокой результативности труда;
  • корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;
  • развивает инициативность, креативность, активность;
  • поддерживает в классе благоприятный психологический климат

Метод проектов.

Дает возможность учащимся размышлять, сопоставлять различные точки зрения, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.

Приложение 1

Сказка

В тридевятом царстве на планете Земля жила-была гора. Была она высокая, стройная, с крутыми склонами, острой вершиной. Любила она красоваться на солнышке, блистая шапкой белоснежных ледников и расхваливать себя. Но рядом с нею в глубокой темной пещере жил дракон, которому надоело хвастовство красавицы-горы и решил он ее проучить. Подлетел он незаметно к горе, и за действие взялась первая голова дракона – физическая

1гр. Обрушила Физическая голова на гору сильные потоки воды. Вода течет, камень точит, стали крепкие склоны горы размываться. Затем дунула голова сильным ветром на гору, повылетали мелкие частицы, а трещины стали еще глубже. Не унимается физическая голова: то пламенем огненным гору опалит, но мороз сильный на нее напустит. Трещит гора из-за перепада температур, а все свое твердит: «Все равно я самая красивая!»

2гр. Взялась за дело Химическая голова. Она знала, что под влиянием солей и кислот, содержащихся в воде и воздухе, разрушаются горные породы, даже самые прочные. Промыла она «раны» горе слабым раствором кислоты, подышала на нее чистым азотом, но не лучше от этого стало горе, а только хуже, рассыпаться она стала прямо на глазах, но все равно не сдается.

3гр. Самой хитрой была Органическая голова. Она прикинулась добренькой, «пожалела» гору и предложила: «Давай я покрою твои склоны зелеными растениями, чтобы не видны были твои трещины. Множество животных поселю на тебе и тогда тебе не будет скучно.» Поверила гора органической голове, но корни растений, проникая корнями в горные породы, продолжали их разрушать, а животные копытами да рогами царапали гору.

Почти совсем уничтожил дракон гору. Стала она низенькой, дряхленькой. Поняла гора, что зря хвасталась своей красотой и молодостью. Взмолилась она о пощаде, а дракон только рассмеялся и улетел.

(Счастливый конец)

Пожалела гору фея подземного царства. Призвав подземные силы мантии, начала она гору приподнимать, вливая в нее свежие потоки магмы. Гора опять начала расти, расправила плечи, подняла голову навстречу солнцу и засияла как прежде. Только теперь гора не хвасталась своей красотой, а помнила, что где-то рядом живет дракон Выветривание.

Приложение 2.

Карточка – инструкция

1гр. Физическое выветривание

1. Используя текст (стр.69 учебника), среди перечисленных внешних факторов, разрушающих горные породы, выберите те, которые относятся к физическим:

2.Как факторы физического выветривания способствуют разрушению горных пород? (сочинить свою главу к сказке)

3. Написать факторы физического выветривания на отдельных листочках и прикрепить их к соответствующей голове Дракона.

Карточка-инструкция

2гр. Химическое выветривание

1. Используя текст (стр.69 учебника), среди перечисленных внешних факторов, разрушающих горные породы, выберите те, которые относятся к химическим:

Растения, ветер, текучие воды, животные, колебания температур, деятельность человека, соли и кислоты, содержащиеся в воде и воздухе.

2.Как факторы химического выветривания способствуют разрушению горных пород? (сочинить свою главу к сказке)

3. Написать факторы химического выветривания на отдельных листочках и прикрепить их к соответствующей голове Дракона.

Карточка-инструкция

3гр. Органическое выветривание

1. Используя текст (стр.69 учебника), среди перечисленных внешних факторов, разрушающих горные породы, выберите те, которые относятся к органическим:

Растения, ветер, текучие воды, животные, колебания температур, деятельность человека, соли и кислоты, содержащиеся в воде и воздухе.

2.Как факторы органического выветривания способствуют разрушению горных пород? (сочинить свою главу к сказке)

3. Написать факторы органического выветривания на отдельных листочках и прикрепить их к соответствующей голове Дракона.

Приложение 3

Оценивание работы членов группы

Оценка

Критерии оценивания

Предлагает свои идеи,

активно участвует в обсуждении,

дает высказаться другим,

вежлив

Активно участвует в обсуждении

Прислушивается к мнению других

вежлив

Не участвует в обсуждении,

но слушает других,

Выполняет поручение группы

Ничего не предлагает,

ничего не делает,

Внутреннее строение Земли

Типы земной коры

Виды выветривания

Литосферные плиты

Спасибо за работу!


Конспект урока по географии

«Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана»

Выполнила студентка 401 группы

Сахарова А.Н

Преподаватель: Соломина Е.Н

Учитель: Сахарова А.Н

Класс: 6

Цель: Познакомить учащихся с морскими границами. Океанами и морями, омывающие берега России. с моря Северного Ледовитого океана».

Задачи урока:

- образовательные: расширять представления о границах нашей родины; учить пользоваться картой; формировать представление о северной части России.

- коррекционно – развивающие: корригировать и развивать образное мышление и пространственное представление используя работу с картой; корригировать и развивать устную речь, отвечая на вопросы учителя; развивать произвольную образную память путем прослушивания рассказа учителя; развивать произвольное внимание при работе с картой.

- воспитательные: воспитывать правильное поведение на уроке; познавательный интерес к предмету.

Оборудование: стенная физическая карта, контурная карта, атлас, учебник, рабочая тетрадь, проектор и экран, перфокарты, карточки со словами для составления предложения.

Ход урока

I. Организационный момент

- Первый сядет тот, кто назовет любой водоем в нашем городе.

Сядет тот, кто скажет, что больше река или море.

Сядет тот, кто скажет, что больше море или океан.

II. Основная часть .

Актуализация знаний(один у доски показывает/несколько учеников)

Открываем контурные карты, и обводим:

    Границы России;

    Отмечаем Москву и Санкт- Петербург

    Финский залив

    Подписываем Калининград

Сообщение нового материала

1). Работа с физической картой России

А теперь давайте посмотрим на карту и еще раз посмотрим награницы нашего государства. Мы с вами не раз доказывали, что наша страна самая большая страна в мире

А кто назовет мне цвета, которые окружают Россию (зеленый, желтый, коричневый, голубой).

А теперь давайте вспомним, какой цвет,что обозначает:

Зеленый – равнины; голубой - озёра, реки, моря, океаны; жёлтый – возвышенности; коричневый – горы.

А сейчас обратим еще раз внимание на сухопутные границы нашего государства, проходя их, какие цвета затрагивает граница? (перечисляют).

Сухопутные границы России проходят через равнины, возвышенности и горы(вывешивается в виде карточки, и читается хором)

2) Работа с разрезанным предложением (карточки):

Ой, смотрите, ветер подул и перемешал все слова, давайте вы соберете наше предложение заново! (детям даются карточки со словами, на доске образец)

Прочитайте, что у вас получилось?

Еще раз повторим, в какие цвета окрашена территория России?

Мы с вами вспомнили, что желтый цвет – это… возвышенности (хором), зеленый – это… равнины (хором), коричневый – это… горы (хором).

Остался цвет, который обозначает моря и океаны. Правильно – голубой.

А теперь Я расскажу вам о Морских границах (карточка)

Россия имеет длинную морскую границу, и ее территория омывается водами трёх океанов.

Вспомним, что такое океан.

(вывешивается карточка с определением: Океан – это огромное пространство воды, ограниченное материками.)

Давайте вспомним, где север, юг, запад, восток. (карточки напоминалки)

Кто вспомнит название самого большого и самого глубокого океана в мире?

Правильно, это Тихий океан.(вызвать одного ученика показать на карте)

Какие еще океаны вы знаете? (кто вспоминает, тот выходит и показывает)

Покажите на карте, где находится север России? Прочитайте, какой океан омывает Россию с севера. Правильно, Северный Ледовитый – это самый маленький и самый холодный океан на Земле.

Откройте свои тетради, запишите число и тему урока.(тема карточками вывешивается на доску: Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана)

3) Рассказ учителя

На севере берега России омывают моря Северного Ледовитого океана.

Как вам кажется вода здесь теплая или холодная? Почему вы так думаете?

(потому что на севере холодно, и вода покрыта льдом)

Начинается наша морская северная граница в Баренцевом море (Показать местоположение на доске)

Скажите, как вам кажется это море такое же холодное как Северный Ледовитый океан?

Оно, конечно же, теплее, но все равно очень холодное. Здесь уже нет льда. Бо льшая часть моря не замерзает даже зимой, потому что с запада сюда заходит тёплое Северо– Атлантическое течение.(показать на карте)

На побережье Баренцева моря находится город Мурманск (название есть на доске) – важный незамерзающий порт на северо – западе страны.

Ребята, вы когда-нибудь пили чай на улице когда прохладно? он быстро остывал и чтобы он оставался теплым, мы подливаем какую воду?

А если бы мы зимой оставили чай на улице без внимания, чтобы с ним произошло, как вы думаете?

Он бы замерз.

Правильно. Так кто скажет, чтобы не дать жидкости замерзнуть в холодное время года, что нужно делать.

Подливать теплую воду.

Теперь вы поняли, почему большая часть воды в Баренцевом море не замерзает? Потому что даже при очень низкой температуре воздуха зимой в море заходит теплое Северо – Атлантическое течение.

К югу от Баренцева моря расположено Белое море.

Как вы думаете, почему этому морю дали название Белое?

Потому, что с ноября по март, оно покрыто льдами. Давайте посчитаем, сколько месяцев это море покрыто льдом.

Пять месяцев.

А сколько месяцев в году на море нет льда?

Семь месяцев.

К востоку от Баренцева моря расположено Карское море. Оно очень холодное, даже летом здесь бывают снегопады.

Море Лаптевых , Восточно–Сибирское и Чукотское моря, почти всегда покрыты толстым слоем льда (Показать все моря).

Раньше во льдах Северного Ледовитого океана гибло много кораблей. Сейчас путь для кораблей, от Баренцева до Чукотского моря, прочищают большие ледоколы, а морскую дорогу называют Северный морской путь.

Запишите в тетрадях новое слово: Ледокол…(карточка на доске)

Давайте посмотрим, от каких двух слов образуется слово Ледокол?

Лед и кол. Кто увидел, молодец.

Что делает этот большой корабль в морях Северного Ледовитого океана?

Этот корабль колит лед.

Ледокол – большой корабль, который раскалывает лёд.

Правильно ребята, ледокол продавливает лед своим тяжелым весом, и лед раскалывается на мелкие льдины и таким образом корабли идущие за ледоколом могут перевезти груз с одного морского порта в другой.

Допишите определение нового слова.

Физминутка

Закрепление знаний

Кто хочет выйти к доске и записать название города на побережье Баренцева моря, в котором есть незамерзающий порт на северо – западе страны.

Найдите в тесте, из – за чего вода в этом море зимой не замерзает.

Выпишите в свои тетради названия всех морей, о которых мы сегодня говорили. Сколько у вас получилось морей?

Давайте хором прочитаем название морей с доски.

Запомните, все они входят в Северный Ледовитый океан.

Работа с картой

Покажите на карте окраинные моря Северного Ледовитого океана (учащиеся выходят к доске в алфавитном порядке).

III. Заключительная часть:

Подведение итога урока

- С морями, какого океана мы сегодня познакомились?

Какую часть России омывают моря Северного Ледовитого океана?

Сколько морей впадает в Северный Ледовитый океан?

Урок окончен. Молодцы!

    Записать домашнее задание – на к/к отметить моря, которые прошли + прочитать параграф в учебнике

Не знаете, как писать конспект по параграфу? Все не так и сложно.

Любой конспект является кратким изложением параграфа или отдельного раздела. От того, как будет изложено содержание темы, напрямую зависит качество лично ваших знаний и их оценка преподавателям.

Вы думаете, что конспекты на дом задаются от нечего делать? А не тут-то было. Дело в том, что ваш конспект – это словно лакмусовая бумажка, по которой можно определить, насколько вы, как сейчас модно говорить, «в теме». Педагогу будет интересно узнать, что именно вы выписали, какие мысли вы увидели в тексте.

Бывает так, что конспект есть, конспект красивый, но выписал студент не то, что нужно. Поэтому, дорогие студенты, конспектирование – это не только тренаж чистописания, но и в определенной мере средство повышения ваших компетенций, которые, собственно говоря, и делают из студента настоящего специалиста-эксперта.

Главное правило хорошего конспекта

Поэтому, отсюда вытекает правило первое, оно же самое главное – писать мало, но по делу. Текст нужно как бы просеивать на предмет важных мыслей, важные – фиксировать в тетрадку, а побочные – просто принимать к сведению.

Кстати, это правило – универсальное. Его нужно придерживаться и тогда, когда вы сели писать конспект по параграфу, и тогда, когда перед вами большущие кипы книг.

Что еще вам поможет?

Считается, что необходимо не только выделять все требующие того фразы и определения по параграфу, но и попытаться структурировать весь текст в общем, располагая важную информацию в последовательности расставленных заранее приоритетов.

Необходимость конспекта возникает тогда, когда нужно переработать большой объём информации за короткое время. Записи помогают воспроизвести в памяти необходимую и самую важную информацию по изученному параграфу.

Что такое свободный конспект?

Существует так называемый, свободный конспект, который сочетает в себе выписки, цитаты, план и тезисы. Данный тип является самым качественным. С его помощью студент может быстро привести нужный пример и сориентироваться в вопросе, который ему был поставлен.

Плюс свободного изложения материала в том, что можно воссоздать в памяти содержание параграфа даже спустя длительный промежуток времени. Но такой конспект подходит для учебы не всегда, например, для выступления на конференции лучше делать конспект, больше напоминающий план или тезисную форму.

А вот конспект с большими выписками нужен тогда, когда вы перерабатываете литературу по теме реферата, курсовой или дипломной работы. В таком случае, кроме самих выписок обязательно нужно указывать название источников, откуда они взяты, а также желательно на полях ставить и конкретные страницы. Это поможет не только найти цитату позже в книге, но и сделать на нее ссылку в дипломе или в том же реферате.

Как писать конспект по параграфу?

Перед тем как приступить к оформлению конспекта, можно прочесть параграф целиком, дабы понимать содержание текста в целом. Можно, конечно, и работать параллельно – читая и что-то выписывая.

Следует обязательно найти и выделить самые важные моменты, основные мысли, идеи, формулы. Не стоит дословно записывать всё то, что вам говорят или то, что написано в учебнике. Своими словами изложите содержание той или иной статьи. Подберите соответствующие примеры. Можно даже составить таблицу, по которой вам легче будет ориентироваться.

Как только прочтёте информацию, мысленно разбейте её на пункты и по раритетам важности. И вы быстро сможете сориентироваться, как писать конспект по параграфу. Чтобы полностью раскрыть суть изучаемой информации, выделите основные понятия и запишите важные цитаты. В конце конспекта следует написать выводы, привести примеры и факты.

Очень комфортно и практично использовать для написания конспекта самые разные схемы. Они позволяют наглядно показывать нужную информацию. Для этого подбирают материал, чтобы составить схему и выделяют общие понятия. При помощи ключевых фраз и слов раскрывают суть понятия. Рисунки также могут стать подсказкой к содержанию темы. Не забывайте о том, чтобы информация, написанная в конспекте, была легкой для восприятия и имела логическую структуру.

Для зрительного восприятия, применяйте цветные маркеры, фломастеры или пасту. Если есть формулы, понятия, определения лучше всего заключить их в рамки. Использование сокращения, обозначения и разные виды шрифта облегчит конспектирование. Именно так должен выглядеть конспект по параграфу.

Теперь у вас не должно больше возникать вопрос о том, как писать конспект по параграфу. Будьте внимательны, и конспект станет личной энциклопедией всей необходимой и важной информации.

#Sтуденты. Старики-разбойники – видео

Конспект урока географии в 6 классе «Обобщение и систематизация знаний по теме: «Литосфера»

Цель:

Проверить и закрепить знания учащихся по теме: «Литосфера».

Задачи:

    Продолжать развивать умение работать с картой.

    Создать условия для самостоятельного приобретения новых знаний из различных источников информации.

    Создать условия для развития умений организации поисковой и исследовательской работы.

    Создать условия для: развития умений общаться между собой, осознания ценности совместной деятельности.

    Расширить сведения учащихся о земной коре.

    Развивать познавательный интерес к предмету.

    Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: физическая карта полушарий, атласы, раздаточный материал, интерактивная доска, ПК, проектор.

ХОД УРОКА.

I .Орг.момент.

Здравствуйте ребята! Сегодня мы проведем заключительный урок по теме: « Литосфера». Вспомним всё ,что мы проходили и узнаем много нового и интересного!

    Сообщение темы и цели урока .

- На этом уроке мы с вами повторим все, что изучали в теме

« Литосфера» .(см. слайд 1-2 - сообщение темы и цели урока)

    Систематизация знаний уч-ся:

1. Есть на всё в программе мера.

Наша тема «Литосфера»

Завершилась, как не жаль,

И теперь зовёт нас в даль.

Литосфера – оболочка,

Только рано ставить точку:

Знанья о земной коре

Пригодятся детворе

Слайд № 1

Географический диктант

Цель : Проверка географической номенклатуры по данной теме.

    Оболочка, состоящая из земной коры и части верхней мантии.

2.Высокочувствительный прибор, фиксирующий колебания земной коры.

3.Конусообразная, куполовидная или иной формы гора с углублением на вершине, через которое происходит извержение магмы.

4.Место на земной поверхности, находящееся над очагом землетрясения.

5.Магма, излившаяся на поверхность земли.

6.Горячие источники, периодически действующие в виде фонтанов.

7.Части земной поверхности с сильно расчленённым рельефом и высоко поднятые над равниной.

8.Части земной поверхности с различием относительных высот не более 200 м.

Слайд № 2

Учитель:

Все готовы отвечать?

Ну с чего бы нам начать?

Объясните для примера,

Что такое литосфера?

Ученики : Литосфера – это оболочка, состоящая из земной коры и части верхней мантии.

Учитель : Каково внутренне строение Земли.

Ученики : Ядро, мантия, земная кора.

Слайд № 3

Слайд № 4

Учитель:

Чем сложена литосфера? Назовите основные группы горных пород

Ученики:

Учитель: Открываем рабочие тетради и записываем число, классная работа. Выполняем задание № 1 в карточке.

Слайд № 5

Учитель:

Выделите из указанных пород магматические, осадочные и метаморфические

Гранит, глина, известняк, базальт, песок, нефть, гнейс, пемза, каменный уголь, мрамор, каменная соль, гипс, кварцит

Учитель: Проверяем

Слайд № 8-10

Ученики:

Магматические Осадочные Метаморфические

гранит глина гнейс

базальт известняк мрамор

пемза песок кварцит

нефть

кам. уголь

кам. соль

гипс

Учитель:

Какие основные формы рельефа выделяют на суше?

III .ФИЗМИНУТКА:

Нарисовать глазами горы, равнины, овраг.

Нарисовать двумя руками виды рельефа (горы низкие, средние и

высокие, равнины, холмы, овраги)

Слайд № 8

Учитель:

С давних пор привыкли горы

О высотах вести споры.

Трудно, дети, или просто

Вам расставить их по росту?

Назовите принцип деления гор по высоте

Слайд № 9

Ученики:


От 2000 м и более

Средние

от 1000 м до 2000 м

Низкие

до 1000 м

Слайд № 10

Учитель: Назовите и покажите на карте:

    самые высокие горы на Земле

    самые высокие горы в России

    самые длинные горы на Земле

    самые длинные горы в России

Ученики:

    Гималаи – вершина г.Эверест

    Кавказские – вершина Эльбрус

    Анды – вершина Аконкагуа

    Уральские – вершина Народная

Слайд № 11

Учитель:

А теперь друзья сравним

По высотам вид равнин.


Слайд № 12

Ученики:

По абсолютной высоте выделяют три группы равнин:

    Низменность (0-200м)

    Возвышенность (200-500м)

    Плоскогорье (500-1000м)

Слайд № 13

Учитель:

Определите каким цветом
на физической карте показаны равнины:

Ученики:

Западно – Сибирская равнина

(зеленый цвет)

Среднерусская возвышенность

(жёлтый цвет)

Среднесибирское плоскогорье

(оранжевый цвет)

Слайд № 14

Учитель:

Определите равнину:

По своей высоте относится к низменностям. Расположена на севере материка Евразия между 52* и 73* с.ш., а также 61* и 88* в.д.

На севере омывается водами Карского моря, на востоке протекает река Енисей, на юге располагается Казахский мелкосопочник, на западе – Уральские горы.

Ученики : Западно – Сибирская равнина

Слайд № 15

Учитель:

Я даю координаты.

Поищите-ка ребята,

На каких материках

Гор вершины в облаках

3* ю.ш., 38* в.д.

29* с.ш., 87* в.д.

62* с.ш., 150* з.д.

31* ю.ш., 70* з.д.

Ученики:

Г. Килиманджаро (Африка)

Г. Эверест (Евразия)

Г. Мак-Кинли (Северная Америка)

Г. Аконкагуа (Южная Америка)

Слайд № 16-17

Учитель:

А теперь словарь по теме.

Чтоб сберечь урока время,

Я читаю вам куплеты,

Вы пишите лишь ответы.

От дождей, текучих вод

Он растёт из года в год.

Он полей равнинных враг,

Как зовут его?

Ученики : Овраг

Чтоб узнать глубины вод

Что применим?

Ученики : Эхолот

Взлетают пыль и кучи пепла,

В земле бушует бог Огня.

Какие горы Этна? Гекла?

Ещё вопрос вам от меня.

Ученики: Вулканы

Бьёт источника фонтан,

Струя до поднебесья.

В соседях с ним живёт вулкан,

Фонтан вам тот известен.

Ученики: гейзер

Слайд № 19-22

Учитель: А теперь работа с интерактивной доской (задание см.Приложение)

Я слова читаю вам,

Вы прислушайтесь к словам.

Может, лишние попали?

Докажите, как узнали.

Ученики:

    Ядро, мантия, впадина, земная кора

    Очаг, сейсмические волны, эпицентр, кратер

    Кратер, лава, мантия, жерло

    Глина, гранит, известняк, песок