Придуманные сказки про животных. Как придумать короткую сказку про животных? Сказка «Возвращение Колобка домой»

Организация: ГОУ ЛНР «Селезневская школа №18»

Населенный пункт: ЛНР, Перевальский район, п. Селезневка

Урок – проект

по литературному чтению

«Сочиняем волшебную сказку»

3 класс

Разработала:

Лысенко Наталья Витальевна,

учитель начальных классов

ГОУ ЛНР

«Селезневская школа №18»,

специалист ІІ категории

2017г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Урок – проект «Сочиняем волшебную сказку» ………………………3

2. Список используемой литературы……………………………………..10

3. Приложения………………………………………………………………11

Урок – проект «Сочиняем волшебную сказку»

по теме «Устное народное творчество»

Урок разработан по программе «Школа России», учебник «Литературное чтение» 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений в комплексе с аудиоприл. на электрон. носителе. В 2ч./[Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.] – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013.

Цель: обобщить знания об устном народном творчестве, развивать речь, артистизм, творческие способности и воображение, умение работать самостоятельно, в парах, группах, прививать привить любовь к чтению, воспитывать чувство ответственности.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;

Знакомство с культурно-историческим наследием, общечеловеческими ценностями;

Высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Метапредметные результаты:

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

Освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

Развитие умения определять наиболее эффективные способы достижения результата;

Развитие навыков использования различных способов поиска учебной информации.

Предметные результаты:

Формирование необходимого уровня читательской компетентности;

Овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

Выработка умения самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану; декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.

Оборудование: компьютер, презентация, карточки с заданиями для групп, выставка рисунков, книг, театральные костюмы, мр3 записи.

План урока

1. Организационный момент

2. Мотивация к учебной деятельности

3. Создание продукта проектной деятельности

4. Презентация продукта проектной деятельности

5. Физкультурная минутка

6. Оценивание результата по критериям

7. Рефлексия

8. Домашнее задание

Ход урока

I . Организационный момент

Много жанров есть на свете: басни, повести, рассказ,

Но с рожденья любят дети волшебство и мир прикрас.

Что наш маленький народ в мир волшебный унесет?

Полный смеха, света, краски, а зовется чудо – сказки!

Звучит песня «В мире много сказок» (запись мр3) http://muz-color.ru/

II . Мотивация к учебной деятельности

Действительно сказок очень много. Мир детства начинается с мира сказок. Давайте вспомним, какие жанры устного народного творчества мы уже знаем? (Потешка, загадка, пословица, поговорка, прибаутки, песни, былины, сказки, легенды).

Когда мы начали изучать раздел устного народного творчества, мы начали работать над созданием проекта «Волшебная сказка». И сегодня мы подошли к финалу нашего проекта – защите и презентации своих работ.

Давайте вспомним, какие цели и задачи мы тогда поставили перед собой, а в конце урока выясним, удалось ли нам их достигнуть. (Приложение 1 Презентация) (Слайд 2,3,4).

Цели : способствовать повышению интереса к чтению, развитию творческих и познавательных способностей через сказки, изучить жанры устного народного творчества и научить различать их, определять особенности волшебной сказки, узнать о народных промыслах нашего края.

Задачи: сформировать умение добывать знания, извлекать информацию, сочинить сказки, рисовать к ним рисунки; сделать книжки – самоделки, подготовить выставку рисунков, выставку изделий народных промыслов.

Этапы работы над проектом

1.Выбор темы проекта.

2. Распределение на творческие группы.

3. Коррекционная работа групп и учителя с привлечением родителей.

4. Презентация готового продукта.

5. Защита проекта.

Состав творческих групп и их задания

1 группа «Сказочники» - сочинить волшебную сказку

2 группа «Художники – оформители» - нарисовать рисунки к сказкам

3 группа «Критики» - оценить правильность выполнения заданий группами

4 группа – «Актеры» - сыграть в театре сказок.

III . Создание продукта проектной деятельности

Перед тем, как мы перейдем к презентациям ваших работ, я хочу провести с вами игру «Вопрос – ответ». Правила игры такие: каждая группа получает карточку с заданиями, ознакомившись с заданием, вы должны задать 1 вопрос другой группе, но вы заранее должны знать на него ответ. За правильный ответ группа получает дополнительный балл. Командиры групп получите задания. (Слайд 5) Идет игра. (Приложение 2)

IV . Презентация продукта проектной деятельности

Спасибо вам за игру. Сейчас группа критиков получает оценочные листы, куда будет вносить результаты и замечания по выступлениям групп. Хочу заметить, что в группу критиков вошли ребята, которые знают все тонкости устного народного творчества. А работу критиков буду оценивать я и родители. (Приложение 3)

Изучая раздел «Устное народное творчество», мы познакомились с народными промыслами – это посуда «Гжель», Дымковская игрушка, Богородская резная игрушка, Хохлома. Народное декоративное искусство - это богатый, гармоничный мир, в котором отражена историческая практика познания и освоение окружающей деятельности, общественный порядок и быт. В народном творчестве проявляется сложный мир человеческих чувств и переживаний, отражается будущее. Группа критиков тоже, как и вы, ребята, выполняла задание, работая над проектом. Они узнавали у родителей, бабушек, жителе й нашего поселка, каким видом творчества занимались и занимаются в настоящее время жители нашего Луганского края, нашего поселка. Они подготовили сообщение и выставку работ народных промыслов. Давайте их послушаем.

(Ребята в своем сообщении рассказывают истории народных промыслов, которыми занимались в нашем крае: вышивка, народная игрушка, декоративная роспись, деревообрабатывающий промысел).

В настоящее время жители нашего поселка занимаются такими видами творчества: вышивка, плетение из лозы, народная игрушка. Предоставлены фото. Приложение 6).

Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Так что же такое сказка? А волшебная сказка? С чего начинается сказка? На все эти вопросы нам ответят ребята группы «Сказочников». Работая над проектом, они много потрудились, чтобы сказка стала волшебной, чтобы вы, ребята, смогли ее услышать и имели возможность прочитать.

  • С помощью сказки можно верить и воплощать в реальность волшебство и чудеса, сказка может стать заветной волшебной палочкой в руках заботливой мамы. Каждая мама в душе – настоящая и самая лучшая в мире.

Для того, чтобы родилась своя сказка, нужно немного вдохновения и воображения, желания и времени!

Ребята, а вы знаете, как создаются книги со сказками? Хотите узнать? Об этом нам расскажут ребята творческой группы сказочников.

Презентация книг - проектов «Волшебная сказка». (Слайд 6)

Ученики рассказывают, из чего состоит книга, из каких частей должна состоять сказка, как они сочиняли сказку.

Спасибо, ребята, вы молодцы! Я надеюсь, группа критиков правильно и справедливо оценила вашу работу и готова огласить свою оценку группе сказочников.

V . Физкультурная минутка (Приложение 4)

Ребята, мы с вами увидели, какие яркие и красочные рисунки сопровождали сказку. И как сказали ребята – сказочники, чтобы придумать сказку, надо ее представить, нарисовать. Этим заданием занималась наша вторая группа художников. Сейчас ребята этой группы приступают к защите своих работ, а группа критиков снова оценивает работу по оценочным листам. (Слайд7) Ученики у доски представляют свои рисунки.

Молодцы, ребята, отлично справились с работой. Сказочники сочинили сказку.

Художники нарисовали к ней рисунки, осталось дело за актерами, которые помогут нам оживить сказку. Изучая раздел устного народного творчества, а именно народные сказки, мы давали характеристики героев сказок, положительных и отрицательных. Назовите положительных героев сказок, которые мы изучали.(Сестрица Аленушка, братец Иванушка, царь, волк, Иван Царевич). А теперь назовите отрицательных героев сказок (ведьма, братья Ивана Царевича). Как сложно, наверное, иногда приходится актерам играть роли разных героев, плохих и хороших, злых и добрых.

Мы часто в жизни играем какие-то роли. Это роль ученика в школе или роль послушного ребенка дома, или, наоборот, вредного и непослушного ребенка, плаксу, жадину, ябеду, драчуна. Видите, как в сказке роли разделились на положительные и отрицательные? Но все дети хотят играть роль только положительных героев. И это не случайно. Ведь сказка учит всему хорошему, доброму. И мы, читая сказку, стремимся быть похожими на положительных сказочных героев. Как выглядят герои сказок? Во что одеты? Как ведут себя?....

Этим заданием занималась наша группа актерского мастерства. Задание для группы актеров – изобразить нам сказочных героев. 1 пара – царя и Елену Прекрасную;

2 пара – дед и баба;

3 пара – волк и лиса;

4 пара – поросенок и баба яга.

Ученики уходят за ширму, где из предложенных костюмов подбирают себе подходящий костюм по заданию. (Слайд8).

VI . Оценивание результата по критериям

Слово предоставляется группе критиков. Ребята, а вы согласны с критиками?

(ответы детей - да, нет и почему).

Дети, вы все молодцы. Все справились с заданием. У вас все получилось.

VII . Рефлексия

В заключение нашего проекта я бы хотела взять у вас интервью. Ответьте на вопросы.

Вам понравился проект «Волшебная сказка»?

Что бы вы изменили или сделали по-другому в работе проекта?

Для чего мы с вами создавали этот проект?

Заканчивая наш урок, я предлагаю прослушать песню «Сказка гуляет по свету», возможно, ваша сказка еще где-то гуляет по свету.

Спасибо за урок! (Приложение 5)

Список ИСПОЛЬЗОВАННОЙ литературы

Методические и учебные пособия:

  1. Литературное чтение 3 класс. Часть 1. Составители: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий.

2.Проектная деятельность в начальной школе/авт.-сост. М.К Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.

3.Цирулик Н.А. Работаем по методу проектов // Практика образования. 2006. № 4.

Список литературы:

  1. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
  2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
  3. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6.
  4. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач. школа. – 2005. - №9.
  5. Калугин М.А. После уроков: кроссворды, викторины, головоломки. – Ярославль, 1997. 6.
  6. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.

Интернет ресурсы:

  1. https://infourok.ru/
  2. http://uchitelya.com/literatura/3
  3. https://koncpekt.ru/
  4. https://www.youtube.com/watch?v=ZCuRbT6MGU0

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

1 группа «Сказочники»

1. Что обозначает слово фольклор ?

2. Мастера какого народного промысла расписывали деревянную посуду?

3.К какой группе сказок относится сказка «Сивка-бурка»?

4. Укажи концовку сказок.

 1) жил-был…

 3) стали они жить-поживать и добра наживать

4) и жили они долго и счастливо.

2 группа «Художники»

1. Что такое потешка?

2. Есть ли конец у докучной сказки?

3. Какие вы знаете виды сказок?

4. Какое число, чаще всего встречается в сказках?

3 группа «Критики»

1. В каком народном промысле для росписи используют синие и белые цвета?

2. К какой группе сказок относится сказка «Иван-царевич и серый волк»?

3. Что обозначает слово наутёк

4. Укажи зачин сказок.

 1) жил-был…

 2) за тридевять земель, в тридевятом царстве…

Волшебство и фантазии привлекают детей и взрослых. Мир сказок способен отразить реальную и воображаемую жизнь. Малыши с радостью ждут новую сказку, рисуют главных персонажей, включают их в свои игры. Придуманные сказки про животных, которые говорят и ведут себя как люди, - излюбленная тема для детей. Как самостоятельно сочинить сказку? Как сделать ее интересной и увлекательной?

Зачем нужны сказки?

Примерно с двух лет дети начинают интересоваться сказками. Они внимательно слушают волшебные истории, которые им рассказывают взрослые. С удовольствием разглядывают яркие картинки. Повторяют слова и целые предложения из понравившихся сказок.

Психологи утверждают, что такие волшебные истории помогают ребенку понять окружающий мир, взаимоотношения между людьми. Красочные образы героев побуждают детей к размышлениям. На примере малыши учатся различать элементарные понятия добра и зла. Недаром большой популярностью пользуется такое направление в психологии, как сказкотерапия. С ее помощью осуществляется развитие, коррекция личности ребенка.

Нравятся детям. Волшебные истории о зверятах, наделенных человеческими чертами характера, помогают понять систему взаимоотношений.

Сказки о животных

Реалистичные черты поведения животных и интересный сюжет увлекают детей в волшебный мир. Со временем сложились характеристики, которые стали присущи определенному зверю. Добрый и сильный медведь, хитрая лиса, простоватый и трусливый заяц. Очеловечивание животных придало им индивидуальные черты, которые легко запоминаются и узнаются детьми.

Придумать волшебную сказку про животных достаточно легко. Необходимо выбрать основного персонажа и несколько эпизодов, которые с ним приключились.

Дети с 5-6 лет могут самостоятельно сочинять сказки. На перовом этапе им помогает взрослый. Постепенно ребенок сам начинает выбирать главного героя и ситуации, случившиеся с ним.

Детские придуманные сказки про животных

Волшебные истории, придуманные детьми, отражают их действительность или переживания. Поэтому следует внимательно вслушиваться в сказки, которые дети придумывают самостоятельно, чтобы понять чувства ребенка.

«Один маленький зайчик жил в лесу со своей мамой. Он очень боялся, когда мама уходила на работу. Зайчик оставался дома один и начинал переживать за свою маму. Вдруг ее встретит в лесу серый волк? Вдруг она упадет в большую яму? Зайчик смотрел в окно и боялся, что однажды мама не вернется. Но мама-зайчиха всегда возвращалась домой. Она не могла бросить своего маленького сыночка. Зайчиха приносила вкусную морковку и читала перед сном зайчику сказку».

С возрастом дети начинают абстрагироваться от выбранных персонажей. Они отделяют волшебную историю от реальной жизни. Сказки, придуманные детьми про животных, отличаются непосредственность и искренностью.

«Жил-был маленький слон. Он был очень маленький, как муравей или божья коровка. Все смеялись над маленьким слоном, потому что он всех боялся. Пролетает над ним птица - маленький слон прячется под лист. Пробегает семья ежей, топая ногами, - маленький слон забирается в цветок и прячется. Но однажды, сидя в тюльпане, слон заметил красивую фею. Он рассказал ей, что хочет стать большим, как настоящий слон. Тогда фея затрепетала волшебными крыльями, и слон начал расти. Он стал таким большим, что перестал бояться, а начал всех защищать».

Сказки, придуманные детьми про животных, можно продолжить новым сюжетом. Если ребенку нравится персонаж, то можно сочинить несколько новых историй, случившихся с ним.

Возрастные усложнения для сказок

Сказка помогает развить эмоциональную сферу ребенка. Он учится сопереживать героям. Особенно нравятся детям сказки, придуманные родителями. Можно дать задание ребенку, придумать начало сказки, а продолжение сочиняет взрослый.

Для самых маленьких придуманные сказки про животных не должны содержать злых персонажей или страшных сюжетов. Это может быть сказка-путешествие о том, как герой шел и повстречал разных зверей. Малыши с удовольствием подражают голосам и движениям лесных (домашних) животных.

К 5 годам дети понимают, что такое волшебство. Им нравятся нереальные сказочные истории про заколдованных лисичек или волшебных попугайчиков. В этом возрасте можно добавить неприятного персонажа, который будет вредничать. Обязательно в конце сказки надо помирить всех животных. Такой финал помогает развить у детей доброту, отзывчивость.

В придуманные сказки про животных могут содержать сложные различных по характеру персонажей, элементы волшебства. Часто дети просят рассказать страшную сказку - это помогает им в преодолении собственных страхов, развивает фантазию и воображение.

Как придумать маленькую сказку о животных?

В школе или детском саду иногда дают домашнее задание детям - придумать сказку. С этой проблемой ребенок обращается к родителям. Не все взрослые могут быстро сочинить волшебную историю. Они обращаются к знакомым и друзьям с такой просьбой: «Помогите придумать сказку о животных!»

Чтобы сочинить историю, достаточно сделать несколько шагов.

Шаг 1. Выбрать главного героя. Можно придумать ему имя, наделить индивидуальными чертами характера или внешности.

Шаг 2. Определиться с местом действия. Если главный герой - домашнее животное, то и проживать он должен на скотном дворе или в доме. обитает в лесу, имеет свою нору (берлогу). Можно вкратце описать его будни.

Шаг 3. Происходит конфликт или разворачивается определенная ситуация. Герой во время кульминации сказки попадает в непривычные условия. Он может встретиться с другим персонажем, отправиться в путешествие или гости, найти что-либо необычное на своем пути. Именно здесь, в непривычной ситуации, проявляются ярче черты характера Он может измениться к лучшему, если был злым. Или прийти на помощь, если изначально был положительным героем.

Шаг 4. Завершение сказки - подведение итогов. Герой возвращается в привычное состояние, но уже другим. Если был конфликт, персонаж осознал, помирился, подружился с другими животными. Если ездил в путешествие, узнал правила движения, побывал в разных странах, привез подарки для друзей. Если происходило волшебство, то стоит описать, как оно повлияло на героя или окружающий мир.

Придумать короткую сказку про животных можно вместе с ребенком. А после попросить малыша нарисовать героев или слепить их из пластилина. Такое напоминание о совместном творчестве будет радовать ребенка и взрослого. При сочинении сказок следует придерживаться простых правил.

  • История должна соответствовать возрасту ребенка, следует избегать непонятных ситуаций.
  • Рассказывать сказку эмоционально, с выражением, побуждая к этому ребенка.
  • Следить за интересом малыша. Если ему скучно, можно по-другому развить сюжет или вместе придумать продолжение.
  • Можно вместе с ребенком выбрать персонаж, каждый день сочиняя разные истории о нем.
  • Если в сказку добавить диалоги, то одного персонажа может озвучивать взрослый, а другого - ребенок.
  • Завести альбом или книжку, куда записывать сказки, рисовать картинки вместе с ребенком.

Жили- были в одном стручке фасоли - дружная семья Фасолевых: папа, мама и три дочки. Девочки были красивыми и гладкими. Платья – кожурки, на них были модными, в розовых разводах и пятнышках. Папа с мамой очень любили своих деток. Не обижали, берегли. Мама, каждый день, напоминала, что надо держаться всем вместе. Дочки же хотели как можно скорее выбраться из своего домика.

Ежедневно они старались приоткрыть стручок все шире и шире. И увидеть все, что вокруг. Кто «живет» - растет рядом. И вот, однажды, когда только прошел дождик, домик затрещал и треснул, выпустив на свободу всю семью Фасолевых. Мама и папа упали вниз, к корню кустика растения. Старшую дочку во время падения, на лету, подхватила любопытная ворона. Средняя, порывом ветра, была заброшена на соседнюю грядку.

Младшая оказалась в корзине с собранными яблоками. Родители, конечно, погоревали о своих девочках, но делать было нечего. На следующий год мама и папа, и средняя дочка проросли на соседних грядках и увиделись. Старшую дочку - фасолину, ворона спрятала у себя в гнезде, и больше никто о ней не слышал. А младшую, принеся домой в корзине, поместили в вазу с красивыми бусами и пуговицами, где она жила долго и счастливо.

Короткая волшебная сказка собственного сочинения 5 класс (зимняя).

Была зима. Медленно падал снег. Вышел Ваня погулять. Посмотрел по сторонам. Никого из его друзей было не видно. Чем бы заняться? Решил слепить снеговика. Снег, как раз был подходящий, чуть влажный. Слепил большой шар. На него воздвиг белый шарик, поменьше. Тяжело было Ване, но он старался и лепил.

Голова-шар уже тоже была готова. «Что бы надеть ему на голову?»- подумал мальчик. Огляделся вокруг, и увидел, вдалеке старое ведро. Вставил глаза и нарисовал рот. Хороший получился снеговик. Ваня повернулся и хотел пойти домой. И вдруг услышал, что его тихонько кто-то зовет: «Вань, а Вань!» Он огляделся: посмотрел направо и налево. Никого не увидел. А голос повторил: «Вань, а Вань!»

«Вы кто? Где вы?»- спросил Ваня.
-Я – снеговик.
-Снеговик? А разве вы умеете говорить? - удивился Ваня.
-Умею. Давай со мной дружить.
-Дружить? А как?
- Будем вместе гулять и разговаривать.
-Я согласен, - сказал Ваня.

С тех пор мальчик старался быстрее сделать уроки и выйти во двор к своему « снежному» другу. Вместе им было весело. Они играли в снежки, рассматривали снежинки и сосульки. Вот только скоро наступит весна и снеговику надо будет уйти в страну « Вечной зимы». Ваня будет ждать его прихода в следующем году.

Сказка собственного сочинения про животных 2 класс

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были курочка-несушка, дед и баб. Да припеваючи себе жила. Хозяева, седой старик с густой бородой, да старуха в платке, любили свою единственную кормилицу. Кормили, построили для нее просторный хлев, да вот напасть какая приключилась. Однажды, когда все в доме спали, прокралась в дом к старикам хитрая лиса. Давно она наблюдала за это курицей, выжидала нужного момента, и вот, он настал.

Глядит лиса по сторонам, нет никого. Брык и как прыгнет через забор, да только не получилось у нее ничего. Забор то, высокий был, не подойдешь. Решила тогда она на следующее утро прийти.

Просыпаются баба с дедом, да видят забор-то, поцарапан, тогда-то они и догадались, что лиса к ним повадилась, за несушкой единственной. Поставили ловушки и спать легли.

Наступила ночь. Лиса тут как тут. Смотрит, а кругом капканы, ловушки. Быстро она смекнула, что делать-то надо. Разрыла под забором лаз и пролезла, да только за забором колючки ее поджидали. Завизжала лиса, да и обратно в лес убежала.

На следующее утро заметили ров старики и решили в эту ночь караулить хитрую лису, курицу-несушку надежнее спрятать.

Взошла луна, лиса сразу в дом, прокралась, да в хлев скорей, там-то ее дед и баба поджидали. Убили они лису, чтоб другим не повадно было.

Детские мини сказки для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 класса

Сейчас читают:

    Что такое любовь к Родине? Скорее всего это воспоминания о том какой была Родина на протяжение нескольких столетий. Но родину нужно ни только, любить, но и еще ценить, уважать, понимать.

  • В чем секрет обаяния Наташи Ростовой сочинение

    Все знакомы с творчеством всем известного писателя Льва Николаевича Толстого и его одно из самых лучший произведение « Война и мир». В этом романе он описывает историю многих героев, и каждая близка по душу, читая произведение читатель

  • Сочинения по картинам

    В разделе собраны сочинения по картинам известных художников

  • Образ Воланда в романе Мастер и Маргарита с цитатами

    Одной из важнейших фигур является Воланд - властитель ада. Сотканный из противоречий образ, создает необъятную основу

  • Сочинение по картине Айвазовского Девятый вал (9 вал) 7 класс

    Академик живописи Иван Константинович Айвазовский, почти всю жизнь прожил на берегах Черного моря, в любимой им Феодосии. Ежедневно гуляя по набережной городка, художник общался с моряками больших и маленьких судов стоящих на рейде.

  • Образ и Характеристика Правдина в комедии Недоросль Фонвизина сочинение

    Комедия Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» выполнена в основных традициях классицизма, поэтому в нем присутствует четкое деление персонажей на отрицательных и положительных. Все они статичны, т.е. наделены определенными чертами характера

Предмет: Литературное чтение

Выполнила: Новоковская Светлана

Учитель: Радченкова Тамара Ивановна

План работы над проектом:

    Выделить отличия волшебной сказки от других видов сказок.

    Узнать, с помощью чего можно сочинить волшебную сказку.

    Создать памятку «Уроки волшебства или как сочинить свою сказку».

    Сочинить волшебную сказку.

    Презентовать свой проект.

В мире много сказок, их с интересом читают и взрослые, и дети. Известно, что сказка – это жанр литературного творчества. В толковом словаре русского языка (Ожегов С., Шведова Н.) сказано, что «сказка – это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил»

Признаки волшебных сказок:

    особая композиция;

    троекратное повторение;

    положительные и отрицательные герои;

    сверхъестественные силы, помощники, магические предметы;

    чудесные превращения;

    добро побеждает зло

Композиция сказки.

Сказка строится по своим законам, у нее есть особые элементы, без которых она не будет настоящей, благодаря которым она сохраняют одну из своих важных особенностей – напевность.

Присказка нужна для того, чтобы подготовить к слушанию сказки, заинтересовать ею. Как и былинный запев, она - необязательная часть волшебной сказки.

Зачин в сказке нужен для того, чтобы сделать ее начало более интересным и загадочным: “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь...”; «За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жил-был…».

Завязка – это начало событий.

Развитие сюжета - это поиск потерянного или недостающего.

Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой (или отгадывают трудные задачи) и всегда побеждают её.

Развязка - это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» - то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.

Концовка нужна для того, чтобы ограничить вымышленный мир сказок от реальной жизни и вернуть слушателя к действительности. Например: «Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», «Вот вам сказка, а мне бубликов связка», «Стали жить-поживать – добра наживать».

В сказках есть борьба добра со злом, а значит, без злодеев в них не обойтись.

Поступки, которые герои совершают в сказках всегда одинакова. Таким образом, можно сделать вывод, что волшебные сказки похожи друг на друга. Именно в народных сказках сохраняются все функции, и соблюдается схема. В авторских, литературных сказках этого может не быть.

При сочинении собственной сказки можно использовать все функции, а можно часть из них опустить. Главное – попасть из точки "жили-были" в точку "счастливый конец".

Итак, можно сделать вывод, что, опираясь на схему, можно самостоятельно сочинить волшебную сказку

Вывод: таким образом, я выяснила, что я читаю волшебные сказки, знаю ее героев, и могу наделить волшебными свойствами обыкновенные предметы, понимаю, что в сказках добро всегда побеждает зло. Но при этом у меня возникают трудности с сочинением собственной сказки, так как недостаточно знаний о ее особенностях.

Совместно с классным руководителем я создала памятку «Уроки волшебства или как сочинить свою сказку».

ПАМЯТКА

Функция волшебной сказки

Пример

Зачин, создание сказочного пространства

"Давным-давно", "жили-были", "в тридесятом царстве"

Особое обстоятельство

"Солнце исчезло с небосклона", "дожди перестали лить, и наступила засуха"

"Не открывай оконца", "не отлучайся со двора", "не пей водицы"

Нарушение запрета

Персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют

Герой покидает дом

При этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, например, с благословения родителей разыскивать сестренку

Появление друга-помощника

Серый волк, кот в сапогах

Волшебные предметы

Ковер-самолет, меч-кладенец, скатерть-самобранка и т.п.

Враг начинает действовать

Змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко

Даритель испытывает героя

Новый персонаж – волшебник, гном, старушка

Герой выдерживает испытание

Справляется со всеми испытаниями

Получение волшебного средства

Оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем

Герой вступает в битву с врагом

Это может быть открытый бой - со Змеем Горынычем…

Враг повержен

Врага не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости

Герой возвращается домой

На ковре-самолете….

Счастливый конец

Пир на весь мир, свадьба, полцарства в придачу

Работая над проектом, я читала волшебные сказки и убедилась, что они отличаются от других

сказок благодаря волшебным предметам, чудесам и особому построению сюжета.

Сказку можно сочинить самому, зная ее особенности. Работа над проектом помогла мне научиться превращать обыкновенные истории в настоящие волшебные сказки: где есть добро и зло, помощники и волшебные предметы, препятствия и трудные испытания.

И я сочинила собственную волшебную сказку.


Жили-были дед да баба. Деда звали Фома, а бабку – Феня. Как-то раз дед спрашивает у бабки:

Надоело мне, бабка, на печи лежать, да есть калачи. Давай-ка я лучше пойду да рыбы половлю.

Сходи, милок, сходи, - отвечает бабка.

Пошёл дед на реку. Дорога через лес вела, да и заплутал старик. Вдруг на пути у него вырос огромный Дуб. Видит дед, что Дуб этот непростой, он показывает ему дорогу: «Направо пойдёшь – богатство найдёшь», «Налево свернёшь – молодость обретёшь», «А прямо пойдёшь – Колобка найдёшь».

Пошёл старик прямо, видит- избушка на курьих ножках стоит. И слышит старик, как Баба Яга припевает: «Колобок,

Колобок, Колобочек». Испугался дед, что его Баба Яга заколдует и убежал домой к своей бабке.

Феня, знаешь, кого я видел, - говорит дед, - Бабу Ягу! А у неё Колобок наш! Не поверила бабка деду да как закричит:

Ты, что старый пень, Бабок Ёжек ведь не существует!

Существуют, - отвечает Фома.

А ты докажи: принесёшь мне Колобка, тогда поверю, - говорит бабка. Делать нечего, отправился дед в лес за Колобком. Идёт по лесу, озирается и вдруг пред ним опять Дуб встал. Дед и спрашивает у Дуба, как ему найти дорогу к Колобку. А Дуб отвечает:

Помог я тебе найти Колобка, дорогу указал, а ты струсил. Теперь сам ищи его. Шёл – шёл дед, но так и не встретился с Колобком.

А тем временем Колобок убежал от Бабы Яги. Катился себе по дорожке, пока ему не повстречался Волк. Волк и разговаривать с колобком не стал, схватил его и направился в чащу леса. Долго ли коротко ли бродил дед по лесу, потерял всякую надежду найти Колобка и решил домой воротиться. Но тут из кустов показался Волк. Дед сначала очень испугался, но увидев Колобка в лапах Волка – решил спасти его непременно.

А ну-ка, Волчище, отдавай мне Колобка! – попросил дед.

Нет, не отдам, - сопротивлялся Волчок.

Отдай, честью прошу, и ступай с миром! - не успокаивался дед. А Волк был не приклонен. Зубы оскалил. - Не отдам!

И тут деду на помощь опять пришёл Дуб. У старика в руках оказалась дубовая палка. Дед расхрабрился, замахнулся на Волка дубовой палкой, у Волка искры с глаз посыпались, зубы от страха застучали… Серый испугался и убежал. А дед взял Колобка и довольный пошёл домой. Дома деда встретила бабка. Она очень обрадовалась находке деда, обняла Колобка и на радостях поцеловала его. Так и стали жить втроём: дед Фома, бабка Феня и Колобок.

Доброго времени суток, дорогие читатели !

Сказки я любила всегда, причем не только слушать, но и сочинять. Почему я решила написать именно о том, как самому придумать сказку? Во-первых, как я уже сказала, я занимаюсь этим давно, и мне это безумно нравится! Почему даю советы? Я не много сказок отправила в свет, так сказать, но как минимум две из них, находили отклик в сердцах не только читателей, но и беспристрастного жюри. Первая из них, была написана в тяжелый для меня период жизни, когда сильно болел мой старший сынок. Это была сказка « », за которую компания Nestle, организовавшая конкурс сказок, подарили мне стиральную машину за занятое 1 место. Благодарю их по сей день! На тот момент это было очень и очень важно для меня!

А сегодня я приглашаю вас в гости к сказке , сказке придуманной вами!

Так вот, что же такое СКАЗКА?

Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Сказка- это вымышленная история, в которой может произойти все, что угодно, что немыслимо в реальной жизни, и которая, как правило, заканчивается хорошо и благополучно!

И жили они долго и счастливо!

Сказка — добрый помощник в воспитании ребенка и самого себя! С помощью сказки можно не только поверить, но и воплотить в реальности волшебство и чудеса…

Сказка может стать заветной волшебной палочкой в руках, ой, простите, в устах, заботливой мамы. Ведь она — основная таблетка в . А что такое сказкотерапия? Это лечение сказкой. Какие болезни лечатся сказкой? Сказкой лечатся тяжелые и легкие формы капризитов, нехочухитов и лениитов . Да к тому же, сказка — наиприятнейшее лекарство во всей медицине, которая придется по душе каждому!

Каждая мама в силу своей природы уже с рождения способна на сказкотерапию. Ведь мама интуитивно знает, как и в какой форме преподнести малышу тот или иной жизненный урок. Ну чем не мамина сказка: уговаривая кроху не снимать на улице шапочку, сказать, что ушки надо прятать, а то проказник ветер, возьмет и заберет на время ушки… И что мы будем делать без ушек? Ведь, чтобы их вернуть придется пить горькие лекарства и целый день лежать в постели…

Каждая мама в душе (она может и не догадываться об этом) настоящая и самая лучшая в мире сказочница .

Хотя, в принципе, ЛЮБОЙ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ НАПИСАТЬ СВОЮ СКАЗКУ!

Для того, чтобы родилась своя сказка нужно немного воображения, желание и время! Ну, что попробуем?

Разбудите свое воображение .

Воображение , как и талант, дремлет в каждом из нас. Правда у кого-то оно дремлет, а у кого-то и спит беспробудным сном. Но это поправимо. Главное — поверить в свою творческую жилку и немного ее подтолкнуть, и тогда при вашем желании, она медленно двинется по рельсам сказочных идей, постепенно ускоряя свой ход.

Воображение — это способность видеть необычное в обычном, создание образов и сюжетов, оживление неживого и нереального. Воображение работает на определенном сырье, при переработке которого рождается сказка. Сырье для воображения можно найти повсюду. Это могут быть жизненные ситуации (провалы и проблемы, успехи и достижения). Источником вдохновения могут послужить картины художников, классическая и современная музыка, образы из мира кино и собственно уже известных сказок. Уединение с природой способно разбудить идеи даже в самой «уставшей» от мирских забот голове.

Расшевелить воображение может помочь общение с ребенком. Наводящими вопросами, малыш сам ответит, что и как должно произойти в сказке. Сочинять сказку вместе с детьми — весело и познавательно. Ведь у них самое интересное и живое воображение!

Дайте волю фантазии и оживите неживое. Пусть заговорит дверь, начнет играть перед сном кровать, или убегать из-под ног дорога…

Мечтайте о себе, обрисовывая мечту в виде сказки. Но! Внимание! Этот метод способен принести ЧУДО из нереальности в реальность и исполнить вашу мечту. Поэтому будьте позитивны!

А еще пробудить вдохновение можно при помощи медитации. Медитация — это расслабление тела с целью «высвобождения» и контроля своих мыслей и эмоций. Во время и после медитаций рождаются добрые и нежные истории.

Волшебная мантра для вдохновения поможет прочувствовать состояние полета и парения. Наполнить свою душу энергией, силой и вдохновение.

Придумайте главного героя

Главный герой сказки — стержень, вокруг которого вертятся события и чудеса. Главным героем может стать ваш ребенок, либо мальчик или девочка, своим поведением очень напоминающими вашего малыша. Основным персонажем может быть любимая игрушка, герой мультфильма, животное или птица, машина, обычная шишка, посуда, стол, компьютер, телефон. Все, что угодно!

Наделите героя какими-нибудь обычными и необычными качествами. Например, оживить стол — уже само по себе необычно, но при этом на нем все также можно делать уроки, при чем путешествуя по свету.

Набросайте план будущей сказки

То есть подготовьтесь заранее. Подумайте о чем или о ком будет ваша сказка. Что именно вы хотите донести до слушателя. Напишите план. В план должно входить:

  • Начало истории (где? кто? когда?)
  • Происшествие (что произошло? конфликт, проблема)
  • Преодоление трудностей (решение загадок, поиски выхода из ситуации)
  • Итог (возвращение или иное завершение сказки)

Безусловно, это очень и очень приблизительный план. Ну, вот пример плана всем известной сказки «Колобок»:

  1. Домик бабушки и дедушки. Дед просит бабку спечь колобок.
  2. Испеченный колобок оживает и убегает.
  3. Колобок успешно убегает от опасности в виде зайца, волка и медведя.
  4. И на старуху бывает проруха, лиса перехитрила колобка.

Очень интересное и легкое планирование сказки можно воплотить в создании сказки-крошки. Сказка — крошка , это очень маленькая сказка, длиной в пару абзацев. Сказка-крошка придумывается буквально на ходу. Например: сказка-крошка про воздушный шарик .

Жил-был шарик. Очень долго он пролежал маленьким и сдутым в большой коробке с другими такими же шариками, мечтая однажды увидеть яркий солнечный свет. И вот однажды, он оказался в руках человека. Человек стал надувать его. Шарик стал расти, становиться все больше и больше. Он уже не был сморщенным и некрасивым. Теперь это был большой красный шарик, готовый полететь в небо. Но человек, дал его маленькому ребенку. А малыш крепко держал шарик в руке.

Шарик настолько себе понравился, что ему очень не хотелось играть с ребенком. И он все время пытался вырваться. И вот подул ветерок, и шарик, воспользовавшись случаем, дернулся и вырвался из маленьких ладошек. Шарик взмыл в небо. И летел все выше и выше. Он так радовался своей свободе, что начал громко смеяться. Да так, что не мог остановиться, пока не лопнул, и не упал снова на землю…

Если тренироваться на сказках-крошках, то со временем вы запросто будете придумывать объемные и интересные сказки!

Переделайте старую сказку

Возьмите за основу любую сказку и поменяйте в ней что-нибудь. Введите в сказку нового персонажа или наделите старого новыми чертами характера или возможностями. Пусть, например, Маша, заблудившись в лесу, попадет не в дом опрятных медведей, а в домик трех поросят. Или, колобок будет не аппетитным и ароматным, а черствым и злым, от которого убегали и прятались все звери, и только лиса придумала способ спасти лесных жителей (например, вернуть колобка бабушке с дедушкой и сделать из него сухарики).

Детям всегда интересно, а что происходит потом? Например, кем стал Буратино, когда вырос? Или, что случилось с Аленушкой и ее чудищем-мужем после свадьбы, и что было бы, если бы аленький цветочек развеял семена и размножился?

Либо, возьмите из сказки ряд ассоциативных слов и добавьте к ним какое-нибудь, совершенно иное слово. Например, сказка «Волк и семеро козлят». Ассоциативный ряд может быть таким: волк, козлята, коза, капуста, голос и добавляем новое слово — телефон. Ну, что теперь произойдет в истории?

Поиграйте в словесные игры

Слова — клеточки сказочного творения. Можно поиграть и с ними, авось и что-то новое родится.

Возьмите два разных слова (можно кого-нибудь попросить назвать вам слова, или наугад ткнуть пальцем в книжку). И придумайте пару сюжетов с этими словами.

Например, возьмем слова — замок и олень . Вот какие сюжеты можно придумать:

1. К замку принцессы каждый день в одно и то же время приходил олень, и пытался дотянуться до яблони за забором.

2. В замке одного короля жил прекрасный олень, который умел говорить.

3. Жил-был удивительный олень, который на своих рогах носил целый замок.

Возьмите противоречия и придумайте историю. Например, огонь и вода, недодела и передела, красивая и некрасивая принцесса, микросамолет и самолет, король и слуга, лето и зима.

Выпишите несколько заголовок из журналов, газет и книг. Перемешайте и возьмите наугад три из них. Найдите общее и составьте рассказ. Иногда из самой, казалось бы, абракадабры, рождается гениальное произведение, например, «Алиса в стране чудес» Л. Кэрролла.

Заключение

Найдите слушателя и расскажите ему сказку

Сказочнику обязательно нужны те, кто любит сказки. Рассказывайте сказку простыми словами и простыми предложениями. Используйте яркие описательные образы и как можно больше прилагательных. Активно играйте интонацией и голосом, говоря то громче, то таинственно тише.

Поведайте свое сочинение любимому человеку, маме, подруге, соседке. А лучше всего самому благодарному слушателю — ! Расскажите, даже не прося ее оценить. Оценку своей сказки вы увидите в их глазах…. И скорее всего она вдохновит вас на новые подвиги!

Познакомьтесь с моей последней сказкой « »! Возможно именно она станет вашей отправной точкой в страну Добрых Сказочников!

Талант сказочника не родится сам по себе. Он как зернышко в земле, чтобы вырасти, ему нужны старания и время. Однако, оно того стоит, чтобы в один прекрасный день превратиться в красивое цветущее дерево. Дерево, которое не похоже ни на кого и красиво по-своему!

Тут и сказки конец, а кто слушал — Молодец!

Все мои сказки живут в рубрике « ».

Скачать бесплатно электронные книги с моими сказками можно на

С самыми сказочными пожеланиями,