Что было в 862. – Появление «Повести временных лет»


Расселение славян. Догосударственный период истории Руси

Расселение славян – процесс распространения славянских этносов и племен по территории центральной и восточной Европы, а также Балканского полуострова и Прибалтики. Началом этого процесса историки считают период начала VI века нашей эры, а закончился он в середине XI века, за пару десятков лет до создания Новгородского княжества и образования древнерусского государства под управлением Рюрика.

Считается, что процесс расселения славян начался в районе между Дунаем и Одером, примерно показанном на карте (рис.1). Причиной же расселения славян по трем направлениям (западному, южному и восточному) историки считают нашествия отрядов германских племен (готы, гепиды), достаточных для того, чтобы некогда единая народность славян распалась на три ветви. Эту версию подтверждают строки из Повести Временных Лет «Когда волохи напали на славян дунайских, и поселились среди них, и притесняли их…»

В период с начала VI века н.э. по конец VIII в. славяне (убегая от наступающих на пятки германцев) расселились по территории Балканского полуострова, заняли лесную зону Восточной Европы до Финского залива на севере, устье Немана, верховьев Волги, Оки, Дона, южное побережье Балтийского моря от Ютландского полуострова до Вислы.

Восточные славяне (к которым относятся украинцы, белорусы и русские) начали заселять Восточно-Европейскую Равнину в середине 7 века нашей эры. По причине большой удаленности между отдельными группами славянских поселенцев на территории будущей Руси начинают формироваться славянские племенные союзы: поляне (севшие по среднему Днепру), древляне (поселившиеся в Полесье), кривичи (занявшие Смоленск и Полоцк) и другие. Подробности можно узнать на рисунке 2 (справа). Конечно, колонизация новых земель не обходилась без конфликтов как между славянами и коренными жителями (чудь, весь, мерь), так и между самими колонизаторами за лучшие земли.

Бесконечные междоусобицы, конфликты и войны в течение двух столетий настолько надоели славянам, что возник вопрос о создании централизованного управления славянскими племенными союзами. Первые попытки создания государства были предприняты согласно Повести Временных Лет в начале IX века князем Кием – основателем Киев-града. Вместе со своими братьями Щеком и Хоривом он управлял многочисленными полянскими племенами. Однако при попытке разграбить Константинополь Кий был убит, а братья не смогли удержать власть над всей территорией полян и контролировали только ближайшие к Киеву окрестности. Так продолжалось вплоть до 862 года, когда, согласно летописям, Новгород призвал варяжского витязя Рюрика на княжение в новгородских землях. Именно 862 год считается годом создания государственности на Руси.

Возникновение и развитие древнерусской государственности

862 год. Княжение князя Рюрика в Новгороде. Междоусобицы и распри поутихли, Рюрик с дружиной своей исправно собирает дань и живет себе, не горюя. Но в 879 году Рюрик скончался – и на его место до совершеннолетия сына Рюрика Игоря к власти приходит соратник первого князя – Олег, известный по летописям и былинам как Вещий.

Князь Олег (879-912) был легендарной личностью, более легендарной, чем Рюрик. В 882 году он завоевал Киев, столицу полян, а до этого кривичский Смоленск и Любеч. На основе 4-ех городов и присоединенных позже земель древлян, северян, радимичей Вещий Олег сформировал свое собственное государство, названное по имени его столицы – Киевское. Чуть позже оно стало известно как Киевская Русь. Окончательное формирование территории будущей Киевской Руси произошло в 907 году, когда войсками Олега были подчинены и обязаны платить дань земли вятичей, хорватов, дулебов и тиверцев. А попытки хазар и византийцев уничтожить в зародыше новое русское государство Олег жестоко пресек, практически уничтожив первых и хорошо пограбив последних. По легенде, Вещий Олег погиб от укуса змеи в 912 году, что наводит на мысль о том, что его отравили внешнеполитические враги.

Пришедший на смену родоначальнику Киевской Руси князь Игорь (сын князя Рюрика) был не очень хорошим правителем. Приняв бразды правления в 912 году, он до 945 года ничем себя не проявил. Совершив два неудачных похода на Византию в 941 и 945 году с целью ограбления, он ухудшил и без того не очень хорошую экономическую обстановку страны, аннулировав своим нападением договоры с Византией. При попытке же исправления своей оплошности с помощью повторного сбора дани с древлянских племен был убит своими подданными. В Киеве в это время осталась его жена Ольга и малолетний сын Святослав.

Княгиня Ольга (в христианстве Елена), была сильной женщиной, а другая бы и не смогла удержаться подле князя. После известия о гибели своего мужа она несколько дней скорбела об утрате. Древляне же посчитали ее всего лишь слабой женщиной и решили воспользоваться временной слабостью киевских князей. Через пару недель ко двору Ольги пришли знатные древлянские послы с предложением-ультиматумом: Ольга выйдет за древлянского князя Мала, иначе они разрушат ее город. Великая княгиня поначалу была поражена наглостью древлянских племен. Однако вскоре в ее голове родилась прекрасная идея мести за своего мужа. Ольга приняла послов и сказала, что согласна. Когда же древляне захотели, чтобы киевляне понесли их ладью на руках, местные жители сбросили ладью послов в вырытую по приказу Ольги яму и зарыли их заживо. Вторую волну послов, которые пришли забрать Ольгу, она сожгла заживо в бане. Лишив древлян своей властной верхушки, княгиня сама отправилась к древлянам, где хитростью на пиру с помощью своих ближних уничтожила более 5 тысяч древлян. Выступившую затем армию противника она разбила с легкостью (верхушки-то уже нет). В течении года она покорила мятежные племена, однако как мудрая женщина, не стала облагать их непомерной данью, а наоборот сделала небольшие поблажки. Одновременно с этим она установила строгую меру выплачиваемой дани (урок) и места их сбора (погост). Именно это позволило систематизировать налогообложение государства и стабилизировать экономическую ситуацию в стране.

Приход к власти внука Ольги Владимира, прозванного Святым (в 980), также был омрачен войной и междоусобицей в стране. Победив своих братьев (а особенно брата Ярополка, старшего в роду), он подчинил в очередной раз все племена и народности Киевской Руси, укрепил обороноспособность страны на востоке, поставив несколько крепостей на границе с печенегами и установив сигнальную дымовую систему. Прозвание Святой князь Владимир получил из-за установления в 988 году в стране государственной религии – православного (византийского) христианства. Умер в 1015 году.

Наследник Владимира Святого князь Ярослав Мудрый запомнился в истории России тем, что при нем окончательно сформировалось Русское государство. Приняв бразды правления в 1019 году, Ярослав проводил мудрую внешнюю и внутреннюю политику, за что и получил свое прозвание. Под его руководством был создан и сформирован свод законов древнерусского права, названный «Русская Правда». В нем были зафиксированы практически все обычаи и права древнерусских племен. Также Ярослав показал себя очень хорошим полководцем, проведя несколько успешных походов на соседей на западе, востоке и юге. С помощью своих дочерей породнился практически со всеми правителями средневековой Европы. Времена правления князя Ярослава Мудрого летописцы называют «Золотым веком Киевской Руси».

Однако после смерти Ярослава в 1054 году политическая ситуация в стране начала ухудшаться. Сыновья его не смогли совместно управлять страной и под конец начали ссориться и идти друг на друга войной. То же самое делали и его внуки. Начался процесс раздробления страны на удельные государства. Подняли голову сепаратистки настроенные славянские племена, выдвигая своих князей на самостоятельное правление. Любечский съезд князей в 1097 году формально закрепил самостоятельность и самостийность княжеских земель. Вновь объединить земли Киевской Руси попытался князь Владимир Мономах с сыновьями (причем довольно успешно), однако после смерти Мстислава Великого власть Киева ослабла настолько, что страна распалась на удельные княжества. Начался период раздробленности.

Принятие христианства и развитие древнерусской культуры

Древнерусская культура, процветавшая в период с IX по XII века нашей эры, имела отличительные черты от любой европейской и азиатской культуры. Причиной этому является уникальная способность русского менталитета и души принимать и преобразовывать любую иностранную культуру под свои чаяния. Культура Руси является по сути своей «сборной солянкой» из различных культур западных и восточных народов. Но в отличие от «культуры Соединенных штатов Америки», обычаи и верования народов, населявших Россию, слились в единое целое. И за прошедшие тысячу лет различных нашествий, интервенций и нападений на нашу страну и наше культурное наследие, никому не удалось уничтожить это уникальнейшее формирование Запада и Востока.

В чем же заключалась культура нашей страны в период Киевской Руси? В первую очередь это смесь различных верований: языческих обычаев и христианства. Владимир Святой Креститель и митрополиты киевские провели в течении двух столетий колоссальную работу по объединению настолько разных вещей в единое целое. Православная культура России отличалась довольно сильно от Греческой Православной Церкви как-раз из-за наличия в первой языческих и славянских вкраплений.

Конечно, обычаи обычаями, однако не ими одними был силен русский дух. На Руси издавна было развито устное творчество. Различные песни, былины и сказки дошли и до нашего времени, претерпел лишь незначительные изменения. Всем известная поэма «Слово о полку Игореве» является верхом русского песенного искусства.

Не менее сильной было и русское славянское зодчество. К сожалению, до нашего времени дошло малое количество русских архитектурных памятников древнерусской культуры. Большинство из них являются религиозными постройками. Одна из древнейших церквей нашей страны является Киевский Софийский Собор, построенный в 1017 году (справа). Особенностью древнерусских построек являются разнообразнейшие декоративные украшения и узоры на дверях, стенах, окнах и даже крышах. Большинство из них имеют языческие корни, что не мешает им находиться на чисто православных постройках. Но есть и украшения, пришедшие к нам с Запада и Востока.

Что касается живописи, то здесь очень мало разнообразия. Абсолютное большинство живописных произведений было ориентировано на религиозную тему: языческую или христианскую. Смена ориентации на более приземленные вещи началась только с развитием Московского государства, что не является тематикой данного реферата и будет опущена.

Социально-экономический строй древней Руси

Во времена Киевской Руси население нашей страны, как и любого современного общества, разделялось на различные сословия, разделяемые в основном по признаку происхождения. Однако разделение общества несколько отличалось от деления на феодальные классы Западной Европы. Одной из главных причин является большая протяженность страны и сложность контроля и управления населением на столь огромной территории.

Структура разделения населения древней Руси имела иерархическую систему, однако в отличие от известного на Западе закона «вассал моего вассала – не мой вассал», вся (или большая часть) власть находилась в руках одного человека – Великого князя. Он заведовал внешней и внутренней политикой страны, собирал дань с подданных, занимался развитием и обороной государства. Чуть ниже находились специальные наместники князя – тысяцкие, которые управляли вотчинами, собирали дань с местного населения и поставляли Великому князю Киевскому золото и войска. С годами на место тысяцких стали родственники Великого князя из ветви Рюриковичей (которые, впрочем, выполняли свои обязательства намного хуже, чем посадские люди князя).

Что касается ближнего окружения князя, то его власть держалась в основном на силе его дружины. Поэтому, чтобы удержаться у власти, владетелю приходилось всячески одаривать свои ближних. Естественно, ему также приходилось принимать во внимание мнение своей дружины. Таким образом начало образовываться новое сословие – боярство (от бо ярый – яростный прим.автора). Бояре кроме самой военной службы (с годами отнекиваясь от этой обязанности) занимались также управлением в своих вотчинах, советовали Великому князю в вопросах внешней и внутренней политики. К середине 10 века нашей эры так называемой «дружинное» боярство (состоявшее в основном из членов дружины князя) исчезло, оставив после себя боярство «земское».

После боярства можно выделить еще два сословия – городские люди (живущие в городах и занимающиеся в основном ремеслом) и крестьяне. Причем крестьяне могли быть как свободными, так и зависящими от князя или боярина (закупы, холопы). Городские люди зачастую были полностью свободны в личном плане. Они обязывались платить дань князю и городу, участвовать в городском ополчении, ходить на войну, если того требовала городская старшина. В остальном это было довольно зажиточное и свободолюбивое сословие. Если рассматривать все известные крупные восстания в стране, то они происходили в основном в городах, а инициаторами были городские бояре или старейшины. Что касается крестьянства, то оно всегда было инертным, что в те времена, что в наши дни. Главным для крестьянина была возможность обрабатывать землю и отсутствие угроз. Внутренняя, как и внешняя политика, их не интересовала.

Древняя Русь в системе международных отношений средневековой Евразии

Особенность нашего государства заключается в том, что мы находимся между западной (европейской) и восточной (азиатской) цивилизациями и служим эдаким барьером между этими культурами. Во времена Древней Руси страна располагалась на основных торговых путях «Из Варяг в Греки» и «Из Варяг в Персы». Через наше государство проходил большой поток товаров, денег, сведений, культуры. Естественно, это вызывало зависть среди ближних соседей, так и мечтавших урвать кусочек от богатых торговых путей.

Стремясь обезопасить страны с запада, Великий князь Ярослав Мудрый (1019-1054) проводил грамотную внешнюю политику на западных рубежах страны (не забывая, впрочем, и о востоке). Он заселил западные окраины своими людьми, дав землю и власть. Одновременно с этим он налаживал отношения с различными европейскими государствами через династические и политические браки. Своими действиями он отодвинул угрозу с запада на несколько десятков лет.

Однако не меньшую угрозу в себе таили Византия и различные кочевые племена на юге и юго-востоке от Киева. Причем не известно, кто из них нес в себе большую угрозу для зарождавшегося государства. Хазары, печенеги и половцы частенько нападали на рубежи страны, угоняя скот, людей, разоряя села и города. Однако Византия имела большую армию, которая запросто могла стереть с лица земли Русь, а также целую дивизию шпионов и подстрекателей. Если бы не внутренние проблемы самой империи, то Киевская Русь стала бы лишь историей, а мы – частью империи.

По этой причине (да и по другим тоже) славянские и первые киевские князья стремились ограбить и навязать свои условия некогда могучей империи, дабы обезопасить себя от этой угрозы, ну и поправить свое финансовое положение, само собой.

Что касается различных кочевых племен и псевдогосударств типа хазарского каганата, то борьбу с ними начал еще первый киевский князь Олег Вещий, Владимир Святой и Ярослав продолжили укреплять обороноспособность, а Владимир Мономах практически ликвидировал проблему набегов, устроив несколько карательных походов и заставив их откочевать подальше от «диких русов». Однако со смертью наследника Мономаха Мстислава Великого и фактической ликвидации Киевской Руси как государства, все мероприятия по усилению обороноспособности страны канули в лету – и вновь над нашей страной, нашим народом, нависла угроза порабощения Западом или Востоком. Что, в конечном счете, и произошло в 1237-1238 годах во времена Батыева нашествия и последующего Татаро-монгольского Ига.

Раздробленность Руси. Причины распада Киевской Руси как единого государства

После смерти Мстислава Великого в 1132 году наша страна вступает в самый тяжелый, на мой взгляд, период – период феодальной раздробленности, период братоубийственных войн и беззащитности нашей страны перед лицом Запада и Востока.

Каковы причины того, что некогда могущественное во всей средневековой Европе государство распалось на отдельные феоды и в конце концов было практически уничтожено во время Татаро-Монгольского нашествия в 1238 году? Ответ на этот вопрос лежит глубоко в нашем менталитете, в складывавшейся геополитической и экономической обстановке в стране и за рубежом, а также по причине довольно странной на взгляд современника «лествичной» системой престолонаследия.

Во главе любого славянского рода (в данном случае рода князей Рюриковичей) стоял отец, у которого были свои дети и внуки. Когда отец умирал, на его место вставал старший из сыновей. После его смерти наследовал престол не его сын (как в Западной Европе), а его брат. Соответственно внуки могли сесть на княжеский стол только после смерти всех старших родственников. Что вызывало желание поскорее этого добиться. А следовательно – междоусобицу.

После смерти Ярослава Мудрого дети его и прочие родственники начали практиковать «передвижение» по княжеским волостям. Как только умирал очередной князь, на его место тут же переезжал следующий за ним родственник, за родственником – другой, за ним – третий и т.д. В результате все правление князей заключалось только в бесчисленных переездах да в постоянных грабежах коренного населения.

Однако такая ситуация изменилась в 1097 году на Любечском съезде князей, согласно которому каждый князь закреплялся за определенной землей. Он был обязан следить за ней, защищать и судить – в общем, быть полноправным правителем. Также он мог передать свою землю в наследство своим детям, не беспокоясь (ну или почти не беспокоясь) за то, что их погонят с княжеского престола. Все это способствовало укреплению власти на местах, что естественно означало ослабление центральной власти.

Не менее важной причиной всеобщей междоусобицы и разделения Киевской Руси на отдельные княжества и волости послужили и чисто экономические причины. В начале 12 века европейские торговцы перестали использовать древнерусские торговые речные пути из-за их дороговизны и опасности ограбления причерноморскими половцами, хозяйничавшими в то время в устье Днепра. Торговля переместилась ближе к центральной и западной Европе, с появлением новых торговых путей через Африку и Малую Азию. Потеря такого прекрасного источника доходов, как посредничество между Востоком и Западом привело к истощению казны.

С другой стороны, на территории Киевской Руси преимущество имело натуральное хозяйство, когда все необходимые товары производились на месте, а это значит, что отсутствовала нужда в развитой торговле. Каждый князь обеспечивался всем необходимым самостоятельно и был независим от соседей. А зачем тогда налаживать с ними хорошие отношения, если они не нужны? Гораздо проще и быстрее позвать наемников и пограбить более слабого соседа. То, что сосед этот являлся хоть и дальним, но родственником, князя не смущало. Отсутствие торговли означало и отсутствие дорог и обмена информации. Каждый князь был предоставлен сам себе и разбирался со своими проблемами самостоятельно. Что, в конечном счете, и сгубило многих во время Батыева нашествия.



История Руси до 862 года.

История возникновения Руси до 862 года очень интересна. Главное с чего эта история
начинается. Или с момента выделения славянских племен из общей массы всех индоевропейцев, а это длительный период, который начинается примерно с 4800 года днэ.

(время возникновения верхневолжской археологической культуры, племена которой вероятнее всего стали ядром (основой) славянских племен. Или взять за отправную точку появления (согласно легенд) первых русских (или славянских) городов – Словенск и Руса
(на месте которых сейчас находятся города Новгород и Старая Русса), а это было в 2395 году днэ.
Во первых я начну с того, что существует множество теорий о происхождении славян и руссов (Тюняев, Демин, Жук, Чудинов и другие). По одной теории гиперборейцы (их иногда называют аркто-русами) являются предками всех европеоидных народов мира, и жили они уже 38 тысяч лет днэ. По другой теории древние русы являются предком для всех индоевропейских народов мира и они уже существовали к началу 6-го тысячелетия днэ. Но я возьму более умеренную теорию, по которой славяне (можно их назвать древними русами, т.к. от них уже позднее выделились все другие славянские народы) были уже самостоятельным народом в середине 3-го тыс.днэ. Они жили на территории будущей Киевской Руси уже в те далекие времена и имели свои города (Словенск и Руса) и своих князей. По легендам эти князья даже имели связи с египетскими фараонами (это по легендам), часто своими дружинами они помогали восточным монарха в борьбе между собой. Но в любом случае они после походов возвращались домой.
Уже около двух тысяч лет назад греческим и римским ученым было известно, что на востоке Европы, между Карпатскими горами и Балтийским морем, живут многочисленные племена венедов. Это были предки современных славянских народов. По их имени Балтийское море называлось тогда Венедским заливом Северного океана. По мнению археологов, венеды были исконными обитателями Европы, потомками племен, живших здесь еще в каменном и бронзовом веках.
Древнее название славян - венеды - сохранилось в языке германских народов вплоть до позднего средневековья, а в финском языке Россия до сих пор называется Венейей. Название "славяне" (а точнее еще – склавины) стало распространятся лишь полторы тысячи лет назад - в середине I тысячелетия н.э. Сначала так назывались только западные славяне. Их восточные собратья назывались антами. Затем славянами стали называть все племена, говорящие на славянских языках.
К 700 году днэ древние славяне населяли обширную территорию Восточной и Центральной Европы, включая восточную Германию, Чехию, Словакию, Польшу, Баларусь, Украину, западные области России (Новгород, Псков, Смоленск). Южнее их жили скифы, вероятно существовали еще племена говорившие на скифо-славянском языке. Еще южнее славян жили фракийцы Балканского полуострова, а западнее славян жили древнегерманские племена и племена кельтов. Севернее славян жили финно-угорские уральские народы. В этом период летто-литовские племена имели много общего с древними славянами (наверняка в языке балтийских племен еще было много общего со славянами).
Примерно в 300-400 годах нашей эры произошло разделение славян на две группы западную (склавины) и восточную (анты). Как раз в это время началось великое переселение народов, а точнее это можно было назвать вторжение большого разноплеменного объединения племен гуннов в Европу, в результате чего в Европе стали происходить крупные перемещения древних народов. Это особенно сильно затронуло германские племена. Славянские племена в этих перемещениях в основном не участвовали. Они только воспользовались ослаблением силы иллирийских и фракийских племен и стали методично занимать их земли. Склавины стали проникать на территорию, ранее населенную иллирийцами, а южные анты стали проникать на территорию современной Болгарии. Основная часть антов осталась на своей территории, которая в будущем стала Киевской Русью. Примерно к 650 году эти переселения завершились.
Теперь южными соседями антов стали степные кочевники – булгары, венгры, хозары.
Племенами по прежнему руководили князья, по прежнему у каждого племени антов
был свой племенной центр (город), хотя точных данных об этих городах нет. Всего вероятнее какие то крупные поселения существовали в Новгороде, Ладоге, Смоленске,
Полоцке, Киеве. В древних писаниях и легендах упоминается много имен славянских князей – Боревой (похоже это имя осталось как память от название борейской цивилизации), Гостомысл, Кий, Щек, Хорив). Считается, что князья Аскольд, Дир, Рюрик, Синеус, Трувор были варягами, что несомненно было возможно. Особенно в северной части Древней Руси были традиции нанимать для военного руководства иностранцев из числа варягов (я бы и сейчас на высшие посты с России стал нанимать иностранцев, особенно немцев, ведь Великая Екатерина была немкой и Россия в ее времена была самой великой державой). Но можно и сказать по другому. Славянские князья, стараясь быть похожими на своих западных коллег сами называли себя именами, похожими на варяжские. Есть высказывания, что у Рюрика было имя Юрик, у Олега было имя Олаф.
В то же время длительное сосуществование (близко друг от друга) древнерусских и норманнских (скандинавских) племен влекло за собой и общность культуры (некоторые важные главы родов и вожди носили как русские так и скандинавские имена).
Вот сведения о древних русах (ранах, ругах) из иностранных источников (средневековых):
- Конец VIII века. В Житии Стефана Сурожского упомянут русский князь Бравлин. Имя князя, возможно, происходит от Браваллы, при которой в 786 году произошла большая битва между данами и фризами. Фризы потерпели поражение, и многие из них покинули свою страну, переселяясь на восток.
- Конец VIII века. Географ Баварский называет русов рядом с хазарами, а также неких росов (ротсов) где-то в междуречье Эльбы и Салы: Атторосы, Вилиросы, Хозиросы, Забросы.
- VIII-IX века. Папы римские Лев III (795-816), Бенедикт III (855-858) и другие держатели римского стола направляли специальные послания «клирикам рогов». Очевидно, общины ругов (они были арианами) продолжали держаться обособленно от остальных христиан.
- 839 год. Вертинские анналы сообщают о прибытии к Людовику I Благочестивому с послами византийского императора Феофила представителей народа рос, правитель которого носил титул кагана (князя).
- До 842 года. Житие Георгия Амастридского сообщает о нападении росов на Амастриду (Малая Азия).
- Между 836-847 годами Ал-Хорезми в географическом сочинении упоминает Русскую гору, с которой берет начало река Др. ус (Днепр?). Известие имеется также в трактате второй половины X века (Худул ал-Алам), где уточняется, что гора находится к северу от «внутренних болгар».
- 844 год. Ал-Якуби сообщает о нападении русов на Севилью в Испании.
- 844 год. Ибн Хордадбех называет русов видом или родом славян (известны две редакции его труда).
- 18 июня 860 года. Нападение росов на Константинополь.
- 861 год. Константин-Кирилл Философ, будущий создатель славянской азбуки обнаружил в Крыму евангелие и псалтырь, написанные русскими письменами, и, встретившись с человеком, говорившим на этом языке, усвоил разговорный язык и расшифровал письменность.
- IX век. По сообщению персидского историка Фахр ад-дина Мубаракшаха (XIII в.), у хазар было письмо, которое происходило от русского. Хазары заимствовали его от вблизи живущей «ветви румийцев» (византийцев), которых они называют руссами. В алфавите 21 буква, которые пишутся слева направо, без буквы алеф, как в арамейском или сирийско-несторианском письме. Это письмо было у хазарских иудеев. Руссами в данном случае, как полагают, названы аланы.
- 863 год. В документе, подтверждающем прежнее пожалование, упомянута Русарамарха (марка Русаров) на территории современной Австрии.
- Ок. 867 года. Патриарх Фотий в окружном послании сообщает о крещении росов (район жительства неизвестен).
- Ок. 867 года. Византийский император Василий в письме к Людовику II, принявшему титул императора, применяет титул кагана, равный королевскому, по отношению к четырем народам: аварам, хазарам, болгарам и норманнам. Известие обычно связывают с упоминанием кагана у русов под 839 годом (см. указание 33), а также в ряде восточных и собственно русских источников.
- Ок. 874 года. Ставленник Рима, константинопольский патриарх Игнатий направил епископа на Русь.
- 879 год. Первое упоминание Росской епархии Константинопольского патриаршества, находившейся, видимо, в городе Росия в Восточном Крыму. Эта епархия существует до XII века.
- 879 год. Крещение росов императором Василием (сообщение Иоанна Скилицы).
- До 885 года. Хроника Далимила начала XIV века называет архиепископа Моравии Мефодия русином.
- До 894 года. Чешская хроника Пулкавы конца XIV века включает в состав Моравии эпохи моравского князя Святополка (871-894) Полонию и Руссию.
- Историк середины XV века, позднее папа Пий II, Эней Сильвий говорит о подчинении Риму Святополком Полонии, Хунгарии (позднейшей Венгрии, ранее области гунов) и руссанов - русов.
- В «Хронике всего света» Мартина Вельского (XVI в.) и хронографе западнорусской редакции (XVI в.) сказано, что Святополк «держал русские земли». Святополк «с боярином русским» крестили чешского князя Борживоя.
- Чешский хронист Хагеций (ум. 1552) напоминает, что Руссия прежде входила в состав Моравского королевства. Ряд восточных авторов пересказывает сюжет о русах, живущих на острове «в три дня пути» (примерно 100 км), правитель которых назывался хаканом.
- Конец IX - начало X века. Ал-Балхи (ок. 850-930) говорит о трех группах руси: Куйабе, Славии, Арсании. Ближайшая К Булгару на Волге - Куйаба, самая отдаленная - Славия.
- Ок. 904 года. Раффельштеттенский торговый устав (Австрия) говорит о славянах, приходящих «из Ругии». Исследователи обычно выбирают между Ругиландом на Дунае, Ругией в Прибалтике и Киевской Русью.
- 912-913 годы. Поход русов на Каспий со стороны Черного моря, отмеченный арабским ученым Масуди (сер. X в.) и другими восточными авторами.
- 921-922 годы. Ибн Фадлан описал русов, которых он видел в Булгаре.
- Ок. 935 года. Устав турнира в Магдебурге называет в числе участников Велемира, князя (принцепса) Русского, а также выступающих под знаменем герцога Тюрингии Оттона Редеботто, герцога Руссии и Венцеслава, князя Ругии. Документ опубликован в числе других магдебургских актов Мельхиором Гольдастом (XVII в.).
- 941 год. Нападение росов или русов на Византию. Греческие авторы Феофан, Продолжатель Георгия Амартола и Симеон Магистр (все середина X в.) поясняют при этом, что росы - это «дромиты» (т. е. переселенцы, мигрирующие, непоседы), происходящие «от рода франков». В славянском переводе Хроники Георгия Амартола последняя фраза переведена как «от рода варяжска». Лангобард Лиудпранд (ок. 958) написал историю, в которой назвал русов «северным народом», которых греки «по внешнему виду называют русами» (т. е. «красными»), а обитатели Северной Италии «по их местоположению норманнами». В Северной Италии «норманнами» называли живущих севернее Дуная, в Южной Италии самих лангобардов отождествляли с северными венетами.
- До 944 года. В еврейско-хазарской переписке X века упоминается «царь русов Халегву», который сначала напал на хазар, а затем, по их наущению, при Романе Лакапине (920-944) пошел на греков, где потерпел поражение от греческого огня. Стыдясь вернуться в свою страну, Халегву пошел в Персию (в другом варианте - Фракию), где и погиб вместе с войском.
- 943-944 годы. Ряд восточных источников, близких к событиям, говорит о походе русов на Бердаа (Азербайджан).
- 946 год. Этим годом датирован документ, в котором Балтийское море названо «морем ругов». Аналогичное название повторено в документе 1150 года.
- Между 948-952 годами. Константин Багрянородный упоминает Русь «ближнюю» и «дальнюю», а также дает параллельное обозначение названий днепровских порогов по-русски и по-славянски.
- 954-960 годы. Раны-руги выступают в союзе с Оттоном I, помогая ему в покорении восставших славянских племен. В результате были покорены все племена, жившие у моря «против Руси». Аналогичным образом Адам Бременский и Гельмольд определяют местоположение острова ругов как лежащего «против земли вильцев».
- 959 год. Посольство к Оттону I «королевы ругов Елены» (Ольги), незадолго до этого крещенной византийским императором Романом, с просьбой прислать епископа и священников. Епископом на Русь назначен Либуций - монах майнцского монастыря. Но Либуций умер в 961 году. Вместо него назначен Адальберт, который и совершил в 961-962 годах поездку к ругам. Предприятие, однако, закончилось полной неудачей: руги изгнали миссионеро!В. Сообщение об этих событиях описано так называемым Продолжателем Регинона, за которым исследователи видят самого Адальберта. В других хрониках вместо Ругии называется Руссия.
- Середина X века. Масуди упоминает Русскую реку и Русское море. В представлении Масуди, Русское море - Понт соединяются с заливом Океана (Балтийским морем), а русы называются островитянами, много вращающимися на кораблях.
- Вторая половина X века. Составленный в Южной Италии еврейский сборник Иосиппон (Иосиф бен Горион) помещает русов сразу па берегу Каспийского моря, и по «Великому морю» - «Океану» рядом с англами и саксами. Смешению, видимо, способствовало упоминание в прикаспийских областях, помимо русов, также и народа «саксин» в ряде источников.
- 965 год. Ибн Якуб посетил с дипломатическим поручением Германскую (Священную Римскую) империю и встречался с Оттоном I. В донесении о поездке (включенном в сочинение автора XI в. ал-Бекри) он дает описание славянских земель и называет русов, которые граничат на востоке с владениями польского князя Мешко, а также с запада на кораблях совершают нападения на пруссов.
- 967 год. Папа Иоанн XIII специальной буллой, разрешавшей учреждение пражского епископства, запретил привлечение священников из русского и болгарского народа и богослужения на славянском языке. Документ воспроизводится в Хронике Козьмы Пражского (ок. 1125), а также Анналистом Саксоном (ок.1140).
- 968 год. Адальберт утвержден магдебургским архиепископом. В грамоте напоминается, что он прежде ездил к ругам.
- 969 год. Магдебургские анналы называют жителей острова Рюген русцами.
- 968-969 годы. Ибн Хаукаль и другие восточные авторы говорят о разгроме русами Волжской Болгарии и Хазарии, после чего войско русов ушло к Византии и в Андалузию (Испанию). В летописи эти события датированы 6472-6473 годами, которые по константинопольской эре должны обозначать 964-965 годы. Но в текстах X века часто употребляется другая космическая эра, на четыре года отличающаяся от константинопольской, а поэтому и летопись указывает на те же даты, что и восточные источники. Что касается походов в Испанию, речь могла идти о других русах.
Как видно из всех этих сообщений древних русов западные историки часто путали с норманнами (варягами), потому, что в те времена культура северных русов и варягов была очень похожа (связи между ними были очень тесными), а с летто-литовскими племенани эта связь была еще сильнее, даже границу между русами и пруссами невозможно провести.
Так что к 862 году Древняя Русь была в основном такой же как и после 862 года, только разница была в том, что в этот период не было сильного единого централизованного государства, а княжества были племенными.
Само же государство под именем «Киевская Русь» появилось после завоевания (подчинения) Киевского племенного государства другому племенному государству – Новгородскому, и после перенесения столицы из Новгорода Великого в Киев.

Все дороги ведут в Киев

Если можно поставить под сомнение достоверность «Сказания о Словене и Русе», то факт существования «Северных архонтств» историками признан. Так византийцы называли непокорные земли-государства, расположившиеся в Северном Причерноморье, которые в VI и VII веках являлись для Константинополя серьезной угрозой.

Раскопки в центральной Украине подтвердили существование здесь некогда развитых и густозаселенных территорий. Эти протогосударственные образования были объединены понятием «Черняховской культуры». Установлено что на этих землях развивались железообрабатывающее, бронзолитейное, кузнечное, камнесечное производство, а также ювелирное дело и чеканка монет.
Историки отмечают высокий уровень хозяйствования и активную торговлю представителей «Черняховской культуры» с крупными античными центрами. По мнению академика В. В. Седова основным населением этих мест были славяне-анты и скифо-сарматы. Позднее где-то с V века именно в центре «Черняховской культуры» начинает свое возвышение Киев – будущая столица Древнерусского государства, основателем которого согласно «Повести временных лет» стал Кий.
Правда, историк Н. М. Тихомиров время основания Киева отодвигает на VIII век. Хотя другие исследователи возражают и находят новую дату в IV столетии, приводя в пример один из средневековых летописных источников: «Бысть основание его в лето от Христа 334».

Сторонник более ранней версии основания Киева историк М. Ю. Брайчевский, опираясь на труды византийского писателя Никифора Григоры, утверждает, что Кий, как и многие правители соседних стран, получил из рук Константина Великого символ власти. В тексте Григоры есть упоминание о «повелителе Руси», которому император вручил титул «царского кравчего».

Так, получив добро на княжение, Кий стал у истоков правящей династии молодой державы со столицей в Киеве. В «Велесовой книге» (которая, конечно, не может считаться достоверным источником) Кий описан как выдающийся полководец и администратор, который объединив под своим началом большое количество славянских племен, создал могучее государство.

Польский историк Ян Длугош, отмечая роль Кия в становлении древнерусской государственности, считает, что киевский князь основал линию династической преемственности: «После смерти Кия, Щека и Хорива, наследники по прямой линии, их сыновья и племянники много лет господствовали у русинов, пока преемственность не перешла к двум родным братьям Аскольду и Диру».
Как мы знаем из «Повести временных лет» в 882 году преемник Рюрика Олег убил Аскольда и Дира и завладел Киевом. Правда в «Повести» Аскольд и Дир называются варягами. Но если опираться на версию польского историка то Олег прервал законную династию, идущую от Кия, и заложил основы для правления новой династической ветви – Рюриковичей.

Так удивительным образом сходятся судьбы двух полулегендарных династий: новгородской, берущей начало от Словена и Руса и киевской, происходящей от Кия. Но обе версии небезосновательно позволяют предположить, что древнерусские земли могли быть полноценными государствами задолго до «призвания варягов».

Миниатюра: Иван Глазунов. Фрагмент триптиха "Внуки Гостомысла: Рюрик, Трувор, Синеус"

В 2012 г. исполнилось 1150 лет со времени события, которое в отечественной историографии XVIII - XIX вв. получило название «призвание варягов», «рождение российской государственности».

В 862 году произошел акт добровольного соглашения славянских и угро-финских племен, договорившихся ради прекращения междоусобиц призвать в качестве правителя «человека со стороны», не связанного ни с одним из местных кланов, который должен был выполнять функции третейского судьи, «судить по праву», то есть по закону. Таким приглашенным правителем стал князь Рюрик, положивший начало первой русской династии, правившей страной более семи веков.

Традиционно 862 год считается датой зарождения российской государственности, точкой отсчета отечественной истории.

150 лет назад Новгород стал центром празд-ничных торжеств по случаю тысячелетней годовщины этого события.

В основе наших представлений о «призвании варягов» лежит сообщение «По-вести временных лет» под 862 г.: «В лето 6370. Изъгнаша варяги за море, и не даша имъ дани, и почаша сами собе володети, и не бе в нихъ правды, и въста родъ на родъ, и быша в них усобице, и воевати почаша сами на ся. И реша сами в себе: «Поищемъ собе князя, иже бы володелъ нами и судилъ по праву». И идоша за море къ варягомъ, к руси. Сице бо ся зваху тьи варязи русь, яко се друзии зъвут-ся свие, дру зии же урмане, анъгляне, друзии гъте, тако и си. Реша русь, чюдь, словени, и кривичи и вси: «Земля наша велика и обилна, а наряда в ней нетъ. Да поидете княжить и володети нами». И изъбрашася 3 братья с роды своими, поя-ша по собе всю русь, и придоша; старейший, Рюрикъ, седе Новегороде, а другий, Синеусъ, на Беле-озере, а третий Изборьсте, Трувор. И от техъ варягъ прозвася Руская земля, новугородьци, ти суть людье ноугородьци от рода варяжьска, пре-же бо беша словени».

Летописец не только рассказал о факте приглашения на Русь иноземцев, при-чиной чему явилась нескончаемая междоусобица в местной племенной конфеде-рации славян, но и точно определил, кто такие варяги Рюрика, откуда они явились. Он подчеркнул этническое отличие варягов-руси от шведов, норманнов, англов, готландцев.

Васнецов В.М., "Варяги", 1909. Масло, холст

Рюрик выполнил предначертанную ему историческую миссию. Его усили-ями и усилиями его преемников в Европе образовалось мощное восточносла-вянское государство. Именно от Рюрика русские князья вплоть до пресечения правящей династии в конце XVI в. вели свое родословие.

Присутствие скандинавов на Руси в IX - XI вв. и их большая роль в жизни восточнославянского общества являются твердо установленным фактом. Об этом свидетельствуют как летописные известия, так и многочисленные архео-логические находки. Историчность самого Рюрика также вряд ли должна вы-зывать сомнения (но его братья Синеус и Трувор - это вполне мифические фи-гуры, появившиеся лишь под пером летописца, персонифицировавшего таким образом слова древнешведского языка «sine hus» - «свой род» и «thru varing» -«верная дружина»). Летописный рассказ о «призвании» Рюрика, по-видимому, отражает факт заключения договора с приглашенным князем.

Следует иметь ввиду, что 862 г. является достаточно условной датой. Впер-вые даты при летописных сообщениях (так называемая «погодная сетка») по-являются лишь в XI в. Для событий более раннего времени летописец должен был путем расчетов подобрать наиболее подходящие даты. Поэтому мы заве-домо знаем, что дата «призвания варягов» является расчетной. Но она хорошо согласуется с нашими современными представлениями об уровне развития вос-точнославянского общества IX в. и подтверждается археологическими данными. Поэтому возможная погрешность в несколько лет в датировке самого события не оказывает серьезного влияния на общие представления о становлении Русского государства.

Кроме хронологии какого-либо исторического события, важным вопросом является его географическая приуроченность. Применительно к «призванию ва-рягов» этот вопрос можно сформулировать так: в какой именно пункт восточно-славянских земель был приглашен Рюрик «со своим родом и верной дружиной»? В современной исторической науке имеются два ответа на этот вопрос: Ладога и Новгород.

Чтобы обосновать выбор из этих двух пунктов, следует выяснить, для выпол-нения каких задач был удобен каждый из них. Ладога, возникшая еще в VIII в., располагалась в низовьях Волхова и была удобна для контроля за торговым пу-тем по этой реке на участке, наиболее близком к Балтике. Но она лежала вдалеке от основных районов славянского расселения на Северо-Западе, поселения в ее ближайшей округе были чрезвычайно редкими. Новгород же, кроме расположения в месте пересечения торговых путей по Волхову и Мcте, был расположен среди большого сгустка сельских поселений и имел удобную связь с другими районами Северо-Запада. Поэтому Ладога могла служить только для контроля за транзит-ной торговлей, а у Новгорода к этому прибавлялась возможность осуществления контроля и за обширной территорией восточнославянского расселения. Таким образом, для целей управления формировавшейся государственной территорией Новгород подходил в гораздо большей степени, чем Ладога. И Ладога могла быть лишь промежуточным пунктом пребывания приглашенного скандинавского кня-зя, а его основным местом должен был быть Новгород.

Как известно, на территории современного Новгорода в ходе археологических исследований не обнаружено слоев, древнее первой половины X в. В то же время, на Городище имеются не только слои IX в., но и обнаружено большое количество предметов скандинавского происхождения. Поэтому именно Городище является той территорией, на которой впервые возник Новгород. И именно сюда должен был прийти Рюрик в середине IX в.

Период 862-92 гг является временем становления древнерусского государства. В 862-м году Рюрик был призван на княжение в Новгород. Именно он является родоначальником великой русской династии рюриковичей. Важным событием этого времени является объединение восточнославянских племён в единое государство. Также именно в этот период были совершены удачные военные походы на Константинополь. Создается мощное государство.

Согласно повести временных лет, Рюрик призван на княжение в 862-м году ильменскими словенами. Он принял просьбу и пришел вместе со своими братьями Синеусом и Трувором, которые стали княжить Белоозере и Изборске. Сам же Рюрик стал княжить в Новгороде. С помощью своей дружины Рюрику удалось объединить восточнославянские племена, таким образом, появляется крупное княжество, с его центром – Новгородом.

В 879-м году после смерти Рюрика новгородским князем становится Олег, который продолжил политику Рюрика. В 882-м году он захватил Киев и сделаю его столицей древнерусского государства, убив княжевших там ранее Аскольда и Дира. Таким образом, Олег стал Великим Киевским князем. Также Олег подчинил себе племена древлян, северян и радимичей. За время правления Олега Киевская Русь расширила свои международные контакты. Князь осуществил успешные походы на Византию в 907-м и 911-м году. Благодаря договору 911-го года Русь получила права беспошлинной торговли, что значительно сказалось на развитии купечества Руси.

Рассмотрим причинно-следственные связи для каждого из событий. Необходимость образования единого государства было вызвано сразу несколькими причинами. Во-первых, у восточных славян отсутствовал порядок, происходили постоянные междусобицы и борьба за власть. Во-вторых, им была необходима защита от внешних врагов. Также, Киев возвысился среди других городов благодаря своему удобному географическому расположению и проходящему через город торговому пути: "Из варяг в греки". Вследствие чего Киев стал столицей древнерусского государства.

Мнение историков по поводу образования Древнерусского государства расходятся. Существует две теории происхождения государства у славян: норманнская (Миллер) и антинорманская (Ломоносов). Согласно первой теории, Русь была создана варягами с добровольного согласия славян. Однако М. В. Ломоносов отрицает роль варягов в образовании древнерусского государства и призвание их на княжение.

Из вышесказанного следует, что Русь с момента её образования становится сильным, мощным государством. Заключаются договора с Византией, способствующие развитию торговли и дальнейших отношений между двумя государствами. Объединяются восточнославянские племена. Появляются новые города, центры ремесла и торговли. Таким образом, можно сказать, что деятельность первых русских князей привела впоследствии ко второму этапу развития государства – его рассвету.