Междисциплинарные знания кто занимался ими. Междисциплинарные науки

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ - термин, выражающийинтегративный характер современного этапа научного познания. На различных этапах истории науки ееизменения существенно определяются сложным взаимодействием процессов дифференциации (распаденияоднородной, «единой и целостной» системы на ряд относительно автономных областей) и интеграции(объединения ранее самостоятельных предметных сфер, возникновение «синтетических» дисциплин:биофизики, психолингвистики и т.д.). В различных исторических условиях ту или иную конкретную стадиюфункционирования познания может определять временное доминирование какого-то одного из этихпроцессов. Однако это не означает полного вытеснения противоположной тенденции. По существу, обе этилинии взаимно предполагают и дополняют друг друга.

Освоение новых областей реальности и становление ранее не существовавших познавательных средстви методов обусловливает более наглядное проявление дифференциационных явлений в науке, способствуетформированию все более специализированных дисциплинарных областей. Осознание же необходимостинадежно обосновывать конструируемые системы знания ведет к выявлению всевозможных связей междуними, что способствует объединению до того разнородных проблемных подходов и разрабатываемых теорийв более широкие концептуальные структуры. Это воспринимается как усиление интеграции в познании.

Оформление классического естествознания происходило в надежде на возможность четкого отделениянаучного исследования от тех видов познания, которые наукой не являются. И хотя усилия несколькихпоколений методологов однозначно решить «проблему демаркации» не привели к ожидаемому успеху,некоторые исходные идейные установки классической науки сохраняются до сих пор. В частности, этоотносится к стремлению многих ученых найти некие универсальные законы мировой действительности налюбых уровнях ее организации.

Однако кризисные явления, с которыми наука столкнулась на рубеже 19—20 вв., привели к пониманиюневозможности ни слияния различных дисциплин в единственную область познания, ни их объединения врамках некой «мета—универсальной» концепции, в роли которой видели то традиционную философию, токибернетику, то «общую теорию систем». Разделение классической науки на область «наук о природе» и«наук о духе» (охватывавших все, что касалось культурной деятельности человека), на котором настаивали В.Виндельбанд, Г. Риккерт и В. Дильтей, продемонстрировало радикальное несходство различных сфердействительности. В то же время развитие естественнонаучного знания обнаружило глубинную зависимостьспособов его организации от особенностей человеческой деятельности. Описывать природный мир «как онесть сам по себе», вне учета его восприятий людьми, оказалось невозможно.

Такие методологические принципы, как «принцип дополнительности» (введенный Н. Бором сначала всферу физических исследований, а затем превратившийся в один из фундаментальных регуляторовобщенаучного познания) или «антропный принцип», - свидетельствуют, во-первых, о принципиальнойневозможности свести содержание одной области познания к др. (или вывести одну из др.), и, во-вторых,служат доказательством внутренней связи различных разделов науки друг с другом.

В современной науке доминируют процессы интеграции знания, но проявляются они в особой форме,будучи обусловлены спецификой существующих исторических реалий. Междисциплинарный характерпознавательной деятельности выражает эту специфику наиболее явным образом. Одним из проявлений ееявляется достаточно распространенный в современной науке перенос идей, средств и способовисследования, возникших в рамках одной дисциплины, в др., иногда достаточно далекие друг от друга.Внедрение физических методов в практику химии или биологии уже стало привычным. Но в последнее времяявным образом обнаруживается влияние лингвистических и литературоведческих подходов на областьисторических дисциплин (напр., историографическая концепция «нарратива»), существенное пересечениепсихологических, лингвистических и формально-логических моделей (еще недавно максимальнодистанцированных друг от друга), усиливается взаимный обмен задачами и способами их решения междусферами собственно научного и инженерно-технического исследования.

Разрешить трудности, возникающие перед тем или иным специалистом, сегодня чаще всего удаетсятогда, когда этот специалист оказывается способным выйти за узкие рамки привычных ему канонов и норм.Междисциплинарный характер современного познания во многом обусловлен тем, что наука из«дисциплинарной» сферы деятельности превращается в «проблемно ориентированную». Напр., надзадачами, связанными с проблемой «искусственного интеллекта», работают математики, инженеры,психологи, философы, лингвисты и др. Это позволяет глубже и шире ставить соответствующие проблемы инаходить оригинальные и перспективные их решения.

ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА КАК КОМПЛЕКСНАЯ

ЛЕКЦИЯ 1

План:

Введение

1. История развития и становления экологии человека.

2. Предмет и задачи экологии человека:

2.1. Экология человека как наука. Ее связь с другими науками.

2.3. Цели и задачи экологии человека.

3. Методы исследования в экологии человека.

Человечество - всего лишь небольшая часть живой Природы, которое без Природы существовать пока не может. Совокупная де­ятельность человечества на Земле приобрела такие глобальные масштабы, столь заметно преобразила условия существования дру­гих живых организмов и даже облик и свойства поверхности Зем­ли, что уже появились грозные признаки отклонений от существо­вавшего прежде определенного равновесия между живой и нежи­вой Природой. Эти отклонения угрожают большей части живого на Земле, и, как следствие этого, - самоуничтожение человечества. Поэтому возникла острая необходимость изучения основных зако­номерностей взаимодействия человека с окружающей средой с по­зиций сохранения жизни самого человека.

Право на жизнь в экологически чистой, здоровой и безопас­ной среде - одно из важнейших прав человека. Поэтому во всем мире и в первую очередь в экономически развитых странах в по­следние два десятилетия так обострились проблемы, связанные с состоянием окружающей среды. Они приобрели экономическое, социальное и политическое звучание. Наблюдается этот процесс и в современной науке. Происходит «экологизация» обществен­ных дисциплин. Вопросами экологии начали заниматься эконо­мисты, юристы, социологи, философы, историки, журналисты. Особое по­ложение в экологизации науки и общественного сознания зани­мает экология человека, или антропоэкология.

Экология человека - это новое научное направление, изучаю­щее среду обитания и механизмы адаптации человека к различным ее условиям, физиологические основы нормы и патологии функ­циональных систем человеческого организма, здоровье людей и особенности влияния природных, антропогенных факторов на здоровье населения, критерии и способы его оценки.

1. В качестве научной дис­циплины экология человека появилась не на пустом месте. Она впитала в себя идеи многих исследователей. Сегодня ученые гово­рят о развитии экологического мышления, связывая это с угро­зой всемирной экологической катастрофы. Но нельзя забывать о том, что уже наш далекий предок в полном смысле слова был «стихийным антропоэкологом». Человек палеолита, выбирая пе­щеру для жилья или место для строительства свайного поселка, решал множество задач, которые несомненно можно отнести к числу экологических. Ведь жилье должно быть удобным для жиз­ни, защищать от зверей и врагов, иметь рядом воду для питья дрова для очага и угодья для охоты, рыбной ловли, сбора съедоб­ных растений. Нужно было выбрать жилище, защищенное от на­воднений и других стихийных бедствий. Для успешной охоты сле­довало знать повадки зверей и птиц, предугадывать изменения погоды. Особенно важно предвидеть опасности, угрожающие пле­мени, отличать съедобные растения от ядовитых, понимать, ка­кие продукты могут вызвать болезни. По мере развития человече­ства многие из этих знаний и навыков, ранее закрепленные как табу и религиозные запреты, были зафиксированы в письменной форме в виде законов.



Античные ученые стремились осмыслить роль и место человека в окружающем его мире, понять, как природные и хозяйственно-бытовые условия влияют на него. О зависимости путей развития человеческого общества и природы писал древнегреческий исто­рик Геродот (484-425 гг. до н. э.).

Платон (427 - 347 гг. до н.э.) считал, что характер людей и политические события зависят от природных условий. Аристотель (384-322 гг. до н. э.) по­лагал, что человек имеет общие функции как с растениями, так и с животными. Сам человек, в его понимании, - «общественное животное», в сферу жизни которого входят семья, общество, го­сударство. Анализ научных знаний античных времен показывает, что общественная мысль формировала представления о зависимо­сти развития общества и человека от природных условий.

Особенно глубоко взаимоотношения человека со средой его обитания исследовались в связи с опасностью возникновения раз­личных заболеваний. Великий врач древности, основоположник научной медицины Гиппократ (460-370 гг. до н. э.) посвятил рас­смотрению данной проблемы труд «О воздухах, водах и местно­стях». В этом произведении, содержащем советы врачам, в частно­сти говорится: «Поэтому, кто придет в незнакомый город, он должен обратить внимание на его положение для того, чтобы знать, каким образом он расположен к ветрам или восходу солнца, ибо не одни и те же свойства имеет город, лежащий к северу и лежа­щий к югу, а также расположенный на восход солнца или на запад. <...> как обстоит дело по отношению к водам, пользуются ли они болотными и мягкими водами или жесткими, <...> или же солеными и неудобными для варения» и т.д. Продолжая харак­теристики особенностей природных условий городов, Гиппократ рассказывает, какого телосложения и каких болезней следует ожи­дать у людей в зависимости от преобладающих ветров, воды, рель­ефа и времен года. Физическая конституция и психические особенности описываемых народов, по убеждению Гиппократа, - результат природных условий и гео­графического положения мест их обитания.

Об этом же почти через четыреста лет после Гиппократа писал в I в. до н. э. римский философ Лукреций Кар в блистательной книге «О природе вещей»

В эпоху Возрождения Роджер Бэкон (1214-1292) показал, что живые и неживые тела построены из одних и тех же материальных частиц и живые существа находятся в тесной зависимости от окру­жающей среды.

Религиозный догматизм и схоластика средних веков значительно замедлили развитие экологических знаний. Однако даже в те вре­мена в трудах немецкого химика и врача Т. Парацельса (1493 - 1541) содержатся суждения о влиянии природных факторов на организм человека.

Великие географические открытия, колонизация стран способ­ствовали дальнейшему развитию естественных наук. Освоение но­вых территорий было немыслимо без знаний об их природе. Эти знания позволяли человеку выжить в непривычных условиях. Ев­ропейцы, продвигаясь в недавно открытые земли, огромное вни­мание уделяли описанию растительного и животного мира, влия­нию климата и погодных явлений на организм человека.

Рост городов и расширение мануфактурного производства при­вели к усиливающемуся загрязнению среды жизнедеятельности людей, что заставило власти и специалистов пристально взгля­нуть на эту проблему. Она возникла с появлением средневековых поселений, загрязненных сточными водами и различными бы­товыми отходами на улицах.

Российский император Петр I наряду с многочисленными го­сударственными делами рассматривал вопросы благоустройства, чистоты улиц и рынков, а также регулирования спуска сточных вод в Санкт-Петербурге и Москве.

Экология человека на современном этапе. Прослеживая корни экологии человека в глубокой древности, оценивая положитель­ный вклад многих ученых XIX и первой половины XX в., необхо­димо признать, что по-настоящему экология человека стала раз­виваться только во второй половине XX в. Импульсом к этому послужило осознание многими исследователями катастрофических последствий для человечества роста числа людей на Земле, ин­тенсивного воздействия хозяйственной деятельности на природу, на среду обитания человека, на самого человека, на его труд, быт, отдых, состояние здоровья. Огромное влияние на создание подлинно научного подхода к пониманию и решению экологи­ческих проблем оказали взгляды В.И.Вернадского (1863-1945), который сформулировал представление о ноосфере (сфере разу­ма), т.е. о таком этапе развития человечества, когда оно осознан­но будет охранять окружающую среду.

Ухудшение качества среды обитания человека, которое стано­вилось все более очевидным с середины XX в., не могло не вол­новать ученых и общественность. Как результат этой обеспокоен­ности за рубежом появилось большое число публикаций: У. Фогт «Путь к выживанию» (1948), У.Л.Томас «Роль человека в измене­нии облика Земли» (1956), Р. Карсон «Безмолвная весна» (1962), Донелла и Денис Медоуз с соавторами «Пределы роста» (1972).

Первая в отечественной литературе статья, посвященная эко­логии человека, принадлежит перу Н. П. Соколова, она появилась в 1964 г. В этот же период опубликованы работы Д. А. Бирюкова об экологической физиологии человека, в которых исследуется роль природных факторов как постоянных условий развития и совер­шенствования функций человеческого организма. Принципиальное значение для развития экологии человека имела книга В.П.Казначеева «Очерки теории и практики экологии человека» (1983).

Огромное значение для теории экологии человека имели тру­ды и непосредственная деятельность В.Б.Сочавы (1905-1978), С.С.Шварца (1919-1976), В.П.Алексеева (1928-1991) и А.Л.Яншина (1911 - 1996). В отечественной науке экология человека по­лучила «права гражданства» в 1974 г., когда в Москве в Институте географии АН СССР было проведено совещание «Теория и мето­дика географических исследований экологии человека» и вышел сборник материалов этого совещания. В сборнике опубликованы доклады А.П.Авцына, В.П.Алексеева, Т.И.Алексеевой, В.С.Пре­ображенского, Б.Б.Прохорова, Н.Ф.Реймерса и др.

Большой вклад в развитие отечественной экологии и антропоэкологии внес Н.Ф.Реймерс (1931 - 1993). Он считал, что важное место в ряду дисциплин, составляющих в совокупности «боль­шую экологию», принадлежит экологии человека, которая слу­жит мостом, соединяющим биологические разделы экологии с социально-демографическими и хозяйственно-технологическими ее разделами. Для совершенствования теории и практики эколо­гии человека велико значение работ Т.И.Алексеевой по адапта­ции населения, адаптивным типам людей в различных природ­ных зонах, В.С.Преображенского - по теоретическим пробле­мам экологии человека.

В становлении экологии человека как науки условно можно выделить 3 этапа:

I этап (с XIX в. до 20-30 гг. XX века) - формирование экологи­ческого мировоззрения. Среди научных трудов, в которых рассмат­ривались проблемы взаимодействия человека и окружающей среды, следует отметить работы Т.Г Гексли «Место человека в при­роде» (1863), Дж.П. Марша «Человек и природа. Физическая геог­рафия и ее изменение под воздействием человека» (1864), Г. Спен­сера «Изучение социологии» (1870), Э. Реклю «Земля и люди» (1876) и другие.

Именно на этом этапе был введен термин «экология человека». По некоторым данным его предложили американские исследова­тели Р. Парки Э. Берджес в работе «Человеческая экология» (1921). Правда, они проводили социологические исследования населения г. Чикаго, поэтому под «экологией человека» в большей степени понимали «социальную экологию».

Наиболее полно экологический подход был разработан в трудах французских географов П. Видаля де ля Блаш «Принципы геогра­фии человека» (1922) и Брюна «География человека»(1925).

Кроме формирования экологического мировоззрения на пер­вом этапе большое внимание уделялось изучению различных вли­яний географических закономерностей, территорий на состояние здоровья людей.

II этап (40-60 гг. XX века) - период становления.

Одной из важнейших работ этого этапа является 3-томное издание «Основ человеческой географии» (1943-1952) французского исследователя М. Сорре, т.к. в первом томе под названием «Очерки экологии че­ловека» (1943) была сформулирована основная задача экологии -«изучение человека как живого организма, который испытывает воздействие определенных условий существования и реагирует на раздражение со стороны окружающей его естественной среды».

С середины XX века отмечается ухудшение качества среды обитания человека, что вызвало обеспокоенность ученых и появле­ние за рубежом таких публикаций, как «Путь к выживанию» У. Фокта (1948), «Роль человека в изменении облика Земли» У.Л. Томаса (1956), «Безмолвная весна» (1962) и другие.

Первые статьи в отечественной литературе, посвященные проблемам экологии человека, были написаны Н.П. Соколовым и Д.А. Бирюковым в начале 60-х гг. прошлого столетия.

Основными исследованиями этого периода являются вопросы возникновения и распространения эндемичных (от греч. endemos - местный) болезней.

III этап (с 70-х гг. ХХ века до настоящего времени) - современ­ный период. Значительным событием этого периода является Пер­вое международное совещание по окружающей человека среде, прошедшее в г. Стокгольме в 3972 г., где экология человека была провозглашена как наиболее важное направление. В нашей стране
первое научное совещание по географическим вопросам экологии человека было проведено в 1974 г. Принципиальное значение для развития экологии человека в этот период имела книга В.П. Казначеева «Очерки теории и практики экологии человека» (1983) и научная деятельность таких ученых, как Б.В. Сочавы, С.С. Шварца, В.П. Алексеева, Н.Ф. Реймерса, Т.И. Алексеевой и B.C. Преобра­женского.

Деятельность людей по использованию природных ресурсов наносила и наносит большой ущерб растительному и животному миру планеты, ее недрам, водам и почвам, но и сам человек ста­новится жертвой своей деятельности. Эта идея стала очевидной для мыслителей прошлого задолго до появления самих понятий «экология» и «экология человека».

Н.Ф. Реймерс в книге «Надежды на выживание человечества: концептуальная экология» (1992) подчеркивает, что важное мес­то в ряду дисциплин, составляющих в совокупности «большую экологию», принадлежит экологии человека. В «Экологическом манифесте» Н.Ф. Реймерс писал: «Бездумная техника сминает природу, кромсает биосферу, давит человечество, травит землю. Этот путь окончен. Смог, удушающий людей, озоновые дыры над полюсами и чума XX века - ВИЧ (СПИД) - достаточное тому доказательство. В обращении с планетой, с самим человеком нуж­ны глубокие знания и мудрая осторожность. Они - символ эко­логии. Век безоглядной эксплуатации позади: и человека челове­ком, и природы человеком. Природа требует воспроизводства. В особой заботе нуждается человек. Экономика перестала быть един­ственной общественной целью. Не безвременно скончаться бога­тыми, а жить, пользуясь благами природы и цивилизации, - за­дача людей».

Предмет и задачи экологии человека

2.1 . Экология человека как наука. Ее связь с другими науками.

Об экологии человека как о проблеме или как об особой на­уке говорят и пишут специалисты самых разных областей знаний, поэтому до сих пор нет общепринятого определения этого научно­го направления. Еще С.С. Шварц (1974) писал, что «экология чело­века - наука, еще не получившая прав гражданства, не определив­шая своего предмета и метода исследования, - уже стала одной из популярнейших отраслей знания. Естественно поэтому в экологию человека разные авторы вкладывают разное содержание».

Б.Б. Прохоров (1979) так определил данную проблему; «види­мо, наиболее правильно рассматривать экологию человека как но­вую, складывающуюся синтетическую науку (точнее, ассоциацию наук), которая должна обобщить данные отраслевых дисциплин». «...Экология человека - ассоциация медико-биологических, геогра­фических, исторических и общественных наук, которые в рамках экологии человека изучают взаимодействие групп населения с ок­ружающей средой и ее географическими подразделениями и в свя­зи с этим морфологические особенности, потенциальную и акту­альную патологию, численность, бытовые и хозяйственные навыки населения, обусловленные влиянием из внешней среды».

Н.В. Казначеев (1983) считал, что экология человека - это комп­лексное междисциплинарное научное направление, исследующее

Закономерности взаимодействия популяций людей с окружа­ющей средой;

Проблемы развития народонаселения в процессе этого взаи­модействия;

Проблемы целенаправленного управления сохранения и раз­вития здоровья населения;

Совершенствование Homo sapiens.

Н.Ф. Реймерс (1990) рассматривал данное научное направление как

*Экологию человека , которая является комплексной дисципли­ной, исследующей общие законы взаимоотношения биосферы (ее подразделений) и антропосистемы (ее структурных уровней чело­вечества, его групп (популяций) и индивидуумов), влияние при­родной (в ряде случаев и социальной) среды, на человека и группы людей. Антропосистема - это человечество как развивающееся целое, включающее человека как биологический вид, его материальную и духовную культуру, производственные силы и производственные отношения.

* Экологию человеческой личности.

* Экологию человеческих популяций, в том числе этносов.

В последнее время сформировалось следующее определение экологии человека - это наука, изучающая закономерности воздей­ствия на население конкретных регионов природных, социальных, про­изводственных факторов, включая культуру, обычаи, религию, с целью выяснить направленность и последствия эколого-социально-демографических (антропоэкологических) процессов, а также причины их возникновения.

Таким образом, экология человека представляет собой комплекс­ную эколого-социально-экономическую отрасль знаний, где все социальные, экономические и природные условия рассматривают­ся как одинаково важные составляющие среды жизни человека.

Если говорить о науках, представители которых активно участ­вовали в разработке проблем экологии человека, то одними из пер­вых следует назвать медицину и биологию. В пределах медицин­ских наук вопросы экологии человека в той или иной степени рассматриваются гигиеной, токсикологией, эпидемиологией и другими направлениями этой отрасли. Среди биологического бло­ка наук, внесших большой вклад в становление и развитие эколо­гии человека, следует отметить физиологию, генетику, антрополо­гию, психологию и общую экологию.


Рис. 1. Структура экологии человека (по В.Н. Мовчану, 2004).

Кроме того, важную роль в экологии человека сыграли пред­ставители географических наук: география, ландшафтоведение и другие.

На рис. 1 представлена упрощенная схема структуры экологии человека. Хотя данная схема не отражает многочисленные междис­циплинарныесвязи, которые существенны для этой науки.

2.2. Направления в экологии человека.

Условно экологию человека можно разделить на два направ­ления:

2.3. Цели и задачи экологии человека.

Цель экологии человека, как и любой науки, - обеспечить общество соответствующей информацией, способствующей оптими­зации жизненной среды человека и процессов, протекающих в че­ловеческих общностях.

Объектом изучения экологии человека является система «чело­век - окружающая среда», в которой человек выступает как на организменном, так и на популяционном уровне, а понятие «окружа­ющая среда» охватывает природную, техногенную, социокультур­ную среды (рис. 2).

При этом важным является:

1. Здоровье индивида - динамический процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психических функ­ций, обеспечивающих оптимальную трудоспособность и социаль­ную активность, совершенствование психофизиологических воз­можностей человека;

2. Здоровье территориальной общности людей - динамический процесс сохранения и развития биологической, физиологической, психосоциальной жизнеспособности населения в ряду поколений;

3. Профессиональное предпочтение и профзаболевания;

4. Культурно-образовательный уровень;

5. Демографические показатели.


Рис. 2. Структура системы «человек - окружающая среда»

Элементы внешнего для человеческой общности окружения в свою очередь взаимодействуют между собой, составляя большую динамическую систему. Изменения отдельных элементов этой под­вижной системы оказывают влияние на основные характеристики общности людей: уровень здоровья индивида, демографические показатели и т.д.

Исходя из вышеизложенного задачи, стоящие перед экологией человека, многообразны.

Выделяют 3 основных подхода при разработке теоретических задач:

Создание на различных государственных уровнях единой сис­темы контроля качества окружающей среды и оценки последствий для здоровья населения;

Создание социально-экономических, физических условий поддержки здоровой окружающей среды и коррекции неблагоприятных изменений здоровья человека и общества, вызванных действием антропогенных и экстремальных факторов;

Разработка и реализация технико-технологических и приро­доохранных программ, направленных на минимизацию риска для здоровья населения, связанного с приоритетными антропогенны­ми факторами окружающей среды.

Среди прикладных з адач можно выделить:

Исследование влияния условий города на здоровье человека и общность людей;

Создание благоприятной окружающей среды (улучшение качества атмосферного воздуха, воды, снижение шумовой нагруз­ки и др.);

Стабилизация и улучшение социально-экономического поло­жения населения (улучшение медицинской помощи, обеспечение занятости населения и др.);

Формирование здорового образа жизни;

Мониторинг за экологическим состоянием города и здоровь­ем населения;

Формирование экологического мышления и культуры.

3. Методы исследования

В ходе развития экологии человека сфор­мировались ее теоретические основы, методологические поло­жения и конкретные методические приемы решения научных и прикладных задач. Теория и практика антропоэкологических ис­следований базируются на осмыслении, переработке и совер­шенствовании методов других дисциплин.

Для формирования методических основ экологии человека важ­но понимание ее как науки о законах развития пространственно-временных систем (антропоэкосистем), включающих изучение здоровья населения и его демографического поведения, обуслов­ленных процессом взаимодействия человеческих общностей и природных комплексов, а также о методах регулирования этих систем и управления ими.

В процессе изучения тех или иных антропоэкосистем на ос­нове сведений различных наук необходимо интерпретировать полученную информацию в сугубо антропоэкологическом ас­пекте, используя идеи и приемы, присущие именно экологии человека.

Для решения научных и прикладных задач по экологии челове­ка исследования проводятся на различных пространственных уров­нях, которые можно разделить на три основных - локальный, региональный и глобальный. Каждому из них соответствует своя специфика исследования и свойственная только данному уровню широта и глубина вскрываемых процессов. Для каждого уровня характерен свой картографический масштаб, как используемых картографических источников, так и картографического оформ­ления окончательных результатов исследования.

Решение исследовательских антропоэкологических проблем осуществляется с использованием методов и техники сбора ин­формации, которые сложились в науках, послуживших базой фор­мирования экологии человека.

Среди этих методов - наблюдение, эксперимент, оценивание, моделирование, карто­графирование, районирование и прогнозирование. Эту работу могут проводить как сами антропоэкологи, так и исследователи соответствующего профиля. Специалисты по экологии человека непосредственно осуществляют анализ и синтез собранной ин­формации и ее верификацию (проверку результатов). Большое зна­чение имеет правильный выбор формы представления получен­ных результатов.

Основные знания, получаемые в экологии, равно как и в других науках, основаны прежде всего на наблюдении. Поэтому метод непосредственного наблюдения изучаемой системы (в том числе и живого организма) или ее определенных компонентов в ес­тественных условиях подразумевает невмешательство (или мини­мально возможное вмешательство) наблюдателя и является одним из наиболее важных, в историческом плане, - первым методом экологических исследований. В современных условиях метод на­блюдения проводится с помощью новейшей электронной, акусти­ческой, фотографической и прочей аппаратуры. В ходе проверки или подтверждения наблюдения становятся научным фактом. Для объяснения причины наблюдаемого явления выдвигаются различ­ные предположения (гипотезы), которые проверяются в процессе эксперимента.

Экспериментальный метод широко применяется в экологии. Его принципиальным отличием от пассивного наблюдения являет­ся то, что задача наблюдения - получение сведений о поведении организма или популяции (экосистемы) в ненарушенных естест­венных условиях, тогда как в эксперименте исследователь следит за объектом, в котором им сознательно произведены определенные, может быть и достаточно сильные, изменения. Многообразие экс­периментов определяется степенью контроля человека за условия­ми эксперимента и числом сознательно варьируемых факторов. На одном конце располагаются практически неконтролируемые экс­перименты (например, проводимые в полевых условиях), а на дру­гом противоположном конце группируются эксперименты, в кото­рых исследователь имеет полную возможность контролировать все интересующие его экологические факторы в течение всего опыта (чаще всего такого типа эксперименты проводятся в лабораторных условиях). Промежуточное положение занимают эксперименты, в которых контролируются лишь некоторые факторы.

При современном состоянии статистических материалов и сте­пени изученности территории большая роль в исследованиях по экологии человека принадлежит методу оценивания. Оценивание среды обитания населения - один из наиболее распространенных методов исследования в экологии человека. Оце­нивание служит важным способом получения необходимой ин­формации. Если объективные данные, выраженные в четкой ко­личественной форме, отсутствуют или их недостаточно, исследо­ватели используют метод оценок. Оценивание - это сопоставление неизвестного с известным. Прием оценивания предполагает анализ состояния того или иного объекта или процесса в данное время. Однако при этом оценивание нацелено на прогнозирование развития процесса или явле­ния и, в конечном счете, на управление им, т.е. на целена­правленное его изменение.

Кроме того, в экологии используют популяционный подход в исследованиях. Наиболее часто в рамках данного направления изу­чаются вопросы по выявлению факторов, ограничивающих расп­ространение тех или иных популяций и рост их численности.

К методам изучения популяций относят количественный метод, который основан на математической статистике с использованием различных показателей. Простейшие статистические показатели, характеризующие совокупность по какому-либо одному количест­венно оценивающему признаку, - это среднее значение и диспер­сия. Дисперсия количественно оценивает разброс данных, их сред­ний квадрат отклонения от среднего значения. Высокие значения дисперсии соответствуют большей гетерогенности исследуемой со­вокупности поданному признаку, а низкие - малой.

При описании популяции используются показатели, характе­ризующие ее состояние в определенный момент времени (напри­мер, численность и плотность населения) или за некоторый проме­жуток времени (рождаемость, смертность и т.д.).

Современные достижения информационных технологий поз­волили в экологии активно применять метод моделирования. Сущ­ность этого метода состоит в том, что наряду с системой (оригина­лом) рассматривается ее модель, в качестве которой выступает не­которая другая система, представляющая собой образ (подобие) оригинала. Модель - упрощенное представление реальной систе­мы, для которой характерно бесконечное число связей с окружаю­щей средой. Упрощение позволяет ограничить число связей и выб­рать те из них, которые являются наиболее важными. Затем осуще­ствить компьютерное моделирование (исследование) динамики поведения системы в различных ситуациях и прогнозирование ее поведения в будущем.

Моделирование позволяет определить основные свойства мо­дели экологической системы, законы развития и взаимодействия с окружающим миром, научиться управлять поведением модели и определить наилучшие способы управления экологической систе­мы для достижения заданных целей, прогнозировать прямые и кос­венные последствия реализации различных форм и способов воз­действия на экологический объект.

Яркий пример компьютерного моделирования - модель воз­можных последствий ядерного конфликта между США и СССР. Модель разработали ученые Вычислительного центра Академии наук СССР (ВЦ АН СССР, ныне это ВЦ РАН) под руководством академика Н.Н. Моисеева. По предсказаниям, сделанным на ос­нове этой модели, были спрогнозированы глобальные последствия: «ядерная ночь», длящаяся три года, и как ее результат - «ядер­ная зима» на всей планете. Последствия «ядерной зимы» могли привести к фатальному концу существование человечества. Уче­ные сделали свою модель достоянием научной международной общественности, а также правительств. Видимо, благодаря и это­му обстоятельству человечество смогло избежать роковой «гло­бальной проверки».

Результаты изучения модели переносятся потом на оригинал. Обратный переход от модели к оригиналу называется интерпретацией модели. В зависимости от особенностей оригинала и задач исследований применяются самые разнообразные модели. По своей природе модели подразделяются на реальные и идеальные (знаковые). Реальные модели близки к оригиналу (например, аква­риум - модель водной экосистемы), а знаковые представляют собой условное описание системы оригинала с помощью символов и операций над символами.

Наибольшее значение для экологии имеют две разновидности знаковых моделей: концептуальные и математические. Концепту­альная модель состоит из научного текста, сопровождаемого блок-схемой системы, таблицами, графиками и прочим иллюстратив­ным материалом. При количественном изучении динамики эко­систем эффективнее является метод математического моделирова­ния, в котором поведение системы описывается соответствующими математическими функциями.

Метод математического моделирования включает создание следующих типов моделей: динамические - для их создания используют обыкновенные
дифференциальные или матричные уравнения, и они не содержат
случайных параметров; стохастические - они в той или иной мере учитывают случай­ные параметры, имеющиеся в реальных системах.

В последнее время для поиска оптимальной стратегии поведе­ния человека или воздействия его на экологические системы стали активно применяться игровые и оптимизационные модели.

Для антропоэкологического изучения территории, анализа проблемных ситуаций, возникающих при воздействии факторов риска на население, и последующего упорядочивания полученной информации служит антропоэкологическое таксонирование (районирование), т.е. деление территории на более мелкие таксоны.

При решении антропоэкологических проблем весьма продуктивно могут быть использованы дистанционные методы и приемы иссле­дования {аэрофотосъемка, космофотосъемка, непосредственные визуальные наблюдения из космоса). С помощью дистанционной информации (в сочетании с на­земными исследованиями) могут быть изучены природа, хозяй­ство, структура территориальной организации общества, природ­ные очаги ряда опасных заболеваний, нарушения среды обитания человека и, что очень важно, динамические тенденции в разви­тии этих явлений и процессов. Использование космической инфор­мации о территории вместе с другими методами позволяет прогнозировать изменения, происходящие в окружающей человека среде.

Общие положения

Необходимости расширения научного мировоззрения во многом способствовала научно-техническая революция 60-х - 70-х годов XX века, требующая от науки более глубокого и интенсивного проникновения в суть законов природы и общества , чем это удавалось сделать при помощи дисциплинарного и междисциплинарного подходов. Термин «трансдисциплинарность» и предложение обсудить тему «трансдисциплинарности в науке», было предложено Жаном Пиаже в 1970 году. Ему же принадлежит первое определение трансдисциплинарности. «После этапа междисциплинарных исследований, - писал он, следует ожидать более высокого этапа - трансдисциплинарного, который не ограничится междисциплинарными отношениями, а разместит эти отношения внутри глобальной системы , без строгих границ между дисциплинами» . Важно отметить, что одним из главных вопросов этой дискуссии являлось обсуждение сути трансдисциплинарности. Жан Пиаже (Jean Piaget) считал, что трансдисциплинарность следует рассматривать как новую область знаний, отличную от мультидисциплинарности и интердисциплинарности . Эрих Янч (Erich Jantsch), австрийский астрофизик, исследователь проблемы самоорганизации во Вселенной, один из основателей Римского клуба, поддержал мнение Жана Пиаже. Он был уверен в том, что трансдисциплинарность, как «новое пространство без стабильных границ между дисциплинами», как новая область знаний, должна быть непременно супер- или гипердисциплиной. Такая трансдисциплинарность, писал он, должна являться«координатором всех дисциплинарных и интердисциплинарных систем обучения и инноваций на основе общего аксиоматического подхода» . В такой интерпретации новая (трансдисциплинарная) область знаний требовала собственного (трансдисциплинарного) подхода. В свою очередь взгляд Андре Лихнеровича на трансдисциплинарность был радикально математический. Он воспринимал трансдисциплинарность как некие «перекрёстные игры», способные описать «однородность теоретической деятельности в различных областях науки и техники, независимо от поля, где эта деятельность осуществляется». И, конечно же, эта теоретическая деятельность могла быть сформулирована, считал он, только на математическом языке .

Активное обсуждение трансдисциплинарности в мировой науке продолжилось с середины 80-х годов XX века. Однако, в силу своего семантического потенциала, термин «трансдисциплинарность» до сих пор не получил однозначного определения. Можно выделить несколько, наиболее часто употребляемых, значений этого термина, а также, сложившихся видов трансдисциплинарности.

Часто употребляемые значения термина «трансдисциплинарность»

Основные виды трансдисциплинарности

Согласно результатам исследований бельгийского ученого Э. Джаджа (Judge, A) , в современной науке существует четыре вида трансдисциплинарности.

Наиболее общим видом, является трансдисциплинарность-1. Этот вид трансдисциплинарности основывается на усилиях формальной взаимосвязи пониманий отдельных дисциплин. Он обеспечивает формирование логических мета-рамок, посредством которых, их знания могут быть интегрированы на более высоком уровне абстракции, чем это происходит в междисциплинарности. Трансдисциплинарность-1 часто используется при работе различных экспертных систем, и экспертных групп.

Трансдисциплинарность-2 имеет более тесную внутреннюю связь с личным опытом исследователя, включая медитацию. Трансдисциплинарность-2 и трансдисциплинарность-1 контрастируют с двумя другими видами трансдисциплинарности. Так, например, иллюстративное использование метафоры и образного языка может рассматриваться, как исходная форма трансдисциплинарности (трансдисциплинарность-0). В этом её отличие от другого вида трансдисциплинарности (трансдисциплинарность-3), связанной с использованием генеральных метафор, имеющих фундаментальное познавательное значение.

Перспективы развития трансдисциплинарности

Каждая форма трансдисциплинарности имеет свои недостатки и преимущества. Однако очевидная целесообразность использования трансдисциплинарности, позволила считать её одним из основных способов решения сложных многофакторных проблем XXI века. Об этом свидетельствует текст «Всемирной Декларации о Высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры». Декларация была принята участниками Международной конференции по Высшему образованию,состоявшейся в октябре 1998 года в Париже, в Штаб-квартире ЮНЕСКО. Статья 5 и статья 6, Декларации, содержат рекомендации - поощрять трансдисциплинарность программ учебного процесса и учить будущих специалистов, использовать трансдисциплинарный подход для решения сложных проблем природы и общества .

Накануне этой конференции, в мае 1998 года, под эгидой ЮНЕСКО в Руайомонском аббатстве (Париж, Франция) был проведен симпозиум по трансдисциплинарности. Итоговые документы симпозиума закрепили понимание сути трансдисциплинарности. «Мультидисциплинарный и междисциплинарный подходы не являются средствами эффективной защиты от продолжающейся в настоящее время фрагментации знаний, поскольку, через простое сопоставление или сборку дисциплинарных подходов, они не достигают той глубины «интеграции» фундаментального единства, лежащего в основе всех форм знания. Их концептуальные и методологические инструменты должны быть переосмыслены. Трансдисциплинарность изначально задумана как мета-методология, поэтому трансдисциплинарный подход принимает в качестве объекта именно те разные методики различных дисциплин, только для того, чтобы «преобразовать» и «превзойти» их» .

Примером развития трансдисциплинарности в направлении поиска формальной взаимосвязи отдельных дисциплин Трансдисциплинарность-1) являются Американская школа трансдисциплинарности , а также Швейцарская школа трансдисциплинарности и Китайская школа трансдисциплинарности . Французская школа трансдисциплинарности отдаёт предпочтение более тесной внутренней связи с личным опытом исследователя, а также, использованию генеральных метафор, имеющих фундаментальное познавательное значение Трансдисциплинарность-2,3 . О перспективе развития трансдисциплинарности в мировой науке свидетельствует следующий факт. В 2013 году в США под эгидой Американской академии науки и культуры был опубликован Доклад «ARISE-2» (Advancing Research in Science and Engineering). Среди основных целей, обозначенных в докладе, выделяется цель – осуществить в американской науке «переход от междисциплинарности к трансдисциплинарности». Междисциплинарность подразумевает простое «заимствование» техник и методов из других областей науки, тогда как трансдисциплинарность предполагает «функциональный синтез методологий», создание на их основе совершенно новых исследовательских концепций .

См. также

Примечания

  1. https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=14526 Журнал «Современные проблемы науки и образования». – 2014. – № 5 - 12.09.2014 - УДК 378.1 - ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ: ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ, ПРОБЛЕМЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ.
  2. Piaget Jean. «L’épistémologie des relations interdisciplinaires», in Léo Apostel et al., 1972. – Р. 144.
  3. Basarab Nicolescu. TRANSDISCIPLINARITY – PAST, PRESENT AND FUTURE. Published in Moving Worldviews - Reshapingsciences, policies and practices for endogenous sustainable development, COMPAS Editions,Holland, 2006, edited by Bertus Haverkort and Coen Reijntjes, p. 142-166. Available: http://basarab-nicolescu.fr/Docs_articles/Worldviews2006.htm#_ftn1
  4. Erich Jantsch. Vers l’interdisciplinarité et la transdisciplinarité dans l’enseignement et l’innovation, in Léo Apostel et al, 1972
  5. André Lichnerowicz. Mathématique et transdisciplinarité, in Léo Apostel et al,1972
  6. 1st World Congress of Trandisciplinarity (1994), Preamble. Convento da Arrábida, Portugal, November 2-6. Available: http://perso.club-internet.fr/nicol/ciret/english/charten.htm
  7. De Mello, M. (2001) The School of the Future, University of São Paulo, Center for Transdisciplinary Education (CETRANS)
  8. Judge, A. (1994) Conference Paper. 1st World Congress of Transdisciplinarity, Union of International Associations. Available: http://www.uia.org/uiadocs/aadocnd4.htm)
  9. UNESCO on the World Conference on Higher Education (1998). Higher Education in the Twenty-First Century: Vision and Action.Available:http://perso.club-internet.fr/nicol/ciret/english/charten.htm
  10. Transdisciplinarity: Stimulating Synergies, Integrating Knowledge Division of Philosophy and Ethics UNESCO, 1998, pp. 37–38. Available: http://unesdoc.unesco.org/images/0011/001146/114694eo.pdf
  11. Институт комплексных проблем Санта-Фе (США, штат Нью-Мексико) Available: http://www.santafe.edu/
  12. Network for Transdisciplinary in sciences and humanitiesity Available: http://www.transdisciplinarity.ch/d/index.php
  13. Государственные программы по развитию науки и техники (Пекин 2008). Available: Архивированная копия (неопр.) . Проверено 7 июня 2007.
  • 5. Феноменология (э. Гуссерль): критика европейской науки.
  • 6. Философия науки м. Хайдеггера. Хайдеггер м. «о сущности истины».
  • 7. Герменевтическая школа модель философии науки.
  • 8. Критическая школа философии науки.
  • 9. Постмодернизм и философия науки. Фуко м. «Археология знания».
  • 10. Традиционная гносеология, её направления и особенности. Ленин в.И. «Материализм и эмпириокритицизм».
  • 11. Современная эпистемология, её отличительные черты и принципы.
  • 12. Субъект и объект в современной эпистемологии.
  • 13. Научное знание как система, его особенности и структура. Форма знания.
  • 14. Понятие и структура научной теории.
  • 15. Эмпирический и теоретический уровни научного познания: критерии их различия.
  • 16. Структура эмпирического знания.
  • 17. Структура теоретического знания.
  • 18. Основания науки. Их структура. Система идеалов и норм.
  • 19. Научная картина мира, её структура, основные виды и формы, функции.
  • 20. Понятия методологии и методологического принципа. Методы научного познания и их
  • Философские методы
  • Общенаучные подходы и методы исследования
  • Научные методы эмпирического исследования
  • Научные методы теоретического исследования
  • 21. Методологическая функция философии и основные механизмы их реализации.
  • 22. Научное понятие и механизм его развития.
  • 23. Логические основания научного познания. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования.
  • 24. Научные революции как перестройка оснований науки. Типология научных революций. Концепция научных парадигм и революций т.Куна. Кун т. «Структура научных революций».
  • 25. Исторические типы научной рациональности.
  • 26. Особенности современной постнеклассической науки.
  • 27. Дифференциация и интеграция наук.
  • 28. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современного знания.
  • 29. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира.
  • 30. Этика науки.
  • 31. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях.
  • 32. Экологическая этика и её философские основания.
  • 33. Философия русского космизма и учение в.И. Вернадского о био-, техно- и ноосфере. Вернадский в.И. «Философские мысли натуралиста».
  • 34. Мировоззренческие установки техногенной цивилизации: сциентизм и антисциентизм.
  • 35. Научный факт и его методологическое значение.
  • 37. Историческое развитие способов трансляции научного знания.
  • 38. Социальные, политические и экономические факторы развития науки. Взаимодействие науки и общества.
  • 39. Наука как форма человеческой деятельности. Психологические аспекты научного познания.
  • 40. Междисциплинарный и комплексный подходы в современном научном исследовании.
  • 41. Системно-структурный подход как метод познания в современной науке.
  • 40. Междисциплинарный и комплексный подходы в современном научном исследовании.

    Особенность междисциплинарного подхода состоит в том, что он допускает прямой перенос методов исследования из одной научной дисциплины в другую. Перенос методов, в этом случае, обусловлен обнаружением сходств исследуемых предметных областей. Например, кровеносная система организма схожа с системой трубопроводов технического объекта. Эта обстоятельство позволяет биологу исследовать кровеносную систему организма, методом, который применяется в физике для описания движения жидкости по трубам. В результате появляется «междисциплинарная дисциплина» – биофизика, использующая междисциплинарный подход. По такому принципу организованы и другие бинарные (двойные) междисциплинарные дисциплины. Продолжая пример с биологией, можно продолжить список таких междисциплинарных дисциплин – биохимия, биомеханика, социобиология, бионика, а также многие другие. Однако использование «чужой» дисциплинарной методологии редко приводит к изменению дисциплинарного образа предмета исследования. Иными словами, несмотря на то, что работа кровеносной системы была хорошо описана при помощи методов физики, для биолога - человек так и остался одним из биологических видов, состоящим из клеток, тканей и органов. Биологический образ человека не превратился в образ киборга, имеющего в своем теле разветвленную систему трубопроводов. Следует отметить, что, для сохранения границ дисциплинарных коробок, в междисциплинарных исследованиях всегда присутствуют «ведущая» и «ведомая» дисциплины. Все результаты, даже те, которые получены при помощи методологии «ведомой» дисциплины, как это было в приведенном примере, интерпретируются с позиции дисциплинарного подхода «ведущей» дисциплины. Поэтому междисциплинарный подход предназначен, прежде всего, для решения конкретных дисциплинарных проблем, в решении которых какая-либо конкретная дисциплина испытывает концептуальные и методологические трудности.

    Системный подход - универсальный инструмент познавательной деятельности: как система может быть рассмотрено любое явление, хотя, разумеется, не всякий объект научного анализа в этом нуждается. Системный метод незаменим в познании и конструировании сложных динамических целостностей. Еще в 1972 г. философы отмечали: "Системно-структурный подход к изучаемым объектам в настоящее время приобретает (если еще не приобрел) статус общенаучного принципа: во всех специальных науках, в меру их развитости и внутренних потребностей, используется системный подход". На современном этапе развития науки теоретические разработки системного подхода и использование его как метода уже настолько широки, что можно говорить об общенаучном "системном движении", имеющем ряд направлений.

    Повышенное внимание к проблемам системного подхода в настоящее время объясняется соответствием его как метода усложнившимся задачам общественной практики, задачам познания и конструирования больших, сверхсложных систем. Но не только этим. Феномен системного подхода отражает, прежде всего, определенную закономерность в развитии самой науки. Одной из предпосылок, определивших современную роль системного подхода в науке, является бурный рост количества информации - "информационный взрыв". "Преодоление противоречия между ростом количества информации и ограниченными возможностями ее усвоения может быть достигнуто с помощью системной реорганизации знания".

    Комплексный подход, на наш взгляд, имеет смысл выделять как особую разновидность системного метода. Системный подход приобретает форму комплексного тогда, когда речь идет об исследовании систем, в состав которых входят элементы, одновременно функционирующие в других системах, причем других по своей природе, с которыми комплексные системы на этом основании связаны сложными функциональными и иными зависимостями. Отсюда можно сделать вывод, что комплексный подход порожден необходимостью исследования комплексов как особых систем. Однако это не значит, что всякое исследование комплекса есть комплексное исследование. Так же, как не всякое исследование системы можно назвать системным: системы могут изучаться и несистемным путем. Для того, чтобы исследование было комплексным, недостаточно комплекса-объекта: комплексом должно быть само исследование, то есть оно должно быть построено, организовано на определенных принципах, а именно - на принципах системности. Ведь комплекс, как отмечалось, есть особая система. Отсюда следует второй и более важный вывод: комплексный подход является таковым только в том случае, когда он является системным.

    Система - объект, функционирование которого, необходимое и достаточное для достижения стоящей перед ним цели, обеспечивается (в определенных условиях среды) совокупностью составляющих его элементов, находящихся в целесообразных отношениях друг с другом.