Основные качества речи. Чистота, богатство, выразительность и уместность речи

Особенности структуры речи, ее свойства, которые могут будить мысли и чувства людей, поддерживать обостренное внимание и вызывать интерес к содержанию речи, дают основание называть ее выразительной. Выразительность речи зависит от ситуации общения. Выразительность может быть произносительная, акцентологическая, лексическая и словообразовательная. Выразительно в речи то, что выделяется семантически или формально на общем привычном речевом фоне. Основные условия, от которых зависит выразительность речи человека, – самостоятельность мышления, интерес автора к предмету речи, хорошее знание языка, его экспрессивных возможностей. Стилистическая окрашенность языковых средств позволяет говорящему делать дополнительные акценты на важных, по его мнению, объектах высказывания.

Содержание понятия «выразительные средства» не всегда совпадает с содержанием понятия «изобразительно-выразительные средства», к которым часто относят тропы и фигуры речи. Выразительность могут усиливать единицы языка всех уровней. Даже отдельный звук может оказаться в речи выразительным, например, звукозапись, ассонансы и аллитерации, скандирование речи и т.д. Большим изобразительным потенциалом обладают эпитеты и метафоры. Например, в словосочетании деревянная полка прилагательное не является эпитетом; в словосочетаниях деревянный взгляд или деревянная походка это же слово стало эпитетом. Можно вколачивать гвоздь в стену . Можно вколачивать мысли в голову – возникает метафора, грубоватая, но выразительная.

1.5. Богатство и разнообразие речи

Богатство любого языка определяется, прежде всего, большим объемом словаря. Лексический потенциал русского языка отражен в различных лингвистических словарях. Так, «Словарь церковнославянского и русского языка», изданный в 1847 году, содержит около 115 тыс. слов. В «Словаре живого великорусского языка» В.И. Даля более 200 тыс. слов, в «Толковом словаре русского языка» Д.Н. Ушакова около 90 тыс. слов.

Каким может быть словарный запас человека? Ответить на этот вопрос однозначно очень трудно. Одни исследователи считают, что активный словарь современного человека обычно не превышает 7 – 9 тыс. разных слов, но подсчетам других, он достигает 11 – 13 тыс. слов. Например, А.С. Пушкин употребил в своих произведениях и письмах более 21 тыс. слов.

Богатство языка определяется и смысловой насыщенностью слова, т.е. его многозначностью. Чаще всего в речи реализуется одно из значений многозначного слова. Случаи, когда учитываются два значения употребляемого слова одновременно, в высшей степени экспрессивны. Как объяснить, о чем пишут авторы, если текст начинается так: «Лондон был потрясен в прямом и переносном смысле» . Оказывается, рухнул один из небоскребов. Автор расширил смысловой объем слова, придал ему новое значение в соответствие с его словообразовательной структурой.

Таким образом, каждый, кто заинтересован в совершенствовании своей речи, должен интересоваться семантикой, противопоставлять не только разные слова, но и разные значения одного слова.

Красочнее, разнообразнее делают нашу речь синонимы, например, понятие о большом количестве чего-либо передается словами: тьма (книг), пр о пасть (работы), прорва (дел), туча (комаров), рой (мыслей), океан (улыбок), море (флагов), лес (труб) .

Есть в русском языке слова, которые передают положительное или отрицательное отношение говорящего к предмету мысли, т.е. обладают экспрессивностью. Так, слова блаженство, роскошный, великолепный, неустрашимый, очаровать заключают в себе положительную экспрессию, а слова болтун, недотепа, бестолковщина, мазня характеризуются отрицательной экспрессией.

Богатством, гибкостью и выразительностью отличается грамматический строй языка. Возьмем для примера категорию вида глагола. Так, в видовой паре прочитать – прочитывать глаголы характеризуют действие по-разному. Глагол прочитать (совершенный вид) указывает на действие, которое исчерпало себя и дальше продолжиться не может. Глагол прочитывать (несовершенный вид) указывает на действие, которое не ограничено.

Следует помнить, что стандартное выражение, избитая фраза не может волновать слушателей, убедить их в чем-то, воздействовать на них, не дает им возможности вникнуть в суть высказывания 7 .

Выводы

    Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить гра­мотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи – свое­образная характеристика профессиональной пригодности для таможенников, юристов, экономистов и людей других профессий. Высоким уровнем речевой культуры важно владеть всем, кто по роду своей де­ятельности связан с людьми, организует и направляет их рабо­ту.

    Одной из главных категорий теории культуры речи считается коммуникативная целесообразность, поэтому важно знать основные коммуникативные качества речи и учитывать их в процессе речевого взаимодействия. Среди таких качеств мы выделяем точность, логичность, чистоту и выразительность. Точность речи связана с точностью словоупотребления, с правильным использованием синонимов, антонимов, паронимов, омонимов и многозначных слов. Чистота речи означает отсутствие в речи чуждых литературному языку элементов (жаргонизмов, вульгаризмов, бранных слов и др.). Логичность речи – это выражение связей между частями мысли в смысловых связях компонентов речи.

Выразительностью речи называется качество, возникающее в результате реализации заложенных в языке выразительных возможностей. Выразительность может создаваться языковыми единицами всех уровней. Кроме того, существуют специфические изобразительные свойства языка (тропы, стилистические фигуры), делающие высказывание ярким, образным, эмоциональным. Экспрессивность создаётся употреблением фразеологизмов, крылатых слов, пословиц и поговорок.

Все это призвано обеспечить эффективность коммуникации и высокий уровень владения литературными нормами и правилами общения.

Ключевые слова: речь, язык, текст, коммуникация,содержательность, точность, понятность, чистота, выразительность, уместность, богатство речи.

Вопросы для самоконтроля

    Что такое культура речи?

    Назовите и охарактеризуйте три аспекта теории культуры речи.

    Какие качества речи определяют ее как «культурную»?

    От чего зависит содержательность речи?

    Какие ошибки нарушают точность речи?

    Чем обусловлена понятность речи?

    Что такое чистота и выразительность речи?

    Какие языковые средства обеспечивают выразительность?

    Какую функцию выполняет выразительность речи?

    Расскажите о таком качестве речи как «богатство» и «разнообразие».

Богатство речи, разнообразие речи, объем - если в одном речевом пространстве встречаются разные языковые знаки. Тем реже повторяются одни и те же единицы, тем речь богаче.

Структурные условия, обеспечивающие богатство речи: активный словарный запас говорящего или пишущего, навыки использования этого словарного богатства, активная работа нашего мышления.

Прежде всего лексика фразеологии обеспечивает богатство речи. Потом уже синтаксические конструкции и интонация. В гомеровских произведениях 10000 слов, у Шекспира - 15000, у Пушкина - 22000.

Черпают лексический запас: литература, прежде всего, Пушкин, народная речь.

Наиболее требователен к богатству речи стиль художественной литературы. В деловом стиле требования к речевому разнообразию понижены. В научной и деловой речи повторение слова - это норма. Богатство речи является стилеобразующим качеством не для каждого функционального стиля Русский язык и культура речи: учебно-методическое пособие./ Автор-составитель Усанова О.Г. - Челябинск: Феникс, 2013. - 307 с..

Чистота речи представляет собой такую структуру, в которой нет элементов, чуждых литературному языку и нет элементов, которые отвергаются нормами нравственности. Высшая форма национального языка - язык литературный. Чистота речи обеспечивает национальное единство. Нарушение чистоты - ослабление языкового единства нации. Одним из требований, которые обеспечивают чистоту речи, является требование отсутствия в ней диалектизмов. Диалекты - территориальные, ограниченные особенности речи: слова, обороты, ударения (лексически известны из художественной литературы - вечерять, ужинать), интонации. Интонации - семантические (наглый - внезапный) и фонетические (лаука, аржаной, интервокальное «в» - радиво, какаво).

Проявления ассимиляции (менный - медный), диссимиляции (колидор, дилектор).

Твердые губные на конце - сем, восем.

Проблема чистоты речи появилась еще в античности. Аристотель писал о чистой эллинской речи. Цицерон - римская речь.

Источник засоренности речи: жаргонизмы и арготизмы. Жаргонизмы - это речь значительного круга людей, объединенных социумом или профессией. Переосмысление «предки» - молодежный жаргон. В разных эпохах разный молодежный жаргон.

Много иностранных слов. Есть профессиональные жаргоны. У молодежных жаргонов есть разновидности: школьный, компьютерный, наркоманский, у моряков (компАс), шахтеров (дОбыча), шоферов (искрА).

Арго - условная речь деклассированных элементов с установкой на тайность Васильева А. Н. Основы культуры речи. - М.: Академия, 2010. - 535 с..

Арготизмы - слова, пришедшие в литературный язык из арго. Имеют установку на тайность - понятны только узкому кругу людей, например, ворам или коробейникам в дореволюционной Руси. Даль сделал вывод, что язык коробейников даже не разновидность русского языка, не имеет отношения к говорам. Жаргонизмы и арготизмы - формы существования языка, которые не имеют статус литературности.

Источником засорения языка могут быть литературные элементы. Это может быть и научная лексика, если она используется не критически и есть возможность заменить ее словом национального языка, то лучше это и сделать. Заимствование: слово приходит и реалия уже есть либо слово приходит вместе с предметом (блюминг).

Позиция: не против всех иноязычных слов (есть уже освоенные слова, без которых язык обойтись не может), а против использования иноязычных слов без надобности.

Есть два пути языковой политики: традиционный и силовой.

Министерство Франкофонии заботится о чистоте французского языка. Центры изучения французского языка открыты по всему миру. Разрешается только 25% американских фильмов. Терминологию стараются перевести на французский язык. Если журналист допускает перебор американских слов, то его снимают с эфира. Реклама и объявления: нельзя, чтобы были только на английском языке.

Другие источники засорения литературного языка - канцеляризмы (слова и словосочетания, которые употребляются в деловых документах). Когда элементы деловой речи проникают в обиходно-бытовую речь, в публицистику, общественное сознание начинает бунтовать. Чуковский «Живой как жизнь», глава «Канцелярит» - общественная болезнь. Канцеляризм не в своей родной сфере засоряет речь.

Есть слова сорняки, которые попадают в речь при недостаточном контроле сознания. Пример: значит, так сказать, как бы (значение неопределенности превратилось в речевой костыль, который позволяет извиниться за неточность речи). Исчезает богатство оттенков речи, мысли, когда сталкиваешься с таким словоупотреблением. Есть и полнозначные слова, которые засоряют речь. Сейчас «ощущать» вместо думать, предполагать, полагать, умозаключать. Слова-сорняки не несут смысловой нагрузки. У Овечкина в «Районных буднях» был герой, который любил выступать на конференциях. Его речь - набор пустопорожних слов.

Другой источник - бранная и вульгарная лексика. Это проблема лингвистическая, морально-этическая и правовая. В Уголовном кодексе и Конституции есть статьи, которые защищают человека от такого негативного воздействия.

Чистота - это отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку и недопустимых с точки зрения этики и нравственности Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учебник для вузов. - М.: Кнорус, 2011. - 244 с..

Уместность речи - это такой подбор и организация средств языка, которые делают речь отвечающей целям и условиям общения. Уместность речи соответствует теме общения, составу слушателей, поставленным автором задачам. Еще в античности люди понимали, что речь может быть хорошей, если она уместна. Не всегда хорошие качества речи уместны в ней. Уместность - особое качество в ряду коммуникативных качеств речи. Уместность предопределяет и регулирует выбор качеств речи для каждого конкретного условия общения. Без учета конкретных условий коммуникации абстрактные рассуждения о точности выразительности речи. Абстрактного понятия хорошей речи не существует. Оно относительно и определено уместностью тех или иных языковых единиц, приемов организации языковых единиц. Уместность регулирует сумму слагаемых понятия «хорошая речь».

Уместность речи существует над другими коммуникативными качествами речи. Критерий «уместности» распределяется на разные типы, разные уровни языка. Уместность может быть дифференцирована. Можно выделить несколько аспектов:

  • 1. Стилевая уместность. В каждом стиле есть нормы организации речевого материала. В другом стиле норма может отличаться. В художественной речи допускаются нарушения языковых норм, если они оправданы замыслом произведения. Художественная поэзия и проза часто используют элементы разговорной речи, диалоги.
  • 2. Контекстуальная уместность - на уровне текста. Может произойти, что какой-то языковой факт неуместный для стиля, оказывается уместным в данном тексте этого стиля.

Богатством, гибкостью и выразительностью отличается и грамматический строй языка. Возьмем для примера категорию вида. В отличие от категории времени, которая указывает на отношение действия к моменту речи, категория вида обозначает способ протекания действия. Так, в видовой паре прочитать - прочитывать глаголы характеризуют действие по-разному. Глагол прочитать (совершенный вид) указывает на действие, которое исчерпало себя и дальше продолжиться не может. Глагол прочитывать (несовершенный вид) указывает на действие, которое не ограничено.

Следует помнить: серая, наполненная словесными штампами речь вызывает в сознании слушающих необходимых ассоциаций. Вряд ли человек, злоупотребляющий стандартными выражениями, может и волновать слушателей, убедить их в чем-то, воздействовать на них. Шаблонная, избитая фраза отскакивает от слушателей, не дает им возможности вникнуть в суть высказывания.

Кроме того, убогая, бедная в языковом отношении речь воспринимается как отрицательная характеристика человека, свидетельствующая о его поверхностных знаниях, низкой речевой культуре, о недостаточном запасе слов. Но главное: бедность, серость, однообразие языка связывается с бедностью, серостью и неоригинальностью мысли Русский язык и культура речи / Под ред. В.Д. Черняк. - М.: Высшая школа, 2012. - 311 с..

Найдите искажения в связи с употреблением фразеологизмов, исправьте их.

1. Если давать всем сестрам по серьгам, распределение электроэнергии будет несправедливым.

Ошибки в употреблении фразеологизма нет.

2. Получив с ворот поворот, фирмач обратился к другим поставщикам.

Получив от ворот поворот, фирмач обратился к другим поставщикам.

3. На открытии нового телецентра его директор удовлетворённо заявил, что в полку журналистов прибыло.

Искажения в связи с употреблением фразеологизма нет.

4. Вольно - невольно кредиты пришлось возвращать.

Волей-неволей кредиты пришлось возвращать.

5. Коммерческих магазинов сейчас прудом пруди.

Коммерческих магазинов сейчас пруд пруди.

6. Когда я узнал, что в здании сохранят булочную, у меня душа отлегла. Что тут греха скрывать, деньги, посланные по почте, идут долго.

Когда я узнал, что в здании сохранят булочную, у меня от души отлегло. Что тут греха таить, деньги, посланные по почте, идут долго.

7. Скрепя душу, мы собрали вещи и тронулись в дорогу.

Скрепя сердце, мы собрали вещи и тронулись в дорогу.

8. Думаю, что к этому документу приложил лапу не один бюрократ.

Думаю, что к этому документу приложил руку не один бюрократ.

9. Мы за нашим директором как за каменной спиной.

Мы за нашим директором как за каменной стеной.

Раздел грамматики является одним из направлений языкознания, или науки, изучающей способы образования, соединения и изменения слов, и методы строения предложений. Если у человека отсутствуют знания, связанные с владением грамматическими нормами языка, то он не сможет овладеть языком в совершенстве, обучиться грамотной речи и письму. В языке все аспекты преследуют одну цель: оказание помощи человеку в высказывании, выражении всего того, что он желает донести своему собеседнику.

Данная цель преследуется и лексикой, и грамматикой.

По мнению лингвиста Л. Введенской, грамматика, аналогично лексике, наделена “гибкостью и выразительностью”. Данное утверждение сложно оспорить. Желание и потребности писателя имеют непосредственное влияние на возможность использования им для выражения конкретного грамматического смысла в форме разных конструкционных вариантов. Отрывок из романа Каверина содержит применимое писателем безличное предложение, хотя автор мог воспользоваться двусоставным, либо определенно-личным односоставным предложением. Вероятнее всего, он стремился

акцентировать внимание читателей на том, что отсутствовал всякий посторонний умысел в спуске к Тверской – имело место быть просто стечение обстоятельств в неудачный день.

Речь Ромашки отличается переизбытком неполных предложений (30, 41), а также таких, у которых отсутствует связь с предыдущими видимым образом (31, 42). Подобный прием акцентирует внимание на “таинственности” высказываний одноклассника Сани, его страстном желании добиться какой-то эмоциональной реакции или хотя бы расспросов от приятеля.


(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)

Другие работы по этой теме:

  1. Слово является одной из главных единиц языка. Словом называют определенные предметы, процессы, действия, описывают их состояние. Все явления и предметы имеют в языке свои наименования....
  2. В произведениях художественной литературы часто применяется разговорная лексика. Авторы таким способом стремятся достичь собственных целей, пользуясь данным приемом при создании образов своих персонажей. Все объясняется...
  3. Речь человека состоит из простых и сложных по своей структуре предложений, распространенных и нераспространенных. Особое место отведено неполным предложениям, о которых русский лингвист Ирина Голуб...
  4. Термин “синтаксис” используется в качестве названия раздела науки о языке, предназначенного для изучения построения предложений и словосочетаний. Их применяют люди с целью общения между собой....
  5. Сложное предложение считается отражением отношений, усматриваемых автором между двумя ситуациями, либо же несколькими эпизодами. Таково мнение, относительно цели применения сложного по структуре предложения, было высказано...

.
Раскрыть смысл высказывания Введенской: “Богатством, гибкостью и выразительностью отличается и грамматический строй языка” (ЕГЭ по русскому)

Выразительность речи усиливает эффективность выступления: яркая речь вызывает интерес у слушателей, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие не только на разум, но и на чувства, воображение слушателей .

Следует иметь в виду, что в науке нет единого определения понятия «выразительность речи». Существуют разные подходы к описанию этого качества речи. Ученые считают, что выразительность может создаваться средствами языка всех его уровней. Поэтому в литературе выделяют выразительность произносительную, акцентологическую, лексическую, словообразовательную, морфологическую, синтаксическую, интонационную, стилистическую.

2. Назовите и проанализируйте нормы литературного языка

Языковые нормы (нормы литературного языка, литературные нормы) - это правила использования языковых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, правописания, словоупотребления, грамматики. Норма - это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).

Языковое явление считается нормативным, если оно характеризуется такими признаками, как:

Соответствие структуре языка;



Массовая и регулярная воспроизводимость в процессе речевой деятельности большинства говорящих;

Общественное одобрение и признание.

Языковые нормы не придуманы филологами, они отражают определенный этап в развитии литературного языка всего народа. Нормы языка нельзя ввести или отменить указом, их невозможно реформировать административным путем. Деятельность ученых-языковедов, изучающих нормы языка, заключается в другом - они выявляют, описывают и кодифицируют языковые нормы, а также разъясняют и пропагандируют их.

К основным источникам языковой нормы относятся:

произведения писателей-классиков;

произведения современных писателей, продолжающих классические традиции;

публикации средств массовой информации;

общепринятое современное употребление;

данные лингвистических исследований.

Характерными чертами языковых норм являются:

относительная устойчивость;

распространенность;

общеупотребительность;

общеобязательность;

соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы.

Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять одну из важнейших функций - культурную.

Речевой нормой называется совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации.

Нормированность речи - это ее соответствие литературно-языковому идеалу.

«Языковая система, находясь в постоянном использовании, создается и видоизменяется коллективными усилиями тех, кто ее пользуется… Новое в речевом опыте, не вписывающееся в рамки системы языка, но работающее, функционально целесообразное, ведет к перестройке в нем, а каждое очередное состояние языковой системы служит основанием для сравнения при последующей переработке речевого опыта. Таким образом, язык в процессе речевого функционирования развивается, изменяется, и на каждом этапе этого развития языковая система с неизбежностью содержит в себе элементы, которые не завершили процесс изменения. Поэтому различные колебания, варианты неизбежны в любом языке»

Постоянное развитие языка ведет к изменению литературных норм. То, что было нормой в прошлом столетии и даже 15-20 лет назад, сегодня может стать отклонением от нее. Так, например, раньше слова закусочная, игрушечный, булочная, будничный, нарочно, порядочно, сливочный, яблочный, яичница произносились со звуками [шн]. В конце 20 в. такое произношение в качестве единственной (строго обязательной) нормы сохранилось только в словах нарочно, яичница. В словах булочная, порядочно наряду с традиционным произношением [шн] признано допустимым новое произношение [чн]. В словах будничный, яблочный новое произношение рекомендуется в качестве основного варианта, а старое допускается в качестве возможного варианта. В слове сливочный произношение [шн] признается хотя и допустимым, но устаревшим вариантом, а в словах закусочная, игрушечный новое произношение [чн] стало единственно возможным нормативным вариантом.

На этом примере хорошо видно, что в истории литературного языка возможны:

Сохранение старой нормы;

Конкуренция двух вариантов, при которой словари рекомендуют традиционный вариант;

Конкуренция вариантов, при которой словари рекомендуют новый вариант;

Утверждение нового варианта в качестве единственно нормативного.

В истории языка изменяются не только орфоэпические, но и все другие нормы.

Примером изменения лексической нормы могут служить слова дипломант и абитуриент. В начале 20 в. слово дипломант обозначало студента, выполняющего дипломную работу, а слово дипломник было разговорным (стилистическим) вариантом слова дипломант. В литературной норме 50-60-х гг. произошло разграничение в употреблении этих слов: словом дипломник стали называть студента в период подготовки и защиты дипломной работы (оно утратило стилистическую окраску разговорного слова), а слово дипломант стало употребляться для наименования победителей конкурсов, смотров, соревнований, отмеченных дипломом победителя.

Слово абитуриент употреблялось как обозначение тех, кто оканчивал среднюю школу, и тех, кто поступал в вуз, так как оба эти понятия во многих случаях относятся к одному и тому же лицу. В середине 20 в. за оканчивающими среднюю школу закрепилось слово выпускник, а слово абитуриент в этом значении вышло из употребления.

Изменяются в языке и грамматические нормы. В литературе XIX в. и разговорной речи того времени употреблялись слова георгина, зала, рояля - это были слова женского рода. В современном русском языке нормой является употребление этих слов как слов мужского рода - георгин, зал, рояль.

Примером изменения стилистических норм является вхождение в литературный язык диалектных и просторечных слов, например, забияка, нытик, подоплека, свистопляска, шумиха.

Каждое новое поколение опирается на уже существующие тексты, устойчивые обороты речи, способы оформления мысли. Из языка этих текстов оно выбирает наиболее подходящие слова и обороты речи, берет из выработанного предшествующими поколениями актуальное для себя, привнося свое, чтобы выразить новые идеи, представления, новое видение мира. Естественно, новые поколения отказываются от того, что кажется архаичным, не созвучным новой манере формулировать мысль, передавать свои чувства, отношение к людям и событиям. Иногда они возвращаются к архаичным формам, придавая им новое содержание, новые ракурсы осмысления.

В каждую историческую эпоху норма представляет собой сложное явление и существует в довольно непростых условиях.

В литературном языке различают следующие типы норм:

1) нормы письменной и устной форм речи;

2) нормы письменной речи;

3) нормы устной речи.

К нормам, общим для устной и письменной речи, относятся:

Лексические нормы;

Грамматические нормы;

Стилистические нормы.

Специальными нормами письменной речи являются:

Нормы орфографии;

Нормы пунктуации.

Только к устной речи применимы:

Нормы произношения;

Нормы ударения;

Интонационные нормы.

Нормы, общие для устной и письменной речи, касаются языкового содержания и построения текстов. Лексические нормы, или нормы словоупотребления, - это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.

Лексические нормы отражаются в толковых словарях, словарях иностранных слов, терминологических словарях и справочниках.

Соблюдение лексических норм - важнейшее условие точности речи и ее правильности.

Их нарушение приводит к лексическим ошибкам разного типа (примеры ошибок из сочинений абитуриентов):

Неправильный выбор слова из ряда единиц, в том числе смешение паронимов, неточный выбор синонима, неправильный выбор единицы семантического поля

(костяной тип мышления, проанализировать жизнедеятельность писателей, николаевская агрессия, Россия переживала в те годы много казусов во внутренней и внешней политике);

Нарушение норм лексической сочетаемости (стадо зайцев, под гнетом гуманности, тайный занавес, закоренелые устои, прошел все стадии развития человека);

Противоречие между замыслом говорящего и эмоционально-оценочными коннотациями слова (Пушкин правильно выбрал дорогу жизни и пошел по ней, оставляя несмываемые следы; Он внес непосильный вклад в развитие России);

Употребление анахронизмов

(Ломоносов поступил в институт, Раскольников учился в вузе);

Смешение лингвокультурологических реалий

(Ломоносов жил за сотни миль от столицы);

Неверное употребление фразеологических оборотов (Молодость била из него ключом; Надо вывести его на свежую воду).

Грамматические нормы делятся на словообразовательные, морфологические и синтаксические.

Морфологические нормы требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и др.). Типичным нарушением морфологических норм является употребление слова в несуществующей или несоответствующей контексту словоизменительной форме (проанализированный образ, царящиеся порядки, победа над фашизмами, назвал Плюшкина прорехом). Иногда можно услышать такие словосочетания: железнодорожная рельса, импортная шампунь, заказной бандероль, лакированный туфель. В этих словосочетаниях допущена морфологическая ошибка - неправильно оформлен род имен существительных.

Орфоэпические нормы включают нормы произношения, ударения и интонации устной речи. Произносительные нормы русского языка определяются прежде всего следующими фонетическими факторами:

Оглушение звонких согласных на конце слов: ду[п], хле[п].

Редукция безударных гласных (изменения качества звука)

Ассимиляция – уподобление согласных по звонкости и глухости на стыке морфем: перед звонкими согласными произносятся только звонкие, перед глухими – только глухие: обставить - о[п]ставить, сбежать - [з]бежать, изжарить - и[ж]арить.

Выпадение некоторых звуков в сочетаниях согласных: стн, здн, стл, лнц: праздник – пра[зн]ик, солнце - со[нц]е.

Соблюдение орфоэпических норм является важной частью культуры речи, т.к. их нарушение создает у слушателей неприятное впечатление о речи и самом говорящем, отвлекает от восприятия содержания речи. Орфоэпические нормы зафиксированы в орфоэпических словарях русского языка и словарях ударений.

Нормы ударения (акцентологические нормы). Акцентология изучает функции ударения. Ударение – выделение одного из слогов в составе слова различными фонетическими средствами (повышение тона, усиление голоса, громкость, длительность). Особенностью ударения является его разноместность и подвижность. Разноместность проявляется в том, что в разных словах ударение падает на разные слоги: выдумать – выдумывать. Подвижность ударения обнаруживается в том, что в одном слове при изменении его формы ударение может перемещаться с одного слога на другой: земля (И.п.) – землю (В.п.)

Орфоэпический словарь фиксирует нормы произношения и ударения. В этот словарь преимущественно включаются слова:

Произношение, которых не может быть однозначно установлено на основании их письменного облика;

Имеющие подвижное ударение в грамматических формах;

Образующие некоторые грамматические формы нестандартными способами;

Слова, испытывающие колебание ударения во всей системе форм или в отдельных формах.

Словарь вводит шкалу нормативности: некоторые варианты рассматриваются как равноправные, в других случаях один из вариантов признается основным, а другой допустимым. В словаре также даются пометы, указывающие на вариант произношения слова в поэтической и профессиональной речи.

В произносительных пометах отражаются следующие основные явления:

Смягчение согласных, т.е. мягкое произношение согласных под влиянием последующих мягких согласных, например: рецензия, -и;

Изменения, происходящие в группах согласных, например произношение стн как [сн] (местный);

Возможное произношение одного согласного звука (твердого или мягкого) на месте двух одинаковых букв, например: аппарат, -а [п]; эффект, -а [фь];

Твердое произношение согласных с последующим гласным э на месте орфографических сочетаний с е в словах иноязычного происхождения, например отель, -я [тэ];

Отсутствие редукции в словах иноязычного происхождения, т.е. произношение неударных гласных звуков на месте букв о, е, а, не соответствующее правилам чтения, например: бонтон, -а [бо]; ноктюрн, -а [факульт. но];

Особенности в произношении согласных, связанные со слогоразделом в словах с побочным ударением, например завлабораторией [заф/л], нескл. м, ж.

3. Дайте определение понятиям «омоним», «омофон», «пароним». Приведите примеры употребления указанных понятий

Омо́нимы (др.-греч. ὁμός - одинаковый + ὄνομα - имя) - разные по значению, но одинаковые по написанию единицы языка (слова, морфемы и др.).

Омонимы полные (абсолютные) - омонимы, у которых совпадает вся система форм. Например, наряд (одежда) - наряд (распоряжение), горн (кузнечный) - горн (духовой инструмент).

Омонимы частичные - омонимы, у которых совпадают не все формы. Например, ласка (животное) и ласка (проявление нежности) расходятся в форме родительного падежа множественного числа (ласок - ласк).

Омонимы грамматические, или омоформы - слова, совпадающие лишь в отдельных формах(той же части речи или разных частей речи). Например, числительное три и глагол три совпадают лишь в двух формах (к трём - мы трём).

Омофоны - слова, совпадающие по звучанию, но различные по значению. (То есть написание не важно.). Омофо́ны, фонетическая двусмысленность, фонетические омонимы (греч. ὁμός - одинаковый + φωνή - звук) - слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение. Примеры в русском языке: порог - порок - парок, луг - лук, плод - плот, туш - тушь, падёж - падёшь, бал - балл, косный - костный, предать - придать,эмитировать - имитировать.

В русском языке два основных источника омофонии:

явление оглушения согласных в конце слов и перед другим согласным звуком,

редукция гласных в безударной позиции.

Омографы - слова, совпадающие по написанию, но различные по значению. (То есть звучание не важно.). Омографы (от др.-греч. ὁμός - «одинаковый» и γράφω - «пишу») - слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении (в русском языке чаще всего из-за различий в ударении).

бе́рег - берёг (точки над ё) бе́регу - берегу́ бо́льшая - больша́я

бо́ры - боры́ бо́чка - бочка́ бро́ня - броня́ (близки по смыслу)

бу́ри - бури́ вёдро - ведро́ (точки над ё) ве́нец - вене́ц

ве́рхом - верхо́м ве́сти - вести́ ви́на - вина́ во́рон - воро́н

во́рона - воро́на во́рот - воро́т во́рота - воро́та в свя́зи - в связи́

вы́ходить - выходи́ть гво́здик - гвозди́к гло́тка - глотка́;

гло́ток - глото́к го́ре - горе́ (последнее - церковное)

Го́спода - господа́ го́тов (тв.п. мн.ч.от гот) - гото́в

гра́фа - графа́ гро́ши - гроши́ (деньги - очень дёшево)

до́рог - доро́г ду́хи - духи́ ду́ша - душа́

Пароними́я (от др.-греч. παρα- - приставка со значением смежности, ὄνομα - «имя») - частичное звуковое сходство слов при их семантическом различии (полном или частичном).

Также термином «паронимия» принято называть такое явление в речи, когда два слова, в какой-то мере сходно звучащие, но имеющие разное значение, ошибочно употребляются одно вместо другого. Например, употребление слова «адресат» вместо «адресанта»; «боцман» вместо «лоцман»; «кремень» вместо «кремний» является паронимией, а слова, составляющие такие пары, называются паро́нимами.

Употребление одного слова вместо другого, сходнозвучного, объясняется недостаточно твёрдым знанием значения одного из слов или даже обоих, некомпетентностью говорящего (пишущего) в той сфере деятельности человека (наука, техника, искусство, ремесло), откуда взято слово.

Среди паронимов значительное место занимают имена существительные:

поверка - проверка; невежа - невежда; абонемент - абонент;

орудие - оружие; жар - жара; двигатель - движитель;

прагматизм - прогнатизм; гарант - гарантия.

Есть и прилагательные: горячий - горячительный; дефектный - дефективный; жестокий - жёсткий; крестный (ход) - крёстный (отец); неприкосновенный - неприкасаемый; скрытый (о вещи) - скрытный (о человеке); эффектный - эффективный; языковый - языковой;

А также наречия: жёстко - жестоко; сыто - сытно; безответно - безответственно.

Глаголы: приспать - поспать - переспать; слышать - слушать; уснуть - приснуть.

Пошлите (неправильное употребление глагола идёмте) - пошлите (послать) - пошлите (от пошлить).

Паронимы могут быть однокоренными: одеть - надеть; человеческий - человечный; оплатить - уплатить - заплатить.

Список литературы

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. - М.: Феникс, 2011.

Былкова С.В., Махницкая Е.Ю. Культура речи. Стилистика Флинта. - М.: Наука, 2009.

Максимов В.И., Казаринова Н.В., Сретенская Л.В. и др. Русский язык и культура речи. Практикум. - М.: Гардарики, 2008.

Ганапольская Е., Хохлова А. Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий. - СПб.: Питер, 2010.

Пахнова Т.М. Русский язык. Комплексная работа с текстом. - М.: Айрис-пресс, 2009.

Немало в русском языке слов, которые передают положительное или отрицательное отношение говорящего к предмету мысли, т. е. обладают экспрессией. Так, слова блаженство, роскошный, великолепный, неустрашимый, очаровать заключают в себе положительную экспрессию, а слова болтун, недотепа, бестолковщина, мазня характеризуются отрицательной экспрессией.

Богатством, гибкостью и выразительностью отличается и грамматический строй языка. Возьмем для примера категорию вида. В отличие от категории времени, которая указывает на отношение действия к моменту речи, категория вида обозначает способ протекания действия. Так, в видовой паре прочитать - прочитывать глаголы характеризуют действие по-разному. Глагол прочитать (совершенный вид) указывает на действие, которое исчерпало себя и дальше продолжиться не может. Глагол прочитывать (несовершенный вид) указывает на действие, которое не ограничено.

В отзывах о стиле хороших писателей можно услышать: "Какой богатый язык!" А о плохом писателе или ораторе говорят: "У него язык такой бедный…" Чем же отличается богатая речь от бедной ?

Количество слов (активный словарь ). Самый первый к ите ий богатства и бе ности речи – это количество слов, которые использует оратор. Активный словарный запас человека, выступающего перед публикой, должен быть достаточно богатым.

Многозначность. Богатая речь характеризуется также правильным использованием многозначных слов. Например, слово дом . В каких значениях оно употребляется Пушкиным? 1) Господский дом уединенный, горой от ветров огражденный, стоял над речкою" (дом "здание, строение");2) Страшно выйти мне из дому (дом "жилище, где кто-нибудь живет ; 3) В сем домом правила одна Параша (дом – "домашнее хозяйство ; 4) Три дома на вечер зовут (дом "семья"); 5) Дом был в движении (дом "люди, живущие вместе"). Таким образом, разные значения слова расширяют границы его использования в речи. И мы сами можем приумножать богатства родного языка, если научимся открывать в словах их новые значения.

Синонимы. Ничто так не обогащает речь оратора, как синонимы родного языка.Совершенно однозначных слов в русском языке совсем немного: лингвистика – языкознание. Но зато распространены синонимы, имеющие различные смысловые и стилистические оттенки. Например:

Смеяться хихикать, хохотать, ржать, умирать со смеху, катать­ся от смеха, посмеиваться, гоготать, ухохатываться, смеяться до слез, до упаду.

Любить быть неравнодушным, питать слабость, обожать, пылать любовью, страдать по кому-либо, вздыхать, сохнуть, быть без ума, души не чаять.

Нет избавь, уволь, дудки, ни за что, вот еще, еще чего, ни за какие коврижки, держи карман шире, ни в коем разе! Никогда!

Передавая ту или иную мысль, следует использовать богатые синонимические возможности русского языка!

Сравнения . Пополнение словарного запаса оратора происходит также за счет сравнений. Сравнения создают неповторимые образы.

Д. Карнеги в книге "Как вырабатывать уверенность в себе и вли­ять на людей, выступая публично" дает сравнения, например, к слову холодный: холодный , как лягушка, шомпол, гробница, соль, осенний дождь, глина, ледяная вершина

Удачное сравнение делает речь богатой, украшает ее.

Фразеологизмы . Особые образы в языке оратора создают фразеологизмы, т.е. сложные по составу языковые единицы, имеющие устойчивый характер (ломать голову, сгущать краски, кот наплакал, вверх тормашками ).

Главное условие правильности речи – употребление фразеологизмов в соответствии с их точным значением. Невнимательные к своей речи ораторы чаще всего искажают состав фразеологизмов. При этом они ошибочно вставляют в устойчивые сочетания лишние слова, например: Писатель идет в одну ногу со своим временем; Главным гвоздем программы на этом вечере было выступление фокусника . Недопустимо также смешение фразеологизмов, например: 3десь собрался узкий круг ограниченных людей (правильно: узкий круг или ограниченный круг людей ).

Итак, богатство и разнообразие публичной речи создается богатым активным словарем, использованием многозначных слов, синонимов, образных сравнений, фразеологизмов.

Явления, засоряющие речь

У косноязычного человека речевая бедность, неумение выразить мысль часто соседствуют с негативными явлениями, "засоряющими" речь. В их числе :

1) "заезженные" формулировки: более-менее, нормально, ничего ;

3) сленговые формы: отпад! круто! классно! прикол! тащусь!

4) сокращения слов: коммуналка, Б МБ-ушка, видак, телик;

5) фонетические стяжения: тыща, щас, воще, чё?

7) орфоэпические ошибки: *катлог, инцин дент .

Названные явления недопустимы в речи оратора.


Заключение

Человек существо социальное, а ведущим коммуникативным средством является речь. «Я мыслю, значит, я существую» писал Декарт. Но мысль без речевой структуры бесплотна. Главной функцией речи является трансформация внутреннего образа человека, возникшего в результате подсознательной внутренней или духовной работы, в сознание слушающего. Для точного воспроизведения образа необходима выразительная речь, благодаря которой воспроизводимая информация пробивается через призму субъективной оценки человека и становится неотъемлемой частью его внутреннего мира. Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя.

Выразительно может говорить человек соответствующий следующим условиям: самостоятельность мышления; неравнодушие; хорошее знание языка, его выразительных возможностей; хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей; систематическая и осознанная тренировка речевых навыков .

Выразительные средства языка иногда сводят к так называемым выразительно-изобразительным, т. е. тропам и фигурам, но выразительность могут усиливать единицы языка всех его уровней - начиная со звуков и кончая синтаксисом и стилями. Выразительные возможности слова поддерживаются и усиливаются актуализацией его семантики. Актуализация семантики слова в поэзии обычно связана с тем, что можно назвать ассоциативностью образного мышления. На принципах ассоциации действуют, и другие выразительные средства речи. Не меньшими, чем лексика, возможностями усиливать и ослаблять выразительность речи располагает синтаксис языка.

Одно умение находить «свои», выразительные и эмоциональные слова еще не сделает вашу речь живой, если вы не владеете секретами экспрессивного синтаксиса. Ведь слова надо уметь выстроить из них такие предложения, которые позволяли бы использовать разнообразные интонации, умело расставить паузы.


Список литературы

1. Васильева А.Н. Основы культуры речи. – М., 1990

2. Введенская Л.А., Павлова Л. Г. Деловая риторика. - Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2001

3. Введенская Л.А., Павлова Л. Г., Культура и искусство речи. Современная риторика. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996

4. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М., 2001

5. Зарецкая Е.Н. Логика речи для менеджера. – М., 1996

6. Клюев Е.В. Речевая коммуникация: Учебное пособие для университетов и вузов. – М., 1998

7. Клюев Е.В. Риторика: Учебное пособие для вузов. – М., 1999

8. Леонтьев А.Л. Психология общения. М., 1997.

9. Маслова В.А. Лингвокультурология. М., 2001.

10. Сопер П. – Основы искусства речи. – М., 1992

11. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. Ростов-на-Дону, 1997.


Васильева А. Н. Основы культуры речи. – М., 1990

Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Культура и искусство речи. Современная риторика. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996

Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М., 2001

Клюев Е. В. Речевая коммуникация: Учебное пособие для университетов и вузов. – М., 1998

Клюев Е. В. Риторика: Учебное пособие для вузов. – М., 1999

Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. Ростов-на-Дону, 1997.