Самое главное отличие человека от животного. В чем отличия человека от животного: основные признаки

Сходство и отличие человека и животного

Сход­ства человека и животного :

1. одинаковый веще­ственный состав, строение и поведение организмов . Чело­век состоит из тех же белков и нуклеиновых кислот, что и живот­ные, и многие структуры и функции нашего тела такие же, как и у животных. Чем выше на эволюционной шкале стоит животное, тем больше его сходство с человеком. Современная наука (этология) на основе многочисленных наблюдений утверждает, что в поведении человека и животных много схожего. Животные как и человек испытывают различные чув­ства: радость, горе, тоску, вину и т.п.;

2. Человеческий зародыш проходит в своем развитии все стадии эволюции живых организмов.

3. У человека имеются рудиментарные органы , ко­торые выполняли важные функции у животных и сохранились у человека, хотя не нужны ему (например аппендикс).

Отличия человека от животных и они фундаментальны:

1. наличие разума , но современная наука доказывает наличие разума и у высших животных (раньше считалось, что разумом обладает только человек). Пр-р: эксперименты с обезья­нами показали, что они могут понимать слова, сообщать с помо­щью компьютера о своих желаниях, и таким образом с ними можно вести диалог. Значение разума можно оценить, например, при игре человека в шахматы с компью­тером, который пытается выиграть за счет огромных скоростей перебора всех возможных вариантов и в этом соперничестве человек побеждает.

У животных есть любопытство, внимание, память, воображение, но даже самые высокоорганизованные животные не обладают способностью к понятийному мышлению , то есть к формированию отвлеченных, абстрактных представлений о пред­метах, в которых обобщены основные свойства конкретных вещей. Мышление животных конкретно, а мышление человека может быть абстрактным, отвлечен­ным, обобщающим, понятийным, логичным. Чем выше способность к понятийному мышлению, тем выше интеллект человека . Имея способность к понятийному мышлению, человек осознает , что он делает, и понимает окружающий мир. Хотя животные имеют очень сложные формы поведе­ния и создают изумительные произведения (например, паутина, сотканная пауком или соты у пчел), но человек до начала работы имеет план, проект, модель и этим отличается от всех животных.

2. Человек обладает речью (И.П. Павлов общение с помощью слов назвал второй сигнальной системой), а у животных может быть очень развитая система общения с помощью сигналов (дельфины, летучие мыши общаются при помощи ультразвука). В естествознании имеет место быть гипотеза немецкого антрополога М.Мюллера, суть которой состоит в том, что в процессе совместного труда людей из звуков сначала по­явились корни глаголов, затем другие части слова и речи. Таким же путем в про­цессе общественного труда постепенно мог возникнуть разум, так как слово создает в мозгу человека определенный образ объекта.

3. Способность к труду, способность изготавливать и использовать орудия труда отличает человека от животных. Все животные как-то действуют, а высшие животные способны к сложным видам деятельности (обезьяны используют палки в виде орудий для доставания плодов). Единственный вид животных – черный ворон (исчезающий вид) способен изготовить и использовать орудия труда – крючок из разветвленной ветки для доставания личинок и гусениц из-под коры дерева, причем определяют необходимую длину приспособления.

4. Прямохождение освободило передние конечности (руки) человека.

5. В процессе труда произошло развитие руки , особенно большого пальца.

6. Человек использует огонь и не боится его в отличие от животных.

7. Человек хоронит умерших людей.

Вывод: главные отличия человека от животных - понятийное мышле­ние, речь, труд способствовали в процессе эволюции обособле­нию человека от природы.

Что же отличает человека от животного? Отличий много, но прежде всего, это его мозг. Это - главное отличие человека от животного. Наш мозг приблизительно в 3 раза больше по объёму мозга шимпанзе, ближайшего к нам «родственника» из животного мира. Кроме того, есть и другие отличия человека от животного. Это, например, умение перемещаться на двух ногах. Благодаря этой смог освободить две другие конечности, используемые им для самой разнообразной деятельности, вследствие чего произошло увеличение гибкости кисти и мелкой моторики, которые, в свою очередь, как считают многие учёные, позволили развиваться и мозгу человека. Кстати, обезьяна не может совершить такое действие, как, например, вставить нитку в иголку, как ни пытались её научить этому несложному, на наш взгляд, действию. Есть ещё некоторые отличия человека от животного. Например, у людей достаточно хорошо развита речь, которая способна передавать довольно точно мысль.

Люди за долгие годы своего существования так и не смогли установить никаких контактов с «братьями по разуму» на Земле. Мы даже не можем предположить, о чем может «думать» домашняя собака или муравьи, которые ведут сложноорганизованную коллективную жизнь. Человек считает, что он - единственный мыслящий вид на планете. Может быть, оно так и есть. По крайней мере, нам известно, что люди наделены способностями к размышлению о вещах, весьма далёких от их непосредственных направленных на выживание. Такие способности связывают с Используя эту способность, люди создали цивилизацию, развили культуру, изучили далёкие планеты, написали замечательные картины, стихи, музыку, построили красивые города, смогли одержать победу над многими болезнями, холодом и голодом.

Биосфера как имеет свойства, связанные с саморегуляцией. Однако человек иногда идёт наперекор природным законам. Дикая природа может прокормить количество людей примерно в тысячу раз меньше, чем проживает сейчас на планете Земля.

На практике мы хорошо знаем, в чем состоят отличия человека от животного. Однако какие задействовать механизмы, для того чтобы определить, кто находится перед нами - человек или представитель животного мира, не так-то просто сформулировать. В царстве животных наблюдается огромное разнообразие видов и родов, а «Homo sapiens» является только одним из видов. Таким образом, получается, что понятие «животные» более широкое, так как включает в себя понятие «человек»!

Тем не менее, выделяются такие отличия человека от животного:

  1. Человек сам создаёт для себя окружающую среду, преобразуя и изменяя Животное же может только приспосабливаться к условиям природы.
  2. Человек меняет мир, не только сообразуясь со своими потребностями, но и по законам познания его, а также нравственности и красоты. Животное меняет мир, ориентируясь только на удовлетворение своих физиологических потребностей.
  3. Человеческие потребности всё время растут и меняются. Потребности же животного почти не меняются.
  4. Человек эволюционирует по биологической и социально-культурной программам. Поведение животных подчиняется лишь инстинктам.
  5. Человек относится к своей жизнедеятельности сознательно. Животное не обладает сознанием и следует только инстинктам.
  6. Человек создает продукты материальной и духовной культуры, творит, созидает. Животное ничего нового не создаёт и не производит.
  7. Человек в результате своей деятельности преобразует самого себя, свои способности, изменяет потребности, жизненные условия. Животные фактически ничего не меняют ни в себе самих, ни во внешних жизненных условиях.

Таковы основные отличия человека от животного.

ПРИРОДНОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ. ЧЕЛОВЕК КАК РЕЗУЛЬТАТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ.

План.

  1. Отличия человека от животного.
  2. Задания.

Теории происхождения человека.

Человек - это

Существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное);

Существо универсальное (спо­собное к любому виду деятельности);

Существо целостное (ин­тегрирует в себе физическое, психическое и духовное начала)

Проблема человека - одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.

Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, по­лучила название антропогенез (от гр. anthropos - человек и genesis - происхождение).

Существует несколько подходов к решению вопроса о про­исхождении человека.


Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предполо­жения.

Влияние на его психофизическое состояние энергии кос­моса, электромагнитных волн, радиации и других воздейст­вий огромно.

Человек - высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млеко питающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.

Влияние природы и социума на развитие человека.

Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты во­едино, и только в таком единстве он существует.

Биологическая природа человека - это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность - сущ­ность человека.

Человек как биологическое существо принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анато­мии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нерв­ной и другими системами. Его биологические свойства жест­ко не запрограммированы, что дает возможность приспосаб­ливаться к различным условиям существования. Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Чело­век становится человеком, лишь вступив в общественные от­ношения, в общение с другими. Социальная сущность челове­ка проявляется через такие свойства, как способность и го­товность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.



Абсолютизация одной из сторон сущности человека при­водит к биологизаторству или социологизаторству.

1. Биологизаторский подход. Акцентирует лишь эволюционно-биологические предпо­сылки человеческой природы

2. Социологизаторский подход. Объясняет природу человека, исходя из социально значимых факторов. Человек - «чистая доска», на которой общество пи­шет нужные слова

Основные отличия человека от животного

1. Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, фактически оценивая его, и думать о будущем, мечтая и строя вой планы.

Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек может передать другим людям объективную информацию об окружающем мире. Люди имеют способность выделять в своей речи главное. К тому же человек умеет отражать действительность не только с по­мощью речи, но и с помощью музыки, живописи и других об­разных форм.

2. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности :

Моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;

Обладает способностью предвидеть отдаленные послед­ствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;

Выражает ценностное отношение к действительности. Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его

действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет се­бя от природы.

3. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» - культуру.

Животные приспосабливаются к окружающей среде, ко­торая и определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.

4. Человек способен изготавливать орудия труда и ис­пользовать их как средство производства материальных благ.

Высокоорганизованные животные могут использовать ес­тественные орудия (палки, камни) для определенных целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия с помощью раннее сделанных средств труда.

5. Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формирова­нием духовного (внутреннего) мира человека.

Психологи различают потребности подлинные (разумные) и мнимые (неразумные, ложные). Удовлетворение только мнимых потребностей ведет к физической и духовной деградации личности и общества, наносит ущерб природе и обществу. Выразите свое отношение к данному мнению и обоснуйте его тремя аргументами с опорой на факты общественной жизни и знания обществоведческого курса.

Часть С

Позиция согласия с мнением – три аргумента :

1 . В настоящее время существует такая глобальная экономическая проблема, как истощение природных ресурсов. Под этой проблемой понимают недостаточность имеющихся в распоряжении людей природных ресурсов, например, полезных ископаемых, водных, почвенных, лесных богатств. Все это связано с так называемой «ненасыщаемостью» потребностей человека, о которой говорил российский психолог и философ С.Л.Рубинштейн. Американский психолог А.Маслоу, описывая человеческие потребности, А.Маслоу охарактеризовал человека как «желающее существо», которое редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения.

2 . Из истории известно, что Адольф Гитлер напал на Россию 22 июня 1941 года. Его целью было

завоевание страны. Мотивом к завоеванию послужила потребность к власти, т.к. Гитлер стремился получить мировое господство. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. принесла России огромные разрушения и многочисленные жертвы и оттолкнула развитие страны на несколько лет назад. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что удовлетворение мнимых потребностей наносит огромный, а иногда даже непоправимый ущерб обществу и приводит к его деградации.

3. Немаловажную роль среди мотивов человеческой активности играют влечения – психические состояния, выражающие неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Именно так считал и австрийский врач-психиатр и психолог З.Фрейд, говоря о том, что бессознательное является главным источником мотивов деятельности человека.

Например, мотивами действий известного серийного маньяка А.Чикатило были обиды и унижения, перенесенные им в детстве и подростковом возрасте. Он совершил 53 доказанных убийства, потому что хотел удовлетворить свою потребность в сексуальном удовлетворении, наблюдая смерть и мучения людей. Вывод понятен – мнимые потребности маньяка, во-первых, противоречили нравственным нормам общества, во-вторых, принесли смерть, горе и страдания обществу.

  • обладает мышлением и членораздельной речью
  • способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности
  • в процессе деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности
  • способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ
  • воспроизводит не только биологическую сущность, поэтому должен удовлетворять не только материальные, но и духовные потребности
Человек Животные
Мышление и членораздельная речь
Характерны разные формы мышления (суждение, рассуждение, умозаключение). Обладает разными мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение) Мышление и коммуникативные возможности есть у некоторых высших (человекообразных) обезьян. Например, советская исследовательница Ладыгина-Котс на основе многолетних экспериментальных исследований выделила у обезьян некоторые мыслительные операции (анализ и синтез).
С помощью членораздельной речи может передать информацию об окружающем мире через современные информационные средства, в том числе и Интернет. «Разговор» животных - различные сигналы, которые необходимы для выживания особи и вида; сигналы эти не несут никакой информации о прошлом и будущем, а также о каких-либо абстрактных понятиях.
Умеет отражать действительность не только с помощью речи, но и с помощью музыки, живописи и др. образных форм.
Сознательная целенаправленная творческая деятельность
Моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли. Подчиняются в своем поведении инстинкту, их действия изначально запрограммированы. Не отделяют себя от природы.
Обладает способностью предвидеть отдаленные последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов.
Выражает ценностное отношение к действительности.
Преобразование окружающей действительности, создание необходимых материальных и духовных благ
Производит материальные и духовные блага (практическая и духовная деятельность), творит «вторую природу» - культуру. Приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни. Не могут производить коренные изменения в условиях своего существования.
Изготовление орудий труда и применение их как средство производства материальных благ
Способен воздействовать на среду специально изготовленными средствами труда, создание искусственных объектов, которые усиливают физические возможности человека. Могут (высокоразвитые животные) использовать естественные орудия (палки, камни) для определенных целей. Но, ни один вид животных не способен изготавливать орудия труда и применять их на практике.
Биологические, социальные, духовные потребности
Удовлетворяет не только биологические, но и социальные и духовные потребности. Духовные потребности связаны с формированием духовного (внутреннего) мира человека. Удовлетворяют только биологические потребности, связанные с инстинктами.

«Пирамида потребностей Маслоу».

Потребность – переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания

организма и развития его личности.

I. Первичные (врожденные ):

1. физиологические – удовлетворение природных инстинктов:

Жажда, голод, отдых, двигательная активность, воспроизводство рода, дыхание, одежда, жилище

2. экзистенциальные (от лат. «existentia» - существование) – потребности в защищенности и безопасности:

безопасность существования, комфорт, гарантия занятости, страхование от несчастных случаев, уверенность в завтрашнем дне

Отличия человека от животных.

1.Приспособления к прямохождению (позвоночник S-образной формы, куполообразная стопа, большой палец имеет функцию опоры таз широкий)

2.Мозговой отдел черепа преобладает над лицевым. Отсутствуют надбровные дуги; челюсти и жевательная мускулатура развиты слабее.

3.Хорошо развиты мышцы – ягодичные, четырехглавые, икроножные.

4.Наличие гибкой кисти – органа труда.

5.Значительно развиты височные, лобные и теменные доли мозга. Появилась речь (вторая сигнальная система), абстрактное мышление, сознание.

4.Кожа лишена шерсти, стала гигантским рецепторным полем, способным приносить в мозг дополнительную информацию. Это послужило фактором интенсивного развития мозга.

2) . Эволюция приматов и рода Homo .

Первые следы жизнедеятельности приматов известны с конца мезозоя. Произошли они от насекомоядных млекопитающих . Ранние приматы образовали подотряд полуобезьян (Антропоидные, человекоподобные). В начале палеоцена эта группа приматов разделилась на две секции: широконосые и узконосые обезьяны . Οʜᴎ обладали рядом антропоидных черт: значительное развитие головного мозга, хватательные конечности; наличие ногтей, одной пары сосков и др.
Размещено на реф.рф
От узконосых обезьян произошла группа парапитеков , живших 25-45 млн. лет назад. Костные останки их найдены в Египте. Парапитеки вели древесный образ жизни, но могли передвигаться и по земле. В дальнейшем появились проплиопитеки (35 млн. лет назад), давшие начало гиббонам, орангам и дриопитекам , останки которых найдены в Африке, Индии, Европе. От одного из видов дриопитеков 14 млн. лет назад произошли обезьяны – рамапитеки . Οʜᴎ были всœеядны, передвигались на задних ногах, имели рост 110 см, жили в различных географических зонах, объём головного мозга был менее 350 см 3 . Сокращение площади лесов, в связи с изменением климата͵ привело к появлению, у антропоидов нового способа передвижения – двуногого хождения, а освободившиеся передние конечности стали использоваться для взятия камней, палок и добывании пищи.

Рамапитеки дали начало нескольким видам австралопитеков, останки которых были обнаружены в Африке. Жили они 4 млн. лет назад. В черепе австралопитеков меньше был развит лицевой отдел; челюсти имели крупные коренные зубы, короткие клыки и резцы. Объем мозга составлял 450-550 см 3 , рост 120см, вес 35-55 кᴦ. Ходили вертикально. Питались растительной и мясной пищей. Для охоты объединялись в стада. Один из видов (австралопитек массивный) дал начало первому человеку – Homo habilis , жившему 2-3 млн. лет назад. Эти примитивные люди отличались от австралопитеков увеличением объёма мозга до 700 см 3 , строением костей таза, укорочением лицевой части черепа. При раскопках рядом с костными останками человека умелого обнаружены примитивные каменные орудия из гальки (галечная культура).

Около 2 млн. лет назад произошло расселœение человека умелого по Африке, Азии и образовались отдельные изолированные формы, которые сменяли друг друга и жили в период с 2 млн. до 140 тысяч лет назад. Их отнесли к виду Homo erectus (человек прямоходящий). К этой группе древнейших людей (архантропов ) относят питекантропов,синантропов, Гейдельбергского человека . Останки питекантропа были обнаружены на острове Ява, синантропа – в Китае, Гейдельбергского человека – в Германии. Объем мозга их достигал 800-1000 см 3 , а строение бедренной кости свидетельствовало о прямохождении. Рост 170 см, вес 70 кᴦ.

Древнейшие люди имели низкий, покатый лоб, с выраженным надбровным валиком, массивную челюсть. Οʜᴎ готовили орудия труда из камня (щельская культура), жили стадами в пещерах, использовали огонь, питались мясной и растительной пищей. Успешно охотились на буйволов, носорогов, оленей, птиц. Эволюция архантропов направлялась биологическими факторами, включающими жесткий естественный отбор и внутривидовую борьбу за существование. Наиболее перспективные направления эволюции архантропов это:1)увеличение объёма головного мозга 2)развитие общественного образа жизни 3)совершенствование орудий труда 4)использование огня для защиты от холода, хищников, приготовления пищи.

Древнейших людей сменили древние люди – палеоантропы(неандертальский человек), жившие 300-40 тыс. лет назад. Неандертальцы были неоднородной группой и их эволюция шла в двух направления. Подвид Homo sapiens neanderthalensis появился в результате мощного физического развития архантропов. У них были мощные надглазничные валики и массивная нижняя челюсть, больше похожая на челюсть человека, чем обезьяны, с зачатком подбородочного выступа. Неандертальцы жили в пещерах, охотились на крупных животных, общались между собой с помощью жестов, нечленораздельной речи.

На всœех стоянках обнаружены следы костров и обгоревшие кости животных, что свидетельствует об использовании огня для приготовления пищи. Орудия труда их гораздо совершеннее, чем у предковых форм. Масса мозга неандертальцев около 1500 г, причем сильное развитие получили отделы, связанные с логическим мышлением. Рост 160 см. Костные останки неандертальца из Сен-Сезер (Франция) были найдены вместе с орудиями труда, свойственными верхнепалеолитическому человеку (мустьерская культура), что свидетельствует об отсутствии резкой интеллектуальной грани между неандертальцем и современным человеком. Имеются данные о ритуальных захоронениях неандертальцев на территории Ближнего Востока.

В конце 60-х годов ХХ столетия ученые выделили второй подвид H.s. sapiens (неоантропы). Представитель этого подвида - кроманьонец, останки которого были обнаружены на юге Франции в гроте Кро-Маньон. Наиболее древние ископаемые останки его, возрастом 100 тыс. лет, обнаружены также на территории Северо-Восточной Африки. Многочисленные находки палеоантропов и неоантропов на территории Европы, датирующиеся 37-25 тыс. лет, свидетельствуют о существовании обоих подвидов в течение нескольких тысячелœетий. Неоантропы имели высокий рост до 190 см, объём мозга до 180 см3,тонкие черты лица, узкий нос, прямой лоб. Нижняя челюсть имела большой подбородочный выступ. Кроманьонцы были охотниками-собирателями, искусно делали каменные и костяные орудия труда, шили одежду, рисовали животных, сцены охоты, строили постоянные жилища из бивней и шкур мамонтов.Кроманьонцы образовывали семьи, родовые общины, у них была своя религия, членораздельная речь.

В тот же период неоантропы обитали уже не только в Европе и даже в Америке. Эти данные указывают на необычайно быстрый процесс расселœения современного человека, что должна быть доказательством "взрывного", скачкообразного характера антропогенеза в данный период как в биологическом, так и в социальном смысле. H.s. neanderthalensis в виде ископаемых остатков не обнаруживается позже рубежа в 25 тыс. лет. Быстрое исчезновение палеоантропов должна быть объяснено вытеснением их людьми с более совершенной техникой изготовления орудий труда и метисацией с ними.

С возникновением человека современного физического типа роль биологических факторов в его эволюции свелась к минимуму, уступив место социальной эволюции. Об этом отчетливо свидетельствует отсутствие существенных различий между ископаемым человеком, жившим 30-25 тыс. лет назад, и нашим современником.

Движущие факторы антропогенеза:

I.Биологические:

1) борьба за существование,

2) естественный отбор, половой отбор

3) наследственная изменчивость,

4) мутационный процесс

5) популяционные волны

6) дрейф генов

7) изоляция

II.Социальные:

2) общественный образ жизни

3) сознание

4) мышление

7) мясная пища

3).Соотношение биологического и социального в современном человеке .

В органическом мире планеты люди занимают уникальное место, что обусловлено приобретением ими в процессе антропогенеза социальной сущности, которая ʼʼ... в своей действительности есть совокупность общественных отношенийʼʼ. Это означает, что именно общество и производство, а не биологические механизмы обеспечивают выживание, всœесветное и даже космическое распространение, процветание людей. Из социальной сущности людей вытекают также закономерности и главные направления исторического развития человечества. Человек включен в систему органического мира, которая складывалась на протяжении большей части истории планеты независимо от социального фактора и породила данный фактор в ходе своего развития. Человек и человечество составляют своеобразный, но обязательный и неотъемлемый компонент биосферы: ʼʼЧеловек должен понять, ...что он не есть случайное, независимое от окружающего (биосферы или ноосферы) свободно действующее природное явление. Он составляет неизбежное проявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течение по крайней мере двух миллиардов летʼʼ. Благодаря животному происхождению жизнедеятельность человеческо­го организма основывается на фундаментальных биологических меха­низмах, которые составляют биологическое наследство людей.

Особенности развития жизни в одной из ее ветвей привели к соеди­нению в человеке социального и биологического. Такое соединœение отражает объективный результат биологической предыстории и насто­ящую историю вида Человек разумный. Характер взаимодействия социального и биологического в человеке нельзя представлять как их простое сочетание в некоторой пропорции или прямое подчинœение одного другому. Особенность человеческого биологического заключа­ется в том, что оно проявляется в условиях действия законов высшей, социальной формы движения материи.

Биологические процессы с крайне важно стью происходят в организме человека, и им принадлежит фундаментальная роль в определœении важнейших сторон жизнеобеспечения и развития. При этом в популяциях людей эти процессы не приводят к результатам, обычным для остального мира живых существ. В качестве примера рассмотрим процесс эволюции, которому в конечном итоге подчинœены механизмы, функционирующие на всœех базовых уровнях организации жизни - молекулярно-генетическом, клеточном, онтогенетическом и др.
Размещено на реф.рф
Гено­фонды популяций людей вплоть до настоящего времени испытывают давление мутаций, комбинативной изменчивости, избирательного скрещивания, дрейфа генов, изоляции, некоторых форм естественного отбора. Вместе с тем благодаря действию социальных факторов естественный отбор утратил функцию видообразования. Это делает невозможным достижение закономерного биологического результата - появление новых видов рода Homo. Одно из необычных последствий действия элементарных эволюционных факторов в таких условиях состоит в выраженном наследственном разнообразии людей, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ в таких масштабах среди животных не наблюдается.

Приобретение социальной сущности и сохранение биологических механизмов жизнеобеспечения изменило процесс индивидуального развития людей. В онтогенезе человека используется информация двух видов. Первый вид представляет собой биологически целœесообразную информацию, которая отбиралась и сохранялась в процессе эволюции предковых форм и зафиксирована в ДНК клеток в виде генетической программы. Благодаря ей, в индивидуальном развитии складывается уникальный комплекс структурных и функциональных признаков, отличающих человека от других животных. Возникновение этого комплекса служит крайне важно й предпосылкой становления человека как социального существа. Второй вид информации представлен суммой знаний, которые создаются, сохраняются и используются поколениями людей в ходе развития общества и производственной деятельности. Это программа социального наследования, освоение которой человеком происходит в процессе его воспитания и обучения.

4). Положение человека в системе животного мира .

5).Понятие о расах

Расы – исторически сложившиеся в определœенных географических условиях группы людей, обладающие общими наследственно-обусловленными морфологическими и физиологическими признаками.

Внутри человечества выделяют три основные большие расы:

1)европеоидная

2)австрало-негроидная

3)монголоидная

Расовые типы отличаются цветом кожи, структурой волос, разрезом глаз. По остальным признакам не отличаются, так как относятся к одному виду – Homo sapiens sapiens.

Для европеоидной расы характерны: светлая пигментация ко­жи, мягкие волосы (прямые или волнистые), обильное развитие бо­роды и усов, глаза от голубых до карих и черных.

Для монголоидной расы характерны; жесткие темные волосы, темные глаза, желтоватая кожа, уплощенное лицо, с выделяющимися скулами, плоское переносье, совкообразные резцы, эпикантус.

Стоит сказать, что для негроидной расы характерны: темные курчавые волосы, темная кожа и глаза, полные губы, широкий нос, слабое или сред­нее развитие волосяного покрова, лицевая часть черепа выступает в вертикальной плоскости.

Одни антропологи считают, что расовая дифференцировка складывалась у древнейших людей, проживавших в Азии, Африке, Европе.

Другие считают, что расовые типы возникли позднее в Восточ­ном Средиземноморье. В среднем палеолите, когда жили неандер­тальцы, возникли два очага расообразования: западный и восточный.

Многие расовые признаки возникали первоначально вследст­вие появления мутаций. Под давлением отбора на разных этапах расогенеза эти признаки, имеющие приспособительное значение, за­креплялись в поколениях.

В результате социально-экономических и культурных взаимо­отношений между народами роль смешения рас (метисация) увели­чивалась, а роль отбора и изоляции уменьшалась. Границы расо­вых ареалов становились расплывчатыми.

Доказательством единства человечества могут служить локали­зация у представителœей всœех рас кожных узоров типа дуг на вто­ром пальце, одинаковый характер расположения волос на голове, способность вступать в брак с представителями других рас и давать плодовитое потомство.

Отличия человека от животных. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Отличия человека от животных." 2017, 2018.