Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию (теория, словарь, тест)

Задание на определение правильности суждений. Около индекса правильного суждения поставьте четкий знак «+».

1. Вольвокс обладает отрицательным фототаксисом.

2. Эвглена зеленая способна к половому размножению.

3. Фораминиферы - это свободноживущие простейшие.

5. Некоторые саркодовые имеют раковину.

6. Окраска красных водорослей является приспособлением к фотосинтезу.

7. Заростки всех папоротникообразных способны фотосинтезировать.

8. Основные запасы воды в клетке растения находятся в пластидах.

9. Крахмал у растений может откладываться в качестве запасного вещества в лейкопластах.

10.Обычно плод пасленовых - ягода или коробочка.

11.Клетки первичной коры могут выполнять опорную функцию.

12.В образовании корнеплода моркови участвует только корень.

13.Зона деления корня неспособна всасывать воду.

14.У ресничных червей нет анального отверстия.

15.У гомойотермных животных температура тела меняется в зависимости от температуры среды обитания.

16.Гемолимфа насекомых выполняет те же функции, что и кровь позвоночных животных.

17.Все крупные акулы - хищники.

18.Сердце всех позвоночных имеет коронарные сосуды.

19.Центральный канал спинного мозга сообщается с желудочками головного мозга.

20.Тарантул - это ядовитое насекомое

1. «ДЕЙСТВИЯ С ПОНЯТИЯМИ»

1. Что такое номинальное и реальное определения? Приведите примеры

а) Реальное – есть определение самого предмета, отраженного в соответствующем понятии. Примеры реальных определений дают энциклопедии и соответствующие специальные научные словари.

Например: «Конституция – есть основной закон государства, устанавливающий его общественное и политическое устройство». Здесь, в форме определения, раскрыто, прежде всего, содержание понятия «Конституция».

б) В номинальных определениях раскрывается смысл самого слова – имени предмета. Например: «Правовым называется государство, в котором верховенствует закон». Здесь раскрывается смысл словосочетания «правовое государство». Образцы номинальных определений дают всевозможные толковые словари.

Деление определений на реальные и номинальные относительно. Реальное определение может принять номинальную форму: «Конституцией называется основной закон…» и т.д. А номинальное определение способно облечься в форму реального: «Правовое государство – это государство…» и т.д.

2. Проверьте, правильно ли даны следующие определения (если нет, то назовите логическую ошибку):

а) Смежные углы – углы, имеющие общую вершину и сторону.

б) Пианино – музыкальный инструмент вроде рояля, только меньших размеров.

в) Арендатор – человек, получающий за определенную плату землю во временное пользование.

г) Религиозный человек – человек, имеющий религиозные убеждения.

д) Нация – устойчивая историческая общность.

е) Упрямство – порок слабого ума.

ж) Математика – не искусство.

а) нет, определение неправильно. Это характеристика. Логическая ошибка в том, что смежные углы не имеют общей вершины.

б) нет, неправильно. Размеры – не главный общий признак у пианино и рояля. К тому же это сравнение, а не определение.

в) да, определение дано правильно.

г) да, определение правильное.

е) нет, упрямство – это признак слабого ума, а не порок.

ж) нет, определение неверно, т.к. вообще всякое определение дается через утверждение, указание положительных свойств, качеств, характеристик, а не через отрицание; через сравнение, а не через противопоставление.

3. Правильно ли произведены следующие деления (если нет, то назовите логические ошибки):

а) Сделки бывают двусторонними, многосторонними и по доверенности.

б) Люди в рабовладельческий период делились на рабов и рабовладельцев.

в) В магазине имеются продовольственные и молочные товары.

г) Числа бывают действительные и мнимые.

д) Окружности могут быть вписанными, описанными и сами по себе.

е) Деревья состоят из корней, стволов и кроны.

ж) Женщина может быть незамужней, замужней, матерью или бабушкой.

а) нарушено правило: излишество в делении. Добавлен лишний член деления.

б) деление правильное, дихотомическое, по единому основанию.

в) нарушено правило деления по одному основанию. Допущена ошибка: это перекрестное (или сбивчивое) деление.

г) деление по отсутствию признака, служащего основанием деления.

д) деление несоразмерно: допущено излишество в делении.

е) это не деление, а определение понятия.

4. Произведите обобщение, а затем ограничение следующих понятий: Черта характера. Родовая община. Свобода. Вектор. Преступление. Эрудиция. Налог.

Черта характера: обобщение – натура

ограничение – вредность, упрямство

Родовая община: обобщение – племя

ограничение – семья, род

Свобода: обобщение – сделать нельзя, т.к. это философская категория

(т.е. наиболее общее, абстрактное понятие)

ограничение – воля

Вектор: обобщение – направление

ограничение – стрелка

Преступление: обобщение – правонарушение

ограничение – злостное хулиганство

Эрудиция: обобщение – энциклопедические знания

ограничение – сообразительность

Налог: обобщение – дань

ограничение – подать

5. В холле университета на диване расположились шесть студентов. Костя сидел через столько же человек от Степы, как и Степа от Саши. Толя сидел через столько же человек от Феди, как Федя от Пети. Между Толей и Сашей столько же человек, сколько между Степой и Петей, а также между Федей и Костей. Толя был не первый. Кто с кем сидел рядом?

Студенты сидели на диване в холле университета кругом.

1) Костя сидел через три человека от Степы: Федю, Сашу и Толю.

2) Степа сидел через три человека от Саши: Петю, Костю и Федю.

3) Толя сидел через три человека от Феди: Степу, Петю и Костю.

4) Федя сидел через три человека от Пети: Сашу, Толю и Степу.

5) Между Толей и Сашей столько же человек – четыре: Степа, Петя, Костя, Федя – сколько между Степой и Петей - четыре: Толя, Саша, Федя, Костя, а также между Федей и Костей - четыре: Саша, Толя, Степа, Петя.

Итак: Костя сидел рядом с Федей слева и Петей справа;

Петя сидел рядом с Костей слева и Степой справа;

Степа сидел рядом с Петей слева и Толей справа;

Толя сидел рядом со Степой слева и Сашей справа;

Саша сидел рядом с Толей слева и Федей справа;

Федя сидел рядом с Сашей слева и Костей справа.

Схематически это можно представить так:


2. «АНАЛИЗ СУЖДЕНИЯ»

1. Дано суждение: «Право регулирует общественные отношения». Ответьте на вопросы:

а) Каково по качеству и количеству это суждение (запишите формулу)?

в) Какова логическая и фактическая модальность этого суждения?

а) формула: «Все S есть Р», (А)

по качеству это суждение «утвердительное»,

по количеству оно «общее»

Итак, в целом, это – общеутвердительное суждение.

б) S + (субъект) распределен; Р - (предикат) не распределен

«Право регулирует общественные отношения»


SS

в) логическая модальность этого суждения: «логически необходимо»

фактическая (онтологическая) модальность «фактически необходимо»

(онтологически необходимо)

Эти модальности на языке формальной логики обозначаются так:

« А» - «необходимо А».

2. Установите вид (по качеству и количеству, по логическому союзу, по модальности) следующих суждений и составьте их формулы:

а) Еще бы ты больше навострился, когда бы у него немного поучился.

б) Наука, прежде всего, есть дело не кабинетное и частное, а общественное и публичное (Д.И. Менделеев).

в) Ответственность за правонарушение может быть дисциплинарной, административной или уголовной.

а) «Еще бы ты больше навострился, когда бы у него немного поучился».

Формула: АВ (читается: «Если А, то В»)

Логический союз (связка) – импликация («если, …то»)

Вид суждения: сложное, импликативное

Модальность: «логически возможно»

б) «Наука, прежде всего, есть дело не кабинетное и частное, а общественное и публичное» (Д.И. Менделеев).

Формула: А v В (или АВ)

Логический союз (связка) – сильная (строгая) дизъюнкция

Вид суждения: сложное, строгое дизъюнктивное

Модальность: «логически необходимо»

«онтологически необходимо»

в) «Ответственность за правонарушение может быть дисциплинарной, административной или уголовной».

Формула: А v В (читается: «А или В»)

Логический союз (связка) – дизъюнкция («или»)

Вид суждения: сложное, слабое дизъюнктивное

Модальность: «онтологически возможно».

3. Правильно ли установлены качество и количество, распределенность терминов и модальность следующих суждений:

а) Нет адъютанта без аксельбанта – Общеутвердительное, субъект распределен, предикат не распределен, суждение о необходимости, достоверное.

б) Некоторые работники суда не имеют высшего образования – Частноотрицательное, субъект и предикат не распределены, суждение о возможности, достоверное.

в) Каждый человек имеет право на образование – Общеутвердительное, субъект и предикат распределены, суждение о возможности, вероятное.

а) «Нет адъютанта без аксельбанта» - Суждение общеутвердительное, субъект распределен, предикат не распределен, суждение о необходимости, достоверное.

Все установлено правильно.

б) «Некоторые работники суда не имеют высшего образования» - Частноотрицательное, субъект не распределен, предикат распределен (В тексте решение другое. Ошибка!), суждение о возможности, достоверное.

в) «Каждый человек имеет право на образование» - Общеутвердительное, субъект распределен, предикат не распределен (В тексте решение другое. Ошибка!), суждение о возможности, вероятное.

4. Составьте суждение по формуле: А(В v C). Определите, при каких значениях А, В и С оно будет истинным?

Суждение будет истинным в целом, при следующих значениях логических переменных:

А – ИСТИНА А – ИСТИНА А – ИСТИНА

В – ИСТИНА В – ЛОЖЬ В – ИСТИНА

С – ЛОЖЬ, или С – ИСТИНА, или С – ИСТИНА

Суждение, согласное данной формуле, будет, к примеру, таким:

- «Если человек читал книгу, то знает ее содержание или ее основную идею».


5. На стоянке находились четыре прекрасные машины, а между ними расхаживала девушка, ибо одна из машин принадлежала ей. Какая, если чья-то коварная рука на каждой машине оставила по две надписи, одна из которых истинна, а другая ложна? На голубой машине: «Это не моя машина. Мне принадлежит белая». На желтой: «Это моя машина. Красная машина тоже моя». На красной: «Это моя машина. Голубая тоже моя». На белой: «Это моя машина, а голубая не моя».

Ответ: Девушке, которая расхаживает между машинами на стоянке, принадлежит красная машина.

Логика рассуждения

1-й логический шаг:

1) на голубой надписи: это не моя, моя белая

2) на желтой надписи: это моя, красная моя

3) на красной надписи: это моя, голубая моя

4) на белой надписи: это моя, голубая не моя

2-й логический шаг: произведем перестановку для удобства сравнения

1) белая: белая моя – ложь, голубая не моя – истина

2) голубая: белая моя – ложь, голубая не моя – истина

3) красная: красная моя – истина, голубая моя – ложь

4) желтая: красная моя - истина, желтая моя – ложь

3-й логический шаг:

Нам известно по условию задачи, что в каждой паре надписей – одна истинная и одна ложная. Допустим, что в надписях на белой и голубой машинах надпись «голубая - не моя» - истина, а надпись «белая - моя» - ложь.

4-й логический шаг:

Тогда (следите по схеме): если утверждение «голубая – не моя» - истина, то одна из надписей на красной машине, а именно: «голубая - моя» - это ложь, а вторая надпись в этой паре, соответственно, - истина.

5-й логический шаг:

И тогда в оставшейся паре надписей на желтой машине нетрудно установить, какая истинна, а какая ложна: а именно – «красная - моя», это истина, а надпись «желтая - моя» - ложь.

Итак, девушке принадлежит красная машина. Ура – рад за нее! Надеюсь, что она так же прекрасна, как и те машины, между которыми она гуляет.

И обстоятельство. В-третьих, различие между суждением и предложением состоит также в том, что каждый национальный язык имеет свой особый единый грамматический и фонетический строй. Логическая же структура суждения одинакова независимо от его выражения в том или ином языке. В-четвертых, логический строй мысли и грамматическая форма речи также не совпадают. Подлежащее в предложении должно...

Посылкой следующего умозаключения и т.д. В весьма сложных и разветвленных доказательствах одни и те же посылки и промежуточные заключения в качестве посылок могут применятся по несколько раз. Значение доказательства в науке. Степень зрелости и развитости науки и научного мышления непосредственно определяется уровнем использования в них доказательств, с помощью которых обосновывается истинность...

Транскрипт

2 ТЕМА 1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО # Человек как результат биологической и социокультурной эволюции # Социализация индивида # Деятельность # Познание мира # Общество как форма жизнедеятельности людей # Духовная культура общества # Итоговое повторение по теме «Человек и общество»

3 14 ЧЕЛОВЕК КАК РЕЗУЛЬТАТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ 1 Вы узнаете О природном (биологическом) и общественном (социальном) в человеке; о смысле понятий «индивид», «индивидуальность», «личность»; о потребностях и их видах. ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ При чтении текста выделите непонятные слова. Уточните их значение у учителя или в словаре. 1) Человек, индивид, личность Человек по своей сути биосоциален как любое живое существо, он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует. Биологическая природа человека проявляется в его анатомо-физиологических чертах, строении различных систем и органов, инстинктах и рефлексах. Биологически каждый человек уникален, так как получаемый от родителей набор генов неповторим. Учёные считают наиболее важными следующие отличия человека от других живых существ: наличие мышления и словесной речи; способность к целенаправленной, в том числе творческой, деятельности; способность сознательно и целесообразно преобразовывать окружающую действительность; способность с помощью других орудий изготавливать сложные орудия труда и использовать их в процессе производства необходимых благ. Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Он может раскрыть свою социальную природу, только осуществляя определённую деятельность, общаясь с другими людьми. Социальная сущность человека проявляется через его мировоззрение, способность и готовность к общественно полезному труду и творчеству, сознание и разум, понимание свободы и ответственности. Для характеристики человека учёные используют понятия «индивид», «личность», «индивидуальность». Индивид единичный представитель человечества. Личность человек как носитель сознания, наделённый рядом важнейших социальных качеств: самосознанием и совестью, жизненными принципами и идеалами, способностью учиться, трудиться, общаться с другими людьми, участвовать в жизни общества. Личность формируется и развивается на протяжении всей жизни человека, в ходе социализации (в процессе усвоения социальных норм и образцов, культуры данного общества). Понятие «индивидуальность» используется для обозначения уникального сочетания биологических и социальных качеств, которое одного человека отличает от всех других. Можно сказать, что индивидуальность это своеобразие человека. 2) Потребности человека В основе активности человека лежат потребности. Для того чтобы физически существовать и осуществлять различную деятельность, человеку необходимы пресная вода и воздух для дыхания, пища и тепло, различные предметы материальной и духовной культуры. Потребности это переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания его жизни и развития личности. Естественные (биологические; физиологические, материальные и т. п.) (воздух для дыхания, вода, пища, одежда и жилище, продолжение рода и т. п.) ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА Социальные (в общении, труде, жизненном успехе, занятии определённой позиции в обществе и т. п.) Духовные (идеальные) (в познании окружающего мира, достижении гармонии и красоты; религиозной вере, художественном творчестве и т. п.) Выделяют также индивидуальные потребности (потребности отдельного человека, связанные с конкретными условиями его жизни, особенностями его личности) и общественные потребности (потребности определённых социальных групп, общества в целом).

4 1 ЧЕЛОВЕК КАК РЕЗУЛЬТАТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ 15 ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ 1. В чём заключается биосоциальная сущность человека? 2. Что составляет биологическую природу человека? 3. Каковы наиболее важные отличия человека от других живых существ? 4. Как проявляется социальная сущность человека? 5. Какой смысл вкладывается в понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»? 6. Что такое потребности? Какие группы потребностей выделяют учёные? ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ 1. Проанализируйте суждения о человеке. Поставьте значок в соответствующем столбце таблицы. Суждения Верно Неверно К естественным (биологическим) потребностям человека относят потребность в общении с другими людьми. Человек обладает мышлением и словесной речью. Социальная сущность человека проявляется в его анатомии и физиологии. Неповторимые, оригинальные качества человека называют индивидуальностью. Личность формируется во взаимодействии человека с другими людьми. Процесс становления личности называется стратификацией. Индивид единичный представитель человечества как биологического вида. Индивидуальные потребности проявляются у отдельного человека и связаны с конкретными условиями его жизни, его личностью. Личность это человек как носитель сознания, наделённый рядом социальных качеств. 2. Установите соответствие между примерами и сторонами сущности человека: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца. ПРИМЕРЫ СТОРОНЫ СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА А) Артур любит классическую музыку. 1) биологическая Б) У Кирилла много друзей. 2) социальная В) Магомед физически вынослив. Г) Рост Анны 155 см. Д) Зарина доброжелательна к своим коллегам. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ: А Б В Г Д

5 16 ЧЕЛОВЕК КАК РЕЗУЛЬТАТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ 1 3. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «потребности»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах потребностей, и одно предложение, раскрывающее любую особенность одного вида потребностей. 4. Назовите любые три социальные потребности человека и проиллюстрируйте удовлетворение каждой из них примером. 5. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

6 2 СОЦИАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДА 17 Вы узнаете О смысле понятий «социализация», «социальный статус», «социальная роль»; об агентах (институтах) социализации. ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ При чтении текста выделите непонятные слова. Уточните их значение у учителя или в словаре. 1) Понятие социализации Социализация это осуществляющийся на протяжении всей жизни процесс формирования личности, развития социально значимых качеств человека. В ходе социализации человек усваивает опыт предшествующих поколений, который включает в себя систему знаний, норм, ценностей, образцы поведения в типичных ситуациях (социальные роли) и др. От успеха социализации зависит то, насколько личность сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни. 2) Социальный статус и социальная роль Каждый человек занимает некоторое положение в обществе. Оно зависит от его возраста, семейного положения, уровня доходов, образования и профессии, политической активности. Социальный статус место (позиция) человека в обществе, определяющее круг его прав и обязанностей. Например, как граждане России мы вправе избираться и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, иным образом участвовать в управлении делами государства, но при этом обязаны соблюдать законы, платить установленные налоги и сборы и др. Одни статусы приобретаются от рождения или присваиваются независимо от воли и желания человека (например, статус сына/дочери, мужчины/женщины, этническая принадлежность), а для достижения других надо приложить определённые усилия (муж/жена, врач/учитель и др.). Социальная роль отражает требования общества к человеку в соответствии с его социальным статусом, модели реализации статусных прав и обязанностей. К основным (базовым) социальным ролям относят роли гражданина, собственника, члена семьи, потребителя, работника. Исполнение той или иной социальной роли носит индивидуальный характер. Например, от ученика школы ожидают успехов в учёбе, хорошего поведения. Но разные ученики по-разному выполняют эти требования. Социальное окружение человека может влиять на развитие личности как целенаправленно (путём организации процесса обучения и воспитания), так и стихийно. 3) Агенты социализации Агенты (институты) социализации люди и организации, обеспечивающие обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей. Первичную социализацию, в ходе которой ребёнок усваивает элементарные приёмы самообслуживания в быту, навыки общения с окружающими, осуществляет в первую очередь семья. В дальнейшем в социализацию включаются ближайший круг друзей, образовательные организации, средства массовой информации (СМИ), церковь и др. Семья и ближайшее окружение Система образования Средства массовой информации (СМИ) Институты духовной культуры (наука, искусство и др.) Фирмы Неформальные объединения АГЕНТЫ (ИНСТИТУТЫ) СОЦИАЛИЗАЦИИ Трудовые коллективы Религиозные организации Общественные организации, политические партии Государство и др.

7 18 СОЦИАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДА 2 ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ 1. Какой процесс называют социализацией? 2. Что такое социальный статус? 3. Какие виды социальных статусов бывают? 4. Каков смысл понятия «социальная роль»? 5. Какие социальные роли человека относят к основным (базовым)? 6. Что обозначает понятие «агент (институт) социализации»? Каких агентов социализации вы знаете? ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ 1. Проанализируйте суждения о социализации индивида. Поставьте значок в соответствующем столбце таблицы. Суждения Верно Неверно Социализация начинается в раннем детстве и продолжается на протяжении всей жизни человека. Социальная роль это совокупность действий, которые должен выполнить человек с определённым социальным статусом. В современном обществе все социальные статусы человека определяются при его рождении. Все люди, независимо от конкретных обстоятельств, накопленного жизненного опыта и других факторов, одинаково выполняют сходную социальную роль. Все социальные роли человека строго формализованы в законодательстве. Агентами первичной социализации индивида выступает ближайшее окружение, оказывающее на него непосредственное воздействие: семья, родители, друзья, ровесники. Общество всегда целенаправленно влияет на развитие личности. В результате социализации люди накапливают социальный опыт деятельности в конкретном обществе. К агентам первичной социализации относят СМИ. 2. Найдите в приведённом списке примеры, иллюстрирующие исполнение социальной роли работника. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Пётр разведён, у него трое детей от двух браков. 2) Иван вступил в общественно-политическое движение. 3) Николай внимательно ознакомился с программой кандидата на пост главы городской администрации. 4) Юрий трудится врачом в городской больнице. 5) Бухгалтер Лейла регулярно посещает курсы повышения квалификации. 6) Продавец Марина никогда не опаздывает и приходит до открытия магазина. Ответ:.

8 2 СОЦИАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДА В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание). Неформальное объединение, школа, агент социализации, общественная организация, трудовой коллектив. Ответ:. 4. Прочитайте текст, выполните задания и ответьте на вопросы. Различие между двумя важнейшими категориями очень простое: мы занимаем статус, но играем роль. Если статус это позиция в обществе, то роль модель поведения в соответствии с этой позицией. Её можно определить иначе как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу. Роль описывает то, как обладатели статусов взаимодействуют друг с другом. Термин «роль» позаимствован из театральной сферы, где он призван был подчеркнуть различие между актёром и исполняемой партией. Множество известных актёров пробовали себя в роли Гамлета подобно тому, как множество выпускников медицинского института становятся врачами. Социальная роль есть маска, в которую облачается человек, попадая на люди. Правда, она может срастись с ним: роль станет неотделимой частью собственного «я». Люди не могут вести себя так, как им заблагорассудится. Они подчиняются тому, что все считают правильным для данной роли. В значительной мере поведение ученика предсказуемо, ибо ученик это определённая роль. То же касается учителя, продавца или государственного деятеля. Все мы знаем, что должны делать эти люди, и не важно, как много индивидуального своеобразия вкладывают они в свою роль. В целом все учителя или продавцы ведут себя сходным образом. Статус переходит в роль в тот момент, когда конкретную нишу в социальной структуре занимает человек, обладающий неповторимыми личностными чертами. До этого права и обязанности, например, старшего инженера или водителя, были безымянными, направленными на человека вообще. Но вот данные статусы заполнили Кроликов и Васечкин, и картина изменилась. Пустой статус превратился в личностно окрашенную модель поведения, то есть роль. (По А.И. Кравченко) 1) Составьте план текста. 2) Что автор называет социальным статусом? Какие два элемента социального статуса названы в тексте? 3) Каково, по мнению автора, влияние ожиданий общества на поведение человека? 4) Используя текст и обществоведческие знания, объясните связь социального статуса с социализацией индивида.

9 20 СОЦИАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДА 2 5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социализация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об агентах (институтах) социализации, и одно предложение, раскрывающее любую особенность одного из этих агентов (институтов). 6. Назовите любых трёх агентов (институтов) социализации и проиллюстрируйте деятельность каждого из них примером. 7. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социализация индивида». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

10 3 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 21 Вы узнаете О смысле понятия и структуре деятельности; основных формах (видах) деятельности. ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ При чтении текста выделите непонятные слова. Уточните их значение у учителя или в словаре. 1) Понятие и структура деятельности Учёные называют деятельностью сознательную активность человека, в ходе которой он изменяет мир вокруг себя и меняется сам. Это присущий только человеку способ взаимодействия с окружающим миром. Человек способен определять цели и ставить конкретные задачи, планировать свою деятельность, подбирать необходимые средства для её осуществления, он также может при необходимости корректировать свою деятельность. Структура деятельности Субъект (Кто осуществляет деятельность?) Объект (На преобразование чего/кого направлена деятельность?) Мотив (Какой потребностью вызвана деятельность?) Цель (Каков желаемый результат деятельности?) Методы, средства (Как, с помощью чего осуществляется деятельность?) Действия Результат (Что получилось после всех действий?) Субъектом деятельности является человек (социальные группы, общество в целом). Объектами деятельности (то/тот, на что/кого направлена деятельность) могут выступать предметы и явления, процессы окружающего мира, люди, социальные группы, общество в целом. Осознанные потребности человека, определяющие его направленность, активность (мотивы), позволяют человеку наметить цель (образ желаемого результата деятельности). Дальше он определяет необходимые ему средства, выбирает способы деятельности и осуществляет определённые действия. Рассмотрим структуру деятельности на примере вашей подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Субъект обучающийся, объект знания по предмету. Цель успешная сдача экзамена, поступление в высшее учебное заведение. Мотивы могут быть разными. Правильный выбор учебных пособий, систематическая работа по освоению учебного предмета позволят прийти к ожидаемому результату. 2) Основные формы (виды) деятельности Игра Учение/ познание Труд Общение Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая по желанию, ради удовольствия от самого процесса деятельности. Она часто имеет определённые правила; обычно предполагает некоторую воображаемую обстановку. Детские игры нередко представляют собой подготовку к дальнейшей деятельности: ребёнок осваивает новые роли, развивает навыки и расширяет свой жизненный опыт Целенаправленный процесс получения знаний и развития умений Процесс взаимодействия человека с окружающим миром, в ходе которого он создаёт предметы (продукты), необходимые для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей Процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя обмен информацией, переживаниями и эмоциями. В процессе общения люди оказывают влияние друг на друга

11 22 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 3 Если в процессе своей деятельности человек создаёт что-то новое, оригинальное, ранее не существовавшее, то говорят о её творческом характере. Творчество это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других. Деятельность по образцу называют репродуктивной деятельностью. ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ 1. Какой смысл учёные вкладывают в понятие «деятельность»? 2. Каковы основные структурные элементы деятельности? 3. Каковы основные формы (виды) деятельности? 4. Какую деятельность называют творческой? ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ 1. Проанализируйте суждения о деятельности. Поставьте значок в соответствующем столбце таблицы. Суждения Верно Неверно В результате трудовой деятельности создаются материальные и духовные ценности. Учение это деятельность, направленная в первую очередь на получение необходимых индивиду знаний и развитие умений. Осознанные потребности человека являются мотивом к его деятельности. В процессе деятельности субъект определяет её цели и контролирует их достижение. Творческая деятельность присуща и человеку, и животным. Субъектом деятельности может быть человек, социальная группа, общество в целом. Деятельность подвержена влиянию природных факторов. Одним из отличий деятельности человека от активности животного является её направленность на реализацию потребностей. 2. Установите соответствие между характеристиками и элементами структуры деятельности: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца. ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А) образ предвосхищаемого результата 1) мотив Б) побуждение к деятельности 2) объект В) человек, осуществляющий деятельность 3) цель Г) предмет, на который направлена деятельность 4) субъект Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ: А Б В Г

12 3 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «деятельность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о формах (видах) деятельности, и одно предложение, раскрывающее любую особенность одной из этих форм (видов) деятельности. 4. Назовите любые три особенности учения как формы (вида) деятельности и проиллюстрируйте каждую из них примером. 5. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Деятельность». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

13 24 ПОЗНАНИЕ МИРА 4 Вы узнаете О познании, его целях, этапах и формах; многообразии способов (форм) познания. ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ При чтении текста выделите непонятные слова. Уточните их значение у учителя или в словаре. 1) Познание и его цели Познание процесс получения человеком нового знания. Целью познания является истинное знание. Истина знание, соответствующее свойствам познаваемого предмета. Истина объективна: её содержание соответствует действительности, а потому оно не может зависеть от познающего субъекта, от его предпочтений или оценок. Истинное знание отражает то, что есть на самом деле. Истина всегда конкретна: соотнесение знания с реальностью всегда осуществляется при определённых условиях. Истинное знание может соответствовать познаваемому предмету с разной степенью точности и полноты. Поэтому под относительной истиной понимается точное при определённых условиях и/или недостаточно полное знание о предмете, которое с течением времени, по мере развития науки может измениться; под абсолютной истиной абсолютно точное, полное и окончательное знание. Заблуждением называют неверную информацию, ошибочно принимаемую за истину. Критерий истины это то, что позволяет отличить истину от заблуждения или лжи. В качестве основного критерия истины признают общественную практику. Практика источник и цель познания. Многие науки были порождены практическими потребностями общества. Человек познаёт окружающий мир и себя самого для того, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности. Практика основа познания. Человек в процессе своей жизнедеятельности преобразует окружающий мир. Практика даёт объекты познания, методы, оборудование. Практика критерий истины. Пока теоретическое положение не будет подтверждено практикой, оно останется всего лишь гипотезой (предположением). 2) Этапы и формы познания Учёные различают чувственное и рациональное познание. Источником знаний о мире, его красках и звуках, величинах и расстояниях, вкусах и запахах являются органы чувств: глаза (зрение), уши (слух), язык (вкус), нос (обоняние), кожа (осязание). Органы чувств человека непосредственно контактируют с познаваемыми предметами, получая о них различную информацию. С помощью чувственного познания мы можем судить только о внешних свойствах отдельных предметов: их форме, величине, цвете и др. К формам чувственного познания относят ощущение, восприятие, представление. Ощущение отражение отдельных реальных свойств и признаков предметов и процессов, возникающее в результате их воздействия на органы чувств человека. Восприятие чувственный образ предмета или процесса, целостное отображение явлений действительности во всей полноте их разнообразных свойств. Представление обобщённый образ объекта познания, воспроизведённый в сознании человека без непосредственного воздействия этого объекта на органы чувств (сохранённый в памяти). Задачу обобщения и анализа информации, полученной с помощью органов чувств, выполняет рациональное (от лат. ratio разум) познание. На этапе рационального познания субъект отвлекается от частных, несущественных свойств отдельных предметов, обобщает

14 4 ПОЗНАНИЕ МИРА 25 их существенные свойства и далее оперирует общими признаками групп однотипных объектов. Формами рационального познания являются понятие, суждение, умозаключение. Понятие мысль, фиксирующая общие существенные свойства объекта познания. Суждение мысль, утверждающая или отрицающая что-либо об объекте познания. Умозаключение мысль, оформившаяся на базе одного или нескольких суждений и логически выводящая из них новое суждение. Искусство Паранаука СПОСОБЫ (ФОРМЫ) ПОЗНАНИЯ Наука Мифология Здравый смысл Народная мудрость Практические знания Религия Основным способом (формой) познания мира в древности был миф, который в образной форме фиксировал представления людей о мире, человеке, сверхъестественном. Мифология, как правило, не отличается достоверностью, логичностью объяснений. Она существует и в наши дни. Практическое (обыденное/житейское) знание человек получает в своей повседневной жизни. Это знание на уровне здравого смысла, рассудка. Оно нередко носит поверхностный характер. Народная мудрость это коллективный опыт, накопленный человечеством за долгие годы, который получает выражение в пословицах и поговорках. Паранаука это собирательное понятие, обозначающее множество различных форм познавательной деятельности. Главным критерием отнесения конкретной формы познавательной активности к области паранауки служит отсутствие реально существующего объекта познания, несоответствие общепринятым в системе науки критериям построения и обоснования научных теорий, а также неспособность дать рациональное (разумное, логичное) истолкование изучаемых явлений. К паранауке относят уфологию, криптозоологию и др. Здравый смысл совокупность общепринятых, часто неосознанных способов объяснения и оценки наблюдаемых явлений окружающей действительности. Здравый смысл суммирует значимые, необходимые каждому человеку в его повседневной жизни фрагменты исторически доступного опыта. О науке, религии и искусстве мы поговорим далее более подробно. Особый вид познавательной деятельности социальное познание. Его важнейшие особенности заключаются в том, что постоянное развитие общества обусловливает относительность результатов познания; общество познаёт само себя (субъект и объект познания совпадают); и получаемая информация неизбежно интерпретируется и оценивается с учётом различных жизненных принципов и идей. ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ 1. Что такое познание? 2. Какое знание называют истинным? Что отличает относительную истину от абсолютной? 3. Какой смысл вкладывается в понятия «объективность истины», «конкретность истины»? 4. Что характеризует чувственное познание? Каковы его формы? 5. Что свойственно рациональному познанию? Каковы его формы? 6. В каких формах осуществляется познание? Как эти формы проявляются в вашей познавательной деятельности? 7. Каковы особенности социального познания?

15 26 ПОЗНАНИЕ МИРА 4 ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ 1. Проанализируйте суждения о познании. Поставьте значок в соответствующем столбце таблицы. Суждения Верно Неверно Человек, как и животные, сознательно и целенаправленно познаёт окружающий мир. Для чувственного познания свойственно воспроизведение внешних сторон и свойств объектов. В процессе социального познания человек изучает общество, в котором живёт. Соответствие знаний предмету познания, независимость знания от воли познающего субъекта отражают объективность истины. Относительная истина это знание, содержание которого может изменяться по мере развития науки. К формам чувственного познания относят ощущение и понятие. Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки, связи познаваемых объектов. Формами рационального познания являются наблюдение и эксперимент. К ненаучным видам познания относится религиозное, житейское и художественное. 2. Установите соответствие между формами и этапами (ступенями) познания: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца. ФОРМЫ ЭТАПЫ (СТУПЕНИ) ПОЗНАНИЯ А) понятие 1) чувственное познание Б) представление 2) рациональное познание В) восприятие Г) умозаключение Д) суждение Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ: А Б В Г Д 3. Учёные обобщили результаты многолетнего исследования и написали книгу. По каким основаниям содержание книги можно отнести к научному знанию? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Для подтверждения истинности суждений предложены доказательства. 2) Книга сложна для самостоятельного изучения неспециалистами. 3) Содержание книги изложено профессиональным языком. 4) Все гипотезы исследователей были обоснованны. 5) Книга была напечатана в крупном издательстве. 6) Весь тираж книги был раскуплен в течение одного месяца. Ответ:.

16 4 ПОЗНАНИЕ МИРА Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об абсолютной истине, и одно предложение, раскрывающее взаимосвязь абсолютной и относительной истины. 5. Назовите три формы чувственного познания и проиллюстрируйте каждую из них примером. 6. В.Г. Белинскому принадлежит следующее высказывание: «Истина выше людей и не должна бояться их». О каком свойстве (качестве) истины идёт речь? Назовите любые два других свойства истины. 7. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Познание мира». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

17 28 ПОЗНАНИЕ МИРА 4 8. Прочитайте предложенное ниже высказывание. «Наше познание начинается с восприятия, переходит в понимание, и заканчивается причиной. Нет ничего важнее причины». (И. Кант) Что автор высказывания считает целью и результатом познания? Приведите понятия, теоретические положения, рассуждения и выводы, раскрывающие отмеченную в высказывании связь различных видов (форм) познания. Приведите два примера из различных источников, иллюстрирующих эту связь различных видов (форм) познания.

18 5 ОБЩЕСТВО КАК ФОРМА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ 29 Вы узнаете О смысле понятий «общество» и «социальные институты», признаках общества как системы; направлениях и формах общественного развития. ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ При чтении текста выделите непонятные слова. Уточните их значение у учителя или в словаре. 1) Понятие «общество» Общество это совокупность всех форм объединения людей и способов их взаимодействия. Это часть мира, обособившаяся от природы, но сохранившая связь с ней. В узком смысле под обществом понимают: а) население определённой территории (например, российское общество, европейское общество); б) определённый этап исторического развития (например, рабовладельческое общество, феодальное общество); в) группу людей, объединившихся для общения или какой-либо совместной деятельности (например, общество собаководов, общество любителей древностей). В широком смысле общество это: а) всё человечество в его прошлом, настоящем и будущем; б) всё население Земли, совокупность всех народов и стран. 2) Общество как система Общество представляет собой систему (совокупность взаимосвязанных элементов). Эта система включает совокупность подсистем сфер общественной жизни, социальных институтов, социальных общностей и групп, связанных общественными отношениями. В основе разграничения сфер общественной жизни базовые потребности человека и общества (например, экономическая сфера связана с удовлетворением потребностей в пище, одежде, жилище и др. материальных условиях существования). Традиционно учёные выделяют четыре сферы общественной жизни. Каждая из сфер, в свою очередь, также является сложной самоорганизующейся системой. Социальный институт это исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, направленной на удовлетворение базовых потребностей человека и общества. Базовые потребности человека Потребность в материальных условиях существования Потребность в общении, объединении с другими людьми Потребность в стабильности, безопасности и социальном порядке Потребности в достижении истины, созидании добра и красоты, творчестве, религиозной вере и т. п. Подсистемы (сферы) общественной жизни Экономическая Социальная Политическая Духовная Социальные институты Производство, бизнес, рынок, собственность и др. Семья, детство, материнство и др. Власть, государство, право, суд и др. Образование, наука, искусство, религия и др. Социальные институты устанавливают образцы поведения и осуществляют социальный контроль; упорядочивают, координируют индивидуальные действия людей, придают им организованный и предсказуемый характер; обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.

19 30 ОБЩЕСТВО КАК ФОРМА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ 5 Учёные характеризуют общество как живую, самоорганизующуюся, сложную, динамичную систему. Последняя характеристика связана с тем, что общество в целом и отдельные его подсистемы, институты, элементы находятся в состоянии непрерывного изменения и развития. 3) Направления и формы общественного развития Двумя основными направлениями общественного развития считаются прогресс и регресс. Прогресс (от лат. progressus движение вперёд, успех) это развитие общества от менее совершенного к более совершенному, от низшего к высшему, от простого к более сложному. Регресс (от лат. regressus обратное движение) это возвращение к изжившим себя структурам, деградация, утрата способности к выполнению некоторых функций. Прогресс и регресс всегда относительны. Никакое социальное изменение (в том числе революция, реформа) не может быть прогрессивным или регрессивным само по себе. Оно может быть признано таковым, когда его последствия оцениваются обществом позитивно или, наоборот, негативно. Некоторые учёные считают, что понятие прогресса применимо не ко всем областям жизни общества и человека, так как невозможно определить критерий измерения прогресса. Таковы например, искусство, моральная сфера, о достижениях в которых можно судить лишь субъективно. Общественный прогресс противоречив совершенствование в одних областях не исключает деградации других. При этом в одно и то же время темпы и характер развития различных подсистем, институтов могут быть различными. Общественный прогресс оказывает как позитивное, так и негативное влияние на отдельные общественные явления, процессы. Существуют различные подходы к определению критериев (показателей) прогресса: прогресс науки и техники, увеличение производственных показателей, развитие общедоступного качественного образования, улучшение условий жизни людей, демократизация общества и др. Важнейший из критериев прогресса связан с «самочувствием» и возможностями развития личности (средняя продолжительность жизни, состояние медицины и образования, развитость системы социальной защиты, соблюдение прав человека и т. п.). В современном обществе критерием общественного прогресса принято считать меру свободы, которую общество может обеспечить личности для максимального развития её творческих способностей. Развитие общества осуществляется в двух формах посредством эволюции и революции. Эволюция предполагает постепенные изменения отдельных элементов общественной жизни, в том числе в результате реформ (целенаправленных преобразований какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающих основ существующей социальной структуры). Под революцией понимают резкие качественные комплексные изменения, скачок в развитии общества, полностью изменяющий общественную жизнь. Таковы, например, социальные революции, связанные со сменой политической и экономической систем общества, или научно-техническая революция, которая привела к изменению характера производства, образа жизни и мировоззрения людей. ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ 1. Какие определения общества дают учёные? 2. В чём проявляется системный характер общества? 3. Какие четыре сферы общественной жизни выделяют учёные? 4. Что такое социальный институт? 5. Каковы направления общественного развития? В чём отличие реформы от революции?

20 5 ОБЩЕСТВО КАК ФОРМА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ 31 ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ 1. Проанализируйте суждения об обществе и его элементах. Поставьте значок в соответствующем столбце таблицы. Общество является частью живой природы. Суждения Верно Неверно Социальным прогрессом называют направление развития от простых форм общественной организации к более сложным. Социальные институты удовлетворяют значимые потребности человека и общества. Все структурные элементы общества взаимосвязаны и взаимозависимы. Политическая, экономическая и духовная сферы представляют собой части общества. Социальные институты организуют деятельность людей, устанавливают образцы поведения. К политической сфере относят взаимодействия по поводу производства материальных благ. Динамичность социальных институтов проявляется в их обособленности друг от друга. Реформами называют изменения, приводящие к смене основ существующего социального строя. 2. Установите соответствие между функциями и социальными институтами: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца. ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ А) создание материальных благ 1) семья Б) создание правовых норм 2) государство В) осуществление социального управления 3) производство Г) воспроизводство новых поколений Д) первичная социализация индивида Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ: А Б В Г Д 3. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный институт»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о социальных институтах в экономической сфере общества, и одно предложение, раскрывающее любую особенность одного из этих социальных институтов.

21 32 ОБЩЕСТВО КАК ФОРМА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ 5 4. Приведите три примера, иллюстрирующих противоречивость прогресса. 5. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Развитие общества». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. 6. Прочитайте предложенное ниже высказывание. «Общество свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого». (Сенека) Какой признак (характеристика) общества отражён(-а) в данном высказывании? Приведите понятия, теоретические положения, рассуждения и выводы, раскрывающие этот признак (характеристику) общества. Приведите два примера из различных источников, иллюстрирующих этот признак (характеристику) общества.


ТЕМА 1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО # Человек как результат биологической и социокультурной эволюции # Социализация индивида # Деятельность # Познание мира # Общество как форма жизнедеятельности людей # Духовная

1 Выбор по зи ций из списка Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Выберите

Итоговая контрольная работа по обществознанию10 класс Часть А 1. Человек в отличие от животных 1) заботится о потомстве 2) подвержен смене настроения 3) планирует свою деятельность 4) нуждается в защите

Образовательный минимум Четверть 1 Предмет Обществознание Класс 8 Шишкова Анна Сергеевна - учитель истории и обществознания, e-mail [email protected] Расписание консультаций: Понедельник: 15:00-16:00,

Итоговая контрольная работа по обществознанию 10 класс (профильный уровень) Демонстрационный вариант Часть 1 А1. Общество, в отличие от природы 1) развивается закономерно 3) творит культуру 2) подвержено

Тема 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества. Тема урока: Проблема познаваемости мира. План 1. Понятие истины, ее критерии. 2. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения.

Познание Конспект «Универсального справочника» по обществознанию Кишенковой О. В. и Семке Н. Н. издательства ЭКСМО 2010 3.1. Познание мира Познание особая деятельность, в результате которой люди приобретают

Тренировочные задания по обществознанию для подготовки к ЕГЭ для обучающихся 10-11 классов Познание окружающего мира А1 «На судьбу человека влияет то, под каким зодиакальным созвездием он родился». Данное

Административная контрольная работа по обществознанию. 10 класс. Вариант 1. 1. Биологическую природу человека отражает потребность 1) осуществлять трудовую деятельность 2) осознавать цель своих действий

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс Вариант 1, Октябрь 2011 ВАРИАНТ 1 А1. Экономика как социальная наука не связанна с наукой 1) политологией 2) социологией 3) историей 4) биологией А2. Элементом культурной подсистемы

Деятельность способ существования людей Присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром: 1) деятельность 2) потребность 3) общество 4) действия Установление и развитие взаимных отношений,

Раздел 1. Человек и общество Тема 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества Тема урока: Философские представления о социальных качествах человека План 1. Человек, индивид, личность. 2.

Человек как биосоциальное существо. Мышление и речь. Происхождение человека. Способности человека (задатки, талант, гениальность, одаренность). Деятельность человека. Виды деятельности. Формы деятельности

Информатика, 10 класс Вариант 1, Март 2015 Краевая диагностическая работа по обществознанию ВАРИАНТ 1 Часть 1 Ответами к заданиям 1 9 являются цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание).

Пояснительная записка. Данная рабочая программа предназначена для изучения обществознания учащимися 10 класса (базового уровня). Программа разработана на основе примерной программы Министерства образования

Задания С8. Примеры по составлению развернутых планов Тема: Познание и знание. С8. Подготовьте развернутый ответ по теме «Уровни познания». 1. Две стороны познания. 2. Основные формы чувственного познания:

1. Основное содержание учебного предмета. Человек в обществе Общество Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе. Структура общества. Общество

Программа разработана на основе программы Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой, Л.Ф.Ивановой, А.И.Матвеева «Обществознание. 10-11 классы, базовый уровень». Планируемые результаты В результате изучения обществознания

Схемы к урокам обществознания. Мировоззрение система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими

1) Найдите в приведенном ниже списке характеристики чувственного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) отображение целостного образа непосредственно воздействующего предмета 2) отражение

Тематическая диагностическая работа по подготовке к ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ по теме «Человек и общество. Познание, сфера духовной культуры» 11 ноября 2014 года 10 класс Вариант ОБ00103 (на 90 минут) Район

Глава 1. Человек и общество 1.1. Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции) Вопрос о человеке является самым важным в обществознании, поэтому его

Пояснительная записка/ Назначение проверочной работы контроль состояния уровня сформированности общеучебных и специальных умений и навыков учащихся 8 класса по предмету «Обществознание». Подходы к отбору

Промежуточная аттестация по обществознанию в 10 классе Часть1 1. Какой из примеров иллюстрирует влияние общества на природу? 1) экстенсивный характер земледелия, 2) углубление русла реки, 3) формирование

Единый государственный экзамен по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2010

«УТВЕРЖДАЮ» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «СОГЛАСОВАНО» Председатель Научнометодического совета ФИПИ по обществознанию Единый государственный экзамен по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Олимпиада «Покори Воробьевы горы!» по обществознанию отборочный этап 5-9 классы Тестовая часть (Участники получают 4 вопроса. Максимальная оценка за тестовую часть 30 баллов) 1. Из приведенных высказываний

Обществознание 6 класс. Человек в социальном измерении. Человек среди людей. Нравственные основы жизни. 1. Совокупность качеств человека, которые он приобретает в процессе жизни в обществе, в деятельности

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ШКОЛА СОСНЫ» УТВЕРЖДАЮ Директор И.П. Гурьянкина Приказ 8 от «29» августа 2017 г. Рабочая программа по предмету «Обществознание» 10 класс (профильный

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный технический университет» ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА в аспирантуру

Обществознание Каждая из серий для 8-9 и 10-11 классов включает пять тематических работ и представлена в формате 45- и 90-минутных работ. Работа 1. Работа 2. Работа 3. Работа 4. Работа 5. Человек и общество,

ПСИХОЛОГИЯ Лекция (тезисы) ТЕМА: ЛИЧНОСТЬ. НАПРАВЛЕННОСТЬ. СПОСОБНОСТИ Цели: - сформировать представление о структуре личности; о направленности и способностях; - способствовать пониманию основных характеристик

Раздел I Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения обществознания ученик должен знать/понимать:, биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место

Итоговая контрольная работа по обществознанию, 10 класс Профиль (демоверсия) 1 вариант Часть 1 При выполнении этой части дается 4 ответа, один из которых верный. 1.Обществом в широком смысле слова называют

1 Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования

Биосоциальное существо, представляющее собой особое звено в развитии живых организмов на Земле ЧЕЛОВЕК Верны ли следующие суждения о человеке? А. Человек есть природный, биологический факт. Б. Человек

Заполнять ЗАГЛАВНЫМИ ПЕЧАТНЫМИ БУКВАМИ Регион 08 Название ОО Код ОО Класс 10 Предмет ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Дата Фамилия Имя Отчество Инструкция по выполнению работы Работа по обществознанию состоит из 2-х частей

Тема: Человек в системе социальных связей Триединая цель: развивать личностные качества самореализации учащихся в процессе групповой самостоятельной познавательной деятельности при формировании представлений

1 Клас си фи ка ция путем уста нов ле ния соответствия Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных

1) Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психологической и социальной. Социальная составляющая включает 1) половые и возрастные особенности 2) наследственные признаки 3)

Процесс получения знаний ПОЗНАНИЕ ГНОСЕОЛОГИЯ Подходы к решению проблемы познаваемости мира Агностицизм (И. Кант) Эмпиризм (Ф. Бэкон) Рационализм (Р. Декарт) Сенсуализм (Дж. Локк) Большинство Мир познать

Рабочая программа учебного предмета Обществознание 10 класс Составлена: учителем истории Жуковой В. А, 2015-2016 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая рабочая программа по обществознанию для учащихся 10 класса

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Кодификатор элементов содержания

Содержание 1. Разработчики 3 2. Формы проведения вступительного испытания 3 3. Требования к уровню подготовки абитуриентов 3 4. Программа вступительного испытания по обществознанию 4 5. Критерии оценивания

МАТЕРИАЛЫ ЗАДАНИЙ олимпиады школьников «ПОКОРИ ВОРОБЬЁВЫ ГОРЫ!» по обществознанию 2015/2016 учебный год http://pvg.mk.ru Задание для учащихся 5-9 классов. ТЕСТОВАЯ ЧАСТЬ 2 1. Из приведенных высказываний

Пояснительная записка 8 класс «Обществознание» Рабочая программа по обществознанию для 8 класса к учебнику Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Ивановой и др. составлена на основе федерального компонента

Пояснительная записка Общая характеристика программы Рабочая программа по обществознанию для 8 класса к учебнику Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Ивановой и др. составлена на основе федерального

Единый государственный экзамен по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена

Раздел 3. ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНА МИРА 1. Основа бытия, существующая как причина самой себя а) субстанция б) бытие в) форма г) акциденция 2. Бытие это а) все, что существует вокруг б) некое вещественное образование

ДЕМОВЕРСИЯ муниципальной контрольной работы по обществознанию «Человек и общество» 10 класс 2016 год Время выполнения работы - 90 минут ВАРИАНТ 1 Часть 1. При выполнении заданий 1-9 запишите в «Бланк ответов»

Рабочая программа по обществознанию 10 класс на 2016 2017 уч. год п. Большой Исток 2016 г Рабочая программа по обществознанию 10 класс (70 часов) I.Содержание предмета Общество Что такое общество Общество

1) Верны ли следующие суждения о массовой культуре? А.Для явлений массовой культуры типичен развлекательный характер. Б. Для явлений массовой культуры характерна ориентация на запросы массового потребителя.

Приказ от «29» августа 2016 г.. 143 Рабочая программа Обществознание 10Б класс на 2016 2017 учебный год Холина Л.И. Высшая квалификационная категория г. Скопин, 2016г. Содержание учебного предмета. Структура

Рабочая программа по обществознанию (10 класс, базовый уровень) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая рабочая программа по обществознанию для учащихся 10 класса (базовый уровень) разработана на основе Федерального

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

1 Автономная некоммерческая организация «ИНСТИТУТ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ и УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ» УТВЕРЖДАЮ Ректор Г.Г. Блохин «01» июня 2015 года ПРОГРАММА И ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ

2 ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» Программа составлена в соответствии с Примерной программой вступительных экзаменов по обществознанию в целях обеспечения равных прав граждан

«УТВЕРЖДАЮ» Директор Федерального института педагогических измерений «СОГЛАСОВАНО» Председатель Научнометодического совета ФИПИ по обществознанию Единый государственный экзамен по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Кодификатор

Инструкция по выполнению работы. Часть 1 включает 12 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даётся 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Каждое задание оценивается в 1 балл. Часть

Пояснительная записка Назначение проверочной работы контроль состояния уровня сформированности общеучебных и специальных умений и навыков учащихся 8 класса по предмету «Обществознание». Подходы к отбору

Урок 1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

    Человек, индивид, личность.

Человек по своей сути существо биосоциальное – он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино и только в таком единстве он существует.

Биологическая природа человека проявляется в анатомо-физиологических чертах, строении различных органов и систем, инстинктах и рефлексах. Биологически каждый человек уникален, так как получаемый от родителей набор генов неповторим.

Учёные считают наиболее важными отличиями человека от других живых существ: наличие мышления и словесной речи; способность к целенаправленной, в том числе творческой деятельности; способность сознательно преобразовывать окружающую действительность, создавать необходимые блага и ценности; способность изготавливать с помощью других орудий сложные орудия труда и использовать их в процессе производства необходимых благ.

Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Он может раскрыть свою социальную природу только осуществляя определённую деятельность, общаясь с другими людьми. Социальная сущность человека проявляется через такие качества, как сознание и разум, способность и готовность к труду и творчеству, свобода и ответственность.

Для характеристики сущности человека учёные используют понятия «индивид», «личность», «индивидуальность». Индивид – единичный представитель человечества. Личность – совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни. Личность – это человек как носитель сознания, наделённый рядом важнейших социальных качеств: способностью учиться, трудиться, общаться с другими людьми, участвовать в жизни общества, иметь духовные интересы, оценивать и контролировать свои поступки, нести ответственность за их последствия. Личность человека формируется и развивается на протяжении всей его жизни, в ходе социализации (в процессе освоения социальных ролей, культурного богатства, накопленного обществом). Понятие «индивидуальность» используется для обозначения такого сочетания биологических и социальных качеств, которое одного человека отличает от всех других. Можно сказать, что индивидуальность – это своеобразие человека.

    Потребности человека.

Потребности – это осознание и переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни и развития личности (человеку необходимы вода и воздух, пища и тепло, различные предметы материальной и духовной культуры и др.). Они лежат в основе направленности личности.

Потребности человека

естественные социальные духовные

(биологические; физиологические, (в общении, в труде, жизненном (идеальные) (в познании

материальные и т.п.) (воздух для успехе, занятии определённой окружающего мира, дости-

дыхания, вода, пища, одежда и позиции в обществе и т.п.) жении гармонии и красоты;

жилище, продолжение рода и т.п.) религиозной вере, художес-

твенном творчестве и т.п.)

Выделяют также индивидуальные (потребности отдельного человека, связанные с конкретными условиями его жизни, особенностями его личности) и общественные (характеризуют социальную жизнь) потребности. Индивидуальные потребности людей в принципе могут противоречить общественным потребностям.

Долговременные (стратегические) потребности связаны с перспективными возможностями и целями развития личности, социальной группы, организации, общества в целом, а сиюминутные – потребности текущего момента; долговременные потребности могут до определённого момента не осознаваться человеком, обществом, в отличие от сиюминутных потребностей. Удовлетворение сиюминутных потребностей может в принципе противоречить удовлетворению долговременных потребностей.

Подлинные потребности связаны с тем, что действительно необходимо человеку, а удовлетворение мнимых потребностей может причинить вред здоровью, интеллектуальному и нравственному развитию личности.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

Ответьте на вопросы:

    В чём заключается биосоциальная сущность человека?

    Что составляет биологическую природу человека?

    Каковы наиболее важные отличия человека от других живых существ?

    Как проявляется социальная сущность человека?

    Какой смысл вкладывается в понятия «индивид», «личность», «индивидуальность»?

    Что такое потребности? Какие группы потребностей выделяют учёные?

    Запишите слово, пропущенное в схеме.

_________труд __________

    Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одно- го, относятся к понятию «социальные качества личности».

Жизненный опыт, толерантность, образованность, умения, практические навыки, инстинкты , коммуникабельность.

    Найдите в приведенном перечне качества, отличающие человека от животного.

1) стремление к самореализации 2) потребность в труде 3) способность строить жилища

4) потребность в пище и воде 5) способность отображать мир в идеальных образах

Тест для самостоятельной работы (Обществознание. 10 кл. 44 диагн.вар. стр.5-12)

Словарь

Индивид – единичный, конкретный человек, рассматриваемый в качестве биосоциального существа.

Личность – индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств, качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Потребности – нужда в чём-либо, что необходимо для поддержания жизнедеятельности организма человека, развития его личности.

Список литературы.

    Обществознание. Я сдам ЕГЭ! Методика подготовки. Зайцева Е.В. – Просвещение, 2016.

    Обществознание. 10 класс. 44 диагностических варианта. Котова, Лискова, 2012.

    Словарь терминов по обществознанию. Брандт М.Ю. – Изд.: Экзамен, 2014.

ТРЕНИРОВКА В ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ Урок 1.

    Проанализируйте суждения о человеке. Поставьте значок «˅» в соответствующем столбце таблицы.

2.Запишите слово, пропущенное в схеме.

______________________

позволяет человеку воздействовать на вещества и силы природы, создавая материальные блага

является формой деятельности человека, нацеленной на удовлетворение материальных потребностей

способствует совершенствованию и развитию человеческих качеств

3.Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «социальные качества личности».

Жизненный опыт, толерантность, образованность, умения, практические навыки, инстинкты, коммуникабельность.

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда.

4. Найдите в приведенном перечне качества, отличающие человека от животного.

1) стремление к самореализации

2) потребность в труде

3) способность строить жилища

4) потребность в пище и воде

5) способность отображать мир в идеальных образах