Штангисты марий эл история. Присоединение горных марийцев к Русскому государству

Республика Марий Эл с древних веков до XVI в.

Финно-угорские племена населяли территорию современной западной, северной и центральной России с доисторических времен. На территории республики Марий Эл сохранились археологические источники, относящиеся к первому тысячелетию до н. э. Так как марийская письменность (тиште) использовалась исключительно для записей хозяйственно-экономической информации, а татарские письменные источники были уничтожены при взятии Казани, почти все письменные сведения об истории средней Волги связаны с русскими источниками.
Черемисы (современное название — мари) впервые достоверно упоминаются в X в. в письме хазарского кагана Иосифа сановнику кордовского халифа Хасдаю ибн Шапруту. Предки современных марийцев между V и VIII веком взаимодействовали с готами, позднее с хазарами и Волжской Булгарией, которая находилась на территории современного Татарстана и была в 1236 году уничтожена наступавшими на Русь монгольскими войсками хана Батыя. С образовавшейся после этого Золотой Ордой мари, по-видимому, состояли в союзнических отношениях. Между XIII и XV веком марийцы входили в состав Золотой Орды и Казанского ханства.
С IX века мари также входят в контакт с продвигавшимися на восток славянами Киевской Руси, заселившими на земле западных мари (мере) города Ростов, Галич, Ярославль, Суздаль, Владимир и в 1221 году Нижний Новгород. Постепенно западные мари (мере) по принятии христианства ославяниваются, нежелающие принимать христианство бегут на восток в глубь марийского края. В средние века обычным делом становятся русско-татарские столкновения на марийских землях (при этом мари выступают на стороне татар). До поры до времени татары и мари одерживают верх, но потом Иван Грозный начинает спланированную захватническую войну: в 1551 году земли горных мари (правобережье Волги) попадают под контроль Москвы, а в 1552 году царские войска берут Казань, и луговые мари начинают платить Москве дань. Затем начинается планомерная колонизация: так, в 1555 году основаны Чебоксары, в 1583 — Козьмодемьянск, в 1584 — Царевококшайск, ныне Йошкар-Ола.

Республика Марий Эл в XVII-XIX вв.

В XVII в. в крае появляются владения русских помещиков. Однако большинство марийцев не было занято на барщине, платило ясак царскому правительству. Марийцы участвовали в крестьянских войнах начала XVII в. под предводительством И. И. Болотникова, в 1670-71 гг. — С. Т. Разина, в 1773-75 — Е. И. Пугачев а. На марийских землях, ставших государственными, поселялись русские крестьяне. При Петре I начинает что-то меняться — мари призываются в армию, начинается научное исследование территории, составляются первые письменные памятники марийского языка.
В XVIII-XIX вв. появляются первые заводы с вольнонаемными рабочими и приписными крестьянами. Значительными землями владели монастыри и крупные предприниматели. Развивалась лесоразрабатывающая и лесопильная промышленность.
В 1872 году открывается Казанская учительская семинария, одной из задач которой было обучение представителей волжских народов, в том числе мари. Это дало серьезный импульс национальному возрождению, открываются марийские школы, печатаются книги на марийском языке, в том числе учебники.
Во 2-й половине XIX в. были основаны предприятия фабрично-заводского и мануфактурного типа; построены судоремонтный, стекольные и винокуренные заводы. Насильственная христианизация приводит к тому, что мари уходят в леса, оставляя пустыми целые деревни.

Республика Марий Эл во время Гражданской войны

Первый марксистский кружок был организован в 1899 учителем К. И. Касаткиным в Юрино. В 1905 возникли социал-демократические кружки в Юрино, Козьмодемьянске, Уржуме, Чебоксарах и др. В период Революции 1905—07 марийские рабочие и крестьяне участвовали вместе с русскими в революционном движении (выступления в Юрино, Звениговском затоне и окружающих его деревнях). После Февральской революции 1917 в апреле — мае в Юрино, Царёвококшайске, Козьмодемьянске и др. были созданы Советы, в которых, за исключением Юринского Совета, преобладали эсеры, меньшевики, буржуазные националисты, кулаки.
Коренным поворотом в истории марийского народа стала Великая Октябрьская социалистическая революция. Советская власть была установлена 23 декабря 1917 (5 января 1918) в Царёвококшайске (с 1919 — Краснококшайск), 31 декабря (13 января 1918) в Козьмодемьянске, к середине 1918 — повсеместно. Борьбу за власть Советов возглавили большевики М. Ф. Красильников, П. Т. Кочетов и другие. В феврале — апреле 1918 были созданы большевистские организации в Козьмодемьянске, Яранске. Летом 1918 в крае вспыхнули контрреволюционные мятежи (степановский, царёвококшайский, козьмодемьянский, княжнинский и другие), но они были подавлены Красной Армией совместно с марийскими трудящимися. В июле 1918 при Наркомнаце РСФСР создан отдел мари. 20—24 июля 1920 в Казани состоялась 1-я Всероссийская конференция коммунистов-мари. 4 ноября 1920 ВЦИК и СНК РСФСР приняли декрет «Об образовании автономной области марийского народа». 25 ноября 1920 декретом ВЦИК и СНК «Об автономной области марийского народа» был определён административно-территориальный состав области с центром в Краснококшайске (с 1927 — Йошкар-Ола). 20—23 февраля 1921 в Краснококшайске проходила 1-я марийская областная партийная конференция, на которой был избран обком РКП(б). 21—24 июня 1921 1-й съезд Советов Марийской АО избрал областной Исполнительный комитет. В 1929—32 Марийская АО входила в состав Нижегородского, в 1932—36 — Горьковского краев. 5 декабря 1936 Марийская АО преобразована в Марийскую АССР в составе РСФСР. Чрезвычайный 11-й съезд Советов республики 21 июня 1937 утвердил Конституцию Марийской АССР.
За годы довоенных пятилеток (1929—40) марийский народ при поддержке русского и других народов СССР построил в основном социализм. В эти годы в республике построено и введено в действие 45 промышленных предприятий. На новостройки и предприятия её были направлены из промышленных центров страны, особенно из Горького, инженеры, техники, квалифицированные рабочие, а также опытные партийные кадры. В Москве, Ленинграде, Горьком и других городах подготавливались национальные кадры для промышленности и сельского хозяйства республики. Выпуск продукции крупной промышленности Марийской АССР в 1940 по сравнению с 1913 увеличился в 7,4 раза. К 1941 колхозы объединяли 94,2 % крестьянских хозяйств; началось строительство железных дорог (первая из них Зелёный Дол — Йошкар-Ола закончена в 1928), осуществлялась культурная революция: в основном ликвидирована неграмотность, исчезли родовые феодальные и религиозные пережитки; выросли национальные кадры рабочего класса и народной интеллигенции; сложились национальные литература и искусство. Марийский народ консолидировался в социалистическую нацию. Край из отсталого района России превратился в индустриально-аграрную республику.

Республика Марий Эл в годы Великой Отечественной войны

К началу Великой Отечественной войны Марийская АССР добилась огромных успехов. В ней была заново создана социалистическая промышленность на базе, которой двинулась вперед развитие отраслей народного хозяйства.
Великая Отечественная война 1941-1945г.г. стала огромным испытанием на прочность для миллионов советских людей как на фронте, так и в тылу, испытанием, которые наши деды и отцы с честью выдержали, обеспечив в своей стране и всему человечеству десятилетия мирной жизни.
В субботу 21 июня 1941 года, в день 4-ой годовщины принятия Конституции Марийской ССР открылась юбилейная сессия Верховного Совета Республики. Это был последний мирный день. Обком и райкомы партии умело направляли патриотические стремления трудящихся, поднимали людей на борьбу с фашистскими захватчиками. Во главе патриотов добровольно шли на фронт партийные работники и рядовые коммунисты. Свыше 1620 коммунистов ушло на фронт в первые шесть месяцев. Вслед за коммунистами заявления о желании добровольно пойти на фронт подавали и комсомольцы. Свыше 130 тысяч человек отправила Марийская АССР на защиту Родины. Немногим более 56 тысяч из них вернулось с полей сражений. С первых дней войны жизнь республики была перестроена на военный лад. Большинство промышленных предприятий республики в первые же месяцы войны перешло на выпуск военной продукции. За короткий период налажена работа предприятий, эвакуированных из западных областей. За годы войны было построено всего 48 предприятий, что позволило в два раза увеличить выпуск военной продукции. Выпускали авиабомбы, снаряды, прожекторы, оптические приборы, прицепы для артиллерийского и стрелкового оружия, транспортные средства, лыжи, тару для боевой техники оборудования, марийские лесозаготовители дали стране 14 млн. кубометров леса Хорошо работали и многие предприятия лесной промышленности. Марийский лес шел на восстановление городов, разрушенных поселков, предприятий и шахт Украины и других республик. Лесозаготовители поставляли на оборонные заводы ружейную болванку, березу для изготовления лыж для бойцов Советской Армии.
Неоценима трудовая доблесть колхозной деревни в годы войны. Это был массовый подвиг деревенских женщин, стариков, подростков, детей, которые в тяжелейших условиях обеспечивали снабжение продовольствием нашей армии и тыла. Женщины и дети осваивали трактора, а порой сами впрягались вместо лошадей и вспахивали колхозные поля. Труженики сельского хозяйства республики за период войны дали стране и фронту более 21,7 млн. пудов хлеба, около 4 млн. пудов картофеля, 1.3 млн. пудов мяса, много молока и другой продукции.
На марийскую землю были эвакуированы многие промышленные предприятия военного значения из разных регионов России, так же радушный прием на марийской земле встретили более 36 тысяч жителей, эвакуированных из западных областей страны: из Москвы, в том числе взрослые и дети блокадного Ленинграда, Киева, Смоленска, Калинина, Белоруссии, Прибалтики, а так же 26 детских домов. Местное население оказало огромную помощь в их обустройстве, помогало им обжиться, привыкнуть.

Республика Марий Эл в послевоенные годы

В послевоенные пятилетки экономика и культура Марийской АССР получили дальнейшее развитие. В республике возникли новые крупные предприятия машиностроительной, приборостроительной и других отраслей промышленности. Значительно повысился материальный и культурный уровень жизни народа. Подъём экономики и культуры сопровождался всесторонним расширением взаимопомощи и углублением связей Марийской АССР с братскими республиками. Расцвела национальная по форме, социалистическая по содержанию, интернационалистская по духу и характеру культура марийского народа. Трудящиеся республики в условиях развитого социалистического общества вместе с народами всего Советского Союза участвуют в создании материально-технической базы коммунизма. В Марийской АССР в 1974 19 Героев Социалистического Труда. За успехи в развитии народного хозяйства Марийской АССР награждена в 1965 орденом Ленина, в 1970 — орденом Октябрьской Революции; в ознаменование 50-летия Союза ССР в 1972 — орденом Дружбы народов.
В октябре 1990 принята Декларация о государственном суверенитете, с 1992 современное название — Марийская Республика (Марий Эл).

В середине XVI века марийский народ оказался в зоне военного противостояния Российского государства и Казанского ханства, окончившегося в 1552 году завоеванием Казани. В ходе этой войны горные мари, жившие на правобережье Волги, поддержали войска Ивана Грозного – в 1551 году они перешли под власть русского царя. Левобережная, луговая часть марийской земли вошла в Русское государство годом позже, после падения Казанского ханства.

Интеграция Марийского края в состав Российского государства продолжалась до конца XVI века. На его территории были основаны города-крепости, ставшие впоследствии административными центрами уездов. В 1574 году был основан первый в крае город Кокшайск, в 1583 году – Козьмодемьянск, в 1584 году – Царевококшайск (ныне – Йошкар-Ола). В составе Русского государства марийский народ сохранил свои права на пашню, луга, лесные, охотничьи, бортные угодья.

Постепенно началось заселение Марийского края русскими. Русские крестьяне переселялись сюда из многих мест, но преимущественно из северных уездов Вятской губернии. Преимущественно русскими были заселены, к примеру, земли Юринской волости бывшего Васильсурского уезда Нижегородской губернии, которые с начала 1812 года принадлежали помещикам Шереметевым.

В XVIII-XIX века в Марийском крае начинает развиваться промышленность: появляются предприятия, связанные с лесозаготовкой и деревообработкой, судоремонтный, стекольные и винокуренные заводы. Повышается образованность населения – открываются марийские школы, печатаются книги на марийском языке.

Национальная автономия

После установления Советской власти в Марийском крае, как и в стране в целом, шло национально-государственное строительство. 4 ноября 1920 года декретом ВЦИК и СНК РСФСР была образована Марийская автономная область, 5 декабря 1936 года в соответствии с Конституцией СССР она была преобразована в Марийскую Автономную Советскую Социалистическую Республику.

Вместе со всей страной Марийский край пережил и коллективизацию, и индустриализацию. В годы первых пятилеток в республике было построено и введено в действие 45 промышленных предприятий, на которые командировались специалисты со всей страны. Параллельно шло обучение и национальных кадров для промышленности и сельского хозяйства республики.

Не обошли стороной Марийский край массовые репрессии. 30-е годы стали черной страницей в истории республики – по различным оценкам погибли и попали в лагеря до 40 тысяч человек разных национальностей. Марийская национальная интеллигенция тогда была практически уничтожена.

В годы Великой Отечественной войны на фронт из Марийской АССР ушло более 130 тысяч человек, и почти 74 тысячи из них не вернулись домой. 44 уроженца Марийского края были удостоены звания Героя Советского Союза, более 14 тысяч награждены орденами и медалями. Промышленность находившейся в тылу республики была перепрофилирована на выпуск военной продукции. Была налажена работа предприятий, эвакуированных из западных областей. Среди выпускаемой продукции были авиабомбы, снаряды, прожекторы, оптические приборы, прицепы для артиллерийского и стрелкового оружия, сани и лыжи. Марийский лес шел на восстановление городов, разрушенных поселков и предприятий.

В послевоенные годы экономика и культура Марийской АССР получили дальнейшее развитие. В республике возникли новые крупные предприятия машиностроительной, приборостроительной и других отраслей промышленности. За свои успехи республика была награждена орденами Ленина, Октябрьской Революции и Дружбы народов.

Преобразования последних десятилетий прошлого века, приведшие к распаду СССР, изменили и государственное устройство Марийского края. В октябре 1990 принята Декларация о государственном суверенитете, с 8 июля 1992 года республика официально стала называться Республика Марий Эл, а 24 июня 1995 г. была принята новая Конституция Республики Марий Эл.

Предки современных марийцев соседствовали с хазарами и Волжской Булгарией, контактировали с Киевской Русью, а между XIII и XV веком входили в состав Золотой Орды, затем – Казанского ханства.

Которые имеют свою государственность. Данное образование, находящееся в европейской части России, обладало правами автономии ещё с советских времен. Этот регион довольно самобытный и представляет интерес для исследований в различных сферах. Давайте поближе узнаем, что собой представляют Марийская республика и её население.

Территориальное расположение

Республика Марий Эл располагается на востоке европейской части Российской Федерации. На севере и западе данный субъект федерации граничит с Нижегородской областью, на севере и востоке - с Кировской областью, на юго-востоке - с Татарстаном, а на юге - с Чувашией.

Марийская республика располагается в умеренной климатической зоне с умеренно-континентальным типом климата.

Площадь территории данного субъекта федерации составляет 23,4 тыс. кв. км, что является 72-м показателем среди всех регионов страны.

Столица Марийской республики - Йошкар-Ола

Краткая историческая справка

Теперь немного заглянем в историю Республики

Издревле эти территории населяли финно-угорские племена, которые, собственно, и являются титульной нацией республики. В древнерусских летописях они назывались черемисами, хотя сами себя именовали мари.

После образования Золотой орды племена марийцев вошли в её состав, а после распада данного государства на части стали данниками Вследствие присоединения Казани Иваном Грозным в 1552 году земли марийцев стали частью Русского царства. Хотя западные племена черемисов приняли русское подданство ещё раньше и окрестились. После этого история марийцев неразрывно связана с судьбой России.

Но некоторые марийские племена не захотели так просто принимать русское подданство. Поэтому период с 1552 по 1585 год ознаменовался рядом Черемисских войн, целью которых было принуждение марийских племен к принятию российского подданства. В конце концов марийцы были покорены, а их права значительно ограничены. Но и в последующие годы они принимали активное участие в различных восстаниях, например, в восстании Пугачева 1775 года.

Тем временем марийцы стали перенимать российскую культуру. У них сложилась собственная письменность на основе кириллицы, а после открытия Казанской семинарии некоторые представители данного народа смогли получить неплохое образование.

После прихода к власти большевиков в 1920 году была создана Марийская В 1936 году на её основе образовалась Марийская автономная республика (МАССР). На самом закате существования СССР, в 1990 году, она была преобразована в Марийскую ССР.

После распада Советского Союза и образования Российской Федерации одним из субъектов данного государства стала Марийская республика, или, как её по-другому называют, Республика Марий-Эл. Конституция этого государственного образования предусматривает равноправное использование данных наименований.

Население республики

Численность населения Марийской республики на данный момент составляет 685,9 тыс. чел. Это всего лишь 66-й результат среди всех субъектов федераций России.

Плотность населения в республике равна 29,3 чел./кв. км. Для сравнения: в Нижегородской области подобный показатель равен 42,6 чел./кв. км, в Чувашии - 67,4 чел./кв. км, а в Кировской области - 10,8 чел./кв. км.

Несмотря на то что коренным и государствообразующим народом Марий Эл являются марийцы, на данный момент они - не самый многочисленный этнос республики. Больше всего среди населения этого региона русских. Они составляют 45,1% от общего числа жителей субъекта федерации. Марийцы же в республике составляют только 41,8%. Последняя перепись, в которой марийцы численно преобладали над русскими, производилась в 1939 году.

Среди других этносов наиболее многочисленны татары. Их численность составляет 5,5% от общего количества жителей в Марий-Эл. Кроме того, в республике проживают чуваши, украинцы, удмурты, белорусы, мордовцы, армяне, азербайджанцы и немцы, но их численность существенно меньше, чем у трёх вышеназванных народов.

Распространение религий

В Марий-Эл распространено довольно большое количество различных религий. При этом 48% относят себя к православным христианам, 6% являются мусульманами и 6% - сторонниками древней марийской языческой религии. При этом около 6% населения - атеисты.

Кроме перечисленных выше конфессий, в регионе имеются католические общины, а также общины различных протестантских течений.

Административное деление

Республика Марий-Эл состоит из четырнадцати районов и трех городов регионального подчинения (Йошкар-Ола, Волжск и Козьмодемьянск).

Наиболее населенные районы Марийской республики: Медведевский (67,1 тыс. жит.), Вениговский (42,5 тыс. жит.), Советский (29,6 тыс. жит.), Моркинский (29,0 тыс. жит.). Территориально самым крупным является Килемарский район (3,3 тыс. кв. км).

Йошкар-Ола - столица Марий-Эл

Столицей Марийской республики является город Йошкар-Ола. Располагается он примерно в центре данного региона. В настоящее время в нем проживает около 265,0 тыс. жителей при плотности населения 2640,1 чел./кв. км.

Среди национальностей преобладают русские, причем даже более выраженно, чем в общем по республике. Их численность составляет 68% от общего числа жителей. Следующие за ними марийцы имеют удельный вес в 24%, а татары - 4,3%.

Город был основан в далеком 1584 году как русское военное укрепление. С момента основания и до 1919 года он именовался Царевококшайск. В 1919 году, после большевистской революции, получил название Краснококшайск. В 1927 году было решено переименовать его в Йошкар-Олу, что с марийского переводится как «красный город».

В настоящее время Йошкар-Ола - сравнительно крупный региональный центр с развитой инфраструктурой, промышленностью и культурой.

Другие города республики

Остальные города Марийской республики значительно меньше, чем Йошкар-Ола. Самый крупный из них Волжск имеет население 54,6 тыс. жителей, что почти в пять раз меньше, чем в столице республики.

Другие города региона могут похвастаться ещё меньшим количеством населения. Так, в городе Козьмодемьянск проживает 20,5 тыс. чел., в Медведево - 18,1 тыс. чел., в Звенигово - 11,5 тыс. чел., в пгт Советском - 10,4 тыс. чел.

Остальные населенные пункты республики имеют население менее 10000 человек.

Инфраструктура республики

В сравнении с другими регионами России инфраструктуру Марийской республики, исключая город Йошкар-Ола, нельзя назвать сильно развитой.

На территории республики имеется всего один аэропорт, расположенный в её столице. Кроме того, в регионе имеется 2 автовокзала и 51 автостанция. Железнодорожный транспорт представлен четырнадцатью станциями.

Дома Марийской республики зачастую сооружены из дерева. Этот материал используется уже не одну сотню лет как идеально подходящий для данных мест. Благо в регионе дерева хватает. Но в то же время все чаще возводятся высотки и частные дома из современных строительных материалов.

С начала нынешнего тысячелетия в столице республики Йошкар-Оле производились масштабные реконструкционные работы, направленные на восстановление культурных и архитектурных памятников города.

Экономика республики

Среди направлений промышленности больше всего развиты металлообработка и машиностроение. Также имеются предприятия, работающие в деревообрабатывающей, текстильной и пищевой промышленности. Почти все производство сконцентрировано в городах Йошкар-Ола и Волжск.

В сельском хозяйстве более всего развито животноводство, главным образом скотоводство и свиноводство. Растениеводство специализируется на выращивании следующих культур: зерновые, лён, кормовые культуры, картофель и другие овощи.

Туризм

Огромным потенциалом славится Марийская республика. Отдых в этом регионе, конечно, отличается от привычных морских курортов, но способен принести не меньше, а, возможно, даже больше удовольствия. Чистый воздух, которым насыщены заповедные уголки этого края, не сможет заменить ничто.

Особо следует отметить озера в Марийской республике. В регионе их большое количество, и они представляют немалый интерес для туристов. Особенно примечательно Куликово озеро близ города Волжск.

Для тех туристов, которые предпочитают организованный отдых, открывают свои двери базы отдыха, детские лагеря и санатории Марийской республики.

Примечательно, что, хотя титульной нацией Марий Эл являются марийцы, большинство жителей региона - этнические русские.

До создания в 1920 году Марийской автономной области у марийцев не было собственного самоуправления, а территория нынешней Республики Марий Эл была разделена между несколькими губерниями.

За пределами Марийской республики проживает большее число марийцев, чем внутри неё.

Общая характеристика Марийской республики

Хотя Марийскую республику и нельзя назвать передовым промышленным регионом России, данный край обладает огромным потенциалом. Главное его богатство - трудолюбивые люди. Большая часть жителей края - этнические русские и марийцы. Регион довольно редко населен и имеет только один город, который можно назвать условно большим - столицу Йошкар-Олу.

Кроме человеческого потенциала, Марийская республика известна на всю Россию ещё и уникальными рекреационными ресурсами. Здоровый отдых в этом регионе способен излечить от большого количества болезней.

МБОУ СОШ №12

СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

РЕСПУБЛИКА МАРИЙ ЭЛ

Выполнила:

ученица 11 А класса

МБОУ СОШ № 12 г. Сургута

Петухова Алена

Г. Сургут, 2012.

Государственный гимн Республики Марий Эл

Представляет собой музыкальное произведение, которое написал Юрий Тойварс-Евдокимов (Заслуженный деятель искусств ), автор слов - Д. Исламов . Русский текст - Вл. Панова. исполняется на языке и на двух диалектах - луговом и горном.

Текст гимна на

Марий Эл, ты - как мать

Для каждого в судьбе.

Где бы ни был - вспоминать

Твой сын будет о тебе.

Славься, наш край родной,

Цвети в счастье и в труде.

Гордимся всегда тобой

И поем, Марий Эл, о тебе!

Свою честь сохранит

Народ наш на века,

И дружба как гранит

Всегда с братьями крепка.

Текст гимна на

Марий Эл тый улат

Авай гай кажнылан.

Шке сурт гай тый кÿлат

Чыла мÿндыр марийлан.

Ме таче, чон пуэн,

Марий мландым моктена.

Вийнам иктыш чумырен,

Пиалан илышым чоҥ ена.

Сакла чот кугешнен

Шке сынжым калыкна.

Йомартле улмыж ден

Эре тудо чаплана.

Государственный флаг Республики Марий Эл утвержден 3 сентября 1992 года. Он "...представляет собой прямоугольное полотнище с горизонтальными полосами: верхняя полоса лазоревого цвета составляет 1/4, средняя белая полоса - 1/2 и нижняя полоса алого цвета - 1/4 ширины флага. Отношение ширины флага к его длине 1: 2.

В левой части у древка на белой полосе изображен фрагмент марийского национального орнамента, вписывающийся в квадрат со сторонами, составляющими 1/4 ширины флага, и надпись "Марий Эл" красно-коричневого цвета". Утвержденный 21 января 1993 года Государственный герб "...представляет собой изображение на геральдическом щите элемента марийского национального орнамента - древнего символа плодородия в обрамлении колосьев, дубовых и хвойных веток, олицетворяющих традиционную приверженность населения республики к сельскохозяйственному труду и лесное богатство края. Венки перевиты трехцветной (из полос Государственного флага Республики Марий Эл: лазоревого, белого и алого цветов) лентой. В нижней части геральдического щита под рисунком орнамента надпись "Марий Эл".

Слово "Эл" означает страна, край, земля. В целом "Марий Эл" прочитывается как страна, земля, край народа мари, марийцев. Изображенный на флаге и гербе национальный орнамент с древнейших времен связан с земледельческим культом и символизирует идею плодородия и вечности. Пашенное земледелие - основное традиционное занятие марийцев. Причем ведущее место среди полевых культур занимают зерновые: рожь, овес, ячмень. Исстари у марийцев хлеб был не только главным продуктом питания, но и являлся предметом поклонения, применялся в различных ритуальных обрядах. Использованные в обрамлении щита колосья подкрепляют идею, выраженную знаком плодородия. Еще с античных времен колос олицетворяет жизнеспособность, животворную силу народа, вечную жизнь, плодородие и процветание.

Расположенные в нижней части гербового венка дубовые и хвойные ветки свидетельствуют о лесных богатствах края, развитии в нем лесного хозяйства и лесной промышленности. Они подчеркивают единство двух этнических групп марийцев - горных, проживающих в основном на правом, горном берегу Волги, где больше хвойных лесов, и луговых, проживающих преимущественно на лесном или луговом левобережье, богатом лиственными лесами. Единение тех и других марийцев образует единый народ.

Голубой цвет означает чистое небо над республикой, а также воду - важнейшую среду существования, являющуюся и древним объектом культового поклонения марийского народа. Белый цвет - древний национальный символ трудового марийского народа, свойственный национальной будничной и праздничной одежде. Он также олицетворяет жизнь, мир, добро, справедливость, высокую нравственность. Алый цвет широко используется в народном творчестве марийцев, связан с их духовными началами.

90 лет Республике Марий Эл!

4 ноября 1920 года был подписан Декрет от образовании Марийской автономной области как территориального образования горных и луговых марийцев.

5 декабря 1936 года в соответствии с Конституцией СССР автономная область была преобразована в Марийскую Автономную Советскую Социалистическую Республику. Открывались новые возможности для дальнейшего совершенствования материальной и духовной жизни общества.

22 октября 1990 года Верховный Совет Марийской АССР принял Декларацию о государственном суверенитете республики. Она имеет Государственный Флаг, Герб, Гимн.

24 июня 1995 года была принята новая Конституция Республики Марий Эл.
Республика Марий Эл – это край с красивой и самобытной природой, культурой и обычаями, край с гостеприимным и добродушным народом. Республика Марий Эл динамично развивается, чтя традиции своих предков. В республике проживают 698,2 тыс. человек разных национальностей – мари, русские, татары, мордва, украинцы, удмурты, чуваши.

Марийцы. Этноисторическая справка

Марийцы (прежнее официальное название - черемисы), являющиеся аборигенным населением республики, исторически сформировались к концу первого тысячелетия нашей эры, принадлежат к финно-угорской языковой семье народов. Тогда же они оказались в определенной зависимости от Хазарского каганата, а затем последовательно - от Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства. В течение длительного периода территория, занимаемая марийцами, была ареной жестокой борьбы между Западом и Востоком, славянами и тюрками, христианством и исламом.

В середине XVI века Марийский край был присоединен к Русскому государству. С этого времени его история тесно переплелась с историей России, русского народа, других народов страны.

В царской России Марийский край развивался, как и все инородческие регионы, с заметным отставанием. Основным занятием населения было сельскохозяйственное производство, главными орудиями труда в котором вплоть до 30-х годов нынешнего столетия оставались соха. лукошко, серп, цеп. Промышленность края была представлена лишь кустарными и полукустарными предприятиями, обрабатывавшими в основном продукцию леса. Более медленными темпами внедрялись и другие компоненты цивилизации. Значительная часть населения вела натуральное хозяйство. Даже на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков лишь один из десяти марийцев владел элементарной грамотой.

До Октябрьской революции марийцы не имели своей государственности и были разбросаны в составе Казанской, Вятской, Нижегородской, Уфимской и Екатеринбургской губерний. И сегодня из 670 тысяч марийцев только 324,3 тысячи проживают в республике Марий Эл. Исторически сложилось так, что 51,7% мари проживают вне пределов своей республики, в т.ч. 4,1% вне пределов России.

Марийцы- народ, сохранивший в чистоте веру своих предков, не отрекшийся от своих древних богов. Начиная с XVI века, марийцы, как и все другие народы, присоединенные к Русскому государству, подвергались целенаправленной христианизации. С этого времени традиционная вера народа мари, объявленная презренным язычеством, жестоко преследовалась властями и церковью. Вырубали священные рощи, разгоняли моления, наказывали верующих. Принявшим новую веру, предоставлялись определенные льготы. Многие марийцы, не желая осквернять себя чужой, чуждой верой, стремясь к сохранению чистоты своей веры, обычаев предков, национального облика, уходили с традиционных мест обитания в башкирские степи, на Урал. Сегодня там проживает около 150 тысяч мари, верующая часть которых в своем подавляющем большинстве не приняла христианство, поклоняется древнемарийским богам. Все же большинство марийцев в местах их традиционного проживания было окрещено: кто по доброй воле, кто по принуждению, а кто и насильственно. При этом далеко не все крещеные отошли от древних религиозных традиций. Соблюдая в той или иной мере каноны христианства, многие из них постоянно обращаются к дохристианским религиозным обычаям, молятся в священных рощах, которые имеются около каждой марийской деревни, проводят языческие праздники, совершают обряды, дошедшие до наших дней со времен глубокой старины. Вместе с ними, как правило, молятся и те, кто не принял христианства и считает себя приверженцем чистой веры - Чимарий. Древнемарийские боги в существенной мере антропоморфны, в верованиях мари значительное место занимают культ природы, культ предков. Приверженность к исконным религиозным верованиям в определенной мере способствовала утверждению национального самосознания мари. Из народов финно-угорского сообщества они в большей мере сохранили свой язык, национальные традиции, культуру. В то же время марийское язычество, являясь национальной разновидностью религии, несет в себе определенные элементы национального отчуждения, самоизоляции, которые, однако, не имеют агрессивных, враждебных тенденций. Напротив, в традиционных марийских языческих обращениях к Великому Богу наряду с мольбой о счастье и благополучии марийского народа содержится просьба дать хорошую жизнь русским, татарам и всем другим народам.

В конце 1917 - начале 1918 года в марийском крае установилась Советская власть. Октябрьская революция всколыхнула национальное самосознание народа. В марте 1920 года второй съезд национальных меньшинств Вятской губернии, горячо поддержавший идею создания автономии марийского народа, рекомендовал марийцам сохранить "белую, как снег, одежду; быстрый, как молния, ум: ясные. как звезды, глаза; силу Онара в своем теле: пластичный, как воск, язык; прекрасные, как щебетание птиц, песни; неугомонный, как лист на дереве, характер: нежную, как крылья бабочки, душу".

В двадцатых-тридцатых годах в Марийской области произошли существенные позитивные сдвиги в развитии экономики и культуры, в социальной сфере и подготовке кадров национальной интеллигенции. Были построены крупные промышленные предприятия (в первую очередь по переработке древесины), железная дорога, соединившая область с сетью путей сообщения страны, открыты два высших учебных заведения, научно-исследовательский институт истории, языка и литературы, создан национальный театр, образована широкая сеть школ и учреждений культуры.

Однако огромный урон республике нанесли массовые репрессии 30-х годов, в ходе которых были уничтожены лучшие кадры. Тысячам активных работников был закрыт путь к творческой созидательной деятельности. Около 70 тысяч жизней лучших сынов и дочерей республики были положены на алтарь победы над фашизмом в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Вся промышленность, сельское хозяйство в военное лихолетье жили заботами о фронте. Испытывая огромные лишения, живя в постоянной тревоге за сына, отца, мужа, дочь, сестру, брата, получая взамен этой тревожной надежде горькую весть о гибели родных и близких, голодные, изнуренные непосильным трудом женщины, старики, дети из последних сил обеспечивали снабжение армии всем необходимым. Раны, нанесенные войной, кровоточат и сегодня.

Перестроенные после войны на выпуск мирной продукции предприятия республики стали осваивать новую продукцию. Происходило техническое перевооружение производства. Строились новые предприятия, реконструировались старые. В промышленности возрастала доля машиностроения, приборостроения, металлообработки. На многих предприятиях устанавливались автоматические и полуавтоматические линии. Развивалась строительная индустрия. Однако в последующем экономический потенциал республики все в большей мере подчинялся интересам военно-промышленного комплекса.

В сельскохозяйственном производстве республика активно внедряла передовые методы земледелия, была одним из инициаторов интенсивного откорма скота, развития крупных животноводческих комплексов. За последние два десятилетия вдвое выросла урожайность зерновых, по надоям молока от коровы республика стабильно занимала одно из первых мест в стране.

Марийские национальные костюмы

В
марийском национальном костюме воплотились традиции и особенности многих сторон жизни народа. В нём отразились представления народа мари о красоте и гармонии жизни. Вышивка составляла традиционные занятия марийских женщин. Учили вышивать с детства, чтобы девушка могла приготовить себе приданное.

Белый холст (очень древний и излюбленный в Поволжье материал ), вышивка цветной шерстью или шелком, монеты, бисер, раковины - вот с помощью чего марийки создавали свои красочные наряды.

Трудно даже представить себе, сколько труда вкладывалось в создание . Надо было вырастить коноплю, надергать стебли, просушить их, обмолотить, отмочить в воде, снова просушить в бане или на печке, размять мялкой, растолочь в ступе, растрепать трепалом, расчесать шкуркой ежа. А после спрясть пряжу, отбелить ее в воде с березовой золой или в кислом молоке, соткать холст и сшить рубаху. Летом надо было позаботиться о краске для шерстяной вышивки - набрать в лесу корней травы марены или дубовой коры, охры или орехового листа. Древние суровые законы заставляли женщин после свадьбы старательно скрывать свои волосы. Девичья коса свивалась в узел и пряталась под головным убором - сорокой или панга, под сурпаном или шымакшем.


Головные уборы марийских женщин украшены одной только вышивкой, но и в них покоряет многообразие и тонкость узоров. Это тюрики, или шымакши, - небольшие прямоугольные куски холста, передок которых сшивался треугольником наподобие башлыка, а хвост свободно падал на спину. «Шымакшан ватэ », то есть женщины, носящие шымакш, стягивали волосы в пучок надо лбом или на темени (в зависимости от местной деревенской моды), вставляли в него берестяной конус и на него уже надевали шымакш. В давние времена весь шымакш покрывали сложной вышивкой, так что белого холста не было видно, а позднее стали украшать только хвост и остроконечный передок. надевали еще толстые кожаные воротники, плотно охватывающие шею. Все поле воротника они зашивали, как чешуей, мелкими монетками или бляшками из мягкого металла, а края - бисером, разноцветными пуговицами и раковинами-ужовками. Именно для начала 30-х годов характерен отказ женщин от некоторых традиционных форм народного костюма. Молодые марийки публично сжигали на костре женские головные уборы в знак протеста против зависимого и приниженного положения женщины в семье. Этому способствовало также вовлечение женщин в общественную жизнь. Благодаря этим мероприятиям шло утверждение нового и отрицание старого в материальной культуре марийцев, в частности, и в такой существенной ее части, как (особенно женский). Однако значительная часть женщин старшего и среднего возраста еще продолжала носить традиционные формы народной одежды (головные уборы, обувь и т. д.).

В конце 20-х-начале 30-х годов начинается постепенная трансформация элементов . Изменения в первую очередь коснулись женских головных уборов. Так, головной убор части луговых мариек шымакш сталорнаментироваться только в остроконечной части (шымакш вуй) и на его конце (шымакш поч). При этом традиционные виды вышивки - набор и счетная гладь сочетались с новым видом - крестик. Шымакш существенно уменьшился в размерах и вместо размеров 60 x 20 см он представлял полотнище 50 x 10 см.Эта же тенденция упрощения орнаментации и изменения размера характерна и для женского головного убора сорока, у которого значительно уменьшилось очелье (сорока санга). У традиционной сороки очелье достигало значительных размеров 15-25 см. Например, в рассматриваемый период у санчурско-яранских марийцев эта часть убора была уже небольших размеров - высота не достигала 5 см. У марийцев, проживающих около Йошкар-Олы , очелье сороки к этому моменту было также небольшим (2-3 см). К концу 40-х годов сорока у последних постепенно превратилась в шапочку из холста с небольшой вышивкой крестом, т. е. от традиционного головного убора осталась лишь шапочка-волосник.

В 30-е годы большинство горномариек расстаются с полотенчатым женским головным убором шарпан и заменяют его на платок из батиста, сатина или ситца однотонной светлой расцветки с небольшой вышивкой гладью. Платок становится одним из основных головных уборов женщин. Причем луговые, в отличие от горных мариек, носили яркие фабричные платки.Уменьшение количества вышивки в данный период было характерно для всех групп народа. Например, рубаха луговых марийцев юго-восточной части республики, отличавшаяся в более ранний период богатой орнаментацией, к началу 30-х годов утрачивает вышивку вдоль всех швов и части рукавов. Она остается в небольшом количестве у грудного разреза, на плече, на концах рукавов и на подоле. Орнаментация на рубахе молодых женщин данной группы с утратой богатой традиционной вышивки начинает выполняться исключительно крестом из ярких шерстяных ниток. Таким образом, трудоемкие виды (роспись, счетная гладь, набор) постепенно уступили место более легкому способу орнаментации - крестик, а в более поздний период - вышивке гладью. По данным наших полевых исследований, первый вид вышивки появился в начале XX века у горных и части луговых (в юго-восточной части края) марийцев, но применялся он тогда в незначительном количестве и у вторых лишь для украшения нашмака (часть женского головного убора шарпан).

У луговых мариек северо-восточных районов МССР в начале 30-х годов крестик использовался для оформления рубахи и головного убора. Но техника вышивания крестом, воспринятая от русских, сохраняла у мариек один из традиционных приемов орнаментации - наносить рисунок по счету нитей с обратной стороны.

У горных марийцев в 30-е годы вышивка почти полностью утрачивается на рубахе, т. е. исчезает даже небольшая нагрудная вышивка, выполненная на отдельной ткани, которая пришивалась к грудному разрезу. Таким образом, на горномарийской женской рубахе остается очень маленькая вышивка у плечевого шва, выполненная черными нитками. Однако с утратой вышивки на рубахе более красочно, с применением разноцветных ниток, начинают орнаментировать съемные манжеты и фартук.

Цветовая гамма вышивки у мариек становится яркой и контрастной. Наряду с ярко окрашенной домашней шерстяной пряжей разных цветов стали применять фабричные хлопчатобумажные нитки. Кроме четырех основных цветов (красный, черный, зеленый и желтый), где красный преобладал, в орнаментации появились яркие цвета: розовый, голубой, синий, фиолетовый, ярко-желтый и др.
Следует подчеркнуть, что с внедрением новых видов вышивки изменялась не только цветовая гамма, но и орнаментальные мотивы: вместе с зооморфными, антропоморфными и геометрическими мотивами использовались натуралистические изображения различных цветов, животных, птиц и насекомых. Эта тенденция была характерна и другим народам Среднего Поволжья (мордве, удмуртам, чувашам).30-е годы явились не только периодом творческой переработки старых форм одежды по пути ее упрощения, но и временем возникновения новых элементов народного костюма. Например, около Йошкар-Олы и в его ближайших окрестностях у женщин появляется новый тип нательного платья, которое впоследствии назвали «йошкар-ола тувыр» (йошкар-олинская рубаха) или «сорокан тувыр» - по названию территориальной группы марийцев, живущих в данной местности.

Платье шили исключительно из фабричных тканей - коленкора или бязи, но цвет его оставался традиционно белым. По покрою оно было прямоспинным с вырезной проймой и вшивными рукавами, что позволяла ширина фабричной ткани. Грудной разрез платья был центральным, к вороту пришивался отложной воротничок - совершенно новый элемент в одежде мариек. К подолу платья пришивали широкую (20-25 см) оборку, изготовленную из однотонного сатина, ситца или шелка.
Платье у оборки украшалось вышивкой крестом; в других его частях орнаментация отсутствовала. К оборке пришивали ленты, кружева, чаще всего фабричного производства.
Вышивка была и мерилом трудолюбия, так как со стороны исполняющих требовала особого терпения и огромных затрат времени, а также являлась критерием оценки художественных навыков мастериц. Одежда всегда была и остается неотделимой частью материальной культуры общества.

Марийская вышивка непонятна только непосвященному человеку. Здесь каждая линия, каждый знак имеют свой сокровенный смысл.

Попробуем разобраться в значении :

Родовое дерево (Еш пушеηге ). Каждая семья привлекает силы родовых деревьев. Чем они крепче, тем сильнее молодая семья.

Великая матерь (Шочынава) . Человек родился, и его земная жизнь с этого момента находится под покровительством Шочынава. Она способствует реализации предназначения человека.

Оберег мужской силы (Oрма ). Знак зрелости мужчины, его способности воспроизводить.

Сторож дома (Сурт орол ). Квадат - это земля, дом где ты живешь. Его оберегают от неприятностей множество крестов и задерживающих воронок.

Дерево (Пушеηге ). Символизирует начало жизни, олицетворяет связь верхнего, среднего и низшего миров, дающих дереву магические жизненные силы.

Оберег груди (Чызе орол ). Знак зрелости женщины, Оберег здоровья женщины-матери, символ мужества и плодородия.

Дуб или дубовые листья (Тумо лышташ ). Символ крепкого здоровья и твердой жизненной позиции. Это одно из святых деревьев, среди которых марийцы проводили моления.

Лошадь (Имне ). Символ трудолюбия, благополучия, достатка. Имеет охранное значение, олицетворяет доброе начало.

Бабочка (Лыве ). Символ легкости и нежности, по народному поверью, бабочки являются вместилищем человеческих душ, ушедших в мир иной.

Солнце (Кече ). Знак добра, дающий жизнь всему живому на земле. Символ плодородия, оберег.

Божественная чистота . Символ изначальной божественной чистоты, защищающий мир от силы зла. Орнамент использовался в 18-19 веках в качестве оберега на головных уборах, одежде.

Лебеди (Йÿксö ). Символ любви и верности, добра и красоты, олицетворяющий божественную чистоту.

История пояса марийского

Костюм жениха. Середина XIX – начало XX в. Семипалатинская губерния. Старообрядцы. Собрание Российского этнографического музея.

История поясов в многонациональном государстве, которым является Россия, включает в себя культурные традиции многих народов. Народные костюмы имеют яркие особенности и различные истоки. Национальная специфика формируется через исторические связи, из сочетания которых и рождается национальное своеобразие.
В прошлом российской культуры нет малозначимых элементов, и все народы, существующие и ушедшие, вносят в нее свой уникальный вклад.

Из птиц гусь («комбо »), угка («лудо ») всегда фигурировали в качестве жертвоприношений во время молений марийцев высшим и низшим духам; петух («агытан »), курица («чыве ») - в поминальных обрядах; ворона («корак »), сорока («шогертен »), кукушка («куку ») очень часто встречаются в сказках и считаются вещими птицами.

По случаю долгого отсутствия дождя устраивали, например, моление с кашей для вороны («корак пучымыш »); мелкий град величиной не больше гороха называли вороньим горохом («корак шyраш »); Млечный путь назывался «дорогой диких гусей » и т.д.

Из диких зверей почитаемыми были заяц («меран »), медведь («маска ») и куница («луй »). Заяц, например, приносился в жертву в качестве жертвенного животного при обращении к духам низшего порядка и имел несколько синонимов, «нур тага » (полевой баран), «нур гоч кайыше » (идущий по полю), «нур кайык » (полевая птица), «пече гоч тoрштышo » (прыгающий через изгородь), «лапка йол » (низкие лапы), «лyм yмбач тoрштышo » (прыгающий по снегу), «лопка йол » (широкие лапы), «ончык пyй » (выпуклый зуб), «кадыр йол » (кривые ноги), «кожта тага » (лесной баран), «кугу пылыш » (большие уши), «комдык са?га » (лоб-закаток, плоский), «кугу шинча » (большие глаза),


Таким образом, на основе многократного отбора выразительных средств в колорите, деталях изображения орнаментальных форм, в соотношении вышитого рисунка и свободного фона ткани сформировалось устойчивое представление о примате традиционной основы орнамента, а создание множества вариантов с символами-образами является художественным результатом импровизации, отражавшей непосредственное отношение к предметам и явлениям природы на конкретном этапе истории народного творчества марийцев.

Через условные знаки, являющимися природными символами, передавались такие понятия, как «оберег», «зло», «добро». Например, понятие «растение» совпадало у марийцев с понятием жизнь. Определенный канон в распределении орнаментальных узоров в деталях костюма повлиял на изобразительный язык орнамента марийской вышивки и привел к возникновению собственных традиций в манере исполнения, к развитию своей художественной типизации, своих изобразительных решений.

Надо отметить, что этот изобразительный язык обусловлен , несмотря на то, что эти традиции и обычаи не противоречат содержанию духовной культуры человечества в целом: они отражают всеобщность представлений о природе, и окружающей жизни.

Родильные обряды

В прошлом у марийцев семьи были многодетными. Только семья, имеющая много детей, считалась счастливой. Чтобы иметь детей и избежать колдовских чар недобрых людей, молодоженам во время свадьбы в одежду втыкали иголки, булавки, в их карманы клали лук, чеснок, завернутую в тряпочку соль. В первый год замужества молодушка должна была ходить в свадебном кафтане и в полном наборе серебряных украшений, что также рассматривалось как средство предохранения молодой женщины и ее ребенка от сглаза и порчи.
Бесплодие считалось большим несчастьем. Чтобы вылечиться от бесплодия, женщине предлагали воспользоваться народными средствами врачевания, магическими обрядами или обратиться к знахаркам, съесть «петушиное» яйцо Чаще всего родственники женщины проводили жертвоприношения. Православные верующие ходили молиться к святым местам, заказывали молебны. Вплоть до 20–30-х гг. ХХ века женщины-марийки практически не обращались за помощью к акушеркам и гинекологам. Роды в прошлом рассматривались как сугубо интимное домашнее женское дело. Только в 30-е годы женщины из близлежащих к больнице селений стали обращаться за врачебной помощью к акушеркам. Естественно, в прошлом далеко не все роды проходили благополучно. Были и смертельные исходы. А.Фукс отмечала, что «черемиски и чувашки очень крепкого сложения. Они даже после родов не ложатся ни на полчаса, родивши, в ту же минуту идут топить баню, вымоют ребенка и начинают работать, как ни в чем не бывало»
Бездетная пара могла взять на воспитание сирот или же детей из бедных многодетных семей. Были случаи, когда детей брали у многодетных родственников, например, у сестры, из семьи брата и т.п. Для того, чтобы родился сын, супруги придерживались определенных поверий. С этой целью первый половой акт совершали в новолуние. Супруга, встав утром, старалась в первую очередь увидеть мужчину. Ей рекомендовали употреблять очень соленую пищу.В период беременности женщина должна была соблюдать предписанные обычаем запреты в отношении определенных предметов и действий, чтобы роды прошли благополучно и ребенок был здоров. Беременной нельзя было грубо обращаться с животными: пинать свинью, кошку, собаку, иначе ребенок будет мучаться волосяницей (сöсна шу). Женщине запрещалось хранить что-нибудь за пазухой. Это якобы вело к появлению у младенца бородавок или пигментных пятен. Боялись перешагивать через оглоблю, ибо это, по мнению марийцев, могло привести к рождению ребенка-горбуна. Чтобы ребенок не родился с загнутой шеей, беременной запрещалось переступать через коромысло. Женщины остерегались пить из ведра, иначе ребенок будет страдать насморком. Беременной советовали не принимать в пищу куриную печень. От этого новорожденный мог родиться с синими губами. Ей не разрешали красить яйца, чтобы предотвратить появление у новорожденного красных пятен. Она не должна была садиться на стул деда или престарелого члена семьи, запрещалось смотреть на покойника и т.д. Если беременная участвовала в похоронах близкого человека, то должна была носить в кармане серебряную монету. Существовали приметы определения пола будущего ребенка: если живот у беременной круглый, выдающийся вперед – значит родится ребенок мужского пола. Боли в пояснице, покрытие сосков чернотою, видение во сне мужских предметов означали рождение мальчика. Рождение девочки предвещали плоский и широкий живот, боли в области пуповины, появление пигментных пятен на лице беременной и т.д. По представлениям марийцев, характер будущего ребенка зависел от поведения матери в момент первого шевеления плода. В зависимости от того, на кого беременная посмотрит в этот момент, таким по характеру и внешнему виду якобы и становился будущий ребенок. Это был очень важный момент в период беременности женщины, и ему придавалось особое значение. Поэтому существовало поверье, согласно которому смотреть в этот период нужно было на хорошего во всех отношениях человека, чтобы «ребенок перенял положительные качества». Роды обычно происходили в бане, реже в избе. По религиозным представлениям марийцев, в бане обитала монча кува – покровительница рожениц. Под роженицу обычно подстилали солому. Во время родов в помощь роженице приглашали повитуху (кувай, кылымде кувай, аза бабка), хотя часто обходились и без нее. Посторонние женщины присутствовали при родах в исключительных случаях, поскольку роды считались сугубо личным делом женщины.
Прежде чем приступить к родовспоможению, повитуха брала пояс и ворожила – пришло ли время рожать женщине? Она осматривала живот беременной и, в зависимости от положения плода, предлагала роженице лечь на пол или же сажала, ставила на колени. Иногда она советовала ей сесть на корточки или заставляла упираться, продев кушак под мышки. Если роды были тяжелыми, «сухими», как говорили марийцы, роженице советовали съесть свежее масло, в надежде, что оно облегчит роды. В такой критический момент советовали раскрывать в доме все замки и двери, развязать все узлы и т.д. Крещеные марийцы молились перед иконами с зажженной свечой, умоляя богиню рождения Шочын Ава облегчить роды. Существовали и рациональные методы родовспоможения – массаж, который нередко сопровождался магическими приемами. В случае трудных родов приглашали мужа роженицы. Сразу же после рождения ребенка роженице под грудью завязывали кушак, чтобы послед (аза кудо, сÿм, аза кÿпчык) не поднялся вверх. Послед мыли теплой водой. Повитуха по последу определяла, здоровый ли родился ребенок. Ребенок считался здоровым и жизнеспособным, если пуповая связка приросла к середине плаценты. По количеству узелков на последе повитуха могла определить, сколько детей она еще сможет родить. Послед обычно клали между двух старых лаптей и закидывали на чердак бани или избы, иногда закапывали в такое место, куда не могли наступить ногами. Послед просто выбрасывать не разрешалось, ибо это негативно могло отразиться на здоровье ребенка и сказаться на его будущей судьбе.
Новорожденному отрезали пуповину (кылымде), отмеряя ее длину до темени младенца. Считалось, что если отрезать короче, плохо будет функционировать мочеточник ребенка. Существовала примета: если пуповина отсыхает за пять-шесть дней, ребенок будет жить долго, за три-четыре дня – «он не жилец». В пуповое отверстие вкладывали конопляное зерно с целью предохранения от грыжи.В многодетных семьях отсохшие пуповины всех детей хранили связанными в один пучок, чтобы дети в семье жили дружно, не ссорились. Иногда пуповину закладывали в щели бревен или дворовых построек. Закладывали ее и в книгу, чтобы ребенок был прилежен в учебе. Пуповину часто использовали в качестве лекарства. Так, при лечении грыжи мочили высушенную пуповину и смачивали этой жидкостью ребенка. Судьбу новорожденного пытались определить по некоторым приметам уже в день его рождения. Если он родился в «рубашке» (околоплодная пленка) или в «колпаке», его ожидала счастливая судьба. «Рубашка» ребенка хранилась в укромном месте, считалось, что она могла принести счастье. Если, например, человек шел на суд, имея при себе свою «рубашку», то судьи якобы не могли его осудить. Родившийся утром был обречен на трудную жизнь, требующую многих усилий. На легкую жизнь мог рассчитывать ребенок, появившийся на свет вечером. В прошлом были приметы, связанные с первым криком ребенка. Если ребенок крикнет несколько раз и замолчит, то долго жить не будет – слабый. Продолжительный детский крик означал, что ребенок родился крепким и будет жить долго. Новорожденного в бане мыла повитуха или же бабушка младенца. Родившейся девочке прежде всего умывали лицо и ягодицы, чтобы она была красивой и хорошо сложенной. Во время купания говорили слова-пожелания, чтобы девочка выросла пригожей для замужества (марлан каяш йöршö лий). У восточных марийцев при мытье новорожденной говорили: «Калык марийлан йöршö лий» (будь достойна мужчины своего народа). В этом пожелании отражено главное предназначение девушки – выйти замуж за марийца. Мальчика начинали мыть со спины, чтобы вырос широкоплечим, крепким и здоровым. Когда купали мальчика, говорили, чтобы вырос годным для службы в армии и способным присмотреть за своими престарелыми родителями (армийыш каяш йöршö лий, шонго ача-авам ончаш йöршö лий).
Луговые марийцы младенца символически парили в бане рябиновым веником. Считалось, что после этого ребенок будет защищен от болезней и «дурного глаза». В воду, которой мыли новорожденного, помещали монеты или украшения из серебра, чтобы ребенок был здоровым и богатым. После бани ребенка заворачивали в рубаху отца, чтобы тот его любил. Девочку могли завернуть в материнское или бабушкино платье.
Перед первым внесением ребенка в избу брали перо из подушки матери и пускали по ветру. При этом произносили заклинание: «Пыстылла куштылгын илыже» (пусть проживет легко, как перо).

Зыбку (шепка, шÿпка) мастерили из длинной полосы липового луба. Дно зыбки также делали из лыковых полосок, которые переплетались в виде решетки. Поверх дна настилали солому, пеленки. К зыбке с боков прикреплялись две дуги, которые привязывались с помощью веревки к длинной жерди. Жердь (шÿпка вара) крепили к потолку на женской половине избы с помощью кольца.
Появление новорожденного было радостным событием в семье. Особенно много волнений и вопросов вызывало оно у маленьких детей.
Родители говорили им, что ребенка нашли в огороде. Некоторые родители, повесив зыбку, клали в нее колотушку или колодку для лаптей и заворачивали в одежду. Ребенка старались заносить в избу и положить в зыбку незаметно, чтобы не переполошить маленьких детей. Новорожденного показывали им только на следующий день, объясняя при этом, что предмет, положенный в зыбку, ожил и превратился в ребенка. Восточные марийцы говорили своим детям, что новорожденного случайно вычерпнули ведром из родника.
Женщина после родов отдыхала незначительное время. Около родившей женщины находилось ее семейство, муж. А если мужу было некогда, то оставались старшие дети. Ее боялись оставлять одну, так как «злой дух» мог прикоснуться к ней, и от этого она могла пострадать. В целях защиты от нечистых сил женщина имела при себе железные предметы.
До шести недель после родов женщина считалась нечистой: она принимала пищу за отдельным столом, не ходила в церковь. Ей запрещали замешивать квашню и вообще стряпать из теста. После родов роженицу навещали близкие родственницы, угощали ее, подчеркивая свое уважение к ней, как продолжательнице рода. У крещеных этот обычай назывался узыпка, возможно, от русского обряда в честь новорожденного – «зубок». По этому случаю гости обычно приносили блины, вареную курицу, вино, а в качестве подарка новорожденному – холст или другую ткань, рубашку. В доме новорожденного устраивалось празднество по поводу рождения нового члена семьи. Этот обычай сохраняется и в настоящее время. В прошлом марийцы очень боялись сглаза, порчи младенцев, поэтому старались их не показывать посторонним. В целях защиты ребенка использовались различные обереги. В зыбку под подушку клали ножницы, нож, кочедык, шлак из кузницы, так как считалось, что металлические предметы оберегают от злых духов. Девочке в зыбку могли положить ножницы, мальчику – нож. Если младенца оставляли в избе одного, в зыбку подкладывали горбушку ржаного хлеба. В качестве оберега использовались красные шапочки, яркие ленты, бусины, раковины-каури, беличий хвост, которые пришивались к шапочке ребенка. На руку младенца надевали браслет из бисера, бус или раковин-каури. Марийцы Звениговского района в прошлом в качестве оберега применяли высушенную медвежью лапу. Считалось, что сглазить маленьких детей могли и люди с «дурным глазом». В случае болезни от сглаза (шинчавочмо) произносили различные заговоры, споласкивая лицо ребенка, заговаривали болезнь.
Новорожденному старались как можно быстрее дать имя, так как боялись, что ребенок, умерший без имени, не найдет свое место на том свете, т.е. душа его будет блуждать. Имя, которое дали малышу сразу же после рождения, являлось временным. Его произносила бабушка-повитуха во время первого купания. У некрещеных марийцев имя определяли по тому дню, в который он родился. Например, если он появился в четверг (изарня), то давали имя «Изерге», в пятницу (кугарня) – «Кугерге», в субботу (шуматкече) – «Шумат».
Постоянное имя новорожденному давали через три-четыре дня после родов, его могла выбирать та же бабка-повитуха. В прошлом имя ребенка могли определять по созвучию с именем матери или отца. Если мать звали Лыставий, то дочери могли дать имя Лыстанай.
Марийцы-язычники применяли оригинальные способы имянаречения. Имя определял карт – языческий жрец. В одном случае он быстро произносил пришедшие на ум имена, высекая при этом огонь из кремния. При произнесении какого имени загорался трут, тем именем и нарекал новорожденного. Жрец иногда брал ребенка в руки в тот момент, когда он плакал и перечислял имена. Считалось, что при подходящем имени ребенок переставал плакать. Чтобы определить нужное имя, иногда перед тем, как ставить хлеб в печь, каждому караваю давали имя. По имени лучше испекшегося каравая и нарекали ребенка
Марийские языческие имена и в настоящее время частично сохранились у некрещеных марийцев старшего поколения (особенно среди восточных марийцев). В некоторых семьях марийской интеллигенции с 80-х годов ХХ века интерес к истинно марийским именам заметно стал расти. В прошлом крещеные марийцы также старались быстрее дать имя новорожденному и с этой целью крестили детей в церкви через одну-две недели после рождения, нарекая именем по христианскому имениннику. Нередко у детей существовали два имени: одно, полученное при рождении, во время мытья в бане, другое – во время крещения. У луговых марийцев бытовал обычай домашнего крещения – родители передавали ребенка крестным через стол, читая молитву. Этот обычай получил широкое распространение в послевоенный период в связи с закрытием церквей.
В крестные выбирали наиболее уважаемых людей. Ими не должны были быть близкие родственники. Новорожденного мальчика крестил мужчина, девочку – женщина. После крещения в доме новорожденного собирались кумовья и проводили небольшое застолье. Крестные ребенка становились близкими родственниками, так как считалось, что в случае смерти родителей крестные отец и мать должны были опекать сироту. Кумовьев уважали и всегда уделяли им большое внимание, особенно во время свадебной обрядности.
Существовали определенные нормы поведения взрослых по отношению к маленьким детям. Нельзя было их чрезмерно хвалить, взвешивать, измерять, запрещалось взрослым переступать через ребенка, так как из-за этого он мог задержаться в развитии, поздно встать на ноги. Только матери и бабушке разрешалось пропускать ребенка между своих ног. Это они делали, если считали, что ребенка сглазили. В случае частых заболеваний или смерти детей в семье марийцы проводили обряд символической «продажи» ребенка. В день «продажи» пекли в доме блины. Заранее договаривались с человеком, у которого было много детей, и приглашали его к себе в гости. «Покупателем» мог быть и случайный человек, первым пришедший в этот день в дом. Ему говорили, что продают ребенка за символическую плату. «Проданного» ребенка выносили за ворота, возвращали родителям через окно. Во время «продажи» обычно меняли имя ребенка. В деревне Арлан Краснокамского района Республики Башкортостан «продажу» проводили через окно, а новое имя ребенка кричали в печную трубу. В доме ребенка по этому поводу устраивалось угощение, обязательным блюдом были блины. Как видно из этнографических материалов, имя играло большую роль в жизни ребенка и влияло на его судьбу. Известно то, что марийцы новорожденным детям давали необычные имена в случае, если предыдущие дети умирали. Если в семье часто умирали дети, то звениговские марийцы в прошлом проводили символический обряд «покупки ребенка» из семей, где было много здоровых детей. «Покупатель» сажал ребенка на колени, давал новое имя. Это означало, что «купленное» дитя стало его ребенком. При этом обращались к богине рождения (Шочын Ава) и просили богиню и впредь даровать семье детей.
Если дети умирали во время родов или сразу после рождения, то для «помощи» приглашали женщину, которая много раз благополучно рожала здоровых детей. Приглашенная женщина имитировала роды, сообщая, что она родила сына или дочку. Таким образом хотели обмануть дух смерти. Женщины кормили детей грудью больше года. Прикармливали из холщового рожка, который заполняли размягченным хлебом, кашей или другой пищей. Для переноски ребенка использовалось сделанное из луба специальное приспособление, напоминающее зыбку (лети), с длинными ручками из лубяных веревок, которые закреплялись на спине. В деревнях для перевозки делали коляски с деревянными колесами (изи орава), на которых также можно было перевозить маленьких детей. В прошлом, чтобы ребенок научился сидеть, его сажали, подкладывая с боков опору в виде свернутой одежды. Чтобы быстрее научился ходить, под мышками укрепляли кушак и водили его при помощи этого пояса. Делали специальную коляску шÿкымö орава с колесиками, внутри которой ребенок мог стоять и безопасно передвигаться. Период, когда ребенок мог стоять, но еще боялся ходить, назывался кепшылме врема, кепшылмы жап – «связанное время». Считалось, что в это время ноги ребенка «опутаны веревками», которые следовало магическим способом «разрубить». Для проведения этого обряда специально варили овсяную кашу в котле, который ставили на пол в центр избы. Вокруг котла с кашей ребенка обводили три раза. При этом один из взрослых членов семьи делал вид, что разрубает путы топориком или ножом, приговаривая: «Кепшылым руем, кошташ тунем» (разрезаю веревку, учись ходить). После этого все семейство садилось за стол и ело кашу. В настоящее время этот обряд проводится упрощенно, без каши. Кто-то из уважаемых членов семьи разрезал ножницами символическую веревочку и говорил: «Кепшылым руална, кепшылым руална, ынде кошт, ынде кошт» (разрубаем путы, разрубаем путы, теперь ходи, теперь ходи). Часто этот обряд выполняется так: мать ведет ребенка за руки, а кто-нибудь из пожилых членов семьи, постукивая топориком об пол, вслед за переставляющим ноги ребенком произносил те же слова.После того, как ребенок начинал ходить, ему надевали специальные штаны без ластовицы в промежности (вожын йолаш). Ногти стригли, когда ему исполнялся год, до этого их обкусывали зубами. Стрижку волос проводили после того, как ребенку исполнился год. Первые волосы мать обычно хранила.
При появлении зубов у ребенка вместо слова пÿ (зуб) говорили катась. Если первые зубы появлялись в стадии ущерба луны, то считали, что младенец счастливый, а если же это приходилось на новолуние, то не вполне счастливый. Молочные зубы никогда не выбрасывали просто так. Их брали, прятали в кусок хлеба и отдавали собаке, говоря при этом: «Пий пÿ гай чоткыдо лийже» (пусть зубы будут крепкими, как у собаки).
Таким образом, все традиционные марийские народные обряды и обычаи, связанные с рождением ребенка, были направлены на обеспечение здоровья и благополучия малыша, наделение его всеми самыми лучшими качествами, а также на численное увеличение семьи, сохранение здоровья матери. В основе этих обычаев преобладало стремление людей создать максимум условий для рождения здорового и красивого ребенка. Многие обряды родильного цикла опирались на рациональные знания и многовековой опыт

Свадебные традиции марийцев

Современная свадьба



Современная свадьба разыгрывается как веселый спектакль с исполнением песен, частушек, плясок. Главное лицо на свадьбе - старший зять (куго вене). Его распоряжения приводит в исполнение саус - дружка. Обычно дружкой приглашают молодого человека, который хорошо танцует, поет. В руках у него плеть или палка с лентами и колокольчиками (онгыр). Он постоянно трясет ею, чтобы колокольчики звенели. В прошлом звону придавалось особое значение: он отгонял от молодых нечистую силу. Назначается 5-8 женщин (cyan вате), которые следят за тем, чтобы было весело. Вместе со своими мужьями они стоят рядом с дружкой и хлопают в ладоши, подбадривая присутствующих, побуждая их петь и плясать. Главная сваха (карт вате) следит за порядком проведения свадьбы, ее слушаются и старые и молодые .
Вечером за невестой приходят подруги и ведут ее в

клуб. Там сажают на подушку, ставят перед ней на

стол угощение, квас, вазу с цветами, на старинных

полотенцах - хлеб с воткнутыми в корку монетками.

Все, кто захотел прийти, угощаются, танцуют.

Между тем в доме жениха собираются гости.

Опаздывающих поторапливает саус, объезжая дворы

на тарантасе, украшенном лентами. Часов в 11 вечера

за невестой приезжают жених с дружкой и уводят ее

в дом посаженых отца и матери. Вместе с

мешком с подарками молодые едут к дому жениха, где уже идет веселье. Посаженая мать подводит невесту к гостям, и начинается раздача подарков. Саус выкрикивает; имя кого-либо из присутствующих. Тот. подходит к невесте, посаженая мать вынимает из мешка и подает невесте рубаху (для мужчины) или платок (для женщины). Гость получивший из рук невесты подарок, кладет в ответ деньги на поднос. Эти деньги становятся собственностью невесты. В этот момент саус встряхивает кнутом с колокольчиками, сваты дробят ногами, хлопают, подпевают. После раздачи подарков жениха и невесту провожают с песней к клети, где приготовлены еда и питье, и запирают на ночь. Гулянье в доме жениха продолжается два-три дня. После этого посаженый отец (ача кудыл) приглашает в гости невесту и ее мать. С ними идут и другие участники свадьбы. Веселятся всю ночь. Утром расходятся, по пути заходят гостить в дома, хозяева которых были на свадьбе.
На следующий день невеста в современном платье и фате и нарядный жених вместе с гостями едут на украшенных лентами и воздушными шарами машинах в клуб, где председатель колхоза или секретарь сельсовета в присутствии сельчан поздравляет молодых. Поездка заканчивается возложением цветов к памятнику погибшим на войне солдатам.

Так в свадьбе наших дней сливаются старые и новые обычаи.В семейных обрядах и общественных праздниках наиболее полно раскрывалось богатство музыкально-поэтического творчества марийцев. На свадьбу приглашались местные музыканты. Пели и танцевали на молодежных гуляниях. Песнями сопровождались трудовые процессы. Активное участие в них людей всех возрастов обеспечивало сохранение и дальнейшее развитие народных традиций. До последнего времени находились умельцы играть на старинных инструментах: волынке (шу-выр) с мехом из бычьего пузыря, барабане (тумбыр), деревянных трубах (пуч), на самодельных гуслях, скрипках, гармонях. Память народа сохраняет старые сказки и предания, обрядовые, лирические и шуточные песни. Музыкальные и танцевальные традиции живут сейчас в фольклорных коллективах .

Марийский поэт и киноактер Йыван Кырля (Иван Кириллович Иванов), сыгравший роль Мустафы в первом звуковом кино « Путевка в жизнь»