Реформы государственного управления России XVIII века. История россии

Центральное место в реформе занимал вопрос о земле. Изданный закон исходил из принципа признания за помещиками права собственности на всю землю в их имениях, также и на крестьянскую надельную. А крестьяне объявлялись только пользователями этой земли.

Чтобы стать собственником своей надельной земли, крестьяне должны были выкупить её у помещика.

Полное обезземеление крестьян было экономически не выгодной и социально опасной мерой: лишая помещиков и государство возможности получать прежние доходы с крестьян, оно создало бы многомиллионную массу безземельного крестьянства и тем самым могло бы вызвать всеобщее крестьянское недовольство. Требование предоставления земли было главным в крестьянском движении предреформенных лет.

Вся территория Европейской России была разделена на 3 полосы – нечернозёмную, чернозёмную и степную, а «полосы» делились на «местности».

В нечернозёмной и чернозёмной «полосах» устанавливались «высшая» и «низшая» нормы наделов. В степной одна - «узкая» норма.

Крестьяне бесплатно пользовались выгонами помещика, получали разрешение пасти скот в помещичьем лесу, на скошенном лугу и убранном помещичьем поле. Крестьянин, получив надел, ещё не становился полноправным хозяином.

Общинная форма землевладения исключала для крестьянина возможность продать свой надел.

При крепостном праве некоторая часть зажиточных крестьян имела собственные покупные земли.

Для ограждения интересов мелкопоместного дворянства особые «правила» устанавливали для них ряд льгот, что создавало более тяжёлые условия для крестьян в этих имениях. Наиболее обделёнными оказались «крестьяне-дарственники», получившие дарственные – «нищенские» или «сиротские» наделы. По закону, помещик не мог заставить крестьянина взять дарственный надел. Его получение освобождало от выкупных платежей, дарственник полностью порывал с помещиком. Но перейти «на дар» крестьянин мог только с согласия своего помещика.

Большинство дарственных проиграли и оказались в бедственном положении. В 1881 году министр внутренних дел Н.П. Игнатьев писал, что дарственники дошли до крайней степени нищеты.

Наделение крестьян землёй носило принудительный характер: помещик должен был предоставить надел крестьянину, а крестьянин взять его. По закону до 1870 года крестьянин не мог отказаться от надела.

«Положение о выкупе» допускало выход крестьянина из общины, но он был очень затруднён. Деятели реформы 1861 года П.П. Семёнов отметил: в течение первых 25 лет выкуп отдельных участков земли и выход из общины был редок, но с начала 80-х годов он стал «обычным явлением».

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 2.5 Крестьянский надел.:

  1. 11. Победа частной собственности на крестьянский надел и причины разорения свободных франков.
  2. Служебные земельные наделы: основания возникновения и прекращения права.
  3. Крестьянское движение. Образование Всеиндийского крестьянского союза
  4. 13) Безвозмездное срочное пользование земельными участками. Служебный надел.
  5. Крестьянский вопрос в России первой половине XIX века. Попытка его решения. Подготовка крестьянской реформы.
  6. 11.7. Правовой режим земель крестьянских (фермерских) хозяйств. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства как субъекта земельного права
  7. 54. В соответствии с Законом РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 22.11.1990 года, крестьянские (фермерские) хозяйства были созданы как:
  8. 15.Социальная политика Николая I. «Крестьянский вопрос» во второй четверти XIX века и секретные комитеты. Историография «крестьянского вопроса» во второй четверти XIX века

Помещичье хозяйство, базировавшееся на подневольном крепостном труде, всё более приходило в упадок. Показателем упадка помещичьих хозяйств был и рост задолженности помещиков кредитным учреждениям и частным лицам. Другой важной причиной, заставившей помещиков пойти на отмену крепостного права, был социальный фактор - нарастание из десятилетие в десятилетие крестьянских бунтов. Существенный ущерб помещичьему хозяйству наносили заведомо плохое выполнение барщины, задержки в уплате оброка, потравы помещичьих лугов и полей, лесные порубки.

Поражение в Крымской войне открыло глаза царизму на главную причину экономической и военно-технической отсталости страны - крепостное право - и на социальную опасность его дальнейшего сохранения. Крепостная Россия не выдержала военного соперничества с коалицией более экономически развитых и технически лучше оснащенных европейских стран. Экономический кризис неизбежно породил и кризис социальный. Крестьянский протест уже не ограничивался локальными, разрозненными бунтами и выливался в массовые движения, охватывавшие одновременно сотни тысяч крестьян десятков губерний.

Впервые о необходимости отмены крепостного права Александр II официально заявил в краткой речи, произнесенной им 30 марта 1856 г. перед представителями московского дворянства. Однако в течение 1856 г. практически ничего не было сделано в этом направлении, кроме разве того, что со стороны правительства предпринимались попытки выяснить отношение дворянства к реформе и добиться от него инициативы в деле освобождения крестьян.

Интересы помещиков нечерноземных губерний России с более развитыми в этом регионе товарными отношениями, отражал проект тверского губернского предводителя дворянства А. М. Унковского. Проект отражал стремление помещиков нечерноземной полосы в быстрейшей ликвидации крепостных отношений и к получению максимального выкупа с целью организации своего хозяйства на предпринимательских началах.

Интересы помещиков черноземной полосы, где преобладало барщинное хозяйство и где земля особенно высоко ценилась, воплотил проект крупного помещика М. П. Позена. Проект выражал стремление помещиков черноземных губерний к сохранению в своих руках максимального количества земли, но вместе с тем и их незаинтересованность в полном обезземелении крестьян.

Интересы помещиков степной полосы, с преобладанием крупного помещичьего хозяйства, выражал проект известного славянофила Ю. Ф. Самарина. В этом проекте Самарин предусматривал необходимость личного освобождения крестьян с землей и предоставления им гражданских прав. Но ввиду недостатка в степной полосе рабочих рук он считал необходимым установить "переходный период" сроком на 10-12 лет.

Выработка оснований крестьянской реформы сначала была возложена на Министерство внутренних дел. Судьбы крестьянства решались в губернских комитетах и центральных учреждениях, готовивших реформу. 4 декабря 1858 г. Главный комитет принял новую программу реформы, предусматривавшую предоставление крестьянам их наделов в собственность посредством выкупа, правительственное содействие выкупу путем организации кредита, введение крестьянского самоуправления в рамках сельской общины. Эта программа и легла в основу проекта "Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости".

4 марта 1859 г. в качестве "рабочего" органа при Главном комитете были учреждены Редакционные комиссии. На них возлагались: рассмотрение материалов, представленных губернскими комитетами, и составление проектов законов об освобождении крестьян. Одна комиссия должна была подготовить проект "Общего положения о крестьянах", другая - проект "местных положений по поземельном устройстве крестьян". 10 октября 1860 г. Редакционные комиссии завершили свою работу, и проект "Положений" поступил в Главный комитет по крестьянскому делу, где он обсуждался до 14 января 1861 г. Здесь проект подвергся новым изменениям в пользу помещиков: прежде всего снова были понижены нормы крестьянских наделов в некоторых местностях, увеличен оброк в местностях, "имеющих особые промышленные выгоды". 28 января 1861 г. проект поступил на рассмотрение последней инстанции - Государственного совета. Члены Государственного совета сочли необходимым ввести новое дополнение к проекту в пользу помещиков. По предложению крупного землевладельца князя П. П. Гагарина был внесен пункт о праве помещиков предоставлять крестьянам (правда, по соглашению с ними) сразу в собственность бесплатно ("в дар") четверть надела.

Ликвидация феодальных отношений в деревне - не единовременный акт 1861 г., а длительный процесс, растянувшийся более чем на два десятилетия. Полное освобождение крестьяне получали не сразу с момента обнародования Манифеста и "Положений" 19 февраля 1861 г. В Манифесте объявлялось, что крестьяне в течение еще двух лет (до 19 февраля 1863 г. - такой срок устанавливался для введения в действие "Положений") обязаны были отбывать хотя и в несколько измененном виде, но по сути дела те же самые повинности, что и при крепостном праве. Отменялись лишь особо ненавистные крестьянам так называемые "добавочные сборы" натурой: яйцами, маслом, льном, холстом, шерстью, грибами и пр. Но и после 1863 г. крестьяне долгое время находились на положении "временно обязанных". Окончательная дата перевода на выкуп и, следовательно, прекращения временно-обязанного положения крестьян законом не была определена. Однако разрешался перевод крестьян на выкуп сразу по обнародовании "Положений" - либо по обоюдному соглашению их с помещиком или по его одностороннему требованию. По Манифесту крестьяне сразу получали личную свободу. Со дня обнародования Манифеста 19 февраля 1861 г. предусматривалось ввести в селениях бывших помещичьих крестьян в девятимесячный срок "крестьянское общественное управление". Большое значение в проведении в жизнь крестьянской реформы на местах имел созданный летом 1861 г. институт мировых посредников, на которых были возложены многочисленные посреднические и административные функции: проверка, утверждение и введение уставных грамот (определявших пореформенные повинности и поземельные отношения крестьян с помещиками), удостоверение выкупных актов при переходе крестьян на выкуп, разбор споров между крестьянами и помещиками, утверждение в должности сельских старост и волостных старшин, надзор за органами крестьянского самоуправления.

Центральное место в реформе занимал вопрос о земле. Изданный закон исходил из принципа признания за помещиками права собственности на всю землю в их имениях, в том числе и на крестьянскую надельную, а крестьяне объявлялись лишь пользователями этой земли, обязанными отбывать за нее установленные "Положениями" повинности (оброк или барщину). Чтобы стать собственником своей надельной земли, крестьянин должен был выкупить ее у помещика.

Во время подготовки реформы, как уже отмечалось выше, был однозначно отвергнут принцип безземельного освобождения крестьян. Но если полное обезземеление крестьян в силу указанных соображений было невозможно, то и наделение их достаточным количеством земли, которое поставило бы крестьян в независимое положение от помещиков, было им невыгодно. Поэтому разработчики закона определили такие нормы надела, которые из-за их недостаточности привязали бы крестьянское хозяйство к помещичьему путем неизбежной для него аренды земли у своего бывшего барина. Отсюда и явились на свет пресловутые "отрезки" от крестьянских наделов, составившие в среднем по стране свыше 20% и достигавшие в некоторых губерниях 30-40% от их дореформенных размеров.

Как уже было отмечено выше, завершающим этапом крестьянской реформы являлся перевод крестьян на выкуп, однако закон 19 февраля 1861 г. окончательного срока завершения такого перевода не устанавливал.

Крестьянская реформа 1861 г., несмотря на свою непоследовательность и противоречивость, явилась в конечном счете важнейшим историческим актом прогрессивного значения. Она стала переломным моментом, гранью между Россией крепостной и Россией свободного предпринимательства, создав необходимые условия для утверждения капитализма в стране. По сравнению с крепостной эпохой резко возросли темпы экономического развития, сложилась новая социальная структура, характерная для капиталистической страны: сформировались новые социальные слои населения - пролетариат и промышленная буржуазия.



Начавшиеся во второй половине XVII в. преобразования нашли свое логическое завершение в правлении Петра I (сына Алексея Михайловича).

Петр был провозглашен царем в 1682 г., но в реальности существовало так называемое “троевластное правление”, т.е. совместно с братом Иваном и царевной Софьей, которая сосредоточила всю власть в своих руках. Петр и его мать жили в подмосковных селах Преображенском, Коломенском, Семеновском.

В 1689 г. Петр при поддержке многих бояр, дворян и даже Московского патриарха лишил Софью власти, заточив в монастырь. До 1696 г. (до своей смерти) Иван оставался “церемониальным царем”, т.е. формально разделял с Петром власть.

С 90-х годов XVII в. начинается новая эпоха, связанная с преобразованиями Петра I, затронувшими все стороны жизни российского общества. Как образно замечали горячие поклонники Петра, фактически XVIII век начался раньше грандиозного фейерверка, устроенного в Москве 1 января 1700 г. по случаю нового столетия.

Военные реформы

Реформы Петра I направлялись условиями его времени. Этот царь не знал мира, всю жизнь он воевал: вначале с сестрой Софьей, затем с Турцией, Швецией. Не только для победы над противником, но и для того, чтобы занять достойное место в мире, Петр I начал свои преобразования. Исходным пунктом реформ послужили Азовские походы (1695-1696 гг.) .

В 1695 г. русские войска осадили Азов (турецкую крепость в устье Дона), но из-за недостатка вооружения и отсутствия флота взять Азов не удалось. Осознав это, Петр со свойственной ему энергией принялся за строительство флота. Было принято решение организовать Кумпанства, которые и занимались бы строительством кораблей. Единое Кумпанство, которое составляли купцы и посадские люди, было обязано построить 14 кораблей; Адмиралтейство — 16 кораблей; по одному кораблю — обязательство с каждых 10 тысяч помещичьих крестьян и 8 тысяч монастырских. Флот строился на реке Воронеж у впадения ее в Дон. В 1696 г. русские морские силы одержали первую победу — Азов был взят. На следующий год Петр отправляет в Европу так называемое Великое посольство из 250 человек. В его составе под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова находился сам царь. Посольство посетило Голландию, Англию, Вену. Как считал , идея поездки за границу (Великое посольство) возникла у Петра I в результате начавшихся преобразований. За знаниями и опытом отправился царь в Европу в 1697-1698 гг. Исследователь А.Г. Брикнер, напротив, считал, что именно после поездки в Европу у Петра I возник план реформ.

Летом 1698 г. поездка была прервана из-за полученного донесения о бунте стрельцов. Царь принял личное участие в казнях, Софья была пострижена в монахини. Стрелецкое войско подлежало расформированию. Царь приступил к реорганизации армии и продолжил строительство флота. Интересно отметить, что помимо осуществления общего руководства Петр принимал непосредственное участие в создании флота. Сам царь без помощи иностранных специалистов построил 58-пушечный корабль «Предестинация» («Божье предвидение»). Еще в 1694 г. во время морского похода, устроенного царем, впервые был поднят российский бело-сине-красный флаг.

С началом войны со Швецией строительство флота было начато и на Балтике. К 1725 г. флот на Балтике насчитывал 32 линейных корабля с вооружением от 50 до 96 пушек каждый, 16 фрегатов, 85 галер и множество других более мелких судов. Общая численность русских военных моряков составляла около 30 тыс. Петр лично составил Устав морской , где было записано “Только тот государь обе руки имеет, который и войско сухопутное, и флот имеет”.

Петр I избрал новый принцип комплектования армии: рекрутские наборы . С 1699 по 1725 гг. было проведено 53 набора, давших армии и флоту более 280 тыс. человек. Рекруты проходили военную подготовку, получали казенное вооружение и обмундирование. В армию набирались также и “охочие люди” из свободных крестьян с жалованием 11 рублей в год.

Уже в 1699 г. Петр сформировал помимо двух гвардейских полков — Преображенского и Семеновского — 29 пехотных и 2 драгунских. К концу его царствования общая численность русской армии составляла 318 тыс. человек.

Петр строго обязал всех дворян нести военную службу, начиная с солдатского чина. В 1716 г. был издан Устав воинский , который регламентировал порядок в армии в военное и мирное время. Подготовка офицерских кадров осуществлялась в двух военных школах — Бомбардирской (артиллерийской) и Преображенской (пехотной). Впоследствии Петр открыл морскую, инженерную, медицинскую и другие военные школы, что позволило ему в конце своего царствования полностью отказаться от приглашения иностранных офицеров на русскую службу.

Реформа государственного управления

Из всех преобразований Петра I центральное место занимает реформа государственного управления, реорганизация всех его звеньев.

Главная цель этого периода состояла в том, чтобы обеспечить решение важнейшей проблемы — победы в . Уже в первые годы войны стало ясно, что старый государственный механизм управления, главными элементами которого были приказы и уезды, не обеспечивает нарастающие потребности самодержавия. Это проявилось в нехватке для армии и флота денег, провианта, различных припасов. Радикально решить эту проблему Петр надеялся с помощью областной реформы — создания новых административных образований — губерний, объединявших несколько уездов. В 1708 г . было образовано 8 губерний : Московская, Ингерманландская (Санкт-Петербургская), Киевская, Смоленская, Архангелогородская, Казанская, Азовская, Сибирская.

Основной целью этой реформы было обеспечить армию всем необходимым: устанавливалась прямая связь губерний с полками армий, которые распределялись по губерниям. Связь осуществлялась через специально созданный институт кригскомиссаров (так называемых военных комиссаров).

На местах была создана разветвленная иерархическая сеть бюрократических учреждений с большим штатом чиновников. Прежняя система “приказ — уезд” была удвоена: “приказ (или канцелярия) — губерния — провинция — уезд”.

В 1711 г. был создан Сенат . Самодержавие, значительно усилившееся во второй половине XVII в., уже не нуждалось в институтах представительства и самоуправления.

В начале XVIII в. фактически прекращаются заседания Боярской Думы, управление центральным и местным государственным аппаратом переходит к так называемой “Консилии министров” — временному совету начальников важнейших правительственных ведомств.

Особенно важной была реформа Сената, занявшего ключевое положение в государственной системе Петра. Сенат сосредоточивал судебные, административные и законосовещательные функции, ведал коллегиями и губерниями, назначал и утверждал чиновников. Неофициальным главой Сената, состоящего из первых сановников, был генерал-прокурор , наделенный особыми полномочиями и подчиненный только монарху. Создание должности генерал-прокурора положило основание целому институту прокуратуры, образцом для которого был французский административный опыт.

В 1718 — 1721 гг . была преобразована система приказного управления страной. Было учреждено 10 коллегий , каждая из которых ведала строго определенной отраслью. Например, Коллегия чужестранных дел — внешними сношениями, Военная — сухопутными вооруженными силами, Адмиралтейская — флотом, Камер-коллегия — сбором доходов, Штатс-контор коллегия — расходами государства, Коммерц-коллегия — торговлей.

Церковная реформа

Своеобразной коллегией стал Синод , или Духовная коллегия, учрежденный в 1721 г. Уничтожение патриаршества отражало стремление Петра I ликвидировать немыслимую при самодержавии петровского времени “княжескую” систему церковной власти. Объявив себя фактически главой церкви, Петр уничтожил ее автономию. Более того, он широко использовал институты церкви для проведения своей политики.

Наблюдение за деятельностью Синода поручалось специальному государственному чиновнику — оберпрокурору .

Социальная политика

Социальная политика носила продворянский и крепостнический характер. Указ 1714 г. о единонаследии устанавливал одинаковый порядок наследования недвижимых имений, без различия поместий и вотчин. Слияние двух форм феодального землевладения — вотчинного и поместного — завершило процесс консолидации класса феодалов в единый класс — сословие дворян и укрепило его господствующее положение (часто на польский манер дворянство называли шляхетством).

Чтобы вынудить дворян думать о службе как о главном источнике благосостояния, ввели майорат - запретили продавать и закладывать земельные владения, в том числе родовые. Новый принцип, отраженный в Табели о рангах 1722 г . усилил дворянство за счет притока выходцев из других сословий. С помощью принципа личной выслуги, строго оговоренных условий повышения по лестнице чинов, Петр превратил массу служилых в военно-бюрократический корпус, полностью ему подчиненный и зависимый только от него. Табель о рангах разделил военную, гражданскую и придворные службы. Все должности разделялись на 14 рангов. Чиновник, достигший восьмого класса (коллежский асессор) или офицер, получал потомственное дворянство.

Городская реформа

Существенной была реформа в отношении жителей городов. Петр решил унифицировать социальную структуру города, привнеся в нее западноевропейские институты: магистраты, цеха и гильдии . Эти институты, имевшие глубокие корни в истории развития западноевропейского средневекового города, были привнесены в русскую действительность насильно, административным путем. Главный магистрат руководил магистратами других городов.

Посадское население было разделено на две гильдии : первую составили “первостатейные”, куда вошли верхи посада, богатые купцы, ремесленники, горожане интеллигентных профессий, а во вторую гильдию включили мелких лавочников и ремесленников, которые, кроме того, были объединены в цеха по профессиональному признаку. Все остальные горожане, не вошедшие в гильдии, подлежали проверке с целью выявления среди них беглых крестьян и возвращения их на прежние места жительства.

Налоговая реформа

Война поглощала 90% государственных расходов, многочисленные повинности несли крестьяне и горожане. В 1718 — 1724 гг. была проведена подушная перепись мужского населения. Помещикам и монастырям велено было подать "сказки" (сведения) о своих крестьянах. Правительство поручило гвардейским офицерам провести ревизию поданных ведомостей. С тех пор переписи стали называться ревизиями, а единицей налогообложения вместо крестьянского двора становилась “душа”. Все мужское население должно было платить подушную подать .

Развитие промышленности и торговли

В результате преобразований Петра I стало активно развиваться мануфактурное производство, создаваться промышленность. К концу XVII в. в стране насчитывалось около 30 мануфактур. В годы петровского правления их стало более 100. Начинается движение в сторону преодоления технико-экономической отсталости России. В стране вырастает крупная промышленность, особенно металлургическая (на Урале), текстильная и кожевенная (в центре страны), возникают новые отрасли производства: судостроение (Петербург, Воронеж, Архангельск), стеклянное и фаянсовое дело, производство бумаги (Петербург, Москва).

Русская промышленность создавалась в условиях крепостничества. На заводах работали посессионные (купленные заводчиками) и приписные (платившие государству подати не деньгами, а работой на заводе) крестьяне. Русская мануфактура была фактически как крепостная вотчина.

Развитие промышленного и ремесленного производства способствовало развитию торговли. В стране шел процесс создания общероссийского рынка. В целях поощрения купечества в 1724 г. был введен первый торговый тариф, облагавший вывоз за границу русских товаров.

Центральное место в реформе занимал вопрос о земле. Изданный закон исходил из принципа признания за помещиками права собственности на всю землю в их имениях, также и на крестьянскую надельную. А крестьяне объявлялись только пользователями этой земли. Чтобы стать собственником своей надельной земли, крестьяне должны были выкупить её у помещика.

Полное обезземеление крестьян было экономически не выгодной и социально опасной мерой: лишая помещиков и государство возможности получать прежние доходы с крестьян, оно создало бы многомиллионную массу безземельного крестьянства и тем самым могло бы вызвать всеобщее крестьянское недовольство. Требование предоставления земли было главным в крестьянском движении предреформенных лет.

Вся территория Европейской России была разделена на 3 полосы – нечернозёмную, чернозёмную и степную, а «полосы» делились на «местности».

В нечернозёмной и чернозёмной «полосах» устанавливались «высшая» и «низшая» нормы наделов. В степной одна - «узкая» норма.

Крестьяне бесплатно пользовались выгонами помещика, получали разрешение пасти скот в помещичьем лесу, на скошенном лугу и убранном помещичьем поле. Крестьянин, получив надел, ещё не становился полноправным хозяином.

Общинная форма землевладения исключала для крестьянина возможность продать свой надел.

При крепостном праве некоторая часть зажиточных крестьян имела

собственные покупные земли.

Для ограждения интересов мелкопоместного дворянства особые «правила» устанавливали для них ряд льгот, что создавало более тяжёлые условия для крестьян в этих имениях. Наиболее обделёнными оказались «крестьяне-дарственники», получившие дарственные – «нищенские» или «сиротские» наделы. По закону, помещик не мог заставить крестьянина взять дарственный надел. Его получение освобождало от выкупных платежей, дарственник полностью порывал с помещиком. Но перейти «на дар» крестьянин мог только с согласия своего помещика.

Большинство дарственных проиграли и оказались в бедственном положении. В 1881 году министр внутренних дел Н.П. Игнатьев писал, что дарственники дошли до крайней степени нищеты.

Наделение крестьян землёй носило принудительный характер: помещик должен был предоставить надел крестьянину, а крестьянин взять его. По закону до 1870 года крестьянин не мог отказаться от надела.

«Положение о выкупе» допускало выход крестьянина из общины, но он был очень затруднён. Деятели реформы 1861 года П.П. Семёнов отметил: в течение первых 25 лет выкуп отдельных участков земли и выход из общины был редок, но с начала 80-х годов он стал «обычным явлением».

Современная теория
Современные представления о происхождении российского государства включают в себя следующие положения. 1. Рюрик – это реальная историческая личность и он выходец из варягов (норманнов). 2. Древнерусское государство с самого начала формировалось в тесном взаимодействии с другими народами и государствами, что позволило говорить о наличи...

История появления алкоголя на Руси. Появление алкоголизма на Руси
Точная дата появления винокурен на Руси неизвестна, но наиболее вероятным можно считать период с 1448-1478 годов. Где-то в этот промежуток времени создается российское винокурение и изобретается технология выгонки хлебного спирта. Известно, что в 1478 году хлебное вино было уже настолько популярно, что была введена казенная монополия н...

Развитие систем ГХ в советский и постсоветский период
В начале 20-х годов в советском государстве был осуществлен переход к нэпу, суть этой политики заключалась в частичном возврате к рыночным механизмам. Определенное экономическое оживление и некоторое упорядочение общественной жизни создали условия для возрождения крупных городов и для восстановления городских хозяйственных систем. Для р...

А. Давайте вспомним, как на протяжении первой половины 19 в. в России стало постепенно ограничиваться крепостного права . В 19 в. в России при Александре Первом, а затем при Николае Первом началось постепенное ограничение крепостного права. В 1826 г. был образован Секретный комитет для выработки решений по крестьянскому вопросу, а в 1830 – гг. было образовано ряд секретных комитетов, Большая роль в их работе принадлежит Киселеву и Канкрину. Какие результаты были достигнуты к 1861 г. в крестьянском вопросе?

В 1803 г. был принят закон о вольных хлебопашцах, ими стали 112 тыс. душ.

В 1804 г. в Остезейских губерниях (Лифляндия и Эстляндия) крестьянам предоставляют личные права, ограничивалась барщина двумя днями в неделю, крестьян запрещено продавать и т. д.

При Николае Первом также было установлено ряд ограничительных мер. Среди них:

Если у крестьян меньше 4.5 га земли, то они переходили под государственное управление (1827 г.);

Запрещено продавать крестьян для работы в шахтах и ссылать в Сибирь (1827 г.);

Запрещено продавать крестьян в розницу (1841 г.);

Запрещено безземельным дворянам покупать крестьян (1843 г.);

Разрешено крестьянам при согласии помещика приобретать недвижимую собственность (1848 г.);

Мы все говорим об Александре и Николае, но начал то все Павел, который в 1797 г. начал с запрещения эксплуатировать крестьян на барщине свыше трех дней в неделю.

Б. Рассмотрим проекты реформ. Вся работа была сосредоточена в пятом отделении. Деятельность секретного комитета (1857 г., шеф жандармов граф Орлов), преобразованного в Главный комитет по крестьянским делам. Дворянские комитеты по крестьянским делам.

Рассмотрим Помещичьи проекты отмены крепостного права . Во всех губернских комитетах развернулась борьба между двумя группами помещиков - либералами , т. е. теми, кто выступал за освобождение крестьян и крепостниками , которые были против. Лагерь крепостников составляли, прежде всего, самые крупные и самые мелкие помещики.

Мелкопоместные дворяне составляли в России примерно 40,0 % всех помещиков, и они владели только 3,0 % всех крепостных. У каждого их них было несколько семей крепостных крестьян, и мелкопоместный помещик жил за их счет. После освобождения крестьян эти мелкопоместные дворяне не только не имели средств для перестройки своего хозяйства, но и вообще лишались источников существования.

Крупнейшие помещики составляли примерно 3,0 % российских дворян, но они владели половиной всех крепостных. Эти помещики не занимались своим хозяйством, но при этом тысячи и десятки тысяч крепостных обеспечивали им достаточный доход для роскошной жизни в столице или за границей даже при плохом хозяйствовании.

Помещики "средней руки" составляли немногим более половины российского дворянства, и они владели примерно половиной крепостных крестьян. Они могли, а многие и хотели перевести свое хозяйство на капиталистические рельсы, и именно представители этой группы средних феодалов составляли лагерь либералов. А вот внутри уже этой группы были различия на помещиков черноземной, нечерноземной и степной полосы.

Интересы либеральных помещиков нечерноземной полосы отражал проект тверского губернского предводителя дворянства Унковского . В своей "Записке", поданной Александру - II, он предлагал освободить крестьян сразу, но с "вознаграждением" помещиков как за землю, предоставленную в надел крестьянам, так и "за самих освобожденных крестьян". Проект Унковского отражал стремление помещиков нечерноземной полосы к быстрейшей ликвидации крепостных отношений и к получению максимального выкупа с целью организации своего капиталистического хозяйства.

Интересыпомещиков черноземной полосы , где преобладало связанное с рынком барщинное хозяйство, и где земля особенно высоко ценилась, воплотил проект крупного полтавского помещика Позена . Его проект отражал стремление помещиков черноземных губерний к сохранению в своих руках максимального количества земли, но вместе с тем и их не заинтересованность в полном обезземеливании крестьян.

Сохранение крестьянского хозяйство было, по их мнению, необходимым условием обеспечения помещиков рабочей силой. Таким образом, помещики Черноземья готовы были довольствоваться небольшим выкупом, но не хотели отдавать крестьянам землю.

Интересыпомещиков степной полосы , относительно слабо заселенной с преобладанием крупного помещичьего хозяйства, выражал проект помещика Самарской губернии Самарина . В этом проекте предусматривалась необходимость личного освобождения крестьян с землей и предоставления им гражданских прав. Но ввиду недостатка в степной полосе рабочих рук Самарин считал необходимым установить "переходный период" сроком на 10 - 12 лет. На время этого периода должно было сохраниться отбывание крестьянами барщинных работ за надельную землю и право вотчинной полиции за помещиком в его имении.

Если посмотреть и сравнить все эти проекты, то, несмотря на различия, всех их объединяло стремление сохранить помещичье землевладение, а также создать условия для перестройки помещичьего хозяйства.

Подготовка крестьянской реформы. Выработка положений крестьянской реформы сначала была возложена на Министерство внутренних дел. Однако в январе 1857 г. для этой цели был образован Секретный комитет под председательством князя Орлова . Спустя год он был переименован в "Главный комитет по крестьянскому делу". Его руководителем был назначен великий князь Константин Николаевич , убежденный сторонник освобождения крестьян. В качестве "рабочего" органа при Главном комитете была организована Редакционная комиссия, председателем которой был назначен Ростовцев .

В середине февраля 1861 г. в Государственном совете было завершено обсуждение подготовленного проекта закона об отмене крепостного права. А 19 февраля 1861 г., т. е. как раз в шестую годовщину восшествия Александра - II на престол, это положение было подписано императором. Одновременно им был подписан и Манифест, возвещавший об освобождении крестьян от крепостной зависимости.

Рассмотрим общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости (Х., стр. 524 – 543).

Введение, ст. 1 – 2. Крестьяне объявлялись лично свободными, и они получали гражданские права. Это означало, что теперь они могли заключать различные имущественные и гражданские сделки, открывать собственные предприятия, переходить в другие сословия, уезжать в другие населенные пункты страны, вступать в брак и т. д. без согласия помещика.

Разберем, что собой представлял Крестьянский надел. Центральное место в реформе занимал вопрос о земле. Принятый 19 февраля закон исходил из принципа признания за помещиками права собственности на всю землю в их имениях, в том числе и на крестьянскую надельную. Крестьяне объявлялись лишь пользователями этой земли, обязанными отбывать за нее установленные повинности. Чтобы стать собственником своей надельной земли, крестьянин должен был выкупить ее у помещика.

При определении норм крестьянских наделов учитывались особенности местных природно-климатических условий. Исходя из этого, вся территория европейской России делилась на три природно-экономических полосы - нечерноземную, черноземную и степную. Это было сделано для того, чтобы определить нормы крестьянских наделов. При этом в нечерноземной и черноземной полосах устанавливались высшая норма и низшая норма. Размер высшей нормы составлял треть высшей нормы. Размер нормы высшего надела в черноземной полосе составлял от 3 до 4,5 десятин на ревизскую душу. Что такое десятина? Это земельная площадь чуть больше гектара, т. е. 100+100 метров.

Закон предусматривал отрезку от крестьянского надела в пользу помещиков части земли в том случае, если дореформенные его размеры превышали "высшую" норму и прирезку, если он не достигал "низшей" нормы. Таким образом, предполагалось, что если у крестьян размеры наделов будут меньше низшей нормы, то им прирежут часть земли. Однако на практике это случалось крайне редко.

Дарственные наделы. Крестьянские наделы могли подвергнуться и дальнейшему уменьшению. В частности, крестьяне могли получить часть положенной им нормы надела, но без выкупа. Это была примерно четвертая часть минимального земельного надела - так называемый "дарственный " надел. Такие "дарственные" наделы, по другому они назывались четвертные, получили примерно полмиллиона крестьян. В основном в Поволжье и Малороссии, где земля была высокого качества.

Подведем итоги и попробуем определить Результаты аграрной реформы. В результате реформы у крестьян земли оказалось меньше, чем до реформы 1861 г. Крестьяне потеряли от своих наделов в виде отрезков свыше 20% своей земли, а в черноземных губерниях - до 40% своих наделов. Тяжесть отрезков для крестьян заключалась не только в их размерах. Особое значение имело то, какие земли попадали в отрезки. Крестьяне часто лишались необходимых им угодий (лугов, выгонов, водопоев), без которых невозможно было вести полноценное крестьянское хозяйство. Крестьяне вынуждены были арендовать эти "отрезанные" земли у помещика, что в дальнейшем стало основой отработочной системы ведения помещичьего хозяйства.

Крестьянское земледелие было "утеснено" не только отрезками, но и также лишением крестьян лесных угодий.

При крепостном праве крестьяне бесплатно пользовались выгонами помещиков, получали разрешение пользоваться лесом и т. д. С отменой крепостного права крестьяне могли пользоваться помещичьими угодьями, как и лесом, только за плату. Если раньше крестьяне свободно ходили в ближайший лес по грибы, ягоды и за хворостом, то теперь они должны были покупать специальные "билеты" у помещика.

Эта носила реформа дворянский характер, и это имело далеко идущие последствия для России. Суть в том, что сдерживали развитие внутреннего рынка. Получалось, что заработанные деньги крестьяне несли не на рынок для покупки товаров, а отдавали помещику. В результате покупательная способность основной части населения очень низкая и товары крестьяне не покупают. Раз нет реализации, то это тормозит развитие промышленности, нет рынка сбыта, она не может работать на склад – ей нужны оборотные средства. Это во – первых. С другой стороны, крестьянам позарез нужны деньги. Где они могут их заработать. Во – первых, у себя в деревне, нанимаясь к помещику. Но раз ты сам ищешь работу, то вынужден соглашаться на условия работодателя. В результате помещик был обеспечен дешевой рабочей силой и ему не было смыла приобретать современную технику, использовать новые сорта, удобрения и т. д. Хозяйство и без этого функционирует. В российской деревне складывается так называемая отработочная система, оно пошло по прусскому пути развития. Т. е. консервация старых отношений, в отличие от американского пути развития сельского хозяйства. Вспомните, что такое американский путь развития сельского хозяйства? 1862 г. – Гомстед – акт!

И второе последствие такой половинчатой реформы! Крестьянин, не всегда имея возможность заработать в деревни, что рассчитаться по выкупным платежам, устремился в город. На предприятия. Избыток рабочей силы приводил, во – первых, к низкой оплате труда (в 4 раза ниже, чем в США – трудовая миграция, 5 млн. уезжают только в США). А во вторых, есть такие фондовооруженность. Она в России очень низкая – дешевый рабочий труд делал невыгодным покупку современной техники да крестьяне не имели соответствующей квалификации. Чтобы на ней работать. Дешевле было нанять лишнюю сотню дешевых рабочих, и они заменяли любую машину. А раз, то по численности занятых на предприятиях, т. е. по концентрации производств, а Россия занимала первое место в мире. Это очень тревожный показатель.

Мы это только сейчас это начинаем осознавать. Т. е. огромная концентрация бедного, но организованного пролетариата создавала благоприятную среду для работы террористов, к которым относились как эсеры, так и большевики. А пролетариату нечего было терять, кроме своих цепей, как писали классики. Вот мы и получили победу якобинцев, которые в отличие от Франции, в России смогли удержать государственную власть.

Показать учебник по ИЭ. ять лишнюю сотню дешевых рабочих и они заменяли любую машину. играиция, 4 млн. руда (в 4 раза ниже, чем в США - трудовая чтло рассчитаться по выкупным платежам, устремился в город. ь новые

2. Земская и городская реформы, их значение для буржуазного развития страны.

Земская реформа. 1 января 1864 г. было утверждено Поло жение о губернских и уездных земских учреждениях. На них возлагались: заведование капиталами, имуществ и деньгами земства; содержание земских зданий и путей сообщена меры по обеспечению «народного продовольствия», мероприятия по благотворительности, взаимное земское страхование имущества; попечение о развитии местной торговли и промышленности; санитарные меры, участие в хозяйственных отношениях в области здравоохранения и образования.

Законом предусматривалось создание трех избирательных курий:

Курия уездных землевладельцев , состоявшая преимущественно дворян-помещиков, для участия в которой требовался высокий имущественный ценз. Уездные землевладельцы с меньшим цензом участвовали в выборах через уполномоченных;

Городская курия, участники которой должны были располагать купеческим свидетельством либо предприятием определенного размера;

Сельская курия, в которой не был установлен имущественный ценз, но введена система трехступенчатых выборов: крестьяне, собравшиеся на волостной сход, посылали своих выборщиков на собрание, которое избирало земских гласных.

Аппарат земств состоял из распорядительных органов - губернских и уездных земских собраний и исполнительных органов - уездных и губернских земских управ (в структуру последних входили постоянные канцелярии, разделяющиеся на отделы). Свои хозяйственные земства решали на средства, собираемые с населения в виде специального налога.

Во главе собраний и управ стояли выборные председатели , они, кроме того, что руководили деятельностью земских учреждений, председательствовали от их имени в местных правительственных учреждениях (присутствиях по крестьянским делам).

Председателями земских собраний были предводители дворянства . Земское собрание и земская управа избирались на три года. Губернское земское собрание избиралось членами уездных собраний. Председа тель уездной управы утверждался в должности губернатором, председатель губернской управы - министром внутренних дел.

Нужно отметить, что земская реформа не сформировала стройной и централизованной системы. В ходе ее реализации не было создано орга­на, возглавлявшего и координировавшего работу всех земств. Когда в 1865 г. Санкт-Петербургское губернское земское собрание поставило вопрос об образовании такого органа, собрание было попросту закрыто правительством. Существование земских учреждений допускалось толь­ко на губернском и уездном уровнях.

Реформа не создала также и низшего звена, которое могло бы зам­кнуть систему земских учреждений, - волостного земства . Попытки многих земских собраний на своих первых сессиях поставить этот вопрос были пресечены правительством в самом зародыше. Не решившись сде­лать земства исключительно дворянскими учреждениями, правительство законодательным путем все же внедрило в руководство земств предста­вителей этого сословия: председателями земских собраний стали предво­дители губернского и уездного дворянства.

Отсутствие достаточных материальных средств (они формировались: за счет обложения специальным налогом местного населения, поскольку в 1866 г. было запрещено облагать налогом торговые и промышленные предприятия) и собственного исполнительского аппарата усиливало за­висимость земств от правительственных органов.

По Закону 1851 г. (Уставу о земских повинностях) все земские по винности делились на государственные и губернские . К первым относились: содержание почтовых станций, постройка и содержание дорог, содержание земской полиции и т.п.

Ко вторым- содержание местных дорог, квартирная повинность и т.п. После создания земских учреждений вместо земского сбора эти органы получили право самообложения, т.е. собирать с местного населения налоги. Уже в 1866 г. по инициативе Министерства финансов был принят закон, ограничивающий права земств при обложении промышленного и торгового капиталов. Это прерогатива казны.

Все же земствам удалось внести значительный вклад в развитие сельского хозяйства, промышленности, средств связи, системы здравоохранения и народного просвещения. Земства стали своеобразной политической школой, через которую прошли многие представители либерального и демократического общественных направлений. В этом плане скую реформу можно оценивать как буржуазную по своему характеру.

Городская реформа.